Реализация программы в школе
Анализ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Частного общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы «Новый путь»
города Армавира Краснодарского края.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Реализация основной концепции программы «Одаренные дети» в ЧОУ-СОШ «Новый путь» прошла несколько важных этапов.
В ходе данного этапа были проведены педагогический совет «Работа с одаренными детьми», МО классных руководителей и предметные МО, посвященные данной теме. Таким образом, решались задачи программы: знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; накопление библиотечного фонда по данному вопросу.
Педагогами-психологами были проведены ряд тестирований и анкетирований различного рода, направленных на выявление у учащихся тех или иных способностей. В ходе педагогического наблюдения и анализа результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся усилиями учителей-предметников и классных руководителей был создан банк данных «Одаренные дети ЧОУ-СОШ «Новый путь». Данный этап был направлен на решение таких задач программы, как: знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Определение круга проблем, мешающих педагогическому коллективу в работе с одаренными детьми.
Педагогическому коллективу получилось решить данные проблемы через следующие «шаги» — решения:
Отсутствие финансовой поддержки педагогов, занятость учителей-предметников:
– увеличение заработной платы за результативность работы с одаренными детьми;
– ведение профессионального портфолио каждым предметником;
– введение отчетности о проделанной работе по полугодиям (анкета «Зима-лето»);
– включение в расписание занятий, направленных на работу с одаренными детьми.
Методические материалы для работы с одаренными, методика работы, новые технологии:
— проведение тематических семинаров с педагогическим коллективом («Технологии развития критического мышления»);
— знакомство со специальной литературой;
— повышение квалификации учителей — предметников;
— обмен опытом (проведение мастер- классов и посещение уроков творчески работающих учителей и имеющих опыт в данной области, семинаров, посещение образовательных Интернет-сайтов, участие в конференциях);
— создание индивидуальных образовательных программ для учеников по предмету;
— разнообразие форм работы с одаренными детьми: творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы; кружки по интересам; конкурсы; спецкурсы; консультирование обучающихся в заочных школах при вузах; участие в предметных олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах;
— усиление кружковой работы с учащимися (проведение мониторинга среди учащихся, направленного на выяснение наиболее востребованных кружков и секций, введение в расписание данных кружков и секций.
Кружки в школе «Новый путь» предусмотрены с учетом разных видов одаренности:
-академическая (предметная, интеллектуальная) – «За страницами учебника биологии», «Сайтостроение», «Занимательная грамматика», «Теоретические основы информатики», «Английский клуб»;
-художественная и творческая — «Танцы», «Вокал», «Бисероплетение», «Саквояж», «Изостудия», «Брейк-данс»;
-спортивная — «Шахматы», «Спортивное ориентирование», «Футбол», «Баскетбол», «ОФП», «Теннис».
Развитие кружковой системы:
2010-2011г. – 15 кружков и секций.
В конце года был проводится традиционно мониторинг кружковой деятельности через анкетирование среди родителей и учеников, результаты данного мониторинга берутся за основу в следующем учебном году при планировании работы кружков и секций.
Отсутствие мотивации и проблема выбора у учащихся:
— ведение портфолио каждым учащимся;
— подбор конкурсов в зависимости от интересов каждого ученика;
— проведение нестандартных уроков;
— проведение тематических предметных недель, проведение мероприятий в рамках предметной недели, направленных на привитие интереса к той или иной науке.
— личный пример (тематические открытия и классные часы о людях, чьи достижения напрямую связаны со школьными достижениями, с участием в конкурсах, проектах и т.д.);
— творческие домашние задания, освобождение от заданий тех учащихся, которые работают над каким-либо проектом;
— награды и поощрения учеников и родителей одаренных детей (сертификаты, грамоты и дипломы, отметки по предметам, освобождение от домашних заданий, ценные подарки и призы);
— мотивация родителей (проведение тематических собраний, приглашение родителей на внеурочные предметные и общешкольные мероприятия воспитательного плана);
— оповещение школьной общественности о достижениях тех или иных учащихся (общешкольное награждение, отражение успехов учеников в школьной газете «Саквояж» и на сайте школы);
— школьная ежегодная премия «Ступенька к успеху».
Итоги реализации программы «Одаренные дети»
Благодаря вышеперечисленным решениям, рейтинг школы в городе повысился.
Результативность достижений учащихся во Всероссийской олимпиады школьников за последние три учебных года:
2009-2010 учебный год – английский язык, русский язык, обществознание, кубановедение, математика (начальные классы).
2010-2011 год – английский язык, русский язык, литература, биология, химия, информатика, психология, математика(начальные классы).
2011-2012 год – английский язык, русский язык, литература, биология, химия, информатика, психология, география, физика, кубановедение, обществознание, физическая культура.
Количество призеров и победителей муниципального этапа
Количество конкурсов за первое полугодие
Постоянно осваиваются новые виды и формы конкурсов:
В учащиеся школы приняли участие в разных типах конкурсах:
-конкурс сочинений (на русском языке и на английском языке);
-конкурсы рисунков и плакатов;
-конкурсы проектов по физике, информатике, английскому языку;
— заочные курсы по предметам (биология, математика, русский язык).
Благодаря работе совместной работе администрации, учителей-предметников и классных руководителей многие учащиеся нашей школы стали призерами и победителями различных конкурсов. Учащиеся активно принимали участие в школьных праздниках, выставках, предметных неделях. Целесообразно продолжить создание условий для развития творческих способностей учащихся.
Семинар — практикум для воспитателей по формированию правильного произношения и навыка звукового анализа и синтеза у детей.
Слайд №1Мастер-классдля воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»Вводная часть:Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он .
В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени.
План- конспект урока «Нанесение размеров на основе анализа формы детали» для 8 класса.
Данное мероприятие направлено на ознакомление воспитателей с методами, направленными на развитие навыков звуко-слогового анализа у детей с речевыми нарушениями.
источник
Анализ куратора по работе с одаренными детьми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа»
Анализ работы с одаренными детьми за 2016-2017 учебный год
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, кружковую, внеклассную и внешкольную работу.
В 2016-2017 учебном году работа осуществляется в соответствии с целями и задачами программы «Одаренные дети». На протяжении всего учебного года школа использовала в своей работе нормативно-правовые документы и инструктивно-методические письма по работе с одарёнными детьми различного уровня.
Цель: реализация стратегии педагогического, социально – психологического, методического обеспечения работы с одаренными и способными детьми, поддержки и развития детской одаренности.
— развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
— учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;
— обновить нормативно-правовую базу работы с одаренными детьми;
— повысить доступность образовательных услуг в сфере образования, спорта, культуры и искусства, направленных на развитие способностей одаренных детей;
— обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
— содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
— стимулировать одаренных и способных детей, учителей результативно работающих с мотивированными и одаренными учениками;
— создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Для реализации цели и задач работы с одаренными детьми составлен и реализуется план работы на основе программы «Одаренные дети», сформирована рабочая группа по работе с одаренными детьми. Обеспечиваются все направления работы: спортивное, творческое, интеллектуальное.
Вопрос о работе с одаренными детьми находится на постоянном контроле. Проведено совещание при директоре по анализу работы с одаренными детьми. Учителя, результативно работающие с одаренными детьми, получают стимулирующие выплаты в соответствии с Положением.
Если обращаться к «предметной одаренности», то каждым учителем составлен на каждого ребенка индивидуальный план работы.
Способности по направлениям
Крючкова Регина Сергеевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 2/1
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 24
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Центральная 1-8
Науменко Екатерина Андреевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ,ул.Большая д.1/2
Овченков Вадим Витальевич
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Большая 9
Гавриленко Наталья Петровна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 18/1
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , Центральная15-1
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Кравченко Кирилл Константинович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18
Переводчиков Данил Романович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая д.38
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 8/1
Журавлева Любовь Павловна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая 72/2
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Лефлер Максим Александрович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Центральная 1/12
Науменко Елена Евгеньевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Кузнечная 17
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Кузнечная 19
Носкова Ангелина Максимовна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 54
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Центральная 3/6
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Кравченко Юлия Константиновна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18
Гуманитарное, физико-математическое, социально-эстетическое
Крючкова Вероника Сергеевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Новая 2-1
Рыбников Никита Андреевич
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-1
Науменко Василиса Андреевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-2
В течение учебного года систематизирована нормативная база по работе с одаренными детьми. Ведется работа по обновлению банка данных одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми в краевой базе «Красталант». В школе лучший рейтинг среди педагогов имеют: Овченков Виталий Михайлович – учитель физической культуры, Билыч Дмитрий Васильевич – учитель истории и обществознания, Муравьева Анжелика Игоревна – учитель русского языка и литературы; среди учащихся: Крючкова Регина– 11 класс, Власов Иван – 10 класс, Овченков Вадим – 10 класс, Гавриленко Наталья– 9 класс, Журавлева Любовь – 8 класс.
Для работы с одаренными детьми на базе школы работают 13 кружков по направлениям: художественно-эстетическое, туристическо-краеведческое, гражданско-патриотическое, физкультурно-спортивное.
Цель дополнительного образования: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.
Учащиеся показали низкий результат почти по всем предметам во Всероссийских олимпиадах. Это ставит новую задачу перед педагогами — более глубокую подготовку к участию в олимпиадах разного уровня.
Необходимо возобновить занятия в интенсивных школах по предметам в ОУ и за его пределами, улучшить качество проведения предметных недель.
Для повышения качества математического образования открыты на базе школы 2 школы «Школа Пифагора», «Любознайки».
На муниципальном этапе научно-практической конференции «Молодежь и наука» были отмечены 2 работы: «Жизнь в банке», «Влияние шума на учащихся», вторая работа отправлена на краевой этап форума. В этом году впервые были представлены на защиту исследовательские работы детей ОВЗ.
В следующем учебном нужно проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися. Проблемным остается выполнение работ практической направленности.
Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми строится через систему факультативов, элективных курсов, индивидуальные занятия, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках. Для результативной работы с одаренными детьми нужно разработать индивидуальные программы педагогам по предметам.
При подготовке обучающихся МБОУ «В-Амонашенская СОШ» к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников:
1. Была сформирована нормативно-правовой базы:
А) приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми, куда вошли куратор по работе с одаренными детьми, педагог-организатор, руководитель РМО учителей истории и обществознания;
Б) утвержден план по подготовке обучающихся к олимпиадам;
В) прорабатывались положения по проведению школьных олимпиад.
2. Так как в школе нет педагога-психолога, то первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности не проводилось. В следующем учебном году в школе будут работать 2 педагога-психолога, которые проведут анкетирование. На основании анкетирования будут составлены новые и дополнены имеющиеся карты одаренности на детей.
3. Учителями-предметниками были разработаны индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.
4. В 2016-2017 учебном году учителя-предметники повышение квалификации через курсовую подготовку «Подготовка школьников к олимпиадам» не проходили. На следующий учебный год данное повышение квалификации планируют пройти учителя математики и русского языка.
5. Учителя-предметники не принимали участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях «Олимпиадное движение. Работа с одаренными детьми».
6. Обучающиеся не принимали участия в интенсивных школах по направлениям. Это остается одной из серьезных проблем, решение которой планируется в следующем учебном году.
7. Школьный этап олимпиады проводился с 19.09.2016 г. по 24.10.2016 г. в МБОУ «В-Амонашенская СОШ» с 4 по 11 классы. Все рекомендации центральной предметно-методической комиссии к составлению заданий школьного этапа соблюдены в полной мере. В школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников приняли участие 51 обучающийся, что составило 92,2 % от общего количества учеников этой группы классов. По сравнению с 2015 – 2016 учебным годом количество участников стало ниже на 7,8 % (в прошлом году участие приняли 100 % учащихся). Из 51 участника 10 стали победителями, 43 призерами школьного этапа. Есть проблемы с информатикой, так как в школе нет учителя, а по внешнему совмещению приезжает на работу только один раз в неделю учитель с другой школы, именно поэтому ребята не могут принять участие в олимпиаде по этому предмету.
На муниципальном этапе ребята представляли школу на 4 учебных предметах. По результатам проведения олимпиад в школе есть 1 призер по географии. В прошлом учебном году был 1 призер по физике.
8. На протяжении всего учебного года в школе проводились предметные недели по химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, математики и физики, истории и обществознанию, читательская грамотность — в начальной школе, «Юный исследователь». Участие детей в данных мероприятиях составило 100%, формы работы в рамках предметных недель реализовывались и на уроках и во внеурочное время.
В соответствии с программой работы школы с одаренными детьми и, исходя их анализа работы за 2016-2017 учебного года, на следующий год поставлены следующие задачи:
— провести диагностики склонностей учащихся для выявления одаренности и дальнейшей работы с ними;
— проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися
— разработать систему подготовки учащихся к олимпиадам
— разработать индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам (по каждому предмету)
— разработать индивидуальные программы педагогам для сопровождения одаренных детей
— привести в соответствие карты одаренности на каждого ребенка
— организовать участие одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников и интенсивных школах разного уровня
— повысить квалификацию педагогических работников через курсы повышения квалификации, семинары, работу творческих групп
— повысить результативность участия в спортивных соревнованиях
Основные мероприятия программы
-разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
-организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
-приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников;
-приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
-подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
-проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа призвана способствовать:
— созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
— повышению качества образования и воспитания школьников;
— апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми;
— участие в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях различных уровней, позволяющих учащимся проявить свои способности;
— организация работы кружков художественно-эстетического направления;
— выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
источник
Программа «Одаренный ребенок»
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
1. Теоретическое обоснование.
2. Исследовательско — диагностический этап.
3. Условия реализация программы.
Приложение 1. Ключевые понятия.
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
Виды различий
Виды одаренности
Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)
По типу предпочитаемой деятельности
По интенсивности проявлений
повышенная способность к обучению (способные);
По темпу психического развития
С нормальным темпом психического развития;
Со значительным опережением возрастного темпа развития
По возрастным особенностям проявления
Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.
Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
одаренности
Составляющие
Как проявляются
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому
Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста.Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
1 младшая группа (от 2-до 3-х лет)
Виды одаренности
Составляющие
Методики диагностики
Кружок, секция, направленный на развитие качества
Воспитатель
В рамках программы «Одаренные дети» школа стремится к полноценной реализации возможностей одаренных детей и активизации их творческой деятельности. В школе создана система диагностики одаренности обучающихся. Причем диагностика не используется как самоцель, а предшествует психокоррекционной, развивающей и консультационной деятельности психолога. Начиная с общего обследования класса, постепенно психолог переходит к глубокому изучению личности ребенка. При этом используются следующие формы:
· Изучение истории развития ребенка (по тестовой беседе с родителями)
· Анкетирование родителей для изучения состояния психологического климата на уроке. Взаимодействие учитель – ученик.
· Анкеты для учащихся по интересам и учебным предметам.
· Индивидуальное обследование умственного и эмоционально – личностного развития учащихся.
· Сравнение успеваемости учащегося на сегодня с итогами прошлого года.
· Определение типа восприятия
· Итоговая диагностика учащегося в конце учебного года.
С 1998 года в школе организована научно – исследовательская деятельность в рамках научного общества учащихся «Эврика», объединяющее всех желающих 1-11 классов, имеющих интерес к научной деятельности. Деятельность НОУ осуществляется на основании Положения о НОУ под руководством учителей – предметников. Научное общество – добровольное объединение обучающихся школы, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, совершенствованию умений и навыков учебно — исследовательской, изобретательской, опытно – экспериментальной работы.
- проведение семинаров для учителей по работе с обучающимися, имеющими высокий уровень интеллектуального развития;
- обучение поэтапным подходам к научному исследованию;
- организация лектория по темам проблемных заданий, по вопросам культуры умственного труда;
- проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы;
- представление индивидуального пути приобретения знаний по некоторым проблемам или дисциплинам для обучающихся;
- выступление членов НОУ в других учебных заведениях;
- проведение научно-практической конференции.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ
Школьное научное общество занимается:
- развитием творческих способностей обучающихся;
- формированием навыков исследовательской и научной работы;
- созданием интеллектуальной среды в школе;
- информированием о достижениях науки и техники, о рынке образовательных услуг;
- подготовкой обучающихся к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях.
- руководством по оформлению исследовательских работ.
Работа НОУ организуется на основе программы развития детей с высоким уровнем интеллекта и реализации проектов В. Д. Шадрикова «Индивидуализация
обучения на основе лично-ориентированного учебного плана школы» и развивающего обучения по Л. В. Занкову.
Руководитель НОУ выбирается из числа наиболее квалифицированных специалистов, имеющих высокий творческий потенциал и организаторские способности.
Научное общество подотчетно методическому Совету школы.
Учителя, работающие в НОУ ответственны:
- за систематичность в работы с обучающимися;
- за подготовку и оформление творческих, научно — исследовательских работ учащихся;
- за представление результатов работы на научно-практической конференции.
Обучающиеся, являющиеся действительными членами НОУ, ответственны:
- за своевременное выполнение творческих, исследовательских заданий;
- за оформление полученных результатов;
- за участие в работе секции, кружков, лабораторий.
Структура и организация работы НОУ
НОУ включает в себя творческие группы обучающихся, объединенных в секции по различным областям знаний. Состоит из трех секций: точных наук, естественно-научного и гуманитарного.
Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которые проводится два раза в год. Занятия членов НОУ проводятся коллективно или
индивидуально под руководством руководителя на основе утвержденного плана не реже одного раза в месяц.
Результаты научно – исследовательской деятельности НОУ:
- Разработано и принято «Положение о научном обществе учащихся», «Положение о научно-практической конференции», «Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся МОСШ №5», «Положение о портфолио обучающихся», «Положение о конкурсе «Одаренный ребенок»;
- Повышается уровень творческих работ обучающихся, уменьшается доля реферативных, увеличивается доля исследовательских работ.
Аспектный анализ деятельности педагогического коллектива показывает, что число учителей, целенаправленно занимающихся работой с одаренными детьми и детьми, имеющими признаки одаренности, имеет положительную динамику роста:
Результативность работы секций подтверждается не только прекрасной защитой творческих работ на внутришкольных конференциях, но и постоянное участие их в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях.
Ежегодно совершается не менее 15 учебно – познавательных экскурсий и экскурсий экологического характера.
По литературе, русскому языку, физике, математике, истории, обществознанию проводятся факультативы, которые посещают около 120 обучающихся.
Ежегодно проводятся школьные олимпиады по русскому языку, литературе, английскому языку, математике, физике, химии, истории, обществознанию, физической культуре, биологии, экологии, технологии, информатике, мировой художественной культуре, основам безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся школы принимают участие в олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского уровней, занимают призовые места.
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | |
Подготовка олимпиадников | 29% | 32% | 34% | 36% | 38% |
---|---|---|---|---|---|
Руководство исследовательской деятельностью школьников | 14% | 24% | 25% | 26% | 27% |
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Фестиваль ученических проектов «Грани познания» | Победители-1 Призеры -2 |
---|---|
Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира» | Победители-1 Призеры -7 |
Слет научных обществ обучающихся образовательных учреждений города Нижневартовска | Победители-0 Призеры –2 |
Общее число победителей и призёров: | Победители-3 Призеры -11 |
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I место | Муниципальный-1 Всероссийский-0 | Муниципальный- 1 Всероссийский — 1 | Муниципальный -0 Всероссийский-2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
II место | Муниципальный-1 Всероссийский-0 | Муниципальный-0 Всероссийский -1 | Муниципальный -2 Всероссийский-0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III место | Муниципальный-1 Всероссийский-1 | Муниципальный-3 Всероссийский-0 | Муниципальный-2 Всероссийский-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общее число победителей и призёров: | Муниципальный -3 Всероссийский-1 | Муниципальный -4 Всероссийский — 2 | Муниципальный-4 Обучающиеся школы демонстрируют не только свои интеллектуальные способности, но и достигают успехов в творческой и спортивной деятельности, занимаясь в кружках и спортивных секциях.
|