Меню Рубрики

Анализ мотивационной готовности к школе детей

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Поэтому работа по выявлению и сопровождению неготовых к школьному обучению детей в условиях компенсирующего детского сада №52 г. Нижневартовска является одним из приоритетных направлений.

Актуальность. Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», который имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Проблема мотивационной готовности не является достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребёнка. Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Цель программы: создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • продолжать формировать учебно — познавательные мотивы;
  • способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;
  • развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность;
  • продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
  • продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
  • продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
  • развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;
  • продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.
  • Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).

    Принципы построения программы:

  • Принцип позитивности — создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип целостности развития — усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  • Принципа индивидуального подхода — максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  • Принцип развития и саморазвития личности — активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
  • Программа представляет собой систему из 23 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в течение шести месяцев: ноябрь — апрель, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе (мотивационной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной готовности, коммуникативных навыков).
  • Форма работы:

  • групповые занятия;
  • индивидуальная работа — включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
  • Работа с родителями детей — участников программы предусматривает:
  • анкетирование родителей;
  • просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров — практикумов и круглых столов;
  • индивидуальную консультативную работу.
  • С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию:

    «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» (предложенный авторами М.М. Семаго и Н.Я. Семаго);

    Беседа по выявлению сформированности «внутренней позиции школьника» (разработана Н.И. Гуткиной);

    Методика «Определение мотивов учения» (разработана М.Р. Гинзбургом). Автор этой методики отметил, что для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

    • собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
    • широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
    • «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
    • «внешние» мотивы;
    • игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную — сферу (игровой);
    • мотив получения высокой отметки (отметка).

    Методика «Мотивационные предпочтения» («МП») (автор Д.В. Солдатов). Методика специально создана для определения мотивационной готовности к школьному обучению. Тест позволяет оценить, какой из трех мотивов — игровой, трудовой или учебный — является у ребенка доминирующим.

    Методика диагностики учебной мотивации (ДУМ-1). Исследуются четыре типа мотивации: познавательная, достижения, общения и игровая.

    Все методики выявления ведущих мотивов человека имеют различные уровни компетентности, поэтому после анализа результатов психодиагностического исследования делаются выводы о мотивационной готовности ребенка к школьному обучению (приложение 3):

    При выборе ребенком 70-100% учебных, социальных и познавательных мотивов по результатам диагностического обследования, в заключении отмечают, что ребенок оптимально готов (высокий уровень) к школьному обучению, т.е. сформированность мотивов на высоком уровне требований школы, в соответствии со зрелой «внутренней позицией школьника», что наблюдается не у всех школьников.

    При выборе 30-70% ? достаточно готов (средний уровень), т.е. сформированность некоторых компонентов, сторон мотивации до уровня школьных требований, выраженная неустойчивость мотивов поведения, учения.

    При выборе до 30% ? недостаточно готов (низкий уровень), т.е. мотивационная незрелость, неготовность к школе.

    Работа по программе ведется с детьми мотивационно неготовыми к систематическому обучению в школьных условиях, т.е. с дошкольниками, которые при выборе мотивов набрали не более 30% учебных, социальных и познавательных мотивов.

    У ребенка, у которого не обнаружили черты зрелости мотивов и сформированности «внутренней позиции школьника», проявляется таким образом:

    • в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже негативном отношении к школе и учению;
    • в выраженной импульсивности поведения;
    • в отсутствии иерархии мотивов;
    • в невыраженности учебно-познавательных мотивов (учебную деятельность ребенка могут инициировать и динамизировать атрибутивные, коммуникативные, игровые и т.п. незрелые мотивы);
    • в низком уровне осознания своих побуждений, когда ребенок затрудняется вербализовать мотивы учения, объяснить смысл учения.

    Особенности организации групповой работы с детьми: организация коррекционно — развивающих занятий предполагает необходимость решения следующих задач: набор группы, проведение предварительной диагностики, проведение цикла коррекционно — развивающих занятий, заключительная диагностика и контроль результатов в смысле реально достигнутого изменения актуальной ситуации развития детей.

    Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения занятия,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.
  • Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

    • игрового преподнесения заданий;
    • создания положительного образа школьника;
    • при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники;
    • подкрепление положительного отношения к школе;
    • закрепления знаний о школьных принадлежностях;
    • закрепления образцов ролевого поведения;
    • формирования чувства уверенности в роли ученика.

    Форма организации — подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу.

    Принцип комплектования: в каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.

    Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.

    Игра является эффективной формой коррекции психического развития ребенка дошкольного возраста. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в коррекционно — развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

    Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

    Структура группового занятия:

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка.
  • Рефлексия прошлого занятия.
  • Основное содержание занятия.
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания.
  • Ритуалы приветствия — прощания — позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

    Разминка средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).

    Рефлексия занятия — ретроспективная оценка в двух аспектах:

    • эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — плохо и почему);
    • смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).

    Рефлексия прошлого занятия — дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.

    Основное содержание занятия — на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической готовности ребенка к школе. Основные процедуры: — игры на развитие психических процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных видов деятельности, чтение художественной литературы.

    Рефлексия прошедшего занятия — дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.

    В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятий, и их содержательное наполнение.

    О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

    • возрастающий интерес к выполнению коррекционно — развивающих заданий для ребенка;
    • увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
    • повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
    • повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

    Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.

    Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность «внутренней позиции ученика», возникновение эмоционально — положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.

    Результаты диагностического обследования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками мотивационно неготовыми к школьному обучению является эффективной.

    Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

    • ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
    • учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
    • сформирована широкая полимотивация учения;
    • сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
    • сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
    • ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

    Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.

    Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это естественно, т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родители по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Некоторые дети хотят идти в школу не потому что они готовы обучаться, а потому что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция — стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу.

    Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.

    Литература:

  • Абдурасулова Т.Д. Коррекционно-развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет) //Психолог в детском саду. — 1999. — №3-4. — С.62-64.
  • Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В. Слободчикова. — Томск: «Пеленг», 1992. — С.46-48.
  • Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — С. 26-35.
  • Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. — СПб: Дельта, 1998. — С. 4-9.
  • Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2004г. — С. 3-10.
  • Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. — С. 15.
  • Монина Г.Б., Лютова — Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2006. — С. 164-170.
  • Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. — 2007. — №5. — С. 122 — 128.
  • источник

    Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Изучение уровня развития психики детей является основой, как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

    Мотивационная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста

    Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Изучение уровня развития психики детей является основой, как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

    Читайте также:  Анализ на гепатит у детей

    По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

    1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

    2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора и развития познавательных процессов.

    3. Социально — психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

    4. Эмоционально – волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребёнка во всех сферах.

    При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту, диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода, что и подчёркивает актуальность данной темы исследования. Таким образом, основная цель нашей работы – сформулировать уровень мотивационной готовности дошкольника к обучению в школе.

    В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление уровня мотивационной готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребёнка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.

    1.1 Психологическая готовность детей к обучению в школе.

    Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов или родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, — говорят о физиологической, социальной готовности ребёнка к школе. Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Составными компонентами психологической готовности являются личностная, волевая, интеллектуальная.

    Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности. (Я.Л. Коломинский, А.А. Панько. 1989).

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

    Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к школе предполагает:

    1. дифференцированное восприятие;

    2. аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

    3. рациональны подход к действительности (ослабление роли фантазии);

    5. интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

    6. овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

    7. развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

    Социально-психологическая готовность к школьному обучению.

    Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитее у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

    Под физической готовностью подразумевают общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

    Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

    Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

    Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической.

    В отечественной психологии серьёзная проработка проблемы готовности к школьному обучению содержится в работах Л.С. Выготского; Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н.Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (!991); Н.В. Нижегородцевой, В.Д.Шадрикова (1999, 2001) и др. Эти авторы считают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков, а определённый уровень его личностного и интеллектуального развития, который рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.

    Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:

    1) умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия

    2) умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе;

    3) умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

    4) умение работать по образцу.

    Все эти предпосылки вытекают из психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.

    Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет:

    1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

    2) уровень сформированности семиотической функции;

    3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы. (Н.И. Гуткина, 2009)

    В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности к школе основной упор делается на роль общения в развития ребёнка. Выделяют три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития. (Е. Кравцова, 1991).

    Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к школе как структуру, состоящую из учебно–важных качеств. К ним относятся:

    3) способность принимать учебную задачу;

    6) произвольность регуляции деятельности;

    7) обучаемость. (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков 2001)

    Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. (Н.И. Гуткина )

    Мотивационная готовность детей к школе.

    Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.

    Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не, потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

    Е. О Смирнова установила, что положительное значение для обучения имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. В целом можно сказать, что, если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрослыми. (Н.И. Гуткина 2009)

    Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М. Р. Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной – дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:

    «Вот это – школьники, они идут в школу; а это – дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь». Далее экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек. Прилагательные предлагались в случайном порядке.

    С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно — игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

    Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

    Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

    Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

    В структуре стартовой готовности к обучению в школе мотивы учения наиболее важное качество.

    По определению мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые побуждают и направляют активность человека. В том случае, когда деятельность побуждается внешними факторами, например указанием взрослого, говорят о внешних мотивах поведения и деятельности.

    В жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого. Может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно действует несколько взаимоисключающих мотивов ( например, ученик хочет посмотреть интересную передачу по телевизору и понимает, что если досмотрит передачу до конца, о не успеет выполнить домашнее задание). Как правило, борьба мотивов сопровождается неприятными переживаниями, и в конечном итоге побеждает один из конкурирующих мотивов. Задача взрослого в данной ситуации — усилить действие нужного мотива и ослабить конкурирующий мотив (так в рассмотренном примере взрослый может предложить ребёнку записать передач на видеомагнитофон и посмотреть её после выполнения задания).

    Для того чтобы взрослый мог правильно понять поведение и действия ребёнка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

    В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребности в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования). К концу дошкольного возраста ребёнок исчерпывает возможности

    игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.

    Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеются в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребёнка, направленную на усвоение новых знаний, на данном этапе развития и которые могут

    служить основой для формирования собственно учебных мотивов. Собственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного

    обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.

    Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого – получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего – интерес к новым знаниям, четвёртый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала».

    Читайте также:  Анализ на герпес у детей

    В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:

    — социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

    — учебно – познавательные мотивы , интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

    — оценочные мотивы , стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятёрки»);

    — позиционные мотивы , связанные с интересом к внешней школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

    — внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

    — игровой мотив , неадекватно перенесённый в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»). (Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., 2001)

    Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов. Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.

    Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6 – 7 лет, каждый из них оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребёнка степень выраженности и сочетание мотивов индивидуальны.

    Достаточное развитие учебно – познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

    Преобладание игрового мотива, перенесённого в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

    Список используемой литературы:

    1. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, — 1994 г., — №8, стр. 80-83.
    2. Венгер А.Л. хорошо ли вашему ребёнку в школе.// Популярная психология для родителей. М.,1989.
    3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2009.
    4. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.
    5. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе.// Дошкольное воспитание. 2004, №4, стр.42-48.
    6. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 2004г., 4, стр.11-13
    7. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.
    8. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 2004г., 10, стр. 38-46.
    9. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир.// Дошкольное воспитание, -2001, — №8, стр.61-72.
    10. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
    11. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 2005., 8, стр. 50-54.
    12. Коломинский Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовность к школе. // Популярная психология для родителей. М.,1989.
    13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., 2001.
    14. Попова Н.М. Шестилетние в школе и дома. М., 1988.
    15. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.
    16. Смирнова Е. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство. // Дошкольное воспитание. 2006, №4, стр.65-68.
    17. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. – М., 1999.

    источник

    «Формирование мотивационной готовности дошкольников
    к обучению в школе»

    Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

    Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции — школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.

    Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

    Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).

    Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

    Л.И. Божович представляла готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

    А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.

    Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.

    Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как « целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.

    Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:

    -мотивы связанные с потребностью в общении;

    -мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

    Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

    Мотив — побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
    Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
    — положительных представлений о школе;
    — желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
    — сформированной позиции школьника.

    Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
    как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

    Самооценка — оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    Самооценка дошкольника формируется:

    под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;

    под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

    Критерии самооценки зависят:

    2. принятой системы воспитательной работы.

    Самооценка в разных видах деятельности разная:

    в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

    в пение недооценивает себя.

    1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.

    2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

    Дети выделяющие свое «Я» через деятельность — завышают свои самооценки.

    Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений — самооценка чаще занижена.

    Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

    Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

    Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.

    Исследование мотивационной сферы

    Учим детей общению. Ярославль, 1997

    Банков С.А. Тестовая беседа

    Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001

    Гуткина Н.И. Методика «Сказка»

    Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002

    Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника»

    Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002

    Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

    Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»

    Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе»

    Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью — учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» — его привлекают внешние аксессуары.

    Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе — результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:

    «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»

    «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»

    «Ты наверно у нас будешь двоечником»

    Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,

    «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»

    «Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»

    Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования.

    Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.

    Исследование мотивационной сферы

    Психологические занятия для детей подготовительной к школе группы

    1. Каким будем мой учитель?

    3. Какими будут мои родители, когда я пойду в школу?

    4.Что я буду делать в школе?

    5. Если ты будешь драться, то я буду кусаться! Какие у меня будут друзья?

    Развитие самооценки средствами театрализации Программа «Я и мир вокруг» (старшая группа)

    Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

    При первой встречи с родителями будущих первоклассников мы предлагаем проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости — от наиболее значимых до менее значимых.

    Значимость компонентов психологической готовности,

    Значимость компонентов психологической готовности,

    1. обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;

    2. объединить всех участников преемственной связи;

    3. активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;

    4. предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

    «Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка».

    Цель : способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом.

    Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

    Цель : изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.

    Рисуночная методика «Как я представляю своего ребенка в школе»

    Цель : изучение переживаний взрослыми встречи со школой.

    Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка».

    Цель : проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.

    Тема: «Готовность детей к обучению в школе».

    Цель : повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания портрета» первоклассника, которого ждут в школе .

    «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» ( старшая группа)

    «Психологическое развитие детей как необходимое условие успешности обучения».

    «О методах воздействия на ребенка в семье»

    «Профилактика детских неврозов» по методике Спиваковской А.С.

    «Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника».

    Цель : обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.

    «С кем и как дружит мой ребенок?»

    Цель: обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске дружеских отношений со сверстниками.

    О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений».

    1. Игры в квартире, во дворе и на даче для телесного здоровья»

    3. Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка.

    «Создание у ребенка положительного

    отношения к школе и формирование направленности на обучение».

    «Первые шаги по выбору школы».

    Консультация для педагогов

    «Формирование мотивационной готовности детей к школе».

    помогает ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;

    но и поведении, отношении к окружающим;

    помогает формировать адекватную самооценку, тем самым помогает приобрести уверенность в себе и способствует популярности в группе.

    Виды совместной деятельности взрослого с ребенком помогающие при формирование мотивационной готовности к школе

    Поддерживаем интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

    Организуем экскурсии в школу, знакомим с основными атрибутами школьной жизни.

    Практикум приходы детей-школьников в детский сад.

    Используем загадки на школьную тему.

    Используем развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.

    источник

    Отношение к школе достаточно легко выявить через беседу с ребенком. Вопросы к беседе можно составить самостоятельно или использовать уже готовые формы беседы.

    Цель: исследовать ориентацию в окружающем, запас знаний и отношение к школе.

    · Как зовут твоих родителей?

    · Как называется город (село, поселок, деревня) в котором ты живешь?

    · Каких домашних животных ты знаешь? Каких диких животных?

    · В какое время года на деревьях появляются листья?

    · Что остается на земле после дождя?

    · Чем отличается день от ночи?

    · Хочешь ли ты идти в школу?

    · Как ты думаешь, что хорошего и интересного будет в школе?

    · Как, по-твоему, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?

    Оценка результатов. По результатам беседы заполняется протокол обследования. После номера каждого вопроса ставиться знак «+» или «–». Знак «+» ставиться при следующих ответах:

    · Вопросы 1-4: верный ответ (в том числе называются уменьшительные имена);

    · Вопрос 5: названо не менее 2 диких и 2 домашних животных; не названы дикие вместо домашних и наоборот.

    · Вопрос 6: «весной», «когда зима закончилась» и т.п.

    · Вопрос 7: «лужи», «грязь», «вода», «слякоть» и т.п.

    · Вопрос 9: утвердительный ответ.

    · Вопрос 10: указание на занятия, получение знаний и т.п. (ответы, в которых называются только «игры с ребятами», «перемены», указывается, что «в школе не надо спать днем» и т.п. оцениваются знаком «–»).

    · Вопрос 11: предпочтение школьного обучения домашнему.

    Уровень ориентировки в окружающем, запас знаний определяется на основе подсчета числа «+» по вопросам 1-8: «высокий» – 7-8 «+»; «средний» – 5-6 «+»; «низкий» – 4 и менее «+».

    Уровень сформированности положительного отношения к школе определяется по вопросам 9-11: «высокий» – 3 «+»; «средний» – 2 «+»; «низкий» – 1 или ни одного «+».

    Методика «Беседа» (Т.А.Нежновой) (28).

    Цель: диагностика мотивационной готовности к школе.

    «Беседа» состоит из вопросов-ситуаций. Вот некоторые из них:

    · Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг тебе скажет: «Владик, ты же у меня такой маленький, а тебе уже скоро в первый класс идти. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебе разрешили в школу только через год идти. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

    · Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в первый класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает «Что надо делать, чтоб хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь?

    · Представь себе, что есть две школы – школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура – редко, не чаще одного раза в неделю. А в школе «Б» все наоборот: каждый день – физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо, и математика – по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться.

    Читайте также:  Анализ на глисты у детей гемотест

    · «Беседа» включает и такие вопросы: — что делают дети в школе; что еще ребенок знает про школу; как он готовиться к школе и т.п.

    Ответы на все вопросы оцениваются как «школьные» и «дошкольные».

    Понятно, что правильное представление детей о школе и соответствующие мотивы учения формируются непосредственно в самой школе, в процессе учебной деятельности. Однако, те предусловия, с которыми дети начинают обучение, во многом влияют на будущие достижения и трудности.

    «Школьные» ответы показывают высокую мотивационную готовность к обучению в школе, – у ребенка есть желание учиться, стремление идти в школу, позитивное отношение к учебе, которое объединяется с адекватными представлениями о школе. Такая позиция ребенка обеспечит нормальный переход в период школьного детства, быструю адаптацию к учебной деятельности.

    «Дошкольные» ответы. 1). Есть желание идти в школу, стремление стать учеником, но они сопровождаются поверхностными представлениями о школе. «В школе интересно, там много детей, учительница ставит им пятерки»; «Мне уже купили школьную форму и портфель»; «В школе лучше там не надо спать»; «Мне нравятся в школе перемены – можно выходить в коридор» и пр. Таких детей чаще всего ожидают значительные трудности. Радикальных изменений в своем поведении они не ожидают. С первых дней могут столкнуться с разочарованиями – и пятерку «не заработаешь», и крутиться нельзя, и учительница не хвалит и пр. Если это не заметить во время, то ребенок постоянно будет проявлять свою неудовлетворенность, не сможет решать трудности, с которыми сталкиваются дети в адаптационный период в школе. Поэтому важно ознакомить таких детей с реальной ситуацией, требованиями школы.

    2).Нет желания идти в школу, неправильные представления, опасения, страх. Например, «В школке очень трудно, я не знаю, хочу ли я туда идти, даже страшно», «Я наверно, не смогу сделать то, что скажет учительница» и пр. Настроение этих детей чаще всего формируется в условиях, когда воспитатель в детском саду (а родители – дома) знакомит их с трудностями в школе. Такая позиция детей говорит и о нарушениях в сфере личности – пониженной самооценки, неуверенности в себе, тревожности, боязни неудачи. Важно чтобы такие дети были сразу замечены, и им была оказана помощь и поддержка, тогда адаптация к школе пройдет вполне успешно.

    Иные формы диагностики мотивационной готовности представлены в следующих трех методиках.

    Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников

    Разработана в 1988 г. М.Р.Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок в 1993 г. – И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

    Необходимые материалы: 12 сюжетных картинок – по 6 для девочек и мальчиков (рис. № 2).

    Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (или девочки) разговаривали о школе.

    ( Предъявляется карточка № 1)

    Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

    ( Предъявляется карточка № 2)

    Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно бы учился».

    ( Предъявляется карточка № 3)

    Третий мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

    ( Предъявляется карточка № 4)

    Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

    ( Предъявляется карточка № 5)

    Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать кем захочешь».

    ( Предъявляется карточка № 6)

    Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю пятерки»».

    Ход обследования: взрослый раскладывает перед ребенком карточки с картинками и зачитывает рассказы к каждой из них, после прочтения задаются вопросы:

    — А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

    — С кем из них ты хотел бы играть? Почему?

    — С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

    Ребенок последовательно осуществляет три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задается контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из картинок. Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.

    1 выбор (выбор карточки с № 1) – внешний мотив – 0 баллов,

    2 выбор (выбор карточки с № 2) – учебный мотив – 5 баллов,

    3 выбор (выбор карточки с № 3) – игровой мотив – 1 балл,

    4 выбор (выбор карточки с № 4) – позитивный мотив – 3 балла,

    5 выбор (выбор карточки с № 5) – социальный мотив – 4 балла,

    6 выбор (выбор карточки с № 6) – отметка – 2 балла.

    Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

    1). Исследование уровня развития произвольности.

    Методика «Графические фигуры» (1).

    Цель: диагностика произвольности действий и поведения.

    Материал: альбомный лист разделен по полам, в верхней половине рисунки по возрастающей степени сложности (рис. № 3).

    Рисунки: елка, снеговик, солнце, робот (сочетание круга, прямоугольника, треугольника).

    Ребенку надо повторить рисунки на второй половине листа.

    В ходе выполнения задания в протоколе отмечается, может ли ребенок самостоятельно проанализировать образец, прежде чем начать работу, отмечает ли недостатки в работе и как на них реагирует, обращается ли за помощью, дополнительными объяснениями, стремиться ли закончить задание незавершенным, как реагирует на оценку взрослого.

    О проявлении произвольности деятельности и поведения можно судить по умению понять (повторить) инструкцию и выполнить указания экспериментатора (повторить все элементы рисунков как можно точнее), а также по количеству отвлечений в ходе обследования.

    Графический диктант (разработан Д.Б.Элькониным) (Цель: диагностика восприятия пространства, умения внимательно слушать и выполнять инструкции взрослого, действовать самостоятельно на основе правил и анализа образца; изучение возможностей в области моторной организации пространства.

    Время: около 15 минут; на самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты.

    Материалы: листок бумаги в клетку, карандаш или ручка. На листке бумаги взрослый заранее ставит точки в нижнем углу четвертой клеточки от левого края и 7 клеточек от верхнего края (так три точки). Между точками по вертикали – 7 клеток.

    2) Исследование уровня развития эмоциональной сферы.

    Очень показательны и информативны при изучении эмоциональной сферы проективные методики. Кроме этого их можно использовать для диагностики интеллектуальной сферы и личностной сферы в целом. («Несуществующее животное» , «Дом, дерево, человек», «Семья животных»). Недавно появилась новая проективная методика, — методика «Три дерева», она признана более надежной. Плюсом этой методики является то, что изначально не ставиться задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. Минус этой методики в сложности и многовариантности интерпретации, хотя все может измениться, ведь эта методика только начинает адаптироваться в России. ( Проективный тест «Три дерева» см. в приложении № 2).

    Методика «Рисунок человека»

    Обе методики схожи по форме проведения и интерпретации.

    При исследовании психологической готовности к обучению рекомендуется проводить одну из этих методик (лучше «Нарисуй человека») стразу же после знакомства с ребенком и небольшой беседы. Это дает ребенку время и возможность привыкнуть к ситуации, раскрепоститься и довериться исследователю.

    Цель: прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

    Материалы: лист белой бумаги (формат А4), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый (некоторые авторы предлагают только простой карандаш), ластик.

    Инструкция для методики «Рисунок человека»: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

    Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, взрослый должен просто повторить инструкцию.

    После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:

    Для методики «рисунок человека».

    · Он ходит в школу или в садик?

    · У него есть друзья? С кем он дружит? И т.п.

    Отвечая на эти вопросы, ребенок проецирует самого себя и свои отношения.

    3) Определение интеллектуальной готовности.

    Показатели интеллектуальной сферы по методикам

    Сразу отметим, что рисуночные пробы не могут служить достаточно надежным основанием для подробной характеристики особенностей умственного развития ребенка, однако позволяют строить предположения об уровне развития его интеллекта.

    Надо учитывать то, что различные искажения фигур, не гармоничность размеров могут быть вызваны личностными, а не интеллектуальными особенностями.

    Для оценки развития интеллектуальной сферы рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты рисунка.

    Использование основных изобразительных средств (пространство листа, цветозаполнение, перспектива, соразмерность).

    Показатели хорошего уровня:

    · равномерная плотность рисунка (изображение распределено по всему пространству листа; детали такого рисунка, как правило, тематически связаны).

    · Адекватность цветового решения: отсутствие не раскрашенных мест (цветовых пустот).

    · Наличие в рисунке перспективы: изображения «не прозрачны» – более далекие объекты частично скрыты за более близкими и имеют относительно меньшие размеры;

    Стандартизированная шкала оценки возрастных норм детализированности в изображении человека для детей 6-7 лет разработана в тесте Йирасека.

    Высший уровень: синтетическое изображение головы, туловища, конечностей. Шея, соединяющая голову с туловищем, не больше туловища. На голове – волосы (или головной убор), уши, глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пальцами. Ноги снизу загнуты. Приведены детали одежды.

    Высокий уровень отличается от высшего либо отсутствием синтетичности изображения, либо отсутствием трех деталей (шея, волосы, один палец, но не части лица).

    Средний уровень: в изображении есть голова, туловище, конечности, нарисованные двойной линией. Но могут отсутствовать уши, волосы, одежда, пальцы, ступни.

    Низкий уровень: примитивный рисунок с туловищем, конечности рисуются простыми линиями.

    Низший уровень: «головоног», не хватает ясного изображения туловища или обеих конечностей.

    Соразмерность изображаемых объектов и их частей – важный положительный показатель. Например, на рисунке человека длина рук должна соответствовать размерам тела.

    Хорошо, если изображение типичных видов рисунков несет отпечаток своеобразия, – например, девочка рисует не «принцессу в длинном платье», а «бегущую девочку со скакалкой». Хотя стандартное изображение не является признаком низкого уровня интеллектуального развития, а отражает стремление ребенка овладеть образцом, приобщиться к ценностям своей группы.

    Соответствие рисунка исходному замыслу (заданию).

    Для детей младшего дошкольного возраста характерен уход от первоначальной темы рисования, следование в назывании рисунка за получившимся изображением. Показателем психологической готовности к школе является устойчивое следование цели, замыслу рисунка.

    Цель: определение уровня развития произвольного запоминания, утомляемости, активности внимания.

    Описание: Зачитываются 10 слов. Ребенок должен внимательно слушать и повторить все, что запомнил в любом порядке. Первые два прочтения слов проводятся с инструкцией, а перед следующими достаточно сказать: «Еще раз». В протоколе отмечаются слова называемые правильно и неправильно (дополнительные слова). Повторения производят 5 раз.

    Инструкция: «Сейчас я зачитаю тебе несколько слов. Слушай внимательно, и после окончания зачтения сразу же повтори столько слов, сколько запомнил. Повторять слова можно в любом порядке». Можете проверить, насколько хорошо ребенок понял инструкцию. Для этого назовите несколько других слов (не из методики) и попросите повторить, что запомнил.

    Образец протокола ( таблица № 1):

    На каждом этапе исследования заполняется протокол. Около каждого воспроизведенного слова в столбце, который соответствует номеру попытки, ставиться крестик.

    Если называется «лишнее» слово, оно фиксируется в графе снизу.

    В норме с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Ослабленные, легко утомляемые дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество лишних слов может свидетельствовать о расторможенности, низком уровни произвольности.

    В норме при первом воспроизведении должно быть 5-6 слов, при последнем- 8-10 слов. Если с первого раза ребенок вспомнил меньше 5 слов, после повторений выучил меньше 9 и при каждом новом прочтении запоминал меньше слов, чем до этого, то это явный показатель плохой произвольной памяти и ее необходимо тренировать.

    Цель: исследование уровня развития осмысленной памяти.

    Материалы: список слов, бумага, фломастеры или карандаши.

    Описание: ребенку зачитываются слова с интервалом не более 30-40 секунд. Каждое слово или словосочетание произносятся отчетливо, во избежание повторения.

    Пока ребенок рисует ему можно задавать вопросы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет тебе вспомнить слово?». При этом высказывания ребенка заносятся в протокол.

    Воспроизведение словесного материала осуществляется не ранее чем через 20-30 минут. По прошествии времени ребенку показывают его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, ответы фиксируются в протоколе.

    ¨ Дети с высоким уровнем осмысленной памяти вспоминают все слова полностью без искажений;

    ¨ Дети со среднем уровнем развития памяти назовут все слова, но с некоторыми искажениями. Например, вместо «темный лес», «в лесу темно».

    ¨ Дети с низким уровнем развития памяти забудут большую часть слов, а в тех, что запомнили — сделают много ошибок.

    Тест Пьерона-Рузэра – аналог корректурной пробы

    Цель: диагностика умения сосредоточиться, произвольного внимания, особенностей работоспособности.

    Материалы: бланк с геометрическими фигурами четырех видов (рис. 5).

    Ход обследования. Ребенку надо расставить три знака в соответствующие геометрические фигуры (знак «+» в прямоугольник, знак «–» в круг, точку в треугольник, а ромб – пропустить). Образец знаков на таблице писать не надо, ребенок должен запомнить их перед началом работы. Через каждые 60 секунд вы отмечаете в протоколе, сколько строк, знаков просмотрел ребенок, но не останавливаете и не отвлекаете его.

    Показателем работоспособности будет количество пройденных фигур ребенком за три минуты и количество допущенных ошибок.

    Концентрация внимания (К) оценивается по формуле:

    К = С х С / П ,где С – число строк таблицы, просмотренных ребенком;П – количество ошибок (пропусков и ошибочных знаков).

    «Норма» – 7 ошибок и меньше, т.е. концентрация внимания равна, примерно, четырнадцати.

    Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

    А = S / t , где А — темп выполнения, S – количество букв в просмотренной части таблицы, t – время выполнения.

    Методика «Запомни через картинку» (субтест из методики А.Н.Леонтьева) (1, 28).

    Цель: диагностика уровня опосредованного запоминания.

    Материалы: 16 карточек (рис. № 6).

    Ход исследования. Проведение исследования предполагает, что экспериментатор при участии ребенка разложит на столе карточки, уточнит, знакомы ли ребенку наиболее трудные из них. Затем дается инструкция: «Сейчас ты опять будешь запоминать слова, но уже немного по-другому (до этого предполагается провести методику «10 слов»). Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из этих карточек, но такую, которая потом поможет вспомнить тебе это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    источник