Меню Рубрики

Анализ игры детей в средней группе

«Анализ игровой деятельности в средней группе детского сада» собщение к педсовету «Поиск путей обогащения игровой деятельности — одно из условий формирования личности ребенка»

Анализ игровой деятельности в средней группе «Заинька»

Сообщение к педагогическому совету на тему:

«Поиск путей обогащения игровой деятельности –

одно из условий формирования личности

ребенка» воспитателя О.В.Кузьменко 2015 год

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет. В нашей группе реализуются все функции игры:

  • Обучающая функция позволяет нам решать конкретные задачи обучения;
  • Развлекательная функция способствует повышению у наших детей эмоционально-положительного тонуса;
  • Коммуникативная функция развивает потребности детей обмениваться со сверстниками знаниями, умениями, навыками во время игры;
  • Воспитательная функция помогает нам выявить индивидуальные особенности детей и устранить нежелательные проявления в их характере;
  • Развивающая функция развивает и корректирует то, что в детях заложено и проявлено;
  • Релоксационная функция позволяет детям восстановить психические и физические силы;
  • Психологическая функция развивает творческие способности детей.

Для этого в группе создана игровая площадка согласно возрасту детей. К этому вопросу мы подходили творчески, так как успешное развитие игровой деятельности детей во многом зависит от умения воспитателя организовать предметно-игровую среду. В групповой комнате мы создали традиционные игровые зоны. Но, чтобы избежать опасности подведения малышей к однообразной игре только в определенных местах, мы решили расставить игрушки и игровые пособия в разных местах комнаты: на полу, на полках, в шкафах, на столах. Организовав относительно статичную предметно-игровую среду, мы разрешаем детям играть во всех удобных местах. Мы не делаем в своей группе тесного «музея» дорогих, неподвижно стоящих игрушек. А размещение игрушек после игры по своим местам ценно в нравственном и эстетическом отношении, полезно и для физического развития детей. Игровой материал, представленный в группе, разнообразен: это игры, игрушки, иллюстрации, подборки литературы, природный материал, дополнительный материал, игровые костюмы, схемы, рисунки и т. д.

Средний дошкольный возраст характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. К этому возрасту игры стали совместными. Главное в этих играх не воспроизводство отношений взрослых к предметному миру, а имитация определенных отношений между людьми. У детей нашей группы начали проявляться лидерские качества, развиваться организаторские умения и навыки. Замысел игры воплощается решением нескольких игровых задач, дети обычно сами договариваются перед началам игры. Содержание игры отражает разнообразные взаимоотношения. Действия с предметами уходят на второй план. Сюжет игры обычно развернут, появляются общественные сюжеты, комбинация сказок и реальной жизни. Дети используют в игре ролевой диалог, передающий характер роли. Ролевое взаимодействие долгое, групповое. В играх наших детей присутствует самостоятельный выбор предметов игры , совершенствуются способы замещения . Дети начинают выполнять правила игры, следят за выполнением правил другими детьми.

Для детей среднего возраста характерно объединяться в игре в небольшие группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. Возможности для проявления согласованных игровых действий у детей 4-5 лет пока невелики. Знания и представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок имеет, но у него недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества.

Данную особенность мы учитываем при руководстве игрой, воспитываем умение уважать замыслы друг друга, поступаться личными желаниями. Чтобы научить детей играть, мы используем методы, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащения игровых образов. К таким методам относятся рассказ педагога с демонстрацией иллюстрированного материала на тему игры, наблюдения, экскурсии, чтение литературы. Особое внимание мы уделяем беседам с детьми о дальнейшем ходе игры, возможных действиях детей в той или иной роли, оказанию детям помощи в создании игрового образа. Создавать игровые образы помогают индивидуальные беседы, задания и поручения. Участвуя в играх детей мы иногда берем на себя главные роли, иногда выполняем роль рядового участника, но в любом случае мы руководим игрой, направляем инициативу и творчество воспитанников. Ответственный момент в руководстве игрою – подведение ее итогов. При подведении итогов игры необходимо акцентировать внимание детей на их успехах, если даже у кого-то они были незначительными.

Вся игровая деятельность в группе проводится в соответствии с основной образовательной программой, календарным планом, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями ТБ.

источник

Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС

Наталья Полякова
Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС

«Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения, с учётом требований к развивающей среде ФГОС дошкольного учреждения».

Современный детский сад — это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков, взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы, в дошкольном учреждении, является правильная организация предметно-развивающей среды. В связи с этим можно сказать, что вопрос о правильном создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным.

В соответствии ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ.

Организация развивающей среды в моей, средней группе №11, построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Условия, созданные мной в группе, не только обеспечивают охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие, но и соответствуют специфике дошкольного возраста.

Содержательно-насыщенной — соответствует возрастным возможностям детей среднего дошкольного возраста и содержанию основной образовательной Программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:

— игровую деятельность Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, ширмы). В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети.

— познавательную деятельность Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создан патриотический уголок, он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии и достопримечательности города, герб, флаг, страны и края, дидактические игры…

Дидактические игры, различные атрибуты, знакомят детей с правилами дорожного движения, а дорожная разметка на ковре, моделирует транспортную магистраль города и учит детей действовать в сложной обстановке на дороге.

Мини-библиотека представляет собой стол с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации постоянно обновляются. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению;

— исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

Уголок природы расположен недалеко от окна. Цель его: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры Он представлен в виде многофункционального дерева, на котором в зависимости от сезона изменяются атрибуты (листья, насекомые, птицы и т. д). Для наблюдения ежедневного изменения в погоде используются предметные карточки с изображением «осадков»; Уголок, его нижняя, хорошо доступная для детей часть, разделена на несколько зон: домашние животные, дикие животные, конюшня, животные средней полосы, животные жарких стран, зоопарк, насекомые. Для опытов и рассматривания имеются разные виды круп, бобовых, весы, микроскоп, увеличительные стекла, магниты, очки, разнообразные коллекции, природный материал, сыпучие продукты, настольно-печатные игры.

-Для формирования двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики:

В группе (в раздевальном помещении) оборудован физкультурный уголок, для самостоятельной физической активности детей. Уголок оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования, обеспечивает двигательную активность детей в течение дня;

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.

— В центре «Юный конструктор» находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

В группе мебель и оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: диванчик, стулья, кубики. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группах. Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Полифункциональность среды в данной группе дает каждому ребенку возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;

Предметы не обладают жестким креплением, в том числе природных материалов, и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

В группе имеются в наличии различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей;

Игровой материал периодически сменяется, вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В пространстве группы используются переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, библиотека и книжная выставка.

Воспитанники группы имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все групповое пространство доступно детям, они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Материалы и оборудование группы исправно, все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, что каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, и позволить детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

В группе созданы условия для того, чтобы ребенок мог выразить свои чувства и мысли.

В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В нем имеется доска для рисования мелом и различными материалами. Имеются жесткие шаблоны для обведения контуров, дидактические игры на развитие чувства цвета и композиции. В раздевальной комнате организована выставка детского творчества.

Для развития музыкальных способностей детей, в музыкальном центре «Музыкальная шкатулка» есть различные музыкальные инструменты, альбомы, дидактические музыкальные игры.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду в своей группе, я постаралась сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей, что позволяет детям полноценно развиваться в условиях ДОУ.

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно — ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Конспект занятия в старшей группе дошкольного образовательного учреждения «Самый дорогой на свете человек» Программное содержание: Учить детей понимать эмоциональное переживание близких людей, продолжать учить давать моральную оценку поступкам.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учётом требований ФГОС Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,.

Читайте также:  Анализ социализация детей дошкольного возраста

Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных.

Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Экологическое.

Педагог дошкольного образовательного учреждения-ключевая фигура реализации ФГОС дошкольного образования Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен.

Переход дошкольного образовательного учреждения на Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования В современной системе дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых — от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Социальное партнёрство ДОУ и семьи с учётом современных требований Консультация «Социальное партнёрство ДОУ и семьи с учётом современных требований» В настоящее время, как никогда, важно помнить о влиянии.

Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Т. В. Воробьева, педагог-психолог.

источник

Анализ игровой деятельности в средней группе «Заинька»
Сообщение к педагогическому совету на тему:
«Поиск путей обогащения игровой деятельности –
одно из условий формирования личности
ребенка» воспитателя О.В.Кузьменко 2015 год
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет. В нашей группе реализуются все функции игры:
Обучающая функция позволяет нам решать конкретные задачи обучения;
Развлекательная функция способствует повышению у наших детей эмоционально-положительного тонуса;
Коммуникативная функция развивает потребности детей обмениваться со сверстниками знаниями, умениями, навыками во время игры;
Воспитательная функция помогает нам выявить индивидуальные особенности детей и устранить нежелательные проявления в их характере;
Развивающая функция развивает и корректирует то, что в детях заложено и проявлено;
Релоксационная функция позволяет детям восстановить психические и физические силы;
Психологическая функция развивает творческие способности детей.
Для этого в группе создана игровая площадка согласно возрасту детей. К этому вопросу мы подходили творчески, так как успешное развитие игровой деятельности детей во многом зависит от умения воспитателя организовать предметно-игровую среду. В групповой комнате мы создали традиционные игровые зоны. Но, чтобы избежать опасности подведения малышей к однообразной игре только в определенных местах, мы решили расставить игрушки и игровые пособия в разных местах комнаты: на полу, на полках, в шкафах, на столах. Организовав относительно статичную предметно-игровую среду, мы разрешаем детям играть во всех удобных местах. Мы не делаем в своей группе тесного «музея» дорогих, неподвижно стоящих игрушек. А размещение игрушек после игры по своим местам ценно в нравственном и эстетическом отношении, полезно и для физического развития детей. Игровой материал, представленный в группе, разнообразен: это игры, игрушки, иллюстрации, подборки литературы, природный материал, дополнительный материал, игровые костюмы, схемы, рисунки и т. д. Средний дошкольный возраст характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. К этому возрасту игры стали совместными. Главное в этих играх не воспроизводство отношений взрослых к предметному миру, а имитация определенных отношений между людьми. У детей нашей группы начали проявляться лидерские качества, развиваться организаторские умения и навыки. Замысел игры воплощается решением нескольких игровых задач, дети обычно сами договариваются перед началам игры. Содержание игры отражает разнообразные взаимоотношения. Действия с предметами уходят на второй план. Сюжет игры обычно развернут, появляются общественные сюжеты, комбинация сказок и реальной жизни. Дети используют в игре ролевой диалог, передающий характер роли. Ролевое взаимодействие долгое, групповое. В играх наших детей присутствует самостоятельный выбор предметов игры , совершенствуются способы замещения . Дети начинают выполнять правила игры, следят за выполнением правил другими детьми.
Для детей среднего возраста характерно объединяться в игре в небольшие группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. Возможности для проявления согласованных игровых действий у детей 4-5 лет пока невелики. Знания и представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок имеет, но у него недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества.
Данную особенность мы учитываем при руководстве игрой, воспитываем умение уважать замыслы друг друга, поступаться личными желаниями. Чтобы научить детей играть, мы используем методы, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащения игровых образов. К таким методам относятся рассказ педагога с демонстрацией иллюстрированного материала на тему игры, наблюдения, экскурсии, чтение литературы. Особое внимание мы уделяем беседам с детьми о дальнейшем ходе игры, возможных действиях детей в той или иной роли, оказанию детям помощи в создании игрового образа. Создавать игровые образы помогают индивидуальные беседы, задания и поручения. Участвуя в играх детей мы иногда берем на себя главные роли, иногда выполняем роль рядового участника, но в любом случае мы руководим игрой, направляем инициативу и творчество воспитанников. Ответственный момент в руководстве игрою – подведение ее итогов. При подведении итогов игры необходимо акцентировать внимание детей на их успехах, если даже у кого-то они были незначительными.
Вся игровая деятельность в группе проводится в соответствии с основной образовательной программой, календарным планом, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями ТБ.

  • analiz_igrovoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 0

источник

Методическая разработка пригодится воспитателям ДОУ

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеенко Яна Валериевна.

Варианты анализа игровой деятельности

Диагностика игровой деятельности дошкольников

Планирование игровой деятельности дошкольников

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогуследует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.

Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.

1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:

— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

— по чьей инициативе возникла игра;

— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

— деятельность детей в игре;

— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

— как была закончена игра — организованно или неожиданно;

Читайте также:  Анализ социальных рисков социализации детей

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

Воспитательная направленность игры.

2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Критерии развития игровой деятельности

I. Условия для возникновения и развертывания игр детей

Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

В качестве непосредственных участников игры педагоги предла­гают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).

Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельно­сти в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвиж­ными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II. Условия для развития общения между детьми в игре

Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные иг­ры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обо­гащения игровым опытом).

Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

Развивают у детей умение общаться по поводу игры (дого­вариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III. Педагоги создают условия для развития творческой актив­ности детей в игре

Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сю­жетов; введению оригинальных персонажей в традиционные иг­ры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной ат­мосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой де­тей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в органи­зации игры детей

Организуют игры с учетом личных особенностей и специаль­ных потребностей детей (игры, стимулирующие активность за­стенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задерж­ками развития; повышающие самоконтроль у излишке растормо­женных и агрессивных детей).

Обращают особое внимание на «изолированных» детей (орга­низуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).

Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам — роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры

Организуют сюжетно-ролевую игру.

Организуют игры с правилами.

Способствуют возникновению режиссерской игры.

Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

Организуют подвижные спортивные игры.

Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

источник

Название игры: «Хитрая лиса»Анализ проведения подвижной игры.

Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.

Анализ проведения подвижной игры.

Количество детей: 25 детей.

Название игры: «Хитрая лиса»

Воспитатель (И.Ф.О): Игнатьева Наталья Сергеевна.

Д стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, воспитатель обозначает дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.

Воспитатель: Дети, а теперь я вам предлагаю открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, выяснить, кто из вас хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь?

Дети: (хором три раза с небольшими промежутками спрашивает) «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?»

При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит ….

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей…

Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

Анализ игровой деятельности

Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей

Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Создание интереса к игре у детей

Воспитатель проводит предварительную работу с детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.

Объяснение новой игре воспитателем (повторение правил знакомой игры)

Воспитатель раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Распределение ролей в игре

Водящего воспитатель может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим

Уровень выполнения детьми движений в игре

Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость)

Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

Выполнение этических норм поведения во время игры

Дети доброжелательны, отзывчивы, проявляют взаимопомощь по отношению к друг другу, сопереживают, если не получается что либо сделать, умеют договариваться, но и судят по справедливости.

Присутствие отрицательных качеств

Некоторые желают быть первым, спорят между собой.

Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами, часто принимает наблюдательную позицию, выбор ведущего осуществляется считалкой.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры. Воспитатель отмечает, как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделяет наиболее удачно отличившихся детей в действиях.

источник

Ильева Светлана Александровна

Анализ игровой деятельности детей

Возрастная группа: средняя группа

Название с/р игры: «Экскурсия на автобусе»

Цель игры: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал: Деревянные ложки, руль, фуражка, деньги, билеты, сумка для кондуктора.

Подготовка к игре: Наблюдения за автобусами на улице. Беседа на тему: «Транспорт родного города», рассказы детей о поездках в общественном транспорте. Беседа «Правило поведения в транспорте». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.

Игровые роли: Водитель, кондуктор, контролер, экскурсовод, слесарь.

Количество участников : 8 человек.

Воспитатель: Ребята, хотите поехать на экскурсию?

Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете на чем мы поедим путешествовать.

Не на курьих тонких ножках

Воспитатель: Правильно. Давайте тогда его построим.

Дети с помощью воспитателя ставят в ряд стульчики.

Воспитатель: Ребята, я экскурсовод, а кто же будет водителем?

Дети просятся быть водителем.

Воспитатель: Хорошо, Вова. Попробуй ты. Но ребята, а вдруг Вова в дороге заболеет, давайте выберем еще одного водителя. Попробуй ты, Данила. Ну вот водители на месте. Но нам проверить, исправлен ли у нас автобус. Для этого нужен кто?

Воспитатель: Слесарем пусть будет Руслан.

Воспитатель: Ну вот, автобус готов выехать. Заходите, ребята, садитесь.

Водители у нас готовы везти нас на экскурсию, а вот кого-то, ребята, в автобусе не хватает. Дети молчат.

Воспитатель: Кто у нас в автобусе продает билеты?

Воспитатель: Молодцы. А кто проверяет билеты? Контролер. Кто хочет быть кондуктором? Давайте это поручим девочкам, т. к. кондуктор должен быть добрым, отзывчивым. Давай, Садия, ты будешь кондуктором, а Ярослава-контролером. Вот вам, ребята, денежки, покупайте на них билеты, а тебе, Садия, сумочку с билетами.

Ну вот, все на своих местах. Поехали. Мы отъезжаем от остановки «Детский сад».

Ребенок-водитель рулит, гудит.

Воспитатель: Остановка «Физкультурная». Выходите, ребята, мы с вами проведем физкультминутку «Белочка».

Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево на сучок она присела (руки на поясе, прыжок влево, присесть)
Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась над дуплом . (покружиться на месте)

Воспитатель: Ну вот пора ехать, физкультурники из вас хорошие, но нам пора.

Дети садятся в автобус. Поехали.

Воспитатель: Понравилось вам на физкультурной остановке?

Воспитатель: Мы туда с вами еще вернемся. А теперь остановка «Музыкальная». Пока водитель у нас отдыхает, а слесарь «проверяет автобус», мы, ребята-пассажиры, выйдем и поиграем в музыкальную игру.

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.

Воспитатель: Нам опять пора ехать. Заходите в автобус. Ребята у нас у Вовы заболела голова. Придется тебе, Даня, заменить Вову за рулем, а Вова отдохнет. Теперь все в порядке. Поехали Ребята, а сейчас мы едем на удивительную остановку. Ярослава у нас все с билетами? Ну-ка Ярослава проверь. Ярослава ходит и проверяет.

Ярослава: Билеты у всех есть.

Воспитатель: Остановка «Игровая». На этой остановке мы с вами поиграем.

Дети и воспитатель играют в подвижную игру «Лисички и зайчики».

Подвижная игра «Лисичка и зайчики»

Цели: упражнение кратковременного быстрого бега и бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения.

– По лесной лужайке («Зайцы» играют на «полянке»)
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
– Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок, ( Приседают на корточки, «роют» )
Вот какие зайки, зайки — побегайки.
– Вдруг бежит лисичка, ( Прибегает «лисичка», ищет зайчиков, )
Рыжая сестричка, (бегает между ними. Дети закрываются)
Ищет, где же зайки. (ладошками. Лисичка находит их)
Зайки — побегайки? (ловит, дети убегают)
– Вот они!

Наигрались, ребята, отдохнули, а теперь пора возвращаться в детский сад, там нас уже ждут. Садитесь в автобус. Поехали.

Воспитатель: Понравилось вам, ребята, ездить на экскурсию?

Воспитатель: Ну мы еще поедем. Спасибо водителям. Остановка «Детский сад». Приехали.

3.Самостоятельность при постановке игровых задач:

Способы решения игровых задач:

4.Разнообразие игровых действий с игрушками

5. Наличие игровых действий с предметами-заместителями.

Читайте также:  Анализ социального развития детей в доу

6. Наличие игровых действий с воображаемыми

8.Разнообразие ролевых действий.

9.Выразительность ролевых действий.

10.Наличие ролевых высказываний.

Взаимодействие детей в игре:

12.Вступает во взаимодействие

1 балл – игровые умения, навыки развиты достаточно слабо как в самостоятельной игре, так и в экспериментальной игровой ситуации.
2 балла – игровые умения и навыки развиты на среднем уровне (проявляются при создании педагогом игровой ситуации или с помощью взрослого).

3 балла – игровые умения и навыки развиты на высоком уровне (самостоятельно проявляет интерес и желание организовывать игру). Если набрано до 12 балла – игра оценивается на низком уровне, от 13 до 24 – на среднем, от 25 до 36 – на высоком.

3.Самостоятельность при постановке игровых задач:

Способы решения игровых задач:

4.Разнообразие игровых действий с игрушками

5. Наличие игровых действий с предметами-заместителями.

6. Наличие игровых действий с воображаемыми

8.Разнообразие ролевых действий.

9.Выразительность ролевых действий.

10.Наличие ролевых высказываний.

Взаимодействие детей в игре:

12.Вступает во взаимодействие

Анализ игровой деятельности детей:

Была проведена с/р. игра «Экскурсия на автобусе». Замысел игры появился по инициативе воспитателя. Роли дети сами распределили роли между собой.

Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (пассажиры, входя в автобус, оплачивают свой проезд, кондуктор продает билеты, слесарь проверяет исправность и устраняет поломку автобуса и т.п.).

Дети хорошо взаимодействовали между собой. Конфликтов по ходу игры не возникало. Когда дети играли в игру первый раз, возникали вопросы по распределению ролей, что должен делать кондуктор, какие инструменты лучше взять слесарю при устранении поломки. При повторе такие вопросы не возникали.

Дети с удовольствием играли.

На первой диагностики трое детей показали средний уровень. При повторной диагностики уровень стал высокий для всех детей.

1.Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

3.Играя с детьми, помогать им, адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

4.Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

5.Формировать у детей умения, необходимые для игры: предметные действия «понарошку».

6.Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь детского сада, поездка на автобусе и т. д.).

7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – кондуктором, шофёром, слесарем и т. д.).

8.Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (игрушечный руль, за настоящий; стулья стоящие в два ряда – автобус; игрушечные деньги и билеты, за настоящие и т. д.).

9.Включать в игру по любой тематике эпизоды «кондуктор продает билеты», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

10. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

11.Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

источник

Автор: Пермякова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Вагановский детский сад»
Населённый пункт: село Ваганово Промышленновский район Кемеровская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Особенности организации дидактической игры для детей среднего дошкольного возраста
Дата публикации: 08.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Особенности организации дидактической игры для детей среднего

дошкольного возраста
Для детей 4-5 лет необходимо усложнять дидактические игры, так как игры и упражнения со специальными дидактическими игрушками и материалами утрачивают ведущее значение, хотя и выполняются детьми на более сложном уровне. Например, дети нанизывают на стержень колечки не только основных цветов, но и их светлых и темных оттенков. В этом возрасте используются наборы геометрических форм, мозаики для выкладывания несложных узоров, различные настольные игры, которые формируют глазомер, координацию движений рук. Дети этого возраста начинают самостоятельно использовать несложные настольно-печатные игры, которые позволяют удерживать внимание играющих на интересной и доступной дидактической игровой задаче, выполнять игровые действия и проверять себя и других без вмешательства взрослого (это могут быть различное лото, детское домино, игры с картинками). Они с удовольствием играют не только в те игры, которым их научили взрослые, но и в те, с которыми они познакомились самостоятельно и вместе с другими детьми. Задача педагога в этот период — заметить и поддержать любую попытку знакомства детей с новой дидактической игрой, а при необходимости уточнить с ними содержание и правила такой игры; помочь найти партнера, распределить роли игроков. Воспитателям не стоит вмешиваться в процесс самостоятельной игры детей, следует положиться на их умения, на их навыки, выработанные в ходе предыдущих игр. Малыши 4 лет начинают с интересом играть с куклами, другими сюжетными игрушками, предметами домашнего обихода. Важным в этих играх является то, что у детей совершенствуются лично-бытовые ориентировки, расширяются и уточняются представления о предметах и явлениях, с которыми им приходится сталкиваться в своей жизни.
В таких играх педагог выступает как организатор и непосредственный участник и может работать как с большими группами детей, так и с отдельным ребенком, предоставляя ему возможность действовать со своим материалом или игрушкой. Именно непосредственное участие взрослого придает этим играм и упражнениям обучающий характер, с помощью взрослого дети выделяют нужный признак, различают и группируют предметы по их свойствам, приучаются действовать по предложению педагога и в конечном итоге добиваются нужного результата. Игры детей 4-5 лет все чаще и более развернуто по содержанию отражают многообразные явления окружающей жизни, взаимоотношения людей в быту, в их трудовой и общественной деятельности. Дети 4-5 лет по сравнению с младшими запоминают содержание игры, основные действия персонажей, правила, и все же дальнейшие ход игры во многом зависит от четкости объяснения, показа движений. Объяснять детям надо не только новую, но и повторную игру, особенно если она задумана воспитателем в другом варианте. Активизации двигательной деятельности детей на занятиях, повышению ее интенсивности способствует включение игрового метода ведения игр и занятий. Игровой метод имеет несколько разновидностей. Это широко применяемые в младшем дошкольном возрасте имитации, подражание действиям животных, птиц, воспроизведение различных трудовых актов человека, движений различных видов транспорта. Так же в практике применяются игровые упражнения, основанные на сюжетных линиях. Проводятся и целые группы упражнений, связанных единым игровым сюжетом («Поездка в лес на поезде», «Полет на Луну», «Альпинисты»). Соревновательный метод ведения упражнений тоже распространен в детском саду. Такой метод активизирует детей, стимулирует их инициативность, побуждает сделать задание как можно лучше, приучает
проявлять волевые усилия и целеустремленность. Поскольку соревнования требуют от детей полной отдачи сил, то они могут привести к перевозбуждению детей, особенно при неправильной организации. Поэтому не следует чрезмерно увлекаться методом: он применяется главным образом только в старшем дошкольном возрасте. Особого внимания требуют более слабые, менее подготовленные дети, неуверенные в своих силах. Чувствуя постоянную поддержку воспитателя, они более смело проделывают трудные упражнения, постепенно приучаются к самостоятельности. Важным является вопрос об анализе и оценке деятельности и успеваемости детей, подведение итогов занятий. В средней возрастной группе анализ осуществляется тогда, когда необходимо подчеркнуть успешность усвоения игры отдельными детьми или если надо довести до сознания детей недопустимость явных нарушений дисциплины, проявления недружественного отношения детей друг к другу. Изредка в конце занятия воспитатель делает замечания тем детям, которые явно нарушали правила игры или выполняли упражнения небрежно, без старания. Это важно, т. к. дети должны знать, что воспитатель постоянно следит за ними. Педагогам надо чаще обращать внимание малышей на их совместную деятельность, на факты дружеских взаимоотношений и взаимовыручки в игре: «Как вы сегодня дружно играли! Всем было так весело, интересно! Я рада, что у меня такие дружные ребята». Развитие у детей умения ставить цель игры и добиваться ее всем вместе, тесно связано с расширением представлений. Например, проводится экскурсия на стройплощадку. Дети наблюдают за подъезжающими машинами, за работой шоферов, грузчиков. Взрослый обращает внимание детей на те моменты, которые будут важны для детской игры: «Маленькие шоферы сегодня посмотрят, что привезли взрослые шоферы на стройку. Посмотрите, как грузчики слаженно выгружают стройматериалы». Знания и
представления, полученные во время экскурсии, дети потом используют в игре. И все же не всегда дети могут самостоятельно организовать игру сразу после экскурсии. Помогая детям, воспитатель проводит игру-занятие, которая служит промежуточным звеном между наблюдениями и самостоятельной игрой. Педагог с группой детей начинает стройку, к которой шоферы подвозят строительные материалы. Одни выступают в роли строителей, другие — в роли шоферов, подвозящих грузы. Дальнейшее развитие интереса к этой игре может быть поддержано наблюдениями во время прогулок, когда перед детьми ставится новая задача: «Дети, посмотрите, куда еще едут шоферы по нашей улице, куда они везут товары». Воспитатель может организовать наблюдение за работой людей, которые привозят хлеб в булочную, находящуюся недалеко от детского сада. Дети видят, как подъезжает машина с хлебом, как рабочие выгружают из нее разные хлебные изделия. Приобретением или и з гото вл е н и е м соответствующих игрушек стимулируется дальнейшее развитие игры. Воспитатель на глазах у детей мастерит игрушечную машину с полками и отделениями для хлеба, а дети лепят из пластилина булки, баранки, кондитерские изделия. Детей продолжают учить передвигаться в групповых построениях, согласовывать свои действия с действиями других. Правильному выполнению упражнений способствуют использование разнообразных пространственных ориентиров, применение образной речи при объяснении упражнений, имитационные задания. Объясняя задание группе детей, взрослый приучает их выслушивать объяснения до конца, начинать движение всем вместе по сигналу или разрешению. При необходимости перед повторением упражнения педагог снова объясняет и показывает движение. При этом он должен помнить, что у детей этой возрастной группы еще недостаточно выражено стремление к
последовательным действиям, которые объединены единым игровым содержанием. Особое внимание при объяснении уделяется тому элементу движения, освоение которого предусмотрено конкретной учебной задачей занятия. Особое внимание стоит уделить введению новых игр. Содержание и правила новой игры можно объяснить полностью, после чего сразу же можно приступить к игре. Однако в ходе игры возможны объяснения, указания, направленные на уточнение правил, на лучшее выполнение движений. При проведении же игр, знакомых детям, воспитатель напоминает основное содержание, правила игры, указывает места для играющих. Участие воспитателя в игре на ответственной роли желательно и в средней группе, тем самым он показывает пример поведения в игре. Но большую часть времени ответственные роли в играх должны выполнять дети. При распределении этих ролей не следует отдавать предпочтение детям активным: важно, чтобы все попробовали свои силы в разных ролях. При выборе детей на ответственные роли надо учитывать индивидуальные особенности. Так, дети застенчивые не всегда охотно берут такие роли, а некоторые из них вызываются сами, но не могут справиться с ролью. Застенчивых детей следует сначала выбирать на простые роли, где не требуется особой быстроты и ловкости движений, а затем, по мере роста возможностей детей привлекать их к более сложным ролям. Несмотря на то, что дети 4-5 лет лучше осознают правила игры и действуют соответственно, все же отдельные дети нередко нарушают правила. Нельзя во время игры злоупотреблять указаниями и требованиями точности выполнения движений, так как это снижает эмоциональность игры. Желательно после игры поговорить с детьми о том, как они играли, кто нарушал правила, кто играл честно и так далее. Такой разговор с детьми имеет большое воспитательное значение, проходить он должен в непринужденной форме, в любое свободное время. Можно поговорить об
игре и сразу после ее окончания, но нельзя превращать разговор в длительную нравоучительную беседу. При повторении подвижных игр следует стремиться к более правильному выполнению движений, правил, к тому, чтобы дети, освоив игру, пытались организовать ее самостоятельно. Усложнение игр при повторении может осуществляться не только за счет использования новых пособий, нового размещения играющих на площадке, использования природных условий (игры на полянке, на лужайке и тому подобное), но и за счет усложнения правил, изменения условий движений, усложнения роли ведущего. Например, можно поставить условие ловить в каком-то ограниченном пространстве или увеличить расстояние для бега; для выполняющего ответственную роль волка, лисы сделать нору, из которой он должен вылезать, а не просто выбегать; ловишке дать задание поймать определенное число детей (2-3), только после этого его можно сменить. Все это ведет к усложнению игр и требует от детей большей сообразительности, активности. Большие возможности для эстетического развития таят в себе любимые детьми игры с песком и другими природными материалами. Эти игры могут стать средством нравственного воспитания детей, их сплочения для выполнения общего замысла — постройки дома, туннеля, дороги. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь детям делать постройки прочными, красивыми, поощрять целеустремленность усилий. При внесении в игры различных дополнений, не нарушающих ее хода, дети привыкают действовать в измененных условиях, что весьма важно для развития и совершенствования их способностей. Благодаря усложнениям развивающие игры остаются интересными для детей на долгое время.

источник