Меню Рубрики

Анализ педагогических условий организации общения детей

Анна Анисимова
Специфика организации общения детей в дошкольном образовательным учреждении

Общение — это основное условие развития ребенка, один из важнейших факторов формирования личности, один из главных видов деятельности человека, который устремлен на познание и самооценку через посредство других людей. С первых моментов жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов психического развития.

Основные нормы поведения в первую очередь ребенок познаёт в семье. Они отражаются в процессе его общения со сверстниками. Интерес к сверстникам проявляется позднее, чем к взрослым. На развитие общения с другими детьми влияет характер деятельности и наличие умений для ее выполнения. Детский сад — первое социальное объединение детей, здесь проявляются различные взаимоотношения. В зависимости от возраста отношения дошкольников меняются. Они оцениваются по деловым, личностным и нравственным качествам.

Отношения детей между собой во многом определяются характером общения ребенка с воспитателем, окружающими его взрослыми. Важную роль играет умение выражать свои внутренние эмоции и понимать эмоциональное состояние другого человека. Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками возможно предупреждение отношений в развитии личности ребенка.

Посещая детский сад, дети с большим желанием объединяются в играх, труде, совместной деятельности. Между некоторыми детьми устанавливаются дружеские отношения. Очень важно внимательно изучать эти самостоятельные «группировки». Необходимо направлять деятельность детей и их взаимоотношения, искать верные пути создания новых детских объединений.

Первые симпатии и привязанности зарождаются, когда в группе еще нет коллектива. Имеется общество сверстников, которые объединены в определенную возрастную группу. Избирательная дружба и коллективные отношения формируются на основе общих норм и правил, которые выдвигаются воспитателем. Большое значение придается наличию широкой эмоционально-положительной атмосфере в группе, созданию обстановки радости от общения детей друг с другом. Важным моментом является включение детей в конкретную содержательную деятельность. Целесообразно создавать такие ситуации, которые вызывают положительные моральные чувства, действия, поступки. Постепенно складывающиеся привычки порождают более глубокое желание относиться к сверстникам внимательно, заботливо.

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции. Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые побуждают ребенка осознанно обращаться к слову. Такие условия возникают в процессе самого общения и деятельности, организуемой воспитателем совместно с ребенком. При правильной организации жизни и деятельности ребенка речь становится основным средством общения. Именно речь привлекает его к предметам и действиям. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым становится речевое общение.

В воспитателем процессе происходит взаимодействие старого с новым. Воспитатель организует жизнь и быт детей, опираясь на старый детский опыт. Одновременно с этим воспитатель сообщает детям новые нормы и правила поведения, общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитание навыков и привычек общения осуществляется повседневно, во всех процессах детской жизни. Каждый ребенок должен знать, какие игрушки и вещи принадлежат группе, где и как они хранятся, как к ним нужно относиться. Это организует жизнь детей, способствует укреплению контактов между ними, развитию умения общаться. Воспитатель должен использовать все стороны детской жизни в быту, которые могут быть полезны в воспитательных целях, гуманный характер отношения к детям, который включает в себя требовательность и справедливость.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения» воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

источник

Педагогические условия— это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя кот педагог добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств. Общение— это деят, кот предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата.В педагогике различают педобщение — общение педагога с детьми, когда конечный результат — воспитание ребёнка, накопление его социального опыта. Проблемой педагогического общения занимались и занимаются В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик.Коммуникация@ связанный с осуществлением общения, в к-ом участвуют большие массы людей. Коммуникативная способность – способность ч-ка и р-ка оценивать, понимать и использовать разнообразные ср-ва общения д/достижения «+» результата общения.Для педагогов важны знания об общении детей между собой. Эта проблема освещалась в материалах А. Запорожца, А. Леонтьева, Т. Репиной,Н. Ватутиной. А. Спиваковская общение включает 3 компонента: вербальное общение; общение с помощью языка, мимики; общение с помощью языка самооценки. Общениерассматривается как деят, сопровождающая все другие виды деят, и как отдельный вид деят.Пед общение выполняет ряд функций: воспитательную, материнскую, перцептивную (познавательную), обучающую,коммуникативную, организующую. Успешность, педобщения обусловлобщительностью как чертой личности педагога, использованием технологии общения. педагог должен уметь наблюдать за детьми; определять, нуждается ли ребёнок в общении; знать потребности ребёнка в общении с близкими; учитывать уровень общения ребёнка; правильно выбирать форму, средства общения.Эмоциональнаяформа(жесты, взгляды, показ действия, научение ребенка действиям в общении) Внеситуативно-речевая форма используется в основном на специальных занятиях, экскурсиях, беседах и предполагает вопросы к детям, поощрение инициативы ребёнка в общении.Внеситуативно-познавательная форма— это формирование уважения к себе, развитие самоутверждения.Общение характеризуется следующими мотивами: познавательными (желание получить информацию); личностными (получить поддержку, оценку), деловыми (согласовать действия, чтобы что-то сделать совместно).Содержание общения определяется той или иной деятельностью, зависит от стиля общения. Различают следующие стили общения: демократический(помогающий, разъясняющий), основанный на понимании потребностей ребёнка, учёте его индивидуальных особенностей; авторитарный стиль(подавляющий), базирующийся на указаниях без учёта интересов, склонностей ребёнка; либеральный стиль(попустительский), основу которого составляет неправильное понимание свободы ребёнка; императивный стиль(грубое подавление), не учитывающий личность ребёнка.Средстваобщения включают мимические, жестовые, интонационные, языковые средства.Результатомобщения является обмен опытом, знаниями, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребёнка.Общение способствует полноценному развитию ребёнка (М. Лисина), развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность. Дети в общении пытаются обратить внимание взрослых, используя разные способы. Чаще всего это «язык тела» (берёт за руку, обнимает, строит рожицы, кривляется).Для 3-7 лет характерна динамика процесса общения (М. Лисина).Дети овладевают общением со взрослым по инициативе взрослого.Общение со взрослым по инициативе ребёнка.Общение со сверстником по инициативе взрослых и детей.Общение ребёнка и взрослых в совместной деят. Уровень сформированности общения определять по показателям:интерес ребёнка к окружающему;степень доверия ребёнка;инициативность, активность ребёнка в общении.Общение ребёнка со взрослыми развивается благодаря сильнейшей эмоциональной тяге к взрослым, доверия к миру взрослых. В ФГОС 2013выделяется образовательная область «социально коммуникативное развитие», где ставятся задачи формирование общения детей со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты. Выделяется коммуникативная деятельность коммуникативная деятельность как вид детской деятельности. Язык – это система слов, выражений и правил их соединений, использующих при общении. Интонация – выразительность, эмоциональность , которая придает разный смысл одной и той же фразе. Мимика – поза, взгляд, дополняющее ? фразу. Жест –служит для большей выразительности речи. Расстояние– оно зависит от культурных национальных традиций и степени доверия. Этапы общения с детьми:1 – условный( формирование потребностей в общении: использования методов и приемов признания ребенка, эмоционального благополучия, уверенности в своих силах); 2- ориентировка ребенка в целях и ситуациях общения( педагог откликается на просьбу ребенка, создает ситуацию помощи при планировании деятельности, постановки цели. ; 3- ориентировка ребенка в личности собеседника ( воспит развивает у ребенка чувство собственного достоинства, познание своих прав и свобод, развитие положит отношения и др.); 4 – планирование содержания своего общения ( воспитатель предлагает ребенку выстроить деятельность самому, партеров по деятельности. воспит включает в трудные ситуации.)

Таким образом, проблема развивающего воздействия общения в дошкольном возрасте многогранна. В педагогическом общении следует учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей. В основе общения лежит взаимопонимание, которое предполагает уважительное, эмпатийное отношение. Педагогическое общение предполагает формирование у педагогов профессиональных качеств общения. Общение как деятельность нуждается в контроле, управлении со стороны педагога.

22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка. Игрушка – это предмет спец-но созданный д/игры и другого значения не имеющий. Игрушка обязательный спутник детства, это атрибут игры, агент взрослых в субъкультуре ребенка. Игрушка у младших дош-ков является мотивом игры. Игрушки удовлетворяют потребность детей в активной деятельности, подсказывают идею игры, развивают познавательный интерес: игрушка является произведением искусства (Народная).Коммуникация– процесс передачи информации от 1го человека к другому, с целью сообщения определенного смысла. Коммуникативные способности – способности устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием обучающихся и требований к педагогу.

Эльконин «Псих-я игры» По его мнению, игрушка создавалась взрослыми с целью занять р-ка. Игрушка представляла собой копии орудий труда, быта, жилища т.е. игрушки возникали и исторически изменялись2.врач-гигиенист Аркин «Р-к в дошкольные годы» говорил о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества по его мнению, игрушки создавали сами дети из бросового материала. История игрушки связана с историей изменения места ребенка в обществе. Игрушки в ходе развития человеческого общества меняли свою функцию, занимая новое отношение к процессу развития ребенка. Первые упоминания об игрушках относят к 3-5 тысячелетию до н.э. (деревянные куклы в Египте, мячи из кожи) в начале игрушки были предметами культа, труда. А в 17-18 вв. начинается промышленное производство игрушек для детей знати в германии и Франции. Производство русской народной игрушки сохранилось и в наши дни (филимоновские глиняные игрушки, богородские деревянные, бабинские матрешки). Флерина отмечая педагогическое значение игрушки, подчеркивала, что игрушка необходима для развития. Она разработала требования к игрушке (занимательность, динамичность, стимулирование к коллективным играм, высококачественность, безопасность). Предлагала методику использования игрушки, характеризовала народную игрушку. Макаренко различал: Готовые игрушки, полуготовые, игрушки-материалы. Новоселова С.А. предложила современную классификацию игрушек: Игрушки по степени готовности; Игрушки по материалам, из которых они изготовлены; Игрушки по функциональности; Игрушки по художественным образам. Игрушка может и должна использоваться для разностороннего развития детей. Для интеллектуального развития создаются и используются игры-головоломки, игрушки – трансформеры, дидактические игрушки. Для социально- личностного развития имеют большое значение игрушки, предполагающие коллективную деятельность (конструктор, игрушки для сюж-рол игр). Для эстетического развития используются народные , музыкальные игрушки. Кроме того, все игрушки без исключения должны способствовать эстетическому развитию, благодаря красочности, разнообразию образов, форм. Для физического развития предназначены игрушки, связанные с развитием движений . что бы игрушки способствовали разностороннему развитию, необходимо профессионально их использовать в нужное время и месте, вовремя изменять игровую среду. Были разработаны треб-я к экспертизе игрушек (см.Д/в №9 – 95 Стеркина): полифункциональность, учет игрушки в индивид-х и коллективных играх, дидактич-ие св-ва, принадлежность к художественному творчеству, отражение современного уровня развития общ-ва. В современных работах подчеркивается, что игрушечный мир детства является материальным центром игры. Поэтому игровые уголки делятся на: стационарные и временные; инновационные-компьютерные; сюжетно-образные; развивающие и развлекательные. Современные требования к игрушкам (классиф-ция): помогать решать воспитательные задачи; активизировать активность р-ка; д.б. привлекательными и красивыми; соответствовать требованиям гигиены; не должны провоцировать на агрессию и насилие (Стеркина, Асмолов); д.б. полифункциональными; обладать ярко выраженными дидактическими св-вами (сенсорика); располагать к совместной деят проблемами игрушки в настоящее время занимается доктор псих. Наук В. Абраменкова, она отмечает, что большинство игрушек иностранного производства — это антиигрушки, способствующие нарушению психики детей, наносящие вред развитию и воспитанию. Необходимо поддерживать отечественного производителя. Данной проблемой заняты специалист лаборатории федерального института развития образования под рук. Дороновой. Веракса и Романова отмечают, что современные, в основном зарубежного производства игрушки, превращают дошкольника в пассивного потребителя т.к. в них все продуманно до мелочей и ребенку нет возможности создавать свой воображаемый мир, а только отрабатывать заложенные игрушкой операции. В связи с 5 –ю образовательными областями в ФГОСможно рассматривать влияние тех или иных игрушек на развитие детей. Так напр для социально коммуникативного развития актуален атрибут для сюж – ролевых игр: игрушки модули. макеты, крупное игровое оборудование. Для познавательного развития- дидактические игрушки. Для речевого актуальны образные игрушки, музыкальные игрушки, связанные с движениями. Психологи зафиксировали, при усиленном интересе к игрушкам монстрам следствием становится суицид в подростковом возрасте. В зависимости от развития детей и игровой деятельности вносятся в предметно игровую среду кубы – модули, игрушки – атрибуты для сюж. рол игр, крупное игровое оборудование, стационарные и съемные модели( изобразит быт, труд, природу, вещи). Михайленко, Короткова:маркеры игрового пространства, т.е. предметы, указывающие на место события, в которых развивается сюжет; макеты – модули, т.е. уменьшенная копия того же кабинета врача, машины и т.д; макеты –карты, изображающие территорию. Таким образом, игрушка – это важный предмет в жизнедеятельности ребенка, это агент взрослых в субкультуре детства. Игрушки должны отвечать большинству современных требований, что бы успешно использоваться в воспитании, развитии и обучении детей.Игрушки явл-ся витаминным центром игры, спутником детства и всесторонне влияет на развитие р-ка.

23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и ДОУ.(Белая, Доронова, Куприянова, Никитина, Кудрявцева и др.). Концепция — это система взглядов на явление. Педагогическая концепция — система обобщенных взглядов, объединенных ведущей идеей Семья отличается уникальностью, неповторимостью. Семья – это социальный институт, ячейка общества, отличающаяся интимным характером жизни и отношений. Социокультурная семья от поколения к поколению воспроизводит общечеловеческие ценности — и от этого зависит в целом жизнеспособность общества (Е.П. Арнаутова, А.В. Добрович, В.К. Котырло, С.А. Ладывир и др.). Цель семьи – воспитание детей. Цель детского сада – оказание помощи семье в воспитании детей. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности. Факторы, от которых зависит воздействие семьи на р-ка, различные: статус данной семьи в обществе, уровень соц-ной культуры общества, типология, ее микроклимат. Факторы семейного воспитания: — эмоциональный, интимный характер воспитания в семье, основанный на родственных чувствах; постоянство и возможность длительных воспитательных воздействий членов семьи на ребенка; -наличие объективных возможностей включения дошкольников в разную деятсемьи. разновидности семей:полная сложная (трехпоколенная); полная измененная (один из родителей не родной по крови); неполная; полная простая (родители и ∆). Различают три модели семейного воспитания:латиноевропейскую, скандинавскую и англо-саксонскую. 1-ые 2 модели (авторитарный стиль)период дошк детства рассм-ют как предмет пед. опеки. Близкие возлагают определенные ожидания на р-ка, т.е. направляют, планируют всю его жизнь, отдают к специалистам, педагогам. Поэтому при этих 2-х моделях р-к кратковременно пребывает в родительском окружении. Воспитание приспосабливается не к потребностям р-ка, а к потребностям взрослых членов семьи. Эти модели распространены во Франции, Италии, Финляндии, Швеции. 3.(демократический)рассм-ет р-ка как независимую развивающуюся Л-ть. Р-к с рождения имеет права и обязанности, право на полноценную реализацию своих индивидуальных возможностей. Родители понимают, что природа дош детства не приемлет излишней опеки, р-ка стараются воспитывать в семье, где ему обеспечивают комфортные псих условия, предоставляют позитивную свободу. В доступных формах используется помощь квалифицированных специалистов, р-к находится 2—3 ч в общественных ДОУ. Модель хар-рна д/современной Англии, Канады, США, Германии Для педагогики актуальна следующая классификация семей (Г. Белова), характерная для России: 1. Благополучная семья – это полная семья, где отношения строятся на принципах сотрудничества, характерен положительный микроклимат. 2. Формально благополучная семья – в которой отсутствуют традиции, жизнь ребенка организуется без учета его потребностей и интересов. Родители проявляют к детям повышенную требовательность, микроклимат неустойчивый. 3. Неблагополучная семья.семьи как воспит фактора (Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, Т.А. Куликовой) Семья д/р-ка — это место его рождения и основная среда обитания. Влияние семьи на р-ка специфично и имеет ряд особенностей: влияние семьи основано на особых чувствах. Они дают интимно-личностную связь, единство с родителями. Нежность, ласка, забота, великодушие, умение прощать — эти чувства дают р-ку ощущение счастья, радости бытия. Они определяют приоритетную ценность дома и семьи; семья представляет собой разновозрастную гр-у, поэтому в ней существуют разные ценности и идеалы, но в хорошей счастливой семье они гармонизируются на основе создания семейных традиций; в семье создается естественная среда д/включения р-ка в различные виды д-ти; воздействие семьи на р-ка постоянно, и диапазон его очень широк. Воспитывает быт семьи, уклад жизни, взаимоотн-я взрослых, традиции. фактор становления Л-ти— осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением.«Воспитательный потенциал семьи» В. Мудрик под воспитательным потенциалом семьи понимает социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, географический факторы.И.В. Фадеева рассматривает понятие «воспитательный потенциал семьи» с позиции системного подхода. включает соц-псих, культурно-ценностный, педкомпоненты.Соц-пси компонент–возможности в формировании потребности ребенка в общении, уровень самоутверждения; кул-ценн – возможности семьи по формированию общечеловеческих ценностей (идейный, философский, нравственный опыт ребенка); педк – возможности семьи осуществлять воспитание ребенка, способность повышать собственную пед кульру. В основе взаимодействия ДОУ с семьей лежать принципы: — доверительное взаимодействие. Уверенность родителей в проф компетентности воспитателя; личная заинтересованность родителей; подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия, как к социальным заказчикам; утверждение самоценности родителей. Общие условия семейного воспитания по Макаренко А.С. это авторитет взрослого, взрослый выступает как образец для подражания.– метод последствий (что-то сделал плохо, нужно исправить).Формы работы с семьей:К традиционнымродительские собрания, конференции, дни открытых дверей. Пед. консультации— одна из традиционных форм, давно используется в практике. Нетрадиционные формы: семейные посиделки, вечера, вернисажи, день семьи телефон доверия, клуб выходного дня, клуб «Хозяюшка», нетрадиционный праздник «Моя родословная», конверт откровений, орг-ция библиотеки для родителей, выпуск газеты, журнала, орг-ция творческих мастерских, студий, клубов, секций д/родителей и ∆.Педагогическая диагностикаКуликовой использования комплекса методы: опроса, интервью, анкеты. тренинги, например «Знаю ли я своего ребенка беседы, наблюдения, написания родителями сочинения «Мой ребенок». методы изучения семьи по типу «Семья глазами ребенка» И. Кутузова, В. Арнаутова, О. Зверева, В. Дубрович плановый подход к взаимодействию с семьей. включает 6 стадий: 1совместный поиск проблем развития и воспитания ребенка; 2- совместное создание портрета ребенка; 3-5– сотрудничество и совместная деят по развитию и воспитанию ребенка; 6 – анализ совместных усилий. ФГОСо взаимодействии ДОУ с семьей. В общем положении стандарта одной из задач на решение которой направлен стандарт, определяется задача обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования и укрепления здоровья детей. В требованиях к Обр Прогр. в ее организационном разделе программы, указывается, что должны быть созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности. Среди психолого- педагогич условий выделяется поддержка родителей в воспитании детей и включение семей в обр деятельность. Среди кадровых усл. выделяется оказание консультативной помощи родителям и организация психолого – педагогической поддержки семье детей с ограниченными возможностями. Т.О: семья имеет огромное значение в воспитании и развитии ребенка. Ребенок в системе «детский сад – семья» должен иметь благоприятные условия для полноценного развития.

Читайте также:  Анализы на герпесную ангину у детей

24. Конпептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе. В соответствии с проектом Концепции непрерывного образования дош образотносится к сфере услуг. На границе данных этапов важно подготовить реб-ка к переходу в новые условия развития, облегчить адаптацию к школе. Система «д/с – школа» — это социокульт.среда, к-ая способ-т формир-ю Л-ти р-ка. Основной принцип построение данной сис-ы — приемственность, т.е.совмест-ая форма деят-ти, к-ая объединяет звенья системы образования. Преемственность д/с и школа – двухсторонняя связь, предполагающая с одной стороны направленности работы в ДОУ на требования школы, а другой стор. опору учителей школы на уровень разв-я, к-го реб-к достиг в д/с. Подготовка к школе – процесс по приобретению зун, достижения разных направлений готовности к школьному обучению. Подготовка детей к школе предполагает: 1. Организацию обр-ой работы в дош-ом учреждении, кот. обеспечивала бы высокий уровень общего развития детей. 2. спец. подготовку к усвоению учебных предметов в школе.3. преемственность гос-х стандартов, образовательных программ. Результатом подготовки явяляется гот-ть реб-ка к школе – как внутреняя позиция, направленная на овладение достижениями, присущими школьникам. «психологическая готовность», включая сюда интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно-волевую, личностную, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская, Г.Г. Кравцов). «школьную зрелость» уровень морфофункциональных систем, развитие глазомера, руки (М.В. Антропова, Т.Г. Бетелева, С.М. Громбах и др.). Т.Н. Доронова линии приемст-и: — линия познавательного развития дош; — линии формирования предпосылок уч-й дет-ти; — линия развития самост-ти реб-ка; — линия формир-я коммуник-х качеств.В настоящее время существуют и используются в практике концепции целевого, содержательного и организационного аспектов обр-ой работы с детьми ст дош возраста. I. Концепция Центра «Дошкольоне детство» им. А.В. Запорожца. «готовность к школе», связывая уровень развития реб-ка с процессом подготовки. Вводится два понятия – общая и специальная готовность. Общая готовность — всесторонняя: умственная, физическая, нравственная, трудовая, эстетическая. Специальная- развитие речи, подготовку к грамоте, формирование начал математики, подготовку к письму, формирование представлений об окружающем. II. Концепция образования детей ст. дош-го воз-та (РГПУ им. А.И. Герцена). начальные компетенции реб-ка, рассматривая их как интегративные личностные хар-ки, определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности. Авторы данной концепции к начальным ключевым компетенциям относят здоровьесберегающую, личностно-социальную, учебно-познавательную. К начальным специальным отнесены речевая, литературная, математическая, экологическая и художественная компетенции. III. Концепция организации, содержания и методическое обеспечение подготовки детей к школе ФИРО под руководством Т.Н. Дороновой. «общая готовность» и признают ее значимость как базовой, основной. К ней отнесены физическая, личностная, интеллектуальная. IV. Авторская разработка факультета дошкольного образования ГОУ ВПО «МаГУ» под рукю С.Ф. Багаутдиновой. Готовность реб-ка к школьному обучению рассм-ся как уровень развития реб-ка, кот. обеспечивает устойчивость и успешность систематического обучения. Под общей готовностью к школе авторы понимают совокупность компонентов:псих гот-ть (мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, готовность в сфере общения). Общая готовность обеспечивает успешность формир-я общих учебных умений, навыков и способов деят-ти начальной школы. Спец-я гот-ть – результаты обр-го проц-а по подготовке детей к усвоению курса начальной школы, обеспечивающие в том числе и общее развитие. Для реализации спец-ой под-ки авторы выделяют области обр-го процесса ДОУ, преемственные с предметами начальной школы: развитие речи, приобщение к худ-ой лит-ре, развитие элем-х матем-их представлений, ознакомление с окуруж-м миром, худ-твор. развитие, муз-ое развитие, приобщение к труду, физическое развитие. V.Чумичева Концепция проектирования системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе. Готовность к школе с т.з. интеграции развитых образовательных сфер. Интеграция содержания включает например, изобразительно – речевое, изо – муз, техническое и худ – эстет, математическо – информационно – экологическое развитие, такая интеграция позволяет обеспечить условия для организации познания и освоения ребенком базовых категорий. Система «детский сад – школа» Цель: обеспечить гармоничное развитие личности ребенка в статусе школьника. Результат – готовность ребенка к школе – оптимальный ее уровень. Содержание: включает процесс подготовки детей в детском саду и процесс обучения детей в начальной школе. Особенности 6-летних ∆.Содержательная хар-ка дана в работах Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, Ш.А. Амонашвили, B.C. Мухиной, ЯЛ. Коломинского, Е.А. Панько. К псих закономерм/о отнести назревшие противоречия м/у возросшими интеллект-ми возможностями р-ка и специфически дош способами их удовлетворения. При этом интеллект-ная сфера р-ка уже готова к систематическому обучению и требует его. Р-к готов принять новую соц позицию шк-ка. Важной особенностью психи разв-я ст. дош явл-ся обостренная чувствительность, к усвоению нравственно-психологич-х норм и правил поведения и, к овладению целями и способами систематич-го обуч-я. В этот период у р-ка возникает состояние обучаемости. Роль взрослого: учет типа поведения ∆ в условиях обучения — преобладание игровой ситуации, в общении со взрослыми зачастую переходящей в коммуникЧисто школьный тип встречается среди ∆ очень редко, когда преобладает учебная позиция, а при наличии взрослого — коммуникативная. Задача педагога — создать благоприятные условия д/предучебного типа, когда в самостоят-ой д-ти преобладает игровая позиция, при совместной д-ти со взрослым — учебная. Взрослый помогает р-ку вычленить учебную задачу и найти ср-ва д/ее решения. Адаптация@ активного приспособления индивида к условиям соц-ой среды и как результат этого @-а. Адаптация к школьному обучению – процесс и результат приспособления организма реб-ка к условиям школьного режима; процесс усвоения реб-ом опыта общения и совместной учебно-позн-ой деят-ти. Виды адаптации:1. Физиологическая, 2. Психологическая (охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную.). 3. Социальная или личностная адаптация (связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника). В книге B.C. Мухиной «Шестилетний ребенок в школе» раскрываются этапы адаптациир-ка. Н. Чуткина уровни адаптации. 1). От 1,5 до 2 мес. — привыкание к школьному зданию, требованиям учителя, наличие «школьного синдрома» (боязни, тревоги). 2).До 6 мес. — адаптация к внутреннему распорядку жизни школы, режиму, учебной д-ти, внешней атрибутике (звонки, перемены и т.п.). 3). От 1,5 до 2 лет — привыкание к позиции школьника, осознание учебной д-ти как соц-но значимой, повышение самостоят-ть в выполнении заданий, возникновение эмоционально-положительного, устойчивого отн-я к учителю. Результатом адаптации — адаптированность система качеств личн-и, умений и навыков, обеспечивающая успешность в последующей жизнедеятельности реб-ка в школе. Успешность адаптации зависит от правильной пед. позиции учителя, от уровня оптимальной подготовки детей в условиях ДОУ, от взаимодействия д/с со школой и семьей. Пед диагностика:.функция определения условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию реб-ка. Контроль за уровнями подготовленности предполагает разработку программ обучения и развития детей, педагогическую коррекцию обнаруженных недочетов. Важны не различия в имеющихся уровнях готовности, а поиск путей более эффективного их развития. Т.О. готовность к школе – целостное, многогранное образование, результатом которого является взаимосвязь и интеграция всех компонентов готовности. Готовность – динамичная и развивающаяся система, где происходит появление, возникновение новых качеств, свойств, черт. Готовность к школе рассматривается не как конечный результат, а как постоянно развивающийся процесс. Диагностика должна представлять динамику изменений в развитии всех компонентов.

25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и школы. Преемственность— связь м/у различными этапами или ступенями разв, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого, или его характ.при переходе к новому состоянию. Преемственность дошк-го и нач-го шк-гообразования — связь и соглас каждого компонента обр-я (целей, задач, содержания, методов, ср-в, форм, орг-ции), обеспечэфф поступательное развитие р-ка, его успешное воспит-е и обуч-е на данных ступенях обр-я. В методическом письме Мин. Обр-я РФ от 25.03.94г. «Об орг-ции взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемств дошк-го и нач-го общего обр-я» выделены актуальные и сейчас основания преемственности,к-ые обеспечивают псих готовность ∆ к освоению программы начальной школы. Важным моментом в обеспечении преемственности явл-ся разработка параметров согласованного взаимодействия данных ступеней обр-я. В качестве примера приведем параметры преемственности в развитиипознавательных способностей детей (рис. 1), разработанные в исследовании Е.Н. Ращикулиной.Параметры преемственности: Природосообразные: индивидуальные особенности, задатки; возрастные особенности разв познав способност; псих. Новообраз связ с кризисом 7 лет. Культуросообразные: цель развит позноват способност; ср-ва развит познов способн; методы развитии.основания преемственности1. Развитие любознательности у дошкольника как основы будущего ученика; 2. Развитие способностей ребенка как способ сам решения творч (умственных, художественных) и других задач как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деят, в том числе учебной. 3. Формир тв. воображения как направления интеллеки лич развития ребенка. Это обеспеч широким использованием сюж-рол игр, игр-драм, конструирования, разных видов худдеятельности, детского экспериментир. 4. Развитие коммуникативности – умение общаться со взрослыми и сверстниками, является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в тоже время важнейшим направлением социально-личностного развития. Ср обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности. Значение преемственности, сделать процесс перехода ребенка в школу безболезненным и наиболее легким. Пашкова М.М. аспекты преемственности: 1. Целевой (согласование целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития ребенка); 2. Содерж (обеспечение «сквозных» линий, содержание повторений, разработка единых курсов изучения отдельных дисциплин по математике или родному языку); 3.Технологический (учебно-игровая деятельность); 4. Гигиенический (культурно – гигиенические навыки должны поддерживаться и совершенствоваться в школе. Соблюдаться режим проветривания, освещения и т.п.); 5. Пед аспект (индивидуальный подход к детям, взаимодействие воспитателя и педагога школы, также по поводу семьи и родителей);6. Псих (учет возрастных особенностей, снятие психологических трудностей, адаптационных, переходных периодов); 7. Управленч и структурно-орг (наличие общего руководства, четкая структура комплекса «детский сад – школа»). Задачи преемствДОУи школы: — обеспечить безболезненный пер дет к школе, должный уровень гот дет к обучв школе; — восп у ребенка-дошкольника эмоц положительного отношения к школе; — способствовать непрерывн в развитии способностей, компетентности, возм. ребенка; — обеспечить преемств в содержании, формах и методах между дошкольным образованием и начальным общим образованием. вар взаимодействия ДОУ ишк:1) Общеобраз уч реализует несколько общеобразов программ: дошк образования и нач общего, основного общего, ср. общего образования, получив на это соответствующую лицензию. 2) Начальные классы общеобраз учреждразмещаются в ДОУ, которое выделяет помещения, необходимые для организации обучения и отдыха обучающихся. 3) Взаимодействие общеобразоучрежд осущ объединения их в комплексы. Комплекс имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании своего Устава. 4) Взаимод ОУ осущ на основе заключаемых между ними договоров о сотрудн по различным направлениям их образ деятельности. На этапе дош образосн акцент делается на интеграцию предмет обл знаний. Дошк обр призвано обеспечить сознание основного фундамента развития ребенка – формирбазовой культ его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деят и обл знаний на др ступенях обр. Формы преем-ти: взаимопосещение педсоветов, род.собр.в подгот. группе, беседы учителя и воспитателя; взаимопосещение дет праздников, концертов. Составляется совм план по преемственности (метод.работа, организационно-пед., работа с родителями, воспитание у детей интереса к школе. В методич.р-те полезны взаимопосещения занятий, уроков, знакомство, изучение программ школы и д/с, обмен опытом по преемственности, составление псих.-пед. характер на детей взаимосвязь в работе психологов д/с и школы, обсуждение результатов диагностики. Шефство включает изготовление пособий, кормушек. Для воспитания интереса-экскурсии в школу. Диагностика-распознавание. оценка результативности пед-й работы с детьми по подготовке их к школе. Главная функция диагностики по Гуревич К.М. -ф-ция определения условий, благоприятствующих дальнейшему развитию реб. Диагностика не должна быть самоцелью, а помогать психологу прогнозировать дальнейшую разработку содержания методов восп. и разв. реб. Разработано множество диагностич. методик. Пособия: Гуткина Н.И. Псих-я готовность детей к школе.-М,1993.; Готовность детей к обучению в школе.-Троян А.Н. – Магнит.-83г.;Венгер Л.А. Готов ли ваш реб.к школе?-М.-1984.4 Подготовка реб. К школе: требования и диагностики.-Багаутдинова,Левшина,Степанова.-магу,2010.для оценки физ.готовности суммируют антропометрические показатели, уровень развития основных движений, физ.качеств, работоспособности, показатели школьной зрелости. Реализация программы преемственности «д/с и школы» — условие непрерывного образования. Проблема преемственности остается ключевой актуальной в российском образовании. ФГОС дошкольного образования 2013 г. направлен на обеспечение преемственности дошк и нач. общего образования. Вывод: «д/с-школа»-сложная система, призванная обеспечить ребенку высокий уровень готовности к обучению к школе. Функционирование, развитие системы должно строится на преемственности. Готовность к школе-многогранное явление. Педагоги должны ясно представлять себе содержательную сторону готовности, владеть диагностич. методиками работы с детьми

Читайте также:  Анализы на глисты у детей

источник

В ФГТ выделяются 2 образовательные области, связанные с общением: «социализация, коммуникация». Предполагается решать задачи – приобщения к элементарным общим правилам и нормам взаимоотношений, развития свободного общения, развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата.

В педагогике различают педагогическое общение – общение педагога с детьми, когда конечный результат – воспитание ребёнка, накопление его социального опыта. Проблемой педагогического общения занимались и занимаются В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик.

Для педагогов важны знания об общении детей между собой. Эта проблема освещалась в материалах А. Запорожца, А. Леонтьева, Т. Репиной, Н. Ватутиной и др.

Психолог А. Спиваковская подчёркивает, что общение включает 3 компонента: вербальное общение; общение с помощью языка, мимики; общение с помощью языка самооценки. Все 3 компонента важны. Общение рассматривается как деятельность, пронизывающая, сопровождающая все другие виды деятельности, и как отдельный вид деятельности.

Как любая деятельность, общение имеет структуру, отличительные особенности.

Педагогическое общение выполняет ряд функций: воспитательную, материнскую, перцептивную (познавательную), обучающую, коммуникативную, организующую. Успешность педагогического общения обусловливается общительностью как чертой личности педагога, использованием технологии общения. Профессионально педагог должен уметь наблюдать за детьми; определять, нуждается ли ребёнок в общении; знать потребности ребёнка в общении с близкими; учитывать уровень общения ребёнка; правильно выбирать форму, средства общения.

Эмоциональная форма характеризуется использованием контакта взглядов, жестов, ласки в речи, показом действия, научением ребёнка действиям в общении.

Внеситуативно-речевая форма используется в основном на специальных занятиях, экскурсиях, беседах и предполагает вопросы к детям, поощрение инициативы ребёнка в общении.

Внеситуативно-познавательная форма – это формирование уважения к себе, развитие самоутверждения.

Общение характеризуется следующими мотивами: познавательными (желание получить информацию); личностными (получить поддержку, оценку), деловыми (согласовать действия, чтобы что-то сделать совместно).

Содержание общения определяется той или иной деятельностью, зависит от стиля общения. Различают следующие стили общения: демократический (помогающий, разъясняющий), основанный на понимании потребностей ребёнка, учёте его индивидуальных особенностей; авторитарный стиль (подавляющий), базирующийся на указаниях без учёта интересов, склонностей ребёнка; либеральный стиль (попустительский), основу которого составляет неправильное понимание свободы ребёнка; императивный стиль (грубое подавление), не учитывающий личность ребёнка.

Средства общения включают мимические, жестовые, интонационные, языковые средства.

Результатом общения является обмен опытом, знаниями, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребёнка.

Общение способствует полноценному развитию ребёнка (М. Лисина), развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность. Дети – дошкольники часто в общении пытаются обратить внимание взрослых, используя разные способы. Чаще всего это «язык тела» (берёт за руку, обнимает, строит рожицы, кривляется).

Для дошкольника 3 – 7 лет характерна особая динамика процесса общения (М. Лисина).

1. Дети овладевают общением со взрослым по инициативе взрослого.

2. Общение со взрослым по инициативе ребёнка.

3. Общение со сверстником по инициативе взрослых и детей.

4. Общение ребёнка и взрослых в совместной деятельности. Уровень сформированности общения М. Лисина предлагает определять по следующим показателям:

– интерес ребёнка к окружающему;

– инициативность, активность ребёнка в общении.

Общение ребёнка со взрослыми развивается благодаря сильнейшей эмоциональной тяге к взрослым, доверия к миру взрослых. В работах Г. Ляминой показана динамика развития общения ребёнка со взрослым. Младшим дошкольникам свойственна потребность в контактах со взрослыми, подражание им, доверчивость (3 – 4 года). К 4 годам появляется потребность в самостоятельности, активности. После 5-ти лет ребёнок чаще является инициатором общения, выбирает партнёров, независим в общении, появляется избирательность. Ребёнка в этом возрасте в общении со взрослыми привлекает способность последних понять его.

Общение дошкольника со сверстниками изучалось и изучается А. Усовой, Т. Марковой, М. Лисиной, Т. Репиной. Данными учёными используется понятие «детское общество», под которым подразумевается группа детей, имеющая определённый возрастной состав, где происходит социализация детей. Т. Репина, давая характеристику группе детского сада, подчёркивает, что статус каждого ребёнка в группе зависит от общительности ребёнка, его личностных качеств. Всё это определяется стилем воспитания в семье, опытом общения, типом высшей нервной деятельности, установками, которые дают взрослые. М. Лисина показала, что в дошкольном возрасте существуют две линии развития общения ребёнка со сверстниками.

1. От 3 – 4 лет – сверстники выступают для дошкольника как фон для самоутверждения.

2. После 4-х лет сверстник находится для ребёнка в центре внимания, возникают первые симпатии, детская дружба.

Т. Репина показала, что ребёнок строит свои взаимоотношения со сверстниками по-разному:

– на основе положительных эмоций;

Взаимоотношения со сверстниками могут быть положительными и отрицательными. Положительные взаимоотношения строятся на основе эмпатии, дружбы, совместного дела, общих впечатлений (Т. Маркова). Отрицательные взаимоотношения детей больше изучены в зарубежной психологии (Б. Спок, А. Фромм).

Различают 2 типа отрицательных взаимоотношений:

– наступательные (использование силы, драки, угроз);

– оборонительные (дети вынуждены реагировать, чтобы защищаться).

Причинами отрицательных взаимоотношений являются особенности воспитания, преобладание эгоистических мотивов, отсутствие положительных форм общения, конфликты, споры, отрицательный психологический микроклимат.

В работах С. Якобсон, Б. Спока подчёркивается необходимость коррекции отрицательных взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, в частности, игровая коррекция.

Современный педагог, зная особенности общения ребёнка со взрослыми, со сверстниками, педагогического общения, должен создавать педагогические условия для развития, воспитания детей с помощью общения.

Для детей раннего возраста общение с матерью, взрослыми крайне важно. Наблюдается тесная эмоциональная связь. Отсутствие систематического эмоционального общения взрослых с ребёнком провоцирует «госпитализм», т. е. замедление развития ребёнка в целом, и потом это отставание остаётся на всю жизнь. Хуже, позже развивается речь, движения, приобретаются первые навыки общения.

В дошкольном возрасте общение также оказывает глубокое влияние на всестороннее развитие детей. Если у ребёнка довольно высокий уровень развития общения, ребёнок доверяет взрослому, живо интересуется, выступает инициатором общения, такое общение способствует развитию эмоционального благополучия, быстрой социальной адаптации, способствует развитию способностей, усваиванию опыта общения; более успешно дети осваивают новые виды деятельности, т. е. общение содействует социальному, интеллектуальному, личностному развитию ребёнка. Подобный развивающий эффект не достигается спонтанно, он становится возможным благодаря профессионализму педагога. Общение в дошкольном учреждении протекает на специально организованных занятиях (регламентированное общение), на праздниках (частично регламентированное общение), свободная форма общения. Регламентированное общение не должно терять личностно-ориентированной направленности, разнообразия, эмоциональности. Это важно для развития ребёнка. Частично-регламентированное общение позволяет формировать у детей деловые качества (быть ведущими на празднике), формирует организаторские способности.

Свободное общение в наибольшей степени способствует социальной адаптации, формированию умений в разных видах деятельности, закрепляет навыки контактности, открытости, культуры поведения, общения.

Можно выделить существующие в современных дошкольных учреждениях проблемы общения: однообразие, излишняя заорганизованность детей, преобладание авторитарного стиля общения.

Для успешной организации общения дошкольников педагоги должны реализовывать следующие условия: использовать разнообразные средства общения (язык, поза, мимика и др.); задействовать различные функции общения (коммуникативную, перцептивную); применять различные формы и стили общения в зависимости от ситуации с преобладанием демократического стиля; реализовывать в практике технологию педагогического общения (создание условий, культура общения, педагогическая поддержка).

Современный педагог должен уметь использовать большие возможности своей речи в общении с детьми, чтобы передать информацию, предложить детям задать вопросы, рассказывать, описывать взаимоотношения, чувства окружающих людей, располагать детей к размышлениям, будить фантазию, рассказывать об интересном, использовать речь в виде инструкции, одобрения, обоснования, вносить элементы неожиданности, новизны. Общение педагога с детьми должно быть содержательным, проблемным. Целесообразно использовать коллективное и индивидуальное общение, разговор по душам, тет-а-тет.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с коммуникацией, которые будут является критериями для диагностики.

Таким образом, проблема развивающего воздействия общения в дошкольном возрасте многогранна. В педагогическом общении следует учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей. В основе общения лежит взаимопонимание, которое предполагает уважительное, эмпатийное отношение. Педагогическое общение предполагает формирование у педагогов профессиональных качеств общения. Общение как деятельность нуждается в контроле, управлении со стороны педагога.

Определения основных понятий «общение», «педагогическое общение».

Императивный стиль педагогического общения:

– лояльное, общение на равных с ребёнком;

– грубое подавление, в основе которого лежит неучёт особенностей личности ребёнка.

РАЗДЕЛ 4. РЕБЕНОК И СОЦИУМ

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 4473 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Для развития детям нужно общение. Поэтому правильная организация общения детей – одна из задач взрослых. Сначала в семье, позже – в детском саду и школе. И везде главная цель – научить ребенка общаться так, чтобы и ему было полезно и приятно, и другим детям тоже.

В младенчестве крохе важно чувствовать настрой окружающих, проникаться их любовью, теплотой, заботой. Круг общения в это время узок: он включает в себя только членов семьи и близких знакомых.

Попадая в дошкольном возрасте в сообщество детей в садике, ребенок сначала теряется, и в этот момент очень важна организация общения детей, так как она влияет на адаптацию ребенка и его дальнейшее развитие.

Детский коллектив в группе ДОУ формируется далеко не сразу: сначала воспитатель проделывает большую работу по адаптации детей, способствует тому, чтобы они узнали друг друга поближе, научились взаимодействовать. Через некоторое время правильная организация общения детей дошкольного возраста начинает приносить плоды в виде самостоятельной деятельности и ее результатов.

Что нужно детям для полноценного общения?

  • Позитивная, доброжелательная обстановка, в которой каждый маленький человек может чувствовать себя «в своей тарелке»
  • Пространство для практического познания мира: уголки с игрушками, «островки творчества», где он сможет слепить что-то из пластилина вместе с друзьями, нарисовать картинку в подарок маме, сплести браслетик из резиночек и т.д.
  • Неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны. Организация детского общения обычно строится на знакомых ситуациях, но опытные воспитатели обязательно вносят в них что-то свежее. Например, учат малышей творчески поздравлять друг друга с Днем рождения
  • Заинтересованный взрослый, который будет «на одной волне» с детьми и поможет правильно организовать взаимодействие
  • Прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера. Взрослые, устанавливающие правила общения в дошкольном учреждении, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу
Читайте также:  Анализы на глисты у детей кдл

Специалисты выделяют следующие условия организации общения детей в дошкольном учреждении:

  • Создание развивающей среды. Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, воспитатели не только предоставляют пищу детскому воображению, развивают малышей, но и приучают их к общению в процессе совместной деятельности
  • Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных постановках к утренникам и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей
  • Соблюдение режима дня. Ребенок должен научиться отличать работу от игры, активное бодрствование от отдыха. Воспитатель учит его считаться с мнением и желаниями окружающих, прививает детям правила хорошего тона, навыки самообслуживания
  • Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.

При таких условиях организации общения детей можно создать полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.

источник

ЛЕКЦИЯ X. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста в деятельности общения

Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми. В Концепции дошкольного воспитания (ВНИК НИИ,1989) даются две основные модели общения с детьми (учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная).

В психолого-педагогической литературе проблема деятельности общения изучена достаточно глубоко (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А.Репина, А.Т. Рузская и др.). Определены основные понятия, виды, формы общения, раскрыта специфика общения как деятельности. Подробно обсуждается вопрос о значимости общения в совершенствовании и гуманизации педагогического процесса (Р.С.Буре, Н.Д.Ватутина, А.В.Кан-Калик, А.А.Мудрик, Т.И.Чиркова и др.)

Термин общениеговорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг с другом. Под общением большинство авторов понимает такую деятельность, которая заключается во взаимодействии людей с целью обмена и обогащения информацией как познавательного, так и аффективно-оценочного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от совместного общения.

Общение, являясь специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, создает условия для реализации социальных отношений. При этом в общении выделяют три взаимосвязанныхстороны: коммуникативная — состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная — заключается в организации взаимодействия между людьми'(согласовывать действия, распределить функции и .т.п.); перцептивная— включает процесс восприятия друг друга при общении, установление па этой основе взаимопонимания.

К средствам общенияотносятся:

Язык — система слов, выражений и правил, их соединения в осмыслении высказывания, используемые при общении.

— Интонация, эмоциональность, выразительность, которая способна придать разный смысл одной и гой же фразе;

— Мимика, поза, взгляд — могут усиливать, дополнять или опровергать фразу.

— Жесты как средство общения могут быть общепринятыми, т.е. иметь закрепление за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

— Расстояние — зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Исследования М.И.Лисиной, Н.М.Щелованова, Н.А.Аксариной, Э.Пиклера, Н.Д.Ватутиной убедительно показывают, что поиск оптимальных условий развития личности ребенка нужно в первую очередь проводить в сфере педагогического общения.

Существуют различные трактовки понятия «педагогическое общение». Так, в работе Е.А.Панько под педагогическим общением понимается познание дошкольника, оказание на него воспитательного воздействия, организация взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского сада. В работе «Психология труда воспитателя» (Минск, 1993), в статье «Что такое педагогическое общение?» (см. Дошкольное воспитание,- 1985, № 6) Е.А.Панько подчеркивает, что умение воспитателя стать на позицию ребенка создает благоприятный психологический микроклимат, который является одним из условий гуманизации педагогического процесса.

В определении В.А.Кан-Калика (см. книгу Основы профессионально-педагогического общения, — Грозный, 1979) педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.

По мнению Н.Д.Ватутнной ( см.статью «Педагогическое общение-важнейшее средство гуманизации педагогического процесса в детском саду» //В межвузовском сборнике научных трудов «Гуманизация педагогического

процесса дошкольного учреждения» — Магнитогорск, 1995) педагогическое общение должно выступать не только как личное качество воспитателя, но и как главное профессиональное умение, помогающее каждому ребенку раскрыться индивидуально.

Р.С.Буре и Л.Ф.Островская в книге «Воспитатели и дети» (М., 1985) видят значение педагогического общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального неблагополучия детей в условиях детского сада.

Таким образом, из приведенных содержательных характеристик видно, что общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции: актуализация типичных и индивидуальных качеств, свойств личности; информационную; нормативно — регулирующую; эмоциональную; перцептивную; материнскую.

В проекте Государственного стандарта по дошкольному образованию (2001) подчеркивается, что взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетентности ребенка. Основным показателем и одновременно условием гармоничного, социального личностного развития ребенка является отношение к другому человеку как к самоценности, а не как к средству. Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н.К.Крупская) в рамках высокого профессионализма. Отношение к ребенку как субъекту, уважение его прав и достоинств, признание его возможностей развития, совместная деятельность с ним на основе его максимальной активности.

Немаловажное значение имеют факторы, оказывающие влияние на эмоциональное состояние ребенка при общении с ним:- содержание и характер обращений к ребенку, направленных на организацию его деятельности или поведения (Л.Н.Башлакова, Л.В.Бурова, Т.И.Комиссарова, Р.М.Миронова, Т.И.Чиркова и др.): см. статью Башлакова Л.Н. «Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми// Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада: сб.научных трудов/ Под ред. Н.С.Старжинской, Е.С.Сленович.-Лен. 1985.;

— невербальные средства воздействия (мимика, интонация, прикосновения, жесты (В.А.Кан-Калик, Н.Д.Ватутина, Т.А.Репина и др.);

— эмоциональная окрашенность общения;

— стиль общения педагога, отражающий индивидуально-типологические особенности, уровень культуры (общечеловеческий и профессионально-педагогический), жизненный опыт и т.п.

В психолого-педагогических исследованиях показана взаимосвязь стиляобщения педагога с детьми с характером взаимоотношений между сверстниками (Л.Н.Башлакова, М.В.Воробьева, Т.И.Ерофеева, В.Д.Калишенко и др.), отношением ребенка ко взрослому (А.А.Бодалев, Т.А.Репина и др.), к деятельности ( Т.В.Антонова, Е.А.Архипова, Р.С.Буре, А.И.Кульчицкая, Р.М.Миронова)

В статье Т.Е.Аргентиновой «Стиль общения, как фактор эффективности совместной деятельности» //Психологический журнал, T.V-1984,№6, дается следующее определение стиля общения – «подвижная, изменяющаяяся в зависимости от ситуации система использования средств и способов общения», (с. 130).

В психолого-педагогической литературе описаны следующие стили общения педагога с детьми:авторитарный (от лат. — авторит — сила, влияние); демократический (помогающий), попустительский, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный. Педагогу необходимо помнить, что при использовании стилей общения учитывать становление и развитие образа-Я у ребенка, его стремление быть лучше. Поэтому вывод дошкольной педагогики один — сколько детей, столько и стилей воспитания. Ребенок одного возраста имеет Я-реальное и Я-потенциальное (в форме желаний, мечты, приписывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рассказов).

Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений, устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже при проявлениях отрицательных действий, поступков. Отношение к ребенку как к субъекту, как к самоценности предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали, раскрытию потенциальных возможностей, творчества и активности ребенка.

Технология педагогического общения направлена на организацию определенных этапов процедуры общения;

• формирование у ребенка потребности в общении, побуждая ребенка к деловым, личностным, познавательным видам общения.

В исследовании М.И Лисиной, посвященном проблеме развития потребности в общении у детей от двух месяцев до семи лет, были выделены четыре формы общения взрослого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, ситуативно-деловое, внеситуативно познавательное, внеситуативно-личностное. При этом необходимо учитывать благоприятный или неблагоприятный вариант развития личности ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрессивный и т.п.) Педагог, создавая условия для удовлетворения ведущих потребностей детей (в признании, познании, игре, самореализации), способствует эмоциональному благополучию ребенка, «формированию у него положительного самоощущения- уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят» (см. проект Государственного стандарта по дошкольному образованию, 2001г.);

• ориентировать ребенка в целях, в ситуациях общения.

Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объяснить причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоятельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от постановки и определения цели деятельности к творческому характеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие у детей механизмов саморегуляции, самопроектирования своей деятельности.

• ориентировка в личности собеседника, товарища, партнера. Взрослый способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи. В проекте Государственного стандарта по дошкольному образованию (2001) обращается внимание на воспитание у детей уважения и терпения к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом, педагогическая позиция взрослого способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении;

• планирование содержания своего общения. Взрослый помогает ребенку выбрать ту или, иную деятельность (игра, труд, конструирование, изодеятельность и т.п.). В практике зачастую иную педагогическое взаимодействие построено на прямом указании: что делать, как делать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставить детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождении средств и способов для реализации выбранной цели, обучает приемам саморегуляции.

Педагогическая поддержка направлена на создание ситуации успеха детей, включение взрослого в трудные для ребенка задания, действия; создаются ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, возможность в самостоятельной реализации нормативно — регулирующей функции общения. В программе «Радуга» (М.,1989) раскрывается личностно-ориентированнаямодель взаимодействия педагога с детьми в различных видах деятельности;

• корректирование направления, стиля, метода общения.

Необходимо учить детей общаться. В книге «Учимся общаться с ребенком» / В.А.Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др.-М.; Просвещение, 1993, устанавливается связь культуры общения взрослого с культурой общения детей. В детском саду создаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим человеком, формировалось отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этюды, разнообразные формы игровой терапии.

В практическом пособии для психологов, педагогов, родителей «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры» автор М.А.Панфилова (М.,2000) описывает игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми (Например «Воробьиные драки», «Злые — добрые кошки», «Каратист», «Упрямая подушка», «Пчелка в темноте» и др.) В этих играх усвоение нравственных норм детьми проходит в различных ситуациях: в вербальном плане; реальных жизненных ситуациях; в реальных и игровых отношениях.

В пособии Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной «Учим детей общению».-Ярославль, — «Академия развития», 1996 так же даны этюды на выражение различных эмоций, игры психотерапевтического характера («Карикатуры», «Кулачок», «Строители», «Расскажи стихи руками» и др) Авторы дают практические советы по оказанию помощи детям с нарушениями в общении (конфликтный, замкнутый, беспокойный, плохо говорящий ребенок).

По мнению авторов, культура общения ребенка— это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Таким образом, технология организации деятельности общения (как и любой другой) должна предусматривать условия для формирования целеполагающей, планирующей, контролирующей и оценивающей функций деятельности.

Наличие этих компонентов в деятельности ребенка является показателем развития его активности как одного из значимых свойств личности. Воспитатель направляет свои педагогические усилия на развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной, личностной, двигательной активности. В управлении активностью сочетать вербальные и невербальные способы обращений, методы и приемы, направленные на прогнозирование результатов, на оценку своей деятельности. В программах нового поколения «Развитие», « Истоки», «Детство», «Радуга» и других подчеркивается, что развивающее общение не следует рассматривать как вседозволенность. Предоставляя ребенку позитивную свободу, педагог в ДОУ учит детей бережно относиться друг к другу, не вредить себе, вещам, сделанным руками трудящегося человека, окружающей среде. Одобрение, ласка, уважение запросов детей — основные черты в позиции взрослого. Э.Берн утверждает, что человек, не получающий одобряющих слов или ласки нежных рук, высыхает или умирает изнутри.

Гуманистический подход к ребенку основан на принципах педагогики личности (С.Кульпевич), педагогики сотрудничества (Ш.А.Амонашвилн), такта и уважения личности каждого ребенка

2.Какова сущность педагогического общения?

3.Какие факторы определяют деятельность общения?

4.Как оценить культуру общения взрослого и ребенка?

5.Каковы этапы процедуры общения как организованной деятельности?

источник