Меню Рубрики

Анализ произведений о детях л толстого

Произведение появляется из-под пера писателя в период его пребывания совместно с братом на Кавказе, при этом на его написание уходит более одного года.

Жанровая направленность произведения представляет собой автобиографическую повесть в стиле реализма, характеризующуюся основными событиями, основанными на фактах писательской биографии.

Повесть является составной частью толстовской трилогии, представляя собой ее начало.

Суть повести заключается в изображении событий, происходящих в жизни главного героя произведения, представленного в образе десятилетнего Николеньки Иртеньева, от лица которого ведется повествование в виде рассказа о дворянском быте, участии в охоте, о первой любви и отношениях с учителем с проявлением чувств и эмоций маленького мальчика.

Главным героем повести становится Николенька, мальчик, имеющий дворянское происхождение, тонко чувствующий окружающий мир, отличающийся умом не по возрасту, стремящимся отыскать смысл происходящих вокруг вещей. При этом Николенька является добрым и вспыльчивым мальчиком, часто подражающим взрослым.

Также героями повести являются родители Николеньки, мама и папа, рассудительные и порядочные люди, Наталья Савишна, представленная в образе экономки, альтруистичной женщины, посвящающей свою собственную жизнь ради семьи Иртеньевых, а также преподаватель мальчика Карл Иванович, изображенный в качестве доброго и заботливого человека, желающего для подопечного всего самого лучшего.

Следует отметить, особое значение образа матери Николеньки, под влиянием которой мальчик становится чутким, сострадательным и отзывчивым человеком. При этом отец мальчика изображается в образе строгого мужчины, сохраняющего свой авторитет перед сыном, но остающимся для Николеньки также любимым, как и мать.

Основной тематикой повести представляется изображение становления личности, выражающегося в приобретении ребенком индивидуальности. Кроме того, в повести раскрываются тема детского воспитания, материнской любви, семьи, а также роли учителя.

Повествовательный сюжет затрагивает авторские размышления об актуальных и в настоящее время проблемах, заключающихся в потери близких людей, в дурном влиянии, неосторожности и неосмотрительности взрослых, а также в выборе жизненного пути.

Главной мыслью произведения является изображение влияния окружающей действительности и общества в отношении формирования будущей личности с акцентом на роль семьи в этом процессе, развивающем в человеке нравственный ориентир.

Отличительной особенностью повести является использование писателем внутренних монологов, передающих изменения, происходящие в душевном состоянии главного героя, что впоследствии будет признано как прием под названием диалектика души.

Смысловая нагрузка повести заключается в умении оценивать роль родителей в воспитании будущего поколения, передаче детям знаний и опыта в отношении объективной оценке окружающего мира, в проявлении любви и заботы к близким людям, понимания ответственности перед собственным ребенком.

Произведение Толстого “Детство” это одна из трёх частей произведения “Детство. Отрочество. Юность”. В данном произведении Толстой описывает отрезок из своего жизненного периода примерно 5-10 лет, в который, как мы все прекрасно знаем, нет никаких забот, проблем, или чего-то похожего. Однако для самого Толстого это время было отнюдь ни чем то очень лучезарным и приятным. Толстой с самого детства был приучен всего добиваться сам, всегда учиться, и развивать себя как личность, из-за чего сам он решил целиком и полностью с самого детства, забыв о простых детских забавах и шалостях.

В произведение Толстой описывает своё детство просто как череду, каких то кадров, которые он смутно помнит. Он рассказывает о своём учителе, комнате, брате, родителях. В детстве Толстого мало чего волновало из разряда, каких то извечных или сложных вопросов, однако он старался размышлять о том, о чём его сверстники даже думать не могли. Уже в то время Толстой пробовал писать стихи и даже целые произведения, которые хоть и не выходили идеальными, но всё таки все великие люди с чего то начинали и что-то делали, что впоследствии приносило свои плоды.

Как рассказывает сам Толстой в произведении, то его талант заметили не сразу, даже напротив, родители не поощряли увлечения мальчика литературой, и прочими предметами. В этом Толстой раскрывает проблему родительского непонимания, и излишней заботы о нём, и его будущем, когда в свою очередь юный Толстой желал лишь отделиться от родительского дома, и продолжать идти по жизни самостоятельно.

Эта философская идея Толстого отделения от родного дома и становление полностью самостоятельным человеком присутствует во многих эпизодах в произведении. Толстой сначала изъявляет своё желание быть более свободным и раскрепощённым, затем он покидает отчий дом, дабы учиться в другом месте. Именно в этой части больше всего присутствует идея самостоятельности и самобытности, которая была так необходима в детстве Толстому.

Но, несмотря на все разговоры об отделении от, отчего дома и так далее, Толстой всё же очень скучал по своим родным и близким, о чём сам говорил в произведении, однако, благодаря своему крепкому характеру он смог таки выдержать все невзгоды и пройти через разлуку как вполне взрослый не по годам мальчишка. Ведь только благодаря своему характеру Толстой смог пройти все невзгоды и стать тем, кем он хотел стать с самого начала. И идея, которую он проносит через всё произведение несложно определить – это упорство и стремление к своей цели. Потому как только упорство наряду со стремлением позволит человеку добиться того, чего он желает.

Лев Николаевич Толстой — один из самых популярных русских писателей, который знаменит и за границей. Так же он являлся публицистом, религиозным деятелем, просветителем. Его произведения наполнены глубинным смыслом.

Детство — это самая лучшая пора в жизни человека, то время, которое никогда не забудется, то, которое всегда будет в памяти абсолютно каждого жителя этой огромной планеты.

Основная тема этой повести — тема становления личности. Человек взрослеет, становится полноценным членом общества, учится, познает этот загадочный мир. Толстой показывает весь жизненный путь человека.

Главным героем этой повести является маленький мальчик, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент первой главы Николеньке исполнилось целых десять лет. Именно в таком возрасте детей отправляют учиться в лицеи. Буквально через пару недель ребенок должен был отправиться учиться в учебное заведение, но а пока- у него есть немного времени, чтобы насладиться последними летними деньками, а так же последними моментами своей беззаботной, детской жизни.

В этой повести показывают смерть, показывают, какого это, потерять близкого человека, который всегда был рядом. Писатель показал, как сыновья умеют тосковать по матерям, как им больно их терять, через что они все проходят.

Так же в этой повести раскрывается тема плохого влияния на человека, у которого еще не сформировано мировоззрение. Люди, которые навязывают свое мнение, плохие привычки, учат плохому — они причина становления «неправильной» личности.

Главной мыслью этого произведения является влияние на человека другого человека, семьи, общества. Каждый маленький, буквально незаметный для первого взгляда поступок может в корне изменить всю жизнь человека, общества.

Эта повесть считается автобиографической, потому что писатель, Лев Николаевич, писал это произведение по мотивам собственного детства.

Это произведение ценит любить и ценить свою семью, уважать своих родных. Учит всегда думать своей головой, никогда не повторять чужих ошибок. Автор учит читателей ответственности, думать только своей головой. Нужно объективно оценивать весь окружающий мир. Показывает, что люди никогда не должны унижаться, стелиться под кого-то, выполнять чьи-то прихоти, только ради того, чтобы понравится кому-то, завоевать чье-то внимание, дружбу.

Сегодня мы поговорим о роли отца в семье и в жизни детей. Семья как маленькая государство и этим государством надо управлять умно и грамотно, поэтому, когда в семье не бывает отца, говорят семья «без главы»

Трилли – один из второстепенных персонажей произведения «Белый пудель», написанного Александром Куприным. Ему недавно исполнилось восемь лет, мальчику повезло родиться в богатом сословии

Главным героем является именно пожарный. Он зовется Гаем Монтэгом. Его обязанностью и работой является сжигание литературы, которую нельзя читать. В начале произведения герой предстает

Остап — это один из наследников Тараса. Остап с самого младенчества отличался своим упрямством и непослушанием. Он больше всего любил свободу и волю.

Гоголь написал огромное количество разных произведений. И одним из главных и популярных произведений является «Мертвые души». Автор старается рассказать и показать, что будет дальше в нашей жизни и как дальше меняться будет

источник

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Ребенок как бы входит внутрь событий произведения, становится как бы их участником. Литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, к окружающим их людям, к действительности

«РАССКАЗЫ Л. Н. ТОЛСТОГО И ИХ РОЛЬ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ»

Подготовила: заместитель заведующего по методической работе ГБДОУ № 20 В.О. района СПб. Орлова Наталья Николаевна.

В современном мире вопрос о нравственном воспитании детей стоит наиболее остро. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослых – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Многие психологи и педагоги большое внимание в развитии личности уделяют книге. Она развивает сознание ребенка, формирует его мировоззрение. Важную роль играют книги в познавательной деятельности ребенка. Поэтому перед детскими писателями стоит важнейшая задача: создать такое произведение, которое сочетало бы в себе простоту слова, доступность детскому восприятию и наличие нравственно-эстетической проблемы. Но важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. Книги, предназначенные для детского чтения, должны находить отклик в душе юного читателя. В. Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для детей и хуже и вреднее, чем ничего не читать». Полтора века назад Л. Н Толстому удалось найти такие слова, создать такие произведения. Поэтому рассказы Толстого актуальны до сих пор. Меняется жизнь, развивается технический прогресс, а слова писателя понятны детям во все времена.

Правильно прочитанный педагогом, донесенный до детского ума рассказ имеет огромное воспитательное значение. И надо заметить, что многие писатели и педагоги пытались найти такие же доходчивые слова.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Рассмотрим ситуацию в педагогике и литературе с древних времен. Подлинный гимн знанию, культуре можно найти в «Поучении Владимира Мономаха». Убеждая своих детей не лениться, В. Мономах советует им не забывать того «доброго», что они умеют, а чего не умеют. Со временем «Поучение» стало восприниматься как обращение к детям, молодежи. В нем раскрывается тема воспитания идеального человека.

Поэт и просветитель Карион Истомин в своих стихах наставлял царских детей «чтить свободную науку». Он изложил правила поведения для детей в трактате «Домострой». Всесторонние реформы Петра Великого в европейском духе нанесли урон национальной самобытности. Самая известная книга петровской эпохи «Юность и честное зерцало» — это сборник правил поведения при дворе юношей и девиц.

Воспитателю нравственных чувств в истории русской педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых и сверстников. Они призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем благородных, гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жестокости.

Педагогические исследования и практика показывают, что характерной чертой дошкольников является оптимизм, им присуще бодрое, радостное настроение. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет любые поручения. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. К. Д. Ушинский (1824-1870) – выдающийся педагог и детский писатель признавал краеугольным камнем формирования личности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». В статье «Родное слово» Константин Дмитриевич называет родной язык самым действенным средством воспитания, «величайшим наставником» и великим учителем, который «учит удивительно легко». Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. «Родное слово» построено на фольклоре, которому К. Д. Ушинский отводил исключительно важную роль. Он стремился дать детям систему реальных знаний. Ушинский проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Они преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Книги К. Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние, как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Л. Н. Толстой при составлении своих знаменитых «Азбук». Но он раскритиковал «Детский мир и хрестоматию» не только за «ложный язык», но и за «ложную мораль», которые производили на ребенка впечатление непонятности и ненужности прочитанного. Ребенок, по мнению Толстого, с трудом мог пересказать эти тексты, т. е. он тут же их забывал, а значит выведенная мораль никак не откладывалась в сознании юного читателя. Даже язык Ушинского казался ему чересчур цветистым, затейливым.

Далее будет более подробно рассмотрена жизнь и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого, его роль в морально-нравственном воспитании детей.

РОЛЬ Л.Н. ТОЛСТОГО В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ:

Лев Николаевич Толстой был широко известен как создатель оригинальной педагогической системы, как автор совей особой «Азбуки», как основатель своеобразной школы для крестьянских детей. В связи с педагогической деятельностью в Яснополянской школе Лев Николаевич создает произведения для детей. В них отразилось его общение с учениками, а также изучение фольклора. Как и школу, он создавал эти произведения в противовес «официальной» детской литературе, которая и по содержанию, и по языку вызывала его резкое осуждение. Одной из важнейших задач своей жизни Л. Н Толстой считал образование всего народа. «Я хочу образование для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Это стремление служить всемерно народу руководило Толстым в его работе над «Азбукой». Лев Николаевич Толстой родился в богатой графской семье 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии. По отцовской линии один из предков писателя был сподвижником Петра I. По материнской линии Толстой принадлежал к старинному княжескому роду Волконских, и по матери он был родственником А. С. Пушкина. Детство свое Лев Николаевич провел в родовом имении. После смерти родителей, в возрасте 13 лет, с сестрой и тремя братьями он переехал в Казань к одной из сестер своего отца, где прожил 6 лет. В Казани он поступил в университет сначала на восточный, затем на юридический факультет. Лев Николаевич свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, чешском, польском и сербском; знал греческий, латинский, татарский, церковно-славянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. В 19 лет он начал вести дневник, в котором вел записи до последних лет жизни. В университете Толстой увлекся самостоятельной работой над исторической темой, но проучившись там 3 года, оставил университет. Он уехал в Ясную Поляну, владельцем которой стал после раздела отцовского наследства. Писательская деятельность Толстого началась в конце 1850 года в Москве. Там он начал работу над повестью «Детство», но вскоре уехал на Кавказ в действующую армию к своему старшему брату. Поступив в армию юнкером, Толстой сдал экзамен на младший офицерский чин.

После начала Крымской войны Толстой перевелся в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Командуя батареей, он проявил мужество и отвагу и был награжден орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалью. Выйдя в отставку, Лев Толстой отправился за границу, а затем вернулся в Ясную Поляну. В 1859 году он открыл школу для крестьянских детей у себя в имении и помог открыть еще 20 таких школ в соседних деревнях. Чтобы направить деятельность школ по верному пути, Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». Там он опубликовал 11 статей о школе и педагогике. «…воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известной эпохой идеалом человеческого совершенства», — писал Лев Николаевич в статье «Воспитание и образование». Толстой называл школьников «маленькими людьми» и, общаясь с ними, всегда придерживался принципа, который он сформировал в рассказе «Севастополь в мае»: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, который старался воспроизвести во всей красоте его, и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». В 1862 году Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс и стал жить в Ясной Поляне во главе большого семейства. Семь лет напряженного труда (1863-1869) Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир», в котором отразил пятнадцатилетний период истории страны. По признанию автора, он «любил мысль народную» в этом произведении. Оно явилось итогом долголетней исследовательской работы автора над историческими источниками и одновременно с этим представляло собой отклик на события и проблемы современности. В начале 70-х годов Толстой вернулся к педагогике: он создал «Азбуку», «Новую Азбуку», составил «Книги для чтения». В конце 70-х – начале 80-х годов духовный кризис, пережитый Толстым, завершился переломом в его мировоззрении. Он решил порвать с идеологией дворянства и перейти на сторону «простого трудового народа». Чтобы дать хорошее образование своим детям, Толстой в начале 80-х годов переезжает с семьей в Москву. Здесь он пишет религиозно-философские работы, рассказы для «простого» народа, пьесу для народного театра. В начале 90-х годов Святейший Синод отлучил Льва Толстого от православной церкви. Но писатель продолжал заниматься творческим трудом, несмотря ни на что. Ночью 28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну и через несколько дней умер. Похоронен он в Ясной Поляне.

Читайте также:  Ошибка анализа синдрома дауна у детей

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого началась в 1859 году, когда он учил грамоте крестьянских детей, и продолжалась с перерывами всю его жизнь. Толстой считал, «что наступило время, когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти».В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача – открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавания и помощь учителям в их работе. Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя, составившие коллектив единомышленников для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в журнале «Ясная Поляна», где печатались статьи Толстого о народном образовании, сообщения учителей.

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами, банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг критике и современную ему школу, в которой учат только тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы. Яснополянская школа была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы вызывала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. В своих многочисленных статьях того времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы, Л.Н. Толстой сформировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей. Он отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования. Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма в области народного образования. Доказывая это, Лев Николаевич обращался к своему опыту: население его уезда охотно помогало в создании школ, которые быстро пополнялись крестьянскими детьми. Одна из статей Л.Н. Толстого имела название «О свободном возникновении школ в народе». В ней он писал, что: «Дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и… безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования». Посетив в 1860 году Англию, Бельгию, германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит к выводу о том, что как в России, так и в Западной Европе народное образование не отвечает потребностям и запросам народа. Он писал, что «Лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци и русская сельская школа совершенно одинаковы и равны: обе они вызывают негодование по поводу деспотизма учителей, которые «согласны в отрицании права свободы человека на том основании, что этому человеку только 10 или 12 лет». Школы и учителя враждебно относятся к детским потребностям и интересам, пользуются насильственными методами, постоянно используют наказания, унижают и третируют детей, превращая учебно-воспитательный процесс в надругательство над детьми.

На основе этих рассуждений Толстой сформировал такое правило: «Критеризм педагогики – свобода», что послужило основанием к обвинению его в пропаганде идей «свободного воспитания». Настойчивое требование Льва Николаевича о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы. Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой. Он требовал, чтобы каждая школа была педагогической лабораторией. И такой экспериментальной была его Яснополянская школа. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, природоведение, география, рисование и пение. Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания занятий не было. И обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось. Учащиеся делились на три класса – младший, средний, старший. Учебный день делился на две части. С 12 до 15 часов был обеденный перерыв. Домашние задания не практиковались. Небольшой коллектив работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельный план работы. Сам Лев Николаевич преподавал в старшем классе математику и историю. Под его руководством ученики писали много сочинений. Все описания школы современниками показывали, что Толстой как организатор и учитель действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. Яснополянская школа представляла собой ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, и в знак протеста Лев Николаевич прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В 1869 году Л.Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. Вопрос о содержании обучения в народной школе Лев Николаевич решал в разные периоды совей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде Толстой считал достаточным дать обычную программу школы того времени. Затем он определял содержание интересом учащихся. Он насчитывал 12 предметов, но объем их и время зависели от желания детей. Л.Н. Толстой упоминал, что дети не любили грамматику и географию. В последние годы педагогической деятельности методика опять поменялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание. Но в эти годы он вывел принцип воспитывающего обучения: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». Лев Николаевич высказал много ценных мыслей о методике обучения: «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», — писал он. Особое место он отводил живому слову учителя, придавал большое значение развитию творчества детей и широко практиковал принцип наглядности. «Деревенские ребята приходили к нам, и их было очень много. Во время уроков бывало очень весело и оживленно. Дети вели себя свободно и отвечали на вопросы на каждый в отдельности, а не все вместе, перебивая друг друга и общими силами припоминая прочитанное… Папа особенно ценил в своих учениках образность и самобытность их языка. Он никогда не требовал буквального повторения книжных выражений и особенно поощрял все «свое».

Когда в 1881 году я держал вступительный экзамен в классической гимназии, я удивил всех учителей тем, что не зная совсем грамматики, я читал и переводил классиков гораздо лучше, чем требовалось. В этом я вижу доказательство того, что своеобразная система преподавания отца была правильная», — писал сын писателя И.Л. Толстой в своей книге «Мои воспоминания». В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогику и дореволюционную школу России, было много ценного и оригинального. К этим чертам относится глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося; постоянные педагогические изыскания, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, мастерство как учителя, так и составителя учебных книг. Л.Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог – мыслитель и новатор.

В 1872 году в соответствии со своими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку». Затем она была дважды переработана и переиздана под заглавием «Новая Азбука». Работа над «Азбукой» была большим напряжением для Льва Николаевича. Краткость речи ему давалась с трудом. Некоторые предложения он переделывал до 49 раз. Работа над «Азбукой» длилась около 14 лет. Им также были составлены четыре «Русские книги для чтения». Уровень учебной литературы в то время был очень низким, и занимаясь как учитель в Яснополянской школе, Толстой столкнулся с полным отсутствием книг и пособий, пригодных для народных сельских школ. Существовавшую в ту эпоху литературу он считал не народной: «Одни просто плохие сочинения, написанные плохим литературным языком и не находящие читателей в обыкновенной публике, а потому посвященные народу; другие – еще более плохие сочинения, написанные каким-то не русским, а вновь изобретенным, будто народным языком. ; третьи – переделки с иностранных, назначенных для народа, но не народных книг». Писатель создал замечательные по своей методической стройности и художественности книги для народных учителей с целью дать им и их ученикам в руки учебную настольную книгу, через которую крестьянский ребенок мог бы познать родной язык и найти ответ на волнующие его в окружающей жизни вопросы. Создавая первую учебную «Азбуку» для детей русского народа, Л.Н. Толстой ставил своей задачей приобщать их к сокровищнице замечательного русского народного языка, а через него воспитывать в детях любовь к Родине, к истории и культуре своего народа и родной русской земле.

Толстой с огромной любовью собирал произведения устного народного творчества всю свою жизнь и широко использовал при создании своих произведений, особенно в «Русских книгах для чтения». Пословицы, поговорки, былины, сказки учили детей народной мудрости: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое», «Нужда и по воскресным дням постится». В небольших рассказах, подчас в одну фразу, дети получали много полезных сведений бытового, практического характера или указания как себя вести: «Люби Ваня Машу», «По часу сижу, азы буки учу», «Небо выше, море ниже». В его творчестве большое место занимают рассказы, описывающие происшествие с самим автором. Ряд рассказов проникнут идеями христианского всепрощения, всеобщей любви, аскетизма и фатализма: «Бог правду видит, да нескоро скажет», «Отчего зло на свете?», «Архиерей и разбойник». В них проявляется идеология отсталого патриархального крестьянства. Но вместе с тем в литературном наследии Толстого есть немало подлинных шедевров художественной литературы. Рассказы, были, басни, помещенные в «Азбуке», знакомят детей с народным бытом, русской природой, с историческим прошлым русского народа, воспитывая тем самым у детей любовь к своему народу, к родному языку, родной земле, национальной культуре. Большое место в рассказах занимают темы любви к физическому и умственному труду. В них автор подчеркивает большое значение упорства при выполнении работы и преодолении трудностей: «Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток». В ряде басен и рассказов из жизни животных Толстой показывает положительные и отрицательные черты человека. Автор мастерски высмеивает жадность: «Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»; злость: «Белка и Волк»; обман и предательство: «Лисица и обезьяна»; лесть и хитрость: «Лев, осел и лисица». Л.Н. Толстой считал, что в произведениях для детей не должно быть абстрактной дидактики. Моральное воздействие оказывается тем, что басни и рассказы бичуют дурное и ярко показывают хорошее: «Два товарища», «Лев и мышь». Толстой обращал внимание на то, что «дети любят мораль, но только умную, а не глупую».

«Русские книги для чтения» вышли отдельным изданием. В этих книгах Лев Николаевич отразил как собственное творчество, так и произведения других писателей и даже некоторые рассказы его учеников. Толстой старался как можно больше включать народное творчество. Произведения написаны простым понятным языком. И каждый ребенок, только начинавший читать, знакомился с фольклором. «Азбука» осуществляла и педагогические задачи по нравственному воспитанию, по обучению родному языку и развивала художественный вкус. Весь материал строился по принципу усложнения. Поэтому вначале помещались рассказ – миниатюры, дальше шли басни, рассказы – были, рассказы – рассуждения и рассказы – описания. Тематика рассказов была разнообразной. В серии рассказов о детях герои – крестьянские дети. Толстой показывает их жизнь естественную, беря случаи из жизни, в разных ситуациях. У Льва Николаевича образ ребенка всегда четко очерчен и в основном его интересует нравственная сторона. Его герои совершают подвиги: «Котенок» — мальчик спасает маленького котенка от своры собак, «Пожар» — ребенок спасает брата и сестру. Льва Николаевича всегда волновала тема воспитания правдивости. Он пишет два рассказа: «Косточка» и «Корова», и басню «Лгун» на эту тему. В этих произведениях он старается показать, что ложь иногда связана с подлостью, трусостью и выводит мораль, что нужно быть честным и правдивым.

Характерными чертами этих книг были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Эти рассказы для учебных книг богаты и разнообразны по содержанию, они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в современных книгах для чтения в начальной школе, в хрестоматиях для детей дошкольного возраста и выпускаются отдельными изданиями.

Внук Л.Н. Толстого, Сергей Толстой рассказал в книге «Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня научил» о своих беседах с дедом: «Беседовал он со всеми одинаково просто и серьезно – говорил он с ребятами так, как редко говорят с ними взрослые. Все, или почти все, что говорил мне дедушка, ведь это уроки мне на целую жизнь! Ведь все, что он говорил, он говорил «с умом», желая помочь моему воспитанию, сделать из меня настоящего человека! Наверное, это будет полезно и для других ребят. Из первой же встречи с дедушкой я вынес такой урок, что всякий труд достоин уважения, что ко всем людям надо относиться одинаково. А вот еще урок: я пожалел дедушке велосипед. Он пристально, строго, и как будто грустно посмотрел на меня и сказал: «Ну, нельзя, так нельзя», не прибавив ни одного слова. Как мне было стыдно тогда. Не надо жадничать, не должно быть собственнических наклонностей. Своей иронией, когда Лев Николаевич сказал: «Нельзя, так нельзя», он проучил меня за нечуткость, за внутреннюю грубость, за невнимание к людям. Еще один урок я понял: не будь назойлив! У старших есть важные дела, и ребята не должны меша. А как узнать, когда мешаешь? Надо быть внимательным – не ждать, пока тебе объяснят, а самому соображать. А вот какой урок дал мне дедушка после школьных экзаменов: «не нервничай, держи себя в руках! Не распускай нюни! Будь всегда тверд и стоек!» А еще такая мысль была у Льва Николаевича: «В игре, да и в труде, пожалуй, — будь разумен, не делай лишних движений, делай только то, что нужно, — будь рационализатором самого себя». Эти уроки жизни, которые давал мне Лев Николаевич иногда намеками, а иногда и прямо, говоря все до конца, запомнились мне на всю жизнь. Плохо ли, хорошо ли, я старался их осуществлять».

Рассказанное С.С. Толстым показывает на то, что Л.Н. Толстой не только в литературной и педагогической деятельности давал детям уроки, но и собственным жизненным образом. Толстой, как известно, всегда был чужд политического мышления. Но он всегда мыслил в категориях философского сознания, и его художнические поиски жизненной правды всегда облекались в форму поисков всеобщей нравственно-философской истины. Нравственно-философские идеи Льва Николаевича – это не только конечный итог противоречивого развития его творческой мысли, но одновременно и двигательные, и постоянно находившиеся в движении ее нравы, ее логические стимулы. В национальных традициях философского сознания складывались самые основы мировоззрения Толстого и своеобразие его творческой индивидуальности. На примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого мы видим, что, то что, он делал, было жизненной необходимостью. Его рассказы так близки и понятны детям, потому, что он жил их жизнью, понимал каждого ребенка, уважая его мнение. В современной литературе продолжили в своей прозе реалистическое направление Л. Толстого Валентина Александровна Осеева и Евгений Андреевич Пермяк. Особенно много сделал Е. Пермяк, как один из создателей современной сказки. Опираясь на сказочные традиции русской народной поэзии, писатель вдохнул в этот традиционный жанр новое современное содержание. Выдумка, смелая фантазия в сказках Пермяка реальна, максимально приближена к жизни. Герои его сказок и рассказов самые обыкновенные люди, трудолюбивые, сообразительные ребята. С мягкой лукавинкой, подчас в шутливой форме, весело и остроумно используя традиционные сказочные образы, «сказовый» язык писатель сообщает самому маленькому читателю, очень важные вещи, воспитывает в ребенке высокие моральные принципы. Сказка оборачивается былью. Больше всего трогает в этих рассказах простота и задушевность беседы писателя с детьми, щедрость его сердца. У Пермяка есть рассказ «Ребячий песельник». Герой его звонко пел для ребят, а взрослые никак не могли понять, почему он только «для малых птах песни выдумывает». Пел он о любви, о труде, о честности, о высоких помыслах, про дружбу, храбрость, про чистоту души, и выросли на его песнях «из малых птах» знаменитые мастера, именитые хлеборобы, большие ученые люди. Выросли честными, работящими, благодарными.

Казалось бы, о самых простых, известных вещах идет речь в сказках и рассказах Е. Пермяка, но писатель всегда находит возможность сообщать что-то новое, заставляет не только юного, но и взрослого читателя задуматься над смыслом человеческого труда, пользой создаваемых человеком вещей. Его сказки полны внутреннего смысла, насыщены раздумьями, глубоким содержанием. Главный герой сказок и рассказов – труд человека. Только трудом добывается счастье, только в труде могущество человека. Книги Евгения Пермяка «Дедушкина копилка», «Торопливый ножик», «Тонкая струна», «Первая вахта», «Счастливый гвоздь» и многие другие обогатили арсенал детской литературы оригинальными произведениями на трудовые темы. Читателей также радует звонкая, многоцветная народная речь. Черпая самобытные слова из народного словохранилища, писатель добивается сжатости, емкости и вместе с тем простоты, точности и поэтичности авторских описаний.

Читайте также:  Отчет о гематологическом анализе расшифровка у детей

Для В.А. Осеевой художественное произведение было, прежде всего, средством воспитания. Стержнем произведений был важный нравственно-эстетический вопрос. В течение 16 лет В. Осеева работала в детских коммунах, колониях. Дети и помогли воспитательнице обрести свое писательское призвание. В ранних рассказах – «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» -Внимание автора сосредоточено на исследовании нравственной нормы. Главный герой – ребенок, совершивший эстетическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания. Валентина Осеева освоила трудный жанр – короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодной для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений: «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Печенье», «Синие листья», «Сыновья» и другие. Так цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, вытекающих из общего хода повествования. Названия некоторых рассказов служат ориентирами в представлениях о добре и зле: «Хорошее», «Плохо», «Долг». Тщательный отбор речевых средств, живая интонация, умелое построение, точность в выборе конфликта – все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников и младших школьников. Реалистическая проза была сильнейшей стороной ее творчества. Всех трех авторов, рассмотренных в этой работе, объединяет умение видеть многое глазами детей, разговаривать с ними непринужденно просто: то серьезно, то с улыбкой о самом важном в жизни. Знание детской психологии, непосредственность общения со своими маленькими героями выливаются в простоте, мастерски отточенные рассказы. Сюжеты, взятые из повседневной жизни. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности. «Художественное произведение должно затрачивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою», — писал В.Г. Белинский. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Ребенок как бы входит внутрь событий произведения, становится как бы их участником. Литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, к окружающим их людям, к действительности.

  1. « Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой; Москва, 1989 год
  2. «Детская литература» под редакцией С.А. Николаевой; Москва, 1998 год
  3. «Для детей»; Л.Н. Толстой; Москва, 1968 год
  4. «Дошкольная педагогика» под редакцией С.А. Козловой; Москва, 1997 год
  5. «Евгений Пермяк»; В. Гура; Москва, 1982 год
  6. «История России с древнейших времен до 1861 года» под редакцией Н.И. Павленко; Москва, 1998 год
  7. «История России 1861 – 1917» В.А. Федоров; Москва, 2000 год
  8. «История педагогики» под редакцией М.Ф. Шибаевой; Москва, 1981 год
  9. «История педагогики»; Москва, 1982 год
  10. «Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня научил» С.С. Толстой; Москва 1980 год
  11. «Книга любви и признательности»; С.А. Розанова
  12. «Книга для семейного чтения»под редакцией В.И. Логиновой; Москва, 1991 год
  13. «Мои воспоминания» И.Л. Толстой; Москва, 1969 год
  14. «Нравственное воспитание в детском саду» под редакцией В.П. Нечаевой; Москва, 1984 год
  15. «О детских книгах» В.Г. Белинский; Москва, 1978 год
  16. «Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого в 100 томах»:
  1. том № 8; Москва, 1936 год;
  2. том № 21, 22; Москва, 1957 год;
  3. том № 62; Москва.
  1. «Свет Ясной Поляны» И. Толстой; Москва
  2. «100 великих имен в литературе» под редакцией В.П. Ситникова; Москва,1998 год
  3. «Толстой о Толстом» К.Н. Ломунов // «Духовные искания Л.Н. Толстого»; материалы и исследования, выпуск 1; Москва, 1998 год
  4. «Эстетика Л.Н. Толстого» Е.Н. Куприянова; Москва, 1966 год.

источник

Роль Л.Н. Толстого в развитии детской литературы. Рассказы-миниатюры для детей, рассказы о животных, басни, сказки, их педагогическое значение.

Л.Н.Толстой (1828—1910) — крупнейший мыслитель, писа­тель-реалист. Значение его творчества для русской и мировой куль­туры огромно. Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

В детское чтение перешли первые же произведения Тол­стого. «Детство», «Отрочество» и «Севастопольские рассказы» выходили в изданиях для детей уже вскоре после их опубликования в журнале «Современник» в 1852— 1857 годах. «Детство» и «Отро­чество» — ярчайшие образцы реалистической повести о детстве. Толстой показал зарождение духовных способностей ребенка, пси­хологические черты возраста, тонкость и чуткость в восприятии мира.

Еще в 1849 году, совсем молодым, Толстой начал заниматься с крестьянскими детьми в Ясной Поляне. А через десять лет он открыл школу для крестьянских детей, в которой преподавал и сам. Школу он задумал как альтернативную официальной, госу­дарственной, обучение в которой представлялось ему «одуряю­щим», убивающим душу и разум. Такой системе он противопоставил школу, в которой отношения между учителем и учени­ком строятся по принципу свободного общения, а вместо дог­матического, далекого от жизни образования даются нужные для жизни, практические знания.

Даже язык Ушинского казался ему чересчур цветистым, «затейливым».

В 1872 году вышла «Азбука» Толстого в четырех книгах — ре­зультат 14-летнего труда. Критика — как официальная, так и де­мократическая — встретила этот труд столь сурово, что писатель снова начал над ним работать — для исправленного переиздания. Он заново переписал собственно «Азбуку», назвав ее «Новая аз­бука», а материалы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». Труд был завершен в 1875 году, причем для него было создано более ста новых рассказов и ска­зок. Отзывы в печати оказались теперь сочувственные. Правда, некоторые критики упрекали автора за сухой и тяжеловесный язык, но большинство склонялись к тому, что язык Толстого «так сжат, и прост, и изящен, как будто бы для автора не суще­ствовало никаких стеснений». После этого «Новая азбука» и «Рус­ские книги для чтения» выдержали много изданий. «Новая азбу­ка», например, только при жизни писателя выходила около трид­цати раз.

С ней он связывал «гордые мечты», надеялся, что по ней будут учиться два поколения русских детей — от царских до му­жицких — и получат из нее первые поэтические впечатления. Действительность превзошла «гордые мечты»: по его книгам учились не два, а несколько поколений. Эти книги составили целую библиотеку для детского чтения. При­чем многие из произведений «Русских книг. » и сегодня включа­ются в хрестоматии и азбуки: это «Филипок», «Три медведя». «Лев и собачка», «Булька», «Кавказский пленник».

Основное место в учебных книгах Толстого занимают вольные переложения русских, индийских, персидских, турецких, немец­ких сказок, переделки басен Эзопа, иногда пересказы произведе­ний современных Толстому авторов. Создавая собственные свои произведения, он в первую очередь заботился о том, чтобы сюжет их был занимателен, но прост, чтобы они соединяли в себе по­учительность и познавательность.

Была тщательно продумана Толстым и композиция «Новой азбуки». Вначале идут рассказы-миниатюры; всего несколько строк, простых по содержанию и синтаксису, — и перед ребенком воз­никает картинка, уже знакомая ему по жизни: распускающиеся весной цветы и листья, спящая на крыше кошка и т.п. Такие рас­сказы, как «У Вари был чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам, только-только всту­пающим в мир природы, вещей, человеческих взаимоотношений. Это та ранняя пора жизни, когда интеллект еще не дает трезвого и критического отношения к действительности. В рассказах даются лишь самые необ­ходимые детали, рассчитанные на первый слой детского вос­приятия.

В последующих произведениях «Новой азбуки» — сказках, бы­лях, баснях — смысл углубляется, расширяется содержание, за­хватывая новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Лексика и стиль меняются: сохраняя прежнюю простоту, они отвечают уже не только учебным задачам, но и эстетическим, побуждают ребенка к более сложной психической работе.

Самые известные произведения для дошкольников из этой книги — «Три медведя», «Корова», «Филипок».

Зачин сказки «Три медведя» выдержан в духе реалистического произведения: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заб­лудилась и стала искать дорогу домой. да не нашла. » Но столь несказочный зачин вводит читателя в обстоятельства вполне ска­зочные и знакомит с персонажами, близкими к персонажам на­родной сказки. Сказочны говорящие медведи: отец-медведь Ми­хаил Иванович, медведица Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Наделенные человеческими именами, они и жилье свое устроили как человеческое, и привычки у них как у людей: каж­дый ест похлебку из своей чашки, да еще и ложкой. Традиционны для народной сказки троекратные повторы действий персо­нажей: каждый из трех медведей последовательно заглядывает в свою чашку и восклицает: «Кто хлебал из моей чашки?» Троек­ратное повторение используется и в сцене, когда медведи видят свои стулья сдвинутыми с места, а постели измятыми. Нагнета­ние драматизма происходит в наибольшей степени за счет реак­ций Мишутки: больше всех неприятностей выпадает на его долю: стульчик его оказался сломанным, похлебка съеденной, а в по­стели спит какая-то девочка. Но не в пример персонажам сказоч­ным, девочка избегает расплаты без помощи волшебных сил: открыв глаза и увидев, что Мишутка хочет ее укусить, она просто выпрыгивает в окно. Толстому важно было показать, что крестьян­ский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решите­лен. И писатель делает это при помощи синтеза сказочного сю­жета (чтобы захватить детское воображение) и реальных, близ­ких к жизни деталей.

В рассказе «Филипок» перед маленьким читателем предстает история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстником; недаром рассказ имеет подзаголовок «Быль». Филипку стало скучно в избе сидеть, и он решил пойти в школу. Пришел, но так растерялся, что в ответ на вопросы учителя только молчал и плакал. Учитель оставил его в классе: «Ну, садись на лавку возле брата. А я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу».

Вот и все содержание рассказа. Но, несмотря на краткость, в нем создан характер мальчика. Как только Филипок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути — ни собаки, набросившиеся на него, когда он «вышел к чужим дворам», ни страх перед учителем. Не найдя своей шап­ки, Филипок отправляется в путь в отцовской, которая ему ве­лика, зато под рукой. В сенцах школы мальчик снимает шапку и только после этого отворяет дверь: ему хорошо знаком кресть­янский этикет. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал «говорить Бого­родицу», чтобы показать, что он и молитвы знает; но «всякое слово говорил не так». Учитель остановил его: «Ты погоди хва­литься, а поучись».

В другом рассказе-были — «Корова» — психологическая харак­теристика героя более сложна. Мальчик Миша бросил осколки разбитого им стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока, «дети ста­ли худые и бледные». Бабушке пришлось в няньки наняться, что­бы заработать на новую корову. Мальчика так мучает совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы» и «каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мерт­вую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей».

И в этом рассказе сюжетная линия освобождена от тормозя­щих действие описаний и характеристик, персонажи проявляют­ся в ходе событий. Усложнение же психологической характери­стики главного героя происходит за счет общей нравственной за­дачи рассказа: не струсь Миша, признайся он вовремя, несчастья бы не произошло.

Толстой говорил, что особенно удачным он считает детское произведение, когда «вывод — нравственный или практический, — который вытекает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». Толстой был уверен: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нрав­ственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах.

Басни Толстого в «Новой азбуке» и в книгах для чтения предлагают маленькому читателю мораль в более открытом виде. В басне «Лев и лягушка» лев испугался кваканья, приняв его за рычание большого зверя; но поняв, что это всего лишь лягушка, лев убил ее, а себе сказал: «Вперед, не рассмотревши, не буду пугаться». Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта, что особенно привлекало Толстого и как педагога, и как писателя. У одного человека была корова, она давала каждый день по горшку молока. Человек ждал к себе гостей и решил десять дней не доить корову, чтобы накопить побольше молока. Но «в корове перегорело все молоко, и она дала меньше молока, чем прежде». Методы и приемы, которые использовал Толстой для изложе­ния познавательного материала, весьма разнообразны. «Отчего потеют окна и бывает роса?» — рассказ на эту тему написан в виде рассуждения: «Если подуть на стекло, на стекле сядут капли. И чем холоднее, тем больше сядет капель. Отчего это будет? Отто­го, что дыхание человека теплее, чем стекло, и в дыхании много летучей воды. Как только это дыхание сядет на холодное стекло, из него выйдет вода». Апеллируя к природной любознательности детей, писатель понимает, что для детской психики путь к позна­нию возможен только через конкретные детали, и потому про­должает свое рассуждение так: «От этого же бывает роса. Как ос­тынет земля ночью, над ней воздух остынет, и из холодного воз­духа выходят пары каплями и садятся на землю. Иногда бывает, что и холодно на дворе, а в горнице тепло, — а не потеют окна; а иногда и теплее на дворе, а в горнице не так тепло, — а потеют окна». Так и кажется, что Толстой видел перед собой полные лю­бопытства детские глаза, когда писал эти строки.

Знания о явлениях природы писатель старается закрепить с помощью художественных образов. Характерен в этом смысле рас­сказ «Солнце — тепло», где дан поэтический образ могучего и благотворного светила, дающего жизнь всему на Земле. «Откуда берется тепло на свете? Тепло — от Солнца. Всё, что людям нужно, что идет прямо на пользу, всё это заготовляется Солн­цем, и во всё идет много солнечного тепла. Потому и нужен всем хлеб, что его растило Солнце и что в нем много солнечного тепла. Хлеб греет того, кто его ест».

Толстой внес свой вклад и в развитие зоологической беллетри­стики. Животные в его многочисленных рассказах не очеловечива­ются — остаются в пределах своих биологических и психических возможностей. Но их характер и повадки, проявляясь в драмати­ческом действии, вызывают у читателя сопереживание. Толстой умело направляет это чувство: дети восхищаются дружбой живот­ных между собой, их преданностью, верностью по отношению к человеку. Животные даже могут дать людям урок гуманности. Что­бы подчеркнуть эту мысль, писатель использует строго реалисти­ческие описания, где есть место и жестокости, и несправедливо­сти человека в ответ на преданность животного. Но полностью отсутствуют у Толстого сентиментально-слезливые описания бед­ных птичек, кошечек или собачек.

Широко известен рассказ Толстого «Лев и собачка». Чрезвы­чайно сильное эмоциональное напряжение создано в нем драма­тизмом и необычностью ситуации: маленькую собачку бросили на съедение льву. Дело было в том, что «в Лондоне показывали диких зверей и за смотрение брали деньгами или собаками и кош­ками на корм диким зверям». Но произошло неожиданное: лев не только не растерзал собачку, а и полюбил ее — за кротость. Когда лев дотронулся до нее, она вскочила и стала перед ним на задние лапки. Далее события происходят совсем уж удивительные: «Хо­зяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке». Но вот через год собачка заболела и издохла. Лев не перенес этой потери. Он «обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер».

Такой рассказ, прочитанный в детстве, оставит в душе челове­ка след на всю жизнь.

17. Н.А. Некрасов. Произведения о детях и для детей. («Дедушка Мазай и зайцы» – цитировать)

Н.А. Некрасов (1821 — 1877) как поэт и организатор литера­турного процесса составляет целую эпоху в истории русской ли­тературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное Лермонто­вым и Кольцовым. Она явилась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою Музу. Поэт говорил от имени народа и его языком.

Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда кресть­ян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.

В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло об­щение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание. И.И.Панаев вспоминал, что Белинский полюбил молодого по­эта за его «резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни». По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбо­ву — именно их он сделал идейными руководителями журнала, который он стал редактировать с 1847 года. Это был основанный еще Пушкиным «Современник».

Как и его друзья-демократы, Некрасов придавал большое зна­чение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служе­ния народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений длядетей, которые предполагал издать отдельной книгой. В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Не­красова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Читайте также:  Отчет об анализе анализатора у детей

Донести до ребенка свою любовь и уважение к простому чело­веку, сделать крестьянина близким и понятным для читателя — вот что руководило поэтом, что вдохновляло его. Интонация доб­рожелательного рассказчика, характерная для всего детского цикла Некрасова, в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» особенно выразительна:

Дети, я вам расскажу про Мазая.

Каждое лето домой приезжая,

Нравится мне деревенька его.

Вся она тонет в зелёных садах;

Домики в ней на высоких столбах.

Дед Мазай, который «любит до страсти свой низменный край», и герой-повествователь, который с такой симпатией изображает старика, дают детям урок любви к природе, причем любви бе­режной и разумной. Прекрасны картины природы, возникающие в неторопливом рассказе Мазая, вобравшие в себя наблюдения самого поэта — страстного охотника:

Вечером пеночка нежно поёт,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точёны, рисованы очи.

Любовь к природе должна быть не только созерцательной, но и действенной, практически разумной — таков народный взгляд. Попавшие в беду зайцы находят в Мазае спасителя и защитника, а ведь и он тоже охотник. Казалось бы, полная лодка зайцев — богатая добыча, охотничья удача. Но сильнее азарта горячее че­ловеческое чувство:

«Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!»

Есть тут и рациональная сторона дела — природа сторицей запла­тит за бережное отношение к себе: «Впятеро больше бы дичи ве­лось, / Кабы сетями ее не ловили, / Кабы силками ее не давили. »

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут,

— Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми:

Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении, и в других стихах детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться, по обще­принятым правилам того времени, детская литература. Но демок­ратическая педагогика, идеи которой были столь близки Некра­сову, во главу угла ставила подготовку ребенка к реальной жизни. Да и специфика таланта поэта, его «Муза мести и печали», не позволяла ему иного отношения к темам, касавшимся основ на­родной жизни.

Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной сто­роной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи — урок бережного обращения с психикой ребенка. Ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать. В «Дедушке Мазае. » — довольно большом стихотворении, способном утомить ребенка, — происходит по­стоянное переключение внимания: то возникнет некий Кузя, «сломавший у ружьишка курок», и поэтому он «спичек таскает с собой коробок», то еще один «зверолов» — стал он так «зябок руками», что носит с собой на охоту «горшок с угольками». И композиционно-ритмическое построение стихотворения так­же предполагает дать возможность ребенку передохнуть, может быть, даже засмеяться, когда он услышит, как дедушка Мазай описывает в стиле народной прибаутки конец заячьего путеше­ствия в его лодке:

18. Сказки Мамина-Сибиряка детям («Аленушкины», «Сказка про храброго зайца»)

Д.Н.Мамин (1852—1912) родился и вырос в небольшом за­водском поселке Пермской губернии (Сибиряк — это его литера­турный псевдоним). Контраст между могучей природой и беспра­вием, нищетой уральцев навсегда поразил его душу и стал глав­ной темой его рассказов, повестей, романов.

От отца-священника, исполнявшего и должность учителя в поселковой школе, он унаследовал склонность к педагогике и выработал продуманные взгляды на воспитание детей, на дет­скую литературу. Мировоззрение писателя близко традициям русского просветительства. Его духовной родиной был мир рус­ской классической и христианской литературы, устного народ­ного творчества. Благой след в душе мальчика оставили идеи К.Д.Ушинского, его книга «Детский мир и хрестоматия». Боль­шое влияние на него оказали выдающиеся русские демократы Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин.

Переехав с Урала в северную столицу, Мамин поступает в Петербургский университет и зарабатывает на жизнь частными уроками. В 80-х годах начинается его сотрудничество в детских журналах, а позже, с рождением дочери, Мамин-Сибиряк постоянно пишет для детей.

Глав­ная задача литературы — готовить молодое поколение к борьбе с общественным злом, считал он.

Мамин-Сибиряк не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни, но умело охранял детскую душу от жестоких по­трясений и разочарований. Любить жизнь вопреки ее темным сто­ронам, верить в добро и надеяться на лучшее — таковы в самом общем виде заповеди писателя.

«Аленушкины сказки» (1894 — 1897) писались Маминым-Сибиря­ком для его маленькой дочери Елены. Девочку, родившуюся в 1891 году, ждала трудная судьба: мать умерла родами, отец был уже немолод, а ее серьезная болезнь мешала рассчитывать на бла­гополучный удел. Отцу предстояло подготовить свою Аленушку к жизни, к ее суровым сторонам, а главное — научить ребенка лю­бить эту жизнь. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цве­ты — подчеркнуто малы, слабы, незаметны среди больших и силь­ных существ; но все действие сказок направлено к их победе. Сла­бые одерживают верх над сильными, незаметные обретают нако­нец свое место в жизни. Вместе с тем писатель тактично подмеча­ет, что слабые существа нередко заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии до­стичь этого, обижаются, делаются несчастными. Подспудная мысль сказок сводится к тому, что невозможно переделать мир себе в угоду, но можно изменить себя и свое отношение к окружаю­щему ради своего же блага.

Однажды родилась козявочка и сразу возомнила, что все кру­гом создано для нее и принадлежит ей. Но оказалось, что еше до ее рождения все вокруг было поделено и нет для нее свободного места. А следом и еще одно неприятное открытие: мир очень опа­сен, чуть не каждую секунду погибают бессчетно и безвестно та­кие же козявочки. Жизнь совсем не улыбается героине. И все же она учится принимать эту жизнь. Как воздаяние за мудрость, да­ются козявочке семья, детки и тихая смерть — спокойный сон до будущего лета.

«Сказка про храброго зайца Длинные Уши — Косые Глаза — Короткий Хвост» (1894) и «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишку — Короткий Хвост» (1895) созданы в традициях народных сказок о животных. Герои в них очеловечены, а характеры обрисованы как самобытные, «лично­стные», что отличает их от фольклорных героев — всегда обобщен­но-типизированных. Так, Комар Комарович и заяц-хвастун выде­ляются среди других комаров и зайцев своей настоящей или напуск­ной храбростью. Даже медведь и волк в конце концов уступают им, решая не связываться с необычным противником («И волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный»). Залогом победы слабых над сильными является не вол­шебство или чье-то заступничество, не хитрость или удача, а из­менение привычной внутренней позиции.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут.

Сила духа важнее силы физической — учит ребенка писатель.

В «Аленушкиных сказках» нет прямых дидактических наставле­ний, а есть сама жизнь с преподносимыми ею уроками.

Особый интерес представляет «Присказка» — яркий образец «Мамина слога», как называли современники стиль детских ска­зок писателя. «Баю-баю-баю. один глазок у Аленушки спит, дру­гой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказ­ки». Присказка своей напевностью близка народным колыбель­ным. Пожалуй, впервые так ясно было выражено отцовское чув­ство, не уступающее в нежности материнской любви.

Помимо «Аленушкиных сказок» Мамин-Сибиряк написал еше целый ряд сказок, многообразных по темам и стилю. Большая их часть посвящена жизни природы: «Серая Шейка» (1893), «Упря­мый козел», «Зеленая война», «Лесная сказка», «Постойко», «Ста­рый воробей», «Скверный день Василия Ивановича». Наиболее близка к фольклору «Сказка про славного царя Гороха и его пре­красных дочерей — царевну Кутафью и царевну Горошину». Трогательна история Серой Шейки — утки, оставшейся из-за болезни на зимовку. По законам природы гибель ее неизбеж­на, и даже сочувствующий ей заяц бессилен помочь. Полынья, ее единственное убежище, затягивается льдом, все ближе под­бирается хищница лиса. Но мир подчинен не только законам природы. Вмешивается человек — и Серая Шейка спасена. Автор­ская позиция убеждает читателя в том, что даже на краю гибе­ли надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но стоит ждать удачи.

Сказки Мамина-Сибиряка — характерный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно важных вещах, которые невоз­можно объяснить на языке абстракций. Ребенку предлагается взгля­нуть на мир глазами божьей коровки, козявочки, мухи, собаки, воробья, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззре­ние. Как и народные, эти сказки знакомят ребенка со сложными законами бытия, объясняют преимущества и недостатки той или иной жизненной позиции.

19. Творчество Маяковского для детей, особенности творческой манеры, нравственное значение. («Что такое хорошо…», «Что ни страница…», «Это книжечка моя…», «Кем быть?»)

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930) – поэт, публицист, драматург. Родился в Грузии в селе Багдади.

Первое образование в биографии Владимира Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси. В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в пятой гимназии. Революция Маяковского не оставила в стороне. Он просил обучение, затем вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского. В 1911 году в биографии Владимира Владимировича Маяковского состоялось поступление в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Впервые стихи Маяковского были опубликованы в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам.

18 и 19 года 20 века в биографии Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. Стихи Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился. В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотека Маяковского, улицы). Театр Маяковского находится в Москве.

В. В. Маяковский (1893 — 1930), один из крупнейших поэтов рус­ского авангарда, отдал революции, ее «атакующему классу» весь запас своих творческих сил. Значительная часть творческого пути Маяковского была связана с течением кубофутуризма, для кото­рого характерны отказ от всего предыдущего опыта поэзии, стро­ительство новой культуры как основы будущей цивилизации. Кубофутуристы называли себя будетлянами, т.е. людьми будущего. В поэзии авангарда есть много общего с детским сознанием, понимающим мир как свою собственность. Лирический герой Мая­ковского смотрит на огромный мир не снизу вверх, а сверху вниз, как некий всемирный великан. При этом мысль поэта сосредоточе­на на сегодняшней жизни, прокладывающей дорогу к светлому будущему; прошлое его почти не занимает. Метафоры, гиперболы, непривычные рифмы и прочие сильные средства выразительности нужны поэту для того, чтобы стягивать весь мир к человеку, убеж­дая его верить в свои беспредельные силы и в свое будущее.

После революции 1917 года Маяковский создал группу ЛЕФ — Левый фронт искусств. Задачей ЛЕФа было подчинение искусств государству. Тогда же поэт обратился к творчеству для детей, рас­сматривая его как составную часть обшей программы строитель­ства социализма и формирования социалистической культуры.

В.В.Маяковскийадресовал детям более 20 произведений. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Конь-огонь», «Прочти и катай в Париж и в Китай», «Что ни страница, то слон, то львица», «Гуляем», «История Власа — лентяя и лоботряса», «Сказка о Пете — толстом ребенке.

Маяковский «брал уроки» у тех поэтов, которые уже получили признание как новые детские сказочники-стихотворцы, — Чуков­ского (его «Крокодил» легко угадывается в «Сказке о Пете. »), Маршака (вспомним, к примеру, стихотворение «Пожар»), рав­но как и они многому учились у Маяковского.

Язык сказки сочетает в себе публицистический, агитационный стиль и живой, разговорный, «шершавый», язык улицы со сло­вечками вроде морда, лопал, невтерпеж.

Несмотря на собственные ошибки и внешние трудности. Ма­яковский продолжал целенаправленную работу по созданию та­кой поэзии, которая вводила бы детей в большой мир борьбы и труда, объясняла бы им азы социализма.

Книжка «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925), пожа­луй, самая удачная из всего написанного Маяковским для детей. Если в «Сказке о Пете. » он объяснял на наглядных примерах значения нерусских слов пролетарий, буржуй, то в этом стихотво­рении он вернулся на ту ступень, с которой следовало бы начать: хорошо и плохо — вот два главных отвлеченных понятия, необхо­димых для первичной социализации ребенка.

Принцип контраста здесь является стержнем композиции стихов и рисунков. Это произве­дение построено как цепь миниатюр; каждая из них в четырех строчках представляет отдельного персонажа, свое действие и свой очевидный вывод. Маяковский, незаурядный художник, задумал эту книжку именно как единство текста и картинок. Дидактичес­кие примеры подтверждаются соответствующими рисунками на сюжеты из жизни детей. «Хорошо» и «плохо» последовательно показываются с разных сторон, и в конце концов содержание этих понятий раскрывается достаточно глубоко и полно.

Лирический герой здесь — сам поэт; он ведет диалог с «крош­кой-сыном» о том, что важно для них обоих. Лирическую основу стихотворения составляет отцовское чувство — редкое по тому времени явление в поэзии для детей. Мягкая ирония, сдержанная ласковость, негодование, гордость — целая гамма интонаций пе­редает образ отца, доброго, сильного, справедливого. Воспита­тельный эффект в книжке достигнут оптимальным сочетанием художественных средств: контрастными образами, внятной речью, естественными интонациями. «Буду делать хорошо и не буду -плохо», — решает в заключение маленький собеседник поэта

В этом стихотворении объяснение отца касается в основном поступков самого ребенка. Форма книжки, в которой каждая страница или разворот со­держит рисунок и самостоятельную подпись, оказалась для Мая­ковского наиболее выигрышной. Стихотворение «Что ни стра­ница, — то слон, то львица» (1926) в первом издании начиналось так:

Открывай страницу-дверь — в книжке

Использован прием, известный еще по дидактической литера­туре XVTII века: чтение книги организовано как прогулка, сопро­вождающаяся приятной и полезной беседой. В данном случае поэт чаще комментирует внешний вид зверей, реже — их «классовые» черты. Портреты зверей выполнены по-разному: есть обычные за­рисовки внешности (слоны, кенгуру), а есть и очеловеченные образы-карикатуры (лев, жирафы, обезьяна). Некоторые портре­ты животных даны только на картинке; поэт вместо описания иг­рает словами:

Этот зверь зовётся лама. Лама дочь

Или предлагает представить спрятавшегося зверя (при этом слегка пародируя «Евгения Онегина»):

Крокодил. Гроза зверей. Лучше не гневите. Только он сидит в воде И пока не виден.

Немногочисленные сравнения почерпнуты из детского лекси­кона (слоненок «ростом с папу нашего»). Того же происхождения неологизмы: жирафка, жирафенок, зверики. Вообще автор пред­почел в этом стихотворении обойтись минимумом лексических средств.

«Хорошее отношение к лошадям» и другим животным, а также к маленьким детям открывает в личности поэта, «горлана-глава­ря», область чувств трепетно-сентиментальных («Хотите, буду без­укоризненно нежный. » — предлагал он в поэме «Облако в шта­нах»).

«Эта книжечка моя про моря и про маяк» (1926) написана более сложно. Ее сюжет восходит к детскому воспоминанию Мая­ковского о семейной поездке через Батуми и Сухуми; мальчик подымался на маяк, бегал по пароходу. Он рассказал маленьким читателям именно то, что интересно любому маль­чишке. Маяковский развернул широкую картину, в которой, как на детском рисунке, уместились и бурные волны с пароходами, и капитан с биноклем, и маяк с винтовой лестницей и огромным фонарем, и рабочий, подливающий масло в лампу. Поэт словами рассказывает то, что ребенок рассказал бы рисуя. Картина-рас­сказ имеет свой сюжет, композицию. Когда наступает счастливая развязка («. все, кто плавал, — в тихой бухте»), читатель тут же оказывается среди тех, кто рассказывал-рисовал:

Позднее добавилась и смешная подпись под стихотворением, что также характерно для детского рисунка. Поэт обыграл свою фамилию, полушутя призвав детей быть похожим на маяк и осве­щать дорогу (вспомним девиз Маяковского и Солнца: «Светить всегда, светить везде. »):

Огромную популярность у детей до сих пор сохраняет стихо­творение «Кем быть?» (1928). В нем Маяковский снова использо­вал форму серии миниатюр, связанных общей темой, на этот раз — темой выбора профессии. В этом отношении «Кем быть?» являет собой исключение. «Все работы хороши, / выбирай / на вкус!» — звучит в финале, после того как энергично, с юмором, в деталях, красках и звуках рассказано о разных профессиях.

Стихотворение написано от имени ребенка, чье воображение не нуждается в пустых мечтах и сказках, находя богатую пишу в реальности. Ребенок видит себя у верстака, за чертежной доской, на стройке. То он — детский доктор («Как живете, / как живо­тик?»), то рабочий на паровозном заводе, то кондуктор трамвая, шофер, летчик, матрос («У меня на шапке лента, / на матроске / якоря. / Я проплавал это лето, / океаны покоря»). Поэт не просто рассказал о профессиях, но создал образ каждой из них — с по­мощью резких перемен ритма, неожиданных рифм, звуковой ин­струментовки. Некоторые строчки стали крылатыми. Это стихо­творение имеет довольно широкий диапазон читательского воз­раста — от старшего дошкольного возраста до подросткового.

Стремление Маяковского заложить основы новой детской книги натыкалось на непонимание и враждебность литературных критиков и работников Наркомпроса; хотя поэт искренне желал, чтобы его стихи служили государственным интересам. Однако комсомольская и пионерская печать охотно публико­вала его песни, марши и другие произведения.

Поэт понимал, что малыш и школьник-пионер — это разные читатели, они требуют книг разного содержания и формы. Поэзия Маяковского дает пищу для читателей всех возрастов: от самых маленьких детей до взрослых.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник