“Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
В.А.Сухомлинский
Время, в котором мы живем — это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит переосмысление идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства.
В условиях, сложившейся в стране ситуации важная роль в воспитании принадлежит школе. Школа несет колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Помочь ученику овладеть ими, стать успешным и найти себя как можно раньше, поможет организованная система работы.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.
Когда мы говорим о детской одарённости, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды.
“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности”.
Цель работы: создать благоприятные условия для развития одаренных детей.
Задачи.
— расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
— создание атмосферы успеха;
— повышение качества образования и воспитания школьников;
— накопление опыта творческой деятельности;
— повышение количества учащихся, занятых в системе дополнительного образования.
Для выявления повышенных способностей ребенка были отобраны методики:
Для педагогов и родителей: (Приложение 1)
- карта интересов;
- “интеллектуальный портрет”;
- характеристика ученика;
- “карта индивидуальной одаренности”;
- оценка общей одаренности;
- “карта успешности школьников” .
Основные мероприятия по работе с одаренными детьми.
— разработка и внедрение программ по интересам;
— организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
— участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня;
— приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
— подбор исследовательских и творческих работ школьников;
— участие в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;
Формы работы с одаренными учащимися:
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
План мероприятий по организации работы с одаренными детьми.
ежегодно
ежегодно
ежегодно
предметники
ежегодно
педагог-психолог
Учащиеся являются активными участниками и победителями предметных олимпиад, конкурсов разного направления, активно занимаются исследовательской работой и имеют призовые места в научно-практической конференции “Первые шаги в науку”.
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся педагог-новатор: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”. И мы стараемся для своих детей в школе создать такие условия.
- Н.Б. Шумакова “Обучение и развитие одаренных детей”. Москва-Воронеж, 2004 г.
- А.И. Савенков “Одаренные дети в детском саду и школе”. Москва, 2000 г.
- С.Г. Яковлева “Интеллектуальный марафон: задания, решения, материалы”. Самара, 2009 г.
источник
Тема: «Система выявления и поддержки одарённых детей»
Подготовила и прочла на заседании
МО «Естествознание» 12.01.2018г.
Одарённые дети и молодёжь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального и творческого развития её нации, народа. «Иметь» одарённых, талантливых детей и молодёжь престижно для любого государства. Это ярко проявляется на различных конкурсах, олимпиадах международного уровня.
Одарённость, талант заложены почти в каждом человеке. В цивилизованном мире одарённые дети существовали всегда, независимо от того, обращали на них внимание или нет.
Интеллектуальные и творческие ресурсы человека становятся ведущим фактором экономического и социального развития современного общества. Новыми задачами современного образования стали: повышенный интерес к одарённым и талантливым детям; пути, методы, технологии «взращивания» таких детей; раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребёнка в процессе и различными средствами образования.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Определение, используемое федеральным правительством, гласит: «Под одаренными и талантливыми детьми имеются в виду дети и, в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школе были распознаны как обладающие актуальными или потенциальными способностями, которые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или организаторская/руководящая деятельность , а также изобразительное искусство и актерское мастерство , и которые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой».
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают деятельность, с которой не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Интересы общества требуют специальных мер поддержки одарённых детей и молодёжи, как моральных, так и материальных. Высокоодарённым детям должны быть представлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.
Следовательно, уже теперь одарённые дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние и рассчитывать на особые социальные права. Специалисты отмечают, что в процентном соотношении одарённых взрослых гораздо меньше одарённых детей. Моральные издержки за эти потерянные проценты несут те дети, которые без профессиональной педагогической и психологической поддержки вырастают в «потерянных» взрослых, а материальные издержки поколение за поколением несёт государство. Одарённые дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связаны именно с одарёнными молодыми людьми.
Психолого-педагогической наукой доказано: чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.
Анализируя систему организационной, психолого-педагогической и социально-экономической поддержки одарённых детей, следует признать, что проблема эта касается нашего общества в целом: семьи, системы дошкольного, общеобразовательного, среднего и высшего профессионального образования.
Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:
Выявление одаренных и талантливых детей
— анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
— диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
— преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Формы работы с одаренными учащимися
— групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
— занятия исследовательской деятельностью;
— работа по индивидуальным планам;
— сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ;
— Премия администрации ОУ «Ученик года»;
— Увеличение каникулярного времени;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с родителями одаренных детей
— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне ОУ и муниципалитета;
— Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»
— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
— Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика
источник
Анализ куратора по работе с одаренными детьми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа»
Анализ работы с одаренными детьми за 2016-2017 учебный год
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, кружковую, внеклассную и внешкольную работу.
В 2016-2017 учебном году работа осуществляется в соответствии с целями и задачами программы «Одаренные дети». На протяжении всего учебного года школа использовала в своей работе нормативно-правовые документы и инструктивно-методические письма по работе с одарёнными детьми различного уровня.
Цель: реализация стратегии педагогического, социально – психологического, методического обеспечения работы с одаренными и способными детьми, поддержки и развития детской одаренности.
— развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
— учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;
— обновить нормативно-правовую базу работы с одаренными детьми;
— повысить доступность образовательных услуг в сфере образования, спорта, культуры и искусства, направленных на развитие способностей одаренных детей;
— обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
— содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
— стимулировать одаренных и способных детей, учителей результативно работающих с мотивированными и одаренными учениками;
— создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Для реализации цели и задач работы с одаренными детьми составлен и реализуется план работы на основе программы «Одаренные дети», сформирована рабочая группа по работе с одаренными детьми. Обеспечиваются все направления работы: спортивное, творческое, интеллектуальное.
Вопрос о работе с одаренными детьми находится на постоянном контроле. Проведено совещание при директоре по анализу работы с одаренными детьми. Учителя, результативно работающие с одаренными детьми, получают стимулирующие выплаты в соответствии с Положением.
Если обращаться к «предметной одаренности», то каждым учителем составлен на каждого ребенка индивидуальный план работы.
Способности по направлениям
Крючкова Регина Сергеевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 2/1
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 24
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Центральная 1-8
Науменко Екатерина Андреевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ,ул.Большая д.1/2
Овченков Вадим Витальевич
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Большая 9
Гавриленко Наталья Петровна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 18/1
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , Центральная15-1
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Кравченко Кирилл Константинович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18
Переводчиков Данил Романович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая д.38
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 8/1
Журавлева Любовь Павловна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая 72/2
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Лефлер Максим Александрович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Центральная 1/12
Науменко Елена Евгеньевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Кузнечная 17
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Кузнечная 19
Носкова Ангелина Максимовна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 54
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Центральная 3/6
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Кравченко Юлия Константиновна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18
Гуманитарное, физико-математическое, социально-эстетическое
Крючкова Вероника Сергеевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Новая 2-1
Рыбников Никита Андреевич
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-1
Науменко Василиса Андреевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-2
В течение учебного года систематизирована нормативная база по работе с одаренными детьми. Ведется работа по обновлению банка данных одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми в краевой базе «Красталант». В школе лучший рейтинг среди педагогов имеют: Овченков Виталий Михайлович – учитель физической культуры, Билыч Дмитрий Васильевич – учитель истории и обществознания, Муравьева Анжелика Игоревна – учитель русского языка и литературы; среди учащихся: Крючкова Регина– 11 класс, Власов Иван – 10 класс, Овченков Вадим – 10 класс, Гавриленко Наталья– 9 класс, Журавлева Любовь – 8 класс.
Для работы с одаренными детьми на базе школы работают 13 кружков по направлениям: художественно-эстетическое, туристическо-краеведческое, гражданско-патриотическое, физкультурно-спортивное.
Цель дополнительного образования: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.
Учащиеся показали низкий результат почти по всем предметам во Всероссийских олимпиадах. Это ставит новую задачу перед педагогами — более глубокую подготовку к участию в олимпиадах разного уровня.
Необходимо возобновить занятия в интенсивных школах по предметам в ОУ и за его пределами, улучшить качество проведения предметных недель.
Для повышения качества математического образования открыты на базе школы 2 школы «Школа Пифагора», «Любознайки».
На муниципальном этапе научно-практической конференции «Молодежь и наука» были отмечены 2 работы: «Жизнь в банке», «Влияние шума на учащихся», вторая работа отправлена на краевой этап форума. В этом году впервые были представлены на защиту исследовательские работы детей ОВЗ.
В следующем учебном нужно проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися. Проблемным остается выполнение работ практической направленности.
Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми строится через систему факультативов, элективных курсов, индивидуальные занятия, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках. Для результативной работы с одаренными детьми нужно разработать индивидуальные программы педагогам по предметам.
При подготовке обучающихся МБОУ «В-Амонашенская СОШ» к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников:
1. Была сформирована нормативно-правовой базы:
А) приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми, куда вошли куратор по работе с одаренными детьми, педагог-организатор, руководитель РМО учителей истории и обществознания;
Б) утвержден план по подготовке обучающихся к олимпиадам;
В) прорабатывались положения по проведению школьных олимпиад.
2. Так как в школе нет педагога-психолога, то первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности не проводилось. В следующем учебном году в школе будут работать 2 педагога-психолога, которые проведут анкетирование. На основании анкетирования будут составлены новые и дополнены имеющиеся карты одаренности на детей.
3. Учителями-предметниками были разработаны индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.
4. В 2016-2017 учебном году учителя-предметники повышение квалификации через курсовую подготовку «Подготовка школьников к олимпиадам» не проходили. На следующий учебный год данное повышение квалификации планируют пройти учителя математики и русского языка.
5. Учителя-предметники не принимали участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях «Олимпиадное движение. Работа с одаренными детьми».
6. Обучающиеся не принимали участия в интенсивных школах по направлениям. Это остается одной из серьезных проблем, решение которой планируется в следующем учебном году.
7. Школьный этап олимпиады проводился с 19.09.2016 г. по 24.10.2016 г. в МБОУ «В-Амонашенская СОШ» с 4 по 11 классы. Все рекомендации центральной предметно-методической комиссии к составлению заданий школьного этапа соблюдены в полной мере. В школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников приняли участие 51 обучающийся, что составило 92,2 % от общего количества учеников этой группы классов. По сравнению с 2015 – 2016 учебным годом количество участников стало ниже на 7,8 % (в прошлом году участие приняли 100 % учащихся). Из 51 участника 10 стали победителями, 43 призерами школьного этапа. Есть проблемы с информатикой, так как в школе нет учителя, а по внешнему совмещению приезжает на работу только один раз в неделю учитель с другой школы, именно поэтому ребята не могут принять участие в олимпиаде по этому предмету.
На муниципальном этапе ребята представляли школу на 4 учебных предметах. По результатам проведения олимпиад в школе есть 1 призер по географии. В прошлом учебном году был 1 призер по физике.
8. На протяжении всего учебного года в школе проводились предметные недели по химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, математики и физики, истории и обществознанию, читательская грамотность — в начальной школе, «Юный исследователь». Участие детей в данных мероприятиях составило 100%, формы работы в рамках предметных недель реализовывались и на уроках и во внеурочное время.
В соответствии с программой работы школы с одаренными детьми и, исходя их анализа работы за 2016-2017 учебного года, на следующий год поставлены следующие задачи:
— провести диагностики склонностей учащихся для выявления одаренности и дальнейшей работы с ними;
— проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися
— разработать систему подготовки учащихся к олимпиадам
— разработать индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам (по каждому предмету)
— разработать индивидуальные программы педагогам для сопровождения одаренных детей
— привести в соответствие карты одаренности на каждого ребенка
— организовать участие одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников и интенсивных школах разного уровня
— повысить квалификацию педагогических работников через курсы повышения квалификации, семинары, работу творческих групп
— повысить результативность участия в спортивных соревнованиях
Основные мероприятия программы
-разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
-организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
-приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников;
-приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
-подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
-проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа призвана способствовать:
— созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
— повышению качества образования и воспитания школьников;
— апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми;
— участие в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях различных уровней, позволяющих учащимся проявить свои способности;
— организация работы кружков художественно-эстетического направления;
— выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
источник
Цель- формирование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.
- Создание банка тестов для диагностирования воспитанников ДОУ и учащихся 1-11 классов по определению категории одаренности.
- Создание банка данных одаренных детей по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
- Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми.
- Обеспечение сетевого взаимодействия СОШ, ДОУ с ЦДОД.
- Повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
- Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся и их родителей.
- Обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, активизации и поощрения их в творческой, интеллектуальной, спортивной деятельности.
- Проект «Одаренные дети». 3
— Организационное и функциональное обеспечение проекта.
— Социально-психологическое обеспечение проекта.
— Материально-техническое обеспечение реализации проекта
2. Концептуальная основа проекта. 7
— Классификация видов одаренности.
— Классификация типов одаренности.
— Формы выявления одаренных детей.
— Этапы выявления одаренных детей.
— Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.
3. Ожидаемый результат. 9
4. Примерный перечень мероприятий, способствующих
выявлению и развитию детей с признаками одаренности
и созданию оптимальных условий для развития и реализации их
личностного потенциала. 10
5. Библиография. 16
Приложение №1 «Методики по выявлению детей с признаками
Приложение №2 «Банк данных на одаренных учащихся, по
Приложение №3 «Мониторинг результатов работы с одаренными
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУРОМСКОГО РАЙОНА
направленный, на выявление и поддержку детей с признаками одаренности в Муромском районе
Интерес не только растит интеллект,
Интерес не только раскрывает глаза и уши,
он возвышает умы и души.
А.А. Гин
Дайте ребенку любознательность.
Знания он возьмет сам.
А.А. Гин
Срок реализации 2011-2012 учебный год
— Организационное и функциональное обеспечение проекта.
— Социально-психологическое обеспечение проекта.
— Материально-техническое обеспечение реализации проекта
2. Концептуальная основа проекта. 7
— Классификация видов одаренности.
— Классификация типов одаренности.
— Формы выявления одаренных детей.
— Этапы выявления одаренных детей.
— Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.
4 . Примерный перечень мероприятий, способствующих
выявлению и развитию детей с признаками одаренности
и созданию оптимальных условий для развития и реализации их
личностного потенциала. 10
Приложение №1 «Методики по выявлению детей с признаками
Приложение №2 «Банк данных на одаренных учащихся, по
Приложение №3 «Мониторинг результатов работы с одаренными
направленный, на выявление и поддержку детей с признаками одаренности в Муромском районе
Срок реализации 2011-2012 учебный год
Обучение только тогда хорошо,
когда идет впереди развития.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования в России. Данная проблема становится актуальной и в образовательном пространстве сельской местности, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал села.
Образовательная практика показывает повышение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с учащимися с признаками одаренности. Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечение грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации. Выявление одаренных детей должно начинаться в детском саду, в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ, школы.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее решению различных специалистов – педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного образования является взаимодействие педагогов и других специалистов с родителями.
Таким образом. Необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей.
Цель проекта: совершенствование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.
- Создание банка тестов для диагностирования воспитанников ДОУ и учащихся 1-11 классов по определению категории одаренности.
- Создание банка данных одаренных детей по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
- Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми.
- Обеспечение сетевого взаимодействия СОШ, ДОУ с ЦДОД.
- Повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
- Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся и их родителей.
- Обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, активизации и поощрения их в творческой, интеллектуальной, спортивной деятельности.
Нормативно-правовая база проекта :
— Основные положения « Декларации прав человека « (10.12.1948.)
— Основные положения « Конвенции о правах ребенка « (20.11.1089.)
— Закон РФ « Об образовании « (16.11.1997. с дополнениями от 05.03.2004.)
— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
— Федеральная целевая программа « Одаренные дети « в рамках Президентской Программы « Дети России « (03.10.2002.)
— Перспективный план социально-психологической службы Управления образования администрации Муромского района
— Положение о социально-психологической службе Управления образования администрации Муромского района.
Организационное и функциональное обеспечение проекта:
1) Функции директора школы, заведующего ДОУ в аспекте реализации проекта:
— общее руководство разработкой и обеспечение реализации проекта (организация, координация, контроль).
2) Функции зам. директоров поУВР и ВР:
— определение приоритетных направлений просветительско- образовательной работы,
— корректировка составляющих элементов проекта,
— организация и проведение семинаров по проблеме работы с одаренными детьми,
— разработка индивидуальных программ для одаренных детей,
— обеспечение связи с вузами и учреждениями дополнительного образования,
— анализ и обобщение результатов реализации проекта.
— контроль по использованию диагностического инструментария для успешной реализации проекта,
3) Функции Методического Совета:
— подготовка методических рекомендаций для работы по проекту «Одаренные дети»,
— определение критериев эффективности реализации проекта,
— разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми,
— координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
4) Функции методических объединений :
— разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми через ШМО,
— подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей через предметные методические объединения,
— обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся,
— организация и проведение школьных олимпиад, конкурсов и т.д.
5)Функциональные обязанности учителей, педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми:
-организация и проведение занятий с одаренными детьми,
— разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми,
— мониторинг результативности занятий с одаренными детьми,
— организация индивидуальной работы с одаренными детьми,
— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам и т.д. школьного, районного уровня,
— организация и контроль за знаниями одаренных детей, индивидуальных программ, выполнением программ,
-обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми,
-участие в творческих отчетах по данной теме,
-подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.
Социально-психологическое обеспечение проекта:
— разработка пакета методик и диагностического инструментария с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создание условий поддержки учащихся (воспитанников) Приложение №4
— создание банка данных одаренных детей,
-разработка и внедрение индивидуальных, групповых развивающих и воспитательных программ,
— формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов).
Материально-техническое обеспечение реализации проекта:
— комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно — методической, психолого-педагогической литературой,
— оснащение кабинетов необходимыми ТСО,
— компьютеризация образовательного процесса,
— формирование по возможности системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов.
— функционирование школьного сайта, программ, проектов, мероприятий с
— издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов,
— информационное пополнение базы данных.
А.М.Постнова – руководитель социально — психологической службы;
И.А. Аскерова – педагог-психолог, курирующий дошкольные
Н.В. Грыжина – педагог-психолог курирующий школу 1 ступени;
Е.В. Мартынова – педагог-психолог курирующий школу 2,3 ступени;
И.В. Астафьева – социальный педагог.
Система организации контроля за выполнением проекта:
О.Н. Кулагина – методист по дошкольному образованию МЦРПК;
Л.Т. Филоненко – заведующий МЦРПК;
А.М. Постнова – руководитель социально-психологической службы
управления образования администрации Муромского района.
Приказ об утверждении проекта: № 378 от 13.09.2011г.
Концептуальная основа проекта
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности .
Президентская программа «Дети России».
В качестве теоретических оснований, своеобразного ценностно-смыслового компонента проекта выделены рабочие определения понятий «одаренность», «одаренный ребенок», виды одаренности и ключевые идеи, на которых будет базироваться содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный компоненты данного проекта.
Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать следующие, сочетающие психологический, педагогический и социальный контексты:
одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);
одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.
В работе будет использована классификация видов одаренности , основанная на сферах и областях деятельности, в которых эти одаренности проявляются и развиваются:
- интеллектуальная одаренность : предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная;
- спортивная одаренность : общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);
- художественно-творческая одаренность : литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;
- коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская.
Важной в практической деятельности является классификация типов одаренности на основании «степень развития»:
- склонность (задатки) – генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность достижения высоких достижений (активность, работоспособность, свойства памяти и т.п.), задатки являются природными предпосылками способностей;
- способность – возможность человека к достижению успеха в какой-либо деятельности, способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью;
- одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;
- талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто;
- гениальность – способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути.
Формы выявления одаренных детей:
— олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции;
— работа психолога, педагога: тестирование, анкетирование, беседа.
Этапы выявления одаренных детей:
1.Дошкольное образовательное учреждение.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
— принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
— принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
— принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
— принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя ;
— принц свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
1. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
2. Составление банка данных на учащихся по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
3. Мониторинг результатов работы с одаренными детьми ( Приложение №3)
4. Повышение психологической культуры родителей по воспитанию и поддержке одаренного ребенка.
5. Расширение информационного поля, повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
6. Объединение основного и дополнительного образования через психолого-педагогическое сопровождение для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.
источник
Дмитрий Медведев одобрил введение специально разработанных правил для выявления талантливых ребят, создания общей базы данных одаренных детей и мониторинга их развития. В дальнейшем предполагается, что такие дети будут получать поддержку от государства и помощь в трудоустройстве после окончания учебы.
С ноября текущего года в нашей стране одаренных детей, проявивших особые таланты и неординарные интеллектуальные данные, государство будет сугубо опекать и поддерживать. Первым шагом на этом пути станет формирование единой общероссийской базы талантливых детей.
По словам главы департамента государственной политики по воспитанию молодежи Александра Страдзе, в единую базу занесут данные не только школьников, занявших призовые места в предметных олимпиадах, но также победителей и участников иных конкурсов и соревнований, полный перечень которых будет составлен Министерством образования в самом скором времени. При этом оргкомитеты конкурсов и олимпиад должны будут своевременно публиковать правила участия в соревнованиях, порядок проведения конкурса и списки участников и победителей.
По планам Минобрнауки, информацию об одаренных школьниках будут передавать организации-оператору, которая будет заниматься координацией всех вопросов, связанных с созданием условий для дистанционного обучения способных ребят с лучшими преподавателями. Также оператор найдет для каждого талантливого ребенка личного наставника и обеспечит постоянное наблюдение квалифицированного психолога. Все одаренные дети получат от государства гарантированную помощь в профессиональной ориентации, поступлении в наиболее подходящие вузы, после окончания которых им также помогут с трудоустройством.
Все перечисленные меры должны способствовать реализации задач, сформулированных президентом России в «Послании-2014», где в частности говорится о размерах финансовой поддержки для одаренных детей. По словам Владимира Путина, способным и перспективным школьникам государством будет предоставлено пять тысяч грантов по 20 тысяч рублей. С одним условием: после окончания учебы такие ребята будут обязаны определенный срок работать именно в России.
Данная инициатива Минобрнауки вызвала большой резонанс среди общественных организаций, СМИ и в научных сообществах. По мнению академика РАО Виктора Болотова, помогать одаренным ребятам, безусловно, нужно, однако следует обсудить подробнее механизмы такой поддержки и её цели.
Школьники, имеющие призовые места в олимпиадах, уже давно пользуются привилегиями при поступлении в университеты страны. Сегодня ребенок с дипломом о победе на Всероссийской олимпиаде может поступить вне конкурса в любую организацию высшего образования, а с дипломами других олимпиад — получить сто баллов по профильному предмету.
Как говорит Исак Фрумин, научный руководитель НИУ ВШЭ, инициативы Минобрнауки во многом опаздывают, ведь вся информация о предметных олимпиадах постоянно размещается в интернете. А выражение «типовые программы» для одаренных (отнюдь не типовых) детей звучит как образец оксюморона, то есть парадоксального сочетания смыслов.
От редакции
Инициатива с новыми правилами отслеживания талантливых школьников и созданием базы данных одаренных детей вызывает, конечно, много вопросов.
- Сможет ли принести реальную пользу талантливым ребятам новая бюрократическая структура? Например, если выпускнику интересно было бы продолжить образование в западном университете, пройти стажировку в международных научных центрах… А теперь (грант – 20 тысяч!) он обязан отрабатывать в России в тех организациях, которые для него подберет некий чиновник.
- Что именно Минобрнауки будет считать дальнейшими показателями успешности после одной победы в конкурсе или олимпиаде?
- И как поступят чиновники в случае, если ребенок из их перечня вдруг перестанет демонстрировать свои особые таланты, станет обычным учащимся?
А как вам это новшество с введением правил выявления способных детей? У вас возникли свои вопросы? Или предложения? Напишите об этом!
источник
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Родительское исследование
1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
5. Он очень любит рисовать (Да / нет)
6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________
10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п | ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Класс | Виды одаренности | Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
Психодиагностические обследования среди учащихся
(работа школьного психолога)
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.
В качестве диагностического материала планируется использовать:
§ анкетирование родителей и учителей;
§ специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
§ диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
§ диагностику видеомоторной коррекции;
§ опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
§ шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
§ методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
§ методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
§ тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
§ тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
Портфолио учащихся и учителей
Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.
Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.
Образец портфолио для детей
Портфолио Ф.И.О. , ученика (цы) ____ класса «___» МКОУ Начальная ОШ | Тайна моего имени: | Карта моих интересов |
Знак зодиака: | ||
Я родился (родилась) в год: | ||
Я занимаюсь в кружках, секциях: | ||
Мои любимые занятия, увлечения: | ||
Участие в конкурсах | Участие в концертах | Участие в олимпиадах |
Участие в общественной жизни школы и класса | Мои добрые и полезные дела | Награды и достижения |
Карта моих интересов
№ п/п | Вопросы | Ответ (да / нет) |
Есть ли у тебя друзья? | ||
Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? | ||
Тебе нравятся уроки математики? | ||
А русского языка? | ||
Чтение книг – твое любимое занятие? | ||
Нравится ли тебе получать хорошие отметки? | ||
Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? | ||
С радостью ли ты ходишь в школу? | ||
Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? | ||
Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? | ||
Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний? | ||
Тебе нравится решать математические задачи? | ||
Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? | ||
Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру? | ||
Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? | ||
Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? | ||
Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? | ||
Ты подкармливаешь животных зимой? | ||
Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? | ||
Ты любишь рисовать? | ||
Ты любишь узнавать новое о великих художниках? | ||
Ты посещаешь кружки? | ||
А спортивные секции? | ||
Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? | ||
Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? | ||
Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? | ||
Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? | ||
Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? | ||
Есть ли у тебя домашние обязанности? | ||
С удовольствием ли ты выполняешь их? |
Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 2167 | Нарушение авторских прав
источник
Выпускницу столичного лицея «Вторая школа» готовы были принять лучшие университеты мира. Она выбрала МФТИ и без экзаменов, как призер олимпиады, поступила. Ее школьные учителя рассказывают, что она отличается феноменальной работоспособностью, отличной памятью и умением быстро вникать в суть задачи. Александра из тех, кто одарен разносторонне. Она, наверное, могла бы стать отличным математиком, химиком, филологом, но особо заинтересовалась физикой и добилась больших успехов. Вот что она рассказала «РГ»:
— Я поступила на факультет общей и прикладной физики, собираюсь стать биофизиком. Самостоятельно учу иностранные языки — английский, французский, португальскй. Несмотря на то, что в моей семье никто не связан с наукой, у нас много врачей, а моя мама — преподаватель начальных классов, все родные поддержали мое увлечение физикой. А в школе мне разрешали заниматься по особому графику, чтобы было время готовиться к олимпиадам.
В свое время способности девушки разглядели и поддержали именно учителя.
В конце сентября в московских школах пройдет первый мониторинг — обследование уровня развития способностей учеников. Руководить этим большим проектом будут ученые из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), которые планируют обследовать учеников с 3 по 10 классы из 63 школ. Всего ученые обследуют 10 500 человек из 372 классов.Школы, заметим, выбирали не чиновники, а социологи.
Цель тестирования — выявить детей с особыми образовательными потребностями. Ученые хотят проверить еще одну научную гипотезу о том, что резкое снижение темпов развития интеллекта начинается иногда уже в начальной школе. Исследователи из МГППУ признаются: им предстоит тяжкая, но очень нужная работа. И дело даже не в организационных сложностях тестирования. А в том, что наше общество еще не готово к тому, чтобы признать — разных детей надо учить по-разному. Причем уже в начальной школе. В США, Сингапуре, Китае никого не удивляет, что детей делят на продвинутых и не очень, и предлагают им разные программы. У нас — картина иная.
Как ни странно, не все учителя поддерживают грядущее тестирование. Вдруг выяснится, что в школе сплошь серенькие ученики и пятерки, которые они ставят, бездари получают незаслуженно? Директора школ боятся, что по результатам тестирования управленцы сделают выводы о том, что такая-то школа хорошая, а такая-то плохая. Поэтому исследователи настояли на том, что все результаты закодируют и никакой информации в открытом доступе не будет. Впрочем, школа сможет попросить свои данные и узнать, сколько учеников нуждаются в углубленном обучении.
Такая же непростая ситуация с родителями. Не все хотят, чтобы их дети прошли «независимую экспертизу» на выявление способностей. А вдруг выяснится, что их не так много? Психологи готовы встречаться с каждым и объяснять, для чего необходимо тестирование.
В Концепции поддержки одаренности, которая недавно подготовлена в России, стоит задача выявления таких детей, их поддержка и создание базы данных. Собственно, многое уже сделано. У нас есть база данных победителей олимпиад. Пока что они одни и считаются у нас одаренными. Но это список детей уже как-то проявивших себя. А обследование поможет увидеть потенциал ученика, которые еще, может, ничего не завоевал, но при определенных условиях сможет стать самым лучшим.
2-3 процента детей считаются высоко одаренными.
Составление базы данных — вещь, казалось бы, очевидная. Но психологи и социологи возражают: и это социально болезненный вопрос. Весной этого года несколько престижных школ с высоким уровнем преподавания объединились в Ассоциацию школ, работающих с одаренными детьми. Председателем Ассоциации выбрали Сергея Менделевича, директора московской физико-математической школы N 57. Так вот, когда журналисты стали пытать его, какие еще школы вошли в Ассоциацию, он не стал отвечать: «Сейчас идет запись в школы, не хочу создавать ненужный ажиотаж. Родители кинутся в эти школы, а их детям, может быть, нужны совсем другие».
На вопрос, нужна ли единая база данных одаренных детей, у Менделевича нет однозначного ответа: «Есть много аргументов «за» и «против». Тестирование — первый шаг в этой работе. Мне только жаль, что в выборке школ нет коррекционных».
Допустим, ученые определят тех, кому нужны особые учителя и программы. А что дальше делать с этой информацией?
За границей есть несколько способов работы с учениками в зависимости от их способностей. Классы в параллели делят на тех, кто особо одарен, имеет средние способности и не очень успешен. Иногда детей делят на гораздо большее количество групп по способностям. Но гениальным детям в таких группах сложно и для них все равно открывают особые классы и вводят дополнительные программы типа латинского или греческого языка.
Третий способ — разделение детей по успехам в отдельных предметах, когда ученик может быть в продвинутой группе по математике и последней по литературе. Такой способ считается наиболее удачным. И в некоторых школах Москвы его используют. Так что у каждого ученика бывает, по сути, собственное расписание.
Американская школа очень «мобильна»: некоторым детям разрешено досрочное поступление в школу, перепрыгивание через классы, при этом классы постоянно делятся на группы, и учителя у них меняются, причем даже в начальных классах.
У нас — пока жесткая система: один класс — один учитель. Как в России будет выстраиваться новая модель работы с одаренными — сказать сложно. Мы только включаемся в гонку за талантами. Ясно, что понадобятся новые учителя. Возможно, перед поступлением в педвузы придется проводить тестирование на профпригодность, как это делается за границей. При этом важно сохранить то, что уже имеет российское образование — сеть особых школ при вузах (СУНЦев) и спецшколы с углублением. Как они будут жить после введения нового стандарта, когда все школы будут обязаны предлагать раздение предметов по уровням, сказать сложно.
Очевидно, что педагоги, которые работают с одаренными детьми, должны больше зарабатывать. У нас предлагается повысить подушевой норматив на таких детей. Например, в Москве на одного ученика дают 120 тысяч в год, а на одаренного школа получит, скажем, 200. За границей педагогам, работающим с одаренными, просто повышают ставку на 2-3 тысячи долларов в год.
Виктория Юркевич, руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ:
— Для обследования мы выбрали один из вариантов теста Равена и тест Йельского университета «Аврора». Тест Равена даст представление о так называемом общем, базовом интеллекте на данном этапе развития, а «Аврора» покажет аналитические, творческие и практические способности.
Одна из причин негативного отношения к тестированию — неправильное понимание их задач, а в ряде случаев и использования. Надо понимать, что тесты — не для сортировки учеников, а для помощи педагогам и родителям. Существует важнейшее понятие «особых образовательных запросов» — один ученик боится сложного материала, а другому в школе так легко, что он скучает, и если не усложнять для него задачи, он плохо развивается. В каждой школе есть продвинутые, очень способные ученики, которых не всегда видят их родители и учителя. У некоторых детей способности ярко выражены, а у других они неочевидны, скрыты. У психологов для таких детей есть понятие — «тип развития Эйнштейна». Знаменитый физик, как помните, не разговаривал до 4 лет, отставал по некоторым предметам в школе и дважды сдавал экзамены, говоря нынешним языком, в вуз. А с помощью специального обследования такие скрытые способности можно увидеть. Даже у такого ученика, которого учителя и даже родители считают «сереньким». Мы хотим помочь учителям и психологам организовать развивающие условия обучения для каждой группы детей.
Наталья Шумакова, ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО:
— Около 20-25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении. Одаренность может проявляться в разном возрасте. Ее главный признак у детей — повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком. Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой.
Георгий Арабули, преподаватель физики лицея «Вторая школа», Москва:
— Олимпиады — тоже хороший способ выявления одаренных. Но надо иметь в виду, что в 7-8-м классах их выигрывают способные. А в 10-11-м еще и те, кто берет усердием. Считаю, что одаренных детей надо учить либо в специальных интернатах, таких, как СУНЦ при МГУ, либо в спецклассах по особым программам. Может быть, таких программ будет две, три или даже четыре в одном классе. Во всяком случае, мне на контрольных иногда приходилось придумывать и давать четыре разных варианта в зависимости от способностей учеников. То, что предлагается в обычных школах, для них не подходит — слишком просто. Бывает, что одаренность проявляется сразу во всех областях, а бывает, что только в одной, и учителя по другим предметам должны учитывать это. Скажу иначе — делать им поблажки.
Гениальные дети, как правило, некоммуникабельные, зажатые. В обычной школе их заклюют, а в спецшколе, наоборот, ученики поддерживают. Главное, чтобы гениев в классе было немного, иначе между ними начнется соперничество. У нас в параллели в десятых классах часто бывают ученики, которые готовы к поступлению в институт. В прошлом году был гениальный математик, но ему была интересна только геометрия, алгебра его не интересовала, хотя способностей к ней было не меньше. Он поступил на мехмат МГУ.
В этих тестах нужно выбрать недостающую картинку из тех, что предложены ниже. Тесты Равена построены по похожему принципу. Английская школа изучения интеллекта, к которой принадлежал Равен, придерживается мнения, что самый лучший способ выявить способности — дать задачу на определение отношений между абстрактными фигурами. За какое-то время человек должен найти логические закономерности. Причем каждое задание обязательно сложнее предыдущего.
При обработке результатов таких тестов психологи обычно выделяют несколько уровней развития интеллекта — от самого высокого до так называемого «дефекта интеллекта». Считается, что тестирование можно проводить у детей с 4, 5 лет. Для них используются цветные тесты. Есть также тесты «повышенной сложности» для интеллектуально продвинутых школьников.
В США, где работе с одаренными детьми уделяется огромное внимание, тестирование начинается в самом раннем детстве. Причем используются тесты, которые выявляют разные виды одаренности. Предварительный отбор родителей не пугает, ведь если ребенок вдруг начинает показывать лучшие результаты, его переводят в другую группу, более продвинутую. Анкетирование и опросы проводятся постоянно.
В Америке, как и у нас, есть специализированные школы, в том числе начальные, где детям предлагается до 50 (!) различных дополнительных занятий, и обычные, где школьникам дают 10 уровней освоения предмета. Бывает и больше. В Калифорнии, например, школьникам предлагается 20 уровней. Для одаренных разработаны особые программы и стандарты, им предлагается большая свобода в распоряжении своим учебным временем. Они могут до 20 процентов учебного времени заниматься теми предметами, которые им интересны. Бывает, что в школе в обычной параллели создается особый класс для одаренных детей, постоянно проводятся интенсивные летние и зимние занятия для одаренных детей. В Великобритании и Франции каждый год открываются так называемые центры каникул для одаренных детей, говорящих на разных языках. Интересно, что в американских методиках широко используются программы, нацеленные на воспитание лидерских качеств учеников.
источник