Меню Рубрики

Закружилась листва золотая в розоватой воде анализ

Необыкновенной энергией и внутренней силой наполнены те стихотворения Сергея Есенина, которые имеют отношение к его раннему творческому этапу. Этот период характеризуется особым умиротворенным состоянием лирического героя, когда в воспоминаниях еще в основном светлые мысли.

Настоящие чувства, которые автор раскрывает в стихотворении «Закружилась листва золотая», демонстрируют неподдельную любовь к природе, родному краю. Его необыкновенная внимательность к любимым, привычным составляющим природы преображает мир, делая его еще прекраснее. В первом же четверостишии ощущение сказки возникает благодаря сравнению листьев со стаей бабочек. Их падение бесшумно и неторопливо. Они падают «с замираньем». Автор чувствует каждое их движение, будто разделяя с ними повседневность. Настроение лирического героя умиротворенное, близко к упоению. Поэтому вода осенью вместо темной кажется ему розового оттенка.

Второй абзац содержит прямолинейное признание: «Я сегодня влюблен в этот вечер». Несмотря на ветер, который сорвал к этому времени большое количество листвы, автора радует «желтеющий дол». Он растворяется полностью в природе, во вселенной. Встает на один уровень с природой, отождествляя себя с ней: «и в душе и в долине прохлада». Есенин упоминает о бабочке, березе; среди глаголов – это «закружилась», «летит», «влюблен», «прозвенит», которые характеризуют бурную, но легкую деятельность возраста, далекого от пожилого.

Авторское понимание счастья, «тихой радости» умещается в вечернее посещение родного уголка, где небесные светила освещают стог сена, а «в душе прохлада» наступает.

С помощью несложных олицетворений авторское восприятие осени легко представить. В воображении золотыми красками мирно опускаются на воду листья, березы дождались своей участи. Безжалостный ветер будто одним рывком сорвал с них листья. Бубенец в отдалении вторит поэту.

Стихотворение «Закружилась листва золотая» — это откровения юного поэта, который в силу своей молодости видит во всем только позитивное, красивое. Стих пропитан авантюризмом, окутан романтическим настроением. Молодой человек еще не имеет разочарований на своем веку, поэтому его радужные надежды проявляются в строках произведения нежно, с верой в лучшее, оптимистично. А в каждой строке видится талантливое представление природы родного края, где прошло его беззаботное детство и куда он стремится вернуться вновь.

Особенностью лирики Есенина является умелое использование различных, довольно редких слов и плетение невероятно красивых сравнений. Вообще, конечно, такое утверждение звучит немного банально, ведь поэтам нужно обладать умением пользоваться разными тропами и в этом в том числе и состоит работа поэта. Тем не менее, если знать лирику Есенина, становится понятным о чем идет речь.

Закружилась листва золотая – характерный пример такой лирики. Невероятное кружево слов описывает приход осени, описывает чутко и проникновенно. Когда читаешь эти строки, понимаешь насколько нежно умел чувствовать Сергей Александрович природу и окружающий мир.

Рассмотрим некоторые сравнения и метафоры, которые использовал поэт для того чтобы описать осенний вечер. Опавшую листву на водной глади он сравнивает со стаей бабочек, которые летят к звезде. Тут перед нами открывается и образ неба, и необъятных космических пространств и красивых бабочек, которые кружат в своем природном хороводе.

Интересен образ отрока-ветра, который заголяет подол березке. Этот легкий эротический мотив приближает читателя к природе, позволяет более близко рассмотреть простые природные феномены. Есенин говорит о собственной влюбленности в вечер и дополнительно подчеркивает чувство влюбленности через отношения девушки-березки и отрока-ветра.

Поэт пребывает в единстве с остальным миром, грань между внешним и внутренним оказывается прозрачной, прохлада разливается повсюду. Во вне «пасется» синий сумрак. Звон бубенца добавляет интересный оттенок и немного оживляет эту тихую картину.

Есенин говорит о мире как разумной плоти, он чувствует жизнь и жизненность во всем существовании, он сам хочет как бы растворяться в мире, становиться всем. К примеру, деревом ивой и также окунаться в воду своими ветками. При этом он подчеркивает собственную бережность, ведь объединяясь со всем миром, он понимает ценность этой красоты, становится чутким.

Далее ум поэта переносится в месяц, который «жует» своей «мордой» сено. В заключительных строчках – описание внутреннего ощущения тихой радости. Подлинный покой – «все любя, ничего не желать».

Анализ стихотворения Закружилась листва золотая по плану

Николай Алексеевич Некрасов — поэт, у которого детская поэзия явилась новой вехой в творчестве. Поэт прекрасно понимал, какую огромную роль в становлении личности ребенка и её личностных качеств играет детское чтение

Стихотворение Похороны описывает как застрелился человек, практически неизвестный гость села, который иногда приезжал в сезон, привозил гостинцы и в целом запомнился жителям этого села с положительной стороны

Рассмотрим произведение Иосифа Александровича Бродского «Письма римскому другу», созданного им в 1972 году. В названии есть добавление «Из Марциала», это пояснение к стихотворению по темам римского сказания

Образ природы как храма является довольно распространенным в пейзажной лирике. Никитин вообще известен именно как классик пейзажной лирики, довольно много его стихотворений представляют собой зарисовки природы

Сергей Есенин – необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент, Это стихотворение относиться тоже немного к печальному тону произведений

источник

«Закружилась листва золотая…» Сергей Есенин

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Закружилась листва золотая…», которое было написано осенью 1918 году. От этого произведения веет удивительным умиротворением и чистотой, словно бы таким незатейливым образом Есенин пытается мысленно убежать от московской суеты, которая вызывает в нем тоску и раздражение.

Именно в стихах ранено периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол». Наверняка в жизни Есенина было множество таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И это ощущение он сумел пронести сквозь годы, пытаясь вновь и вновь воскресить его в своей памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, месяц напоминает ему молодого жеребенка, который словно бы жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт отмечает, что «еще никогда бережливо так не слушал разумную плоть». Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и у нее следует поучиться не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет дарить так щедро и безвозмездно.

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. Именно пруд, водой, окрашенной закатом в мягкий розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья, дают Есенину ощущение покоя и радости, которое может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенные по красоте образы, автор лишь мысленно возвращается в село Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навечно прощается с той родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее, в строках этого стихотворения уже присутствуют ярко различимые ноты душевного смятения и беспокойства, когда Есенин вопрошает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любя, ничего не желать?». Поэт понимает, что его прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что по-настоящему любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.

источник

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Закружилась листва золотая…», которое было написано осенью 1918 году. От этого произведения веет удивительным умиротворением и чистотой, словно бы таким незатейливым образом Есенин пытается мысленно убежать от московской суеты, которая вызывает в нем тоску и раздражение.

Именно в стихах ранено периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол». Наверняка в жизни Есенина было множество таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И это ощущение он сумел пронести сквозь годы, пытаясь вновь и вновь воскресить его в своей памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, месяц напоминает ему молодого жеребенка, который словно бы жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт отмечает, что «еще никогда бережливо так не слушал разумную плоть». Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и у нее следует поучиться не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет дарить так щедро и безвозмездно.

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. Именно пруд, водой, окрашенной закатом в мягкий розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья, дают Есенину ощущение покоя и радости, которое может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенные по красоте образы, автор лишь мысленно возвращается в село Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навечно прощается с той родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее, в строках этого стихотворения уже присутствуют ярко различимые ноты душевного смятения и беспокойства, когда Есенин вопрошает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любя, ничего не желать?». Поэт понимает, что его прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что по-настоящему любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.

Что чувствует лирический герой стихотворения С. Есенина «Закружилась листва золотая», созерцая картины осенней природы?

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Созерцая картины осенней природы, лирический герой стихотворения С. Есенина Закружилась листва золотая испытывает печальные, грустные, но одновременно светлые чувства. Лирический герой влюблён в этот вечер, всё вокруг него — родное и близкое. Он наблюдает за кружащейся золотой листвой и сливается с природой воедино. Лирический герой обособляет своё внутренне состояние с состоянием природы: И в душе, и в долине прохлада. Лирический герой наслаждается осенней тишиной и желает ещё больше сблизиться с природой, опрокинуться в розовость вод, — только так он достигнет абсолютного душевного спокойствия и умиротворённости.Лирический герой близок с природой, он любит её красоту и воспринимает её как живой организм. С помощью природы он ищет ответы на все свои вопросы. В этот осенний вечер душа лирического героя наполнена печалью, вызванной неудовлетворённостью жизнью: ему хочется, всё любя, ничего не желать.

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Дан пря­мой связ­ный от­вет на во­прос, с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию; нет под­ме­ны ана­ли­за пе­ре­ска­зом тек­ста, но при от­ве­те не все те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны, до­пу­ще­на од­на фак­ти­че­ская ошиб­ка.

Неверное прочтение поэтических строк. прохлада и в душе, и в долине — это не обособление, а наоборот, соотнесение внутреннего состояния лирического героя и состояния природы. При этом слово прохлада в данном случае не имеет негативного смысла, прохлада воспринимается как желанный отдых после жаркого лета.

Этот тезис требует подтверждения примерами из текста.

«Закружилась листва золотая…» Сергей Есенин

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Закружилась листва золотая…», которое было написано осенью 1918 году. От этого произведения веет удивительным умиротворением и чистотой, словно бы таким незатейливым образом Есенин пытается мысленно убежать от московской суеты, которая вызывает в нем тоску и раздражение .

Читайте также:  Техническое задание на анализ воды

Именно в стихах ранено периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол». Наверняка в жизни Есенина было множество таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И это ощущение он сумел пронести сквозь годы, пытаясь вновь и вновь воскресить его в своей памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, месяц напоминает ему молодого жеребенка, который словно бы жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт отмечает, что «еще никогда бережливо так не слушал разумную плоть». Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и у нее следует поучиться не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет дарить так щедро и безвозмездно .

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. Именно пруд, водой, окрашенной закатом в мягкий розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья, дают Есенину ощущение покоя и радости, которое может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенные по красоте образы, автор лишь мысленно возвращается в село Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навечно прощается с той родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее, в строках этого стихотворения уже присутствуют ярко различимые ноты душевного смятения и беспокойства, когда Есенин вопрошает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любя, ничего не желать?». Поэт понимает, что его прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что по-настоящему любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.

Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена в своеобразных переживаниях и настроениях, придала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

В этом плане, на мой взгляд, интересными являются два стихотворения поэта, названные по первым строкам: «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь…» (1925) Эти стихи проникнуты грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе, несмотря на то, что в стихах изображены разные времена года (осень, весна):

И в душе и в долине прохлада.

Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутимы в строфах, где человек один среди осеннего или весеннего пейзажа. Даже кажется, что часть строки одного стихотворения плавно перетекают в строки другого, повторяя друг друга:

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Общая тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этим стихотворениям. «Но того, что прошло, не кляну», — писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А.С.Пушкин: «Что прошло, то будет мило».

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость –

Все любя, ничего не желать?

Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Поэт принимает все, как есть:

Все явись, в чем есть боль и отрада…

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.

Интересно и то, что образ сада тоже явился сквозным в этих стихах:

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Сад полышет, как пенный пожар.

Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, — синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («синий сумрак», «синий май», «голубая прохлада»).
Но, в то же время, синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой. Используя различные средства выразительности (эпитеты: «листва золотая», «в розоватой воде», «взбалмошная луна», «липким запахом», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», «хохочет так, чтобы каждый дрожал», «синий сумрак как стадо овец», «как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»; олицетворения: «спит черемуха в белой накидке», «закружилась листва золотая»), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.

Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны, независимо от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена в своеобразных переживаниях и настроениях, придала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

В этом плане, на мой взгляд, интересными являются два стихотворения поэта, названные по первым строкам: «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь…» (1925) Эти стихи проникнуты грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе, несмотря на то, что в стихах изображены разные времена года (осень, весна):

И в душе и в долине прохлада.

Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутимы в строфах, где человек один среди осеннего или весеннего пейзажа. Даже кажется, что часть строки одного стихотворения плавно перетекают в строки другого, повторяя друг друга:

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Общая тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этим стихотворениям. «Но того, что прошло, не кляну», — писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А.С.Пушкин: «Что прошло, то будет мило».

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость –

Все любя, ничего не желать?

Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Поэт принимает все, как есть:

Все явись, в чем есть боль и отрада…

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.

Интересно и то, что образ сада тоже явился сквозным в этих стихах:

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Сад полышет, как пенный пожар.

Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, — синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («синий сумрак», «синий май», «голубая прохлада»).

Но, в то же время, синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой. Используя различные средства выразительности (эпитеты: «листва золотая», «в розоватой воде», «взбалмошная луна», «липким запахом», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», «хохочет так, чтобы каждый дрожал», «синий сумрак как стадо овец», «как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»; олицетворения: «спит черемуха в белой накидке», «закружилась листва золотая»), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.

Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны, независимо от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.

источник

Цель урока:

  • иметь представление об основных особенностях поэтики Есенина,
  • уметь использовать сравнительный метод для анализа поэтического текста
  • I. Учитель. Дома, используя собственные наблюдения, учебники, другие источники, вы записали в своих тетрадях три, на ваш взгляд, главные особенности творчества Есенина. Прочитаем и обсудим.

    В процессе работы — запись на доске. Например:

    «Песенность» (напевность, народность, мелодичность)

    Мотивы тоски по родине, по деревне как утраченному идеалу

    Диалектическое разрешение трагических противоречий жизни

    Метафоры, построенные на олицетворении образов природы

    «Сквозные» образы: небо, звезды, месяц, вода, заря, ветер, берёза.

    Автобиографичность: «Что касается автобиографических сведений, — они в моих стихах:» (С. Есенин)

    Чтобы проверить на практике сделанные нами выводы, предлагаю выполнить следующее задание.

    II. Из пяти стихотворений (авторы и даты не указаны) необходимо выбрать два текста Есенина для сравнительного анализа. Аргументировать выбор

    Еще дуют холодные ветры
    И наносят утренни морозы,
    Только что на проталинах весенних
    Показались ранние цветочки;

    Как из чудного царства воскового,
    Из душистой келейки медовой
    Вылетела первая пчелка,
    Полетела по ранним цветочкам

    О красной весне поразведать,
    Скоро ль будет гостья дорогая,
    Скоро ли луга позеленеют,
    Скоро ль у кудрявой у березы
    Распустятся клейкие листочки,
    Зацветет черемуха душиста.

    Я люблю, когда шумят березы,
    Когда листья падают с берез.
    Слушаю — и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    Все очнется в памяти невольно,
    Отзовется в сердце и в крови.
    Станет как-то радостно и больно,
    Будто кто-то шепчет о любви.

    Только чаще побеждает проза,
    Словно дунет ветер хмурых дней.
    Ведь шумит такая же береза
    Над могилой матери моей.

    На войне отца убила пуля,
    А у нас в деревне у оград
    С ветром и дождем шумел, как улей,
    Вот такой же желтый листопад.

    Русь моя, люблю твои березы!
    С первых лет я с ними жил и рос.
    Потому и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.

    Ты теперь не так уж будешь биться,
    Сердце, тронутое холодком,
    И страна березового ситца
    Не заманит шляться босиком.

    Дух бродяжий! ты все реже, реже
    Расшевеливаешь пламень уст
    О моя утраченная свежесть,
    Буйство глаз и половодье чувств.

    Я теперь скупее стал в желаньях,
    Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
    Словно я весенней гулкой ранью
    Проскакал на розовом коне.

    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь.
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.

    Последовательно исключаем стихотворения

    Пушкина: обращаем внимание на нехарактерные для Есенина ритмический узор, интонацию, отсутствие рифм; попутно проверяем эрудицию — некоторым удаётся «опознать» автора;

    Рубцова: сразу настораживает строка «На войне отца убила пуля» — стихотворениям Есенина присуща автобиографичность, а подобного факта в его биографии нет;

    «Не жалею, не зову, не плачу. «: отмечаем типичные для Есенина темы и мотивы, образы, но предпочитаем написанные в один период (и соответственно сходные по мировосприятию лирического героя), а потому и более удобные для сопоставления оставшиеся два текста:

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.
    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    С чьей-то ласковости вешней
    Отгрустил я в синей мгле
    О прекрасной, но нездешней,
    Неразгаданной земле.

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх.
    Полюбил я мир и вечность
    Как родительский очаг.

    Все в них благостно и свято,
    Все тревожное светло.
    Плещет рдяный мак заката
    На озерное стекло.

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка:
    Отелившееся небо
    Лижет красного телка.

    Закружилась листва золотая
    В розоватой воде на пруду,
    Словно бабочек легкая стая
    С замираньем летит на звезду.

    Я сегодня влюблен в этот вечер,
    Близок сердцу желтеющий дол.
    Отрок-ветер по самые плечи
    Заголил на березке подол.

    И в душе и в долине прохлада,
    Синий сумрак как стадо овец,
    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть,
    Хорошо бы, как ветками ива,
    Опрокинуться в розовость вод.

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.
    Где ты, где, моя тихая радость —
    Все любя, ничего не желать?

    III. В сильном классе — обмен впечатлениями и наблюдениями по цепочке (возможны попытки сформулировать идею, что облегчит дальнейшие поиски).

    Вероятные варианты ответов:

    Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира.

    Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья.

    Читайте также:  Техническое задание на анализ сточных вод

    Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

    Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям.

    Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту.

    Олицетворение наоборот — образ человека наделяется природными характеристиками — отражает мировоззрение автора.

    Символика цвета

    Метафоры

    V. Обсуждение результатов поиска.

    Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы

    вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

    место

    озеро — замкнутый в себе самом водоём — завершённость, законченность пруд — вода в него втекает, из него вытекает — предполагается движение

    время

    упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней), но море хлеба возможно только летом осень обозначена золотом листвы и желтизной дола, этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы Ветры вместе с грозой — символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию Отрок-ветер по самые плечи

    Заголил на березке подол — символизирует хулиганство, озорство, молодость

    совпадение цветовых определений:

    в синей мгле = синий сумрак, но:

    тревожный, но и радостный, сильный цвет

    В розоватой воде, розовость вод.

    листва золотая, желтеющий дол —

    детски-наивная, простодушная палитра

    Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое

    Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

    галактика была страшна безъязыкостью

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.

    Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

    Плещет рдяный мак заката
    На озерное стекло —

    Вода — твёрдая, закат — жидкий:

    «плохая физика, но какая поэзия!»

    Воображаемое:

    Синий сумрак как стадо овец,

    словно становится реальным:

    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    Мотив покоя, гармонии, просветления, чистоты

    Все тревожное светло —

    оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,

    реальный и мир мечты — прекрасной, но нездешней, неразгаданной земли)

    Где ты, где, моя тихая радость —

    Все любя, ничего не желать?

    мотив тоски по уже утраченному (или ещё не найденному?) состоянию покоя

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза —

    к констатации чудесного преображения лирического героя:

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх —

    к неизбежности поэтического творчества:

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка.

    («Пророк» Пушкина?)

    Кружится опадающая листва, высоко поднимает ветер ветви берёзы, звенит и замолкает бубенец — а лирический герой, влюбленный

    сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца. хочет перестать желать.

    (что-то в этом можно увидеть лермонтовское: «Я б хотел забыться и заснуть. «)

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    лирический герой является объектом по отношению к некоему (природному? божественному?) началу

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть —

    природа олицетворена и является объектом внимания лирического героя

    Я отгрустил
    Полюбил я мир и вечность

    Лирический герой открывает в себе (в своей душе) новое состояние

    Плещет \рдяный\ мак за\ката Хорошо\ бы, на стог \улыба\ясь,
    4-стопный хорей, но первая стопа отчётливо хореическая только в 1-3 стихах 4 строфы и 2 и 4 стихах 5 строфы

    Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напрасно. )

    3-стопный анапест напевный, плавный

    рифма: aBaB — перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм

    VI. Выводы. Запись в тетрадях (в сильном классе — самостоятельно, в слабом — с помощью учителя или сильных учеников).

    Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности — пространства и времени в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба\ Рвется образ с языка. ), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала — враждебный, пугающий, гнетущий, теперь — родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, «оземлённом» виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) — остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, \Мордой месяца сено жевать. ).

    VII. Рефлексия. Подведение итогов.

    VIII. Домашнее задание:

    1. Выбрать 2 стихотворения (1 — Клюева, 1 — Есенина) для сравнительного анализа.
    2. Записать 2-3 вопроса (задания) по этим текстам.
    3. Или: сочинение на тему «Каким я представляю лирического героя стихотворений Есенина».

    источник

    Как часто вы обращали внимание на осень и её красоту? На её нежные ветра, которые холодны, но они будто пытаются отдать всё своё тепло, что у них есть, неся отголоски прошедшего лета? Я уверен, что да. Однако, на это и много другое связанное с этим временем года, обращал внимание один хорошо известный вам поэт. Это был Сергей Александрович Есенин — тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, он был большим и смелым мастером стиха.

    Родился он в селе Константинове, что в Рязанской губернии, в семье обычных крестьян. С самых ранних лет жизни воспитывался дедушкой, который имел большое количество знаний по части религиозных книг. Позже окончил сельское четырёхклассное училище, а после этого закончил церковную школу в Спас-Клепиках. После этого, а именно в 1912 году он приезжает в Москву вместе со своим отцом. Столица дала для него огромное количество возможностей для досуга и развития. Он начал работать в типографии, занимался в кружке имени Сурикова по предмету литературы и музыки, посещал лекции в народном университете Шанявского.

    Первые стихи Есенина начали появляться в журналах через 2 года, а именно в 1914. И уже в 1915 году он знакомится с Блоком, Городецким, Клюевым и другими поэтами, чтобы ознакомиться с их трудами и получить напутствия от более опытных мастеров стихотворного дела. Молодой, озорной, романтичный сельский парень смог получить одобрение почти всей поэтической элиты того времени. В 1916 году выходит его самый ранний сборник — «Радуница». Это был момент в его жизни, когда все его мысли находили максимальную отдачу на бумаге, тем самым показывая пик его развития, как поэта.

    Этот рост замечается и в строках его стихотворения «Закружилась листва золотая», которое входит в программу «Перспектива», а точнее в учебник второго класса по литературе, Л.Ф. Климановой [1]. В нём, он старается отобразить всю красоту жёлтых деревьев и периода дождей. Весь спектр эмоций, которые они могут вызвать в любом из нас. Уже на основе этого мы можем дать жанровую принадлежность стихотворению и это – элегия, так как автор пытается воспеть осень, рассказать о всех её деяниях, о её неповторимости и уникальности. Однако это очень трудно сделать без хорошего образа, так что в качестве литературного направления Есенин выбрал новый для того времени имажинизм. [3]

    Думаю, что все уже поняли, что основная тема стихотворения – осень. Но, как основу он отмечает, некое родство всех явлений этой прекрасной поры со всем остальным, что может происходить в мире. Он расписывает это так, будто всё едино, но отличается подачей. Если мы глянем в самые первые строки, то найдём там слова:

    Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,

    Словно бабочек легкая стая

    С замираньем летит на звезду [2]

    Мы видим попытку Есенина, через сравнение показать, что листья в луже подобны бабочкам, тем самым их олицетворяя и заставляя нас представить эту картину: их полёт, грацию, лёгкость и живость.

    Всё это должно наводить нас на мысль, что не только листья «живые», но и сама осень, и всё чего она касается. Что все это имеет в своей структуре сложную систему, а точнее некую живую сущность, если хотите сознание. Позже, Есенин подтверждает эту идею, обращаясь к осени, как некой личности, однако это будет уже в конце стихотворения и поэтому предлагаю отложить этот момент в сторону. А пока продолжим тему олицетворения, но уже смотря на вторую строфу:

    Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечиЗаголил на березке подол. [2]

    Здесь Есенин старался придать некоторым вещам личностные черты. К примеру, ветер представляется нам пылким юношей, влюблённого в девушку-берёзу. Самое интересно в этом то, что появляется виденье этого момента, как сцены из неизвестного романа или мечтаний из юности, который со временем кажутся только дороже и милее. Кстати, об этом и пишет Сергей Александрович, говоря о своей любви к вечеру и желтеющему долу, хотя естественно видит их не в первый раз. Но это не единственные чувства, которые его наполняют. Это подтверждает следующая строфа:

    И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрет бубенец. [2]

    Тут мы видим то, что даёт нам эта любовь и каковы её плоды. Самое первое, что приходит в голову это – спокойствие, смирение. Об этом нам говорит «прохлада в душе» [2]. Чувство некой безмятежности, которая сопровождается тишиной, перебиваемая изредка бубенцом. Однако и здесь осень показывается живой. Есенин говорит о том, что сумрак, по его мнению, является копией столпившихся овец, которые образуют своеобразное пятно на горизонте. Так же можно выделить особенность самого сумрака, ведь ясно говорится что он синий. Многие скажут, что в этом нет ничего особенного. Однако вспомним, что мы сами очень редко выделяем особенности обыденных, частых для нас явлений. К ним и относится сумрак, ведь его можно заметить на протяжении всего года, а не только осени. И тут становится понятно, что Есенин хотел придать осеннему сумраку некую особенность или окраску, в частности описывается его цвет.

    Теперь мы перейдём к четвертой строфе:

    Я еще никогда бережливоТак не слушал разумную плоть,Хорошо бы, как ветками ива,Опрокинуться в розовость вод.[2]

    В ней описывается не сама осень, как и её явления, а желание или чувство Сергея Александровича стать частью той системы или сознания, о которой мы говорили выше. Это подтверждают строки: «Хорошо бы, как ветками ива, опрокинуться в розовость вод» [2]. Так же это говорит о некоем сравнении со стороны автора, между деревом и им самим. Ему милее быть, как ива, которая в спокойствии спускает свои ветви, нежели быть человеком, живущим в суматохе дней. Это аргументируется тем, что он называет всё, что связанно с осенью «разумной плотью» [2], тем самым утверждая, что природа гораздо мудрее, величественнее человека.

    В заключительной строфе мы видим следующее:

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,Мордой месяца сено жевать. Где ты, где, моя тихая радость,Все любя, ничего не желать?

    Явно говорится опять же о желании уподобиться мудрой природе: «Мордой месяца сено жевать…» [2]. Но с это идёт с дополнением чувства спокойствия: «Хорошо бы, на стог улыбаясь» [2], где стог представляется прообразом некой кровати, которая мягче всего на свете и именно она сможет дать возможность для отдыха. Однако основная мысль строфы не в этом. Все мы знаем, что стога сена – вещи рукотворные. Так что, здесь отражаются воспоминания Есенина о его родных краях, Рязанской степи и ей полях, которые были навеяны тишиной жёлтых деревьев и синего сумрака. В конце он пишет много значительные слова: «Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?» [2]. В них он одновременно обращается как к Осени, так и к былым временам, когда он был моложе и жил в селе Константинове, говоря, что кроме них ему ничего на свете не нужно. К первой он относится, как к некой женщине, что изменила его. Даже ласково называет её: «моя тихая радость» [2]. Так же он обращается и к своей юности, как к самым замечательным дням в его жизни. Но всё эти же строки содержат слова, которые дают этим двум вещам ещё большую ценность: «Где ты…» [2], показывая, что всё на свете конечно и то, что и осень когда-нибудь пройдёт, как и ясные дни в Константинове и станет тёплым воспоминанием. Таким образом Сергей Александрович призывает ценить её пока она есть.

    В заключении хочу сказать, что это стихотворение актуально для нашего времени и будет таковым долгое время. Почему? Ответ прост – оно способно показать, что природа всей своей ненавязчивость и тишиной может пробудить в человеке чувства, мысли, которые покинули его. Для школьника она может показать эстетику и красоту, не только в явных и видимых вещах, а в почти незаметных. В том, что кажется уже почти привычным.

    Список литературы:

    Слово, Серебряный век [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slova.org.ru/esenin/about/ (дата обращения: 27.01.2017)

    Климанова, Л.Ф. Литературное чтение 2 класс, 1 ч.: в 1 ч. Под редакцией И.А. Петровой, Москва: Изд-во Просвящение, 2012 г.-С. 3-153. С. 29.

    Материал из Википедии, Имажинизм [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Имажинизм (дата обращения: 27.01.2017)

    Материал из Википедии, Анапест [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Анапест (дата обращения: 27.01.2017)

    Материал из Википедии, Стихотворный размер [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/стихотворный_размер (дата обращения: 27.01.2017)

    Материал из Википедии, Серебряный век русской поэзии [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/серебряный_век_русской_поэзии (дата обращения: 27.01.2017)

    Закружилась листва золотая

    Читайте также:  Тест полоски для анализа воды

    Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звезду.Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечиЗаголил на березке подол.И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрет бубенец.Я еще никогда бережливоТак не слушал разумную плоть,Хорошо бы, как ветками ива,Опрокинуться в розовость вод.Хорошо бы, на стог улыбаясь,Мордой месяца сено жевать. Где ты, где, моя тихая радость,Все любя, ничего не желать?

    источник

    Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена в своеобразных переживаниях и настроениях, придала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

    В этом плане, на мой взгляд, интересными являются два стихотворения поэта, названные по первым строкам: «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь…» (1925) Эти стихи проникнуты грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе, несмотря на то, что в стихах изображены разные времена года (осень, весна):

    И в душе и в долине прохлада.

    Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутимы в строфах, где человек один среди осеннего или весеннего пейзажа. Даже кажется, что часть строки одного стихотворения плавно перетекают в строки другого, повторяя друг друга:

    Я сегодня влюблен в этот вечер,
    Близок сердцу желтеющий дол.
    и
    …Я с собою на досуге…
    В этот вечер вся жизнь мне мила,
    Как приятная память о друге.

    Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Общая тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этим стихотворениям. «Но того, что прошло, не кляну», — писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А.С.Пушкин: «Что прошло, то будет мило».

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать…
    Где ты, где, моя тихая радость –
    Все любя, ничего не желать?
    и
    Только я в эту цветь, в эту гладь,
    Под тальянку веселого мая,
    Ничего не могу пожелать
    Поэт принимает все, как есть:
    Принимаю – приди и явись,
    Все явись, в чем есть боль и отрада…
    Мир тебе, отшумевшая жизнь.
    Мир тебе, голубая прохлада.

    Интересно и то, что образ сада тоже явился сквозным в этих стихах:

    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.
    и
    Сад полышет, как пенный пожар.

    Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, — синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («синий сумрак», «синий май», «голубая прохлада»).
    Но, в то же время, синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой. Используя различные средства выразительности (эпитеты: «листва золотая», «в розоватой воде», «взбалмошная луна», «липким запахом», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», «хохочет так, чтобы каждый дрожал», «синий сумрак как стадо овец», «как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»; олицетворения: «спит черемуха в белой накидке», «закружилась листва золотая»), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.

    Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны, независимо от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.

    источник

    Цель урока:

  • иметь представление об основных особенностях поэтики Есенина,
  • уметь использовать сравнительный метод для анализа поэтического текста
  • I. Учитель. Дома, используя собственные наблюдения, учебники, другие источники, вы записали в своих тетрадях три, на ваш взгляд, главные особенности творчества Есенина. Прочитаем и обсудим.

    В процессе работы — запись на доске. Например:

    «Песенность» (напевность, народность, мелодичность)

    Мотивы тоски по родине, по деревне как утраченному идеалу

    Диалектическое разрешение трагических противоречий жизни

    Метафоры, построенные на олицетворении образов природы

    «Сквозные» образы: небо, звезды, месяц, вода, заря, ветер, берёза.

    Автобиографичность: «Что касается автобиографических сведений, — они в моих стихах:» (С. Есенин)

    Чтобы проверить на практике сделанные нами выводы, предлагаю выполнить следующее задание.

    II. Из пяти стихотворений (авторы и даты не указаны) необходимо выбрать два текста Есенина для сравнительного анализа. Аргументировать выбор

    Еще дуют холодные ветры
    И наносят утренни морозы,
    Только что на проталинах весенних
    Показались ранние цветочки;

    Как из чудного царства воскового,
    Из душистой келейки медовой
    Вылетела первая пчелка,
    Полетела по ранним цветочкам

    О красной весне поразведать,
    Скоро ль будет гостья дорогая,
    Скоро ли луга позеленеют,
    Скоро ль у кудрявой у березы
    Распустятся клейкие листочки,
    Зацветет черемуха душиста.

    Я люблю, когда шумят березы,
    Когда листья падают с берез.
    Слушаю — и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    Все очнется в памяти невольно,
    Отзовется в сердце и в крови.
    Станет как-то радостно и больно,
    Будто кто-то шепчет о любви.

    Только чаще побеждает проза,
    Словно дунет ветер хмурых дней.
    Ведь шумит такая же береза
    Над могилой матери моей.

    На войне отца убила пуля,
    А у нас в деревне у оград
    С ветром и дождем шумел, как улей,
    Вот такой же желтый листопад.

    Русь моя, люблю твои березы!
    С первых лет я с ними жил и рос.
    Потому и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.

    Ты теперь не так уж будешь биться,
    Сердце, тронутое холодком,
    И страна березового ситца
    Не заманит шляться босиком.

    Дух бродяжий! ты все реже, реже
    Расшевеливаешь пламень уст
    О моя утраченная свежесть,
    Буйство глаз и половодье чувств.

    Я теперь скупее стал в желаньях,
    Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
    Словно я весенней гулкой ранью
    Проскакал на розовом коне.

    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь.
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.

    Последовательно исключаем стихотворения

    Пушкина: обращаем внимание на нехарактерные для Есенина ритмический узор, интонацию, отсутствие рифм; попутно проверяем эрудицию — некоторым удаётся «опознать» автора;

    Рубцова: сразу настораживает строка «На войне отца убила пуля» — стихотворениям Есенина присуща автобиографичность, а подобного факта в его биографии нет;

    «Не жалею, не зову, не плачу. «: отмечаем типичные для Есенина темы и мотивы, образы, но предпочитаем написанные в один период (и соответственно сходные по мировосприятию лирического героя), а потому и более удобные для сопоставления оставшиеся два текста:

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.
    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    С чьей-то ласковости вешней
    Отгрустил я в синей мгле
    О прекрасной, но нездешней,
    Неразгаданной земле.

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх.
    Полюбил я мир и вечность
    Как родительский очаг.

    Все в них благостно и свято,
    Все тревожное светло.
    Плещет рдяный мак заката
    На озерное стекло.

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка:
    Отелившееся небо
    Лижет красного телка.

    Закружилась листва золотая
    В розоватой воде на пруду,
    Словно бабочек легкая стая
    С замираньем летит на звезду.

    Я сегодня влюблен в этот вечер,
    Близок сердцу желтеющий дол.
    Отрок-ветер по самые плечи
    Заголил на березке подол.

    И в душе и в долине прохлада,
    Синий сумрак как стадо овец,
    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть,
    Хорошо бы, как ветками ива,
    Опрокинуться в розовость вод.

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.
    Где ты, где, моя тихая радость —
    Все любя, ничего не желать?

    III. В сильном классе — обмен впечатлениями и наблюдениями по цепочке (возможны попытки сформулировать идею, что облегчит дальнейшие поиски).

    Вероятные варианты ответов:

    Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира.

    Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья.

    Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

    Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям.

    Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту.

    Олицетворение наоборот — образ человека наделяется природными характеристиками — отражает мировоззрение автора.

    Символика цвета

    Метафоры

    V. Обсуждение результатов поиска.

    Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы

    вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

    место

    озеро — замкнутый в себе самом водоём — завершённость, законченность пруд — вода в него втекает, из него вытекает — предполагается движение

    время

    упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней), но море хлеба возможно только летом осень обозначена золотом листвы и желтизной дола, этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы Ветры вместе с грозой — символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию Отрок-ветер по самые плечи

    Заголил на березке подол — символизирует хулиганство, озорство, молодость

    совпадение цветовых определений:

    в синей мгле = синий сумрак, но:

    тревожный, но и радостный, сильный цвет

    В розоватой воде, розовость вод.

    листва золотая, желтеющий дол —

    детски-наивная, простодушная палитра

    Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое

    Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

    галактика была страшна безъязыкостью

    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать.

    Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

    Плещет рдяный мак заката
    На озерное стекло —

    Вода — твёрдая, закат — жидкий:

    «плохая физика, но какая поэзия!»

    Воображаемое:

    Синий сумрак как стадо овец,

    словно становится реальным:

    За калиткою смолкшего сада
    Прозвенит и замрет бубенец.

    Мотив покоя, гармонии, просветления, чистоты

    Все тревожное светло —

    оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,

    реальный и мир мечты — прекрасной, но нездешней, неразгаданной земли)

    Где ты, где, моя тихая радость —

    Все любя, ничего не желать?

    мотив тоски по уже утраченному (или ещё не найденному?) состоянию покоя

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза —

    к констатации чудесного преображения лирического героя:

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):

    Не гнетет немая млечность,
    Не тревожит звездный страх —

    к неизбежности поэтического творчества:

    И невольно в море хлеба
    Рвется образ с языка.

    («Пророк» Пушкина?)

    Кружится опадающая листва, высоко поднимает ветер ветви берёзы, звенит и замолкает бубенец — а лирический герой, влюбленный

    сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца. хочет перестать желать.

    (что-то в этом можно увидеть лермонтовское: «Я б хотел забыться и заснуть. «)

    Кто-то тайный тихим светом
    Напоил мои глаза.

    лирический герой является объектом по отношению к некоему (природному? божественному?) началу

    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть —

    природа олицетворена и является объектом внимания лирического героя

    Я отгрустил
    Полюбил я мир и вечность

    Лирический герой открывает в себе (в своей душе) новое состояние

    Плещет \рдяный\ мак за\ката Хорошо\ бы, на стог \улыба\ясь,
    4-стопный хорей, но первая стопа отчётливо хореическая только в 1-3 стихах 4 строфы и 2 и 4 стихах 5 строфы

    Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напрасно. )

    3-стопный анапест напевный, плавный

    рифма: aBaB — перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм

    VI. Выводы. Запись в тетрадях (в сильном классе — самостоятельно, в слабом — с помощью учителя или сильных учеников).

    Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности — пространства и времени в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба\ Рвется образ с языка. ), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала — враждебный, пугающий, гнетущий, теперь — родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, «оземлённом» виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) — остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, \Мордой месяца сено жевать. ).

    VII. Рефлексия. Подведение итогов.

    VIII. Домашнее задание:

    1. Выбрать 2 стихотворения (1 — Клюева, 1 — Есенина) для сравнительного анализа.
    2. Записать 2-3 вопроса (задания) по этим текстам.
    3. Или: сочинение на тему «Каким я представляю лирического героя стихотворений Есенина».

    источник