Меню Рубрики

Анализ по травматизме детей в доу

Проводя профилактическую работу по предупреждению детского травматизма в МБДОУ мы руководствовались Федеральным законом «Об образовании», СанПиН «Санитарно2.4.1.3049-13 «Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; Семейным кодексом РФ раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»; Конвенцией по правам ребенка; инструкциями по охране жизни и здоровья детей, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, требованиями пожнадзора.

В целях предупреждения детского травматизма к работе были привлечены все участники образовательного процесса (педагоги, воспитанники, родители) и выполнены все задачи поставленные перед ДОУ в 2013г. Были разработаны и внедрены нормативно — правовые, методические и иные локальные акты, инструкции по формированию безопасного образовательного пространства. А именно в отчетном периоде в ДОУ изданы приказы: о безопасности ДОУ, о назначении ответственного по охране труда и создание комиссии по охране труда, о назначении ответственного за сохранность здания и сооружений, о назначении комиссии по общему осмотру здания сооружений и инвентаря, о дежурстве по МБДОУ, об усилении мер по ТБ в МБДОУ, о выполнении мер пожарной безопасности. Разработаны план работы ДОУ по предупреждению травматизма, план противопожарных мероприятий, план основных мероприятий в области гражданской обороны, паспорт безопасности (антитеррористической защищённости), положение о дежурном администраторе, паспорт дорожной безопасности, который выставлен на официальном сайте ДОУ.

В течение года были созданы организационно–технические, медико-социальные, педагогические условия, обеспечивающие безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса. В отчетном периоде прошли обучение по охране труда ответственные лица заведующий Т.А. Мельникова, зам. зав. по ВМР Е.В. Шутихина, соц. педагог Э.О. Григорян. Обучение по пожарно-техническому минимуму прошли заведующий ДОУ Мельникова Т.А., заместитель заведующего по АХР Базанова К.С., заместитель заведующего по ВМР Шутихина Е.В. Также на курсах по гражданской обороне обучение прошли заведующий ДОУ Мельникова Т.А., заместитель заведующего по АХР Базанова К.С., ст. мед\сестра Хренычева О.Ю.

Специалистами по ОТ в течение года проводились плановые инструктажи по охране жизни и здоровья детей 2 раза. Целевых инструктажей было 5, внеплановых инструктажей – 2, а зам. зав. по АХР инструктировала и обучала по электробезопасности и пожарной безопасности всех сотрудников ДОУ 2 раза в год. Проверялись знания требований по охране труда у 19-ти сотрудников (вновь прибывших) с оформлением протокола заседания комиссии по охране труда о проверке и удостоверений.

Для предотвращения несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса, в ДОУ особое внимание уделялось на соблюдение требований безопасности.

В ДОУ четко выполнялись требования безопасности к оснащению территории детского сада: оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год осматривались на предмет исправности и безопасности с составлением актов проверки комиссией по охране труда (перед летним оздоровительным периодом, перед началом учебного года). Кроме того, воспитатели детского сада ежедневно осматривали состояния мебели и оборудования групп и прогулочные площадки на предмет их исправности и соответствия санитарным нормам.

В 2013г. в ДОУ заменена система КТС по экстренному вызову наряда полиции, входные двери оснащены домофонами. С целью обеспечения безопасного пребывания всех участников образовательного процесса в осенне-зимний период установили над входом со двора металлический козырек. В ДОУ исправно функционирует система оповещения о пожаре и на каждом этаже имеется планы эвакуаций. ДОУ полностью укомплектовано первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану), обновили информационный стенд по безопасности.
Весной, летом и осенью проводились мероприятия по уборке мусора, приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

В зимний период проводились мероприятия по очистке от сосулек крыши здания, от снега — дорожки, детские площадки. При необходимости скользкие дорожки посыпались песком.

В целях профилактики травматизма детей в ДОУ воспитателями контролировались и страховались дети во время скатывания с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводилась проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек) на предмет исправности.

В отчетном году были разработаны и внедрены в практику: система теоретических, практических занятий; учебно-методические материалы для детей, педагогов, родителей. Проведены объектовые тренировки по теме: «Отработка практических навыков действия работников образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации» под руководством зам. зав. по АХР и занятия по оказанию первой мед. помощи воспитанникам и пострадавшим – ст. мед. сестры. На педагогических советах рассматривались вопросы по безопасному проведению физкультурных мероприятий в ДОУ», «Организация безопасной зимней прогулки».

На оперативных совещаниях проводили анализ работы по профилактике травматизма и создания безопасных условий пребывания детей в ДОУ, консультирование воспитателей и обслуживающего персонала по профилактике травматизма в ДОУ, профилактике гриппа, ОКИ, оказание первой помощи детям при различных видах травм.

Зам. зав. по ВМР проводила индивидуальные консультации с воспитателями по планированию реализации программы ОБЖ. Составлена картотека художественной литературы, игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности.
Воспитателями в группах обновлялись уголки безопасности, в которых имеются настольные и дидактические игры, альбомы, плакаты, раскладушки, макеты дорог, иллюстративный материал по обучению детей безопасному поведению.
Для формирования у воспитанников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций работа с ними проводилась с использованием различных форм:

  • Непосредственно образовательная деятельность – коммуникация, познание, художественное творчество (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация). Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.
  • Беседы («Осторожно «Дорога»», «Внимание – Переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда»)
  • Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные).
  • Выставки рисунков, просмотр мультфильмов.
  • Тематическое занятие по ПДД с участием инспектора ГБДД Евдокимовым И.Е. (фотоотчет на сайте МБДОУ)

Также велась работа с третьими участниками образовательного процесса — это родителями (законными представителями наших воспитанников). Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. На общих родительских собраниях, где выступали заведующий ДОУ, зам. зав. по ВМР и ст. мед. сестра, знакомили родителей с нормативными документами: ФЗ № 15 от 23.02.13г. «Об охране и здоровье граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака»; Постановление Правительские № 246 от 22.04.13г. «Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима»; Паспортом дорожной безопасности МБДОУ», отметив, что схема движения по территории МБДОУ размещена на информационном стенде ДОУ и на официальном сайте ДОУ. А ст. мед. сестра в течение года обращала внимание родителей на профилактику клещевого энцефалита, о мерах по предупреждению отравлений ягодами, грибами, растениями, напоминала о соблюдении и организации питьевого режима, проведения закаливающих процедур и о мерах предупреждения солнечным ударом в летний период.

Социальным педагогам было проведено анкетирование с родителями на тему «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье».
Воспитатели рассказывали родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению, в родительских уголках и на стенде детского сада по безопасности представлены были материалы по темам: «Шалость детей с огнем», «Безопасность ребенка», «Внимание, дорога!», «Соблюдай правила дорожного движения», «Использование ремня безопасности и детских кресел». Были организованы выставки детских рисунков по тематике дорожной безопасности и пожарной безопасности. На официальном сайте МБДОУ открыта «Страничка безопасности» для родителей.

Анализируя профилактическую работу по предупреждению детского травматизма в МБДОУ за 2013 год, можно отметить, что в ДОУ проводилась системная работа по профилактике безопасности. Были разработаны новые локальные акты в сфере обеспечения безопасности в ДОУ, накоплен опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства, отмечается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности, повысился уровень родительского внимания к проблемам безопасности, что положительно сказывается на обучении и воспитании детей безопасной жизнедеятельности.

Итогом профилактической работы по предупреждению детского травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса, является отсутствие травм у воспитанников и сотрудников МБДОУ в 2013г.

источник

Людмила Пихтовникова
Консультация «Предупреждение детского травматизма в ДОУ»

«Предупреждению детского травматизма в ДОУ»

На протяжении многих лет педагогами нашего детского сада ведется работа по оздоровлению воспитанников и по предупреждению детского травматизма. Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу, возрасту и видам травм. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек. В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы и травмы, полученные на улице.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно. Анализ показал, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины травм и травмоопасные ситуации.

Для малышей — наиболее опасны мелкие предметы; основные двигательные навыки у них еще не достаточно сформированы, поэтому травмы в этом возрасте обусловлены падениями. У малышей необходимо развить двигательные навыки и умения ориентироваться в окружающей обстановке, играть с игрушками. С возрастом изменяется характер повреждений: увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Для детей дошкольного возраста характерно активное участие в окружающей жизни, основным местом происшествия для них становится двор. Увлекаясь, они теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях А различные колющие и режущие предметы при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Основной причиной несчастных случаев с воспитанниками является слабый контроль со стороны взрослых. Большое внимание при работе с педагогами уделяем ознакомлению со статистикой травм и проведению тщательного анализа причин травм воспитанников. В целях предупреждения детского травматизма в ДОУ создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитанников и родителей.

Главная цель этой работы – формирование у воспитанников осознанного умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ. В любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ: должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиН к организации режима дня; в тоже время должен научить малышей быть осторожными, вести себя грамотно в любой ситуации.

В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы:

I. Организационно-профилактические мероприятия.

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

• оборудование, расположенное на территории дважды в год осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с составлением актов проверки;

• воспитатели и администрация ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок;

• постоянно проводятся мероприятия по уборке мусора, декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

• в зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, посыпанию песком.

• воспитатели постоянно ведут контроль и страховку воспитанников во время игр,

• содержат выносной материал в исправности и соответствии требованиям безопасности ;

• старшая медицинская сестра принимает участие на занятиях по ОБЖ.

• Инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.

• музыкальный руководитель организуют праздники, развлечения по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.

• мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования;

II. Организационно-профилактические мероприятия с педагогами.

1. Заведующая ДОУ проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей; 2. Администрацией ДОУ проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий,прогулок,походов за пределами детского сада.

3. Составлен план работы ДОУ по предупреждению детского травматизма. 4. В группах оформлены «Уголки безопасности» 5. Для педагогов проводятся консультаций: «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма у дошкольников». 6. В группах составлены картотеки художественной литературы, дидактических игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности. 7. Проводится анкетировании педагогами.

8. Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является задача: совершенствовать работу по охране жизни и здоровья детей с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ 2.4.1. 2660-10 от 22.07.2010 г., формирование навыков и умений безопасного поведения воспитанников. ДОУ имеется методический комплект пособий по обучению детей правилам безопасного поведения: Программа Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»; Методическое пособие Т. Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту»; Методическое пособие Голиценой Н. С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»; Учебное пособие В. В. Колбанова «Уроки Айболита. Расти здоровым»; Методическое пособие С. Н. Черепанова «Правила дорожного движения»; Методическое пособие Н. В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет»; и другие учебно-методические пособия. Учитывая данный методический комплект были разработаны тематические планы для всех возрастных групп.

III .Организационно-профилактические мероприятия с воспитанниками.

Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм.

1. НОД по образовательным областям: безопасность, здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура. Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием видеофильмов и аудио записей.

2. Беседы индивидуальные, под групповые («Осторожно Дорога», «Встречи на улице», «Внимание – Огонь не игрушка», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда», т. д.).

3. Целевые прогулки, экскурсии, походы.

4. Встречи с интересными людьми.

5. Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые,

6. Праздники, досуги, развлечения, КВН, викторины, акции, конкурсы.

7. Просмотр презентаций, фильмов; прослушивание аудио записей.

IV.. Организационно-профилактическая работа с родителями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Проблему безопасности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада без участия родителей. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, а предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.

В ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия с родителями:

• материал на стендах «Уголков безопасности»;

• проведение бесед индивидуальных, под групповых ;

• показ выставок детских рисунков, поделок, макетов ;

• дискуссионные встречи с интересными людьми за «круглым столом»;

• выпуск газет и памяток для родителей.

Мини — музеи по ПДД Более 2-х лет в нашем МБДОУ углубленно ведется работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Цель:создание в МБДОУ.

Профилактика детского травматизма в МКДОУ «Детский сад №56». На протяжении нескольких лет педагогическим составом нашего детского сада ведется работа по оздоровлению детей. Наши дети с особыми образовательными.

Читайте также:  Результат анализов у детей при туберкулезе

источник

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний.

В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности.

Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий.

При анализе многочисленных случаев детского травматизма можно заметить его зависимость от пола (мальчики подвергаются воздействию различных травмирующих агентов чаще, чем девочки. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек) и возраста: здесь подразумевается качественный состав всех случаев травматизации.

Так, установлено, что у детей первого полугодия жизни значительно чаще, чем у детей других возрастов, отмечаются случаи попадания в дыхательные пути инородных тел и ранения тканей ротовой полости; это объясняется тем, что в этот период рецепторный аппарат слизистой оболочки ротовой полости является доминирующим, и ребенок тянет в рот все, что ему попадается под руку. В годовалом возрасте большинство детей начинает самостоятельно ходить, что создает предпосылки для падений с невысоких предметов и на ровном месте. В более позднем дошкольном возрасте с развитием некоторой самостоятельности и повышением уровня любопытства значительно возрастает и вероятность не только механических травм, но и электрических, термических, химических ожогов, а также ранений.

Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35 %), травмы при падении (22-20 %), повреждения острыми предметами (18-20 %), термическое воздействие (15-17 %). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях.

Причины детского бытового травматизма:

— неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

— отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);

— недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;

— дефекты воспитания дома, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Причины детского травматизма в ДОУ:

1) На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком;

2) На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

3) На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

4) на четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП.

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В работе по профилактике детского травматизма в детском садунеобходимо придерживается следующей системы:

1. Четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада:

— оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) должны осматриваться на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Ежедневно должна вестись проверка состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводить мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

3. В зимний период проводить мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма должен вестись контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводиться проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек).

5. Должны проводиться с детьми беседы по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах.

6. должна вестись работа с родителями т.к. круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

источник

В материале представлены основные причины детского травматизма, работа по его предупреждению и профилактические мероприятия в детском саду.

Старший воспитатель: О.В. Гедерт

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В ДОУ

Основные черты, характеризующие детский травматизм, — распределение по полу и возрасту, видам травматизма — остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Причины детского травматизма:

1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным специальным составом;

2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из-под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма.

Большое внимание в детском саду уделяется ознакомление педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводится тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детских садах предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении ,инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы учреждения по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в учреждении и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в детском саду создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

В детском саду ведется работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов и медицинского работника, ведь в любое время года педагог и медицинский работник должны выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должны разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма детский сад придерживается следующей системы:

Профилактические мероприятия в детском саду.

1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

  • оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, мед. работник, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.

4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями Роспотребнадзора.

Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

2. Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;

3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.

5. Медицинский работник проводит инструктаж по профилактике детского травматизма, оказанию первой медицинской помощи.

6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

  • на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
  • ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;
  • через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;
  • показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности.
Читайте также:  Результат анализа по нечипоренко у детей

источник

На бытовые травмы в вопросах детского травматизма приходится до 70 % всех случаев. По статистике у детей дошкольного возраста 8 из 10 случаев повреждений – это полученные на улице травмы, и только 20% приходится на повреждения в помещениях. По половому признаку статистика уже многие годы неизменна: мальчики в два раза чаще сталкиваются с бытовой травматизацией.

Травматизм в детском саду – это экстренный для рассмотрения случай, который не может остаться незамеченным. Выясняются обстоятельства происшествия, берутся объяснительные у педагога, случай фиксируется в медицинском учреждении с пометкой «травма в детском саду». Задача системы образования – организовать пребывание воспитанников в ДОУ таким образом, чтобы процент травматизации детей стремился к нулю. Оценить, возможно ли это, можно ознакомившись с полной статистикой детской травматизма (ДТ): какие причины доминируют, и можно ли причины связать с садом.

Каждый может подскользнуться и получить травму, особенно на мокром полу. Проблема может коснуться и воспитанников, и сотрудников ДОО. Читайте в журнале

что должен делать руководитель, если в рабочее время оказался травмирован работник

1. Лидируют в перечне уколы и порезы разбитым стеклом, а также кусочками льда, сучками не деревьях, сухими веточками; занозы от деревянных игрушек и веток. Сюда же можно отнести ушибы, полученные при катании на детском транспорте. В этот пункт относят и повреждения, обусловленные гололедицей, с передвижением по неочищенной от снега и льда территории. Может ли быть такого рода детский травматизм в ДОУ? Исключить такую вероятность, безусловно, нельзя.

2. На второй позиции смежные травмы: если ребенок не просто поскользнулся, а играл на площадке, которая не очищена должным образом от льда и снега. Также сюда относят травмы, полученные при столкновении с торчащими из земли деревянными либо металлическими предметами. Если на участке есть ямы и выбоины, и малыш угодил в них и получил повреждение в ДОУ, травматизм будет зафиксирован как «травма в д/с».

3. На третьей позиции повреждения, которые связаны с контактом слизистых организма ребенка с металлическими предметами в морозный день. Также сюда относят падение с горок, со спортивного оборудования, травмирование сосульками с крыш и снежными глыбами в оттепель.

Стоит отметить и четвертое место. На нем – повреждения от некачественно закрепленной в д/с мебели. Относят к этой группе и другие травмы, но они однозначно не связаны с ДОУ.

Главная же фундаментальная причина травматизма в ДОУ – недосмотр со стороны взрослых.

Профилактика детского травматизма в детском саду – проблема, не терпящая формальностей. Мало просто ознакомить педсостав сада с неутешительной статистикой, нужно провести глубокий анализ причин травматизации малышей. Причем, этот анализ – работа объемная. Нужно «разбить» все травмы по возрастам, сезонам, травмирующим факторам.

Занимаясь профилактикой травматизма, работники ДОУ должны преследовать конкретные цели:

• направлять воспитание ребят на умение распознавать опасные для их здоровья и жизни ситуации;

• устранять средовые неблагоприятные условия.

А чтобы профилактика травматизма в ДОУ осуществлялась без нареканий, работа должна быть системной. Это значит, что весь трудовой коллектив знакомится с нормативной базой, с теми базовыми требованиями к обеспечению безопасной для дошкольника среды в д/с. Помимо документов, приходящих «сверху» (ФЗ «Об образовании», Инструкция об охране жизни и здоровья детей» и т.д.), вырабатывает ДОУ план по травматизму. А если быть корректнее, План по профилактике травматизма среди воспитанников д/с.

В структуру плана включаются мероприятия, которые касаются всех: воспитанников, педагогов, обслуживающий и медперсонал сада, родителей. Только расширив круг заинтересованных лиц максимально, можно рассчитывать на успешное выполнение плана.

Базовыми являются требования безопасности к обстановке на территории ДОУ.

• Оборудование, что располагается на территории дошкольного учреждения, до начала нового учебного года, а также весной тщательно осматривается с целью фиксации неисправностей. Причем, если возникает повод, осмотры делаются чаще.

• Воспитатели и представители административно звена ДОУ каждый день проверяют состояние мебели и прочего оборудования в групповых, а также отслеживают состояние прогулочных площадок – не может быть в детском пространстве ни острых углов, ни торчащих гвоздей, ни различных неровностей. Мебель и другие интерьерные элементы требуют надежной фиксации. Горки, лесенки на площадке стоят устойчиво, имеют качественные перила и рейки.

• Весной и осенью в д/с активизируются мероприятия, которые помогают устранить до прогулки стоялые последождевые воды. Около сада убирается мусор, проводится декоративная обработка кустарников. Низкие и сухие ветки деревьев вырубается.

• Зимой до прогулки территория очищается от снега и сосулек на постройках, дорожках, игровых площадках, входах, а также наружных лестницах.

• Воспитатели обязательно страхуют детей во время их занятий на горках и различных турниках. Непременно проверяется на надлежащий вид выносной материал (лопатки, формочки).

• Проверку проходит инвентарь и оборудование для игр – оценивает их исправность, а также способность помогать соизмерять двигательную нагрузку согласно сезонности и возрасту ребят.

Это не весь перечень мероприятий по травматизму в ДОУ. Работают специалисты в разных направлениях и с разным контингентом.

Первое и основное – это регулярное проведение инструктажей с работниками д/с по теме профилактики ДТ среди воспитанников. Инструктажи – это не просто списки и журналы, где каждый сотрудник ставит свою роспись. Такое формальное отношение сродни халатному. Потому разумными можно назвать действия той администрации, которая проводит проверочные тесты для работников: с помощью такой экзаменации можно убедиться, что персонал действительно владеет материалом.

• целевые инструктажи в рамках выездов за территорию д/с;

• работу, предупреждающую детский дорожно-транспортный травматизм;

• планирование программы ДОУ по профилактике ДТ;

• формирование уголков безопасности в групповых, что также интерпретируется как предупреждение травматизма в ДОУ;

• игры с малышами по правилам безопасности.

На педсоветах, и тематических, и общих, целесообразно показывать педколлективу обучающие презентации. Педагоги знакомятся работников сада с актуальными требованиями касательно профилактики ДТ, с новыми возможностями реализации плана по предупреждению и т.д.

Во благо ребенка коллектив д/с должен прийти к стратегии сотрудничества с родителями. Это не просто желательное социальное партнерство, а атрибут полноценного воспитания, где педагог и родитель идут в одном направлении, преследуют одни цели и помогают друг другу.

Цель сотрудничества с семьей – пояснить своевременность и значимость проблемы безопасности ребят, поднять образовательный уровень семьи, а также определить те правила, с которым не только педсостав, но и прежде всего, мамы и папы должны познакомить ребят.

Родительское собрание по профилактике травматизма

Задача д/с – предоставить семье полную, доступную и структурированную информацию касательно предупреждения травматизма. Не только требовать, но и помогать – вот слоган сотрудничества педагогов и семьи. Как объяснить ребенку правила безопасности, как приучить его к разумной осторожность, как предостеречь от травм: на эти вопросы родители на собрании захотят получить ответ. И воспитатель вместе с психологом должны помочь мамам и папам получить развернутый ответ, которым можно воспользоваться практически.

Родительские чтения «Мамам и папам о безопасности»

Лектории и семинары для родителей сегодня все чаще устраиваются по запросу. Сами мамы и папы стараются сознательно относиться к воспитанию детей, и если некоторых знаний и навыков им не хватает, они хотят получить их из надежных источников. Потому инициатива детского сада устроить семинары или лектории вполне может быть подхвачена родительским сообществом. В роли лекторов могут выступать как педагоги сада, так и медработники (в том числе и приглашенные). Так, можно пригласить на встречу с родителями детского травматолога, который не только расскажет о статистике касательно детского травматизма, но и о доступных мерах противостояния травматизму, а также о первой доврачебной помощи.

Разработка методических пособий для родителей

Речь идет о памятках, рекламках, публикациях, которые иллюстративно и четко доносят до взрослых информацию касательно профилактики детского травматизма. Они должны быть простыми, понятными. Памятки оснащаются изображениями, акцентными фразами и пошаговыми инструкциями (если речь идет, например, о первой помощи).

Индивидуальные беседы и консультации

В частности, беседы ведутся с родителями, дети которых более других ребят подвержены травматизму. Гиперактивные, непоседливые, с высоким уровнем агрессии – эти воспитанники находятся на особом контроле, и взрослые представители детей не изолируются от усилий педагогов по коррекции поведения.

Профилактика детского травматизма в ДОУ может состоять и из других, возможно, более интересных и современных мероприятий с участием родителей. Это и спортивные мероприятия, помогающие обучиться правилам безопасности, развитию внимательности и наблюдательности.

Будьте готовы оперативно оказать первую помощь, не дожидаясь приезда «скорой»! Вы овладеете необходимыми навыками за 16 академических часов — пройдите курс «Правила оказания первой помощи пострадавшим» и получите удостоверение о повышении квалификации

Невозможно представить себе план по профилактике травматизма, если он не затрагивает пласт работы с ребятами. Дошкольники в силу возраста плохо воспринимают инструктажи и прочую назидательную информацию. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра, потому через игровые приемы можно воспитать в детях осторожность, ответственное отношение к поведению, привить правила безопасности.

Какие это могут быть мероприятия:

• интерактивная игра «Береги себя, малыш»;

• викторина «Самый осторожный»;

• спортивные минутки «Честная игра»;

• художественное чтение вслух;

• конкурс рисунков «Добрый мир в ладошках»;

• игровой квест «Маленькие правила безопасности».

Конечно, ребенок копирует взрослого. И стоит взрослому единожды нарушить правила, которые он доносит до малыша, как их авторитетность и принципиальность обнулится. Даже если ребенок один раз увидел, как воспитатель переходит дорогу в неположенном месте, этого хватит для усомнения в прививаемых правилах.

То же касается и родителей. Взрослые демонстрируют каждый день, как нужно относиться к собственной безопасности, к организации пространства. Только совместная разумная деятельность взрослых по профилактике детских травм поможет сделать статистику по дошкольному травматизму более оптимистичной.

источник

—> Заведующая МАДОО № 40 Басанова Татьяна Юрьевна тел: 8(34368) 4-12-51

Заместитель заведующей по воспитательно — образовательной работе Соколова Ольга Владимировна
тел:8(912)62-48-971
e-mail:sova198013@mail.ru

Муниципальное казенное учреждение «Управление дошкольного образования городского округа Верхняя Пышма».
Начальник образования Дичанкина Любовь Алексеевна
Тел:8(34368)5-42- 17

Заместитель начальника Полетаева Наталья Александровна
Тел:8(34368)5-28-21

Ведущий спеиалист управления дошкольного образования Квасова Ирина Владимировна
тел:8(34368)5-28-21

—> 8-800-2000-122 Телефон доверия для детей,подростков и их родителей,находящися в трудной жизненной ситуации

8(343)307-72-32 Телефон доверия для детей и подростков

Кризистный центр «Екатерина» 8(343)220-30-28 lusy@isnet.ru ICQ 647173204 —>

по случаям травматизма среди воспитанников в МАДОО № 40 за 2014 г.

За 2014 год в МАДОО № 40 зафиксировано два случая травматизма.

Так,17.04.2014г. был зарегистрирован несчастный случай с воспитанницей старшей группы Кротовой Софьи 2008 г.р.: На полдник в этот день давали расстегаи с рыбой. Во время приёма пищи Софья почувствовала, что ей стало что-то мешать в горле, о чём она сразу же сказала воспитателю, воспитатель немедленно оповестил заведующего детским садом и медицинскую сестру, после чего она осмотрела девочку и сказала, что необходимо для консультации обратиться к врачу, сразу с бабушкой к врачу они не поехали, когда мама пришла с работы домой, она отвезла дочь в травмпункт, где из гортани Софьи была извлечена рыбная косточка. На следующий день Софья пришла в детский сад.

В целях обеспечения профилактики детского травматизма и усилению работы по охране жизни и здоровья детей в детском саду организованы следующие мероприятия:

1. Уполномоченной по охране труда Родиной Ольгой Алексеевной проведен внеочередной инструктаж сотрудников ДОУ на тему «Профилактика травматизма детей», под личную подпись инструктируемых в соответствующем журнале.

2. Заместителем заведующей по воспитательно — образовательной работе Соколовой Ольгой Владимировной усилен контроль за выполнением плана мероприятий по профилактике детского травматизма.

3. Медсестрой детского сада Ткачёвой Галиной Александровной проведена дополнительная консультация — практикум с педагогами по оказанию первой помощи при травме, а так же проведена беседа с поварами на тему «Порядок обработки рыбы и мясных продуктов в процессе приготовления пищи»

4. Воспитателями всех возрастных групп проведены беседы с родителями на тему «Профилактика детского травматизма».

Кроме того, на примере данного случая педагогами всех возрастных групп проведены дополнительные беседы с детьми о том, как необходимо вести себя за столом во время еды.

По результатам расследования несчастного случая повару МАДОО детский сад № 40 Шуваловой Ларисе Мататьяновне был объявлен выговор за халатное отношение к работе.

14.08.2014 г зафиксирован несчастный случай с воспитанницей средней группы Танской Алёной 2010 г.р. 14 августа в средней группе присутствовало 17 воспитанников. В 10.00 воспитанники вместе с воспитателем Ивановой Ксенией Сергеевной вышли на прогулку, после инструктажа воспитателя о правилах поведения во время прогулки дети с воспитателем начали играть в подвижную игру «Лиса и цыплята», Танская Алёна , убегая от «лисы» запнулась об свою ногу и упала. После чего она пожаловалась на боль в локтевом суставе, о чём незамедлительно были оповещены родители Алёны. Так как в данный момент медицинская сестра Ткачёва Г.А. находилась в отпуске и не могла на месте произвести осмотр ребёнка, родителям было предложено отвести Алёну в травмпункт, куда они и отправились. В травпункте девочке был поставлен диагноз «ушиб правого локтевого сустава». На следующий день ребёнок пришёл в детский сад.

В целях обеспечения профилактики детского травматизма и усилению работы по охране жизни и здоровья детей в детском саду организованы следующие мероприятия:

1. Уполномоченной по охране труда Родиной Ольгой Алексеевной проведен внеочередной инструктаж сотрудников ДОО на тему «Профилактика травматизма детей», под личную подпись инструктируемых в соответствующем журнале.

2. Заместителем заведующей по воспитательно — образовательной работе Соколовой Ольгой Владимировной усилен контроль за выполнением плана мероприятий по профилактике детского травматизма.

3. Заведующим детского сада Басановой Татьяной Юрьевной проведена дополнительная консультация — практикум с педагогами по оказанию первой помощи при ушибах.

4. Воспитателями всех возрастных групп проведены беседы с родителями на тему «Профилактика детского травматизма».

В этом году велась следующая работа по профилактике травматизма среди воспитанников их родителей, а так же с коллективом детского сада

источник

Информационный материал для тематической страницы.

На основании проведенных исследований и анализа детского травматизма в Республике Беларусь и других странах, можно отметить, что самой главной причиной является отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп. Если подробнее рассматривать причины получения травм, то здесь есть еще один важный аспект – возраст ребенка. Так как каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные травмогенные ситуации. В младенческие годы, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, основными причинами травм являются ожоги кипятком и падения с высоты. Малыши падают с пеленальных столов, кроватей, из колясок и даже из маминых рук.

Читайте также:  Рисунок дома для детей анализ

На территории Лоевского района совсем недавно произошел случай когда мама осуществляла розжиг отопительной печи бензином и рядом находящийся ребенок получил травмы огнем.

Как правило, в 90% случаев младенцы получают травмы в домашней обстановке, и все они – результат недосмотра за ребенком. Врачи подметили, что пик поступления маленьких пациентов — с 18.00 до 23.00, в то время, когда, казалось бы, дети находятся под присмотром родителей. А ведь многих бед можно было бы избежать, будь взрослые внимательнее, осторожнее и заботливее.

С 3-х лет дети становятся особенно активными и любопытными. Исследуют плиту, утюг, обогреватель и получают конкретные ожоги. Тянут в рот шнуры от электроприборов, втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы и получают электротравмы. Нередко химические ожоги продуктами бытовой химии и различными кислотами. Известен случай, когда двухлетний мальчик обнаружил дома бутылку с уксусной эссенцией, и сделал глоток.

4-6-летние дети начинают делать первые самостоятельные выводы: обследуют предметы, наблюдают доступные их пониманию явления. Значительно расширяется область самостоятельной деятельности детей, а с ней и увеличивается степень риска.

7-12-летние дети очень любят разводить костры, в которые бросают шифер, использованные баллончики из-под аэрозолей, дезодорантов и получают тяжелые ожоги пламенем, которые приводят к инвалидности или даже заканчиваются смертельным исходом.

С 15 лет мальчишек как магнитом тянет к технике: они гоняют на мотоциклах и изучают электрощитки. Подросток с помощью зажженной спички решил проверить, сколько бензина осталось в баке, а очнулся на больничной койке. Другой парень влез в электрощитовую с напряжением 10 000 вольт и остался инвалидом: ребенку пришлось ампутировать верхние конечности.

Случаи получения травм детьми увеличиваются в период каникул – тысячи детей и их родителей отправляются на отдых в лагеря, в деревни, на дачи. Оказавшись на природе, дети радуются возможности поиграть, попрыгать, побегать. Хорошо, когда это происходит под контролем взрослых, но если его нет, ребенок может получить травму. Практика показывает, что у детей, которые отдыхают организованно и под присмотром, травмы происходят в 4,5 раза реже.

У мальчиков они встречаются в 3-3,5 раза чаще, чем у девочек, при этом количество травм увеличивается с возрастом. Поскольку травмы – это повреждения организма в результате внешнего воздействия, то большинство из них можно предотвратить. Мы сами способны повлиять на обстоятельства, которые приводят к различным повреждениям.

В структуре детского зимнего травматизма преобладают бытовые травмы и травмы полученные при игре на улице. Причины их весьма разнообразны: ожоги, ранения острыми предметами, падения и переломы конечностей. Повреждения чаще всего носят характер поверхностных ранений, ушибов, растяжений. Исходы не всегда бывают благополучными, часть детей нуждается в стационарном лечении в связи с переломами, ожогами, сотрясениями головного мозга. В холодное время года у детей возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговых травм, полученных во дворах, на улице. Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического и эмоционального развития. Дети в возрасте 5-7 лет, увлекаясь игрой, теряют над собой контроль, именно поэтому они чаще всего получают травмы в таких ситуациях.

Дети 7-14 лет реже получают повреждения в квартире. Жажда исследовательской деятельности влечет их на улицу, порой в совсем неподходящие для прогулок места — строительные площадки, захламленные дворы, пустыри и т.д. Импульсивность, склонность к шалости нередко делают их участниками отчаянных игр, связанных с огнем, погонями по крышам сараев, прыжками с большой высоты, влезанием на заборы (в этой возрастной группе 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% — в помещениях).

В холодное время зоной повышенной опасности становятся дворы.

В прошлом году на шестилетнего ребенка упали железные ворота. Жизнь мальчика оборвалась. Тот вечер для семьи ничем не отличался от остальных. Старшая дочка делала уроки, шестилетние двойняшки играли во дворе возле новостроек, а мама с пятого этажа наблюдала за малышами. Они постоянно были на виду. Вскоре, прибежала дочка — двойняшка, и сообщила матери, что её братик умер. Он лежал на земле, глаза были открыты. Затем врачи в реанимационном отделении больницы сообщили, что привезли уже мертвого ребенка. Как выяснилось, мальчик стоял в стороне, а на него упали железные ворота. Двое других ребят начали раскачивать их, поэтому они рухнули.

Также весьма травмоопасными являются качели, в основном неухоженные: стойки расшатываются, металлические перекладины ослабевают, канаты перетираются, сиденья трескаются. Все это чревато травмами. После падения с качелей типичной ошибкой является попытка встать на ноги, приводящая к получению дополнительного удара. В последнее время все большей популярностью у ребят пользуется катание на роликовых коньках и лыжах. Оно приносит большое удовольствие, но нужно помнить, что желательно кататься на ровном покрытии, обязательно пользоваться защитным снаряжением (шлем, протекторы для кистей, локтей, коленей). При падении возможны серьезные ушибы, и чаще всего поражаются суставы рук, предплечья, колени.

Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Места они подбирают соответствующие – на чердаках домов, в сараях, подвалах, недалеко от хозяйственных построек, около стогов сена и главное в то время, когда утерян контроль взрослых. Таинственность и темнота требуют применения огня, и тогда дети, не задумываясь о последствиях, могут развести костер там, где опасно зажечь даже спичку. Пока огонь небольшой, ребенок наблюдает за происходящим. Как только огонь принимает устрашающие размеры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реакцией является испуг, а потом стремление спрятаться. Кроме того, дети склонны изучать горение различных предметов и веществ. Бросают в огонь пластмассу, шифер, линолеум, неизвестно чем пропитанные тряпки. Бесстрашно льют в костер краску, масло, бензин, керосин, одеколон, растворители, лаки. В итоге ожоги и травмы от осколков неминуемы. К тому же при их горении выделяются ядовитые газы, вдыхание которых может привести к отравлению ребенка.

А сколько несчастий доставляют баллончики с аэрозолями, пузырьки, бутылки, наполненные горючими веществами! Попав в огонь, они взрываются, приводя к травматическому поражению глаз, рук, лица и к их серьезным ожогам. Иной раз дети находят и бросают в костер порох, патроны и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва. Опасны ожоги пламенем, которые наиболее часто наблюдаются у ребят младшего, среднего и даже старшего возраста во время игр с огнеопасными предметами (петарды и т.д.).

Говоря об играх детей с огнем, нельзя обойти стороной еще одну важную причину травм. Очень часто дети «экспериментируют» с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), опасными веществами, последствия таких опытов также всегда предсказуемо печальны. Ожоги — включая ожоги паром, ЛВЖ — достаточно распространенные травмы у детей.

К сожалению, не теряет своей актуальности проблема детской шалости с огнем. В особой группе риска дети дошкольного и младшего школьного возраста – именно они чаще всего получают травмы и что самое страшное гибнут в огне пожаров. Родители оставляют детей одних и, закрыв дверь на ключ, уходят. Но не считают нужным убирать в недоступные места спички и зажигалки. И, как правило, уже после, когда исправить ничего нельзя родители вспоминают, что не придавали этому никакого значения, будучи уверенными, в том, что их ребенок не сможет до них дотянуться. Да и оставляли ребенка всего-то на несколько минут. К сожалению, этих набивших горькую оскомину нескольких минут достаточно для того, чтобы горящая спичка, выпавшая из детских рук, стала причиной пожара. Самое страшное, в том, что в такой ситуации ребенок не имеет возможности спастись.

В 2017 году на территории г.п.Лоев произошел 1 факт возникновения пожара по причине детской шалости с огнем. Ребенок зажег листья на здании гаража, в результате чего была повреждена кровля здания гаража.

Ребенок младшего школьного возраста, а тем более дошкольного, не должен самостоятельно разжигать газовую плиту или огонь в печи. Взрослые, прививая ребенку, навыки самостоятельности, часто сами предлагают ему разжечь конфорку газовой плиты или растопить печь, не думая о том, что детская страсть к экспериментам может привести к ожогам, а также вызвать в доме пожар.

Под наблюдением взрослых ребенок может сделать все «по правилам», но, оставаясь один с плитой или печью, подчас не может удержаться от соблазна попробовать сотворить что-нибудь этакое. Необходимо помнить, что спички, зажигалки должны лежать в недоступном для детей месте. Кроме того, родителям следует постоянно вести разъяснительную работу об опасности, таящейся в этих предметах.

Если возраст ребенка позволяет обучать его обращаться со спичками (т.е. ребенку не менее 12 лет), то в этом случае все манипуляции с огнем должны происходить только в присутствии взрослых. Ребенку надо показать, как правильно чиркать спичкой о коробок, а именно — в направлении «от себя». Двигая спичкой по коробку «на себя», он рискует получить ожог рук, лица, глаз отколовшимся от спички кусочком серы.

А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которых с подожженными «хвостами» бросают с балкона или из окон. Под действием ветра, попадая через форточку в квартиры или на балконы нижерасположенных этажей, эти далеко не безобидные игрушки могут вызвать серьезные пожары.

Серьезную озабоченность вызывают поражения электрическим током, которые приводят не только к глубоким ожогам, но и к остановке сердца, дыхания, что требует немедленного проведения реанимационных мероприятий.

Вся жизнь человека сопряжена с опасностями. То, что они таятся в некачественной пище, загрязненной воде, отравленном воздухе и других очевидных источниках, знают все. Но опасности могут быть даже там, где о них не подозревают.

Очень часто дети попадают в опасные ситуации из-за отсутствия элементарного жизненного опыта. Ребенок вряд ли может предусмотреть, что игры в песчаном карьере далеко не безобидны. Песок смертельно опасен. Не какой-нибудь зыбучий, засасывающий машины и людей, а самый обыкновенный. Тот, что засыпан в детские песочницы, в котором на пляже весело дурачатся взрослые и дети и строят крепости и замки. Чаще всего людей, детей засыпало на берегу водоема, на пляже, стройплощадках, в карьерах. Само обрушение было вызвано разными обстоятельствами: купанием, строительством туннелей, прыжками или падением в яму. Обычно после обвала почвы жертвы оказывались полностью погруженными в песок, фактически не оставляя на поверхности признаков своего местонахождения, что затрудняло поиски. При этом использовать для их спасения тяжелое оборудование просто невозможно.

В зимний период, а так же в период движения льда по реке ежегодно на водоемах гибнут дети, оставленные без контроля взрослых. В прошлом году буквально в первые дни зимних каникул на водоемах произошли непоправимые трагедии.

Боль, бессилие, обида на себя и весь белый свет – очень трудно подобрать нужные слова, словосочетания и фразы, чтобы описать чувства родителей, нет таких слов, лекарств и средств, чтобы их утешить. Со щемящей болью в сердце они живут дальше, бесконечно задавая себе один и тот же вопрос: «За что?». Хотя, как бы жестоко это не звучало, гораздо уместнее будет спросить себя почему? Почему ребенок находился возле водоема один? Почему ему вовремя не объяснили, что это опасно? Почему беспечность всегда доминирует над осторожностью? Отпуская ребенка даже в подростковом возрасте одного на водоем, родители не задумываются над тем, что случись экстремальная ситуация, и помочь ему такие же как он дети, попросту не смогут. Ведь спасти тонущего человека под силу не каждому взрослому.

Еще один момент, на котором стоит остановиться – это бочки и ванны с водой, искусственные водоемы, бассейны во дворах. Здесь особое внимание и тревогу вызывают маленькие дети. Буквально нескольких минут достаточно, чтобы ребенок дошкольного возраста, попав в воду, захлебнулся либо его придавило чугунной ванной.

Нередко дети страдают также от укусов домашних животных (кошек, собак). Такие раны, как правило, плохо заживают. Пострадав от зубов животного, необходимо сразу же промыть рану крепким мыльным раствором и немедленно обратиться к врачу. Даже если животное выглядит внешне здоровым, оно может оказаться больным бешенством. Поэтому в таких ситуациях нужно обязательно обращаться к врачу.

Выезжая с детьми на дачу, в деревню, на природу, познакомьте их с особенностями местности. Расскажите детям о животных, которые обитают. Что они опасны. Несмотря на индивидуальность каждого несчастного случая, оказывается, что за массой кажущихся случайностей стоят строго определенные закономерности:

— особенности детской психики (беспомощность, любопытство, самонадеянность, отсутствие причинно-следственного мышления, минимальный уровень знаний, ошибочное представление об окружающих явлениях);

— повышенная двигательная активность;

— отсутствие организованного досуга.

Работа по профилактике несчастных случаев с детьми должна предусматривать решение многих вопросов, среди которых наиболее важные:

— направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

— устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка;

— воспитание навыков безопасного поведения;

— постоянный контроль со стороны взрослых за играми детей;

— техническое обслуживание горок, качелей специалистами ЖЭУ;

— выполнение правил техники безопасности детьми дома, на улице, в школе, в ходе проведения спортивных соревнований.

Систематические, правильно построенные обучающие занятия способствуют расширению знаний детей о профилактике травматизма, выработке у них навыков осмотрительного поведения, умений переносить полученные знания и навыки в реальные жизненные ситуации.

К сожалению, в тех случаях, о которых сегодня шла речь уже ничего нельзя изменить. Поздно сокрушаться и возмущаться, мы можем только констатировать факты. Но всех этих ситуаций могло бы и не быть, если бы взрослые были внимательнее, предусмотрительнее, осторожнее. Существует ошибочное мнение, что уберечь ребенка от травм можно лишь сплошными запретами. Это не так. Детям нужна свобода, простор для творчества, в играх у них формируется характер, воля, физические качества. Движение стимулирует развитие мысли. Задача взрослых – не бороться с физиологически оправданной активностью, а отвлекать детей от рискованных шалостей, заполнять их досуг разумными играми, а также научить предвидеть травмоопасные ситуации. Поэтому помните, ребенок должен чувствовать вашу любовь и внимание и всегда быть под пристальным (но не надоедливым) контролем! Придет время и ваш ребенок последует не вашим словам, а вашим поступкам, поэтому – безопасному поведению вы сможете научить только собственными правильными действиями.

источник