Меню Рубрики

Тютчев федор весенние воды анализ

Тютчев был гениальным поэтом и писателем. Одно из его произведений было написано в 1830 году. В это время он был в Германии. Его стихотворение написано о пробуждении весны. Первый снег давным-давно сошел с полей, только где-то виднеются белые комки не растаявшего снега.

Тютчеву очень нравилась весна, в его стихотворении можно увидеть радость и душевную доброту. Когда он писал первые строки, он находился на чужой земле. Поэт мог отметить, что приход весны за границей ничем не отличается от родной земли. В его строчках можно увидеть, как пробуждаться земля после долгой зимней спячки, как начинает зеленеть трава и по речке плывет первый лед. Все уже знают о приходе золотоволосой красавицы, но продолжают бить в колокола. Это можно увидеть в его строчках:

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!

Эти строчки наполнены весельем. Дух красавицы заполнил деревни и родную матушку Землю. Писатель владел поразительным талантом замечать всевозможные перемены природы. По этой причине его пейзажная чувствительность настолько изобильна метафорой, которая дает возможность воспроизвести поразительную в своей красоте и первозданности картину времен года. Его любимой порой года была зима. Белоснежное полотно, укрывающее землю, всегда его радовало. Поэтому поэт очень бережно относится к теме перехода, с грустью он пишет о пробуждении новой жизни.

Данное чувство писатель наиболее предпочитал, думая, что весна считается знаком юности. Она неугомонна и беспокойна согласно собственной сущности, и данное волнение постоянно побуждало у создателя простую печаль и понимание этого, что его юность осталась в прошлом, и ему остается только наслаждаться весною, которая торопится войти в собственные полномочия.

Анализируя стихотворение Тютчева «Весенние воды», можно увидеть творчество известного автора и писателя. Здесь присутствует сразу два мнения. Первое мнение, это радость о наступившей весне. Весна всегда приносит много ярких и радостных впечатлений. Первый звон прилетающих птиц, теплые и согревающие лучи солнца, первые цветы и многое другое. Как такое чудо природы может быть грустным? Второе мнение совсем отличается от первого.

Автор очень любил зиму, и если читатель этого не знал ему кажется все просто сказочным и удивительным. Но это не так, зима уходит и уступает свое место весне, это грустно для Тютчева. Зима его чарует своей красотой и белоснежностью. Все кругом усыпано белым полотном снега, с небес на землю падают маленькие снежинки, а сам человек может наблюдать за всем этим удивительным чудом сидя дома у камина. Тютчеву очень нравилось всматриваться в даль и писать свои шедевры.

Но все не вечно, даже времена года. За каждой зимой идет весна, а за осенью снова зима. Автор это понимал и старался как можно ярче описать данное событие.

Весна вдет, весна идет.
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед.

В этих строчках можно увидеть много радости и тепла, которое излучает само творчество поэта. Каждый сам для себя выбирает личное мнение и анализирует его по-своему.

Федор Иванович Тютчев – один из самых известных и величайших русских поэтов. В своем творчестве он раскрывал множество тем, одна из которых – мир природы. Автор видел в ней свет, божественную силу, жизнь. То, что для других поэтов выступало как художественное олицетворение, Тютчев видел в этом веру в загадочную жизнь. Природа в поэзии Федора Ивановича наполнена настоящей жизнью: она переживает, грустить, словно как человек. Автор также относится с непониманием к людям, которые не ценят такой невероятный дар.

К пейзажной лирике Тютчева относится и стихотворение «Весенние воды», которое автор написал в 1830 году. Мы видим прекрасную картину ранней весны. Мы чувствуем ту свежесть, тепло, которое дарит нам эта замечательная пора. Природа просыпается после долгой, холодной зимы. Быстрый поток весенних вод символизирует окончательное пробуждение, они являются предвестниками весны. Их появление изображается очень динамично и живо. Весенние воды весело протекают везде, звенят, шумят, наполняя жизнью и энергией все вокруг.

Как уже было сказано раннее, стихотворение относится к пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева. Произведение написано четырехстопным ямбом, а также с перекрестной рифмовкой. Автор использует различные средства выразительности, к примеру, эпитеты(«румяный», «светлый», «теплый»), олицетворения(«весна идет»), различные метафоры, повторы. Федор Иванович Тютчев также использовал аллитерацию, которая позволила ощутить читателю стремительные, бегущие весенние воды.

Сам Тютчев упоминал, что его любимое время – зима. Поэтому прощание с этим сезоном было достаточно грустным для него. Однако в стихотворении «Весенние воды» совсем не ощущаются мотивы грусти, напротив, произведение наполнено радостью, теплом и светом наступающей весны. Природа оживает и наполняется энергией, невероятный поток весенних вод пробуждает все вокруг. Весна символизирует что — то прекрасное и радостное. Федор Иванович смог ярко показать всю красоту этого времени года.

Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

На написание данного произведения, автора подтолкнули некоторые жизненные «сладости». Которые появились в жизни молодого поэта ещё в детстве, утрата родителей, и воспитание строгой бабушкой ещё с младенчества показали Лермонтову,

Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны.

Небольшое лирическое стихотворение «Вот опять окно. » написано Мариной Цветаевой в начале XX века. Впервые оно было опубликовано в 1916 году в сборнике стихов Цветаевой под называнием «Бессонница». Оно открывает читателю сердечные

Одним из лучших стихотворений, как признавался сам А.А. Блок, было его стихотворение «О, я хочу безумно жить». Это произведение открывает цикл под названием «Ямбы». Этот философский стих поднимает проблему предназначения поэта.

источник

Для творчества Ф.И.Тютчева характерно одушевленное изображение природы, её «очеловечивание». К пейзажной лирике относится и стихотворение «Весенние воды». В нём отражено особое видение мира, присущее автору, его ощущение неразрывной связи с окружающим миром. Разбор произведения от Многомудрого Литрекона познакомит вас с идейно-тематическими особенностями этого текста, которые помогут лучше понять замысел стихотворения.

Стихотворение было написано поэтом в 1830 году, однако опубликовано лишь в 1832г. в журнале «Телескоп». В момент создания произведения Тютчев находился за границей – в Германии. Поэт часто тосковал по Родине, особенно по природе России. Первые весенние дни Тютчев встретил в другой стране, однако он нашел утешение в том, что весна в Германии напоминает весну в России. Он с любовью описал предвосхищение приближающихся перемен в природе, всеобщее оживление.

Важно помнить, что творчество Тютчева было создано им для себя, ведь поэт занимался иным видом деятельности, далеким от литературы. Стихотворения он считал своим хобби и показывал только близким друзьям. Они-то и уговорили автора продемонстрировать свои старания публике. Поэтому каждая строчка из произведений Тютчева является интимным переживанием его души, которое чудом дошло до нас.

  • Лирике Ф.И.Тютчева свойственны черты романтизма. В произведении «Весенние воды» можно увидеть его черты: особое внимание к чувствам, переживаниям лирического героя, идеализация природы, мотив уединения.
  • Лирическое стихотворение Ф.Тютчева относится к пейзажной лирике. В центре произведения – описание природы. Лирический герой несмотря на то, что «ещё в полях белеет снег» чувствует приближение весны в самых незначительных деталях – в «весенних водах». В воздухе веет теплом, всё намекает на возрождение уснувшей природы.
  • Размер стихотворения «Весенние воды» — четырёхстопный ямб, рифма – перекрестная.

Произведение Ф.И.Тютчева стоит из трех строф, каждая из которых включает четыре строки.

  1. В самой первой строфе окружающий мир произведения оживает: ручьи становятся «глашатаями» весны, они, словно люди, «бегут», «гласят во все концы».
  2. Во второй строфе ручьи даже произносят монолог, называя себя «гонцами» весны.
  3. В третьей строфе появляется новый одушевленный образ – хоровод тёплых майских дней. Они «толпятся» за ручьями, ожидая «час своего выхода».

Лирический герой стихотворения – человек, тонко чувствующий любое изменение в природе, переживающий вместе с ней каждый важный момент. Он ощущает приближение теплых дней, обращает внимание на самые незначительные детали, сам оживает вместе с окружающим миром.

Поэт одушевляет образ весны в стихотворении: её «гонцы» доносят людям вести о скорых изменениях в природе. Ручьи «бегут», хоровод майских дней, «светлый, румяный», так же приближается к нам, будто одушевленный персонаж. Весна представляет собой символ возрождения души, пробуждения всех дремлющих в человеке сил.

  • Основная тема стихотворения – приближение весны. Поэту важно было показать, что лирический герой ощущает её наступление благодаря душевной чуткости, неравнодушию к окружающему миру. Весна ассоциируется с ренессансом человеческой души.
  • В произведении подчеркивается неразрывная связь человека с природой. Вместе с окружающим миром пробуждается и сам человек – он чувствует прилив сил, счастье. Поэтому стихотворение проникнуто радостным настроением, ощущениями грядущих перемен. Даже сама мысль о скором уходе зимы заставляет лирического героя чувствовать себя пробудившимся от долгого «зимнего» сна. Он с нетерпением ожидает прихода весны. Тема природы в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренним миром самого человека, ведь климатические изменения означают перемены в настроении героя.
  • В стихотворении «Весенние воды» читатель не увидит философских размышлений о жизни, времени, гражданского пафоса. Это произведение проникнуто тонкими чувствами, любовью к окружающему миру. Переживания, мысли героя из-за приближения весны – вся суть произведения.

Главная мысль стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» заключается в неразрывной связи природы и человека. У лирического героя сразу поднимается настроение после того, как он начинает чувствовать приближение теплых дней. Весна приносит в жизнь человека радость, вдохновение, любовь. Она не только преображает внешний мир, но и оживляет внутренний мир личности.

Размышления о природе приоткрывают завесу, отделяющую нас от других, не менее важных вопросов. Так, родство человека и окружающего мира может указать на смысл самой жизни: раз люди являются частью природы, то они подчиняются ее закономерностям и живут в унисон с нею. Значит, смысл бытия заключается в самом бытие, в сне и пробуждении, радости и грусти, эмоциях и мыслях. Каждым своим движением человек противостоит небытию и смерти, оживляя и обогащая вселенную каждым вздохом.

Ф.И.Тютчев использовал различные тропы в стихотворении «Весенние воды».

  • Такой приём, как звукопись придает динамику произведению. Аллитерация на букву «б» в первой строфе создаёт ощущение подвижности, активности весенних ручьев, на букву «ш» — передаёт шум воды. Благодаря ассонансу во второй строфе на букву «о» мы слышим крик ручьев, их непрекращающийся говор.
  • К одним из самых важных тропов пейзажной лирики можно отнести эпитеты. Они создают удивительные картины природы в стихотворениях, поражают своей уникальностью. Ф.И.Тютчев использовал следующие эпитеты: «сонный брег», «тихих, тёплых майских дней», «румяный, светлый хоровод».
  • Также в стихотворении «Весенние воды» особое значение приобретает такой приём, как олицетворение. Образ весны оживает на страницах произведения: ручьи «гласят», майские дни «толпятся» хороводом.
  • В стихотворении присутствуют и метафоры: «воды уж весной шумят», ручьи становятся «гонцами» весны.

источник

Стихотворение “Весенние воды” Тютчев написал во время заграничной поездки. Он вспоминал о Родине, и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ “Весенние воды” по плану содержит всю необходимую информацию об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной материал.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.

История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как все похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.

Олицетворения“воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времен года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами все то, о чем шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Основная идея стиха – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется все. Описывая происходящие в окружающем мире процессы, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней. Так, несмотря на то, что снег в полях еще лежит, он стремительно превращается в воду, растекающуюся бурными ручьями. Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости. Очень скоро молодая весна придет и окончательно прогонит холода до следующей зимы.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления, вызывает в сердце человека радость.

Стихотворение состоит из трех строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первый признаком которого является таяние снега. Он еще лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Читайте также:  Сэс анализ воды в спб

Во второй строфе создается образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперед, чтобы все услышали благую весть о ее скором приходе. Лирический герой слышит их голоса и радуется тому, как громко они рассказывают о предстоящем времени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придет май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем легкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись сломя голову просто от счастья жить.

Определить жанр этого произведения несложно, поскольку это замечательный образец пейзажной лирики, которую так любил Тютчев.

Используя такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб, поэт передает ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально видают в воздухе. Перекрестная рифма способствует усилению этих ощущений.

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

источник

Стихотворное наследие Ф.И. Тютчева совсем невелико. Это говорит о серьезном подходе поэта к своему творчеству. Одна из ведущих тем в лирике Тютчева – тема природы. Поэт очень трепетно относился к окружающему его миру. Он считал природу живой, существующей по своим вечным законам.
К пейзажной лирике Тютчева можно отнести и стихотворение «Весенние воды». Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны.
Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью. А бегущий поток весенних вод расшевеливает все живое, заставляя проснуться от тяжелого зимнего сна:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Весенние воды – первые предвестники приближающегося тепла. Вечерами еще бывает морозно, зима не отступает полностью, вокруг еще лежит снег. Но наступает день, и становится ясно, что солнце греет уже совсем по-весеннему жарко. И холодный, мрачный снег превращается в задорные ручейки, оповещающие о начале весны:
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Примечательно то, что в стихотворении воды Тютчев называет именно «гонцами» весны, а не посланниками. Думаю, это связано с тем, что гонцы – люди, разносящие вести. А воды как раз бегут, оповещая все на своем пути о приходе солнца и тепла. И восторженное восклицание автора сливается воедино с радостной песней весенних вод:
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Интересно то, что время действия Тютчев обозначает скорее иносказательно. В первых же двух строках идет противопоставление:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
Именно этот контраст и показывает, что речь идет о самом начале весны. Мы видим, что «брег» еще «сонный», не отошедший от зимней спячки. А весенние воды уже бегут, торопясь всем и каждому о скором приходе долгожданной весны. И читатель тут же видит перед собой картину постепенно просыпающейся природы, сбрасывающей с себя оковы сна.
Известно, что в первом варианте стихотворения вместо строки «А воды уж весной шумят» стояла другая строчка: «А воды с гор уже шумят». Для чего же это было сделано? Я думаю, что автор заменил простое выражение на метафору «воды весной шумят», чтобы лучше передать весеннее настроение. Кроме того, эта строчка обозначает тему, которая будет развиваться на протяжении всего стихотворения. Во второй строке произведения явно чувствуется аллитерация. Преобладание шумных согласных «ш», «ж», «с» создает ощущение бегущих потоков воды, растапливающих снег и сметающих все на своем пути. Эта строка передает неотвратимую силу весны.
Для передачи действия вод использованы глаголы «шумят», «бегут», «будят», «блещут», «гласят». Они подчеркивают стремительность весны, ее молодость, энергичность. Для этих же целей в 3 и 4 строках первой строфы автор использует аллитерацию: преобладают звонкие согласные «б», «бл», «гл».
Примечательно, что если в первой строфе преобладают глаголы, то в последней строфе гораздо больше прилагательных. Таким образом автор подводит итог и дает характеристику весны. Тютчев показывает, чего он ждет от этого удивительного времени года. Для описания весенних дней автор использует такие прилагательные, как «тихие», «теплые», «майские». Для хоровода Тютчев находит такие определения, как «румяный» и «светлый», «весело». Метафора «хоровод дней» подчеркивает, с одной стороны, настроение весенней поры, а с другой – восприятие этой поры людьми, то настроение, которое оно создают в человеческой душе. Кроме того, мне кажется, что эта метафора имеет еще одно значение – она дает представление о ритме жизни, который наступает с приходом весны.
Мне кажется, что это стихотворение Тютчева рассказывает не только о приходе весны как новой поры года. Как и все произведения этого поэта, «Весенние воды» — глубокое и многослойное произведение, имеющее философский подтекст. Это стихотворение и о Весне в жизни каждого человека. Это касается не только молодости – весенней поры жизни, когда все так ново, интересно, дышит энергией и силой. Еще это произведение и о надеждах, которые подобны весеннему ветру в человеческой жизни. Каждый раз они приносят обновление, ожидание нового счастья, любовь к жизни.

источник

Анализ лирического стихотворения

средней школы № 4 г. Заинска

Александровой Елены Александровны

Цель анализа: Углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое.

Тема: Пробуждение природы от зимнего сна. Наступление радостных весенних дней.

Идея: Ф. Тютчев описывает самое начало весны, земля ещё покрыта снегом, но его радует, что воды уж весной шумят. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана (земля, вода).

Бегут и будят сонный брег,

В этой части слышим шум воды , быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт ещё хочет что–то сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.

И тихих, тёплых майских дней

Изобразительные средства языка. Метафора, олицетворение.

Метафоры по действию. Будят, гласят, идёт, выслала, толпится.

Олицетворение. Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

Звукопись. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды.

Цветопись. Присутствуют холодные и тёплые тона (белый снег), (румяный, т. е. розовый).

Словарная работа. Гласят, говорят, объявляют, возвещают.

Гонцы – тот, кто является вестником, приносит весть.

Вопросы и задания к тексту.

Самостоятельная работа учащихся с текстом.

  • Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
  • Запиши, о чём это стихотворение.
  • Сколько и каких частей в этом произведении?
  • Запиши, что ты представил, читая стихотворение.
  • Каким чувством пронизано всё стихотворение. Запиши.
  • Запиши, с каким настроением будешь его читать.

Анализ произведения с детьми.

  1. Работа с текстом до чтения.
  • Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль?
  1. Работа с текстом во время чтения.
  • Прочитай стихотворение.
  • О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтверди строчками из стихотворения.
  • Перечитай стихотворение. Разбей его на части.

Что вижу. Каким вижу. Что слышу.

воду бежит, гонец шумит, гласит

майские дни дети водят хоровод, толпятся

  • Какая картина кажется необычной? (вода будит, гласит), (дни румяные, водят хоровод, толпятся)
  • Понаблюдай, как рисует поэт.
  • Кого оживляет? (воду, весну, майские дни)
  • С кем сравнивает? (воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)
  • Какая часть речи – главная в стихотворении? (глагол)
  • Что они характеризуют? (движение воды, весны)
  • Есть ли особые звуки, краски в произведении?
  • Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (о том, что всё проснётся от зимнего сна)
  • Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней )
  • Определи, с каким настроением будешь читать стихотворение.
  1. Работа с текстом после чтения.
  • Самооценка.
  • Насколько глубоко ты понял стихотворение во время самостоятельного чтения?
  • Что сумел прочитать сам?
  • С чем не справился?
  1. Рефлексия.
  • Что вызвало затруднение и почему?
  • Какие выводы для себя ты сделал?

Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится. »Цель:знакомство учащихся со с.

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК «Перспективная начальная школа».

Разработка урока для 2 класса по теме » Лирические стихотворения Ф.Тютчева «.

Презентация к уроку литературного чтения «Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева «В небе тают облака», в сказке С.Козлова «Если меня совсем нет», 4 класс, система Л.В.Занкова.

источник

Фёдор Иванович Тютчев — великий русский лирик и один из самых ярких представителей золотого века поэзии. Произведения поэта находят отклик в сердцах современных читателей, ведь все они проникнуты глубокой духовностью. Главное в представлении творца — человек, природа и их взаимосвязь. Тютчевские пейзажи проникнуты особенной энергетикой, природа в них — это единый организм, живой и вечный. В этом организме происходят циклические процессы, постоянное движение, представленное сменой времен года, дня и ночи, солнца и луны – все это лишь мгновения его жизни. В стихотворении «Весенние воды» Ф. Тютчев описывает одно из таких мгновений.

Больше 20 лет своей жизни Фёдор Иванович Тютчев провел в Германии, и именно он впервые познакомил Россию с великим Генрихом Гейне, занимаясь переводом его произведений на русский язык. Наблюдая за природными пейзажами Баварии, поэт находил гармонию в себе, в них же черпал вдохновение.

Как известно, Ф. Тютчев с особым трепетом относился к весне и написал целый цикл лирических произведений про это время года. Стихотворение «Весенние воды» поэт создает в 1830 году в Мюнхене, вдохновившись пейзажами Баварии. В этом произведении он невероятно точно передает атмосферу прихода весны, радостного оживления природы в период оттепели.

Жанр стихотворения — пейзажная лирика. Размер, в котором оно написано – четырехстопный ямб. Это основной стихотворный размер, которым пользовался поэт. Данное произведение имеет перекрестную рифму.

«Весенние воды», как и вся тютчевская лирика, относятся к романтизму. В данном произведении весна преображает мысли лирического героя, и направляет силы всего живого на пробуждение ото сна после холодной зимы.

Центральным образом в данном стихотворении является весенняя пора. Она торопится сменить зиму, как наше детство сменяется юностью, а юность зрелостью и т.д. Снег, от которого еще не проснулись «сонные поля», символизирует начало марта – времени, когда природа находится в ожидании, что весна займет господствующее место.

Гонцы молодой весны — это реки и ручьи, они «кричат» о приходе новой поры, «бегут», символизируя стремительность, и приносят некую радость обновления:

Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Главной темой данного произведения можно назвать взаимоотношения человека и природы. Читая «Весенние воды», понимаешь, насколько тонко Ф. Тютчев чувствует красоту природных явлений. Еще одна тема, затрагиваемая в данном стихотворении – быстротечность жизни. Природа не стоит на месте. Как и в человеческом организме, в ней постоянно происходят изменения. В данном произведении весна сменяет зиму стремительно, на бегу; так же быстро проносятся мгновения нашего бытия.

Поэт указывает на непрерывную связь человеческой души с натурой, связывая эмоциональные изменения человека с имениями природы. В данном стихотворении автор передает настроение лирического героя через приход весны. Как природа просыпается после холодных снежных и, порой, мрачных зимних дней, так и в человеческой душе в трудные времена возникают надежда и силы на радостное и светлое будущее.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что в жизни каждого из нас есть этот весенний период. Бывает ситуации, после которых человека покидают жизненные силы, душа словно покрывается льдом и становится черствой. Но, несмотря на любые невзгоды, в сердцах людей рано или поздно наступает весна, приносящая за собой бодрящий «хоровод майских дней» и радостное ликование.

Идея произведения Ф. Тютчев связана со временем, связью прошлого и будущего. Ничто не может остановиться в пространстве, во вселенной всегда происходят изменения. Бегущие ручьи, глашатаи весны, олицетворяют наступление будущего, влекущего за собой много радостных событий.

Ф. Тютчев, с присущим ему талантом тонко чувствовать мир природы, мастерски создает образ весны через такие эпитеты, как «румяный» и «светлый», ведь именно в весенний период природа начинает играть яркими красками, появляется больше солнечных дней. «Тихие, теплые майские дни» обозначают гармонию. Последовательность метафор от «сонного брега» до «хоровода дней» описывает эмоциональное состояние человека, пробуждающегося от состояния апатии или грусти.

Читайте также:  Сертификат на химический анализ воды

Для придания динамичности и ощущения постоянного движения, поэт использует олицетворения «весна идет», «воды бегут», «они гласят», для усиления используются повторы. В стихотворении также можно наблюдать аллитерацию звука ш, с, б, г, помогающую читателю воспроизвести картину потоков бегущей воды и господства теплых весенних дней. Скорый приход весны передают такие приемы, как нарастание интонации и восклицательные знаки.

источник

Стихотворное наследие Ф.И. Тютчева совсем невелико. Это говорит о серьезном подходе поэта к своему творчеству. Одна из ведущих тем в лирике Тютчева – тема природы. Поэт очень трепетно относился к окружающему его миру. Он считал природу живой, существующей по своим вечным законам.
К пейзажной лирике Тютчева можно отнести и стихотворение «Весенние воды». Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны.
Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью. А бегущий поток весенних вод расшевеливает все живое, заставляя проснуться от тяжелого зимнего сна:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Весенние воды – первые предвестники приближающегося тепла. Вечерами еще бывает морозно, зима не отступает полностью, вокруг еще лежит снег. Но наступает день, и становится ясно, что солнце греет уже совсем по-весеннему жарко. И холодный, мрачный снег превращается в задорные ручейки, оповещающие о начале весны:
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Примечательно то, что в стихотворении воды Тютчев называет именно «гонцами» весны, а не посланниками. Думаю, это связано с тем, что гонцы – люди, разносящие вести. А воды как раз бегут, оповещая все на своем пути о приходе солнца и тепла. И восторженное восклицание автора сливается воедино с радостной песней весенних вод:
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Интересно то, что время действия Тютчев обозначает скорее иносказательно. В первых же двух строках идет противопоставление:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
Именно этот контраст и показывает, что речь идет о самом начале весны. Мы видим, что «брег» еще «сонный», не отошедший от зимней спячки. А весенние воды уже бегут, торопясь всем и каждому о скором приходе долгожданной весны. И читатель тут же видит перед собой картину постепенно просыпающейся природы, сбрасывающей с себя оковы сна.
Известно, что в первом варианте стихотворения вместо строки «А воды уж весной шумят» стояла другая строчка: «А воды с гор уже шумят». Для чего же это было сделано? Я думаю, что автор заменил простое выражение на метафору «воды весной шумят», чтобы лучше передать весеннее настроение. Кроме того, эта строчка обозначает тему, которая будет развиваться на протяжении всего стихотворения. Во второй строке произведения явно чувствуется аллитерация. Преобладание шумных согласных «ш», «ж», «с» создает ощущение бегущих потоков воды, растапливающих снег и сметающих все на своем пути. Эта строка передает неотвратимую силу весны.
Для передачи действия вод использованы глаголы «шумят», «бегут», «будят», «блещут», «гласят». Они подчеркивают стремительность весны, ее молодость, энергичность. Для этих же целей в 3 и 4 строках первой строфы автор использует аллитерацию: преобладают звонкие согласные «б», «бл», «гл».
Примечательно, что если в первой строфе преобладают глаголы, то в последней строфе гораздо больше прилагательных. Таким образом автор подводит итог и дает характеристику весны. Тютчев показывает, чего он ждет от этого удивительного времени года. Для описания весенних дней автор использует такие прилагательные, как «тихие», «теплые», «майские». Для хоровода Тютчев находит такие определения, как «румяный» и «светлый», «весело». Метафора «хоровод дней» подчеркивает, с одной стороны, настроение весенней поры, а с другой – восприятие этой поры людьми, то настроение, которое оно создают в человеческой душе. Кроме того, мне кажется, что эта метафора имеет еще одно значение – она дает представление о ритме жизни, который наступает с приходом весны.
Мне кажется, что это стихотворение Тютчева рассказывает не только о приходе весны как новой поры года. Как и все произведения этого поэта, «Весенние воды» — глубокое и многослойное произведение, имеющее философский подтекст. Это стихотворение и о Весне в жизни каждого человека. Это касается не только молодости – весенней поры жизни, когда все так ново, интересно, дышит энергией и силой. Еще это произведение и о надеждах, которые подобны весеннему ветру в человеческой жизни. Каждый раз они приносят обновление, ожидание нового счастья, любовь к жизни.

источник

Анализ лирического стихотворения

средней школы № 4 г. Заинска

Александровой Елены Александровны

Цель анализа: Углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое.

Тема: Пробуждение природы от зимнего сна. Наступление радостных весенних дней.

Идея: Ф. Тютчев описывает самое начало весны, земля ещё покрыта снегом, но его радует, что воды уж весной шумят. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана (земля, вода).

Бегут и будят сонный брег,

В этой части слышим шум воды , быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт ещё хочет что–то сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.

И тихих, тёплых майских дней

Изобразительные средства языка. Метафора, олицетворение.

Метафоры по действию. Будят, гласят, идёт, выслала, толпится.

Олицетворение. Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

Звукопись. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды.

Цветопись. Присутствуют холодные и тёплые тона (белый снег), (румяный, т. е. розовый).

Словарная работа. Гласят, говорят, объявляют, возвещают.

Гонцы – тот, кто является вестником, приносит весть.

Вопросы и задания к тексту.

Самостоятельная работа учащихся с текстом.

  • Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
  • Запиши, о чём это стихотворение.
  • Сколько и каких частей в этом произведении?
  • Запиши, что ты представил, читая стихотворение.
  • Каким чувством пронизано всё стихотворение. Запиши.
  • Запиши, с каким настроением будешь его читать.

Анализ произведения с детьми.

  1. Работа с текстом до чтения.
  • Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль?
  1. Работа с текстом во время чтения.
  • Прочитай стихотворение.
  • О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтверди строчками из стихотворения.
  • Перечитай стихотворение. Разбей его на части.

Что вижу. Каким вижу. Что слышу.

воду бежит, гонец шумит, гласит

майские дни дети водят хоровод, толпятся

  • Какая картина кажется необычной? (вода будит, гласит), (дни румяные, водят хоровод, толпятся)
  • Понаблюдай, как рисует поэт.
  • Кого оживляет? (воду, весну, майские дни)
  • С кем сравнивает? (воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)
  • Какая часть речи – главная в стихотворении? (глагол)
  • Что они характеризуют? (движение воды, весны)
  • Есть ли особые звуки, краски в произведении?
  • Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (о том, что всё проснётся от зимнего сна)
  • Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней )
  • Определи, с каким настроением будешь читать стихотворение.
  1. Работа с текстом после чтения.
  • Самооценка.
  • Насколько глубоко ты понял стихотворение во время самостоятельного чтения?
  • Что сумел прочитать сам?
  • С чем не справился?
  1. Рефлексия.
  • Что вызвало затруднение и почему?
  • Какие выводы для себя ты сделал?

Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится. »Цель:знакомство учащихся со с.

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК «Перспективная начальная школа».

Разработка урока для 2 класса по теме » Лирические стихотворения Ф.Тютчева «.

Презентация к уроку литературного чтения «Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева «В небе тают облака», в сказке С.Козлова «Если меня совсем нет», 4 класс, система Л.В.Занкова.

источник

Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 году, во время пребывания Тютчева в Германии. Как оказалось позже, автор подметил то, что весна в Европе не особо отличается от русской. За основную тему стихотворения взято описание весны.

Сюжет размещен в двух частях. В первой части идет описание еще спящей земли. Так как речь идет о ранней весне, то земля еще до конца не адаптирована к теплу, ведь ночи холодные. Среди главных признаков наступления весны автор подчеркнул появление весенних ручьев. Вторая часть стихотворения повествует о наступающих майских днях. Тютчев считает, что именно майские дни самые теплые. Само ожидание тепла пробуждает вдохновение и новые чувства, как у природы, так и лирического героя. Состоит из трех строф. Тютчев привнес в произведение динамику, показал непрерывное движение природы.

Тютчев с помощью повторов показал движение природы, а с помощью прямой речи одушевил ручьи. Также имеет место философский подтекст, ведь весна это пора когда оживают чувства, появляется ожидание чуда. Автор через обращение к природе показывает человеческую душу, её переживания и странствия.

Федор Иванович Тютчев принадлежит к категории тех поэтов, которые особо тонко чувствуют свою связь с природой, замечают мельчайшие изменения в ней и отображают все это в своих стихах. Его стихотворения наполнены шумом ветра, пением птиц, шелестом листвы, звонкими переливами родниковой воды, завыванием вьюг. Поэт был настолько чуток и восприимчив, что без труда мог любые перемены в природе отобразить словами, это показывают и анализы стихотворений Тютчева.

Особое место в творчестве автора занимает пейзажная лирика, это и неудивительно, потому что так любить окружающий мир, как любил Тютчев, сможет не каждый. Ярким примером таланта поэта передавать словами удивительные пейзажи является стих «Весенние воды». Анализ стихотворения Тютчева показывает, насколько тонко он чувствует изменения в природе с наступлением весны.

Федор Иванович не раз говорил, что очень любит зиму, но это не помешало ему так живописно описать приход весны. Произведение было написано во время поездки поэта в Германию, и хоть он был под впечатлением чужого края, а не своей родины, но стих все же передал чарующее весеннее настроение, ведь эта пора года во всем мире вызывает схожие ассоциации.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды» показывает, насколько точно поэт передает атмосферу ранней весны. В том, что он изображает март, сомневаться не приходится, ведь на полях еще лежит снег, ночью зима злится и проказничает, но днем пригревает теплое солнышко. Под его лучами снег тает и превращается в веселые ручейки, извещающие всех о приходе весны. Анализ стихотворения Тютчева показывает, насколько удачно поэт использовал прием аллитерации, чтобы сделать свое произведение более живым и насыщенным событиями.

Автор рассказывает о приближении весны, но он очень хорошо знает эту капризную пору года, что показывает анализ стихотворения Тютчева, поэтому уточняет, что по-настоящему теплые деньки придут лишь в мае. В первой части произведения поэт использует большое количество глаголов, которые обозначают действие, быстрое развитие событий. Во второй части больше прилагательных, характеризирующих саму пору года.

Анализ стихотворения Тютчева показывает, что автор в своей работе использует прием отождествления неживых объектов и явлений природы с живыми существами. Так, весну он сравнивает с молодой девушкой, а майские дни с веселыми и румяными детьми. Применение метафор позволяет провести ассоциацию весенней погоды с человеческим настроением. Приходит чистая и обновленная пора, после зимней спячки просыпается не только природа, но и зарождается надежда на новую жизнь, счастливые события, радостные и волнующие чувства.

В то же время автор, как бы со стороны, наблюдает за обновлением природы. Его молодость уже безвозвратно ушла и ему остается лишь наблюдать и любоваться вечно молодой весной, которая спешит сменить зиму и стать полноправной хозяйкой. Весна преображает окружающий мир, делает его прекрасным и чистым. Эта пора ассоциируется с юностью, беспечностью, чистотой и новой жизнью. Ручейки талого снега являются гонцами, извещающими не только о приходе тепла, но и о переменах, происходящих в душе каждого человека.

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег»). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Читайте также:  Сэс фрунзенского района анализ воды

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике, состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!») для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов: эпитеты («румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихих, теплых майских дней»), метафоры (хоровод дней, сонный брег), олицетворения («весна идет», «они гласят»), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.

Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана – землю и воду.

В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт хочет ещё многое сказать о весенней воде.

Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

В стихотворении Ф.Тютчева зима и весна олицетворены. «Зима недаром злится», Зима – «ведьма злая», бесится, злится, хлопочет, ворчит на Весну, бросает в неё снег. Весна – «прекрасное дитя», в окно стучится, гонит Зиму со двора и хохочет ей в глаза. В стихотворении смена времён года осмыслена в соответствии с народно-поэтическими представлениями как борьба двух врагов.

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег» ). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике. состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят ) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят ). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!» ) для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов. эпитеты («румяный, светлый хоровод». «молодой весны». «тихих, теплых майских дней» ), метафоры (хоровод дней, сонный брег ), олицетворения («весна идет». «они гласят» ), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Жанр этого лирического произведения – простое стихотворение. Тема стихотворения – весна, её скорый и долгожданный приход после суровой зимы. Автор описывает, как весенние воды спешат быстрей оповестить весь живой мир о приближении яркой красавицы-весны, хотят, чтобы их радость разделили и все остальные.

Стихотворение пронизано бодрым, солнечным настроением. Тютчев буквально «заражает» нас этим счастливым ожиданием пробуждения природы. Создаётся впечатление, что мы сами готовы резво мчаться, как эти воды, речки, ручейки и радовать всех весенней весточкой.

Произведение построено просто, оно состоит из трёх четверостиший, которые нельзя разделить по смыслу, они составляют единый, непрерывный рассказ о «гонцах весны».

Стихотворение звучит красиво и гармонично. Ритм чёткий, быстрый, бодрый, он помогает передать «дружное» настроение «весенних вод», гласящих складно и в унисон.

Поэт, чтобы полностью раскрыть тему и настроение стихотворения, использует различные приёмы. Например, эпитеты: «молодой весны», «тихих, тёплых дней», «румяный, светлый хоровод». Также здесь есть олицетворение: воды бегут, будят, гласят, весна идёт, она выслала гонцов. Ещё в стихотворении встречаются повторы: «Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут…», «Весна идет, весна идет…». Все эти приёмы помогают автору очень точно передать мысли и чувства.

Главная идея стихотворения – готовность всей живой природы ждать с нетерпением весны, несмотря на всё ещё белеющие снега, а это наводит на мысль, что и человек также должен уметь ждать хорошее в своей жизни, несмотря на суровые дни.

Стихотворение вызвало у меня много положительных эмоций, ты как будто на самом деле погружаешься в этот предвесенний мир и ждёшь тёплых, «румяных» дней.

источник

Четверг, 12 января 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Тютчев, стихотворение, анализ
Автор статьи: lololo
Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в семье дворян. Детство он провел в имении под названием Овстуг, которое находилось в Орловской губернии. В скором времени будущий поэт перебрался в Москву вместе с родителями и до юношеских лет обучался в домашних условиях под руководством поэта и переводчика Семена Рабича. Он обучал Федора знаниям латыни и античной лирики. К четырнадцати годам одаренный ребенок становится студентом в Московском университете.

После университета Тютчев решает развивать дипломатическую карьеру и отправляется на работу в Мюнхен, а потом и в Турин. Здесь же он встречает свою первую любовь и очень сильно скучает по своей родине. Несмотря на то что автор весьма далеко от России, он продолжает писать свои изысканные произведения.

Произведения Федора Ивановича переполнены изысканным шумом ветра, постоянным пением птиц, шелестящей листвы с деревьев, в строках переливается родниковая вода, а также завывают вьюги. Великий поэт весьма чуток к изменениям натуральной природы во время смены поры года, он способен без особенного труда отобразить словами то, что происходит вокруг него. Именно это показывает тщательный анализ произведений Ф. И. Тютчева.

Одно из основных, ключевых мест в лирике автора занимает именно пейзажная тематика. Это совсем неудивительно, так как Федор весьма любил окружающую природу и восхищался ее красотами. Так любить окружающий мир способен не каждый. Ярким представителем стихов на пейзажную тематику является шедевр, получивший название «Весенние воды». При проведении тщательного анализа произведения, сразу же становится понятно, что автор весьма чувственно относится к окружающему мира, в особенности к наступлению весенней поры года.

Во многих произведениях, написанных ранее, Федор Иванович отмечал, что зимний период для него максимально близок и нравится больше всего. Это не помешало автору красочно описать смену поры года, описать изначальное весеннее время. Создано произведение «Весенние воды» во время нахождения поэта на территории Германии. В это время он был под впечатлением от окружающего его мира, но все же смог описать особенности природы именно своей родины. В стихотворении присутствует очаровывающее настроение весны, которое свойственно ассоциациям со всего мира.

Только проведя тщательный анализ произведения, можно понять, что в стихотворении «Весенние воды» максимально точно передается атмосфера весеннего периода года. С самых первых строк читателю становится ясно, что описывается первый весенний месяц – март. Здесь сомневаться не приходится – на поле еще лежит снег, в ночное время зима по-прежнему злится и показывает свои проказы, а в дневное время с каждым днем все теплее и теплее греет солнце. Под солнечными лучами снег постепенно тает и превращается в веселые и журчащие ручейки, которые оповещают всех о приходе весенней поры года.

В произведении «Весенние воды» Ф. И. Тютчев максимально удачно использовал приемы аллитерации, поэтому стихотворение получилось максимально живым и по-особенному насыщенным.

Автор прямым текстом указывает, что вот-вот весна возьмет господство. И ему весьма знакома данная пора года, которая отличается капризностью. Он прекрасно понимает, что настоящие теплые дни придут только в мае, именно об этом он и повествует читателю.

Первая часть стихотворения «Весенние воды» имеет большое количество глаголов, которые олицетворяют определенное действие и быструю смену окружающих событий. Во второй части произведения имеется множество прилагательных, которые максимально точно передают читателю особенности весенней поры года и ее смены.

Тщательный анализ произведения дает понять, что автором в сюжете используются специфические отождествления, которые связывают неживые объекты окружающей природы и человеческие особенности. К примеру, весеннее время сравнивается с молодой девушкой, а теплые деньки в мае – это ее дети.

Стихотворение имеет большое количество метафор, которые позволяют создать ассоциацию весны и исключительного человеческого настроения. Федор Иванович дает читателю понять, что постепенно приходит чистая и уже обновленная пора года, после долгой и мучительной спячки просыпается природа. Данные события сравнимы с особенностями жизнедеятельности человека – здесь зарождается надежда, что в скором времени начнется новая жизнь, возникнут счастливые события, радость, а также новые волнующие ощущения.

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев описывает наблюдения за окружающим его миром именно в данную пору года. Он сравнивает это время с уходящей молодостью, которая покинула лирического героя безвозмездно и обратно уже ничего не вернуть. Автору остается только наблюдать за тем, как постепенно обновляется молодая весна, в спешке сменяющая зиму, она желает стать полноправной хозяйкой всего окружающего пространства.

Весеннее время способно практически полностью изменить мир, сделать его максимально красивым и чистым. Именно весна ассоциируется с ранней юностью, простой беспечностью, а также по-особенному чистой заново возникшей жизнью. В качестве гонцов, оповещающих о приходе тепла и уюта, выступают ручейки, которые указывают как на перемены в природе, так и на изменения в душе практически каждого человека.

Произведение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, состоит из трех отдельных строф, которые имеют четверостишия. Написано стихотворение с помощью четырехстопного ямба, имеющего перекрестную рифмовку.

В стихе присутствует определенная динамика – Тютчев старается передать читателю натуральную природу в виде постоянного и непрерывного движения. Такая своеобразная передача достигается благодаря использованию большого количества повторяющихся слов. Это и весна, и идет, и бежать… Здесь имеются насыщенные зарисовки, полные глаголов – шуметь, бегать, пестрить, блестеть. В произведении также сочетается прямая речь, совместно с изысканными повторениями, к примеру, «весна идет, весна идет». Чтобы одушевить весенние ручьи, используются отождествления природных явлений и сравнение их с человеческой сущностью.

Для создания по-особенному яркого образа весенней поры года, в произведении используется большое количество выразительных средств. Именно необычная художественная зоркость Федора Ивановича Тютчева и его четкость по отношению к природе позволили создать строки, которые понравились критикам того времени и современности.

Стоит рассмотреть основные использованные тропы:

Эпитет. Это и румяный осветленный хоровод, и молодая весна, и тихие теплые майские дни.

Метафора. Это и хоровод дневного времени, сонность берега.

Олицетворение. Здесь весна приходит, а они гласят.

В произведении «Весенние воды» присутствуют аллитерации, использованные с помощью согласных букв «ш» и «с». Такая особенность позволяет максимально живо понять и ощутить потоки бегущей весенней воды. Аллитерация с буквой «б» и сочетание ее с иными согласными подчеркивает изысканность наступления весеннего периода года. Скорая победа весеннего времени над зимним периодом года передается с помощью нарастающей интонации, в конце практически каждой строки присутствуют три восклицательных знака, причем во всех двенадцати строках.

источник