Меню Рубрики

Анализ двигательной активности детей на занятии

Цель: Проанализировать работу педагогического коллектива по обеспечению двигательной активности в ДОУ.

Сроки проведения: с 1 — 15 февраля 2011.

Возрастная группа: старшая и подготовительная к школе группы.

Ответственные за проведение контроля: заведующая, старший воспитатель.

Методы контроля:

  • Посещение занятий;
  • Диагностика детей;
  • Проверка календарных планов воспитателей;
  • Обследование предметно-развивающей среды для организации двигательной активности;

Рабочий материал, для осуществления тематического контроля:

  1. График проведения контроля;
  2. Протокол обследования предметно-развивающей среды для развития двигательной активности;
  3. Карта «Организация двигательного режима в первую половину дня», «Организация двигательного режима во вторую половину дня»;
  4. Карта оценки профессионального мастерства воспитателя по воспитанию у детей двигательной активности;
  5. Карта «Анализ физкультурного занятия»;
  6. Карта «Организация прогулки»;
  7. Карта «Итоги тематической проверки»

Протокол обследования предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей

Вопросы на контроле Возрастные группы
Дата проверки
Правильное расположение мебели и игрового материала в группе, с тем чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность
Подбор мебели по росту детей и соответствующая ее маркировка
Наличие картотеки подвижных игр по возрасту
Наличие атрибутов для подвижных игр
Наличие атрибутов для игр с прыжками /скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания /
Наличие атрибутов для игр с бросанием / кегли, кольцеброс, мячи, мешочки, Мешочки с песком, дартс, летающее блюдце.
Наличие спортивных игр/городки, Бадминтон. /
Наличие в группе комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения
Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке
Наличие в группе условий для гигиенических процедур/ правильно оборудованное помещение умывальника: наличие поддона для мытья ног; содержание в порядке полотенец, их маркировка, наличие стаканчиков для полоскания полости рта, наличие у каждого индивидуальной расчески/

Организация двигательного режима в первую половину дня

Вопросы на контроле Возрастные группы
Дата проверки
Подготовка, проведение и эффективность утренней гимнастики
Наличие в группах методической литературы по ФИЗО
Работа инструктора Планирование занятий
Овладение детьми основными движениями
Сочетание упражнений разного уровня интенсивности
Дифференцированный подход к детям
Подготовка к занятиям по ФИЗО
Участие воспитателей в занятиях по ФИЗО
Планирование и проведение подвижных игр на прогулке
Подготовка, проведение и эффективность гимнастики после сна
Организация и проведение закаливающий процедур
Устройство (обновление физкультурных уголков в группах
Планирование и проведение физкультурного досуга
Работа с родителями по теме «Воспитание здорового ребенка»
Дыхательная гимнастика: владение методикой, регулярность проведения, приемы обучения детей

Организация двигательного режима во вторую половину дня

Вопросы на контроле Возрастные группы
Дата проверки
Подготовка, проведение и эффективность утренней гимнастики
Наличие в группах методической литературы по ФИЗО
Работа инструктора Планирование занятий
Овладение детьми основными движениями
Сочетание упражнений разного уровня интенсивности
Дифференцированный подход к детям
Подготовка к занятиям по ФИЗО
Участие воспитателей в занятиях по ФИЗО
Планирование и проведение подвижных игр на прогулке
Подготовка, проведение и эффективность гимнастики после сна
Организация и проведение закаливающий процедур
Устройство (обновление физкультурных уголков в группах
Планирование и проведение физкультурного досуга
Работа с родителями по теме «Воспитание здорового ребенка»
Дыхательная гимнастика: владение методикой, регулярность проведения, приемы обучения детей

КАРТА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Дата поведения ________________ группа _____________

№ п/п Перечень профессиональных знаний и умений воспитателя Ф.И.О. воспитателя
Знание программных задач по физическому воспитанию для детей своего возрастной группы
Знание показателей физического развития для детей своей возрастной группы
Знание индивидуальных особенностей развития детей своей возрастной группы, показателей их здоровья
Умение правильно расставить мебель для обеспечения двигательной активности детей
Правильный подбор и соответствующая маркировка мебели в зависимости от роста детей
Грамотный подбор подвижных игр по возрасту
Правильное оформление физкультурного уголка в группе
Умение правильно организовывать занятия по различным видам деятельности с точки зрения обеспечения двигательной активности детей
Знание 5-7 физкультминуток
Наличие комплексов физминуток в группе
Знание методики проведения утренней гимнастики и разных форм ее проведения
Знание методики проведения гимнастики пробуждения
Взаимодействие на занятии с инструктором физо
Знание методики и умение провести занятие по физкультуре
Знание различных методов закаливания
Выполнение рекомендаций по закаливанию детей, данных врачом
Грамотное руководство формирования у детей культурно-гигиенических навыков
Точное соблюдение режима дня
Контроль за работой помощника воспитателя по поддержанию чистоты и порядка в группе

Анализ физкультурного занятия

№ п/п Вопросы для изучения Да Нет Частично
Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия / помещение, одежда. Оборудование/?
В какой степени больше осуществлялись задачи:

-оздоровительные

Соответствуют ли задачи данному возрасту? Понимают ли дети поставленные перед ними задачи В какой степени присутствуют разнообразные методы и приемы организации, обучении -индивидуальный подход -фронтальный -поточный -подгрупповой -словесный -показ взрослого -показ ребенка -в заключительной Моторная плотность Общая плотность Используются ли нетрадиционные формы в занятии Активность выполнения ОРУ, ОД, подвижных % Осознанно ли дети воспринимают материал? Понимают ли дети поставленные задачи? Проявляют ли дети самостоятельность в поисках новых способов действий? Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание? Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий ? Соответствует ли физическая нагрузка на все группы мышц: — в водной -в основной -в заключительной Ваши предложения
№ п/п Вопросы на контроле Возрастные группы, недели месяца
Группа Группа Группа
1 2 3 1 2 3 1 2 3
Планирование прогулки
Планирование подвижных игр
Планирование дидактических игр
Планирование сюжетно-ролевых игр
Планирование наблюдений за природой и состоянием погоды
Организация трудовой деятельности на прогулке
Соответствие одежды сезону
Наличие выносного материала по сезону
Двигательный режим на прогулке
Организация наблюдений за природой и состоянием погоды
Обучающие, дидактические на прогулке
Сюжетно-ролевые игры на прогулке
Гигиенические процедуры после прогулки
Процедура раздевания. Порядок в шкафчиках и раздевалке

Итоги тематической проверки

Цель проверки ________________________

Дата проведения _______________________

источник

Диагностика уровня двигательной активности детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях

Экспериментальные исследования проводились на базе МДОУ №7 г. Соль-Илецка Оренбургской области.

Экспериментальные исследования проводились с детьми подготовительной к школе группы (далее ЭГ), не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой. Экспериментальным фактором стало внедрение системы физкультурных занятий с применением эффективных по сравнению с рекомендациями [28; 31] методов и приемов повышения двигательной активности детей 6-7 лет. Контрольной группой (КГ) были дети того же возраста МДОУ № 7 г. Соль-Илецка.

На начальном этапе была проведена комплексная оценка физического состояния детей на основе показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. Изучение состояния здоровья детей проводилось на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определялась группа здоровья, группа допуска к занятиям по физической культуре, выявлялось наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определялось гармоничность развития. Физическая подготовленность дошкольников оценивалась в процессе педагогического тестирования с использованием общепринятого комплекса тестов [30; 37]. После сравнения результатов с региональными нормативами обе группы (КГ и ЭГ) были отнесены ко второй подгруппе — дети первой и частично второй групп здоровья, имеющие основную группу допуска к занятиям по физической культуре, обладающие средним и ниже среднего уровнем физической подготовленности.

В процессе комплексной оценке физического состояния дошкольников помимо выявления индивидуальных характеристик каждого ребенка, мы определили и общегрупповые особенности, свойственные большей части обследуемых. Так, например, в процессе стоматоскопического обследования было установлено, что более 50% детей имеют функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, деформации стоп) и в связи с этим при тестировании физической подготовленности у большинства испытуемых зарегистрированы низкие результаты в упражнениях, характеризующих уровень развития силы мышц, туловища и гибкости. Значит, следует предусмотреть разработку соответствующих комплексов, направленных на формирование правильной осанки, укрепление «мышечного корсета», развитие гибкости.

Проведенное нами комплексное обследование физического состояния дошкольников опытных групп позволило сделать вывод об отсутствии достоверных различий в показателях физического развития и физической подготовленности между ними.

Оценка двигательной активности (ДА) проводилась путем вычисления общей и моторной плотности.

Общая плотность (ОП) представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

ОП = (полезное время / продолжительность занятия) х 100.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для объяснения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

Моторная плотность (МП) занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.

Если общая плотность занятия при правильной организации, приближается к 100%, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая МП может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда 65-67% считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 80-90%.

Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечно-сосудистой и дыхательной).

Частота сердечных сокращений (ЧСС) является информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты сердечных сокращений в процессе выполнения физической нагрузки и в восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.

При правильном построении занятий с повышенной двигательной активностью детей частота пульса к концу вводной части (на 2-3 мин.) должна достигать 140 уд./ мин., что составляет 40 — 50% по отношению к исходному уровню (90-100 уд./мин.) В основной части занятия частота пульса должна колебаться в пределах 140-180 уд./мин., достигая максимальных величин при беге со средней скоростью и в подвижной игре. При проведении общеразвивающих и основных движений пульс должен находиться в пределах 135-15- уд./мин. В заключительной части — снижаться до 130-120 уд./мин. Таким образом, частота пульса при ОРУ должна увеличиться на 35-45%, при основных движениях — на 40-50%, при беге и в подвижной игре может увеличиться на 80-100%, в заключительной части снижается на 20-30%; в среднем ЧСС на занятии должна находиться в пределах 140-160 уд./ мин.

Для оценки двигательной активности детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях мы использовали хронометраж и пульсометрию. Метод хронометража использовался для измерения моторной плотности занятия. Наиболее простой способ — использование секундомера с суммирующим устройством [44]. Методика проста: секундомер настраивается на рабочее состояние. Из двух рабочих кнопок во время хронометража используется одна — она нажимается в момент начала и окончания каждого периода движения ребенка. В конце наблюдения на малом циферблате стрелка показывает общее время движения за весь период наблюдения. Соотношение двигательной активности к общему времени наблюдения в процентах подсчитывается по формуле:

Время ДА = дв. 100% / вр. набл.

Проанализировав серию физкультурных занятий в опытных группах мы определили среднюю МП на них, которая составила не более 65-70%. Это, по нашему мнению, не оказывает оздоровляющий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. А общая плотность занятий составила в среднем 75-80%, которая явилась следствием низкой физической нагрузки; нецелесообразным использованием времени занятия, чередованием умственной и физической деятельности; непродуманностью методов руководства и организации детей; командного стиля руководства педагога и других причин. Все это, в свою очередь, стало причиной шалостей детей, невнимательности, потери интереса к занятиям.

Параллельно с хронометражем, была использована пульсометрия, для более объективной оценки двигательной активности детей на занятиях. Результаты метода подтвердили предыдущие выводы и выявили средний уровень частоты сердечных сокращений детей 6-7 лет на занятиях, что составило 100-130 уд./мин. Средний уровень определяется суммированием ЧСС после: 1) вводной части; 2) ОРУ; 3) основных движений; 4) подвижной игры; 5) заключительной части и деления на 5 .

Таким образом, результаты диагностики уровня двигательной активности детей привели нас к выводу, что данные типы занятий для детей подготовительной к школе группы в недостаточной степени позволяют совершенствовать двигательную активность и самостоятельную деятельность детей. В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий с применением эффективных методов и приемов повышения двигательной активности и уровня работоспособности детей 6-7 лет.

Читайте также:  Сдать анализ на возможность иметь детей

См. на сайте: Пути повышения двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях (Дипломная работа)

источник

Аналитическая справка по итогам оперативного контроля «Организация двигательного режима в ДОУ в течение дня»

Елена Сатыева
Аналитическая справка по итогам оперативного контроля «Организация двигательного режима в ДОУ в течение дня»

Аналитическая справка

по итогам оперативного контроля МАДОУ д/с комбинированного вида № 26 «Реченька» «Организация двигательного режима в ДОУ в течение дня».

Согласно годовому плану работы ДОУ д/с комбинированного вида № 26 «Реченька» на 2016-2017 учебный год, во исполнение приказа № 32 от 05.10.2016г. «Организация двигательного режима в ДОУ в течение дня» проведена проверка данного направления работы в дошкольных группах.

Проверяемые: группа № 5 «Подсолнух» воспитатели: Шевченко Л. А., Трофимова О. В. ; инструктор ФИЗО Непочатых Ю. С.

Цель: Проанализировать работу педагогов старшей группы по организации двигательного режима а течение дня.

Сроки проведения: с 10.10.2016г. по 14.10.2016г.

Методы контроля:

• Наблюдения за детьми на прогулке (индивидуальная работа с детьми).

Анализ проведения занятий инструктором по физкультуре, взаимодействие педагогов.

Анализ наглядной информации для родителей в группе.

Анализ предметно-развивающей среды в группе и на участке.

• Проверка календарных планов воспитателей;

• Обследование предметно-развивающей среды для организации двигательной активности;

Одним из важных направлений работы ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей, обучение их здоровому образу жизни, формирование у дошкольников жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

В решении данного вопроса принимает участие весь персонал детского сада. На учебный год поставлена задача по оздоровлению детей, воспитанию у них потребности заботиться о своем здоровье. Инструктором по ФК Непочатых Ю. С. разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы. Эффективно используются современные здоровьесберегающие методики и технологии.

В ходе проверки просмотрены:

— утренняя гимнастика (воспитатели группы.);

Воспитатель проводят утреннею гимнастику по времени, используя музыкальное сопровождение

— занятия по ФК в проверяемой группе (инструктор по ФК Непочатых Ю. С);

Также был проведен анализ планирования работы педагогов, анализ предметно-развивающей среды в группе и на участке, просмотрена деятельность детей во всех режимных моментах.

Зам. зав. по ВМР Сатыевой Е. Ю. проведен анализ планов работы воспитателей и инструктора по ФК по планированию физкультурно-оздоровительной работы и организации двигательной активности детей в режиме дня.

Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.

С целью повысить двигательную активность детей в течении дня, сформировать двигательные навыки и умения, воспитателями дошкольных групп планируются:

-подвижные игры в течении дня в соответствии с перспективным планом работы: «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Затейники», «Сделай фигуру» и др.

— занятия по физкультуре, ЗОЖ.

-оздоровительная гимнастика после сна (комплекс оздоровительной гимнастики меняется 2 раза в месяц)

— индивидуальная работа по физическому развитию детей в соответствии с рекомендациями инструктора по ФК. (лазание по гимнастической скамейке, метание предметов вдаль, правильность выполнения прыжков, закрепление навыков выполнения спортивных упражнений, и т. д.)

— оформлена подборка физкультминуток различной тематики.

У воспитателей имеется материал по организации двигательной активности детей: памятки, методические рекомендации, консультации по её организации с детьми разного возраста, перечень подвижных игр на каждую возрастную группу, комплексы гимнастики после дневного сна.

Формы организации двигательной деятельности:

В ходе проверки было отмечено: утренние гимнастики проводятся воспитателями. Комплекс утренней гимнастики меняется 2 раза в месяц.

У воспитателей имеется подборка комплексов гимнастики с учетом умений и навыков детей и учетом физической нагрузки. Утренняя гимнастика проводится воспитателем с музыкальным сопровождением.

Инструктором по ФК в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр нетрадиционного физкультурного оборудования в спортивном зале способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитываетя уровень физической подготовки и здоровье детей. Инструктор по ФК Непочатых Ю. С. стремится пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям по физической культуре, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят. Для двигательной активности детей доступна спортивная площадка детского сада, где дети осваивают первые навыки спортивных игр: футбол, баскетбол, бег на различные дистанции, предусмотрены спортивные комплексы для дошкольного возраста на развитие двигательных навыков детей (лазание, подлезание, перепрыгивание, равновесие).

В ходе посещенных занятий, выявилось, что нагрузка на спортивно – оздоровительных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, демонстрацией упражнений, которую проводит инструктор, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В спортивном зале проводится регулярное проветривание, в соответствии с утвержденным графиком проветривания.

Эмоциональный фон занятий положительный, инструктор по ФК Непочатых Ю. С. владеет знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятии чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены.

В ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Инструктор по физической культуре соблюдает и напоминает детям в ходе занятия о технике безопасности. На занятиях отрабатывается техника выполнения упражнений (прыжки в длину, бросок предмета на дальность, ходьба приставным шагом по скамейке). В ходе разминки воспитанникам предлагаются упражнения для мышц рук, ног, спины.

Контроль за дыханием воспитанников осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание. Прослеживается этап релаксации (упражнение на ковре: легли, успокоились, потянулись, послушали сердечки).

Анализ предметно-развивающей среды показал в группе имеется физкультурный уголк, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки, для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцебросы, мячи, имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия.

Большую роль в пропаганде физкультуры и спорта отводится работе с родителями. Проведение родительских собраний, анкетирование, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада стало традицией.

В родительском уголке выставлена информация, отражающая физкультурно-оздоровительную работу в детском саду:

Выводы: Работа по организации двигательной режима в течение дня ведется. Воспитатели знают программные задачи и методику работы по области «Физическое развитие».

Но вместе с тем стоит отметить, что педагогами не планируются:

— совместное (с детьми) изготовление атрибутов, необходимых для той или иной игры,

— не в системе проводится оздоровительный бег на прогулке, дыхательная гимнастика перед прогулкой, гимнастика для глаз.

— занятия и совместные мероприятия с медицинским персоналом учреждения по пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

-Спортивно – оздоровительная работа на занятиях по физической культуре, проводимая инструктором по ФК организована на хорошем уровне;

-Инструктор владеет методикой проведения физкультурных занятий и соответствующими знаниями возрастной психологии;

-Эмоционально – психологический фон занятий положительный.

— Педагогам Шевченко Л. А. и Трофимовой О. В. планировать совместное изготовление атрибутов для проведения игр и физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с детьми.

-Проводить совместные мероприятия с медицинским персоналом учреждения по ЗОЖ для детей и родителей.

— В качестве оздоравливающих процедур регулярно использовать оздоровительный бег на прогулке.

Зам. зав. по ВМР ___/Сатыева Е. Ю. /

Аналитическая справка «Адаптация первой младшей группы к условиям ДОУ» Формы работы с родителями перед поступлением детей в детский сад:- родительское собрание; -анкетирование; -памятка для родителей (адаптация.

Аналитическая справка по итогам анкетирования родителей Аналитическая справка по итогам анкетирования родителей старшей группы «Б» «Одуванчики». Дата проведения: 12 сентября 2016г. Участники:.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.

Аналитическая справка по итогам месячника патриотического воспитания «Святое дело — Родине служить!» Аналитическая справка о проведении месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы в МДОБУ детском саду № 26 города Лабинска.

Аналитическая справка по итогам мониторинга на конец года старшая группа (2016–2017) АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА (старшая группа) МАЙ 2017г. I. Вводная часть. 1. Характеристика группы: Старшая группа: 28.

Аналитическая справка по итогам проверки планирования в ДОУ за сентябрь 2017 год Аналитическая справка по итогам проверки планирования непосредственной образовательной деятельности в МКДОУ №196 «Подснежник» сентябрь 2017.

Информационно — аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду Проверке подлежало: • Планирование работы (проверка планирования работы по взаимодействию с родителями). • Работа с родителями по данной.

Организация контроля в ДОУ План – график контроля воспитательно – образовательного процесса в ГБДОУ Вид контроля Параметры контроля Критерии контроля Объект контроля.

Отчет «Организация двигательной активности в течение дня во второй младшей группе» Учёные установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного.

План оперативного контроля Цель: • анализ работы по реализации ООП в рамках ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;.

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 11543 раза

Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 61-66. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5316/ (дата обращения: 22.10.2019).

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.

С. Н. Дышаль, М. Н. Кузнецова, И. Д. Маханева указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний [16, с.17].

В работах С. С. Бычковой, Т. И. Богиной, И. И. Мастюковой, С. Н. Попова, Е. А. Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности [6, с.5].

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию — удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т. д.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Читайте также:  Сдать развернутый анализ у детей

Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой [9, с.22].

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах:

— упражнений после дневного сна;

— организованной двигательной активности детей на прогулках;

— коррекционного занятия [20, с.39].

Физкультурное занятие — основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой — в помещении).

Физкультминутка — комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей.

Физкультурная пауза — перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей.

Упражнения после дневного сна содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами.

Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам.

Коррекционное занятие — комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально.

Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование.

Принципиально важно то, чтобы в занятиях постепенно нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия включают упражнения, которые должны выполняться с использованием различных предметов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие упражнения. Наиболее целесообразно проводить занятия физическими упражнениями на открытом воздухе с применением спортивных снарядов — турника, лесенки, бревна и др.

Формы занятий по физическому воспитанию в ДОУ

Количество и продолжительность занятий (в мин) в зависимости от возраста детей

Ежедневно 1–3 мин в зависимости от вида и содержания занятий

Ежедневно 10–12 мин в зависимости от вида и содержания занятий

Упражнения после дневного сна

Организованная двигательная активность детей на прогулке

Проводится не менее 2 раз в неделю (индивидуально и по подгруппам) 20–30 мин во второй половине дня

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Свободная двигательная активность

Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей

Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.

2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд/мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенной режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезка. Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество за дневное время пребывания в дошкольном учреждении — по шагомеру: 3 года — 9000–9500 движений, 4 года — 10000–10500, 5 лет — 11000–12000, 6 лет — 13000–13500, 7 лет — 14000–15000 [16, с.19].

Для достижения такого уровня двигательной активности более 70 % ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая деятельность и др.).

Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные задачи — оздоровительные, образовательные и воспитательные. Физкультурные занятия состоят из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма. Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений — стоя, сидя, лежа. Используются упражнения для укрепления и развития различных мышечных групп — плечевого пояса и рук, мышц туловища (спины и живота), подвижности позвоночника, ног, бег, упражнения для формирования правильной осанки, развития и формирования свода стопы, упражнения для углубленного дыхания, перестроения и т. д. Затем следуют упражнения в основных движениях — обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. Как правило, в одном занятии происходит сочетание обучения и закрепления 2–3 движений. Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей также одно или несколько основных движений (бег, подскок, лазание и т. п.).

Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей. В этой части проводятся различные виды ходьбы, ходьба с выполнением движений, тренирующих дыхание и др., игры малой подвижности с двигательными заданиями.

С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятия и его отдельных частей. Общая продолжительность физкультурного занятия в зависимости от возраста: 3–4 года — 15–20 минут, 4–5 лет — 20–25 минут, 5–6 лет — 25–30 минут, 6–7 лет — 30–35 минут. Каждая из частей занимает соответственно: вводная — 2–6 минут, основная — 15–25 минут, заключительная — 2–4 минуты. В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие упражнения отводится 3–7 минут, на основные виды движений — 8–12 минут и на подвижную игру — 4–5 минут [20, с.40].

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

При определении общей плотности учитывается время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простой детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановления нарушений дисциплины.

Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

Общая плотность = полезное время х 100 / продолжительность занятия

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80–90 %.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70–85 % [16, с.20].

Моторная плотность = время, затраченное на движение х 100 / общее время занятия.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3–5 минут. На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия — графическое изображение частоты сердечных сокращений.

Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно во вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15–20 %, в основной части — на 50–60 % по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70–90 % (до 100 %).

В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5–10 %, после занятий (спустя 2–3 минуты) возвращается к исходному уровню.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 5–7 лет — 140–150 уд/мин; 3–4 лет — 130–140 уд/мин. Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется путем суммирования частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основных видов движений, 4) подвижной игры, 5) заключительной части и деления на 5.

В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энерготраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3–4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятий на 2–3 минуте энерготраты остаются выше исходного уровня на 20–15 % [16, с.21].

Важное значение при оценке двигательного режима приобретает определение внешних признаков утомления (покраснение лица, потливость, дыхание, общее самочувствие). Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомления, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие.

Важность и значимость для развития детей в процессе двигательной деятельности доказана исследованиями учёных и практиков. Нами были изучены особенности двигательной деятельности детей дошкольного возраста в режимных моментах.

Читайте также:  Сдать анализ на коклюш у детей

Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития двигательной деятельности детей. Выявлено, что развитие двигательной деятельности связано с возрастом ребёнка и формированием физических качеств.

Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Рассмотрены и охарактеризованы условия для организации двигательной деятельности дошкольников в режимных моментах. Данные условия ДОУ предполагают специально организованную двигательную деятельности и самостоятельную деятельность детей в группе, на прогулке, в физкультурном зале. Разнообразные формы и виды двигательной деятельности способствуют полноценному развитию детей и подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль воспитателя, его профессионализм для качественной организации двигательной деятельности детей в первой и второй половинах дня.

1. Антонов, Ю. Е., Иванова, Е. Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст] / Ю. Е. Антонов, Е. Ю. Иванова // Обруч. — 1996. — № 1. — С.5–6.

2. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. [Текст] / Е. Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 1981.

3. Глазырина, Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. [Текст] / Л. Д. Глазырина. — М.: Владос, 1999.

4. Голицына, Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ [Текст] / Н. С. Голицына. — М.: Скрипторий 2003, 2008. — С. 12.

5. Громова, С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики [Текст] / С. Громова // Дошкольное воспитание. — 1996.- № № 6, 8, 10.

6. Доронова, Т. Н. Право на охрану здоровья [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С.5–8.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра.

. физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский.

Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Методика проведения национальных и подвижных игр детей.

. (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как. двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная

деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

источник

Как вычислить общую и моторную плотность физкультурного занятия в детском саду, как рассчитать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений ребенка, методы и приемы регулирования двигательной активности ребенка на физкультурном занятии

Двигательная активность на физкультурных занятиях

Занятие по физической культуре – обучающая форма развития движений у дошкольников. Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность , которая удовлетворяет потребность детей в движении.

Двигательная активность детей во время занятий физической культурой зависит от условий их проведения (в помещении или на воздухе), от содержания и методики педагогической работы, а также от индивидуальных проявлений ребенка.

Оценку двигательной активности детей на занятии можно провести путем вычисления его общей и моторной плотности. Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя; проделывание упражнений; наблюдение и анализ; установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Она должна составлять не менее 80-90% (общая плотность = полезное время / продолжительность занятия, умноженное на 100%). Моторная плотность характеризуется объемом двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игр, ко всей продолжительности занятия, выраженного в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85% (моторная плотность = время, затраченное на упражнения / общее время занятия, умноженное на 100%).

В методике занятий с различными возрастными группами главное заключается в определении величины необходимой физической нагрузки с учетом индивидуального развития и состояния здоровья каждого ребенка. Под «физической нагрузкой» понимается величина воздействия одного упражнения или занятия в целом на человеческий организм. Физическая нагрузка характеризуется изменением функциональных показателей деятельности организма. Одним из таких показателей является частота сердечных сокращений. По изменениям частоты пульса можно проследить физическую нагрузку, которую дети испытывают в процессе занятия. При правильном распределении нагрузки пульс увеличивается на 15-20% в вводной части занятия; на 40-70%- в конце основной (пик нагрузки). К концу занятия пульс должен вернуться почти к исходной величине. Если на протяжении 3-х минут после физзанятия пульс не возобновляется, нагрузка считается завышенной, вредной для организма. В свою очередь низкие нагрузки не дают оздоровительного эффекта. Тренирующая направленность физкультурных занятий достигается при среднем уровне частоты сердечных сокращений 130-140 ударов в 1 минуту у детей 3-4 лет и 140-160 ударов в 1 минуту у детей 6-7 лет. Для определения правильности распределения нагрузки вычерчивается физиологическая кривая занятия по показаниям измерения частоты пульса.

В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить разного типа кривые с одним или несколькими пиками. Но так как адаптационные механизмы детей дошкольного возраста еще не совершенны, при проведении физкультурных занятий необходимо избегать резких увеличений или уменьшений физической нагрузки.

О характере физической нагрузки можно судить и по внешним признакам утомления. При допустимой степени утомления наблюдается небольшое покраснение лица, незначительная потливость, дыхание ровное, слегка учащенное, движения бодрые, общее самочувствие хорошее. При значительном утомлении признаки резко выражены: резкое покраснение или побледнение лица, значительная потливость, выступание соли на коже, дыхание частое, поверхностное, может быть одышка, дрожание конечностей, головокружение, шум в ушах, рвота. В данном случае необходимо исключить из занятия сложные упражнения, ограничить нагрузку, увеличить отдых.

Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре необходимо:

— при подготовке к занятию продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;

— запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности; распределить ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;

— при планировании работы необходимо учитывать, что сильные по физиологическому воздействию движения должны чередоваться с успокаивающими, трудные с менее трудными, знакомые упражнения с новыми;

— поддерживать положительный эмоциональный интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;

— предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно-гигиенические требования, одежду и обувь.

Важно тщательно продумать методы и приемы регулирования двигательной активности детей.

В вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, продумывать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой.

При организации общеразвивающих упражнений важен их подбор по степени сложности с учетом физической подготовленности детей. Во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т. д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово), использование мелких физкультурных пособий. Все это позволяет увеличить физическую нагрузку и повысить интерес к выполнению упражнений.

Оптимальная двигательная активность детей во время общеразвивающих упражнений может быть достигнута путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений, темпа их выполнения.

С целью оптимизации двигательной деятельности детей во время основной части занятия важно использовать такие приемы:

— Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).

— Включение разных способов организации детей:

* фронтальный (одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми, эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения высокой активности детей),

* поточный (упражнения выполняются друг за другом, непрерывно, потоком; используется для отработки, совершенствования движений, обеспечивает высокую активность детей),

* групповой (дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание, затем группы меняются местами; способ требует высокой самостоятельности, хорошей дисциплины, воспитатель наблюдает за всеми, но находится с той группой, которая выполняет новое упражнение или требующее страховки, применяется в ст., подг. группах),

* индивидуальный (ребенок самостоятельно выполняет отдельное упражнение; используется при показе упражнения, в целях уточнения деталей, при работе над качеством движения, помогает увидеть основные недостатки; индивидуальная работа должна иметь место при любом виде организации детей).

— Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений (если показывает ребенок, необходимо заранее его подготовить).

— Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).

— Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.

— Использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, а также во время хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр.

— Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Приемы повышения эффективности использования физкультурного оборудования:

— создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования, внесения новых пособий;

— размещение (подвешивание, прикрепление и т. д. ) на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий, таких как доски, ленты, мишени для метания и пр.;

— объединение разных пособий в определенные комплексы, такие как полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики;

— перестановка пособий, различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование;

— создание разных игровых зон для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем, с мелкими геометрическими формами, для упражнений с простейшими тренажерами и тренажерами сложного устройства.

В заключительной части занятий необходимо позаботиться о восстановлении дыхания у детей и возврате частоты их сердечных сокращений к исходному уровню, включая игры малой подвижности, упражнения на растяжку и релаксацию.

В старшем дошкольном возрасте повышению интереса к движениям и, следовательно, двигательной активности способствует использование соревновательных мотивов , например: «Кто дольше попрыгает через скакалку», «Кто дальше метнет мешочек», «Кто быстрее забьет шайбу в ворота».

Таким образом, максимальная эффективность занятий по физической культуре обеспечивается, если они строятся и планируются с учетом всех дидактических принципов, если предусматривается целесообразное чередование физической нагрузки и отдыха, последовательное увеличение нагрузки.

Важно не заорганизовать детей, решать вопросы психологического благополучия, здоровья детей через связь с другими видами деятельности и, самое главное, все, что предлагается детям, должно нравиться им.

  1. Рунова М.А. Двигательная активность в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
  2. Рунова М.А. Характеристика модели оптимального двигательного режима. – Дошкольное воспитание. – 1999 – №12.
  3. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности. – Дошкольное воспитание. – 2000. — №6.
  4. Шебеко В.И., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 192 с.
  5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ , — 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с., ил.

источник