Меню Рубрики

Анализ общения детей в младшей группе

Интерес к сверстникам возникает у малышей рано, но их первые контакты кратковременны и часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого. Негативный опыт взаимодействия детей, особенно в группе, где много малышей, может создавать атмосферу нервозности, конфликтности, вызывать у наиболее чувствительных стойкое нежелание общаться с ровесниками.

Поэтому воспитатели должны стремиться к созданию благоприятного эмоционального климата в группе, помогать детям налаживать положительные взаимоотношения. Опыт показывает, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание их общению, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, любят наблюдать за игрой ровесников, умеют играть рядом или вместе друг с другом.

Важнейшим условием воспитания у детей положительных взаимоотношений является отношение взрослых к малышам. Если педагог грубо одергивает расшалившегося ребенка, разговаривает с ним на повышенных тонах, делает резкие замечания, дает обидные прозвища, с силой растаскивает поссорившихся, такой стиль поведения будет невольно перениматься им по отношению к сверстникам. Поэтому, прежде всего, взрослые собственным примером демонстрируют образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми.

Сочетание работы с группой в целом и индивидуального общения с каждым – необходимое условие создания теплой атмосферы взаимопонимания в группе, доверительных отношений между детьми.

Работа воспитателя с детьми в группе предполагает решение следующих задач:

• привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам;

• стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом;

• организация предметного взаимодействия между детьми.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.

Организация общения между детьми в течение дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. Чтобы достичь этого, воспитатель предлагает малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращает их внимание на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку, сапожки и пр. Детям постарше можно предложить помочь сверстнику убрать в шкафчик его одежду, вместе зайти в группу. Если в групповой комнате уже есть дети, воспитатель привлекает их внимание к вновь пришедшему, побуждает их поздороваться с ним. Хорошо ввести ритуал прощания детей перед уходом домой: сказать «до свиданья», помахать ручкой.

Во время режимных моментов воспитатель обращает внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, чисто умывается, аккуратно застилает свою кроватку, побуждает детей пожелать всем спокойного сна. Для поддержания интереса детей друг к другу хорошо использовать игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша и побуждая его повторять их.

Чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для возникновения чувства общности со сверстниками, необходимо обращать внимание ребенка на то, что другой малыш – такой же, как он: у него тоже есть глазки и ручки, он умеет так же говорить, бегать, смотреть, играть.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у них уважительное отношение к другим детям, независимо от расовой и национальной принадлежности, языка, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и т.д.). Если в группе есть дети разных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы малыши не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи, т.е. надо воспитывать тактичное отношение, поощрять проявление сочувствия, стремление помочь.

Одним из важных компонентов человеческого общения является контакт взглядов. Дети, не умеющие и не желающие общаться, редко смотрят в лицо и в глаза друг друга. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет. Поэтому малыши часто не запоминают сверстников по группе, не узнают их, у них не складываются избирательные привязанности. Целесообразно организовывать такие ситуации, когда воспитатель располагает рядом с собой двух-трех детей и, разговаривая с одним из малышей, привлекает к нему внимание других, предлагая посмотреть ему в лицо, в глаза, назвать по имени. Следует только иметь в виду, что нельзя насильно заставлять малышей общаться друг с другом.

Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. Взрослый собирает вокруг себя несколько детей и в их присутствии хвалит каждого, побуждает и других похвалить его.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, беседы о родителях малышей, празднования дня рождения каждого ребенка, совместное изготовление несложных подарков для именинника.

Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Воспитатель побуждает детей к сорадованию сверстнику, проявлению сочувствия, жалости. При этом важно избегать принуждения, не заставлять малышей делать что-то против воли, отрывать их от занятий.

Эмоционально положительная атмосфера, поддерживаемая воспитателем в течение дня, поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доброжелательных отношений между ними.

Сближению детей могут служить организованные воспитателем эпизоды совместного наблюдения за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня. Например, разглядывание рыбок в аквариуме, наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр. Воспитатель предлагает вместе посмотреть на все это, задает сам вопросы, отвечает на вопросы малышей, а если дети умеют говорить, побуждает их рассказать сверстнику об увиденном.

Между детьми раннего возраста часто возникают конфликты. Они могут ссориться из-за игрушек, из-за внимания взрослого, проявлять подчас немотивированную агрессию (кусаться, щипать, царапаться).

Детские конфликты могут быть обусловлены разными причинами, но главное – стремление ребенка к общению со взрослыми и к обследованию предметов. Сверстник на первых порах часто воспринимается малышом как «помеха» в реализации этих устремлений или как объект, интересный для исследования. В тех случаях, когда дети пытаются делать что-то вместе, у них не хватает навыков взаимодействия с равным партнером.

Чаще всего, когда они ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу, отнимают ее у обоих; если дело доходит до драки – растаскивают или наказывают малышей. Такие способы воздействия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают конфликт. Дети могут надолго затаить обиду, что, как правило, приводит к последующим агрессивным действиям, отказу от общения со взрослым и сверстниками. В результате они приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций силовыми мерами, а в группе устанавливается напряженная эмоциональная атмосфера.

Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективными, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов. Воспитатель должен стараться разрешать конфликты в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:

  • отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же;
  • организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
  • помочь детям установить очередность в игре с этой же игрушкой.

источник

Общение играет важную роль в жизни каждого человека.

Формирование навыков общения именно в раннем дошкольном возрасте и положительный опыт их применения обусловлено тем, что его отсутствие приводит к возникновению негативных форм поведения и конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста

Сравнительно недавно в педагогической науке и практике разрабатывается проблема становления внутреннего мира ребенка. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Но в современном обществе происходят социальные процессы, создающие предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность ребенка и её внутренний мир. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы, определяющие успешность становления личности и ее развития. Именно поэтому период дошкольного детства рассматривается как наиважнейшее время для того, чтобы дети в будущем могли бы стать полноценными личностями, развить в себе качества для определения для себя в жизни достойного места.

Общение играет важную роль в жизни каждого человека.

Формирование навыков общения именно в раннем дошкольном возрасте и положительный опыт их применения обусловлено тем, что его отсутствие приводит к возникновению негативных форм поведения и конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

При формировании навыков общения со сверстниками у младших дошкольников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности их возраста.

Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что его общение становится внеситуативным. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

По данным психолого-педагогических исследований, главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя .

Развиваются все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; свободное общение со взрослыми и детьми; практическое овладение нормами речи.

Большую роль в общении со сверстниками и знакомыми взрослыми играют трудовые поручения (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.),

В быту, в самостоятельных играх дети посредством диалогического общения учатся взаимодействовать, доброжелательно общаться и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота шире», «Скажи: «Стыдно драться! Ты уже большой») .

Продолжается работа по умению детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни, формированию потребности делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, поощрению желаний задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Для развития диалогической формы речи детей вовлекают в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Формируется умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Важно напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Формируется интерес и потребность в чтении посредством чтения знакомых, любимых детьми художественных произведений. Воспитывается умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Развитие умений с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Дети учатся читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций и репродукций картин.

Итак, именно в младшем дошкольном возрасте закладывается умение слушать другого, воспринимать и стремиться его понять, закладываются основы межличностного общения. Даже среди нас, уже взрослых людей, очень немногие умеют по-настоящему хорошо слушать других, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нельзя приуменьшать и значение способности и умения слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

Да, всему приходится учиться, умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Именно воспитатели детского сада, первые наставники ребенка, родители, специалисты могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Предложенный материал будет интересен и полезен как воспитателям детского сада, так и родителям. Данная консультация покажет, что одним из эффективных средств общения в раннем и дошкольном возрасте яв.

Межличностные отношения зарождаются и наиболее эффективно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ.

Работа предназначена для педагогов ДОУ, в которой представлен опыт развития общения детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность предлагаемой технологии обучения родному языку, развитию речи и речевого общения определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка- дошкольника.

Этот материал поможет лучше разобраться в общении детей среднего дошкольного возраста со сверстниками, специфику общения детей среднего дошкольного возраста в условиях детского сада.

источник

Анализ образовательно-воспитательной работы Ющенко Л.А. во второй младшей группе «Радуга» за 2015-2016 учебный год

На начало учебного 2015 года во второй младшей группе № 3 было 20 детей. Из них 10 девочек и 10 мальчиков. Возраст от 3-х до 4 лет. В течение года прибыла 1 девочка и 1 мальчик. На конец учебного 2016 года 22 ребенка: 11 девочек и 11 мальчиков

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, характеризующийся пластичностью, нераздельностью образного восприятия мира, потребностью безопасности и защиты со стороны взрослых.

В прошедшем году воспитателем группы Ющенко Л.А. была разработана и успешно реализована рабочая программа группы. Работа воспитателя была направлена на формирование у детей общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Приоритетными направлениями работы в 2015-2016 учебном году являлись:

— Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

— Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

— Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

Читайте также:  Анализ на ige у детей

— Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществлялась в процессе разнообразных видов деятельности.

Образовательно-воспитательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, трудовой, познавательной, продуктивной, музыкальной, художественного чтения),

в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательно-воспитательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

В течение года дети получали информацию о культуре поведения. Ющенко Л.А.постоянно воспитывала у детей чувства взаимопомощи, доброты, сочувствия. и прощаться. Нужно отметить, что в нашей группе дети очень вежливые, отзывчивые, внимательные и трудолюбивые. Они с удовольствием помогают друг другу. Если поссорились, то недолго сердятся, умеют прощать и мериться даже без помощи взрослого.

Педагогом продолжается работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков. Дети научились самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, пользования туалетом, клеем, пластилином. Умеют пользоваться носовым платочком. Идет совершенствование аккуратного приема пищи.

. В группе были созданы санитарно-гигиенические условия. Обеспечивался заботливый уход и внимание за каждым ребёнком на основе личностно-ориентированного подхода . Было организовано ежедневное требование детей на свежем воздухе за исключением неблагоприятных погодных факторов.

В течение года педагог прививала детям положительное отношение к труду. Дети очень любят выполнять коллективные и индивидуальные поручения : полить цветы в уголке природы и на участке, помыть игрушки, вытереть пыль, накрыть на стол салфетки, убрать за собой кружки. Самостоятельно и по моей просьбе убирают игрушки и наводят порядок в группе, на веранде, на площадке..

Мною продолжается совершенствование самостоятельно одеваться и раздеваться (многие дети с небольшой помощью взрослых).

Эффективно использовала в работе с детьми развивающие и дидактические игры, игровые приемы и упражнения, умственные и речевые логические задачи. Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Вместе с развитием речи дети приобретают навыки умственного труда, у них формируется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать. У детей формируется богатый чувственный опыт, полученный ими от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.

К занятию по ОБЖД мною была сделана дидактическая игра « Огонь-друг, огонь- враг»

По темам познавательного развития : «Птицы» , «Домашние и дикие животные» мною сделана дидактическая игра «Где чей домик?»

По теме «Космос» дидактическая игра «Собери картинку»

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию всесторонне развитого ребенка – вот главные аспекты моей работы с детьми

В группе создана предметно — развивающая среда, которая способствует развитию разносторонних видов деятельности ребенка. Развивающая среда содержит социокультурные и природные предметные средства, позволяющие сформировать соответствующие им способы действия. В группе созданы необходимые условия, которые позволяют обеспечить разнообразие детской занятости по интересам.

Для сюжетно-ролевой игры: «Семья» мною создана для детей атмосфера семейного уюта

В сентябре месяце по правилам безопасности дорожного движения: педагогом были проведены обучающие и развивающие мероприятия :

Игровое занятие «Спички не тронь,в спичках-огонь!»

Организовано спортивно-игровое занятие «Зеленый огонек»

Выполнена аппликация «Светофор»

Показаны обучающие мультфильмы: « Машинки и правила дорожного движения», «Светофор». Презентация: «О правилах дорожного движения»

Проведены дидактичекие игры : «Какие бывают машины», «Назови правильно»

В октябре месяце приняли активное в месячнике по охране безопасности и жизнедеятельности детей

Ющенко Л.А. были проведены мероприятия:

Детям даны понятия о противопожарном уголке в детском саду, о его назначении. Познакомила детей с предметами противопожарного уголка. Расширила знания о

способах их применения при пожаре.

Театрализованные игры: « Спички не тронь, в спичках огонь! »

«Надо взрослым помогать, но нельзя без спроса брать!»

Проведены дидактические игры: «Назови профессию», « Юный пожарный», «Машины разные нужны, машины всякие важны», «Затуши пожар», «Чего делать нельзя», «Добавь слово».

Показаны обучающие и развивающие мультфильмы : « Безопасность в общественных местах». «Правила безопасности катания на велосипеде», «Один дома», «Найди дорогу», « Безопасность при встрече с незнакомыми», « Безопасное электричество», «Умей сказать «НЕТ», « Безопасный Новый год».

Из собранного с детьми природного материала сделана

коллективная композиция « У осеннего костра»

Ко Дню защитника Отечества в группе педагогом проведено спортивно-игровое занятие для мальчиков : «Мальчишки ,вперед!

Приобщение к духовной культуре, воспитание эстетического мировидения в максимальном развитии индивидуальных способностей каждого ребенка, социально-адаптированной личности стали основными направлениями моей работы. Используя нетрадиционные технику и материалы, формирую развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности. Это дополнительно стимулирует развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, воображении и, конечно же веры в свои возможности, что тоже не маловажно.

Рисование, лепка, аппликация: «Космос». Лепка « Рыбка», «Угощение к чаю».

Аппликация : «Божья коровка» Аппликация: « Наш Флаг »

Поздравительные фото- газеты «Мальчишки, вперед!», «Девчушки 2016»

Совместно с музыкальным руководителем Когут В.Д. воспитатель формировали у детей интерес к театрализованной деятельности и желание выступать. Развивали способность свободно и естественно держаться перед зрителями. Побуждали детей к импровизации с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.). Развивали литературную, художественную речь. Реализовали потенциал эстетического, познавательного, социального и речевого развития. В течение года дети готовили инсценировки, праздники для родителей.

В октябре месяце состоялся утренник «Праздник зонтика».

Ющенко Л.А. выступала в роли ведущей.

В декабре месяце приняла участие в празднике: «К нам спешит Новый год» в роли снегурочки и организовала участие папы в роли Деда Мороза в группе № 3

В группе № 11 ( ясли) исполнила роль Деда Мороза.

К 8 марта подготовила и приняла участие в утреннике: «Маму поздравляем». Исполнила роль ведущей. Для любимых мам выполнена аппликация «Цветочек».

В группе мною проведен праздник для девочек «Девчушки 2016»

Ко Дню защитника Отечества в группе мною проведено спортивно-игровое занятие для мальчиков : «Мальчишки ,вперед!

В марте месяце приняла участие в музыкальном развлечении «Весна пришла» в роли Весны в группе №3

Развлечение « В гостях у лесных жителей» в группе № 3 играла роль ВЕСНЫ

Приняли активное участие в праздновании « Масленицы» в детском саду

После веселой Масленицы организовала совместно с родителями вкусные блины, испеченные родителями:

Воспитателем Ющенко Л.А. совместно с библиотекой – филиалом им. А.Гайдара

Создан клуб «Юный Читаленок».Дети посещают темтические выставки, участвуют в игровых занятиях,в презентациях новых изданий для малышей в зале библиотеки.С собой в группу дети выбирают понравившиеся книги и мы вместе читаем и обсуждаем их.

К празднику Победы в ДОУ Л.А.Ющенко подготовила совместно с родителями детей,которые приняли участие в конкурсе чтецов:Даша М.,Ева Г.,Максим К.

Гароджан Ева заняла 3 место,Даша Мымрина получила приз зрительских симпатий.

Ющенко Л.А. прививала детям любовь к природе,навыки экологически грамотного и безопасного поведения на природе, активную жизненную позицию, любовь к своей малой Родине. Воспитатель провела с детьми мероприятия: викторина «Растения нашей местности», выставка рисунков «Мы рисуем природу», День птиц, выставка поделок из природного материала.

Тематические прогулки вокруг детского сада

Проводились познавательные экскурсии по улицам, прилегающим к детскому саду с целью: знакомить детей с улицами, названными в честь известных людей, героев-патриотов города. Обратить внимание детей на то, что жители города делают все, чтобы удобно, чисто и приятно было в нашем родном городе жить.

Взаимодействие воспитателя с родителями происходит ежедневно, начиная с утреннего приема детей. Отношения с родителями сложились дружественные, конструктивные и плодотворные. Родительский комитет в особенности проявлял активность и инициативу, интересовался происходящим в группе и всегда старался помочь. Однако этим их участие не ограничивается.. С заинтересованностью оказывали помощь в подготовке утренников и развлечений, а также в оформлении выставок, творческих работ. . Все родители всегда интересуются как успехами детей, так и их взаимоотношениями.

Работа с семьей проводилась по пропаганде безопасного поведения детей на улицах, дороге, транспорте, в быту. Подготовила консультации для родителей:

«Воспитание у детей интереса к таинственному миру».

«Как приобщить ребенка к природе»

«Как воспитать маленького патриота»

«Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию».

«Беседуйте с детьми о природе»

В течение года в родительском уголке размещается вся необходимая для них информация. Многие родители понимают, что мои советы и поддержка является помощью, а не посягательство и вторжение в их частную жизнь. Имея такую поддержку всегда можно рассчитывать на успехи в учебном году. Планируем продумать совместные пешеходные прогулки на природу, создать групповой фотоальбом «Жизнь нашей группы”, а так же оформить уголок «Моя семья» и подготовить экскурсии в музей. Планируются консультации для родителей после анкетирования-опроса: «Вопросы о воспитании”.

источник

анжелика никитина
Анализ характера общения детей с воспитателем и со сверстниками в младшей группе

1. Общение с воспитателем. Дети обращаются к воспитателю на вы. Они хорошо знают имя и отчество воспитателя и помощника воспитателя (Надежда Николаевна; Надежда Петровна). Дети не четко формируют свои желания и просьбу, иногда забывают про слова вежливости и воспитатель напоминает им об этом. Например: Надежда Николаевна-воды! При сильно эмоциональном состоянии ребенок не спокойно выражают то что ему нужно и воспитателю трудно понять что он хочет. На отказ взрослого дети реагируют нормально, т. к воспитатель объясняет причину такого отказа. Дети употребляют основные вежливые слова такие как: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «До свидания». Вежливые слова дети используют утром, когда приходят в детский сад; за столом говорят «Спасибо», когда воспитатель пожелает им «Приятного аппетита»; когда в группу приходят другие воспитатели все дети хором говорят «Здравствуйте», а когда воспитатель уходит говорят «До свидания».

Дети спокойно разговаривают с воспитателем, они внимательно слушают его, глядя ему в лицо, не всегда дожидаются своей очереди и вскакивают с места чтобы что то сказать. Некоторым детям не интересно это и они отвлекаются на игрушки или дразнят других детей.

Дети внимательны к воспитателю, если попросить помощи у детей, то они выполняют его с радостью. На просьбу взрослого реагируют положительно. Поручения выполняю сразу и без всяких вопросов. Например когда воспитатель попросила убрать игрушки в группе, дети сразу перестали играть и все дружно стали собирать игрушки на свои места. Когда воспитатель сказала детям что ему грустно, дети не сразу стали утешать ее. Некоторые отошли в сторону, а более смелые дети подошли и стали ласкать ее, обнимать. За ними стали приходить и другие дети дружно следуя примеру других детей.

2. Общение со сверстниками. В группе приветливое взаимоотношения между сверстниками. Громко и дружно встречают каждого ребенка, знают друг друга по имени. Например, утром когда приходят дети, другие сверстники кричат «Камилла пришла!», потом с напоминания воспитателя говорят «Здравствуйте». Дети во время общения со сверстниками не все используют вежливые слова, обычно их говорят когда что-то нужно или хотят вместе поиграть.

В группе дети внимательны друг к другу. Они дружно жалеют детей, у которых плохое настроение. Например утром когда дети плачут и не хотят заходить в группу сверстники стараются отвлечь их, предлагают вместе играть. Но они не умеют слушать друг друга, мешают во время выполнения деятельности. Не всегда считаются с мнением друг друга и каждый стоит на своем.

Конфликты возникают во время игры. Дети не в состоянии самостоятельно решить конфликт и на помощь приходит воспитатель. Она объясняет что надо играть дружно и находит компромисс.

Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения познавательно-исследовательского характера Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками Уважаемые коллеги! Мир детского сознания сложен и строится из других миров. Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений.

Детская дружба и проблемы общения со сверстниками Быть родителем – тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами.

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одной из.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками — составляющая основа культуры поведения. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения. Одна из главных задач.

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски» «Умение.

Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Термин «социализация» в целом определяется.

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности 2.1 План опытно-поисковой работы по развитию.

источник

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста и практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Учебный план по ПМ 03. Организации различных видов деятельности и общения предполагает учебную и производственную педагогическую практику по:

МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

МДК.02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

МДК.02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

соединение теоретической и практической подготовки в единый процесс формирования профессиональной компетентности;

адаптация студентов к реальным условиям педагогического процесса;

подготовка студентов к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности;

овладение всеми видами деятельности педагога — воспитателя по дошкольному воспитанию, педагогической культурой;

формирование собственной профессиональной позиции.

1. Закреплять и углублять теоретические знания, апробировать их в реальной учебно-воспитательной работе;

дошкольник музыкальное трудовое воспитание

2. Формировать умение ориентироваться в современной образовательной системе дошкольного образования, анализировать и отбирать для самостоятельной практической деятельности наиболее совершенные и приемлемые направления;

3. Изучать возрастные особенности детей дошкольного возраста, учитывать их в работе;

4. Вырабатывать интерес и желание к творческой, исследовательской педагогической деятельности;

5. Отрабатывать индивидуальный стиль работы;

6. Осуществлять методическую и методологическую культуру, диагностическую работу.

Базой практики является МБДОУ ДСКВ №98, оснащенное необходимыми средствами для проведения практики.

Детский сад № 98 находится в г. Братске, ж/р Осиновка, ул. Спортивная 4 А.

В детском саду функционирует 14 групп из них:

2 группы раннего возраста,

групп для детей дошкольного возраста в том числе:младшая — 3гр.,

подготовительная к школе-3 гр.,

из них 2 группы функционируют на базе СОШ № 43;

группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи,

группа по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников младшего дошкольного возраста на базе на базе ДДТДиМ «Гармония».

Списочный состав на 2013-2014 учебный год составил 295 детей. I младшая группа (2-3 лет) — 50 детей; II младшая группа (3-4 лет) — 81; средняя группа (4-5 лет) — 45 детей; старшая группа (5-6 лет) — 46детей; подготовительная группа (6-7 лет) — 58 детей; группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (5-7 лет) — 15 детей.

Читайте также:  Анализ на грипп у детей

Миссия дошкольного учреждения — создавать условия для воспитания и обучения каждого ребенка на уровне его возрастных и индивидуальных возможностей, способствовать их полноценному развитию, обеспечивать равные стартовые возможности для обучения в общеобразовательных учреждениях.

Приоритетные направления в работе ДОУ — оказание квалифицированной коррекционной помощи детям с нарушением речи.

Материально — техническая база детский сад размещен в типовом в двух этажном здании, имеются функциональные помещения: музыкальный и физкультурный залы, методический кабинет, кабинет психолога, кабинет логопеда; пищеблок; медицинский блок; прачечный блок.

Детский сад работает по программе «От рождения до школы» научный редактор Н.Е. Веракса.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

В ходе знакомства с опытом работы ДОУ по организации игровой деятельности, просмотрено 2 тематических недели. Воспитателем используются все виды игр (Д/и, С/р, П/и, Стр. /и и тд.) Игры отображены как в совместной. Так и в самостоятельной деятельности. Также игры используются в НОД.

В самостоятельной деятельности дети могут играть самостоятельно, но в силу возраста игры однообразны.

Все виды игр нашли отражение в плане. Таким образом воспитатель в своей деятельности использует разные виды игр: как творческие, так и игры с правилами.

При изучении предметной среды группы «Ромашка» по формированию игровых умений и навыков выявлены зоны для игровой деятельности:

1. Уголок сюжетно — ролевых игр содержит в себе игры, соответствующие возрасту детей: больница, парикмахерская, водитель, магазин, моряк. Все игры оснащены необходимым оборудованием. Контейнеры с инвентарем для игр помечены соответствующими картинками. Дети самостоятельно могут брать, играть, передвигать игры по группе.

2. Зона настольно печатных игр оснащена различными дидактическими играми, в ходе которых дети учатся объединять сходные признаки предметов, группировать предметы по названному признаку. Игры расположены на полках в доступном для детей месте.

3. Игровой уголок оснащен различными игрушками: куклы, машинки, телефоны, сумки, кухонный уголок.

4. В уголке для строительных игр имеются различные виды конструктора: напольный, настольный, «Лего», мягкие модули.

5. В зоне для театрализованных игр есть различные виды театра: пальчиковый, «бибабо», театр на фланелеграфе, резиновые персонажи из сказок, театр на кубиках, театр в картинках.

6. В зоне музыкального развития: звучащие игрушки, наборы шумовых коробочек, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки, бубен, дудочки, металлофон и т.д.), музыкальные дидактические игры, музыкальные книги, магнитофон.

Предметная среда в группе организована с учетом потребностей детей, соответствует принципам: активности, учетом половых и возрастных различий, современности, безопасности.

Формирование предметно — развивающей среды — динамичный процесс, который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей.

Рекомендации для воспитателя:

— Обратить внимание на зону воды и песка и уголок экспериментирования. Детям редко дают играть с ними.

— Обратить внимание на периодичность проведения режиссерских игр. В плане воспитателя они отсутствуют.

— Обратить внимание на пространственную организацию среды, она должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду: план дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План — это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное — не схема и форма, а содержание.

Рассмотрим планирование сюжетно-ролевой творческой игры, в которой успешно формируется содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотношения. Анализ планов воспитательной работы показал, что между игровой деятельностью и содержанием занятий по ознакомлению с окружающей действительностью, наблюдениям (например, на прогулке) часто нет никакой связи. Но такие наблюдения случайные, непродуманные и малоценные для общего развития ребенка. Также, недостаточная связь между обучением на занятиях.
Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Согласно плану по данному МДК была проведена беседа с воспитателем группы «Ромашка» (2 младшая) по основным направлениям и задачам трудового воспитания детей.

Работа строится по программе «Трудовое воспитание в детском саду» под редакцией Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Л.Ю. Павловой для занятий с детьми 2 — 7 лет.

Основные задачи в самообслуживании:

продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).

воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Основные задачи в хозяйственно — бытовом труде:

побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т.п.).

Основные задачи в труде в природе:

воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.

Основные задачи при ознакомлении с трудом взрослых:

формировать положительное отношение к труду взрослых.

воспитывать желание принимать участие в посильном груде, умение преодолевать небольшие трудности.

продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.

При изучении условий группы по формированию трудовых навыков выяснили, где хранятся оборудования для труда:

фартуки для дежурства висят в комнате для мытья посуды, так чтобы дети могли самостоятельно их достать;

фартуки для мытья игрушек и для работы в уголке природы висят рядом с уголком природы:

ведра, лейки лежат на полках в уголке природы;

грабли и метелки хранятся в приемной в уголке для выносного материала;

инвентарь для ручного труда хранится в центре художественного творчества.

Рекомендации для воспитателя:

необходимо внести щетку и совок для сметания крошек со стола для дежурств по столовой.

для ручного труда нужно пополнить разнообразие тканей.

Наблюдение за работой воспитателя в процессе умывания.

Соня М. Маша Х. Денис К. Даша Ч. Катя Л. Настя К. Закатывают рукава++++++Пользуются мылом++++++Намыливают руки++++++Отжимают руки—+++Снимают полотенце++++++

Наблюдение за работой воспитателя во время сборов на прогулку и возвращение с прогулки (одевание, раздевание).

Соня М. Маша Х. Денис К. Даша Ч. Катя Л. Настя К. знают последовательность одевания+ + +++ +аккуратно складывают одежду — — — + + +умеют надевать вещи++++++застегивают++-+++завязывают——помогают друг другу++-+++благодарят за услугу++++++

На основе анализа пришли к выводу, что необходимо:

1. Продолжать формировать умение у детей отжимать руки в процессе умывания.

2. Развивать умение аккуратно складывать вещи.

3. Формировать умение завязывать шнурки.

Был составлен план по трудовому воспитанию на основе таблиц во второй младшей группе. В него вписаны конкретные названия видов труда, их цель и кого привлекли.

Также было проведено наблюдение за работой воспитателя по использованию трудовых поручений:

«Мытье комнатных растений» — труд в уголке природы.

1. Закрепить название растений и знания детей о них.

2. Учить протирать листья влажной тряпкой.

3. Поддерживать интерес к растениям и ухаживать за ними.

4. Побуждать детей к использованию слов: фикус, ухаживать, поливать, протирать листья. Оборудование: 2 цветка, 2 лейки, 2 тряпочки

Запланированные задачи были выполнены. Дети охотно поливали цветы и протирали листья. Все оборудование было подготовлено в достаточном количестве.

В начале был использован прием внесения цветка, что помогло привлечь внимание детей.

В ходе работы воспитатель использовал поэтапный показ и объяснение (как пользоваться лейкой, как правильно протирать листы). Дети выполняли вместе с воспитателем. Показ был полным.

В ходе работы воспитатель использует помощь детям, художественное слово, указания, похвалу.

Поручение было проведено методически грамотно.

Было проведено наблюдение за работой воспитателя по руководству дежурством:

Цель: учить детей накрывать столы в определенной последовательности, правильно раскладывать столовые приборы.

1. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

2. Развивать мышление, активизировать словарь.

3. Продолжать учить детей накрывать стол в определенной последовательности.

Оборудование: тарелки, ложки, чашки, салфетницы, хлебницы, фартуки, косынки на 5 детей.

Поставленные задачи выполнены в полном объеме.

В начале был использован прием проблемной ситуации «Скоро обед, а столы не накрыты», что помогло активизировать детей.

В ходе работы воспитатель использовал помощь детям, худ. слово.

Закончилось поручение переходом детей в спокойные игры. Поручение проведено методически грамотно.

Провели наблюдение за работой воспитателя по руководству коллективным трудом во второй младшей группе: «Чистый участок»

1. Воспитывать трудовую деятельность детей, приучать соблюдать порядок и чистоту. Побуждать оказывать помощь взрослым.

2. Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Перед детьми была поставлена цель. Распределение обязанностей было по желанию детей.

В ходе труда воспитатель помогал детям, показывал, как правильно держать метлу и мести, использовал художественное слово. Поставленные задачи были выполнены. При подведении итогов педагог использовал похвалу, поощрения. Подчеркнул, что мусор нужно выкидывать в отведенное для этого место.

В ходе наблюдения за работой воспитателя мы увидели, что в группе «Ромашка» используются все виды труда для достижения цели формирования положительного отношения к труду.

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста и практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Продуктивная деятельность дошкольников включает в себя: рисование, лепку, конструирование, аппликацию; имеет большое значение для всестороннего развития. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что — то красивое. Начинать приобщать детей в условиях ДОУ следует с 2 — 3 лет.

Продуктивная деятельность является частью всей воспитательно — образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь с игрой.

Познакомились с эстетической развивающей средой в ДОУ.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в ДОУ — это среда, в которой ребенок живет, развивается, отдыхает. Созданная по законам красоты среда способствует пониманию детьми прекрасного, формированию эстетического, художественного вкуса, естественному образованию у них эстетического отношения к окружающему, формированию художественно-творческих способностей.

Постоянно воздействуя через органы чувств, он без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации.

Развивающая среда в группе «Ромашка» эстетически организована и заключает в себе возможности осуществления детьми разнообразных игр, занятий, досуга и может способствовать их развитию. Она отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.

Эстетическая развивающая среда должна быть:

взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, что позволит детям заниматься различными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.

расположена так, что материалы и оборудование находятся в поле зрения детей.

соответствующей возрасту детей.

Было проведено наблюдение за работой воспитателя по изобразительной деятельности (рисование красками «Одуванчики в траве»).

Помещение было подготовлено к занятию с соблюдением гигиенических условий. Столы размещены в соответствии с правильной освещенностью.

Воспитатель приготовила наглядный материал (красочный, необходимого размера, на уровне глаз детей). При подготовке к занятию детям были даны поручения: налить воду в стаканы, разложить салфетки.

Тема занятия соответствует программе, времени года, изобразительным возможностям детей.

У воспитателя имеется план и конспект занятия. Перед детьми была поставлена задача передать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов.

Проведено рассматривание иллюстраций с цветами, выделены основные их части. В ходе занятия воспитатель давал указания детям. Тем детям, у которых не получалось, оказывал помощь, посредствам показа рукой ребенка.

Длительность занятия 20 минут, из которых 5 минут уделяется на вводную часть.

Воспитатель позволила детям самим проанализировать работы друг друга. После чего сама отметила, что у детей получилось особенно хорошо.

Необходимо провести индивидуальную работу с детьми, которые не правильно держат кисти.

По окончанию работы дети наводят порядок на столах. Воспитатель дает поручения: помыть кисти и стаканы, протереть столы.

В целом задачи поставленные воспитателем выполнены.

В группе «Ромашка» создана предметно — развивающая среда для стимулирования самостоятельной деятельности и развития творчества детей.

В зоне художественного творчества, расположенной в доступном для детей месте, имеется все необходимое оборудование. Дети могут самостоятельно подойти и выбрать себе занятие по желанию.

Проанализировали наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей по лепке («пирожки для бабушки»):

Дети умеют самостоятельно лепить. Они любят работать с пластилином, изображают предметы объемно. Умеют отделять от большого куска пластилина небольшие кусочки, раскатывать их круговыми движениями ладоней, лепить различные предметы, используя разнообразные приемы лепки. Кладут пластилин на дощечку. Сами подбирают необходимый материал.

В ходе учебной практики были разработаны технологические карты по лепке, аппликации, рисованию, конструированию и составлены к ним конспекты занятий для производственной практики.

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

— развитие музыкально художественной деятельности;

— приобщение к музыкальному искусству.

Образовательная область «Музыка» интегрирует со следующими областями:

ЗдоровьеСохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. ТрудФормирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатамБезопасностьФормирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. СоциализацияФормирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. ПознаниеРасширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. Чтение худ. литературыИспользование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Худ. творчествоРазвитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. КоммуникацияРазвитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Физ. культураРазвитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать — это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание, а это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

Читайте также:  Анализ на группу у детей

Для реализации основной цели и задач музыкального воспитания воспитатель составляет план работы по теме на неделю, в котором отражены совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями. Формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Для родителей были подготовлены следующие консультации:

1. «Как приучить ребенка слушать музыку в концертном зале»

2. «Как приучить ребенка слушать музыку дома»

Для развития слухового восприятия и внимания и формирования исполнительских навыков в группе «Ромашка» создана зона музыкального развития. В ней имеются необходимые материалы и оборудование:

контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки, бубен, дудочки, металлофон и т.д.)

музыкальные дидактические игры

Музыкальные инструменты доставляют много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма.

Была проведена беседа с воспитателем 2 младшей группы «Ромашка» по вопросам музыкального воспитания. В ходе анализа беседы выявили, что Соня М., Маша Х., Даша Ч., Богдан Х., Катя Л., Настя К. проявляют наибольший интерес к использованию музыки и музыкально-ритмическим движениям. На занятиях дети предпочитают танцевально игровое творчество. В самостоятельной игровой деятельностью дети занимаются по желанию несколько раз в течении дня. В зоне самостоятельной деятельности ежедневно находится 3 — 4 человека. Они предпочитают игру на металлофоне и дудочках, маракасах. Также в самостоятельной деятельности дети используют в своих играх движения, разученные на музыкальных занятиях. Воспитатель включает в свою практику музыкально-ритмическую деятельность с детьми.

Наблюдая за совместной работой с детьми по использованию музыки в повседневной жизни ДОУ, выявили:

Режимные процессыСлушание: рус. нар. песня «Есть у солнышка друзья» Пение песни: «Маме песенку пою» муз.Т. Потапенко, сл. Е Авдиенко. ПрогулкаПроговаривание скороговорки для формирования ческой дикции «Проворонила ворона вороненка» (с подгруппой) Музыкальное занятиеПо плану муз. Организатора.

На основе чего сделали вывод.

Дети эмоционально реагируют на музыку, слушают внимательно произведение, но в силу возрастных особенностей не все могут слушать до конца. Так же дети с большим желанием двигаются под музыку, активно выполняют движения. Дети знают и исполняют различные песни, умеют различать грустную (минорную) и веселую (мажорную) музыку.

В ходе практики были разработаны вопросы по выявлению знаний музыкально-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:

различает звуки (высокие, низкие)

поет и подпевает вместе с педагогом

вместе начинает и заканчивает пение

3. Музыкально ритмическое движения:

двигается в соответствии с характером музыки

выполняет танцевальные движения (показ педагога)

двигается под музыку с предметами

игра на ДМИ (различает и называет)

А в старшем дошкольном возрасте содержание музыкально образовательной деятельности усложняется:

продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке,

формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой.

продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.

способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

В ходе учебной практики было проведено наблюдение процесса общения детей в группе, между собой и с взрослыми в самостоятельной и совместной деятельности. В ходе наблюдения было выявлено, что общение детей внеситуативное. В основном дети общаются спокойно без крика, но иногда возникают конфликты из-за игрушки. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. В группе замечено несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.

Отношение друг к другу у детей доброжелательное, наблюдается умение делиться игрушкой. Проявляются попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. К воспитателю дети обращаются по имени отчеству, если что-то необходимо, то подходят с просьбой. С удовольствием беседуют с воспитателем на разные темы и занимаются различными видами деятельности. Наблюдается культура поведения, умеют говорить «спасибо» и «пожалуйста».

Анализ развивающей среды в образовательной области «Коммуникация», помог увидеть, что микросреда (внутренне оформление группы) соответствует требованиям Программы во второй младшей группе: оборудование помещения безопасно, эстетически привлекательное, здоровьесберегающее и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных зон: («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (игрушки, материалы для творчества, книжки, развивающее оборудование и пр.) Все предметы доступны детям.

Организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития выступают:

зона настольно-печатных игр;

выставки детских рисунков, детского творчества;

игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной.

Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не одна игра, они хотели бы общаться между собой и со взрослыми. Все дошкольное детство ребенка построено на том, чтобы завоевать внимание взрослого и сверстниками, показать другим свою уникальность. Ребенок строит окружающий мир таким, как его видит, в доступной для него форме. Он не только играет, но и конструирует, рисует, лепит, танцует, то есть проявляет себя в разных видах детской деятельности. И при этом ребенку важно, чтобы его оценили и правильно поняли, прежде всего, близкие люди, ведь культура детства начинается с ощущения своей личной значимости для родителей, которое рождает желание быть похожим на маму или папу.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.

Организованно наблюдение в старшей группе для выявления навыков общения между собой и со взрослыми.

В ходе наблюдения выяснили, что игровые взаимодействия сопровождаются речью, соответствующей и по содержанию и по интонации взятой роли. Употребляют сложные предложения разных видов, при пересказе пользуются прямой и косвенной речью. Рассказывают друг другу о событиях из личного опыта. Самостоятельно сочиняют концовки к сказкам. Употребляют слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений. Отношения между детьми дружеские, наблюдается умение играть сообща. Проявляется стремление порадовать воспитателя хорошими поступками. В словаре детей имеются вежливые слова.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его воспитателем. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям.

В старшем дошкольном возрасте у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. Значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодке, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.

Был проведён анализ работы воспитателя по организации совместной деятельности в образовательной области » Коммуникация»

В ходе анализа выявлено, что воспитатель использует разные виды деятельности для реализации задач по этой области. Проводит НОД, беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение.

Главной целью воспитателя является помочь детям овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Воспитатель развивает умение детей понимать и пользоваться языком, развивает коммуникативные умения и связную речь, помогает освоить разнообразные свойства выразительности, помогает развивать способности к анализу и самоанализу продуктов речевой деятельности в соответствии с поставленной целью.

1. Совместную деятельность в режимных моментах и в НОД:

свободное общение беседы на разные темы

специальные коммуникативные игры

словесные дидактические игры.

подвижные и хороводные игры с речевым сопровождением

разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц

свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, фотографий, мультфильмов

разговоры с детьми о событиях из личного опыта.

2. В самостоятельной деятельности используются совместные со сверстниками игры:

игры со строительным материалом.

В ходе практики была составлена консультация для родителей «Конструктивное общение с детьми».

Провели диагностику коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, на основе чего сделали следующий вывод:

Определяя уровень развития общения, необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнёра и обращение каждого направлено на ответ другого. При диагностике общения необходимо учитывать две стороны — активность и чувствительность к партнёру .

Активность проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать что-то своё, развить тему разговора, предложить что-то необычное и пр.

Чувствительность к партнёру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его предложение, в способности услышать и понять другого.

Обе стороны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в разных ситуациях.

Для выявления формы общения следует осуществить с ребёнком различные виды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения. Для моделирования:

ситуативно-деловой формы общения оптимальной ситуацией является совместная игра,

внеситуативно-познавательной — беседа по книжке,

внеситуативно-личностной — «разговор по душам».

Остановимся на конкретном описании данных ситуаций.

Воспитатель предлагал ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Спрашивал его, что он больше хочет делать вместе с ним: играть с игрушками, читать новую книжку или просто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение со взрослым. Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению со взрослым. Однако, сознательный выбор, хотя и является весьма показательным, не может быть единственным для определения формы общения. Если ребенок выбирает совместную игру, это еще не означает его неспособности к личностному общению. Кроме того, некоторые дети сразу не могут осуществить такой выбор или выбирают сразу все три формы взаимодействия, поскольку они в равной мере являются для них привлекательными. Поэтому для более точного определения формы общения важно провести все три вида взаимодействия с одним ребенком.

Начинать лучше с самого простого и доступного для дошкольников — ситуативно-делового общения, т.е. с совместной игры. Для этого подходят любые игрушки — кубики, куклы, машинки, конструктор и пр. Играя с ребенком, нужно обращать внимание не на саму его способность играть с предметами, а на способность играть вместе со взрослым. Для этого важно отмечать, умеет ли ребенок ориентироваться на партнера, учитывает ли его интересы, увлечен ли он совместной деятельностью или предпочитает играть в одиночку. Как правило, стремление и способность к ситуативно-деловому общению проявляют все дошкольники.

Учебная практика позволила придти к следующему выводу: полноценное развитие ребенка возможно только благодаря умелому руководству со стороны взрослого. Однако, не менее важную роль в психическом развитии играет активность самого ребенка. Недостаточно только того, чтобы у малыша была нормальная наследственность, пластичный мозг, чтобы он воспитывался в культурной среде, необходимо, чтобы он сам совершал определенные формы активности, управление которыми осуществляет взрослый. Эти формы активности организуются в сложные системы деятельности, освоение которых является главной задачей в становлении детской психики. В процессе овладения различными видами деятельности у ребенка происходит развитие мозга, который представляет собой физиологическую основу сложных видов психической деятельности. Важно отметить, что мозг является не столько условием психического развития, сколько результатом организации собственной активности ребенка под управлением взрослого.

Мы исходим из того, что наиболее продуктивной стратегией в образовательной работе с детьми является амплификация (обогащение развития ребенка как личности), согласно которой жизнь ребенка необходимо максимально насытить различными видами и формами активности, составляющими основу детства и позволяющими ему в дальнейшем успешно войти во взрослую жизнь. Важно подчеркнуть: детство — это не этап «перетаскивания» ребенка во взрослую жизнь, а самоценный период, обладающий собственным богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.

Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, он выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает ему различные ее образцы. С другой — является посредником между дошкольником и культурой, поддерживая его инициативу, пытаясь приспособить ребенка к культуре. Крайними формами являются акселерация и такой подход, при котором образовательная работа целиком следует за детским развитием.

Все многообразие форм работы с детьми осуществляется в конкретных образовательных ситуациях, которые создает педагог, или которые возникают стихийно при взаимодействии ребенка с окружающим миром. Поэтому, перед педагогом стоит особая задача — продумать и проанализировать конкретные ситуации, в которых происходит образовательная работа с детьми.

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно знакомиться с работой воспитателя и самой быть воспитателем. После пребывания на учебно-производственной практике я узнала о правах и должностных обязанностях, этических принципах, задачах и функциях воспитателя в данном учреждении и вообще в дошкольной сфере. Познакомилась с методиками и методами работы опытного воспитателя, получила много советов.

Теги: Организация различных видов деятельности и общения дошкольников Отчет по практике Педагогика

источник