Меню Рубрики

Вывод анализа почвы и воды

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Практическая работа « Анализ почвы и воды» химия 8 класс

Тема урока : Анализ почвы и воды.

Тип урока : Практическая работа.

Цели урока : научить выполнять проектную работу

Обучающие: научить правилам и умениям при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие : воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать уверенность в себе, пути решения экологических проблем.

Почва с разных участков земли, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Цель: (выдвигают учащиеся)Исследовать состав почвы и воды

Задачи : (выдвигают учащиеся)1.Узнать из интернета о почве

2.Изучить механический состав почвы

3.Исследовать среду почвенного раствора

4.Изучить кислотность и прозрачность воды

Гипотеза: (выдвигают учащиеся)Почва и природная вода –это смесь веществ. Плодородие почвы зависит от кислотности.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Ответ –результат исследования

1.Состав почвы (презентация-выступления учащихся)

2.Какие бывают почвы (презентация-выступления учащихся)

3.Какие растения на каких почвах растут (презентация-выступления учащихся)

Опыт №1. Механический анализ почвы

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним .

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

1.Теоретические исследования (презентация-выступления учащихся)

Почва – поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

Какие бывают почвы? (презентация-выступления учащихся)

Кислые и щелочные почвы неплодородны

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки)

Какие растения на каких почвах растут? (презентация-выступления учащихся)

предпочитают бархатцы, гайлария, агератум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла , яблоня, морковь, огурцы, капуста, гладиолусы, свекла, лук, чеснок

-Растения, которые требуют слабокислой почвы

розы, примулы, левкои, хризантемы, василек, папоротник

-Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): картофель, томаты, редис, гортензии, вереск, азалии, рододендроны, люпин, малина, ирисы,примулы

-Кислая почва: хвощ полевой, щавель, кислица, голубика

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

Воды на Земле очень много- это океаны, ледники, реки, дожди. Но в то же время очень мало. Почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

Наша задача- исследовать воду, которую мы пьем.

Органолептические: изучение цвета , запаха, прозрачности

Практическая часть-экспериментальная (презентация-выступления учащихся)

Алгоритм проведения опыта:

1. Провести опыт в соответствии с инструктивной картой

5 Результаты записать в таблицу.

6.Рассказать о результатах своего исследования

Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой

2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа

Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя

-Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

-Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

-При работе со свечой пробирку держим не касаясь пламени

-Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

-В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы

-Цель: изучить механическую структуру почвы.

-В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните

-С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы

Вывод: убедились , что почва содержит песок, глину, перегной.

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

-Цель: исследовать среду почвенного раствора

-2)Несколько капель фильтрата поместите на

-предметное стекло и выпарите

-Что наблюдаете на стекле после выпаривания.

Сделайте вывод по результатам наблюдения

Почвенный раствор — это чистое вещество или смесь?

3)Проверьте почвенный раствор с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Вывод: Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли .
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая .

Опыт №3. Определение прозрачности воды

Цель: Исследовать прозрачность воды

Установите цилиндр на бумагу с текстом, приливайте воду до уровня 20см

На какой высоте печатный шрифт становится невидным?

Измерьте высоты столбов воды линейкой

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%.

Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Вывод: Исследуемая вода прозрачна

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды

Цель: Изучить характеристику запаха воды

Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните

Откройте пробку, отметьте характер запаха

Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Вывод: Запаха нет. Интенсивность запаха…(0) баллов.

Вывод : По органолептическим исследованиям вода пригодна для питья.

Вывод по результатам исследования:

Наша гипотеза подтвердилась.

Почва и природная вода –это смеси веществ. Плодородие зависит от кислотности. Плодородная почва –это нейтральная и слабокислая.

Сажать растения, изучив кислотность почвы.

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки), золы

Картофель дает хороший урожай при рН =5,0-5,5

(индикаторная бумага желтая)

Почва нашего огорода имеет рН=

Почву надо (не надо) известковать .

источник

11. Пробоотбор и подготовка образцов к химическому анализу.

Для проведения физико-химического анализа вначале проводят пробоотбор, используя метод конверта (см.ниже). Почва изымалась с глубины 10 см, по 800-900 мг каждого образца.

Пробы нужно взять на разных территориях (мин.5):

Затем почва высушивается и измельчается, из нее удаляются посторонние примеси и частицы при помощи набора сит с отверстиями разного диаметра от 5 до 1 мм и сокращении массы до 500 г. Для сокращения пробы использовали метод квартования: Измельченный материал тщательно перемешать и рассыпать ровным тонким слоем в виде квадрата, разделили его на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывали, а два оставшихся снова смешивали, после многократных повторений оставшуюся пробу высушили до воздушного состояния для получения водных вытяжек .

2. 2. Приготовление водной вытяжки .

Для приготовления водной вытяжки достаточно 20 г воздушно – сухой просеянной почвы. Почву помещали в колбу на 100 мл, добавляли 50 мл дистиллированной воды и взбалтывали в течение 5-10 минут, а затем фильтровали.

3. 3. Определение актуальной кислотности почвы .

Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов. В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 до 10. Чаще всего кислотность почвы не выходит за пределы 4-8. Связь между кислотностью почвы и величиной рН приведена в табл. 3.

Зависимость кислотности почвы от рН

Актуальная (активная) кислотность — кислотность почвенного раствора. Этот вид кислотности оказывает непосредственное влияние на корни растений и почвенные организмы.

Читайте также:  Проба для анализа воды минск

Актуальную кислотность определяют в водной почвенной вытяжке. Для этого необходимо поместить в пробирку или колбу 2 г почвы, добавить 10 мл. дистиллированной воды; полученную суспензию 1: 5 хорошо встряхнуть и дать отстоять осадку; в надосадочную жидкость внести полоску индикаторной бумаги и, сравнить её цвет с цветной таблицей, сделать вывод о величине pH почвы.

По величине кислотности почвы можно предсказать наличие тех или иных микроэлементов в почве, а также оценить их подвижность (табл.5). Наиболее подвижные катионы аккумулируются в тканях растений.

Подвижность микроэлементов в зависимости от кислотности почвы

ПН – практически неподвижные; СП – слабоподвижные; П — подвижные

4. 4. Качественное определение химических элементов в почве.

Карбонат-ионы . Небольшое количество почвы помещают в фарфоровую чашку и приливают пипеткой несколько капель 10%-го раствора соляной кислоты. Образующийся по реакции оксид углерода ( IV ) CO 2 выделяется в виде пузырьков (почва «шипит»). По интенсивности их выделения судят о более или менее значительном содержании карбонатов.

Сульфат-ионы . К 5 мл фильтрата добавить несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20%-го раствора хлорида бария. Если образующийся сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка, это говорит о присутствии сульфатов в количестве нескольких десятых процента и более. Помутнение раствора также указывает на содержание сульфатов – сотые доли процента. Слабое помутнение, заметное лиши на черном фоне, бывает при незначительном содержании сульфатов – тысячные доли процента.

Нитрат-ионы. К 5 мл фильтрата по каплям прибавляют раствор дифениламина в серной кислоте. При наличие нитратов и нитритов раствор окрашивается в синий цвет.

Железо ( II и III ). В две пробирки внести по 3мл вытяжки. В первую пробирку прилить несколько капель раствора красной кровяной соли K 3 [ Fe ( CN ) 6 )], во вторую – несколько капель 10%-го раствора роданида калия KSCN . Появившееся синее окрашивание в первой пробирке и красное во второй свидетельствует о наличии в почве соединений железа ( II ) и железа ( III ). По интенсивности окрашивания можно судить об их количестве.

Алюминий. К 5 мл почвенной вытяжки прибавляют по каплям 3%-ный раствор фторида натрия до появления осадка. Чем быстрее выпадает осадок, тем больше алюминия содержится в почве.

Результаты химического анализа почвенной вытяжки(пример)

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник

Проект дизайна собственного загородного участка должен начинаться с анализа территории. Одним из первых этапов при его проведении является оценка почвенного плодородия и состава почвы. В своей книге «Красивые сады. Секреты ландшафтных дизайнеров» кандидат биологических наук, практикующий садовый мастер и консультант по вопросам почвенной экологии и почвенного плодородия Андрей Лысиков рассказывает о том, как эту оценку провести самостоятельно.


А вы знаете, какая почва на вашем участке?

Для начала надо отметить, сохранился ли почвенный покров: бывает, что после строительства значительная часть площади земельного надела занята глиной из котлована, строительным мусором, кучами песка и застывшего бетона. Это следует взять на заметку, чтобы потом рассчитать реальный объем земляных работ.

Следующий этап – постараться оценить почвенное плодородие участка. Даже если вы совсем не разбираетесь в почвах, большую помощь может оказать характер окружающей растительности. Приглядитесь к деревьям на участке или в близлежащем лесу: сосна обычно предпочитает легкие почвы, песчаные или супесчаные; ель поселяется на более тяжелых, суглинистых и глинистых почвах; ольха и ива распространены обычно вблизи рек и ручьев, часто – на переувлажненных почвах с близкими грунтовыми водами; липа, клен и дуб как довольно требовательные породы хорошо растут на богатых, достаточно увлажненных почвах.


Липа — довольно требовательная порода и растет обычно на богатых почвах

Многое может сказать о почве и состав травянистой растительности. Известно, что на кислом субстрате чаще обычного встречаются лютик, щавелек, хвощ, кислица и подорожник.


Хвощ предпочитает кислый субстрат

Показателями слабокислой и нейтральной реакции почвы служат пырей и многие луговые злаки, вьюнок, мать-и-мачеха, копытень и гравилат.

На богатые, гумусированные почвы с высоким содержанием азота указывают крапива, сныть, медуница, недотрога и ясменник.


Медуница встречается на богатых, гумусированных почвах

Индикаторами заболоченной почвы могут служить сфагновые мхи, осоки, ситник, рогоз, часто именуемый в народе камышом, и цветущая весной желтыми цветками калужница.


Ситник и рогоз — это растения-индикаторы заболоченной почвы

Важнейшим показателем почвы наряду с кислотностью, содержанием азота и других элементов питания является ее механический состав, отражающий содержание в почве частиц разных фракций: песка, глины и ила.

Многие садоводы знают, что механический состав можно ориентировочно определить, скатывая тонкую колбаску из увлажненной почвы. Если она, не трескаясь, сворачивается в колечко, то почва глинистая, если сильно растрескивается – средний суглинок, если не свертывается в кольцо – супесь, а если почва рассыпается, даже не успев скататься в колбаску, то это самая легкая, песчаная почва.


Определить механический состав почвы можно самостоятельно, скатав тонкую колбаску из увлажненного грунта

От того, какой по механическому составу окажется почва, часто зависит очень многое: дренированность участка, уровень грунтовых вод и наличие верховодки, запас в почве питательных элементов и ее плодородие, объем завозимого растительного грунта и сложность мелиоративных работ, перечень растений, которые удастся вырастить на участке, и многое другое. Это действительно важно, поэтому для получения информации по особенностям почвенного покрова на участке целесообразно отдать образцы почвы на анализ в агрохимическую лабораторию и получить грамотную консультацию.

Подробнее о том, как определить состав и реакцию почвы читайте в статье Как узнать тип почвы, и зачем это нужно.

Необходимость планирования дренажных работ на участке оценивается по уровню стояния почвенно-грунтовых вод. Для его приближенной оценки в почве выкапывают яму глубиной около 1 м. Если в летний недождливый период в этой яме, хотя бы и на дне, застаивается вода, дренаж придется проводить, иначе многие садовые радости (например, плодовый сад) станут недоступными.

Читайте также:  Проба воды на анализ аквафор


Для приближенной оценки уровня грунтовых вод выкапывают яму глубиной около 1 м

Из книги Андрея Лысикова «Красивые сады. Секреты ландшафтных дизайнеров», которую можно приобрести в официальном магазине издательства, вы также узнаете о том, как самостоятельно составить проект своего участка, как оформить его границы и главные зоны, как подготовить почву к посадкам и много другой полезной информации о создании декоративного сада.

источник

Анализ почвы в домашних условиях
Кислотность.

Чтобы получать высокие урожаи и эффективнее использовать удоорения, каждый садовод должен знать, какая почва у него на участке. Нейтрализация кислых почв (известкование) зачастую бывает просто необходима. Как известно, почвы бывают сильнокислыми (рН 3—4), кислыми (рН 4—5), слабокислыми (рН 5—6), нейтральными (рН 7), щелочными (рН 7—8) и сильнощелочными (рН 8—9).

Большинство плодово-ягодных, овощных и других культур предпочитает почвы от слабокислых до нейтральных (рН 5,5—7), а некоторорые (арония, облепиха, черная смородина) — нейтральные.

Приближенно о реакции почв можно судить по произрастающим сорнякам, но на садовых участках с ними ведется непрерывная борьба, поэтому такой фактор трудно использовать практически.

На своем участке для определения кислотности почвы вы можете использовать универсальную индикаторную бумагу (ТУ 16—99 —1181 — 71), применяемую в химических лабораториях для определения реакций различных растворов. Продают ее в магазинах «Химреактивы».

Это набор из 60 или 75 фильтровальных полосок светло-оранжевого цвета, пропитанных смесью индикаторов, которые при разных значениях рН принимают ту или иную окраску. Длина полосок 5 см, ширина 1 см, срок годности 5 лет. К бумаге прилагается цветная стандартная шкала с десятью разноцветными полосками, над каждой из которых указана величина рН. Точность измерения универсальной индикаторной бумаги — до одной единицы рН.

Почву для анализа нужно брать в разных местах и на разной глубине. Реакцию почвенного раствора нужно определять в водной вытяжке. Для этого в стеклянную или пластмассовую баночку налить воды. Уложить почву в чистую тряпочку, завязать ее и опустить в воду. Вода при этом не мутнеет. (На одну по объему часть почвы взять 4—5 частей воды.)

Через 5 минут сухую полоску индикаторной бумаги погрузить в почвенный раствор на 2—3 сек или нанести на нее каплю этого раствора. Затем бумагу вынуть и сразу же сравнить приобретенный ею цвет со шкалой. Получите значение рН почвенного раствора.

Если почва кислая, нужно внести золу или известь, мел или порошкообразный строительный цемент. Излишнюю щелочность можно уменьшать, добавляя земли с нейтральной или кислой реакцией, и все тщательно перемешать.

На участках с близким стоянием грунтовых вод анализ почвы можно проводить сразу на месте. Для этого после дождя в небольшую лунку с отстоявшейся водой достаточно опустить полоску универсальной индикаторной бумаги и определить рН. Для более точного определения реакции почвы можно использовать индикаторную бумагу «рифан». Это также фильтровальная бумага длиной 8 и шириной 1 см с нанесенными поперек цветными полосками разной окраски. На каждой цветной полоске указана величина рН с узким интервалом, например: 5,8; 6,2; 6,6; 7,0; 7,4.

Для определения рН сухую бумагу «рифан» опустить в почвенный раствор так, чтобы все цветные полоски оказались в воде, а затем сравнить ее с цветной шкалой на бумаге, имеющей цифровые обозначения рН. Одинаковая окраска индикаторной полоски с одной из полосок шкалы и укажет на величину рН. При определении реакции почвы вначале можно использовать универсальную индикаторную бумагу, а потом для уточнения величины рН — бумагу «рифан».

Анализ можно проводить и с помощью кислотно-щелочных двухцветных индикаторных бумаг: красной лакмусовой (переход окраски индикатора от красного цвета до синего), синей лакмусовой (переход окраски от красного цвета дд| синего) и нейтральной лакмусовой (до рН 5 — красный цвет, более 8 — синий).

Красная лакмусовая бумага в сильнощелочном растворе становится синей, не изменяя своей окраски в сильнокислом растворе (в интервале рН от 4 до 6,4 — цвет переходный).

Синяя лакмусовая бумага в кислом и сильнокислом растворах становится красной, не изменяя окраски в сильнощелочном растворе (в интервале рН от 5 до 8 — цвет переходный). При нейтральной реакции она приобретает фиолетово-сиреневую окраску.

Нейтральная лакмусовая бумага в сильнокислом растворе (рН до 5) становится красной, в сильнощелочном (рН более 8) — синей.

В отличие от красной и синей лакмусовых бумаг нейтральная лакмусовая бумага в интервале рН от 5 до 8 краску не меняет.

Таким образом, для приближенного определения реакции почвы можно использовать кислотно-щелочные двухцветные бумаги, для более точного — универсальную «рифан» и другие индикаторные бумаги с узкими интервалами рН.

Микробиологический анализ — нет ничего проще!

Многие, наверное, знают, что плодородие почвы определяется не только минеральным составом, но и теми гумусообразующими организмами, которые превращают органику и минеральные вещества в ту форму, которую могут воспринять растения. Общеизвестна роль обыкновенных червей, которые перерабатывают органические остатки в гумус. Но не все знают о том, что наряду с ними в почве живут миллионы микроорганизмов, которые превращают органические остатки в гумусный слой. Невидимые микроорганизмы, бактерии и грибки, постоянно перерабатывая органику, обеспечивают растения питанием на 57 процентов.

Видов таких микроорганизмов — превеликое множество. Есть среди них и агрономически полезные, которые связывают азот, фосфор, калий, микроэлементы, а есть и вредные в основном, это грибки, которые поражают растения. Особенность поражения микроорганизмами такова, что проявляются заболевания растений не сразу, да и не видны подчас, поэтому урожай бывает потерян уже после сбора.

Каждому, конечно, хотелось бы знать, какие микроорганизмы живут именно на его участке, и не получится ли так, что весь урожай будет поражен каким-нибудь вредным грибком. Проведение микробиологических тестов в лабораториях — дело долгое и весьма дорогостоящее.

Простые способы узнать микробиологический состав почвы в домашних условиях.

Методика очень проста. Готовятся полоски чистой ткани или фильтровальной бумаги, или же куски отработанной фотопленки или фотобумаги размером 5×15см. Затем ставятся полоски в почву в верхний слой в 3-4 местах. Это делается так: загоняем вертикально лопату в грунт, не вынимая, отодвигаем слой, закладываем листок к твердой стороне, осторожно вынимаем лопату. Слегка трамбуем прорез. Оставляем эту бумагу или ткань в почве на три месяца. Затем осторожно извлекаем пробы, очищаем от почвы и по характеру колоний микроорганизмов, разрушающих клетчатку, то есть тех, которые выросли на пробной ткани или бумаге и загрязнили её некоторыми фитопатогенами, определяем состояние почвы.

Как правило, фитопатогенные грибы образуют колонии чёрной, серой, фиолетово-малиновой окраски и распространяются по всей поверхности пробы. Если есть черные, сажистые колонии грибка стахиботриса, который поражает все луковые, чеснок, кукурузу, соломку злаковых, значит, надо на участке сменить севооборот. Этот грибок образует супермикотоксин, который в очень малой дозе, равной одной миллионной доле миллиграмма на килограмм массы, вызывает отравление (стахиботриотоксикоз) у лошадей, крупного рогатого скота и человека. Проявляется отёчностью нижней части головы, появлением трещин на губах и тягучего слюнотечения. Для сравнения, токсичность пестицидов (даже самых опасных, вызывающих летальный исход), составляет 5-40 мг/кг веса. Следует помнить, что токсин этого гриба не разрушается при высокой температуре, химической и механической обработке.

Если же на поверхности бумаги или ткани разовьются фиолетово-малиновые колонии, то они принадлежат грибку фузариуму. Токсическое действие на человека микотоксинов этого гриба было известно еще в 1943 году. При использовании зерна, хранившегося при низких температурах, но зараженного этим грибком, возникал эффект «пьяного хлеба». Действие его токсинов сходно с действием алкоголя. Фузариум вызывает корневые гнили многих культурных растений, у плодовых — опадание и усыхание листьев.

Если на поверхности ткани или бумаги разовьются серые круглые или округлые колонии, то они принадлежат грибку альтернария, вызывающему болезнь у многих растений. Он образует коричневые пятна на поверхности плодов, чем снижает товарный вид продукции.

Если поверхность ткани или бумаги желтая, зеленая или розовая, то это свидетельствует о хорошем развитии микобактерий и здоровом состоянии почвы.

Только не надо думать, что все микроскопические грибы вредны. Они встречаются повсеместно. Общее число видов микроскопических грибов в почвах — от 160 до 300, из них токсигенных только около 50 процентов. А теперь попробуем определить содержание нитратов. Об этом можно судить, прежде всего, по развитию микроорганизмов на фильтровальной бумаге, помещенной в почву. Если надо определить, много ли нитратов в моркови или огурце, то в междурядье этих культур поставьте в верхний слой пластинку с фильтровальной бумагой и оставьте её на семь дней. Затем извлеките, отряхните с неё почву и осмотрите.

Если на фильтре одна-две колонии гриба хетомиум в виде серо-зелёных выпуклых точек (это органы плодоношения гриба), значит, почва нормально обеспечена нитратным азотом, в продукции не будет большого накопления нитратов. В этом случае мы имеем дело с экологически безопасной продукцией.

Если же колонии гриба разбросаны по всему фильтру, то почва содержит очень много нитратов и вся продукция на этом участке сильно загрязнена и непригодна для использования. Такую продукцию необходимо обязательно вымачивать перед едой не менее одного часа. Этот же грибок образует плодовые тела и на покровных листьях капусты, т.е. его можно использовать и для определения нитратного загрязнения капусты.

О микробиологических методах определения потребности почвы в удобрениях.

Для определения потребности почвы в азотных удобрениях необходимо взять отработанные фотоплёнку, рентгеноплёнку или фотобумагу.

Поставить полоски в почву в верхний слой в трех-четырех местах под лопату вертикально, плотно прижав к стенке почвы. Оставить на пять дней. Затем извлечь, окунуть раза три в ведро с водой. Если с плёнки всё смылось, и она стала прозрачной, значит, почвенные микроорганизмы высокоактивны. На поверхности плёнки находится слой желатина, а это белок. При разложении его микроорганизмами образуется аммиак. При его взаимодействии с другими соединениями почвы образуются доступные растениям аммонийные формы азота. И там, где желатин на плёнке полностью разложился, пленка обесцветилась, нет необходимости во внесении азотных удобрений. Если же совсем не обесцветилась и осталась чёрной, то нужно внести полную дозу азотных, примерно одну столовую ложку на квадратный метр, Если обесцвечивание частичное, нужно внести дозу азотных удобрений соответственно степени разложения: 70-50-30 процентов.

Чтобы определить потребность почвы в фосфорных удобрениях, нужно поставить пластинку с белой хлопчатобумажной тканью или фильтровальной бумагой. Делать это так же, как мы описали выше. Не забудьте плотно прижать ткань или фильтр к почвенному разрезу. Оставить ткань в почве на 30 дней. Затем извлечь, очистить от почвы и посмотреть степень разложения. Если рядом стоявшая пять дней плёнка обесцветилась, а ткань или фильтровальная бумага разложились на 75-100 процентов, то почва не нуждается ни в азотных, ни в фосфорных удобрениях.

Набор для самостоятельного анализа почвы

Вариант для ленивых — наборы Luster Leaf позволяют быстро оценить качество почвы в домашних условиях.

Luster Leaf предлагает наборы для определения содержания азота, фосфора и калия, а также для оценки pH. Чтобы проверить уровень pH, руководствуясь отметками на контейнере, насыпьте почву и залейте водой. Затем вскройте капсулу, высыпьте содержимое в пузырек и встряхните его. Теперь остается только сравнить цвет содержимого со шкалой, нанесенной на контейнер.

Проверка содержания азота, фосфора и калия немного сложнее. Для этого смешайте одну часть грунта с пятью частями воды, взболтайте и оставьте, чтобы выпал осадок. Затем возьмите пипетку и наполните контейнер, вскройте капсулу, высыпьте содержимое в пузырек и снова взболтайте. Сравните цвет жидкости со шкалой на контейнере. С наборами поставляется подробная инструкция, пользоваться которой предпочтительнее, чем кратким описанием, приведенным в данной статье.

источник

Выбор почвенных образцов в природных условиях и их подго­товка к лабораторному исследованию являются основным вопро­сом методики, от которого зависит результат всех последующих определений. Необходимо правильно наметить места для отбора проб почвы, которые позволили бы выявить участки, подвергаю­щиеся наибольшему загрязнению и, наоборот, благополучные по своему санитарному состоянию. Для этого один или несколько уча­стков выбирают вблизи имеющихся источников загрязнения, а дру­гой — в месте отдаленном от них. Глубину отбора проб почвы опре­деляют в зависимости от характера почвы, задачи и вида лабора­торного исследования.

Для определения механического и химического состава почвы отбор проб производят в 3- 5 точках по диагонали с участка площадью 25 кв.м. с глубины 0,25 м, а при необходимости — с глу­бины 0,75 — 1 м и ] ,75 — 2 м. Пробы берут буром или лопатой, тща­тельно перемешивают и из проб, взятых с каждого горизонта, со­ставляют единую для него среднюю пробу весом около 1 кг, кото­рую помещают в банку с пробкой, ставят номер на этикетке и от­сылают в лабораторию с сопроводительным документом и указани­ем места и времени взятия пробы, глубины, метеорологических особенностей в момент взятия пробы и того, что следует опреде­лить в почве.

В лаборатории почвы взвешивают, перемешивают, просеивают и, в зависимости от цели исследования, подвергают анализу в нату­ральном виде или в воздушно-сухом состоянии, для чего почву вы­сушивают на воздухе при комнатной температуре с последующим дополнительным просеиванием через сито с отверстиями диамет­ром 1 мм. К анализу натуральной свежевзятой почвы приступают как можно скорее, так как в силу продолжающихся биохимических процессов в почве могут произойти существенные измене­ния. При невозможности исследования почвы в тот же день, можно хранить ее несколько дней в холодильнике или же добавить кон­сервирующие вещества.

Читайте также:  Проба воды для химического анализа

Для бактериологического анализа пробы почвы в количест­ве 200-300 г берут стерильными инструментами также в 3-5 точках участка площадью 25 кв.м, помещают в стерильные банки и со­ставляют из них среднюю пробу. Пробы берут с глубины, на кото­рой предполагается бактериальное загрязнение. В населенных пунктах рекомендуется исследовать прежде всего поверхностные слои почвы до глубины 20 см. С участков полей орошения пробы отбирают на глубине 20 см. При изучении влияний загрязнений почвы на подземные воды и открытые водоемы следует отбирать пробы на глубине 0,75 — 2 м. В последнем случае для этого пользу­ются буром Некрасова, а при отсутствии его вырывают яму и с ка­ждой ее стороны отбирают пробы стерильной лопаточкой или но­жом. При контроле за обеззараживанием хозяйственно-бытовых отбросов почвенным методом пробы почвы отбирают с глубины 25,100 и 150 см в зависимости от физических свойств почвы. Сте­рилизация инструментов для взятия проб почвы производится на каждом новом участке путем обмывания водой, обтирания спиртом и под конец обжигания.

Банки с пробами почвы закрывают ватными пробками, обвер­тывают бумагой и перевязывают. Банку номеруют, записывают не­обходимые данные ( температура воздуха и почвы и др.) и немед­ленно направляют в лабораторию. При отсутствии банок можно переносить пробы почвы в стерильных полиэтиленовых пакетах или в стерильной пергаментной бумаге. В лаборатории почву вы­сыпают на простерилизованную в сушильном шкафу бумагу, осво­бождают от корней, щебня, стекла и т.д., крупные комки почвы разминают, тщательно перемешивают и отсюда берут навеску поч­вы для исследования. Если по доставлении проб в лабораторию нельзя приступить к бактериологическому исследованию, допуска­ется хранение их в холодильнике при 1-5гр.С не более 18 часов, так как с течением времени происходят изменения в составе микро­флоры.

Для санитарно-вирусологического анализа в первую очередь отбирают образцы пахотного слоя, так как в природных условиях энтеровирусы адсорбируются главным образом верхними слоями почвы. По Г.А. Багдасарьян, пробы берут раздельно с гряд и борозд с глубины 0-20см, для выяснения же проникновения энтеровирусов в глубь почвы — на глубине 50 и 100 см. Методика отбора проб аналогична применяемой при взятии проб для бактериологического исследования; следовательно, можно использовать одни и те же пробы почвы для того и другого анализа.

Первичную обработку проб следует Производить В день взятия пробы сразу по доставлении в лабораторию. Допускается произ­водство анализа на другой день, не позднее чем срез 24 часа, при условии хранения проб в холодильнике при А гр.С. Более длитель­ное хранение влечет за собой падение титра энтеровирусов и воз­можность их выделения уменьшается.

Для гельминтологического анализа пробы почвы отбирают отдельно с поверхности и с глубины 2-10 см, так как в зависимо­сти от глубины яйца гельминтов выживают в течение различных сроков. С каждого участка площадью 50 кв.м. берут не менее 10 проб весом примерно по 100 гр в разных местах по диагонали и из них составляют средние пробы весом около 1 кг отдельно для каж­дого горизонта.

Пробы почвы с поверхностных слоев отбирают металлическим шпателем, столовой ложкой или совочком, а с глубины — буром или лопатой. Пробы отбирают и транспортируют в стеклянных банках с пробкой или в целлофановых пакетах, снабжая тару этикеткой и отмечая, как обычно, время и место взятия пробы, внешние условия и т.п. По доставлении в лабораторию, пробы почвы, если они нахо­дились не в стеклянных банках, пересыпают в таковые, тщательно перемешивают и удаляют крупные частицы. Анализ производят в течении ближайших дней; если же это невозможно, то взятые про­бы заливают 3 % раствором формалина на физиологическом рас­творе или 3 % раствором соляной кислоты и хранят в открытых банках при температуре 18-24 гр.С, часто перемешивая для улуч­шения аэрации. При подсыхании почвы подливают чистую воду.

Для радиометрического анализа отбор проб почвы произво­дится в соответствии с поставленной задачей. Для определения радиоактивного загрязнения почвы в данном районе выбирают несколько участков площадью примерно 50 кв.м. и в се­редине каждого из них на площади около 1 кв.м. удаляют травяной покров и вырезают почву на пробу в виде куска размером 10×10см, толщиной 5 см. Пробу упаковывают в клеенчатый или пластиковый материал и направляют в лабораторию с указанием места взятия пробы, даты и т.д. Растительность берут в количестве около 75 г и упаковывают отдельно.

Для химического анализа почвы применяется «Методика выполнения измерений массовой концентрации ртути в пробах почв методом беспламенной атомной абсорбции с термическим разложением проб» ПНД Ф 16.1.1-96. При этом устанавливается методика выполнения измерений массовой концентрации ртути в пробах почв атомно-абсорбционным анализом (метод беспламенной атомной абсорбции.)

Для оценки механического состава почвы используется сито Кноппа состоящие из набора отдельных сит с отверстиями различного размера – от 0,25мм до 10мм. Каждому размеру отверстий соответствует определенный размер сита. Навеска отобранной почвы (200-300гр.) пропускается через сита Кноппа, в результате чего на отдельных ситах остаются частицы разного размера. Взвесив содержимое каждого сита и определив их процентный состав по отношению к навеске всей пробы ориентировочно оценивают ее механический состав.

Согласно классификации Н.Качинского частицы, задерживающиеся на том или ином сите относят к определенному типу почвы:

На ситах с отверстиями 3-10мм — камни и гравий;

На ситах с отверстиями 1-3мм — крупный песок;

На ситах с отверстиями 1-0,25мм — средний песок;

источник

Каждый владелец приусадебного участка или дачного огорода знает о том, что от здорового грунта и качества почвы зависит не только урожайность посевов, но и здоровье домашних животных, чистота воздуха, благоухание грядок и садовых насаждений. Сегодня нередко наблюдается следующая тенденция: растения и культурные посевы не приживаются и не плодоносят, несмотря на тщательное соблюдение всех правил и использование удобрений.

С чем это может быть связано?

Для начала стоит сказать, что на качество и здоровье насаждений на участке влияют климатические условия и погодные процессы. Если дачный или приусадебный участок расположен в слишком влажной или слишком засушливой зоне, ожидать качественного урожая от растений, не приспособленных к данной среде не стоит. Однако главной причиной ухудшения состояния грунта на частных участках является загрязнение и отравление почвы, изменение ее химического состава, из-за которого она перестает быть пригодным местом для произрастания растений и здорового урожая.

В случае неурожая на дачном участке или ухудшения здоровья растений в саду не спешите покупать и использовать химические добавки, пестициды или удобрения. Все эти вещества содержат химические элементы, которые смогут помочь вашим растениям и грунту только на время. В дальнейшем химические элементы впитываются в почву, насыщают воду и могут только усугубить состояние грунта.


При обнаружении признаков загрязнения почву нужно отдать на экспертизу и микробиологическое исследование почвы, которые позволят обнаружить причину проблемы и найти наиболее пригодное ее решение.

Стоит отметить, что санитарно-микробиологическое исследование почвы полезно и необходимо не только для владельцев приусадебных или дачных участков, но и для тех людей, которые планируют покупать участок для будущей застройки. От плодородности, правильной структуры и здоровья грунта зависит не только здоровье и благополучие зеленых насаждений, но и качество и прочность постройки.


Исследование состава почвы на участке позволит узнать о возможных проседаниях почвы, определить наличие в грунте вредоносных для здоровья человека химических веществ и элементов и предупредить развитие опасных заболеваний, возникающих из-за токсичных испарений из грунта.

Помимо бытовых потребностей в лабораторном исследовании почвы, каждый застройщик территории обязан провести отбор проб почвы для лабораторного анализа по регламентированным нормам и удостовериться в ее безопасности для дальнейшего проживания на ней. В грунте может содержаться определенное количество радиоактивных веществ или токсичных элементов, которые при постоянном контакте с человеком приводят к проблемам со здоровьем, ухудшению работоспособности и возможности производить здоровое потомство.

Причин загрязнения и заражения грунта может быть несколько. Каждая из них связана с усиленной деятельностью человека, стремлениями использовать максимальное количество природных ресурсов, не думая о восстановлении и реабилитации источника этих ресурсов. Среди причин:

  • Промышленное загрязнение грунта. Развитие промышленной деятельности человека приводит к скапливанию на поверхности почвы большого количества отходов производства, которые не разлагаются естественным путем и делают почву непригодной для дальнейшего использования.
  • Развитие сельскохозяйственной сферы и использование химикатов. В сельском хозяйстве сегодня используется большое количество химических удобрений и пестицидов, которые способствуют более быстрому и качественному урожаю насаждений. Однако подобные химические удобрение не являются полезными для грунта и не перерабатываются в нем. Вредоносные химикаты впитываются в подземные воды, насыщают растения и становятся причиной отравления грунта, развития в организме человека большого количества новых хронических заболеваний, мутаций и нарушений.
  • Увеличение объемов производства машин и количества нефтеперерабатывающих заводов. Большое количество автомагистралей и увеличение числа автомобилей уже привело к скапливанию в воздухе тяжелых металлов, химических веществ, нефтепродуктов. В свою очередь все эти явления в дальнейшем провоцируют кислотные дожди, оседают на растениях и грунте, вызывают заражение и загрязнение почвы. Загрязненный грунт может изменить свои морфологические характеристики, структуру, состав, потерять часть полезных минералов и больше не иметь способности производить достаточное количество питательных веществ для растений.

Все эти и многие другие факторы могут повлиять на качество и здоровье грунта на приусадебном или дачном участке. При этом независимо от количества времени, потраченного на контакт с больной почвой, ее вредоносное влияние на организм человека колоссальное. Видоизмененные химические вещества и токсичные материалы, как показывают многие санитарно-бактериологическое исследование почвы, даже после единоразового попадания в организм могут провоцировать развитие опасных болезней, мутации и хронические недуги.

Прежде всего, стоит сказать, что анализ почвы на плодородие проводится исходя из первоначально поставленных целей и ожидаемых результативных показателей. Каждое исследование почвы приводит к тому, что эксперты определяют его пригодность или опасность для дальнейшего проживания на нем или использования в сельскохозяйственных целях.

Выделяют следующие методы анализа почвы:

1. Механический анализ почвы. Этот метод исследования почвы эксперты часто могут называть гранулометрическим, поскольку он производится путем отсева и отбора отдельных гранул и микроэлементов грунта, которые в дальнейшем взвешиваются, подсчитываются и анализируются. На основе этого метода можно проверить, сколько в грунте содержится полезных металлов, минералов и микроэлементов, и проанализировать их соотношение с содержащимися в почве ядами и химикатами. Механический анализ грунта позволяет узнать характеристики почвы и определить ее вид.
2. Химический анализ почвы. Химический анализ нужен для более глубокого анализа и проверки грунта. Он позволяет установить не только вид и основные составляющие элементы, но и многие другие морфологические и химические особенности: химический состав почвы, ее поглотительная способность, кислотность, наличие в почве химически активных веществ и ядов, влияние удобрений на характеристики и структуру грунта. Методов проведения химического анализа почвы может быть несколько. Все зависит от поставленной цели и основных параметров проверки. Химический анализ может быть фотометрическим, хроматографическим, гравиметрическим. Чаще всего анализ почвы данным методом производится в том случае, если грунт решают перевести из одной подкатегории в другую (№ 172-ФЗ от 12.12.2004 г. «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую»).

Оставьте свой телефон и наши специалисты проконсультируют вас
по проведению анализа почвы

3. Агрохимический анализ почвы. Этот анализ имеет много общего с химической проверкой почвы. Однако агрохимические методы исследования почв в данном случае ставят перед собой цель выяснить пригодность грунта для агрокультурных действий и обнаружить наличие в почве потенциально вредоносных веществ и минералов, которые могут препятствовать сельскохозяйственным процессам.
4. Минералогический анализ грунта. Данный анализ проводят для того, чтобы обнаружить в почве наличие минералов первичного и вторичного типа, из которых состоит общая масса грунта. Существует несколько составных частей грунта: илистая часть, коллоидная часть и глинистая. Минералогический анализ почвы в домашних условиях позволяет проанализировать соотношения между этими составляющими частями и понять насколько проверяемый участок пригоден для поставленных целей, будь то сельскохозяйственная деятельность или застройка площади. Составные части грунта могут влиять на его структуру, выветриваемость, способность впитывать влагу и химические вещества из атмосферы, что в дальнейшем может повлиять на процесс выращивания растений или качество застройки.
5. Радиологическое исследования грунта. Наиболее важная проверка почвы на пригодность, поскольку она позволяет обнаружить в почве наличие радиоактивных веществ и элементов, которые при контакте с человеческим организмом могут вызывать развитие многих злокачественных и хронических заболеваний. Здания и участки, которые находятся неподалеку от АЭС или заводов, которые используют радиоактивные вещества, подлежат обязательной регулярной проверке и аналитической работе. Все проверки почвы данного типа проводят согласно регламентированным нормам НРБ-99.

источник