Меню Рубрики

Анализ наблюдений за коллективом детей

Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных нахимовцев класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления — педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения и воспитания. С помощью диагностических методик классный руководитель получает данные:

  • состояния педагогического процесса;
  • качества обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности нахимовцев;
  • обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их;
  • корректирует и прогнозирует развитие нахимовцев.

На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки нахимовцев, как фиксировать и использовать результаты.

Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса.

Наука выделяет следующие ее функции:

  • контрольно-корректировочную,
  • прогностическую,
  • воспитывающую.

Педагогическая диагностика имеет предметом три области:

  • результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения воспитанников;
  • результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп воспитанников;
  • результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой).

В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа являются главным образом социально-нравственные качества воспитанников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать нахимовцев, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Что должен изучать классный руководитель? Самого ребенка, каждого нахимовца, его семью, его окружение, класс.

Содержание диагностики нахимовцев можно свести к следующему:

  • демографические данные о нахимовце и его семье,
  • данные о здоровье и физическом развитии ребенка,
  • общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление),
  • эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера,
  • направленность личности,
  • интересы,
  • отношения,
  • ценности,
  • Я-концепция,
  • поведение поступки нахимовца.

Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др. И вот здесь нам в помощь будет карта наблюдения за классным коллективом. Давайте коротко пройдёмся по заполнению таблиц данного документа.

  • Раздел обучение. На начало года (ориентировочно к концу сентября) определяете уровень обученности нахимовцев и делите их на группы: сильные, средние, слабые. Либо возможен второй вариант: нахимовцы преуспевающие в точных науках, в гуманитарных предметах, а предметах лингвистического цикла. Далее закрепляете по данным блокам консультанта из числа сильных нахимовцев конкретной предметной направленности. В дальнейшем в течение всего периода обучения заносите в таблицу результаты наблюдения по уровню обученности класса 1-2 раза в месяц. В конце каждой четверти желательно написать вывод, чтобы понимать над, чем необходимо работать дальше.
  • Жизнь класса вне учебных занятий. В данном разделе, прежде, чем заполнять таблицу я бы рекомендовала для начала выявить направления в увлечениях нахимовцев. Это могут быть: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научная направленность и в дальнейшем, ориентировать нахимовцев на участие в мероприятиях той, направленности, которая им более интересна. Однако, это не означает, что воспитанники, увлекающиеся спортом не могут участвовать в создании проекта или в постановке номера художественной самодеятельности. Наша задача своевременно занести в таблицу данные по факту прошедшего мероприятия. Здесь заносятся данные по участию нахимовцев в мероприятиях различного уровня, начиная от уровня класса, заканчивая уровнем Министерства Обороны.
  • Участие класса в общеучилищных мероприятиях.Данный раздел перекликается с предыдущим, с той лишь разницей, что в таблицу заносятся данные, касающиеся участия нахимовцев в мероприятиях только училищного уровня.
  • Общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива.
    В данном разделе заносим данные по итогам трудового воспитания (наведение порядка в жилых блоках, гардеробе, комнате досуга, бытовой комнате, комнате хранения имущества нахимовцев цокольного этажа), которое прописано в регламенте училища; данные по сохранности учебников и личного имущества нахимовцев. Заполняя данные по данному разделу, желательно отразить работу командиров отделения: как они организовали трудовую деятельность нахимовцев отделения, распределение обязанностей между нахимовцами, оказание помощи.
  • Сложившиеся традиции класса.В данном разделе отражаете традиции, которые Вы создали совместно с детьми. Это могут быть: «Дни изменников», походы, спортивно-оздоровительные мероприятия в формате «Папа, мама, я — спортивная семья» и т.д.
  • Работа старшины, командиров отделений и самоуправления класса (особенности нахимовцев, входящих в актив. Авторитет младших командиров и актива, их организационные умения. Отношение воспитанников к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений. Данные вносятся по факту наблюдений.
  • Взаимоотношения внутри коллектива.В заполнении данного раздела могут возникнуть сложности в заполнении у вновь сформированных коллективов, таких, как коллектива 1 курса или десятых классов. В этих коллективах необходим период времени, не менее месяца, для того, чтобы сделать первую запись. В данном разделе отображаются сформировавшиеся группировки класса по интересам или их отсутствие. Формирование в коллективе критики и самокритики, взаимовыручки, доброжелательности, желание участвовать в делах коллектива. В случае, если в коллективе класса существуют отверженные или нахимовцы-одиночки, то необходимо указать причины и план работы с данными нахимовцами. В дальнейшем, заполняете таблицу по результату реализации данного плана.
  • Психологический климат в классе.Данный раздел рекомендую заполнять совместно с психологом курса. Таким образом, Вы сможете отразить не только собственные наблюдения и изменения, но и наблюдения специалиста узкой направленности. Психолог в свою очередь даст Вам необходимые рекомендации по формированию здоровой и комфортной психологической атмосферы коллектива класса. Критерии, по которым Вы заносите свои наблюдения, хорошо описаны в карте.
  • Индивидуальные и возрастные особенности обучающихся класса.В данном разделе отражаете все достижения и проблемы воспитанников класса, с учётом возрастных особенностей нахимовцев. Например, нахимовцы 5-6 классов более активны во внеклассной и внеурочной деятельности, т.к. они это воспринимают в качестве игры. У нахимовцев 7-9 классов появляется уже негативизм и нежелание участвовать в мероприятиях различного рода, что связано с пубертатным периодом развития. У них происходит поиск и становление личности, глубокая внутренняя борьба, зачастую они сами не понимают, чего хотят. Поэтому, необходимо правильно и грамотно помочь воспитаннику, убедить, направить, объяснить, приводя примеры из жизни или весомые доводы. Нахимовцы 10-11 классов уже способны сами делать выбор, делать выводы и даже давать советы воспитателям, к которым не «грех» прислушаться.
  • В последнем разделе общие выводы, вам необходимо по методике А.Н.Лутошкина правильно выбрать стадию развития коллектива класса и по мере изменений, происходящих в коллективе заносить данные в таблицу. При этом Вы указываете причины, обстоятельства, проведённые мероприятия, которые способствовали переходу коллектива из одной стадии формирования в другую.

Карта наблюдения за классным коллективом позволит больше систематизировать работу воспитателя, выявить приоритетные направления его работы в коллективе класса, а также проблемы отдельных воспитанников, над которыми необходимо работать. В процессе заполнения данного документа возникает возможность грамотно организовать работу старшинского состава класса, выявить проблемы межличностных отношений нахимовцев, над которыми необходимо поработать совместно с психологом курса. А также, проследить динамику развития коллектива класса и стадии его формирования.

источник

Мария Сергеевна Русакова
Наблюдение за детским коллективом: с чего начать педагогу?

В определенный момент своей профессиональной деятельности воспитатели, а тем более психологи детских садов и старшие воспитатели могут столкнуться с необходимостью оценить группу детей как единый коллектив. Это очень важно, ведь атмосфера в группе влияет и на детей, и на взрослых. Иногда очень важно понять, что же происходит в детском коллективе, ведь без этого невозможно правильно повлиять на детей, помочь им, научить чему-то новому.

В помощь воспитателям в нашем дошкольном отделении была разработана система критериев для оценки взаимодействия детей в группе. Эти диагностические критерии применимы к анализу общения детей начиная со средней группы. Всего таких показателей 10, остановимся подробнее на каждом из них.

1. Сформированность и численность подгрупп

Это критерий показывает, насколько разобщена группа детей. Бывает так, что дети играют в подгруппах с жесткими границами, не пуская сверстников «со стороны». В другом случае дети, наоборот, очень гибко перемещаются среди подгрупп, выбирая себе занятие по интересам, и в каждой новой компании его рады видеть. Численность подгрупп тоже может быть специфична: кто-то разбивается на диады-триады, кто-то делится на группы по 6-7 человек.

Следует помнить, что девочки чаще мальчиков играют в малых подгруппах закрытого типа. Но если в группе наблюдается выраженная разобщенность и закрытость подгрупп, это все равно должно вызывать у педагога настороженность. Для социализации ребенка будет более полезно, если он сможет иметь больше друзей, участвовать в разных играх по своим интересам, не встречая социальных преград.

2. Общение девочек и мальчиков

Следует помнить, что уже в средней группе мальчики и девочки начинают играть отдельно друг от друга, так как их интересы различаются. Но существует много игровых ситуаций, которые не предполагают разделение детей по половому признаку: подвижные игры, дидактические и т. д. Желательно, чтобы в этом случае дети обоих полов играли вместе, так как это позволит им сформировать более полные представления об особенностях поведения друг друга, выработать более корректные представления о полоролевом поведении.

Атмосфера в группе и подгруппах – ключевой критерий анализа, который сразу бросается в глаза любому наблюдающему. Хотя дошкольникам порой бывает непросто договориться друг с другом, очевидно, что настроение детей в группе должно быть хорошим. Дети не должны раздражаться друг друга, стремиться прямо или косвенно навредить сверстникам. Также педагога должны озадачивать ситуации, когда в группе настроение детей чрезмерно положительное. Такие дети часто эмоционально перевозбуждены, имеют сложности с произвольностью. А атмосфера вседозволенности лишь стимулирует их к легкомысленности и невнимательности, «растормаживая» даже вдумчивых детей.

Характер игр имеет важное значение для анализа уровня развития детей. К средней группе подавляющее большинство ребят активно играют друг с другом в сюжетно-ролевые игры. Более старшие ребята достигают такого уровня самоорганизации, что пытаются играть в подвижные игры по правилам. Бывает и так, что педагогам настолько удается увлечь детей познавательной деятельностью, что ребята начинают совместно играть в настольно-печатные игры, что открывает перед детьми новые горизонты развития. Возникает групповая норма, которая показывает всем детям, что хорошо и правильно заниматься спортом, познавательными играми. Задать нужный вектор заинтересованности по силам педагогу группы.

Анализируя критерий лидерства, следует ответить на два вопроса. Во-первых, группа может стремиться как к определению лидерства, так и к равенству. Во-вторых, лидерство бывает позитивным, «правильным», и негативным, деструктивным для группы. Очень важно понять, не влияет ли лидер группы на своих сверстников негативно, не учит ли их плохому. Если же педагогу удастся поставить в лидеры социально правильного ребенка, то другие дети потянутся за ним к хорошему.

6. Взаимовлияние группы и отдельного ребенка

Группа всегда влияет на своих членов. Важно оценить, каково это влияние: позитивное или негативное; непроизвольное (дети подражают друг другу про своей воле) или произвольное (ребята осознанно стимулируют друг друга вести себя определенным образом).

Бывает и обратная ситуация, когда фигура одного ребенка оказывает влияние на всю группу. В последнем случае очень важна роль педагога: именно его поведение делает из ребенка такой образец для сверстников. При обнаружении такой ситуации следует задуматься, какие именно качества взрослый поощряет в ребенка и «транслирует» их через него в группу.

7. Наличие конфликтов в группах, их характер

Конфликты имеют место в любом коллективе, тем более в детском. Важно лишь, чтобы, во-первых, они не были слишком частыми, во-вторых, чтобы были продуктивными. Иными словами, конфликт должен помогать решить конкретную проблему, стимулировать диалог и мышление детей, чтобы они учились слышать друг друга и искать компромисс. Негативные же конфликты подразумевают лишь ссоры, взаимное недовольство, переход на личности, поэтому таких ситуаций в группах должно быть как можно меньше. Особо опасны ситуации, когда дети конфликтуют скрыто, исподтишка.

Дополнительно следует оценить содержание конфликтов: по поводу чего именно спорят дети? Это могут быть игрушки, территория для игры, борьба за лидерство и внимание сверстников и т. д. Педагог, оценив предмет конфликта, часто может разрешить ситуацию незамедлительно, предотвратив все недоразумения.

Агрессия – одна из самых нежелательных форм поведения в группе. Бывает она трех главных видов. Первая – от незнания того, как правильно поступить; в этом случае ребенок просто выбирает самый простой путь решения свой проблемы, например толкает соседа вместо того, чтобы пригласить играть. Второй тип агрессии – инструментальный; такие дети ведут себя агрессивно только когда им надо добиться чего-то конкретного, не преследуют сверстников. Например, такие дети могут толкаться за место в строю, чтобы быть первыми или стоять рядом с другом. Третий тип агрессии тесно связан со злобой; таким детям доставляет удовольствие мучить сверстников, обижать их. Важно понять, почему в группе случаются агрессивные стычки, что стоит за поведением каждого из таких детей. Только тогда в беседе с ними педагог сможет быть убедителен и справедлив.

Читайте также:  Целостный анализ отцы и дети

9. Оказание взаимопомощи и поддержки

Оказание взаимопомощи и поддержки – критерий, отражающий уровень сплоченности детского коллектива. Будучи в силу возраста эгоцентричны, дети все же способны думать о благе других, помогать им, сочувствовать. Такое просоциальное поведение улучшает атмосферу в группе, самочувствие и детей, и взрослых. Направить детей на этот правильный путь может взрослый, своим примером показывая, как можно быть доброжелательным и отзывчивым.

10. Наиболее распространенные детские негативные социальные реакции

Последний критерий – частный, позволяет выявить наиболее типичные поведенческие проблемы детей. У ребенка малыша могут быть свои собственные трудности. Внимание должны привлекать те ситуации, когда в группе очень много детей с одной и той же проблемой. В этом случае ответственность за такое «единообразие» однозначно лежит на педагоге, по некой причине закрывающем глаза на эти трудности. Среди таких реакций могут быть демонстративность, негативное самопредъявление, раздражительность, инфантильная обидчивость и т. д.

Предложенные показатели помогут провести рефлексию особенностей каждой группы, составить ее индивидуальный профиль. Мы надеемся, что разработанная нами система диагностических критериев поможет всем педагогам правильно оценить особенности каждой конкретной группы и выбрать в соответствии со ФГОС оптимальный путь для ее дальнейшего развития.

Мероприятия по пожаробезопасности в детском саду на декаду № Мероприятия Группа Ответственные 1. Папка-передвижка «Соблюдай правила пожарной безопасности». младшие воспитатели 2. Чтение сказки К. И. Чуковского.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему «Духовно-нравственное воспитание.

источник

Экспериментатор: Нечепуренко М.В.

Класс: 2 «Б» возраст 8 – 9 лет

Деятельность: (урок, перемена, мероприятие): перемена (в столовой на 1эт. Школы)

Цель: Не включённое наблюдение за поведением младших школьников для отчёта.

Параметры наблюдения Описание
Композиция группы (состав, возр., половой, социал. полож. т т.д.) 14 детей из них 8 девочек и 6 мальчиков ( из тех кто питается) не ходят 6 и остались в классе. Обеспеченные 12 чел. и 2 чел. питаются бесплатно ( льгота за сч.школы)
Социометрическая структура группы Характеристика лидеров Отверженных членов группы Окружили учителя с права и с лева, отдельно напротив сел маленький мальчик, одна девочка с хвостиком кушать отказалась. Лидеры — две девочки дежурные всё сделали быстро и чётко. Пока все мыли руки. Долго ели два ребёнка и остальные ждали нетерпеливо.
Коммуникативная структура группы Общение было тихое и вежливое. Переговаривались с друг другом. «Один спал в тарелке молча» Девочка запачкалась и ей мальчики предложили салфетку.
Структура социальной власти (формальная, неформальная) Формально под пристальным присмотром учительницы вели себя прилично
Групповые нормы Нормы выполнялись – сказали спасибо и убрали за собой. Дождались всех.
Интересы и предпочтения группы Компот выбрали все. Второе доели лишь 4 Еда была вкусной и можно было выбирать.
Эмоциональная стабильность и благополучие членов отряда Никто не выкрикивал и не скакал. Благополучно и без происшествий добрались в класс на 3 этаж. У детей в классе тоже было всё в порядке. Обстановка чуткости и внимания ко всем.
Тип руководства (директивный, кооперативный) Ольга Юрьевна руководитель-демократ систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. Тон обращения с детьми – уважительный, располагающий к сотрудничеству. Улыбается. Поправляет воротнички, берёт за руку боевых …( Взаимное доверие – копер.тип)
Совместимость членов группы, психологический климат, сплоченность К совместной деятельности уже способны но всё ещё ждут одобрения от «классной мамы»обладают — взаимной ответственностью, требовательностью, сотрудничеством, взаимопомощью, соревнованием, доверием, интересом друг к другу. Совместимы по возрасту и знаниям. Уже стараются помогать друг другу. Идентифицируют себя как 2 Б класс
Особенности и частота межгрупповых конфликтов Конфликтной ситуации извиняются по детски « мирись — мирись и больше не дерись» Бывают часто, но решаются.
Группы риска Тревожные, Леворукие, СДВГ, зрение слабое и др.( Низкая самооценка у большинства по учёбе)
Активность (по результатам участия в мероприятии) Приветливы, коммуникабельны, активно действуют со ст.приборами, аккуратны.
Этап развития группы — Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений Предположение – Второй класс — ещё не установились дружеские связи между мальчиками и девочками. Возраст младшего школьника. Традиции только устанавливаются. Общее дело значимо пока не для всех. Инициативу проявляют ждя одобрения от Ольги Юрьевны.

Наблюдение дополняется беседой с классным руководителем.

Выводы об особенностях детского коллектива. Отношение к различным видам деятельности только начинает формиро­ваться, и оно неустойчиво. Появляется за­интересованность в совместных делах, но не у всех школьников. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей. Микро­группы по партам образуются довольно интенсивно: порой лишь на осно­ве симпатий, но чаще на основе общности интересов.

В центре, как правило, дети, обладающие привлекательными для всех знаниями, умениями либо обладающие соблазнительными для других вещами (компьютером, значком, куклой феей). В последнем случае они носят неустойчивый харак­тер и, если не появилось другого мотива их объединения, рас­падаются уже на первоначальной стадии развития. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохраняющиеся оказывают­ся связанными с актуальными для жизни класса вопросами. Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, часто бы­вают сильные перепады общего настроения. Чувство «мы — единое целое», «мы — коллектив» возникает только в делах, которые удается организовать как коллективные. Общественное мнение только начинает формироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств. Контакты с дру­гими первичными коллективами школы и вне ее чаще всего эпизодичны. Конфликты самостоятельно пока не разрешают. Для коллектива класса характерны следующие черты: слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений, неустойчивость дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совме­стной деятельности с игровыми формами организации, стремле­ние к подражанию классам старших возрастов. Установлено, что классный коллектив для детей весьма значим. При общей ориентации деятельности на классного руково­дителя Ольгу Юрьевну у отдельных детей, однако, наблюдается конфликтность в отношениях с ним. Индивидуальность этого класса в изучении профессий родителей и путешествия путём ежемесячных экскурсий и бесед – завели альбом путешественника. У девочек более выражена дружба. К планированию ребята привыкли: пишут планы сочине­ний. Организация выполнения плана тоже постоянный фак­тор взаимодействия: намечаемые дела, целесообразные сроки, распределение обязанностей и т. д. Существенно хуже удается анализ. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех его членов, которых он ведет за собой Это – Даша Лидер-разрушитель действует в своих собственных интере­сах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих Это – Илья. В классе встречаются лидеры, роли которых различны: ли­деры-организаторы (деловые лидеры), лидеры — генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-ини­циаторы, эрудиты, умельцы. Для развития группы как коллектива характерна постоян­ная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности. Самооценка снижена. Многим учителям приходилось сталкиваться с классами, у которых так и не сложилось положительного отношения к на­ставнику. В данном классе Ольга Юрьевна воспринимается как « классная мама»и отношения сложились удачно. Успешно воспитывать питом­цев под силу прежде всего одаренному, духовно щедрому педа­гогу, являющему наглядный и убедительный пример богатства талантливой личности и как раз для младших классов. Тогда счастлив и он, и те, в кого он по­верил и кто уверовал в него. Мне понравилось её уверенное руководство и то что класс отвечает ей взаимностью, симпатией, доверительным сотрудничеством. Дисциплина на отлично.

Примерная схема изучения возрастных особенностей учащихся.

— на основе наблюдений в ходе подготовки и реализации мероприятий, на занятиях и переменах собрать наиболее яркую информацию, которая иллюстрирует возрастные закономерности развития детей на определенном возрастном этапе по предложенной схеме;

— описать наблюдаемую ситуацию, зафиксировать в протоколе через конкретные примеры;

— проинтерпретировать результаты на основании возрастных закономерностей развития.

источник

Показатели и критерии для анализа Примечания Комментарии, оценка деятельности педагога
1. Какие задачи трудового, нравственного воспитания решаются
2. Организация условий труда, их рациональность. объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение
3. Организация детского коллектива, формы работы пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа, вся группа. Осуществление индивидуальной работы, её формы и целесообразность в соответствии с ситуацией
4. Используемые методы и приёмы, их оптимальность Показ и его целесообразность, продуманность объяснения, его соответствие возрасту детей и уровню их навыков
5. Знания и умения детей необходимые знания для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые в трудовой деятельности
6. Анализ деятельности детей Сформированность знаний о материалах и инструментах Умение планировать работу, распределять её поэтапно Умение добиваться цели Активность, работоспособность, Умение сотрудничать с другими детьми Степень развития оценки, самооценки, умение анализировать результат труда Отношение к труду (с интересом, безразличное).
7. Вид предлагаемого общения * эмоционально-личностный; * ситуативно-деловой; *внеситуативно-познавательный.
8. Умение педагога создавать ситуацию сотрудни­чества и совместной деятельности Дети проявляют интерес к предложенной взрослым деятельно­сти. Наличие у детей навыка совместных действий и действий по подражанию действиям взрослого
9. Самостоятельность ребенка Стремится все делать сам Самостоятельны, активны, инициативны Доводят начатое дело до конца Без указания взрослого убирают посуду, игрушки, вещи Нуждаются в поддержке: в различных видах деятельности, в общении, в быту
10. Культура поведения ребенка обращение с просьбами, выражение благодарности, культура диалога. Умение сотрудничать со взрослыми, способность работать в группе
11. Нравственное развитие Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам.
12. Стиль общения педагога с детьми * директивность; * отстраненность; *тесный контакт.

У ребенка во время прогулки пропали наручные детские часы. Ребенок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей “поискать”. Часы нашлись в кармане у одного мальчика. Он перепуган, твердит, что часы не брал. Вечером, когда пришла мама за мальчиком, он рассказал маме, уверяя, что не виноват.

Вопрос: “Может, часы подбросил настоящий вор? Как быть?”

Во время организованной образовательной деятельности по рисованию девочка не чего не хочет делать. Воспитатель внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твердо отвечает: “Я выйду замуж за богатого. У меня будет прислуга. Ничего мне тогда делать не придется.

Вопрос: “Что ответить девочке?”

Мальчик и девочка громко спорят. Воспитатель узнает, что мальчик разбил зеркальце, которое она принесла в детский сад. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Девочка требует новое зеркальце.

Вопрос: “Как разрядить обстановку?”

Мальчик и девочка сидят и рисуют. Девочка нарисовала куклу Барби. Увидев рисунок соседки, мальчик выхватывает рисунок и швыряет на пол со словами: “Барби – гадость”. “От гадости и слышу”, — огрызнулось девочка, поднимая рисунок с пола.

В группе готовятся к празднику. Распределены все роли. Машу назначили лисичкой. А утром Таня устроила истерику, заявив, что хочет быть лисичкой. Никакие уговоры родителей, музыкального руководителя не помогают.

Как поступить воспитателю?

Дежурный поливал цветы и нечаянно пролил воду на пол. Младший воспитатель накричала на ребенка, обвиняя его в неумении. Ребенок заплакал и заявил с обидой, что никогда не будет поливать цветы. Как поступить воспитателю?

Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.

Как поступить воспитателю?

Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. . На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.

Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?

Дети играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик, спрятаться не успел. Он растерянно оглядывался, собирался заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», — сказала она.

Читайте также:  Частое мочеиспускание у детей анализы хорошие

Вопросы: Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа?

Дайте оценку действиям «волка».

Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего данную ситуацию?

Перед занятием воспитатель напоминает детям, что в группе нужно навести порядок: убрать игрушки на место. Те, кто закончил дело, подходят ко взрослому. «Алеша, ты машину починил, прежде чем ее в гараж поставить? Заботливым ты был шофером?»— спрашивает Лидия Федоровна. «А ты, Соня, как о своей матрешке позаботилась? — обращается она к девочке, которая строила для своей игрушки скамеечку.— Удобно ей было на твоей скамеечке сидеть? А кто мишку катал? Какая заботливая мама: погуляла с мишкой и спать положить не забыла!» — обращается педагог к Ирочке.

Как вы думаете, для чего авторы программы рекомендуют воспитателям проводить такой разговор с малышами? Надо ли также беседовать с детьми старшего дошкольного возраста?

Увидев из окна группы стоящую перед дверью на кухню машину «Продукты», воспитатель предложил детям, что привез шофер.

— Хлеб! Кашу! Крупу! Мясо! – перечисляли дети наперебой.

— А зачем в детском саду продукты?

— Чтобы дети кушали! Повару продукты привезли, чтобы он нам кашу варил.

— А кто приготовил запеканку на завтрак?

— Из каких продуктов испекли запеканку?

— Из творога, крупы и сахара.

— Повар и шофер позаботились, чтобы все дети в детском саду были сыты! – заключил разговор педагог.

С какой целью и с детьми какой группы проводилось это незапланированное наблюдение? Надо ли также беседовать с детьми старшего дошкольного возраста?

1. Составьте для своей возрастной группы «Правила этикета» и разработайте способы их выполнения. Используйте для этого русские народные пословицы, поговорки, стихотворения. Включите в них речевой этикет, «школу жеста», «говорящие движения». Представьте каждое правило так, чтобы оно было понятно и привлекательно для ребенка.

2. Разработайте сценарий праздника «Дружат люди всей Земли».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9270 — | 7277 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина»

в работе классного руководителя

Диагностические методики для учащихся 1 – 4 классов

Жилина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Диагностические методики для классных руководителей

Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы в планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.

Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.

Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.

Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Диагностические методики для изучения взаимоотношений

Диагностическая методика № 1. «Фотография»

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»

Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.

Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

Диагностическая методика № 5. «Пьедестал»

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика № 6. «Круги на воде»

Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.

Диагностическая проективная методика № 7

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

1. Самый близкий мне человек в классе, это.

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это.

3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это.

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это.

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это.

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это.

7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это.

8. Ребята, интересы которых мне чужды, это.

9. Ребята, которые мне неприятны, это.

10. Ребята, которых я избегаю, это.

Диагностика № 8. «Социометрия»

Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания:

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.

Метод социометрического выбора — метод, позволяющий выразить количественно, графически , структуру межличностных отношений в коллективе.

Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи:

1) выявила лидеров и изолированных детей;

2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива.

Диагностики изучения личности учащегося

Диагностика № 1. «Мой портрет в интерьере»

Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги ,на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.

Диагностика № 2. «Мое состояние»

Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передает состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.

Затем можно перейти к подсчету результатов:

Интерпретация результатов выглядит так:

от 0 до 13 очков: Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

от 14 до 20 очков: Ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, по можешь от него отказаться.

от 21 до 27очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.

от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

от 35 до 40 очков: Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя трудно переубедить.

Диагностика № 3. «Недописанный тезис»

Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

2. Главное в моей жизни —это.

5. Мне нравится, когда взрослые.

6. Мне не нравится, когда взрослые.

8. Самая большая радость моей жизни.

9. Самая моя большая ошибка.

Диагностика №4. «Рисунок человека»

Диагностическая методика «Рисунок человека» У. Маховер – выявление степени выраженности половой идентичности (отождествление себя с представителями определённого пола). Этот тест — один из наиболее используемых диагностических методов, можно применять с трёхлетнего возраста.

Перед ребёнком вертикально кладут лист белой нелинованной бумаги стандартного формата А4 и один простой карандаш.

Примерная инструкция: «Нарисуй человека — всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше — так, как ты умеешь». По ходу рисования комментарии не допускаются.

Если обследуемый задаёт уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то её частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», — следует ответ: «Нет, нарисуй всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», то ему отвечают: «Нет, нарисуй, пожалуйста, человека». Нужно попросить сделать повторный рисунок в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.

Обработка и интерпретация результатов.

1 Успешная интерпретация рисунка базируется на гипотезе, что нарисованная фигура столь же тесно связана с индивидом, выполняющим рисунок, как и его походка, почерк и др.

2. Рисунок человека является отражением «Я — концепции», содержит бессознательную проекцию образа тела, проекцию половой идентичности.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются детали рисунка, особенности изображения, что за человек нарисован — какого он возраста, пола (если не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, во что одет и др. Анализ половой идентичности начинается с того, что у автора рисунка уточняется, человека какого пола он нарисовал (по его ответу на вопрос: «Кто нарисован на рисунке?»), затем определяется — совпадает или нет пол автора рисунка с полом изображённого человека.

Читайте также:  Chol в биохимическом анализе у детей

Как указывает автор методики и другие исследователи, изображение фигуры человека своего пола, говорит о сформированности и принятии ребёнком своей половой роли.

Наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка, «разукрашивание» свидетельствуют о позитивном отношении к персонажу, т. е. к себе как мальчику или девочке; неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или даже конфликтное отношение к себе как мальчику или девочке; размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности мальчика или девочка, наличие у его чувства неполноценности к своему полу.

Ярко выраженная половая идентичность у ребёнка наблюдается, если в его рисунке прослеживаются различные признаки пола человека:

— основные признаки пола (мужчина — обозначение паховой области, мускулатура, плечи — бёдра; женщина — грудь, талия — бёдра, плечи);

— дополнительные признаки мужественности/женственности (мужчины — усы, короткие волосы, борода и др.; женщина — длинные и распущенные волосы, косички, пышные причёски, длинные реснички и др.);

— традиционная мужская/женская одежда (мужчина — брюки, шорты, галстук, ботинки; женщина — платье, юбки, туфли, рюшечки, воланы и др.);

— аксессуары, ассоциируемые с определённым полом (мужчина — трость, сигарета, шляпа, автомобиль, велосипед, различные инструменты и др.;

— женщина — украшения, серьги, бусы, бантики, корона, сумки, косметика).

О слабой выраженности половой идентификации свидетельствует бедность отражения в рисунке вторичных половых признаков. Степень имеющихся признаков пола проявляется в неяркой, стилизованной форме. Это может говорить о недостаточном принятии своей половой идентичности.

Диагностика №5. «Кинетический рисунок семьи»

Эта диагностика является вариантом методики «Рисунок семьи», который был разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом. Однако тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из её членов. Подростки по этому заданию часто делают очень выразительные рисунки, позволяющие понять основные конфликтные сферы их взаимоотношений. Вместе с тем некоторые исследователи часто отмечают, что диагностическая направленность дополнительного варианта более очевидна, чем у исходного теста, и при определенной установке обследуемый может сознательно исказить результаты. Тем не менее придание динамики изображаемым фигурам, снятие с них инертности и статичности значительно обогащает рисунок и делает его более информативным.

Предлагается листок простой писчей бумаги (формат A4). Задание выполняется только простым карандашом. Можно вводить цвет, предлагая наборы цветных карандашей, но практика показывает, что выбор цвета и увлеченность раскрашиванием уменьшают спонтанность и экспрессивность рисунка. Пусть дети рисуют, а не думают об украшательстве. Ребёнка просят: «Нарисуй всех членов твоей семьи, включая тебя, делающих что-нибудь. Рисуй не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Важно, чтобы каждый был занят каким-либо делом». Инструкцию желательно повторить дважды, можно переспросить ребёнка, как он понял задание и что ему надо сделать.

По завершению ребёнком рисунка важно выяснить, кого он нарисовал (иногда бывает сразу трудно понять, что изображено на картинке) и чем заняты фигуры, сколько кому лет, а также порядок рисования (кто был нарисован в первую очередь, а кто потом). Следует также выяснить отношение к каждому члену семьи. Вопросы задавать нужно осторожно, их не следует излишне конкретизировать (во избежание ответов типа «да-нет») или задавать «в лоб», иногда полезно использовать паузы и незаконченные вопросы.

Тема сочинений: «Как должны вести себя девочки» и «Как должны вести себя мальчики» («Каким должен быть мальчик?» и «Какой должна быть девочка?»).

В этих сочинениях дети должны написать те черты, которые девочка должна проявлять по отношению к мальчику, т.е. какой она должна быть, и, черты, которые мальчики должны проявлять по отношению к девочкам.

С помощью этого теста возможно выяснить отношения родителей (матери и отца) друг к другу и какие качества берет от них ребенок. Ребята, в целом пишут те качества, которые видят в своих родителях. Наблюдается уровень сформированности у детей полоролевого поведения.

Диагностика №7. «Карта интересов»

Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей. В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак

«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».

Инструкция для родителей. Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чём говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребёнку, ставьте в клетке — «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «+ +». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Обработка результатов. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

2. гуманитарная сфера (2-й столбик);

3 художественная деятельность;

5 коммуникативные интересы;

6 природа и естествознание;

7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.

Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.

Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2. Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.

3. Нравится ли петь, музицировать.

4. Нравится ли заниматься физкультурой.

5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.

6. Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.

7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Нравится ли играть с техническим конструктором.

9. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10. Нравится ли самостоятельно рисовать.

11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.

12. Нравится ли руководить играми.

13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.

14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.

15. Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18. Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.

21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.

22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.

23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).

24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25. Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26. Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).

27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.

28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).

29. Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.

32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Нравится ли помогать другим людям.

34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Дата__________. Фамилия, имя_________________

источник

Рефлексия относительных профессионально–педагогических компетентностей и индивидуальный профиль. Шкала оценивания реальных компетентностей студента. Анализ воспитательного мероприятия, наблюдений за коллективом детей. Формирование спортивного коллектива.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Общая информация о лагере. Материальная база учреждения. Система работы с детьми в летний период. Режимные моменты дня. Организация психолого–педагогической практики в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МБОУ Талицкой СОШ.

отчет по практике [52,5 K], добавлен 25.06.2015

Общие сведения о лагере: местоположение и описание корпусов. Первые дни в лагере: знакомство с коллективом и общее впечатление, истории. Педагогическая деятельность и общение в свободное время. Самооценка подготовленности к практике и план мероприятий.

отчет по практике [28,5 K], добавлен 30.10.2008

Возможности проявления личного творчества, накапливание детьми опыта эмоциональных переживаний и зарождение детского содружества в играх. Цель игр на сплочение. Готовность ведущего к импровизации и правила проведения игр с детьми в летнем лагере.

статья [15,3 K], добавлен 22.10.2015

Сутність та переваги модульно-рейтингової системи контролю знань і умінь учнів. Ознайомлення із національною шкалою оцінювання успішності студентів. Розгляд дидактичних умов ефективної організації комплексної діагностики компетентностей школяра.

контрольная работа [25,4 K], добавлен 01.03.2012

Исследование содержания и приемов организации жизни детей и подростков в условиях летнего отдыха. Изучение методики планирования и проведения основных форм воспитательской деятельности в оздоровительном лагере. Педагогическое взаимодействие с детьми.

отчет по практике [16,8 K], добавлен 16.03.2015

Подготовка будущих специалистов в российской системе профессионального образования. Научная работа как источник формирования профессиональных компетентностей студентов. Подготовка социальных педагогов на психолого-педагогическом факультете КрасГУ.

дипломная работа [89,2 K], добавлен 07.05.2011

Виды детских оздоровительных лагерей и опыт их организации. Возможности организации музыкального воспитания школьников. Творческая работа будущих учителей музыки в детском оздоровительном лагере. Анализ музыкального воспитания в детских лагерях Адыгеи.

дипломная работа [79,1 K], добавлен 03.03.2011

Сущность и основные функции социально-педагогической работы. Содержание и особенности деятельности социального педагога в летнем оздоровительном лагере. Разработка и реализация рабочей программы «Летний отдых учащихся» в практике социального педагога.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 23.01.2010

Понятие и функции личностно-ориентированного подхода к содержанию образования. Формирование компетентностей как ключевая задача современной школы. Исследование педагогических возможностей формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов.

курсовая работа [45,7 K], добавлен 25.08.2011

Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности. Формирование «Я-концепции». Профессиональная «Я-концепция» педагога. Рефлексивность и самопознание в структуре личности. Педагогическая рефлексия — её виды и контент-анализ.

курсовая работа [267,6 K], добавлен 20.04.2008

источник