Меню Рубрики

Анализ одаренных детей в доу

«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»
методическая разработка по теме

Районное методическое объединение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического изучения.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Таким благоприятным периодом для развития одаренности является дошкольное детство. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

В настоящее время в педагогике резко усилился интерес к изучению проблем одаренности. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Забота об одарённых детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ образованию, корректирует или коренным образом изменяет его цели и задачи.

Главная цель, которая раньше определялась как: формирование личности гармонично развитой, владеющих основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения: предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад «березка» п.ханымей пуровского района

Кустовое методическое объедение

« Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»

источник

Практический эксперимент был проведен нами на базе ДОУ № 14 нашего города.

В течение последних 5 лет этот детский сад глубоко занимается проблемой выявления и дальнейшей работой с одаренными детьми, работа строится в тесном сотрудничестве старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателей, родителей.

Координация работы различных учреждений, направленная на поиск одаренных детей, носит весьма бессистемный характер. Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми, наша работа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.

Описание стратегии и тактики экспериментальной деятельности.

Анализ конкурентных преимуществ ДОУ и противоречий образовательного процесса.

Анализ состояния образовательной системы ДОУ позволил определить его основные преимущества:

· интеграцию основного и дополнительного образования;

· соответствие научно — методического обеспечения ДОУ предъявляемым требованиям;

· компьютеризация образовательного процесса;

· медико — психологическое сопровождение образовательного процесса;

· квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на экспериментальную работу по развитию интеллектуально-творческих способностей детей (из 38 педагогов 13 человек (34%) с высшим образованием; 6 человек (16 %) с высшей и 21 (55,3 %) с первой категорией;

· значительное (84%) количество педагогов, стремящихся к саморазвитию:

— профессиональный уровень педагогов ДОУ №14:

— творческий потенциал педагогов ДОУ №14:

— способность педагогов к инновационной деятельности:

· достаточно высокий уровень обученности (75 %) и воспитанности (84 %) детей ДОУ №14;

· высокий процент (82 %) поступления выпускников ДОУ №14 в инновационные школы города;

· при 100 % успеваемости выпускников ДОУ №14 на 4 и 5 учатся в начальной школе 86 % детей;

· имеющийся потенциал детей, проявляющих ярко выраженные способности — 17 %

· 98,6 % родителей высказали согласие на организацию опытно — экспериментальной работы по внедрению и апробации программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера.

Вместе с тем, были выявлены противоречия между:

— разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности, и большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов к их раскрытию;

— возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;

— необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуально личностного развития;

— стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.

На разрешение данных противоречий и была направлена опытно-экспериментальной работа по теме “Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера.

На этом этапе в соответствии с темой определены:

Цель опытно — экспериментальной работы: обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально — творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий и интеграцию программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера в образовательный процесс ДОУ.

Задачи опытно — экспериментальной работы:

Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с ярко выраженными способностями, готовности педагогов к работе в инновационном режиме.

Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса творческого образования, воспитания, развития детей.

Обеспечение эмоционального благополучия детей, психологической и педагогической экологичности, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы ДОУ.

Создание и подкрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями на объединение усилий по развитию интеллектуально — творческого потенциала детей.

Объект эксперимента — дети дошкольного образовательного учреждения №14.

Предмет опытно — экспериментальной работы — выраженные способности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Работа на данном этапе была направлена на:

1. Углубленное изучение педагогами специфики и основных направлений программы “Одаренной ребенок” Л.А. Венгера. Для этого были проведены коучинг — сессии с приглашением специалистов.

2. Разработка нормативных документов опытно-экспериментальной работы:

Положение об инновационной деятельности.

Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ярко выраженные способности.

План опытно-экспериментальной работы.

Положение о Совете по стратегии развития ДОУ.

Положение о творческой группе педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью.

3. Разработка информационно-методических документов опытно-экспериментальной работы:

Банк данных детей ДОУ №14, имеющих ярко выраженные способности.

Модель одаренного ребенка ДОУ №14.

Структурная модель работы с детьми, обладающими ярко выражении способностями.

План работы с кадрами по теме “Психолого — педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности”.

Перспективный план работы с родителями в рамках психолого — педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности.

Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности.

Система контроля по теме “Психолого — педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности”.

Рекомендации по составлению “Портфолио успеха” одаренных детей.

Методические материалы в помощь педагогам.

4. Распределение обязанностей по руководству, осуществлению и контролю за опытно-экспериментальной деятельностью:

Практический этап. (Декабрь 2006 г. — апрель 2009 г.)

Направлен на проведение психолого-педагогических исследований по проблеме развития интеллектуально — творческих способностей дошкольников, обучение одаренных детей.

Разработана система реализации программы “Одаренный ребенок” по трем основным направлениям:

Опытно-экспериментальная деятельность была организована в старших и подготовительной к школе группах. Из общего количества детей данных групп — 84 ребенка, выявлено 31 ребенок с ярко выраженными способностями. Из них:

24 ребенка (28,6 %) с художественно-эстетическими способностями;

18 детей (21,4 %) с музыкальными способностями;

21 ребенок (25 %) с интеллектуальными способностями;

12 детей (14,3 %) с артистическими способностями;

16 детей (19 %) со спортивными способностями;

11 детей (13 %) со способностями к изучению других языков.

В соответствии с задачами программы “Одаренный ребенок” была разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Базовый компонент образования был обогащен модулями занятий по ознакомлению с элементарными физическими явлениями. Оптимизация образовательного процесса была достигнута не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использование прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребенком.

Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей со всеми детьми были организованы занятия по дополнительному образованию во второй половине дня, которые предусматривали обогащение в обучение детей с целью развития способностей, т.к. это прогрессивная альтернатива ускорению, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Учитывалось, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные, художественные, музыкальные, артистические и другие способности на соответствующем уровне. Обучение велось по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в таких кружках и студиях:

Читайте также:  Анализы на глисты у детей гемотест

студия дизайнерского искусства “Имидж — салон “Леди Стиль”;

студия художественного труда “Чудеса в решете”;

хореографическая студия бального танца “Вдохновение”;

театральная студия “Теремок”;

инструментальная студия “До-ми-солька”;

студия сказочного творчества “Экияттэ кунакта”;

лингвистическая студия “Жаухар”;

спортивная секция “А вам, слабо?”.

Немаловажное значение имело применение интегративного метода в работе с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин.

Хорошо зарекомендовали себя интегрированные занятия “логопед + воспитатель”, “логопед + психолог”, “воспитатель по обучению детей татарскому языку + воспитатель по изодеятельности”.

Ощущая насущную необходимость организации педагогического сопровождения детей, имеющих выраженные способности в различных видах деятельности, воспитателями и дополнительными специалистами велась успешная деятельность в разработке интересных направлений, таких как:

“Экономическое воспитание в работе с интеллектуально-одаренными дошкольниками” — Лапшова А.Н.

“Личностный подход и воспитание успехом в процессе художественного творчества” — Гарифуллина Ф.Ф.

“Создание эмоционально-комфортных условий для раскрытия и реализации творческого потенциала дошкольников” — Ефимова И.Н.

“Компьютерные игры и их роль в развитии интеллектуально- творческой одаренности дошкольников” — Рыкова Н.А.

В результате проделанной работы нами были получены следующие результаты: выявлен 31 ребенок с ярко выраженными способностями, из которых 5 детей стали призерами и победителями различных городских детских конкурсов.

Стратегия работы с родителями воспитанников предполагала:

Информирование родителей о целях, задачах и результатах опытно-экспериментальной работы;

Проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми;

Изучение семей по типу, образовательному и социальному уровню, определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности;

Мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах.

Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:

Ш объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей;

Ш создание атмосферы общности интересов в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности;

Ш активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Педагогическим коллективом использовались активные формы работы с родителями с целью ознакомления их с инновационной и опытно — экспериментальной деятельностью:

Родительская гостиная “Программа “Одаренный ребенок” как современная педагогическая технология обучения и воспитания, направленная на развитие способностей дошкольников”.

Презентация авторской программы “Экономика в жизни дошкольника” воспитателем высшей квалификационной категории Лапшовой А.Н.

Лекторий для родителей “Роль семьи в развитии детского экспериментирования”

Коллективная творческая деятельность “Построение развивающей среды в семье” Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада. Организация работы пресс-службы.

источник

по работе с одаренными детьми в МДОУ детском саду ОРВ №5 г. Уржума

за 2011 – 2012 учебный год

Подготовлено: «14» мая 2012 г. Зав. ДОУ:

Высокий общий уровень умственного развития

Высокий общий уровень умственного развития

Высокий общий уровень умственного развития

Список нормативно-правовых документов в ДОУ:

1. Программа «Одаренный ребенок в ДОУ (утверждена педсоветом 15.04.2006г. протокол №12).

2. Положение о районном конкурсе «Умники и умницы». 2012г

3. Положение о районном конкурсе «Прояви себя». 2011г.

4. Положение о районном конкурсе «Юные таланты». 2012г.

5. Положение о районном конкурсе «Малые Олимпийские игры» 2012г.

6. Положение областной конкурс «Экономь тепло и свет-это главный всем совет»

7. Положение о региональном конкурсе «Самая красивая аппликация»2012 газета «Талантливый малыш».

8. Положение о районном конкурсе «Зимние фантазии». 2011г.

Список информационно-методических документов (материалов) в МДОУ:

1. Модель работы с одаренными детьми

2. Модель развития творческих способностей детей

3. Система работы в ДОУ по развитию детской одаренности.

4. План работы с одаренными детьми по изодеятельности

5. Методики диагностик интеллектуального развития одаренных детей.

6. Стенд для родителей: «Работа с одаренными детьми».

Алгоритм выявления одаренных детей (с указанием методик):

1. Изучение специальной литератур по теме исследования.

2. Подбор диагностик (методик .)

3. Оценка способностей детей с помощью опросника воспитателей (Лесенка способностей по схеме.)

4. Оценка способностей и достижений детей с помощью опросника для родителей.

5. Интеллектуальный марафон – для детей с повышенными способностями.

1. Методики, направленные на оценку функций и свойств восприятия

— познавательная активность (пиктограмма Венгера);

— оценка вербальной и невербальной памяти;

-диагностика интеллекта тест Гудинаф-Харрис

-методика «Дорисуй картинку».

2. Методики, направленные на уровень развития способностей ребенка вычленять формы объекта; составлять заданную фигуру из деталей; сформированность как действий логического мышления, так и предпосылок логического мышления (; ).

3. Методика направленная на развитие процессов анализа и синтеза, их уровень развития ().

— умственная работоспособность (таблицы Анфилова).

4. Методика направленная на умение работать с информацией (работа с мнемотаблицами).

5. Интеллектуальные игры по методике Леонида Береславского

Стратегия работы с родителями одаренных детей (мероприятия):

1. Диагностика семей на предмет одаренности ребенка.

2. Составление социального портрета групп.

3. Рекомендации для родителей по составлению портфолио ребенка.

4. участие ребенка в ежегодных районных конкурсах «Умники и умницы»; «Юные таланты»

5. Перспективный план работы с родителями на гг.

6. Подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам, фестивалям на уровне детского сада и района.

7. Конкурс презентаций семейного воспитания.

Индивидуальные образовательные программы (планы работы) с конкретными детьми.

Дополнительные образовательные услуги для вышеперечисленных детей:

1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми;

2. Кружковая деятельность в ДОУ;

5. Посещение школы развития МОУ гимназии;

7. Посещение музеев: ; Краеведческий музей

Перспектива работы ДОУ в 2012 – 2013 учебном году:

1. По отношению к детям: Развитие стабильной потребности в новых впечатлениях; развитие общих способностей детей как основы всех специальных способностей. Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность детей в группе. Разработка индивидуальных программ развития одаренных детей. возможность выбора, согласно которому ребенку предоставляется право самостоятельно выбирать интересующую деятельность.

2. По отношению к педагогам: Информационная и практическая готовность к систематической работе с одаренными детьми дошкольного возраста; Создание творческой группы по работе с одаренными детьми.

3. По отношению к родителям: Организация родительского клуба «Успешные родители». Заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами ДОУ;

4. По отношению к ДОУ: Создание личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы. Создание системы диагностики одаренности и организации эффективного функционирования этой системы ; включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления методической работы в ДОУ. Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры и искусства.

источник

Программа «Одаренный ребенок»
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

1. Теоретическое обоснование.

2. Исследовательско — диагностический этап.

3. Условия реализация программы.

Приложение 1. Ключевые понятия.

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Виды различий

Виды одаренности

Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

По типу предпочитаемой деятельности

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления

Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.

Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста.Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Читайте также:  Анализы на герпесную ангину у детей

1 младшая группа (от 2-до 3-х лет)

Виды одаренности

Составляющие

Методики диагностики

Кружок, секция, направленный на развитие качества

Воспитатель

источник

Светлана шуть
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

— желание работать нестандартно, креативность;

— поисковая активность, любознательность;

— знание психологии дошкольников и психологии одарённых детей;

— готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Не творческий воспитатель не сможет воспитать творческого дошкольника. Меняется жизнь – меняется дошкольное образование. Вызов времени требует инноваций. В Федеральных государственных требованиях отмечается: содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской деятельности. Дошкольники вовлекаются в проектную деятельность, создание собственных проектов, творческое решение практических задач, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:

1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ребенка. Диагностика потенциальных возможностей детей. Использование метода экспертных оценок, наблюдения. Применение психологических тестов (методика для родителей и педагогов А. И. Савенкова «Карта одаренности»; анкета для родителей, авторы В. Шебеко, А. Булах; тест креативности Торренса и др.)

2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников, которое предполагает:

— составление индивидуального маршрута развития;

— создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;

— осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;

— содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.

3. Помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности. Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков, студий).

4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей: система мониторинга достижения планируемых результатов в образовательной области «Познание». Контроль над участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

5. Поощрение одарённых детей: награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, публикации в СМИ (Газета «Педагог. Вожатый. Родитель»).

6. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя. Беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

7. Работа с педагогическим коллективом: обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми: «Исследовательская деятельность дошкольника: теория, проблемы, пути решения», консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка», «Технология проектирования в детском саду», «Вариативность использования интегрированного метода обучения». Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

8. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. Вместе с младшими школьниками проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих детей, уделять внимание развитию их способностей.

Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение тематических недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, КВН, интеллектуальные игры, разнообразные проекты.

Ещё одной формой работы по воспитанию детей, способных к интеллектуальной деятельности, является участие их в конкурсах разных уровней, где ребята показывают высокие результаты.

Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Основные направления работы с одаренными детьми

Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень ВАЖНО, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность — понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. (Сензитивный от латинского snsus — чувство, ощущение — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний) Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

— на занятиях все легко и быстро схватывают;

— знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

— быстро запоминают услышанное или прочитанное;

— решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

— очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

Первый этап (2 – 3 года) — Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Читайте также:  Анализы на глисты у детей инвитро

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

Одаренные дети — особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми — это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Поэтому работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных.

Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно.

И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста

Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

— создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

— развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

— формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

— формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Таким образом, система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:

1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

2. Учет синзитивности дошкольного детства.

7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

8. Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

Цель системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.

Систему работы с одаренными детьми можно поделить на

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.

На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности. Различают общую и специфическую одаренность.

Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.

От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Ребенок диагностируются по следующим направлениям:

— предпочтительные виды деятельности;

— доминирование правого или левого полушария;

Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

III этап — организационно -деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений:

1. Координационное направление:

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

2. Научно- исследовательское направление:

Проведение диагностики одаренных детей.

Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.

Создание банка данных одаренных детей.

3. Научно-методическое направление:

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

4. Экспериментальное направление:

Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.

Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.

Задачи: — Диагностика склонностей детей.

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

— Формирование отдела методической библиотеки по работе с талантливыми дошкольниками.

— Адаптация учебных программ.

— Повышение квалификации педагогов.

Самая сильная потребность одаренных детей — накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития:

1. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.

2. Наличие богатой предметно – пространственной среды.

3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.

4. Наличие системы.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы.

Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.

В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка — безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

И как напутствие хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное — верьте и действуйте».

Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Разработала: Мл. воспитатель,.

Педагогический проект «Система методической работы по приоритетному направлению работы ДОУ» ПАСПОРТ проекта в области гражданско-патриотического воспитания* 1. Наименование проекта «Система методической работы по приоритетному.

Педагогический совет «Система работы ДОУ по формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкольного возраста» Педагогический совет на тему: «Система работы ДОУ по формированию привычек к ЗОЖ у детей дошкольного возраста». Вид педсовета: тематический.

Педсовет «Система планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС» Форма проведения: «Деловая игра» Цель: — углубление знаний педагогов ДОУ о современных подходах к планированию воспитательно-образовательной.

Проект «Система работы ДОУ по физическому развитию дошкольников с частичной реализацией гендерного подхода» Актуальность проекта: В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. среди приоритетов в области укрепления.

Опыт работы с одарёнными детьми в школе Работа с «одаренными детьми» строится на принципах, заложенных в школьной программе «Одарённые дети»: максимальное разнообразие представляемых.

Презентация «Система музыкальной работы в ДОУ» Система музыкальной работы в ДОУ по программе «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. ГогоберидзеМузыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

Система работы ДОУ по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Реализация Федерального закона №120-ФЗ Раннее выявление неблагополучных семей – главная задача детского сада при реализации Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах.

Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ Проблема обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге актуальна и современна, её решение помогает сформировать систему.

Талант и гениальность. Одарённые дети, особенности работы с одарёнными детьми ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ. Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий.

источник