Меню Рубрики

Анализ сказки колобок для детей

Сказка рассказывает о колобке герое, который не дал бабке с дедкой съесть его, сделанного из некачественных ингредиентов, а точнее из скребеной муки и метённой по сусеку.

Колобок был приготовлен из сметаны, однако основная смесь из плохой муки и дальше после приготовления покатилась по лавке, также собирая мусор.

Колобок герой тем, что не дал человеку съесть себя, предупреждая каждого попавшегося на пути животного не съедать его, и рассказывал по какой причине.

Сказка учит правдивости, справедливости, а также вызывает неприязнь ко лжи и обману. Так как многие люди видят только свою выгоду, ибо в планах колобка это не подразумевается, наоборот остерегает бабку от себя и катится, куда по-дальше.

Жертвуя собой, он рвется даже на язык к лисе, лишь бы не съел его кто-нибудь другой из положительных персонажей произведения. В персонаже колобка чувствуется характер непринуждённости, открытости и гласности, чего не хватает в нашей обыденной человеческой жизни.

С другой стороны герой не должен быть осквернен не качественной мукой, однако не все герои безгрешны. Не смотря на свой не здоровый вид, он не впадает в отчаяние и продолжает делать добро до конца своих дней, убегая прочь лишь бы, не навредить кому-либо.

Он не играет на публику, а с достоинством выполняет свою миссию на земле, чему учит детей с раннего возраста быть добродетельным, честным и справедливым, при не выгодных обстоятельствах. Он забыл о своем положении, помня об обязательствах, чести и патриотизма, зачем был послан в эту жизнь.

В сказке заключаются множество глубоких смыслов, переводя образ героев в характерные черты людей, свойственным таким же ощущениям горестям и радостям.

Немало людей с виду кажущимися ангелами, а внутри эмоциональная пустота, что не скажешь о нашем герое Колобка, который с виду очень даже аппетитный вызывающий вожделение. Однако это его не восхвалило, и он не стал таять от жгучих взглядов и желаний овладеть им, наоборот всем давал понять, что на самом деле и у него есть недостатки, не смотря на внешний безукоризненный вид.

Не он, так другой колобок спасет от голода старых людей, лишь бы, не отравить своим не свежим составом, думал колобок даже при гибели и ни капельки не сомневался в своей принадлежности к этой жизни. К этой жизни, где и без его подлости бытует хаос, насилие и недопонимание друг с другом. Где без его добра оказаться жертвой на пути к чести и что-нибудь святого произойдёт что-нибудь хорошее, доброе и человеческое…

Русская народная сказка «Колобок» известная всем и каждому с раннего детства. Несмотря на то, что композиция и сюжет сказки до невозможности просты, в ней скрыт очень важный смысл, посыл, который понимается лишь в более взрослом возрасте. Дети видят лишь Колобка, укатившего от бабушки и дедушки в поисках приключений, для людей постарше в роли Колобка выступают люди, «их дети», отстранившиеся от родительского крыла в поисках лучшей и самостоятельной жизни.

Литературоведы разделяются во мнениях. Одни считают, что в съедение Колобка в конце — конец пути, отрешение и смерть, другие приходят к мнению, что это метафора, подразумевающая под собой обретение новой жизни, поиск не только себя, но и любви.

История Колобка поучительна. Этот «хлебный комочек» учит тому, что самостоятельная жизнь непроста. Колобок считал, что исполненная им песня сможет спасти от всех недругов, но в итоге Лиса его обхитрила. И не потому, что она была хитрая, а потому что Колобок потерял бдительность, стали стал слишком самоуверенным, и это его погубило.

В роли бабушки и дедушки выступают родители, помогающие детям до момента их полного взросления. Они сделали из ничего Колобка, а тот отплатил им тем, что сбежал на встречу приключений. Он гордился тем, что «от бабушки ушел, от дедушки ушел», вовсе позабыв о том, что теперь он единственный кто будет о нем заботится.

Старик и старуха выражают собой архетип предков, заботливых родителей. В сказках образ зайца выражал символ энергии, именно поэтому по преданиям младенцев находили именно в капусте, куда тех принесли зайцы. Волк — символ ярости, воинского умения и охотничьего чутья, а медведь выражает символ доброты, мудрости и силы, не зря же его называют хозяином леса — все эти животные мужского рода и лишь Лиса женского. Лиса представляет собой грацию, любовь и хитрость. Именно Лиса Патрикеевна обводит вокруг пальца практически всех героев в русских народных сказках

Таким образом, несмотря на то, что сказка написана для детей, в ней очень много истины, мыслей, которые непременно помогут взрослым. Она учит и предостерегает, помогает и выручает. «Колобка» можно читать в любом возрасте, и каждый раз понимать ее по-разному. Кто-то может увидеть в конце сказки смерть Колобка, а кто-то поймет, что Колобок обрел новую жизнь, обзавелся собственной семьей и начал жить самостоятельно. Старые добрые русские народные сказки всегда славились тем, что не имеют никакого возрастного ограничения и пригодны к чтению в любом возрасте.

Одним из основных персонажей произведения является Торцов Гордей Карпыч, представленный в образе зажитого купца, который приходится братом Любима Карпыча и отцом Любови Гордеевны.

Есть у меня внучка. Однажды она говорит: — У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить

Сказка рассказывает о колобке герое, который не дал бабке с дедкой съесть его, сделанного из некачественных ингредиентов, а точнее из скребеной муки и метённой по сусеку.

Войны – это всегда страшное событие, издревле калечившее беззащитных и невиновных людей. Война входит в список четырёх всадников Апокалипсиса. Что может быть хуже убийств людей, живущих с тобой на одном шаре?

Базарбай – это персонаж романа «Плаха». Полная противоположность Бостону. Полнейший пьяница и нахлебник. Полное имя данного персонажа – Базарбай Нойгутов.

источник

Колобок – это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок и решила положить его на окно, чтобы тот остыл. Но Колобок решил, что скучно ему лежать на окне у бабы с дедом и быть съеденным, поэтому решает спрыгнуть с окна и отправиться в путешествие.

Он катиться по разным дорожкам, встречает других героев, но от всех благополучно сбегает и отправляется дальше. Каждому из героев он поет странную песенку, благодаря которой его каждый раз отпускают. Но только лиса делает вид, что она его не слышит, поэтому решает не отпускать его, поэтому лиса его съедает. Она не ведется на разговоры колобка, поэтому решает поступить по-своему. У Лисы собственное представление об окружающем мире, поэтому она не намерена слушать Колобка.

Ключевыми героями в произведении является Лиса и Колобок, оба героя являются противоположностями друг друга. Если Лиса – это олицетворение хитрости и ласковости, она готова сделать все, чтобы добиться поставленной цели, то Колобок добродушный и простой парень, достаточно смелый и предприимчивый. Герои встречаются, но в их противостоянии побеждает тот, кто оказывается хитрее.

Данная сказка показывает, что необходимо больше пользоваться своими мыслительными процессами, а не говорить. Колобок же поступал наоборот, поэтому и остался в проигравших. Он не предположил, что Лиса может сделать собственный выбор и путешествие Колобка закончится.

Несмотря на то, что сказка предназначена для младшего и среднего школьного возраста, мораль в ней содержится намного глубже.

Колобок не стесняется своего происхождения, он постоянно говорит, что его смели по сусекам, но при этом данный факт его не радует. Это просто позволяет ему спастись от рук обманщиков животных.

Лиса же плохо слышит, кроме того у нее достаточно плохой вкус, что не заставляет ее задуматься о том, что колобок приготовлен из некачественных продуктов и что данная затея может закончится для нее далеко отрицательно.

И в последнем случае разговорчивость Колобка приводит его к смертельному исходу.

Эта история учит детей тому, что необходимо адекватно смотреть на окружающие вещи, обращать внимание даже на незначительные вещи, не общаться с незнакомцами, делать все правильно. Если ты отправляешься в дальнюю дорогу, то необходимо взвесить все последствия, предположить, чем закончится дальняя дорога и к чему может привести необдуманные поступки.

Русская народная сказка Колобок в самом простом варианте представляет собой историю о том, как дед с бабкой лепят колобка (так называется некое подобие хлеба) он оживает и укатывается по тропинке. По дороге встречает различных зверей, которые хотят его скушать, но он ото всех укатывается кроме лисы, которая лестью заманивает его сесть себе на язычок и проглатывает. Таким образом, в целом, сказка довольно жестокая и печальная, более того, вероятно, эта интерпретация, если учитывать вообще традицию настоящих народных сказок, является довольно мягкой.

Анализ подобных произведений может выполняться на разных уровнях. К примеру, если мы рассматриваем сказку как воспитательный инструмент, то ту внушается ребенку потребность бдительно относиться к внешнему миру.

Сюжет собственно и представляет собой выход незащищенного юного существа во внешний мир, где полно опасностей, которые предстают в форме животных. Тем не менее, колобок уходит от этих опасностей и его поведение также возможно рассматривать как своеобразную инструкцию для юных читателей. Когда сказка завершается трагично для колобка, такой финал становится уроком для слушающего ребенка, и он получает знание о том, что внешний мир может приносить гибель и не следует доверять каждому его представителю.

Если рассматривать сакральные трактовки сказки, то она полна разнообразных образов и смыслов. К примеру, вполне очевидным образом колобок указывает на Солнце, его символ шар. Также Колобок может символизировать мир или идеальную фигуру, нечто непорочное, как известно, сфера является идеальной фигурой.

Четыре зверя, которых встречает главный герой, могут представлять собой времена года. Заяц, волк, медведь, лиса – каждый символизирует отдельный сезон и лиса, которая выступает как завершение цикла, съедает Солнце, для того чтобы оно снова появилось, то есть было испечено бабкой с дедом и повторило свой путь по небосводу.

Также колобок может олицетворять и человеческую жизнь, а встреченные им звери являются этапами человеческой жизни, которые сменяют друг друга приходя к своему логическому завершению. Если говорить о мистической трактовке, то также сказку некоторые рассматривают как инструкцию или поверхностную схему путешествия души по иномирью. Душа встречает различных духов, которые условно предстают в образах животных и сообщает им особую повторяющуюся формулу-ключ, которая позволяет двигаться на следующий уровень.

Печорин – яркий образ потерянного поколения. В лице Григория Печорина Лермонтов показал человека твердого, сильного и в то же время противоречивого.

Зима прекрасная пора года. Я люблю зиму за то, что она дает верить в чудеса. Зимой празднуют один из моих любимых праздников новый год. Его празднуют, когда в календаре

Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.

Под моралью следует подразумевать как некий симбиоз норм, принципов, представлений о жизни, поступках человека и степенях дозволенного, который принят гласно либо негласно в конкретном обществе.

«Портрет Дориана Грея» написан величайшим английским и ирландским писателем Оскаром Уайльдом. Это его единственным роман, но он вызвал большой резонанс в обществе. Кто-то считал его чересчур откровенным

источник

У сказкотерапевтов есть интересный инструмент для анализа сказок клиентов и сказок обычных – традиционных. Этот инструмент называется: «теневой Анализ». Теневой Анализ начинается с ответа на вопрос: « А что в этой сказке не названо, но скорее всего есть?» Внимательный читатель и психолог всегда может увидеть (или ощутить бессознательно) присутствие в сказке каких-то очень важных, но не названных моментов.

Примечательно, что сказкотерапевты считают: именно в «Тени» сказки лежит и ресурс, и настоящая проблематика этой сказки (этого клиента), и вообще «Дорога к настоящей психотерапии».

Вспомним русскую сказку «Колобок». (Советую вам всем сейчас быстренько её перечитать).

Вот, для подсказки, ключевые для разгадки ребуса фразы.

Дед, зная, что муки нет, тем не менее, говорит бабке: «Пойди по коробу поскреби ,по сусеку помети. Может быть и наскребёшь муки на колобок».

(Бабка наскребла ровно две горсточки).

Колобок отлично знает своё «происхождение» и не скрывает его. Общаясь с животными, он рассказывает им о себе правду:

«Я по коробу скребён, по сусеку метён»

Возьмём контекст сказки и восстановим правильную последовательность слов.

Колобок говорит (обращаясь будто бы с просьбой, с предупреждением):

А затем будто бы объясняет:

«Я по коробу скребён, я по сусеку метён!»

Вы заметили, как сюда напрашивается выпущенный союз «потому что»?

В целом фраза выглядит и понимается так:

«Не ешь меня, ПОТОМУ ЧТО я по коробу скребён, я по сусеку метён»

Подлинный смысл просьбы Колобка понятен теперь? Это не жалкая мольба овечки, которую хочет убить волк. «Не ешь меня!» – это не родня «Не бей меня!», «Не обижай меня!» – это предупреждающая надпись на этикетке со склянкой «Яд!»

Сказка «Колобок» – это конечно же полная (светлая) противоположность демоническому, кошмарному миру Льюиса Кэрролла, описавшему Страну (ещё тех!) Чудес.

Там одно коварство от «кажущихся невинными» лакомств. На пирожке коринками выложено «Съешь меня!»

(А мисс Лидделл лучше бы этот пирожок вовсе не ела!)

Да, «Колобок» – полная противоположность тому подвалу, куда упала героиня английской сказки.

«Колобок» – сказка светлая, этичная, по-настоящему героическая!

Что в нём такого «не того»? Подсказку даёт встреча с Лисой. Как известно, Колобок и Лисе пропел свою песенку-предупреждение, намекая на «состав продукта».

Но, к сожалению, лиса была глуха (и к ещё большему сожалению, как оказалось, ещё и тупо-прожорлива).

Лиса ответила: «Старая я уже стала, плохо слышу. Сядь-ка ты мне на нос и там свою песенку пропой»

Зачем на нос? Потому что Лиса хоть и не может «прочесть состав без очков», но она может его понюхать!

Так мы, не умея найти сроки годности пакета с молоком, просто нюхаем его!

К великому несчастью для Лисы – она оказалась, скорее всего, жадной. Она понюхала Колобка, как и собиралась.

Но то ли вкусы у неё были поганые (недаром ведь мясо лисы считается у крестьян несъедобным, а само животное это – зловонным и нечистым в культуре – вспомним японских лисиц-оборотней).

То ли она и сама примерно так же едко пахла, что ей показалось «Даже ничего».

То ли просто решила: «А, ладно, и такое съедим!».

Так из чего же был сделан Колобок.

А вы потяните носом, поморщитесь и скажите тихо и брезгливо: «Фу-у, чем это так воняет?»

Вот именно из того самого и был сделан наш Колобок!

И вот тут уже начинается сюжет высокой сказки о Герое.

Колобок был честен – он всех, (кто мог и хотел его услышать!), об этом предупреждал: «Не ешьте меня! Я по коробу скребён и по амбару метён!».

Недаром ведь бабка наскребла и намела (метут – сор) из своих пустых закромов – 2 горсточки.

1-ая горсточка – это действительно остатки хорошей когда-то муки.

2-ая горсточка – мышиный кал, мышиный помёт.

И самое трагичное состоит в том, что эти обе горсточки перемешаны!

Есть хлеб из такой «муки», в которую нагадили мыши, нельзя!

С точки зрения медицины – из-за риска туляремии (так порченые мышами продукты могут послужить причиной заболевания).

С точки зрения мифов, древних понятий о ритуальной чистоте и нечистоте – такой хлеб тоже есть нельзя, потому что это – скверна. Некошерно, в общем.

Мифомышление (и не только оно) полагает: Мы есть то, что мы едим!

Поедая дерьмо (согласно мифомышлению) мы и сами превращаемся в оное.

(Стоит задуматься о том, какие фильмы и клипы мы «потребляем»).

Герой, несмотря на то, что слеплен наполовину из дерьма. Из непригодной в пищу муки! Герой, несмотря на то, что опасен, ядовит, несёт погибель!

Вы только посмотрите, как «поиздевалась над ним Судьба»!

Он, замысленный насыщать людей для их Радости и их Жизни – несёт обратное, несёт в потенциале – Горе и Смерть.

Так в чём же героизм Колобка?

Да в том, что Колобок сумел «выпрыгнуть» из этого сюжета! Вроде бы, действительно, «предзаданного самой насмешницей-Судьбой» и принести людям в итоге и Радость, и Жизнь – и делу, которому ты служишь, не изменить!

Вот у кого, кажется, нужно учиться не унывать ни при каких обстоятельствах!

Колобок предотвратил чудовищную сатанинскую анти-евхаристию – анти-Причастие, пародию на Таинство поедания Хлеба, его осквернение.

Ведь бедные, глупые, жадные и ленивые люди (баба и дед), припёртые к стенке голодом и своей бедностью, уже готовы были отведать и дерьма, радостно причаститься им и в итоге, конечно, стать им!

Но сам Колобок не дал им сделать этого! Как же Колобок смог подарить бабе и деду Радость и Жизнь? И какие у него для этого были качества?

Читайте также:  Анализ на лейкемию у детей

Во-первых, трезвый взгляд на вещи и трезвая оценка окружающих тебя людей – предела их волевых возможностей. Отсутствие завышенных, нереалистических ожиданий от тех, кто слабее.

Он знал, что голодные баба и дед сожрут его, несмотря на все его предупредительные песенки. Он знал, что диалог и увещевания в таком состоянии людей бессмысленны. И он ушёл по-английски.

Убрал из поля зрения «несмышлёнышей» – себя самоё – очень опасный для них предмет. Не стал ни искушать, ни соблазнять бабу и деда, ни проверять их на прочность.

Во-вторых, жалость. Колобок мог бы сказать в своём сердце так: «Глупые люди сами виноваты. Я их предупреждал. Пусть сами отвечают за свои поступки».

Но нет. Ему было по-настоящему жаль и глупую забитую бабу, и жадного прожорливого деда.

Он жалел их, несмотря на то, что они – вот такие.

В-третьих, развитое чувство долга. Колобок почти что японский самурай. Он будет служить своему хозяину, ведь у него есть долг – гирИ.

Он создан для того, чтобы «идти путём зерна». Кормить собою, радовать, насыщать людей, давать, продлевать им Жизнь. Наверное, богородица всех колобков – пайка серого тяжёлого хлеба в 250 грамм, и она строго смотрит на них со старых икон.

Вот юный Колобок и исполнил свой долг! А вроде бы – ну никак не мог этого сделать!

Да, он сумел достать деду и бабе и хороший, другой хлеб, и много муки, и даже масло!

Недаром из всех зверей он позволил себя скушать только Лисе. Заяц – мал, волк – бесполезен, медведь слишком велик, может не пострадать от колобка, а вот лиса – самое «то»! Она очень сразу ликвидна из-за своей ценной меховой шубки.

(Кстати, лисиц часто травят именно, чтобы не портить их шкуру).

В-четвёртых, отсутствие жажды славы, «благодарности» и справедливости на земле

Так и будут баба и дед Колобка недобрым словом вспоминать. «Убёг, негодяй!», «Мы из-за него подлеца чуть с голоду не померли!», «Последний хлеб унёс!»

И невдомёк деду, нашедшему на дороге мёртвую лису, что это Колобок для него постарался. Никогда дед этого не узнает, да Колобку и не надо.

Не каждый из нас вообще готов к подвигу. К «безымянному подвигу» уж тем паче. А так, чтобы подвиг совершился ценой анафемы твоего доброго имени – в памяти людей – ну на это способны только святые из жития святых! «Он был не предатель!» – скажут один-два историка и то если повезёт, лет через 200.

А кто вообще такой Колобок. Да он же символ Человека.

В нём перемешаны дионисийское и титаническое начала. Помните миф о Дионисие-Загрее?

Зевс вылепил прекрасного юношу, ангела. Отпустил его погулять. Звёзды им любовались. Но тут его увидели грубые чудовища – титаны и пожрали, только так они и «общались» с прекрасным. Зевс разрыдался, испепелил титанов, а из их праха, в котором были частицы святого, прекрасного и грешного, подлого – вылепил нас с вами, людей.

Так как вы думаете – какая часть двойственного Колобка продиктовала ему его Поступок и Выход из Ситуации?

Кто научил его жалости, трезвости, долгу, презрению к похвале, научил не искать справедливости на земле?

Та часть, которая из мышиного дерьма? Нет, конечно! Если бы в Колобке заговорило «его дерьмо», он повёл бы себя по-другому.

Нет, ему диктовала Другая его Часть – святая, сакральная. Та жалкая горсточка осквернённой гадкими низкими примесями, но не потерявшей свою природу – муки – пшеничной или ржаной.

В Колобке заговорил метафизический вечный бессмертный Хлеб! Тот самый Хлеб, про которого сказано в Евангелиях: «Я есмь Хлеб Жизни, сошедший с небес».

Кроме всем очевидных малых уроков (перечислите их сами), в великой русской сказке главным нам кажется вот этот.

Ты можешь исполнить Своё Предназначение, даже если судьба над тобой зло поиздевалась. Нашёл же Колобок способ – как всё-таки послужить бабе и деду, как накормить их? Хоть и наполовину состоял из дерьма, а попал в святцы.

Однако главное Препятствие на пути к твоей победе – это твоё суетное тщеславие и гордость.

Колобок сумел вынести мысль о том, что родные его дед и баба так и не узнают, кто именно подарил им эту лису. Его мысли заняты совсем другим – более высоким, что ли. Он быстро и творчески соображает, как же ему исполнить своё предназначение, свой долг. Ведь век Колобка недолог – зачерствеет, заплесневеет. Пропадёт втуне. Как и у человека у него мало времени.

А ещё сердце Колобка было полно любовью и жалостью к людям. Он переживал только о том, чтобы вверенные ему баба и дед, с которыми он связан узами, действительно не умерли с голоду!

Не дед ли боронил и пахал, чтобы вырастить на земле ту рожь, прародительницу сего Колобка?

Мы все связаны вот такими невидимыми узами, и все в долгу друг у друга.

Колобок не искал виноватых в своей судьбе. Он действовал. Поэтому мы любим и помним Колобка до сих пор. Мы чтим Колобка даже в жёлтеньком смайлике-эмотиконе – так он нам по душе!

Даже если мы и не понимаем ещё рассудком тот глубинный архетипический миф о «Бессмертном Зерне», заложенный в этой простой и великой сказке!

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

источник

Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.

Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.

Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе. Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).

«Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.

При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта. Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:

  • Заяц ассоциировался с месяцем, и встреча Колобка с зайцем — это встреча луны и солнца, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия.
  • «Пришёл волк — весь народ умолк» — так народная пословица говорила о пришествии ночи. Волк в сказках всегда серый — символ тьмы, ночи. Его встреча с солнцем означала убыль полной луны.
  • Встреча с медведем — это первое новолуние после весеннего равноденствия. В это время медведи пробуждались от зимней спячки. Солнце-колобок, обхитрив медведя, вступало в свои полные права — дни становились длиннее ночей.
  • Последний лесной зверь, лиса, на пути Колобка съедает его — в её образе зашифрован день летнего солнцестояния (22 июня), после которого «солнце поворачивает на зиму» и световой день постепенно уменьшается.

Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя. Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».

Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.

  • Заяц — это комплексы, которые сформировались от страха за свою жизнь, неуверенность, тревожность.
  • Волк — символ агрессии и воплощение комплексов ребёнка, сталкивающегося с грубостью в жизни.
  • Медведь воплощает в себе принцип удовольствия, еды, склонность к лени и довольствованию имеющимся.
  • Лиса — «одержимость Анимой», проявление таких черт личности, как капризность, излишняя эмоциональность, злоба, обида.

Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».

Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).

По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.

Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.

  • Заяц — символ жизненной энергии, плодовитости, ловкости. «Мальчик-зайчик» (название не случайно) набирается ловкости и энергии.
  • Волк — символ воинской доблести. Юноша должен научиться охотиться и воевать с недругами.
  • Медведь — символ доброты, силы и мудрости. Заматерев, мужчина становится «жрецом-медведем».
  • Лиса — это женщина. Набравшись мудрости, мужчина находит для себя пару и основывает свой род. История приобретает циклический характер.

Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.

Есть одна лингвистическая деталь, на которую раньше не обращали внимания, но она даёт возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Самый древний вариант текста «Колобка» записан А. Н. Афанасьевым, в нём главный герой, говоря о своих приключениях, использует предлог «у»: «Я у дедушки ушёл, я у бабушки ушёл…»

«В современных пересказах Колобка используется предлог „от“, но в славянских языках предлогу „у“ соответствует не предлог „от“, а предлог „в“. Получается, Колобок поёт о том, чему он учится по ходу сюжета: „Я в дедушку пошёл, / Я в бабушку пошёл, / В тебя, заяц, не хитро пойти! / В тебя, волк, не хитро пойти! / В тебя, медведь, не хитро пойти! / В тебя, лиса, и подавно пойду!»»

В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом.

Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.

  • Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.
  • Орлов В. Причастие солнцем: history-ryazan.ru.
  • Мершавка В. Колобок. Юнгианская интерпретация: psyoffice.ru.
  • Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.
  • Цивьян Г. Роковой путь Колобка: proza.ru

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

источник

Откуда эта вызывающая удивление устойчивость? Быть может, стоит поискать её истоки в русском фольклоре? Шаблоны советской пропаганды или насаждаемый ныне культ успеха (он же – культ золотого тельца) способны инфицировать уже довольно развитое сознание. Но гораздо раньше, когда мы только подступались к познанию мира, мы сталкивались с совсем другой культурной посылкой. Однажды мама открывала книжку и начинала читать нам сказку – из тех, что для самых маленьких. Например, сказку про Колобка. И мы впитывали слова, структурирующие нас на самом фундаментальном, базовом уровне. Им мы обязаны многим, и тем, что наши ценностные ориентиры таковы, каковы они есть, — в первую очередь.

Чему же способен научить нас «Колобок»? Вернее, чему нас он уже научил?

Это – весьма незатейливая, но богатая в духовном плане история.

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок. — Да из чего испечь-то? Муки нет.

Дело происходит летом. Зерно прошлого года давно всё смололи да съели, а новый урожай снимать ещё рано. Запаса на год не хватило, значит, бедно живут. Гораздо беднее, чем любой из слушателей-читателей этой сказки. И что же, старик унывает? Сидит, слёзы льёт? Нет.

— Эх, старуха! -, говорит старик. — По амбару помети, по сусекам поскре­би — вот и найдется.

Первый урок сказки: не давай места унынию. Старик рук не опускает: уж как-нибудь, а какой-никакой выход найти всегда можно. Но что это будет за мука? Мучная пыль, которая попала в щели, налипла на деревянные стенки, смешалась с обычной пылью. Явно не высший сорт. И вот второй урок сказки: радуйся малому, цени то, что имеешь.

А что же старуха? Сказала ли она то, что высказали бы многие на её месте: «ишь чего выдумал, старый!»? И ещё бы пальцем у виска покрутили.

Старуха же молча сделала, как ей был сказано. Намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила в масле и положила на окно простыть.

Мы видим смирение и послушание. Но не только. Откуда вдруг взялась в тесте сметана? Старик о сметане ничего не говорил. Это уже инициатива старухи. Сметана добавлена, чтобы было повкуснее, чтобы старик порадовался. Колобок был приготовлен не абы как, чтобы лишь выполнить порученное, а с любовью. Колобок в этой сказке это – дар любви.

И вот он положен на окошечко студиться, и с этого момента начинается собственная история Колобка. Открытое окно – это символ, знак открытой возможности. И Колобок ею воспользовался.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на завалинку, с завалинки на травку, а с травки на дорожку.

Татьяна Кочетова (р. 1974), иллюстрация к сказке

История личности всегда начинается с выбора. В тот момент, когда мы делаем свой первый самостоятельный выбор, мы сдаём экзамен как личность: что из нас получилось, какие пути мы выбираем. Стоит разобраться, какой выбор сделал Колобок.

Читайте также:  Анализ на копрологию у детей

Сначала – отчего он отказался? Очевидно, что от своего предназначения. Предназначение Колобка сугубо утилитарно – его должны были съесть старик со старухой. Но за этим буквальным прочтением в сказке есть и символический план. Предназначение Колобка – послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть совсем глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари — служить своему Творцу.

Знал ли о своём предназначении Колобок? Несомненно. Ведь пел же он в своей песенке «Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл». Значит, понимал, что его должно было ожидать, и начинал отсчёт своих подвигов именно с бунта против предназначения.

Предназначение не может быть навязано силой. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор?

И тут оказывается, что у Колобка не было никакой особенной цели. Сбежать-то он сбежал, а что делать дальше – не слишком задумывался. Катился, куда глаза глядят, куда дорожка ведёт. А дорожка вела в лес – всё глубже и глубже…

Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился…». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно — не очень важно, важно – что это что-то новенькое, не то, что до сих пор было…

И вот катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц: — Колобок, Колобок! Я тебя съем!

Колобок пытается с Зайцем договориться: «— Не ешь меня, Косой. Я тебе песенку спою». Фактически он предлагает сделку: Заяц слушает песенку и отказывается от притязаний на Колобка. Но сделка эта – нечестная. Песенка служит лишь обманным манёвром. «И от тебя, Зайца, не хитро уйти!» — торжествуя, поёт, убегающий Колобок. Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения от собственной личности. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен. Все труды старухи превращены в предикаты собственной персоны, как будто Колобок обязан своим появлением на свет исключительно себе. Дары, полученные от Создателя, не признаются дарами, в результате Создатель оказывается как бы ни при чём, и может быть отринут. Колобок ни в ком не нуждается, он верит в свою способность перехитрить любого врага, самостоятельно выпутаться из любой ситуации.

Первоначальный успех его окрыляет. Он не замечает, что дорога заводит его всё глубже в лес, и звери, которые ему встречаются, становятся всё страшнее.

Порядок зверей в сказке нарушен. Правильным был бы порядок Заяц-Лиса-Волк-Медведь, как, например, в Теремке. Но Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом сбое порядка – мудрость сказки. Сказка говорит, что самый страшный враг – не тот, кто грозен физически, а тот, кто опасен духовно.

Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький». И песенка у Колобка «славная». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. Известный собиратель русского фольклора А.Афанасьев приводит вариант, в котором сказано прямо, без экивоков: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – ам его! И скушала».

В духовном ослеплении мы теряем разум и даже обычную житейскую рассудочность. Побуждаемые собственной греховностью и искушением врага, действуем сдуру и гибнем.

А как ещё могла закончиться история Колобка? Мог ли быть у неё счастливый конец? Нет. Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем не надлежащем месте, про тебя скажут — «докатился».

Поэтому Колобка всерьёз не жалко. Дети, конечно, переживают за героя, но без слезы. Они чувствуют, что произошло то, что должно было случиться. Колобка должны были съесть и съели. Но, поскольку он отринул своё предназначение, ему не удалось послужить добрым людям, и достался он персонажу коварному и хитрому. На нашего хитреца Колобка, нашёлся ещё больший хитрец. Таков духовный закон.

Эти уроки по своей природе — глубоко христианские. И мировоззрение, которые мы получаем благодаря нашим первым сказкам, формирует христианский характер русского народа. Это вселяет надежду. Пока наши матери читают своим детям такие сказки, мы сможем сохранить нашу культурную идентичность и противостоять злому духу века сего.

источник

Итак,
что же из себя представляет сказка колобок. Многие задумывались над содержанием
этой сказки и недоумевали, отчего же она дошла до наших дней и зачем же, зачем
мы непроизвольно пересказываем её детям? Что в ней такого, что так хорошо
укладывается в память?

Попробую
последовательно передать знания полученные от преподавателей и исследователей
фольклора, с которыми мне довелось на эту тему общаться.

Первое,
с чего стоит начинать при анализе любого текстового произведения — композиция.
Всегда проще следовать сюжету и разбирать попадающиеся смыслы последовательно.

Итак,
с чего начинается Сказка?

Жили-были
дед и баба.

Первые
слова вводят ребенка в конкретный мир, где сущее состоит из двух дополняющих
друг друга противоположностей — женского и мужского начала. То есть наш мир.
Вселенная начинается с разъединения на начала.

И
говорит дед бабе — испеки мне, баба, колобок.

-Так
ведь нет ничего!- отвечает баба.


ты по амбару помети, по сусекам поскреби, и наберется для колобка.

Как
и во многих философских традициях и восточных школ, и европейских, мужчина —
инициатор. Он дает идею, он закладывает семя жизни бабе (в сказке — идею испечь
колобок, по жизни — «идею» создания ребенка), он побуждает бабу к
действию. помимо этого, он разрабатывает план. Это показывает нам гендерные
роли: мужчина придумал и составил план, женщина посильно участвует.

Пошла
баба, по амбару помела, по сусекам поскребла,

набрала
муки две горсти, на сметане замесила,

в
печи запекла, на окошко студиться поставила.

Баба
исполнила просьбу деда и испекла колобок (читай: баба-Вселенная-роженица, ибо
колобок это их дитя, и, родив его, они дают ему смотреть на окружающий мир из
окошка) Колобок (ребенок) смотрит из окна на то, что есть за пределами отчего
дома. Но видит он ограниченную часть. Так, дома ребенок видит маму и папу, а
через их связи с окружающим миром, он понимает, что они не только его мама и
папа, но ещё и социальные единицы — врачи, бухгалтеры, спортсмены, бухари,
гопники, менеджеры или кто они там.

Здесь
же проявляется первый смысл мотива еды. для чего дед попросил бабу испечь
колобок (приготовить еды?) — чтобы скушать. зачем люди рожают детей? чтобы те
кормили их в старости. это преемственность. чтобы дарили свои теплые эмоции,
оберегали, ухаживали.

Однако
стоит отметить, что когда дети слишком долго «остывают у окошка» и
никуда не «катятся», родители начинают их поглощать раньше времени.
есть такая фраза даже «поедом едят». так что ещё одна мысль —
соблюдение своевременности.

А
колобок прыг с окошка и покатился по лесу.

Ну
тут довольно ясно. Ребенок, узнав достаточно о мире и будучи готовым,
отправляется во «взрослую жизнь». Лес как аллегория жизни.

И
тут навстречу ему Заяц.

-Колобок,
колобок, я тебя съем!

При
вступлении во взрослую жизнь, человек начинает встречать разных людей, которые
приходят к нему с разными словами, но смысл остается неизменным — дай мне
что-нибудь от тебя. позволь мне взять тебя в свою жизнь.

-Не
ешь меня,-говорит Колобок,- я тебе песенку спою.

Я
Колобок, Колобок,

по
амбару метён,

по
сусекам скребён,

в
печке запечён,

на
окошке стужён,

я
от бабы ушёл,

я
от деда ушёл,

а
от тебя, Заяц,

и
подавно уйду.

И это второй смысл мотива еды — общение. получение чего-либо себе, обмен. Ты
хочешь что-то получить от меня, мою энергию, мои силы, моё время, но я тебе
этого не дам, я могу с тобой просто пообщаться. И, как мы видим, Зайцу хватает
этого общения, поскольку колобок катится дальше. Порой люди хотят от тебя
чуть-чуть внимания, а не страшных жертв.

Надо
обратить также внимание на то, что песенка колобка — это универсальная
песенка-выручалочка из жизненного кризиса.

Я
Колобок, Колобок
— Я есть Человек, и моё имя Такое Вот. Идентификация самого
себя.

По
амбару метён,

По
сусекам скребён,

В
печке запечён,

На
окошке стужён
, — Это то, что со мной происходило. Это моя биография. Я был
там-то и там-то, видел то и это, знаю чего да как.

Я
от бабы ушёл,

Я
от деда ушёл,
— у меня уже были кризисы, но я смог их преодолеть. Я нашел выход
из ситуации.

А
от тебя, Заяц,

И
подавно уйду
,- я справлюсь с тем, что сейчас идет не так, я это переживу, я
найду решение проблемы.

Вот
такая незатейливая песенка самовоодушевления и подбадривания. Этот рецепт
предки нам передали с помощью песенки колобка, господа.

Катится
колобок дальше,

а
навстречу ему Волк.

-Колобок,
колобок, я тебя съем!

-Не
ешь меня, Волк,

я
тебе песенку спою:

Я
Колобок, Колобок,

по
амбару метён,

по
сусекам скребён,

в
печке запечён,

на
окошке стужён,

я
от бабы ушёл,

я
от деда ушёл,

я
от Зайца ушёл,

а
от тебя, Волк,

и
подавно уйду.

Справившись
с одной проблемой, человек сталкивается с другой, и если он правильно разрешил
для себя первую, то вторая уже может быть сложнее, поскольку человек становится
более опытным, готовым к новым испытаниям. И так в жизни всегда — раз ты
преодолел одно, будет другое. А если ты не справился, но ситуация будет
повторяться раз за разом неумолимо повторяться, будут изменены лишь декорации,
но суть останется прежней, покуда человек не научится справлятся.

Катится
колобок дальше по лесу,

а
навстречу ему Медведь:

-Колобок,
колобок, я тебя съем!

-Не
ешь меня, Медведь,

я
тебе песенку спою:

Я
Колобок, Колобок,

по
амбару метён,

по
сусекам скребён,

в
печке запечён,

на
окошке стужён,

я
от бабы ушёл,

я
от деда ушёл,

я
от Зайца ушёл,

я
от Волка ушёл,

а
от тебя, Медведь,

и
подавно уйду.

И
снова срабатывает алгоритм, и снова колобок спасен.

Катится
колобок дальше по лесу,

а
навстречу ему Лиса.

тут-то
стоит немного остановиться и отметить, что в отличие от предыдущих
встретившихся колобку зверей, Лиса — женского рода. А значит, и происходить
будет нечто другое, отличное от предыдущих конфликтов.

-Ах,
Колобок! Какой ты румяный!- Восклицает Лиса,- какой ты красивый! Спой мне,
пожалуйста, свою песенку!

И
наивный колобок не получив стандартного заявления угрозы «я тебя съем»,
поет свою песенку, после чего Лиса, как истинная женщина, восхищенно вздыхает:

-Ах,
Колобок, какая у тебя красивая песенка! Сядь ко мне на пенёк, и спой её ещё
раз, пожалуйста!

Колобок
садится на пенёк и снова поет свою песенку.

-Ах,
Колобок! Прекрасная у тебя песенка, сядь ко мне на носок, спой ещё раз! Я так
хочу тебя послушать!

Колобок
садится Лисе на носок и поет свою песенку ещё раз.

-Ах,
Колобок! Ну просто замечательная песенка!- Говорит Лиса,- сядь ко мне на
язычок, спой её ещё раз!

Сел колобок Лисе на язычок, а та его — Гам! — и съела.

Итак,
что мы имеем в последней сцене? Явно сменившийся уровень опасности. Если первым
был заяц, вторым — волк, третьим — медведь, то по логике, четвертым должен был
быть слон. Однако четвертая — Лиса, зверек не особо крупный и с виду не
опасный. Иначе говоря, если раньше была опасность одного рода, то теперь
качественно меняется, хотя цель и остается прежней — съесть колобка (получить
от человека всё, на что он годен).

И
Лиса трижды дает ему шанс изменить свой механизм (песенку) и придумать
что-нибудь новое, чтобы избежать уготованной участи. Нужно вовремя соображать,
с чем имеешь дело.

Теперь
посотрим с другой стороны:

Есть
Лиса (женщина) и есть Колобок (мужчина). Милые девушки и женщины — только что
вы прочитали идеальный план по привличению к себе мужчины. Отметьте, раньше
Колобок катился по тропинке и ему навстречу выходили честные звери, которые
начинали разговор с заявления требования к Колобку (-Я тебя съем!). Здесь же
Лиса, мудрая женская натура, первым делом начинает делать то, чему мужчины не
могут противиться — искреннее восхищаться. Она статична, он не сходит с места,
подманивая его постепенно, не переставая им восхищаться (-Ах, как ты
замечательно рабираешься в компьтерах! -Ах, как у тебя прекрасно получается
водить машину/чинить телевизоры/переводить с английского/писать
программы/играть на (чем угодно)/фотографировать/готовить. -Ах, как же ты
здорово это придумал! и т.п.) Главное при всех этих словах — искренность.
Мужчина покупается по большей части всё-таки искренним восхищением, а не корыстной
лестью. Тоже ведь не дурак.

И
наконец, Женщина получает Мужчину.

Третий
смысл мотива еды именно таков. Мужчина в Женщине.

Вот
такая космогоническая сказочка в переводе с русского на русский. Предки наши
дают нам указания о том, как проживать жизнь. Рассказывают об устройстве
Вселенной, о её начале и о её конце.

Фокус
в том, что в детстве эта сказка формирует мироощущение, закладывает основы
понимания мира, которые взрослым, уже настолько замылившимся и уставшим, понимать
трудно. Детям не нужно расшифровывать все эти пункты, они понимают всё на ином
уровне.

Вопрос
только в том, чтобы найти верный источник. Литератуные сказки не отображают
всего, что нужно отобразить, чтобы ребенок усвоил законы реальности. Ибо в литературных
сказках зачастую страшный конец заменен на добрый. И кажется, что Волка
разрубили и достали козлят, что мышка помогла вытащить репку, а не погрызла её,
когда Дедка, Бабка, Внучка, Сучка и Кошка устали тянуть и пошли спать, что
курочка снесла золотое яичко, а потом простое, а не 1) костяное, 2)золотое, и
многое другое. Нужно всегда находить первоисточник, поскольку смысл есть только
в нем. И надо знать, чьи слова и мысли кажутся нам народными или своими
собственными.

«Следи
за собой, будь осторожен», процитирую я как итог.

источник

Умение задавать вопросы порою дает удивительные ответы.
Задайте себе последовательно несколько вопросов
и тогда сказка, которую вы помните с детства
предстанет для вас в другом свете.

Персонажами многих русских сказок являются старик и старуха или дед и баба. Сначала было желание, а потом уж слово. «Испеки ты мне колобок. Как же я испеку, у нас и муки нет?»

После этого появилась не только мука, но и другие составляющие, без которых, рождение колобка было бы невозможно.

Колобок готов. Он получился румяным и круглым. Удивительное кулинарное произведение вдруг ожило и захотело двигаться. Надо сказать, что его круглая форма этому способствовала. Следовательно, в основе движения колобка лежала его подвижность — динамика, но не простая динамика, а неосознанная. Вспомните. Колобок лежал, лежал и покатился. Произошло все само собой. Если круглый, значит должен катиться. Понятное дело, движение его было неосмысленным. Колобок катился без видимой цели. Уместно предположить, что его движениями и поступками сознание отнюдь не управляло. Да и думать вряд ли он мог, но песни пел. Удивительное дело, совсем как Вини Пух. И что не менее удивительно текст песен у них сходен. У Вини в голове опилки «вголове моей опилки», а колобок подробно распевает о том из чего он сделан и о своих геройских поступках.

И колобок и Вини по своей природе иррациональны, их поступки не обдуманы, и случайны. Да и думать то им не чем. Откуда же возьмется логика в их действиях? В обеих сказках очень много движения, песен и действующих персонажей. Справедливо задать вопрос кто были Колобок и Вини интровертами или экстравертами?

Свойство колобка (круглый) определило его потребность в движении. Кроме того, что он был неустойчивый, главную роль сыграл и временной фактор. Настало время и колобок покатился вопреки своему желанию. Для колобка кончилось время лежания на подоконнике и настало время активного движения. Колобок при остывании чуть-чуть изменил свою первоначальную форму, устойчивость нарушилась и бедняга покатился. Что ему было делать? Пришлось на ходу сочинять песню. Движение колобка, хотя и было заложено в нем особенностями его формы, но явилось для него полной неожиданностью. И вопреки здравому смыслу вызвало у него радость, а не страх. Колобок чувствовал себя хорошо и свою радость выражал через песню. Радость не сидит внутри, она так или иначе выходит наружу через эмоции.

Читайте также:  Анализ на лактозу у детей

Что делал колобок? Катился и каждому встречному рассказывал о своей индивидуальности.и навязывал им новые этические отношения. Он вступал в диалоги, пел песенку и не отвечая на сообщения окружающих, (что они хотят его съесть) катился дальше. Вроде бы как убегал от них, проявляя при этом свою удаль и изобретательность. И от тебя уйду, с уверенностью сообщал он очередному встречному. Откуда была такая уверенность нам не понятно, но что самое удивительно, он действительно ушел и от зайца и от медведя и от волка. Контакт со зверями у колобка получался однобоким, он больше рассказывал о себе, обычного разговора о погоде и о видах на урожай как-то не получалось. Беззаботные были какие-то разговоры, которые заканчивались песенкой колобка и его бегством. О переживаниях героя при встрече с опасностью ничего не сообщается. Мог ли он осознавать опасность, если думать ему было не чем?

Что говорили звери? Как они себя вели? Вся их этика при контакте была выражена в ярком желании полакомиться колобком. «колобок, колобок, я тебя съем. Далее происходили странные вещи. Колобок обменивал песенку о себе на свободу передвижения. Не ешь меня, я тебе песенку спою. И странное дело, не ели и даже не преследовали его. Песенка колобка со временем стала заклинанием, заговором, а общение со встречными приобрело черты ритуала. Может оно так и есть. Все звери играли агрессивные роли (хотели съесть), но не переступали через этическую грань, они не ели колобка. «На лицо ужасные, добрые внутри».

Она переступила нравственный запрет на убийство и съела колобка.. Она знала, что колобок съедобный, чего ж он катается без дела, если его можно съесть. Только вот совсем не понятно, зачем надо было проявлять при этом хитрость. Ведь колобок был на расстоянии вытянутой лапы. Колобок был носителем иррационального начала. Он встретился с рациональной лисой. И надо было показать, что какой бы колобок не был подвижным и веселым, а главное в этом мире здравый смысл, логическое мышление. И оно восторжествовало, но какой ценой. Лисе пришлось нарушить этическое табу и переступить через запрет. Какая тут этика, когда есть хочется. Для того, чтобы обмануть доверчивого колобка, она сыграла на его тщеславии. Она его каждый раз хвалила, обращала внимание на его способности, подкрепляя этим текст его песни.

«Какой удивительный колобок, но только я плохо слышу твою песню. Не мог бы ты ее повторить и подойти ко мне поближе?»

И доверчивый колобок выполняет желания лисы. Одно желания игровое, которое лиса постоянно демонстрировала и второе желание — тайное, связанное с разыгравшимся аппетитом.

Неизвестно о чем думали волк, медведь и заяц. Может их удивила дерзость колобка?

Если бы звери были не интуиты (растерялись), а сенсорики, то они бы руководствуясь принципом «здесь и сейчас» сразу бы съели колобка.

Чей заказ выполнял колобок? Он же не сам покатился. Обратите внимание в сказке сказано » лежал, лежал и покатился. Значит получается, что катиться надо было. Вот колобок и покатился, что же оставалось ему делать. А его обвинили в непослушании. Сами вылепили круглым, а теперь еще и обижаются, да и на окно вряд ли стоило его класть. Противоречивая сказка получается.

О чем пел колобок? Я хочу, чтобы все обо мне знали какой я есть из чего меня сделали и как я лихо от всех убегаю. Дети не бегайте от своих родителей, а то вас ожидают опасности. Держитесь и слушайтесь бабушку и дедушку. Сколько я слушал эту сказку и никто мне так и не объяснил о чем же эта сказка с виду такая простая и незатейливая.

Что двигало колобком дальше?

Показать какой он есть. Было неосознанное желание казаться себе сильным и найти свое место с позиций своей силы, не вечно же ему катиться. Это была не хитрость колобка, просто он катился, а звери не могли понять , в чем же здесь дело, в чем же скрытый смысл. И пока они над этим думали, колобок получал возможность укатиться от них. Считается, что он обхитрил даже страшного волка.

Сначала он встретился с напуганным безобидным зайцем, который, однако, не страдал отсутствием аппетита. Затем колобку попался добродушный медведь. Даже волк не произвел на колобка должного впечатления.

Что погубило колобка? Погубила колобка любопытство и самоуверенность. Хочу узнать какой я. Могу я быть волевой личностью и устанавливать со встречными отношения с позиций своей сильной воли?

Дед и баба. Лица пожилого возраста вылепили колобок, чтобы на примере его приключений чему-то научить маленьких детей. Заметьте не муж и жена пользуются авторитетом, а люди прожившие долгую жизнь, умудренные опытом, вероятно, те кто и будет внучку рассказывать все эти сказки.
Сказка не началась бы, не появись у деда желания полакомиться колобком. Не просто хлебушек, удовлетворяющий чувство голода, а вкусненькое кулинарное изделие, удовлетворяющее высокому эстетическому вкусу.
Уверенная в правильности своего поступка баба, положила колобок на окно, чтобы он остыл.

источник

У сказкотерапевтов есть интересный инструмент для анализа сказок клиентов и сказок обычных – традиционных. Этот инструмент называется: «теневой Анализ». Теневой Анализ начинается с ответа на вопрос: « А что в этой сказке не названо, но скорее всего есть?» Внимательный читатель и психолог всегда может увидеть (или ощутить бессознательно) присутствие в сказке каких-то очень важных, но не названных моментов.

Примечательно, что сказкотерапевты считают: именно в «Тени» сказки лежит и ресурс, и настоящая проблематика этой сказки (этого клиента), и вообще «Дорога к настоящей психотерапии».

Вспомним русскую сказку «Колобок». (Советую вам всем сейчас быстренько её перечитать).

Вот, для подсказки, ключевые для разгадки ребуса фразы.

Дед, зная, что муки нет, тем не менее, говорит бабке: «Пойди по коробу поскреби ,по сусеку помети. Может быть и наскребёшь муки на колобок».

(Бабка наскребла ровно две горсточки).

Колобок отлично знает своё «происхождение» и не скрывает его. Общаясь с животными, он рассказывает им о себе правду:

«Я по коробу скребён, по сусеку метён»

Возьмём контекст сказки и восстановим правильную последовательность слов.

Колобок говорит (обращаясь будто бы с просьбой, с предупреждением):

А затем будто бы объясняет:

«Я по коробу скребён, я по сусеку метён!»

Вы заметили, как сюда напрашивается выпущенный союз «потому что»?

В целом фраза выглядит и понимается так:

«Не ешь меня, ПОТОМУ ЧТО я по коробу скребён, я по сусеку метён»

Подлинный смысл просьбы Колобка понятен теперь? Это не жалкая мольба овечки, которую хочет убить волк. «Не ешь меня!» – это не родня «Не бей меня!», «Не обижай меня!» – это предупреждающая надпись на этикетке со склянкой «Яд!»

Сказка «Колобок» – это конечно же полная (светлая) противоположность демоническому, кошмарному миру Льюиса Кэрролла, описавшему Страну (ещё тех!) Чудес.

Там одно коварство от «кажущихся невинными» лакомств. На пирожке коринками выложено «Съешь меня!»

(А мисс Лидделл лучше бы этот пирожок вовсе не ела!)

Да, «Колобок» – полная противоположность тому подвалу, куда упала героиня английской сказки.

«Колобок» – сказка светлая, этичная, по-настоящему героическая!

Что в нём такого «не того»? Подсказку даёт встреча с Лисой. Как известно, Колобок и Лисе пропел свою песенку-предупреждение, намекая на «состав продукта».

Но, к сожалению, лиса была глуха (и к ещё большему сожалению, как оказалось, ещё и тупо-прожорлива).

Лиса ответила: «Старая я уже стала, плохо слышу. Сядь-ка ты мне на нос и там свою песенку пропой»

Зачем на нос? Потому что Лиса хоть и не может «прочесть состав без очков», но она может его понюхать!

Так мы, не умея найти сроки годности пакета с молоком, просто нюхаем его!

К великому несчастью для Лисы – она оказалась, скорее всего, жадной. Она понюхала Колобка, как и собиралась.

Но то ли вкусы у неё были поганые (недаром ведь мясо лисы считается у крестьян несъедобным, а само животное это – зловонным и нечистым в культуре – вспомним японских лисиц-оборотней).

То ли она и сама примерно так же едко пахла, что ей показалось «Даже ничего».

То ли просто решила: «А, ладно, и такое съедим!».

Так из чего же был сделан Колобок.

А вы потяните носом, поморщитесь и скажите тихо и брезгливо: «Фу-у, чем это так воняет?»

Вот именно из того самого и был сделан наш Колобок!

И вот тут уже начинается сюжет высокой сказки о Герое.

Колобок был честен – он всех, (кто мог и хотел его услышать!), об этом предупреждал: «Не ешьте меня! Я по коробу скребён и по амбару метён!».

Недаром ведь бабка наскребла и намела (метут – сор) из своих пустых закромов – 2 горсточки.

1-ая горсточка – это действительно остатки хорошей когда-то муки.

2-ая горсточка – мышиный кал, мышиный помёт.

И самое трагичное состоит в том, что эти обе горсточки перемешаны!

Есть хлеб из такой «муки», в которую нагадили мыши, нельзя!

С точки зрения медицины – из-за риска туляремии (так порченые мышами продукты могут послужить причиной заболевания).

С точки зрения мифов, древних понятий о ритуальной чистоте и нечистоте – такой хлеб тоже есть нельзя, потому что это – скверна. Некошерно, в общем.

Мифомышление (и не только оно) полагает: Мы есть то, что мы едим!

Поедая дерьмо (согласно мифомышлению) мы и сами превращаемся в оное.

(Стоит задуматься о том, какие фильмы и клипы мы «потребляем»).

Герой, несмотря на то, что слеплен наполовину из дерьма. Из непригодной в пищу муки! Герой, несмотря на то, что опасен, ядовит, несёт погибель!

Вы только посмотрите, как «поиздевалась над ним Судьба»!

Он, замысленный насыщать людей для их Радости и их Жизни – несёт обратное, несёт в потенциале – Горе и Смерть.

Так в чём же героизм Колобка?

Да в том, что Колобок сумел «выпрыгнуть» из этого сюжета! Вроде бы, действительно, «предзаданного самой насмешницей-Судьбой» и принести людям в итоге и Радость, и Жизнь – и делу, которому ты служишь, не изменить!

Вот у кого, кажется, нужно учиться не унывать ни при каких обстоятельствах!

Колобок предотвратил чудовищную сатанинскую анти-евхаристию – анти-Причастие, пародию на Таинство поедания Хлеба, его осквернение.

Ведь бедные, глупые, жадные и ленивые люди (баба и дед), припёртые к стенке голодом и своей бедностью, уже готовы были отведать и дерьма, радостно причаститься им и в итоге, конечно, стать им!

Но сам Колобок не дал им сделать этого! Как же Колобок смог подарить бабе и деду Радость и Жизнь? И какие у него для этого были качества?

Во-первых, трезвый взгляд на вещи и трезвая оценка окружающих тебя людей – предела их волевых возможностей. Отсутствие завышенных, нереалистических ожиданий от тех, кто слабее.

Он знал, что голодные баба и дед сожрут его, несмотря на все его предупредительные песенки. Он знал, что диалог и увещевания в таком состоянии людей бессмысленны. И он ушёл по-английски.

Убрал из поля зрения «несмышлёнышей» – себя самоё – очень опасный для них предмет. Не стал ни искушать, ни соблазнять бабу и деда, ни проверять их на прочность.

Во-вторых, жалость. Колобок мог бы сказать в своём сердце так: «Глупые люди сами виноваты. Я их предупреждал. Пусть сами отвечают за свои поступки».

Но нет. Ему было по-настоящему жаль и глупую забитую бабу, и жадного прожорливого деда.

Он жалел их, несмотря на то, что они – вот такие.

В-третьих, развитое чувство долга. Колобок почти что японский самурай. Он будет служить своему хозяину, ведь у него есть долг – гирИ.

Он создан для того, чтобы «идти путём зерна». Кормить собою, радовать, насыщать людей, давать, продлевать им Жизнь. Наверное, богородица всех колобков – пайка серого тяжёлого хлеба в 250 грамм, и она строго смотрит на них со старых икон.

Вот юный Колобок и исполнил свой долг! А вроде бы – ну никак не мог этого сделать!

Да, он сумел достать деду и бабе и хороший, другой хлеб, и много муки, и даже масло!

Недаром из всех зверей он позволил себя скушать только Лисе. Заяц – мал, волк – бесполезен, медведь слишком велик, может не пострадать от колобка, а вот лиса – самое «то»! Она очень сразу ликвидна из-за своей ценной меховой шубки.

(Кстати, лисиц часто травят именно, чтобы не портить их шкуру).

В-четвёртых, отсутствие жажды славы, «благодарности» и справедливости на земле

Так и будут баба и дед Колобка недобрым словом вспоминать. «Убёг, негодяй!», «Мы из-за него подлеца чуть с голоду не померли!», «Последний хлеб унёс!»

И невдомёк деду, нашедшему на дороге мёртвую лису, что это Колобок для него постарался. Никогда дед этого не узнает, да Колобку и не надо.

Не каждый из нас вообще готов к подвигу. К «безымянному подвигу» уж тем паче. А так, чтобы подвиг совершился ценой анафемы твоего доброго имени – в памяти людей – ну на это способны только святые из жития святых! «Он был не предатель!» – скажут один-два историка и то если повезёт, лет через 200.

А кто вообще такой Колобок. Да он же символ Человека.

В нём перемешаны дионисийское и титаническое начала. Помните миф о Дионисие-Загрее?

Зевс вылепил прекрасного юношу, ангела. Отпустил его погулять. Звёзды им любовались. Но тут его увидели грубые чудовища – титаны и пожрали, только так они и «общались» с прекрасным. Зевс разрыдался, испепелил титанов, а из их праха, в котором были частицы святого, прекрасного и грешного, подлого – вылепил нас с вами, людей.

Так как вы думаете – какая часть двойственного Колобка продиктовала ему его Поступок и Выход из Ситуации?

Кто научил его жалости, трезвости, долгу, презрению к похвале, научил не искать справедливости на земле?

Та часть, которая из мышиного дерьма? Нет, конечно! Если бы в Колобке заговорило «его дерьмо», он повёл бы себя по-другому.

Нет, ему диктовала Другая его Часть – святая, сакральная. Та жалкая горсточка осквернённой гадкими низкими примесями, но не потерявшей свою природу – муки – пшеничной или ржаной.

В Колобке заговорил метафизический вечный бессмертный Хлеб! Тот самый Хлеб, про которого сказано в Евангелиях: «Я есмь Хлеб Жизни, сошедший с небес».

Кроме всем очевидных малых уроков (перечислите их сами), в великой русской сказке главным нам кажется вот этот.

Ты можешь исполнить Своё Предназначение, даже если судьба над тобой зло поиздевалась. Нашёл же Колобок способ – как всё-таки послужить бабе и деду, как накормить их? Хоть и наполовину состоял из дерьма, а попал в святцы.

Однако главное Препятствие на пути к твоей победе – это твоё суетное тщеславие и гордость.

Колобок сумел вынести мысль о том, что родные его дед и баба так и не узнают, кто именно подарил им эту лису. Его мысли заняты совсем другим – более высоким, что ли. Он быстро и творчески соображает, как же ему исполнить своё предназначение, свой долг. Ведь век Колобка недолог – зачерствеет, заплесневеет. Пропадёт втуне. Как и у человека у него мало времени.

А ещё сердце Колобка было полно любовью и жалостью к людям. Он переживал только о том, чтобы вверенные ему баба и дед, с которыми он связан узами, действительно не умерли с голоду!

Не дед ли боронил и пахал, чтобы вырастить на земле ту рожь, прародительницу сего Колобка?

Мы все связаны вот такими невидимыми узами, и все в долгу друг у друга.

Колобок не искал виноватых в своей судьбе. Он действовал. Поэтому мы любим и помним Колобка до сих пор. Мы чтим Колобка даже в жёлтеньком смайлике-эмотиконе – так он нам по душе!

Даже если мы и не понимаем ещё рассудком тот глубинный архетипический миф о «Бессмертном Зерне», заложенный в этой простой и великой сказке!

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

источник