Меню Рубрики

Анализ продуктов деятельности и творчества детей

Цвет — как основное средство выразительности в живописи

Исключительно велика роль изобразительного искусства в жизни каждого отдельного человека и общества в целом. В изобразительном искусстве человек отражает окружающий мир, его историю, свое отношение к миру, мысли, настроение.

Изобразительное искусство — это древнейший вид деятельности человека, выполняющий множество функций: познавательную, эстетическую, религиозную, социально-воспитательную, документальную. Для него характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно.

Главной целью любого вида изобразительного искусства является передача художником своего замысла, художественного образа. Содержание художественного образа передается через выразительные средства, связанные с характером образности произведения (через которые раскрывается главный замысел произведения художника), и изобразительные (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) средства.

Для каждого вида изобразительного искусства характерно свое ведущее средство изобразительности, например, для скульптуры это объем, для графики — линии, штрихи и пятна. Для живописи же главным средством, как изобразительности, так и выразительности, является цвет.

В нашем исследовании мы изучим роль цвета именно в живописи, так как этот вид изобразительного искусства наиболее ярко и богато раскрывает представления о цвете, широкий спектр применения цвета в творчестве, что дает возможность использовать произведения живописи в условиях детского сада и развивать у детей эстетическое восприятие, художественные способности и развивать личность ребенка в целом.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов нанесением красок на твёрдые или гибкие тканевые поверхности, а также произведения искусства, создаваемые таким способом. Это одно из самых древних искусств, берущее свое начало за несколько тысячелетий до нашей эры. Первые наскальные изображения были найдены в пещерах Испании, Франции, Африки.

Содержанием искусства живописи является огромный мир: живая природа, общественный мир, всё эстетическое богатство вселенной, доступное зрению людей, всё, что можно выразить при помощи формы и цвета.

Живопись, как и другие изобразительные искусства, иллюзорна: она имитирует трёхмерное пространство в плоскости, достигая этого посредством линейной и цветовой перспективы. Но её визуальный, и к тому же цветовой аспект (глаз воспринимает в одно мгновение практически бесконечную информацию), обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств.

Живопись — это, в первую очередь, искусство цвета. Цвет способен передать не только внешний вид предметов, но и глубину чувств и красоты, которые хочет передать художник.

В живописи давно является признанным, что цвет обладает максимальной степенью эмоционального воздействия. Впервые попытку свести воедино значения некоторых цветов предпринял И.В.Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу.» Так, жёлтый цвет производит тёплое впечатление и формирует благодушное настроение. Синий он считал цветом тени — холодным и тёмным. Поэтому синие фигуры кажутся более удалёнными. Красному приписывается достоинство и серьёзность, но также прелесть и грация.

В.В. Кандинский предложил более развернутый взгляд на данную проблему. Он отмечал двустороннее воздействие цвета на человека. Изначально это физическое воздействие, когда глаз очарован красотой цвета или же, наобoрoт, испытывает раздражение. Это впечатление неглубоко и быстро теряет силу, если речь идёт о привычных для человека предметах. «Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.» Причём этoт процесс во многом определен степенью развития самого воспринимающего человека. Но и при низкoй восприимчивости, цвет воспринимается по-разному. Так, светлые краски больше привлекают глаз, чем тёмные. Ещё большей притягательной возможностью обладают светлые и тёплые тона. Окрашенные подобным образом объекты воспринимаются ближе. В то же время светлый, но ядовитый цвет вызывает обеспокоенность, и глаз ищет отдых в холодном синем или зелёном.

Вся живопись строится именно на отношении цветовых тонов и их оттенков, посредством которых художник изображает действительность и выражает свое понимание ее.

«Колорит наш — не изящные пятна, — писал Репин, — он должен выражать нам настроение картины, ее душу…»

Художники привыкли считать основными три цвета — красный, желтый, синий. Эти три цвета соответствуют трем краскам, из которых можно получать путем смешения наибольшее количество цветов. Но все-таки основными, главными цветами могут считаться четыре цвета — красный, желтый, зеленый и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. В европейских языках только эти цвета обозначаются словами, корни которых уходят в глубь времен. Все остальные цвета называются или составными словами (желто-зеленый, сине-зеленый), или словами, явно происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы: оранжевый (от orang — апельсин), фисташковый, лимонно-желтый и т. д.

Красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматические (цветные). Все видимые в природе белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными).

К основным характеристикам цвета относятся:

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Эталоном насыщенности считают цвета спектра. Чем ближе цвет природы приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее.

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.

Светлота — это степень близости цвета к белому.

Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же цветовому тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют «тёплыми» тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — «холодными». Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.).

Очень важным свойством в живописи является смешение цветов. В живописи нужный цвет можно получить различными способами. Например, положить краску в чистом виде без смешивания с другими или получить искомый цвет путем смешивания двух или более красок.

В живописи существует три вида смешения красок, что дает возможность получать необходимый цветовой тон или оттенок. Получение нужных цветов и оттенков может достигаться механически (при смешивании красок на палитре), оптически (при нанесении тонкого слоя просвечивающей краски поверх высохшей, ранее нанесенной краски), и так называемое пространственное смешение, являющееся одним из видов оптического смешения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, создавая художественное произведения, художник использует различные свойства цвета, такие как — «теплые» и «холодные» цвета, смешение цветов, насыщенность, светлота и др.

Нашей задачей является изучение особенностей восприятия детьми дошкольного возраста (в частности, детей среднего возраста) этих свойств цвета и изучение средств формирования представлений о цвете. В нашей работе мы будем изучать, в частности, формирование представлений о «теплых» и «холодных» цветах у детей 5-го года жизни.

источник

Использование анализа продуктов детской деятельности для индивидуализации дошкольного образования.

Вопрос индивидуализации образовательного процесса является на сегодняшний момент актуальной проблемой. Что же такое индивидуализация образования, в том числе дошкольного?

Индивидуализация образования –поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

Индивидуализация дошкольного образования –построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В сложившейся практике, процесс обучения и воспитания, как правило, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ребенок может в полной мере реализовать свой потенциал.

Попытки индивидуализировать данный процесс предпринимались не раз: в календарные планы воспитателей включался раздел «индивидуальная работа»,в программах прописывались разные уровни развития детей, в ФГТ были обозначены интегративные качества, в соответствии с ФГОС дошкольного образования: «…Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей…» .

Существенной характеристикой индивидуализированного дошкольного образования являются: диагностическая основа построения Образовательного процесса.

Чтобы индивидуализация была результативной, необходимо выделить, изучить и охарактеризовать особенности развития ребенка, что позволит использовать те или иные формы, методы и средства индивидуализированного влияния на ребенка окружающих взрослых— родителей и педагогов.

Изучение количественно-качественных характеристик и динамики развития дошкольников закономерно выявляет существенные различия между детьми. Изучения этих отличий и особенностей является основой для построения Индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Вот на этом этапе, этапе изучения у многих педагогов возникают трудности. В соответствии с ФГОС ДО « … При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)…»

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования.

«…Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей…».

В качестве методов педагогической диагностики чаще всего используются такие как: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности и т.д.

В связи с тем, что во многих детских садах нет психолога, у педагогов часто возникают проблемы с проведением диагностики, в частности вызывает затруднение анализ продуктов детской деятельности.

Анализ продуктов детской деятельности- способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п. Он применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития, кросс- культурных особенностей и т.п., так и при изучении развития отдельного ребенка в диагностических целях. Наиболее часто как в тех, так и в других целях используются детские рисунки.

Очень важно, чтобы воспитатель мог разработать или выбрать критериальный аппарат. В работе по анализу продуктов детской деятельности можно использовать данную схему (критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений):

1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации ). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).

3. Строение предмета: части предмета расположены верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4. Передача пропорций предмета в изображении.

5. Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6. Передача движения. Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.

7. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или ВЫХОДИТ за линии контура).

9. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

Читайте также:  Анализ на энтерит у детей

11. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес; б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей; в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение; г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13. Творчество. Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

источник

— соответствие содержания работы теме занятия;

— уровень развития технических умений и навыков;

— передача цвета, формы, пространственного расположения предмета и их соответствие сенсорным эталонам; — качество выполнения работы (аккуратность, умение использовать изобразительные материалы по назначению)

Оценка продукта детской деятельности (аппликация).

— умение работать в соответствии с полученными указаниями,

— соответствие работы предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

— есть ли сходство между аппликационным изображением и действительным предметом (натурой, образцом);

— правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

— передана ли разница в размерах частей предмета;

— качество технических навыков и умений (правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета, навык владения ножницами, клеем, салфеткой);

— тщательность или небрежность работы.

Оценка продукта детской деятельности (лепка).

— умение работать в соответствии с полученными указаниями,

— соответствие работы предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

— есть ли сходство между фигуркой и действительным предметом (натурой, образцом);

— правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

— передана ли разница в размерах частей предмета;

— качество технических навыков и умений (наличие навыка раскатывания и скатывания пластилина, использование доски для пластилина, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов);

— тщательность или небрежность работы.

Вопросы для наблюдения и анализа самостоятельной изобразительной деятельности детей.

1. Форма организации деятельности (индивидуальная, групповая).

3. Место организации деятельности.

4. Количество занимающихся детей. Как часто в течение дня дети занимаются изодеятельностью.

5. По чьей инициативе возникла деятельность? Увлечённость детей. Переключение детей на другие виды деятельности.

6. Содержание, тематика и разнообразие детских работ.

7. Источники возникновения тем, замыслов (впечатления окружающей жизни, из личного опыта детей, от восприятия произведений искусства).

8. Характер руководства со стороны воспитателя.

9. Качество детских работ (выразительность, оригинальность, законченность изображения, аккуратность)

10. Проявление интереса к результату работы

11. Отношение воспитателя к результату деятельности.

Примерные вопросы ребёнку по его рисунку

1. Нравится ли тебе твой рисунок? Что тебе нравится в нём?

2. Удалось ли тебе нарисовать всё, что ты хотел?

3. Что не получилось? Почему? Как можно исправить?

4. Чему тебе ещё нужно научиться?

Определите из разговора уровень самооценки и притязаний ребёнка, отношение к деятельности. Отметьте, адекватна ли самооценка ребёнка, отмечает он только достоинства или видит недостатки работы, аргументирует ли своё мнение, детальна ли оценка ребёнка или носит общий характер. Сделать педагогические выводы.

Анализ продукта деятельности

№П/П Содержание работы Оценка
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
2. Передача формы: — форма передана точно; — есть незначительные искажения; — искажения значительные, форма не удалась
3. Строение предмета: — части расположены, верно; — есть незначительные искажения; — части предмета расположены неверно
4. Передача пропорции предмета в изображении: — пропорции предмета соблюдаются; — есть незначительные искажения; — пропорции предмета переданы неверно
5. Композиция(для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей): а) расположение изображений на листе: — по всему листу; — на полосе листа; не продумано, — носит случайный характер; б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину: — соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; — есть незначительные искажения; — пропорциональность разных предметов передана неверно
6. Цвет(в этом критерии так же выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом): а) цветовое решение изображения: — передан реальный цвет предметов; — цветовая гамма определенного вида; — есть отступления от реальной окраски цветовой гаммы; — цвет предметов передан неверно; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: — многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого; — преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно; — безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами)

По всем критериям оценка дается по трехбалльной системе:

Высокий уровень – 12-15 баллов.

Средний уровень – 6-11 балла.

Низкий уровень – 0-5 баллов.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1254 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

2.1. Наука, раскрывающая тайны характера………………………

3. Практическая часть исследования подчерка……………………

5. Список использованных источников………………………….11

Введение
Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики. Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, психологические черты личности. В деятельности человек проявляет осведомленность по определенным вопросам, свои умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, определенные черты характера Итак, рассматривая продукты деятельности человека, можно определить различные психические качества и свойства личности, а так -же уровень их развития. К продуктам человеческой деятельности относятся: письма; автобиографии; дневники; фотографии; записи на кино — и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.)Немаловажную роль в изучении особенностей психики имеет –подчерк. По мнению многих психологов почерк зависит от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блока» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в темпераменте.

Анализ почерка приобретает всё большую популярность как в диагностике, так и в терапии. Графологический анализ применим при профотборе, в сферах клинической психологии, криминологии, образования. В странах Европы, Израиле и США мнение графолога о соискателе учитывается многими нанимателями. В Белоруссии же пока мало кадровых агентств, которые сотрудничают со специалистами по графологическому анализу. Это связано с низким уровнем доверия работодателей к результатам работы графолога. Для решения этой проблемы необходимо выстраивать графологический анализ на основе научного знания, полученного эмпирическим путём. Мы решили, что рассмотрение взаимосвязи почерка и типа личности как необходимого компонента для более организованных структур личности, например, интеллекта и характера, является наиболее актуальным.

Тема проекта: ализ продуктов деятельности.

Цель исследовательской работы: выяснить, можно ли по почерку определить характер человека.

Объект исследования: молодые люди

Предмет исследования: почерк

· Изучение литературы по теме.

· Обобщение результатов исследования.

Гипотеза: предполагается, что по почерку человека можно определить его характер.

1.Разновидности и описание видов. анализа продуктов деятельности

Суть этого метода состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца. Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и пр. Особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. При изучении детей психолог анализирует продукты их детского творчества и учебной деятельности — рисунки, предметы лепки, аппликации, модели, письменные работы, чертежи. Даже беглое ознакомление с творческими и учебными работами учащихся дает некоторое представление об умениях и навыках этих детей, об их способностях и отношении к делу. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.

Анализ продуктов деятельности — метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Распространенным методом данной группы является анализ документов. По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);

г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).

В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.

По содержанию информации документальные источники делятся на:

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты (ГОСТы) и т.п.

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ — метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.

Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.

Можно выделить применения контент-анализа в психологии. Выделим главные из них: — изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;
— изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);
— изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;
— изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

— обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

— анализ высказываний при диагностике особенностей групповой комуникации.

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники — книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т. п.

При контент-анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он, прежде всего, на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом.

Следует особо подчеркнуть, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.

Hеобходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует, как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Читайте также:  Анализ на энтеробиоз у детей повторный

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

• возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

• при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

• возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

• сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Праксиметрический метод известен также, как «анализ продуктов деятельности», «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод». Последние два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными от праксиметрического метода.
Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах.
Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).

Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).

Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.

Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.

Недостатки архивных исследований

В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.

При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.

При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

Разновидности праксиметрического метода

^ Биграфический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.

Контент-анализ (content analysis) представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники.

Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:

  • слово (термин, символ)
  • суждение или законченная мысль
  • тема
  • персонаж
  • автор
  • целостное сообщение

Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки.

Контент-анализу можно подвергнуть любой вид записей. Помимо вербальной, можно анализировать и невербальный материал (например, рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера).

^ Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.

Примеры проективных методик изучения продуктов деятельности:

К праксиметрическим методам также относятся: хронометраж, циклография, профессиография

Основные понятия метода, его недостатки и достоинства приведены в таблице № 1

Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

2. Наука, раскрывающая тайны характера.

Графология – это область знаний о почерке и методах его исследования для получения информации о психическом состоянии и особенностях личности пишущего, о темпераменте, характере, об отношении к содержанию написанного.

Графология, в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, возникла не более трех столетий назад. В то же время существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него — предательская натура».

Первая книга, специально посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции.

С 19 века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра.

Итак, графология — это анализ почерка. Он раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

О чертах характера по почерку начали судить уже давно. Истоки графологии восходят к античности. Ее начатки можно встретить в трудах Теофраста, Аристотеля, Диония Галикарнасского и др.

Одним из первых на связанность почерка с характером обратил внимание римский историк Светоний. В 1622 году была написана работа, которая положила начало развитию графологии. Автором этой самой книги под названием «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму», является К. Бальдо.

Первые попытки систематизировать характерные черты почерка были произведены в 1871 году и принадлежат они Ж.-И. Мишону. Он же и ввел такое понятие как «графология» (от греч. сл. «grapho» — пишу, «logos» – учение). Он полагал, что данная дисциплина должна широко применяться при экспертизе письме (в суде, например). По его инициативе в конце 19 века стали выпускаться специализированные журналы на эту тематику, а также организовываться графологические сообщества. Сам Мишон принимал участие в установлении авторства.

Биолог В. Прейер изучал вопросы патологии письма, психологии и физиологии. Он провел весьма интересный эксперимент над письмом под гипнозом. Тому, кто находился в роли испытуемого, внушалось, что он обладает такими чертами характера, как скрытность, скупость и т.п.. При этом он должен был писать под диктовку. Почерк становился другим, нежели чем тот, который был присущ человеку при обычных обстоятельствах.

Также проводилось еще немало исследований, благодаря которым открывались новые тайны графологии. К примеру, Р. Визер, исследуя почерки более 700 преступников, подтвердила, что по почерку можно выявить наличие в человеке преступных наклонностей. Такой вывод в свое время сделал Ч. Ломброзо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9270 — | 7277 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Юлия Волошина
Анализ продуктов детского творчества

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки, конструирования (постройки, мозаика, лепки (объемные фигуры и композиции, вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки, музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки ]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции, музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах, рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т. д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т. д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т. д.

Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы).

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Рисование в дошкольном возрасте служит и вполне утилитарным целям – развивается рука у ребенка, он учится производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие мозга в целом. Рисование представляет собой как репродуктивную, так и комбинаторную, творческую деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста – столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л. С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий (если не брать в расчет одаренных детей, «вундеркиндов», у которых сроки развития определенных способностей бывают смещены). В России эти проблемы разрабатывал ещё в начале 20 века В. М Бехтерев. Итак, вот эти стадии: Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс, иногда даже больше моторно и тактильно, нежели в «творческом плане», в плане изображения мира. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать (при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Ему приходится использовать «подпорки» в виде слов, объяснения, чтобы другие могли понять, что он изобразил. Третья стадия — индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная рисовать, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге – его увлекает сам процесс. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему прививают ребенку взрослые с течением времени. 3. Зависимость от возраста ребенка 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует этакие предметы –понятия, обобщенные, например дом — значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь западает ребенку в душу, и её он приписывает не менее тщательно, чем мамину улыбку или свою одежду. Через изобразительное творчество происходит также и освоение ребенком логических операций – анализа, синтеза и т. д. Это только на первый взгляд кажется, что детские рисунки, особенно младших дошкольников, хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в его рисунках приобретают причудливую форму. Это можно наблюдать практически – часто бывает, что ребенок искренне удивляется, почему взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем ясно. Активные занятия рисованием также практикуются в рамках арт-терапии, популярном психотерапевтическом методе. Он применяется при лечении многих кризисных состояний психики и психосоматических расстройствах. Изобразительное творчество детей имеет и прикладное значение для науки. Анализ детских рисунков — широко распространенный метод в психологии, зачастую на основе рисунков делается вывод о психологическом состоянии ребенка на данный момент, каких-либо его проблемах

Читайте также:  Анализ на энтеробиоз у детей

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки, конструирования (постройки, мозаика, лепки (объемные фигуры и композиции, вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки, музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки ]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции, музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах, рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т. д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т. д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т. д.

Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы).

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Рисование в дошкольном возрасте служит и вполне утилитарным целям – развивается рука у ребенка, он учится производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие мозга в целом. Рисование представляет собой как репродуктивную, так и комбинаторную, творческую деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста – столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л. С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий (если не брать в расчет одаренных детей, «вундеркиндов», у которых сроки развития определенных способностей бывают смещены). В России эти проблемы разрабатывал ещё в начале 20 века В. М Бехтерев. Итак, вот эти стадии: Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс, иногда даже больше моторно и тактильно, нежели в «творческом плане», в плане изображения мира. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать (при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Ему приходится использовать «подпорки» в виде слов, объяснения, чтобы другие могли понять, что он изобразил. Третья стадия — индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная рисовать, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге – его увлекает сам процесс. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему прививают ребенку взрослые с течением времени. 3. Зависимость от возраста ребенка 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует этакие предметы –понятия, обобщенные, например дом — значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь западает ребенку в душу, и её он приписывает не менее тщательно, чем мамину улыбку или свою одежду. Через изобразительное творчество происходит также и освоение ребенком логических операций – анализа, синтеза и т. д. Это только на первый взгляд кажется, что детские рисунки, особенно младших дошкольников, хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в его рисунках приобретают причудливую форму. Это можно наблюдать практически – часто бывает, что ребенок искренне удивляется, почему взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем ясно. Активные занятия рисованием также практикуются в рамках арт-терапии, популярном психотерапевтическом методе. Он применяется при лечении многих кризисных состояний психики и психосоматических расстройствах. Изобразительное творчество детей имеет и прикладное значение для науки. Анализ детских рисунков — широко распространенный метод в психологии, зачастую на основе рисунков делается вывод о психологическом состоянии ребенка на данный момент, каких-либо его проблемах

Цель: является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование его развитию самостоятельности и творческой инициативы. Знания ребенок не получает, а приобретает, взращивает, познает. Творчество дает ребенку раскрыться, раскрепоститься, дает возможность в свободе выбора инструментов для познавательной деятельности.

Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Источником творческой деятельности ребенка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, выстраиваясь в систему личного мировоспитания, образует новую «единицу» целостной картины мира.

Одной из важных категорий детского творчества является творческая активность – это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности, открытости и высокой мотивации создавать новый продукт. Она рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных творческих способностей, в том числе и творческого потенциала

«Пластилинография». Фотоотчёт детского творчества Совсем скоро дети нашей ясельной (на начало прошлого учебного года) группы перейдут в следующую возрастную группу. И совсем не факт,.

Анализ конечных результатов деятельности детского сада Анализ конечных результатов деятельности Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 8» за 2016-2017.

Анализ выполнения мероприятий по профилактике ОРВИ, гриппа, детского травматизма в старшей группе В старшей группе мероприятия по профилактике травматизма у воспитанников проводились по следующим направлениям: 1. Устранение неблагоприятных.

Видеоотчет о фестивале детского творчества «Надежда» В рамках реализации Государственной программы города Москва «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») с целью выявления,.

Фотоотчет детского творчества «Зимующие птицы» Видео Тема прошедшей недели: «Зимующие птицы» Аппликация «Филин» Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой — обрывная аппликация;.

Конкурс детского творчества «Летнее вдохновение» Название: Вальс цветов Куратор: Наталья Терскова Автор работы: Лиманская Альбина, Будогян Мария Возраст: средняя группа №3 «Бабочки» Описание.

Конкурс детского творчества «Осенние фантазии» В нашем детском саду традиционно проводятся конкурсы поделок детей и их родителей. Этот год не стал исключением. Многие готовились заранее:запасали.

Конкурс детского творчества «Космическое путешествие» МБДОУ №12, Предгорный муниципальный район, Ставропольский край 1. Название: Путешествие в космос Воспитатель: Дорошенко Наталья Дмитриевна.

Анализ деятельности детского сада за период летне-оздоровительной работы 2017 года В течение летнего периода 2017 года детский сад работал в соответствии с планом летней оздоровительной работы. План работы в летне-оздоровительный.

Восприятие детского творчества Дети, не зависимо от возраста и своих творческих способностей, любят рисовать. Это происходит начиная с очень раннего периода, как только.

источник