Меню Рубрики

Анализ ситникова отцы и дети

Виктор Ситников необычный и интересный персонаж, он является близким другом Базарова и младшего Кирсанова. Несмотря на то, что у Виктора знатные дворянские корни, он все время стесняется своего происхождения. Ситников относит себя к нигилистам и придерживается либеральных взглядов.

Внешне Ситников довольно привлекательный молодой мужчина, но со странным, даже слегка глуповатым выражением на лице. Виктор следит за модой, красиво и со вкусом одевается, любит комфорт. У него слабое здоровье, его преследуют постоянные простуды и недомогания. К женщинам он относиться скептически, одним словом, он их презирает и не стесняется об этом говорить. Первое, что отталкивает от молодого человека окружающих – его визгливый и неприятный смех. Он вызывает неподдельное отвращение. Несмотря на весь пафос и старание казаться умным и интересным собеседником, большинство из его окружения считают Виктора попусту глупым.

Молодой человек во всем подражает Базарову, считая его своим учителем. Он старается во всем походить на Евгения – манере общения, поведении и рассуждениях. Но этим он только вызывает презрение и отвращение у общества. Чтобы хоть как то соответствовать и быть таким как Базаров, Виктору не хватает уверенности в себе и внутреннего стержня. Базаров прекрасно все видит и понимает, поэтому постоянно глумится и высмеивает Ситникова.

Самое интересное, что полностью поддерживая нигилизм и негативно высказываясь о женщинах, в конечном итоге Виктор связывает себя узами брака и становиться подкаблучником. Маска нигилизма, одев которую, он хочет казаться уверенным в себе и дерзким. На самом деле она скрывает от посторонних глаз его полную неуверенность в себе и сильную закомплексованность. Как личность, Ситников ничего из себя не представляет, его внутренний мир пустой и никчемный.

Виктор, как и его сторонница «видимого» нигилизма Евдокия Кукшина – это сатирический персонаж произведения Тургенева «Отцы и дети». Он постоянно выглядит смешно и комично. Именно за лицемерие и подхалимство его презирает лучший друг, Евгений Базаров. Ситников, пытается следовать чужим идеям, не имея собственного мнения, он не задумывается о том, что говорит и что на самом деле все это означает. Одним словом Виктор Ситников – псевдо нигилист.

В современном мире много таких людей, как Виктор. Они преследуют и верят в те цели, реальность которых они не понимают и не осознают.

Ситников, это друг Базарова, он имеет дворянское происхождение, но в обществе его не любят из-за странного внешнего вида и некрасивого смеха. Кроме этого Виктор Ситников придерживается нигилистских взглядов, а все дворяне не поддерживают эти идеи.

Внешне Ситников обычный молодой человек, который имеет привлекательный внешний вид, симпатичное лицо, но выражение на лице у него глупое и даже немного пугливое, это отталкивает людей. Хотя одет Виктор красиво, опрятно и согласно моде.

По состоянию здоровья Виктор постоянно простужен и болен, женщин не любит, относиться к ним скептически. Самым отпугивающим и неприятным в образе Ситникова является его визгливый смех, который режет уши.

Он всегда выглядит модно одетым, богатым, старается говорить умные вещи и поддерживать высоко интеллектуальные беседы, но это у него не получается, а наоборот создается пафосный и глупый образ.

Виктор хочет быть таким как Базаров, он повторяет его манеры в поведении, одежде, но это не дает такого нужного результата, как он хочет. И поэтому Ситников кажется просто глупым и странным молодым человеком, который вызывает недоумение и отвращение у окружающих людей.

Для того чтобы быть либералом и нигилистом, как Базаров у него не хватает мужества и внутренних сил. Это все замечает Базаров и постоянно подшучивает над своим другом, Виктора это просто выводит из себя, и он еще больше, хочет стать таким как Базаров.

Вскоре Ситников жениться, хотя всем рассказывал, что ненавидит женский пол. По причине того, что он скромный и неуверенный в себе человек в браке становиться главной его жена. Ситников просто прикрывается тем, что он относиться к либералам и нигилистам, на самом деле эти течения он не поддерживает.

Внутренний мир Ситникова совершено, пуст и однообразен, такой же герой произведения «Отцы и Дети» Евдокия Кукшина, она тоже постоянно восхваляет нигилистов, хотя ничего в этом не понимает. В итоге эти два героя романа смотрятся смешно и неактуально, просто выставляют себя посмешищем в глазах других людей.

На самом деле Виктор ничего не понимает ни в нигилизме, ни в жизни вообще, просто повторяет чужие слова и мысли. А сам он ничего сказать не может, сделать выводы или умозаключения, все услышанное у других людей, и взято с их слов.

Поэтому Ситников пародия на уверенного в себе Базарова, просто антигерой, он не несет никакой ценности. Просто повторяет все за другими людьми, именно такие люди и составляют большинство входящих в высшие круги общества, которые хотят казаться умными и образованными, сами такими же на самом деле не являются. Поэтому Ситников, это отрицательный герой произведения, не нужно становиться похожим на него.

И.С. Тургенев — один из известных русских писателей-реалистов XIX века. За свою жизнь он написал множество уникальных произведений и внес огромный вклад в развитие литературы. Его знаменитый роман «Отцы и дети» повествует о конфликте старого и нового поколения, о нравственных взглядах и идейных замыслах людей разного времени. В нем автор создает множество незаурядных, интересных персонажей, со своими разносторонними характерами. Одним из таких героев является Ситников.

Виктор Ситников – один из приятелей Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова Он — сын богатого купца, но своего происхождения стыдится. Виктор считает себя нигилистом, придерживается либеральных взглядов. На фоне своих друзей он выглядит глуповатым, его суждения ограничены и узки, а взгляды и идеи не наполнены каким-либо истинным глубоким смыслом.

Следование этим взглядам для него отчасти считается результатом соблюдения некой моды, он хочет создать о себе определенное мнение в обществе. Он нигилист лишь потому что ему нравиться что-либо отрицать, это натянутая, пустая маска: «Когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел!». То, что Виктор не предан своим взглядам и убеждениям, то, что это всего лишь некий образ, который он сам не понимает, не осознает до конца и доказывает нам то, что в романе он не раз осуждает женщины и нелестно о них отзывается

Однако, сам в итоге женится и становится подкаблучником: «Он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло несколько месяцев спустя пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова.». Многие считают Ситниктова откровенно глупым человеком, даже его собственная жена: «а жена считает его дурачком… и литератором». По сути, Виктор является недалеким, слабохарактерным человеком, который подвержен влиянию чужих мнений и без разбора и анализа готов следовать идеям, даже не вникая в их подлинную суть, от чего взгляды его напускные. Он назойлив и болтлив, во всем для него нужен комфорт и постоянство. Ситников считает себя учеником Базарова, хотя на самом деле он прост и глуп и является обыкновенным обывателем, типичным представителем общества того времени.

Несмотря на все эти черты, герой запоминается и кажется интересным читателю. Многие его поступки забавны, но все же заставляют задуматься, ведь появление такого персонажа в романе не случайно: он является некой антитезой Базарова, который истинно предан своим идеям. На его фоне автор дает возможность более детально увидеть сущность и действительную значимость взглядов. Он является неким образом, высмеивающим незначительные, но все-таки характерные для людей того времени пороки.

В своём произведении “Отцы и дети” Тургенев описал интересную историю, в которой нашли отражение множество различных идей, которые, автор так или иначе хотел донести до читателя. В произведении он раскрыл огромное количество персонажей, которые тем или иным образом оставили след в памяти читателя, и раскрыли через свой образ темы, которые им присвоил автор. Одним из таких образов является образ персонажа Ситникова.

Ситников – мужчина в среднего возраста, знакомый с одним из главных персонажей произведения, а именно – Базаровым, человек который всегда был, принижаем окружающими из-за отрешенности от общества, решает изменить свою жизнь. В это же время он знакомится с Базаровым, и, видя насколько к тому, тянутся люди, какое уважение и харизму он имеет, он понимает, что необходимо вести себя также как и Базаров, после чего старается полностью перенять образ поведения и философию Базарова.

После, Ситников принимает философию нигилизма, но понимает её слишком искажённо, из-за чего начинает вести себя отвратительно с противоположным полом, отчего и получает репутацию странного типа, с которым лучше никоим образом не взаимодействовать. Таким образом, Ситников получает результат, который ещё хуже того, чем было раньше.

Характером же Ситников, как видно из произведения, довольно слабая личность, без внутреннего стрежня и самоуверенности. Он очень сильно зависим от мнения окружающих его людей, из-за чего он никогда не сможет стать счастливым. Также он человек, который не может держать своего слова, так как, несмотря на все его клятвы придерживаться нигилизма, в конце произведения он всё-таки предаёт свою идеологию, и решает жить как раньше, так как она не дала желаемого результата.

Через его образ автор проносит идею о том, что многие люди обладают очень отвратительной привычкой – не доводить дело до конца. Автор подчеркивает это в образе Ситникова, и на контрасте с другими персонажами Ситников становится весьма заметен, из-за чего читатель может ясно увидеть его суть.

Я считаю, что данные черты преобладают в образе Ситникова в произведении Тургенева “Отцы и дети”.

Современный человек живет активной и очень динамичной жизнью. Люди все время куда-то спешат, ведь окружающий мир так быстро меняется. Приходится адаптироваться, приспосабливаться, не сбавлять скоростей.

В 1946 году в свет выходит повесть советского автора Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке». Она рассказывает потрясающую историю лётчика, который во время Великой Отечественной войны

Под Аустерлицем произошло поражение, которое вызвало у всех москвичей противоречивое мнение. Все остались под странным впечатлением от произошедшего. Все старались не говорить о происходящем под Москвой.

Построен данный рассказ просто оригинально и неповторимо. Базис этого сюжета сочетает в себя напряженную схватку между Беликовым и Коваленко, героев сюжета которые совершенно не совпадают характерами, с разными принципами и идеалами

Главным героем романа, состоящего из нескольких повестей, авторства Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», является достаточно молодой человек по фамилии Печорин.

источник

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Ситников
в исполнении Геннадия Смирнова
в фильме «Отцы и дети» (2008 г.)

Господин Виктор Ситников — один из второстепенных героев романа «Отцы и дети» Тургенева.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Виктора Ситникова в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Краткая характеристика Ситникова

Виктор Ситников является приятелем Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Ситников — сын богатого купца, но при этом он стесняется своего происхождения. Он называет себя нигилистом, либералом и славянофилом. Глуповатый Ситников дружит с эксцентричной дамой — Евдоксией Кукшиной и разделяет ее «прогрессивные взгляды». Ситников ругает женщин за их ограниченность, но вскоре сам женится и становится подкаблучником.

Имя героя — Виктор Ситников:
«. «Здравствуйте, Victor», – и пожала Ситникову руку. »
«. Victor, вы шалун. «

О внешности Ситникова известно следующее:
«. человек небольшого роста, в славянофильской венгерке. »
«. поспешно стаскивая свои уже чересчур элегантные перчатки. »
«. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом. «

У него писклявый, визгливый голос:
«. Прелесть! прелесть! – запищал Ситников. – Я вас представлю. »
«. проговорил Ситников и визгливо засмеялся. »
«. Ситников опять засмеялся с визгом. «

Ситников является щеголем. Он одевается элегантно:
«. Он только что сошел к завтраку в новом щегольском, на этот раз не славянофильском, наряде; накануне он удивил приставленного к нему человека множеством навезенного им белья. «

Господин Ситников следует моде:
«. нашли там карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой – славянскою вязью. » (визитки вошли в моду в это время)

Он является глупым человеком:
«. С прибытием Ситникова все стало как-то тупее – и проще. »
«. На какого черта этот глупец Ситников пожаловал. »
«. пойми ты это, мне нужны подобные олухи. »
«. а жена считает его дурачком… и литератором. »

Ситников делает вид, что является нигилистом:
«. когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел. »
«. толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. «

Он называет себя учеником своего приятеля-нигилиста Базарова:
«. Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать – его ученик. Я ему обязан моим перерождением. »
«. Аркадий посмотрел на базаровского ученика. «

Ситников рабски восхищается Базаровым:
«. Долой авторитеты! – закричал Ситников, обрадовавшись случаю резко выразиться в присутствии человека, перед которым раболепствовал. »
«. Ну что, ну что? – спрашивал он, подобострастно забегая то справа, то слева. «

Господину Ситникову нравится что-нибудь презирать и выражать свое презрение:

«. Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин. »

Он мечтает стать великим человеком:
«. Ситников, тоже готовящийся быть великим. »
«. Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его – трус. Он называет это иронией.

Он называет себя прогрессистом, либералом:
«. молодой прогрессист. »
«. Это не мешает мне быть либералом. «

Господин Ситников ругает женщин, но вскоре женится и становится подкаблучником:
«. он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло несколько месяцев спустя пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова. «

Читайте также:  Анализ на билирубин у детей расшифровка

Ситников является сибаритом, практичным человеком. Он любит комфорт:
«. Я люблю комфорт жизни, – произнес с важностию Ситников. »
«. Сибарит, – промолвила Евдоксия и засмеялась Не правда ли, Базаров, он сибарит. »
«. Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху. »
«. Сейчас виден практический человек. «

Господин Ситников вечно хандрит, как и его знакомая Кукшина:
«. И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. «

Он является робким человеком:
«. он все таки робел до мозга костей и, вместо того чтобы произнести заранее затверженные извинения и приветствия, пробормотал какую-то дрянь. »
«. На этом слове он запнулся и потерялся до того, что сел на собственную шляпу. «

Ситников — слабохарактерный мужчина:
«. Отец им помыкает по прежнему. «

«. пресмыкаться перед своей женой. » (Ситников женится и начинает пресмыкаться перед женой)

При этом он является назойливым человеком:
«. с свойственною ему назойливостью. «

Ситников — болтливый мужчина:
«. он скоро оправился и затрещал на славу. »
«. Трудно передать словами, какою перепелкой влетел в комнату молодой прогрессист. «

Он — смешливый человек, его легко рассмешить:
«. против обыкновения, даже не засмеялся. «

Отец Ситникова занимается винными откупами и, судя по всему, содержит местный кабак:
«. – . Кстати, ваш батюшка все по откупам?
– По откупам, – торопливо проговорил Ситников и визгливо засмеялся. »
«. А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? – промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак. «

Ситников стыдится, что по происхождению является купцом:
«. Он очень стыдился своего происхождения. «

Это был цитатный образ и характеристика Виктора Ситникова в романе «Отцы и дети» Тургенева.

источник

Ни одно произведение Тургенева не вызвало столько жарких споров, столько противоречивых толков, как роман «Отцы и дети». Революционно-демократическая критика журнала «Современник» увидела в Базарове «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение. Нигилист-отрицатель не отвечал представлению молодого поколения о революционере. Дворянская критика также не приняла главного героя Тургенева, поставленного автором на очень высокий пьедестал.

«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду творчества Тургенева. В нем писатель осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения».

Центральным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров, олицетворяющий русскую «новь». Он нигилист, отрицающий все то, что было отжившим, устаревшим, ненужным в дворянском обществе и в самих аристократах. Одинок ли Базаров в своем нигилизме или у него есть друзья, единомышленники? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав образы Аркадия, Ситникова и Кукшиной.

Ситников и Кукшина, конечно, не являются центральными фигурами произведения, но образы их по-своему интересны, так как они выступают в романе как псевдоученики Базарова.

Ситников, например, говорит, что считает Базарова своим учителем: «Я ему обязан своим перерождением». Тургенев описывает «базаровского ученика» как человека невысокого роста, одетого в славянофильскую венгерку. У него вполне приятное лицо, но во всех чертах сказывается «тревожное и тупое выражение». Все это, как и «визгливый» и «деревянный» смех, показывает, что человек этот противоположен спокойному, увереному в себе и, безусловно, умному Базарову. Ситников многословен и суетлив, во всех его поступках видно желание услужить. Заявления этого героя оказываются пустым звуком. Ситников называет себя нигилистом, но при этом любит «комфорт жизни». «Молодой прогрессист», как насмешливо характеризует его Тургенев, подчеркивает, что он презирает женщин, но автор тут же замечает, что через несколько месяцев Ситников, женившись, будет пресмыкаться перед своей женой только потому, что она урожденная княжна Дурдолесова.

Именно Ситников знакомит Базарова и Аркадия с одной «прогрессивной» дамой, И вот перед нами Евдокия Кукшина — еще одна «нигилистка». В ее доме мы встречаемся с признаками «эмансипированности» хозяйки: криво висящая на двери табличка, разбросанные повсюду окурки, запущенность и грязь.

Внешний вид «эмансипэ» Кукшиной вызывающе неряшлив: это несколько растрепанная молодая дама в не совсем опрятном платье. Казалось бы, Базаров не придает значения одежде, но и он, увидев Кукшину, поморщился. Автор сообщает читателю, что выражение ее лица как-то неприятно действовало на всех, кто ее видел.

Все ненатурально в Кукшиной. Она хочет быть независимой и даже развязной, но при этом получается у нее все неловко, неестественно. Она стремится показать себя образованной женщиной и пытается втянуть Базарова в псевдонаучный разговор о женском вопросе и отсталости Жорж Санд. По всему ясно, что такие же беседы она постоянно ведет с Ситниковым, удивляя своими «познаниями» провинциальных горожан. А вот Базарова, понимающего пустоту этих рассуждений, такие дискуссии не интересуют.

Как бы ни кичилась Кукшина своей «эмансипированностью», она все же живет с оглядкой на общественное мнение. Так, например, на балу у губернатора, когда Аркадий и Базаров уехали, «независимая» дама «нервически» злобно, но робко засмеялась им вслед. Ее самолюбие было уязвлено тем, что на нее не обратили внимания.

Так кто же такая Кукшина? Прогрессивная образованная женщина? Конечно, нет. Она даже и журналов не читает — они лежат у нее в комнате с неразрезанными страницами. Видимо, у нее не сложилась семейная жизнь. Детей, которым можно было бы уделять внимание, у нее нет. И чтобы как-то заявить о себе, с одной стороны, и оправдаться перед провинциальным обществом, с другой, она объявляет брак предрассудком и даже преступлением.

Базаров говорит: «Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои». «Долой авторитеты!» — вторят ему Кукшина и Ситников. Но разве они имеют о чем-либо свое мнение? Нет. Их привлекает нигилизм как мода. Они видят в нем возможность заставить о себе говорить и вести себя с большой долей распущенности.

На их примере Тургенев показывает, насколько велика разница между словами «быть» и «слыть». Ситников и Кукшина слывут прогрессивными людьми, но таковыми не являются. Окружив Базарова мнимыми учениками, жалкими и бездарными подражателями, автор возложил миссию представлять поколение «детей» целиком на главного героя.

Ситников и Кукшина, подражая нигилистам, скрывают свое чувство неполноценности. У Кукшиной это проявляется в неспособности быть женой и матерью. Ситников же стыдится своего простого происхождения.

И все же эти герои не случайно появляются в романе Тургенева. Они подчеркивают одиночество Базарова, усиливая его трагедию. Нет у Евгения союзников, единомышленников, последователей и продолжателей его дела. Даже Аркадий оказался временным попутчиком. Учителю не удалось перевоспитать лучшего и единственного своего ученика. А перевоспитывать Ситникова и Кукшину он и не собирался. Неужели его теория дала трещину? Где он ошибся? Почему он одинок? Может, Базарову надо поискать новую общественную теорию? Как неуступчивая и трагическая личность, он идет до конца, выбирая последовательный индивидуализм на почве старых взглядов.

источник

В романе Тургенева «Отцы и дети» Виктор Ситников является второстепенным персонажем. Виктор родился в семье состоятельного купца, но всегда стеснялся своего происхождения. Он поддерживает дружбу с Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым. Ситников считает себя либералом и как помещица Евдокия Кукшина – нигилистом.

Ситников молодой человек, невысокого роста, несмотря на приятную внешность, всегда ходит с глуповатым выражением на лице. Любит комфорт, модно и элегантно одеваться, презирает женщин и при каждом удобном случае об этом говорит. Неприятным и отталкивающим в образе Виктора является его смех, всегда громкий и визгливый, вызывающий только отвращение. Он хочет казаться умным и начитанным человеком, но большинство его знакомых считают Виктора глупым.

Молодой мужчина считает себя последователем и учеником Евгения Базарова. Его искреннее стремление подражать своему другу и быть ярым нигилистом, ничего кроме презрения у общества не вызывает. Для того, чтобы хоть как-то походить на Базарова, Виктору не хватает внутренней уверенности и стержня. Его напускное желание быть дерзким, свободным в своих рассуждениях по поводу нигилизма вызывает у Базарова только глумление и неприятные ощущения.

Несмотря на то, что Виктор пытается быть сторонником нигилизма, отрицательно и с порицанием относиться к женскому полу, в конечном итоге жениться и становиться в полном подчинении своей жены. Под маской нигилизма Ситников скрывает собственную неуверенность и множество комплексов. Виктор ничего из себя не представляет как личность, он никчемен, глуп и незначителен.

Виктор Ситников, как и Евдокия Кукшина является сатирическим персонажем, на всем протяжении повествования он выглядит комично и смешно. Базаров понимает, что все, что говорит Ситников напускное и презирает своего друга. Виктор же, наоборот, считает Базарова своим «кумиром» и пытается всем своим поведением и манерой общения походить на своего учителя. Именно Ситников познакомил Базарова и Кирсанова с Евдокией Кукшиной, назвав женщину «эмансипированной особой». На самом деле, после более тесного знакомства, молодые люди ничего кроме наглости и вульгарности не увидели в женщине.

Виктор Ситников – слабохарактерный, глупый и закомплексованный человек, после общения, с которым ничего кроме отрицательных эмоций не вызывает.

Ситников является товарищем Базарова и Кирсанова младшего. Он – сын богатого купца, он не кичится своим привилегированным положением, не хвастает богатством. Он даже в некоторой степени переживает из-за своего происхождения, потому как считает, что многие из-за него относятся предвзято к нему.

Он относит себя к нигилистом, дружит он с Кукшиной, которая придерживается тех же взглядов. Несмотря на то, что этот персонаж очень часто говорит о женской глупости, несамостоятельности и ограниченности, он связывает свою жизнь с женщиной, с которой становится подкаблучником.

О внешности персонажа мы можем прочитать следующее: у него были вполне приятные черты лица, глаза у него не выражали активной работы мысли, голос его был характерно высоким, даже несколько визгливым. Он знает обо всех модных веяниях, одет он хорошо. Он был глупым, несообразительным человеком. Как правило, он просто повторяет речи Базарова. Ему нравится критиковать действие тех или иных людей, о сути вещей, человеческих поступков он не задумывается в принципе.

Ситников очень любит жить в комфортных и удобных условиях, он очень часто имееь проблемы со здоровьем, простывает, заболевает.

Несмотря на некоторую абсолютную уверенность в собственных высказываниях, он был человеком стеснительным и робким. Он не мог толком спокойно произнести слова, которые от него требовались в ту или иную ситуацию. Он унижается перед женой довольно длительное время.

Ситников является назойливым и излишне разговорчивым человеком, причем качества он эти проявляет в совсем неподходящее время.

Он заискивает перед Базаровым, Евгений же подшучивает над товарищем, понимая, что Ситников лишь слепо повторяет то, что говорит Базаров. Он даже не задумывается о смысле тех вещей, которые он пропагандирует. Он является псевдонигилистом.

В большинстве ситуаций этот персонаж выглядит, как минимум комично. Читатель видит, как смешно и нелепо наблюдать за человеком, который следует за теми веяниями и идеями, которых не понимает сам.

В нашем современном мире есть немало таких людей, которые не задумываются о том, что они пропагандируют, но сами они слепо верят в истинность этих идей.

В своих произведениях Тургенев часто обращался к темам простой человеческой жизни, к такой, какая она есть. Также часто он задевал проблемы человеческой души, личности, и человеческих черт характера. Он порицал различные человеческие пороки, будь они большие или малые, и независимо от их вида. Однако большое всего, данный автор недолюбливал человеческую двуличность и желание подражать кому-либо, ведь он считал, что самое ужасное, что можно сделать, это забыть о своей собственной личности, и пытаться подражать личности другого человека. Ясно данная идея отражается в произведении “Отцы и дети”.

Помимо проблемы конфликтов двух поколений, в произведении имеются также другие проблемы, причины которых раскрываются в самих персонажах произведения. Одним из таких персонажей, который всем своим видом олицетворяет такую тему – Ситников.

Ситников – друг двух главных героев произведения, который старается подражать одному из них, дабы добиться того же уважения, который имеет тот. Однако он только выставляет себя на смех, из-за чего начинает искать причину всех своих неудач в окружающих, хотя на самом деле проблема заключается в нём самом. Ситников старается придерживаться нигилизма – идеологии, которой придерживается его подражаемый объект. Но, он даже не старается понять саму философию нигилизма, и раз за разом нарушает её правила, что и характеризует его как человека безответственного и двуличного, который взамен на собственный комфорт, готов променять идею, за которую он, якобы, борется.

Характером же Ситников довольно спокоен, не вспыльчив, и не злобен, что также отчасти мешает ему придерживаться той идеологии, к которой он так яростно стремиться. В его характере попросту нахватает жёсткости, которая так необходима таким людям, людям который выбрали нигилизм для своей жизни. Таким образом, автор также показывает его неспособность держать слово, бесхарактерность, и ничтожность существования. Он говорит нам о том, что, обычно, такие люди практически ничего не добиваются, и что так и остаются на задворках истории, пока люди, которым хватает этой жёсткости, или даже, озлобленности, совершают знаменательные поступки, которые, так или иначе, оставляют свой след в истории.

Я считаю, что именно данные черты преобладали в образе Ситникова в произведении “Отцы и дети”.

В образе этого персонажа автор изобразил неприглядные черты сторонников новых идей — нигилистов, стремившихся разрушить старый мир.

В отличие от убежденного противника существующего строя, идейно цельного Базарова, Виктор Ситников не представляет никакой опасности для режима и старого порядка. Он просто жертва новой моды, помноженной на его глупость. Ситников – сын богатого купца, который, однако, стесняется своего происхождения, как не соответствующего новой эпохи и ее идеям. При этом он не отказывается пользоваться преимуществами своего происхождения. В частности, Тургенев подчеркивает любовь к комфорту и модную дорогую одежду это персонажа.

Ситников постоянно повторяет услышанные им от Базарова и подобных идеологов нигилизма слова об отрицании старых порядков и идей. Однако автор показывает, что сын купца, играющий в прогрессиста, либерала и славянофила не слишком хорошо разбирается в своих собственных убеждениях. Писатель постоянно демонстрирует глупость и ограниченность этого своего героя как в описании его поступков, так и в оценке его окружающими.

Причиной, побудившей Ситникова увлечься нигилизмом и прочими новомодными идеями, является его слабость и трусость. В идеологии отрицания его привлекает возможность демонстрировать свое презрение по отношению ко всему. Особенно Виктору Ситникову нравиться с помощью громких фраз маскировать свое ничтожество и словесно мстить тем, кто его сильнее. В частности, в произведении упоминается, что этот нигилист намекнул в одной из журнальных статей, что человек, который безнаказанно избил его — трус. Кроме того, он выражает свое презрение к женщинам, хотя вскоре сам превращается в подкаблучника. Виктором также помыкает и его отец.

Читайте также:  Анализ на дисбактериоз кишечника расшифровка у детей

Из других качеств данного персонажа автор выделяет его болтливость. Произнесение не до конца понятых фраз помогает ему чувствовать свою значимость и прикрывать внутреннюю пустоту. Автор наделяет его также неприятным визгливым голосом и склонностью много смеяться, которая должна подчеркнуть несерьезных характер этого персонажа.

Ситников представляет собой довольно распространенный типаж. В политической среде и в кругах, где модно демонстрировать свободомыслие, таких всегда было и будет много. Ситников и подобные ему могут лишь создавать фон, поэтому они полезны реальным борцам против существующих порядков. Базаровы, понимая их ничтожность, просто используют таких, получая деньги и услуги от них, при этом, не особенно скрывая своего презрения к подобным адептам из учений.

Самая волшебная пора и самые волшебные праздники. Новогодняя ночь – это одна из самых запоминающихся ночей всего года. Это то время, когда люди загадывают желания в надежде и с верой, что они сбудутся

Графа жизненные ценности в жизни каждого человека играют одну из самых важных ролей. От того чему научен человек и какие нормы он привык соблюдать, зависит его поведение, важные решения и жизнь в целом.

Валентин Григорьевич Распутин является известным русским писателем. Родился в 1937 году и испытал на себе все невзгоды военного и послевоенного времени. Несмотря на все трудности, Валентин Григорьевич

У художника Аркадия Рылова есть замечательная картина, которая называется «Домик с красной крышей». Ее художник написал в 1933 году, в Подмосковье.

Творческий репертуар К. Маковского изобилует произведениями на мотивы природных пейзажей, сельского бытового колорита и проявлений стихийной силы природы. Картина «Дети, бегущие от грозы» является наглядной иллюстрацией, демонстрирующей

источник

Знакомство с героем. Основные мотивы романа: В начале «Отцов и детей» перед нами зрелище крестьянской нищеты. Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам. «Отцы и дети» показывают, что к концу пятидесятых годов перемены, собственно говоря, уже начались. Новое все активнее пробивает себе дорогу. Автором намечен острый конфликт нового и вечного. Читать далее.

Образ Базарова. Характеристика главного героя: Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Читать далее.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противоречия социальные и идеологические: Перед нами предстают герои-антагонисты, чье мировоззрение определяется непримиримыми принципиальными противоречиями. Столкновение между ними предрешено и неизбежно. Между Павлом Петровичем и Базаровым то и дело вспыхивают споры. При этом внутренние и личные побуждения становятся отражением грандиозных общественных перемен. Читать далее.

Сюжет и композиция романа: Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни.» Читать далее.

Проблема отцов и детей. Родители: Сцена приезда Базарова под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками», с нетерпением ждут на каникулы сына, но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть , виднелся какой-то смиренный укор». Читать далее.

Анна Сергеевна Одинцова и Базаров: Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой , небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. Читать далее.

Приезд Базарова к родителям — кульминационный момент романа: Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии, впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности, впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Читать далее.

Анализ дуэли Базарова и Павла Петровича: потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, Базаров хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов»: настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина. Читать далее.

Анализ смерти Базарова: смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства. Читать далее.

Герои второго плана: Николай Петрович – первый, с кем мы знакомимся на страницах романа. Автор представляет его человеком «седым, пухленьким и немного сгорбленным». Множеством внешне мимолетных черт автор стремится подчеркнуть невиданный для своего времени демократизм Николая Петровича. Об Аркадии говорит само его имя (счастливый). Аркадий действительно имеет талант быть счастливым настоящим. Подобно отцу, он от природы деликатен. Из уст Аркадия мы узнаем многое о Базарове; не менее важна его роль в композиционном сцеплении произведения: при внешней мягкости, незаметности, его роль своеобразного оруженосца при друге очень важна для понимания главного героя. Читать далее.

Сатира в романе: Нам более известен Тургенев-лирик. Но не меньшую силу имел талант Тургенева-сатирика. В этом романе он проявился в парных комических фигурах – Ситникова и Кукшиной — рядом с Базаровым Тургенев изобразил карикатурных нигилистов. Но в отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Читать далее.

Цвета, краски и звуки в романе. Живые и мертвые персонажи: Нигде в романе писатель прямо не говорит о том, что гордый Павел Петрович увлечен простодушной Фенечкой. Достаточно косвенных приемов. Контраст красных туфель и светлого листа газеты в руках Кирсанова находит продолжение в противопоставлении белого платка и темных волос молодой женщины. Кроме того, Тургенева издавна интересовало не только, что говорят его персонажи, но и как именно произносят те или иные слова. В романе некоторые слова автор выделяет курсивом, призывая читателя обратить на них особое внимание. Читать далее.

Анализ эпилога романа: Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем. Читать далее.

Пушкинское начало: Пушкинское начало романа определяется полюсами «Онегина» (цитирование которого герой грубо прерывает) и «Цыган» – поэмы, которую Аркадий с ведома Базарова отбирает у отца. Читать далее.

Читайте также анализ других произведений И.C. Тургенева:

источник

Сатирические страницы в романе. Нам более известен Тургенев-лирик. Но не меньшую силу имел талант Тургенева-сатирика. В этом романе он проявился в парных комических фигурах – Ситникова и Кукшиной. Подобно тому, как Грибоедов рядом с Чацким поставил Репетилова, как Лермонтов своего Печорина свел с Грушницким – рядом с Базаровым Тургенев изобразил карикатурных нигилистов. В своем сочинении на тему «Сатирические страницы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»» ученица 10-го класса пишет: «Ситников – «ученик» Базарова, как он сам себя называет. Это молодой человек с «тревожным тупым напряжением в «маленьких чертах его прилизанного лица». На улицах города*** Ситников буквально бросается на Базарова и Аркадия и приглашает их к ЕвдоксииКукшиной – «эмансипированной» женщине, по словам Ситникова, «необычайно интересной натуре». И Ситников, и Кукшина считают себя нигилистами. В доме у Кукшиной сама хозяйка дома и Ситников напиваются, начинают с серьезным видом рассуждать о браке, человеческой индивидуальности… В наших глазах это сравнение помогает еще глубже понять характеры настоящих героев времени, драму их жизни».

В отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Им нигилистические «прынципы» приносят пользу. Помогают замаскировать внутреннюю человеческую ущербность. У Ситникова это стыд за себя как за сына откупщика – человека, разбогатевшего на продажах крестьянам «дурмана в кабаке». У Кукшиной – сознание неудавшейся женской судьбы, отсутствие красоты и вкуса. Наконец-то можно явиться на бал в «грязных перчатках», разрешено курить! Благодаря нигилизму Ситников утвердился в мысли, что «не должно признавать авторитетов» богатого отца, Авдотья Никитишна обрела предлог жить отдельно от «своего благоверного». Но, избавившись от вседневных правил и авторитетов, Ситников и Кукшина не избежали худшего – духовного рабства. Имена философов, обществоведов, химиков, которым они поклоняются, так и пестреют на страницах романа. Кукшина собралась в Гейдельберг. Зачем? «Помилуйте, там Бунзен (известный химик)! – восклицает Евдоксия с таким энтузиазмом, что даже Базаров «ничего не нашелся ответить». Минутой позже она гордо произносит: «РiеrrеСапожников. вы его знаете? Помилуйте, РiеrrеСапожников. он еще всегда у Лидии Хостатовой бывает». «Но сам Маколей…», «…Прочтите лучше книгу Мишле…». Все это Евдоксия произносит, «томно уронив руку на смятую подушку дивана», утомленная собственной просвещенностью. Но у нее, «как у Ситникова, вечно скребло на душе» от страха показаться отсталыми. Эта неестественность отражается в манере поведения. «Невольно хотелось спросить у ней: «Чего ты пружишься?» Рядом с такими «единомышленниками» самостоятельность, духовная цельность Базарова выступает еще более зримо. Он имеет право с гордостью сказать: «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои».

Но собственно говоря, как он оказался в этом домике, в грязном кабинете, где «номера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос»? Что общего у него с этими людишками, вызывающими в одно время сочувствие и смех? Заболтавшегося Репетилова Чацкий резко обрывает: «Послушай, ври, да знай же меру». Базаров, хоть «занимался больше шампанским, зевал», но тем не менее принял участие в развеселой пирушке, в которую внезапно превратилась интеллектуальная беседа. Более того, он исподволь позволял себе уколоть «друзей», укрепляя в них чувство ущербности и зависимости. То напомнит Ситникову, что его батюшка «все по откупам» наживается. То, напротив, забудет, что Кукшина переименовала себя в «Евдоксию» и назовет грубо «Авдотьей Никитишной». Неизвестно, чем бы все кончилось, но «не вытерпел» обычно мягкий Аркадий: «Господа, уж это что-то на бедлам похоже стало».

Позднее на открытое недоумение Аркадия Базаров произнес следующее, как видно, обдуманное объяснение: «Ты, брат, глуп еще , Ситниковы нам необходимы. мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи… Не богам же, в самом деле, горшки обжигать. » «Эге, ге. – подумал про себя Аркадий, и тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. – Мы, стало быть, с тобой боги? То есть – ты бог, а олух уж не я ли?» Вспоминаются пушкинские строки: «Мы все глядим в Наполеоны, /Двуногих тварей миллионы /Для нас орудие одно…» Базаров – человек «дела», политик. Он вынужден выбирать агентов не по внутренней человеческой симпатии, а исходя из нужности делу. Однако подобные ученики бросают отрицательный отсвет на фигуру вождя, оттеняя его самолюбие, его презрение к людям. Конечно, будь его воля, Базаров среди прочих пережитков старого отбросил бы и этих «друзей». Но Тургенев думает иначе. Он разделяет мнение Гегеля о том, что «все действительное – разумно». Имеют право жить на земле и эти простодушные «нигилисты». Ситников оказал большую помощь Базарову. Да, да. Когда «влетел перепелкой» в дом Одинцовой, незваный, непрошеный, и тем самым развязал неодолимо затянувшийся клубок отношений между ней и Базаровым. Автор мудро подтверждает: «Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны…»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Иван Сергеевич Тургенев в феврале 1862 года публикует свой роман под названием «Отцы и дети». В нем он попытался показать читателю того времени трагический характер нараставших общественных конфликтов.

В этой статье мы проведем анализ произведения «Отцы и дети», выясним, какие проблемы затрагиваются в этом романе, какова авторская мысль.

Перед нами предстают хозяйственные неурядицы, разложение традиционного быта, обнищание народа, разрушение связей с землей крестьянина. Беспомощность и бестолковость всех сословий угрожает то и дело перерасти в хаос и разброд. На этом фоне разворачивается спор о том, как спасти Россию, который ведут представляющие две основные группы русской интеллигенции герои.

Отечественная литература всегда проверяла прочность и устойчивость общества семейными отношениями, что следует отметить, проводя анализ произведения «Отцы и дети». Роман начинается с изображения конфликта в семье Кирсановых между сыном и отцом. Тургенев идет еще дальше, к столкновению политического, общественного характера.

Основные конфликтные ситуации, взаимоотношения персонажей раскрываются в основном с точки зрения идей. Это находит отражение и в том, как строится роман, в котором большую роль играют споры главных героев, их мучительные раздумья, страстные речи. Иван Сергеевич не превращал персонажей произведения в выразителей авторских идей. Достижение этого писателя — умение связать органически движение даже наиболее отвлеченных представлений героев с их жизненными позициями.

В анализ произведения «Отцы и дети» следует включить и отношение разных его персонажей к современности. Одним из главных критериев в определении человеческой личности для писателя было то, как она относится к окружающей жизни, текущим событиям. Первое, что бросается нам в глаза, если мы обратим внимание на «отцов» — Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, это то, что, в сущности, они не такие старые люди, но при этом не приемлют и не понимают того, что происходит вокруг. Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» подтверждает эту мысль.

Читайте также:  Анализ на биохимию для детей

Павел Петрович считает, что усвоенные им в молодости принципы выгодно отличают его от тех, кто прислушивается к современности. Но Иван Сергеевич Тургенев показывает, что в таком упрямом желании выразить презрение к современности этот герой просто комичен. Он исполняет некую роль, со стороны выглядящую смешной.

Николай Петрович в отличие от его старшего брата не столь последователен. Он даже отмечает, что молодежь ему нравится. Но, как выясняется, он понимает в современности лишь то, что мешает его покою. Например, лес он решил продать на сруб лишь потому, что он должен был через несколько месяцев отойти к мужикам.

Иван Сергеевич считал, что любая крупная личность всегда находится в естественных отношениях к своему времени. Таким является Базаров. Несамостоятельные, мелкие люди живут в вечном ощущении разлада со своим временем. Павел Петрович Кирсанов принимает эту дисгармонию как неправоту современности, то есть отрицает сам ход времени, застывая тем самым в своем консерватизме, а люди другого типа (о них мы отдельно напишем чуть ниже) пытаются догнать его.

В своем романе Тургенев вывел несколько таких образов, которые стремятся поспешать за стремительно меняющимся течением времени, что необходимо непременно отметить, проводя анализ произведения «Отцы и дети». Это Ситников и Кукшина. В них данная черта выражена однозначно и очень ярко. С ними Базаров говорит обычно пренебрежительно. С Аркадием ему труднее.

Он не столь мелочен и глуп, как Ситников. Разговаривая с дядей и отцом, Аркадий разъяснил им довольно точно такое сложное понятие, как «нигилист». Этот персонаж интересен уже тем, что не признает Базарова «своим братом». Отношение это сближало с ним последнего, заставляло мягче к нему относиться, снисходительнее, чем к Ситникову и Кукшиной. У Аркадия, однако, все-таки имеется желание поймать что-то в нигилизме, приблизиться как-то к нему, и он цепляется лишь за внешние признаки.

Следует отметить важнейшее качество стиля Ивана Сергеевича, присутствующее и в романе «Отцы и дети». Анализ произведения показывает, что и в нем, как и с самого начала своей литературной деятельности, этот писатель широко использовал прием иронии.

В романе «Отцы и дети» этим качеством он наградил Базарова, который применяет его весьма разнообразно: ирония для этого героя — средство отделить себя от другого, которого он не уважает, либо служит для того, чтобы «поправить» человека, который ему еще не безразличен. Таковы его иронические приемы при общении с Аркадием.

Евгений владеет и другим видом иронии — самоиронией. Он относится иронически и к своему поведению, и к своим поступкам. Вспомним, например, сцену дуэли Павла Петровича с Базаровым. В ней он иронизирует над своим противником, но не менее зло и горько — над самим собой. Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети» позволяет лучше понять характер Базарова. В подобные минуты обаяние этого персонажа раскрывается в полной мере. Никакой самовлюбленности, никакого самодовольства.

Тургенев проводит этого юношу по кругам непростых жизненных испытаний, которые с настоящей объективностью и полнотой обнаруживают степень правоты и неправоты этого героя романа «Отцы и дети». Анализ произведения показывает, что отрицание, «полное и беспощадное», можно оправдать как единственно возможную попытку изменить мир, при этом покончив с противоречиями. Но для создателя романа бесспорно и то, что присутствующая в нигилизме логика неизбежно приводит к свободе без всяких обязательств, к поискам без веры, к действию без любви. Писатель не может найти в этом движении творческой, созидающей силы: изменения, которые для реально существующих людей предусматривает нигилист, по сути равносильны их уничтожению, как показывает проведенный писателем анализ. «Отцы и дети» раскрывает эти противоречия самой натурой представляющего это движение героя.

Переживший любовь и страдания Базаров не может уже снова быть последовательным и цельным разрушителем, непоколебимо самоуверенным, безжалостным, ломающим просто по праву сильного других людей. Но и подчинить свою жизнь самоотречению, смириться, искать утешения в чувстве долга, в искусстве, в любви к женщине этот герой также неспособен — он слишком горд, зол, необузданно свободен для этого. Смерть оказывается единственным выходом.

Заканчивая наш анализ «Отцы и дети», отметим, что этот роман вызвал ожесточенную полемику в литературе XIX века. Тургенев верил, что его творение будет способствовать сплочению различных общественных сил, что общество прислушается к предупреждениям писателя. Но мечта о дружном и едином культурном слое русского общества так и не осуществилась.

На этом закончим наш анализ по произведению «Отцы и дети». Его можно продолжить, отметив и другие моменты. Предоставим читателю возможность поразмыслить над этим романом самостоятельно.

источник

Автор: Guru · Опубликовано 21.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

    Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

  • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
  • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
  • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
  • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
  • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
  • Этот человек глубоко несчастен.

Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

  • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
  • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

  • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
  • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
  • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

Главные темы в романе «Отцы и дети»:

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

источник