Меню Рубрики

Сияет солнце воды блещут анализ тютчев

Урок литературы в 9-м классе по теме «Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»»

Цель урока: научить анализировать поэтическое произведение.

Образовательные задачи урока: обучение анализу поэтического произведения, изучение литературоведческих терминов, обучение самостоятельной работе со словарём;

Развивающие задачи урока: развитие речи учащихся;

Воспитательные задачи урока: эстетическое воспитание, воспитание читательских вкусов, интереса к поэзии.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, тетради, Краткий словарь литературоведческих терминов Л.И.Тимофеевой, С.В.Тураева.

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем изучению стихотворения Ф.И.Тютчева “Сияет солнце, воды блещут…”, на основе которого мы попытаемся научиться анализировать поэтическое произведение.

Итак, тема нашего урока: “Обучение анализу поэтического произведения” (Слайд “Тема урока”)

Цели урока: Развитие интереса к поэзии, творчеству Ф.И.Тютчева, развитие речи учащихся, обучение анализу поэтического произведения, умению находить в тексте языковые средства выразительности. (Слайд “Цели урока”)

Наш урок состоит из двух взаимосвязанных частей.

1-я часть урока – повторение изученного материала. Отвечая на мои вопросы, вы повторите и закрепите ранее изученный материал, связанный с личностью Ф.И.Тютчева.

Учитель: Ребята, как бы вы несколькими словами ответили на вопрос: Кто такой Фёдор Иванович Тютчев?

— Ф.И.Тютчев – выдающийся русский поэт первой половины 19 века. Многие годы проведший на дипломатической службе за границей, он стяжал себе славу поэта-мыслителя, родоначальника русской философской лирики.

(Слайд “Родители и маленький Тютчев”)

Учитель: Расскажите о родителях поэта и его детстве.

— Отец Тютчева, Иван Николаевич, был глубоко образованным человеком, он окончил Греческий корпус. Дом Тютчевых был всегда открыт для многочисленных гостей, которых встречал Иван Николаевич, радушный и щедрый хозяин, человек рассудительный, со спокойным, здравым взглядом на вещи. Особыми талантами он не обладал, но глубоко уважал людей, более одарённых, чем он.

Фёдор Иванович Тютчев был очень худым, маленького роста, и этим он не был похож на своего отца. Общего у них было одно благодушие. Зато он очень походил на мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого телосложения, с фантазией, развитой до болезненности.

В семье господствовал французский язык. Не только говорили по-французски, но и переписка родителей с детьми и детей между собой велась исключительно на французском языке. Но мать поэта хорошо знала русские обычаи, читала псалтырь и часослов.

Маленького Тютчева в семье все любили и баловали. С детства он невзлюбил принуждения, тяжёлый труд. Он был способным мальчиком и учился очень хорошо и легко. Это не было для него трудом, а было потребностью в знаниях.

В 1821 году Тютчев окончил словесное отделение Московского университета.

Учитель: Ребята, чтобы лучше понять творчество того или иного писателя или поэта, порой нужно познакомиться с его внутренним миром, его личной жизнью. Поступив на службу в коллегию иностранных дел, он с дипломатической миссией уезжает в Мюнхен.

Учитель: Ребята, кто эта женщина?

— Это немка Элеонора Петерсон, жена Ф.И.Тютчева. Она была старше поэта на 4 года, у неё было четверо детей от первого брака. Элеонора обожала Тютчева. А он говорил: “Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею,- в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”. У Тютчевых было уже 3 детей, когда Ф.И. влюбляется в жену барона Дернберга Эрнестину. Элеонора пытается покончить с собой, а он любит и ту, и другую.

В мае 1838 года Элеонора вместе с детьми ехала на пароходе к мужу. Случился пожар, и она, босая, полуодетая выносила детей из огня. Волнение и простуда сделали своё дело: через 3 месяца она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева, он поседел в одну ночь.

Учитель: А кто эта женщина?

— В 1839 году Тютчев женился на овдовевшей Эрнестине Фёдоровне, женщине деликатной и сдержанной. Она обожала своего Теодора.

(Слайд “Елена Александровна Денисьева”)

Учитель: Что вы знаете об этой женщине?

— Елена Александровна Денисьева родилась в Курске. Воспитывалась она в Смольном институте под присмотром тётушки Анны Дмитриевны Денисьевой, старшей инспектрисе института.

Старшие дочери Тютчева, Анна и Екатерина, учились вместе с Еленой, дружили, и на первых порах приглашали её на чашку чая.

Роман Тютчева с Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было 24 года, а ему 47 лет. Через 15 лет поэт напишет: (Прочитать стихи с экрана).

Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал, разгоревшийся в 1851 году перед самым выпуском Елены из института. Отец её проклял. Двери многих домов навсегда закрылись перед нею. От полного отчаяния её спасала только безмерная любовь к Тютчеву. Она прощала ему всё: жизнь на 2 семьи, его эгоистичность, вспыльчивость, невнимательность к ней и полухолодность и даже то, что приходилось лгать детям, отвечая на вопрос: “Почему папа обедает с нами только 1 раз в неделю?”- “Папа занят на службе” До конца дней Елена называла Ф.И. “мой Боженька”. Елена Александровна умерла в 1864 году, похоронена она на Волковом кладбище.

Учитель: Большой цикл стихотворений Тютчева получил название “денисьевский”, т.к. написан в пору любви поэта к Е.Денисьевой и посвящён ей. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…” — из этого цикла.

(Слайд “Стихотворение + деревья – стихотворение) (Музыка)

2. Чтение наизусть стихотворения “Сияет солнце, воды блещут…”

3. Беседа по вопросам и заданиям.

Учитель: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение, что вы представили, прочитав его?

— Представляю летний солнечный день, море света и красок, блеск воды, буйную зелень трав и деревьев – праздник природы. Но это настроение меняется к концу стихотворения, потому что в конце 3-ей строфы поэт говорит об измученной женской душе.

Учитель: Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

— Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие языковые средства выразительности использует поэт для создания этих образов.

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми буквами”)

Учитель: Из скольких строф состоит это стихотворение?

Учитель: Перечитаем 1-ю строфу, обратим внимание на выделенные буквы: др, р, д, тр. Что вносят в стихотворение слова с таким набором звуков?

— Благодаря этим словам достигается красота звучания стиха.

Учитель: Читаем 2-ю строфу. Что достигается использованием звуков о-е-е-у?

— Стихотворение становится более плавным, музыкальным.

Учитель: Читаем 3-ю строфу и обращаем внимание на звуковой состав слова “измученной”.

— Неблагозвучность подчёркивает страдание женской души.

Учитель: Какое изобразительно-выразительное средство мы сейчас исследовали?

Учитель: Дайте определение аллитерации.

(Работа со словарём литературоведческих терминов)

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми словами”)

Учитель: Ребята, обратите внимание на подчёркнутые слова. Какое языковое средство выразительности здесь использует автор?

— Автор использует метафоры “поют деревья”, “деревья радостно трепещут,/ купаясь в небе голубом”.

Учитель: Дайте определение метафоры.

Учитель: Ребята, что такое “размер стиха”?

3. Учитель: Ребята, откройте тетради, возьмите 1-ю строфу и исследуйте её, определяя размер данного стихотворения.

Учитель: Итак, двусложный размер стиха у вас получился или трёхсложный?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие двусложные размеры вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вы определяли размер стиха?

Учитель: Сравните свои записи с изображением на экране. Сделаем вывод: стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Ф.И.Тютчев написал около 230 стихотворений, из них 125 написаны четырёхстопным ямбом.

Ребята, какие слова вы не употребляете в своей повседневной речи, а в стихотворении они есть?

— “Умиленье”, “упоенье”, “трепещут”.

Учитель: Почему же автор их использует?

— Русский язык был для Тютчева языком творчества: все свои произведения он писал только на русском языке. Но русский язык не был для поэта языком повседневного употребления, поэтому ряд слов просто “прошли” мимо поэта, и в стихах он использует “высокую” книжную лексику.

(Слайд “Стихотворение + вода – стихотворение”) (Музыка)

Учитель: Посмотрим на синтаксические конструкции стихотворения. Какие языковые средства вы ещё заметили?

— Здесь встречается обратный порядок слов – инверсия: “в небе голубом”, “блещут воды”, “измученной души твоей”.

— В строке “На всём улыбка, жизнь на всём” встречается повтор слов – это анафора.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая их 3-х строф в этом стихотворении самая важная?

Учитель: Почему вы так считаете?

— Здесь красоте природы противопоставляется измученная женская душа. А для поэта перед ней меркнут все краски природы.

Итог урока: итак, ребята, мы рассмотрели с вами прекрасное стихотворение Ф.И.Тютчева. Какой же вывод из всего сказанного выше мы можем сделать?

Ученик: Проанализировав стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, мы увидели, что все элементы композиции этого поэтического произведения, все образы, лексика и синтаксис, языковые средства выразительности – всё направлено на то, чтобы передать переживания поэта, которые вызваны упоением природой и красотой женской души.

Учитель: Я советую вам, ребята, прочитать и другие стихотворения Ф.И.Тютчева. Думаю, что после сегодняшнего урока вам будет легче понять, как и с помощью чего поэту удаётся влиять не только на ум, но и на сердце читателя.

источник

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце , воды блещут…» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой . Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце , воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце…», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут. »
(28 июля 1852 года)

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце, воды блещут…» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой . Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

Читайте также:  Анализ на кремний в воде

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

источник

анализ стихотворения тютчева сияет солнце, воды блещут

  1. ссылка появится после проверки модератором туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце. воды блещут» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце. воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут…»
(28 июля 1852 года)

анализ стихотворения тютчева сияет солнце, воды блещут

  1. ссылка появится после проверки модератором туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце. воды блещут» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце. воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут. »
(28 июля 1852 года)

^Аы^ Ученик (116), закрыт 4 года назад

Когда и где было написано?
По какому поводу история создания?
Тема и основнная мысль?
Какими худ. средствами она (мысль) расскрывается (особенности рифмы)
Насколько типично это стих для творчества Тютчева
Отличительные особеннсоти стихотворения помогите: *(«.

Катя Б Мастер (1265) 6 лет назад

[ссылка появится после проверки модератором] туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце. воды блещут…» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце. воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце…», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут. »
(28 июля 1852 года)

Сергей телиус Ученик (162) 3 недели назад

[ссылка появится после проверки модератором] туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце, воды блещут…» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце…», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который пом

«Сияет солнце, воды блещут…» Фёдор Тютчев

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г. занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях — радости и восхищении.

Читайте также:  Анализ на качество воды инвитро

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью — «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Идейное содержание стихотворения соответствует проблематике «денисьевского цикла», организованного мотивами пронзительной любви-страдания, вины и покаяния. Глубинный смысл поэтического текста вступает в полемику с ранними творениями, герой которых погружен в мир одухотворенной природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

Тема урока. Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…» — презентация

8 Через полтора десятилетия после встречи с Еленой Денисьевой Тютчев напишет: Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня…

10 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

12 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

13 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

14 Провела: учитель русского языка и литературы МОУ Чукальская средняя общеобразовательная школа Краснослободского района Республики Мордовия Хрящикова Людмила Николаевна

источник

Образовательный журнал для школьников, воспитателей и учителей

1) История создания. Стихотворение написано 28 июля 1852 года, посвящено оно Елене Денисьевой, девушке, которую Тютчев безумно любил. Оно было опубликовано в журнале “Современник” в 1854 году.

2) Тема. В данном произведении переплетены две значимые для Тютчева темы — природа и любовь, хотя внимание больше уединено природе.

Почка несет ответственность за унаследованные черты, хранящие жизненно важный Цзин, и в сотрудничестве с мужчинами Мин охраняет Юань Ци. Почка хранит Цзин, сущность и через него поддерживает воспроизведение, передачу жизни и наследственное наследие, наблюдает за рождением, ростом и развитием личности. Он также является хранителем исконной энергии Юань Ци, сконцентрированной в человеках Мин или Дверь жизни, анатомоэнергетической функции, связанной с почкой, и которая должна быть тщательно сохранена, потому что от нее зависят качество и количество жизни.

Стихотворение состоит из трёх строф-четверостиший. В первом четверостишии автор показывает действия природы:

Деревья радостно трепещут…

Во второй строфе нам представляется эмоциональное состояние природы:

5) Ритм, рифма, лексика, синтаксис. Рифма, как и в пейзажных стихотворениях многих писателей, перекрестная. Размер — двустопный ямб. Данные рифма и размер делают это стихотворение мелодичным. Оно положено на музыку в форме романса.

Цзинг, заключенный в почку, имеет два типа: врожденный Цзин и приобретенный Цзин. Первое связано с понятием переднего Неба и приносит с собой все характеристики, связанные с наследственностью, а последние связаны с функциями сохранения и поддержания организма посредством питания и дыхания. Комбинация трех энергий составляет врожденную энергичную столицу человека, хранящуюся в почках. Эти три энергии действуют в момент зачатия, формируя врожденную часть Цзин Ци ребенка, известного как переднее небо.

Материнская Цзин Ци действует в течение девяти месяцев беременности, а период лактации и остатка продолжается до тех пор, пока период прорезывания зубов не станет частью приобретенной части врожденного цыплята ребенка. Ци оплодотворенного яйца очень богато, поскольку клетки Репродуктивные мужчины и женщины особенно изобилуют Цзин Ци. Любое изменение врожденной энергии, которое мы сказали, сопоставимо с нашей концепцией кода генетический, будет выражен как с врожденными заболеваниями, так и с дисфункциями, чей наследственный компонент чрезвычайно важен.

Стихотворение состоит лишь из трех предложений, что придает целостность стихотворению.

6) Анализ образов. В стихотворении представлено два образа — природы и возлюбленной. Природа в стихотворении динамична и наполнена жизнью. Природа — цветущий, прекрасный мир, наполненный гармонией и светом. Природа, подобно человеку, веселится и радуется:

Врожденный Цзин в течение жизни будет стремиться к уменьшению, для этого он должен быть адъювантным частью приобретенного Цзин, который нужно будет культивировать, чтобы стать обильным и качественно действительным, применяя, а также здоровое и богатое снабжение также практикой медитации и медицинской гимнастики. Полученный Цзин: разработанный Милзой и Стомако, начиная с еды, приобретенный Цзин переносится из Сердца в Пять Органов и Шесть Вискера, который питается, становясь конкретным Цзин. Избыточная часть Цзин хранится в почке, которая удерживает ее в случае неожиданного дефицита энергии.

Деревья радостно трепещут,

Тютчевская природа в этом стихотворении наполняет человека вдохновением, счастьем, пробуждает желание жить.

Образ возлюбленной поэта мы можем понять лишь по единственному словосочетанию, относящемуся к ней, — измученная душа. Да, Денисьева действительно много выстрадала из-за Тютчева, и, мне кажется, именно поэтому её кроткая улыбка приносит поэту больше удовольствия, чем все красоты этого жизнерадостного мира природы.

Это одна из причин, по которой необходимо тонизировать почку, особенно во время лечения хронических заболеваний. Древние тексты говорят о Почете как о корне жизни или даже о корне Ци или переднем Небе. Западная физиология заключается в том, что последний, помимо признания функции водного баланса, также связан с производством эритроцитов костным мозгом, на самом деле почка выделяет гормон, называемый эритропоэтин, который действует на механизм эритропоэза Период максимальной активности почек — это период между часами 17 и часами.

Их фундаментальная задача может быть обобщена на функцию хранения сущности Цзин и предков Ци контроль отверстий; контроль за водой, особенно слюной, действие на размножение и плодовитость, производство и контроль костей и кабачков; поддержка органов. Ткань, связанная с почками, представлена ​​волосами, орган чувств — это ухо, которое напоминает как форму почек, так и эмбрионов, неадекватный Цзин почки может привести к снижению слуха, на самом деле типичная пресфокусировка пожилых людей обусловлено физиологическим истощением Цзин Рене, связанная с ним эмоция — это страх, в то время как психологическая связь — это память.

7) Изобразительные средства и приемы. Невозможно описывать природу и ее состояние, не используя художественные средства, поэтому стихотворения Тютчева насыщены ими. Поэт использовал эпитеты “цветущий мир”, “измученная душа”, “улыбка умиленья”, чтобы точнее создать образы природы и возлюбленной, метафоры “на всем улыбка”, “жизнь во всем”. Олицетворения “воды блещут”, “деревья трепещут и поют” делают природу схожей с человеком. Аллитерация “в”, “с” помогает услышать дуновения ветерка.

Они красные, а их внешний вид напоминает внешний вид фасоли с весом около 140 грамм, расположены по бокам задней части живота, а левая почка немного выше правой. Меридиано-дель-Рене представляет около 27 точек акупунктуры, которые используются не только для патологий, которые влияют на его путь, но и для системы мочеполовой системы, также для болезней, которые касаются патологий пищеварительной и дыхательной системы. Максимальная активность мочевого пузыря находится между 15 часов и часов. Его функция заключается в получении нечистой части жидкости, уже отфильтрованной почками, то есть той, которая содержит отходы, и для выделения мочи.

8) Моё мнение. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, на мой взгляд, является одним из ярчайших и светлых стихотворений в лирике Тютчева, так как автор представляет природу в расцвете сил. Я считаю, что это стихотворение — очень красивое признание в любви, так как автор отказывается от прелестей природы ради упоительной улыбки любимой.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г., занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях — радости и восхищении.

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью — «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

источник

Выбранный для просмотра документ Презентация Обучение анализу поэт.произв. Тютчев.doc

Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И.Тютчева

(С использованием компьютерных технологий)

Урок разработала и провела: Л.Н.Хрящикова,

учитель русского языка и литературы

Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем изучению стихотворения Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…», на основе которого мы попытаемся научиться анализировать поэтическое произведение.

Итак, тема нашего урока: «Обучение анализу поэтического произведения» ( Слайд «Тема урока»)

Цели урока: Развитие интереса к поэзии, творчеству Ф.И.Тютчева, развитие речи учащихся, обучение анализу поэтического произведения, умению находить в тексте языковые средства выразительности. (Слайд «Цели урока»)

Наш урок состоит из двух взаимосвязанных частей.

1-я часть урока – повторение изученного материала. Отвечая на мои вопросы, вы повторите и закрепите ранее изученный материал, связанный с личностью Ф.И.Тютчева.

Ребята, как бы вы несколькими словами ответили на вопрос: Кто такой Фёдор Иванович Тютчев?

— Ф.И.Тютчев – выдающийся русский поэт первой половины 19 века. Многие годы проведший на дипломатической службе за границей, он стяжал себе славу поэта-мыслителя, родоначальника русской философской лирики.

(Слайд «Родители и маленький Тютчев»)

— Расскажите о родителях поэта и его детстве.

— Отец Тютчева, Иван Николаевич, был глубоко образованным человеком, он окончил Греческий корпус. Дом Тютчевых был всегда открыт для многочисленных гостей, которых встречал Иван Николаевич, радушный и щедрый хозяин, человек рассудительный, со спокойным, здравым взглядом на вещи. Особыми талантами он не обладал, но глубоко уважал людей, более одарённых, чем он.

Фёдор Иванович Тютчев был очень худым, маленького роста, и этим он не был похож на своего отца. Общего у них было одно благодушие. Зато он очень походил на мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого телосложения, с фантазией, развитой до болезненности.

В семье господствовал французский язык. Не только говорили по-французски, но и переписка родителей с детьми и детей между собой велась исключительно на французском. Но мать поэта хорошо знала русские обычаи, читала на церковнославянском псалтырь и часослов.

Маленького Тютчева в семье все любили и баловали. С детства он невзлюбил принуждения, тяжёлый труд. Он был способным мальчиком и учился очень хорошо и легко. Это не было для него трудом, а было потребностью в знаниях.

В 1821 году Тютчев окончил словесное отделение Московского университета.

— Ребята, чтобы лучше понять творчество того или иного писателя или поэта, порой нужно познакомиться с его внутренним миром, его личной жизнью. Поступив на службу в коллегию иностранных дел, он с дипломатической миссией уезжает в Мюнхен.

— Это немка Элеонора Петерсон, жена Ф.И.Тютчева. Она была старше поэта на 4 года, у неё было четверо детей от первого брака. Элеонора обожала Тютчева. А он говорил: «Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею,- в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня». У Тютчевых было уже 3 детей, когда Ф.И. влюбляется в жену барона Дернберга Эрнестину. Элеонора пытается покончить с собой, а он любит и ту, и другую.

В мае 1838 года Элеонора вместе с детьми ехала на пароходе к мужу. Случился пожар, и она, босая, полуодетая выносила детей из огня. Волнение и простуда сделали своё дело: через 3 месяца она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева, он поседел в одну ночь.

— В 1839 году Тютчев женился на овдовевшей Эрнестине Фёдоровне, женщине деликатной и сдержанной. Она обожала своего Теодора.

(Слайд «Елена Александровна Денисьева»)

— Что вы знаете об этой женщине?

— Елена Александровна Денисьева родилась в Курске. Воспитывалась она в Смольном институте под присмотром тётушки Анны Дмитриевны Денисьевой, старшей инспектрисе института.

Старшие дочери Тютчева, Анна и Екатерина, учились вместе с Еленой, дружили, и на первых порах приглашали её на чашку чая.

Роман Тютчева с Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было 24 года, а ему 47 лет. Через 15 лет поэт напишет: (Прочитать стихи с экрана).

Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал, разгоревшийся в 1851 году перед самым выпуском Елены из института. Отец её проклял. Двери многих домов навсегда закрылись перед нею. От полного отчаяния её спасала только безмерная любовь к Тютчеву. Она прощала ему всё: жизнь на 2 семьи, его эгоистичность, вспыльчивость, невнимательность к ней и полухолодность и даже то, что приходилось лгать детям, отвечая на вопрос: «Почему папа обедает с нами только 1 раз в неделю?»- «Папа занят на службе» До конца дней Елена называла Ф.И. «мой Боженька». Е.А. умерла в 1864 году, похоронена она на Волковом кладбище.

Читайте также:  Анализ на качество воды питьевой воды

— Большой цикл стихотворений Тютчева получил название «денисьевский», т.к. написан в пору любви поэта к Е.Денисьевой и посвящён ей. Стихотворение «Сияет солнце, воды блещут…» — из этого цикла.

(Слайд «Стихотворение + деревья – стихотворение) (Музыка)

— Чтение наизусть стихотворения «Сияет солнце, воды блещут…»

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение, что вы представили, прочитав его?

— Представляю летний солнечный день, море света и красок, блеск воды, буйную зелень трав и деревьев – праздник природы. Но это настроение меняется к концу стихотворения, потому что в конце 3-ей строфы поэт говорит об измученной женской душе.

— Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

— Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья.

— Ребята, давайте посмотрим, какие языковые средства выразительности использует поэт для создания этих образов.

(Слайд «Стихотворение с подчёркнутыми буквами»)

— Из скольких строф состоит это стихотворение?

— Перечитаем 1-ю строфу, обратим внимание на выделенные буквы: др, р, д, тр. Что вносят в стихотворение слова с таким набором звуков?

— Благодаря им достигается красота звучания стиха.

— Читаем 2-ю строфу. Что достигается использованием звуков о-е-е-у?

— Стихотворение становится более плавным, музыкальным.

— Читаем 3-ю строфу и обращаем внимание на звуковой состав слова «измученной».

— Неблагозвучность подчёркивает страдание женской души.

— Какое изобразительно-выразительное средство мы сейчас исследовали?

— Дайте определение аллитерации. (Работа со словарём литературоведческих терминов)

(Слайд «Стихотворение с подчёркнутыми словами»)

— Ребята, обратите внимание на подчёркнутые слова. Какое языковое средство выразительности здесь использует автор?

— Автор использует метафоры «поют деревья», «деревья радостно трепещут,/ купаясь в небе голубом».

— Дайте определение метафоры. (Работа со словарём)

— Ребята, что такое «размер стиха»?

— Ребята, откройте тетради, возьмите 1-ю строфу и исследуйте её, определяя размер данного стихотворения.

Двусложный размер получился или трёхсложный?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие двусложные размеры вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вы определяли размер стиха?

— Сравните свои записи с изображением на экране. Сделаем вывод: стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ф.И.Тютчев написал около 230 стихотворений, из них 125 написаны четырёхстопным ямбом.

— Ребята, какие слова вы не употребляете в своей повседневной речи, а в стихотворении они есть?

— «умиленье», «упоенье», «трепещут».

— Почему же автор их использует?

— Русский язык был для Тютчева языком творчества: все свои произведения он писал только на русском языке. Но русский язык не был для поэта языком повседневного употребления, поэтому ряд слов просто «прошли» мимо поэта, и в стихах он использует «высокую» книжную лексику.

(Слайд «Стихотворение + вода – стихотворение») ( Музыка)

— Посмотрим на синтаксические конструкции стихотворения. Какие языковые средства вы ещё заметили?

— Здесь встречается обратный порядок слов – инверсия: «в небе голубом», «блещут воды», «измученной души твоей».

— В строке «На всём улыбка, жизнь на всём» встречается повтор слов – это анафора.

— Ребята, как вы думаете, какая их 3-х строф в этом стихотворении самая важная?

— Здесь красоте природы противопоставляется измученная женская душа. А для поэта перед ней меркнут все краски природы.

Вывод: итак, ребята, обратите внимание: все элементы композиции, все образы, лексика и синтаксис, языковые средства выразительности – всё направлено на то, чтобы передать переживания поэта, которые вызваны упоением природой и красотой женской души.

источник

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г., занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев.

Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях — радости и восхищении.

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью — «измученная душа».

Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Идейное содержание стихотворения соответствует проблематике «денисьевского цикла», организованного мотивами пронзительной любви-страдания, вины и покаяния. Глубинный смысл поэтического текста вступает в полемику с ранними творениями, герой которых погружен в мир одухотворенной природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен. .

Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака…»Радостная картина жаркого августа, наполненная жизнью и гармонией, — тема стихотворения 1868 г. Лирического субъекта поэтического текста привлекают панорамные виды природы: в первом катрене представлено изображение по вертикали, сверху вниз. .

Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов». .

Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро»Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям. .

Анализ стихотворения Фета «Еще вчера, на солнце млея…»Фет — приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения — не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств. .

Анализ стихотворения Жуковского «Там небеса и воды ясны!…»Стихотворение «Там небеса и воды ясны. », датированное осенью 1816 года, представляет собой вольный перевод романса «Combien j’ai douce souvenance…», принадлежащего перу французского писателя-романтика Франсуа Рене де Шатобриана и входящего в. .

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля. .

Анализ стихотворения Тютчева «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…»АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Потоксгустился и тускнеет…» было напи­сано Ф. И. Тютчевым в 1830-е годы. В 1836 году оно впервые было. .

Анализ стихотворения Тютчева «Обвеян вещею дремотой…»Стихотворение «Обвеян вещею дремотой…» — настоящая жемчужина пейзажной лирики Тютчева. Лев Толстой пометил его буквой «К. » . Благожелательно отозвался о нем и Иван Аксаков. По его мнению, особенно удалось поэту. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. .

Анализ стихотворения Тютчева «Над этой темною толпой…»Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев считал главной проблемой безбожность власти и опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной. .

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» Тютчева«Не то, что мните вы, природа…» . Природа в стихо­творении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы. .

Анализ стихотворения Тютчева «Memento»Стихотворение «Memento» Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным. Его омрачали периодические измены Николая Павловича. .

Анализ стихотворения Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…»Летом 1871 г. поэт посетил археологические раскопки на месте городища Вщиж на Орловщине. Поездка была недалекой: место, некогда бывшее центром удельного княжества, располагается в десятке километров от Овстуга, тютчевского родового. .

Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы»Точная дата написания стихотворения «Снежные горы» до сих пор остается невыясненной. Зачастую литературоведы приводят только возможные хронологические границы — от июня 1825 до 1829. Впервые текст в 1830 году опубликовал. .

Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…»Федор Тютчев по праву считается мастером коротких четверостиший, которые наделены глубоким философским смыслом. И в этом нет ничего удивительного, так как дипломатическая служба научила поэта четко формулировать свои мысли, а. .

Анализ стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» Тютчева Ф. ИВ стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: «Est in arundineis. .

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Море и утес»В лирике Тютчева мы встречаем множество романтических стихотворений, где он воспевает безудержную игру природных стихий — «грохот летних бурь», бунт морских волн, вой ночного ветра. В стихиях этих поэту открывался. .

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»Первый вариант стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» появился на страницах литературно-политической газеты «День» в 1865 году. После публикации Тютчев выразил недовольство. По его словам, текст произведения редакция напечатала. .

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…»Пейзажная лирика Федора Тютчева — это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие. .

Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…»Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф. И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская. .

Анализ стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»Судьба распорядилась так, что значительную часть своей жизни поэт и политик Федор Тютчев провел в Санкт-Петербурге. Именно здесь прошли и последние годы его жизни, когда после получения титула тайного советника. .

Характеристика стихотворения «Весенние воды»Ни у кого из русских поэтов образцы природы и стихи о природе не занимают столь исключительно емкого места, как у Тютчева. Некрасов, открывший Тютчева широкой читательской публике, видел едва ли. .

Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье. .

Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море»В стихотворении Ф. И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительно­сти, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина. .

Анализ стихотворения Тютчева «Молчит сомнительно Восток…»После возвращения в Россию Федор Тютчев успешно совмещал государственную службу и литературное творчество. Однако мало кто знал о том, что этот тонкий дипломат был приближен к царской семье. В августе. .

Анализ стихотворения «Проблеск» Тютчева«Проблеск» . В стихотворении выделяются две части — первая часть представляет мир внешний: в ней в форме диалога дан образ «сумрака глубокого». Во второй части изображается внутренний мир лирического героя. .

Анализ стихотворения Тютчева «Неман»Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с. .

Анализ стихотворения Тютчева «14-е декабря 1825»Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как нас ни угнетай разлука…»Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только. .

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»; Тютчева«Весь день она лежала в забытьи…»; . Стихотворение написано в Ницце и посвящено воспоминаниям о последних ча­сах жизни Е. А. Денисьевой. Общая тональность произведения трагическая: звучит боль об утрате близкого. .

Анализ стихотворения Тютчева «День и ночь»Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы. .

Анализ Стихотворения Тютчева » Предопределение «Стихотворение » Предопределение «. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Предопределение» предположительно напи­сано Ф. И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый «де­нисьевский цикл», в который вошли такие стихотворения, как «Не. .

Анализ стихотворения Тютчева «Какое дикое ущелье!…»Горы — один из важнейших образов в пейзажной лирике Тютчева. Они занимают ключевое место в ряде стихотворений. В их числе — «Альпы», » Хоть я и свил гнездо в долине…». .

Стихотворения Ф. И. Тютчева о любвиОдной из центральных в творчестве Тютчева стала тема любви. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С. .

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья…» Тютчева Ф. ИСтихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья…» — одно из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, более. .

Анализ стихотворения «День и ночь» Тютчева«День и ночь» . В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем. .

Анализ стихотворения Тютчева «Море и утес»Стихотворение «Море и утес» — образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и. .

Анализ стихотворения Тютчева «Успокоение»Тема смерти в творчестве Федора Тютчева поднимается несколько раз, и для этого есть веские основания. Сперва поэт теряет первую супругу, затем хорони свою любовницу Елену Денисьеву и двух детей. Каждый. .

источник