Меню Рубрики

Анализ детей в группе с онр

Общее недоразвитие речи — собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является наруше­ние формирования всех компонентов речевой системы, относя­щихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста быва­ет разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной); ее частичная сформи-рованность — незначительный словарный запас, аграмматич-ная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языко­вой) системе, — словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (3 уровень ОНР). При нерезко выражен­ном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фо-нетико-фонематическая несформированность речи.

Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с 1 уровнем ОНР зачис­ляются в специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР — с 4 лет на 3 года обу-

чения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи (с нерезко выра­женными нарушениями речи) зачисляются с 4-5 лет на 2 года коррекционного обучения. В настоящее время основной кон­тингент специальных групп составляют дети преимуществен­но с 3 уровнем общего недоразвития речи.

Характерным для таких детей является недифференциро­ванное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных сло­вах звук произносится по-разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреб­лении слов с переносным смыслом, не используют в речи си­нонимы, антонимы.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетиче­ский путь развития речи, свойственный нормально разви­вающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной систе­мы. Коррекция их речи — длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для само­стоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора ра­циональных приемов и методов воздействия необходимо чет­ко определить характер имеющегося у ребенка речевого недо­развития, его глубину и степень, уметь правильно анализиро­вать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.

В сводной группе детей с общим недоразвитием речи по­давляющее большинство составляют дети с моторной и сен­сорной алалией, но могут оказаться и дети с ринолалией и дизартрией, если у них кроме нарушения звукопроизноси-тельной стороны выявляется и лексико-грамматическая не­полноценность. Таким образом, ринолалия и дизартрия могут проявляться двояко: в виде фонетико-фонематической непол­ноценности и в виде общего недоразвития речи.

Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР может быть осуществлена только при условии комплексного медико-

психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцирован­ном подходе к ее преодолению.

3. Группы для заикающихся детей

В группы для заикающихся поступают дети с тяжелым на­рушением речи, при котором наблюдаются расстройство рит­ма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повто­рения отдельных звуков или слогов в момент произношения.

Заикание определяют как судорожное нарушение темпо-ритмической организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заи­кание, логоневроз). При любой форме заикания страдает цен­тральная нервная система. Как и другие дефекты речи, заика­ние преобладает у мальчиков, в среднем это соотношение составляет примерно 4:1.

Комплексное воздействие при заикании проводится в сле­дующих направлениях: лечебное укрепление центральной нервной системы (медикаментозное, физиотерапевтическое ле­чение, ЛФК); логопедические занятия по выработке самостоя­тельной, свободной от заикания речи (обычно работа в спе­циальных группах проводится в течение 10 мес-года), работа воспитателя тесно связана с работой логопеда, работа с роди­телями; логопедическая ритмика.

В процессе обучения и воспитания большое внимание уде­ляется развитию психических процессов и функций ребенка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребенка в целом. Работа направляется на развитие всех видов деятель­ности ребенка, в том числе и речи как одного из видов дея­тельности. Воздействие способствует нормализации взаимоот­ношения ребенка с окружающими. Как и при других наруше­ниях, преобладает преимущественная игровая форма работы.

В ряде случаев особое внимание обращается на терапию семьи, под чем понимаются нормализация семейных взаимо­отношений, выработка правильного родительского подхода к ребенку с заиканием, определение согласованных требований к речи и поведению ребенка.

Система работы с заикающимися ныне проводится по про­грамме, предложенной С.А.Мироновой. В основе этой про­граммы одновременная работа над речью и изобразительная деятельность детей. Нормализация деятельности и ее речевое сопровождение (речь, сопровождающая действие, завершаю-

щая, планирующая) способствуют преодолению заикания. Работа ведется согласно годовой программе по изобразитель­ной деятельности, которая в свою очередь ориентирована на поквартальное планирование.

Режим работы дошкольного специального учреждения, в том числе воспитательские и логопедические занятия, заня­тия музыкой и физкультурой, подчинены одной цели — пре­одолению запинок, нормализации темпо-ритмической орга­низации речи.

Как правило, заикающиеся зачисляются в специализиро­ванные группы дошкольного учреждения с двух лет, срок пребывания в детском саду — один год, на это и ориентирует программа, составленная С.А.Мироновой. Заикающихся де­тей более старшего возраста (5 лет и старше) зачисляют в специальную группу со сроком занятий 2 года.

Логопедическое воздействие, направленное на преодоле­ние заикания и связанных с ним личностных и поведенческих особенностей детей, помогает им социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников.

В зависимости от вида психического и речевого нарушения и возрастных особенностей детей определяются форма и ор­ганизация обучения и воспитания. Приемы работы и дидак­тический материал подбираются в зависимости от основных задач, характера каждого определенного занятия. Коррекци-онные задачи подчиняются общеобразовательной программе, гармонично с ней сочетаются.

По мере обучения и воспитания дети приобретают сенсор­ный и речевой опыт, который закрепляется и воспитателем, и логопедом, и дошкольным дефектологом, а также психоло­гом (если такой специалист в учреждении есть).

Программой специального детского сада предусмотрено ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, развитие эле­ментарных математических представлений и другие разделы. Проводятся занятия по изобразительной деятельности и кон­струированию, физкультурные и музыкальные занятия, кото­рые также дают большие возможности для коррекции имею­щихся у детей нарушений.

Зрительное восприятие детей развивается с помощью дейст­вий, направленных на обследование предмета, ознакомление с его строением и функциями, с его качественными характери­стиками. От зрительного восприятия переходят к аналитико— синтетической работе: выделение составляющих предмет эле­ментов, их сравнение, установление сходства и различия и т.д.

Слуховое внимание и фонематическое восприятие разви­ваются системой специальных упражнений при их постепен­ном усложнении: привлекается внимание детей к неречевым, а затем речевым звукам, детей учат дифференцировать звуки, сначала далекие, а затем и близкие по звучанию (вначале формируются более грубые дифференцировки, а затем все более тонкие, применительно к анализаторной деятельности всех видов: слуховые, зрительные, тактильные ощущения).

Особое внимание обращается на формирование у ребенка деятельности. Развивается ориентировочная основа деятель­ности, на которую опираются в дальнейшей работе, выраба­тываются ориентировка в задании, умение планировать и контролировать выполняемые операции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Ирина Синдицкая
Анализ работы учителя-логопеда

проведенной коррекционной (логопедической)

работы в 2014 – 2015 учебном году

учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны

МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка»

Основной целью работы учителя – логопеда является осуществление работы, направленной на своевременное преодоление нарушений устной речи детей.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Диагностика речевого развития детей;

2. Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребенка;

3. Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с различными формами речевой патологии;

4. Предупреждение нарушений письменной речи;

5. Оказание консультативной помощи в осуществлении коррекционной работы с детьми педагогическим работникам образовательного учреждения и родителям (законным представителям) воспитанников, пропаганда среди них логопедических знаний.

Тема самообразования: «Здоровьесберегающие технологии «песочная терапия»

В группах детского сада было выявлено 41 воспитанник с нарушениями устной речи.

В 2014 – 2015 учебном году на логопункте МБДОУ ДС №66 «Белочка» коррекционная (логопедическая) работа проводилась с детьми 5-7-летнего возраста, имеющими по заключению ПМПК:

1 ребенок — ОНР 3, дизартрия

11 детей – НПОЗ (ФН, дизартрия

В течение года в логопедический пункт было зачислено 28 детей, 1 ребенок выбыл, имеющим по заключению ПМПК ОНР3, дизартрия.

В начале учебного года была проведена диагностика, направленная на выявление речевых и неречевых нарушений. На каждого ребенка заведена речевая карта. Исходя из результатов диагностического обследования детей, и в соответствии с программами воспитания и обучения детей с ФФН были разработаны годовой план, перспективный план на каждую подгруппу и индивидуальные планы работы на каждого ребенка, в которых учитывались индивидуальные и возрастные особенности. На их основе осуществляется календарное планирование работы с каждой подгруппой. Разработаны планы работы с родителями, воспитателями.

Для занятий на логопункте были сформированы подгруппы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, дизартрия (5-6 летнего возраста, а также ФФНР, дизартрия (6-7 летнего возраста).

Все эти дети нуждались в коррекции звукопроизношения, недостаточно различали отдельные звуки на слух, имели затруднения в звуковом анализе слов.

Илье Л., Ване М. рекомендуется продолжить занятия со школьным логопедом в связи с индивидуальными особенностями артикуляционного аппарата.

Также работа проводилась с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). Они нуждались только в коррекции звукопроизношении.

Дети, имеющие заключение ОНР 3, дизартрия, нуждались в коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, лексики и грамматики, а также развитии связной речи.

В течение учебного года проводились подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи. Каждое занятие было направленно на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, воспитание самостоятельности, ответственности, аккуратности и уверенности в собственных силах.

В работе использовались различные методы и приемы. Для эффективного решения поставленных задач на занятиях применялось сочетание словесных, наглядных и практических методов.

В связи с тем, что ведущий вид деятельности игра, то в обучении использовались разнообразные игровые приемы. В работе использовались дидактические и развивающие игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти, мышления и мелкой моторики («Логопедическое лото», «Времена года», «Большой улов», «Зоопарк», «Магазин», «Домики», «Во дворе» и др.). Активно использовалась интерактивная доска в организации занятий, родительских собраний, педагогических советов.

В коррекционно- педагогической работе применялись здоровьесберегающие технологии:

Большую роль в коррекционно-развивающей работе играло взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей. С воспитателями проводились беседы, консультации, мастер-класс. Для родителей были организованы родительские собрания, консультации, беседы, мастер-класс. В течение года оформлялся стенд «Советы логопеда».

В течение всего учебного года осуществлялось взаимодействие со Смоленским государственным университетом, в виде передачи опыта работы учителя-логопеда и вовлечении студентов вуза в коррекционно-развивающую работу с детьми.

Принималось активное участие в работе городского методического объединения учителей-логопедов, Смоленского Государственного университета: выступление на «Недели логопедии» по теме «Песочная терапия».

В результате систематической коррекционно-развивающей работы можно видеть положительную динамику в развитии детей. Наблюдается улучшение произносительной стороны речи, степени развития фонематического восприятия, уровня звукового анализа, степени сформированности лексического и грамматического строя речи, связной речи.

В конце года выпущено 21 ребенок: 18 детей с хорошей речью, 3 со значительными улучшениями в речи. 6 детей оставлено для продолжения занятий, в связи с речевыми нарушениями, требующими продолжения коррекции речи.

В течение года проводилась работа в кружке «Речевичок» с детьми 4-5 летнего возраста, имеющими речевое недоразвитие, по профилактике речевого развития. Наблюдалась положительная динамика в работе.

Свою работу на 2014 – 2015 учебный год считаю выполненной успешно. Систематическая работа в тесном контакте с воспитателями, взаимосвязь с родителями дали высокую эффективность каждого занятия, своевременное выявление трудностей, которые испытывает ребенок на занятиях и определение целей для каждого занятия.

Дата составления «___»___20__г. ___/___/

Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015 Коррекция нарушений в развитии устной речи детей, разъяснение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей – вот основные.

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида. По данным разных исследователей, количество дошкольников с нарушениями речи растет и, тем значительнее и актуальнее становится роль логопеда.

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь: Проведение родительского собрания: Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа. Рекомендации для.

Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями Сентябрь Семинар: «Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте». Октябрь Консультация:.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.

План работы учителя-логопеда с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Родительское собрание «Результаты обследования речи детей» Родительское собрание «Выполнение домашних заданий».

План работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь 2 неделя — Индивидуальные беседы с родителями по итогам и результатам обследования и дальнейшей коррекционной работе с детьми.

Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: Артикуляционная гимнастика.

План работы учителя-логопеда с родителями на учебный год План работы учителя-логопеда с родителями на 2014 – 2015 учебный год. Месяц Название мероприятия Задачи Группы — участники Дата проведения.

источник

Тема 10. Обследование речи детей с ОНР.

Знакомство студентов с практическим обследованием речи ребенка, особенности заполнения речевой карты. Структура и содержание речевой карты. Дидактический материал, необходимый для обследования.

Проведение анализа полученных данных.

Составление рекомендаций по преодолению общего недоразвития речи.

Тема 11. Документация логопеда в группе для детей с ОНР.

Виды документации логопеда в группе для детей с ОНР. Речевые карты детей и документы от специалистов детской поликлиники при поступлении. Индивидуальные тетради детей, их содержание. Перспективный план работы логопеда на учебный год по периодам обучения. Ведение календарного плана, его содержание. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда.

Читайте также:  Результаты анализов сахара у детей расшифровка

Тема 12. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Цели и задачи программы обучения и воспитания детей с ОНР. Содержание и структура работы по периодам обучения.

Планирование фронтальных занятий по звуковой культуре речи и развитию фонематического восприятия. Этапы коррекционной работы по преодолению недостатков произношения и восприятия фонем.

Планирование фронтальных занятий по обучению грамоте.

Планирование фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи и формированию связной речи.

Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Работа логопеда с воспитателями и родителями.

Анализ программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР» (М., 1993). Система специального коррекционного обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Тема 13. Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Знакомство студентов с этапами работы над постановкой звука. Упражнения артикуляционной гимнастики, содержание и методика проведения. Постановка свистящих звуков, приемы постановки. Постановка шипящих и сонорных звуков, приемы постановки. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, связных текстах. Дифференциация смешиваемых звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости, по месту образования, по способу образования. М.Ф.Фомичева, Г.А.Каше о приемах постановки звуков речи.

Знакомство студентов с системой работы по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия. Цели и задачи работы. Этапы формирования фонематического восприятия. Методика работы по формированию фонематического восприятия. Анализ работ Г.А.Каше, М.Ф.Фомичевой, Л.В.Успенской, Т.А.Ткаченко, Н.В.Дуровой.

Составление и анализ конспектов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.

Составление и анализ занятий по дифференциации смешиваемых звуков. Звуки с—з, сь — зь, льй, рл и др.

Методические приемы и дидактический материал для занятий. «Домашние тетради» Н. В. Новоторцевой или В.В.Коноваленко; «Учись говорить правильно» Л. В.Успенской.

Анализ работы Н.В.Дуровой «Формирование фонематического слуха у детей» (М., 1996). Обследование фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР Т. А. Ткаченко — «Если дошкольник плохо говорит». Методика работы по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия у детей с ОНР.

Тема 14. Методика обучения грамоте дошкольников с ОНР.

Система обучения грамоте в России. Анализ методов обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Дидактический материал для обучения грамоте дошкольников подготовительной группы. Характеристика этапов обучения и анализ методов и приемов на каждом этапе.

Анализ книги Т. А. Ткаченко «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте». Анализ приемов обучения грамоте. Подготовка дидактического материала для проведения занятий по обучению грамоте детей с ОНР.

Тема 15. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Специфика проведения занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тематическое планирование лексических тем и постепенное усложнение грамматических заданий. Программа обучения детей с ОНР (по периодам). Дидактический материал для проведения занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Анализ литературы по данной теме: Т. А Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», Н.С.Жукова «Формирование устной речи», Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи», Р. И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». Подбор дидактического материала для проведения занятий. Анализ программы по периодам обучения по развитию лексико-грамматических представлений.

Тема 16. Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ОНР.

Специфика проведения занятий по развитию связной речи. Тематическое планирование по периодам обучения. Развитие планирующей функции речи. Составление пересказов и рассказов по наглядному действию, по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, описательного рассказа, рассказов с элементами творчества.

Анализ литературы по данной теме: Т. А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи», В. В. Коноваленко, С. В. Коновален-ко «Развитие связной речи», Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».

Подготовка дидактического материала к проведению занятий по развитию связной речи. Анализ занятий по формированию связной речи.

Тема 17. Планирование и проведение фронтальных занятий по формированию звуковой культуры и развитию фонематического восприятия у детей с ОНР в старшей группе детского сада (III уровень речевого развития).

Постановка цели и задач фронтального занятия. Содержание и структура фронтального занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Особенности планирования и проведения фронтального занятия. Основные методические рекомендации. Последовательность изучения звуков речи в старшей группе по методике Г. А. Каше по периодам обучения. Специфика занятия по автоматизации звука и построение занятия по дифференциации смешиваемых звуков. Дидактический материал для проведения фронтальных занятий.

Анализ конспектов занятий по звуковой культуре речи в старшей группе. Составление конспектов занятий, выбор дидактического материала. Методические приемы работы.

Тема 18. Планирование и проведение фронтальных занятий по обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе.

Постановка темы, цели и задач занятия. Содержание и структура фронтального занятия в подготовительной группе. Основные методические приемы по автоматизации, дифференциации звуков, по развитию элементов звукового анализа и синтеза. Методика работы по обучению грамоте. Анализ работ Т.Б.Филичевой, Г. В.Чевелевой, В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько, Н. В.Дуровой, В. В. Коноваленко. Последовательность изучения звуков и букв. Дидактический материал для проведения фронтальных занятий в группе для детей с ОНР.

Анализ занятия по звуковой культуре речи с элементами обучения грамоте. Составление конспектов занятий. Дидактический материал для проведения занятий.

Тема 19. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Постановка цели и задач занятия. Содержание и структура фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Методические приемы по активизации словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения, по развитию слоговой структуры слова. Анализ планов-конспектов занятий С.Н.Шаховской, С.В.Худенко.

Анализ занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Составление конспектов занятий. Оценка дидактического материала.

Тема 20. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР.

Постановка цели, определение задач занятия. Содержание и структура занятия по формированию связной речи. Методические приемы и дидактический материал по формированию умений составлять пересказы и рассказы по наглядному действию, по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, описательных рассказов, рассказов с элементами творчества.

Анализ фронтального занятия по формированию связной речи. Подготовка дидактического материала. Составление планов-конспектов занятий.

Тема 21. Взаимосвязь в работе логопеда и педагогов ДОУ.

Планирование фронтальных занятий воспитателя по всем разделам программы в соответствии с занятиями логопеда. Особенности и формы работы воспитателя с детьми с ОНР по развитию речи. Особенности работы музыкального руководителя в группе для детей с ОНР. Содержание и структура работы методиста и психолога в группе для детей с ОНР.

Тема 22. Работа логопеда с родителями детей с ОНР.

Проведение родительских собраний в начале года по результатам обследования речи и ознакомление с задачами первого периода обучения. Проведение открытых фронтальных занятий. Консультативный день для родителей, проведение консультаций и открытых индивидуальных занятий.

Тема 23. Дидактический материал для работы по преодолению общего недоразвития речи детей с ОНР.

Оборудование логопедического кабинета. Дидактический материал для фронтальных занятий и индивидуальных занятий по разделам речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй, связная речь, дыхание, голос, мелкая моторика.

Анализ дидактического материала. Оформление дидактического материала по звукопроизношению, фонематическому восприятию, элементам обучения грамоте, развитию лексико-грамматической стороны речи и формированию связной речи.

Контрольные вопросы и задания

1.В чем состоит методика обследования звукопроизношения детей с ОНР?

2.Назовите приемы, используемые при обследовании фонематического слуха и фонематического восприятия детей с ОНР.

3.Какова методика обследования состояния словарного запаса, грамматического строя, слоговой структуры слов и связной речи у детей с ОНР?

1.Как составляется речевая карта ребенка? Приведите примеры.

2.Приведите пример оформления календарного плана.

3.Определите основные разделы, цели и задачи перспективного плана логопеда на учебный год.

4.Что представляет собой индивидуальная тетрадь ребенка?

5.Приведите пример оформления тетради для вечерних логопедических занятий воспитателя.

1.Назовите авторов и охарактеризуйте основные документы, которыми можно руководствоваться в процессе работы с детьми с ОНР.

2.Раскройте планирование занятий логопеда в группе для детей с ОНР.

3.Какая работа осуществляется по постановке звуков на индивидуальных занятиях логопеда?

4.Определите этапы проведения фронтальных занятий и охарактеризуйте их содержание.

5.Каковы основные методические рекомендации к планированию логопедической работы по периодам обучения?

1.Каково содержание индивидуально-подгрупповой работы в группе для детей с ОНР?

2.Раскройте методические приемы закрепления и автоматизации навыков правильного произношения имеющихся в речи ребенка звуков.

3.Расскажите о методических приемах постановки отсутствующих звуков.

4.Определите основные формы организации детей для занятий по развитию фонематического восприятия.

5.Раскройте задачи и содержание первого этапа обучения, целью которого является развитие фонематического слуха.

6.Определите основные методические приемы по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР.

7.Раскройте содержание работы по периодам по обучению детей анализу и синтезу звукового состава слова.

1.Каковы основные методы обучения грамоте?

2.Что такое «звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте»?

3.Какой дидактический материал применяется для обучения грамоте детей с ОНР?

4.Определите этапы обучения грамоте и назовите приемы, используемые на каждом этапе.

1. Какова специфика проведения занятий по развитию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР?

2.Назовите порядок изучения лексических тем по периодам.

3.Приведите примеры постепенного усложнения грамматических задач на фронтальных занятиях.

4.Какой дидактический материал привлекается для проведения фронтальных занятий с детьми по развитию лексико-грамматической стороны печи?

1.Какова специфика проведения занятий по развитию связной речи?

2.Покажите поэтапность формирования связной речи при ее недоразвитии.

3.Проанализируйте дидактический материал, привлекаемый для проведения фронтальных занятий по развитию связной речи.

1.Каковы основные задачи работы по развитию звуковой культуры речи в каждом периоде обучения?

2.Определите количество занятий в неделю и последовательность изучения звуков речи в первом периоде.

3.Сравните требования к проведению фронтальных занятий по звуковой культуре речи во втором и третьем периодах обучения.

4.Каковы основные требования к подбору дидактического и речевого материала для проведения фронтальных занятий?

1.Каким может быть примерный план фронтальных занятий по развитию звуковой культуры речи с элементами обучения грамоте в первом периоде обучения? Во втором? В третьем?

2.Определите содержание работы по звуковой культуре речи, по звуко-слоговому анализу, по изучению букв по периодам.

3.Определите, какой дидактический материал необходим для занятий с детьми.

1.Определите основную цель и задачи фронтального занятия по развитию лексико-грамматических представлений.

2.Каковы содержание и структура данного занятия?

3.Подберите приемы активизации словаря, развития навыков слово образования и словоизменения.

1.Определите основную цель и задачи фронтального занятия по формированию связной речи.

2.Каковы содержание и структура фронтального занятия по развитию связной речи детей с ОНР?

3.Охарактеризуйте методические приемы и дидактический материал, удовлетворяющие целям данных занятий. Приведите приемы формирования умений составлять рассказы с элементами творчества.

1.Раскройте особенности работы воспитателя в вечернее время по развитию речи детей с ОНР.

2.Определите специфику работы музыкального руководителя в группе для детей с ОНР.

3.Каковы задачи методиста и психолога, работающих с детьми с ОНР?

1.Расскажите об основных формах работы логопеда с родителями.

2.Раскройте содержание и методику проведения родительских собраний по периодам обучения.

3.Каковы задачи и формы проведения консультаций для родителей?

4.Определите темы, цели и методические приемы открытых занятий для родителей детей с ОНР.

1.Составьте перечень дидактических пособий, которые необходимо иметь в логопедическом кабинете.

2.Охарактеризуйте материал, используемый для обследования неречевых и речевых процессов детей с ОНР.

3.Охарактеризуйте материал, которым следует пользоваться при обследовании словарного запаса, грамматического строя и связной речи.

4.Определите содержание игр и пособий, предназначенных для развития звуковой культуры речи и формирования фонематического восприятия.

5.Раскройте виды дидактического материала, используемого для обучения детей с ОНР грамоте.

Приложение 2 Речевой материал для анализа звукового состава речи

Карточка 1. Условные обозначения

1. Условные обозначения: гласный звук — красный квадрат; твердый согласный — синий квадрат; мягкий согласный — зеленый квадрат; слог — короткая полоска; слово — длинная полоска.

а) слова делятся на части (слоги);

б) слоги делятся на звуки. В слоге есть гласный звук и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука;

в) слово отличается от слога и звука тем, что имеет значение (слово — папа, слог — па, звук — п, а);

г) мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;

д) можно сосчитать количество и порядок слов в предложении (без предлогов и союзов). Например: Таня купила яблоко. (В этом предложении 3 слова: 1-е слово — Таня, 2-е — купила, 3-е — яблоко.);

е) есть короткие слова (предлоги): на, под, в, из, над, у. Короткие слова соединяют слова в предложения;

ж) при анализе предложения мы считаем и длинные, и короткие слова. Коля пьет сок (3 слова). Коля пьет сок из стакана (5 слов).

1. Звук у — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук у, губы вытянуты трубочкой. Произнеси звук у 2 — 3 раза медленно и четко.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук у: и — уы — у — ау — и — уа — и — ы — у — а —уу — аи — у.

3. Назови 1-й звук в словах: угол, Ира, Аня, улица, Алик, Оля, Игорь, осень, Алла, ослик, окна, удочка.

4. Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук у первый: утка, утюг, ухо, улитка, удав, Уля, улей, удод.

Читайте также:  Результаты анализов при цистите у детей

5. Определи, в каких словах слышится звук у: муха, дом, паук, мак, кот, утка, сок, магазин, утюг, иголка, какаду, ива, машина.

6. Определи позицию звука у в словах: утка, муха, паук, какаду, эму.

Устала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят.

1. Звук а — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, язык отодвинут назад. Произнеси звук «2 — 3 раза медленно и четко.

2. Подними руки, когда услышишь звук а: и — у — а — о — у — аиа — аы — а — у — о

3. Назови 1-й звук в словах: уши, Аня, улитка, апельсин, обувь, индюк, облако, арка, астры, овощи, аист, удочка, озеро, антенна, утюг, армия.

4. Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых первый звук а: аист, Аня, Алик, апельсин, ананас, антенна, аптека, азбука, автобус.

5. Послушай и назови, в каких словах слышится звук а: утюг, аист, индюк, Алик, ослик, Аня, санки, танк, мука.

6. Определи позицию звука а в словах: Алик, танк, мука, аист, мак, пила.

Аист, азбука, айва Начинаются на а.

1. Звук и — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук и, губы улыбаются, язык находится внизу. Произнеси звук и медленно и четко 2 — 3 раза.

2. Открой глаза, когда услышишь звук и: иоу — аиуи — о — эи.

3. Назови 1-й звук в словах: ива, Аня, окна, уши, иней, Алик, осень, утка, искры, угол, иглы, обувь, иволга.

4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук и первый: ива, иней, Инна, иголка, Иван, индюк.

5. Определи, в каких словах слышится звук и: ива, дом, вилка, мак, малина, утка, петухи, кот, мухи, пауки, суп, Инна.

6. Определи позицию звука и в словах: ива, иней, малина, бинт, мухи, пауки.

Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели.

1. Звук о — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук о, губы округлены. Произнеси звук о медленно и четко 2 — 3 раза.

2. Подними руку, когда услышишь звук о: о — и — у — о — а — и — оиоу — а — ио — и — о — у— о.

3. Назови 1-й звук в словах: Оля, Аня, утка, ива, обувь, аист, уши, иней, азбука, улица, Ира, окна.

4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук о первый: окна, обувь, Оля, окунь, овод.

5. Определи, в каких словах слышится звук о: окна, муха, мак, обувь, ива, дом, паук, кот, бинт, яйцо.

6. Определи позицию звука о в словах: обувь, дом, пальто, окунь, кот, окно.

Вот так дом — одно окно, А в окне идет кино.

1. Звук э — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук э, губы в улыбке, язык внизу. Произнеси звук э медленно и четко 2 — 3 раза.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук э: иэ — оу — эаэиоуэ — о — уэаиэ.

3. Назови 1-й звук в словах: эхо, уши, осы, аист, эму, Эдик, Оля, Эмма, Аня, Эля, иней.

4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых первый звук э: Эмма, Эдик, эхо, Эля.

5. Определи, в каких словах слышится звук э: Эмма, дом, мак, Эдик, кит, эхо, паук, Эля, муха, Аня, утка.

6. Определи позицию звука э в словах: Эмма, поэт, галифе, эхо, дуэт, эльф, этикетка.

8. Послушай, сколько звуков, назови первый, второй, третий звуки: ау, а, и, аэ, эаи, уиэ.

1. Звук ы — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук ы, губы улыбаются, язык внизу за зубами. Произнеси звук ы медленно и четко 2 — 3 раза.

2. Открой глаза, когда услышишь звук ы: ыа — и — э — ы — уоыи — о — ы — уэы.

3. Назови 1-й звук в словах: Аня, уши, осы, иней, эхо, аист, утка, осень, иволга, Эму.

4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук ы слышится в середине и в конце: дым, дыня, тыква, бык, коты, бинты.

5. Определи, в каких словах слышится звук ы: дым, кот, мак, дыня, утка, тыква, паук, бык, бинт, дубы.

6. Определи позицию звука ы в словах: дым, бык, конфеты, тыква, дубы, ноты, бегемоты, дыня.

Когда ноги вы, Когда ноги мы, Когда ноги ты, Тогда ноги вымыты.

1. Расскажи, какие звуки называются гласными. (Звуки, которые можно петь, тянуть, которые произносятся легко, свободно, без преграды и с голосом, называются гласными.)

2. Назови, сколько всего гласных звуков. (6 — а, о, и, ы, у, э.)

3. Вспомни и назови слова, которые начинаются с гласного звука: а, о, и, э, у.

4. Повтори ряд звуков: аоу — и; уэ — оа; и — о — ы — у; о — э — уы и т.д.

1. Звук п — согласный звук, твердый. При произнесении звука п губы смыкаются, язык лежит внизу. Губы — это преграда для воздушной струи. Звук п глухой, произносим его без голоса. Произнеси звук п быстро и четко 2 — 3 раза.

2. Повтори за мной: anonуп ; anупon; onупan; anonуп — un; on — ynunan; yn — unanon.

3. Сделай звуковой анализ обратного слога.

Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой 1-й звук? Какой 2-й? Произнесем слог, проговаривая последовательно 1-й и 2-й звуки: an, on, yn, un.

4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы со звуком п в начале слова: поляна, паук, пакет, пальма, павлин, панама, пальто, пулемет, паутина, подкова, Полина.

5. Определи, в каких словах слышится звук п: паук, мак, муха, бант, танк, пакет, дом, пальма, кот, ток, куст, пальто.

6. Отхлопай слово. Назови, сколько частей (слогов) в таких словах: папа, панама, липа, пух, паук, пулемет, плита, потоп, топ.

7. Закрепи произношение звука п в словах. Игра «Чего не стало». Образец: паук — нет паука, паукинет пауков. Слова: липа, пакет, пальма, панама, поляна, подкова.

От топота копыт Пыль по полю летит.

1. Звук т — согласный звук, твердый. При произнесении звука т рот приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы. Произносим его без голоса, т — звук глухой. Произнеси звук т быстро и четко 2 — 3 раза.

3. Сделай звуковой анализ обратного слога.

Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой 1-й звук? Какой 2-й? Произнесем слог, проговаривая 1 -й и 2-й звуки: am, ут, ит.

4. Нарисуй предметы со звуком т в начале слова: Тома, тыква, Таня, тополь, танк, туфли.

5. Отхлопай слово. Назови количество частей (слогов) в слове.

6. Игра «1, 2, 5». Образец: 1 тополь2 тополя5 тополей. Слова: тыква, Таня, танк, туфли.

У кита китовый бок. Вика и Ника идут в кино.

Карточка 11. Согласные звуки

1. Скажи, какие звуки называются согласными. (При произнесении согласных звуков на пути воздушной струи образуется преграда.)

2. Скажи, чем образуется преграда. (Губами, зубами, языком.)

3. Назови пройденные согласные звуки. (77 — тк.)

4. Скажи, чем похожи и чем различаются эти звуки. (Все они согласные, глухие; различие в том, как образуется преграда: п — губами, т — кончиком языка, к — спинкой языка.)

Карточка 12. Звуки п — т — к

1. Повтори звуки пт — к. Назови слова со звуками п, т, к (3 — 4 слова на каждый звук) по картинкам в тетрадке.

2. Определи последний звук в словах: мак, кот, веник, паук, кит, потоп, бант, индюк.

3. Запомни и повтори: па — ката; ката — па; ко — mo no; акan — am.

4. Определи (отхлопай) количество слогов в слове: кабина, батон, туфли, пеликан, конь, пони, панама, пулемёт, ток. (В слове пеликан — 3 слога: 1-й — пе, 2-й — ли, 3-й — кан.)

5. По картинкам (в тетрадке) составь простые предложения из трех слов. (Паук плетет паутину. Паук, паутина — опорные слова.)

6. 6. Повтори скороговорки: Купи кипу пик.

От топота копыт пыль по полю летит. За гиппопотамом по пятам Топает гиппопотам.

1. Звук х — согласный, твердый, глухой (произносим без голоса). Когда произносим звук х, рот полуоткрыт, губы в положении следующего гласного, кончик языка опущен вниз, спинка языка сближается с мягким нёбом. Произнеси звук х 2 — 3 раза.

2. Определи позицию звука х в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей (дети делают иллюстрации к этим словам-названиям).

3. Сделай звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох.

4. Закрепи звук х в произношении. Игра «Один —много». Образец: походпоходы. Слова: муха, кухня, яхта, петух, хомяк, мех, монах.

Делано наспех, сделано на смех. Поспешишь, людей насмешишь. Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.

Хохотуньи хохотали: Хи-хи-хи да ха-ха-ха, Хохотали: ха-ха-ха, Увидали петуха.

1. Звук хь — согласный, мягкий (произносим ласково), глухой (произносим без голоса). Преграда для воздушной струи — спинка языка, прижатая к нёбу. Когда произносим звук хь, рот полуоткрыт, губы в улыбке, кончик языка опущен вниз и прижат за нижними зубами; спинка языка прижимается к нёбу. Произнеси звук хь 2 — 3 раза.

2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук хь в словах: халат, кот, хитрый, голубь, муха, хек, кино, гири, хобот, голова, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак, духи.

3. Послушай внимательно и повтори. (Выделенные слоги подчеркни интонационно.) Хи — хи — хи. Хи — хи — хи. Хе — хе —хе. Хе — хе — хе.

4. К выделенным в задании 2 словам-названиям подбери или сделай рисунки в тетрадке, определи позицию звука хь в словах.

5. Закрепи звук хь в произношении слов. Игра «Много — один». Образец: мухимуха. Слова: петухи, вдохи, выдохи, папахи.

. Выучи чистоговорку:

Хи-хи-хи, Хи-хи-хи, В поле пели петухи.

1. Звук ль — согласный, мягкий. Когда мы произносим звук ль, губы улыбаются, кончик языка прижимается к альвеолам за верхними зубами. Произнеси звук ль 2 — 3 раза.

2. Подбери или нарисуй в тетради картинки к словам-названиям со звуком ль.

3. Определи позицию звука ль в словах: филин, лимон, ель, уголь, малина, лейка, медаль, билет, лента, пальто.

4. Закрепи звук ль в произношении. Игра «Чего (кого) не стало». Образец: оленинет оленей. Слова: плиты, вафли, валенки, поляны, тюльпаны, блины.

5. Составь предложения (по картинкам) со словами из задания 3 — «Что у кого?»: У Лены лейка (лимон, лента и т.д.). У Коли пальто (уголь, медаль).

1. Звук й — согласный, мягкий, звонкий. При произнесении звука й губы улыбаются, кончик языка внизу за зубами, спинка языка выгибается дугой. Воздушная струя теплая, короткая. Произнеси звук й 2 — 3 раза.

2. Подбери и приклей или нарисуй картинки к словам-названиям со звуком й.

3. Определи позицию звука в словах: йод, йога, йогурт; чай, май, соловей, воробей, дуй, пей, мой; майка, лайка, балалайка, сойка.

4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: май, майка.

5. Составь слово из слогов: вей, ло, со; ба, лай, ка, ла; гурт, йо; ро, бей, во.

6. Закрепи звук й в произношении. Игра по картинкам «Чего у нас нет?»: йоднет йода и т.д.

7. По картинкам составь предложения. Сосчитай слова в каждом предложении.

8. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Чайник, на, стоит, стол. Лайка, кота, лает, на, громко. На, соловей, поет, ветка. Какое короткое слово (предлог) встречается во всех предложениях?

Ехали мы, ехали, До ели доехали,

1. Звук б — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука б губы крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая; произносится с голосом. Произнеси звук 5 2 — 3 раза.

2. Подбери в тетради рисунки к словам-названиям со звуком б.

3. Определи позицию звука б в словах: бык, бак, балкон, бутылка, батон, автобус, глобус, бант, ботинки, банка, бусы, банан, будильник, хобот, собака, соболь, бумага, азбука, кабан.

4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: бант, бусы, батон.

5. Составь слово из слогов: ка, бул; ки, со, ба; бан, ба, ра; ба, шка, бу.

Читайте также:  Результаты анализов расшифровка у детей

6. Закрепи произношение звука б. Игра «Назови ласково». Образец», бантбантик. Слова: банан, бык, балкон, бутылка, буква, бумага, банка.

7. Составь по картинкам 5 — 6 предложений. Сосчитай, сколько слов в предложении.

8. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Бабушка, поставить, в, банка, шкаф. Банан, в, пакет, лежать. Собака, спать, в, будка. В, азбука, есть, много, буквы.

Бан-бан-бан-бан — по лесу идет кабан.

Бы-бы-бы-бы — на поляне есть дубы.

Бу-бу-бу-бу — сидит дятел на дубу.

Бо-бо-бо-бо — все мы любим «би-ба-бо».

1. Звук д — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука д губы округлены, кончик языка ударяется за верхними зубами, голос образуется, воздух выходит толчком. Произнеси звук д 2 — 3 раза.

2. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком д.

3. Определи позицию звука д в словах: дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша; звезды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда.

4. Выполни звуко-слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон.

5. Составь слово из слогов: зды, звё; дыш, лан; до, блю; я, ды, го; до, ста; ка, дуд; дат, сол.

6. Закрепи звук д в произношении. Игра «1, 2, 5»: 1 дом2 дома5 домов. Слова: дыня, Даша, звезда, солдат, ладонь, гнездо, бидон, судак.

7. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Самолет, лететь, над, дом. Даша, любить, есть, дыни. Звезды, гореть, на, небо. Судак, плавать, в, река.

Да-да-да, да-да-да — моет руки нам вода.

Ды-ды-ды, ды-ды-ды — мы не можем без воды.

До-до-до, до-до-до — моем мы лицо водой.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — сильно на руки подуй.

1. Звук г — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука г губы округлены, кончик языка отодвигается назад, корень языка поднимается к нёбу. Голос образуется, воздушная струя сильная, короткая. Произнеси звук г 2 — 3 раза.

2. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком г.

3. Определи позицию звука г в словах: гуси, губы, гамак, голуби, газета, губка, гвозди; вагон, нога, бумага, книга, иголка, кегли, попугай; магазин, гвоздика.

4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета.

5. Составь слово из слогов: си, гу; бы, гу; мак, га; и, ка, гол; по, гай, пу; бу, га, ма; ма, зин, га.

6. Закрепи звук г в произношении. Игра «Голубая, голубой, голубые». Слова: гамак, голубь, вагон, попугай, газета, губка, книга, гвоздика.

7. Запомни рассказ. Скажи, сколько слов в каждом предложении. Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га\» Галя гусей не боится. Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали.

1. Звук с — согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука с губы улыбаются, широкий кончик языка прижат за нижними зубами, боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, спинка языка поднята и вогнута у альвеол, воздушная струя холодная. Произнеси звук с 3 — 4 раза медленно и четко.

2. Подбери рисунки в тетради к словам-названиям со звуком с.

3. Определи позицию звука с в словах: санки, носки, весы, лес, автобус, добавка, лиса, сумка, кактус, стакан, бусы.

4. Сделай звуковой анализ слога са.

5. Раздели слова на части (слоги), отхлопывая: сад, косы, са — ни, ананас, самолет, но —сок.

6. Закрепи звук с в произношении. Игра «Скажи ласково». Образец: садсадик. Слова: лиса, самолет, лес, пояс, лист, сундук, сын.

7. Закончи предложения и повтори их целиком: Саня и Соня посадили . (сосну). В саду стоит высокая . (сосна). Скамейку поставили под . (сосну).

У Сени и Сани в сетях сом с усами. Где снег, там и след.

1. Звук сь — согласный, мягкий, глухой, свистящий. При произнесении звука сь губы улыбаются, кончик языка внизу, спинка языка касается нёба, воздушная струя холодная. Произнеси звук сь 3 — 4 раза медленно и четко.

2. Определи позицию (начало, середина, конец) звука сь в словах: семь, письмо, гусь, синька, сито, такси, кисель, тесёмка, василек, сетка, высь. Подготовь в тетрадке рисунки к этим словам-названиям.

3. Сделай звуковой анализ слога су.

4. Закрепи в произношении звук сь. Игра «Какой — какая —какое?» Синий, синяя, синее. Дети согласуют прилагательные с существительными, выбранными из задания 2.

Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

источник

Звукового анализа у детей с ОНР

Исследование проходила на базе ДОУ д/с №71 «Кораблик» и д/с № 44 «Золушка» в 2014-2015 году в городе Набережные Челны. Логопедом было обследовано 20 детей 6 лет в подготовительной к школе группе с диагнозом ОНР: в экспериментальную группу входило 10 дошкольников детского сада № 71 «Кораблик», в контрольную группу — 10 детей детского сада № 44 «Золушка». Исследование проходило в первой половине дня, когда дети меньше утомлены и легче идут на контакт.

Цель исследования: выявить уровень сформированности звукового анализа у детей с ОНР подготовительной логопедической группы детского сада (второй год обучения).

Эксперимент проводился в 4 этапа.

1 этап. Сбор анамнестических данных: особенности течения беременности и родов; какие заболевания перенес в первый год жизни, речевое развитие ребенка, соответствовала ли речь возрастной норме (образец бланка сбора анамнестических данных представлен в Приложении 1).

2 этап. Исследование навыков звукового анализа у детей с ОНР в начале учебного года и анализ показателей детей с ОНР в контрольной и экспериментальной группе. Данные обследования заносились в протоколы обследования (образец протокола обследования представлен в Приложении 2).

3 этап. Проведение коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа у детей с ОНР в экспериментальной группе.

4 этап. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп после коррекционной работы.

В ходе исследования использовались: беседа с родителями для сбора анамнеза, изучение медицинских карт, методика исследования фонематических процессов у старших дошкольников, анализ и сравнение полученных данных.

В анамнезе отмечались: частые соматические заболевания; патология беременности у матерей (в первой половине беременности). У некоторых детей по данным медицинской карты и беседы с родителями отсутствовали какие-либо выраженные отклонения в раннем нервно психическом развитии. Анализ анамнестических данных позволил установить наличие у некоторых из них отклонение в развитии в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

Перед процедурой исследования была изучена документация, заполнена речевая карта на каждого ребенка. Обобщая данные состояния звукопроизношения детей с ОНР, можно сделать следующие выводы: все дети с ОНР имеют полиморфное нарушение звукопроизношения. Среди нарушений встречаются: отсутствие звуков, искажения, замены, смешение звуков.

Экспериментальная группа д/с № 71 «Кораблик»

Фамилия, имя Возраст Диагноз
Никита Б. 6 лет 3 мес. ОНР II уровня, стертая дизартрия
Илья И. 6 лет 3 мес. ОНР III уровня
Степан К. 6 лет 1 мес. ОНР III уровня, моторная алалия
Анна П. 6 лет ОНР I уровня
Эльвина З. 6 лет 4 мес. ОНР III уровня
Ольга Р. 6 лет 2 мес. ОНР II уровня, моторная алалия
Антон П. 6 лет 3 мес. ОНР III уровня
Айдар С. 6 лет 1 мес. ОНР III уровня
Петя И. 6 лет ОНР III уровня
Алмаз Х. 6 лет 2 мес. ОНР III уровня

В экспериментальной группе принимало участие 10 детей с разным уровнем речевого развития и психического развития, среди которых было два дошкольника с моторной алалией и 1 ребенок со стертой дизартрией. Речевое развитие 20 % дошкольников с нарушением речи соответствовало II уровню недоразвития речи, 10 % — I уровню, остальные 70 % имели ОНР III уровня. Среди них трое девочек и семь мальчиков:

6 мальчиков — ОНР III уровня;

1 девочка — ОНР III уровня;

Контрольная группа д/c № 44 «Золушка»

Фамилия, имя Возраст Диагноз
Надя А. 6 лет 1 мес ОНР III уровня
Юля К. 6 лет 3 мес ОНР II уровня, моторная алалия
Андрей Г. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Михаил Б. 6 лет 3 мес ОНР III уровня, стертая дизартрия
Николай С. 6 лет ОНР III уровня, моторная алалия
Мария С. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Света К. 6 лет 4 мес ОНР III уровня
Тамара Г. 6 лет 1 мес ОНР III уровня
Иван К. 6 лет 2 мес ОНР III уровня
Артем Г. 6 лет 3 мес ОНР II уровня

В контрольной группе принимало участие 10 детей с разным уровнем речевого развития и психического развития, среди которых было два дошкольника с моторной алалией и 1 ребенок с дизартрией. Речевое развитие 20 % дошкольников с нарушением речи соответствовало II уровню недоразвития речи. Остальные 80 % имели ОНР III уровня. Среди них пять девочек и пять мальчиков:

4 мальчика – ОНР III уровня;

4 девочки — ОНР III уровня;

Цель — исследование фонематического анализа.

Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагались задания на исследование звукового анализа. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально (образец бланка заполнения речевой карты представлен в Приложении 3). Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все методики подавались в игровой форме.

№ 1. Выделить первый звук в слове:

Инструкция: назови первый звук в слове.

утка, арбуз, Оля, санки, мышка, ложка

3 балла — правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов — задание не выполняется.

Рис. 1. Результаты обследования экспериментальной группы

«Выделить первый звук в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,7 балла (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 3 (30%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 7 (70%) ребенка выполнили задание при помощи логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР экспериментальной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

Рис. 2. Результаты обследования контрольной группы

«Выделить первый звук в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,6 баллов (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 4 (40%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 6 (60%) ребенок выполнил задание при помощи логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР контрольной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

№ 2. Определить сколько звуков в слове:

Инструкция: посчитай, сколько звуков в слове.

3 балла — правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов — задание не выполняется.

Рис. 3. Результаты обследования экспериментальной группы

«Определить сколько звуков в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы – 1,7 балла (из 3 баллов). 3 (30%) детей задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. 7 (70%) детей выполнили правильно, но с помощью логопеда. Как оказалось, большинство детей не справились даже с самой легкой пробой из 3 звуков.

Как мы видим, у детей с ОНР не сформированы навыки фонематического анализа. Развитие навыков звукового анализа у детей с ОНР отстает от нормы. Для них задание «определить сколько звуков» оказалось сложным.

Рис. 4. Результаты обследования контрольной группы

«Выделить первый звук в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы в начале года, до коррекционной работы, – 1,6 балла (из 3 баллов). Дети испытывали трудности в выполнении этого задания. 4 (40%) детей выполнили задание с ошибками даже после помощи логопеда. 6 (60%) детей выполнили правильно, но с помощью логопеда. Судя по результатам, для детей с ОНР контрольной группы это задание оказалось нелегким, всем детям потребовалась помощь логопеда.

№ 3. Определить место звука в слове:

Инструкция: определи, где находиться звук [Л] в слове — в начале, середине или конце слова.

3 балла — правильно выполняются все задания;

2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;

1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;

0 баллов — задание не выполняется.

Высокий уровень – от 7 до 9 баллов

Средний уровень – от 4 до 6 баллов

Низкий уровень — ниже 3 баллов.

Рис. 5. Результаты обследования экспериментальной группы в начале года (задание №3)

«Определить место звука в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР экспериментальной группы – 1,7 балла (из 3 баллов). 8 (80%) ребенка справились с заданием с помощью логопеда. 2 (20%) ребенка задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. Результаты говорят, что у детей с ОНР экспериментальной группы не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова.

Рис. 6. Результаты обследования контрольной группы

«Определить место звука в слове» — средний балл за это задание у детей с ОНР контрольной группы – 1,5 балла (из 3 баллов). 6 (50%) детей справились с заданием с помощью логопеда. 4 (40%) детей задание выполнили с ошибками после помощи логопеда. Результаты говорят, что у детей с ОНР контрольной группы не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова.

Обследование позволяет сделать вывод и об особенностях психических процессов у детей с ОНР. У дошкольников с ОНР наблюдается недостаточная концентрация внимания, ограниченный объем кратковременной памяти. Дети быстро утомляются, эмоционально-волевая сфера неустойчива. Контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует. Отмечается использование штампов в выполнении задания. Детям требуется значительно больше времени для включения в работу. Дети испытывают трудности в поиске способов и средств в решении различных задач, ошибаются практически на протяжении всего обследования.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 1588 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник