Меню Рубрики

Анализ эффективности кружковой работы для детей

Анализ кружковой работы МКОУ «СОШ а.Гюрюльдеук» за 2016-2017 учебный год

В школе существует и активно функционирует система дополнительного образования, целью ее является гармоничное развитие личности каждого ребенка соответственно ее интересам и наклонностям. В нашей школе ведется работа по пяти направлениям:

Дополнительное образование — условие для личностного роста, социализации личности воспитанника, которое формирует систему знаний, обеспечивает сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

В качестве руководителей кружков в этом учебном году работали 7 педагогов.

В школе действуют 11 различных кружков: 2 кружка физкультурно-спортивного профиля, 1 кружок психологического, 1 — художественно-эстетического, 7 кружков научно-познавательного.

Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания дополнительного образования, его программ (имеют все педагоги), методик; включение в систему одарённых и детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Сеть кружков и секций позволяет вовлечь всех желающих в творческую и интеллектуальную деятельность, что обеспечивает всестороннее развитие детей и подростков.

Фактический охват учащихся кружковой работой составляет 55% (61 учащихся, занимающихся хотя бы в одном кружке).

В данной системе получают дополнительное образование учащиеся среднего и старшего звеньев.

В 2016-2017 учебном году продолжил свою деятельность кружок «Умелые ручки» (руководитель Эркенова Х.И.). Работа ведется стабильно творческая, объединению второй год. Контингент сохранен. Результаты работы педагога и детей мы видим на постоянно действующих выставках технического творчества.

Участники кружка «Популярная история» (руководитель Борлакова Н.М.), «Чудеса света», «Глобус» (руководитель Коджакова А.И.), теоретически изучают различную информацию, виртуально путешествуют по миру, проводят различные открытые мероприятия. Кружкам по 1 году.

Спортивные подвижные игры объединили детей в команды. Воспитанники спортивных секций «Шашки, шахматы»(руководитель Борлаков А.Б.), «Игра здоровья» (руководитель Катчиев Ш.М.) активно участвуют в районных соревнованиях и приносят школе призовые места.

Педагог-психолог, соц. педагог Узденова Ф.А. работает над интеллектуальным развитием школьников старшего звена. Развитие кругозора в кружке «Живое слово» дает уверенность детям участвовать в конкурсах чтецов. Здесь ребята учатся грамотно выражать свои мысли. Чувства. В конце каждой четверти кружковцы проводят отчётные мероприятия: выразительное чтение прозы и поэзии. Наблюдается улучшение техники чтения учащихся кружка.

Занятия в кружке «Введение в ЕГЭ» ( руководитель Узденова Ф.А.) способствует усвоению и закреплению материала по русскому языку для старшеклассников.

Впервые мы открыли кружок «Комфорт», где с учащимися проводятся различные тестирования, психологические игры. Посещаемость всегда 100%.

В итоге, в связи с профессионализмом руководителей кружков и высокой мотивацией детей, наблюдается стабильная посещаемость.

Среднемесячная посещаемость кружков учащимися – 97 %.

Целью функционирования системы дополнительного образования в следующем году является продолжение развития существующих направлений данной системы, увеличение объединений дополнительного образования за счет платных образовательных услуг.

Создать условия для реализации личности ребенка – задача не только руководителей кружков, но и классных руководителей , которые занимались диагностикой интересов школьников и вовлечением детей в кружковую работу. Положительный опыт работы в этом направлении можно отметить у следующих классных руководителей: Гочияеву А.А., Узденову М.Х., Борлакову С.М.

Также следует отметить, что все учащиеся из неблагополучных, малоимущих и многодетных семей вовлечены в кружки.

Анализ и изучение работы кружков направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач, справедливые и разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся, 55% учащихся школы посещают кружки и секции, умеют распределить между собой работу, стремятся к общению в свободное время. Благодаря общим целям и задачам в работе классных руководителей, наладилась стабильная работа по классам.

источник

Автор: Караваева Любовь Анатольевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: ГКОУ СО «Красноуфимская школа»
Населённый пункт: область Свердловская, город Красноуфимск, улица Пролетарская, дом 100
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: Анализ кружковой деятельности
Дата публикации: 18.10.2016
Раздел: среднее профессиональное

Кружковая деятельность
В п р о ц е с с е ф о рм и р о ва н и я л и ч н о с т и во с п и т а н и е к а к целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ц е н н о с т и , ко т о р ы м и р у ко в од с т ву е т с я о б щ е с т в о в с в о е й жизнедеятельности. Важным звеном в системе воспитательной работы школы является система дополнительного образования. Кружковая работа является разумной организацией досуга обучающихся. Она оказывает помощь в развитии творческих и индивидуальных способностей, способствуют развитию кругозора, привитию навыков самостоятельной работы. Обучающимся предоставляется возможность почувствовать свою значимость, стать увереннее в себе. Это достойный способ организации досуга ребенка, профилактика правонарушений, помощь в сохранении и укреплении здоровья. Кружковая форма работы расширяет, дополняет и помогает создать индивидуальную образовательную среду для каждого обучающегося. Удовлетворяет его потребности в приобретении знаний, умений, навыков, не предусмотренных базовым компонентом учебного плана. Развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Главная
цель
кружковой работы: создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Главная
задача
не просто занять воспитанников, а воспитать веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности, общению. В основе взаимодействия и общения педагогов с детьми лежат такие принципы как: доброжелательность, открытость, доверие, уважение. Каждый руководитель ставит перед собой цель, через которую старается раскрыть личность воспитанника. В начале 2015-2016 учебного года заместителем директора по ВР Л.А. Караваевой составлено расписание кружков и секций, которое
утверждено директором ОУ Т.Н. Коноваловой (приказ от 06.11.2015г №121-од). Режим занятий был обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводились во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. Количество обучающихся в одном кружке не должно превышать двенадцати человек. Однако в школе реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном кружки, более сложные для основной массы умственно отсталых детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, металла, художественной вышивки и вязания, а также кружки для ознакомления с рядом других видов деятельности. Педагогическому коллективу школы удалось целесообразно организовать кружковую работу с обучающимися, включить большинство детей в разнообразные занятия по интересам в свободное от учебных занятий время. Услуги дополнительного образования предоставляются в ОУ бесплатно. На базе ОУ сформировано 8 различных объединений (таблица №1) по двум направлениям. Художественно-эстетическое направление деятельности реализуется через кружки: «Давайте танцевать», «Театр и дети», «Волшебный квиллинг», «На все руки», «Декоративно-прикладное творчество», «Фантазия». Физкультурно-спортивное направление деятельности реализуется через: спортивную секцию «Настольный т е н н и с » . Программы направлены на содействие физическому, психическому развитию, укреплению здоровья обучающихся, формированию трудовых умений, умения применять полученные знания и умения на практике и использовать их для адаптации в современном мире. Таблица №1
Кружки, спортивные секции которые действовали в ОУ

Руководитель кружка
«На все руки» Горкунов И.А. «Давайте танцевать» Попова Е.Ю. «Волшебный квиллинг» Брагина Н.В.
«Театр и дети» Закорюкина В.Д. «Мастерята» Токарева Т.А «Декоративно –прикладное творчество» Шевалдина С.М. «Фантазия» Шабардина С.М. Спортивные секции: -настольный теннис, Горкунов И.А. Все руководители кружков предоставили программы с календарно- тематическим планированием кружковой деятельности на год, своевременно вели журналы посещаемости детей. Для формирования творческого потенциала обучающихся на дополнительных занятиях, как правило, педагогами использовались различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности — репродуктивный (объяснительно-иллюстративный); — воспроизводящий; — частично поисковый (эвристический); — исследовательский. В кружках большой простор для разнообразной практической деятельности школьников: изготовление поделок, концертная деятельность, спортивные соревнования и т.д. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, кружок, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще. Может поэтому дети с удовольствием посещали предложенные им объединения. Фактическая наполняемость кружков и секций… Таблица №2 Учебный год Количество кружков, секций Общее кол-во детей в ОУ(без об-ся на дому) Кол-во посещающих
%
2013-2014 10 89 70
79
2014-2015 13 102 92
90
2015-2016 8 89 57
64

Из них посещают:
-2 и более кружка 39 чел.
19
2013-2014 2014-2015 2015-2016 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Столбец2 Также обучающиеся ГКОУ СО «Красноуфимская школа» с октября по май активно сотрудничали и посещали кружковые объединения от МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи, МБОУ ДОД СЮТ. МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи посещали 8человек (9%), МБОУ ДОД СЮТ 15 человек (17%). Суммарный показатель занимающихся на их базе детей – 23 человека (26%) № п/п Название объединения Руководитель Количество обучающихся 1. МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи Нейгруц Т.В. 8 2. Бисероплетение Долинова Н.А. 15 На начало года из 24 «трудных» детей,детей из неблагополучных семей, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, в кружки, секции было зачислено 24 человека, это составляло 77% от общего числа. На конец года количество «трудных» детей,детей из неблагополучных семей, детей находящихся в трудной жизненной ситуации уменьшилось до 19 за счёт выбытия в другое образовательное учреждение (Порфирьев В.), по причине смерти (Тугулуков А.), помещения в учреждения ЦВИН (Елохин М.), снятия с профилактического учёта (Долгих А., Русинов Д.)
Таблица посещаемости «трудных» детей …

На конец года
Количество Посещают % Количество Посещают %
детей в к/с детей к/с 2014-2015 31 24 77 31 11 35 2015-2016 24 12 50 19 8 50 Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков. Для развития у обучающихся творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества
Шабардина К.А. организовала кружок «Фантазия».
В процессе работы, основной задачей педагога было – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов.. Нетрадиционная техника рисования позволила развить сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществлялась стимуляция познавательного интереса детей (использование предметов, которые окружают ребят каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу и др.) Осуществлялось развитие наглядно — образного, и словесно- логического мышления, активизировалась самостоятельная мыслительная деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать). Все обучающиеся любят рисовать, но далеко не у всех это получалось сделать без помощи учителя. Каждый обучающийся нуждался
в поддержке и стимуляции деятельности, что устранялось в индивидуальной работе с каждым ребенком. Родители положительно отнеслись к занятиям детей в кружке, т.к. дети свободное время проводили организованно, с пользой для себя и других. Применялись разнообразные техники нетрадиционного рисования: рисование пальчиками; рисование ватными палочками; тычок жесткой полусухой кистью; рисование ладошками; рисование печатками и различными предметами; рисование восковыми мелками и свечой; печать по трафарету; набрызг; рисование ниточкой; рисование мятой бумагой; рисование пластилином; аппликация из бумажных шариков; рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.). Целенаправленное руководство со стороны педагога способствовало успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Проделанная работа положительно отразилась на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, обогатился их словарный запас. У детей увеличился интерес к художественному творчеству. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрировали своим сверстникам на индивидуальных и общешкольных выставках, родителям на родительских собраниях. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. В следующем учебном году педагог планирует продолжить работу по этому направлению. Программа кружковой деятельности выполнена в полном объёме. Брагина Н.В. для всестороннего, интеллектуального и эстетического развития детей создала творческое объединение под названием «Волшебный квиллинг». В процессе творческой деятельности обучающиеся овладели элементарными приемами художественного
способа конструирования из бумаги – техникой квиллинга. Ведущей идеей данного кружка являлось создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Основными принципами занятий были: доступность, наглядность, демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей), научность, «от простого к сложному». Тематика занятий подобрана с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В процессе работы на занятиях дети постоянно совмещали и объединяли в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветное решение, технологию изготовления, назначение. В ходе занятий обучающиеся познакомились с основными понятиями и базовыми формами квиллинга, научились различным приемам работы с бумагой, учились следовать устным инструкциям, учились читать и зарисовывать схемы изделий, познакомились с искусством бумагокручения, пополнили свой словарный запас специальными терминами, создавали как групповые, так и индивидуальные композиции в технике квиллинга, овладели навыками культуры труда. Также занятия квиллингом позволяли развивать у обучающихся внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию, способствовали улучшению коммуникативных способностей и приобретению навыков работы в коллективе. Программа кружковой деятельности по объективным причинам выполнена не в полном объёме.
Целью работы кружка «На все руки», руководитель Горкунов И.А., являлось развитие творческих способностей обучающихся, формирование доступных технических и технологических знаний. Для достижения данной цели, ставились следующие задачи: овладение навыками работы с различными инструментами и материалами; развитие творческих способностей и эстетического вкуса; воспитание экономного отношения к материалам и инструментам; приобретение навыков коллективного труда. В 2015-2016 учебном году состоялось 24 занятия кружка. В занятиях принимали участие 10 человек. Это обучающиеся 8 «а», 5, 2 класса. Обучающиеся осваивали основные операции по работе ручными и электрическими лобзиками, работали выжигателями. Учились доводить начатое дело до конца от выбора рисунка, переноса его на древесину, до отделки изделий абразивными и лакокрасочными материалами. Все ребята освоили технику выпиливания узоров ручным лобзиком средней сложности. Работы выжигателями на достойном уровне, освоили К. Серебренников и Николаев А. Спектр изделий выполненных обучающимися разнообразен: декоративные вазочки, подставки под горячие блюда, подставки для бумаги, салфетницы, подставки под карандаши и ручки, сувениры к юбилею города. Ребята принимали участие в школьных выставках детских работ, участвовали в первом этапе областного конкурса « Город мастеров». Одним из инструментов реализации резервов повышения трудового воспитания среди подрастающего поколения является организация проведения трудовых соревнований. Оценка эффективности введения практики трудовых соревнований показывает, что такие мероприятия развивают инициативу обучающихся, обеспечивают повышение интереса к трудовой деятельности, желание делать что-то полезное своими руками. Приобретённые умения и навыки
ребята продемонстрировали на первенстве школы по выпиливанию лобзиком В следующем учебном году, с целью формирования у обучающихся общетрудовых умений и навыков работу кружка педагог планирует продолжить. Творческое объединение «Театр и дети», руководитель Закорюкина В.Д. создано с целью воспитания и развития понимающего, воспитанного театрального зрителя, оказания помощи в самореализациии и самопроявлении в общении и в творчестве. В результате школьники приобретали знания о принятых в обществе нормах поведения в театре. У них развивался художественный вкус, расширялся общий кругозор, словарный запас. Происходила активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Дети принимали активное участие в различных смотрах-конкурсах, концертах. Многим детям стали доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные обучающиеся добивались весьма значительных успехов. В дальнейшем педагог планирует продолжать работу в данном направлении т.к. занятия театральной деятельностью способствуют внешней и внутренней социализации, пробуждают интерес к литературе, активизируют и развивают интеллектуальные и творческие способности. Программа кружковой деятельности выполнена полностью. Музыкальное и хореографиче ское искусство я вл я ют с я незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Основная цель руководителя Поповой Е.Ю., кружок «Давайте потанцуем»– развитие творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность. Программа кружка была разработана с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся. В кружке занимались обучающиеся 3-5 классов, 82% девочки.
За время занятий у обучающихся формировалось чувство ритма, музыкальная и двигательная память. Занятия в кружке способствовали повышению самооценки у неуверенных в себе детей, развитию творческих способностей. Повысилась мотивация к самовыражению, как на сцене, так и в жизни. Обучающиеся научились элементам танца, работать в группе. Дети приобрели положительный опыт выступления на общешкольных мероприятиях и на профессиональной сцене. Результатами кружковой работы являются показательные выступления с танцевальными номерами на общешкольных праздника «Хип-хоп», «Лимонадный дождик», «Каникулы». В следующем учебном году руководитель творческого объединения планирует продолжить занятия танцами. Подобрать репертуар с учетом особенностей обучающихся. Программа кружковой деятельности по объективным причинам выполнена не в полном объеме. Ф и з кул ьт у р н о — с п о рт и в н о е н ап р а вл е н и е д е я т е л ь н о с т и реализовывалось через деятельность спортивной секции по настольному теннису. Цель работы: воспитание физически здоровой, психологически устойчивой личности. Задачи: приобретение необходимых теоретических знаний, овладение основными приёмами техники и тактики игры, привлечение обучающихся к систематическим занятиям спортом. В секции занималось 8 человек. Это обучающиеся 5-8 классов. На занятиях кружка дети приобретали необходимые теоретические знания, овладевали основными приёмами техники и тактики игры. 50% группы занимаются настольным теннисом второй год, поэтому уровень их тактической и технической игровой подготовки значительно выше, чем у тех, кто первый год осваивает настольный теннис. У всех, посещающих занятия, значительно развита реакция, общая моторика. Каждый освоил правила игры.
Ребята принимали участие в спортивных соревнованиях, городского и окружного значения, где занимали призовые места. К сожалению, в секции занимаются только юноши, поэтому в следующем учебном году планируется привлечь к занятиям настольным теннисом девушек. Участие на конкурсах (таблица №3) повышает рейтинг не только конкурсанта среди коллег, но и рейтинг образовательного учреждения, выдвинувшего своих воспитанников на конкурс. Таблица №3
Уровень

Читайте также:  Анализ на гипотиреоз у детей

Школьный
«Праздник труда» Попова Е.Ю. «Последний звонок» День Учителя Благодарность Закорюкина В.Д. Новый год День защитника Отечества 8 марта Праздник Труда День Победы Последний звонок Индивидуальная выставка 3 класса Шабардина К.А. Выставка к празднику труда
Городской
Участие в Покровской Ярмарке благодарность Закорюкина В.Д. Выступление в поэтическом клубе «Жаворонок» (краеведческий музей г. Красноуфимска ) благодарность Закорюкина В.Д. Фестиваль детей с ОВЗ «Подари радость» диплом участника Закорюкина В.Д. Фестиваль детей с ОВЗ «Подари радость» диплом участника Токарева Т.А. Турнир по настольному теннису памяти И. Смирнова 4,6,7,12 место Горкунов И.А.
Областной

(окружной)
Конкурс детского творчества «Роман с книгой», посвященный году культуры (сентябрь) г.Екатеринбург 3 место Токарева Т.А. 1 этап областного фестиваля –конкурса творчества детей и подростков «Город мастеров» Диплом. Книги. Благодарность Токарева Т.А. 1 этап областного фестиваля –конкурса творчества детей и подростков «Город мастеров» Диплом. Книги. Благодарность Попова Е.Ю. 1 этап областного фестиваля –конкурса творчества детей и подростков «Город мастеров» Диплом. Книги. Благодарность Закорюкина В.Д.
1 этап областного фестиваля –конкурса творчества детей и подростков «Город мастеров» I место Шевалдина С.М. 1 этап областного фестиваля –конкурса творчества детей и подростков «Город мастеров» Диплом. Книги. Благодарность Шабардина К.А. 1 этап областного фестиваля –конкурса творчества детей и подростков «Город мастеров» Диплом. Книги. Благодарность Горкунов И.А. Соревнования по настольному теннису среди коррекционных школ 2 место и два 3-х места Горкунов И.А.
Результативность участия
Таблица №4 Учебный год Уровень Количество конкурсов, фестивалей Количество участников из числа педагогов Количество побед 2013-2014 Городской 5 5 2 Областной (окружной) 6 5 4 Всероссийский 2 3 0
Всего

6
2015-2016г Городской 4 3 0 Областной (окружной) 4 5 5 Всероссийский 0 0 0
Всего

5
общее количество конкурсов количество побед 0 2 4 6 8 10 12 14 2013- 2014
Результативности руководителей кружков, секций.
Таблица№5
Ф.И.О. педагога

Кол-во побед
Закорюкина В.Д. 0 Шабардина К.А. 0
Токарева Т.А. 1 Шевалдина С.М. 1 Горкунов И.А. 3 Брагина Н.В. 0 Попова Е.Ю. 0 Действующие кружки оказывают значительную помощь не только в организации внеурочной занятости обучающихся, но и плодотворно влияют на реализацию основных задач внутришкольной воспитательной работы. Педагоги, ориентировались на индивидуальные особенности каждого обучающегося. Обогащали детей дополнительными знаниями, формировали умение работать коллективно, воспитывать культуру и этику общения. В условиях групповой творческой работы в объединениях дополнительного образования это происходит легко и непринуждённо .
В ы в о д :
Установлено, что дополнительное образование в школе ориентировано на приобретение детьми знаний и умений, выходящих за рамки образовательных программ. Педагоги на занятиях используют современные образовательные и воспитательные технологии, которые реализуют через разнообразные методики обучения и воспитания, методы контроля и управления образовательным процессом. Формы, методы и средства организации обучения кружковой деятельностью соответствуют возрасту, интересам и потребностям обучающихся. Руководители объединений обеспечивают соблюдение санитарно- гигиенических норм в ходе учебного процесса.
Большинство педагогов, организуют участие детей в массовых мероприятиях, выставках, конкурсах, соревнованиях. Можно отметить постоянный численный состав членов кружков и секций. Руководители стараются повысить и разнообразить интересы детей. К сожалению не все руководители показывают стабильные и положительные результаты в течение всего года на городских, областных (окружных) конкурсах, слетах, соревнованиях, не все предъявили «продукт» деятельности обучающихся.
Рекомендации:

1.
П р и з н ат ь р а б оту с л ед у ю щ и х ру ко вод и т е л е й к р у ж ко в образовательного учреждения удовлетворительной: Токаревой Т.А., Горкунов И.А., Закорюкиной В.Д., Шевалдиной С.М., Шабардиной К.А., Поповой Е.Ю.
2.
Руководителю кружка Брагиной Н.В. предъявлять результаты деятельности кружковцев на конкурсах, выставках различного уровня.
3.
Привлекать в работу кружков детей, состоящих на всех видах учета ВШк и КДН и ЗП, с целью максимальной организации их свободного времени.
4.
Администрации школы и классным руководителям привлекать обучающихся к посещению кружковых занятий, разъяснять и объяснять их значение и пользу как обучающимся, так и их родителям (законным представителям)

источник

юлия Ахаимова
Анализ кружковой работы «Волшебная бумага»

Анализ кружковой работы: «Волшебная бумага»

В 2013- 2014 учебном году в подготовительной группе «Светофорики» продолжилась работа кружка «Волшебная бумага».

Цель: Продолжать обучать детей техники оригами, аккуратно складывать бумагу в разных направлениях; упражнять в ориентировании на листе бумаги.

Задачи: — Воспитывать усидчивость, аккуратность.

— Развивать мелкую моторику рук;

— Воспитывать желание довести работу до конца;

Кружковая работа проводилась 1раз в неделю, всего 36занятий.

В течение года с детьми была продолжена следующая работа: Дети учились переплетать бумагу шахматном порядке, делать цепочки и фигурки из бумаги. Эти поделки воспитывают умение детей работать в коллективе, сопереживать, радоваться успеху товарища, терпение и аккуратность.

В течение года дети учились делать мордочку «котёнка», «волка», «лисы»и других животных. Дети делали как простые так и сложные композиции как например: «Подворье», «Животные тёплых стран», «Приключение волшебных квадратиков».

На занятиях использовалось сочетание наглядного и словесного метода объяснения детям, художественное слово.

На занятиях дети проявляли интерес, активность, желание выполнять поделки самостоятельно.

Вывод: К концу года у детей расширился кругозор, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, мелкая моторика.

Таким образом бумажные поделки помогают развивать мелкую моторику рук, логику, воображение и фантазию, воспитывать любовь к родному краю.

содержание Связь с другими видами деятельности

«Веер для куклы» Познакомить ребёнка с элементарным способом сминания бумаги в виде веера. Использовать приём оформления традиционными цветочными композициями. Чтение японской сказки.

«Царевна-Лягушка». Учить детей способом складывания бумаги изготавливать поделку лягушки. Чтение сказки «Царевна-Лягушка».

«Котёнок». Закреплять умение конструировать из бумаги домашних животных. Лепка посуды для котёнка.

«Рыбка». Закреплять умение способом сгибания выполнять поделку. Напоминать ребёнку хорошо проглаживать линию сгиба. Использовать в игре «Удочка».

«Матросская пилотка». Закреплять умение способом сгибания бумаги (газеты) выполнять поделку. Использовать пилотку в сюжетно-ролевой игре «Морское плавание».

«Медведь». Учить детей способом складывания бумаги изготавливать поделку. Чтение сказки «Маша и медведь».

«Заяц». Закреплять умение конструировать из бумаги диких животных. Можно использовать как подарки для малышей.

«Пилотка». Развивать логическое мышление, память. Развитие мелкой моторики. Чтение стихотворений.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебная бумага» КОНСПЕКТ занятия по экспериментальной деятельности дошкольников старшей логопедической группы на тему: ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА Программное содержание:.

Фотоотчет по кружковой работе «Волшебная бумага» В работе с бумагой основной упор веду на развитие индивидуальных способностей ребенка, самовыражение посредством творческой работы.

Конспект НОД по ИЗО «Волшебная бумага» в средней группе Программное содержание: Познакомить детей с фольгой и её свойствами, формировать умение методом выдавливания рисовать на фольге, развивать.

Кружок «Волшебная бумага» Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Цель кружковой работы на год: Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления. Расширять, систематизировать.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (средняя группа) Цель кружковой работы на год: Знакомить детей с разными видами бумаги. Развивать умение складывать квадраты в разном направлении, фиксировать.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (старшая группа) Цель кружковой работы на год: Закреплять с детьми навык работы с бумагой, кистью, клеем. Продолжать учить аккуратности в работе, порядку.

Читайте также:  Анализ на глисты у детей гемотест

План работы кружка «Волшебная бумага» (работа с бумагой в технике «оригами») Цель: всестороннее эстетическое развитие детей. Задачи. Обучающие: • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,.

Проект «Волшебная бумага» Проект: «Волшебная бумага» Вид проекта: Краткосрочный, групповой, творческий. Участники проекта: Дети 5-6 лет, воспитатели, родители. Цель.

Творческий проект «Волшебная бумага» Проблема: Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном.

источник

Главной тенденцией последних лет, обусловившей внедрение многочисленных изменений в вопросах организации учебно-воспитательного процесса в ОУ, стала необходимость активизации познавательных, исследовательских и поисковых способностей школьников. В связи с этим кружковая работа в школе, остающаяся базисом кластера внеурочной образовательной деятельности, стала еще более значимой, поскольку она позволяет обеспечить:

  • удовлетворение широкого круга индивидуальных образовательных потребностей школьников;
  • обеспечить расширение детского кругозора по наиболее значимым направлениям;
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • создать условия для успешной профессиональной реализации школьников в будущем.

Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Среди различных форм внеурочной деятельности — предметных конкурсов, олимпиад, экскурсий, художественной самодеятельности — кружковая работа в школе, реализуемая с целью активизации познавательных процессов, занимает особое место. Внеурочная работа групп обучающихся, объединенных по интересам, организовывалась в поместных школах еще в конце XIX в. с целью создания предпосылок для уверенного овладения детьми различными ремеслами. Позднее идеи и принципы данного типа воспитания были упразднены с целью избежать профессионализации общеобразовательных организаций, но в условиях нового времени, когда главной задачей модуля школьного образования становится не передача подрастающему поколению базы понятийных знаний, а обеспечение условий по овладению надпредметными компетенциями, целесообразно говорить о необходимости возрождения кружковой деятельности и ведению дальнейших педагогических поисков в этом направлении.

Методически кружковая работа объединяет широкий спектр образовательных и воспитательных задач, при этом для данной формы активности характерно:

  1. Объединение учащихся в первую очередь по интересам и способности, а не по возрасту. Это ключевой принцип внеурочной активности способствует развитию социально-коммуникативных умений школьников, позволяет в раннем возрасте осознать принципы справедливой конкуренции и получить дополнительный стимул для развития личных способностей.
  2. Разнообразие педагогических форм и приемов работы учителя с группой, обеспечивающее поддержание высокого уровня интереса и мотивации детей. Приоритетные формы организации кружковой деятельности — игровая, поисковая, проектная, с элементами соревнования.
  3. Актуальность тематики. В отличие от основного программного базиса, которое не всегда отражает новейшие тенденции, содержание занятий кружков разрабатывается локально, а потому может охватывать информацию о новейших достижениях науки, робототехники, технологий.

С целью реализации принципов системно-деятельностного подхода, положенного в основу действующих образовательных стандартов, кружковая работа в школе по ФГОС должна носить общественно-полезный характер. Поэтому на этапе разработки и совершенствования кластера внеурочной деятельности ответственным педагогам важно обеспечить должный уровень интеграции результатов работы кружков в общий образовательный процесс. Достижения кружковцев должны стать достоянием школы, чему будет способствовать систематическое проведение выставок, подготовка экспозиций мини-музеев, проведение олимпиад, конкурсов, викторин.

Основные показатели кружковой деятельности в школе

Отдельно следует акцентировать внимание на широких педагогических возможностях, которые становятся доступными благодаря кружковой деятельности. Структура урока, тщательно выстроенного и продуманного, обуславливает необходимость разыгрывания определенного сценария с учетом временных рамок. В ходе реализации программных задач внеурочного характера у педагога появляется возможность в полной мере учесть интересы и индивидуальные образовательные потребности школьников, контролировать темп учебно-воспитательного процесса согласно скорости овладения детьми базовыми компетенциями, экспериментировать с методами и приемами работы с целью сохранения высокого уровня детской заинтересованности и достижения оптимального образовательного эффекта.

Вместе с тем опыт отечественной практики организации кружковой работы в школе обуславливает целесообразность соблюдения следующих принципов:

  1. Интересы школьников — в приоритете, но главенствующая роль возложена на педагога. Типичная образовательная ошибка — делать содержательный перекос с пользу желаний учащихся или, напротив, подчинять работу кружковцев исключительно достижению комплекса предусмотренных планом учебно-воспитательных задач. Современному педагогу, ответственному за организацию кружковой активности, важно учиться находить баланс, что позволит гарантировать высокую эффективность труда по данному направлению.
  2. Формирование интереса к творческой, изобретательской, проектной деятельности должно осуществляться последовательно. Именно в рамках внеурочных занятий у кружковцев появляется возможность в полной мере раскрыть свои таланты по интересующему направлению, применить знания и умения, освоенные ранее, на практике, выполнить ряд работ или реализовать ряд проектов, которые позволят увериться в собственных силах и обеспечат положительную мотивации. В этом выражается главный базис воспитательного потенциала кружковой деятельности.
  3. В приоритете — индивидуальный подход. Педагогу важно не забывать, что у школьников с общими интересами могут быть абсолютно разные склонности к выражению своего таланта. К сожалению, стремительный отток учащихся из школьного кружка после 2-3 занятия — стандартная ситуация, избежать которой поможет систематическое экспериментирование с приемами, формами и методами работы, введение соревновательного элемента, игровых заданий.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов в образовательном блоке большое значение придается общекультурному, духовно-нравственному, интеллектуальному, социальному и личностному развитию, обеспечить динамику которого позволяют различные направления кружковой работы в школе. Выделить единственно верное количество направленностей, позволяющих обеспечить высокий показатель педагогической эффективности и удовлетворенности учащихся по данному кластеру, не представляется возможным ввиду значительной разницы в особенностях ведения учебно-воспитательного процесса, наличия свободных помещений и материально-технической базы, интересов детей и пожеланий их родителей. Поэтому традиционной практикой в школах стало соотнесение доступных ресурсов (в т.ч. кадровых) и данных, полученных на основании консультаций с представителями ученической и родительской общественности, для определения базовых направлений кружковой активности, которые впоследствии варьируются, расширяются и дополняются.

Популярные направления кружковой работы в школе

Разнообразие образовательных потребностей детей и родительских пожеланий обуславливает впечатляющую вариативность дополнительного образования и необходимость разработки дополнительных программ кружковой работы в школе по ФГОС. От того, насколько качественно будет выполнена эта работа, зависит не только уровень успешности педагогической работы по направлению, но и объем знаний, умений, навыков, полученных кружковцами по итогам занятий.

Алгоритм разработки программы кружковой работы по ФГОС:

  1. Анализ пожеланий потребителей услуг. Выполняется в ходе анкетирования родителей или проведения консультаций. Важный момент: вопросы анкеты следует составить таким образом, чтобы выяснить не только популярность различных профилей внеурочной активности, но и оптимальное время работы кружков.
  2. Определение ценностных ориентиров кружковой деятельности, к которым необходимо стремиться. Эта установка и будет отражена в названии, целях и задачах создаваемой программы.
  3. Ознакомление с нормативно-правовой базой. Непосредственно перед разработкой программы следует актуализировать знания по вопросам организации дополнительного образования в ОУ, а также изучить аналогичные программные разработки, из которых можно почерпнуть полезные идеи, эффективные методы и приемы педагогической работы.
  4. Разработка программно-методического комплекта, предусматривающая обязательную характеристику программы, на которую ссылался педагог, и порядок изменений (без изменений, с изменениями, комбинированная, адаптированная, авторская). В этом же пункте программного документа необходимо обосновать выбор методического базиса: например, указать на соответствие актуальным целевым установкам или особенностям организации учебно-воспитательного процесса в конкретной школе.
  5. Формирование структуры программы по ФГОС для кружка в школе (представлена в таблице).
  1. Планирование образовательного процесса. Ориентировочная логика планирования: Тематический блок – Тема — Занятие (с указанием преимущественного вида деятельности детей) — Количество занятий – Сроки.
  2. Разработка критериев оценивания эффективности освоения учащимися программы дополнительного образования результативности кружковой деятельности согласно программе. Для кластера внеурочного оценивания используется психолого-педагогическая диагностика на предмет сформированности конкретных качеств, умений, базовых понятийных знаний по изучаемому разделу, которые можно выявить в ходе мониторинга, составления карт-характеристик, ведения педагогического наблюдения.

В условиях оптимизации процесса обучения организация кружковой работы в школе — комплекс мероприятий, направленных на разработку, внедрение и контроль внеурочной активности детей в рамках тематических кружковых объединений — становится важной административной задачей, реализация которой должна выполняться поэтапно. Внедрение (или корректировка) системы дополнительного образования, в частности и кружковой активности, осуществляется заместителем директора по УВР с привлечением широкого круга специалистов согласно плану.

План организации кружковой работы в школе

Говоря об организации деятельности кружковцев, важно актуализировать внимание на значимости календарно-тематического плана работы объединения, разрабатываемого с учетом доступного методического и материально-технического оборудования, содержания программы. На первых занятиях кружка в новом учебном году педагогу стоит рассказать детям о практических задачах, которые будут выполняться в рамках курса, чтобы услышать их мнение, оценить уровень заинтересованности и при необходимости внести коррективы в главный документ по организации кружковой деятельности в школе. При этом очень важно, чтобы весь блок внеурочной образовательной работы и каждое занятие кружковцев в частности проводилось согласно таким принципам:

  1. Преемственности, предполагающем создание и поддержание традиций, объединяющих детский коллектив. Определенные правила поведения, ритуалы приветствия, жизненные принципы помогают со временем переформатировать школьный кружок в клуб по интересам, где дети могут с удовольствием общаться, взаимодействовать, совершенствовать свои таланты в комфортной психологической атмосфере.
  2. Массовости, основанном на вовлечении каждого учащегося в работу. Способствовать этому будет экспериментирование педагога с различными видами и формами занятости, распределение детей по группам, реализация индивидуального подхода.
  3. Последовательности, требующем строгое соблюдение логики проведения мероприятий, последовательное усложнение приемов работы и учебных задач.
  4. Непрерывности, обуславливающем необходимость проектирования воспитательного процесса в интервальном порядке, с периодами интенсивной активности и спадами, что гарантирует сохранение стойкого интереса детей.

Ввиду возрастного фактора кружковая работа в начальной школе, организуемая согласно ФГОС, имеет ряд особенностей. Высокая физиологическая потребность младшеклассников в движении, активной познавательной активности наравне с неустойчивостью внимания обуславливают необходимость искать новые подходы к организации внеурочной деятельность в начальной школе. Чтобы обеспечить высокую результативность педагогической работы по данному направлению и в полной мере удовлетворить исследовательские интересы детей, эксперты системы российского образования предлагают организовывать кружковые занятия по пяти основным направлениям развития.

Правила кружковой работы для начальной школы определяются принципами ФГОС, уставом образовательного учреждения, кадровой и материально-технической обеспеченностью. При организации внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста рекомендовано соблюдение таких правил:

  1. С целью разработки содержательной программы кружковой работы, в полной мере соответствующей ожиданиям потребителей услуг, учителя начальных классов распределяют между собой нагрузку и осуществляют разработку и реализацию дополнительных образовательных модулей по выбранным темам, что позволяет обеспечить условия для знакомства малышей с разными учителями и детьми из других классов младшей школы.
  2. Для обеспечения высоких показателей качества дополнительных образовательных услуг школа вправе привлекать к сотрудничеству внештатных работников, имеющих педагогическое образование и опыт организации кружковой работы.
  3. Ввиду необходимости оказания помощи в организации содержательного досуга младшим школьникам рекомендовано посещение как можно большего числа кружков. При этом уровень учебной нагрузки для ребенка должен рассчитываться с учетом показателей здоровья и его занятости в организациях дополнительного образования.
  4. В малокомплектных начальных школах кружковая работа (при условии согласия родителей и готовности педагогов) организовывается по субботам.

Комплекс контролирующих функций, направленных на обеспечение высокого качества образовательных услуг, будет неполным без анализа кружковой работы в школе, который систематически проводится в конце учебного года для выявления и коррекции недостатков внеурочной деятельности. Эффективность школьных кружков оценивается ответственными педагогами и заместителем директора по УВР по таким критериям:

  • Конкретность и реалистичность целей кружковой деятельности (что удалось и чего не удалось достичь, по каким причинам).
  • Соответствие содержания учебных материалов, используемых кружковцами, возрастным и психофизиологическим потребностям детей (представить методическую обоснованность их выбора).
  • Многообразие видов образовательной деятельности, предложенных руководителем кружка с целью сохранения высокого уровня заинтересованности и мотивации школьников.
  • Уровень сформированности знаний, умений и навыков кружковцев, предусмотренных рабочей программой, на момент окончания отчетного периода.
  • Динамика сопутствующих компетенций (творческих способностей, инициативности, воспитанности), формирование которых обусловлено участием в кружковой деятельности.
  • Показатели результативности учебно-воспитательного процесса (количество проведенных конкурсов, мастер-классов, выставок, показов, соревнований, а также количество полученных кружковцами наград).
  • Участие членов школьного кружка в мероприятиях городского (районного), областного, муниципального уровней.
  • Сотрудничество с организациями дополнительного образования, частными и государственными учреждениями.
  • Общественно-полезные достижения кружковцев (участие в благотворительных проектах, акциях, ярмарках, оказание целевой помощи).
  • Уровень материально-технического, методического, дидактического обеспечения объединения.
  • Показатели сохранности контингента в течение учебного года.

На основании проведенного мониторинга составляется отчет по кружковой работе в школе, в содержание которого для наглядности рекомендуется включить таблицы, схемы, графики и диаграммы. В сводный отчетный документ, содержащий информацию об организации кружковой деятельности в школе, заместитель директора по УВР включает следующую информацию:

  1. Цели и задачи кружковой деятельности, отраженные в программных документах (актуальные на начало учебного года).
  2. Перечень действующих кружков с указанием руководителей.
  3. Количество учащихся, вовлеченных в кружковую деятельность (отдельно по секциям и общие показатели охвата по школе).
  4. Показатели результативности работы кружков (перечень реализованных мероприятий, демонстрирующих достижения кружковцев, и полученных наград).
  5. Оценка работы педагогов, ответственных за реализацию внеурочного комплекса.
  6. Комплекс мер, осуществление которых необходимо для улучшения показателей кружковой работы в новом учебном году.

Больше информации об организации дополнительной образовательной работы в школе представлено в этих материалах:

источник

Главной целью занятий кружка является развитие детского, сплочённого коллектива через воспитание трудолюбия, терпеливости, взаимопонимания, взаимовыручки

Читайте также:  Анализ на герпес у детей

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Старо-Маслянская средняя общеобразовательная школа

педагогическом совете директор школы

протокол № _____ от « »___________ __________ Л.В. Ильина

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

Возраст обучающихся – 9-12 лет

Форма организации образовательной деятельности – кружок

учителем начальных классов

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

Одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких времен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формировании разносторонне-развитой личности, которая отличается неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего ещё не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, то есть развитие творческой культуры ребёнка.

Кружок «Творческая мастерская» рассчитан на детей от 7 до 11 лет . Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, тканью, ракушками, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на занятиях. Работу кружка организую с учётом опыта детей и их возрастными особенностями. С детьми, которые не имеют навыков работы с такими материалами, нужно начинать с самых простых поделок.

Дети не любят монотонного однообразного труда, он их быстро утомляет, поэтому у них может пропасть интерес к работе. Значит, нужно обязательно менять виды деятельности на каждом занятии. Ещё важно то, чтобы дети в работе проявили выдумку, творчество, фантазию, что будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свою работу, уважение к труду других. Работа в кружке – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. А руководителю кружка очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание детей не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия, показать варианты, чтобы дети смогли дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход значительно повышает интерес к знаниям.

Создание поделок из природного материала, работа с ракушками даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям. При работе с ракушками и природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Предлагаемая программа имеет художественно- эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предлагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время детей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.

Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью, соломкой – это самые распространённые виды декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством обучающимся начальной школы.

Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приёмам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приёмы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древним времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат – она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребёнка с самого раннего детства, и он самостоятельно создаёт из неё образы своего внутреннего мира. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, , распространённая и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Эта техника предлагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Всё это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребёнок

Готовится стать созидателем доброго мира.

Оригами – искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея.

Слово «оригами» из двух частей: «ори» — сложенная, «гамии» — бумага. Квадрат не случайно выбран в качестве основы оригами, так как в Древней Японии квадрат считался воплощением мира. Поэтому именно квадрат способен бесконечно меняться и преобразовываться, воссоздавая множество новых форм. С этим связан и строжайший запрет разрезать квадрат в процессе складывания фигурки, дабы не нарушать целостность мира. Главным в оригами считается не результат, а сам процесс складывания. Когда-то оригами было распространено только в Японии. В наши дни этим традиционно японским искусством увлекаются и взрослые и дети. Почти во всех странах мира существуют клубы оригами, проводят конкурсы и фестивали, составляются компьютерные программы, обучающие искусству складывания бумаги.

Это интересное занятие и к тому очень полезное. С его помощью развиваются аккуратность, художественный вкус, логика, умение читать чертежи, формируется пространственное воображение и творческие способности, активируются мыслительные процессы. Поскольку последовательность действий при складывании фигурок приходится держать в уме, оригами также стимулирует развитие памяти. Для того, чтобы правильно совершить удивительные превращения с бумагой, необходимо сконцентрировать внимание и запастись терпением, следовательно, занятия оригами развивают внимание и учат ребенка самодисциплине и усидчивости. Кроме того, при складывании бумаги совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.

Занятия оригами несомненно способствует интеллектуальному развитию ребёнка и создают приятную атмосферу взаимного понимания и сотрудничества в школе в кругу одноклассников, в семье. Оригами эффективно также в качестве терапевтического средства при ограниченной подвижности пальцев в преклонном возрасте. И главное, оригами может понравиться каждому независимо от возраста, пола, национальности и языка.

Гармоничное развитие младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое внимание занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств и понятий.

Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к народному и изобразительному искусству.

Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске и фольклорных узоров оно поистине уникально.

Дополнительное образование у нас в школе доступно всем и каждому ребёнку. Его качество гарантируется образовательными программами. Гармоничное развитие младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое внимание занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника.

В современных условиях из любого материала можно сделать великолепные вещи: это и кожа, семена, шишки, разных видов бумага, макароны, сухоцветы и многое другое.

Задачи программы будут достигнуты, если ребёнок на занятии займёт позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не только помочь ребёнку в изготовлении того или иного задания, сколько создать условия, в которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребёнка на занятии, включающей в себя как интеллектуальный и моторный компоненты, то есть на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащённая самостоятельная деятельность ребёнка по преобразованию материала в изделии. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в весёлой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: обучающие становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий.

На кружковом занятии используются увеличивать время на занятия практической работой, позволяют наиболее подготовленным обучающимся работать самостоятельно. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятия на практическую работу, позволяет учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным обучающимся.

Планирование имеет направленность на формирование у детей трудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. В процессе занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьников. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, — всё это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается.

Ребёнок должен попробовать преодолеть себя: в этом он учится быть взрослым.

Кружок по декоративно-прикладному искусству веду уже восьмой год. За это время нашими детьми проделана очень большая творческая работа. Дети с огромным удовольствием посещают мой кружок и действительно работают творчески. Особенно ребятам нравится работать с гофрированным картоном, бархатной бумагой, макаронами, оригами, тканью. Сейчас дети увлеклись техникой канзаши. Наши изделия несколько раз принимали участие в креатив-фестивале «Надежда», занимали призовые места, ребята дарили сувениры учителям, родителям, ветеранам, постоянно выставляются на школьных выставках и дети очень довольны тем, что такие вещи они сделали сами.

По моему мнению, да и по мнению других педагогов, дети стали бережнее относиться к плодам своего труда, их творчество проявляется и на уроках, и во внеурочное время, улучшилась моторика пальцев, а это уже сказывается на каллиграфии, дети гордятся тем, чем они занимаются. Если говорить о здоровьесберегающих технологиях, то дети просто отдыхают после уроков в такие минуты творчества

источник