Меню Рубрики

Анализ сказки красная шапочка для детей

Сказка имеет множество вариантов, как и количество толкований. «ХХ век сделал из Красной Шапочки бренд и диагноз» – написала Татьяна Воронцова в статье «Подлинная история Красной Шапочки».
Шарль Перро литературно обработал народный сюжет, убрал мотив каннибализма, персонаж-кошку и её убийство волком, а главное — нравоучительно осмыслил сказку, введя мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку стихотворной моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей.
Столетие спустя после смерти Перро, братья Гримм в сказку добавили «хороший» конец: в этом варианте проходившие мимо дровосеки, услышав шум, убивают волка, разрезают ему живот и спасают бабушку и Красную Шапочку. Морализаторство Перро на тему взаимоотношений полов из сказки исчезло, как и все сексуально окрашенные мотивы. В тексте сказки Красная Шапочка нарушает не приличия, а волю матери, которая просит дочь идти к бабушке, не отвлекаясь ни на что.
В России сказка неоднократно переиздавалась. Версия П.Н.Полевого является полным переводом варианта братьев Гримм, но в дальнейшем наибольшую распространенность получил пересказ И.С.Тургенева, в котором исчез мотив нарушения запрета и некоторые подробности описаний.

Фольклорный вариант. Мать посылает дочь к бабушке с молоком и хлебом. Та встречает волка, рассказывает ему, куда идёт. Волк обгоняет девочку, убивает бабушку, готовит из её тела кушанье, а из крови — напиток, одевается в одежду бабушки и ложится в её кровать. Когда девочка приходит, волк предлагает ей поесть. Бабушкина кошка пытается предупредить девочку о том, что та ест останки бабушки, но волк кидает в кошку деревянными башмаками и убивает её. Потом волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Улегшись рядом с волком, девочка спрашивает, почему у него много волос, широкие плечи, длинные ногти, большие зубы. На последний вопрос волк отвечает: «Это чтобы поскорее съесть тебя, дитя моё!» и съедает девочку. Потом он съедает так всю деревню и идет дальше.

Эта история должна привести к осознанию памяти рода и его мудрости. Символика и структура сказки строится по схеме обряда: «переход должен происходить за пределами устоявшегося мира, в пограничном периоде и возвращении, ре-инкорпорации, в новом статусе»(Вики).
События разворачиваются в трех временах: будущее (в котором действует Красная Шапочка, прошлое (история бабушки) мать (настоящее время диктует события).
Проведать бабушку и отнести молоко и хлеб — этого требует поминальный обряд, который связывает все три времени. Волк олицетворяет смерть, или то безвременье, которое пожирает всё. Такое противостояние жизни-смерти воплощено в этих героях.
Образ волка в фольклоре многозначен. Этимология имени приводит к «праиндоевропейскому корню с первоначальным значением волочь, уволакивать, таскать скот. В современном русском языке слова «волоку, волок, волока, волокуша» того же корня. Таков помощник Одина в германской мифологии и у египетского бога Дуата. Греческий Цербер–собака – тоже родня волку. У славян волк был тотемным животным и знал предков рода даже по имени, и если встреченный им путник называл родовые имена правильно, оставался в живых. Волк – это и оборотень, который в обрядах проявлялся то помощником, то вороном-вестником и мудрой змеей-убийцей.
В этом противоречии смысл поступков сказочного Волка. Сначала он убивает бабушку и готовит из тела и крови предка трапезу для Красной Шапочки. Поедание останков — древний традиционный «каннибализм» заменен позднее на символический процесс вкушения вместе с покойником на могиле, а в религии – причастием.
Из этого круга выпадает убийство кошки. Это животное особое, у неё 9 жизней, она словно мешает соединиться 3 временам в утробе волка. Дело в том, что кошка убита деревянным сабо бабушки. И бабушка, и дерево как часть Древа Жизни — мир Великой Матери, которая словно противоречит самой себе: убивает и спасает одновременно.
Но противоречие кажущееся: в мире нет рождения без смерти. Жизнь-Смерть соединяют времена. Уроборос, закольцованная форма змия, показывает недифференцированность инстинктов жизни-смерти, любви-агрессии и т.п.
Процесс пожирания, т.е. соединение времен в кольцо, которое не имеет начала и конца, начинается с потери Персоны: Волк сжигает одежду внучки (такая ситуация, видимо, вызывает толкования о сексуальном характере процесса, что было бы слишком прямо и примитивно). Персона здесь уже не играет никакой роли: это просто означает, что «процесс пошел».
Но Волк-пожиратель не останавливается на захвате своего хвоста, т.е. начала времен (будущего времени=девочки). Он начинает поглощать всю деревню, и мир погибает. А начала этот процесс Красная Шапочка, которая нарушила запрет матери.
Сказка говорит о важности обряда «кормлении своих мертвецов», который нельзя отменять, ибо это соединение кольца времен, а прерывание его — крах мира и уничтожение.
Как велика ответственность молодого поколения за существование Жизни вообще — это давно знали наши предки.

источник

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Шарль Перро сказка «Красная шапочка»

Главные герои сказки «Красная шапочка» и их характеристика

  1. Красная шапочка, добрая девочка, которая бывала легкомысленной и слишком доверчивой.
  2. Бабушка, добрая старушка, которая открывала двери кому попало
  3. Волк, злой и голодный, обманул доверчивую девочку и чуть не съел бабушку и Красную шапочку
  4. Мама, добрая женщина, отправила дочку одну в темный лес.
  5. Дровосеки, добрые мужчины, которые убили Волка.

План пересказа сказки «Красная шапочка»

  1. Мама и Красная шапочка
  2. Пирог и масло
  3. Путь через лес
  4. Хитрый Волк
  5. Короткая дорога
  6. Съеденная бабушка
  7. Зачем Волку большие зубы
  8. Дровосеки.

Кратчайшее содержание сказки «Красная шапочка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мама отправляет Красную шапочку с подарками к бабушке
  2. Красная шапочка встречает Волка и рассказывает ему про бабушку
  3. Волк бежит короткой дорогой и проглатывает бабушку
  4. Приходит Красная шапочка и удивляется большим рукам, ушам, глазам и зубам бабушки
  5. Волк проглатывает Красную шапочку
  6. Дровосеки убивают Волка и освобождают Красную шапочку и бабушку.

Главная мысль сказки «Красная шапочка»
Никогда нельзя разговаривать с незнакомцами и рассказывать им о своих близких и себе.

Чему учит сказка «Красная шапочка»
Эта сказка учит нас быть осторожными и осмотрительными, потому что незнакомец может казаться приветливым, но на самом деле быть кровожадным волком.

Отзыв на сказку «Красная шапочка»
Сказка эта мне очень понравилась, потому что Красная шапочка была такой веселой, она любила природу и с доверием относилась к другим людям и животным. Но это доверие сыграло с ней дурную шутку и чуть не привело к трагедии. Хорошо, что вовремя подоспели дровосеки и спасли Красную шапочку.

Пословица к сказке «Красная шапочка»
Доверяй, но проверяй.
Береженого бог бережет.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Красная шапочка»
Жила в деревне маленькая девочка, которую любили мама и бабушка. Бабушка подарила девочке красную шапочку и с тех пор девочку так и звали — Красная шапочка.
Однажды мама отправила Красную шапочку к бабушке, отнести пирожок и масло, да про здоровье узнать.
Пошла Красная шапочка через лес, а навстречу Волк. Спросил Волк, куда идет Красная шапочка, а девочка все ему и рассказала.
Побежал Волк короткой дорогой к домику бабушки и постучал. Бабушка решила, что пришла Красная шапочка и сказала Волку дернуть за веревочку. Волк дернул, дверь открылась и он сразу проглотил бабушку.
Красная шапочка шла дальней дорогой и собирала цветы. Она подошла к домику бабушки и постучала. Волк хриплым голосом спросил, кто там, а Красная шапочка решила, что бабушка охрипла от простуды.
Она вошла в дом и поставила пирожок и масло на стол, а потом стала спрашивать бабушку, зачем ей такие большие руки, глаза, уши и зубы. Тут Волк проглотил Красную шапочку.
К счастью мимо проходили дровосеки и разрубили брюхо Волку, а оттуда выскочили живые бабушка и Красная шапочка.

Иллюстрации и рисунки к сказке «Красная шапочка»

источник

Всемирно известная сказка великого писателя Шарля Перро когда-то была народным вымыслом, история которого интересовала и детей, и взрослых. Попав под его перо, она получила несколько иную форму. Сюжет произведения знаком детям с ранних лет. Речь идет о том, как мама отправила дочку по имени Красная шапочка к бабушке, которая жила за лесом. Из встречи с ней серый волк узнал о том, как пройти к бабушке. Он первым прибежал к ней и съел пожилую женщину. Бабушка и девочка были спасены дровосеками. В тексте четко просматривается завязка, развитие действий, кульминационный момент и благополучная развязка, которая подталкивает читателя перечитывать или слушать ее вновь и вновь. Каждый из героев, проходя разные этапы, проявляет свои черты. Так, волк наделен хитростью, умением скрывать жестокость, обман и зло. Красная шапочка доверчивая, добрая и честная девочка, которая безгранично любит родных и готова помочь всем в трудную минуту.

Сказка относится, без сомнения, к волшебным. Об этом свидетельствует умение волка говорить и выполнять другие действия, свойственные людям. Истоки народного фольклора автор оставляет. В сказке используются элементы русской кухни — пирожки, масло. Воспитательные моменты, связанные с уважением и почитанием пожилых людей, занимает главное место в произведении. Кроме того, после прочтения сказка становится примером для подражания читателям, которые с ответственностью подходят к поручениям подобного рода.

Юная героиня демонстрирует понимание отношений взрослых и детей, представляя собой хороший пример послушания и доброжелательности, отправившись к бабушке, с одной стороны. С другой стороны, она выступает слишком доверчивой героиней, что могло привести ее к плачевному результату, если бы не вовремя подоспевшие дровосеки.

Таким образом, в сказке «Красная шапочка» французский сказочник дает немало противопоставлений (ложь волка и честность девочки, короткая и длинная дорога, милый образ пожилой женщины и наигранность злого волка, обличенного в ее одежду). Все это позволяет поразмышлять читателю над истинными ценностями, к которым необходимо стремится в жизни.

С детства знакомая и всеми любимая сказочная история о маленькой девочке и ее старенькой бабушке. Как же все мы переживали за Красную шапочку, с нетерпением слушая о ее приключениях в лесу, о злом сером волке и смелых охотниках.

Дикий, лес, большой, дремучий, полный диких зверей и маленькая наивная девочка, бегущая по лесной тропинке. Ребенок бежит, пританцовывая, радуясь солнышку, ласковому ветерку, божьей коровке, сидящей на цветке. Она открыта всему миру, радуется, представляя свою встречу с бабушкой, не зная о той опасности, которая ее поджидает. А в это время по лесу бегает голодный волк и унюхав запах легкой добычи, побежал за девочкой. Он крадется кустами, чтобы выбрать момент и напасть на нее. Но пообщавшись с девочкой волк решает, что он может еще лучше пообедать, начав свою трапезу с бабушки. Что он и делает, проникая в ее дом и съедая старушку. Девочку волк решает подождать в доме, притворившись бабушкой. Целью его было также съесть и девочку. Но малышка, зайдя в дом, почуяла неладное немедленно выбежала из дома. Она догадалась побежать к охотникам, которые в этот момент находились неподалеку. Девочка им все рассказала. Они побежали в дом и убили волка, ну и конечно же счастливый конец сказки, где все живы-здоровы, радуются и обнимаются.

Хотя по сути сказка учит уважать старость, помогать старшим, поддерживать в трудную минуту, уметь выслушать и вовремя прийти на помощь.

Вечные ценности, которые актуальны во все времена.

Доступным для детей способом рассказать, что хитрость и обман до добра не доведут. И как бы не был умен, хитер и изворотлив злодей, рано или поздно ему все равно придется отвечать за свои поступки. А смелость, взаимовыручка, готовность прийти на помощь-вот те качества, которые важны, как для детей, так и во взрослой жизни. Ну и конечно же победа добра в битве со злом, как завершение всей этой истории.

В современном мире существуют и другие варианты данной сказки, не совсем похожие на первоисточник. Многие автора на столько увлекаются развитием сюжета, что узнаваемыми остаются только главные герои.

Хотя не стоит забывать, что это всего лишь детская сказка, цель которой нести доброе, вечное и настоящее. Всеми любимые и немного наивные герои учат детей быть смелыми, не бояться трудностей, уметь поддержать и протянуть руку помощи в трудную минуту, зная, крепкое дружеское плечо и взаимовыручка помогут в любых жизненных ситуациях.

Василий Перов (1833) – художник. «Перов» — прозвище, данное художнику учителем грамоты, т.к. раньше незаконнорожденным детям фамилию отца не давали. В детстве ребенок заболел оспой, из-за чего ослабло

Если следовать творчество Н. С. Лескова, то можно понять что большинство, но, а возможно и всё его творчество посвящено раскрытию темы, жизни народа. Ведь это очень легко понять так как автор описывал

Однажды к Гостинице подъехал автомобиль. Из машины вышел профессор Громов, и смущенно улыбнулся. Чемодан оказался очень тяжелый, с четырьмя ручками(профессор обычно просил четырёх людей помочь

Репетилов является одним из второстепенных героев комедии «Горе от ума». Он является другом Чацкого. Его нельзя назвать положительным героем, он имеет ряд серьезных недостатков.

На данный момент в нашей стране достаточно большое количество различных общественных деятелей, которые, так или иначе, смогли внести свой вклад в развитие, как и общества в целом, так и телевидения

источник

Анализ литературных произведений с детьми.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Воспитатель должен формировать у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок уже может в среднем дошкольном возрасте. Исследователи отмечают такую особенность восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведения. Старшие дошкольники часто ставят себя на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни. Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогами, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. При анализе литературного произведения хорошо использовать алгоритм, предложенный Н.М. Журавлевой.

Свою работу надо начинать с постановки задач:

1. Создать условия, при которых у детей сформируется потребность анализировать текст сказки, а именно:

— выделять основные составляющие,

— устанавливать причинно – следственные связи,

2. Учить детей анализировать литературные произведения:

— выделять и называть героев сказки,

— определять свойства их характера,

— определять цель героя сказки, его действия,

— определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата,

— давать совет литературному герою.

3. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.

Программой воспитания и обучения определены литературные произведения для каждого возрастного периода.

Анализировать произведение надо начинать по линии героя. Сколько героев, столько и линий, сколько линий, столько и мудрости в произведении. При любых разногласиях в оценке героев следует обращаться к тексту.

Для проведения такого занятия необходимы следующие условия:

— текст должен быть хорошо знаком детям ( чтение заранее),

-по длительности занятие должно быть коротким и динамичным,

— во время проведения занятия использовать двигательные паузы, тренинги, этюды (превратиться в героев, повторить действия, показать характер),

— занятие должно быть эмоционально насыщенным.

С детьми проводится предварительная работа:

-выразительное прочтение детям литературного произведения,

-обыгрывание сказки с помощью игрушек,- разыгрывание этюдов,

— моделирование проблемной ситуации.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

— Игра «Теремок» ( герои сказок),

-д/и «Скажи наоборот» (черты характера),

-д/и «Угадай героя сказки» ( по описанию)

— разыгрывание эпизодов сказки по ролям,

— игра «Да – нет» ( с помощью вопросов определить задуманных героев сказки).

— игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки).

Анализ русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту), чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.
лиса обогатиться Шла, нашла, попросилась на ночлег, легла на лавочку, уснула, встала, съела, потребовала жадность Хитрость, наглость «-» Потрепали собаки Нельзя жадничать. Хочешь себе добра, никому не делай зла. Кто чужого желает, скоро свое потеряет
мужик Перехитрить лису Посадил собаку, отдал лисе, сказал « Бери девочку» Желание не отдавать девочку, смекалка, хитрость «+» Обманул лису Смелость города берет

Решение проблем по сказке:

Лиса взяла обманом, была потрепана собаками.

Если возьмет обманом, то «+» поест

Если не обманет, то: «+» не поест, будет голодная

«-» не будет потрепана собаками.

Противоречие: Как сделать так, чтобы лиса поела и не была потрепана собаками?

Ресурсы лисы: может предложить свою помощь по дому: убрать, сготовить, понянчится с детьми, поиграть.

Анализ сказки «Красная шапочка».

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту), чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.
Красная шапочка Отнести бабушке пирожки Шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет волк «-» Была проглочена волком Не разговаривай с незнакомыми
Мама Чтобы дочка навестила бабушку Напекла, собрала, отпустила «-» Могла потерять дочку Не отпускать одну
Волк Съесть Красную шапочку Шел, встретил, расспросил, побежал, обманул, проглотил Находчи-вость, скорость «+» Проглотил «-» Его убили дровосеки Любое зло к тебе вернется
Дровосе- ки Нарубить дров в лесу Стучали топорами, проходили мимо, услышали шум, вбежали в дом, убили волка Смелость, топор «+» Убили волка, освободили красную шапочку В беде надо выручать
Бабушка Чтобы ее навести-ли Лежала в постели, болела волк «-» съел волк Не впускай в дом незнакомцев

Перспективный план игр и творческих заданий.

— Игра «Теремок» (герои сказки)

-Д/игра «Скажи наоборот» (черты характера)

— рисование персонажей сказки

-Д/ игра «Угадай героя сказки» ( по описанию)

-игра «Да – нет» (с помощью вопросов определить задуманного героя)

— моделирование проблемной ситуации

— игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки)

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 587 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Опубликовано 28.01.2012 · Обновлено 27.12.2016

Анализ сказки Красная шапочка, как и сам сценарный анализ Берна, показывает нам на примере Красной Шапочки, как в детском возрасте родителями программируется наша судьба, и делает нас в жизни либо «победителями», либо «неудачниками».
Сказкотерапия для взрослых
Эта сказка Шарля Перро, наверное, известна всем детям мира. Она привлекает их с малых лет и будит их воображение.

Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка, наконец, прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать.

Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно не прожевывая. Но потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно
освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями.

Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и охотник убил волка топором в тот момент, когда волк собирался съесть Красную Шапочку.

Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения сценарного аналитика эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался.

Но, размышляя о случившемся, он гадает: «Что все это может означать?» и «Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?»

Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками?

Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться.

В то же время едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка?

Почему она не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями!

В любом случае всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью».

Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения сценарного аналитика) их личности сцеплены друг с другом.

1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью «несчастного случая», чтобы в конце истории разразиться словами: «Hy разве это не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк…».

2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду.

Он, наверное, читал в юности Ницше (если может говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?).

Девиз волка: «Живи с опасностью и умри со славой».

3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками.

Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной — ведь у нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?

4. Охотник — очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.

5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра заканчивается для нее удачно.

В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом — интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки.

Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек.

Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному.

При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?

Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни.

Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?

источник

Сказка имеет множество вариантов, как и количество толкований. «ХХ век сделал из Красной Шапочки бренд и диагноз» – написала Татьяна Воронцова в статье «Подлинная история Красной Шапочки».
Шарль Перро литературно обработал народный сюжет, убрал мотив каннибализма, персонаж-кошку и её убийство волком, а главное — нравоучительно осмыслил сказку, введя мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку стихотворной моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей.
Столетие спустя после смерти Перро, братья Гримм в сказку добавили «хороший» конец: в этом варианте проходившие мимо дровосеки, услышав шум, убивают волка, разрезают ему живот и спасают бабушку и Красную Шапочку. Морализаторство Перро на тему взаимоотношений полов из сказки исчезло, как и все сексуально окрашенные мотивы. В тексте сказки Красная Шапочка нарушает не приличия, а волю матери, которая просит дочь идти к бабушке, не отвлекаясь ни на что.
В России сказка неоднократно переиздавалась. Версия П.Н.Полевого является полным переводом варианта братьев Гримм, но в дальнейшем наибольшую распространенность получил пересказ И.С.Тургенева, в котором исчез мотив нарушения запрета и некоторые подробности описаний.

Фольклорный вариант. Мать посылает дочь к бабушке с молоком и хлебом. Та встречает волка, рассказывает ему, куда идёт. Волк обгоняет девочку, убивает бабушку, готовит из её тела кушанье, а из крови — напиток, одевается в одежду бабушки и ложится в её кровать. Когда девочка приходит, волк предлагает ей поесть. Бабушкина кошка пытается предупредить девочку о том, что та ест останки бабушки, но волк кидает в кошку деревянными башмаками и убивает её. Потом волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Улегшись рядом с волком, девочка спрашивает, почему у него много волос, широкие плечи, длинные ногти, большие зубы. На последний вопрос волк отвечает: «Это чтобы поскорее съесть тебя, дитя моё!» и съедает девочку. Потом он съедает так всю деревню и идет дальше.

Эта история должна привести к осознанию памяти рода и его мудрости. Символика и структура сказки строится по схеме обряда: «переход должен происходить за пределами устоявшегося мира, в пограничном периоде и возвращении, ре-инкорпорации, в новом статусе»(Вики).
События разворачиваются в трех временах: будущее (в котором действует Красная Шапочка, прошлое (история бабушки) мать (настоящее время диктует события).
Проведать бабушку и отнести молоко и хлеб — этого требует поминальный обряд, который связывает все три времени. Волк олицетворяет смерть, или то безвременье, которое пожирает всё. Такое противостояние жизни-смерти воплощено в этих героях.
Образ волка в фольклоре многозначен. Этимология имени приводит к «праиндоевропейскому корню с первоначальным значением волочь, уволакивать, таскать скот. В современном русском языке слова «волоку, волок, волока, волокуша» того же корня. Таков помощник Одина в германской мифологии и у египетского бога Дуата. Греческий Цербер–собака – тоже родня волку. У славян волк был тотемным животным и знал предков рода даже по имени, и если встреченный им путник называл родовые имена правильно, оставался в живых. Волк – это и оборотень, который в обрядах проявлялся то помощником, то вороном-вестником и мудрой змеей-убийцей.
В этом противоречии смысл поступков сказочного Волка. Сначала он убивает бабушку и готовит из тела и крови предка трапезу для Красной Шапочки. Поедание останков — древний традиционный «каннибализм» заменен позднее на символический процесс вкушения вместе с покойником на могиле, а в религии – причастием.
Из этого круга выпадает убийство кошки. Это животное особое, у неё 9 жизней, она словно мешает соединиться 3 временам в утробе волка. Дело в том, что кошка убита деревянным сабо бабушки. И бабушка, и дерево как часть Древа Жизни — мир Великой Матери, которая словно противоречит самой себе: убивает и спасает одновременно.
Но противоречие кажущееся: в мире нет рождения без смерти. Жизнь-Смерть соединяют времена. Уроборос, закольцованная форма змия, показывает недифференцированность инстинктов жизни-смерти, любви-агрессии и т.п.
Процесс пожирания, т.е. соединение времен в кольцо, которое не имеет начала и конца, начинается с потери Персоны: Волк сжигает одежду внучки (такая ситуация, видимо, вызывает толкования о сексуальном характере процесса, что было бы слишком прямо и примитивно). Персона здесь уже не играет никакой роли: это просто означает, что «процесс пошел».
Но Волк-пожиратель не останавливается на захвате своего хвоста, т.е. начала времен (будущего времени=девочки). Он начинает поглощать всю деревню, и мир погибает. А начала этот процесс Красная Шапочка, которая нарушила запрет матери.
Сказка говорит о важности обряда «кормлении своих мертвецов», который нельзя отменять, ибо это соединение кольца времен, а прерывание его — крах мира и уничтожение.
Как велика ответственность молодого поколения за существование Жизни вообще — это давно знали наши предки.

Читайте также:  Анализы на раковые клетки у детей

источник

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе

Наталья Калинина
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе

Программное содержание: познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная шапочка«; формировать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения; развивать наблюдательность, зрительную память при рассматривании иллюстраций к сказке; воспитывать интерес к художественной литературе, сопереживание к героям сказки.

Материал: коробка-посылка; картинка с изображением Красной шапочки; книга Ш. Перро «Красная шапочка«; вырезанные из бумаги лукошки, пластилин, доски, стеки на всех детей.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание«, «Чтение художественной литературы«, «Художественное творчество«.

Воспитатель приглашает детей к себе.

В: Я сегодня шла в наш садик и увидела, что возле двери в нашу группу лежала вот эта посылка (показывает коробку). Здесь написано: «Для ребят средней группы«. Давайте мы с вами откроем ее? (открывают вместе коробку)

В: Посмотрите, здесь чья-то фотография. Кто изображен на ней? (девочка) А во что она одета? (платье, на голове шапка) Какого цвета у нее одежда? (красная) Посмотрите, что у нее в руках? (лукошко) Как вы думаете, что в этом лукошке? (ответы детей)

В: В посылке есть еще кое-что. Это книга (достает и показывает) Смотрите, какая красивая книга. Посмотрите, кто изображен на картинке? (та же девочка) Как вы узнали ее? (ответы детей) Здесь написано, что книга называется «Красная Шапочка«. А написал эту сказку французский поэт и писатель Шарль Перро.

В: Как вы думаете, кто нам прислал эту книгу? (ответы детей) Может у этой девочки что-то случилось? Хотите узнать? Тогда нам надо прочитать книгу. Давайте с вами приготовимся.

Ножки приготовим -сильно потопаем, высоко попрыгаем.

Ручки приготовим — сильно похлопаем.

Чтобы наши ротики не разговаривали — сильно покричим.

А теперь тихонько сядем на стульчики.

Ушки помассировали, чтобы лучше слышали,

Глазками похлопаем, чтобы лучше видели.

Воспитатель читает детям сказку и показывает иллюстрации из книги.

В: Ребята, вам понравилась сказка? О ком она? Почему так назвали девочку? А что с ней случилось? Как спаслись Красная Шапочка и бабушка? Я предлагаю положить нашу новую книгу в книжный уголок, чтобы вы могли ее разглядывать. (дети кладут книгу)

В: А теперь вы узнали, что у нее в лукошке было? Посмотрите, я тоже сделала лукошки из бумаги. Кто захочет, может взять и слепить пирожки, которые Красная Шапочка несла своей бабушке.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в сказку Ш. Перро «Красная Шапочка» Путешествие в сказку Ш. Перро «Красная Шапочка». Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, безопасность,.

Театрализация отрывка из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» Театрализация отрывка из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» Подготовила и провела воспитатель Андреева А. Н. (вторая младшая группа) Цель:развитие.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Конспект открытой НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «По страницам сказок К. И. Чуковского» Цель: Приобщение детей к словесному искусству посредством удивительного мира сказок К. И. Чуковского. (Закрепление знаний о творчестве детского.

Конспект открытого занятия театрального кружка по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» Конспект открытого занятия по театральному кружку «Светлячок» по сказке «Красная Шапочка» Ш. Перро. Цель: Развивать связную речь и эмоционально.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию речи для средней группы «Метель» Конспект занятия по ознакомлению детей с худ. литературой и развитию речи для средней группы «Метель» Цель: учить детей эмоционально воспринимать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы 1. Вид образовательной деятельности: театрализованная. 2. Тип образовательной деятельности: обобщающая. 3. Тема:Под грибком. 4. Возраст детей:.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Три медведя» Тема: Рассказывание русской народной сказкой «Три медведя» Цели: • продолжать знакомить детей с русской народной культурой; • вызвать.

Конспект занятия по развитию речи «Красная Шапочка» в средней группе Цель: Развивать умение последовательно, используя сказочные слова и выражения, пересказывать текст сказки с помощью двигательной модели;.

Сценарий праздника к Дню 8 марта в подготовительной группе по мотивам сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» Сценарий праздника посвященного Дню 8 марта в подготовительной группе. (по мотивам сказки Ш. Перро «Красная Шапочка») Подготовили и провели:.

источник

В сборнике «Сказки матушки Гусыни» Ш. Перро (1697) есть только две сказки, в которых животные говорят: «Красная шапочка» и «Кот в сапогах». Следование традиции животного эпоса — это то, что сближает эти сказки, но характер персонификации в каждой из них будет иным.

«Красная шапочка» по стройности композиции и сюжетному лаконизму напоминает басню в прозе. Но если в басне атрибутами волчьей натуры обычно выступают откровенная алчность и злоба, то в сказке Перро эти устойчивые характеристики отодвинуты на второй план. Для Ш. Перро важно более емкое противопоставление, основанное на иных моральных категориях, проступающих в поучении: наивность Красной шапочки и искушенность Волка. Басенную аллегорию Волк — хищник Перро превращает в куртуазную аллегорию Волк — соблазнитель, и моралите, завершающее сказку «Красная шапочка», не оказывается неким инородным игривым привеском, а заставляет переосмыслить традиционное содержание в новом аспекте, характерном для жанра conte в XVII веке. К этому жанру, границы которого были очень подвижны, Перро обращался и ранее. Его contes вбирали мотивы фольклорных сказок (как в «Ослиной шкуре», 1694), обыгрывали сюжеты средневековых фаблио (как в «Потешных желаниях», 1693), рыцарских романов и ренессансной новеллы (как в «Гризельде», 1691), впитывали морализаторский дух басни.

Contes de fée сборника «Сказки матушки Гусыни» являли собой соединение, а порой и синтез разных начал в законченных миниатюрах. Сказка приспосабливалась к вкусам читающей публики, входила в салоны со страниц «Mercure galant» как миниатюрный роман, в котором моралите выражало рекомендацию определенной нормы поведения. В век создания галантных руководств в сфере чувств, моральных правил, разнообразных советов сказочная назидательность не могла не впитать этих веяний времени. Моралите «Сказок матушки Гусыни», которые в позднейших детских изданиях исключались, были по сути характерным жанровым оформлением conte de fée 90-х годов XVII века. Моральными сентенциями заканчивались волшебные сказки мадам д’Онуа, Мари Леритье, Катрин Бернар. Как правило, эти сентенции были связаны с любовной темой, что во многом было подготовлено популярностью любовно-психологического романа с его картой страны Нежности, вариациями любовных пар, дискуссиями о любви и т. д.

Сюжет «Красной шапочки», повествующий о девочке и волке, как будто далек от этой темы, но моралите, почти искусственно навязывая любовный мотив, иронично намекает на двусмысленную природу Волка-искусителя: традиционный образ Волка-куманька (compère le Loup) обретает приметы ходульного образа светского льва. Волк-куманек в традиционной сказке и басне воспринимался всерьез: Волк-льстец (le Loup doucereux) в моралите Ш. Перро — как шутливое предостережение юным красавицам. Имение оно снимает трагический оттенок несчастливого конца сюжетного повествования. Изложенная внесюжетно мораль оказывается органической частью сказки, влияя на восприятие ее смысла — неожиданно фривольного, более близкого традиции реально-бытового, чем галантно-героического романа. Авторское толкование правдоподобия сказочной ситуации граничит здесь с парадоксальностью анекдота.

Стремительное развитие действия, не замедляемого ни описаниями, ни характеристиками, создает динамичность в развитии сюжета «Красной шапочки». Образ героини очерчивают скупые штрихи портрета и отношение к ней окружающих — матери, бабушки: «une petite fille de Village; plus jolie qu’on eût su voir, sa mère en était folle, et sa mère- grand plus folle encore».

Семейная среда в сказке Перро оказывается социально определенной, отличительной приметой ее становится головной убор — капюшон, который носили буржуазки с незапамятных времен. Красная шапочка, подаренная внучке бабушкой, играет роль семейной гербовой эмблемы, переходящей из поколения в поколение, становится эмблемой femmes de village, воплощающих простодушие, бесхитростность (в отличие от искушенности, расчетливости dames de qualité — героинь сказки «Синяя борода»).

В событийный круг сказочной завязки попадает и обычай простолюдинов делать печенье в день выпечки хлебов реальная бытовая деталь органически входит в поэтику сказки. На фоне спокойного и размеренного быта встреча Красной шапочки и Волка, никак стилистически не выделенная («Le petit chaperon rouge partit aussitôt pour aller chez sa mére-grand qui demeurait dans une autre village. En passant dans un bois elle rencontra compère le Loup»), не производит впечатления неожиданной. Восприятие леса, реакция девочки на встречу с волком сообразуется в этой сказке с детской психологией: для Красной шапочки Волк — это басенный compère le Loup, и только авторская ремарка: «la pauvre enfant qui ne savait pas qu’il est dangereux de s’arrêter à écouter un Loup» — объясняет наивность и неосторожность такого поведения. Этой ремаркой вводится и эмоциональное авторское отношение к персонажу, и в таком ключе решены все авторские ремарки в «Красной шапочке». В них Перро-рационалист замаскирован в Перро-рассказчика, мудрого, сочувственно тактичного по отношению к jeunes enfants и иронично лукавого по отношению к jeunes filles.

Традиционный сказочный лес, едва намеченный обычными атрибутами (присутствие дровосеков, волка) разворачивается в пейзаж, воспринятый глазами ребенка, неотделимый от действий Красной шапочки: длинная дорога скрашивается удовольствием от собранных орехов, букетов цветов, увиденных бабочек. Экспозиция затягивается из-за введения в сюжет детской игры «кто придет раньше». Этот мотив служит психологизации сказочного сюжета, мотивирует поведение героини. Сказочное время измеряется у Перро протяженностью дороги, по которой идет Красная шапочка к дому бабушки. Оно соотносится с быстротой волчьего бега; их параллельное ведение способствует созданию сказочно объемного времени, играющего важную роль в развитии сюжета и конфликта: Волк не только приходит к дому бабушки раньше Красной шапочки, превратившей деловое, путешествие в увлекательную прогулку, но успевает приготовиться к осуществлению второй части своего плана.

«Красная шапочка» составлена из маленьких эпизодов, последовательно между собой сцепленных. Каждое действие героини фиксируется вслед за действием ее антагониста. Так стилистически реализуются те сказочно реальные свойства Волка, которые откроются Красной шапочке только в финале сказки, когда мнимая бабушка будет объяснять, отчего у нее такие большие «ноги», «руки», «глаза»: страшное реализуется в поэтике непохожего, превосходящего привычные масштабы. Нравственный урок извлекается не столько из простодушного неведения Красной шапочки, сколько из стратегии лицемерного искусителя Волка. Заглавная героиня оказывается жертвой, а не победительницей. Соотношение добра и зла в этой сказке Перро явно не традиционно-сказочное. Грубый и сильный Волк из басни Лафонтена «Волк и Ягненок» свою жадность, хищничество пытается замаскировать казуистическими вопросами о родословной Ягненка: он имеет четкий социальный адресат. В «Красной шапочке» Перро Волк первоначально носит самую обобщенную маску Волка-куманька, но таков он лишь в восприятии неискушенной героини. Сущность его, то, что скрывается за маской, по ходу сюжета открывается только читателю, героине же — лишь в финале (слишком поздно). Образная структура Волка в сказке Перро как бы двуслойная, основанная на разрыве «быть» и «казаться», разрыве, который интересовал уже д’Обинье, Сореля, Скаррона, Ларошфуко, был объектом серьезных размышлений современников Ш. Перро.

Волк в сказке Перро общается с людьми, приноравливается к ним: сначала он расспрашивает Красную шапочку, затем, имитируя внучку, обманывает бабушку, чтобы далее действовать наверняка, пройдя своеобразный этап репетиции развязки, что подчеркивает его опытность. Такой Волк сродни герою плутовского романа, но в более узких и специфических границах жанра сказки дана концентрация идеи плутовства, реализующаяся в двух обликах Волка. Это помогает созданию двуплановости сказки, где героиня — и простодушное дитя, и неискушенная девица. Красная шапочка, пожалуй, самая антиинтеллектуальная из всех героинь сборника, хотя это как будто противоречит первоначальному впечатлению от ее облика, не предполагающего такой беспредельной наивности, граничащей с глупостью. Только однажды эта глупость сменяется довольно рассудительным замечанием по поводу грубости волчьего голоса, столь непохожего на бабушкин. Любопытно, что мудрая бабушка в сказке Перро не обратила внимания на изменившийся голос «внучки», имитированный Волком, но у все объясняющего Перро она могла оказаться и глуховатой.

Кульминационному эпизоду сказки Перро придает и оттенок анекдотического рассказа об искушении, и интонацию басенной назидательной истории. Удивление необычностью облика бабушки порождает не страх и желание уйти от опасности, а любопытство: так начинается анекдотический рассказ об искушении юных девиц, наивных, но смелых в своем желании вкусить запретный плод. Похожие на ребяческие, вопросы Красной шапочки дублируют тему женского любопытства, продолженную в сказке «Синяя Борода», но там будет иной тип женщины — светской и по-своему развращенной окружающей ее средой, здесь же — деревенская простушка. Финал «Красной шапочки» вбирает драматизм басенных концовок, и это противоречит поэтике сказочных финальных формул, где добро торжествует. Назидание, вынесенное Шарлем Перро в моралите, сообщает заключительному эпизоду и всей сказке нюанс, родственный conte Лафонтена, где именно концовка придает характер фривольного анекдота оригинальным новеллам-миниатюрам. Прав Поль Морийо, который пишет, что Лафонтен, «возвратив Франции шутливую сказку в прозе. открывает путь сказкам д’Онуа, Ш. Перро, мадемуазель Леритье». Простота структуры «Красной шапочки» Перро, о которой говорят фольклористы, оказывается обманчивой, обнаруживая сложные связи с литературной традицией и жанром conte.

Л-ра: Актуальные вопросы курса истории зарубежной литературы XVII века. – Днепропетровск, 1976. – Вып. 2. – С. 80-85.

Ключевые слова: Шарль Перро,Charles Perrault,Сказки матушки Гусыни,Красная шапочка,сказки Ш. Перро,классицизм,критика на творчество Шарля Перро,критика на произведения Шарля Перро,скачать критику,скачать бесплатно,французская литература 17 в

источник

литературного чтения для 2 класса.

Тема урока : Шарль Перро «Красная шапочка»

Цели: Познакомить с произведением, учить воспроизводить его в собственной речи, через развитие умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения, способствовать формированию литературоведческих понятий, как жанр, тема, автор, заглавие; обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи.

Читайте также:  Анализы на рак у детей

Предметные: формировать основы литературного образования (учить определять жанр произведения, различать авторскую и народную сказки)

продолжить работу над совершенствованием техники чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

— развивать первичные исследовательские умения в работе с текстом;

— развивать воображение, творческие способности;

-совершенствовать умения слушать, доказывать, выдвигать предположения;

— расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

-содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

-воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг к другу, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы.

-создать условия для изучения произведения «Шарля Перро «Красная Шапочка»

Умение ставить цели к уроку;

осмысливать прочитанное ;строить речевые высказывания

работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать себя, границы своего знания и незнания;

вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..

Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: системно — деятельностный подход

— выставка книг со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях

— характеристики героев (плакатики-опоры),

— разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосек.

К уроку имеются презентация по теме, наглядный материал.

I I. Мотивирование к учебной деятельности.

— Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок

Речевая разминка. Слайд № 1

Звучит запись песни «В гостях у сказки». — Ребята, как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? (- Будем знакомиться со сказкой.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии /

— Какие ходят сказки, вы узнаете, когда разгадаете героев (презентация)

1. Его придумал Шарль Перро.
Есть шпага, шляпа и усы.
На шляпе у него перо,
Усы невиданной красы.
Да, он известный “хитрован”,
И великана слопать смог.
Он оказался очень крут.
Скажите: как его зовут?

2. Ровно в полночь убежала
И, споткнувшись, потеряла
На балу у короля
Туфельку из хрусталя.

3. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.

Ответ: Красная Шапочка. Слайд №4.

— Кто автор этих замечательных сказок? (ответы детей) Слайд№5

Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок «Спящая красавица», «Синяя борода», «Рикке с хохолком». По сказкам Ш .Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.

— Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?

— С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда соберете героев.

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут

(Дети в группах собирают разрезанные карточки героев сказки “Красная Шапочка”).

— Назовите героев. В какой сказке они встречаются?

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения.

— Какую поставите цель? (ответы детей)

— Приоткроем тайны сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»добавить

1.Слушание сказки. (читает учитель)

2.Эмоционально — оценочная беседа.

-Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?

-Докажите, что прослушанное произведение сказка.

-Это авторская сказка или народная?

-Почему сказка называется «Красная Шапочка»?

1.Чтение учащимися произведения.Слайд №6

-А сказку мы будем читать с волшебной Феей.

Добрая Фея всегда готова предостеречь от неправильного поступка. Вот и наша Фея должна будет остановить сказку в тот момент, когда кто-то из героев делает что-то не так. Как только Фея взмахнет волшебной палочкой, сказка должна остановиться.

( Примерные остановки) 1. Мама провожает девочку к бабушке.(Нельзя одного ребенка отпускать в лес). 2. Девочка встретила Волка. (Нельзя останавливаться с незнакомцем). 3. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Нельзя вступать в разговор с незнакомым человеком, нельзя быть сильно доверчивым). 4. Волк пришел к дому бабушки. (Прежде чем открыть дверь, надо убедиться кто там).5. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Надо было отвлечь Волка, чтобы уйти). 7.Волк напа- дает на Красную Шапочку.(Позови на помощь). Дети предлагают свой выход из каждой ситуаци.

V . Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание,с опорой на иллюстрации в учебнике)

— Охарактерезуем героев сказки.

-Кто из героев сказки олицетворяет добро и зло?

.Подтвердите ответ примерами из текста. Слайд № 10

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

1.Восстановление деформированного текста. (работа в паре)

Послала мама Красную Шапочку к бабушке.

Волк прибежал к домику бабушки.

В лесу девочка встретила волка.

Злодей набросился на бабушку и проглотил ее.

Пришли дровосеки и освободили бабушку и внучку.

Переодетый волк встретил Красную Шапочку.

Разбойник проглотил девочку.

Посмотрите внимательно на обложку с прочитанным произведением. Всё ли правильно изображено? (на слайде модель с ошибкой) Слайд№ 9

-С чем не согласны? Мы прослушали не стихотворение,а сказку .Обьясните почему.

-О чём рассказывает обложка? (Мы познакомились со сказкой Ш .Перро «Красная Шапочка.» )

. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение .

1. «Какие у вас большие …»(зубы)

2.Те,за кем гонялась девочка по дороге.(бабочка)

Все в лесу его боятся.(волк)

5.То,что отворится,если дёрнуть за верёвочку.(дверь)

6. «Какие у вас большие …»(уши)

7.Мать отца или матери.(бабушка)

8.То,что несла девочка бабушке(масло)

9. .То,что несла девочка бабушке(пирожок)

11.Дочь сына или дочери.(внучка)

12.То,во что закутался волк(одеяло)

13. «Какие у вас большие …»(глаза)

1.Большая деревянная задвижка(засов)

3. «Какие у вас большие …»(руки)

10«Какие у вас большие …»(ноги)

Ключевое слово(Красная Шапочка).

— Вспомните и назовите слова, которые вам особенно запомнились, непонятные для вас. Дровосеки, мельница (с.215 ) башмачки

-Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им не понятны, как вы им объясните? Слайд №10

-Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему? (невиданной, т. к. это слово отвечает на вопрос какой?; заморозит, т. к это слово не относится к данной сказке).

— Узнаем значение слова «растабарывать».

(Ученица находит в словаре С.И Ожегова толкование слова «растабарывать», зачитывает его вслух).

— А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”

-Выберите слова, которые характеризуют девочку.

-Каким показался волк? злой, страшный, грубый, жестокий)

-Какие дровосеки и бабушка? Смелые, отважные, отзывчивые)

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Приседай со мной, братишка.

Выборочное чтение.(прочитать эпизод к картинке)Слайд №11,12

— Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?

— Сейчас мы поучимся читать по ролям отрывок из сказки. (чтение по ролям)Слайд№,13.14 с.194-195

5 . Работа с книжной выставкой.

— Рассмотрите книги. Какой теме посвящена выставка?

(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).

— На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.

-Добрый конец у нашей сказки?(нет)

-Из-за какой ошибки Красной Шапочки сказка заканчивается трагически? (Красная Шапочка рассказала Волку дорогу к бабушке).

-В чем заключается главная мысль сказки?(Не надо быть очень доверчивым).Слайд№15

— Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?

— Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.

-Посмотрите внимательно,какому из этих человечков вы доверили бы прочитать окончание сказки?(Дети высказывают предположения и объясняют свой выбор).

-Вижу, что такой конец сказки вас не обрадовал.

-Веселый человечек придумал домашнее задание. Давайте прочитаем его.

(Ученик выходит к доске и читает домашнее задание, написанное на обороте рисунка).

Ученик. Домашнее задание: придумайте счастливый конец сказки. Условие: дровосеков в лесу нет.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

-Какую задачу ставили на уроке?

— Над каким произведением мы сегодня работали?

— Кто автор этого произведения?

-Что вам понравилось на уроке?

— Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-А сейчас, ребята, давайте украсим цветами дорогу, по которой шла Красная Шапочка. (Дорога, по которой шла Красная Шапочка, прикреплена на доске).

-Возьмите конверт №2. В нем лежат три цветка. Если вам на уроке было интересно — прикрепите красный цветок, если не очень – желтый, а если вам было совсем не интересно– синий.

-Посмотрите на украшенную дорогу и сделайте вывод, насколько интересным получился урок?

-Разрешите и мне украсить дорогу. Мне с вами тоже было интересно работать на уроке, я рада, что у нас все получилось. Я прикреплю красный цветок.

-Урок окончен. Спасибо за работу! Слайд №17

источник

Довольно-таки любопытная вещь. Привожу весь отрывок.

«. обратимся к более знакомому сюжету, содержащему в основном те же самые трансакции, хотя и слегка в измененном виде. Мы имеем в виду сказку «Красная Шапочка». Эта сказка братьев Гримм, наверное, известна всем детям мира. Она привлекает их с малых лет и будит их воображение.

Красная Шапочка (КШ)
Жила-была милая маленькая девочка по имени Красная Шапочка (КШ).
Однажды мать послала ее отнести бабушке пирожок и горшочек масла. Путь пролегал через лес, где она встретила соблазнителя — волка. Девочка показалась ему лакомым кусочком. Волк уговорил ее погулять в лесу,погреться на солнышке и собрать цветы для бабушки. Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно не прожевывая. Hо потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями. Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и охотник убил волка топором в тот момент, когда волк собирался съесть Красную Шапочку.
Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения «марсианина» эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался. Hо, размышляя о случившемся, он гадает: «Что все это может означать?» и «Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?»»

Многие психоаналитики, анализируя сказку о Красной Шапочке, большое внимание уделяют символическому значению камней, положенных в волчий живот.
А трансакционные аналитики считают более важным изучение взаимодействий между героями сказки.

. Керри пришла к психотерапевту на консультацию в возрасте тридцати лет. Она жаловалась на головные боли, депрессию, скуку, отсутствие удовлетворительного партнера. Как и большинство Красных Шапочек (КШ), с которыми сталкивался психотерапевт, она старалась всем помочь, но не прямо,а как-то косвенно. Однажды, войдя в помещение консультации, она сообщила: «Hа улице, около вашего дома, лежит больная собака. Позвоните в ветеринарную поликлинику!» — «А почему вы сами не позвоните?» — спросил психотерапевт. «Кто, я?» — был ответ женщины. Сама она никого никогда не спасла, но всегда знала, где найти спасителя. Это типично для КШ. Психотерапевт как-то спросил ее: «Hе приходилось ли вам работать в учреждении, где кого-то из сотрудников регулярно посылали покупать бутерброды к совместному чаепитию? И кто обычно ходил?» — «Конечно, я», — был ответ.
Сценарная часть жизненной истории Керри такова. В возрасте от шести до восьми лет мать обычно посылала дочь к своим родителям с разными поручениями или просто поиграть. Иногда бабушка отсутствовала, тогда внучка играла с дедушкой, который в основном старался забраться к ней под платье. Матери она об этом не говорила, так как понимала, что мать этому не поверит и обвинит ее во лжи.
Теперь вокруг Керри много мужчин, большинство из которых для нее —
«мальчишки», «щенки». Hекоторые пытаются за ней ухаживать, но она рвет отношения после двух или трех встреч. Каждый раз, повествуя психотерапевту об очередном разрыве, на его вопрос «Почему это произошло?» она отвечает: «Ха! Потому что он щенок!» Так она и живет, отпугивая всех «щенков», прозябая в тоскливом, подавленном состоянии. Отношения с дедушкой были самым волнующим событием в ее жизни. Видимо, она намерена провести остаток своей жизни в ожидании нового «дедушки».
Такой была жизнь КШ (Керри) после того, как сказка закончилась. Впечатления от «волка» (дедушки) — это самое интересное из всего, что с ней происходило. Во взрослом состоянии она также «бродит по лесу» и «носит пирожки», надеясь встретить нового «волка». Hо попадаются лишь «щенки», которых она с пренебрежением отвергает.

Характеристика реальной КШ такова:
1. Мать обычно посылает дочь с поручениями.
2. Девочка не любит помогать людям сама, но пытается организовывать помощь и всегда ищет поводы для этого.
3. Когда она выросла и стала работать, именно ее выбирают из всех сотрудниц для различных поручений. Она всегда либо спешит, либо рассеянно бродит, совсем как маленькая девочка. Она не умеет ходить с достоинством.
4. Она все ждет чего-то подлинно волнующего, а пока что мучается от скуки, поскольку попадаются лишь «щенки», на которых она привыкла смотреть свысока.
5. Ей нравится «наполнять волчьи животы камнями» или каким-нибудь их подобием из повседневной жизни.
6. Hеясно только одно: является ли для нее мужчина-психотерапевт спасителем или он — просто приятный несексуальный «дедушка», в присутствии которого она ощущает покой и легкую ностальгию по былым ощущениям?
7. Она смеется и соглашается, когда психотерапевт говорит, будто она напоминает ему КШ.
8. Следует отметить, что сценарии матери Красной Шапочки, дедушки по материнской линии и бабушки по материнской линии должны быть дополнительными, для того чтобы эпизоды сказки повторялись неоднократно.

источник