Меню Рубрики

Рисунок дома для детей анализ

Тест «Дом, дерево, человек» придуман психологом Джоном Баком в 1948 году и используется до сих пор. Все просто: испытуемому нужно нарисовать три упомянутые в названии фигуры, после чего психолог сможет оценить его эмоциональное состояние, изучив получившийся триптих.

Чтобы провести исследование по всем правилам, потребуется специальная подготовка и методичка на 350 страниц, но мы не будем столь строги. Дело в том, что все заявленные в названии фигуры призваны показать одно и то же — внутренний мир автора, а утроение просто позволяет избежать разночтений: характерные признаки повторяются на каждой картинке. Поэтому пусть ваш ребенок нарисует только дом, а для того, чтобы выявить случайности и закономерности, порасспрашивайте его про наиболее странные детали получившейся картины. Тест годится для детей старше 3 лет.

  1. Приготовьте лист бумаги и цветные карандаши.
  2. Озвучьте задание: «Нарисуй, пожалуйста, дом. И постарайся сделать это как можно лучше».
  3. Понаблюдайте, как ребенок рисует.
  4. Когда шедевр будет готов, проведите с творцом маленькое интервью: «Кто живет в этом доме?», «Это счастливый дом?» и так далее.

Возможно, нормальный дом для вас — панельная двадцатиэтажка или бунгало с бассейном, но у психологов правильным считается примитивное сооружение с парой окон, дверью, остроконечным верхом и трубой. А вот отсутствие на картинке всех этих деталей, непрорисованное основание дома, незакрашенная крыша, строительные просчеты (окна треугольные, дверь маленькая, а то и вовсе нет ни того, ни другого) — говорят о том, что у художника есть определенные психологические проблемы. Расшифровывая картину, не забудьте сделать скидку на возраст ребенка. Так, например, труба, торчащая из крыши под углом, наводящем на мысль о нетрезвом печнике, вовсе не означает, что малыш подсознательно стремится угореть. Это нормальная деталь детского рисунка.

Чем она выше и оригинальнее, тем богаче детская фантазия. А вот плоская и плохо прорисованная крыша говорит о том, что вам пора заняться с малышом интеллектуальной зарядкой. Не слишком ли много времени он проводит перед телевизором?

Это символ теплоты отношений. Если ее вообще нет на картинке, значит, вы излишне строги с ребенком и ему явно не хватает банальной родительской ласки. Труба размером с колокольню Ивана Великого и густым дымом, валящим из нее, говорит о том, что в душе ребенка кипят слишком уж бурные страсти и справиться с ними самостоятельно он не может. Возможно, вы перегружаете малыша «взрослой» информацией, которую он пока не в состоянии правильно «обработать».

Эта деталь рисунка демонстрирует готовность вашего чада к общению. Если она находится в центре дома и гостеприимно распахнута — волноваться не о чем. А вот маленькая боковая дверь (бывает еще и с висящим на ней замком) сообщает о чрезмерной замкнутости. 10 правил общения с ребенком-интроветом.

Практически зеркало души. Если их нет вообще или они занавешены (закрыты ставнями, забиты досками) — это значит, что малыш большей частью живет в своем внутреннем мире. Несоразмерно высокие окна нарисует маленький мечтатель, которому уютнее витать в облаках, чем ходить по земле.

Размер рисунка и его расположение тоже имеют значение. Психологи тут, как всегда, за золотую середину: аккуратное, не большое и не маленькое строение примерно в середине листа говорит нам об адекватности авторской самооценки. Скособоченная, покосившаяся хижина — признак слишком критичного отношения к себе. Читайте, как воспитать ребенка уверенным в себе. Разрозненные домишки вместо целого здания сообщают о желании ребенка отстраниться от кого-то из близких ему людей.

Обычно дети начинают «строить» домик с крыши или основания, а потом прорисовывают детали. Но не уверенные в себе малыши, наоборот, сперва приступают к мелким объектам, а потом с трудом связывают их между собой.

Если архитектор решил раскрасить свое творение, стоит обратить внимание и на выбранный цвет. Монохромность означает, что маляр побаивается эмоций (ну, или вы недокладываете ему карандашей), а «радугу на стенах» нарисует мятущаяся натура. Большинство детей, по статистике, создают домики с зеленой крышей и коричневыми стенами — именно такое цветовое решение считается нормой. Черная краска говорит о пугливости, красная — означает повышенные уязвимость и потребность в заботе. А вот желтый дом в этом тесте считается выражением враждебности по отношению к окружающему миру.

Кроме самого дома, на картинке могут оказаться дополнительные детали, и о них специалистам тоже есть что сказать. Кусты, тропинки и двор, окруженный забором? Ребенок хочет отгородиться от какого-то источника тревоги! А вот солнышко в небесах — это хорошо. Скорее всего, это вы.

источник

Одна из самых известных и широко применяемых на практике методик исследования нашего сознательного и бессознательного — знаменитый тест «Дом-дерево-человек», предложенный Дж. Буком еще в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы по отдельности, однако позже тест был модифицирован другим исследователем — Р. Берне. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте мы используем в настоящее время этот тест.

Нарисовать «триаду» можно предложить и взрослому, и малышу как индивидуально, так и в группе — вот почему тест столь популярен в наше время повального увлечения психологией. Во множестве школ дети рисуют этот классический рисунок по просьбе школьного психолога, и даже в детских садах с некоторых пор малыши изображают домики с деревцами не просто так, а «со смыслом».

Можно дискутировать о том, насколько тестирование вообще и проективные методики в частности позволяют получить объективную информацию о личности человека. Но тот факт, что внимательному взрослому, вооруженному нужной информацией, будет легче оценить степень душевного благополучия своего ребенка и вовремя обратить внимание на то, что этого внимания настоятельно требует, — бесспорен.

Поэтому познакомлю вас с тестом поближе. Как и остальные рисуночные тесты, он называется проективным, поскольку представляет собой именно проекцию нашего бессознательного «на чистый лист». Идея состоит в том, что ребенку предлагают изобразить дом, дерево и человека, а когда рисунок будет готов, его дополняют расспросами о деталях сюжета.

Полная «расшифровка» всех элементов заняла бы пару десятков страниц, и, кроме того, при желании вы всегда можете найти методику в Интернете. Поэтому ограничимся лишь тем, на что в основном следует обратить внимание.

Итак, давайте посмотрим, как малыш изобразил дом. Хорошо, если он получился симпатичным и уютным. А вот если дом некрасивый, развалившийся — вполне возможно, ребенок таким образом воспринимает свой собственный дом в широком смысле, то есть свою семью.

Если дом много крупнее всех других элементов рисунка (дерева и человека) — значение семьи в его мире чрезмерно велико. А в случае, когда дом очень маленький — семейные связи в понимании ребенка, наоборот, слабы и непрочны. Если же домик еще и нарисован в отдалении, на заднем плане — можно говорить о чувстве отверженности.

Также не слишком здорово, когда вместо дома нарисован его план (проекция сверху) или же дом рисуется с многочисленными исправлениями, стираниями, неуверенными контурами — возможно, имеет место серьезный семейный конфликт.

Обратите внимание на ступеньки. Обычно детки рисуют их перед дверью, но если вдруг они ведут в глухую стену без дверей — это может быть свидетельством конфликтной ситуации, вследствие которой ребенок «закрывается» от общения.

В норме в домике должны быть и окна, и двери. Если их нет — ребенок замкнут, избегает контактов, боится раскрыться. Огромный замок на дверях также говорит о скрытности, мнительности и недоверии к миру.

Решетки на окнах символизируют боязнь агрессии, наличие ощущения опасности либо зависимости и несвободы. Чтобы разобраться, в чем же дело, посмотрите и на стены — слишком толстые стены в сочетании с мощной крышей также говорят о потребности в защите.

Крыша — проекция сферы фантазии. Рассмотрев ее внимательно, можно понять, насколько ваш ребенок — фантазер.

Еще пару десятков лет назад на всех рисунках непременно была и труба с дымком. Ее отсутствие оценивалось психологами как нехватка тепла в семье. Однако современные городские дети все чаще рисуют то, что видят — дома без труб. Конечно, вполне можно предположить, что эмоциональный климат в современных урбанизованных семьях попрохладней, чем в некогда больших патриархальных. Но может, все объясняется проще: дети просто никогда не видели домика с трубой, тем более — с печью, которую топят (источник дымка).

Еще нюанс: если при обсуждении рисунка ребенок говорит, что в домике живет он один без взрослых — возможно, его чересчур опекают и он уже устал от этого.

Теперь рассмотрим рисунок дерева. Повышенного внимания требует автор любого «проблемного» растения.

Если дерево сухое, сломанное, без листьев и корней — ребенок явно ощущает сильный психологический дискомфорт или даже депрессию.

Отсутствие корней вообще не слишком хороший знак — это может говорить о слабой привязанности к семье, малой значимости семейный связей.

Если корни висят в воздухе, без земли — ребенок, возможно, не ощущает устойчивости, «почвы под ногами» — или просто плохо ориентируется в реальной жизни.

Если очень тщательно прорисована кора — сильна боязнь агрессии и потребность в защите.

Дупло, особенно сильно наведенное — знак перенесенной в прошлом травматичной, сложной ситуации. Если в дупле сидит белка или птица — это свидетельство потребности в защите и спокойствии.

Ветки — символы общительности ребенка. Если они расходятся в стороны, образуя раскидистую крону — ребенок контактен, открыт. А вот если, напротив, прижаты и нарисованы одной-двумя линиями — с общением могут быть проблемы. Если ветви скрыты листьями — автор рисунка также скрытен.

Проблемно, когда отсутствует крона (листья) — ребенок не видит будущего, не представляет себе перспектив своей жизни. Если ветви обрублены и обломаны — это свидетельство психотравмы или депрессии, а если ветки заканчиваются остриями — это проявление агрессивности. Острая вершина (к примеру, у елочки) говорит о том, что такая агрессивность — защитная, это оборона от опасности — настоящей или мнимой.

Если кусты тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Ну, а описание рисунка человека уже было подробно рассмотрено в предыдущей статье.

Лучше обратим внимание на общий вид рисунка.

Посмотрим, какая изображена погода — она отражает переживания ребенка в целом. Скорее всего, чем хуже погода нарисована, тем более вероятно, что он воспринимает окружение как враждебное, давящее; и наоборот, чем лучше погода — тем спокойней у ребенка на душе.

Уделим внимание и композиции. Если рисунок ютится на краю листа — скорее всего, ребенок чувствует себя неуверенно.

Считается, что правая сторона картинки символизирует будущее, а левая — прошлое. То есть размещение рисунка преимущественно в левой половине листа — это акцентирование на событиях прошлого, а в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний и желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии, либо страх перед будущим.

Ну, а сильное смещение к правому краю листа — наоборот, желание «убежать» в будущее и избавиться от прошлого.

Кроме того, стоит также внимательно понаблюдать, в какой последовательности ребенок рисует предложенные элементы. Считается, что если первым нарисован человек, то основное для ребенка сейчас — осознание себя и своего места в мире. Если сначала изображается дерево, то на первом месте — жизненная энергия. Ну, а если малыш первым делом нарисовал дом, главное для него в настоящее время — безопасность.

И, конечно, важно не только то, что рисует ребенок, но и как он это делает и что при этом говорит.

Если он все время беспокоится, что рисует плохо, «неправильно» — видимо, он недостаточно уверен в себе.

Если по ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность — нервная система ребенка склонна к быстрому истощению.

Ну, а если тестирование вызывает явное сопротивление и отказ — он не желает раскрыть себя или пытается скрыть проблемы.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков нельзя судить об общей картине. И если вам что-либо не понравилось, насторожило в рисунках сына или дочки, лучше обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу: «домашний» анализ рисунков ребенка необходим лишь для того, чтобы вовремя заметить проблему.

источник

  • Афоризмы и Цитаты (22)
  • Ведьма (4)
  • Демотиваторы (5)
  • Желания (1)
  • Живопись (0)
  • ИМХО (3)
  • Картинки (23)
  • Клипы (0)
  • Книги (14)
  • Компьютер (1)
  • Кошки (6)
  • Любовь (22)
  • Музыка (11)
  • Найдено в Интернете (13)
  • Опросы (3)
  • Полезная информация (5)
  • Праздники (1)
  • Психология (37)
  • Смерть (14)
  • Статьи (30)
  • Стихи (14)
  • Тексты песни (9)
  • Тесты (45)
  • Фильмы (2)
  • Фэнтези (4)
  • Хроники (19)
  • Эзотерика (8)
  • Юмор (36)

Тест могут проходить как взрослые, так и дети, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Далее по расположению элементов и их признакам строится опрос. Р. Берне при использовании теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих в одной сцене. Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Читайте также:  Анализ хламидии и микоплазма у детей

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги стандартного формата (А4).

Инструкция. Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека.

Интерпретация признаков

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.

Дом старый, развалившейся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности)
Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликт
Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами.
Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.
Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.
Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным — предчувствие (угроза) катастрофы.
У стены контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль.
Стена в одномерной перспективе — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание.
Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости.
Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.
Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна сильно закрытые (занавешанные) — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли.
Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля над фантазией.
Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная организация.
Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Ассоциации могут возникнуть в связи с:
1) человеком, проживающим в комнате;
2) интерперсональными отношениями в комнате;
3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
Комната. Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.
Ванна выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Прозрачный, стеклянный ящик. Символизирует переживание, выставление себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесто окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожки указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка (хорошие пропорции, свободно нарисована) — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
Погода ( какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна;
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше 2 или не более 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным, использующий всего 1 цвет боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Цвет черный — застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.
Цвет пурпурный — сильная потребность власти.
Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет, заштриховывающий 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;
в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки потери перспективы (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) сигнализируют о начинающихся сложностях интегрирования, страхе перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желании забыть прошлое (линия слева).
Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере 4 отдельные стены, на которых даже 2 нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероятности, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;
2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование на прошлом. Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа — склонность субъекта искать наслаждения в интел- лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем.
Рисунок выходит за левый край листа. Фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.
Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые — ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.
Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.
Нечеткая голова — застенчивость, робость.
Изображение головы в самом конце — межперсональный конфликт.
Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Подчеркнутая шея — потребность в интеллектуальном защитном контроле.
Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.
Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти.
Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности.
Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Плечи широкие — сильные телесные импульсы.
Туловище — мужественность.
Туловище угловатое или квадратное — мужественность.
Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.
Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом.
Слишком подчеркнутый подбородок — потребность доминировать.
Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Слишком подчеркнуты уши — возможны слуховые галлюцинации.
Встречаются у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Изображение глаз как пустых глазниц — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
Выпученные глаза — грубость, черствость.
Глаза маленькие — погруженность в себя.
Подведенные глаза — грубость, черствость.
Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
Полные губы на лице мужчины — женственность.
Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый — пассивная значимость.
Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
Ноздри — примитивная агрессия.
Четко нарисованные зубы — агрессивность.
Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.
Выражение лица подобострастное — незащищенность.
Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.
Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).
Сильно заштрихованные волосы — тревога, связанная с мышлением или воображением.
Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову, — субъектом управляют враждебные чувства.

Читайте также:  Анализ художественных произведений для детей

Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки, скрещенные на груди, — враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.
Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.
Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение.
Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.
Сужающиеся руки и ноги — женственность.
Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.
Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание любви, привязанности.
Руки, вытянутые по бокам, — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки сильные — агрессивность, энергичность.
Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.
Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия.
Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.
Неясно очерченные руки — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Отсутствие рук у женской фигуры. Материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
Отделенные (обрубленные) пальцы — вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие.
Пальцы длинные — скрытая агрессия.
Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, протест.
Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный протест.
Кулаки далеко от тела — открытый протест.
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность.
Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.
Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок, начатый со ступней ног, — боязливость.
Отсутствие ступней — замкнутость.
Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.
Отсутствие ног — робость, замкнутость.
Акцентированные ноги — грубость, черствость.
Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.

Поза
Изображение лица так, что виден затылок, — тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх одиночества, подозрение.
Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.
Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешанная стоячая фигура — напряжение.
Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм.
Фигура бабы-яги — открытая враждебность к женщинам.
Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.

Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.
Забор для опоры, контур земли — незащищенность.
Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества. Например, мальчик катается на тонком льду. Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.
Оружие — агрессивность.

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.
Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

Контур, нажим, штриховка, расположение

Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.
Закругленные (округленные) линии — женственность.
Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.
Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.
Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.
Линии неодинаковой яркости — напряжение.
Тонкие продленные линии — напряжение.
Необрывающий, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.
Эскизный контур — тревога, робость.
Разрыв контура — сфера конфликтов.
Подчеркнутая линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.
Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.
Яркая линия — грубость.
Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.
Неровный, неодинаковый нажим — циклоти-мичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.
Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.
Короткие штрихи — импульсивное поведение.
Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.
Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.
Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.
Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.
Штриховка слева направо — наличие мотивации.
Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Стирания — тревожность, опасливость.
Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.
Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.
Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).
Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности.
Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
Недостаток симметрии — незащищенность.
Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и умение приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.
Детали существенные. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.
Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.
Лишнее дублирование деталей — субъект скорее всего не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.
Недостаточная детализация — тенденция к замкнутости.
Особо щепетильная детализация — скованность, педантичность.

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии не-утерянного контакта с реальностью.
Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования.
Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.
По ходу рисования уменьшение темпа и продуктивности — быстрое истощение.
Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.
Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом.
Упорное рисование, несмотря на трудности, — хороший прогноз, энергичность.
Сопротивление, отказ от рисования — сокрытие проблем, нежелание раскрыть себя.

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).
Корни — коллектив, бессознательное.
Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.
Ветви — пассивность или противостояние жизни.
Интерпретация рисунка дерева всегда содержит ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листву, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признаков «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или «недостаточная концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например, «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.
Приподнимание земли к правому краю листа — задор, энтузиазм.
Опускание земли к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.
Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы. Расположение на листе двойственное — отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение слева направо — увеличение направленности на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.
Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования.
Опущенные ветви — потеря мужества, отказ от усилий.
Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.
Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.
Листва-сетка, более или менее густая, — большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций.
Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.
Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.
Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.
Выход ветвей из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка 7 лет.
Ветви, нарисованные одной линией, — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Толстые ветви — хорошее различение действительности.
Листья-петельки — предпочтительное использование свого обаяния.
Пальма — стремление к перемене мест.
Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.
Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние.
Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.

Читайте также:  Анализ юмористических произведений для детей

Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.
Ствол, нарисованный тонкими линиями, крона — толстыми — возможность самоутверждения и свободного действия. Листва, изображенная тонкими линиями, — тонкая чувствительность, внушаемость.
Ствол, изображенный линиями с нажимом, — решительность, активность, продуктивность.
Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые — активность, заторможенная тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
Ветви, не связанные со стволом, — уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка убежать от нее в мечты и игры.
Открытый и связанный с листвой ствол — хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.
Ствол, оторванный от земли, — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная малосвязанны.
Ствол, ограниченный снизу, — ощущения несчастья; поиск поддержки.
Ствол, расширяющийся книзу, — поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол, сужающийся книзу, — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое Я в беспокойном мире.
Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
Использование нижней половины листа — менее выраженная зависимость и робость.
Использование 3/4 листа — хорошее приспособление к среде.
Лист, использованный целиком, — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листа (страница делится на 8 частей):
1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;
1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;
3/8 — хорошие контроль и рефлексия;
1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;
5/8 — интенсивная духовная жизнь;
6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов;
7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

Острая вершина:
1) защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;
2) желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности в контактах;
3) желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти;
4) поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости, для твердого положения, потребность в нежности.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
Два дерева могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).
Добавление к дереву различных объектов трактуется в зависимости от конкретных объектов.
Пейзаж означает сентиментальность.
Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля, изображенная одной чертой, — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля, изображенная несколькими различными чертами, — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

источник

Интерпретация рисунка, нарисованного ребенком, позволяет оценить степень вписанности Автора в общество. В своих рисунках дети затрагивают аспекты взаимодействия, коммуникации, сотрудничества, межгруппового соперничества, общественные, социальные и спортивные игры и мероприятия. Бессознательное ребенка присутствует в формах и цвете. На это следует обращать внимание, анализируя элементы «Дома-бога», «общественного» или «маленького» дома.

Кроме того, важны ответы ребенка на вопросы во время беседы после рисования. Значимым является и то что он говорит по собственной инициативе. Еще более интересным является ответ на вопрос о собственном размещении Автора на картине им нарисованной, какое место им выбирается как «свое» и почему. Рассказывая об этом ребенок формирует основу для внутреннего согласия, взаимопонимания с Другими и внешним миром.

Рисунок — это не речь, не чтение. Рисунок, а детский в большей степени — это язык, отличный от разговорного. Рисунок — это история жизни, которая сплетена языком переживания ребенка на уровне отношений и чувств с Другими, значимыми для него людьми. Рисунок, нарисованный ребенком — это телесная структура, которую ребенок проецирует и с ее помощью выражает свое отношение к миру. Рисунок, нарисованный ребенком – это не только манера организовывать составляющие рисунка. При посредничестве рисунка ребенок устанавливает свое отношение к миру во времени и пространстве. Рисунок, нарисованный ребенком, заставляет существовать образ тела во всей его конкретности и в его опосредующей функции. Рисунок, нарисованный ребенком, презентует глубинный фантазм, имеющий отношение к живому синтезу эмоционального опыта Автора, Творца, ставшего Субъектом (переставшего быть объектом). Рисунок, нарисованный ребенком — это нечто большее, чем эквивалент сновидения, он сам по себе сновидение, или, оживший фантазм.

Когда дети способны рисовать?

Дети способны рисовать в той мере, в какой они свободны от воздействия тормозящих механизмов, работа которых парализует спонтанный порыв Автора. Свободный рисунок — это выражение и проявление внутренней жизни. Через графический образ Субъект выражает свои затруднения в коммуникации с окружающим миром. Рисунок оголяет актуальные внутренние конфликты Автора и его «психологический климат». Рисунок выполняет функцию моментального снимка аффективного состояния Автора.

Рисуя ребенок не осознанно творит символический автопортрет. При этом Автор позволяет заинтересованному зрителю видеть чувства Субъекта, направленные на себя, Другого и окружающий его мир. То, что рисует малыш — это его собственная проекция на «холст» мира.

Рисунок, нарисованный ребенком насыщен актуальными, переживаемыми в эту минуту эмоциями, особенно если рисунок исполнен на свободную тему и спонтанно. Рисунок, нарисованный ребенком, не содержит случайных элементов, в нем все необходимо и существенно. Вся палитра смыслов рисунка не подвластна осознанному пониманию пусть и заинтересованным зрителем.

Но чаще других на рисунках малышей можно встретить изображение Дома.

В своем рисунке Дома и его окружения, маленький художник предоставляет возможность увидеть символическое выражение образа тела в его характерных и эмоционально наполненных состояниях на момент создания картины. В ходе последующего комментария рисунка Автор, под действием неосознаваемого внутреннего стремления, описывает эмоциональное наполнение своего отношения к персонажам изображения. Это еще один способ, позволяю­щий дать выход актуальным для малыша аффектам, которые Автор изоб­разив на рисунке «оживил» своей речью.

Что нужно видеть в рисунке?

Визуальный образ Дома, созданный ребенком, представляется возможным рассматривать в роли презентации символического чувства базовой безопасности ребенка, с учетом теперешнего взаимодействия с окружающим миром. Внешний мир состоит в том числе из: Других людей, Звезд, Солнца, Земли, представителей Флоры и Фауны, а также элементов инфраструктуры (тропинки, дороги, строения и т.д.).

Ребенок растет, природный интерес к познанию заставляет малыша расширять ареол проводимых исследований, в рамках которого он использует новые телесные и моторные возможности. Образ базовой безопасности все больше наполняется чувственными элементами, которые не доступны Другим и являются результатом взаимодействия сенсорики ребенка с окружающим миром, и Другими, как частью этого мира.

Понимание рисунка ребенка позволяет ощутить ритмы движений, используемые для изображения фигур, фактуру заполнения фона при закрашивании. Это позволяет определить, какому уровню развития соответствует структура личности ребенка. Важен не рисунок в качестве образного материала, а то, как представлены фоновые компоненты, что действительно выявляет бессознательный образ тела.

Когда ребенок начинает понимать, что Мама часть своей любви отдает Папе, что у взрослых тоже есть родители, которые любят своих взрослых детей, рисунок мальчика и девочки восьми-девяти лет выглядят все еще наивно, но теряет характерные изобразительные элементы и детским его назвать достаточно сложно.

Бессознательный образ тела и схема тела?

Схема тела — «анатомическая данность», «жизнь нашей плоти в контакте с физическим миром». С точки зрения акцентов коммуникации нашего физического тела с окружающим миром, схема тела осознаваема полностью, частично или может не осознаваться Субъектом вообще. У здорового тела и тела, страдающего физическими недугами, предполагают совершенно разные его «схемы».

Образ тела — то представление о теле, которое создается в межличностных отношениях, оставаясь при этом полностью за пределами осознаваемого. То есть, образ тела – это бессознательное представление о теле. Образ тела формируется в большей степени как результат «работы» коммуникативного аспекта с Другим и складывается, посредством речи в отношениях с Другим, непрерывно развивается в ходе истории Субъекта.

Схема тела, страдающего физическими недугами и здоровый бессознательный образ тела способны сосуществовать в одном и том же субъекте. Бессознательный образ тела носит языковой характер, тогда как схема тела — ре­зультат накопления опыта ребенка в его пространственно-временной реальности.

Рисунок Дома, сделанный ребенком, содержит аллегорическое представление содержания коммуникаций со своим телом, с близкими Другими и окружающим миром. Рисунок, как форма представления аллегории, бесконфликтно проходит тестирование бессознательными этическими нормами Автора. Интерпретация Дома, как детское изображение собственного тела на рисунке, иногда позволяет гипотетически утверждать, что для некоторых детей обладать властью — значит стать ее рабом.

Как ребенок рисует?

Ребенку говорят: «Сделай красивый рисунок своего Дома, который тебе доставит удовольствие». Малыш садится, берет лист бумаги, инструмент для нанесения штрихов и линий на бумагу. И начинает наносить штрихи и линии.

Маленький дом у совсем маленького Автора. Он рисует миниатюрный дом, с одной дверью и одним круглым окошком.

Дом побольше, квадратный или прямоугольный по форме, с треугольной крышей. Франсуаза Дольто называла такой Дом – «Дом-бога». Рассматривая такой Дом как символ формы, проходящей эволюцию в соответствии с означающими изменениями, можно заметить его характерную модификацию:

Дом, увеличившись станет звонницей, или съежившись будет будкой для собачки. Так рисуют дети, которые:

— еще ощущают себя властелином взрослого,

— только начинающие понимать, что зависят от Папы и Мамы, но не совсем с этим согласны,

— не открыли общества взрослых, у которых есть свои отцы и матери.

Бывает так, что в возрасте, когда «надо» рисовать «общественный» Дом дети могут изображать «Дом-бога». В таком феномене просматривается стремление «законсервироваться» или быть подвластным взрослому, который царствует над «обитателем Дома», так как обладает магическими правами.

«Общественный» дом может приобрести символические черты крепости, прямоугольник вертикальной ориентации, с амбразурами, замковыми зубцами, башенками и без трапециевидной крыши. Пропорции напоминают Дом-бога без треугольной крыши и с прорезями амбразур. Автор такого рисунка находится в стадии организации своей защиты и символизирует защитный образ тела.

Рассмотрим некоторые модификации описанных выше Домов и проинтерпретируем их. Окна и их количество характеризуют особенности сенсорной коммуникации Автора.

Если Дом с открытыми ставнями, шторами или занавесками, то, Автор гармоничен в отношениях с самим собой и толерантно воспринимает влияние внешнего мира.

Изображаемые на Доме трубы могут дымить или не дымить. Зачастую дети дым из трубы ассоциирую с тем, что дом так думает, а содержание его мыслей зависит от цвета дыма.

Дороги на рисунках ведут: в лес, в непролазную чащу, в магазин, к другому дому, в город, и в никуда.

Встречаются изображения дорог, являющихся символом интроверсии – они начинаются у Дома, запутанно петляют, расходясь по сторонам и встречаются над крышей Дома, замыкаясь на себе.

Дороги на рисунках детей могут быть безжизненными, напоминать аттракцион выживания с завалами, полные препятствий.

«Общественный» дом с прозрачными стенами позволяет видеть сквозь стены, обстановку внутри Дома и членов семьи Автора, которые занимаются обыденными делами в контексте запросов повседневной жизни.


Дети могут на рисунках изображать укрепленные дома, используя при этом самые фантастические технологии, как изнутри, так и снаружи. При этом дети могут помещать дом внутрь горы или холма.


Присутствие небесных объектов (Солнце, небо, звезды, облака) на рисунке Дома позволяет утверждать, что Автор обуреваемый желанием сказать, что-то значимое и важное, но не решается этого сделать.

Флора (трава, деревья) и Фауна (представители животного мира, домашние и дикие, млекопитающие, птицы, змеи, улитки, речные рыбы) раскрывают алле­горию актуальной экзистенции ребенка в мире или вносят в нее эле­менты драматизма.

При подготовке текста использовались результаты проводимых ею исследований. Будучи педиатром и психоаналитиком, Франсуаза Дольто «лечила детей словом и воспитанием». Она говорила с детьми и рассматривала сделанные ими рисунки. Ей удалось реализовать себя в трех ипостасях , трудно совмещаемых среди ее коллег — быть счастливой женщиной, матерью и психоаналитиком. Практическая психология и достижение результата ставилось Франсуазой Дольто во главу угла.

Полагаю, что никто из французских психоаналитиков не пользовался такой популярностью, как Франсуаза Дольто. В течение пяти лет она вела передачи по французскому радио: беседовала со слушателями и отвечала на их вопросы. Влияние Дольто на умы родителей достигло такой силы, что возникла тревога по поводу утраты возможности любого другого, не психоаналитического, взгляда на ребенка. В 1992 году в «Le Nouvel Observateur» появилась статья под названием: «А не сжечь ли Дольто?». Как Жанну Д’Арк. Устойчивое желание людей сжигать креативных женщин.

источник