Меню Рубрики

Анализ обследования детей с онр

Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.

Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Важно определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка; выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевой способности; сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении.

Выделяются три этапа обследования.

Первый этап — ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком.

На втором этапе проводится обследование компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи.

Диссоциация между количеством произносимых слов и пассивным словарем у детей с первичной речевой патологией (за исключением редких случаев сенсорной алалии) сохраняется без специального обучения длительное время.

Во время беседы с родителями важно выявить, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацеливает его на общение. Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интересы, отношение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера. Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи. Особенно тщательно обследуются звуко-слоговая структура слов, грамматический строй и связная речь. При обследовании связной речи выясняется, как ребенок самостоятельно может составить рассказ по картине, серии картин, пересказ, рассказ-описание (по представлению).

Установление сформированности грамматического строя языка — один из ведущих моментов логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи. Выявляется правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже. Материалом обследования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия. Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется образование множественного числа от существительных в единственном числе и, наоборот, образование уменьшительной формы существительного от данного слова, а также глаголов с оттенками действий.

Основными приемами могут быть следующие:

  • а) закончить начатую фразу по наводящим вопросам;
  • б) составить предложения по картине или демонстрации действий;
  • в) вставить пропущенной предлог или слово в нужной падежной форме.

При обследовании словарного запаса выявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи.

Основными приемами могут быть следующие:

  • · нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (покажи: кто моет, а кто подметает и т.п.);
  • · выполнение названных действий (нарисуй дом — раскрась дом);
  • · самостоятельно называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Из чего он лепит шарик?);
  • · называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую тему (скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь);
  • · объединение предметов в обобщающую группу (как можно одним словом назвать шубу, пальто, платье, юбку и т.д.).

Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений. Оценивается степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявляется уровень доступных движений.

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основным группами звуков русского языка.

Для выявления уровня фонематического восприятия, возможности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2-3-4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-да, са-ша-са).

Для определения наличия звука в слове слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволит в дальнейшем установить степень смешения как далеких, так и близких звуков.

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками, с разным количеством и типом слогов; слова со стечением согласных в начале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок: предметных и сюжетных.

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (па-та-ка-ма и т.д.); из разных гласных, но и одинаковых согласных звуков (па-по-пы, ту-та-то); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па); отстучать ритмический рисунок слова.

При этом становится возможным установить границы доступного уровня, с которого следует в последующем начинать коррекционные упражнения.

При обследовании общей и мелкой моторики логопед обращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д.), особенности бега, выполнение упражнений с мячом, прыжки в длину на точность приземления. Проверяется умение сохранить равновесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно постоять (попрыгать) на одной ноге, выполнить упражнения на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую — на затылок, левую руку на пояс, правую — за спину и т.д.).

Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам, удерживанию в памяти составных частей и последовательности элементов структуры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.

Логопедическое заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи и на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевой аномалии. Примерами логопедических заключений могут быть следующие: ОНР третьего уровня у ребенка с дизартрией; ОНР второго уровня у ребенка с алалией; ОНР второго-третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией и т.п.

Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной и организации индивидуального подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.

1. Методика обследования речи

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для:

уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

построения системы индивидуальной коррекционной работы;

комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;

отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

Серия I — Исследование сенсомоторного уровня речи:

Проверка фонематического восприятия — 5;

Исследование состояния артикуляционной моторики — 5;

Звукопроизношение — с максимальным балом — 15;

Проверка сформированности звукослоговой структуры слова -5;

За всю серию наивысшая оценка — 30 балов.

Серия II — Исследование грамматического строя речи:

Пять видов задания. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание использовать целиком. Максимальное число баллов — 30.

Серия III — Исследование словаря и навыков словообразования:

Название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Максимальное число баллов — 30.

Серия IV — Исследование связной речи:

Рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число баллов — 30.

Экспрес-методика включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 %, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.

Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль:

Звуко-слоговая структура слова;

Грамматический строй речи;

Первичное обследование дошкольников и составленный на его основе «Индивидуальный речевой профиль» (таблица 1, 2) позволяет наглядно и убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с ОНР, обнаружить связи между выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного воздействия.

На основе экспериментального обследования было выделено 3 группы детей:

ОНР третьего уровня с дизартрическими нарушениями.

В экспериментальной группе на начало учебного года 8 человек с логопедическим заключением:

ОНР, стертая дизартрия (1 ч.);

ФФНР, сенсомоторная дислалия (2 ч.);

ФФНР, стертая дизартрия (1 ч.).

В контрольной группе на начало учебного года 8 человек с логопедическим заключением:

ОНР, стертая дизартрия (2 ч.);

ФФНР, сенсомоторная дислалия (1 ч.);

ФФНР, стертая дизартрия (1 ч.).

В основном успешность детей характеризуется III уровнем, что свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте — элементы ОНР, т.е. несформированность отдельных сторон речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной работы.

В результате проведения большого объёма экспериментальной работы, основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие (параметр 1 на профиле), так и артикуляционная моторика (2), что является основой для звукопроизносительного дефекта (3).

Состояние грамматического структурирования (5), навыков словообразования (6), связной речи (7) выше по показателям (график 1).

Как видно из сравнительной диаграммы среднегрупповых результатов диагностики выполнения речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп показатели в процентном отношении приближены (диаграмма 1).

Таблица № 1. Результаты обследования речи детей в экспериментальной группе

источник

Анализ материалов логопедического обследования ребенка с ОНР.

Правильный ответ:

Логопедическое обследование детей
с общим недоразвитием речи

Логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском саду.

Основная цель состоит в следующем:

— изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов;

— выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

— выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

— оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

— определить степень овладения компонентами языковой системы.

Непосредственному обследованию самого ребенка предшествует беседа с родителями.

При всех нарушениях речи необходимо выяснить: знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует; испытывает ли трудности в общении с окружающими; как вступает в контакт с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми, с товарищами в детском саду, во дворе; поведение ребенка дома. Следует. выяснить, в чем заключаются жалобы самих родителей: беспокоит ли неправильное произношение отдельных звуков, грамматическое оформление речи, недостаточность словаря, ошибки в построении предложений, темп речи и др.

Цель беседы с ребенком состоит в том, чтобы выявить его общий кругозор, возможности связных высказываний, наблюдать за поведением обследуемого. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: односложными или развернутыми, правильны ли они по содержанию, как оформлены грамматически и фонетически.

Если ребенок отвечает на каждый вопрос одним словом, то после некоторых таких ответов необходимо задать дополнительные вопросы, чтобы стимулировать ребенка к более распространенному ответу.

Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.

Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем даётся ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.

Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

При задании составить рассказ из личного опыта проводится вступительная беседа и задается ряд вопросов: «Что тебе подарили на день рождения? Как называется эта машина? Из чего сделана? Какого она цвета и размера? Как ты будешь в нее играть?»

Навык связного рассказа можно выявить путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.

При оценке состояния связной речи следует иметь в виду, что в норме к трем годам жизни дети овладевают простыми распространенными предложениями. Довольно рано, примерно к трем-четырем годам, дети начинают употреблять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений.

После четырех лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к пяти годам пересказывают только что прочитанные короткие тексты, прослушав их два раза.

После пяти лет дети способны довольно подробно и последовательно рассказать о виденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от рассказа.

После, шести лет дети могут сами придумать рассказ или сказку.

У детей, зачисленных в группу, состояние связной речи характеризуется обычно наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Отмечаются большие трудности, а иногда и полное неумение распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

При оценке связных высказываний детей логопед получает представление об уровне словарного запаса детей.

Тем не менее логопед должен применить специальные приемы, позволяющие более тщательно обследовать лексическое развитие ребенка. Уточняется понимание и умение правильно употреблять слова, обозначающие названия действий, предметов и их частей, признаков предметов и действий, профессии. Важно выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально-префиксальным способом. Проверяются слова, близкие по лексическому значению, например, глаголы: льет, поливает, выливает; шьет, вяжет; режет, мнет, отрывает и т.д.

Читайте также:  Что такое анализ на копрологию у детей

Для обследования словарного запаса можно использовать следующие приемы:

— показ по называнию, а затем называние предметов и их частей, действий, признаков;

— выполнение ребенком названных логопедом действий;

— добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу;

— подбор слов-синонимов, антонимов.

Обследование словарного запаса проводится в объеме тем из окружающей жизни; например: «Одежда», «Посуда», «Транспорт», «Домашние и дикие животные».

Логопед получает представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях. При этом нужно проанализировать, какие замены лексических значений, нарушения лексической сочетаемости, неоправданные контекстом употребления слов имеют место у обследуемого ребенка. При оценке лексических возможностей следует помнить, что при нормальном развитии речи активный словарь ребенка увеличивается очень быстро. Словарь четырехлетнего ребенка колеблется в пределах 2000 слов и распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: преобладают существительные — 50,2% и глаголы — 27,4%.

У детей в норме рано формируется навык словообразования: четырехлетние дети свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (например, пальчик).

Дошкольники пяти-шести лет свободно выполняют упражнения на словообразование. Они изменяют основу слова для образования слов различных категорий (существительных, глаголов, прилагательных).

Например: красный, краснеть, краснота; плавать, пловец, плавучий.

Дети с нормальной речью справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем не только обиходных слов (железо — железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями; часто наблюдаются нарушения лексической сочетаемости; многие слова называют в приблизительном, неточном значении; часто слова заменяют близкими по ситуации, назначению.

Однако следует помнить, что данные об ограниченности словарного запаса не могут быть использованы в качестве единственного показания недоразвития речи.

Отставанию от возрастной нормы в овладении словарным запасом могут способствовать неблагоприятные условия воспитания, микросреды, двуязычие и ряд других причин.

Лексические развитие ребенка следует рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями речевого недоразвития.

Беседуя с ребенком, не всегда удается выявить имеющийся у него аграмматизм. Поэтому логопед должен, используя ряд специальных приемов, обследовать грамматический строй речи.

Необходимо выявить правильность употребления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий:

— число существительных и глаголов;

— родовую принадлежность предметов;

— употребление падежных окончаний в единственном и множественном числе;

— согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;

— употребление простых и сложных предлогов.

Для обследования грамматического строя речи используются следующие методические приемы:

— ответы на вопросы по картине, по демонстрации действий или по представлению;

— самостоятельное составление предложений по картине, демонстрации действий;

— добавление недостающего в предложении слова в нужном падеже, числе, роде.

При оценке степени сформированное™ грамматического строя необходимо помнить, что к трем-четырем годам дети с нормальным речевым развитием в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, но, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонений, т.е. правильно употребляют существительные,, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования существительных с прилагательными всех трех родов, существительных с числительными в именительном падеже.

У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются ошибки, указывающие на недостаточно полное овладение точными падежными формами, на смешение форм склонения, на неправильное согласование, управление и т.д.

Наряду с обследованием экспрессивной стороны речи выявляется и понимание лексико-грамматических отношений: слов, близких по значению (ствол-дерево-корни; дверь-стена-подъезд-дом; красит стену-раскрашивает картинку и т.д.); категории числа и рода существительных, глаголов, прилагательных (покажи, про что можно сказать «голубой», «голубая», «голубое», «голубые» и т.д.); пространственного расположения предметов, выраженных разными предлогами (покажи, кто выглядывает из-за стола, из-под стола, что лежит между столами, за столом и т.д.). Выясняется понимание ребенком причинно-следственных связей, а также предложений, имеющих подчинительную связь (как правильно: стало тепло, потому что распустились ласточки на -деревьях; распустились листочки, потому что стало тепло?).

При нормальном речевом развитии дети старшего дошкольного возраста свободно справляются с предъявляемыми заданиями.

Обследование строения артикуляционного аппарата, его сохранности и подвижности важно для выявления возможных причин дефекта звуковой стороны речи ребенка, а также для определения приемов коррекционных упражнений при последующем обучении.

Дефекты анатомического характера включают в себя: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, деформацию (укорочение) верхней губы, неправильный прикус и аномальное расположение зубов; наличие укороченной подъязычной связки; расщепление твердого нёба; наличие субмукозной расщелины; укороченное мягкое нёбо; его расщепление; раздвоение маленького язычка или его отсутствие.

Обследование моторики артикуляционного аппарата включает предварительное наблюдение за состоянием мимической мускулатуры в покое. При этом отмечается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания; устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. Проверяется умение держать рот закрытым, закрывать глаза (оба и изолированно один глаз), нахмурить брови, наморщить лоб. Отмечается появление сопутствующих движений (синкинезий), симметричность носогубных складок при оскаливании.

Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата предполагает неоднократное повторение заданных движений для выявления малозаметных нарушений. При этом отмечается качество каждого движения, время включения в движение его истощаемость, изменение темпа и плавности, объем, появление со дружественных движений. Таким образом, могут быть выявлены стертые формы пареза. В легких случаях, дизартрии-при такой нагрузке может появиться слюнотечение (саливация).

Одновременно логопед уточняет у родителей, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, не наблюдалось ли в раннем детстве расстройства глотания.

При обследовании подвижности артикуляционного аппарата предлагаются следующие упражнения: смычка, Оскал и вытягивание губ вперед; открывание и закрывание рта; движение языка вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, чередование распластывания языка и языка в форме «жало».

Движения языка при нормальном функционировании артикуляционного аппарата во время выполнения этих заданий должны быть достаточной силы, четко фиксироваться в заданной позе.

Важно отмстить повышение тонуса языка: выраженное напряжение, выдвижение кончика языка, его подергивание при произвольных движениях.

Подвижность мягкого нёба выясняется путем произнесения гласного звука при твердой атаке (рот при этом широко открыт).

Важно учитывать, что различные неблагоприятные факторы (возбуждение, утомление) могут усилить артикуляционные трудности в спонтанной речи. Поэтому рекомендуется обследование проводить в удобное для ребенка время, чередуя различные приемы и соблюдая соответствующие паузы.

Обследование фонетической стороны речи включает проверку изолированного произношения всех звуков (как в мягком, так и в твердом вариантах). Многократное повторение одного звука, повторение вразбивку двух звуков или слогов (сначала резко отличающихся, затем близких) помогает выявить возможности переключения (так — как, бап — пат). При этом нередко отмечаются случаи персеверации, «усредненной» артикуляции. Последующие задания (проговаривание слов, предложений и текстов, насыщенных заданным звуком) дают возможность выявить, как ребенок пользуется этими звуками в самостоятельной речи.

Специальные упражнения помогают определить трудности в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Сюда входит повторение ряда слогов, типа па-пта, то-кто; ста-сва-сма-ства; слов — «троллейбус», «ткачиха», «гимнаст», «хоккеист»; предложений — «физкультурники идут на парад», «библиотекарь выдает книги» и т.д. (слова произносятся сначала отраженно, а спустя некоторое время — самостоятельно).

В процессе логопедического обследования попутно фиксируется: как долго ребенок может сосредоточить внимание на определенном объекте, каков перекос внимания с одного предмета на другой, как длительно удерживается внимание именно на этом объекте, а также возможности удержания в поле активного внимания одновременно нескольких объектов. При этом необходимо отметить, при каких условиях меняются такие качества внимания, как объем, переключение, распределение и устойчивость.

Обследование детей проводится индивидуально и маленькими подгруппами в беседе, а также при использовании различных видов игровой и учебной деятельности.

Важно выявить особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи в процессе выполнения сложных инструкций, включающих два-три элементарных задания; запоминания последовательного ряда из нескольких картинок с логической связью и без нее; при определении изменений в ряду из двух картинок, при заучивании стихотворения, текста и т.д.

Логопед отмечает скорость запоминания, прочность сохранения и легкость воспроизведения.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте, приводятся примеры образцов детской речи. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования. Заполнение речевых карт заканчивается к 5 сентября.

Одновременно воспитатель группы обследует умения и навыки каждого ребенка в различных видах учебной деятельности, а также получает представление о готовности детей к усвоению знаний и представлений по математике. Опираясь на программные требования соответствующих и нижестоящих возрастных групп, воспитатель определяет отставание детей в игровой, физической, изобразительной деятельности от нормально развивающихся сверстников. Кроме того, он выявляет и анализирует индивидуальные особенности детей.

Характеристика воспитателя не должна быть односторонней и отражать только недостатки ребенка. Важно отметить положительные стороны личности ребёнка и его поведения, отношение к коллективу, к труду, а также приемы индивидуального подхода, которые оказались наиболее эффективными. В характеристику в течение, года вносятся новые данные о развитии ребенка под влиянием коррекционного обучения.

В случае затруднений в установлении речевого диагноза и усвоении программного материала характеристики отдельных детей обсуждаются педагогическим коллективом.

Данные комплексного обследования детей используются при планировании всего коррекционного обучения.

В конце учебного года составляется сводная характеристика логопеда и воспитателя на каждого ребенка, в которой должны найти отражение результаты коррекционного обучения и остаточные проявления речевого недоразвития.

источник

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
    Читайте также:  Что такое rw анализ у детей
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    источник

    Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов

    Людмила Владимировна Абалмазова
    Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов

    Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов.

    I. Сбор анамнестических данных.

    II. Изучение уровня речевой коммуникации.

    Цель: выявить общий кругозор ребёнка, выяснить, понимает ли ребёнок речь, может ли выразить свои мысли, пользуется ли формами речевого этикета.

    Методы: беседа с родителями, беседа с ребёнком, наблюдение за ребёнком в свободной деятельности и при общении с другими детьми.

    В процессе наблюдения за ребенком следует обращать внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, слушать товарища.

    Критерии оценки:

    1. Ребенок активно общается, общается с учетом ситуации, последовательно выражает свои мысли, использует в своей речи речевой этикет. Высокий уровень: 3 балла.

    2. Ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении, но чаще по инициативе других, использует речевой этикет непостоянно. Это средний уровень– 2 б.

    3. Ребенок малоактивен, малоразговорчив в общении со взрослыми и детьми, невнимателен. Это низкий уровень -1 балл.

    III. Исследование поведения, эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей ребёнка.

    Результаты носят качественную оценку и позволяют подобрать методы коррекционной деятельности с учётом выявленных особенностей.

    IV. Исследование неречевых психических функций.

    1. Исследование слухового восприятия.

    • Задание 1. Узнавание и различение контрастного звучания музыкальных инструментов.

    • Задание 2. определение направления звука.

    • Задание 3. Ребенку предлагается отхлопать ритмический рисунок вслед за логопедом.

    Критерии оценки:

    3 балла — задание выполнено без ошибок.

    2 балла – единичные ошибки.

    1 балл – множественные ошибки.

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -9.

    7-9 баллов – высокий уровень развития слухового восприятия.

    3-6 баллов – средний уровень.

    2. Исследование зрительного восприятия.

    • Задание 1. Различение и соотнесение цветов.

    4 года – ребёнку предлагается показать карточки основных цветов.

    5 лет – задание такое же, но добавляются оранжевый, голубой, розовый цвета.

    6 лет – усложняется задание, добавлением фиолетового, коричневого и серого цвета.

    • Задание 2. Восприятие формы.

    Ребёнок выбирает по просьбе логопеда из предложенных фигур:

    4 года – круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб.

    5 лет — круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник.

    6 лет — круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник, цилиндр.

    Критерии оценки: аналогичные см. 4.1

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -6.

    5-6 баллов – высокий уровень развития зрительного восприятия.

    3. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

    • Задание 1. Ориентация в пространстве.

    По просьбе логопеда ребёнок показывает предметы, которые находятся:

    4 года – вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему.

    5 лет — вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему и т. д.

    6 лет — вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему, слева и справа от него, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху.

    • Задание 2. Ориентировка в схеме тела.

    Ребенок показывает последовательно:

    4 года – правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.

    5 лет – правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.

    6 лет – правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо.

    • Задание 3. Складывание картинок из частей.

    4 года – ребенок складывает последовательно картинки из 2, 3, 4-х частей ориентируясь на картинку с целым изображением.

    5 лет – ребенку предлагается сложить картинки из 4-6 частей с разными видами разрезов. Опора на целое изображение обязательна.

    6 лет – предлагаемые картинки состоят из 6-8 частей со сложными разрезами.

    • Задание 4. Складывание фигур из палочек.

    4 года – ребенок складывает из 4-х палочек «стульчик» «кроватку» и из 5-ти палочек «лесенку», ориентируясь на образец.

    5 лет – из 6-ти палочек «домик» и «ёлочка», из 7-ми – «лесенка» по образцу.

    6 лет – из 6-ти палочек «елочка» и «дерево», из 7-ми – «лодочка» и «лесенка» складываются по памяти.

    Критерии оценки: (те же)

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -12.

    10-12 баллов – высокий уровень развития пространственных представлений.

    5-9 баллов средний уровень.

    V. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

    Результаты: отмечаются аномалии и особенности строения губ, зубов, прикуса, языка, твердого и мягкого неба.

    VI. Исследование состояния моторной сферы.

    1. Состояние общей моторики.

    4 года – прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать (логопед показывает упражнение).

    5 лет — прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку, попрыгать на правой и левой ноге.

    6 лет — прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.

    Критерии оценки:

    3 балла – высокий уровень развития общей моторики

    2 балла – средний уровень (основные упражнения ребенок выполняет, некоторые могут вызывать затруднение, объем движений может быть недостаточен, незначительное нарушение координации).

    1 балл – низкий уровень (упражнения выполняются неточно, в малом объёме, ребёнок двигательно неактивен, темп замедленный, наблюдается нарушение координации движений).

    2. Состояние ручной моторики.

    • Задание 1. Кинестетическая основа движений.

    4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы правой руки, потом левой.

    5 лет – одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук.

    6 лет – одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой, обеих рук.

    • Задание 2. Кинетическая основа движений.

    4 года – поочерёдно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой, потом на левой руке; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)

    5 лет – упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.

    6 лет –см выше + правой рукой и левой.

    • Задание 3. Навык владения карандашом.

    4 года – умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги 5 лет – умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека 6 лет — умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека Задание 4. Манипуляции с предметами.

    4 года – застегнуть, расстегнуть пуговицы, переложить мелкие предметы из одной руки в другую.

    5 лет – застегнуть, расстегнуть пуговицы, завязать, развязать шнурки.

    6 лет — застегнуть, расстегнуть пуговицы, завязать, развязать шнурки, выполнить ножницами прямой и косой разрез, вырезать круг из квадрата.

    Критерии оценки: аналогичные (4.1)

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -12.

    10-12 баллов – высокий уровень.

    5-9 баллов – средний уровень

    0-4 балла – низкий уровень (не смог выполнить все движения, малый объём, нарушение мышечного тонуса, нарушена переключаемость).

    3. Состояние мимической мускулатуры.

    4 года – выполнить по подражанию следующие движения: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щёки.

    5 лет — закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови;

    6 лет -наморщить нос, надуть правую щёку, левую щёку, втянуть правую щёку, втянуть левую щёку.

    Критерии оценки:

    3 балла – высокий уровень развития мимики.

    2 балла – средний уровень (основные упражнения ребенок выполняет, некоторые могут вызывать затруднение, объем движений может быть недостаточен, наблюдаются единичные синкинезии, незначительно нарушен мышечный тонус).

    1 балл – низкий уровень (ребенок не может выполнить заданное движение, основные упражнения выполняются неточно, в малом объёме)

    4. Состояние артикуляционной моторики.

    Задания выполняются ребёнком по подражанию.

    • Упражнения для нижней челюсти.

    4 года – открыть и закрыть рот.

    5 лет — открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков.

    6 лет — открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо – влево.

    5 лет — «улыбка», «трубочка», чередование этих упражнений.

    6 лет — «улыбка», «трубочка», чередование этих упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

    4 года – показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», «качели», «маятник».

    5 лет — показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», чередование этих упражнений; «качели», «маятник».

    6 лет — показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», чередование этих упражнений «качели», «маятник»; «вкусное варенье».

    • Упражнения для мягкого нёба.

    Широко открыть рот и зевнуть.

    Критерии оценки:

    2 балла – средний уровень (объем движений может быть недостаточен, наблюдаются единичные синкинезии, незначительно нарушен мышечный тонус.

    1 балл – низкий уровень (ребенок не может выполнить заданное движение) VII. Исследование состояния импрессивной речи.

    1. Состояние пассивного словаря.

    • Задание 1. Понимание существительных.

    Для исследования используются листы с картинками по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь» и т. д.

    4 года – ребёнок показывает куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки.

    5 лет – к перечисленным выше предметам добавляется яблоко, груша, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку и сиденье стула, ножки стола.

    6 лет – добавляем кошку, собаку, корову, медведя, лису, белку, автобус, трамвай, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабину грузовика.

    • Задание 2. Понимание обобщающих понятий.

    Логопед просит показать ребёнка показать несколько предметов, относящихся к одному понятию.

    4 года – ребенок должен показать несколько игрушек, предметов обуви и одежды.

    5 лет – выбирает картинки по следующим понятиям «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные»,.

    6 лет – те же + «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Транспорт».

    • Задание 3. Понимание действий.

    4 года – по просьбе логопеда ребенок показывает на картинках, где девочка стоит, сидит, лежит, идёт;

    5 лет – ребёнок показывает, кто летит, плывёт, идёт, прыгает, ползает.

    6 лет – ребёнок показывает, кто строит, убирает, продает, покупает.

    • Задание 4. Понимание признаков.

    Ребенок показывает по предложенным картинкам:

    4 года – большая и маленькая чашка, красный, синий, зеленый и желтый шар. 5 лет – круглое, квадратное, треугольное и овальное печенье, горячее и холодное, горькое и сладкое.

    6 лет – прямоугольная и многоугольная салфетки, молодой и старый человек.

    Критерии оценки:

    3 балла — задание выполнено без ошибок.

    2 балла – единичные ошибки.

    1 балл – множественные ошибки.

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -12.

    10-12 баллов – высокий уровень развития пассивного словаря.

    5-9 баллов – средний уровень.

    2. Понимание различных форм словоизменения.

    • Задание 1. Дифференциация ед. и мн. числа существительных.

    По просьбе логопеда ребенок показывает на картинках:

    4 года – дом – дома, кот – коты, кукла – куклы.

    5 лет – глаз – глаза, стул – стулья, лист – листья, окно – окна.

    6 лет – рукав – рукава, пень – пни, гнездо – гнёзда, перо – перья, ухо – уши.

    • Задание 2. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами.

    4 года – мяч в ведерке, на ведерке, у ведерка.

    5 лет – котёнок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, под креслом.

    6 лет — котёнок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, под креслом, ходит по креслу, выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, прыгает со шкафа, качается (на шторе) над креслом.

    • Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

    4 года – стол, столик, машина, машинка, ведро, ведёрко.

    5 лет – носок, носочек, чашка, чашечка, окно, окошечко.

    6 лет – нож, ножичек, рукавица, рукавичка, одеяло, одеяльце.

    • Задание 4. Дифференциация ед. и мн. числа глаголов.

    4 года – кошка сидит, кошки сидят, слон идёт, слоны идут.

    5 лет – птица летит, птицы летят, машина едет, машины едут.

    6 лет – мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят.

    • Задание 5. Дифференциация глаголов с различными приставками.

    4 года – девочка наливает воду в чашку, выливает воду, поливает цветы.

    5 лет – птица вылетает из клетки, влетает в клетку.

    6 лет – мальчик переходит дорогу, перебегает дорогу, подбегает к дому.

    Критерии оценки: см. выше

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -15.

    12-15 баллов – высокий уровень.

    6-11 баллов – средний уровень.

    Читайте также:  Что такое энтеробиоз у детей анализ

    0-5 баллов – низкий уровень.

    3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

    • Задание 1. Понимание предложений.

    Ребенок показывает картинки по просьбе логопеда.

    4 года – Мальчик поздравляет девочку.

    5 лет – Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.

    6 лет – Бабочка сидит на распустившемся цветке. Бабочка сидит на нераспустившемся цветке.

    • Задание 2. Понимание текста.

    4 года – сказка «Репка». Логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка, и задает по ней ряд вопросов и заданий.

    Критерии оценки: см. выше

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -6.

    5-6 баллов – высокий уровень.

    2-4 балла — средний уровень.

    4. Состояние фонематического восприятия.

    4 года – ребёнок последовательно показывает на картинках следующие пары: кит – кот, дом – дым, уточка – удочка, киска – миска, коса – коза.

    5 лет — ребёнок последовательно показывает на картинках следующие пары: мышка – мишка, почка – бочка, катушка – кадушка, корка – горка.

    6 лет — ребёнок последовательно показывает на картинках следующие пары: мышка – мошка, пашня – башня, сова – софа, крот – грот, лук – люк.

    Критерии оценки:

    За каждую дифференцируемую пару слов -1 балл.

    Максимальное количество баллов – 8.

    7-8 баллов – высокий уровень развития фонематического восприятия.

    4-6 баллов – средний уровень.

    0 -3 балла – низкий уровень.

    VIII. Исследование состояния экспрессивной речи.

    1. Характер экспрессивной речи.

    Цель: определить характер и особенности экспрессивной речи ребёнка.

    Критерии оценки:

    I уровень речевого развития. Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ребенок произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукопродражания. Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов.

    II уровень речевого развития. Пользуется ребёнок простой фразой. Фраза аграмматичная, структурно нарушенная. Активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена.

    III уровень речевого развития. Ребёнок пользуется развёрнутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка. Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

    Особенности речи.

    Необходимо отметить склонность к эхолалии, наличие речевых штампов.

    Данный раздел содержит только качественную оценку характера речи.

    2. Состояние активного словаря.

    • Задание 1. Состояние номинативного словаря.

    Ребёнок называет по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

    4 года – игрушки, посуда, одежда, обувь.

    5 лет – мебель, овощи, фрукты, птицы.

    6 лет – ягоды, насекомые, животные, транспорт.

    • Задание 2. Умение называть части предметов и объектов.

    4 года – назвать, изображенные на картинках ноги, руки, голову, глаза, уши, спинку стула, сиденье и ножки стула, кузов и колеса машины.

    5 лет – ребёнок называет нос, рот, шею, живот, грудь, рукав, воротник, пуговицу, кабину и руль машины.

    6 лет – ребенок называет локоть, ладонь, затылок, висок, манжету, петлю для пуговицы, фары и мотор машины.

    • Задание 3. Знание обобщающих слов.

    Ребёнок должен назвать одним словом предметы, изображенные на картинках.

    4 года – мяч, кукла, машинка; рубашка, платье, шорты; тапки, туфли, ботинки.

    5 лет – стул, стол, шкаф; огурец, помидор, морковь; яблоко, банан, апельсин; воробей, голубь, сова.

    6 лет – клубника, смородина, черника; муха, комар, бабочка; кошка, собака, корова; самолёт, автобус, машина.

    • Задание 4. Знание антонимов.

    6 лет – подобрать слова – «наоборот»: друг – враг, горе -, легкий -, давать -, добро -, горячий — ….

    Задание 5. Состояние предикативного словаря.

    4 года – ребенок отвечает на вопросы с опорой на картинки.

    Что делает мальчик? (ест). Что делает девочка? (спит).

    5 лет – ребенок отвечает на вопросы логопеда.

    Как передвигаются птицы, рыбы, змея, лягушка, человек? Как подают голос звери?

    6 лет – ребенок отвечает на вопросы логопеда.

    Как подают голос животные? Ворона каркает.

    Задание 6. Называние цветов.

    Ребенок называет предъявленные цвета.

    4 года – красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.

    5 лет –основные + оранжевый, голубой.

    6 лет – к тем же + серый, фиолетовый.

    • Задание 7. Назови какой формы?

    Ребенок называет форму предмета с опорой на картинки.

    4 года – Мяч какой? (круглый). Платок какой? (квадратный).

    5 лет – Солнце какое? (круглое). Печенье какое? (квадратное). Косынка какая? (треугольная). Огурец какой? (овальный).

    Критерии оценки: см. выше

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -21 (Для детей 6 лет).

    19-21 балл – высокий уровень.

    8-18 баллов — средний уровень.

    0-7 баллов – низкий уровень.

    Максимальный балл для детей 4-5 лет -18.

    16-18 баллов – высокий уровень.

    7-15 баллов – средний уровень.

    0-6 баллов – низкий уровень.

    3. Состояние грамматического строя речи.

    • Задание 1. Изменение существительных по числам.

    Ребенок образовывает форму множественного числа существительных по аналогии с опорой на картинки.

    4 года – стол – столы, кот – коты, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки, окно – окна.

    5 лет – рот – рты, лев – львы, река – реки, ухо – уши, кольцо – кольца.

    6 лет – глаз – глаза, лист – листья, стул – стулья, дерево – деревья, пень – пни, воробей – воробьи.

    • Задание 2. Изменение существительных по падежам.

    Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.

    4 года – Что есть у мальчика? (мяч). Чего нет у мальчика? (мяча).

    5 лет – Ответить на вопрос «Чего много?» по картинке.

    Много шаров, ключей, берез, ложек, окон.

    6 лет — Ответить на вопрос «Чего много?» по картинке.

    Много карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.

    • Задание 3. Согласование прилагательных с существительными.

    4 года – красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.

    5 лет – оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.

    6 лет – фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

    • Задание 4. Употребление предложно-падежных конструкций.

    Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.

    4 года – Где стоит ваза? (На столе).

    5 лет – Где сидит снегирь? (На дереве).

    6 лет – Где лежит мяч? (Под столом).

    • Задание 5. Согласование числительных с существительными.

    Ребенку предлагается сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»

    4 года – два кота, пять котов, две машины, пять машин.

    5 лет – два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон.

    6 лет – два пня, пять пней, два воробья, пять воробьёв, две шали, пять шалей,

    • Задание 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

    4 года – стол – столик, чашка – чашечка, сумка – сумочка, ведро – ведерочко.

    5 лет – забор – заборчик, носок – носочек, лента – ленточка.

    6 лет – палец – пальчик, изба – избушка, крыльцо – крылечко, кресло – креслице.

    • Задание 7. называние детёнышей животных.

    Ребенок продолжает предложение, начатое логопедом с опорой на картинки.

    4 года – У кошки – котенок. У лисы – лисёнок. У утки – утёнок. У слонихи – слоненок.

    5 лет – У зайчихи – зайчонок. У волчицы – волчонок. У белки – бельчонок. У козы – козлёнок.

    6 лет – У медведицы – медвежонок. У бобрихи – бобренок. У барсучихи – барсучонок. У собаки – щенок. У коровы – теленок.

    Доп. задания для детей 6 лет.

    • Задание 8. Образование относительных прилагательных.

    Стол из дерева какой?- деревянный. Аквариум из стекла.

    Задание 9. Образование притяжательных прилагательных.

    Очки бабушки (чьи)— бабушкины. Туфли мамы — … Задание 10. Образование приставочных глаголов.

    • Задание 11. Образование глаголов совершенного вида.

    Составить предложения по картинке.

    Девочка строит дом. – девочка построила дом.

    Критерии оценки: см выше

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -21 (для детей 4-5 лет).

    19-21 балл – высокий уровень.

    8-18 баллов — средний уровень.

    0-7 баллов – низкий уровень.

    Максимальный балл для детей 6 лет -33.

    30-33 балла – высокий уровень.

    12-29 баллов – средний уровень.

    0 – 11 баллов – низкий уровень.

    4. Состояние связной речи.

    Цель: выявить уровень развития связной речи.

    Методы: выполнение тестовых заданий.

    Процедура проведения.

    • Задание 1. Составление предложения по предметной картинке.

    • Задание 2. Составление предложения по картинке с действием.

    • Задание 3. Составление рассказа по сюжетной картинке. Картинка должна содержать сюжет хорошо знакомый ребенку.

    • Задание 4. Составление рассказа – описания.

    • Задание 5. Составление рассказа по серии картинок (Для 6 лет).

    • Задание 6. Составление рассказ из личного опыта (для 6 лет).

    • Задание 7. Пересказ. Прочитав рассказ из нескольких предложений, логопед задает ребенку вопросы по содержанию. Затем рассказ ещё раз перечитывается, предлагается план рассказа. После этого ребенок пересказывает рассказ.

    Критерии оценки.

    3 балла –Рассказ последователен, не нарушены временные и причинно-следственные связи. Предложения построены грамотно.

    2 балла – при выполнении задания отмечались единичные не грубые ошибки. Предложения построены правильно, но возможна упрощенная структура высказывания. Использовалась помощь логопеда (наводящие вопросы).

    1 балл – ребенок с трудом справился с заданием при помощи логопеда. Предложения простые. Возможно искажение содержания, нарушение временной последовательности действий. Характерно перечисление отдельных предметов и действий.

    0 баллов – ребенок не выполняет задание.

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальное количество баллов – 15 (для 6 лет – 21 балл).

    Высокий уровень развития связной речи – 13-15 (18-21)баллов.

    Средний уровень – 7-12 (8-17)баллов.

    Низкий уровень – 0-6 (0-7) баллов.

    5. Исследование фонетической стороны речи.

    1. Исследование звукослоговой структуры слова.

    Ребенок повторяет за логопедом слова и предложения с опорой на картинки.

    4 года – кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

    5 лет – самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни.

    6 лет – тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. Регулировщик руководит движением на перекрёстке. Критерии оценки.

    Высокий уровень – звукослоговая структура не искажена.

    Средний уровень – наблюдается незначительное искажение структуры слова: возможны пропуски согласных при стечении, перестановки слогов в многосложных словах, при этом структура слова не изменяется.

    Низкий уровень – грубое искажение структуры слова.

    2. Состояние звукопроизношения.

    3. Состояние дыхательной и голосовой функции.

    Отмечается тип дыхания, объём дыхания, продолжительность речевого выдоха, сила и модуляция голоса.

    4. Особенности динамической стороны речи.

    Отмечается темп, ритм речи, паузация, интонированность речевого высказывания.

    5. Состояние фонематических функций.

    Процедура проведения.

    • Задание 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

    Ребенок повторяет за логопедом пары слогов:

    4 года – ба – па, га-ка, да-та, ма-ба, ва-ка, на-ня.

    5 лет – ба-па-ба, да –та –да, га-ка-га, за-са-за, та-тя-та.

    6 лет – са-ша-са, жа-ша-жа, са-ца-са, ча-тя-ча, ла-ля-ла.

    • Задание 2. Выделение начального звука в слове.

    4-5 лет – Назови, какой звук в слове первый.

    Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искры.

    6 лет – мост, пол, дом, вода, кот, год, банка, тапки, нос, фартук, хлеб.

    • Задание 3. Выделение конечного звука.

    6 лет – Назови, какой звук слышен в конце слова.

    Кот, сом, мох, суп, лимон, сок.

    • Задание 4. Определение последовательности звуков в слове.

    6 лет – Назови все звуки по порядку.

    • Задание 5. Определение количества звуков в слове.

    6 лет – Посчитай, сколько звуков в слове.

    • Задание 6. Составление слова из звуков.

    6 лет – Какое слово получится из звуков.

    Д, ы, м- дым, к,а,ш,а – каша, с,у,ш,а –суша.

    • Задание 7. Придумай слово на заданный звук.

    • Задание 8. Отбери картинки на данный звук.

    6 лет – найди картинки, названия которых начинаются на «А», «П», «Ш». Критерии оценки: см. выше

    Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -9 (для детей 4-5 лет).

    7-9 баллов – высокий уровень.

    4-6 баллов — средний уровень.

    Максимальный балл для детей 6 лет -24.

    21-24 балла – высокий уровень.

    10-20 баллов – средний уровень.

    0 – 9 баллов – низкий уровень.

    Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей с общим недоразвитием речи ВВЕДЕНИЕ Дошкольный период — возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника.

    Гарденотехнология — как средство сенсомоторного развития детей с общим недоразвитием речи. Автор-составитель: Москалу Ксения Алексеевна, учитель логопед, МАДОУ №131 Гарденотехнология — как средство сенсомоторного развития детей.

    Гарденотехнология — как средство сенсомоторного развития детей с общим недоразвитием речи Видео Автор составитель:Москалу Ксения Алексеевна,учитель-логопед МАДОУ №131 “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь.

    Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Звук [О] в конце слова» Тема занятия «Звук О в конце слова» Цель – формирование фонематического восприятия • Задачи: • Закреплять понятие «гласный звук» • Закреплять.

    Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. «Использование.

    Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

    Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

    Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из.

    Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

    Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи «Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи» Одна из главных задач, стоящая перед ребёнком дошкольного возраста,.

    источник