Меню Рубрики

Анализ песни для детей дошкольного возраста

Начинать работу по разучиванию песни необходимо с подготовительного этапа. Который предполагает ознакомление и анализ песни, выявление художественной ценности, воспитательно-образовательных задач, технических трудностей, определение методических приёмов по их преодолению.

Певческие возможности в каждой возрастной группе различны. До 3-х лет малыши накапливают опыт восприятия музыки, сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. От3-х до 5-ти лет происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. От 5-ти до 6-ти лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще.

На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц. Животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации) желательно чтобы в тексте были звуки ж, ч,щ. мелодии должны быть простые, построенные на 2-4 звуках в диапазоне: ре1-соль1.

У детей 3-4 лет диапазон: ре1-ля1, дыхание еще нее равномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция. В 4-5 лет диапазон расширяется: ре1-си1, дыхание более устойчивое, фразы более протяжные, лучше произносят слова. В 5-6 лет диапазон от до(ре)1 октавы до до(ре) 2 октавы. Дети лучше владеют певческим дыханием, могут петь фразы до 2-х тактов в медленном темпе. Используется более разнообразный репертуар, в любом темпе и любой динамике.

Работу условно можно разделить на три этапа.

1. Этап. Появление впечатления от песни (1-2 занятия).

Познакомить детей с песней, создать эмоциональный интерес к её образу, Раскрыть содержание песни.

Беседа по содержанию песни, просмотр игрушки или рисунка. Дается название песни, а затем выразительно исполняется. Если текст тяжел для восприятия, то его нужно прочитать и объяснить смысл непонятных слов. Чтобы дать целостный художественный образ, песня исполняется несколько раз.

2. Этап. Разучивание песни (3-5занятия) .

— сначала песню учат без музыкального сопровождения ( с голосом взрослого и подыгрыванием мелодии), чтобы дети лучше усвоили интервалику;

— тяжелые мелодические и ритмические ходы нужно учить отдельно ( дети слушают как поет взрослый, а затем повторяют за ним);

текст должен учиться с мелодией;

— широко используется индивидуальный подход: дети поют вместе, а затем по очереди: мальчики-девочки, сидя-стоя.

3. Этап. Закрепление выученной песни (от 6 занятия).

Работать над воссозданием музыкального образа песни, над эмоционально-выразительным исполнением.

— повтор песен из репертуара своей или предыдущей группы в другой тональности;

— работа над выразительностью исполнения (темп, динамика, характер, пение с солистами, использование детских музыкальных инструментов);

— исполнение с сопровождением движений, с игрой на музыкальных инструментах, инсценирование песен.

1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии

2. Цели и задачи певческой деятельности детей.

3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Ох на детского голоса.

4. Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара

5. Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.

6. Этапы обучения детей пению. Специфика методов обучения на кажл этапе разучивания песни.

1. Брыгина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пе­нию //Дошк. воспитание. — 1980. — № 7. — С. 87.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

4. Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М., 1960. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985. — С. 18-50.

5. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. НА.Ветлугиной. — М., 1989.-С. 76-89.

6. Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 93-98.

7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992. — С. 111-119, 147 -151, 170-174.

8. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1986.

9. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1987.

Дата добавления: 2018-10-14 ; просмотров: 1180 | Нарушение авторских прав

источник

Методическое пособие

« Методические рекомендации

Учащимся 2-4 курсов

По подбору музыкально-педагогического репертуара и работы над ним для детей дошкольного возраста».

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 г., на основании о Положении Министерства образования РБ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29 октября 2001 г. №1554, 12 августа 2010 г. Министерство образования РБ постановило утвердить образовательный стандарт дошкольного образования.

В связи с этим, в данное методическое пособие были включены общие требования к базовому компоненту дошкольного образования в области музыкального развития детей дошкольного возраста, возрастные характеристики музыкальных способностей детей раннего и дошкольного возраста, примерный музыкально-педагогический репертуар.

В помощь будущему специалисту в методическом пособии представлен примерный алгоритм работы над произведением по слушанию музыки и пению и образец конспекта по данным видам музыкальной деятельности.

На основании базового компонента отбор и компоновка программного материала положена концепция детского возраста:

· младенчество и ранний возраст:

от 1 года до 2 лет, от 2 лет до 3 лет;

· детство (младший, средний, старший возраст):

от 3 лет до 4лет, от 4 лет до 5 лет, от 5 лет до 6 лет.

Общая характеристика музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.

Младенчество

( от 0 до 1 года)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Пение Музыкально-ритмическая деятельность Инициируют эмоциональную отзывчивость на игровые действия, музыку плясового характера, проявления элементарной активности в пении, желание слушать пение взрослого, инструментальную музыку. Колыбельные, русские и белорусские нар.песни, считалки, потешки. Например: «Спи, сыночек миленький», «Сорока-белобока», «Ладушки» и т.д.

Ранний возраст

(от 1 года до 2 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Слушание музыки на фортепиано 3 – 4 мин. С перерывами, непрерывно звучащую 20-40 сек, а также мелодии на разл. инструментах. Ярко проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети оживленно реагируют на звуки веселой музыки — непроизвольными движениями, возгласами и спокойно, сосредоточенно восприни­мают медленную музыку. Постепенно двигательные реакции стано­вятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. На втором-третьем годах появляются простейшие суждения о музыке. Оценка характера, настроения музыкального произведения основывается пока на отдельных средствах музыкальной выразитель­ности, чаще всего — темпе (быстрая музыка — значит, веселая, медленная — значит, грустная), реже — на тембре или динамике. Содержание музыкального произведения лучше воспринимается детьми, если педагог привлекает такие художественные средства, как картина, стишок, загадка. Разнообразные игрушки (сюжетные, кукольных, настольных театров) активизируют непроизвольное внимание. Интерес детей к музыкальным занятиям, их активность усилива­ются, если педагог использует игровые методы и приемы-, создает воображаемые игровые ситуации («Дети в лесу», «На прогулке», «Во дворе у бабушки», «На лугу» и т. д.). Объединение музыкального и Игрового образов помогает восприятию музыки, делает его более осознанным. Дети, перевоплощаясь в соответствии с содержанием музыки, в разные образы (зайчиков, цыплят, мишку, птичек и т. д.) могут более выразительно и легко передать в движениях особенности, характер музыкального произведения. Все также рекомендуется использовать в слушании колыбельные, русские и белорусские нар.песни, считалки, потешки.
Пение Проявляется интерес к пению, слушанию вокальной музыки; подпевают окончания музыкальных фраз, повторяю­щиеся слова песен в сопровождении голоса взрослого и инструмента; учится петь и двигаться под музыку, передавать в движении музыкально-образное содержание знакомых попевок и песен. Диапазон голоса фа-ля первой октавы. — Попевки-упражнения: «Андрей-воробей», «Сорока», рус. нар. мёл.; «3айки», «Чэ-чэ-чэ, сарока», бел. нар. мел.; «Птицы и птенчики», мух Е.Тиличеевой; «Барашеньки-крутороженьки», рус. нар. мел.; «Зайка», рус. нар. мел. • Песни: «Трах-бах-тарабах», «Бусел», бел. нар. мел.; «Кароука», бел. нар. мел. (обр А. Рощинского); «Чук-чук», «Птушка», «Ах ты, коценька-каток», «Ладки ладком», муз. Е. Ремизовской, сл. народ-ные «Бобик», «Корова», «Елка», «Птичка», муз. Т.Попатенко,сл.Н.Найденовой; «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Машенька-Маша», сл. и мел. С. Невельштейн (обр. В. Герчик); «Люблю маму», «Ты чья?», муз. В. Скребковой, сл. М. Ивенсен; «Мотылек», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского; «Жучок», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Курочка», «Уточка», муз. Т.Попатенко,сл.И.Лешкевич; «Солнышко»,муз.Т.Попатенко, сл.Н. Найденовой.

Ранний возраст

( от 2 лет до 3 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Воспитывать у детей интерес, эмоциональный отклик на музы­ку, понимание ее образного содержания; развивать музыкально-сенсорные способности детей, умение слышать и дифференцировать музыкальные звуки различной высоты (высокие, средние, низкие), длительности (долгие, короткие), силы (громкие, тихие); знакомить с простейшими сведениями о характере музыки, формировать представление о музыкальных жанрах (марш, колыбель­ная, танец), о двухчастной форме музыкального произведения; побуждать детей передавать свои эмоции и впечатления от музыки в движениях, соотносить их с характером и настроением музыкального произведения. Обогащение художественного опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию вокальной и инструментальной музыке. Бел.нар. танцы «Юрачка», «Мiкiта»,«Зайка», Рухвергер «Ах, вы сени», Е.Тиличева «Кукушка»,М.Парцхаладзе «Зайчик»,Г.Фрид «Плачет котик»,В.Витлин «Козочка», «Мишка», «Барабан», П.Чайковский «Камаринская», С.Майкапар «Танец куклы».
Пение Побуждение к моделированию музыкального образа с помощью элементарных движений и звукоподражаний, к подпеванию конца фраз, повторяющихся фраз, несложных попевок и песенок. Воспитание культуры исполнения песен (подпевать в соответствии с характером песни), формирование певческих умений и навыков :пение естественным голосом, без напряжения, с музыкальным сопровождением и без него в диапазонеми-ляпервой октавы, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой; развитие воображения, интереса к песенно-игровому творчеству, специальных способностей к пению: чистое интонирование, четкая дикция. Е.Тиличеева «Баю, бюшки, баю», В.Красева «Дождик», Т.Попатенко «Жук», В.Витлин «Солнышко», А.Филиппенко «Кошечка».

Младший возраст

( от 3 лет до 4 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию классической и современной музыки вокального и инструментального жанров; формирование умения различать: средства музыкальной выразительности, контрастное настроение музыки (весело, грустно), музыкальные интонации (вопросительную, жалобную, радостную),темп (быстро, медленно),регистр (низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко), тембр (дудочка, барабан, треугольник), ритмическое соотношение восьмых и чествертных длительностей; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей, ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти, способности к сопереживанию музыке, воображения; формирование основ культуры слушания музыки: умения внимательно слушать произведение от начала до конца Л.Бетховен «Весело-грустно», А.Гречанинов «Верхом на лошадке», С.Майкопар «Полька»,Г.Свиридов «Ласковая просьба»,П.Чайковский «Мама», Д.Кабалевский «Мальчик-заморашка»,В.Ребиков «Лягушка», К.Сен-Санс «Слон», В.Каретников «Колыбельная Дюймовочки»,бел.нар.танец «Полька-Янка».
Пение Формирование представлений о песне как жанре музыки; певческих умений и навыков: звукообразование, дикция, выражающиеся в четкой артикуляции согласных и ясном произношении гласных звуков, правильное певческое дыхание; умение свободно петь короткие музыкальные фразы и распевки в удобном для ребенка диапазоне, (диапазон голоса – ми-сипервой октавы), передавать интонации вопроса, радости, жалобы, начинать и заканчивать пение одновременно с музыкой, со взрослым и самостоятельно; развитие детского голоса, формирование его естественного звучания и постепенного расширения диапазона голоса; развитие интереса к пению как способу передачи музыкального образа, желания активно участвовать в подпевании и песенном творчестве; развитие чистоты интонирования мелодии. Е.Тиличеева «Вот какие мы большие», «Есть у солнышка друзья», Т.Попатенко «Елка», рус.нар.мел. в обр. В.Попова «Сорока», «Зайка », «Лиса», А.Филиппенко «Все запели песенку», «Воробей»,И.Кишко «Дождик», «Шарик», В. Иванников «Кто как кричит», С.Альхимович «Цяу,цяу».

Средний возраст

( от 4 лет до 5 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию народной, классической и современной музыки различных жанров; побуждение к овладению языком музыкального искусства: умение различать и называть интонации (просьбы, жалобы, восторга, радости), характер музыки (веселая, грустная, печальная, ласковая, нежная, взволнлванная), темп (быстрый, умеренный,медленный),регистр чистоты интонирования мелодии(низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко, не очень громко), тембр (флейта, пианино, арфа, цимбалы, скрипка, гармонь), ритмические сочетания (восьмые и четвертные длительности), выделять сильные доли; давать оценку эмоционально-образного содержания музыки; выражение личностного отношения к музыкальному образу; создание музыкального образа в игровой музыкально-игровой деятельности с помощью средств художественной выразительности (цвет, линия, движение, слово); развитие способности к целостному и дифференцированному музыкальному восприятию, способности к сопереживанию музыке; музыкально-сенсорной структуры; основных общих музыкальных способностей эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей: (ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти, воображения); обогащение эмоционального опыта детей разнообразными видами эстетических переживаний (радость, веселье, печаль, задумчивость, нежность, взволнованность, загадочность); представления об основных жанрах музыкального искусства (марш, песня, танец);формирование потребности в активном общении с музыкой; навыков культуры слушания музыки; умения различать и сравнивать музыкальные произведения разных жанров: контрастные по характеру (песня: колыбельная, плясовая, маршевая); контрастные музыкальные образы; воспитание эстетического отношения к окружающей действительности на основе музыкальных переживаний. А.Гречанинов «Вальс», «Маленькая сказка» «Котик заболел», «Котик выздоровел», А.Лядов «Шуточная», С.Майкопар «Полька», В. Ребиков «Игра в солдатиков» Д.Кабалевский «Клоуны» Ф.Шуберт «Вальс», П.Чайковский «Нянина сказка», «Танец маленьких лебедей», Ц.Кюи «Осень», С.Прокофьев «Утро», «Шествие кузнечиков», К.Сен-Санс «Королевский марш льва», Д.Шостакович «Шарманка».
Пение Воспитание основы вокально-речевой культуры; развитие интереса к вокальному искусству, к пению, детского голоса по высоте тона (диапазон голоса ре-си первой октавы), скорости и силе звучания, постепенно расширяя диапазон; развитие координации слуха и голоса (звуковысотный слух); чистотыинтонирования мелодии; способности к сопереживанию музыкальному образу; формирование певческих и вокально-речевых умений и навыков (звукообразование, четкая дикция, правильное певческое дыхание, пение в ансамбле);представлений о взаимосвязи речевых и вокальных интонаций, интонационно-мелодического словаря детей; формирование умения сохранять во время пения правильную осанку, подпевать на одном дыхании короткие музыкальные фразы, петь естественным звуком, протяжно, выразительно, исполняя динамические оттенки, акценты, четко проговаривая слова в соответствии с ритмом мелодии, с сопровождением и без него, соло, дуэтом, хором; обогащение песенного репертуара детей. Ю.Слонов «С днем рождения», В. Герчик «Песенка друзей», А.Филиппенко «Елочка», «Весенняя песенка», «Мы на луг ходили», Е.Гомонова «Мамочке любимой», «Бабушка моя», Р.Рустамов «Мы запели песенку», З.Левитова «Что нам осень принесет», В.Витлин «Веселятся все игрушки», Е.Ремизовская «Мамины руки», С.Галкина «Бабушка-забота», М.Мурычева «Песня птички», «Плясовая зайчика».
Читайте также:  Анализ на токсоплазмоз у детей

Старший возраст

( от 5 лет до 6 лет)

Вид музыкальной деятельности Художественно-творческое развитие Рекомендуемый музыкальный репертуар
Слушание музыки Обогащение худ. опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями, приобщая их к слушанию классической и современной музыки вокального и инструментального жанров; представления детей о жанрах музыки и их характерных особенностях (концерт, симфония, опера, балет), об изобразительных возможностях музыки; умения сравнивать контрастные музыкальные произведения одного или нескольких жанров, определяя их сходство или различия по характеру звучания, способу исполнения (вокальное, инструментальное); воспринимать, различать и называть различные интонации музыкального произведения, жанры: песня (колыбельная, хороводная), танец (полька, вальс), марш (военный, спортивный, для игрушек);формирование умения различать: средства музыкальной выразительности, контрастное настроение музыки (весело, грустно), музыкальные интонации (вопросительную, жалобную, радостную),темп (быстро, медленно),регистр (низкий, средний, высокий),динамику (тихо, громко), тембр (инструменты симфонического или народного оркестров), ритмическое соотношение восьмых и чествертных длительностей; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-сенсорных способностей, ладового и музыкально-ритмического чувства, музыкальной памяти; развитие эстетических чувств, основных, общих и и творческих музыкальных способностей, предпосылок музыкального вкуса; воспитание эстетического отношения к окружающей действительности на основе музыкальных переживаний.
Пение Формирование вокальной культуры; умение различать куплетную форму, вступление и заключение в песне, петь соло, дуэтом, хором с сопровождением и без него; петь напевно и отрывисто, правильно брать дыхание и распределить его на длинную фразу; выразительно исполнять песню, отражая динамические оттенки, замедлять и ускорять темп; развитие детского голоса (диапазон си малой октавы-до первой октавы – до-ре второй октавы), обеспечивая звонкость и полётность звучания, постепенно расширяя примерный диапазон голоса; формирование вокально-хоровых умений и навыков; обогащение певческого репертуара детей.

Алгоритм разучивания песни с детьми дошкольного возраста:

1. Определить песню для возрастной группы с учетом музыкальных способностей детей.

2. Выучить аккомпанемент и мелодию песни.

3. Проанализировать сложные интонационные моменты, особенности ритма либо дикционные сложности, распределить дыхание по фразам. В связи с этим подобрать музыкально-дидактические игры или вокальные упражнения для преодоления вокальных сложностей. Если в песне встречаются сложные слова, дать им объяснение.

4. Подготовить вступительную беседу к песне.

5. В зависимости от возраста детей желательно применить различные методы и приемы: наглядно-зрительный (картинка, игрушка), наглядно-слуховой, проблемные методы (объяснительно-иллюстративный – использование нескольких наглядностей, поисковый метод и т.д.).

6. Процесс разучивания разделить на следующие этапы:

§ вступительная беседа (она может быть представлена в виде небольшого рассказа, стихотворения, загадки);

§ разучивание (осуществляется с подыгрыванием мелодии правой рукой (без аккомпанемента) и одновременным исполнением мелодии песни; каждая фраза учится по отдельности, перед каждой фразой показ дыхания определяется ярким кивком головы. После того, когда мелодия и текст песни выучены, ее можно соединить с аккомпанементом).

§ Категорически запрещено учить текст песни без мелодии.

§ Во время разучивания обращать внимание над вокальные (певческую установку, звукообразование, дикцию, интонацию, звуковедение) и хоровые (строй и ансамбль) умения детей.

Конспект по разучиванию детской песни должен быть отражен по приведенной ниже таблице.

Вид деятельности Музыкальный репертуар Возраст детей Программное содержание Методы и приемы Ход занятия Ожидаемый результат
Пение. В.Протасов «Петушок» 2 мл. группа (3-4 года) Формирование певческих умений и навыков: звукообразова-ние, дикция, выражающиеся в четкой артикуляции согласных и ясном произношении гласных звуков, правильное певческое дыхание; умение свободно петь короткие музыкальные фразы Словес-ный, нагляд-ный (игрушка — петушок) М.р.:Рано-рано,только солнышко взошло, он взлетает на забор, Он поет «кукареку!» на весь двор, на весь двор! Он — красавец, куд-куда! Перья пестрые, шелковая борода, На головке гребешок, Кто же это. (М.р. демонстрирует игрушку. Рассматривает петушка с детьми) М.р. Правильно , это петушок. Я спою вам песню про нашего петушка. (Исполнение песни) М.р.- о ком я спела песню? — о чем песенка? — какой петушок в песенке? — как поет петушок? Громко или тихо? -Ребята, давайте мы выучим песню про нашего петушка. — послушайте первую фразу…. М.р. поет: «Петя, петя, петушок»… (Далее описывается по фразная работа по разучиванию песни без аккомпанемента, обращается внимание на звуковедение, интонацию, дыхание, певческую установку и т.д.) Дети: Петушок. О петушке. Он учил стишок. Веселый, радостный. Громко. Дети поют первую фразу.

Анализ песни В.Протасова «Петушок».

1. Возрастная группа:

Песня В.Протасова «Петушок» предназначена для детей второй младшей группы.

источник

Алгоритм разучивания песни «Что такое радость?» слова В. Медведевой, музыка Л. Шаховой, с детьми старшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №684 «Берегиня» Московского района Санкт – Петербурга

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Королева Н. Г. Санкт – Петербург 2016

  • Пробуждать у детей желание петь
  • Формировать, развивать и закреплять певческие навыки у детей.

Основные задачи в процессе занятий следующие:

  • Учить детей исполнять песни с помощью музыкального руководителя и самостоятельно, в сопровождении инструмента, на занятиях и вне их.
  • Пробуждать интерес к разучиванию новых песен (на примере песни «Что такое радость?». Название говорит само за себя, эта песня очень яркая, веселая и энергичная. Радость должна быть во всем, особенно на музыкальных занятиях). Расширять музыкальные впечатления детей. Создавать положительный эмоциональный настрой – основная задача педагога.
  • Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению (в работе уделяется особое внимание правильному звукообразованию, дыханию, четкости дикции, чистоте интонирования).
  • Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон (в данной песне он достаточно большой – большая септима).
  • Развивать в процессе исполнения песни музыкальный слух, через пение мелодии с различной высотой звуков, и их длительностями (в основном это мелкие ровные длительности – восьмые), направление движения мелодии (в которой есть как поступенное нисходящее движение, восходящие и нисходящие движения по тоническому трезвучию). Сочетать пение и ритмическое сопровождение натуральных диафонов.
  • Помогать проявлению творческих способностей детей через эмоционально – образную передачу текста песни.

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающая технология
  • Личностно – ориентированная технология
  • Коммуникативная технология

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Педагог должен заинтересовывать содержанием песни — как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.

Процесс разучивания в свою очередь имеет несколько этапов: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.

Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении педагога, чтобы взволновать детей и увлечь их.

Особое значение имеют ясная артикуляция, мимика и дирижерский жест при показе музыкального материала руководителем.

Первый этап – знакомство с песней (1-е занятие)

Беседа перед песней: прочитать стихотворение И. П. Токмаковой «Радость».

Радость — если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.

Рассказ о содержании песни – о том, что радость мы можем увидеть и почувствовать во всем, что нас окружает (с использование цитат из нее – это не только явления природы «радость – это радуга над землей в зените, радость – это солнце…», это и живые существа «…и птицы в вышине», и природа – «море, лес и горы, поле и река»). Объяснение незнакомых слов ( «в зените» — когда солнце находится прямо над головой).

Рассказ о том, кто такой автор и композитор песни. Необходимо, чтобы у детей было четкое понимание и разделение о том, что автор пишет стихотворный текст, а композитор – музыку к нему.

Показ демонстрационного материала по теме песни (картинки, мультфильмы).

Создание веселого эмоционального настроя, соответствующего характеру данного произведения.

Выразительное личное исполнение песни музыкальным руководителем под аккомпанемент фортепиано.

Беседа о песне:

Узнать отношение детей к песне (понравилась или нет и почему), определить понимание детьми содержания песни. Беседа о характере произведения (веселая, радостная, солнечная).

Основной этап – разучивание песни (2-е, 3-е, 4-е, 5-е занятия)

Подготовка голосового аппарата:

  • Дыхательная гимнастика (надуваем шарик, дуем на свечку, дышим как собачки)
  • Артикуляционная гимнастика (мимическое упражнение – губки вытянуты «уточкой», произносим звук «у», широко растягиваем губки в улыбку — «и»; рисуем губами круг, квадрат, язычок «бегает» по зубкам и за зубками, натянули язык до подбородка-отпустили и т.д.)
  • Скороговорки и распевки (пение попевки с текстом по полутонам). Для настройки на данную песню хорошо для начала попеть скороговорки на одном звуке (так как в песне много согласных «Р», которые необходимо хорошо проговаривать)«Андрей воробей, не гоняй голубей», их можно пропевать с различными интонациями: сердито, ласково. Для кантилены звучания и для распева в нужном диапазоне спеть поступенную распевку «на дворе – трава»(в медленном темпе. C – D – E – D – C).

Разучивание песни:

  • Разучивание стихотворной части песни (с хорошей артикуляцией, даже немного утрируя) с тем ритмическим рисунком, которого требует мелодия.
  • Отдельное прохлопывание ритмического рисунка вместе с текстом (как в простых, так и в сложных местах). Показ иллюстраций – подсказок по теме песни (в текстовой последовательности – радуга, солнце, птицы; для второго куплета – картинка семьи и т.д.). активизация личного опыта ребенка (рассказ детей о том, что они видели сами – какую радугу, лес, море и т.д.).

Обращать особое внимание на слова, которые заканчиваются на согласную букву (например «дариТ», «излучаеТ»), чтобы эта буква не «съедалась», а пропевалась с усиленным вниманием. Так же трудность вызывает окончания слов, заканчивающихся на гласные звуки. Это требует определенной проработки.

  • Освоение мелодии: музыкальное эхо (музыкальный руководитель – дети). Начинать разучивание мелодии необходимо по фразам (сначала можно петь на удобный слог, например «ЛЯ»). В процессе разучивания использовать слогоритмические формулы, например, слогоритм «ти-та»(где «ти» — это восьмые ноты, «та» — четвертные). Обязателен показ музыкальным руководителем высотности и ритма рукой. Отдельно пропевать трудные мелодические места в медленном темпе.
  • Пение с вокальными группами разного состава:
  • по рядам
  • отдельно мальчики
  • отдельно девочки
  • пение с солистами.
  • Выразительное исполнение песни музыкальным руководителем, как образец.
  • Показать детям, где нужно петь громче или тише и объяснить, почему. Рассказать где припев и объяснить, что в это время нужно делать (во время припева, в паузы между «ля-ля-ля нужно успеть сдеть три хлопка».
  • Формирование качественного звучания песни от начала до конца. Обращать внимание на дыхание, фразировку песни, одновременное начало и окончание песни.
  • Создавать эмоциональный настрой на исполнение песни.
  • Необходимо, чтобы при исполнении песни, дети не забывали о правильной певческой постановке (спина прямая, руки свободно опущены вдоль корпуса тела, ноги немного расставлены – чуть уже, чем на ширину плеч).

Заключительный этап – исполнение песни (6-е занятие)

Выразительное исполнение песни перед зрителями на празднике.

Читайте также:  Анализ на трипсин у детей

Активизация взаимодействия родителей и детей через включение в общее звучание песни (совместное исполнение припева родителей и детей).

Разучивание песни не заканчивается ее концертным исполнением. Работа продолжается через:

источник

Юлия Валдовна Ермолаева
Анализ песни «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Текст песни «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Автор текста: Зинаида Николаевна Александрова

Композитор: Михаил Иванович Красев

Маленькой ёлочке

Холодно зимой.

Из лесу ёлочку

Из лесу ёлочку

Сколько на ёлочке

Сколько под ёлочкой

Маленьких ребят

Ёлочка, ёлочка,

Ёлочка, звени!

Ёлочка, звени!

Встанем под ёлочкой

Возрастная категория: вторая младшая группа.

Воспитательная ценность произведения.

Песня формирует эстетические чувства детей: показывает, какая ёлочка нарядная, красивая. Развивает творческое мышление: дети слушают песню и представляют: как украшена ёлочка. Развивает такое чувство, как сопереживание, об этом поётся в первом куплете.

Анализ литературного текста.

Наличие сюжета, обращения, диалога: в песне присутствует сюжет: ёлочку принесли в дом, нарядили, встали в дружный хоровод.

Ритмичность литературного текста: песня развивает у детей способность к осмысленному восприятию содержания и отражение его в пластике движений: руками имитировать — как наряжают ёлочку; топать и хлопать – как ребята; встать в дружный хоровод.

Наиболее значительные в выразительном отношении слова: «Сколько на ёлочке», «Ёлочка, звени!», «Весело встретим Новый год!»

Непонятные словосочетания для детей 2 младшей группы: «розовые пряники», «шишки золотые», «ёлочка, звени».

Наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений): автор образно говорит о розовых пряниках, шишках золотых называя так новогодние ёлочные украшения. Так же в тексте песни говорится: «Синими бусами, ёлочка звени» словно автор сравнивает бусы с колокольчиками.

Сложные в дикционном отношении слова и словосочетания: «Из лесу ёлочку».

Анализ мелодии песни.

Размер, темп: 2/4, не очень скорый.

Динамические нюансы: после первого куплета мелодия исчезает до тишины (al niente, со второго куплета мелодия звучит внезапно (subito, но радостно и волшебно.

Характер, интонационная выразительность мелодии: не очень весёлая и в тоже время не грустная мелодия.

Способ звуковедения: музыка определяется высокими, светлыми звуками.

Ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка: дети легко запоминают ритм и слова песни.

Связь средств музыкальной выразительности с текстом: мелодия связана с текстом. Вначале песни мелодия меццо-форте (mf, так как ёлочке холодно зимой. Затем ёлочку стало жалко и её принесли в дом, в тепло, украсили и наступил праздник – в середине песни мелодия уже звучит-форте, громко.

Диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей: диапазон соответствует 2 младшей группе.

В целом песня вызывает у детей положительные эмоции, так как песня весёлая, радостная, добрая; звучит празднично, создавая у детей чувство волшебства, возможно даже таинственности — в ожидании чудес. Обогащается словарный запас детей, развивается мышление, творческое воображение, музыкальная память, музыкально – эстетические потребности. Обогащаются представления детей о возможностях передачи содержания музыки (эмоций, чувств и переживаний) с помощью различных способов действий.

«В гости к ёлочке» — новогодний сценарий, младшая группа Новогодний праздник в младшей группе Действующие лица и исполнители: Ведущая Снегурочка — Снеговик — Лисичка – Дед Мороз — Антураж:.

Сценарий досуга «В гости к зелёной Ёлочке» Сценарий развлечения в подготовительной группе «В гости к зелёной Ёлочке». Автор: Ананьева Елизавета Ивановна, воспитатель МБДОУ Темниковский.

Аппликация: «На пушистой ёлочке –сказочный наряд» Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с новогодним праздником. 2. Учить составлять аппликативное изображение ёдочки из готовых.

Досуг-экологическая сказка «Маленькой ёлочке не холодно зимой» (средняя группа) Видео Очень долго растёт ёлка А срубить её не долго. Две недели простояла- Потом выкинула мама. Смысл ёлку нам рубить, Легче нам её купить.

Сказка о Рождественской Ёлочке Метелица. Когда то давно на ёлочке были листья и они мало чем отличались от других деревьев. Росли на ней шишки, но они не нравились ёлочке,.

Фотоотчет «Маленькой елочке холодно зимой!» Что значит Новогодний праздник для многих из нас? Прежде всего это нарядная красавица-елка, неотъемлемый атрибут Нового года! А еще праздничная.

Коллективная прогулка в подготовительной группе «Осень за окошком — холодно ладошкам» «Осень за окошком-холодно ладошкам». Автор Гореликова Оксана Константиновна, МБДОУ» Детский сад № 247» Подготовительная группа. Осень.

Конспект занятия по формированию интереса к рисованию у детей раннего возраста «Маленькой ёлочке холодно зимой» Цель: — воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа ёлочки нетрадиционными художественными техниками; — учить.

НОД для детей 3–4 л «О Ёлочке» НОД для детей 3-4л «О ЁЛОЧКЕ» Цель: вызвать радостное ожидание новогоднего праздника, заучивать новогодние стихи, вести ролевой диалог в.

Занятие на тему «Маленькой елочке холодно зимой» Занятие. Тема: «Маленькой елочке холодно зимой. Нетрадиционные техники: рисование пальчиками, оттиск печатками. Цель: воспитывать эстетическое.

источник

Слова Н.Найдёновой, музыка В.Витлина

Произведение рекомендовано программой «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е.Вераксы,М.А. Васильевой. Для разучивания и пения

в средней группе дошкольного возраста. Произведение подходит по всем

параметрам. Не выходит за рамки диапазона этого возраста. (ре -1 октавы,

си-1 октавы). Самый низкий звук в этой песне ми -1 октавы,

самый высокий си -1 октавы. Что соответствует диапазону этого возраста. Продолжительность музыкальной фразы так же не превышает нормы этого

возраста 4 слова. В этой песне 2-3 слова.

По этим параметрам эту песню можно уже разучивать в средней группе

Дети могут спокойно пропевать

музыкальную фразу на одном дыхании.

Песня для разучивания и обыгрывания на логоритмике, для

вырабатывания метроритмического слуха. А так же для различных развлечений как тематических.

Слова М.Познанской, музыка А.Лившица.

Произведение рекомендовано программой «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е.Вераксы,М.А. Васильевой. Для разучивания и пения

в старшей группе дошкольного возраста. Произведение подходит по всем

параметрам. Не выходит за рамки диапазона этого возраста. (ре -1 октавы,

ре-2 октавы). Самый низкий звук в этой песне ре -1 октавы,

самый высокий до -2 октавы. Что соответствует диапазону этого возраста. Продолжительность музыкальной фразы так же не превышает нормы этого

возраста 5-6 слов. В этой песне 3-4 слова.

По этим параметрам эту песню можно разучивать в старшей группе

Дети могут спокойно пропевать

музыкальную фразу на одном дыхании.

Песня для разучивания и обыгрывания на празднике Осени.

Слова И.Плакиды, музыка И.Кишко.

Произведение рекомендовано программой «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е.Вераксы,М.А. Васильевой. Для разучивания и пения

в средней группе дошкольного возраста. Произведение подходит по всем

параметрам. Не выходит за рамки диапазона этого возраста. (ре -1 октавы,

си-1 октавы). Самый низкий звук в этой песне ми -1 октавы,

самый высокий си -1 октавы. Что соответствует диапазону этого возраста. Продолжительность музыкальной фразы так же не превышает нормы этого

возраста 4 слова. В этой песне 2-3 слова.

По этим параметрам эту песню можно уже разучивать в средней группе

Дети могут спокойно пропевать

музыкальную фразу на одном дыхании.

Песня рекомендована для разучивания к осенним празжникам.

Слова М.Клоковой, музыкаМ.Иорданского

Произведение рекомендовано программой «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е.Вераксы,М.А. Васильевой. Для разучивания и пения

в старшей группе дошкольного возраста. Произведение подходит по всем

параметрам. Не выходит за рамки диапазона этого возраста. (ре -1 октавы,

ре-2 октавы). Самый низкий звук в этой песне ми -1 октавы,

самый высокий до -2 октавы. Что соответствует диапазону этого возраста. Продолжительность музыкальной фразы так же не превышает нормы этого

возраста 5-6 слов. В этой песне 3-4 слова.

По этим параметрам эту песню можно разучивать в старшей группе

Дети могут спокойно пропевать

музыкальную фразу на одном дыхании.

Песня для разучивания и обыгрывания на зимнем празднике,

а также для Новогоднего утренника..

Слова Е.Быстрицкой, музыка С.Шнайдер

Это произведение для разучивания и пения для детей подготовительной к школе группы в детском саду. Рекомендована программой «Ладушки» под редакцией. И.Каплуновой И.Новоскольцевой.. Произведение подходит по всем параметрам. Не выходит за рамки диапазона этого возраста. (до -1 октавы, ми бемоль-2 октавы). Самый низкий звук в этой песне до -1 октавы, самый высокий ре-2 октавы. Что соответствует диапазону этого возраста. Продолжительность музыкальной фразы так же не превышает нормы этого возраста 8 слов. В этой песне 7-8 слов. Дети могут спокойно пропевать музыкальную фразу на одном дыхании.

Эту песню можно взять для Новогоднего утренника.

Слова К. Ибряева, музыка Г.Струве

Это произведение для разучивания и пения для детей подготовительной к школе группы в детском саду. Рекомендована программой «Ладушки» под редакцией. И.Каплуновой И.Новоскольцевой.. Произведение подходит по всем параметрам. Не выходит за рамки диапазона этого возраста. (до -1 октавы, ми бемоль-2 октавы). Самый низкий звук в этой песне ре -1 октавы, самый высокий до-2 октавы. Что соответствует диапазону этого возраста. Продолжительность музыкальной фразы так же не превышает нормы этого возраста 8 слов. В этой песне 7-8 слов. Дети могут спокойно пропевать музыкальную фразу на одном дыхании.

Эту песню можно взять для Выпускного утренника

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Краткий анализ и комментарии конспекта ООД по музыкальному воспитанию для детей подготовительной группы.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

-соблюдение принципа свободы;

-накопление впечатлений от восприятия искусства;

-накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

-развитие основных музыкальных способностей;

-оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Конспект ООД по музыкальному воспитанию для детей подготовительной группы.

Цель — создать положительную эмоциональную атмосферу, способствующую развитию творческой певческой активности и инициативы детей.

  • Знакомить детей с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского;
  • Развивать интерес к песенному творчеству, желание проявлять себя в песенных импровизациях;
  • Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышлению, воображению, музыкального слуха;
  • Воспитывать стремление к сотрудничеству с другими детьми, педагогом, обогащать внутренний мир ребенка.
  • Знакомство с биографией и творчеством П.И.Чайковского, Слушание его произведений «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Шарманщик».
  • Развитие певческих навыков, певческого дыхания.
  • Индивидуальная работа с группой девочек. Разучивание танца «Матрешки».
  • Работа по ритмическим и интонационным карточкам.
Читайте также:  Анализ на цереактивный белок у детей

Дидактическое обеспечение занятия:

МР 3 диск; сборник «Колокольчик» ; портрет П.И.Чайковского; деревянные палочки; ритмические карточки; интонационные карточки; куклы новая и старая; матрешка; платочки; 2 магнитные доски; капелька и солнышко (по 2 на каждого ребенка).

Вид деятельности, образовательные области, их интеграция.

Ход педагогического мероприятия

Развитие звуковысотного слуха.

Развитие речи, логорит-мика.

Развитие певческих навыков, певческого дыхания.

Игра на ударных инструментах.

Слушание музыкальных произведений.

Песенное творчество, импровизация.

Слушание музыкальных произведений.

Музыкально-ритмические движения. Танцевальная деятельность.

Дети входят в зал под музыку «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.

— Ребята, посмотрите, как много сегодня в нашем зале гостей! Давайте с ними поздороваемся!

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как теперь я спою? (Пою сначала выше, а затем ниже первоначального варианта).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Ребята, мы с вами в музыкальном зале, и нам необходимо подготовить наш голос. Для этого мы сделаем несколько вокальных упражнений.

  1. «Аромат цветов» — вдох через нос, выдох на звук «АХ».
  2. «Свеча» — задуваем пламя свечи: короткий вдох через нос, медленный выдох ртом.
  3. «Шарик» — надуваем воздушный шарик: 1 вдох, 2 коротких выдоха, 1 выдох длинный.
  4. «Качаем» голос на звук М (интервал 2б, рот закрыт).
  5. «Да-я-да-я-да» (на 3 звука в пределах 3б).
  6. «Капельки и ручеек» упражнение на стоккато.
  7. Упражнение «Эхо» М.Ю.Картушиной (тихо-громко) – упражнение на динамику.

— Ребята, а теперь я предлагаю вам исполнить песню «Страна волшебников».

Давайте вернемся к началу занятия и вспомним, под какую музыку вы вошли в музыкальный зал? (Ответы детей). Вы можете мне сказать, кто написал эту музыку? Как называется человек, который сочиняет музыку? (Ответы детей). Да, звучала музыка великого русского композитора, с творчеством которого мы с вами продолжаем знакомиться. (Обратить внимание детей на портрет).

Это произведение «Марш деревянных солдатиков». Что вы можете сказать про эту музыку? (Ответы детей). А как вы думаете, под эту музыку могут маршировать настоящие солдаты, а не игрушечные? (Ответы детей). А давайте мы с вами сейчас проверим. Я предлагаю вам маршировать на месте как солдаты. (Звучит музыка, дети маршируют). А теперь мы будем маршировать на носочках. (Звучит музыка, дети маршируют). А сейчас будут «маршировать» наши пальчики по ладошке. (Дети «Шагают» указательным и средним пальцем правой руки по левой ладони).

Ну что, как вам было маршировать удобнее?

(Ответы детей). Конечно же пальчиками было удобнее всего попадать в ритм музыки, ведь они такие же маленькие, как и деревянные солдатики.

Теперь я предлагаю вам взять в руки деревянные палочки и создать аккомпанемент к этому маршу. А наши ритмические карточки нам в этом помогут. (Звучит 1 часть «Марша деревянных солдатиков», дети на палочках аккомпанируют, опираясь на ритмические цепочки, указанные на карточках).

У П.И.Чайковского есть несколько музыкальных произведений, которые он посветил игрушкам. И сегодня к нам пришли две куклы, о которых тоже написана музыка. (Показываю двух кукол: одна новая, другая старая, «больная»). Какие это куклы, что вы можете о них рассказать? (Ответы детей). Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение и сказать, как вы думаете, о какой из этих кукол рассказывает эта музыка.

Слушаем произведение «Болезнь куклы». Дети рассказывают, какая это музыка, про какую куклу она нам рассказывает, почему они так думают.

Да, ребята, это произведение рассказывает нам о старой, «больной» кукле. П.И.Чайковский так и назвал свое произведение «Болезнь куклы».

А давайте мы с вами представим, что наша кукла умеет разговаривать и даже петь. Как вы думаете, о чем бы она могла нам рассказать? Какая мелодия будет у ее песни? (Ответы детей). Давайте сейчас мы с вами превратимся в такую куклу и попробуем спеть ее голосом. Вы можете придумать слова, а можете просто пропеть свою мелодию. Вот я, например, так спою ее песенку:

А как вы споете ее песенку? (Передаем куклу от одного ребенка к другому, и он пропевает свою мелодию, импровизирует) .

Ну, а теперь мы с вами послушаем произведение про другую куклу, и вы расскажите об этой музыке.

Слушаем произведение «Новая кукла». Дети рассказывают, какая это музыка.

Это произведение называется «Новая кукла». Давайте теперь попробуем спеть песню этой куклы. (Передаем куклу от одного ребенка к другому, и он пропевает свою мелодию, импровизирует) .

Молодцы, ребята. Посмотрите, как много разных мелодий мы с вами придумали и пропели. У нас получились маленькие музыкальные фразы, из которых могут получиться новые произведения, пьесы. Именно так многие композиторы и пишут свои музыкальные произведения: они придумывают мотив, мелодию, начинают его «украшать», развивать.

А иногда композиторы «подслушивают» красивые мелодии у простых людей, дополняют их своими идеями. П.И.Чайковский много путешествовал. У него есть пьесы, в которых отражаются мелодии народов разных стран: «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка» и, конечно же, «Русская песня». Петру Ильичу у очень нравилось музыкальное творчество русского народа. Он написал много музыкальных произведений, в основе которых лежит народная музыка.

Ребята, а вы можете мне сказать, какая русская народная кукла известна во всем мире? (Матрешка).

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

К сожалению, у П.И.Чайковского нет пьесы про Матрешку. Но мы с вами можем попробовать сами придумать небольшие песенки про Матрешку. Посмотрите, какие они разные: Большие, средние, маленькие. Подумайте, каким голосом может петь каждая из этих Матрешек? (высоким, средним, низким). Давайте с вами поиграем.

Игра «Поющая матрешка» — дети встают в круг, передают друг другу Матрешку, пока звучит музыка. С окончанием музыки тот ребенок, у которого в руках игрушка, поет мелодию с данным текстом. ( Дети импро-визируют меняя высоту голоса, накладывая данные стихи на свою мелодию).

Молодцы, ребята, здорово играли, песенки сочиняли. И в заключении нашего занятия я хочу вам предложить подарить нашим гостям веселый танец «Матрешки».

Теперь пришла пора попрощаться с нашими гостями. (Дети пропевают прощальные слова и выходят из зала под маршевую музыку).

Комментарии к конспекту ООД «Поющие игрушки».

Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

-соблюдение принципа свободы;

-накопление впечатлений от восприятия искусства;

-накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

-развитие основных музыкальных способностей;

-оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

При планировании ООД были учтены возрастные особенности детей.

В процессе занятия были затронуты все основные виды деятельности:

Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений, данной цели как нельзя лучше отвечает творчество великого русского композитора П.И.Чайковского, в частности его контрастных и эмоционально очерченных композиций «Новая кукла» и «Болезнь куклы».

Были задействованы наглядный, словесный и практический методы развития у детей музыкального восприятия.

Хочется отметить интеграцию, плавный переход от одного вида музыкальной деятельности к другой (в частности от восприятия музыки к песенному творчеству, импровизации ), что говорит о продуманности плана проведения ООД.

Было уделено время развитию певческих навыков, певческого дыхания, задействовано упражнение на развитие звуковысотного слуха, упражнение по логоритмике — проведён полный комплекс, подготовивший голосовой аппарат ребёнка к свободному исполнению песни (работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме , или чередование музыкальной деятельности помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки).

Не остались в стороне и музыкально-ритмическое упражнени я («Марш деревянных солдатиков»), которые плавно переросли в игру на ударных инструментах и игровую деятельность.

Длительность ООД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста — 30 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Логичность построения различных видов деятельности, и плавное перетекание из одного в другой позволило провести ее не выходя за рамки времени.

источник

употребляются как проходящие и должны звучать редко. В песне «Встречай май» В. Герчик нота ре второй октаны звучит всего один раз:
[Весело]


Значит, песня написана в удобной для детского исполнения тесси­туре.
Если мелодия первых тактов располагается на предельно вы­соких звуках детского диапазона, например таких:

то можно говорить о неудобной для пения тесситуре.
Сложность исполнения мелодии зависит также от диапазона, от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся песни, основанные преимущественно на устойчивых звуках лада (I, III, V ступенях). Это можно проследить в песне «Елочка» М. Красева:
[Не очень скоро]

В этом мелодическом движении только два неустойчивых зву­ка (IV и II ступени в предпоследнем такте).
Помимо мелодии, качество исполнения песни зависит от разме­ра музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамики оттенков.
Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкаль­ные фразы: несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых и четвертых долей; темп не быстрый, но и не медленный; сила зву­чания (динамика) также умеренная (меццо-форте), значительно реже громкая (форте).
Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в опре­деленной последовательности. Однако последовательность эта весьма относительна. В той или иной песне могут встретиться от­дельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упраж­нения по усвоению этих сложных для детей заданий.
Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен внимательно проанализировать ее примерно по следующей схеме:
1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музы­кального воплощения.
2. Литературный текст: общая оценка художественных ка­честв, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наибо­лее значительные в выразительном отношении слова.
3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразитель­ность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5. Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.

Проанализируем по этой схеме, например, русскую народную попевку «Пе­тушок» в обработке М. Красева.
Русская народная попевка спокойного, колыбельного характера. Слова на­родные, простые, с образными эпитетами («золотой гребешок», «шелкова бородушка»). Есть обращение «Петушок-петушок»у вопрос: «Что ты рано встаешь?» Мелодия напевная, имеет равномерное движение (изображает «укачивание»), построена на удобных интервалах (большая секунда, чистая кварта). Диапа­зон — ми-ля первой октавы, тесситура удобная. Размер 4. ритмический рису­нок повторяется в каждом такте (две восьмые, четвертная). Фортепианное сопровождение изобразительного характера, в музыкальном вступлении и заключе­нии звучит «пение петушка». Структура песни (форма) — одночастная.

Предварительное ознакомление помогает педагогу понять со­держание песни, выразительно ее исполнить, продумать последова­тельность разучивания с детьми.
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слит­ному пению. Особенности каждой песни придают этим упражне­ниям своеобразный характер. Например, работая над звукообра­зованием при разучивании песни «До свиданья, детский сад» Ю. Слонова, педагог стремится научить детей напевному, протяж­ному звучанию, а в песне «Будем в армии служить» Ю. Чичкова — легкому, подвижному пению. Так песня становится средством освое­ния певческих навыков.
Выбирая песни, педагог предусматривает возможность даль­нейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Сюда можно отнести различные народные хороводные, игровые песни, «музыкальные» считалочки и др.
Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.
Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает зада­чам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

источник