Меню Рубрики

Анализ закаливания детей в доу

В день наблюдения в группе проводились следующие закаливающие мероприятия:

В отсутствии детей было организовано сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком.

Воспитатель и младший воспитатель тщательно следят за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20°С).

Проводилась утренняя гимнастика в хорошо проветренном зале и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда.

Температура под одеялом достигает 38-39°С, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20°С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата.

Была организована ходьба босиком по ребристой доске после дневного сна.

В течение дня неоднократно предлагалось детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

Дети делали обширное умывание прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирался индивидуальным полотенцем.

Было организовано полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи.

Спальня перед сном детей проветривалась не менее получаса.

Было организовано одевание и раздевание детей в групповой комнате.

Воспитатель следил за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей.

Подъём был организован по мере пробуждения детей.

4. Организация детей на прогулку

Воспитатель первой вывел подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождал помощник воспитателя.

Воспитатель следил за тем, чтобы дети были одеты по погоде.

Во избежание переохлаждения организовывал двигательную деятельность: подвижные, спортивные игры, общеразвивающие упражнения.

5. Проводилась работа по профилактике простудных заболеваний, такая как аромотерапия чесноком, в саду проводится витаминизация третьего блюда.

6. Проводилась ознакомительная работа с родителя по проведению оздоровительных мероприятий.

Кроме того составлен план оздоровительной работы на месяц, включающий в себя комплексы утренней зарядки, дыхательных упражнений, гимнастики пробуждения и физкультминуток.

Ведется папка здоровья с указанием актуальной информации. В сентябре дети группы были взвешены и измерен их рост, на основании новых измерений были определены новые группы мебели.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованная прогулка, физкультурные занятия.

При организации закаливания в группе соблюдаются правила, принципы закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

Проводимая в группе работа по закаливанию и оздоровлению даёт очень хорошие результаты, в группе высокая посещаемость и низкая заболеваемость.

Наблюдение и анализ проведения физкультурных досугов

11.02.2015 года во второй половине дня в средней группе №4 был проведен физкультурный досуг. Его длительность составляла примерно 25 минут. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами, так в гости к деткам пришла гостья – курочка.

Сначала гостья провела с детками-цыплятками разминку, основанную на знакомых уже детям упражнениях. Затем группа разделилась на две команды, и было проведено несколько игр-эстафет. После эстафет курочка поиграла с детьми в подвижные игры «Воробушки и кот» и «Совушка». Размещение игр и упражнений в досуговой деятельности отвечало правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастала, а в последнем задании снизилась. После игр дети выполнили дыхательные упражнения, и курочка всех угостила сладостями.

В досуге педагог принимал самое активное участие: он подавал команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводил итоги, являлся главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создавал эмоциональную атмосферу. Данный физкультурный досуг позволил реализовать естественную потребность детей в движении, восполнить дефицит двигательной активности.

Проведённый физкультурный досуг позволил достигнуть полной раскрепощённости детей, проявления их самостоятельности, фантазии, творчества в выборе движений, в ощущении мышечной радости. Все присутствующие дети были полны положительных эмоций.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 609 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Закаливание в условиях ДОУ

— элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно ор­ганизованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

— специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зави­симости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом под­готовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительнос­ти в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо­вых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

— маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

— ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;

— кувшины или лейки на 2 — 2,5 л воды для общих обливаний;

— таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

— индивидуальные маркированные полотенца;

— махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

— простыни, покрывала — для массажных ковриков.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических меропри­ятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний пери­од в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продол­жительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах де­ятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточ­ной двигательной активности, а во время прогулок за террито­рию ДОУ — 35 -40%.

Для достижения достаточного объема двигательной ак­тивности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включе­нием подвижных игр, спортивных упражнений с элементами со­ревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Повышение устойчивости человека к различным небла­гоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее про­филактическая направленность. Высокий уровень неспецифи­ческой профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребен­ка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

Закаливание организма — это формирование и совершенс­твование функциональных систем, направленных на повыше­ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и сущест­венное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
  2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали­вающих мероприятий.
  3. Занятия должны осуществляться систематически.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга­низма ребенка и его возраст.
  5. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за­каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
  6. Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
  7. Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
  8. Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз­личным участкам тела.
  9. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис­пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
  10. При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.

1 — здоровые, ранее закаливаемые дети;

2 — здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);

3 — ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами ин­фекции, реконвалесценты заболеваний).

При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4 о С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

Выделяют 3 режима закаливания:

— начальный – тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливаю­щие теплом);

— оптимальный — стандартная методика;

— специальный — интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закалива­ния нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длитель­ности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.

Временными противопоказаниями являются: острый пери­од заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.

После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 о с па сравнению с температурой последних процедур. При прекраще­нии закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.

Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.

В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 — 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При откры­вании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; да­лее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха — сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществля­ется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 — 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью тем­пературу в комнате проконтролировать труднее.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года — при температуре воздуха не ниже 5°С.

Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 — 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже — 15 — 16°С. В условиях Крайнего Се­вера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже — 15°С, для детей 3-4 лет — не ниже 30 0 С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха — 25° С. Дети 5 — 7 лет могут гулять и при температуре — 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 — 30 минут.

Зимняя прогулка составляет 1,5 — 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 — 20 минут, далее — подвижные игры 25 — 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 — 25 мин. спокойно.

Неспецифические водные процедуры

Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 — 21 О С. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 — 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 — 330 О С. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.

В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой во­дой, температура которой 32 — 33 о С. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до неболь­шого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 — 190°С.

Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).

Рациональная одежда

Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает пере­охлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.

При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых меся­цев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.

При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.

Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову — панамку, на ноги — сандалии без носков.

Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли

З — слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки

Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимос­ти от температуры воздуха

4-слойная одежда: белье, платье (рубашка), трикотажная кофта, колготки, рейтузы, куртка ли демипальто (при температypе ниже 0°С — зимнее пальто без трикотажной кофты), сапоги

4-слойная одежда: белье, платье (рубашка), трикотажная кофта, колготки, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги

5-слойная одежда: белье, платье (рубашка), трикотажная кофта (свитер), колготки, рейтузы — 2 пары, зимнее пальто, утепленные сапоги с носками

Трусы и майка, тапочки или полукеды

Майка, футболка с длинными рукавами, колготки, спортивный костюм, шерстяная шапочка, простые и шерстяные носки, кеды

Майка, рубашка фланелевая с длинными рукавами, колготки, спортивный костюм, шерстяная шапочка, шерстяные носки, кеды, варежки. При ветре — куртка из непродуваемой ткани и рейтузы

После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.

Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла пок­рывают еще одним одеялом.

Читайте также:  При нефроптозе у детей анализы

Таким образом, рациональное проведение неспецифи­ческих закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших — уже специаль­ных закаливающих мероприятий.

Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закали­вающих процедур, большей исходной устойчивости, резистент­ности организма к средовым факторам. В этой связи специаль­ные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные об­тирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания — с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая проце­дура — воздушная ванна. Фактически она начинается еще в ро­дильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показа­тели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воз­действия на организм по сравнению с водными процедурами — обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его — в 4 раза меньше, чем воды.

Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 — 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в воз­расте 1-2 лет. Длительность первых процедур — 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воз­душные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста — до 30 минут 2 -3 раза в день.

Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 — 18 час.), спустя 30 — 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ­ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.

Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения’ воздуш­ных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличи­вать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.

Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необ­ходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних – 10 минут, в старших — 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со­ставляет 30 — 40 минут в младшей группе, 45 минут — в средней группе и 1 час — в старшей группе.

Использование воды для увеличения адаптационных. воз­можностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.

Основными факторами воздействия воды на организм яв­ляются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих проце­дур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.

Обтирание и обливание могут быть местными и общими.

Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.

Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.

Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности — от пальцев к плечу, затем ноги — от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важ­но помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения — точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 — 2 минуты.

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 о С, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28 о C. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 о С и доводят до +22 о С летом и до + 25 о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20 о С и +24 о С — для детей 5-6 лет до +18°С и 22 0 С — для детей 6 -7 лет.

По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влаж­ные. Температура воды при влажных обтираниях после возоб­новления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 о С — 34 о С. Снижение темпера­туры должно осуществляться через неделю на 1 о С и доводится до +25 — 26 о С. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.

Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28 о С далее охлаждают ее из расчета 1 о С в неделю. Ниж­ние пределы температуры воды +20 о С. для детей 3 лет ее снижа­ют до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 — 20 минут.

Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.

После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.

Общие обливания — процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 — 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее – грудь и живот, в последнюю очередь — левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36 о С. Каждую неделю снижение температуры на 1 о С и доводят до 28 о С.

Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 28 о С зимой и 24 — 25 о С летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 22 — 24 о С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 о С, длительность обливания 30 с — 15 мин.

Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.

В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.

источник

Закаливание как комплексное воздействие природных факторов — солнца, воздуха, воды. Значение закаливающих мероприятий. Основные виды и принципы закаливания. Анализ эффективности существующей системы закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Значение закаливающих мероприятий

2. Виды закаливающих мероприятий

4. Анализ системы закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении

Список использованной литературы

1. Значение закаливающих мероприятий

Понятие «закаливания» взято из металлургии, где им называется метод превращения относительно мягкого металла в более твердый, упругий, быстро восстанавливающий основные положения после выведения из равновесия. По отношению к организму человека закаливание рассматривается как повышение сопротивляемости организма всем вредным влияниям, которым подвергается человек. Причем в понятие «закаливание» входит не устранение этих внешних влияний, а, наоборот, искусственное их создание сознательно и с определенной дозировкой с целью приучить организм реагировать на них известным образом и парализовать их вред.

Понятие «закаливание» обычно сводится к развитию у ребенка и у взрослого «закаленности» к холоду, к резким изменениям метеорологических факторов к температуре и влажности, а также движению окружающего воздуха.

Человеческий организм находится в неразрывной связи с окружающей внешней средой. Во взаимодействии организма с внешней средой главную роль играет центральная нервная система. Головной мозг связан с организмом посредством нервов, благодаря чему и осуществляется единство организма — объединение вех его частей в единое целое. Происходящие в организме разнообразные процессы — кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ и др. — совершаются на основе постоянного взаимодействия организма с внешней средой.

Для улучшения приспособляемости организма к среде необходимо стремится совершенствовать условные реакции путем тренировки. Это и является сущностью закаливания.

Поэтому в задачи закаливания, профилактики заболевания детского возраста входит не только создание лучших условий внешней среды, устранение ее факторов, вредно действующих на организм ребенка, но и усовершенствование самого организма, повышение деятельности присущих ему приспособительных механизмов. Влияние внешней среды обязательно вызывает развитие определенных реакций со стороны организма, направленных к тому, чтобы дать возможность ему приспособиться к этим воздействиям окружающей среды. Особенно большую роль в формировании таких реакций у человека играет кора головного мозга.

В растущем организме, особенно у детей раннего возраста, приспособленные механизмы развиты далеко недостаточно, что связанно с их анатомо-физиологическими особенностями. Основной особенностью является его непрерывный рост и развитие. Организм ребенка по морфологическим, анатомо-физиологическим свойствам резко отличается от организма взрослого. Более того, каждый возрастной период имеет свои анатомо-физиологические особенности. Все это обусловливает особенности использования закаливающих мероприятий.

Солнце, воздух и вода оказывают мощное воздействие на организм. Механизм их закаливающего действия сложный. В формировании приспособительных защитных реакций организма под влиянием естественных факторов принимает участие рефлекторный, гуморальный, клеточный механизмы.

2. Виды закаливающих мероприятий

Закаливание проводится путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

Солнце — мощный источник излучения инфракрасных, видимых и ультрафиолетовых лучей. С физической точки зрения все виды лучистой энергии представляют собой электромагнитные колебания и отличаются только длиной волны. Длина волны от инфракрасной части солнечного спектра к ультрафиолетовой постепенно уменьшается.

При закаливании лучистой энергией солнца рассчитывают главным образом на действие ультрафиолетовых лучей.

Ультрафиолетовые лучи являются одним из необходимейших элементов внешней среды, в котором обитает человек. Они оказывают огромное влияние на рост и развитие детского организма. Многочисленные исследования показали, что разумное и планомерное использование солнечного излучения, а также ультрафиолетовых лучей от искусственных источников света ведет к совершенствованию различных физиологических механизмов, тренировке теплорегуляционного аппарата, что помогает организму быстрее приспосабливаться к изменениям внешней среды, в частности к резким температурным и атмосферным колебниям.

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный — поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Очень ценным закаливающим мероприятием являются воздушные ванны. Под влиянием этих процедур организм ребенка приучается к переменам температуры воздуха, к охлаждению. Систематические раздражения холодным воздухом нервных окончаний кожи ведут к уменьшению их чувствительности и упражнению сосудистой системы, к тренировке теплорегуляторного аппарата. Помимо рефлекторного действия воздуха на нервно-сосудистый аппарат кожи и слизистых оболочек, благотворное влияние оказывается и через органы дыхания.

В механизме действия воздушных ванн лежит также повышенное снабжение организма кислородом, увеличение насыщения им крови, улучшения окислительных процессов. Это осуществляется за счет функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой системе (углубление дыхания и др.),а так же путем газового обмена через кожу. Научные исследования газообмена показали, что под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, причем величина поглощения растет параллельно увеличению холодовой нагрузки. Улучшается состояние нервной системы ребенка: он становится спокойным, лучше спит и ест.

Во время воздушных ванн существенно изменяются условия теплообмена, значительно увеличивается теплоотдача.

В зависимости от температуры воздуха различают: теплые — от 20 и выше, прохладные — 16-19 и холодные ванны — 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться — ходить или выполнять упражнения.

Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

Воздушный душ как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.

Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ — это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

Читайте также:  Процесс адаптации анализ дети раннего возраста

Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование — дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются — обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

До утренней гимнастики проводится — полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 — 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.

После физкультурных занятий проводятся аппликации водой — похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

В своей работе после дневного сна мы используем сочетание закаливания стоп прохладной водой с ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания.

Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2-3 мин до 10-12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20-22°.

Затем детей приучаем ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2-3 мин (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

Метод солевого закаливания (рижский метод) показан всем детям дошкольного возраста. Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки. Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь.

Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня.

Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды, оно благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ.

Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

Таким образом, закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний детей в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Природные средства оказывают благоприятное оздоровительное воздействие на организм детей. Однако неправильное использование солнечных, воздушных и водных процедур приносит ребенку не пользу, а вред. Поэтому, чтобы достичь хороших результатов, необходимо знать основные правила закаливания организма и строго их придерживаться.

Закаливание можно начинать и проводить только при полном здоровье ребенка, учитывая, прежде всего его возраст и индивидуальные особенности. Нельзя, чтобы маленький ребенок без предварительной подготовки сразу гулял при сильном морозе или получал холодные водные процедуры.

Начинать закаливание детей можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных) ; 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья ; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели — укрепление здоровья воспитанников.

4. Анализ системы закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении

Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой врачи считают закаливание детей в детском саду

Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ. Закаливание как сложный условно-рефлекторный процесс требует систематичности. При отсутствии регулярности, нарушении режима временные связи угасают, и организм ребенка теряет способность приспособления к условиям окружающей среды, сопротивляемость различным неблагоприятным воздействиям. Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он включает специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны), с другой — определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, соответствующая одежда и обувь, соблюдение установленной длительности прогулок и режима двигательной активности детей, сон на веранде с открытыми окнами). Все это, считает А.В. Кенеман, обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает эмоционально-положительное состояние психики).

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания — тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания, для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

* если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

* если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

* повышенная температура у ребенка вечером,

* страх у ребенка перед закаливанием.

При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:

I группа — практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

II группа — дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

III группа — дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы — отиты, пиелиты, с пороком сердца, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

Закаливание , как и любое другое воздействие, применяемое к ребенку, имеет положительный эффект лишь в том случае, если проводится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, а также условий жизни.

Внимательное отношение к детям, основанное на понимании индивидуальных особенностей, создание наилучших условий жизни для каждого ребенка способствуют укреплению здоровья и гармоническому развитию. Весь режим жизни ребенка, организация сна и разнообразной деятельности направляются на удовлетворение потребностей его всестороннего развития и укрепление здоровья. Поэтому закаливание должно быть неотъемлемой частью всех режимных моментов. Закаливание нельзя рассматривать обособленно, в виде отдельных процедур, получаемых ребенком в течение дня.

закаливание вода воздух дошкольный

Список использованной литературы

1. В.П. Спирина «Закаливание детей», Москва «Просвещение», 1978.

2. Г.Н. Сперанский, Е.Д. Заблудовская «Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста», Москва «Медицина» ,1964.

3. В.П. Праздников «Закаливание детей дошкольного возраста» — Ленинград: изд-во «Медицина»,1988.

Физиологические предпосылки необходимости закаливания. Основные правила закаливания. Основные виды закаливающих процедур. Воздушные процедуры. Закаливание солнечным светом. Водные процедуры. Бег босиком.

реферат [18,6 K], добавлен 01.12.2006

Немного из истории закаливания. Принципы закаливания. Основные методы закаливания. Закаливание воздухом. Закаливание солнцем. Закаливание водой. Местное закаливание холодом. Закаливание в парной.

реферат [27,8 K], добавлен 13.09.2007

История использования закаливания как средства повышения защитных сил организма. Гигиенические требования и характеристика принципов закаливания. Воздействие на организм принятия воздушных и солнечных ванн, закаливание водой и закаливание в парной.

реферат [26,1 K], добавлен 18.05.2011

Система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма. Принципы закаливания, его цель и место в системе физического воспитания детей. Значение факторов внешней среды: воздух, солнечные ванны, вода.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 26.06.2014

Понятие и оценка позитивного воздействия на организм закаливания как повышения его устойчивости к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды. Основные правила и закономерности проведения процедур закаливания, их разновидности.

презентация [1,0 M], добавлен 22.02.2017

Закаливание как научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Понятие закаливания, его роль в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

реферат [39,5 K], добавлен 19.04.2010

Изучение понятия закаливания — научно-обоснованной системы использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Основные методы закаливания: воздухом, солнцем, водой, паром.

реферат [35,3 K], добавлен 13.05.2011

Закаливание как средство совершенствования защитных реакций организма в физкультурно-оздоровительных системах. Методика закаливания детей школьного возраста в процессе физического воспитания. Водные процедуры как фактор оздоровления детского организма.

курсовая работа [43,3 K], добавлен 30.03.2017

Закаливание организма, как система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью ее совершенствования. Методы и виды закаливания.

реферат [34,1 K], добавлен 09.04.2011

Роль и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей; его влияние на закаливание и укрепление организма. Методы обучения детей плаванию, структура тренировочных циклов, дозирование нагрузок; оценка эффективности учебного процесса.

Читайте также:  Прорезывание зубов у детей изменение анализов

курсовая работа [161,9 K], добавлен 03.10.2012

источник

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников — одно из главных условий гармоничного развития, высокого уровня познавательной и физической активности, которое обуславливает необходимость систематического проведения закаливания в ДОУ — комплекса мероприятий, направленных на тренировку организма дошкольников с целью обеспечения способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды.

Закаливание – это тренировка организма человека путём воздействия на него природных факторов. Регулярное воздействие повышает устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию за счёт повышения эластичности клеток кровеносных сосудов.

Реализация комплекса закаливания в детском саду:

  • гарантирует низкую восприимчивость детей к температурным перепадам, изменению уровня влажности;
  • обеспечивает активизацию защитных ресурсов организма, как следствие — снижение рисков возникновения инфекционных заболеваний;
  • повышение общих показателей здоровья — интенсивности роста, готовности к физической и умственной активности;
  • улучшение эмоционального состояния за счет нормализации обмена веществ и снижения уровня тревожности.

Закаливающие процедуры в ДОУ – это целостная система мероприятий, в которую входят закаливание организма на ежедневной основе и специально организованные процедуры. К специально организованным процедурам относятся воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, прогулки, физкультурные занятия на открытом воздухе. Задача закаливания в ДОУ – воспитание физически здорового человека за счёт повышения иммунитета, способного без последствий для здоровья реагировать на определённые погодные условия.

Педагогам ДОУ и родителям стоит учитывать индивидуальные особенности здоровья дошкольника и грамотно подходить к его оздоровлению, придерживаясь следующих правил:

  1. Постепенность. Внедрять процедуры закаливания в жизнь ребёнка следует постепенно, ведь детский организм ещё не приучен к сильным раздражителям. Наилучший результат закаливания будет заметен при установлении строгой дозировки, с постепенным увеличением раздражения. Рекомендуется вводить процедуры закаливания в тёплое время года.
  2. Последовательность. Для начала следует внедрить воздушные ванны, и только после переходить к водным и солнечным. Воздушные ванны стоит начать практиковать в помещении и по мере закаливания переносить на открытый воздух.
  3. Систематичность. При постоянном закаливании реакция организма на внешние раздражители совершенствуется. Привыкание закладывается в течение долгого времени. Когда закаливающие процедуры проходят от случая к случаю, организм дошкольника не успевает выработать устойчивость к воздействию прохладного воздуха, воды или солнца. Эффект достигается только при регулярном закаливании.
  4. Комплекс мероприятий. Лучше всего закаливающие процедуры осуществлять вместе с двигательной активностью, гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и соблюдением режима.
  5. Индивидуальность. У каждого ребёнка есть особенности, которые надо учитывать – его возраст, общее состояние здоровья, уровень закалённости. Когда речь идёт о закаливании, детей можно разделить на три группы по здоровью: 1) Здоровые, закалённые (возможно интенсивное закаливание); 2) Здоровые, начинающие закаляться или имеющие лёгкие отклонения в состоянии здоровья; 3) С хроническими заболеваниями или выраженными отклонениями (щадящее закаливание).
  6. Положительные эмоции. Закаливание должно быть в удовольствие, и если ребёнок плачет или недоволен процедурами, не следует его принуждать. Нужно постараться создать благоприятную обстановку и привлечь к процедурам закаливания при помощи игровой деятельности, чтобы он получал удовольствие и чувствовал себя бодро и энергично.

Процедуры закаливания противопоказаны, если:

  • Не прошло пяти дней после перенесённой болезни или профилактической прививки;
  • Не прошло двух недель после обострения хронического заболевания;
  • У ребёнка повышенная температура;
  • Ребёнок боится закаливания.

Самые распространённые виды закаливания детей в детском саду – водные и воздушные процедуры. Водное закаливание включает в себя растирание влажным полотенцем, полоскание горла прохладной водой, принятие ванночки для ног. Воздушное закаливание заключается в поддержании стабильной температуры воздуха в спальне и игровой (18-22°С) и относительной влажности воздуха (40-60 %), прогулках до -5°С, регулярном проветривании помещений во время прогулок, проведении гимнастики при открытом окне.

Существует и нетрадиционный способ – солевое закаливание под названием «Рижский метод закаливания». Метод заключается в том, что в течение нескольких минут ребёнок ходит по массажному коврику, накрытому пропитанной солевым раствором (10 %) салфеткой. Затем несколько минут ходит по сухой поверхности и вновь возвращается на массажный коврик. Чередование придаёт контраст, а массажный коврик с солью закаляет стопы и является профилактикой плоскостопия.

В тёплую погоду эффективная процедура закаливания – солнечные ванны. Такое закаливание проводится каждый день в виде пятиминутного пребывания на солнце. Самое благоприятное время для принятия солнечных ванн – раннее утро (с 8 до 9) и вечер (с 15 до 16), так как в это время в спектре солнечного света большее количество ультрафиолетовых лучей, а не инфракрасных, которые обжигают. Голову ребёнка следует покрывать головным убором, а также соблюдать питьевой режим.

Важно помнить о том, что проведение закаливающих процедур в ДОУ контролируют медицинские работники. В течение лета при регулярном закаливании организм ребёнка вырабатывает устойчивость к прохладе и контрасту, и к наступлению холодов иммунитет к вирусным инфекциям повышается.

Воздействие на организм воздушных потоков различной температуры является наиболее естественным и безопасным способом оздоровления. Воздушные ванны способствуют активизации обменных процессов в организме, улучшению аппетита, нормализации сна.

В ДОУ рекомендовано проведение трех видов воздушных ванн:

  • теплых (при температуре воздуха от + 20 градусов и выше) — они подходят всем детям без исключения;
  • прохладных (рекомендуемые температурные показатели — +16-19 градусов);
  • холодных (при температуре воздуха +15 градусов и ниже).

Оздоровление путем принятия прохладных и холодных воздушных ванн допускается только в режиме повышенной физической активности (во время ходьбы, выполнения простых физических упражнений).

Закаливающие процедуры на воздухе также выполняются в теплое время года (с мая по сентябрь): в ходе ежедневного приема дошкольников в группы, выполнения зарядки. В холодную пору закаливание воздухом осуществляется в спортивном зале, при выполнении планового комплекса физической активности.

Это наиболее эффективный вид оздоровления детского организма в летнее время, при дозированном проведении способствующий активизации обмена веществ и выработке серотонина — гормона радости. Ввиду высокого уровня загазованности воздуха в городах солнечные ванны с целью обеспечения максимальной пользы проводят в утренние часы, когда количество ультрафиолетовых лучей в спектре солнечного света превалирует над количеством инфракрасных.

Закаливание солнцем проводится на групповом участке. Длительность пребывания на солнце в начале курса оздоровления должна составлять не более 5-6 минут в день, постепенно длительность процедур увеличивают, доводя до 30-40 минут. Чтобы избежать недомоганий дошкольников, важно обеспечить соблюдение питьевого режима и строго следить за ношением детьми защитных головных уборов.

Водные процедуры показаны детям для укрепления защитных сил организма, перезапуска иммунных процессов, который происходит за счет активизации кровообращения и обмена веществ. Традиционно проводятся в утренние часы и после дневного сна.

Распространенные водные комплексы закаливания в детском саду:

  1. Обширное умывание — наиболее простой вид оздоровления, предусматривающий постепенное снижение температуры используемой воды (от +30 градусов до +16 градусов).
  2. Обтирание — способ физиотерапевтического воздействия, реализуемый с использованием мокрых полотенец или полотняных салфеток.
  3. Ножные ванны — обливание ступней прохладной водой с целью снижения уровня чувствительности к температурным показателям и профилактики простудных заболеваний. Проведение особо актуально в летнее время, на завершающем этапе дневной прогулки.
  4. Полоскание горла кипяченой водой — эффективный способ закаливания носоглотки, который можно реализовать в игровой форме. Для выполнения упражнения «Кукушечка» детям дают по 0,3-0,5 стакана воды (начальная температура — +28 градусов, постепенно снижают до комнатной). Полоскание выполняется в группах, часто с музыкальным сопровождением.

Результативность оздоровительных процедур зависит от того, как к ним относятся дети. Насильственное проведение сеансов спровоцирует стресс и приведет к обратному результату, поэтому очень важно как можно чаще беседовать с детьми о пользе закаливания, демонстрировать мотивирующие примеры, отмечать личностный и коллективный прогресс. Соблюдайте эти правила:

  • Температура воздуха в группе должна составлять 18-22°С;
  • Воздушная ванна длится 10-15 минут: ребёнок бегает в шортах, майке, тапочках на босу ногу или в коротких носочках. На гимнастические упражнения отводится 6-7 минут;
  • Умывание водой, температура которой +28°С. К концу года закаливания температуру воды летом понизить до +18°С, зимой повысить до +20°С. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трёх лет — верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трёх лет тоже +28°С, а минимальная летом +16°С , зимой + 18°С;
  • Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой — в хорошо проветренной комнате при температуре + 15°С/+16°С градусов;
  • Сон без маек осуществляется круглый год. При понижении температуры из-за перебоев в отоплении или стабильно холодной погоды должны быть заранее подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Температура в спальной комнате не должна быть ниже +14°С;
  • Прогулка два раза в день при температуре до -15°С продолжительностью от 1-1,5 часа до 2-3 часов и с использованием рациональной одежды.
  • В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день. Прогулки на свежем воздухе и в тени не ограничены;
  • Полоскание рта (дети 2-4 лет), горла (дети старше 4 лет) кипячёной водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день – утром и вечером. Одно полоскание – около 1/3 стакана воды.

Отвечают эксперты справочной системы «Образование»

Закаливающие процедуры в младшей группе:

  • Утренняя гимнастика;
  • Полоскание полости рта после каждого приёма пищи. Обучение чистке зубов;
  • Гимнастика в перерывах между занятиями;
  • Физкультурные занятия в носках или чешках и динамический час на прогулке один раз в неделю;
  • Фитонциды (лук, чеснок);
  • Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Сон без маек;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
  • Элементы обширного умывания;
  • После полдника полоскание полости рта.

Закаливание в средней группе:

  • Утренняя гимнастика;
  • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда;
  • Физкультурные занятия в зале в носках или чешках и динамический час на прогулке один раз в неделю;
  • Гимнастика в перерывах между занятиями;
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель);
  • Фитонциды (лук, чеснок);
  • Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Сон без маек и подушек;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Обширное умывание, ходьба босиком;
  • Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
  • После полдника полоскание полости рта.

Закаливание в группе старшего дошкольного возраста:

  • Утренняя гимнастика;
  • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда;
  • Физкультурные занятия в зале босиком и динамический час на прогулке один раз в неделю;
  • Гимнастика в перерывах между занятиями, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин;
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель);
  • Фитонциды (лук, чеснок);
  • Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Сон без маек;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Обширное умывание, ходьба босиком;
  • Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
  • Полоскание полости рта после полдника.

Попробуй бесплатно! Учебный курс «Правила внутреннего распорядка воспитанников». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Закаливание в ДОУ – это регулярное использование природных факторов для повышения устойчивости детского организма к изменениям погодных условий. Занятия гимнастикой и закаливание не дают мгновенный эффект, эффект вырабатывается месяцами, и даже годами. Потому так важно соблюдать систематичность проводимых процедур и вести график согласно возрастным категориям дошкольников. Поддерживать регулярность закаливания стоит и родителям, чтобы здоровый образ жизни прививался ребёнку на постоянной основе и вне детского сада

Возрастные группы
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Поддержание оптимального воздушно-температурного режима в групповых помещениях. От +22 до 18 градусов Сквозное проветривание. Прием детей на улице. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия. Воздушные ванны. Прогулка (в скобках указаны минимально допустимые показатели температуры воздуха). До -20 градусов
Нормализация температурного режима в группе перед возвращением воспитанников с дневной прогулки. До +19 градусов Дневной сон. Гигиенические процедуры. Целевые упражнения (развитие дыхательной системы, профилактика сутулости, плоскостопия, переутомления). Полоскание горла. Теплой водой Водой комнатной температуры Холодной водой
Ходьба босиком. Обширное умывание. Умывание лица, мытье рук до локтя после дневного сна с помощью воспитателя. Умывание лица, мытье шеи, груди, рук до локтя после дневного сна. Ножные ванны, обтирания влажным полотенцем. Солнечные ванны.
Должностные лица, ответственные за организацию и анализ проведения закаливающих процедур в ДОУ Полномочия и обязанности
Администрация детского сада
  1. Осуществление координации деятельности педагогов, медицинского работника и других сотрудников по вопросам организации закаливания дошкольников.
  2. Контроль выполнения санитарно-гигиенических норм и указаний представителей вышестоящих медицинских органов касательно порядка оздоровления детей.
  3. Обеспечение непрерывного обучения работников ДОУ методике проведения закаливающих процедур с учетом возрастных и личностных факторов детского контингента.
  4. Реализация мер, направленных на согласование единых мер закаливания детей с родителями, в рамках налаживания взаимодействия с семьями.
Медицинский работник
  1. Разработка графика закаливания дошкольников по сезонам, которая осуществляется после изучения медицинских документов каждого воспитанника, оценки его психофизического состояния.
  2. Сотрудничество с воспитателями в сфере организации закаливания в группах.
  3. Консультирование педагогов и родителей по вопросам проведения сеансов оздоровления, в том числе в ходе групповых организованных бесед.
  4. Выполняет анализ закаливающих мероприятия в ДОУ, оценивания их эффективность и показатели прогресса на основании данных о заболеваемости дошколят.
  5. При необходимости — корректирует графики закаливания, ведет поиск новых способов сохранения здоровья малышей, не противоречащих санитарно-гигиеническим нормам.
Инструктор по физической культуре
  1. Определяет вид специальной методики закаливания для каждой группы, принимая во внимание актуальное физическое состояние детей.
  2. Сотрудничает с педагогами в сфере организации сеансов оздоровления в ходе режимных моментов.
  3. Ведет просветительскую работу, разъясняя на родительских собраниях важность систематического укрепления здоровья малышей и популяризации здорового образа жизни.
Воспитатели
  1. Выполняют комплекс оздоровительных процедур в группе согласно графику, руководствуясь врачебными рекомендациями и основываясь на актуальном самочувствии воспитанников.
  2. Способствуют формированию положительного отношения детей к закаливанию, создавая благоприятный эмоциональный фон при проведении сеансов.
  3. Контролируют соответствие одежды дошкольников температурным условиям в групповых помещениях, на улице.
  4. Отслеживают интенсивность факторов воздействия на каждого из детей, фиксируя в табеле уровень вовлеченности в процесс закаливания.

Таким образом, наблюдение за проведением закаливающих процедур в ДОУ выполняет практически весь персонал, гарантируя механизмы взаимоконтроля и активного взаимодействия. Основным показателем эффективности системы закаливания, реализуемой в детском саду, является снижение показателей заболеваемости, возрастание интереса воспитанников к различным видам физической активности и здоровому образу жизни.

источник