Меню Рубрики

Там небеса там воды ясны анализ

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • учащиеся рассказывают о фактах биографии В.А.Жуковского;
  • определяют тему и идею стихотворного текста;
  • выразительно читают наизусть стихотворения;
  • находят в стихотворении тропы и объясняют их роль в тексте.
  • Учащиеся аргументируют свой ответ в рамках данной темы;
  • пополняют свой словарный запас;
  • работают со справочным материалом.
  • Учащиеся видят и понимают красоту окружающего мира, красоту природы, изображённую в тексте;
  • оказывают помощь друг другу при выполнении заданий.

Оборудование.

  • Наглядный материал Презентация, портрет В.А.Жуковского, выставка книг В.А.Жуковского, записи на доске.
  • Раздаточный материал – ксерокопии стихотворения В.А.Жуковского (Приложение 1), справочный материал (Приложение 2), таблица и опорные слова и выражения (Приложение 3).

Подготовка к уроку.

Написать сочинение на тему «Рассвет»; повторить определения из «Литературоведческого словарика»; найти в словаре и записать в тетрадь толкование слов «приятный», «благодатный», «младой», «очи», «сманила».

Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений «Взошла заря», «Там небеса и воды ясны».

Задание для творческой группы. Подобрать материал для презентации к стихотворению «Там небеса и воды ясны».

Эпиграф к уроку:

Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой!
(В.Жуковский)

Учитель (читает стихотворные строки, записанные на доске):

1.
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

2.
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту.

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

– О чем строки, записанные на доске?

(Предполагаемый ответ: о природе)

– Определите основную мысль стихотворных текстов.

(Предполагаемый ответ: автор показывает красоту природы)

– Какому поэту принадлежат стихотворные строки?

(Предполагаемый ответ: эти строки принадлежат В.А.Жуковскому)

– Сформулируйте тему нашего урока.

(Предполагаемый ответ: красота природы в стихотворениях В.А.Жуковского)

– Запись в тетрадях темы урока: «Родная природа в стихотворениях В.А.Жуковского». (Слайд 2)

– Давайте познакомимся с отдельными фактами биографии поэта.

Рассказ учащегося с использованием презентации.

(Презентация 1.Слайды 3-12. Приложение 4)

– Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять, в чем красота истинной поэзии. Обратимся к стихотворению замечательного поэта Василия Андреевича Жуковского. Представим автора как человека и поэта и к концу урока ответим на вопрос: «Как поэт вглядывается в мир, каким он его рисует?»

Так что же главное в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, зеленое – зеленым, зарю – зарей. Вот мы наблюдаем за рассветом. Прочтите свои этюды, которые вы написали дома.

Учащиеся читают работы (3-4 работы)

– Ребята, вы замечательно справились с работой, подобрали красивые слова для описания рассвета. (Приложение 5)

Давайте послушаем, каким увидел такой же рассвет Жуковский.

Ученик читает наизусть стихотворение «Взошла заря».

– Определите тему стихотворения «Взошла заря».

(Предполагаемый ответ: стихотворение о заре, не раз воспеваемой поэтами)

– Утро, рассвет. Все еще спит. Что можно услышать на рассвете? Прочитаем строчку: «Дыханием приятным сманила сон с моих она очей».

– Слышите ли вы легкое дыхание?

– Сочетание каких согласных рождает звукообраз, передает ощущение дыхания.

(Предполагаемый ответ: сочетание согласных [с, х] передает ощущение дыхания)

– А что еще необычного в этой строке?

(Предполагаемый ответ: автор использует необычный порядок слов)

– С какой целью используется инверсия?

(Предполагаемый ответ: привлечь внимание к признаку предмета)

– Объясните, лексическое значение слова «приятный»

(Предполагаемый ответ: «приятный» – «доставляющий удовольствие»)

– Автор создает ощущение восхода зари, которая своим дыханием пробуждает человека. Мы можем не только услышать это дыхание, но и почувствовать его прохладу: «Приятное дыхание».

Ещё раз прочтите медленно эту строку, и сочетание согласных словно создаст эту волну прохладного воздуха, ощущение приятного пробуждения под воздействием дыхания зари.

– В этом стихотворении всего 2 строфы. Что такое строфа?

Какие картины можно увидеть, читая 1 строфу? 2 строфу?

– Описание природы и внутреннего состояния осуществляется с помощью слов и выражений, употребляемых в переносном значении. Вспомните, как называются слова и выражения, употребляемые в переносном значении?

– Что такое эпитет? Метафора? Сравнение? Олицетворение?

– Найдите в тексте тропы и внесите их в таблицу. (Приложение 3)

Проверка работы проводится с помощью консультантов.

– Мы слушали, осязали, теперь – видим живую картину. Жуковский заставляет нас всем существом почувствовать необыкновенную красоту зарождения нового дня. Прочитайте, каким поэт видит новый день?

(Предполагаемый ответ: «И день взлетел, как гений светлокрылой! И жизнью всё живому сердце было»)

– А что вы можете сказать о словах «благодатный, младым, очи, сманила» с

Учащиеся читают выписанные дома значения слов.

– Почему же поэт использует именно эти слова?

(Предполагаемый ответ: человек говорит такими словами, когда хочет передать свои чувства от увиденного)

– Какие же чувства он испытывает?

(Предполагаемый ответ: чувство изумления, восхищения, удивления)

– Настроение, чувства передаются в художественном произведении не только

с помощью лексики, но и с помощью интонации. Найдите в стихотворении

восклицательные предложения. Как следует их прочитать?

(Предполагаемый ответ: особенно весело, с восторгом, громче, чем все остальные предложения).

– Обратимся к эпиграфу урока. (Презентация 1.Слайд 2)

Как вы понимаете смысл слов Жуковского?

(Предполагаемый ответ: о чём бы ни писал Жуковский, где бы он ни был, он думал о родине и выражал в своих стихах чувство любви к ней)

– Давайте с вами посмотрим работу творческой группы, которая выполняла

задание по стихотворению «Там небеса и воды ясны».

– Стихотворение В.А.Жуковского «Там небеса и воды ясны» вдохновило нас на создание презентации, которую мы назвали «Как сладко мне воспоминание». В презентации мы постарались показать картины родной природы, которые представляли себе, читая стихотворение.

Ученик читает наизусть стихотворение «Там небеса и воды ясны».

Письменно ответить на вопрос: «Как поэт вглядывается в мир, каким он его рисует?»

Для ответа используйте опорные слова и выражения. (Приложение 3)

величайший мастер слова; в центре внимания; художник охвачен вдохновением; остановил мгновение; в его воображении; богатство переживаний передано в. ; особенность поэтики Жуковского; стихотворение поражает своими открытиями.

– Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо за урок! (Выставление оценок)

Из стихотворения «Там небеса и воды ясны» выписать тропы.

Письменно ответить на вопрос: Какое впечатление произвело на вас стихотворение В.Жуковского «Там небеса и воды ясны»?

источник

  • Авиация (121)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (19)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1765)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (60)
  • Дальние страны (843)
  • ДИНАСТИИ (6)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (473)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (731)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (243)
  • Земля (99)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (463)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1622)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (905)
  • Книги для детей (235)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (179)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (175)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (389)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (41)
  • Москва (70)
  • Музеи (115)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (85)
  • НАУКА (415)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (229)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (178)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (705)
  • Праздники (31)
  • Притчи (33)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (76)
  • Птицы (181)
  • Растения (82)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (98)
  • Россия (932)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (104)
  • Символы (121)
  • Скульпторы (32)
  • СЛОВАРЬ (15)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1257)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (322)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (417)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (184)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (662)
  • ЦВЕТЫ (39)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (678)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (201)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Василий Андреевич Жуковский

Стихотворение «Там небеса и воды ясны. », датированное осенью 1816 года, представляет собой вольный перевод романса «Combien j’ai douce souvenance…», принадлежащего перу французского писателя-романтика Франсуа Рене де Шатобриана и входящего в его новеллу «Приключения последнего Абенсерага». При жизни Жуковского произведение напечатано не было. Первая публикация относится к 1853 году, когда текст появился на страницах журнала «Москвитянин». Оригинальный романс «Combien j’ai douce souvenance…» — обработка лирического произведения одного из французских поэтов-трубадуров двенадцатого столетия.

Перевод Жуковского «Там небеса и воды ясны. » имеет мало общего с первоисточником. Василий Андреевич отказался от пятой строфы, которая была в романсе Шатобриана, убрал все французские реалии и обращения к конкретному лицу. В результате у него получилось пронзительное стихотворение, проникнутое любовью к родине и русской природе. По мнению литературоведов, в произведении нашли отражение пейзажи села Мишенского Белевского уезда Орловской губернии – малой родины Жуковского. Поэт рисует идиллическую картину – ясные воды и небеса, сладкогласные песни птиц, спокойный пруд, по берегам которого растут ивы. Лирический герой с любовью и нежностью описывает родные и бесконечно дорогие сердцу места. По верному замечанию историка литературы Веселовского, «Там небеса и воды ясны. » — «так задушевно, так веет тоской по родной русской деревне». При этом ученый отмечает, что объединяет перевод Жуковского с романсом «Combien j’ai douce souvenance…»: «…и тон, и лирическая форма подслушаны у Шатобриана». В ноябре 1816 года Василий Андреевич полностью привел текст стихотворения «Там небеса и воды ясны. » в письме, адресованном Авдотье Петровне Елагиной – его крестной. Произведение сопровождалось небольшим пояснением. В нем поэт признавался, что «давно начал стих к родине, в подражание Шатобриану».

К творчеству французского романтика Жуковский обращался несколько раз. Он переводил не только его стихотворные, но и прозаические произведения. В их числе – «Образ жизни и нравы рыцарей», «Падение Ниагары», «Путешествие Шатобриана в Грецию и Палестину». В 1821 году писатели познакомились в Берлине. Согласно свидетельствам современников, встречи Жуковского и Шатобриана были часты. По воспоминаниям Карамзина, Василий Андреевич с большой симпатией относился к французскому коллеге.

источник

Стихотворение “Там небеса и воды ясны. ”, датированное осенью 1816 года, представляет собой вольный перевод романса “Combien j’ai douce souvenance…”, принадлежащего перу французского писателя-романтика Франсуа Рене де Шатобриана и входящего в его новеллу “Приключения последнего Абенсерага”. При жизни Жуковского произведение напечатано не было. Первая публикация относится к 1853 году, когда текст появился на страницах журнала “Москвитянин”. Оригинальный романс “Combien j’ai douce souvenance…” – обработка лирического произведения

одного из французских поэтов-трубадуров двенадцатого столетия.

Перевод Жуковского “Там небеса и воды ясны. ” имеет мало общего с первоисточником. Василий Андреевич отказался от пятой строфы, которая была в романсе Шатобриана, убрал все французские реалии и обращения к конкретному лицу. В результате у него получилось пронзительное стихотворение, проникнутое любовью к родине и русской природе. По мнению литературоведов, в произведении нашли отражение пейзажи села Мишенского Белевского уезда Орловской губернии – малой родины Жуковского. Поэт рисует идиллическую картину – ясные воды и небеса, сладкогласные

песни птиц, спокойный пруд, по берегам которого растут ивы. Лирический герой с любовью и нежностью описывает родные и бесконечно дорогие сердцу места. По верному замечанию историка литературы Веселовского, “Там небеса и воды ясны. ” – “так задушевно, так веет тоской по родной русской деревне”. При этом ученый отмечает, что объединяет перевод Жуковского с романсом “Combien j’ai douce souvenance…”: “…и тон, и лирическая форма подслушаны у Шатобриана”. В ноябре 1816 года Василий Андреевич полностью привел текст стихотворения “Там небеса и воды ясны. ” в письме, адресованном Авдотье Петровне Елагиной – его крестной. Произведение сопровождалось небольшим пояснением. В нем поэт признавался, что “давно начал стих к родине, в подражание Шатобриану”.

К творчеству французского романтика Жуковский обращался несколько раз. Он переводил не только его стихотворные, но и прозаические произведения. В их числе – “Образ жизни и нравы рыцарей”, “Падение Ниагары”, “Путешествие Шатобриана в Грецию и Палестину”. В 1821 году писатели познакомились в Берлине. Согласно свидетельствам современников, встречи Жуковского и Шатобриана были часты. По воспоминаниям Карамзина, Василий Андреевич с большой симпатией относился к французскому коллеге.

Читайте также:  Срок хранения воды для анализа

Анализ стихотворения Жуковского “Цветок”Мария Андреевна Протасова – единственная любовь в жизни Жуковского и адресат большей части его любовной лирики. Знаменитый поэт познакомился с ней в 1805 году. Тогда.

Анализ стихотворения Жуковского “Приход весны”Короткое стихотворение “Приход весны” создано Жуковским в 1831 году. Его первая публикация состоялась гораздо позже – примерно через сорок лет. Миниатюру напечатал историко-литературный журнал “Русский.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Как небеса, твой взор блистает…”Лермонтов написал это стихотворение на Кавказе, когда там служил, в 1837 – 1841 гг. Кавказская природа и события, там происходившие, воодушевление удаленностью от Родины заставляют.

Анализ стихотворения “Весны приход” Жуковского В. АРусские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные ландшафты России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и поэт.

Анализ стихотворения “Песня” Жуковского“Песня” (1811). Стихотворение написано после отказа Ека­терины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения — меланхолическая. Лирический.

Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние воды”Стихотворение “Весенние воды” можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы.

Анализ баллады Жуковского “Лесной царь”Вплоть до 1808 года Жуковский в кругах просвещенных считался человеком одаренным, но далеко не первостепенным поэтом. В почете были другие авторы – Богданович, Державин, Дмитриев.

Анализ стихотворения “Невыразимое” Жуковского“Невыразимое” (1819). Пафос элегии — утверждение роман­тических идеалов, исследование внутреннего мира человека. По­эт видит, что не все можно выразить словесно, “присутствие Создателя в созданье” невозможно.

Анализ стихотворения Пушкина “К портрету Жуковского”Произведение, появившееся в 1818 г., является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе.

Анализ стихотворения Жуковского “Ночь”Пейзажная тема представляла особый интерес для поэтов-романтиков: не ограничиваясь исключительно художественными задачами, в изображении природной зарисовки они отражали внутреннее состояние героя. В произведении Жуковского 1823.

источник

Стихотворение «Там небеса и воды ясны. », датированное осенью 1816 года, представляет собой вольный перевод романса «Combien j’ai douce souvenance…», принадлежащего перу французского писателя-романтика Франсуа Рене де Шатобриана и входящего в его новеллу «Приключения последнего Абенсерага». При жизни Жуковского произведение напечатано не было. Первая публикация относится к 1853 году, когда текст появился на страницах журнала «Москвитянин».

Оригинальный романс «Combien j’ai douce souvenance…» — обработка лирического произведения одного из французских поэтов-трубадуров двенадцатого столетия.

Перевод Жуковского «Там небеса и воды ясны. » имеет мало общего с первоисточником. Василий Андреевич отказался от пятой строфы, которая была в романсе Шатобриана, убрал все французские реалии и обращения к конкретному лицу. В результате у него получилось пронзительное стихотворение, проникнутое любовью к родине и русской природе. По мнению литературоведов, в произведении нашли отражение пейзажи села Мишенского Белевского уезда Орловской губернии — малой родины Жуковского.

Поэт рисует идиллическую картину — ясные воды и небеса, сладкогласные песни птиц, спокойный пруд, по берегам которого растут ивы. Лирический герой с любовью и нежностью описывает родные и бесконечно дорогие сердцу места. По верному замечанию историка литературы Веселовского, «Там небеса и воды ясны. » — «так задушевно, так веет тоской по родной русской деревне». При этом ученый отмечает, что объединяет перевод Жуковского с романсом «Combien j’ai douce souvenance…»: «…и тон, и лирическая форма подслушаны у Шатобриана».

В ноябре 1816 года Василий Андреевич полностью привел текст стихотворения «Там небеса и воды ясны. » в письме, адресованном Авдотье Петровне Елагиной — его крестной. Произведение сопровождалось небольшим пояснением. В нем поэт признавался, что «давно начал стих к родине, в подражание Шатобриану».

К творчеству французского романтика Жуковский обращался несколько раз. Он переводил не только его стихотворные, но и прозаические произведения. В их числе — «Образ жизни и нравы рыцарей», «Падение Ниагары», «Путешествие Шатобриана в Грецию и Палестину». В 1821 году писатели познакомились в Берлине.

Согласно свидетельствам современников, встречи Жуковского и Шатобриана были часты. По воспоминаниям Карамзина, Василий Андреевич с большой симпатией относился к французскому коллеге.

Анализ баллады Жуковского «Лесной царь»Вплоть до 1808 года Жуковский в кругах просвещенных считался человеком одаренным, но далеко не первостепенным поэтом. В почете были другие авторы — Богданович, Державин, Дмитриев. Василий Андреевич кардинально изменил сложившуюся. .

Анализ стихотворения Пушкина «К портрету Жуковского»Произведение, появившееся в 1818 г., является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе, передающей романтически мечтательный характер литератора. .

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен. .

Анализ стихотворения Жуковского «Сельское кладбище»У стихотворения «Сельское кладбище» Василия Жуковского очень богатая и необычная история. Его первый вариант был создан в 1801 году, и является русскоязычным переводом одноименного произведения английского поэта Томаса Грея. Стоит. .

Анализ стихотворения Жуковского «Воспоминание»Стихотворная миниатюра — жанр, к которому нередко обращались поэты пушкинской эпохи. Малый объем произведения диктует свои правила: смысловая емкость лексики, символизация образов и деталей, афористичность стиля и особая роль пунктуационного. .

Анализ стихотворения Жуковского «Перчатка»К одноименной балладе Шиллера обращался не только Жуковский: в 20-30 гг. XIX вв. появилось несколько переводов стихотворного текста немецкого автора. Переложение Жуковского, увидевшее свет в 1831 г., считается наиболее близким. .

Анализ стихотворения Жуковского «Цвет завета»Василий Жуковский являлся не только наставником великой княгини Марии Федоровны, которой впоследствии суждено было стать русской императрицей, но и имел титул придворного поэта. Именно по этой причине он вынужден был. .

Анализ стихотворения Жуковского «Ивиковы журавли»В 1813 г. поэт перевел с немецкого балладу Шиллера, в основу которой лег архаический сюжет о возмездии за убийство, наступающем при содействии персонажей из мира природы — растений, животных, птиц. .

Замысел «Книги повестей для юношества» ЖуковскогоСамо стремление обоих поэтов воздействовать с помощью эпоса на дух современного общества связано с созданием нравственно-политических проповедей. Поэтому перевод «Одиссеи» был для Жуковского не только стремлением познакомить русских читателей с. .

Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок»Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах «Птички», «Котика и козлика» явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры. .

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского«Невыразимое» . Пафос элегии — утверждение роман­тических идеалов, исследование внутреннего мира человека. По­эт видит, что не все можно выразить словесно, «присутствие Создателя в созданье» невозможно объяснить: Но то, что слито. .

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского«Певец во стане русских воинов» . Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тару­тином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во вре­мя Бородинского сражения. П. А. Плетнев. .

Значение ЖуковскогоЗначение Жуковского заключается прежде всего в том, что он внес новые темы в русскую поэзию. В его творчестве внутренний мир человека, его душевные переживания, чувства, настроения составляют основное содержание. Другая. .

Сочинение: Тематика и образы романтической поэзии В. А. ЖуковскогоМесто Василия Андреевича Жуковского в истории отече­ственной литературы определяется в первую очередь тем, что он, наряду с Константином Николаевичем Батюшковым, явился непосредственным предшественником Александра Сергеевича Пушкина и провозвестником пушкинского пери­ода. .

Сочинение: Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В. А. Жуковского «Светлана»Своеобразие творчества Василия Андреевича Жуковского состоит в том, что он стал основоположником романтизма в русской поэзии, одним из первых направил ее внимание к пе­редаче душевных переживаний частного человека, сообщив ей. .

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Жуковский — новатор в области балладного жанра, создатель национальной балладыВ Западной Европе к началу XIX века жанр баллады был очень популярен. Баллады писали выдающиеся авторы: в Англии и Шотландии — Уильям Блейк, Роберт Бернс, Уильям Вордс­ворт, Вальтер Скотт, Сэмюэль. .

Анализ стихотворения Пушкина «Черная шаль»Стихотворение «Черная шаль» впервые было опубликовано в «Сыне отечества». Финальный черновик его датирован ноябрем 1820 года. Создавалось оно во время пребывания Пушкина в Молдавии. В Кишиневе поэт находился на службе. .

Романтическая поэзия В. А. ЖуковскогоНам с детства известен В. А. Жуковский — автор знаменитых баллад «Лесной царь», «Перчатка», «Кубок», «Светлана» и многих других. Позже мы узнали о том, что почти все они были переведены. .

Анализ стихотворения Родина М — Ю — ЛермонтоваПодготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения «Родина» М. Ю. Лермонтова Любовь к Родине — это чувство, которое живет в сердце каждого русского человека. Ведь невозможно не любить прекрасные уголки родной земли. .

А. С. Пушкин. К портрету Жуковского. Можно ли считать стихотворение, адресован­ное портрету, посланием?1. Можно ли считать стихотворение, адресован­ное портрету, посланием? В какой-то мере можно считать это сти­хотворение посланием. Уже в самом заго­ловке присутствует необходимое для дан­ного жанра обращение к конкретному ад­ресату. Содержание. .

Подробный анализ стихотворения «Песнь о собаке»Есенин в своих стихах большое внимание уделяет животным. Он говорит, что «братьев меньших я никогда не бил по голове». Поэт, как никто другой, душевно и ярко писал о животных. Ему. .

Анализ стихотворения «Завещание»Перед смертью умирающий офицер высказывается о наболевшем: вся его жизнь была трагична. Неудачи и трагедии преследовали его: родители, вероятно, умерли; офицер уверен, что он нелюбим. Поэтому смыслом своей жизни он. .

Баллада Жуковского СветланаОстановимся на балладе Жуковского «Светлана» . Она представляет собой попытку поэта создать самостоятельную русскую народную балладу. Но народность в начале XIX века понималась поэтами, тесно связанными с сентиментализмом, с одной. .

Анализ стихотворения Фета «Перекресток, где ракитка…»1842 годом датированы поэтические тексты, составившие небольшой цикл «Гадания». Заглавие отражает основную тему стихотворений — святочные забавы, участницами которых становятся молодые девушки. Тематика цикла восходит к знаменитой «Светлане» Жуковского, а. .

Анализ стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман…»Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» принято связывать с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. С ней Пушкин познакомился во время пребывания в Одессе. Ее портреты долгое время украшали поля рукописей поэта. Под имением. .

Роль значение баллад в литературеМы знаем, что Жуковский посетил Пушкина в лицее и высказал свои большие надежды на то, что Александр Сергеевич станет «гордостью русской словесности», а также подарил поэту свой портрет. Он помогал. .

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан»Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над. .

Анализ стихотворения Фета «Ива»В поэтическом тексте 1854 г. классическая тема любовного свидания служит отправной точкой для развития лирического сюжета. Его основная часть посвящена описанию дерева, под которым присела гуляющая пара. Внимательный созерцатель увлечен. .

Анализ стихотворения «Письмо к матери» ЕсенинаПисьмо к матери Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери — Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома. .

Особое эстетическое переживание в элегиях ЖуковскогоЭлегическое творчество Жуковского создало особый эстетический мир, главный отличительный признак которого — меланхолия. Меланхолия — это нравственно-эстетическое восприятие действительности, нравственно-эстетическая оценка. Меланхолия не отождествляется ни с красотой, ни с трагическим. .

Анализ стихотворения Пушкина «Пирующие студенты»Шуточное стихотворение «Пирующие студенты» написано Пушкиным во время обучения в Царскосельском лицее. Согласно воспоминаниям Пущина, Александр Сергеевич сочинил его, когда лежал в лазарете. Друзья пришли навестить поэта, тогда же состоялось. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Они любили друг друга…»Стихотворение «Они любили друг друга так долго и нежно…» — прекрасный образец позднего творчества Лермонтова. Работу над ним поэт вел накануне своей трагической гибели. По положению в записной книжке литературоведы. .

Анализ стихотворения Некрасова «Красавице»Произведения первой поэтической книги Некрасова выдержаны в русле романтической тематики. Текст 1839 г. поддерживает общую тенденцию, разделяя художественное пространство на земной мир и «дивную сторону», где обитают высокая поэзия, радость. .

Читайте также:  Сроки проведения анализов сточных вод

Анализ стихотворения Пастернака «Разлука»В период с 1945 по 1955 год Пастернак работал над романом «Доктор Живаго», который стал его главным прозаическим произведением. Книга удостоилась Нобелевской премии по литературе, за которую писатель подвергся жестокой. .

Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. ЖуковскогоВопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое отношение к смерти, переходу из одного состояния в другое. И. .

Анализ стихотворения: Тихая моя родинаН. Рубцов — стихотворение «Тихая моя родина!» В этом стихотворении лирический герой возвращается на свою родину, в край, где он не был много лет. Все ему здесь близко и знакомо. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…»Стихотворение «Прекрасны вы, поля земли родной…» датируется осенью 1831 года и относится к раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял. .

Анализ стихотворения «Тоска по Родине»Тема родины часто поднимается в творчестве русских поэтов. Марина Цветаева не стала исключением. Одно из ее самых чувственных стихотворений про родину — «Тоска по родине!». В тот период жизни, когда. .

Анализ стихотворения Блока «В фантазии рождаются порою…»Сборник «Ante Lucem» включает в себя около восьми десятков стихотворений, созданных Блоком в период с 1898 по 1900 год. По этим произведениям видно, что поэтические взгляды юного Александра Александровича еще. .

Анализ стихотворения Маяковского «Ты»В поэме «Люблю», датированной 1922 г., представлена лирическая автобиография Маяковского. Повзрослевший герой, «бездомный», «глазастый» и дерзкий, пугает «дамье», недалекие представительницы которого сторонятся странного нахала. Непонятый и одинокий, он являет миру. .

источник

Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой.

Ты помнишь ли, как под горою,
Осеребряемый росою,
Белелся луч вечернею порою
И тишина слетала в лес
С небес?

Ты помнишь ли наш пруд спокойный,
И тень от ив в час полдня знойный,
И над водой от стада гул нестройный,
И в лоне вод, как сквозь стекло,
Село?

Там на заре пичужка пела;
Даль озарялась и светлела;
Туда, туда душа моя летела:
Казалось сердцу и очам —
Все там.

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 20 строк)
Размер: разностопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа — 5 строк, пятистишие.
Рифмы: ясны-сладкогласны-прекрасны-тобой-Душой.
Рифмовка: ABBCD

2-я cтрофа — 5 строк, пятистишие.
Рифмы: горою-росою-порою-лес-небес.
Рифмовка: AAABB

3-я cтрофа — 5 строк, пятистишие.
Рифмы: спокойный-знойный-нестройный-стекло-Село.
Рифмовка: AAABC

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа — это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) — самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы — последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа — пеон — четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон — пеон с ударением на первом слоге, второй пеон — с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон — ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер — это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма — это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка — это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

источник

Анализ портрета А. С. Пушкина работы О. Кипренского. В. А. Жуковский «Там небеса и воды ясны!»

В работе использованы стихи Александра Пушкина, Александра Городницкого, В. Жуковского, картины О. Кипренского, И. Репина, музыка Чайковского.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Анализ портрета А. С. Пушкина работы О. Кипренского. В. А. Жуковский «Там небеса и воды ясны!»»

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

С годами живопись становится нужнее,

Все остальное ускользает и течет.

Стареет сцена и театры вместе с нею,

Кино и музыка иные, что ни год.

Одна лишь живопись внушает нам надежду, Что неизменными останутся всегда

И эти складки у пророка на одежде,

И эта серая в промоинах вода.

И мироздания распавшиеся звенья Соединяются в музейной тишине,

Где продлеваются летящие мгновенья, Запечатленные на сером полотне.

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и лёгкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть её изобразила?

С усилием поймать удастся вдохновенью …

Но льзя ли в мёртвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать ?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

В Третьяковской галерее висит портрет В. Жуковского, написанный в 1816 году Орестом Адамовичем Кипренским. Пушкин писал:

— Что за прелесть … небесная его душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким ещё!

29 января (10 февраля) 1783 года в селе Мишенском, что в трёх верстах от уездного города Белёва Тульской губернии, появился на свет мальчик. Родители его – помещик Афанасий Иванович Бунин и пленная турчанка Сальха, при крещении получившая имя Елизавета Дементьевна. Крёстным отцом стал Андрей Григорьевич Жуковский – небогатый помещик из Украины, полудруг, полуслужащий в доме Буниных; крёстной матерью – 15 летняя Варвара Бунина, сестра мальчика по отцу.

Имя младенцу дали Василий (по-гречески – царь), записали так: Василий Андреевич Жуковский.

Марья Григорьевна, жена Бунина, приняла мальчика в своём доме, полюбив его, воспитывала вместе со своими внучками. Так среди девочек, в тишине и раздолье барской России, под благословением Оки начал свою жизнь будущий поэт.

Незаконное происхождение наложило определенный отпечаток на характер мальчика. Он был очень скромным, лишённым кичливости, высокомерия, барства.

Неброская красота природы в окрестностях Мишенского, тишина и спокойствие этих мест навсегда запали в душу поэта.

Чайковский «Времена года: Октябрь. Осенняя песня»

Там песни птичек сладкогласны!

О родина, все дни твои прекрасны!

Где б ни был я, но всё с тобой

Ты помнишь ли, как под горою,

Белелся луч вечернею порою

Ты помнишь ли наш пруд спокойный,

И тень от ив в час полдня знойный,

И над водой от стада гул нестройный,

И в лоне вод, как сквозь стекло,

Даль озарялась и светлела;

Туда, туда душа моя летела;

В 1800 году В.А. Жуковский блестяще окончил Благородный пансион при Московском университете, его имя было записано на золотую доску.

Служба в Конторе соляных дел была недолгой: мечтательного юношу манила другая страсть – поэзия. В апреле 1802 года он приезжает домой, в Мишенское. Здесь, по русским полям и холмам, он бродил и сочинял. Кудрявый, с мечтательными глазами, он прочитал друзьям перевод элегии английского поэта Т. Грея “ Сельское кладбище ” и вызвал всеобщий восторг. Элегия была длинна, певуча, наполнена чистой и прекрасной печалью. Поэт сумел выразить своё “ в чужом ” . На деревенском кладбище спят “ поселяне ” , люди безвестные, но, может быть, и неведомые гении, так и ушедшие, не проявив себя, как уйдёт и сам юный певец этого кладбища, томно бродящий близ реки.

… Здесь пепел юноши безвременно сокрыли;

Что слава, счастие, не знал он в мире сём.

Но музы от него лица не отвратили

И меланхолии печать была на нём.

Он кроток сердцем был, чувствителен душою –

Чувствительным творец награду положил.

Дарил несчастных он чем только мог – слезою,

В награду от творца он друга получил.

Прохожий, помолись над этою могилой;

Он в ней нашёл приют от всех земных тревог,

Здесь всё оставил он, что в нём греховно было,

С надеждою, что жив его спаситель – Бог.

отрывок из элегии “Сельское кладбище”

Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее [8 января]. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал.

Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож [Портрет маслом работы Василевского, 1815 г.]. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина [Экзамен при переходе с младшего курса на старший происходил публично 8 января 1815 г. Пушкин, по рекомендации Галича, написал для чтения на экзамене стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», где и читал его]. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом . Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять. Меня искали, но не нашли.

Пушкин, из Воспоминаний о 1815-1817 гг.

И. Е. Репин. Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года. 1911 г.

источник

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Репетитор
читают сейчас

Сказки
читают сейчас

Горе от ума
читают сейчас

Репетитор
читают сейчас

Важное приобретение
читают сейчас

Нет! Еще любовный голод.
читают сейчас

К Алине
читают сейчас

Снегурочка
2 минуты назад

Стихотворения
2 минуты назад

ИЗ Петрарки (Когда она вош.
2 минуты назад

источник

Тема урока : Произведения В. А. Жуковского. Стихотворение «Там небеса и воды ясны…»

УМК «Начальная школа 21 века», 4 класс

— продолжить введение детей в мир творчества В. А. Жуковского, обогащая их читательский опыт и помогая становиться полноценным читателем.

— обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения В. А. Жуковского «Там небеса и воды ясны…»;

— помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);

— исследовать особенности содержания, языка художественного произведения;

— вывести детей на позицию автора;

— формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;

— обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;

— реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения В. А. Жуковского «Там небеса и воды ясны…»;

— развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;

— воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии В. А. Жуковского;

— воспитывать любовь к русской природе, к малой родине;

— способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Оборудование: портрет В. А. Жуковского, калька, напечатанные слова (душа, лоно вод, зной, знойный, сладкогласны, осеребряемый росою, пичужка, гул нестройный, очи, небеса, словарик настроений, словари толковый, синонимов, антонимов, словообразовательный, этимологический, модель произведения (жанр, тема произведения), выставка книг по теме «Певцы родной природы», дневники для взаимопроверки и самопроверки выразительности чтения.

  1. Психологический настрой учащихся.

2. Подготовка к восприятию стихотворения.

Его стихов пленительная сладость,

Пройдёт веков завистливую даль.

Такими словами сопровождал творчество В. А. Жуковского А. С. Пушкин. И действительно, произведения этого автора радуют нас своей красотой уже более 150 лет.

— Какие книги В. А. Жуковского вы нашли в ваших домашних библиотеках? Давайте рассмотрим выставку книг.

(Обзор выставки представляет одна ученица: сегодня на выставке книг представлены 4 сборника произведений В. А. Жуковского –

1 сборник стихов и загадок под названием «Жаворонок» (издательство «Детская литература», серия «Мои первые книжки», рисунки Высотской),

2 сборник только стихотворений , он так и называется «Стихотворения» (издательство «Советская Россия», рисунки Белюкина),

3 сборник стихов и сказок под названием «Мальчик с пальчик» (издательство «Детская литература», серия «Читаем сами», рисунки Пименова),

4 сборник под названием «Стихотворения, поэмы, проза» собрал произведения В. А. Жуковского разных жанров: это стихотворения, баллады, загадки, сказки. ?

современная энциклопедия начальной школы, в которой есть биография В. А. Жуковского и его стихотворения,

хрестоматия для начальной школы (2-4 классы) содержит стихи, сказки, загадки и баллады.

Таким образом, мы видим, что В. А. Жуковский писал произведения разных жанров: стихотворения, баллады, загадки, сказки, поэмы, свои книги он иногда иллюстрировал сам, так как был ещё и великолепным рисовальщиком

— Ребята, расширить список книг В. А. Жуковского вы сможете, посетив школьную и городскую библиотеки.

— А теперь давайте вспомним произведения поэта, с которыми вы познакомились на прошлом уроке литературного чтения (Стихотворение «Вечер», загадки о природе) .

Выразительное чтение у доски стихотворения В. А. Жуковского «Вечер», загадок. Оценка выразительности чтения.

  • Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня нас порадует встреча с новым произведением В. А. Жуковского «Там небеса и воды ясны…»

3. Первичное восприятие стихотворения В. А. Жуковского «Там небеса и воды ясны…»

а) Чтение стихотворения учителем наизусть.

4. Проверка первичного восприятия.

— К какому жанру можно отнести это произведение? (Это стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, в нём есть ритм и рифмы)

Да, действительно, это стихотворение, и написано оно было В. А. в 1816 году.

— О чём оно? Какова тема стихотворения? (О родине, о красоте русской природы).

(Да, очень понравилось, потому что … ).

— Какие чувства вызвало? (Чувства разные: восхищение, радость, печаль)

5. Чтение и анализ текста стихотворения (чтение, выяснение особенностей жанра, формы, языка произведения, определение авторской позиции, выразительное чтение, самопроверка и самооценка)

— Как можно понять, что детство поэта прошло в деревне? (По смыслу)

Жуковский пишет стихотворение о своей малой родине. Мы знаем, что он родился в деревне Мищенское Тульской губернии, поэтому картины природы из детства запали навсегда ему в душу)

-Как он передал свои чувства? (Интонацией)

-В какой строфе заключена главная мысль этого стихотворения? (В 3 строфе – О родина, все дни твои прекрасны!)

— Перечитайте стихотворение самостоятельно, обратите внимание на форму стиха, на ритмический рисунок стихотворения. (Форма стиха особая – пятистишие, 5 строка неполная, но рифма сохранена, строфы рифмуются тоже особо: 1, 2, 3, а потом 4 и 5.

-Сколько частей в этом стихотворении? Почему вы так решили?

— Какие картины описал автор?

· Словесное рисование образа «Мороза — воеводы».

· Подготовка к выразительному чтению.

— Чем отличается выразительное чтение?

(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)

— — У каждого чтеца есть свои «инструменты». Какие?
(Дыхание, голос, дикция)

— Стань прямо, спокойно, не напрягаясь.

— Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии.
Вдох на 1 — 5

Выдох на 1 — 5 раскрыв рот, как бы на звуке — а –

— Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу — фу -, а
потом каждую свечу, прерывая дыхание — фу -, — фу -, — фу -, — фу -, — фу.

— Жужжим без перерыва, а потом с перерывом.

— Прочитаем на одном дыхании предложение, а потом, выделяя одно из слов:
Мама мыла раму.

Мама мыла раму. Мама мыла раму. Мама мыла раму.

Составление партитуры текста — употребление всех средств выразительности, необходимых для чтения текста. Работа над интонацией.Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения.
Тон при чтении.
Темп медленный.

Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические
в середине строк.

Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого.

Индивидуальное чтение текста строфами.

Слушание записи образца чтения.

Выразительное чтение на оценку.

Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради.

Проверка выполнения заданий в тетради (чтение, комментирование, объяснение ответов).

Рекомендации для самостоятельной работы дома (несколько вариантов).

(назвать произведение, указать жанр, тему, выразить своё отношение к прочитанному)

Все свои ответы ученики должны подтверждать чтением отрывков из произведения

— Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии, исследовали
структуру, тему, специфику литературной формы (жанра),
содержание, язык произведения;

— реализовали систему работы над навыком выразительного чтения
стихотворения;

Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям? Ответьте на вопросы:

19. Вот и подошёл к концу наш урок. Солнышко по — прежнему с улыбкой смотрит
на вас. Ему интересно не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные
солнышки — весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое
соответствует вашему настроению. Спасибо за работу! До свидания!

источник