Меню Рубрики

Анализ произведений горького для детей

Максим Горький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в (1868—1936) — одна из центральных фигур русской литературы XX столетия. Изучение его творческого пути помогает лучше понять основные черты художественного и духовного развития нашей жизни. А.М. Горький — наследник и продолжатель лучших традиций русской классической литературы. Влияние Горького на детскую литературу связано не только с теоретическим новаторством его статей, но и с художественным новаторством произведений, в которых раскрывался мир детства. Прогрессивный писатель, Горький вдохнул новое, революционное содержание в изображение детства. Он убежден, что «свинцовые мерзости жизни» не убили в детях доброты и честности; любви к людям и интереса к жизни; протеста против тупости и скаредности богачей.

«Сказки об Италии», написанные для взрослых, почти сразу в период революционного подъема начала XX в. стали издаваться для детей. «Сказки об Италии» воспевали радость труда, равенство людей, утверждали идею единства трудящихся.

Одна из лучших сказок цикла — сказка о Пепе. Мальчик любил природу: «Его все занимает—цветы, густыми ручьями текущие по доброй земле, ящерицы среди лиловатых камней, птицы в чеканной листве олив». Образ Пепе дан в перспективе будущего — из таких, как он, вырастают поэты и вожди. И в то же время в нем воплощены характерные черты простых людей Италии с их добротой, открытостью, любовью к земле.

Свои творческие принципы, касающиеся литературы для детей дошкольного возраста, Горький воплотил в сказках, специально предназначенных малышам. Писатель заложил основы новой детской сказки. Всего им создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919). В них определились жанровые признаки и были намечены основные пути развития сказок нового типа. В сказках Горького отражаются подлинная жизнь, реалистические детали быта, современные проблемы и идеи.

Сказки «Воробьишко», «Случай с Евсейкой» и «Самовар» написаны Горьким для детей из детского сада «Школа шалунов» в Баку.

Сказка «Воробьишко» сначала появилась в сборнике сказок «Голубая книжка» в 1912 г. В 1917 г. она вышла отдельной книгой в издательстве «Парус». В занимательной форме описывая приключения маленького Пудика, автор поднимает серьезный вопрос о преемственности старшего и младшего поколений. Ориентируясь на особенности восприятия маленьких детей, Горький показывает, как желторотый любопытный воробьишка Пудик знакомится с жизнью. Писатель учит ребенка внимательно присматриваться к окружающему, искать настоящие причины тех или иных событий. Сказка Горького близка к народному сказочному эпосу о животных. Писатель использует в ней распространенный в народных сказках прием очеловечения птиц и животных, при этом он сохраняет их реальные черты: воробьи летают, живут в листве, боятся кошки. Так, у Горького, как и в эпосе о животных, реальное соединяется с фантастическим.

Точен и поэтичен язык сказки. Звукоподражания комически воспроизводят чириканье воробьев и в то же время служат средством обрисовки характера задорного фантазера-воробьишки:

«— Чадо, чадо,— беспокоилась мать,— смотри,— чебурахнешься!

В сказке нет прямой морали, все движения сюжета, развитие образов помогают ребенку понять заблуждения Пудика, оценить храбрость и самоотверженность матери-воробьихи. Конкретно, зримо показана растерянность воробьишки, чуть не попавшего в лапы к кошке. Пудик приобретает мудрость, опыт, оказавшись активным участником жизни.

«Всему сразу не научишься» — это признание Пудика доказывает, что он понял основное: следует доверять опыту взрослых, не судить необдуманно, не считать себя всезнайкой.

Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в газете «День». В 1919 г. она появилась с некоторыми изменениями в журнале «Северное сияние». В ней заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме. Горький видит природу глазами мальчика Евсейки. Это дает писателю возможность ввести в сказку понятные детям сравнения: актинии похожи на вишни, рассыпанные на камнях; Евсейка увидел голотурию, «похожую на плохо нарисованного поросенка», лангуст ворочает «глазами на ниточках», сепия похожа на «мокрый носовой платок». Когда Евсейка хотел посвистеть, оказалось, что этого сделать нельзя: «вода лезет в рот, точно пробка».

Образ «маленького мальчика» и «хорошего человека Евсейки» раскрывается многогранно. Писатель показывает и поведение Евсейки, и его мысли. Евсейка находчив и решителен. Оказавшись в необычной и опасной ситуации среди хищных обитателей подводного царства, он ищет возможность скорее вернуться на землю. Горький обращает внимание читателя на обдуманность каждого поступка Евсейки.

Он подумал, что рак «серьезный»; «сообразил, что надо переменить разговор»; в ответ на каверзный вопрос, ест ли его отец рыбу, сказал: «Нет, он не ест рыбы, костлявая очень. »

Взят один эпизод из жизни Евсейки, но такой, в котором раскрылись его лучшие качества.

Композиционно Горький использует давно известный в детской литературе прием: необычное приключение с Евсейкой происходит во сне. Но грань между сном и реальностью нигде не проводится прямолинейно. Это обновляет и освежает старый сказочный прием.

«Случай с Евсейкой» — прекрасный образец литературной сказки особого типа — научно-познавательной.

Сказка «Самовар» впервые была напечатана в 1918 г. в сборнике «Елка». Веселый сказочный сюжет «Самовара» основан на действительном событии из жизни писателя, которое он упоминает в повести «В людях». Первоначально Горький назвал сказку несколько иначе: «О самоваре, который зазнался». Но, готовя ее к изданию, он изменил заголовок, сказав: «Не хочу, чтобы вместо сказки была проповедь». «Самовар» — сатирическая сказка. Сатирические черты проступают в «очеловеченных» предметах: сливочнике, сахарнице, чайнике, тушилке. Ориентируясь на детское восприятие, писатель показывает, как чувствует себя сахарница, в которую залезла муха, о чем звенят чашки, что хвастливо распевает самовар:

«Замечаете ли, чайник, что луна

Чрезвычайно в самовар влюблена?»

В сказке чередуется прозаический текст и стихотворный. Стихотворные строки запоминаются легко. Они помогают создать зримые картины того, о чем повествуется, и усиливают сатирическое значение сказки: «Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться, он считал себя красавцем, ему давно уже хотелось, чтобы луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него».

Большое место в сказке занимают авторское повествование и сатирический комментарий автора.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) родился в Висимо-Шайтанском рабочем поселке, в семье заводского священника. С детских лет он наблюдал жизнь и быт заводских и приисковых рабочих, слушал их песни, предания, легенды. Он видел бесправие и нищету горнозаводского люда, его стихийное возмущение, — «глухую борьбу», «не умирающий дух протеста». Все это оставило неизгладимый след в духовном развитии писателя.

Мамин -Сибиряк написал около 140 произведений для детей. Они печатались в прогрессивных журналах: «Детское чтение», «Восходы» «Юная Россия», издавались отдельными книгами.

Многие детские книги навеяны любовью к его дочери Алёнушке. Однако решающую роль в пробуждении к детской литературе имели наблюдения писателя над трагической судьбой детей в самодержавной крепостнической России, влияние на него прогрессивных идей того времени, раздумья о судьбе подрастающего поколения. Поэтому Мамин-Сибиряк считал детскую литературу важнее всего остального, потому, что дети — будущее человечества, в них и будущие возможности.

Мамин — Сибиряком написаны для детей публицистические и художественные очерки («Славен город Великий Новгород», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»), социально бытовые рассказы и повести («Вертел», «Под землей», «Под домной», «Кормилец»), рассказы о животных («Медведко», пейзажные этюды («Зеленые горы»), сатиристические, этюдные и волшебные сказки («Сказка про царя Гороха», «Постойко», «Лесная сказка»)

Произведения писателя для детей противостояли детским книгам реакционных писателей того времени, которые скрывали от детей социальные противоречия современного общества, внушали ему наивную веру в промысел божий и в филантропию.

Писатель часто умышленно строил свои рассказы на мотиве неожиданной встречи изнуренного непосильным трудом и голодом ребенка с господами, показывая, что эта встреча не только не облегчает, но даже усугубляет страдания маленького робота.

Рассказы Мамин-Сибиряка о маленьких мастеровых носят антинароднический характер. Писатель развенчивает иллюзию либеральных народников о спасительной силе деревенской жизни.

Но он не скрывает и ужасного положения детей в условиях города. в ««Каменном колодце» перед читателем проходит галерея забитых, озлобленных, отупевших от непосильного труда ребят. Поразительно убог их кругозор. Они не видели и не знают ни чего, кроме своего двора, улицы, не могут даже представить себе, как растет хлеб, однако и жизнь крестьянских детей не лучше.

Писатель всегда изображает героя-ребенка в потоке народной жизни, в обстановке производственного, семейного и общественного быта рабочих.

Рабочий коллектив обрисован автором так же реально, как и маленький герой, которого мы видим то в окружении рудокопов, то ремесленников. В центре повествования всегда стоит ребенок, но читатель надолго запомнит и многие образы взрослых: доменного мастера, старателя Рукобитова и др.

Мамин-Сибиряк был и большим мастером литературной сказки. Его научные сказки (сборник «Светлячки», «Лесная сказка», «Зеленая война» и др.) по существу открывают ту замечательную традицию русской природоведческой сказки, которая получила такое широкое распространение в творчестве писателя ХХ века Пришвина, Бианки, Чарушина.

Лучший сборник произведений для детей — «Аленушкины сказки».

Писатель показал себя здесь не только прекрасным знатоком детской психологии, но и умным воспитателем и в аллегорических сказках писатель сохраняет в образе животных, птиц и насекомых их естественные природные качества.

Ёж в сказке «Умнее всех» не только олицетворяет народные добродетели. Из спора обитателей птичьего двора ребенок получает и полное представление об их образе жизни, повадках.

Сказки Мамин-Сибиряка — классический образец веселой детской книжки, богатой образным сюжетом. С изумительным понимание естественных побуждений, вызывающих у ребенка игровые эмоции, рисует он ход игры, ее неповторимое импульсивное движение.

Лучшие произведения Мамин-Сибиряка известны далеко за рубежом. Глубоко, правдиво и всесторонне изображая жизнь, пропагандируя нравственные принципы, детские книги писателя и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения.

Короленко Владимир Галактионович — прозаик, публицист. Родился в семье уездной судьи, происходившего из старинного рода украинских казаков.

Короленко начал учиться в польском пансионе , затем в Жиомирской гимназии, а заканчивал ровенскую реальную гимназию.

В 1871 году окончил гимназию с серебряной медалью и поступил в петербургский технологический институт в надежде через год перейти в университет, но нужда, хроническое голодание, за первый год студенческой жизни пришлось пообедать только пять раз вынудили Короленко оставить учение.

С января 1873 года он добывает средства к существованию, занимаясь раскрашиванием атласов, чертежей и корректорской работой. В 1874г по свету земляков-ровенцов Короленко переезжает в Москву и поступает в петровскую земледельческую и лесную академию. Увлечен лекциями КА Темирязова.

В 1876 году за подачу написанного им коллективного протеста студентов против действий администрации в связи с арестом одного из студентов Короленко исключают из академии на один год.

В восстановлении академии через од, было отказано, и в августе 1877 года Короленко в третий раз становится студентом, на этот раз Петербургского горного института. Однако проучиться пришлось лишь восемь месяцев; от учебы отвлекали материальная необеспеченность, необходимость зарабатывать для семьи. В эти годы он писал впоследствии, «померкла даже моя давняя мечта стать писателем».

В мате 1879 г. по доносу разоблаченного им агента Ш отделения Короленко арестован. Последующие 6 лет, проведенных в тюрьмах, на этапах в ссылках, стали его «хождением в народ».

В августе 1881 г. за отказ подписать особую присягу на верность подданства царю Александру Ш (которое требовало правительство от части политических ссыльных после убийства Александра П), Короленко сослали в Восточную Сибирь. Три года он прожил в свободе Амге, в 275 верстах от Якутии.

С 1885 года ему было разрешено возвращение из ссылки. Следующие 11 лет, проведенные Короленко в провинции, — годы расцвета его творчества, активной общественной деятельности, семейного счастья.

«Человек создан для счастья, как птица для полёта»-этот афоризм был лозунгом творческой и общественной деятельности Короленко. Всю свою жизнь посвятил он борьбе за счастье человека. Кристальная честность, неподкупная искренность и правдивость во всём: в мыслях, делах, в отношении к людям — были его жизненными компасом.

С особым вниманием писатель относился к обездоленным, угнетёнными людям и стремился внушить им убеждённость в торжестве справедливости и свободы.

С большой чуткостью Короленко относился к детям. Из далёкой ссылки он просил друзей и родных прислать книги для того, чтобы читать их детям, — сказки Пушкина, стихи Лермонтова, «Конёк Горбунок» Ершова и другие.

В своих произведениях Короленко часто изображал детей. Особенной известностью пользовалась его повесть «В дурном обществе», напечатанная в журнале «русская мысль» в 1885 год а затем в переработанном виде под названием «Дети подземелья» — в журнале «Родник» (1886 г.) В этой повести он рассказал об участи детей — нищих, голодающих, больных, живущих в подземелье на городском кладбище. Знакомство и дружба с этими детьми — первый серьёзный урок мальчика Васи, сына местного судьи. Он начинает понимать, что бездушные законы так называемого «порядочного общества противоречат номам человечности и любви».

Глубоким знанием психологии ребёнка проникнута повесть Короленко «Слепой музыкант», которая в сокращении издавалась и для детей. Слепой от рождения мальчик Пётр Попельский ценой упорного труда побеждает свой физический недуг и, казалось бы, добивается в жизни счастья: становится знаменитым музыкантом и женится нам любимой девушке-подруге детства.

Однако это лишь иллюзия счастья. Подлинное счастье слепой музыкант находит тогда, когда он по настоящему приобщается к страданиям, думам, , чаяниям народным, когда начинает чувствовать себя нужным и полезным людям.

В детское чтение вошли так же главы о детских годах Короленко их «Истории моего современника», рассказы «Чудная «, «Сое Макра», «Огоньки» и многие другие, произведения. Писателя

Короленко утверждает свое понимание счастья. Показательна в этом отношении повесть «Слепой музыкант». Он наделил своего героя, Петра Попельского, тем, что хорошо знал по собственному внутреннему опыту. Это — врожденное стремление к свету, к полноте жизни, преодолении преград на пути к свету, путь героя, как и путь автора, лежал чрез познание народа, погружение в его жизнь; и главное счастье утверждается в повести как ощущение полноты жизни посредством служения другим, «напоминания счастливым о несчастливых»

Отношение Короленко к романтизму раскрывается в рассказе «Мороз» (1901). Здесь его персонаж поляк Игнатович, воспитанный на поэзии романтизма, романтик по натуре, по взгляду на жизнь и на людей, впадающий то в восторг, и обожествление человека, то в презрение к роду человеческому, к «подлой» человеческой природе. О гибели таких людей, как Игнатович, можно только скорбеть.

Он -реалист, которого неизменно привлекают проявления романтики в жизни, размышляющий о судьбах романтического, суровой, отнюдь не романтической действительности. У Короленко немало героев (начиная с «Чудной»), чей духовный накал, само сжигающая безответственность приподнимает их над тупой, сонной действительностью, служат напоминанием о «высшей красоте человеческого духа». Но не менее важно для Короленко заметить под толстой, грубой корой обыденности живое движение, порой один миг пробуждения (как у перевозчика Тюлина). «У каждого из нас есть свой выдающийся период в жизни», замечал писатель в «Марусиной заимке», рассказывая о вечном пахаре Тимохе. Свой героический час, даже мгновение есть у охотника Степана, и у Тыбурция, и у «соколинца», даже в жандармерме из «Чудной», в старосте из «Мороза» не все погибло.

Писателю дороги эти незаметные и мгновенные огоньки, в них опора его гуманизма, основа его исторического оптимизма.

«… открыть значение личности на почве значения массы» — так формулировал задачу литературы Короленко еще в 1887г. Это требование, осуществленное в творчестве самого Короленко, тесно связывает его с литературой последующей эпохи, отразившей пробуждение и деятельность масс.

24. Поэты конца 19-начала 20 в. НЕ ПОЛНОСТЬЮ!

Поэзия конца 19- начала 20 века богата течениями, школами. Это период модернизма (от фран. Модерн- современный). Среди наиб. заметных течений серебр. века выдел. акмеизм, футуризм, ПОЭЗИЯ СИМВОЛИЗМА. Для нее хар-но повышенное вн. к музыке слова, обращение к мистич. ф-фии, к звучащей музык. форме. Многие из поэтов символистов создавали произведения для детей. Возвращение к теме детства заставляет их возвращаться из потустороннего мира на Землю.

Бальмонт красоту видел целью жизни. Он был челом впечатлительным, ранимым, артистичным. Стремился запечатлеть кжд. миг жизни, жить им. Бальмонт продолжил в нашей поэзии линию Фета. Музыка речи увлекала Бальмонта. Его называли Пагонини рус. стиха. Магия звуков была его стихией. Смысловая функция часто была нарушена. В основе его стихов лежит сладкоголосие. (150 его стихов были положены на музыку такими композиторами как Рохманиновым, Мясниковым). В своей поэзии для детей Бальмонт редко прибегал к громоздкому ряду эпитетов, упрощений. Создавая стихи он был куда более строже в выборе средств. Для своей 4х летней дочери написал цикл детских сказок «Светлый мир» (полон гномов, фей, чудовищ и русалок). Фейные сказки — это радостные утренние песни, наполненные скандинав. и южно-славянским фольклором. Легкомысленность сюжетов, отсутствие серьезных проблем отраженно в названиях (наряды феи, прогулка феи). Зло не существует в этом сказочном мире. От грозы фея улетает на спине стрекозы, волк служит феям и питается травой. В сказочном мире Бальмонта царит та же идиллия, что и в раннем детстве. Бальмонт утверждал естественное право детей на радости, красоту и бессмертие. В его стихах слово и музыка рождают поэтический образ. В сборниках стихов для взрослых «только любовь » в чтение детей вошло стихотворение «золотая рыбка», которое олицетворяет чудо музыки на сказочном празднике. Стихи Бальмонта могут предлагаться детям в раннем возрасте- они музыкальны.

А.Блок (1880-21) Он написал немало рецензий на постановку детских сказок на сцене. В его записной книжке были рассыпаны мысли о воспитании, детских книгах. Он был постоянным автором журналов : «Тропинка», «Огоньки». Создал 2 книги для детей «Круглый год- стихотворения для детей, «Сказки. Стихи для детей». Для не го хар-на высокая поэтичная культура. Большую популярность имело стих Блока «вербочки», предназначенного для сенадального букваря. Сюжет связан с традицией приходить в вербную субботу. Это прозрачные стихи передают гармонию и спокойствие, царящие в душах взрослых и детей на кануне праздника. Блок мог передать удивительные образы и атмосферу праздника. В дет. чтение вошли стихи «Зайчик», «на лугу», «учитель», колыбельные песни. В них видны хар-ные для него приемы- столкновение черного и белого, теплого и холодного, старости и детства.

Акмеизм. Худ. открытие акмеистов стало осмысление тончайших полутонов настроения человека, выражающиеся через реальные предметы бытия.

Мандельштам. «Книжный шкаф с раннего детства – спутник человека на всю жизнь». 4 книги из 10 явл. дет. В 1925г — примус и2 трамвая, 26- Шары, Кухня. Мандельштам сочинял стихи как шуточные, радовался кжд. находке.

Футуризм. Отрицали наследие предшествующих литературных эпох. Слог, звук могли выступать в невиданных раннее комбинациях, стремились создать сой язык. В. Маяковск- Знаменито его стихотворение «Исчерп-я картина весны» Листочки. После строчек лис — точки.

Читайте также:  Последний абзац отцы и дети анализ

Это словесная живопись. Автор членит слова на слоги, ломает строку, отказывается от знаков препинания, забавляется игрой звуков нисколько не задумываясь над смыслом, грамматикой- это формалистический эксперимент над словом и стихом, лишён эстетической задачи.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. (умер в 1925г.) в селе Константинове Рязанской области. Отец его — крестьянин Александр Никитич Есенин, мать — Татьяна Федоровна. Детство поэта прошло у родителей матери.

Писать стихи Есенин начал рано, лет девяти, но осознанное творчество он сам относит к 16—17 годам, периоду учения в церковно-учительской школе. В эти годы Есенин много читал Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Особенно сильное, на всю жизнь сохранившееся чувство осталось к Пушкину.

Осенью 1912 г. Сергей Есенин приезжает в Москву и с весны 1913 работает в типографии Товарищества И.Д. Сытина сначала помощником корректора, а потом корректором. Зимой 1914 г. он бросает работу и целиком посвящает себя поэзии. В журналах «Парус», «Заря», «Мирок» и в газете «Новь» появляются первые стихотворения Есенина: «Выткался на озере алый свет зари», «Сыплет черемуха снегом», «Калики», «Молитва матери».

В его ранних стихотворениях отразились поиски жизненной позиции и собственной творческой манеры. Порою он подражает песням, распространенным в мещанской и крестьянской среде с характерными для них мотивами любви, то счастливой, то неразделенной («Хороша была Танюша», «Под венком лесной ромашки», «Темна ноченька, не спится»).

Часто и плодотворно обращается Есенин к историческому прошлому своей Родины. В таких произведениях, как «Песнь о Евпатии Коловрате», «Ус», «Русь».

Основным мотивом раннего Есенина стала поэзия русской природы, отразившая его любовь к Родине. Именно в этот период написаны многие стихотворения, которые до сих пор известны детям и любимы ими. Примечательно, что первым напечатанным стихотворением Есенина была «Береза», появившаяся в детском журавле «Мирок» в 1914 г. С тех пор внимание поэта к стихотворениям для детей было постоянным. Детские стихи он печатал в журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное слово», «Парус».

В ранней поэзии Есенина для детей, может быть, ярче, чем во «взрослых» стихах того же периода, отразилась его любовь к родному краю («Топи да болота», «С добрым утром»), к русской природе («Береза», «Черемуха»), к деревенскому быту («Бабушкины сказки»).

В своих ранних стихах поэт шел от традиций народной песенной лирики. Его образы достоверны благодаря теплоте и живости чувства. Лирический герой видит картину мира не внешним, а внутренним зрением, пропуская видимое через сердце. Отсюда — особая лексика, «очеловечивающая» природу:

источник

Одним из самых ярких детских произведений Горького по праву можно определить сказку «Воробьишко». Воробьишко Пудик летать еще не умел, но уже с любопытством выглядывал из гнезда: «Хотелось поскорее узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него». Пудик очень любознателен, все-то ему хочется понять: отчего деревья качаются (пусть перестанут — тогда и ветра не будет); почему это люди бескрылые — им что, кошка крылья оборвала. Из-за непомерного любопытства Пудик и попадает в беду — вываливается из гнезда; а уж кошка «рыжая, зеленые глаза» тут как тут. Происходит сражение между мамой-воробьихой и рыжей разбойницей. Пудик от страха даже первый раз в жизни взлетел. Все кончилось благополучно, «если забыть о том, что мама осталась без хвоста».

В образе Пудика ясно проглядывает характер ребенка — непосредственного, непослушного, шаловливого. Мягкий юмор, неброские краски создают теплый и добрый мир этой сказки. Язык ясный, простой, понятный малышу. Речь персонажей-птичек основана на звукоподражании:

«- Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:

Рассказ про воробьишку издавался не раз. Маленький Пудик не хотел слушаться родителей и чуть не пропал. Что же выходит: слушайтесь маму и папу, и всё будет в порядке? Так, да не совсем. Горький вовсе не бранит Пудика, а симпатизирует ему. Благодаря своей дерзости птенец научился летать. И на осуждающее мамино «что, что?» (видишь, мол, что бывает, если не слушаться?) птенец отвечает убедительно и мудро: «Всему сразу не научишься!»

В сказке «Воробьишко» есть еще один момент воспитания. Это воспитание доброты к миру, всему его разнообразию. Пудик думает, что он, его папа и мама самые совершенные существа на этой земле. Действительно: они живут высоко, под крышей и смотрят на мир свысока.

Внизу ходят взад и вперед люди, которые гораздо больше Пудика размерами и, конечно сильнее его физически. Но людей «едят мошки», маленькие существа, которые гораздо меньше самого Пудика, доставляют неприятности большому человеку. Что может быть хуже, когда тебя буквально едят? А маленький Пудик сам ест этих самых мошек. Так что же получается: Пудик сильнее мошек, а значит он и сильнее человека?

«Идёт мимо бани мужик, — читаем мы в сказке, — махает руками.

Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!

Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.

У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…

Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Пудик буквально вырос в своих глазах, загордился и пропищал: «А я маленький совсем, зато сам мошек ем». Но тут он вываливается из гнезда и оказывается перед пастью большой рыжей кошки, которая его, знаменитого и лучшего в мире Пудика, готовится съесть. Пудик испытывает холодящий душу страх от того, что может стать пищей для страшной кошки. Оказывается кошка сильнее всех?

И тут на помощь приходит воробьиха-мама. Она бесстрашно бросается на кошку, уводит её от Пудика. Неужели мама сильнее всех? А сильнее-то не мама, а мамина любовь. И это понимают читающие сказку дети. Они ведь сразу поняли, как заблуждается маленький глупенький птенчик, считая себя сильнее человека. Но они поняли, что мама, любая мама — человека, птички, котенка — не даст в обиду своего ребенка. Она не пожалеет не только своего хвоста, но и самой жизни. Значит, маму надо любить и быть благодарным ей за её самоотверженность и ежедневную заботу.

И еще, надо уважать жизнь, животных и птиц. Ведь у всех есть мамы, все радуются тому, что они живут, у всех есть свои мечты и желания. А от того, что мир населён разными существами, он и красив, и звонок и интересен. Вот так, без назидания и в доступной форме Горький преподает маленькому читателю большой урок жизни.

Сказка «Воробьишко» написана в стиле устного народного творчества. Рассказ звучит неторопливо, иносказательно. Как и в народной культуре, воробьи наделены чувствами, мыслями, человеческими переживаниями. Как и в народной сказке здесь присутствует героическое, комическое. Как и в народной сказке, в произведении Горького заложен большой воспитательный фактор.

Таким образом, сказка «Воробьишко» — одно из ярких произведений для детей, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

источник

История создания сказок А.М. Горького для детей младшего возраста. Характеристика особенностей сюжета, пространственно-временной организации и сатирических свойств произведений. Анализ языковых особенностей сказок автора и их места в народной традиции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

А. М. Горький рождения: (16 (28) марта 1868 г. — 18 июня 1936г.) известен нам как писатель, литературный критик и публицист, вошедший в литературу на рубеже двух веков. Творческий путь Горького охватывает исторический период, ставший переломным для русского общества, отмеченный изменениями в нравственных ориентирах, переустройством социальных и культурных учреждений, интенсивностью поисков и открытий в области искусства, педагогики.

Эту характеристику подтверждают и многие автобиографические произведения Горького, в частности трилогия, состоящая из повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Своих героев уже в раннем творчестве автор наделил мечтой о лучшей жизни, стремлением к поиску нравственно-социальной правды. Воспитательное значение его произведений также несомненно и утверждено школьными программами, методическими разработками. Современных читателей 21 века привлекает многогранность таланта Горького, его эстетические позиции и новаторство как писателя и как драматурга, его личностные взгляды, воплотившиеся в произведениях разной жанровой природы. сказка горький сатирический сюжет

В условиях, когда педагогика ищет новых подходов в деле воспитания подрастающего поколения и ставится вопрос об обновлении восприятия литературного наследия наших великих писателей, особое значение обретает та составляющая творчества Горького, которую называют «детской».

Новизна темы нашего исследования заключается в том, что творчество Горького как детского автора ещё не изучено до конца, не раскрыт по- настоящему, без опоры на идеологемы XX века и педагогический потенциал его детских произведений, в частности сказок, хотя об их поэтике писали такие литературоведы, как: Привалова З.В., Анакин В.П., Леонова Т.Т.

Научных работ системного и обобщающего по данной тематике очень мало ещё и потому, что через литературоведческие дискуссии конца XX столетия внимание исследователей было сконцентрировано на таких произведениях, как «Мать», «На дне», «Несвоевременные мысли», не входящих в круг восприятия у детей младшего возраста. Между тем, в наследии Горького есть целый цикл из 6 сказок, написанных специально для воспитанников «Школы шалунов» в г. Баку: «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Яшка». Наряду со «Сказками об Италии», этот цикл также заслуживает специального исследования.

Цель нашей работы — изучить идейно-художественные особенности 6-ти сказок Горького для детей младшего школьного возраста, определить характер новаторских решений автора в области поэтики литературной сказки для детей 6-10 лет и составляющие педагогической концепции автора.

Данная цель предусматривает решение следующих задач:

• изучить научную литературу по данной теме;

• выяснить позиции Горького в отношении детской литературы, его взгляд на роль сказки в развитии ребёнка-читателя;

• рассмотреть хронологию и причины появления 6 сказок «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Сказка про Иванушку- дурачка», «Яшка» в контексте творческой судьбы автора; выполнить анализ структурных и жанровых особенностей сказок Горького;

• дать оценку языковых особенностей сказок М. Горького для детей;

• убедиться на практике в воспитательных возможностях сказок, формирующих нравственные ценности детей.

Цели и задачи исследования предполагают опору на такие методы, как:

• аналитическое наблюдение и исследование;

• сопоставление данных и сравнительный анализ;

• элементы структурного анализа художественных текстов сказок.

Теоретико-методологической основой дипломной работы послужил обзор материалов по творчеству Горького и трудов по специфике детской сказки начала XX века. Рассматривалось собрание сочинений А.М.Горького в 30 томах, комментарии к данному изданию, работы Овчинниковой, А.Волкова.

Сказки М. Горького уместны для изучения дошкольниками. Анализ его сказок требует изучения концепции анализа народных сказок. Большое значение в этом вопросе имеют работы В.Я. Проппа.

Книга В.Я. Проппа «Морфология сказки» оказала большое влияние на развитие концепции анализа текста. Опубликована она была в 1928 году, её первоначальное название — «Морфология волшебной сказки». Русское издательство, выпустившее книгу, изменило название с целью вызвать к книге больший интерес, редактор убрал слово «волшебный» и этим ввёл читателей в заблуждение, как будто в работе рассматриваются закономерности сказки как жанра вообще.

Данная книга представляет собой анализ волшебных сказок, взятых из сборника А.Н. Афанасьева. Исследования основывались на наблюдении, что в волшебных сказках одни и те же поступки совершаются разными людьми. В.Я. Пропп назвал действия и поступки героев сказки их функциями. Интересно то, что все сюжеты волшебных сказок основываются на одинаковых функциях. В.Я. Пропп отметил, что все волшебные сказки одинаковы по своему строению. Они имеют единую композиционную схему, которая является основой волшебной сказки. По утверждению Проппа, композиция является стабильным фактором, а сюжет- переменным. Такой метод изучения повествовательных жанров по функциям действующих лиц оказался применим к другим видам сказок, он используется в исследовании повествовательных произведений мировой литературы.

Автор работы подробно рассматривает лишь 31 функцию, приводя примеры из сказок. Вот некоторые функции, названные Проппом:

I. Один из членов семьи отлучается из дома

II. К герою обращаются с запретом

III. Запрет нарушается и т.д.

Каждая функция последовательно называет действия героев сказки.

В. Пропп делает выводы в конце главы, что в пределах этих функций развивается действие всех сказок взятого для исследования материала. При рассмотрении этого списка функций можно согласиться с автором, что одна функция вытекает из другой, и все они принадлежат одному стержню. Большое количество функций расположено попарно: (запрет-нарушение, выведывание- выдача, борьба-победа, преследование-спасение и т. д.). Некоторые функции могут располагаться по группам, а другие выступают как одиночные функции.

В шестой главе работы В.Я. Пропп говорит о распределении функций по действующим лицам. Он отмечает, что многие функции объединяются по известным кругам, которые соответствуют исполнителям. В.Я. Пропп называет их кругами действий. Автор работы выделяет следующие круги:

1) Круг действий антагониста (вредителя).

2) Круг действий дарителя (снабдителя).

3) Круг действий помощника.

4) Круг действий царевны (искомого персонажа) и ее отца.

5) Круг действий отправителя.

7) Круг действий ложного героя.

Исходя из семи названных кругов, В.Я. Пропп называет семь действующих лиц сказки, функции подготовительной части распределяются по этим же персонажам, но при этом, по словам автора, распределение будет неравномерным. Определять персонажей по этим функциям нельзя. В.Я. Пропп говорит также и о распределении означенных кругов по отдельным сказочным персонажам:

1) Круг действий в точности соответствует персонажу.

2) Один персонаж охватывает несколько кругов действий.

3) Обратный случай: один круг действий распределяется по нескольким персонажам.

4) Таким образом, мы видим, что анализ сказки по Проппу предполагает выяснение функций героев сказки и кругов их действий.

По нашему мнению, метод определения функций героя можно применять не только к волшебным сказкам, но и к другим видам, а также к литературной сказке.

Цель и задачи нашего исследования определили структуру работы. В неё входят введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы. Логика построения исследование предполагает движение от историко-литературных и теоретических вопросов к наблюдениям, анализу 6 сказок и методическим разработкам, учитывающим специфику произведений Горького для детей младшего школьного возраста.

1. А. М. ГОРЬКИЙ О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А.М. Горького внёс большой вклад в область детской литературы. Он не являлся педагогом, но думал о воспитании до конца своих дней. Горький говорил, что воспитанием детей должны заниматься люди, которые любят это дело по- настоящему.

В послании к Третьему международному конгрессу семейного воспитания в 1910 году писатель высказывает свои требования к воспитанию детей. Позднее в речи на заседании Лиги социального воспитания в 1917 году он формулирует цели воспитания: «насыщение человека знаниями о мире и о нём самом, формирование характера и воли, развитие способностей». Эти цели актуальны и сегодня. Горький выступал за радостное детство, в котором жизнь и труд являются наслаждением, а не жертвой и подвигом. Он выдвигает тезис о том, что охрана детей является охраной культуры.

В 30-ых годах А.М. Горький вёл активную переписку с детьми и советовал им читать произведения великих классиков литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Н.А. Лескова. Вместе с издательством «Парус» им было задумана публикация книг для детского чтения, составлен план. Для пятилетних детей был намечен выпуск азбуки и арифметики в картинках. Для детей от пяти до девяти лет предлагалось издать серию народных сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.М. Горького, Х.К. Андерсена, братьев Гримм. Горький предлагал не ограничиваться отбором уже имевшихся книг для детского чтения, он выступал за объединение писателей для создания новых произведений. Уже позже в 1933 году создаётся специальное издательство детской литературы — Детгиз. Лучшие детские писатели были привлечены к работе. Он обращается к детям через газету «Пионерская правда» с просьбой написать свои пожелания, какие книги они хотели бы прочитать. Дети откликнулись на предложение Горького и прислали много писем, в которых указали темы, книги, героев.

Е.Е. Зубарева считает, что Горький повлиял на литературу для детей не только теоретическим новаторством статей, но и художественным новаторством в произведениях, в который отражался мир детства [18]. А.М. Горький рисовал образы детей, показывая их вместе с жизнью взрослых, он подчёркивал, что существуют единые законы формирования характера человека в обществе. В рассказах, написанных ещё в 90-е годы: «Зрители», «Дед Архип и Лёнька», «Девочка», «Страсти-мордасти», «Встряска», даются образы детей, многие из которых обречены на гибель, физическую или нравственную, показывая искалеченное детство, Горький считал, что это неопровержимый документ в обвинении бесчеловечности общества. Многие из рассказов стали доступны для детского чтения. Писатель был убеждён, что «свинцовые мерзости жизни» не убили в детях честности, любви к людям, доброты, и интереса к жизни. Рассказ «Дед Архип и Лёнька» был передан в издательство «Знание», а рассказ «Встряска» был напечатан в журнале «Всходы» в 1898 году, он связан с автобиографическими повестями Горького. Горький показал в нём правду о жизни маленького труженика, рано познавшего социальную несправедливость. Воспитательное воздействие рассказа велико, так как он пробуждает протест против унижения и разрушения радости детства.

В период с 1913 года по 1916 год он работал над повестями «Детство», «В людях», в которых продолжил традиции автобиографической прозы о детстве. В отличие от Л.Н. Толстого Горький обращает внимание не только на внутренний мир ребёнка и формирование его личности, а на социально-нравственное самоопределение героя, которое происходит благодаря противостоянию окружающим. Все его рассказы о детях наполнены душевной щедростью и непосредственностью.

На рубеже 30-40 годов было предписано создание произведений на темы обороны и труда. Детская книга актуализировала образ сильного и мудрого автора. Наследницей «новой» детской литературы стала советская детская литература, программы которой разрабатывались в дореволюционную пору.

В послеоктябрьское время за основу была взята программа А.М. Горького. Это была часть его грандиозного замысла о создании «пролетарской» литературы.

Эта программа была подхвачена Чуковским и затем Маршаком. Язык литературы послеоктябрьского периода быстро менялся, он был похож на язык нелегальных изданий революционных гимнов, лозунгов, прокламаций, на стихи и прозу сатирических журналов, что не совсем импонировало Горькому.

Читайте также:  Положительный анализ на хламидии у детей

Писатель считал: детская литература — неотделимая часть всей советской литературы и утверждал, что к книгам для детей следует предъявлять такие же высокие требования как к каждому произведению искусства.

1.1 СТАТЬИ О ВОСПИТАНИИ И ДЕТСКИХ КНИГАХ

Следует заметить, что в первую очередь Горький рассматривал детскую литературу как средство воспитания, понимал необходимость обновления, поэтому стремился привлечь к ней самых разных поэтов и писателей. Он считал, что тематика книги для детей должна быть широкой. Эта литература не должна идеализировать окружающий мир. Свои основные взгляды на воспитание и детскую книгу Горький изложил в своих статьях.

В статье «О безответственных людях и о детской книге наших дней», написанной в 1930 году, он выступает против тех, кто считал, что забавлять ребенка с помощью искусства — означает проявлять к нему неуважение.

«Человек уши которого заткнуты ватой» написана в том же году в ответ на статью Е.Флериной. Писатель отмечает неосведомленность Д. Кальма в литературном процессе. Дальше Горький развивает концептуальный взгляд на книгу для детей как на специфической — отвечающее возрасту, большое искусство. Суть статьи Е. Флериной в отрицании «тенденции позабавить ребенка». «Не верю, — пишет Горький, — что Наркомпрос отрицал эту тенденцию. Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование это биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом, и в слово, именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку и то, что филологически называется «духом языка» Горький отмечает, что Пушкин, Лесков, Успенский и большинство других писателей учились русскому языку на сказках, песенках, «постигали красоту, силу, ясность и точность» языка на «забавных прибаутках, поговорках…»[12, c.113]. «Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм» [12, c.114].

В статье 1930 года «О темах» Горький ставит вопрос о тематике детских книг, он пишет: «Вопрос о темах детских книг — это, разумеется, вопрос о линии социального воспитания детей. В нашей стране воспитывать — значит революционизировать, то есть освобождать мышление ребёнка от предсказанных прошлым его дедов и отцов технических навыков мысли, от её заблуждений «…» Надобно ставить дело воспитания детей так, чтобы они с малых лет даже на играх решительно отрывались от сознательного и бессознательного тяготения к прошлому, — отсюда явствует, что необходимо раскрыть пред ребятами процессы прошлого». Способ, с помощью которого этого можно достигнуть — рассказы о трудовых процессах, как они создавали факты, а из них вытекали понятия, теории и идеи.

В статье «О безответственных людях и о детской книге наших дней», написанной в 1930 году, он выступает против тех, кто считал, что забавлять ребенка с помощью искусства — означает проявлять к нему неуважение. Необходимо отметить новаторство взглядов Горького в вопросе развития детской литературы. Любые знания, по мнению Горького, даже самые сложные могут быть преподаны в занимательной форме.

В другой статье «Литературу-детям» он пишет: «Не надо думать, что все без исключения детские книжки должны давать познавательный материал. Наша книга должна быть не дидактической, не грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов, должна быть художественной. Нам нужна и весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора» [13, c.34]. В статье А.М. Горький отмечал, что книга призвана говорить с детьми языком образов, она должна быть художественной. Беспокоился он и о дошкольной литературе, отмечая необходимость в стихах, которые бы давали возможность для игры, таких как считалки, дразнилки. Писатель выступал и за издание сборников, составленных из лучших произведений устного народного творчества. Он обращался к издателям с просьбой, тщательно отбирать самые ценные книги мировой и советской литературы. Писатель отмечал необходимость чтения сказок детьми. В планы издания детских книг он предлагал включить греческие мифы, скандинавский эпос, русские былины и др. Он предложил издать серию книг «Для чего и как люди создавали сказки».

Деятельность А.М. Горького была разносторонней: переписка с писателями, разработка тем детских книг, создание первого послереволюционного детского журнала «Северное сияние», — всё это он стремился сделать для развития детской литературы.

Необходимо отметить мысли М. Горького о языке, который он считал основой культуры народа, поэтому нужно приобщать детей к народному языку. В этом вопросе он отводил огромную роль литературе, так как для неё язык является основным орудием. Горький считал, что красоту языка дети лучше всего постигают на примере загадок, поговорок, прибауток, так как в стихии родного языка сохраняется его дух. А.М. Горький выступал в защиту развлекательной детской литературы. По его убеждению, до десяти лет ребёнок требует забав, и это объясняется биологической природой. Познание мира у ребёнка тоже происходит через игру, поэтому детская литература обязана учитывать потребности детей в увлекательном чтении. Писатель настойчиво отстаивал права детей на своё детство и говорил, что писатель тоже имеет право на развлечение своего читателя. Он говорил, что с детьми нужно говорить забавно.

Особо значимой стала статья Горького «О сказках», написанная в 1935 году, так как на страницах «Литературной газеты» ещё в 1929 году вспыхнул острый спор об этом жанре, вылившийся в литературную полемику о смысле литературы, адресованной детям.

Большое значение имела работа А. М. Горького с начинающими писателями, которым он советовал читать народные сказки, так как они развивают фантазию, обогащают язык. По его мнению, детский писатель должен учитывать особенности возраста читателя, так как восприятие детей, мышление, память, языковая культура отличаются в разные периоды детского возраста. Воспитательные возможности детской литературы, по убеждению Горького, велики. Он обращал внимание на то, что дети дошкольного и младшего школьного возраста не имеют своего жизненного опыта, для них свойственна повышенная эмоциональность, они способны представлять себя участниками событий, о которых они прочитали. Всё описанное в книге они представляют, как происходящее на самом деле.

А.М. Горький считал, что для детей дошкольного возраста должны отчётливей учитываться возрастные особенности детской книги, стиль и тематика, для детей младшего возраста автор должен стремиться раскрывать характер героя через его поступки, а детям старшего возраста рекомендовал показывать, как происходит становление характера. Он говорит о необходимости учитывать особенности психики детей, их возрастные эстетические потребности.

1.2 ИСКУССИЯ О СКАЗКЕ: ПОЗИЦИЯ А.М. ГОРЬКОГО

Детская литература 20-30-ых годов 20 столетия характеризуется многообразием направлений. Строительство коммунизма было утопией, но мечта о счастливой жизни вдохновляла писателей и породила новую детскую литературу. Новое направление утопического авангардизма захватило многих писателей 20-ых годов. Дети пионерского возраста были увлечены романом- утопией А. Богданова «Красная звезда», написанным ещё в 1908 году и подвергшимся критике «старых» интеллигентов. В романе изображено марсианское общество, в котором нет семьи, дети воспитываются в коммуне,

где нет различий детей по возрасту и полу. Слово «моё» считается дефектом воспитания. Родители, навещавшие детей, на время становятся воспитателями для всех. Целью воспитания становится стремление изжить чувства индивидуализма, собственничества и воспитать чувство единства с коллективом. Освоение Венеры должны осуществить тысячи людей, призывами которых были слова: «Пусть девять десятых погибнет… лишь бы была одержана победа!». Утопические принципы Богданова слышны были на страницах пионерских изданий 20-ых-начала 30-ых.

Для детской литературы того времени характерными были и реалистические тенденции, которые отражают традиционные духовные христианские основы. Литература раннего советского периода имела ценное качество, которое заключалось в сохранении основ религиозного мировосприятия некоторыми писателями «пролетарской» культуры. Многие писатели сохранили своё религиозное чувство- это были Самуил Маршак, Тамара Габбе, Евгений Шварц, Вера Панова, Даниил Хармс, Александр Введенский, Юрий Владимиров. В одном ряду с ними создавали свои произведения убеждённые атеисты: Лидия Чуковская, Иван Халтурин и др.

Более всего приобщение детей к христианскому этносу состоялось благодаря творчеству Александра Неверова, известна его повесть «Ташкент- город хлебный». Этические убеждения Неверова схожи с этикой Андрея Платонова-автора повести «Котлован». В их произведениях проходит проверку мечта о «городе хлебном», смогут ли в нём жить дети.

В 30-ые годы многообразие художественных тенденций сменилось новым творческим методом «социалистического реализма», который исключал тему дореволюционного детства. Вместе с «новой» Россией появилась необходимость зачеркнуть своё личное биографическое прошлое и поэтому тема детства в 20-ые годы оказалась для многих под запретом. После 1936 года в первую очередь создавались произведения на общественные темы, в основном это были марши, речёвки, в прозе — статьи и рассказы с места событий. «Новая» детская литература советского времени потеряла ценное качество — интимность.

В первые советские десятилетия не всё сберегаемое наследие детской литературы нашло свой спрос, старая детская литература прекратила своё существование, хотя никто не запрещал писать и не закрывал старые журналы, старым писателям нечего было сказать новому читателю. Появившиеся новые журналы намного уступали известным старым.

Вопрос о новом читателе был главным в дискуссиях 20-ых годов, которые рассматривали важнейшие вопросы развития детской литературы:

· критерии оценки детской книги, её язык, содержание, герои. Известные писатели, ученые, педагоги, критики и работники издательств, государственные деятели приняли участие в этих дискуссиях. Вопрос о литературном наследии вызвал много споров, которые сводились, к тому, в какой степени советская литература опирается на классику, что из классического наследия будет полезным в новой литературе, а что будет мешать развитию. Одни участники дискуссии выступали за современную детскую книгу, а другие утверждали, что нельзя отказываться от вечных нравственных принципов классической литературы. А.М. Горький был на стороне классической литературы и резко осуждал тех, кто придерживался теории социологов- вульгаризаторов, которые изъяли из библиотек классические произведения.

Вопрос отношения к сказке также вызвал много споров. Возражения против сказок сводились в основном к следующему: сказка отвлекает ребенка от реальной жизни, она заключает в себе мистицизм и религиозность. Сказочный антропоморфизм тормозит утверждение ребенка в его реальном опыте: ребенок не может создать устойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для его нормального развития. Педагоги были категорически против Сказки как жанра литературы для детей. На педологических конференциях ораторы призывали «развернуть широкую антисказочнуюкампанию», «сказка отжила свое», «кто за сказку — тот против современной педагогики» и совсем коротко и просто «Долой всякую сказку». Против сказки была и Надежда Константиновна Крупская, по её мнению они были чужды коммунистической идеологии. Она предложила создавать современные сказки, которые будут направлены на воспитание «горячих борцов». Крупская полностью не отвергала сказку, но полезными считала сказки о понятных ребёнку вещах, в которых не было мистики, так как дети должны развиваться под влиянием реалистичной литературы.

Луначарский был против такого подхода к сказке, считая, что лишение волшебства помешает нормальному развитию ребёнка.

Горький выступил за сказку, отмечая её благоприятное воздействие на душевное и умственное состояние ребёнка. Он полагал, что для человека увлекательна и поучительна «выдумка — изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта». Поэтому сказка благотворно воздействует на душевное и умственное созревание детей.

Горький советовал молодым авторам читать народные сказки, так как они развивают фантазию, заставляют начинающего литератора оценить значение выдумки для искусства, а главное, они способны «обогатить его скудный язык, его бедный лексикон». И детям, считал Горький, крайне нужно чтение сказок, как и произведений других фольклорных жанров.

Маршак тоже был на стороне сказки, он выступил против тех, кто вообще отвергал народную сказку.

Следующий вопрос дискуссии был о критериях оценки детской литературы. Крупская выступала за книгу, которая расширяет представление ребёнка о социальных отношениях. По её мнению, книга должна давать ребёнку широкие представления о социальных отношениях. Другие участники дискуссии считали достоинствами книги оригинальность сюжета, безупречную форму и совершенство языка.

Педагоги утверждали, что основой книги должно быть образовательно- воспитательное значение детского произведения.

Были высказаны и другие предложения оценки книги, которые сводились к тому, что в первую очередь при оценке нужно обращать внимание, отвечает ли книга запросам детей. Во время дискуссий были затронуты и другие проблемы: о создании приключенческого романа, о малопознавательных художественных произведениях, о художественном мастерстве детских писателей.

2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКАЗОК А.М.ГОРЬКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

История рассказов и сказок Горького для детей связана с землетрясением, которое случилось на юге Италии, в Мессине. Катастрофа произошла 15 декабря 1908 года, около шести утра. Погибли тысячи людей, было большое количество раненых.

Все суда, находившиеся поблизости, подплыли к берегу. Матросы начали оказывать необходимую помощь пострадавшим.

Горький в это время жил на острове Капри, работал и лечился. «А что я могу сделать для пострадавших? — думал писатель. — Они нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах. Им надо строить новые дома, чтобы жить дальше».

Книги А. М. Горького разошлись по свету. Писатель обратился за помощью ко всему миру. Многие люди ответили. В Мессину стали посылать деньги и вещи. Многие пожертвования приходили в адрес самого Горького. Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши из Баилова (предместье Баку) писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов». Это была школа для детей из демократических семей, организованная бакинскими революционерами в 1909 году. Педагоги считали, что любого закомплексованного ребенка можно превратить в радостного, веселого шалуна.

Средства дети заработали, распродав билеты на спектакль, что поставили сами под руководством талантливого педагога Алисы Ивановны Радченко. В конверте была фотография двенадцати участников представления.

Горький ответил: «Дорогие дети! Я получил собранные вами деньги для мессинцев и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, — будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были вы в этом случае. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям! Это — правда, не забывайте её, и она даст вам неизмеримое счастье. …Будьте здоровы, любите друг друга и — побольше делайте шалостей, — когда будете старичками и старушками — станете с весёлым смехом вспоминать о шалостях. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни вашей. »

Тогда дети из «Школы шалунов» — Боря, Витя, Дима, Федя, Женя, Лена, Лиза и др. — прислали Горькому по письму.

Один из мальчиков написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую… Я бы хотел тебя увидеть».

Горький и на этот раз не оставил без ответа письма своих маленьких друзей. Во втором письме шалунам Горький признавался: «Я очень люблю играть с детьми, это старая моя привычка, маленький, лет десяти, я нянчил своего братишку потом нянчил ещё двух ребят…»[14, с.106].

Горький говорил, что получив письма детей, он «хохотал от радости так, что все рыбы высунули носы из воды — в чём дело?»[14, с.105]. Но самое главное, что Горький выполнил просьбу одного из детей: сказка «Воробьишко» впервые была напечатана в 1912 году в сборнике сказок «Голубая книжка», который вышел в том же году, отдельно сказка вышла в 1917 году в издательстве «Парус». Сказка «Случай с Евсейкой» была напечатана в газете «День», a потом c небольшими изменениями перепечатана в журнале «Северное сияние».

В ноябре 1910 года писатель получил письмо от семилетнего мальчика. Под впечатлением кончины Льва Николаевича Толстого мальчик писал:

«Милый Максим Горький! Все писатели умерли, ты один живой. Пришли мне сказку и письмо. Целую тебя, твой Илюша». Горький ответил своему корреспонденту через одну-две недели, послав сказку «Утро».

К теме мещанства, одной из важнейших тем всего своего творчества, Горький возвращается и в сказке «Яшка». Впервые напечатана в журнале «Северное сияние», 1919, № 1 — 2, январь — февраль.

«Сказка про Иванушку-Дурачка» восходит к русско-народным традициям.

Из письма шалунам ясно, как была написана история с самоваром. «Я хотя и не очень молод, — лукаво замечал Горький, — но не скучный парень, и умею недурно показывать, что делается с самоваром, в который положили горячих углей и забыли налить воду» [14, c.105-106]. Видно, Горькому не раз случалось встречаться с детьми и рассказывать про самовар. Данный случай описан в одной из книг автобиографической трилогии «В людях»: «…» В одно из воскресений, когда хозяева ушли к ранней обедне, а я, поставив самовар, отправился убирать комнаты, — старший ребёнок, забравшись в кухню, вытащил кран из самовара и уселся под стол играть краном. Углей в трубе самовара было много, и, когда вода вытекла из него, он распаялся. Я ещё в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню, с ужасом увидал, что он весь посинел и трясётся, точно хочет подпрыгнуть с пола. Отпаявшаяся втулка крана уныло опустилась, крышка съехала набекрень, из-под ручек стекали капли олова, — лиловато-синий самовар казался вдребезги пьяным. Я облил его водою, он зашипел и печально развалился на полу.«…» [10, c. 338].

Итак, история создания сказок для детей младшего возраста вбирает в себя причины и мотивации переписки Горького с воспитанниками «Школы шалунов», его позицию как издателя и писателя по отношению к заказу, исходящему от маленького читателя. Хронология создания не всегда совпадает с хронологией издания:

1. «Утро» — сказка написана в 1910, напечатана впервые в детском журнале «Жаворонок» (1918, М 11-12);

2. «Воробьишко» — 1912 год — впервые напечатано в сборнике «Голубая книжка» в том же году, но отдельно выходит только в 1917, издательство «Парус»;

3. «Случай с Евсейкой» — 1912 год — газета «День» 1912 года, далее в 1919 году, журнал «Северное сияние» (N2 3-4);

4. «Самовар» — 1913 год — впервые напечатано в сборнике «Ёлка. Книжка для маленьких детей», издание «Парус», 1918 год;

5. «Сказка про Иванушку — дурачка» — 1918 год;

6. «Яшка»- 1919 год — впервые напечатана в журнале «Северное сияние», 1919, № 1 — 2, январь — февраль.

3. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ШЕСТИ СКАЗОЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Читайте также:  Полный анализ на аллергию у детей

Как уже отмечалось выше, Горький в 1910 году получил письмо от семилетнего мальчика, расстроенного смертью Л.Н. Толстого. В будущем — знаменитый композитор Илья Френкель. Через некоторое время по просьбе молодого корреспондента была написана сказка «Утро». Само название произведения уже призвано было помочь пережить грусть, связанную с уходом писателя, воодушевить маленького читателя мыслью о продолжающейся жизни природы, о радостном и светлом начале нового дня.

Зачин сказки настраивает читателя на её восприятие, автор передает своё настроение и радость жизни: «Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!» [40]. Утро, всё на Земле просыпается, а за ним приходит день, «добрый день» [40]. Можно отметить слабое развитие сюжета, что позволяет нам говорить о сходстве данной сказки с очерком.

Самым первым встаёт солнце, оно в сказке доброе и неутомимое, «источник радостей и сил» [40]. Автор просит читателя любить «владыку мира» и быть на него похожим — весёлым, добрым для всех. Вместе с солнцем просыпаются люди. Оно смотрит на них, как они идут на свои поля трудиться. О величестве образа человека А.М. Горький писал в своей поэме так: «Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете медленно шествует — вперёд! и — выше! Трагически прекрасный Человек!»[22, с.43].

Наряду с солнцем и человеком в сказке присутствуют и другие образы: горы, волны, зелёные ящерицы, цветы, пчелы, осы, птицы, пинии — все они живут на земле, трудятся и радуются жизни, даже если она подходит к концу.

Несмотря на это, в сказке много оптимизма. Она увлекает читателя своей красочностью. Для этой цели писатель использует эпитеты: золотое солнце, бархатные лепестки, сладкий запах, в воздухе, голубом, теплом, полном благоуханий, ласковая песня.

Природа в сказке одухотворена, использование олицетворений помогает писателю создать яркие картины природы, рисующие радость жизни: солнце, смотрит, улыбается, смеётся; цветы смотрят в небо, смеются, гордо улыбаются; волны кланяются и поют, тьма тихонько прячется. Множество сравнений усиливает впечатление необычности увиденного утра: волны кланяются солнцу, как придворные красавицы; чижи похожи на уличных детей, такие же озорники; мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы; пинии похожи на огромные чаши, налитые светом, как золотистым вином.

Следует обратить внимание на то, как умело автор выражает философские мысли о значении труда в жизни человека. В доступной для малышей форме он говорит о самом важном, что должно стать нравственным ориентиром для них на всю жизнь. Так же автор ставит перед детьми реальный вопрос (что тоже близко жанру очерка): почему же те, кто всю жизнь трудятся, от рождения до смерти остаются бедняками? Но ответа читателю Горький не даёт. Уважение к труду предков, понимание ценности самой жизни и необходимости труда, радость от всего, что тебя окружает, переполняет сказку, создаёт радостный позитивный настрой в душе ребёнка. Вся сказка воспринимается как доверительный разговор писателя с маленьким человеком. Для воздействия и убеждения писатель использует риторические восклицания, передающие авторское отношение к тому, о чём он пишет: «Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!» [40].

Горький использует занимательноcть в описании природы и окружающего мира. Он прославляет солнце, цветы, море, птиц. Горький пишет, что труд и жизнь на земле прекрасны. Об этом он писал в своих статьях и воплотил в своей сказке. Сказка является своеобразным гимном труду и человеку. Приём одухотворения природы, очеловечивания окружающих явлений помогают писателю нарисовать яркую образную картину летнего утра.

3.2 «ВОРОБЬИШКО»: ТЕМА ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Главный герой сказки — воробьишко Пудик, летать он ещё не умеет, но очень любопытный и постоянно выглядывает из своего гнезда: «Хотелось поскорее узнать — что такое Божий мир и годится ли он для него?» Пудика, как и всех детей, отличает от взрослых большое любопытство, стремление понять всё происходящее вокруг, он постоянно задаёт вопросы: «почему деревья качаются, почему люди бескрылые — им что, кошка крылья оборвала?» Задавая вопросы, он имеет и свой готовый ответ: («деревья качаются — пусть перестанут-тогда и ветра не будет»). Воробьишко никого не слушает, всё он понимает по-своему. Горький в образе хвастливого Пудика показывает характер непослушного, шаловливого ребёнка. Тема сказки-рассказа о непослушном любознательном воробьишке, который не слушал маму и чуть не попал в лапы злой кошке. Герои сказки: воробьишко Пудик, мама воробьиха, папа воробей.

Читая сказку маленький ребёнок в маме — заботливой, переживающей, терпеливой, самоотверженной, и папе — приносящем пропитание — воробьишки Пудика может узнать своих родителей.

Далее мы видим, что чрезмерное любопытство и упрямство приводят Пудика к беде — вываливается из гнезда, где рыжая кошка, о которой предупреждала его заботливая мама, уже поджидала его. Мама-воробьиха спешит на помощь своему непослушному сыну, она отважно сражается с кошкой и спасает Пудика ценой своего хвоста. Воробьишко от страха даже впервые взлетел, оказавшись в гнезде. В итоге, он признаётся: «Всему сразу не научишься».

Горькому нравится самостоятельность воробьишки Пудика, отсюда неоднозначность отношения к его поступку: с одной стороны, автор показывает, что нужно доверять опыту родителей, но с другой — осторожности и желания жить, не открывая мир вокруг себя, как в «Премудром пескаре» Салтыкова- Щедрина не принимает.

Новаторские идеи Горького лежат в основе этой сказки, мы чувствуем мягкий юмор писателя, который в простой забавной форме стремиться донести до маленького читателя основную идею сказки, показать, к чему приводит непослушание, хвастовство и самоуверенность. Язык сказки понятен малышам, он простой и ясный. Горький использует в речи героев приём звукоподражания, что характерно и для народной сказки:

«- Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал: Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался: Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его: Чив, чив!» [40].

А.М. Горький использует разговорную лексику: чебурахнешься, папаша, слопает, во всё горло, тут как тут. Лексические повторы используются с целью придать динамику действию сказки, передать особенности речи, подчеркнуть её экспрессивность: лети, лети; пел, пел; чушь, чушь, чепуха и др.

Для этой сказки характерно употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами: пичужки, моховинок, мышка, они передают народный характер речи.

В сказке много воспитательных моментов, она поучительна и добра. Автор симпатизирует Пудику. Он уверен, что герой получил урок на всю жизнь, так как воробьишко говорит, что всему сразу не научишься. Народная основа сказки чувствуется на протяжении всего текста. Как и народная сказка, сказка «Воробьишко» воспитывает доброе отношение к миру, учит видеть его разнообразие. По сюжету также прослеживается сходство с фольклорной сказкой: запрет, нарушение запрета, рыжая кошка-антагонист, мама -помощница и спасительница. Данным эпизодом втор показывает большую любовь матери, способной спасти своего сына ценой своей жизни. Пудик задаётся вопросом, неужели мама сильнее всех? Читающие сказку дети, понимают, что сильнее не мама, а любовь к своему сыну. Нравственный урок сказки понятен читателю, нужно любить и ценить свою маму, благодарить её за её заботу и самопожертвование.

Пудик считает, что его родители являются самыми совершенными существами на земле, ведь они живут высоко под крышей и смотрят на всех свысока. Воробишко видит внизу людей, у которых нет крыльев, они больше Пудика, но их «едят мошки»-эти маленькие существа, которых человек боится. Пудик думает, что раз он маленький и ест этих мошек, значит он сильнее человека. Если бы у человека были крылья, люди бы ловили воробьёв, как они ловят мошек. Эти рассуждения говорят о любознательности героя, которая присуща каждому ребёнку, он добр ко всем, так как, когда вырастет, хочет сделать, чтобы все летали.

Горький данной сказкой довольно просто даёт детям серьёзный урок жизни, учит маленьких читателей быть внимательными ко всему живому, видеть красоту мира, серьёзно относиться к родителям и радоваться жизни.

3.3 РАССКАЗ — СКАЗКА «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ», ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сказка построена на мотиве сна, который видит Евсейка, и так как в конце сказки он возвращается на прежнее место, можно утверждать, что композиция кольцевая. Чудесное возвращение совпадает с пробуждением героя.

Сказка о чудесном путешествии героя на морское дно. Главный герой- мальчик Евсейка попадает на морское дно, чудесное перемещение опять же говорит нам о том, что чудо происходит в сказке. Писатель использует приём, известный в литературе: фантастическое приключение происходит во сне. Грань между сном и реальностью незаметна.

Жизнь подводного мира писатель передает с помощью фантастики. Необычные рыбы, морские существа проплывают мимо мальчика, они разговаривают, как люди, смеются, поют хором песенки, дразнят друг друга, обижаются на обидные слова. Такое описание подводных обитателей сравнимо с манерой Г.Х.Андерсена. Всякому живому существу, всякому фантастическому созданию в его сказках присущ свой характер, история, юмор, капризы, манера речи и причуды. Евсейка втягивается в отношения обитателей морского дна, он сопротивляется, понимая, что они — рыбы, а он — человек. Как и в реальном мире герою приходится прибегнуть к смекалке, чтобы не обидеть кого-нибудь, не вызвать гнев и не навлечь на себя неприятности. Горький продолжает традиции народных сказок, используя сюжет фантастического попадания в подводное царство. Последнее в свою очередь описано тоже фантастично, для этого Горький использовал эпитеты: жаркий день, алая морская звезда, любопытных штук, зелёные рыбёшки, белым камням, в сизо- серебряной чешуе, быстрые креветки.

В сказке есть один эпизод, в котором раскрываются лучшие качества мальчика. Ему свойственна решительность и находчивость. С самого начала сказки писатель симпатизирует Евсейке и использует оценочную лексику, помогающую выразить ему своё отношение и отношение героя к происходящему: хороший человек, очень хорошо, солидно ходят, приятно улыбался, сердито спрашивал.

Сам Евсейка считает себя умным: «Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» [40]; сообразительным и смекалистым. Чувствуя опасность ситуации, Евсейка ищет возможность вернуться на землю. Следует обратить внимание на речь Евсейки, он очень тактичен и вежлив, писатель хочет показать, что даже в минуты опасности, мальчик не теряется, вежливость и обходительность помогают ему избежать неприятностей.

Добрый юмор помогает автору сделать сказку смешной и забавной, вызывает интерес читателей. В этом случае показательна ситуация с болтливой рыбой, которую в конечном счёте находчивому Евсейке удаётся перехитрить.

«Случай с Евсейкой» — прекрасный образец литературной сказки особого типа — научно-познавательной. Писатель выражает основную мысль сказки, показывая, как герой, попав в беду, проявляет упорство, смекалку, находчивость, Горький учит детей быть смелыми, находчивыми, решительными, добрыми в трудных ситуациях не терять силы духа.

3.4 «САМОВАР»:САТИРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СКАЗКИ

Сказка рассказывает о самоваре, он предстаёт перед нами пузатым, хвастливым, считает себя умницей, красавцем, но который зазнался и думает, что лучше всех. Все эти характеристики прослеживаются в песнях Самовара:

За сюжетную основу сказки взят спор центрального персонажа с Чайником. В их разговоре можно выявить характеристики Самовара:

Даже слушать неприятно![11, c. 134]

Все вещи, находящиеся вокруг, ведут себя по-разному. Сливочник затеял беседу с пустой сахарницей. Чумазая тушилка тоже вступает в общий разговор. Горький умело использует диалог, передавая особенности речи и характера каждого героя. Каждого героя он описывает немногословно, но так, что легко представить облик любого: чайник — старенький, сливочник — синий, горбатенький господин («он всегда говорил что-нибудь печальное»), сахарница- толстая, широкая и смешливая, тушилка -чумазая. Эпитеты создают нам образы вещей, которые мы привыкли видеть каждый день. Разговорная лексика подчёркивает обыденность ситуации: фыркает, рыльца, поёт во всю мочь, так себе, бормотал. Черты характера человека, которые приобретают чашки, чайник, сахарница, тушилка и др., в сказке получили сатирическое преувеличение.

Напряжённость событий всё нарастает, а в самоваре уже не было воды, но он всё ещё гудел и храбрился, не переставая хвастаться. Ритмика стихов соответствует напряженности событий. Сказка заканчивается тем, что самовар распаялся и развалился на кусочки.

Горький рассказывает о знакомых и близких детям вещах. Основной идеей сказки является то, что за простыми вещами автор высказывает важные мысли — нельзя хвастаться и зазнаваться. Бахвальство и неуважение к окружающим — высмеивание этих отрицательных качеств человека было основной задачей писателя. Маленьким читателям предлагается подумать над поведением героев и сделать для себя нравственный вывод, к чему приводит такое поведение, поэтому сказка содержит поучительный смысл.

3.5 CКАЗКА ПРО ИВАНУШКУ ДУРАЧКА В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ

В первую очередь обратим наше внимание на заглавие. Термин «сказка» уже включён автором в название. Скорее всего, это мотивировано тем, что образ Иванушки — дурачка является одним из самых популярных героев русских народных сказок.

Исследуя сюжеты народных сказок «Про Иванушку-дурачка», можно отметить, что Иванушка всегда самый младший, третий сын в крестьянской семье. Старшие братья всегда помогают отцу и матери, заняты каким — нибудь делом, а над Иванушкой они смеются, так как он за что ни возьмется — всё у него не получается. Родители чаще всего жалеют своего младшего сына.

По сюжету однажды происходит необычное событие: или кто-то посевы потравит, или отец заболеет, или царь даёт опасное задание. Тогда Иванушка и берётся за дело. Мы видим его главные качества: честность и доброту, встретив в пути волшебника, он приобретает помощника. Иванушка добр и к человеку, и к животному, никогда не пройдёт мимо попавшего в беду, всегда поможет. Со старшими всегда разговаривает вежливо, а злодеев всегда обхитрит. В сказках Иванушка часто отгадывает загадки, показывая свою сообразительность, другие герои эти загадки отгадать не могут. За свою исполнительность он получает волшебного помощника. Во всех заданиях добивается успеха.

В сказке «Про Иванушку-дурачка» присутствуют сюжет и образы устного народного творчества. Горький вспоминает сказки, которые он слышал в детстве от бабушки Акулины Ивановны и няньки Евгении. Обработка народного сюжета у Горького настолько-оригинальна, что её можно считать созданием Горького. Бытовая сказка начинается сказочным зачином: «Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, все у него смешно выходит — не так, как у людей» [41]. Концовка сказки счастливая, как и в народных сказках. Образ Иванушки — дурачка также имеет фольклорное начало, как и положено, он весёлый, не унывающий человек, но всё, что он делает, получается смешно, как подчёркивает Горький, не так, как у людей. Горький наделяет героя неунывающим характером. Иванушка поёт песни, не боится трудностей, все препятствия он преодолевает. Образ Иванушки у Горького более глубокий и сложный. В сказке на первое место выступает не глупость Иванушки, а доброта и сила, которая помогает ему покорить медведя.

Показательным в эпизоде с медведем является их диалог о доброте и уме, Иванушка делает вывод о том, что глуп тот, кто зол [41]. В такой простой формуле, наряду с такими бытовыми фразами, как: «кто умнее, тот первый закончит» спор или драку, Горький выходит на сложные философские категории, чтобы уже в раннем детстве дать объяснение ребёнку. Автор не забывает говорить об этом со свойственным ему юмором.

В сказке используется разговорно — бытовая лексика: мужик, похлёбка, запросили, втащил, дурачок. больно безобидный, поди-ка набери и др.

Народный характер сказки виден в особом словесном комизме: игра каламбурами, неожиданным буквенным значением привычных слов. Мы видим, как Иванушка усердно выполняет наказ мужика стеречь дверь. Иван снимает её с петель и носит на себе по лесу, показывая этим свою детскую наивность и непосредственность, но они в свою очередь закрывают его нелепые поступки.

Сказка содержит нравоучение, народную мудрость о том, что сама жизнь учит — не тот по-настоящему дурак, кто, сидит на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня — грех, и она будет наказана!

3.6 СКАЗКА «ЯШКА» КАК СОЦИАЛЬНАЯ САТИРА

К теме мещанства, одной из важнейших тем всего своего творчества, Горький возвращается и в сказке «Яшка». Сатира здесь носит ярко выраженный политический и антирелигиозный характер.

Сказка «Яшка» открывала в 1919 году первый номер журнала «Северное сияние», который редактировал Горький, но написана она была до Октябрьской революции. В 1918 году классовая борьба в России достигла необычайного напряжения.

Десятилетний мальчик Яшка попадает за свои житейские страдания в рай. И вот он видит вереницы святых угодников. Они томятся от скуки и елейно скулят о своих жертвенных страданиях и доблестях: «ножки у нас переломаны, ручки вывихнуты, ведь как мы страдали!» [11, c.249]. От этой райской жизни Яшке и пить, и есть, и играть расхотелось. И он возвращается на землю, чтобы жить «во славу людям» [11, c.252]. Сам сюжет сказки позаимствован Горьким из фольклора. Народный вариант сказки рассказывал о солдате, который попал в рай, но не понравилось ему райское житьё.

Зачин такой же как и в народной сказке: «Жил-был мальчик Яшка» [11, c.249]. В начале сказки Яшка попадает в рай, а на земле его постоянно били, потерпел он до десяти лет и помер. В раю Яшка видит красивую природу, казалось бы, жить и радоваться, но прекрасную картину омрачают святые угодники, которые «хороводом ходят и мучениями своими хвастаются». Мальчик не доволен увиденным, святые угодники производят на него гнетущее впечатление. Яшку удивляло то, что все они считали своей заслугой мучения и долготерпение. Они не замечают вокруг красоты природы и заняты только тем, что постоянно говорят о своём. Надоели они и самому богу, который устал их слушать и не прочь был повеселиться. От всего этого стало Яшке скучно, хотя и не били его и не морили голодом. Так заскучал он, что ни есть, ни пить ему не хотелось. Стал Яшка на землю проситься и даже согласен был, чтобы его снова там били, если будет за что, и жаловаться не хотел на своё житьё. В этом эпизоде социальная характеристика героя вторгается в текст. Райскую жизнь он хотел поменять на жизнь земную. Яшка решил служить людям на земле, а не жаловаться богу в раю на свои мучения. Хотел он помогать людям в трудах, утешать в горе, веселить в печалях. Не смотря на свою тяжелую жизнь, Яшка сохранил жизнерадостность и доброту. На земле он хочет научиться играть на балалайке, чтобы потом, когда умрет, веселить бога.

источник