Меню Рубрики

Анализ игры детей дошкольного возраста воспитателем

Наталья Юшкина
Анализ сюжетно-ролевой игры «Детский сад», в старшей группе.

Идея игры » Детский сад» возникла после дневного сна, когда дети увидели на полочке новых кукол. Во время умывания дети вспоминали, люди каких профессий работают в детском саду, планировали, где в группе можно разместить кухню, прачечную, столовую, спальню и детскую площадку. После полдника разложили атрибуты к игре: постельное бельё, посуду, прищепки, верёвки, утюги, сдвинули столы, чтобы в группе было больше места. Дети самостоятельно выбрали себе роли, объединились по службам (кухня, прачечная, спальня, столовая, игровая площадка) и стали последовательно выполнять действия. Каждая служба готовила свое рабочее место. «Воспитатели» строили кроватки для детей, застилали постельным бельём, » повара «обустраивали кухню строили столы для посуды и резки продуктов, плиты для варки обеда,» прачки» строили стиральную машину, гладильные столы, привязывали веревки для сушки белья; няни строили столы, стулья, умывальники для столовой. Когда строительство было закончено, детский сад открылся, и дети стали заботиться о куклах. Игровые действия выполняли с любовью, рассказывали детям сказки, пели колыбельные, уговаривали кукол скушать котлетку. В первой части сюжетно — ролевая была игра взаимосвязана с строительной игрой. В ходе игры дети отдавали предпочтение взаимоотношениям друг с другом. Некоторые дети, уложив кукол спать, решили построить им детскую площадку, а закончив её, повели своих кукол на прогулку. Появился новый сюжет» Строительство детской площадки» и «Прогулка «. Всего в игре участвовало 12 человек, дети объединялись по службам по 2-3 человека. Игра длилась 40 минут.

Увидев, что дети теряют интерес к игре, я объявила, что за детьми пришли родители и детский сад закрывается. Взяв на себя роль родителей, я спрашивала «воспитателей «как вела себя » дочка», не плакала ли, все ли скушала во время обеда. У «поваров» спросила что они приготовили на обед, вкусное ли получилось блюдо, у «прачек» поинтересовалась чем же они стирали, чтоб бельё было чистым, приятно пахло.

После того как дети убрали все атрибуты, они продолжали обсуждение игры. Повара рассказывали, какой вкусный суп они приготовили, строители какую красивую машину построили на детской площадке. Дети с удовольствием делились впечатлениями об игре со своими родителями в раздевалке. Рассказывали, кем они были в детском саде и какую работу выполняли.

Во время игры я наблюдала за детьми, изредка давая небольшие советы — реплики по ходу игры. Например: чтоб белье не упало с веревки, что надо сделать (защепить его прищепками, чтоб белье приятно пахло, что положить в стиральную машину( «Линор», если дети слышали мои реплики то применяли их в игре.

Игра соответствует возрасту детей. В ходе игра дети» вживались» в роль взрослых, умело обыгрывали взятые на себя роли, были доброжелательны, помогали друг другу, делились игрушками, использовали предметы заместителями, легко находя их в группе.

У детей пополнился словарный запас, общаясь, дети использовали диалогическую и монологическую речь, были эмоциональны.

В дальнейшем планирую продолжить развитие игровой деятельности. Особое внимание уделять беседам с детьми о дальнейшем ходе игры, возможных действиях детей в той или иной роли, оказанию детям помощи в создании игрового образа. Создавать игровые образы помогают индивидуальные беседы, задания и поручения. Ответственный момент в руководстве игрою – подведение ее итогов. При подведении итогов игры необходимо обращать внимание детей на их успехи, если даже у кого-то они были незначительными. Участвуя в играх детей, иногда беру на себя главные роли, иногда выполняю роль рядового участника, но в любом случае направляю инициативу и творчество детей.

Формируя взаимоотношений детей в игре, стараюсь создавать ситуации побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими, изготовлять атрибуты вместе с детьми, наблюдать за играми других детей, проводить наблюдения, экскурсии, беседы, читать художественную литературу, рассматривать иллюстрации. Считаю, что большое внимание нужно уделить умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. Для этого использую в своей работе игры — драматизации по сказкам в содержании которых имеются диалоги между персонажами(«Заюшкина избушка», «Колосок», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и т. д.)

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Цирк» в старшей группе «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Цирк» в старшей.

Фотоотчет о проведении сюжетно-ролевой игры «Цирк» в старшей группе ФОТООТЧЕТ о проведении сюжетно-ролевой игры «Цирк» в старшей группе Дайте детству наиграться,насмеяться, наскакаться, Дайте радостно проснуться,.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в Африку» Тема: «Путешествие в Африку» Цель: способствовать развитию основ экологического сознания детей посредством сюжетно-ролевой игры. Задачи:.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Мой детский сад» (Сытник Н. А. ; Мамаева Е. С.) Конспект сюжетно — ролевой игры «Мой детский сад» (с включением детей младшей и подготовительной групп) Сытник.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Больница» Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе на тему: «Больница» Подготовила и провела воспитатель: Ежкова Т. В. Сопутствующая игра: «Дочки.

План-схема сюжетно-ролевой игры с детьми в старшей группе «Путешествие в зоопарк» Тема: «Путешествие в зоопарк» Цель: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты,.

Проект организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие по городу» Проект организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие по городу». Цель: Совершенствовать и расширять игровые умения детей.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №190» г. Саратова КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ПОЛИКЛИНИКА» в старшей.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Морское путешествие» Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе Тема: «Морское путешествие» Воспитатель: Коровяковская Наталья Николаевна Актуальность проведения.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольного возраста. Модель сюжетно-ролевой игры «Сбербанк» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — Детский сад №221» г. Пермь. Воспитатель: Антонова.

источник

Название игры: «Хитрая лиса»Анализ проведения подвижной игры.

Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.

Анализ проведения подвижной игры.

Количество детей: 25 детей.

Название игры: «Хитрая лиса»

Воспитатель (И.Ф.О): Игнатьева Наталья Сергеевна.

Д стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, воспитатель обозначает дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.

Воспитатель: Дети, а теперь я вам предлагаю открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, выяснить, кто из вас хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь?

Дети: (хором три раза с небольшими промежутками спрашивает) «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?»

При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит ….

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей…

Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

Анализ игровой деятельности

Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей

Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Создание интереса к игре у детей

Воспитатель проводит предварительную работу с детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.

Объяснение новой игре воспитателем (повторение правил знакомой игры)

Воспитатель раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Распределение ролей в игре

Водящего воспитатель может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим

Уровень выполнения детьми движений в игре

Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость)

Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

Выполнение этических норм поведения во время игры

Дети доброжелательны, отзывчивы, проявляют взаимопомощь по отношению к друг другу, сопереживают, если не получается что либо сделать, умеют договариваться, но и судят по справедливости.

Присутствие отрицательных качеств

Некоторые желают быть первым, спорят между собой.

Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами, часто принимает наблюдательную позицию, выбор ведущего осуществляется считалкой.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры. Воспитатель отмечает, как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделяет наиболее удачно отличившихся детей в действиях.

источник

Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.

Анализ проведения подвижной игры.

Количество детей: 25 детей.

Д стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, воспитатель обозначает дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.

Воспитатель: Дети, а теперь я вам предлагаю открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, выяснить, кто из вас хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь?

Дети: (хором три раза с небольшими промежутками спрашивает) «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?»

При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит ….

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей…

Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

Анализ игровой деятельности

Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей

Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Создание интереса к игре у детей

Воспитатель проводит предварительную работу с детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.

Объяснение новой игре воспитателем (повторение правил знакомой игры)

Воспитатель раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Распределение ролей в игре

Водящего воспитатель может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим

Уровень выполнения детьми движений в игре

Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость)

Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

Выполнение этических норм поведения во время игры

Дети доброжелательны, отзывчивы, проявляют взаимопомощь по отношению кдруг другу, сопереживают, если не получается что либо сделать, умеют договариваться, но и судят по справедливости.

Присутствие отрицательных качеств

Некоторые желают быть первым, спорят между собой.

Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами, часто принимает наблюдательную позицию, выбор ведущего осуществляется считалкой.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры. Воспитатель отмечает, как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделяет наиболее удачно отличившихся детей в действиях.

Количество повторений, длительность игры

Повторение 3 раза, длительность 15 минут.

Подвижные игры в группе проводятся с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитатель особое внимание уделяет подготовке атрибутов игры, изготавливает их вместе с детьми или вих присут­ствии. Игра проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой груп­пой.

Воспитатель собирает детей на игру разными приемами. Начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединились остальные.он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекает внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. Собирает детей 1—2 мин, так как задержка снижает интерес к игре.

Дети должны усвоить правила игры, для того, чтобы четко выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Иногда воспитатель читает стихи, просит детей спеть песню на соответствующую тему, показывает детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре иногда удается и путем вопросов или загадывания загадок. Воспитатель старается правильно разместить детей. Детей средней группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры. Воспитатель стоит так, чтобы его видели все.

В средней группе все объяснения делаются в ходе самой игры. Объяснения краткие, точные, эмоциональные Не прерывая игру, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. При повторном проведении игры уточняет правила. Воспитатель распределяет роли, ему важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда справляются с ответственной ролью, но воспитатель подводит их постепенно к этому. Ответственные роли поручаются постепенно всем детям. Далее воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. До начала игры воспитатель разметила площадку. Инвентарь, игрушки атрибуты раздают перед началом игры или раскладывают на видном месте, чтобы дети могли воспользоваться по ходу игры самостоятельно.

Воспитатель руководит игровой деятельностью детей. В средней группе воспитатель вначале выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Воспитатель делает указания в ходе игры, оценивает деятельность детей.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Воспитатель предлагает перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. Игра заканчивается.

источник

Методическая разработка пригодится воспитателям ДОУ

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеенко Яна Валериевна.

Варианты анализа игровой деятельности

Диагностика игровой деятельности дошкольников

Планирование игровой деятельности дошкольников

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогуследует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Читайте также:  Анализ дуоденального содержимого у детей

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.

Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.

1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:

— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

— по чьей инициативе возникла игра;

— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

— деятельность детей в игре;

— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

— как была закончена игра — организованно или неожиданно;

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

Воспитательная направленность игры.

2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Критерии развития игровой деятельности

I. Условия для возникновения и развертывания игр детей

Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

В качестве непосредственных участников игры педагоги предла­гают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).

Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельно­сти в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвиж­ными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II. Условия для развития общения между детьми в игре

Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные иг­ры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обо­гащения игровым опытом).

Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

Развивают у детей умение общаться по поводу игры (дого­вариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III. Педагоги создают условия для развития творческой актив­ности детей в игре

Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сю­жетов; введению оригинальных персонажей в традиционные иг­ры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной ат­мосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой де­тей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в органи­зации игры детей

Организуют игры с учетом личных особенностей и специаль­ных потребностей детей (игры, стимулирующие активность за­стенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задерж­ками развития; повышающие самоконтроль у излишке растормо­женных и агрессивных детей).

Обращают особое внимание на «изолированных» детей (орга­низуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).

Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам — роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры

Организуют сюжетно-ролевую игру.

Организуют игры с правилами.

Способствуют возникновению режиссерской игры.

Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

Организуют подвижные спортивные игры.

Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

источник

Самоанализ работы воспитателя

ГБОУ ЛНР УВК №8 г. Стаханова

Колесниченко Елены Михайловны

«Игра как важное средство воспитания и обучения дошкольников»

«…Игру недаром называют «ведущей» . Именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, в ходит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» .

Я, Колесниченко Елена Михайловна работаю воспитателем 22 года в данном дошкольном учреждении. Тему для аттестации выбрала «Игра как важное средство воспитания и обучения дошкольников».

Основной целью своей работы считаю развивать, обучать и воспитывать дошкольников с помощью игровой деятельности, так как игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Для достижения своей цели я ставлю перед собой следующие основные задачи:

Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создать игровую обстановку используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в игре.

В своей деятельности на данный момент использую «Типовую образовательную программу дошкольного образования».

Одна из основных задач этой программы способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребенка видов деятельности – игре, общении со сверстниками и взрослыми.

На мой взгляд успех педагогической деятельности зависит от профессиональной компетентности педагога и грамотном системном планировании его работы.

Воспитательно-образовательную работу по обучению и воспитанию в игре, я начала с разработки перспективно-тематического планирования совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с образовательной программой детского сада.

Я считаю, что важным средством в воспитании дошкольников является игра. Это ведущий вид деятельности. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому, умственному развитию ребенка. Игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов как внимание и память.

Исходя из личных наблюдений, могу сделать вывод, что в игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам.

При подборе игр я учитываю наглядно-действенный характер мышления ребенка. Необходимо также помнить о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Игра помогает ребенку овладевать процессами анализа, сравнения, абстракции, обобщения.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В процессе игры дети активизируют свое внимание, память, мышление. Кроме учебного компонента, в процессе игры реализуются и здоровье сберегающие технологии. Постоянная смена деятельности (формы работы) способствуют снятию как физической, так и моральной нагрузки, ребенок больше двигается, чаще переключает внимание, что также способствует снятию напряжения, кроме того, игра дает прекрасную возможность показать свои способности даже самым слабым детям, ввиду различных способов деятельности, каждый ребенок может выбрать себе задание по уровню. Таким образом, в процессе игры решается много задач учебных, а также по сохранению физического и психического здоровья.

В своей работе, я подразделяю игры на несколько групп, которые развивают интеллект, познавательную активность ребенка .

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

III группа – дидактические игры.

IV группа – подвижные игры.

Я считаю, что совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Отбирая и планируя программное содержание, которое должны быть усвоено детьми в играх, четко определяю дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат.

Включая игру в педагогический процесс, я учу детей играть, создавать, по словам А.С. Макаренко, хорошую игру.

Руководя игрой, я воздействую на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использую ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняю и углубляю знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свои представления перенести в игровые действия.

А также через игру развиваю у дошкольников такие качества как: смелость, честность, инициативу, выдержку.

Организовывая игру, руководя ею, я воздействую на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка.

Для этого в группе, я, создала игровые уголки, к этому вопросу подошла творчески, т.к. успешное развитие игровой деятельности детей во многом зависит от моего умения организовать предметно-игровую среду.

В игровой комнате, я, создала игровые зоны.

Организовав относительно статичную предметно-игровую среду, я, разрешаю детям играть во всех удобных местах. У нас в группе нет неподвижно стоящих игрушек.

Игровой материал, представленный в группе разнообразен: это игры, игрушки, иллюстрации, подборки литературы, природный материал, дополнительный материал, игровые костюмы, рисунки и т.д.

На данный момент, я, работаю с детьми среднего дошкольного возраста, который характеризуется дальнейшем развитием игровой деятельности.

К этому возрасту игры стали совместными. Главное в этих играх не воспроизводство отношений взрослых к предметному миру, а имитация определенных отношений между людьми. У детей моей группы начали проявляться лидерские качества, развиваться организаторские умения и навыки. Замысел игры воплощается решением нескольких игровых задач, дети обычно сами договариваются перед началом игры. Содержание игры отражает разнообразные взаимоотношения. Действия с предметами уходят на второй план. Сюжет игры обычно развернут, появляются общественные сюжеты, комбинация сказок и реальной жизни. Дети используют в игре ролевой диалог, передающий характер роли. Ролевое взаимодействие долгое, групповое. В играх моих детей присутствует самостоятельный выбор предметов игры, совершенствуются способы замещения. Дети начинают выполнять правила игры, следят за выполнением правил другими детьми.

Для детей среднего возраста характерно объединяться в игре в небольшие группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. Возможности для проявления согласованных игровых действий у детей 4-5 лет пока невелики. Знания и представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок имеет, но у него недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества.

Данную особенность, я, учитываю при руководстве игрой, воспитываю умение уважать замыслы друг друга, поступаться личными желаниями. Чтобы научить детей играть, я использую методы, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащения игровых образов. К таким методам относятся рассказ педагога с демонстрацией иллюстрированного материала на тему игры, наблюдения, экскурсии, чтение литературы. Особое внимание я уделяю беседам с детьми о дальнейшем ходе игры, возможных действиях детей в той или иной роли, оказанию детям помощи в создании игрового образа. Создавать игровые образы помогают индивидуальные беседы, задания и поручения. Участвуя в играх детей, я иногда беру на себя главные роли, иногда выполняю роль рядового участника, но в любом случае, я руковожу игрой, направляю инициативу и творчество воспитанников. Ответственный момент в руководстве игрой – подведение ее итогов. При подведении итогов игры необходимо акцентировать внимание детей на их успехах, если даже у кого-то они были незначительными.

Читайте также:  Анализ двигательной активности детей на занятии

Вся игровая деятельность в группе проводится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями техники безопасности.

Планируя игровую деятельность, я в своей работе особое внимание уделяю сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра – это, прежде всего деятельность, игровая и учебная одновременно. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, это состояние связано со спецификой сюжетно-ролевой игры – действием с воображаемой ситуацией.

Если присмотреться, как играют наши дети , то увидим, что чаще всего дети в игровой форме воспроизводят быт взрослых . При создании воображаемой ситуации в игре, ребёнок учится участвовать в социальной жизни, т. е. выстраивается своеобразная модель мира взрослых. Сюжетно ролевая игра помогает осваивать взаимосвязь профессий. Так через игру ребёнок учится участвовать в социальной жизни, примеряя на себя роль взрослого.

Наблюдая за детьми нашей группы, заметила, что наши дети, проводящие много времени у телевизоров лучше знакомы с жизнью и отношениями героев мультфильмов, чем с окружающей их реальной жизнью. Поэтому поставила перед собой цель: «Создание комплексной системы представлений социальных отношений у детей через игровую деятельность». Накапливать и обогащать детский опыт в игре путём создания условий для сюжетно ролевых игр.

Исходя из цели, мною были поставлены такие задачи: повысить свой профессиональный уровень, пополнить развивающую среду атрибутами для сюжетно ролевых игр, подготовить картотеку сюжетно-ролевых игр в средней группе , провести работу с родителями по этой теме .

Процесс руководства детской сюжетно-ролевой игрой мною построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нём с обучением и воспитанием . Исходя из этого, можно выделить несколько методов руководства.

Прежде чем провести сюжетно ролевую игру проводилась экскурсия, наблюдение, беседа, составление рассказа из личного опыта, занятия с элементами сюжетно-ролевой игры, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм самими детьми , отговаривание правил игры, правил поведения во время игры.

Второй метод, это способствование становлению и развитию игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя , т. е я, стимулирую к созданию игровой обстановки, участвую как партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда, когда идёт усложнение.

В процессе работы я большое внимание уделяла, на формирование дружеских тёплых отношений детей друг к другу, учила решать конфликты мирным путём, побуждала придумывать сюжеты и объединять их в одну игру.

Подготовила картотеку сюжетно-ролевых игр в средней группе , постаралась внести новшества в развивающую среду .

Из опыта своей работы могу сказать, что именно через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает:

— усваивает социальный опыт;

— ребенок получает навыки коллективного мышления;

— именно в игре происходит становление ребенка как личности.

Таким образом, целесообразно организованная среда детского сада , полноценно обеспечит развитие индивидуальности дошкольника , подготовит его к новому социальному качеству. В результате опыт, получаемый в процессе проживания роли в сюжетно ролевой игре, формирует социальные представления дошкольников , обогащает их знания, мотивируя перенос социального опыта, приобретённого посредством участия в сюжетно ролевой игре со сверстниками, в реальную жизнь.

Также большое воспитательное значение в развитии дошкольников имеют подвижные игры, так как они помогают развивать у детей силу и смелость, ловкость и выносливость, сообразительность и находчивость, инициативу и волю, а также являются источником радостных эмоций.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Большое влияние они оказывают на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности.

Подбирая для детей подвижные игры, прежде всего, учитываю их возраст и индивидуальные особенности. Для начала использую игры с простыми правилами, где игровые действия каждого ребёнка не зависят от действий остальных участников. Игроки находятся вместе, но каждый из них выполняет свою задачу, стараясь проявить ловкость и быстроту, действовать строго по сигналу.

Чтобы игра была интересной и увлекательной, готовлю атрибуты.

Для игр спортивного характера, где дети соревнуются в меткости, выносливости и стремлении к победе, использую инвентарь из спортивного уголка.

Заметила, что такие действия с моей стороны создают благоприятные условия для формирования у детей общих интересов и умение радоваться успехам товарищей.

Дети среднего дошкольного возраста более активны и самостоятельны. Подбирая игры для них, учитываю, чтобы, выполняя игровые задания, дети согласовывали свои действия между собой, но при этом важным стимулом остаётся личная роль каждого в процессе игры.

Большой интерес вызывают у детей подвижные игры эстафеты. Здесь каждый ребёнок наглядно убеждается, как важна его роль в достижении общего результата, но, тем не менее, общий успех зависит от умения действовать согласованно с остальными участниками по команде. Обращаю внимание детей, что в играх – эстафетах нужно действовать строго по сигналу, ждать своей очереди, выполнив же задание, нужно занять место в конце своей команды. Стараюсь сформировать у детей нравственные качества, такие как:

а) доброжелательность, т.е. спокойно реагировать на замечания товарищей;

б) вежливость, т.е. спокойно исправлять ошибки товарищей;

в) уметь достойно выигрывать и проигрывать.

При подведении итогов игры всегда отмечаю что, как всегда победила самая дружная команда, в которой игроки помогали друг другу, чётко и быстро выполняли правила игры.

Итогом воспитательной работы при формировании взаимоотношений дошкольников в подвижных играх является их возросшая активность и самостоятельность в организации своего досуга, т.к. подвижные игры – одно из средств комплексного воспитания детей.

Еще один вид игр, которые я использую для развития и воспитания дошкольников – это дидактические игры.

В дидактических играх перед детьми, я ставлю те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающее значение.

Большую роль в дидактической игре отвожу правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Я считаю, что не мало важным в воспитании и развитии дошкольников в игре, является тесное сотрудничество семьи и воспитателя.

Познавая новое, ребенок открывает самого себя, мы – взрослые: воспитатель и родители – должны помочь ему в этом. Работа с родителями – это тот фундамент, на который я могу, смело опереться. Консультации, беседы, родительские собрания, мероприятия с участием родителей – вся эта работа ведется ежедневно и прописана в календарном плане, с целью донесения семье, что игра является важным средством в развитии, обучении и воспитании дошкольников.

Родителями был внесен огромный вклад в создание материалов для театральной деятельности.

Все мы – дети, родители, воспитатель, одна большая и дружная семья.

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные мной условия, и использование эффективных форм работы с детьми и родителями, а также рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, считаю способствует эффективному развитию и обучению дошкольников в игре.

источник

Теоретические и методические основы

организации игровой деятельности детей

1. Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников.

1.1. Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольников

1.2. Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников

1.3. Наблюдение и анализ театрализованной игры дошкольников

1.4. Наблюдение и анализ режиссерской игры дошкольников

1.5. Наблюдение и анализ дидактической игры дошкольников

1.6. Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников

Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольника

Игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника, имеющая большое значение для его всестороннего развития. Поэтому педагог обязан пристально изучать работу в часы игр, анализировать состояние игровой деятельности детей в разных группах в разные периоды времени, помогать в руководстве детскими играми, обсуждать эти вопросы на педагогических совещаниях.
Для того чтобы сделать выводы об играх детей и воспитательной работе в часы игр, нужно проводить систематические и целенаправленные наблюдения, включать их в календарный план работы.
При анализе воспитательной работы в процессе игр следует руководствоваться задачами, определенными «Программой воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе.
Предметом наблюдений должно быть содержание детских игр, поведение и взаимоотношения детей во время игры и педагогическое руководство игрой. Во время игр держать в поле зрения и детей и воспитателя значительно труднее, чем во время занятий, когда деятельность детей однородна. Поэтому лучше ограничить круг объектов наблюдения и наметить одну конкретную задачу: наблюдать содержание игр в целом или игру небольшой подгруппой детей, одного ребенка или деятельность воспитателя. При этом необходимо вести записи, собирать фактический материал, характеризующий состояние работы и дающий возможность сделать правильные выводы.
При единичных наблюдениях иногда может показаться, что все обстоит благополучно: все дети играют, содержание игр разнообразное,— но эти выводы могут быть ошибочными. Например, в одной подготовительной группе на прогулке часть девочек начинает хороводную игру, несколько мальчиков сразу же берут городки, некоторые что-то строят в песочном дворике, остальные— бесцельно бродят по участку. Наблюдения в этой же группе на следующий день показали, что группировки детей почти не изменились, содержание игр осталось тем же, те же «одиночки» бродили по участку, не умея включиться в игры других детей. Подобная картина должна вызвать беспокойство, так как совершенно очевидно, что педагоги в этой группе не руководят играми детей.
Пристального внимания требует и содержание сюжетно-ролевых игр. Если, например, в старшей группе, как и в предшествующие годы, дети играют только в «больницу» и «семью» и в их играх отражается лишь бытовая сторона жизни, значит, содержание жизни самих детей бедное. Необходимо вместе с воспитателями пересмотреть всю работу, продумать, что читать, о чем рассказывать детям, куда сходить на экскурсию, чтобы обогатить их впечатления, затронуть чувства, расширить интересы, чтобы вызвать желание отразить в играх интересные события окружающей жизни. Известно, что, если услышанное или увиденное затронуло чувства детей, они стремятся выразить свои впечатления в рисунке, лепке, конструировании и обязательно в игре.
Наблюдение игр в целом дает представление о наиболее популярных в группе играх, об игровых группировках детей или их отсутствии, об игрушках и игровых материалах, которыми дети пользуются чаще всего, о деятельности воспитателя. Когда дети начали играть, как перешли к играм — сами или по указанию воспитателя. Все ли дети были заняты. Сколько организовалось группок играющих, поскольку человек в каждой; сколько детей играло в одиночку. Какова тематика сюжетно-ролевых игр; в какие подвижные, дидактические, настольные игры играли дети, поскольку человек. Сколько детей занималось другими видами деятельности и сколько времени. Какими игрушками больше пользовались, а какими не пользовались совсем.
Где и как размещены игрушки и прочий игровой материал для разных видов игр, как им пользуются дети (свободно или с разрешения воспитателя). Какой дополнительный материал есть в распоряжении детей, какие игрушки-самоделки, кем сделаны — воспитателем, родителями, самими детьми. Делались ли игрушки в процессе игры, созданы ли для этого соответствующие условия. Когда дети закончили играть. Убрали ли весь игровой материал, которым пользовались, или сохранили обстановку, созданную в процессе сюжетно-ролевой или строительной игры.
На основании этих записей педагог делает выводы: воспитан ли у детей навык играть в отведенное по режиму время, сколько (фактически) продолжалась игра. Есть ли навык играть вместе, организовать коллективные игры. Насколько разнообразна тематика сюжетно-ролевых игр, отражаются ли в них знания и впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, при чтении сказок и пр.
Какое место занимают игры с правилами: подвижные, дидактические, хороводные и др.
Взаимоотношения детей в игре: доброжелательны ли дети друг к другу, достаточно ли вежливы, дружны, умеют ли играть вместе, договариваться о совместных действиях.
Удобно ли было детям играть, обеспечена ли возможность свободно пользоваться игровым материалом. Какие игрушки дети любят больше, какие игровые материалы следует пополнить, какие убрать. Как пользуются строительным материалом (есть ли навыки конструирования). Насколько бережно дети обращаются с игрушками. Созданы ли условия для продолжения, дальнейшего развития начатых игр.
Соответствует ли содержание, характер, организация игр возрасту детей.
Наблюдение устойчивых группировок детей в игре. В данном случае должны обратить внимание на содержание конкретной игры, ее развитие, на взаимоотношения детей в игре, проявление тех или иных сторон личности ребенка в маленьком коллективе. Заведующий подробно записывает, как началась игра, во что играли, кто был инициатором; как дети договаривались, кто, что будет делать; были ли при этом споры, обиды, кто уступил. Выбирали ли дети место для игры или играли там, где расположен игровой материал. Какие игрушки они взяли для игры, какой дополнительный материал использовали. Кому принадлежала инициатива в процессе игры. Были ли в игре пассивные дети, только подчинявшиеся чужим распоряжениям. Придерживались ли дети первоначального замысла или меняли его. Сохранился ли интерес к взятой роли у всех детей. Сколько детей выбыло из игры, почему; сколько примкнуло к данной группе играющих, по чьей инициативе, как их приняли.
Были ли конфликты среди играющих, в связи с чем, как они разрешались, как повлияли на дальнейший ход игры. Сколько времени длилась игра, как она закончилась. Договаривались ли дети продолжить игру или убрали весь материал после игры. Все ли дети принимали в этом участие. В чем выразилось руководство воспитателя данной группкой играющих: непосредственное участие в игре, помощь в ее организации, советы в процессе игры, рекомендация игрушек, дополнительных материалов для игры, разрешение конфликтов и др. В процессе наблюдений очень важно записать, как вел себя тот или иной ребенок, отметить его как положительные, так и вызвавшие тревогу слова и поступки, чтобы потом обратить на них внимание воспитателя, дать ему необходимые советы, понаблюдать за этим ребенком в дальнейшем.
Подробная запись коллективной игры дает возможность сделать выводы об умении детей играть вместе, договариваться, советоваться, уступать друг другу, приходить к совместным решениям. Взаимоотношения детей в игре показывают, насколько воспитаны у них чувства дружбы, ответственности за порученное дело. Есть ли в группе организаторы, не подавляют ли они инициативу других детей. Насколько развито у детей умение активно действовать, пользоваться своими знаниями, творчески относиться к выбору сюжета, использованию игрушек и дополнительного материала для осуществления задуманного.
Подробное наблюдение за той же устойчивой группкой детей целесообразно повторить через небольшой промежуток времени и снова зафиксировать не только содержание игры, но и участников (отметить, есть ли новые дети, те же ли в группе организаторы, изменилось ли содержание игры, как она закончилась и т. п.). Сравнение этих записей дает возможность сделать правильные и объективные выводы.
Во всех возрастных группах встречаются дети, не умеющие ни организовать игру, ни примкнуть к другим играющим. Одни из них спокойно рисуют, смотрят книги или бродят от одной группки к другой; другие проявляют агрессивность, мешают играющим, расстраивают игру. Наконец, есть дети, предпочитающие играть в одиночку. Наблюдать следует за разными детьми, даже за теми, которые ничем особенно не выделяются и хорошо чувствуют себя в коллективе, пользуются авторитетом. Все это поможет в работе с менее активными детьми.
Наблюдая за одним ребенком, педагог как можно подробнее фиксирует, что он делал в течение всего периода, отведенного для игры (в помещении или на участке): как он начал играть, во что, сразу ли пошел к определенной игрушке или выбирал, раздумывал. Как играл с игрушкой, какую проявил выдумку, убрал ли игрушку на место. Обращался ли к воспитателю, с чем. В чем проявилось внимание воспитателя к этому ребенку.
Сколько времени ребенок занимался одной игрушкой, играл один или с группкой детей, как включился в игру (или привлек других детей к своей игре). В чем проявлял инициативу (или был исполнителем замысла других детей). Сколько времени играл. Если он занимался другим видом деятельности, то каким именно и сколько времени, на что переключался и т. д.
Эти записи помогут воспитателю понять индивидуальные особенности ребенка и найти наиболее эффективные способы воздействия на него. Готовя педагогический совет, посвященный вопросам воспитания детей в игре, заведующий может предложить воспитателям, свободным в данный момент от работы, понаблюдать за отдельными детьми в определенной группе, сделать подробные записи (по указанным выше вопросам), проанализировать их и своими мнениями поделиться с товарищами.
Наблюдение деятельности воспитателя. В данном случае заведующий выясняет, что воспитатель делает во время игр детей; к каким детям обращается, зачем; кто из детей обращается к воспитателю; как и что отвечает воспитатель детям; в чем выражается его помощь в организации игр и т. д.
На основании записей заведующий делает вывод о качестве педагогического руководства играми детей. В беседе с воспитателем прежде всего отмечает то положительное, что ему удалось увидеть в данной группе, а затем указывает и на недостатки.
Вместе с воспитателями группы заведующий продумывает, как улучшить работу, как руководить детьми, требующими особого внимания, и т. д. После подобных наблюдений в разных группах и бесед с воспитателями выявятся те вопросы, которые целесообразно вынести на обсуждение коллектива.
Систематические наблюдения и анализ состояния игровой деятельности помогут заведующему улучшить воспитательную и организационную работу. Может быть, возникнет необходимость организовать обмен опытом, обсудить этот вопрос на педагогическом совещании, уточнить режим дня, чтобы наиболее полноценно использовать время, отведенное для игр, пересмотреть организацию труда персонала, пополнить и улучшить оборудование для игр на воздухе, продумать подбор и хранение выносного материала, изменить, дополнить ассортимент игрушек и т. д.

Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольника.

Протокол наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы.

Сюжет игры: «овощной магазин».

Длительность игры: 20 минут.

-Кира подошла к Наташе: Кира послушай, у меня в магазин привезли, много яблок ты придешь ко мне купить?

Читайте также:  Анализ двигательной деятельности детей на прогулке

Наташа: Кире я не хочу покупать яблоки можно я буду продавцом?

Кира: Да Наташенька, а я тогда кем буду? Я тоже не хочу быть покупателем.

Наташа: Кира, а давай ты будешь заведующей магазина, кому-то надо фрукты заказывать.

-Увидела игру девочек Даша : Кира я тоже хочу играть с вами?

Кира: У нас нет покупателя, будешь у нас фрукты покупать?

Даша: да, я только домой за дочкой схожу.

-Даша уходит, берет куклу, наряжает дочку, берет сумку.

Даша: У нас дочурка все овощи закончились щи надо сварить, некапризный, я тебе в магазине вкусненькое куплю.

-Кира с Наташей в это время расставляют, мягкие столы на них выкладывает, овощи и фрукты, Припасают красивые пакетики, весы, кассу.

Кира: Наташа, а кто у нас кассиром будет?

— К девочкам подходит Артем: Я тоже хочу играть?

Кира: Артем нам надо завести товар, ты будешь шофером?

Артем: Да я пойду, заведу машину. Артем взял стул и колцеброса, взад построил из строителя кузов, сел и зарычал, потом встал и стал нагружать кузов картошкой(заменителем служили кубики из конструктора)

— чтобы помочь девочкам в развитии сюжета к ним присоединилась воспитатель

Нина Константиновна: Можно я буду кассиром, я очень хочу с вами играть?

— девочки с удовольствием соглашаются .

Нина Константиновна : Девочки надо фасовать пакеты свежими овощами, к нам привезли новый завоз картофеля.

Артем: Я картофель привес кто разгружать будет?

Кира: это мужская работа надо принять на работу грузчика.

-Кира подходит к Гене: Гена послушай ты все равно один играешь,пойдем играть с нами?

Кира: я тебя на работу беру, разгружать товар в магазин?

— Гена засмеялся, подошел к Артему.

Гена: Артем, ты поможешь мне?

Артем: конечно, помогу, я друзьям всегда помогаю.

Гена и Артем подходят к воспитателю и спрашивают.

Артем: куда разгружать товар? Мы тут овощи привезли, капусту, картофель, огурцы, а выгружать, незнаем куда.

Нина Константиновна: В склад, он будет здесь, показывает на разных размеров коробки.

— мальчики сортируют овощи и фрукты по коробкам.

Кира : берет яблоки и угощает ими мальчиков.

Артем и Гена изображают, что едят яблоки с удовольствием.

Гена: наложи мне яблок побольше — я друзей угощу.

Кира: Я больше не могу вас угостить, если хотите еще идите к продавцу она вам продаст, сходите и заплатите деньги кассиру.

Даша: рассматривает овощи, подходит к Наташе (продавцу)

Даша: у нас дома закончились овощивзвесьте, пожалуйста мне картофель.

-Наташа улыбается и накладывает в пакет кубики.

Наташа: Вам сколько килограмм наложить два или три?

Даша: Положите, нам с дочкой полный пакет мы дома пожарим, на сковородке.

-Наташа лежит пакет на весы подает пакет Даша, улыбается с вас 40 рублей, вам надо заплатить в кассу, там у нас кассир есть

Даша: вот, пожалуйста, возьмите.

-Даша протягивает руки и подает фантики от конфет кассиру.

Кира подходит к Наташе и Даше, отбирает у Даши пакет и говорит вредным голосом.

Кира: мне не нравиться играть ты Наташа все с Дашей и Дашей, а мне скучно.

Воспитатель: Где заведующая? Мне надо проверить документы все ли овощи привез шофер.

-конфликт между девочками прекращается, Кира бежит проверять коробки. Считает на калькуляторе и пишет в листок карандашом.

-Подходит к Кире Настя и просится принять ее в игру.

Настя: Кира давай помогу, я тоже хочу.

Кира: я сама справлюсь, мне помощники не нужны. И вообще ты с нами не играешь!

-Воспитатель предлагает Кире принять Настю, объясняя что нужны в магазин фасовщики, а то продавцу очень тяжело работать одной и продавать товар и фасовать овощи.

-Кира настойчиво отказывает Насте, объясняет ей, что справиться без ее помощи.

-Настя сильно обижается, подходит к Даше и говорит.

Настя: Даша можно я буду твоей дочкой, и мы вместе пойдем в магазин?

— Даша радостно соглашается, надевает Насте платок, берет сумку.

Даша: Мы дочка опаздываем, берет Настю за руку и ведет в магазин.

Даша: Здравствуйте мне надо купить яблок дочке. Она у меня бледная наверное витамин не хватает?

Настя: мама купи мне бананы, ну купи . Настя настойчиво капризно просит чтобы ей купили бананы.

Даша: потерпи у нас мало денег, вот придем домой я еще денег возьму.

Кира: здравствуйте , не переживайте мы дадим вам взаймы, что хочет ваша дочка? Кира улыбается и дружелюбно смотрит на Настю.

Кира: Наташу запиши покупателям бананы.

Наташа: вы должны 5 рублей, я запишу в тетрадку

-Наташа берет тетрадку и чего-то пишет карандашом.

-Артем в это время набрал в плетеную корзинку лото.

Артем: я огурцы привез, куда разгружать надо.

Тут подходят все дети, которые принимают участия в игре и начинают выкладывать лото (огурцы) к другим овощам.

Кира : а давайте после занятий продолжим игру, а?

Наташа: там времени мало, мы гулять пойдем.

Воспитатель : Ничего страшного ребята мы доиграем позднее .

Гена: все равно у нас все сломают.

Анализ сюжетно- ролевой игры.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1.Как возникает замысел игры?

2. Обсуждается ли замысел игры с партнером?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре?

5. умеет ли сформулировать игровую цель. Игровую задачу словестно и предложить ее другим детям.

Содержание игры

1.Что составляет основное содержание игры ( действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2.Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных бытовых игр, отражающих общественные отношения.

1.Насколько разнообразны сюжеты игры. Указать их название и количество. (из беседы с воспитателем.

2.какова устойчивость сюжета игры, насколько ребенок следует одному сюжету.

3.Сколько событий ребенок объединяетв один сюжет.

4.Насколько развернут сюжет. Представляет ли он от себя цветочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

5.Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Каковы источники сюжетов игры.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1.Обозначают ли выполняемую роль словом и когда (во время игры или до игры).

2.Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога, (направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4.Передает ли и как передает характерные особенности персонажей.

5.Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные. Как относятся к необходимости выполнять второстепенные роли.

6.Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность. Устойчивость и характер взаимоотношения.

7.Есть ли у ребенка любимые роли. И сколько ролей может выполнять в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы.

1.Использует ли ребенок игровые предметы-заместители и какие. По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.

2.Дает ли словестное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.

3.Кто является инициатором выбора предмета заместителя, сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4.Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5.Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости разнообразия, адекватности, согласованности своих действийс действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

Игровые правила.

1.Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правила ребенком.

2.Как соотносит ребенок выполнение правил со взятой на себя ролью.

3.Следит ли за выполнением правил другими детьми как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

Достижения результата игры

1.Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом

3 какими средствами достигается реализация замысла.

Особенности конфликтов в игре

1.По поводу чего чаще всего происходят конфликты ( распределение ролей, выполнение правил итд)

2.Каковы способы разрешения конфликтов

Игровая среда

1.Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры

2. Использует ли игровую среду.

Роль взрослого в руководстве игрой

1.Обращается ли ребенок во время игры ко взрослому и по какому поводу

2. Предлагает ли взрослого принять в игру.

Предложением ребенка Киры, стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка потребность в партнерском взаимодействии, реализуются в более длительном общении с другими детьми. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливаются в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений. Усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей(Завидущая магазином, кассир, продавец, грузчик, машинист), в согласовании ролевых действий (грузчик разгружает привезенный шофером товар, завидущая уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умение сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета (пока грузчик разгружает товар, покупатель по-разному решает, что им делать: побыть в это время дома и одеть дочку в магазин. Заведующая считает приведенный товар итд.

Реальные взаимоотношения связаны с организацией игры, по ним определяются дети — лидеры, организаторы игры Кира и Наташа (договариваются о начале игры; распределяют роли, принимают или не принимают других в игру).

В игре дети проявляют повышенный интерес, инициативу и самостоятельность; играют увлеченно, каждый раз внося что-то новое.

Разыгрывая роли, дети широко используют не только знания о профессиях но и развивает у детей фантазию используя, предметы-заместители; кубики-картофель, лото – огурцы, фантики – деньги, кольцеброс – руль, стул – машина. Действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого «списан портрет», использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек,которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом(кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображении

Источниками сюжетной игры являются беседа воспитателя с детьми о профессиях, чтение стихов.

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры;

— интересовался: «Во что играете?»;
— предлагал новые игровые действия;
— предлагал новые роли;
— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;
— предлагал новые игровые ситуации;

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

-предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия).

-Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.);

-Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек;

-Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

-Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики и жестов.

Цель: Цель нашей работы состоит в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников: реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении

2. Развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

Развитие игровой деятельности

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

Замысел игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Во время игры дети намечают общий план, в продолжительности включают в ее новые идеи и образыто есть плановость согласованность игры сочетается с импровизацией.

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми

Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Для детей характерно узнать как можно больше о том, во что они играют. Общественные сюжеты занимают значительное место в их игре, они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчерпнутые из наблюдения, рассказа воспитателя, книг, кино-фильмов.

Игровые действия, игровые предметы

Игровые действия часто заменяются словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами – заместителями, природными материалами, игрушками. Широко используют в игре подсобные материалы. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые материалы

Дети осознают, что соблюдение правил является условием

Роль взрослого в руководстве игрой

Проблема развития режиссерских игр связывается с созданием педагогических условий:

-организация развивающей среды;

-создание эмоционально — положительного тона общения;

-осуществление руководства режиссерскими играми, способствуя развитию взаимоотношений со сверстниками внутри игры.

Однако, для того, чтобы использовать игру, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять: индивидуальный подход, наблюдение за детьми, проводить специальную работу по составлению сюжета игры.

Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.

Протокол наблюдения за строительной игрой детей старшей группы.

Сюжет игры: «Дома на нашей улице».

Дата наблюдения: 24.09.2016годг.

Длительность игры: 20 минут.

После завтрака Марк (5л6м) подходит к Артему (5л) , Роме (6л8м), Наташе(6л), Полине (6л1м) и спрашивает.

-А вы будите сегодня строить? «Возьмите меня к себе в игру, я буду кубики вам подавать» Артем Наташе Рома строят дом. Дети изображают строительных рабочих. Марк подает материал. Рома строит дом, а Наташа— изгородь вокруг дома. Рома несколько раз перестраивает дом, старается сделать его красивым. Отходит, смотрит, а потом что-нибудь переделывает. Наташа сделала изгородь и хотела помочь Роме, но Рома заметил ему, что изгородь у него получилась некрасивая. «Я дом красивый строю, а забор плохой. Ты ворота сделай. И флаги можно поставить, увидишь, хорошо будет». Поодаль девочки устроили столовую. «Заведующая столовой» Поля звонит по телефону: «Привезите, пожалуйста, компот».
Рабочие стройки просят накормить их.
Поля. Мы вам сейчас принесем и суп и компот.
Воспитательница. Вам не надо нести, пусть рабочие в перерыв придут к вам обедать.
Девочки начинают сооружать столы из крупного строительного материала, стулья, расставляют посуду: «Ой, скоро рабочие обедать придут, а у нас еще не готово!»

Артем: подходит к девочкам и говорит «Не переживайте я помогу вам построить столовую». Марк подошел к Артему протягивая крупные кубики предлагая «Тем давай мы с тобой построим из этих кубиков столовую?»

Мальчики стали строить замкнутое пространство, в нем построили стулья и столы.

Артем «У нас лучше получилось ставьте посуду к нам на стол. Сейчас наши работники придут».

Поля и Наташа начинают ставить тарелки и чашки.

Сначала Марк присматривался, подавал нужный материал. Постепенно он стал не только помощником, но и равноправным участником играющего коллектива. Вместе с детьми обсуждал, что лучше построить. Рома предложил Марку построить Кинотеатр « Марк построй кинотеатр . чтобы скучно нам не было с работы пойдем мультфильмы смотреть» Марк нередко отстаивал свое предложение. Двустороннее воздействие со стороны педагога и детей оказало значительное влияние на Марка.

Марк ровно друг на друга укладывал кирпичики, на них поставил кубы, на кубы цилиндр, на цилиндр конус.

Наташа подошла к Марку и предложила ему свою помощь «Марк давай построим, забор как у Ромы будет, здорова».

Марк согласился с Наташей.
Строительные игры в жизни детей старшей группы занимают значительно большее место, чем в младшей. Это обусловлено тем, что опыт детей шестого года жизни шире и разностороннее. Потребность выразить свои впечатления об окружающем, о постройках, транспорте, труде взрослых людей, о разных явлениях быта семьи и детского сада определяет характер и содержание игры.
Дети 5—7 лет значительно самостоятельнее, чем дети 4 лет. Круг их сведений о явлениях жизни, о строительных материалах и их свойствах шире, полнее, чем у детей младшей группы. У них богаче сенсорный опыт; он в основном добыт на предшествующей возрастной ступени и пополняется повседневно в процессе индивидуального развития ребенка.
У детей этого возраста шире двигательные возможности — большая свобода и быстрота передвижения, большая точность движений, их ловкость; при соответствующих упражнениях достигается значительное развитие мелкой мускулатуры рук у детей, что создает предпосылки для самостоятельного изготовления некоторых нужных для игры вещей, игрушек.
В процессе воспитания и обучения у детей появляются качества, которые открывают новые возможности для руководства строительной игрой, позволяют ставить новые воспитательные задачи: развитие сообразительности, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках, транспорте, о различных трудовых процессах. Способность к более точному восприятию, более тонкой дифференциации формы, величины создает возможность в большей мере опереться на зрительное восприятие готовой постройки, рисунка, фотографии, которые могут при известных условиях помочь педагогу в развитии строительной деятельности детей.

Рассматривая вопрос о педагогическом руководстве строительной игрой в старшей группе, нельзя не напомнить тех предпосылок, которые обеспечивают успех этого руководства. Важнейшей из этих предпосылок является накопление первого опыта строительной игры у детей, для которых эта игра является новой деятельностью.
При отсутствии умения строить дети не достигают результата, а это мешает развитию у них положительного отношения к строительной игре. Наиболее эффективными путями накопления первого строительного опыта является совместная игра педагога с ребенком, в процессе которой он показывает, как надо сделать ту или иную постройку, обращает внимание на удачные постройки детей, умеющих хорошо строить, рекомендует наиболее простой строительный материал в начале работы, а по мере освоения его предлагает более сложный. Этому помогает атмосфера созидания, в которую попадают дети, впервые поступившие в детский сад. Некоторые дети вначале робко, а потом все более и более смело присоединяются к играм «опытных строителей»

Анализ строительной игры.

Количество детей пять детей участвовало в игре

Название игры «Дома на нашей улице»

Воспитатель ЧерепенинаНина Константиновна

источник