Меню Рубрики

Анализ базы данных одаренных детей

“Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
В.А.Сухомлинский

Время, в котором мы живем — это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит переосмысление идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства.

В условиях, сложившейся в стране ситуации важная роль в воспитании принадлежит школе. Школа несет колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Помочь ученику овладеть ими, стать успешным и найти себя как можно раньше, поможет организованная система работы.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.

Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.

Когда мы говорим о детской одарённости, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды.

“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности”.

Цель работы: создать благоприятные условия для развития одаренных детей.

Задачи.

  • Выявить одаренных и способных учащихся.
  • Отобрать среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  • Организовать систематическую работу с одаренными и способными детьми.
  • — расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;

    — создание атмосферы успеха;

    — повышение качества образования и воспитания школьников;

    — накопление опыта творческой деятельности;

    — повышение количества учащихся, занятых в системе дополнительного образования.

    Для выявления повышенных способностей ребенка были отобраны методики:

    Для педагогов и родителей: (Приложение 1)

    • карта интересов;
    • “интеллектуальный портрет”;
    • характеристика ученика;
    • “карта индивидуальной одаренности”;
    • оценка общей одаренности;
    • “карта успешности школьников” .

    Основные мероприятия по работе с одаренными детьми.

    — разработка и внедрение программ по интересам;

    — организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

    — участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня;

    — приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

    — подбор исследовательских и творческих работ школьников;

    — участие в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;

    Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальные и групповые занятия по предметам с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • предметные кружки ;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах.
  • Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

    План мероприятий по организации работы с одаренными детьми.

    ежегодно

    Кл. руководитель, педагог-психолог 2 Создание и пополнение базы данных одаренных детей. постоянно Кл. руководитель 3 Организация и проведение школьных олимпиад. Октябрь

    ежегодно

    Руководитель МО, кл. руководитель 4 Участие в районных, региональных олимпиадах Ноябрь, декабрь

    ежегодно

    Кл. руководитель, руководитель МО 5 Организация исследовательской деятельности учащихся постоянно Кл. руководитель 6 Участие учащихся в школьных, региональных и Всероссийских конкурсах, интеллектуальных марафонах постоянно Кл. руководитель 7 Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми Постоянно Учителя-

    предметники

    8 Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. Постоянно Администрация, кл. руководитель 9 Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей Сентябрь, январь

    ежегодно

    Кл. руководитель. 10 Разработка плана индивидуальной работы с одаренными детьми Август, ежегодно Кл. руководитель. 11 Составление рабочей программы занятий с одаренными детьми 1 раз в неделю Кл. руководитель. 12 Мониторинг результативности работы с одарёнными детьми. Май, ежегодно Кл. руководитель,

    педагог-психолог

    13 Распространение опыта работы с одаренными детьми В течение года Кл. руководитель, педагог-психолог 14 Организация психолого-педагогического просвещения родителей одарённых школьников В течение года Кл. руководитель, педагог-психолог

    Учащиеся являются активными участниками и победителями предметных олимпиад, конкурсов разного направления, активно занимаются исследовательской работой и имеют призовые места в научно-практической конференции “Первые шаги в науку”.

    Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся педагог-новатор: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”. И мы стараемся для своих детей в школе создать такие условия.

      Н.Б. Шумакова “Обучение и развитие одаренных детей”. Москва-Воронеж, 2004 г.
    1. А.И. Савенков “Одаренные дети в детском саду и школе”. Москва, 2000 г.
    2. С.Г. Яковлева “Интеллектуальный марафон: задания, решения, материалы”. Самара, 2009 г.

    источник

    Тема: «Система выявления и поддержки одарённых детей»

    Подготовила и прочла на заседании

    МО «Естествознание» 12.01.2018г.

    Одарённые дети и молодёжь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального и творческого развития её нации, народа. «Иметь» одарённых, талантливых детей и молодёжь престижно для любого государства. Это ярко проявляется на различных конкурсах, олимпиадах международного уровня.

    Одарённость, талант заложены почти в каждом человеке. В цивилизованном мире одарённые дети существовали всегда, независимо от того, обращали на них внимание или нет.

    Интеллектуальные и творческие ресурсы человека становятся ведущим фактором экономического и социального развития современного общества. Новыми задачами современного образования стали: повышенный интерес к одарённым и талантливым детям; пути, методы, технологии «взращивания» таких детей; раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребёнка в процессе и различными средствами образования.

    Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

    Определение, используемое федеральным правительством, гласит: «Под одаренными и талантливыми детьми имеются в виду дети и, в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школе были распознаны как обладающие актуальными или потенциальными способностями, которые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или организаторская/руководящая деятельность , а также изобразительное искусство и актерское мастерство , и которые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой».

    Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

    Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

    Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

    У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

    Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

    В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают деятельность, с которой не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

    В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    • Не могут четко развести реальность и фантазию.

    • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

    • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    • Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

    Интересы общества требуют специальных мер поддержки одарённых детей и молодёжи, как моральных, так и материальных. Высокоодарённым детям должны быть представлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.

    Следовательно, уже теперь одарённые дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние и рассчитывать на особые социальные права. Специалисты отмечают, что в процентном соотношении одарённых взрослых гораздо меньше одарённых детей. Моральные издержки за эти потерянные проценты несут те дети, которые без профессиональной педагогической и психологической поддержки вырастают в «потерянных» взрослых, а материальные издержки поколение за поколением несёт государство. Одарённые дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связаны именно с одарёнными молодыми людьми.

    Психолого-педагогической наукой доказано: чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.

    Анализируя систему организационной, психолого-педагогической и социально-экономической поддержки одарённых детей, следует признать, что проблема эта касается нашего общества в целом: семьи, системы дошкольного, общеобразовательного, среднего и высшего профессионального образования.

    Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
    Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:

    Выявление одаренных и талантливых детей

    — анализ особых успехов и достижений ученика;
    — создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
    — диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
    — преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;

    Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

    — создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
    — включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
    — формирование и развитие сети дополнительного образования;
    — организация научно-исследовательской деятельности;
    — организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

    Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

    — тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

    — контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

    Формы работы с одаренными учащимися

    — групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

    — занятия исследовательской деятельностью;

    — работа по индивидуальным планам;

    — сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

    Поощрение одаренных детей

    — Публикация в СМИ;
    — Премия администрации ОУ «Ученик года»;
    — Увеличение каникулярного времени;
    — Стенд «Лучшие ученики школы»;
    — Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;

    Работа с родителями одаренных детей

    — Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
    — Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
    — Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне ОУ и муниципалитета;

    — Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»

    — Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
    — Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика

    источник

    Анализ куратора по работе с одаренными детьми

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа»

    Анализ работы с одаренными детьми за 2016-2017 учебный год

    Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, кружковую, внеклассную и внешкольную работу.

    В 2016-2017 учебном году работа осуществляется в соответствии с целями и задачами программы «Одаренные дети». На протяжении всего учебного года школа использовала в своей работе нормативно-правовые документы и инструктивно-методические письма по работе с одарёнными детьми различного уровня.

    Цель: реализация стратегии педагогического, социально – психологического, методического обеспечения работы с одаренными и способными детьми, поддержки и развития детской одаренности.

    — развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

    Читайте также:  Генетический анализ в спб для детей

    — учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;

    — обновить нормативно-правовую базу работы с одаренными детьми;

    — повысить доступность образовательных услуг в сфере образования, спорта, культуры и искусства, направленных на развитие способностей одаренных детей;

    — обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;

    — содействовать профессиональному самоопределению учащихся;

    — стимулировать одаренных и способных детей, учителей результативно работающих с мотивированными и одаренными учениками;

    — создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.

    Для реализации цели и задач работы с одаренными детьми составлен и реализуется план работы на основе программы «Одаренные дети», сформирована рабочая группа по работе с одаренными детьми. Обеспечиваются все направления работы: спортивное, творческое, интеллектуальное.

    Вопрос о работе с одаренными детьми находится на постоянном контроле. Проведено совещание при директоре по анализу работы с одаренными детьми. Учителя, результативно работающие с одаренными детьми, получают стимулирующие выплаты в соответствии с Положением.

    Если обращаться к «предметной одаренности», то каждым учителем составлен на каждого ребенка индивидуальный план работы.

    Способности по направлениям

    Крючкова Регина Сергеевна

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 2/1

    Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 24

    Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Центральная 1-8

    Науменко Екатерина Андреевна

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ,ул.Большая д.1/2

    Овченков Вадим Витальевич

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Большая 9

    Гавриленко Наталья Петровна

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 18/1

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , Центральная15-1

    Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

    Кравченко Кирилл Константинович

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18

    Переводчиков Данил Романович

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая д.38

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 8/1

    Журавлева Любовь Павловна

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая 72/2

    Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

    Лефлер Максим Александрович

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Центральная 1/12

    Науменко Елена Евгеньевна

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Кузнечная 17

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Кузнечная 19

    Носкова Ангелина Максимовна

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 54

    Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Центральная 3/6

    Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

    Кравченко Юлия Константиновна

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18

    Гуманитарное, физико-математическое, социально-эстетическое

    Крючкова Вероника Сергеевна

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Новая 2-1

    Рыбников Никита Андреевич

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-1

    Науменко Василиса Андреевна

    663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-2

    В течение учебного года систематизирована нормативная база по работе с одаренными детьми. Ведется работа по обновлению банка данных одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми в краевой базе «Красталант». В школе лучший рейтинг среди педагогов имеют: Овченков Виталий Михайлович – учитель физической культуры, Билыч Дмитрий Васильевич – учитель истории и обществознания, Муравьева Анжелика Игоревна – учитель русского языка и литературы; среди учащихся: Крючкова Регина– 11 класс, Власов Иван – 10 класс, Овченков Вадим – 10 класс, Гавриленко Наталья– 9 класс, Журавлева Любовь – 8 класс.

    Для работы с одаренными детьми на базе школы работают 13 кружков по направлениям: художественно-эстетическое, туристическо-краеведческое, гражданско-патриотическое, физкультурно-спортивное.

    Цель дополнительного образования: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.

    Учащиеся показали низкий результат почти по всем предметам во Всероссийских олимпиадах. Это ставит новую задачу перед педагогами — более глубокую подготовку к участию в олимпиадах разного уровня.

    Необходимо возобновить занятия в интенсивных школах по предметам в ОУ и за его пределами, улучшить качество проведения предметных недель.

    Для повышения качества математического образования открыты на базе школы 2 школы «Школа Пифагора», «Любознайки».

    На муниципальном этапе научно-практической конференции «Молодежь и наука» были отмечены 2 работы: «Жизнь в банке», «Влияние шума на учащихся», вторая работа отправлена на краевой этап форума. В этом году впервые были представлены на защиту исследовательские работы детей ОВЗ.

    В следующем учебном нужно проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися. Проблемным остается выполнение работ практической направленности.

    Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми строится через систему факультативов, элективных курсов, индивидуальные занятия, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках. Для результативной работы с одаренными детьми нужно разработать индивидуальные программы педагогам по предметам.

    При подготовке обучающихся МБОУ «В-Амонашенская СОШ» к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников:

    1. Была сформирована нормативно-правовой базы:

    А) приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми, куда вошли куратор по работе с одаренными детьми, педагог-организатор, руководитель РМО учителей истории и обществознания;

    Б) утвержден план по подготовке обучающихся к олимпиадам;

    В) прорабатывались положения по проведению школьных олимпиад.

    2. Так как в школе нет педагога-психолога, то первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности не проводилось. В следующем учебном году в школе будут работать 2 педагога-психолога, которые проведут анкетирование. На основании анкетирования будут составлены новые и дополнены имеющиеся карты одаренности на детей.

    3. Учителями-предметниками были разработаны индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.

    4. В 2016-2017 учебном году учителя-предметники повышение квалификации через курсовую подготовку «Подготовка школьников к олимпиадам» не проходили. На следующий учебный год данное повышение квалификации планируют пройти учителя математики и русского языка.

    5. Учителя-предметники не принимали участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях «Олимпиадное движение. Работа с одаренными детьми».

    6. Обучающиеся не принимали участия в интенсивных школах по направлениям. Это остается одной из серьезных проблем, решение которой планируется в следующем учебном году.

    7. Школьный этап олимпиады проводился с 19.09.2016 г. по 24.10.2016 г. в МБОУ «В-Амонашенская СОШ» с 4 по 11 классы. Все рекомендации центральной предметно-методической комиссии к составлению заданий школьного этапа соблюдены в полной мере. В школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников приняли участие 51 обучающийся, что составило 92,2 % от общего количества учеников этой группы классов. По сравнению с 2015 – 2016 учебным годом количество участников стало ниже на 7,8 % (в прошлом году участие приняли 100 % учащихся). Из 51 участника 10 стали победителями, 43 призерами школьного этапа. Есть проблемы с информатикой, так как в школе нет учителя, а по внешнему совмещению приезжает на работу только один раз в неделю учитель с другой школы, именно поэтому ребята не могут принять участие в олимпиаде по этому предмету.

    На муниципальном этапе ребята представляли школу на 4 учебных предметах. По результатам проведения олимпиад в школе есть 1 призер по географии. В прошлом учебном году был 1 призер по физике.

    8. На протяжении всего учебного года в школе проводились предметные недели по химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, математики и физики, истории и обществознанию, читательская грамотность — в начальной школе, «Юный исследователь». Участие детей в данных мероприятиях составило 100%, формы работы в рамках предметных недель реализовывались и на уроках и во внеурочное время.

    В соответствии с программой работы школы с одаренными детьми и, исходя их анализа работы за 2016-2017 учебного года, на следующий год поставлены следующие задачи:

    — провести диагностики склонностей учащихся для выявления одаренности и дальнейшей работы с ними;

    — проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися

    — разработать систему подготовки учащихся к олимпиадам

    — разработать индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам (по каждому предмету)

    — разработать индивидуальные программы педагогам для сопровождения одаренных детей

    — привести в соответствие карты одаренности на каждого ребенка

    — организовать участие одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников и интенсивных школах разного уровня

    — повысить квалификацию педагогических работников через курсы повышения квалификации, семинары, работу творческих групп

    — повысить результативность участия в спортивных соревнованиях

    Основные мероприятия программы

    -разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

    -организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

    -приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников;

    -приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

    -подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

    -проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

    Ожидаемые результаты реализации программы

    Программа призвана способствовать:

    — созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

    — повышению качества образования и воспитания школьников;

    — апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми;

    — участие в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях различных уровней, позволяющих учащимся проявить свои способности;

    — организация работы кружков художественно-эстетического направления;

    — выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

    источник

    Цель- формирование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.

    1. Создание банка тестов для диагностирования воспитанников ДОУ и учащихся 1-11 классов по определению категории одаренности.
    2. Создание банка данных одаренных детей по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
    3. Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми.
    4. Обеспечение сетевого взаимодействия СОШ, ДОУ с ЦДОД.
    5. Повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
    6. Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся и их родителей.
    7. Обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, активизации и поощрения их в творческой, интеллектуальной, спортивной деятельности.
    1. Проект «Одаренные дети». 3

    — Организационное и функциональное обеспечение проекта.

    — Социально-психологическое обеспечение проекта.

    — Материально-техническое обеспечение реализации проекта

    2. Концептуальная основа проекта. 7

    — Классификация видов одаренности.

    — Классификация типов одаренности.

    — Формы выявления одаренных детей.

    — Этапы выявления одаренных детей.

    — Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

    3. Ожидаемый результат. 9

    4. Примерный перечень мероприятий, способствующих

    выявлению и развитию детей с признаками одаренности

    и созданию оптимальных условий для развития и реализации их

    личностного потенциала. 10

    5. Библиография. 16

    Приложение №1 «Методики по выявлению детей с признаками

    Приложение №2 «Банк данных на одаренных учащихся, по

    Приложение №3 «Мониторинг результатов работы с одаренными

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУРОМСКОГО РАЙОНА

    направленный, на выявление и поддержку детей с признаками одаренности в Муромском районе

    Интерес не только растит интеллект,

    Интерес не только раскрывает глаза и уши,

    он возвышает умы и души.
    А.А. Гин

    Дайте ребенку любознательность.

    Знания он возьмет сам.
    А.А. Гин

    Срок реализации 2011-2012 учебный год

    — Организационное и функциональное обеспечение проекта.

    — Социально-психологическое обеспечение проекта.

    — Материально-техническое обеспечение реализации проекта

    2. Концептуальная основа проекта. 7

    — Классификация видов одаренности.

    — Классификация типов одаренности.

    — Формы выявления одаренных детей.

    — Этапы выявления одаренных детей.

    — Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

    4 . Примерный перечень мероприятий, способствующих

    выявлению и развитию детей с признаками одаренности

    и созданию оптимальных условий для развития и реализации их

    личностного потенциала. 10

    Приложение №1 «Методики по выявлению детей с признаками

    Приложение №2 «Банк данных на одаренных учащихся, по

    Приложение №3 «Мониторинг результатов работы с одаренными

    направленный, на выявление и поддержку детей с признаками одаренности в Муромском районе

    Срок реализации 2011-2012 учебный год

    Обучение только тогда хорошо,

    когда идет впереди развития.

    Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования в России. Данная проблема становится актуальной и в образовательном пространстве сельской местности, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал села.

    Образовательная практика показывает повышение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с учащимися с признаками одаренности. Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечение грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации. Выявление одаренных детей должно начинаться в детском саду, в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ, школы.

    Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее решению различных специалистов – педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного образования является взаимодействие педагогов и других специалистов с родителями.

    Таким образом. Необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей.

    Цель проекта: совершенствование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.

    1. Создание банка тестов для диагностирования воспитанников ДОУ и учащихся 1-11 классов по определению категории одаренности.
    2. Создание банка данных одаренных детей по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
    3. Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми.
    4. Обеспечение сетевого взаимодействия СОШ, ДОУ с ЦДОД.
    5. Повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
    6. Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся и их родителей.
    7. Обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, активизации и поощрения их в творческой, интеллектуальной, спортивной деятельности.
    Читайте также:  Генетический анализ у детей 1 года

    Нормативно-правовая база проекта :

    — Основные положения « Декларации прав человека « (10.12.1948.)

    — Основные положения « Конвенции о правах ребенка « (20.11.1089.)

    — Закон РФ « Об образовании « (16.11.1997. с дополнениями от 05.03.2004.)

    — Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

    — Федеральная целевая программа « Одаренные дети « в рамках Президентской Программы « Дети России « (03.10.2002.)

    — Перспективный план социально-психологической службы Управления образования администрации Муромского района

    — Положение о социально-психологической службе Управления образования администрации Муромского района.

    Организационное и функциональное обеспечение проекта:

    1) Функции директора школы, заведующего ДОУ в аспекте реализации проекта:

    — общее руководство разработкой и обеспечение реализации проекта (организация, координация, контроль).

    2) Функции зам. директоров поУВР и ВР:

    — определение приоритетных направлений просветительско- образовательной работы,

    — корректировка составляющих элементов проекта,

    — организация и проведение семинаров по проблеме работы с одаренными детьми,

    — разработка индивидуальных программ для одаренных детей,

    — обеспечение связи с вузами и учреждениями дополнительного образования,

    — анализ и обобщение результатов реализации проекта.

    — контроль по использованию диагностического инструментария для успешной реализации проекта,

    3) Функции Методического Совета:

    — подготовка методических рекомендаций для работы по проекту «Одаренные дети»,

    — определение критериев эффективности реализации проекта,

    — разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми,

    — координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

    4) Функции методических объединений :

    — разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми через ШМО,

    — подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей через предметные методические объединения,

    — обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся,

    — организация и проведение школьных олимпиад, конкурсов и т.д.

    5)Функциональные обязанности учителей, педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми:

    -организация и проведение занятий с одаренными детьми,

    — разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми,

    — мониторинг результативности занятий с одаренными детьми,

    — организация индивидуальной работы с одаренными детьми,

    — подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам и т.д. школьного, районного уровня,

    — организация и контроль за знаниями одаренных детей, индивидуальных программ, выполнением программ,

    -обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми,

    -участие в творческих отчетах по данной теме,

    -подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.

    Социально-психологическое обеспечение проекта:

    — разработка пакета методик и диагностического инструментария с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создание условий поддержки учащихся (воспитанников) Приложение №4

    — создание банка данных одаренных детей,

    -разработка и внедрение индивидуальных, групповых развивающих и воспитательных программ,

    — формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов).

    Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

    — комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно — методической, психолого-педагогической литературой,

    — оснащение кабинетов необходимыми ТСО,

    — компьютеризация образовательного процесса,

    — формирование по возможности системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов.

    — функционирование школьного сайта, программ, проектов, мероприятий с

    — издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов,

    — информационное пополнение базы данных.

    А.М.Постнова – руководитель социально — психологической службы;

    И.А. Аскерова – педагог-психолог, курирующий дошкольные

    Н.В. Грыжина – педагог-психолог курирующий школу 1 ступени;

    Е.В. Мартынова – педагог-психолог курирующий школу 2,3 ступени;

    И.В. Астафьева – социальный педагог.

    Система организации контроля за выполнением проекта:

    О.Н. Кулагина – методист по дошкольному образованию МЦРПК;

    Л.Т. Филоненко – заведующий МЦРПК;

    А.М. Постнова – руководитель социально-психологической службы

    управления образования администрации Муромского района.

    Приказ об утверждении проекта: № 378 от 13.09.2011г.

    Концептуальная основа проекта

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями

    (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)

    в том или ином виде деятельности .

    Президентская программа «Дети России».

    В качестве теоретических оснований, своеобразного ценностно-смыслового компонента проекта выделены рабочие определения понятий «одаренность», «одаренный ребенок», виды одаренности и ключевые идеи, на которых будет базироваться содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный компоненты данного проекта.

    Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать следующие, сочетающие психологический, педагогический и социальный контексты:

    одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);

    одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

    В работе будет использована классификация видов одаренности , основанная на сферах и областях деятельности, в которых эти одаренности проявляются и развиваются:

    1. интеллектуальная одаренность : предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная;
    2. спортивная одаренность : общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);
    3. художественно-творческая одаренность : литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;
    4. коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская.

    Важной в практической деятельности является классификация типов одаренности на основании «степень развития»:

    1. склонность (задатки) – генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность достижения высоких достижений (активность, работоспособность, свойства памяти и т.п.), задатки являются природными предпосылками способностей;
    2. способность – возможность человека к достижению успеха в какой-либо деятельности, способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью;
    3. одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;
    4. талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто;
    5. гениальность – способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути.

    Формы выявления одаренных детей:

    — олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции;

    — работа психолога, педагога: тестирование, анкетирование, беседа.

    Этапы выявления одаренных детей:

    1.Дошкольное образовательное учреждение.

    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    — принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

    — принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    — принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    — принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя ;

    — принц свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    1. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

    2. Составление банка данных на учащихся по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.

    3. Мониторинг результатов работы с одаренными детьми ( Приложение №3)

    4. Повышение психологической культуры родителей по воспитанию и поддержке одаренного ребенка.

    5. Расширение информационного поля, повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.

    6. Объединение основного и дополнительного образования через психолого-педагогическое сопровождение для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

    источник

    Дмитрий Медведев одобрил введение специально разработанных правил для выявления талантливых ребят, создания общей базы данных одаренных детей и мониторинга их развития. В дальнейшем предполагается, что такие дети будут получать поддержку от государства и помощь в трудоустройстве после окончания учебы.

    С ноября текущего года в нашей стране одаренных детей, проявивших особые таланты и неординарные интеллектуальные данные, государство будет сугубо опекать и поддерживать. Первым шагом на этом пути станет формирование единой общероссийской базы талантливых детей.

    По словам главы департамента государственной политики по воспитанию молодежи Александра Страдзе, в единую базу занесут данные не только школьников, занявших призовые места в предметных олимпиадах, но также победителей и участников иных конкурсов и соревнований, полный перечень которых будет составлен Министерством образования в самом скором времени. При этом оргкомитеты конкурсов и олимпиад должны будут своевременно публиковать правила участия в соревнованиях, порядок проведения конкурса и списки участников и победителей.

    По планам Минобрнауки, информацию об одаренных школьниках будут передавать организации-оператору, которая будет заниматься координацией всех вопросов, связанных с созданием условий для дистанционного обучения способных ребят с лучшими преподавателями. Также оператор найдет для каждого талантливого ребенка личного наставника и обеспечит постоянное наблюдение квалифицированного психолога. Все одаренные дети получат от государства гарантированную помощь в профессиональной ориентации, поступлении в наиболее подходящие вузы, после окончания которых им также помогут с трудоустройством.

    Все перечисленные меры должны способствовать реализации задач, сформулированных президентом России в «Послании-2014», где в частности говорится о размерах финансовой поддержки для одаренных детей. По словам Владимира Путина, способным и перспективным школьникам государством будет предоставлено пять тысяч грантов по 20 тысяч рублей. С одним условием: после окончания учебы такие ребята будут обязаны определенный срок работать именно в России.

    Данная инициатива Минобрнауки вызвала большой резонанс среди общественных организаций, СМИ и в научных сообществах. По мнению академика РАО Виктора Болотова, помогать одаренным ребятам, безусловно, нужно, однако следует обсудить подробнее механизмы такой поддержки и её цели.

    Школьники, имеющие призовые места в олимпиадах, уже давно пользуются привилегиями при поступлении в университеты страны. Сегодня ребенок с дипломом о победе на Всероссийской олимпиаде может поступить вне конкурса в любую организацию высшего образования, а с дипломами других олимпиад — получить сто баллов по профильному предмету.

    Как говорит Исак Фрумин, научный руководитель НИУ ВШЭ, инициативы Минобрнауки во многом опаздывают, ведь вся информация о предметных олимпиадах постоянно размещается в интернете. А выражение «типовые программы» для одаренных (отнюдь не типовых) детей звучит как образец оксюморона, то есть парадоксального сочетания смыслов.

    От редакции

    Инициатива с новыми правилами отслеживания талантливых школьников и созданием базы данных одаренных детей вызывает, конечно, много вопросов.

    • Сможет ли принести реальную пользу талантливым ребятам новая бюрократическая структура? Например, если выпускнику интересно было бы продолжить образование в западном университете, пройти стажировку в международных научных центрах… А теперь (грант – 20 тысяч!) он обязан отрабатывать в России в тех организациях, которые для него подберет некий чиновник.
    • Что именно Минобрнауки будет считать дальнейшими показателями успешности после одной победы в конкурсе или олимпиаде?
    • И как поступят чиновники в случае, если ребенок из их перечня вдруг перестанет демонстрировать свои особые таланты, станет обычным учащимся?

    А как вам это новшество с введением правил выявления способных детей? У вас возникли свои вопросы? Или предложения? Напишите об этом!

    источник

    Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

    При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

    Родительское исследование

    1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

    2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

    3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

    4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

    5. Он очень любит рисовать (Да / нет)

    6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

    7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

    8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

    9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________

    10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________

    Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

    (заполняется по образцу в течение учебного года)

    № п/п ФИО Год рождения Домашний адрес Класс Виды одаренности Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность

    Психодиагностические обследования среди учащихся

    (работа школьного психолога)

    Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.

    В качестве диагностического материала планируется использовать:

    § анкетирование родителей и учителей;

    § специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;

    § диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);

    § диагностику видеомоторной коррекции;

    § опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

    § шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;

    § методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;

    § методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;

    § тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);

    § тест «Уровень сформированности творческих способностей»;

    Портфолио учащихся и учителей

    Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

    Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

    Образец портфолио для детей

    Портфолио Ф.И.О. , ученика (цы) ____ класса «___» МКОУ Начальная ОШ Тайна моего имени: Карта моих интересов
    Знак зодиака:
    Я родился (родилась) в год:
    Я занимаюсь в кружках, секциях:
    Мои любимые занятия, увлечения:
    Участие в конкурсах Участие в концертах Участие в олимпиадах
    Участие в общественной жизни школы и класса Мои добрые и полезные дела Награды и достижения
    Читайте также:  Генетический анализ у детей эпилепсия

    Карта моих интересов

    № п/п Вопросы Ответ (да / нет)
    Есть ли у тебя друзья?
    Нравится ли тебе проводить с ним свободное время?
    Тебе нравятся уроки математики?
    А русского языка?
    Чтение книг – твое любимое занятие?
    Нравится ли тебе получать хорошие отметки?
    Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?
    С радостью ли ты ходишь в школу?
    Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?
    Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?
    Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?
    Тебе нравится решать математические задачи?
    Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?
    Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?
    Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?
    Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?
    Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?
    Ты подкармливаешь животных зимой?
    Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?
    Ты любишь рисовать?
    Ты любишь узнавать новое о великих художниках?
    Ты посещаешь кружки?
    А спортивные секции?
    Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?
    Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?
    Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?
    Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?
    Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?
    Есть ли у тебя домашние обязанности?
    С удовольствием ли ты выполняешь их?

    Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 2167 | Нарушение авторских прав

    источник

    Выпускницу столичного лицея «Вторая школа» готовы были принять лучшие университеты мира. Она выбрала МФТИ и без экзаменов, как призер олимпиады, поступила. Ее школьные учителя рассказывают, что она отличается феноменальной работоспособностью, отличной памятью и умением быстро вникать в суть задачи. Александра из тех, кто одарен разносторонне. Она, наверное, могла бы стать отличным математиком, химиком, филологом, но особо заинтересовалась физикой и добилась больших успехов. Вот что она рассказала «РГ»:

    — Я поступила на факультет общей и прикладной физики, собираюсь стать биофизиком. Самостоятельно учу иностранные языки — английский, французский, португальскй. Несмотря на то, что в моей семье никто не связан с наукой, у нас много врачей, а моя мама — преподаватель начальных классов, все родные поддержали мое увлечение физикой. А в школе мне разрешали заниматься по особому графику, чтобы было время готовиться к олимпиадам.

    В свое время способности девушки разглядели и поддержали именно учителя.

    В конце сентября в московских школах пройдет первый мониторинг — обследование уровня развития способностей учеников. Руководить этим большим проектом будут ученые из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), которые планируют обследовать учеников с 3 по 10 классы из 63 школ. Всего ученые обследуют 10 500 человек из 372 классов.Школы, заметим, выбирали не чиновники, а социологи.

    Цель тестирования — выявить детей с особыми образовательными потребностями. Ученые хотят проверить еще одну научную гипотезу о том, что резкое снижение темпов развития интеллекта начинается иногда уже в начальной школе. Исследователи из МГППУ признаются: им предстоит тяжкая, но очень нужная работа. И дело даже не в организационных сложностях тестирования. А в том, что наше общество еще не готово к тому, чтобы признать — разных детей надо учить по-разному. Причем уже в начальной школе. В США, Сингапуре, Китае никого не удивляет, что детей делят на продвинутых и не очень, и предлагают им разные программы. У нас — картина иная.

    Как ни странно, не все учителя поддерживают грядущее тестирование. Вдруг выяснится, что в школе сплошь серенькие ученики и пятерки, которые они ставят, бездари получают незаслуженно? Директора школ боятся, что по результатам тестирования управленцы сделают выводы о том, что такая-то школа хорошая, а такая-то плохая. Поэтому исследователи настояли на том, что все результаты закодируют и никакой информации в открытом доступе не будет. Впрочем, школа сможет попросить свои данные и узнать, сколько учеников нуждаются в углубленном обучении.

    Такая же непростая ситуация с родителями. Не все хотят, чтобы их дети прошли «независимую экспертизу» на выявление способностей. А вдруг выяснится, что их не так много? Психологи готовы встречаться с каждым и объяснять, для чего необходимо тестирование.

    В Концепции поддержки одаренности, которая недавно подготовлена в России, стоит задача выявления таких детей, их поддержка и создание базы данных. Собственно, многое уже сделано. У нас есть база данных победителей олимпиад. Пока что они одни и считаются у нас одаренными. Но это список детей уже как-то проявивших себя. А обследование поможет увидеть потенциал ученика, которые еще, может, ничего не завоевал, но при определенных условиях сможет стать самым лучшим.

    2-3 процента детей считаются высоко одаренными.

    Составление базы данных — вещь, казалось бы, очевидная. Но психологи и социологи возражают: и это социально болезненный вопрос. Весной этого года несколько престижных школ с высоким уровнем преподавания объединились в Ассоциацию школ, работающих с одаренными детьми. Председателем Ассоциации выбрали Сергея Менделевича, директора московской физико-математической школы N 57. Так вот, когда журналисты стали пытать его, какие еще школы вошли в Ассоциацию, он не стал отвечать: «Сейчас идет запись в школы, не хочу создавать ненужный ажиотаж. Родители кинутся в эти школы, а их детям, может быть, нужны совсем другие».

    На вопрос, нужна ли единая база данных одаренных детей, у Менделевича нет однозначного ответа: «Есть много аргументов «за» и «против». Тестирование — первый шаг в этой работе. Мне только жаль, что в выборке школ нет коррекционных».

    Допустим, ученые определят тех, кому нужны особые учителя и программы. А что дальше делать с этой информацией?

    За границей есть несколько способов работы с учениками в зависимости от их способностей. Классы в параллели делят на тех, кто особо одарен, имеет средние способности и не очень успешен. Иногда детей делят на гораздо большее количество групп по способностям. Но гениальным детям в таких группах сложно и для них все равно открывают особые классы и вводят дополнительные программы типа латинского или греческого языка.

    Третий способ — разделение детей по успехам в отдельных предметах, когда ученик может быть в продвинутой группе по математике и последней по литературе. Такой способ считается наиболее удачным. И в некоторых школах Москвы его используют. Так что у каждого ученика бывает, по сути, собственное расписание.

    Американская школа очень «мобильна»: некоторым детям разрешено досрочное поступление в школу, перепрыгивание через классы, при этом классы постоянно делятся на группы, и учителя у них меняются, причем даже в начальных классах.

    У нас — пока жесткая система: один класс — один учитель. Как в России будет выстраиваться новая модель работы с одаренными — сказать сложно. Мы только включаемся в гонку за талантами. Ясно, что понадобятся новые учителя. Возможно, перед поступлением в педвузы придется проводить тестирование на профпригодность, как это делается за границей. При этом важно сохранить то, что уже имеет российское образование — сеть особых школ при вузах (СУНЦев) и спецшколы с углублением. Как они будут жить после введения нового стандарта, когда все школы будут обязаны предлагать раздение предметов по уровням, сказать сложно.

    Очевидно, что педагоги, которые работают с одаренными детьми, должны больше зарабатывать. У нас предлагается повысить подушевой норматив на таких детей. Например, в Москве на одного ученика дают 120 тысяч в год, а на одаренного школа получит, скажем, 200. За границей педагогам, работающим с одаренными, просто повышают ставку на 2-3 тысячи долларов в год.

    Виктория Юркевич, руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ:

    — Для обследования мы выбрали один из вариантов теста Равена и тест Йельского университета «Аврора». Тест Равена даст представление о так называемом общем, базовом интеллекте на данном этапе развития, а «Аврора» покажет аналитические, творческие и практические способности.

    Одна из причин негативного отношения к тестированию — неправильное понимание их задач, а в ряде случаев и использования. Надо понимать, что тесты — не для сортировки учеников, а для помощи педагогам и родителям. Существует важнейшее понятие «особых образовательных запросов» — один ученик боится сложного материала, а другому в школе так легко, что он скучает, и если не усложнять для него задачи, он плохо развивается. В каждой школе есть продвинутые, очень способные ученики, которых не всегда видят их родители и учителя. У некоторых детей способности ярко выражены, а у других они неочевидны, скрыты. У психологов для таких детей есть понятие — «тип развития Эйнштейна». Знаменитый физик, как помните, не разговаривал до 4 лет, отставал по некоторым предметам в школе и дважды сдавал экзамены, говоря нынешним языком, в вуз. А с помощью специального обследования такие скрытые способности можно увидеть. Даже у такого ученика, которого учителя и даже родители считают «сереньким». Мы хотим помочь учителям и психологам организовать развивающие условия обучения для каждой группы детей.

    Наталья Шумакова, ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО:

    — Около 20-25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении. Одаренность может проявляться в разном возрасте. Ее главный признак у детей — повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком. Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой.

    Георгий Арабули, преподаватель физики лицея «Вторая школа», Москва:

    — Олимпиады — тоже хороший способ выявления одаренных. Но надо иметь в виду, что в 7-8-м классах их выигрывают способные. А в 10-11-м еще и те, кто берет усердием. Считаю, что одаренных детей надо учить либо в специальных интернатах, таких, как СУНЦ при МГУ, либо в спецклассах по особым программам. Может быть, таких программ будет две, три или даже четыре в одном классе. Во всяком случае, мне на контрольных иногда приходилось придумывать и давать четыре разных варианта в зависимости от способностей учеников. То, что предлагается в обычных школах, для них не подходит — слишком просто. Бывает, что одаренность проявляется сразу во всех областях, а бывает, что только в одной, и учителя по другим предметам должны учитывать это. Скажу иначе — делать им поблажки.

    Гениальные дети, как правило, некоммуникабельные, зажатые. В обычной школе их заклюют, а в спецшколе, наоборот, ученики поддерживают. Главное, чтобы гениев в классе было немного, иначе между ними начнется соперничество. У нас в параллели в десятых классах часто бывают ученики, которые готовы к поступлению в институт. В прошлом году был гениальный математик, но ему была интересна только геометрия, алгебра его не интересовала, хотя способностей к ней было не меньше. Он поступил на мехмат МГУ.

    В этих тестах нужно выбрать недостающую картинку из тех, что предложены ниже. Тесты Равена построены по похожему принципу. Английская школа изучения интеллекта, к которой принадлежал Равен, придерживается мнения, что самый лучший способ выявить способности — дать задачу на определение отношений между абстрактными фигурами. За какое-то время человек должен найти логические закономерности. Причем каждое задание обязательно сложнее предыдущего.

    При обработке результатов таких тестов психологи обычно выделяют несколько уровней развития интеллекта — от самого высокого до так называемого «дефекта интеллекта». Считается, что тестирование можно проводить у детей с 4, 5 лет. Для них используются цветные тесты. Есть также тесты «повышенной сложности» для интеллектуально продвинутых школьников.

    В США, где работе с одаренными детьми уделяется огромное внимание, тестирование начинается в самом раннем детстве. Причем используются тесты, которые выявляют разные виды одаренности. Предварительный отбор родителей не пугает, ведь если ребенок вдруг начинает показывать лучшие результаты, его переводят в другую группу, более продвинутую. Анкетирование и опросы проводятся постоянно.

    В Америке, как и у нас, есть специализированные школы, в том числе начальные, где детям предлагается до 50 (!) различных дополнительных занятий, и обычные, где школьникам дают 10 уровней освоения предмета. Бывает и больше. В Калифорнии, например, школьникам предлагается 20 уровней. Для одаренных разработаны особые программы и стандарты, им предлагается большая свобода в распоряжении своим учебным временем. Они могут до 20 процентов учебного времени заниматься теми предметами, которые им интересны. Бывает, что в школе в обычной параллели создается особый класс для одаренных детей, постоянно проводятся интенсивные летние и зимние занятия для одаренных детей. В Великобритании и Франции каждый год открываются так называемые центры каникул для одаренных детей, говорящих на разных языках. Интересно, что в американских методиках широко используются программы, нацеленные на воспитание лидерских качеств учеников.

    источник