Меню Рубрики

Анализ рисунков детей младшего школьного возраста

Итак, продолжаем рассматривать 2-й этап возрастной эволюции в развитии рисования – изобразительный. Ранее мы рассматривали характерные особенности в рисунках дошкольников.

В период младшего школьного возраста при нормальном развитии ребенок постепенно овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию и опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках.

Второй этап. Изобразительный.

4. Стадия правдоподобных изображений . Возраст ребёнка – от 6 до 14 лет.

У большинства людей эта стадия начинается с восьми лет и продолжается до конца детства (13-14 лет).

Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов.

Изображения людей на рисунках становятся более пропорциональными, чаще всего за счет изменения величины головы, которая раньше изображалась чрезмерно большой. Округляются плечи и других частей тела. Черты лица тщательнее прорисовываются и могут передавать характерные особенности конкретного человека или образа. Волосы на голове у разных людей все чаще чем-то отличаются, у девочек передаются разнообразные прически. Появляются локтевые и коленные сгибы. Чаще передаются действия человека.

Изображения людей в период младшего школьного возраста имеют множество вариантов, общим для которых является подчеркнутое деление фигуры на части тела человека и элементы одежды. Изображая фигуру, ребенок еще конструирует ее, последовательно добавляя одну часть к другой: сначала – голову, за ней туловище, потом – ноги и руки и, наконец, – одежду. Такая же последовательность характерна для работы с красками. При рисовании карандашом преобладают заученные, повторяющиеся движения.

Пространство по-прежнему отражается на рисунках по принципу: чем ближе – тем ниже ни листе, чем дальше – тем выше. Нередко можно увидеть и некоторое уменьшение дальних предметов.

Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты:

1) рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов, оттенки и светотени отсутствуют;

2) все еще не соблюдается пропорциональность изображения (так, человек может превышать ростом дом, нарисованный рядом);

3) сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке. Такие “рентгеновские” рисунки могут продержаться лет до семи.

У многих детей изменение способа изображения на этой стадии завершается, сохраняясь в более или менее совершенном виде на всю жизнь.

Стадию правдоподобных изображений можно разделить на 3 этапа:

Схематически-пластическое изображение с преобладанием схематического

4.1. Схематически-пластическое изображение с преобладанием схематического. Возраст ребёнка – от 6-ти до 7-ми лет.

Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического.

Пластическим считается изображение человека, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч – к рукам и от туловища – к ногам.

У нарисованного человечка семилетнего ребёнка одни части тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены.

4.2. Схематически-пластическое изображение. Возраст ребёнка – от 7-ми до 9-ти лет.

С 7 лет дети переходят в стадию смешанного профиля. Она характеризуется тем, что голова человека изображается в профиль, а туловище и конечности фронтально. При этом черты лица удваиваются (дети изображают голову в профиль, но рисуют по два глаза). Это происходит, потому что дети пытаются нарисовать не то, что видят и помнят, а то, что ЗНАЮТ.

К 8-9 годам постепенно уравновешивается соотношение пластических и схематических элементов. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя – схематически или наоборот.

4.3. Схематически-пластическое изображение с преобладанием пластического.

Возраст ребёнка – от 9-ти до 14-ти лет.

Схематически-пластическое изображение с преобладанием пластического

К 9-ти годам ребенок начинает осваивать стадию правильной профильной ориентации.

Примерно с 10 лет в рисунке начинают преобладать пластические элементы над схематическими.

В этот период младшего школьного возраста изображения в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей.

Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.

источник

Изучение особенностей рисования умственно отсталых младших школьников. Анализ личности и внутрисемейных отношений умственно отсталых младших школьников при помощи графических методов. Разработка содержания коррекционно-развивающей работы с детьми.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ребенок обнаруживает в себе «нехорошее» чувство, то втайне думает, что и сам он плохой.

Эта игра позволит ребенку без опаски выразить любое чувство и поможет детям принять свои чувства и себя самих. Чтобы достичь желаемого успеха, периодически следует повторять эту игру.

Материалы: Бумага и цветные карандаши каждому ребенку.

Инструкция: А вы знаете, что такое чувства? Например, когда у вас произошло, что-то хорошее, вы веселые, вам радостно или грустно? А когда случилось, что-нибудь плохое как вы себя чувствуете? У меня есть две картинки солнце и тучка. Давайте с вами подумаем, если нам радостно и чувствуем себя хорошо, что мы с вами выберем солнышко или тучку? Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент чувствуете, как солнышко или как тучка.

Давайте посмотрим, сколько у нас в классе тучек, а сколько солнышек?

Почему ты нарисовал солнышко?

Почему ты нарисовал тучку?

На следующих занятиях можно спросить, а что можно нарисовать вместо тучек и солнышек?

Что можно нарисовать, когда ты радуешься?

Что можно нарисовать, когда тебе страшно? Каждый ребёнок зарисовывает, то, что сказал.

2.2.4 Классный час «Моя семья»

Цели: Возможность время от времени рассказывать о своей семье является еще одним источником здорового самоуважения ребенка. В ходе этого упражнения дети могут позитивно прокомментировать принесенные ими фотографии членов своей семьи. Заранее попросить детей принести в школу соответствующие семейные фотографии. Дети, которые не могут принести фотографии в класс, используют рисунки членов семьи.

Материалы: У каждого ребенка должны быть фотографии или рисунки членов своей семьи. Легкоснимаемый скотч и несколько больших листов упаковочной бумаги.

Инструкция: Сегодня мы расскажем друг другу о своих семьях. Сначала я представлю вам свою семью. (Учитель сам рисует свою семью и представляет всех ее членов классу.) Теперь давайте вместе наклеим ваши фотографии и рисунки таким образом, чтобы каждая семья была отграничена от всех остальных.

Когда все рисунки и фотографии будут наклеены, необходимо обсудить с детьми особенности их семей. Например: «Кто из вас единственный ребенок в семье?», «У кого дома живут еще и бабушки или дедушки?», «У кого из мальчиков есть брат?», «Кто живет в большой семье?», «Кто из вас живет в новой семье после развода родителей?», «Кто из вас живет только с одним из родителей?». И так далее. Подчеркнуть, что существуют самые разные формы семей. После этого можно обсудить с детьми, какую особенную роль играет в семье каждый из ее членов. Задать вопрос: «Почему ты важен для своей семьи?». Обсудить с ребенком, что он сам может сделать, чтобы членам его семьи стало жить еще лучше и приятнее?

Почему для тебя так важна твоя семья?

Как бы ты жил, если бы у тебя не было семьи?

Где живут дети, у которых семьи нет?

Ты когда-нибудь скучал очень сильно по своей семье?

Ты хочешь, чтобы братьев и сестер у тебя было больше? Меньше?

Чем в своей семье ты гордишься?

Что особенного есть у твоей семьи? (43. С.9-16) Памятка родителям:

Старайтесь проводить с ребенком больше времени.

Найдите время сходить с ребенком в театр, в кино, в музей.

Играйте с ребенком в различные настольные игры.

Рисуйте вместе с ребенком.

В конце дня спрашивайте, как он провел свой день, что было интересного в школе?

Не ругайте ребенка за плохие отметки. Дайте ему надежду, что все можно исправить, памятку можно приклеить на холодильник, чтобы она была всегда перед глазами.

На заключительном этапе мы проводили изучение динамики в развитии качеств, которые мы формировали. Исследование проводились в виде беседы с умственно отсталыми школьниками (как с группой, так и индивидуально). А также наблюдение во время уроков и на переменах. Мы повторно давали графические тесты.

Проанализировав полученные результаты после проведения психолого- педагогической работы по коррекции выявленных проблем, нами были отмечены некоторые изменения в лучшую сторону:

самооценка детей стала ближе к норме;

дети стали более спокойные, менее агрессивными и враждебными;

лучше стали взаимодействовать с одноклассниками, учителями, родителями.

Но, безусловно, необходима дальнейшая систематическая работа по формированию адекватных личностных качеств.

Данные в сравнении результатов самооценки учеников представлены в диаграмме № 4 и № 5.

Диаграмма № 4 «Уровень самооценки учеников во время констатирующего эксперимента»

Диаграмма № 5 « Уровень самооценки после формирующего эксперименты»

Данные в сравнении уровня враждебности представлены в диаграмме № 6 и № 7.

Диаграмма № 7 « Уровень враждебности после формирующего эксперименты»

Данные в сравнении уровня эмоционаьных связей в семье представлены в диаграмме № 8 и № 9.

Диаграмма № 8 «Уровень эмоциональных связей в семье учеников во время констатирующего эксперимента»

Диаграмма № 9 « Уровень эмоциональных связей в семье после формирующего эксперименты»

рисование умственный отсталый коррекционный

Данная работа посвящена проблеме анализа детских рисунков умственно отсталых школьников в диагностических целях.

В ходе исследования был проведён теоретический анализ литературы, который позволил рассмотреть подходы к предмету исследования. В теоретической части работы рассмотрены:

особенности рисунка в целом;

особенности изобразительной деятельности умственно отсталых младших школьников;

описаны проективные методики и их интерпретации.

В практической части работы нами был организован эксперимент, проходящий в три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый.

В ходе констатирующего эксперимента, использовались графические тесты, с помощью которых удалось выявить различные проблемы личностного характера у умственно отсталых школьников.

На формирующем эксперименте были проведены различные игры, упражнения, классный час, которые были направлены на коррекцию выявленных нами проблем. Формировались:

представления об окружающем мире;

В ходе эксперимента мы использовали индивидуальные и групповые формы работы.

Результаты итогового эксперимента показали, что проведение специальной коррекционно-развивающей работы с использованием игр, упражнений, благотворно влияет на формирование личности ребёнка, его отношения к окружающему миру.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что при использовании анализа детского рисунка, можно установить особенности личностных проявлений, а также различные проблемы в развитии ребёнка подтвердилась.

Необходимо проводить специальную организованную работу по коррекции выявленных проблем с использованием игр, упражнений.

Результаты исследования могут быть использованы для определения направления индивидуальной и групповой работы по коррекции различных личностных проблем умственно отсталых школьников.

На основании результатов исследования мы можем дать некоторые рекомендации:

.Использовать рисунки для выявления проблем личностного характера детей, внутрисемейных отношений, отношения к окружающему миру, и также для снятия тревожности, страхов, агрессии.

.Систематически проводить различные игры, упражнения для коррекции выявленных проблем.

.Создавать доброжелательную обстановку при проведении занятий. 4.Бесседовать с ребёнком о его проблемах.

5.Уделять ребёнку время, с интересом выслушивать его.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 1997

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974г.

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание, М., 1925г.

Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: изобр. психол. тр.; под редакцией Брушлинского А.В., Кольцовой В.А. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010г.

Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: изобр. психол. тр.; под редакцией Брушлинского А.В., Кольцовой В.А. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010г.

Бочерникова JI.H. Сопоставление уровня развития речи и изобразительной деятельности у детей // Новые исследования по физиологии №1, 1977г.

Будницкая И.И. Соотношение между рассказом и рисунком учащихся младших классов (сравнительные исследования нормальных и умственно отсталых школьников): Кандидатская диссертация. — М., 1958г.

Выгодский Л.С. Собр. Соч.: в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии/ под редакцией Т.А. Власовой. — М., 1983г.

Выготский Л.С. Предыстория письменной речи// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М. 1976г.

Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1976г.

Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1976г.

Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе. — М., 1953г.

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974г.

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974г.

Грошенков И. А. «Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе XIII вида». — М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001г.

Грошенков И.А. Пути развития целенаправленной деятельности у учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1965г.

Грошенков И.А. Пути развития целенаправленной деятельности у учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1965г.

Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. — JI., 1974г.

Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. — JL, 1974г.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — JL, 1982г.

Зеньковский В.В. Психология детства. — Лейпциг: Сотрудник, 1924г.

Зеньковский В.В. Психология детства. — Лейпциг: Сотрудник, 1924г.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. — М., 1961г.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. — М., 1961г

Кандауров 0.3. Автопортрет как исповедальный жанр// Красная книга культуры. — М., 1989г.

Клаус В. Фопель Зальцхаузен, август 1996 г.

Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М., 1965г.

Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М., 1965г.

Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Серия 14 Психология №2, 1989г.

Лозовой А.Н. Изучение изобразительной деятельности детей в целях дифференциальной диагностики степеней умственной отсталости: Автореферат кандидатской диссертации. — Л., 1978г.

Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981г.

Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология №4, 1985г.

Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности учащихся вспомогательной школы. — М., 1977г.

Проективная психология/ Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (коллектив Авторов Леопольд Беллак, Гордон У. Оллпорт. Аннелиз К. Франк и др.)

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психодиагностике. — М.: Дидакт, 1992г.

Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965г.

Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965г.

Сидоров А.А. Рисунок русских мастеров. Вторая половина Х1Хв. -М. 1960г.

Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология №2., 1981г.

Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития детей раннего дошкольного возраста.

Торрей Дж. Приложение для тех, кто читает только по-русски // США, ОМНИ, 1990г.

Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.»

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.— М.: Генезис, 1998

Читайте также:  Анализ воспитателем о адаптации детей

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3.— М.: Генезис, 1998

Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1985г.

Хоментгаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений// Вопр. психологии №1, 1986г.

Юнг К. Избранные труды по аналитической психологии. Психологические типы. — М.. 1929г.

источник

Эстетическая жизнь ребёнка замечательна своим универсализмом и этим наиболее отлична от эстетической жизни взрослых: всё прекрасное, в какой бы форме оно не было, привлекает и увлекает ребёнка. Ребёнок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку. Он никогда не ограничивается эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. К примеру, ведь не один Айвазовский, будучи мальчиком, чертил углём на заборах.

Первые пробы рисования — это настоящие «каракули»: ребёнок «играет» карандашом по бумаге, выводит линии — и уже это его радует, он как — бы творит, созидает. Далее, ребёнок с помощью линии пытается изобразить человека, предметы.

Графические формы медленно даются детям младшего школьного возраста: развитие графического творчества сложнее и запутаннее. Между прочим, здесь же лежит один из корней основной особенности детского рисунка — его символизма.

Действительно, выдвинут тезис, что «юный художник гораздо больше является символистом, чем натуралистом». Справедливо сказать: рисунок определяется тем, что ребёнок «думает» о предмете. Например, внутренний кружок должен изобразить сердце: дети вовсе не рисуют того, что можно видеть, они рисуют то, что есть по его мнению. Этим объясняется наличность двух глаз при рисунках в профиль.

Рисунки явно схематичны. Рисуя человека, ребёнок, прежде всего, рисует его лицо, оно долго является главным предметом интереса — остальные части тела едва присоединяются к лицу, а иногда даже отсутствуют. И это естественно этому возрасту ребёнка, а умение передавать глубину и перспективу, зарисовывать пластичность предмета, его рельеф приходит позже в соответствии возрастом.

У малышей рисование по памяти и по представлению в изобразительной деятельности занимает очень важное место. При таком творчестве надо учиться закономерности ощущения цвета. Возраст ребёнка ещё не позволяет работать путём смешения красок. Это индивидуальная возрастная черта, т. е. берёт те цвета, которые он видит. И естественно, если ребёнок говорит, что снег белый. А как же движение и пространство?

Полоса земли, становясь всё более широкой, постепенно занимает почти весь лист бумаги. Небо, если оно есть, узкой полоской завершает рисунок. Маленький художник как бы парит над землёй. В этом случае рано говорить о перспективе, в рисунке господствует плоскостное изображение. Можно вспомнить пейзаж с дорогой: ребёнок рисует дорогу, уходящую в глубину пространства — прямо вверх.

И причём эта дорога одинаково широкая. А у деревьев, которые растут вдоль дороги, ствол одинаковой толщины, заострённый к верхушке и по бокам веточки. А вот для сюжетных рисунков необходимо движение и юный художник пытается показать, как движется человек, как сгибаются руки и ноги. Конечно, это не сразу удаётся понять, иной раз локти гнутся не туда, куда надо, а то и руки вовсе не имеют локтей.

Спина по — прежнему не сгибается и движется он как на ходулях. Повороты фигуры схематичны и сводятся по-прежнему к фронтальному профилю. Траву же дети рисуют сплошной массой, закрашивая её, или заполняют поле раздельными штрихами, будто щёткой и при этом ноги людей, животных не погружаются в траву, люди и животные как бы парят над нею.

Освещение тоже не замечается и водная поверхность ничего не отражает. И в целом замечается сочетание старого, схематичного рисунка с новыми его чертами, которые основаны на зрительное восприятие. Исследователи назвали этот период от 7 до 10-11 лет в рисовании периодом смешанной схемы.

А роль цвета в рисунках детей? Цвет — самый могучий чародей в руках маленького художника. В разное время, разными художниками значение цвета оценивалось неодинаково. Известный художник и искусствовед И. Е. Грабарь считал, что «…колорит слагается из красиво найденных отношений и цветового богатства». Не раз, пытались найти законы цветовой гармонии, определить «хорошие» сочетания цвета, но, ни один рецепт не выдержал проверки практикой.

Одни и те же сочетания дают совсем разные эффекты в зависимости от количества того или иного цвета в композиции, от порядка его чередования, от размеров и формы пятен. У младших детей гармония цвета строится главным образом на согласовании крупных цветовых пятен. Раздробление на оттенки применяется ими редко. Но зато, создаваемые детьми удачные цветосочетания нельзя перечислить, даже как — то распределить по группам и то трудно.

В данном случае важно учесть важный фактор, что у детей существует пристрастие к тем или иным отдельным цветам. Почему это так, не знаю, может быть, зависит от темперамента, соответствия ему определённого цвета.

Цвет в некоторых детских работах, какой — то светоносный, будто озарённый изнутри. Кажется, что дети, не владея светотенью, не замечая освещения, пытаются заставить свои рисунки светиться. Бывает, что краски горят, как россыпи драгоценных камней, а в иных случаях в них будто собрана вся прелесть цветущей природы, золото осени или буйство пожара. Краски поют, иногда тихо, может быть и грустно.

А порой звучит, как мощный оркестр в ликующей мелодии. Колористическая свобода, лёгкость обращения с цветом немало зависит и от опыта, умения пользоваться красками. Этой свободой дети овладевают, конечно, также не сразу. Но лет до 9-10 они часто поражают как будто врождённым чувством цвета. Недаром детское живописное творчество для многих художников не только предмет любования, но и наглядный урок.

В нашей Детской художественной школе моя главная задача как педагога – сделать занятия интересными для ребят, каждый раз новыми и одновременно желаемыми. Я считаю: «Сказка – ничего лучше не придумаешь для занятий с малышами». И в завершении можно отметить следующее: зная возрастные особенности ребёнка и грамотно используя в своей работе, педагог может добиться огромных успехов.

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА РИСУНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Преподаватель МБОУ ДОД «Детская художественная школа» г. Мегион

Эстетическая жизнь ребёнка замечательна своим универсализмом и этим наиболее отлична от эстетической жизни взрослых: всё прекрасное, в какой бы форме оно не было, привлекает и увлекает ребёнка. Ребёнок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку. Он никогда не ограничивается эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. К примеру, ведь не один Айвазовский, будучи мальчиком, чертил углём на заборах. Первые пробы рисования — это настоящие «каракули»: ребёнок «играет» карандашом по бумаге, выводит линии — и уже это его радует, он как — бы творит, созидает. Далее, ребёнок с помощью линии пытается изобразить человека, предметы. Графические формы медленно даются детям младшего школьного возраста: развитие графического творчества сложнее и запутаннее. Между прочим, здесь же лежит один из корней основной особенности детского рисунка — его символизма. Действительно, выдвинут тезис, что «юный художник гораздо больше является символистом, чем натуралистом». Справедливо сказать: рисунок определяется тем, что ребёнок «думает» о предмете. Например, внутренний кружок должен изобразить сердце: дети вовсе не рисуют того, что можно видеть, они рисуют то, что есть по его мнению. Этим объясняется наличность двух глаз при рисунках в профиль. Рисунки явно схематичны. Рисуя человека, ребёнок, прежде всего, рисует его лицо, оно долго является главным предметом интереса — остальные части тела едва присоединяются к лицу, а иногда даже отсутствуют. И это естественно этому возрасту ребёнка, а умение передавать глубину и перспективу, зарисовывать пластичность предмета, его рельеф приходит позже в соответствии возрастом.

У малышей рисование по памяти и по представлению в изобразительной деятельности занимает очень важное место. При таком творчестве надо учиться закономерности ощущения цвета. Возраст ребёнка ещё не позволяет работать путём смешения красок. Это индивидуальная возрастная черта, т.е. берёт те цвета, которые он видит. И естественно, если ребёнок говорит, что снег белый. А как же движение и пространство? Полоса земли, становясь всё более широкой, постепенно занимает почти весь лист бумаги. Небо, если оно есть, узкой полоской завершает рисунок. Маленький художник как бы парит над землёй. В этом случае рано говорить о перспективе, в рисунке господствует плоскостное изображение. Можно вспомнить пейзаж с дорогой: ребёнок рисует дорогу, уходящую в глубину пространства — прямо вверх. И причём эта дорога одинаково широкая. А у деревьев, которые растут вдоль дороги, ствол одинаковой толщины, заострённый к верхушке и по бокам веточки. А вот для сюжетных рисунков необходимо движение и юный художник пытается показать, как движется человек, как сгибаются руки и ноги. Конечно, это не сразу удаётся понять, иной раз локти гнутся не туда, куда надо, а то и руки вовсе не имеют локтей. Спина по — прежнему не сгибается и движется он как на ходулях. Повороты фигуры схематичны и сводятся по-прежнему к фронтальному профилю. Траву же дети рисуют сплошной массой, закрашивая её, или заполняют поле раздельными штрихами, будто щёткой и при этом ноги людей, животных не погружаются в траву, люди и животные как бы парят над нею. Освещение тоже не замечается и водная поверхность ничего не отражает. И в целом замечается сочетание старого, схематичного рисунка с новыми его чертами, которые основаны на зрительное восприятие. Исследователи назвали этот период от 7 до 10-11 лет в рисовании периодом смешанной схемы.

А роль цвета в рисунках детей? Цвет — самый могучий чародей в руках маленького художника. В разное время, разными художниками значение цвета оценивалось неодинаково. Известный художник и искусствовед И.Е. Грабарь считал, что «…колорит слагается из красиво найденных отношений и цветового богатства». Не раз, пытались найти законы цветовой гармонии, определить «хорошие» сочетания цвета, но, ни один рецепт не выдержал проверки практикой. Одни и те же сочетания дают совсем разные эффекты в зависимости от количества того или иного цвета в композиции, от порядка его чередования, от размеров и формы пятен. У младших детей гармония цвета строится главным образом на согласовании крупных цветовых пятен. Раздробление на оттенки применяется ими редко. Но зато, создаваемые детьми удачные цветосочетания нельзя перечислить, даже как — то распределить по группам и то трудно. В данном случае важно учесть важный фактор, что у детей существует пристрастие к тем или иным отдельным цветам. Почему это так, не знаю, может быть, зависит от темперамента, соответствия ему определённого цвета. Цвет в некоторых детских работах, какой — то светоносный, будто озарённый изнутри. Кажется, что дети, не владея светотенью, не замечая освещения, пытаются заставить свои рисунки светиться. Бывает, что краски горят, как россыпи драгоценных камней, а в иных случаях в них будто собрана вся прелесть цветущей природы, золото осени или буйство пожара. Краски поют, иногда тихо, может быть и грустно. А порой звучит, как мощный оркестр в ликующей мелодии. Колористическая свобода, лёгкость обращения с цветом немало зависит и от опыта, умения пользоваться красками. Этой свободой дети овладевают, конечно, также не сразу. Но лет до 9-10 они часто поражают как будто врождённым чувством цвета. Недаром детское живописное творчество для многих художников не только предмет любования, но и наглядный урок.

В нашей Детской художественной школе моя главная задача как педагога – сделать занятия интересными для ребят, каждый раз новыми и одновременно желаемыми. Я считаю: «Сказка – ничего лучше не придумаешь для занятий с малышами». И в завершении можно отметить следующее: зная возрастные особенности ребёнка и грамотно используя в своей работе, педагог может добиться огромных успехов.

источник

Ирина Колосова
Анализ рисунков с педагогическими выводами

Подражая взрослым, предлагающим им некоторые графические образцы, дети начинают рисовать свои первые «шедевры». В основном на первых рисунках они изображают ленты, дорожки, солнышко, шарик, снеговика, цветочек, елку и тому подобное. Рисование небольшого количества предметов длится приблизительно до 5 лет. Потом ребенок при поддержке взрослых преодолевает привычные шаблоны и рисует все, что его интересует. Он начинает рисовать предметы, сюжетные картинки, обнаруживает готовность иллюстрировать книги и события из своей жизни.

По тематике рисунков детей можно условно разделить на реалистов (изображают предметы, природу, события повседневной жизни) и мечтателей (воссоздают свои несуществующие желания и мечты). Чем старше дети, тем чаще они изображают мечты и желания.

Тематику детских рисунков обусловливают такие факторы:

а) идентификация ребенка с определенным полом. Общую направленность на идентификацию отражают рисунки определенного содержания: мальчики особенно сенситивны к мужским ролям и рисуют стройки, города, корабли в море, автомобили, едущие по дороге, войну, драки. Девочки сенситивны к женским ролям и поэтому рисуют принцесс, цветы, сады, разнообразные орнаменты, детскую дружбу, мам на прогулках с дочками;

б) национальные традиции и культурные особенности страны. Такие рисунки являются результатом изобразительных стараний 5-летних и старших детей;

в) место проживания ребенка. Рисунки городских и деревенских детей часто отличаются по содержанию, что предопределено прежде всего их местожительством.

Часто объектами рисунков становятся родные ребенка. Если ребенок рисует семью, то изображает всех своих родственников. Тех, кого он особенно любит, прорисовывает тщательнее, остальных — схематически. В таких рисунках могут быть изображены желательные (которых нет в реальности) родственники: братики и сестренки, папа или мама.

Дети рисуют не только свою семью, но и семейную жизнь, которая волнует их. Для анализа я взяла рисунки моего сына Егора и дочери Арины. В среднем дошкольном возрасте Егор рисует несуществующих персонажей, образы которых черпает из любимых мультфильмов. С возрастом его герои преображаются, но пока в одиночестве. В старшей группе Егор уже рисует сюжеты с участием своих любимых героев. В подготовительной к школе группе он уже старается подписывать как умеет свои рисунки, чтобы уточнить характер персонажей. И даже делает самостоятельно аппликацию этого же любимого несущесвующего персонажа.

Арина, в свою очередь, очень любит рисовать свою семью. Сначала, в младшем возрасте, — это голые яйцеобразные человечки. В средней группе она их украшает их одеждой и волосами. В старшем дошкольном возрасте члены семьи становятся русалками, т. к. любит мультфильм «Русалочка». В подготовительной группе рисунки Арины очень красочные. Она продолжает рисовать свою семью, теперь уже очень старается, чтобы все были красивыми и счастливыми на её рисунках.

По рисункам детей видна их реакция на события жизни, известные им дела, заботы взрослых. Они свидетельствуют, что реакции детей адекватны социальному настроению и интересам взрослых, потому являются своеобразными документами эпохи.

Фотоотчет о выставке рисунков и поделок «Ах, лето!» Вчера кричали журавли, и на душе так грустно стало. Еще цветы не отцвели, еще и лета не бывало, А лишь дожди все шли да шли и небо холодом.

Фотоотчет о выставке рисунков «Наше лето» Добрый день! Представляю Вашему вниманию совместные работы детей первой младшей группы и их родителей «Наше лето». В нашей работе мы стараемся.

Фотоотчет о выставке рисунков «Воспоминания о лете» Лето быстро пролетело, но оставило неизгладимые воспоминания и впечатления! Солнце, речка, пляж, иногда и гроза, дача, огород, палатки.

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

Фотоотчет рисунков «Здравствуй, лето!». Завалишина Ольга Фотоотчет рисунков «Здравствуй, лето!». Лето — самая благодатная, самая щедрая пора в году. Дни долгие, солнечные и теплые.

Фотоотчет выставки рисунков «Весенняя капель» С наступлением долгожданной весны в детском саду традиционно прошел конкурс детских рисунков. В этом году он носил название «Весенняя капель».

Конкурс рисунков и поделок «Я выбираю спорт!» Конкурс рисунков и поделок «Я выбираю спорт!» среди воспитанников подготовительной группы МБДОУ № 64. Проводится с целью пропаганды здорового.

Конкурс рисунков «Любимый мультгерой» Конкурс рисунков «Любимый мультгерой» Анимация – покадровая съемка отдельных рисунков, для рисованных мультфильмов, или покадровая съёмка.

Конкурс рисунков «Здравствуй, лето!» На этой неделе в детском саду прошел конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!» Цель: Повторить признаки лета, изобразить летние.

Стенд для рисунков в детском саду Цель: Изготовить стенд для демонстрации детских рисунков, аппликаций обладающий достоверностью и своевременным обновлением (по окончанию.

Выставка рисунков «Моя семья» Спешу рассказать о выставке рисунков на тему «Моя семья» Выставка организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности.

источник

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Что такое «творческий беспорядок» — знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

источник

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств.
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни.
Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции.
К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для более достоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения. Наиболее значимые личностные характеристики проявляются во всех данных, полученных с помощью разных методов.

1. Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов

Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают «растопить лёд» во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.
Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.

Проективные (рисуночные) тесты – один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная, детско-родительская и др.) Проективные методики имеют свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести их валидность и надежность, широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов, а к минусам – фактор субъективной оценки в процессе интерпретации.

Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет. Однако, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение позволяет отслеживать динамику состояния.

2. Нюансы выполнения проективных техник:

– Классические проективные техники лучше выполнять простым карандашом (М, ТМ), так как это занимает меньше времени, лучше отражает характер движения, степень нажима и т. д;
– Желательно отказаться от использования ластика, т.к. первый вариант самый «верный», наиболее связанный с бессознательным, все коррективы сознательны.
Однако, некоторые люди, например те, которым присуща высокая тревожность, могут отказаться рисовать без ластика. Если использование ластика все же требуется клиенту, то лучше предложить ластик на карандаше – он хуже стирает и, соответственно, лучше видны исправления.

Гиперактивному ребенку больше подходят материалы с сильным сопротивлением, тревожному – наоборот.

Описательные характеристики материалов:

– Бумага гладкая – сопротивление меньше, шершавая больше;
– Пастель сухая – оттенки бледнее, сопротивление больше;
– Пастель масляная – оттенки ярче, сопротивление меньше, ложится мягче.

Ошибочно полагать, что проективные методики больше подходят для младшего школьного возраста.
Можно рассмотреть некоторые методики, используемые в моей работе, как с младшими школьниками, так и со старшими.
Представленную ниже методику можно использовать в группах разного возраста.

3. Методика «Четыре рисунка»

Инструкция: «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники. Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два – «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа».

Значение и краткая интерпретация рисунков:

– «Я в виде животного» отражает образ «Я» (какой я есть, сущность, внутренние качества, некоторые аспекты прошлого).
хвост трубой – довольство;
пантера – скрытая сила, способность постоять за себя;
– «Я в виде растения» отражает рост (физический и духовный), временные представления, представления о настоящем и особенно, о будущем (аналогия с деревом в тесте «Дом – дерево – человек »). Маленькое растение – недостаточно ресурсов, сил; большое – предстоящие свершения, амбиции, внутренняя сила.
Обрезанный стебель – не самодостаточность, перспективы дальнейшего роста смутные.
Много цветов / букет – разносторонность интересов, перспектив развития.
– «Я в виде неживого предмета» – отражение значимой сферы деятельности, интересов, хобби, «Я – концепции».
– замок – закрытость;
– открытый замок – высокая избирательность, внутреннее содержание;
– сундук, шкаф – накопление чего-то, например, опыта, достижений.
– «Я в виде пейзажа» трактуется как общий эмоциональный настрой, особенности взаимоотношения с окружающим миром. Значения отдельных элементов пейзажа:
река – движение, гибкость;
волны – эмоциональные всплески;
камни – препятствия;
цветы – положительный настрой;
гора – трудности и одновременно путь вверх;
солнце – потребность в тепле / желание давать тепло окружающим.

Используя рисунки, не следует забывать об ограниченных диагностических возможностях методик данного типа. Широко распространенным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при диагностике. Здесь многое зависит от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому при диагностике рисуночная методика обычно применяется наряду с другими методиками.

4. Данный вариант рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса.

С этого времени ученикам начинают выставлять оценки, отношение школьника к учению становится более выраженным, что отражается в рисунке.
– Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «В школе зверей».

Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем что,
во-первых, они показывают умение школьника рисовать;
во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому;
в-третьих, включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное» свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в семье

Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе…» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном или отрицательном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используются 2 вида характеристик рисунков:

1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе;
2) содержательные характеристики, выявляющие отношение школьника к учению.

К формальным характеристикам относятся следующие:

а) цвет рисунка: темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т. д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как использование не подражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т. д.) считаются проявлением положительных эмоций, т. е. положительного отношения к изображаемому.

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка: при положительном отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно.

в) творческое отношение к рисунку: динамичность, свобода композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать:

а) орнаменты и симметричные композиции для выражения положительного отношения к изображаемому;

б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.

Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьника к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т.е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно-значимой деятельностью.

К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

1. Количество рисунков «В школе…»:

а) если ученик принес один либо несколько рисунков «Про самое интересное» и ни одного рисунка «В школе…», несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению;
б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему — это свидетельствует о его положительном отношении к учению.

2. Включена ли школьная тема в рисунок «Про самое интересное». Если да, то это надежно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к учению.

3. Какой момент школьной жизни отражен в рисунке:

а) урок;
б) перемена;
в) ситуация, внешне связанная со школой — «уход от школы» — при изображении только школьного здания; рисунок на тему с измененным названием — «В школу…».

Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного (а) либо отрицательного (б, в) отношения к учению. Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью;
– если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

4. Отраженность содержания обучения:

а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными предметами;
б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку. Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Изображение себя с другими субъектами:

а) с учителем, б) со сверстниками; в) изображен сам автор, г) изображен учитель и ученики, д) изображен ученик того же класса, но не он.

Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть проинтерпретированы различным образом, в зависимости от содержания рисунка в целом.

Однако изображение учителя, как правило, свидетельствует о его личной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.

Выделенные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение для диагностики имеет цвет.

Среди содержательных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно-значимой деятельностью, может дать, например, то, включил ли ребенок школьную тему в рисунок «Про самое интересное».

В целом рисуночная методика позволяет определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению является известным. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.

5. Исторически использование методики «Рисунок семьи» (РС) связано с общим
развитием «проективной психологии».

Считаеся, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа (Wolff W., 1947),В. Хьюлса (Hulse W., 1951), И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана (Corman L., 1964) и др. В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Захаров А.И., 1977; 1982; Кольцова Н.Н., 1980; Мухина В.С., 1981; Хоментаускас Г.Т., 1985 и др.).

Назначение: методику «Рисунок семьи» и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи («семья глазами ребенка»). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности «Я-образа» ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», – так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи.

Диагностическая процедура: для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

(РС) – «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».
(РС) – «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь».
(КРС) – «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
(КРС) – «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не «мультяшек» и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие«*.

Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания, мной, обычно, задаются следующие вопросы:
– Расскажи, кого ты нарисовал(а)?
– Где они находятся?
– Что они делают?
– У них весёлое настроение или грустное? Почему?
– Кто здесь самый счастливый? Почему?
– Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:
– чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);
– что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Можно использовать непрямые вопросы:

«Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?»,
«Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?»,
«Кого мама позовет идти с собой?» ит. п.

Для интерпретация методики «Рисунок семьи» нам необходимо располагать объективной информацией:

а) о возрасте исследуемого ребенка;
б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка мы можем условно разделить на три части:
– Анализ структуры «Рисунка семьи»;
– Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;
– Анализ процесса рисования.

Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи

Предполагается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

а) вообще не изображены люди;
б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко.

За такими реакциями мы можем предположить следующее:

а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости
в) аутизм;
г) чувство небезопасности,высокий уровень тревожности;
д) это может быть результатом плохого контакта психолога с ребенком.
В своей практической работе мне чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи.
Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.

Семён 7 лет – отсутствует изображение бабушки.

Сталкиваясь в рисуночном тесте с отсутствием в рисунке братьев или сестёр, я убедилась, что связано это с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей.

Артём 8 лет – отсутствует изображение младшего брата (семья без отца).

Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, как правило, защитными:
«Не нарисовал потому, что не осталось места»;

Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоциональные ответы:

«Не хотел – он дерется»;
«Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.

Интерпретация особенностей графических изображений членов семьи.

Анализ особенностей нарисованных фигур могут дать нам, психологам, информацию большого диапазона:
– об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи,
– о том, каким ребенок его воспринимает,
– об «Я-образе» ребенка, его половой идентификации и т. д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;
3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивным рисованием его, что в результате отражается в большем количестве деталей. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его изображения. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и «Я-образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом. Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности.
При анализе рисунка, я большое внимание обращаю на изображение рук.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими.

Голова – центр локализации «Я», интеллектуальной деятельности; лицо – самая важная часть тела в процессе общения. Дети 3 лет уже в рисунке обязательно изображают голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.
Изображение зубов и выделение рта часты у детей, склонных к агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку либо к иным членам семьи.
Расположение членов семьи указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия.

Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью. Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такое изображение связано с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.
Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи.

Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии ребенка в процессе рисования.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

Процесс рисования доставляет удовольствие ребятам с разными физическими возможностями. Кроме диагностических целей, мы можем использовать рисунок для занятий в мини-группах, включая детей с ОВЗ. Таким образом, развивается творческий потенциал и умение взаимодействовать с другими участниками процесса – это помогает процессу социализации.

1. Общая Психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206 – 221.
2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 – 21.
3. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – МН.: «ТЕСЕЙ», 1999. С 157 – 164.
4. Проективные графические методики: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.

источник