Меню Рубрики

Вода с закрытыми глазами юрий коваль анализ

К онспект урока

Литературное чтение 3 класс

Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Предметные: провести анализ рассказа Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное и музыкальное произведение.

Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

Мы продолжаем работать по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления». Слайд 1

Учитель: -Что значит-учиться наблюдать? Уметь наблюдать? -Что значит -копить впечатления? Зачем?

2.Целеполагание и мотивация

Учитель: -На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами». Слайд 2

Сегодня я предлагаю вам, ребята, поговорить ещё об этом рассказе. Работать мы будем с вами по плану. Давайте вместе его составим, нам помогут картинки-подсказки. Слайд 3-4

3. Прослушивание музыкального произведения.

–Это план нашей работы на уроке. Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока….

Ученики формулируют цель: Учиться наблюдать и копить впечатления.

-Приступим к работе по плану.

3. Работа над произведением Слайд 5

Учитель задаёт вопросы, ученики-отвечают.

-Сколько героев в рассказе?

-Знакомы они вам?(Рассказ «Берёзовый пирожок»)

-Умеет ли герой-рассказчик по-настоящему наслаждаться природой?

Подтвердите строчками из текста, что он ценит каждую минуту погожего осеннего дня.

— Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение. А зачем?

-Кого встретил герой нашего рассказа?

-Как вы думаете, а что случилось с Нюркой? Выборочное чтение.

-Вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества, когда кажется, что никто тебя не любит и после каких неудач это было?

— Кто помог вам справиться с чувством одиночества?

— Герой серьёзно относится к переживаниям девочки?

Что он делает, чтобы успокоить девочку? Выборочное чтение (Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей. Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)

-Давайте прочитаем, как с этой ситуацией справляются наши герои.(чтение 3 ч по ролям-напоминание о кружке «Наши сказки») —

В жизни важно любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.

-А какое удивительное открытие сделала Нюрка? Выборочное чтение.

Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.

-Ребята, как вы думаете, а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор).

Я думаю, мы выявили то главное, что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль .

В начале нашего разговора о рассказе, мы узнали, как герой умеет наблюдать за природой, ее красотой, да и Нюрка тонко чувствует природу. Мы тоже можем немного понаблюдать за природой за окном нашего класса. Дети встают, смотрят в окно, делятся своими наблюдениями.

5.Поход в Музейный дом. Слайд7

Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана. Давайте сходим в «Музейный Дом» и посмотрим картину Василия Поленова «Заросший пруд»

Ученики рассматривают картину.

-Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным? ( Место обитаемое , хотя заброшенное )

— Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке? ( Дама читает книгу, которую держит на коленях)

— Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Работа в парах Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы.

Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они вам известны?

Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, вы вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли вы лодку в камышах? (Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)

— Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака?

Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)

А как — с помощью каких предметов — художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди? ( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)

— Помог ли вам художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда? (Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)

-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)

-А , если человеку грустно, то стоит ли ему смотреть на такую картину или нет?

6.Прослушивание музыкального произведения . Слайд 8

пьеса П.И. Чайковского: «Сладкая грёза» из «Детского альбома» Слушаем музыку.

-Что почувствовали , слушая музыку?

Почему я предложила вам именно эту музыку. ( Она успокаивает ,рождает в душе добрые чувства.)

— Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту.(рисование виденья музыки)

В начале урока мы поставили перед собой цель-учиться наблюдать и копить впечатления. Нам это удалось? При помощи чего удалось?

8.Рефлексия Слайд 9(заполняют карточку-отмечают ответы)

В трудную минуту помогают:

Чтение литературных произведений

Произведения изобразительного искусства

Закончить наш урок я бы хотела словами:

Всматривайтесь в привычное —

Всматривайтесь в некрасиво е —

Вникайте, не проходите мимо!

Дети дарят гостям свои рисунки со словами напутствия.

источник

Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

— Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями — «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

-Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами.

— Назовите главу, над которой, мы работаем (Учимся наблюдать и копим впечатления)

— Предположите тему нашего урока (Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами)

— Рассмотрите условные обозначения к рассказу и скажите, какие виды работ ждут нас на уроке. (Вспомним пройденное, выскажем свое мнение, выполним задание повышенной сложности)

— Что поможет нам справиться с работой? (текст Ю. Коваля «Вода с закрытыми словами»

Другими словами, это анализ произведения. ( слайд)

— Какая еще работа нам предстоит? (Поход в Музейный дом) ( слайд)

— Какое условное обозначение вы заметили?

(Слушаем музыкальное произведение)

Слушаем музыкальное произведение

— Как одним словом назвать нашу запись? (план)

3. Целеполагание и мотивация

Это план нашей работы на уроке. Назовите главную цель нашей работы. ( Учимся наблюдать и копим впечатления)

Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные дети , и у нас с вами всё получится.

4. Работа над произведением

Назовите цели работы над 1 пунктом плана.

(Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль)

— О чем нам говорит 1 пиктограмма?

Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ.

— Обратимся к следующему условному обозначению. Озвучьте его.

-Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы.

— Прочитайте следующий вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34)

— Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение.

— Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос.

-Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было?

— Кто помог вам справиться с чувством одиночества?

— Какую работу подсказывает нам следующее условное обозначение?

-Что случилось с Нюркой в школе?

— Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши.

— Найдите и прочитайте точку зрения Кости.

Теперь перечитайте точку зрения Маши.

Чьё мнение вам ближе и почему?

Ну что же, каждый имеет право на свою точку зрения.

-Прочитайте, какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна.

Подтвердите словами из текста.

Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.

Обратимся снова к вопросам учебника.

Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы.

Какая пара готова к ответу ?

Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее .

Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям)

— Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение)

Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу.

(Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) – Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)

— Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» — это готовность быть рядом , разделить переживания, участь – успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна.

О чем говорит следующая пиктограмма ?

Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.

-Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор)

-Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль .

Встаньте , посмотрите в окно.

Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга»

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая — съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза.

Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана .

Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины)

Обратимся к условному обозначению.

О чем оно говорит? (Выскажи свое мнение. )

Прочитаем вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?)

( Место обитаемое , хотя заброшенное )

— Какая работа предстоит дальше? Прочитаем

— Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке?

( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях)

Озвучьте следующее задание. (Работа с рамкой.)

Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту.

( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие)

Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах?

(Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)

— С чем работаем дальше ? ( с рамкой)

— Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака? Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?

Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)

А как — с помощью каких предметов — художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?

( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)

Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши.

-Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке?

— Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?

— А какое произведение вспомнилось тебе?

— Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?

(Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)

-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)

Вот в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы.

Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»

-Что почувствовали , слушая музыку?

Почему Анишит Йокоповна предложила именно эту музыку?

( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)

— Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту

Читайте также:  Когда отбирать воду на анализ

Рефлексия: Что было самым важным на уроке?

В трудную минуту помогают:

2. Произведения изобразительного искусства

— Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.

источник

Открытый урок по литературному чтению Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Планируемые результаты:

— Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями — «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.

-Метапредметные:

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

-Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

— Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями — «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

-Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами.

— Назовите главу, над которой, мы работаем (Учимся наблюдать и копим впечатления)

— Предположите тему нашего урока (Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами)

— Рассмотрите условные обозначения к рассказу и скажите, какие виды работ ждут нас на уроке. (Вспомним пройденное, выскажем свое мнение, выполним задание повышенной сложности)

— Что поможет нам справиться с работой? (текст Ю. Коваля «Вода с закрытыми словами»

Другими словами, это анализ произведения. ( слайд)

— Какая еще работа нам предстоит? (Поход в Музейный дом) ( слайд)

— Какое условное обозначение вы заметили?

(Слушаем музыкальное произведение)

Слушаем музыкальное произведение

— Как одним словом назвать нашу запись? (план)

3. Целеполагание и мотивация

Это план нашей работы на уроке. Назовите главную цель нашей работы. ( Учимся наблюдать и копим впечатления)

Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные дети , и у нас с вами всё получится.

4. Работа над произведением

Назовите цели работы над 1 пунктом плана.

(Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль)

— О чем нам говорит 1 пиктограмма?

Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ.

— Обратимся к следующему условному обозначению. Озвучьте его.

-Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы.

— Прочитайте следующий вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34)

— Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение.

— Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос.

-Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было?

— Кто помог вам справиться с чувством одиночества?

— Какую работу подсказывает нам следующее условное обозначение?

-Что случилось с Нюркой в школе?

— Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши.

— Найдите и прочитайте точку зрения Кости.

Теперь перечитайте точку зрения Маши.

Чьё мнение вам ближе и почему?

Ну что же, каждый имеет право на свою точку зрения.

-Прочитайте, какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна.

Подтвердите словами из текста.

Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.

Обратимся снова к вопросам учебника.

Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы.

Какая пара готова к ответу ?

Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее .

Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям)

— Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение)

Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу.

(Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) – Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)

— Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» — это готовность быть рядом , разделить переживания, участь – успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна.

О чем говорит следующая пиктограмма ?

Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.

-Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор)

-Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль .

Встаньте , посмотрите в окно.

Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга»

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая — съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза.

Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана .

Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины)

Обратимся к условному обозначению.

О чем оно говорит? (Выскажи свое мнение. )

Прочитаем вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?)

( Место обитаемое , хотя заброшенное )

— Какая работа предстоит дальше? Прочитаем

— Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке?

( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях)

Озвучьте следующее задание. (Работа с рамкой.)

Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту.

( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие)

Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах?

(Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)

— С чем работаем дальше ? ( с рамкой)

— Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака? Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?

Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)

А как — с помощью каких предметов — художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?

( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)

Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши.

-Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке?

— Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?

— А какое произведение вспомнилось тебе?

— Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?

(Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)

-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)

Вот в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы.

Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»

-Что почувствовали , слушая музыку?

Почему Анишит Йокоповна предложила именно эту музыку?

( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)

— Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту

Рефлексия: Что было самым важным на уроке?

В трудную минуту помогают:

2. Произведения изобразительного искусства

— Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.

Всматривайтесь в привычное —

Всматривайтесь в некрасивое —

Вникайте, не проходите мимо!

Урок знакомит детей с понятием «заклички»как вид устного народного творчества Руси.

Конспект урока для 3 класса. «Школа России».

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед.

Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос.

Знакомство с произведением С. Маршака, с творчеством поэта, развитие умения выразительно читать. Развитие памяти, мышления, восп.

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: «Сергей Есенин. Лебёдушка».

источник

**** О, эта губительная привычка гоняться за постоянством! О, эта губительная привычка забыв.

Портрет акварелью — легко! материал взят с сайта growcreative. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Загадочные медузы Бессмертным существом на Земле, вероятно, является медуза. Гидроид Turritops.

Замечательный курорт Тосса де Мар Тосса-де-Мар (Tossa de Mar) курортный пляжный город в&.

С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно
появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот
день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к
лесу.

День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но
главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга
солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.

Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из
болот на сухие еловые гривы.

Я понимал, что надо спешить, а то все кончится.
Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где
течет из-под холма ключевой ручей.

У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель.
В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на
березке у ручья.
— Закусываешь? — спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
— Воду пью, — ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не
поздоровалась.
— Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
— Спасибо, не надо, — ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и
глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
— Ты чего невеселая? — спросил я.
— Так, — ответила Нюрка и пожала плечами.
— Может, двойку получила?
— Получила, — согласилась Нюрка.
— Вот видишь, сразу угадал. А за что?
— Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
— А домой почему не идешь?
— Не хочу, — ответила Нюрка, не открывая глаз.
— Да съешь ты хлеба-то.
— Спасибо, не хочу.
— Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?
— Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
— Из-за двойки?
— Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, — сказала Нюрка и открыла
наконец глаза.
— Это из-за чего же?
— Есть из-за чего, — сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла
глаза.
— Ну расскажи.
— Не твое дело.
— Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — С тобой по-человечески, а ты.
Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая,
впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось,
чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
— Тебе-то из-за чего умирать? — спросила Нюрка.
— Есть из-за чего, — ответил я. — Хватает.
— Болтаешь, сам не зная. — сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего
умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли
пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про
сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.

Читайте также:  Количественный анализ марганца в воде

Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт.

Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами,
потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.

Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела
одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
— Ты бы заплакал, если б я умерла? — спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
— Да ты что, заболела, что ли? — забеспокоился наконец я. — Что с
тобой?
— Заплакал бы или нет?
— Конечно, — серьезно ответил я.
— А мне кажется, никто бы не заплакал.
— Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
— За что меня любить? Что я такого сделала?
— Ну, не знаю. а только все любят.
— За что?
— Откуда я знаю, за что. За то, что ты — хороший человек.
— Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут
бы все стали реветь.
— А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? —
сказал я.
Нюрка засмеялась.
— Это правда, — сказала она. — Рев был бы жуткий.
— Давай уж поживем еще немного, а? — предложил я. — А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
— Открывай, открывай глаза, — сказал я, — пожалей деревню.
— Так вкусней, — сказала Нюрка.
— Чего вкусней? — не понял я.
— С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь — и ничего
не заметишь. А так — куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж
открыть глаза, но Нюрка сказала:
— Погоди, не торопись. Глотни еще.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и
рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных
озер и болот, долгих дождей и летних гроз.

Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как
неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы —
времени, когда вода закрывает глаза.

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

источник

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Урок с презентацией»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКАМ. Уроки 3-4. Урок с презентацией.

Текст для исследования: Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров.

Выразительно читать произведение, анализировать и оценивать его.

Определение роли описания для выражения основной авторской идеи.

Наблюдение за впечатлениями автора в рассказе.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции.

Сочинение-прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Восприятие, мир, описание, настроение.

Литературное чтение (выразительное чтение). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Живопись (иллюстрирование произведения).

Представление портфолио с творческими работами (сочинение в форме развернутого ответа на вопрос, презентации).

Учебник Матвеевой Е. И. «Литературное чтение», 3 класс, с.13-18.

Иллюстрации персонажей произведения.

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.

Прочитайте тему урока. «Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров». (слайд 1)

Какой возникает вопрос? Слайд2

Настроение можно выразить через что? Слайд 2 -картины

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания, результаты деятельности учеников

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно и определить то, что пока неизвестно.

Уточнение значения новых слов в тексте.

На какой литературный жанр указывает заголовок? (на сказку, на рассказ) Почему?

Какие особенности у рассказа? А у сказки?

Давайте, перечислим вопросы, которые появились до чтения произведения, и на которые нам нужно постараться ответить?

Почему вода глаза закрывает?

Какое по жанру произведение: сказка или рассказ?

Еловые гривы, ключевой ручей, фуфайка, жестяная кружка, студёный, нерест, язь.

Если нет то провести позже.

Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать басню; формировать умение характеризовать персонажей; формировать умение контроля за своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).

1) Первичное чтение (читают учащиеся и учитель)

Прочтение произведения с комментированием. (с.13-15).

2) Прочтение произведения с комментированием. (с.16-18).

Вопросы учителя с целью анализа и интерпретации текста.

Учащие подтверждают свои слова примерами из текста.

2. Выявление первичного восприятия.

Какое это произведение по жанру рассказ или сказка?

Кто герои рассказа? (автор и девочка Нюрка) По каким словам догадались?

От какого имени образовано имя Нюрка? (производное от имени Анна)

Нет волшебных героев или предметов, произведение небольшое по объёму, содержит малое количество действующих лиц, имеет одну сюжетную линию

III. Работа с текстом после чтения.

Какой день описывает писатель?

Подчеркните слова, которые на это указывают? На какой вопрос они отвечают?

На какие черты характера автора указывает последнее предложение?

Автор романтически настроен, склонен к мечтательности

Что узнаем из этого отрывка?

Прочитайте, что автор считает главным?

Как автор описывает движение облаков, выделите в тексте?

Какой художественный прием использует Ю. Коваль?

1.Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. 2. Юмористический взгляд на мир природы. (Облака терлись)

Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. терлись друг о друга солнечными боками

Прочтите, куда выбрался Юрий Коваль из болот?

Что такое грива? Почему это слово использует автор? Какой художественный прием используется? (метафора)

Прочитайте последнее предложение в абзаце?

Какой художественный прием использует Ю. Коваль?

Ребята, посмотрите на дальнейшее повествование. Что это за запись? (Диалог – разговор между двумя и более людьми)

Выбирался на сухие еловые гривы

Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

Принести домой след дня. (олицетворение — воплощение чего-нибудь в образе живого существа.)

3. Моделирование описание настроения, облаков

Цель: формировать умение анализировать каждую условную часть рассказа, видеть описание.

1) Поиск слов, передающих настроение героев.

2) составление описаний (дня, облаков).

Р/т с.6 (задание к 1 части и ко 2 части)

Случайно появился, скоро кончится, разворачивался,

Шевелились, тёрлись, был слышен лёгкий шелест

3)Восстановление порядка Изложения событий в продолжении рассказа.

III этап. Интерпретация произведения (пересказ)

Цель: формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса.

1) подготовка партитуры текста (отрывка)

2). выразительное чтение произведения (отрывка)

Как нужно читать авторский текст? Что значит выразительно?

Почему Ю.Коваль не прошел мимо, а остался с девочкой?

Какие качества личности автора можно определить, какой он по характеру?

Перечитайте про себя отрывок, с какой интонацией вы бы произнесли слова героя?

Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать последнее предложение, какой смысл вкладывает автор в эти слова?

Давайте составим характеристику автору из букв его имени:

Р – …(разносторонний, романтичный)

Работа в рабочей тетради с.6-8

Подготовка к выразительному чтению.

— соблюдать логическое ударение;

— уметь голосом передать характеры действующих лиц;

— использовать различные интонации (бывает интонация, идущая от смысла (она индивидуальна),

интонация, обусловленная знаками препинания)

— Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — С тобой по-человечески, а ты. Ладно, я тоже тогда лягу и умру

Автор шутит, это юмористическая ситуация

Экскурсия в библиотеку с целью знакомства с творчеством Ю. И. Коваля. Презентация его произведений.

Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте.

1) Подготовка презентации книг Ю.Коваля.

(Ссылка на фрагмент из фильма)

Что узнали из видеоматериала? (Ю.Коваль сочинял стихи, песни, сам исполнял песни, снимался в кино, был артистом)

Ребята, кто знает, как называют человека, который исполняет свои песни? (бард)

Ю. Коваль очень разносторонняя, творческая личность.

Послушайте еще раз отрывок из песни, скажите, что представили?

(Песня «Темнеет за окном» Муз: Ю. Коваль, сл: Ю. Коваль

Темнеет за окном, ты зажигаешь свечи,

И светлая рука стеклом отражена,

И снова к нам с тобой пришел осенний вечер,

И в доме, и в душе покой и тишина.)

А как автор исполняет эту песню?

Что хочет сказать об осени Ю.Коваль как поэт и композитор?

(Осень меняет не только все в природе, но и в душе человека. Это удивительное время года.)

Презентация книг в виде книжки-раскладушки, презентации и т.д.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

«Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?»

«Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?»

«Чему каждый из вас сегодня научился?»

«О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?»

источник

Урок литературного чтения

Тема: Природа и мы. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Технология развития критического мышления.

Выполнила: Ковцун Наталья Михайловна, учитель начальных классов МОУ «Начальная общеобразовательная школа города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области

Урок литературного чтения в рамках технологии развития критического мышления.

Тема: Природа и мы. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

1) знакомство с творчеством Ю. И. Коваля; раскрытие смысла рассказа;

2) развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;

3) воспитание чувства отзывчивости, взаимоподдержки, чуткости; любви к природе, наблюдательности.

Тип урока: изучение нового материала.

Приёмы развития критического мышления: «Кластер», «Чтение с пометками», «Предположение», «Синквейн».
Оборудование: портрет Ю. И. Коваля, текст произведения, карточки с текстом о писателе, таблички для кластера, памятка для составления синквейна.
Ход урока.

Ученики работают в паре с текстами.

Выслушиваются предположения учеников.

Ученики прослушивают рассказ, затем отвечают на поставленные перед чтением вопросы.

Ученики подбирают синонимы; пытаются объяснить слова .

Выборочное чтение и устные высказывания учеников.

Выслушиваются высказывания учеников.

Выслушиваются ответы учеников.

Ученики работают в группах, составляют синквейн. Затем прослушиваются детские работы.

Данный урок включен в систему уроков литературного чтения по теме «Природа и мы».

Урок изучения нового материала построен на основе личностно-ориентированного подхода в обучении. Ключевую роль при изучении данного произведения играет технология развития критического мышления. В процессе изучения темы решается задача совершенствования умения у младших школьников анализировать текст, выделять нужное, обобщать и делать выводы.

В процессе урока чётко просматриваются три стадии: вызов – осмысление — рефлексия.

На стадии вызова постаралась вызвать интерес к изучаемой теме, автору, мотивировать к дальнейшим действиям, побудить к активной работе. Учащиеся познакомились сами с биографией писателя, привели знания в систему составлением кластера. Дальнейшее чтение было активизировано также работой с кластером.

Получение новой информации продолжилось на стадии осмысления. Использовался приём «Предположение», который развивает у учащихся способность прогнозирования, тем самым повышая мотивацию к изучению материала. «Чтение с пометками» — позволяет разделить информацию на известную, интересную, непонятную. Это методы активного чтения. Большое внимание на уроке уделяется организации работы через использование учебного диалога, постановку проблемной ситуации, коллективный поиск, тем самым, вызывая у учащихся интерес к открытию нового, создавая ситуацию успеха на уроке. Использование лексического материала способствует обогащению словарного запаса.

На стадии рефлексии дети составили в группах синквейны. Синквейн требует от ученика кратко выразить учебный материал. Ученик выражает свои эмоции, впечатления, ощущения. Это форма свободного творчества, хотя и составляется по алгоритму.

На уроке информация критически оценивается, осмысливается; ученики спорят, учатся ценить точку зрения другого, работать совместно в паре, группе.

Урок иллюстрирует работу по развитию творческих способностей учащихся. Ученики работали активно на протяжении всего урока. Урок целей достиг.

источник

Урок литературного чтения по теме «Хокку Ранрана. Обобщение по разделу «Учимся наблюдать и копим впечатления». (УМК «ПНШ»). 3-й класс

Цель: развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся.

Задачи:

  • Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • Метапредметные:
    • учить преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • учить поиску и выделению необходимой информации из различных источников в разных формах;
    • учить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Предметные: учить контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Оборудование: мультимедийный проект, учебник, карточки.

1. Организационный момент Презентация. 1 СЛАЙД

1. Проверка д/з работа фронтальный опрос и работа в парах

Словарная работа: фуфайка, жестяную, иволга, нерестились, язи.

Как же наши герои относились к природе?

– О каком времени года идёт речь?
– Почему герой торопится не упустить ни одной минуты?
– Прочитайте сцену встречи с Нюрой. Почему она была грустная? (1 – из-за двойки, 2 – обижена)
– Прочитайте разговор героев выразительно и подумайте: какая она. Нюра? Как по этому разговору можно её охарактеризовать? (Грубая; пытается сама справиться с проблемой)
– На какие вопросы девочка не отвечает? Почему?
– Какой момент очень волнует Нюру?
Автор серьёзно относится к переживаниям Нюры.
– Смог ли он успокоить девочку? Как?
Всем нужна поддержка, человеческое участие в трудную минуту.

4. – На протяжении беседы героев девочка не выпускает кружку воды. Давайте проследим, как она пила воду.
– О чём это говорит? Как она научила писателя пить воду? Почему?
– Ему понравилось?
Нюра очень тонко чувствовала природу в этом возрасте, чувствовала её целебную силу. Она не просто открыла её целебный вкус, она знает, как этот вкус вытащить наружу.
– Почему она пришла к ручью?

Вывод: Написав рассказ «Вода с закрытыми глазами» Ю. Коваль хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
– Почему рассказ назван « Вода с закрытыми глазами»?
Природа нас успокаивает, укрепляет в нас желание жить; любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, придают нам жизненные силы.

2. Музыкальное вступление. 2 СЛАЙД

(звучит песня на японском языке «Миллион алых роз»)

– Ребята, кто знает, что это за песня? А на каком языке ее исполняют, кто догадался?

3. Постановка темы и цели урока. Сегодня мы будем говорит о японском трёхстишье кто помнит как оно называется… 3 СЛАЙД

Японские хокку изображают жизнь природы и человека. Возникновение хокку связано с развитием в 16 веке в Японии шуточной поэзии хайкай. Народ любил и охотно создавал короткие песни – сжатые формулы, где нет ни одного лишнего слова. – Итак, хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие отличается свободой высказывания.

Особенности хокку 4 СЛАЙД

Ранран (Мацукура Ранран, 1647 – 1693). Поэт школы Басё. Родился в самурайской семье. В юности служил, потом, оставив службу, поселился в Эдо, в Асакуса. В 1675 году примкнул к школе Басё (к тому времени он уже был профессиональным поэтом и даже имел ученика, Рантику) и очень скоро стал одним из любимых его учеников. Известны эссе Басё, в которых тот оплакивает раннюю смерть Ранрана (осенью 1693 года тот отправился в Камакура любоваться луной, но по дороге неожиданно заболел и скончался). Его трехстишия вошли в изданный школой Басё в 1691 году сборник «Сарумино» («Соломенный плащ обезьяны»).

4. Изучение нового материала. 6 СЛАЙД

Учебник с. 63 работа по учебнику

Вывод: Ребята, мне кажется, что и в жизни людей бывает также. Испытание одиночеством, умение самостоятельно принимать обдуманные решения, не делать всё с бухты барахты.

5. Обобщение (работа в группах)

1 группа «Зимнее утро» с. 44 можно ли сказать что в этом произведении обсуждается тема: «Учимся переживать красоту вместе» так сказала Анишит Йокоповна. «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами», так сказал Михаил Потапович. (доказать)

Шла ли в этом стихотворении речь о том что, кто-то хотел поделиться о своих переживаниях красоты?
2 группа «Большой мороз» с. 47 идёт ли тут речь о совместном переживании красоты? Нет? Тогда может быть там шла речь о том, что трудно увидеть глазами? (доказать словами из стихотворения
3 группа «Плащ» с. 48 – 49 о чём идёт здесь речь о совместном переживании красоты или о том, что трудно увидеть глазами? (доказать)
4 группа «Разрешите с вами посумерничать» с. 51 – 55 О чём идёт здесь речь?
«Учимся переживать красоту вместе» так сказала Анишит Йокоповна. «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами», так сказал Михаил Потапович.
5 группа «Вода с закрытыми глазами» с. 55 – 59 О чём идёт здесь речь?
«Учимся переживать красоту вместе» так сказала Анишит Йокоповна. «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами», так сказал Михаил Потапович.

ВЫВОД: завершает эту череду «примерок» текстов к теме хокку.

6. Итог урока

– Увидеть прекрасное и не оставаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку и все произведения с которыми мы познакомились в этой главе. «Учимся переживать красоту вместе» и «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами»
Японские поэты учат нас беречь все живое, жалеть все живое. Потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, то никогда не станет добрым человеком. 8 СЛАЙД

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в частицы –
И вы увидите целое.
Всматривайтесь в малое –
И вы увидите великое.
Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.

7. Домашнее задание, рефлексия9 СЛАЙД

источник

Урок литературного чтения

Тема: Природа и мы. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Технология развития критического мышления.

Выполнила: Ковцун Наталья Михайловна, учитель начальных классов МОУ «Начальная общеобразовательная школа города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области

Урок литературного чтения в рамках технологии развития критического мышления.

Тема: Природа и мы. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

1) знакомство с творчеством Ю. И. Коваля; раскрытие смысла рассказа;

2) развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;

3) воспитание чувства отзывчивости, взаимоподдержки, чуткости; любви к природе, наблюдательности.

Тип урока: изучение нового материала.

Приёмы развития критического мышления: «Кластер», «Чтение с пометками», «Предположение», «Синквейн».
Оборудование: портрет Ю. И. Коваля, текст произведения, карточки с текстом о писателе, таблички для кластера, памятка для составления синквейна.
Ход урока.

Действия учителя.

Действия ученика
I. Организационный момент.

II. Вызов.

  1. — Сегодня мы закончим изучение раздела «Мы и наша природа» и познакомимся с произведением замечательного советского и российского писателя Юрия Иосифовича Коваля.

Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Коваль — он мастер, рукодел. Так что к Юрию Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешел и особый дар. Произведения получались, как у заправского мастера — добротные, легкие и красивые.

Писать он начал еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде:

— Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно в паре и узнаете ещё сведения об этом авторе. Вместе затем составим кластер.

Юрий Иосифович Коваль

писатель художник скульптор сценарист автор

3)С произведением этого разностороннего человека мне хотелось бы вас познакомить. Интересно его название «Вода с закрытыми глазами». Попробуйте предположить, о чём оно может быть.

о воде ?
о природе ?

1) Прослушайте произведения и скажете о возникших мыслях и чувствах. Затем проверим, оправдались ли наши предположения.

Возможно, и кластер сможем дополнить.

2) Чтение рассказа учителем.

— Оправдались ли наши предположения?

— Чем можем дополнить кластер?

3) – Прочитаете теперь вы это произведение и подумайте, как наши герои относятся к природе?

Чтение с пометками: помечайте непонятные слова, выражения , помечая + — то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, ? – непонятное.

4) Словарная работа: фуфайка, миновал, угарные, сроду,

нерестились, язи.
5) — Как же наши герои относились к природе?

— О каком времени года идёт речь?

— Почему герой торопится не упустить ни одной минуты?

(Ему важно, что происходит везде: перед ним, над ним, вокруг него)

— Прочитайте сцену встречи с Нюрой. Почему она была грустная?

( 1 – из-за двойки, 2 – обижена)

— Прочитайте разговор героев выразительно и подумайте: какая она. Нюра? Как по этому разговору можно её охарактеризовать?

( грубая; пытается сама справиться с проблемой)

— На какие вопросы девочка не отвечает? Почему?

— Какой момент очень волнует Нюру?

Автор серьёзно относится к переживаниям Нюры.

— Смог ли он успокоить девочку? Как?

Всем нужна поддержка, человеческое участие в трудную минуту.

— На протяжении беседы героев девочка не выпускает кружку воды. Давайте проследим, как она пила воду.

— О чём это говорит? Как она научила писателя пить воду? Почему?

Нюра очень тонко чувствовала природу в этом возрасте, чувствовала её целебную силу. Она не просто открыла её целебный вкус, она знает, как этот вкус вытащить наружу.

— Почему она пришла к ручью?

1) — Написав рассказ «Вода с закрытыми глазами» Ю. Коваль хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

— Почему рассказ назван « Вода с закрытыми глазами»?
Природа нас успокаивает, укрепляет в нас желание жить; любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, придают нам жизненные силы.

2) Сейчас мы с вами в группах составим синквейн по теме:

  1. Написать имя существительное по теме.
  2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

Думает, пьёт, успокаивается

I. Выразительное чтение рассказа.

II. Выразительное чтение рассказа. Составить синквейн на тему «Природа».

Ученики работают в паре с текстами.

Выслушиваются предположения учеников.

Ученики прослушивают рассказ, затем отвечают на поставленные перед чтением вопросы.

Ученики подбирают синонимы; пытаются объяснить слова .

Выборочное чтение и устные высказывания учеников.

Выслушиваются высказывания учеников.

Выслушиваются ответы учеников.

Ученики работают в группах, составляют синквейн. Затем прослушиваются детские работы.

Данный урок включен в систему уроков литературного чтения по теме «Природа и мы».

Урок изучения нового материала построен на основе личностно-ориентированного подхода в обучении. Ключевую роль при изучении данного произведения играет технология развития критического мышления. В процессе изучения темы решается задача совершенствования умения у младших школьников анализировать текст, выделять нужное, обобщать и делать выводы.

В процессе урока чётко просматриваются три стадии: вызов – осмысление — рефлексия.

На стадии вызова постаралась вызвать интерес к изучаемой теме, автору, мотивировать к дальнейшим действиям, побудить к активной работе. Учащиеся познакомились сами с биографией писателя, привели знания в систему составлением кластера. Дальнейшее чтение было активизировано также работой с кластером.

Получение новой информации продолжилось на стадии осмысления. Использовался приём «Предположение», который развивает у учащихся способность прогнозирования, тем самым повышая мотивацию к изучению материала. «Чтение с пометками» — позволяет разделить информацию на известную, интересную, непонятную. Это методы активного чтения. Большое внимание на уроке уделяется организации работы через использование учебного диалога, постановку проблемной ситуации, коллективный поиск, тем самым, вызывая у учащихся интерес к открытию нового, создавая ситуацию успеха на уроке. Использование лексического материала способствует обогащению словарного запаса.

На стадии рефлексии дети составили в группах синквейны. Синквейн требует от ученика кратко выразить учебный материал. Ученик выражает свои эмоции, впечатления, ощущения. Это форма свободного творчества, хотя и составляется по алгоритму.

На уроке информация критически оценивается, осмысливается; ученики спорят, учатся ценить точку зрения другого, работать совместно в паре, группе.

Урок иллюстрирует работу по развитию творческих способностей учащихся. Ученики работали активно на протяжении всего урока. Урок целей достиг.

источник

Действия учителя.

Действия ученика
I. Организационный момент.

II. Вызов.

  1. — Сегодня мы закончим изучение раздела «Мы и наша природа» и познакомимся с произведением замечательного советского и российского писателя Юрия Иосифовича Коваля.

Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Коваль — он мастер, рукодел. Так что к Юрию Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешел и особый дар. Произведения получались, как у заправского мастера — добротные, легкие и красивые.

Писать он начал еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде:

— Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно в паре и узнаете ещё сведения об этом авторе. Вместе затем составим кластер.

Юрий Иосифович Коваль

писатель художник скульптор сценарист автор

3)С произведением этого разностороннего человека мне хотелось бы вас познакомить. Интересно его название «Вода с закрытыми глазами». Попробуйте предположить, о чём оно может быть.

о воде ?
о природе ?

1) Прослушайте произведения и скажете о возникших мыслях и чувствах. Затем проверим, оправдались ли наши предположения.

Возможно, и кластер сможем дополнить.

2) Чтение рассказа учителем.

— Оправдались ли наши предположения?

— Чем можем дополнить кластер?

3) – Прочитаете теперь вы это произведение и подумайте, как наши герои относятся к природе?

Чтение с пометками: помечайте непонятные слова, выражения , помечая + — то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, ? – непонятное.

4) Словарная работа: фуфайка, миновал, угарные, сроду,

нерестились, язи.
5) — Как же наши герои относились к природе?

— О каком времени года идёт речь?

— Почему герой торопится не упустить ни одной минуты?

(Ему важно, что происходит везде: перед ним, над ним, вокруг него)

— Прочитайте сцену встречи с Нюрой. Почему она была грустная?

( 1 – из-за двойки, 2 – обижена)

— Прочитайте разговор героев выразительно и подумайте: какая она. Нюра? Как по этому разговору можно её охарактеризовать?

( грубая; пытается сама справиться с проблемой)

— На какие вопросы девочка не отвечает? Почему?

— Какой момент очень волнует Нюру?

Автор серьёзно относится к переживаниям Нюры.

— Смог ли он успокоить девочку? Как?

Всем нужна поддержка, человеческое участие в трудную минуту.

— На протяжении беседы героев девочка не выпускает кружку воды. Давайте проследим, как она пила воду.

— О чём это говорит? Как она научила писателя пить воду? Почему?

Нюра очень тонко чувствовала природу в этом возрасте, чувствовала её целебную силу. Она не просто открыла её целебный вкус, она знает, как этот вкус вытащить наружу.

— Почему она пришла к ручью?

1) — Написав рассказ «Вода с закрытыми глазами» Ю. Коваль хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

— Почему рассказ назван « Вода с закрытыми глазами»?
Природа нас успокаивает, укрепляет в нас желание жить; любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, придают нам жизненные силы.

2) Сейчас мы с вами в группах составим синквейн по теме:

  1. Написать имя существительное по теме.
  2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

Думает, пьёт, успокаивается

I. Выразительное чтение рассказа.

II. Выразительное чтение рассказа. Составить синквейн на тему «Природа».