Меню Рубрики

Анализ речевого развития детей подготовительной группы

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей подготовительной группы МБДОУ д/с №18 г. Дивногорска. По теме: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей в подготовительной группе

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей подготовительной группы МБДОУ д/с №18 г. Дивногорска. По теме: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»»

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей

подготовительной группы МБДОУ д/с №18 г. Дивногорска

По теме: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Провела и подготовила: Е. М. Забигулина — воспитатель

В ноябре 2017 года было проведено анкетирование родителей на тему: «Речевое развитие ребёнка». Анкетирование проводилось с целью совершенствования педагогической работы по развитию связной речи дошкольников. В анкетировании приняло участие 20 родителей. Анкета анонимная.

Был проведен анализ анкетирования и подведены итоги:

1. По мнению большинства родителей (81%) должно быть комплексное воздействие на речевое развитие детей, как со стороны специалистов детского сада, так и родителей. Остальные опрошенные считают ответственными только родителей.

2. 76% опрошенных проводят с ребенком работу по совершенствованию его речи. При этом только 3% из них уточнили формы работы: «по методике Жуковой», «исправляю произношение…».

3. Практически все опрошенные (85%) хотели бы освоить приемы работы по развитию речи ребенка.

4. Эти же родители следят за тем, как говорит ребенок.

5. 74% родителей в речевом развитии детей беспокоит неправильное произношение звуков, замены звуков, нарушение структуры слов и др. 10% опрошенных – небольшой словарный запас. Только 5% родителей беспокоит плохо развитая связная речь ребенка. 15% родителей в речевом развитии детей ничего не беспокоит.

6. Только 8% опрошенных не исправляют ошибки в речи ребенка. При этом лишь единицы дали подробное описание тому, как они исправляют данные ошибки.

7. 75% родителей отметили, что свой речевой дефект ребенок не замечает. 20% опрошенных уверены, что ребенок свой дефект замечает, но никак не реагирует на него. 13% родителей считают, что ребенок не только замечает речевой дефект, но и переживает из-за него. 15% отмечают, что ребенок замечает дефект и исправляет его самостоятельно.

8. Большинство родителей хотели бы научиться исправлять дефекты речи ребенка. Только 15% не находят на эту работу времени, считая, что это обязанность специалистов.

9. Чуть больше половины опрошенных (57%) не знают, какие знания получает ребенок на занятиях по развитию речи. У оставшихся имеются некоторые представления, причем у многих только со слов самих детей.

10. Около половины опрошенных (43%) родителей посещают групповые мероприятия. Остальные данные мероприятия не посещают либо из-за отсутствия желания, либо нехватки времени.

Анализ анкет показал, что проблема речевого развития детей – одна из актуальных в семейном воспитании. Большинство родителей начинают осознавать значимую роль семьи в речевом развитии детей: следят за речью ребенка, отмечают и исправляют ошибки.

Однако все внимание родителей привлекает только произносительная сторона речи, при этом грамматический строй и связная речь остаются в стороне.

Большинство родителей готовы к сотрудничеству со специалистами (воспитатели, логопед и др.) по вопросам речевого развития детей. Однако, по их мнению, со стороны педагогического коллектива отмечается дефицит сведений о получаемых на занятиях знаниях детей. Кроме того сами родители являются активными участниками образовательного процесса.

Таким образом, необходимо регулярно планировать и осуществлять в сотрудничестве с семьёй работу по речевому развитию детей. Донести до родителей в доступной форме информацию о норме речевого развития и о проблемах в речевом развитии детей подготовительной группы, предоставить информацию об элементарных приемах коррекции речевых дефектов. Обратить внимание родителей о важности и необходимости развития связной речи детей. Совершенствовать работу по привлечению родителей к организации познавательной, интересной и безопасной жизни группы.

источник

Анализ деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений (образовательные области), обозначено речевое развитие.

Анализ деятельности по речевому развитию

в подготовительной к школе группе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений (образовательные области), обозначено речевое развитие. Речевое развитие предполагает решение следующих задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Задачи развития речи включены и в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, выражает свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, выделяет звуки в словах.

Дошкольный возраст – период, в который дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, выстраивается специальная организация общения, которая помогает приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки.

На каждом возрастном этапе необходима преемственность в решении речевых задач (идёт постепенное усложнение материала).

Главная задача развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности.

В подготовительной к школе группе для детей характерен высокий уровень развития речи. Многие дети правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, имеют значительный запас слов, активно пользуются различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания.

Вместе, с тем некоторые дети произносят правильно не все звуки, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи, встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множ. числа существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования).

У детей развиваются важные умения – слушать и понимать речь взрослых и сверстников, грамматически правильно отвечать на вопросы, проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по своей инициативе, ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации – это яркая характеристика сформированности речевых и коммуникативных умений.

  • Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176с.
  • Развитие речи детей 5-7 лет. 3-еизд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272с. – (Развиваем речь).

Развитие всех компонентов устной речи,

практическое овладение нормами речи

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда,, потому что, если, если бы и т.д.).

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Подготовка к обучению грамоте
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно.

В конспекте представлены различные методы и приемы, игры и упражнения по развитию речи детей по теме «Одежда».

Задачи:-Повторение названий осенних месяцев, дней недели;-Закреплять умение делить слова на слоги;- Закреплять понятие «гласный» и «согласный» звук.- Закреплять умение выделять первый звук в слове;- У.

quot;В поисках сокровища&quot.

Составление опсательных рассказов пр помощ мнемосхем. спользование ТРИЗ — технологи пр обучении рассказыванию.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Скоро Новый год» (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа).

Данное занятие будет интерсно педагогам, работающим на коррекционных группах.

источник

Айлана Будегечи
Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа- подгруппа детей (8 человек)

Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Образовательные: Формировать фонематический слух, умение определять звук в слове

и соотносить его с буквой; упражнять в нахождении по образцу существительных с суффиксами.

Общеразвивающие: Развивать речь и воображение; развитие речевого слуха.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитание культуры речевого общения

Материал и оборудование: Сухой бассейн с красными, синими шариками, кубики с буквами, предметные картинки, мяч среднего размера, грузовая машина, фломастеры, листы белой бумаги на каждого ребенка, ТСО- проектор, музыкальный центр.

Предварительная работа: Игра «Раздели правильно», игра «Придумай слово на «ик».

Я провела занятие в виде занятия-путешествия в страну игр, Занятие построено по звуковой культуре речи в интеграции образовательных областей «Коммуникация»,»Социализация».- в правильном произношении и разделение гласных и согласных звуков,где дети играли в игры со звуками и буквами, составляли слова и разделяли на слоги, подбирали слова на «ок»,применила на занятии психогимнастические, релаксационные упражнения.

Занятие соответствует данному возрасту, перед занятием были выполнены гигиенические требования. Форма проведения занятия- игровое. Перед началом занятия я настроила детей в путешествие в страну игр, и поддерживала его до конца занятия. Во время занятия концентрировала внимание детей на разные игры и упражнения. При проведении занятия

применила следующие методы и приемы.

Наглядные- показ предметных картин на слайдах, кубики с буквами.

Словесные – беседа, вопросы, ответы.

Игровые- игровые упражнения «Угадай и покажи»,»Утро», «Цепочка слов»,

Практические — релаксация»Хорошо»,физминутка.»Сержусь или радуюсь».

Применила прием подачи нового, с опорой на имеющийся у детей знания -это игра «Кузовок»-дети находили слова на «ок»-справились с заданием дети ___

(хорошо, затруднялись, справились, не справились)

На занятии решались задачи: образовательные, общеразвивающие, воспитательные.

На занятии также применила ТСО- проектор- показ слайдов -картинок, муз- центр, Активность и поведение детей на занятии___

(хорошее, активные, дисциплина хорошая, плохая, внимание у детей было сосредоточено на игры).Во время занятия дети были подвижны: стоя полукругом делали упражнения, сидя в сухом бассейне делали задания, сидя за столы рисовали буквы.

Программный материал детьми усвоен, т к дети справились заданием, с удовольствием играли в игры и упражнения. Старалась найти с детьми доброжелательный тон общения. Проведена мной физминутка «Сержусь или радуюсь».

Поставленная мной цель и задачи занятия достигнута. Считаю, занятие провела на ___

(высоком, среднем, низком).Длительность занятия составило ___минут.

Собственная разработка занятия. (использованы занятия из журнала «ДВ», «Ребенок в д\с».)

Анализ составила: Воспитатель МБДОУ

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием «звук», учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

НОД «Закрепление знаний о звуках [Р], [Р’], [Л], [Л’] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л.» Цель:Закрепить знания детей о звуках [Р],[Рь][Л],[Ль] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л. Закрепить умение правильно произносить.

источник

Призентация поможет познакомить коллег, родителей, с задачами познавательного и речевого развития детей 6-7 лет.Что формирование речи является одной из основных задач подготовки дошкольников к обучению в школе.

в подготовительной группе».

«Учить ребенка каким-нибудь, неизвестным ему словам, – он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте».

Читайте также:  Где сдать анализы для детей

Развитие речи детей перед школой в подготовительной группе детского сада преследует такие цели – развитие речевой среды, формирование активного и богатого словарного запаса, развитие связной речи детей, выработку у детей основ культурной речи, усовершенствование умения правильного произношения звуков. Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи

детей в свободном общении с педагогом и

сверстниками, а также специальные речевые

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности — игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и т.д. Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного

языка, учится оценивать продукт собственной

Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей — наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно.

Поэтому формирование правильной речи является

одной из основных задач дошкольного

Исходя из выше сказанного, можно выделить

следующие задачи познавательного и речевого развития:

  • Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему

миру, закреплять положительные эмоции, умение их

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности. 6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Чтобы речь наших детей развивалась в норме

соответственно возрасту мы:

1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: — Составлению творческих рассказов; — Составлению рассказов по картине, по

2. Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом, дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. 3.Работаем над ЗКР. Улучшению звукопроизношения хорошо способствуют скороговорки и чистоговорки. 4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?». 5. И еще учеными доказано, что через игру

ребенок усваивает знания быстрее.

А в заключение дадим Вам несколько советов:

что надо делать дома: 1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью; 2. Во — вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться

к специалистам (логопеду, психологу,

3. Чаще читайте с ребенком. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Следует быть чуткими к ребёнку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребёнок благополучно пройдёт, все стадии речевого развития и накопит достаточный багаж.

источник

В диагностике представлены задания и количественная оценка ответов ребенка, которые помогут определить уровень речевого развития детей, поступающих в школу.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика речевой готовности к школьному обучению детей подготовительной группы»

Диагностика речевой готовности

детей подготовительной группы

Целью диагностики речевой готовности к школе является определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.

Описание методики диагностики

Для определения речевой готовности к школе используется «Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет» под редакцией академика РАО М. М. Безруких.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием последующих событий

Оборудование: серия сюжетных картинок «Бабушка и котенок».

В данном задании оценивается умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, словарный запас ребенка, грамматический строй речи

1. Разложи картинки так, чтобы получилась история.

3 балла — ребенок способен составить развернутый рассказ по картинкам, предложения грамматически правильные, словарный запас богатый, задания выполняются самостоятельно;

2 балла — рассказ составлен с помощью наводящих вопросов и (или) имеются аграмматизмы (нарушения согласования слов по роду, числу, падежу, неточное употребление предлогов); затрудняется в ответах на вопросы;

1 балла — ребенок не может составить рассказ даже по наводящим вопросам, называет отдельные слова или действия героев на каждой картинке.

Выделение звука в начале, середине, конце слова. Определение количества звуков в слове

Педагог просит ребенка определить место звука в слове, определить количество звуков в слове. Все слова педагог произносит медленно и четко.

«Какой звук первый в слове «Удочка», «Лист», «Стол»?

«Какой звук последний в слове «Зонт», «Кенгуру», «Грибы»?

«Какой звук в середине в слове «Сок», «Оса»?

«Сколько звуков в слове «Мак», «Стул», «Лимоны»?

3 балла — нет нарушения звукопроизношения, ребенок хорошо дифференцирует все звуки;

2 балла — задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла — задание не выполняется даже с помощью.

Составление предложений по данным словам

Педагог читает ребенку слова и просит составить из них предложения. Добавлять, убирать или заменять слова нельзя. Ребенку предлагается составить три предложения.

Инструкция ребенку: «Я назову тебе слова, составь из них предложение».

1. ЯМКИ, И, Я, МОЯ, МАМА, КОПАЛИ.

2. БАБУШКА, ТАНЯ, ЛЕТОМ, У, В, ЖИЛА, ДЕРЕВНЯ.

3. Угол, из-за, девочка, выглядовала, дом.

3 балла — задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла — задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла — задание не выполняется даже с помощью.

Понимание пространственных отношений с помощью предлогов

Оборудование: детская игровая мебель: стол, стул, шкаф, холодильник, зеркало, кукла.

Педагог прячет девочку за зеркалом, под столом, слева от холодильника и т.д.

Инструкция ребенку: «Скажи, куда спряталась девочка?», «Скажи, откуда выглядывает девочка» и т.д.

Предлоги: в, на, под, за, над, перед, через, около, между, из-за, из-под.

3 балла — задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла — задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла — задание не выполняется даже с помощью.

Обследование состояния звукопроизношения

Правильность и четкость звукопроизношения оценивается в ходе всего обследования.

Дополнительное задание проводится логопедом. Используется только если у ребенка в ходе обследования обнаруживается нарушение звукопроизношения. Для углубленного анализа нарушения звукопроизношения ребенку предлагаются предметные картинки.

3 балла — звукопроизношение не нарушено;

2 балла — нарушено произношение 1-2-х звуков;

1 балла — нарушено произношение 3-х и более звуков.

Неумение грамматически правильно строить предложение;

Трудность звукобуквенного анализа;

Трудности при составлении рассказа.

Педагог предлагает запомнить серию слов: слон, дочь, мыло, шум, весна, стул, рука.

Педагог просит запомнить предложение: Под старой елью дети нашли большой белый гриб.

Педагог просит запомнить предметы: шапка, самолет, лампа, аист.

3 балла — задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла — задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла — задание не выполняется даже с помощью.

источник

У детей седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова, т.е. умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, делать ударение. Ознакомление с фонетической структурой слова серьезно влияет на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках становится показателем их лингвистического мышления.

Воспитание звуковой культуры речи в подготовительной группе совершенствуется произношение звуков, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких).

Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).

В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки.
Особое внимание надо уделять развитию творческих способностей детей, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослыми: «Где ты, Катенька, была?» («Я с друзьями в лес ушла».), «Наш зеленый крокодил. (шляпу новую купил».). Воспринимая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают у детей интонационную выразительность, но и готовят к восприятию поэтической речи.

Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям точно передавать творческий замысел в самостоятельных сочинениях.
Работа с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, ребенок, дом; острый нож, ум, язык, глаз, суп, слух) подводит детей к пониманию переносного значения слов.

Предлагать детям образовывать степень прилагательного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише); давать задания с помощью суффиксов изменять значение слов, придав ему другой смысловой оттенок (злой — злющий; толстый — толстенный; полный — полноватый).

Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть — надеть). При этом их внимание обращается на слова-антонимы (одеть — раздеть, надеть — снять). Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал — перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из дома; веселый — веселится; грустный — грустит).
В образовании новых существитель¬ных внимание детей обращается на то, как подбирается сло¬вообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа — школьник, огород — огородник) или на предмет (чай — чайник, скворец — скворечник).
Закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы — лисенок; у лошади — жеребенок, а у жирафа, носорога?) и название предметов посуды (сахар — сахарница, но соль — солонка).

Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весенний — веснушки; снег — снежный — подснежник) и конструировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы (зима) в нашем лесу?», «Дрова надо. (пила)».

Работа над синтаксисом включает формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллектив¬ного письма (построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), развивает самоконтроль, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.

Развитие связной речи тесно связано со всеми другими задачами: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания.

Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), как раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Развитие умения связно выстраивать высказывание обеспечивается обучением, вклю¬чающим формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.

Занятия по развитию связной речи (как и в предыдущих группах) включают пересказ литературных произведений, рассказывание об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, однако задачи усложняются.

Развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.

Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм (зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить).

Словарь.
Продолжаем обогащать, закреплять и активизировать словарь. Уточняем значение известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

Формируем умение выбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте.
Развиваем понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставления и сочетания (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники — крупные ).

Грамматический строй речи.
Продолжаем работу по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, но задания усложняются и даются в та¬ком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму («Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»).

Образовывать степень прилагательного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише);
Изменять значение слова, придав ему другой смысловой оттенок, с помощью суффиксов (злой — злющий; толстый — толстенный; полный — полноватый).

Закрепляем умение образовывать название детены¬шей животных в самых разных случаях (у лисы — лисенок; у лошади — жеребенок, а у жирафа, носорога?) и название предметов посуды (сахар — сахарница, но соль — солонка).
Учим подбирать однокоренные слова (весна — весенний — веснушки; снег — снежный — подснежник).

Читайте также:  Где хорошо берут анализы у детей

Развитие связной речи.
Формируем умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложени¬ями и частями высказывания.
Развиваем умения выстраивать сюжетную линию в расска¬зе, использовать разнообразные средства связи между смыс¬ловыми частями.
Учим составлять рассказ по опорным словам или предложениям.
Продолжаем развивать умение строить монолог (самостоятельный рассказ о событиях, явлениях…)
Совершенствуем умения составлять рассказы об игрушке, по картине, серии картин.
Продолжаем учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Практиковать составление коллективного письма.

Звуковая культура речи.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Отрабатывать дикцию: продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Подготовка к обучению грамоты.
Дать представление о предложении.
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить слова на слоги.
Учить составлять слова из слогов.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в слове.

источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Дюймовочка» Курского муниципального района Ставропольского края

«Итоги работы по речевому развитию детей в старшей, подготовительной группе.»

Сильченко Антонины Викторовны.

Итог работы по развитию речи детей подготовительной группы.

Воспитательно — образовательная работа в группе строилась на основе годового плана в соответствии с требованиями ФГОС.

Работая над развитием речи, я поставила перед собой цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:
создать в группе развивающую речевую среду; 
развивать произносительную и связную стороны речи; 
активизировать словарь детей; 
формировать грамматический строй речи; 
— развивать мелкую моторику руки.
Работу в группе я проводила по следующим направлениям:
анализ уровня речевого развития; 
создание предметно-развивающей среды в группе; 
использование различных методов и технологий; 
интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности; 
взаимодействие с родителями. 
Работа по развитию речи проводилась в системе, в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, стараемся своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи я старалась придерживатся определенных требований:
— речь, обращенная к детям, должна быть близкой и понятной;
— при речевом общении с детьми использывала средства выразительности языка
— речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.
Много внимания в своей работе старалась уделять звуковой культуре речи. Работая над уровнем развития речевого слуха, учила произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формировать правильное дыхание, работая над звукопроизношением и словопроизношением.
В течении всего года продолжала развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую речь. Для этого особое внимание уделяла диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Большую роль отводила таким средствам как мимика, жесты, движения. Много внимания уделялось артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика), знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения), глазомера, чувства ритма.
Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношения звука, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей..
Я считаю, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму.
В своей работе я использую различные формы: занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения), систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры.
Речевое развитие осуществляется во всех видах деятельности.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомимся с историей произведения, расширяем и усложняем круг чтения детей. Стараюсь как можно больше уделить внимания пересказу, составлению детьми собственных рассказов, чтению с продолжением. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения.
В своей работе стараюсь прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. Для этого в группе есть уголок чтения. Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг понравившееся произведение, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать или пытаются рассказать уже знакомую им сказку.
В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в книжном уголке, книги, которые дети приносят из дома. При выборе книг стараемся учитывать особенности возраста детей. Проводим с детьми конкурсы рисунков по произведениям известных детских писателей. Например детям предлагала нарисовать любимого героя из какой либо сказки.
Работая с родителями, рекомендую только свободную форму домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.
В течение года использовались такие формы взаимодействия с родителями как: групповые родительские собрания; анкетирование; консультации и беседы; совместное проведение досугов.

Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время инсценирования активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение.
В начале и в конце учебного года мы проводим обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.

Но в работе встречаются и некоторые трудности:
1. то, что группа у нас разновозрастная,
2. т.к. в группе из 26 детей 18 из них дети других национальностей, дети понимают, но затрудняются отвечать полными предложениями, общаются между собой на своем родном языке, что усложняет работу по развитию речи.

Поэтому планирую на летний период времени продолжать работу с родителями по развитию речи детей, продолжать пополнять развивающую среду в группе, проводить с участием детей как можно больше театрализованных представлений, разучивания скороговорок, потешек, стихов. А так же продолжать пополнять словарный запас.

источник

При диагностике речевого развития у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на следующие положения:

Коммуникативно-риторические умения в подготовительной группе связаны с умением анализировать и оценивать общение

А также с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.

При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки:

— умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что — о чем, как и др.;

— умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.;

— владение своим голосом, использование средств выразительности речи (умение пользоваться интонацией, выбрать оптимальный темп, громкость произношения, плавность речи);

— овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

— уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; — соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).

Для выявления уровня речевого развития у старших дошкольников применялась диагностика «Развитие речи по программе «Радуга».

Диагностика детей подготовительной группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям.

1. Для диагностики звуковой культуры речи выяснялось, имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

Были предложены следующие задания:

а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, — говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

б) Предлагалась игра. Даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово — носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Для обследования понимания речи и уровня активного словаря предлагалось следующее.

а) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

б) Детям предлагалось рассмотреть картинку. Задавался вопрос, что произошло с цыплятами. Предлагалось придумать название к рассказу.

Воспитатель обращается с просьбой повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят; описать её состояние. Она… . 3. Художественная литература.

а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение

б) Предлагают назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, можно подсказать название.

в) Ребенка просят вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Оценка выполнения заданий проводилась следующим образом:

9-10 баллов (высокий уровень) — отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно.

5-8 баллов (средний уровень) — на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно.

1-4 баллов (низкий уровень) — на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно.

Анализ полученных данных заносили в индивидуальную карту ребенка, где указывались данные о ребенке. Ниже приводится сводная таблица данных испытуемых по всем трем видам заданий (см. таблицу 2).

источник

(Cлайд № 2. Определение – речевая готовность)

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.

(Cлайд № 3. Критерии речевого развития ребенка семи лет)

Согласно разделу речевое развитие “Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

В дошкольных образовательных учреждениях третьего вида, где отсутствует специалист-логопед, главная роль в выявлении речевых нарушений и развитии речи детей отводится воспитателю. Выполнение образовательной программы — всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте и подготовки его к школьному обучению ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные методики для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребенка. (В приложении преведены примеры методических пособий речевой диагностики.) Наилучших результатов по развитию речи детей возможно достичь тогда, когда педагоги:

  • хорошо знают норму речевого развития (возрастные особенности) детей;
  • знают индивидуальные особенности формирования речи каждого ребенка группы;
  • умеют соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи ребенка.

(Cлайд № 4, 5, 6, 7, 8. Методика речевой диагностики)

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:

— Состояние словарного запаса.

— Сформированность грамматического строя речи.

— Правильность произношения звуков.

— Умение различать звуки речи на слух.

(В приложении представлена экспресс диагностика и картинный материал для обследования всех компонентов речи)

В соответствии с методическими рекомендациями обследования речевой готовности к школе проводится в два этапа: начало года сентябрь-октябрь и конец года март.

Обследование речи детей желательно проводить индивидуально или с небольшой подгруппой, воспитатель должен располагает достаточным для этого материалом, но так же можно проводить обследование и фронтально в режимных моментах, игровой деятельности, на занятиях в объеме обследования. Работа проводится в утренние или дневные часы, а так же после дневного сна.

Читайте также:  Где сдать анализы на аллергию детей

Соблюдение условия обследования Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.

  • Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
  • Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.
  • (Cлайд № 9. Методы диагностики речевого развития)

    При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

    Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

    Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

    Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.

    В процессе воспитательно-образовательной работы в повседневной жизни педагог в течении определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей в специальных таблицах, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги, а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом. Педагоги определяют сильные и слабые стороны в речевом развитии каждого ребенка и группы в целом. Выявляются общие, наиболее характерные для конкретной группы детей речевые проблемы, которые выносятся во фронтальные формы работы.

    В процессе анализа выделяются дети с ярко выраженными индивидуальными особенностями (отклонение или опережение) в речевом развитии.

    Детям с ярко выраженными отклонениями (несоответствие возрастной норме) требуется консультация логопеда. Детям с опережением в развитии в последующем необходима индивидуальная работа (в детском саду и особенно в семье).

    Таким образом, в результате обследования речи педагоги получают четкую и ясную картину реального речевого развития своих детей.

    (Подробнее советы по организации обследования детей можно найти в методическом пособии для воспитателей дошкольных образовательных учреждений “Развитие речи детей 4-5 (6-7) лет” Т.И. Гризлик Л.Е Тимощук)

    (Cлайд № 10. Модель коррекционно-диагностической работы с детьми раннего возраста)

    В дошкольных учреждениях 1 и 2 вида, где есть группы компенсирующей направленности, есть логопункт, одной из важных задач является ранняя диагностика речевых нарушений. С неправильным произношением звуков у детей педагоги встречаются очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако в данный период чаще всего речь идет о физиологических нарушениях звукопроизношения, обусловленных недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по диагностике и укреплению здоровья детей. Однако даже в возрасте 2-3 лет отмечаются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью нарушения нескольких групп звуков, их нечеткостью, смазанностью произнесения, множественными заменами. Важным диагностическим признаком задержки речевого развития является отсутствие самостоятельной фразы у ребёнка или её представленностью отдельными короткими словами, звукосочетаниями. Данные случаи речевой патологии требуют специального логопедического и медикаментозного воздействия, не дожидаясь достижения ребёнком 4,5 – 5 лет.

    Воспитателю необходимо быть компетентным в вопросах развития детей раннего возраста и не пропустить момент выявления нарушений у ребенка. (Приемы обследования речи детей раннего возраста приведены в пособии О.Е. Громовой “Методика формирования начального детского лексикона”)

    Главными помощниками в диагностике развития речи детей раннего возраста являются родители. Вниманию родителей могут предлагаются анкеты на выявление раннего речевого развития (гуление, лепет, появление первых слов и т.д.), различные опросники.

    В результате изучения речи детей педагоги получают данные, требующие серьезного анализа. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском саду и в семье. Именно эта информация должна стать содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей, специалистов и медиков.

    (Cлайд № 11. Анализ собранных материалов… )

    Анализ собранных материалов дает возможность педагогам увидеть перспективы развития речи детей конкретной возрастной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на учебный год и получить положительную динамику в конце года.

    (Cлайд № 12. Спасибо за внимание )

  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 1998.
  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М., 1998.
  • Бородич А.М., Методика развития речи детей. — М., 1981.
  • Бельтюков В.И., О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми./Дефектология. 1983 №2/.
  • Бельтюков В.И., Пути исследования механизма речи. /Дефектология 1984 №3./
  • Бельтюков В.И., Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строением языка. /Дефектология 1986 №1./
  • Выготский Л.С., Мышление и речь. Собрание сочинений, М., 1982.
  • Выготский Л.С., Психология развития ребенка. – М., 2006, Эксмо.
  • Гвоздев А.Н., Усвоение ребенком родного языка. /В сб.: Детская речь. Под ред. Н.А.Рыбникова. М., 1927/
  • Гербова В.В. Учусь говорить./Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе “ Радуга”/ — М., 2002.
  • Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет; Методическое пособие.
  • Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • гризлик Т.И. Тимощук Развитие речи детей 6-7 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2004.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения./Сборник методических рекомендаций/- С.- Петербург. – 2001.
  • Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, М. Просвещение, 1991.
  • Запорожец А.В. Психология. М., 1959.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика, М., 2001.
  • Кольцова М.М, Рузина М.С., Ребенок учится говорить.- С.-Петербург.,1998.
  • Лоза Г.Ф., Альбом для развития речи детей раннего возраста, Киев, 1981.
  • Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М., 1978.
  • Максаков А.И., Тумакова Г.И. Учите, играя. – М., 1983
  • Маркова А.К., Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей… / Системные нарушения речи под редакцией Волковой Л.С. книга III /
  • Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М.А. Васильева/- 1985.
  • Программа “Из детства в отрочество”./ Под редакцией Дороновой Т.Н./ — М., 2002
  • Программа “ Детство”./ Под редакцией Бабаевой Т.И./ — С.-Петербург, 1999.
  • Психологический словарь. Под редакцией В.П.Зинченко, М. Педагогика, 1998
  • Радуга. Программа и методическое руководство. / Под редакцией Дороновой Т.Н./ — М., 1997. п.гр.,ст.гр, 1994 — ср.гр., 199 — мл.гр.
  • Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 1999.
  • Словарь логопеда., Под редакцией В.И.Селиверстова М., Владос, 1997.
  • Стребелева Е.А. Методтческие рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей, Москва 1994.
  • Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
  • Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи /Логопедическая тетрадь/, С-Петербург. 1999.
  • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
  • Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника /Иллюстрации и методическое пособие/ Екатеринбург, 1997.
  • Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1989.
  • Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
  • источник

    Определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.

    Целью данного этапа является определение критериев и выявление уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы.

    Исходя из цели, были определены следующие задачи:

    Подбор диагностического инструментария;

    Непосредственное проведение ряда диагностических мероприятий;

    Выявление уровня развития связной речи детей подготовительной к школе группы.

    В ходе анализа научно-методической литературы, нами была выявлена диагностическая методика на определение уровней развития связанной речи детей старшего дошкольного возраста, рекомендованные О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.[24]

    Данная методика включает в себя:

    Задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связанности (понимание темы, структуры) Задания на придумывание рассказа;

    Задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок. Исходя из этого, констатирующий эксперимент был разбит на 2 этапа.

    На I этапе, мы определяли умение детей анализировать предложенный литературный текст с позиции связанности. Данная диагностика проводилась в виде заданий и состояла из 3-х частей:

    1 часть – задание на выявление понимания темы и выделения основных структурных частей и определения названия текста.

    2 часть – задания на выявления умения детьми пересказать текст, при этом сохранять структуру, полноту содержания и использовать связи данные в тексте.

    3 часть – задание на выявление понимания нарушения целостности текста и умения додумывать упущенные части.

    Первые две части первого этапа диагностики проводились с каждым ребенком в отдельности, как на занятиях, так и в свободное время. Последний этап диагностики проводился со всеми детьми сразу в форме дидактической игры «Определи и дополни».

    Исходя из анализа полученных результатов, была составлена сводная таблица. Благодаря математической обработке полученных данных, мы получили следующее:

    45% детей не сразу понимают тему литературного текста в четком ее выражении, а скорее начинают пересказ всего текста;

    35% детей отвечают не по существу темы, а данные ответы следует отнести к низкому уровню;

    И лишь 20% детей четко выражают тему литературного текста, что свидетельствует о высоком уровне.

    Далее, исходя из сводной таблицы, мы определили, что:

    35 % детей при пересказе сохраняют структуру литературного текста, но в полном объеме используют связи лишь 20%;

    15% детей диагностируемой группы не могли справиться с заданием, даже с помощью наводящих вопросов педагога;

    Остальные 50% детей задания выполнили, но лишь благодаря дополнительным вопросам.

    Исходя из результатов диагностики, на умения определять структурные компоненты литературного текста, мы получили следующие результаты:

    Четко видят отсутствие концовки лишь 60% детей, 70% четко видят отсутствие середины текста, и лишь 15% видят отсутствие начала.

    Исходя из этого, была составлена следующая гистограмма:

    II этап констатирующего эксперимента был направлен на выявление умения детьми составлять рассказ, сочинять сказку.

    В ходе проведения данной диагностики детям предлагалось придумать сказку или составить рассказ и дать им название. Данное задание выполнялось с каждым ребенком индивидуально и оценивалось по следующим критериям:

    Соответствие названия содержанию;

    Логичность, законченность построения;

    Грамматическая правильность речи;

    Использование выразительных средств языка.

    Лишь 15% детей диагностируемой группы умеют полно раскрывать тему придуманного рассказа, при этом составляют достаточное количество предложений (9-12), используют различные средства связи: местоимения, лексический повтор, многообразие глаголов.

    Особое место в их сочинениях занимают такие средства выразительности речи как: эпитеты, сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Данная категория детей проявляла в своих сочинениях эмоциональность и умение управлять интонациями голоса.

    Большей же части детей, а именно 60% справились с заданиями , но имели погрешности в таких компонентах, как объем рассказа (не более 5-7 предложений), ошибки в раскрытии темы( по ходу рассказывания уходили от выдвинутой темы сочинения), не достаточное использование речевых связей (употребляли лишь местоимения и глаголы), количество пауз было превышено (от 3-7), рассказывание лишено интонаций и повышено количество повторов.

    Таким образом, для наглядной оценки, была составлена следующая гистограмма:

    2 часть данного диагностирования состояла из выявления умения детьми составлять рассказ по пейзажной картине. Исходя из полученных данных диагностики, мы выявили, что в ходе составления рассказа по пейзажной картине лишь 2 человека (10%) справились с заданием полностью: применяли эпитеты, сохраняли в своей речи средства связи структурных компонентов, плавность и выразительность.

    5 ребят, а это 25% диагностируемых детей не справились с заданием полностью. Большие затруднения возникли в определении и раскрытии темы, а следовательно и во всех последующих компонентах связной речи.

    65 % детей справились на половину, с помощью дополнительных наводящих вопросов педагога. Хотя и были применены средства связи и сохранена структура рассказа, но отмечались ошибки в плавности речи: большое количество речевых пауз и повторений. В составлении рассказов детей данной категории отсутствовали динамичность речи, эмоциональность и другие средства выразительности, как эпитеты и сравнения.

    Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента мы выявили, что большая часть детей находится на среднем уровне развития связной речи. Высокий уровень, в среднем лишь у 15 % детей данной группы.

    Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что работа над повышением уровня связной речи детей диагностируемой группы не является достаточно плодотворной, из чего следует, что данное направление нуждается в поиске более оптимальных средств повышения ее эффективности.

    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

    Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    источник