Меню Рубрики

С рахманинов весенние воды анализ

Особое место у нас в репертуаре заняли романсы Сергея Васильевича РАХМАНИНОВА.(р.1873 – 1943) Родился он в селе Онег Новгородской губернии, в имении родителей.

Рано проявившиеся музыкальные способности предопределили его будущее: в 8 лет он стал учеником младшего отделения Петербургской консерватории. Однако заниматься ему пришлось в Московской консерватории.

В 1891 году он окончил её как пианист, в 1892 году — как композитор, представив в качестве дипломной работы оперу «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы».

В годы учёбы он создаёт одно из интереснейших своих сочинений – Первый фортепианный концерт, наполненный светлыми образами, красивыми мелодиями, блестящей техникой.

В эти же годы появляются его первые романсы, среди них «О НЕТ, МОЛЮ, НЕ УХОДИ» на слова Д.Мережковского.:

О нет, молю, не уходи!
Вся боль – ничто перед разлукой.
Я слишком счастлив этой мукой.

Его отличают чуткость к поэтическому тексту, которая рождала мелодию, полную живой «дышащей» фразировки.

Одним из самых лучших романсов Рахманинова на слова Ф. Тютчева является «Весенние воды», полный будоражащей силы пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят .
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят..
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»

Вокальная партия, изложенная в дуольном ритме, преимущественно в высоком диапазоне, имеет провозгласительно-возвестительный характер. Сочетание её с бурляще-восходящим движением заполненных шестнадцатыми триолей в аккомпанементе создают зримое впечатление кипящего половодья, неудержимого водного потока, симфонии природного весеннего пробуждения.

Мелодия романса «В МОЛЧАНЬИ НОЧИ ТАЙНОЙ», сл.А.Фета, на широком дыхании:

О, долго буду я
В молчаньи ночи тайной
Улыбку, взор, взор случайный,
Перстам послушную волос,
Волос твоих густую прядь
Из мыслей изгонять и снова призывать;

постепенно развиваясь, она дробится на короткие фразы, не лишающие её смысловой продолжительности, а лишь усиливающие драматизм образа, подводя к естественной динамической и эмоциональной кульминации романса:

Шептать и повторять былые выраженья
Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
И в опьяненьи, наперекор уму,
Заветным именем будить ночную тьму,
Заветным именем будить ночную тьму, —

звучит на повторении последняя фраза, возвращая нас к первоначальному настроению. Последний раз она звучит на пиано в конце произведения на фоне истаивающих триолей в аккомпанементе.

Фортепианное сопровождение гармонически и фрактурно дополняет мелодию, а в кульминационные моменты досказывает её музыкально-поэтическую мысль.

Романсы Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова глубоко симфоничны. Раньше, в Советское время, была замечательная музыкальная традиция – создавать переложения романсов наших классиков для исполнения их солистом в сопровождении симфонического оркестра.

По радио они звучали постоянно. Сейчас поют совсем не то и под «фанеру». Я помню начало этой эпохи «дуть» в микрофон. С тех пор учатся вокалу только оперные певцы. Понятие о вокале в эстраде имеют очень немногие её представители.

По скольким аспектам культуры сразу ударил этот безграмотный вокальный шабаш и профессиональная вседозволенность!

«ПОЛЮБИЛА Я НА ПЕЧАЛЬ СВОЮ», сл. А.Плещеева (из Гейне) — романс о печальной доле женщины, муж которой увезён в рекруты. Романс требует широкой напевности, полноты тембра.

Полюбила я на печаль свою
Сиротинушку бесталанного.
Уж такая мне долюшка выпала.

Для достижения необходимого характера композитор использует разнообразные средства выразительности: контрастную динамику, акценты, длительное нарастание силы звука, усиливаемое «клокочущими» гармоническими триолями в фортепианном сопровождении.

Разлучили нас люди сильные,
Увезли его, взяли в рекруты.
И солдаткой я, одинокой я,
Знать, в чужой избе и состареюсь.
Уж какая доля мне выпала. А.

Заканчивается романс вокализом отчаяния и плача – причитания одинокой солдатки, поддерживаемым на угасании пассажами шестнадцатых в аккомпанементе.

«ДАВНО В ЛЮБВИ, сл.А.Фета романс – разочарование, насыщенный штрихами, выразительными темповыми отклонениями. Короткие фразы – жалобы полны горечи и сожаления. Выразительнейшая мелодия обогащена красивой гармонией и разнообразной фактурой партии фортепиано.

Давно в любви отрады мало.
Без отзыва вздохи,
Без радости слёзы;
Что было сладко, горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грёзы.

Кульминация и смысловая, и динамическая – во второй строфе, как итог накопления эмоций и чувства безысходности в первой:

Оставь меня, смешай с толпою!
Но ты отвернулась, а сетуешь, видно,
И всё ещё больна ты мною.
О, как же мне тяжко
И как мне обидно!

Кажется, глядя на эти строфы – прозу, создать на их основе что-либо гармоничное, укладывающееся в приемлемую музыкальную форму, невозможно. Но какой силы музыкальной драматургии и тонкости интонации мелоса достигает Рахманинов, объемля всё стихотворение в единую музыкальную мысль — высказывание!

Освоенные нами вышеупомянутые романсы — эмоционально яркие, полные внутренней экспрессии и драматизма.

Экспрессия и в мелодии, и в сложной и развернутой фактуре и гармонии фортепьянной партии.

Романс «СОН», сл. Плещеева, — романтичная музыкальная миниатюра–грёзы о прошлом со взлетающим в конце каждого куплета пассажем в сопровождении, — звуковым миражом, дорисовывающим возникшие воспоминания.

И у меня был край родной: прекрасен он!
Там ель качалась надо мной…
Но то был сон!

Семья друзей жива была. Со всех сторон
Звучали мне Любви слова…
Но то был сон!

«СИРЕНЬ», сл. Бекетовой, — пример лёгкой поэтической лирики. Мелодия простая, полная свежести, прозрачности, в ритме безостановочного биения восьмыми и возникающего короткого контрапункта в аккомпанементе, как далёкий наигрыш деревенской свирели.

Поутру, на заре, по росистой траве…
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень, где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…

В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях, на душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт

«РЕЧНАЯ ЛИЛЕЯ», сл. А.Плещеева (из Гейне) – изящная музыкальная миниатюра. Гибкая капризная мелодия как бы вырисовывает детали созерцаемой акварели: серебримая лунным светом лилия на водной глади реки, а восходящие форшлаги (украшения) в партии фортепиано – прозрачная ночная капель с листьев, склонившихся у берега ветвей.

Речная лилея, головку поднявши, на небо глядит.
А месяц влюблённый лучами уныло её серебрит…
И вот она снова поникла стыдливо к лазурным водам.
Но месяц всё бледный и томный, как призрак, сияет и там…

Эта очаровательная музыкальная звукопись — проявление мастерства Рахманинова как композитора – колориста.

Все три романса изящны и представляют собой лёгкие музыкальные акварели – так легки и прозрачны в них мелодия, тонкая изобразительность.

В сопровождении невесомая музыкальная ткань фраз как бы «повисает» в воздухе. Диапазон музыкальных «красок», выбор средств выразительности необычайно широки.

Исполнение произведений композитора – для нас было очень серьёзной исполнительской задачей и большой художнической ответственностью.

Нами освоена была лишь небольшая часть произведений С.В. Рахманинова из первого тома его романсов, наиболее часто звучавших в эфире (по радио). Однако были и малоизвестные: «Речная лилея», «Давно в любви» и другие.

источник

Цель урока: Формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки.

  1. Научить разбираться в музыкальных жанрах: инструментальных и вокальных.
  2. Показать, что музыкальные образы произведений С.Рахманинова – это воплощение в музыке части его жизни.
  1. Формировать эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере произведений С.Рахманинова.
  2. Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте.
  3. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.
  1. Способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
  2. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведения искусства.
  3. Способствовать развитию творческой активности учащихся.

Тип урока: Урок изучения, осмысления и применения знаний и способов деятельности.

Форма урока: Урок-беседа, урок-концерт.

Методы: Словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.

Технический ряд: компьютер, проектор.

Зрительный ряд: презентация.

  1. С.Рахманинова “Концерт №3 для фортепиано с оркестром”.
  2. С.Рахманинов “Вокализ”.
  3. С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой – романс “Сирень”.
  4. С.Рахманинов, сл.Ф.Тютчева – романс “Весенние воды”.
  5. Ю.Чичков, сл.М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.
  1. Ю.Нагибин рассказ “Сирень” – фрагмент.
  2. Е.Бекетова “Сирень” – стихотворение.
  3. Ф.Тютчев “Весенние воды” – стихотворение.
  1. Текст романса “Сирень”, сл.Е.Бекетовой.
  2. Текст романса “Весенние воды”, сл.Ф.Тютчева.

Урок музыки – урок искусства, и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного экспериментирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

“… Он пел Россию
От земли до неба,
Он пел Россию
Трепетом всех пальцев…”
(Майя Румянцева.)

Сегодня у нас с вами очередная встреча с искусством – миром чувств и раздумий, откровений и открытий. И я хочу начать нашу встречу с вопроса:

“Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!”

“Что такое музыка. ” для каждого из вас. Какое настроение вызывает у вас музыка, на какие чувства, размышления, эмоции наводит вас музыкальное произведение?

Д. Под музыку лучше думается, наводит на размышления, поднимает настроение, помогает успокоиться, без музыки нет жизни.

У. Для слушателей и музыкантов всего мира, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке не разговаривали, язык музыки близок и понятен.

Каждое музыкальное произведение – это письмо в будущее, потому что и через много лет люди, уже другие поколения, услышат музыку, почувствуют сердце автора.

В истории русской музыки было немало гениальных одаренных личностей. Но одно имя находится особняком от остальных. Это великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Слайд 2. (Ответ Рахманинова на вопрос “что такое музыка?”)

И вот какой ответ композитор дал на вопрос “что такое музыка?”:

“Что такое музыка?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!”

Ребята, вы уже поняли, что сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта.

У. Сергей Васильевич Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером, и прекрасным пианистом. В этом 2013 году знаменательная дата, связанная с именем композитора – 140-летие со дня рождения С.Рахманинова.

Мы уже знакомились с музыкой этого композитора в I четверти.

Вспомните, с какими произведениями мы с вами познакомились?

Слайд 4. (”Концерт для фортепиано с оркестром”.)

Слушание: “Концерт № 3 для фортепиано с оркестром”.

У. Вспомните, что такое “концерт для фортепиано с оркестром”.

Д. “Концерт” – состязание в переводе с латинского, состязание инструмента с оркестром.

Д. Вокализ – пение без слов.

У. Вспомните, кому он посвящен.

Д. “Вокализ” Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Неждановой.

У. Вспомните, что были сделаны переложения для скрипки, виолончели, а сам Рахманинов переложил его для оркестра струнных (самых певучих) инструментов. И почему Рахманинов написал свой “Вокализ” для голоса с оркестром и посвятил его Антонине Неждановой?

Обратимся к учебнику – стр. 12.

Д. Рахманинов говорил: “Вы голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами”.

У. Для какого голоса было написано произведение?

Д. Для сопрано – высокий женский голос.

У. Очень приятно, что вы так ярко вспомнили произведения великого композитора.

Картины родной природы всегда волновали композиторов. Какие удивительные музыкальные пейзажи подарили нам Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Григ, Моцарт.

И сегодня основную часть урока мы посвятим романсам С.В.Рахманинова о природе. Всего Сергеем Васильевичем написано около 80 романсов. Почти все романсы о природе посвящены двум временам года – весне и лету. И поэтому тема нашего урока звучит так:Весна идет! Весне дорогу!”

Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение в романсах С.Рахманинова.

Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера – и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой. В “музыкальных пейзажах” С.Рахманинова тонко и одухотворённо передано обаяние русской природы, скромной, неяркой, но бесконечно поэтичной.

Вот как о своем творчестве говорил С.Рахманинов: “В каждом русском есть тяга к земле, …какое-то стремление к покою, тишине, к любованию природой, среди которой он живет… Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется…”.

Откройте учебник на стр. 80.

Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е.Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.Рахманинова – “Сирень” – один из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики.

Мы знаем, что музыка – это сама жизнь. Но есть триединая связь, благодаря которой появляется музыка.

Д. Композитор – исполнитель – слушатель.

У. В роли слушателей мы уже были сегодня. И вот сейчас мы побываем с вами в роли композитора.

На партах у вас лежат листы со стихами. Прочитайте стихотворение Е.Бекетовой “Сирень” и подумайте, какую бы вы музыку сочинили на эти слова? Предложите ритм, темп, тембр голоса исполнителя (мужской или женский, высокий или низкий).

Читайте также:  Сколько делается анализ на воду

У. А теперь послушаем, какую музыку сочинил композитор.

У. Оправдались ли ваши ожидания?

У. Какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

У.Вспоминаем фортепианное сопровождение. Что хотел передать композитор в этих звуках?

Д. Шелест листьев, трепет ветра, журчание ручья.

Можно сделать вывод, что С.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Слайд 7. (С.Рахманинов объездил весь мир.)

Обратимся к учебнику, где есть текст: С.Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.

Д. Воспоминания детства, много сирени было там, где он родился.

У. Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, к прекрасному ароматному растению Сергей Васильевич Рахманинов пронес через всю свою жизнь. По словам композитора “скромная ветка сирени была “царицей” его души”.

Красота родной природы напоминала сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан романс “Сирень”.

Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь мне хорошо работалось”.

Слайд 8. (Ю.Нагибин рассказ “Сирень”.)

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина “Сирень”.

“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, ив парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад… она ахнула… поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой, холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку из маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

У. Как вы думаете, почему Сережа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Д. Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

У. Давайте еще раз послушаем романс “Сирень”.

У. Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса?

Д. Да, в мелодии было развитие.

У. В какой части романса звучит более напряженные интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Д. Во второй части романса звучит более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Слайд 9. (Главная мысль сочинения.)

У. Итак, прослушав и проанализировав романс “Сирень”, мы можем сформулировать главную мысль сочинения: единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворение состояния души.

Я предлагаю домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина “Сирень”, который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

У. Можно создать образ всего, что в мире существует: рождается, развивается. Музыка – это движение.

В романсах С.Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созидательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок.

Сейчас мы послушаем еще один романс С.Рахманинова. Я не буду его называть. Постарайтесь представить себе картину и дать название этому произведению.

У. Как бы вы назвали этот романс?

У. Какой образ раскрывается в этом произведении?

Д. Образ пробуждающейся природы, весны.

У.Какое общее настроение произведения?

Д. Радостное предчувствие скорой весны.

У. На что похож аккомпанемент?

Д.Воссоздает атмосферу весны. Рождает музыкальный образ весенних потоков.

У. Просыпается природа и душа человека наполняется ожиданием перемен к лучшему.

У. Романс С.Рахманинов написал на стихи Ф.Тютчева “Весенние воды”.

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас.
И радость в душу проливалась,
Как Бога животворный глас.

Эти строки из другого стихотворения Ф.Тютчева “Весна” звучит как эпиграф к романсу – может быть самому радостному и ликующему в истории русской вокальной музыки.

Этим произведением С.Рахманинов поет гимн приближающейся весне. Давайте еще раз послушаем романс.

Слушание романса “Весенние воды”.

Я предлагаю домашнее задание: Предлагаю вам побыть в роли художника-творца: изобразите в красках музыку, связанную с весной, с романсом “Весенние воды”.

Слайд 12. (Ответ на вопрос “что такое музыка?”)

У. Мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос?

Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!

Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
Я желаю вам увидеть музыку…
Я желаю вам услышать музыку…

Вывод: Композитор, художник, поэт, исполнитель создают каждый свой образ, выражая свое внутреннее состояние.

У. Мы говорили с вами сегодня о триединой связи, благодаря которой появляется музыка.

Д. Композитор – исполнитель – слушатель.

У. В какой роли мы еще не побывали?

У. Мы проводим с вами этот урок в прекрасное время года.

Д. Весна, недавно был праздник – 8-е Марта.

Поздравляю всех я с весной.
Пусть Весна только чудится.
Поздравляю всех я с весной.
От весны пусть сердце волнуется!

Пусть мир улыбнется сиянием солнца,
Пусть сбудутся теплые сны!
Желаю сердечно, пусть радует вечно
Прекрасный Восьмой день Весны!

Слайд 14. (“Я люблю тебя, мамочка!”)

Столько песен и стихов
Посвятили мамам!
Мне чужих не надо слов
Для любимой самой.

Я для мамочки своей
Их искать не стану:
Все они – в душе моей,
Так люблю я маму.

Ей не только в женский день
Дорого вниманье –
Но и каждый Божий день
Нужно пониманье.

Нету женщины святей,
Чем родная мама.
Чтобы старость скрасить ей –
Я луну достану!

Исполнение песни Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.

У. Сегодня на уроке мы работали достаточно активно, продуктивно.

Теперь выскажем свои мнения о проведенном уроке, продолжая начатые фразы:

источник

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.

В своём творчестве Ф.И. Тютчев посвятил много произведений описанию природы, где в основном изображал её изменчивость, весеннее возрождение, приближение грозы. Таким является и его стихотворение «Весенние воды», которое можно отнести к пейзажной лирике. Написано оно было в 1830 году.

В стихотворении описывается пробуждение природы от зимнего сна, чудесный период ранней весны, когда «…ещё в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна.

В 1896 году С.В. Рахманинов написал романс «Весенние воды» на стихи Тютчева.

Образы природы в вокальных произведениях Рахманинова помогают воплотить бурные, страстные чувства, поэтому рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды». Он относится к лирико-пейзажным произведениям и представляет музыкальную картину русской весны.

Просмотр содержимого документа
«Единство музыки и слова (на примере романса С.В. Рахманинова и стихотворения Ф.И. Тютчева) »

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.

В своём творчестве Ф.И. Тютчев посвятил много произведений описанию природы, где в основном изображал её изменчивость, весеннее возрождение, приближение грозы. Таким является и его стихотворение «Весенние воды», которое можно отнести к пейзажной лирике. Написано оно было в 1830 году.

В стихотворении описывается пробуждение природы от зимнего сна, чудесный период ранней весны, когда «…ещё в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна.

В 1896 году С.В. Рахманинов написал романс «Весенние воды» на стихи Тютчева.

Образы природы в вокальных произведениях Рахманинова помогают воплотить бурные, страстные чувства, поэтому рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды». Он относится к лирико-пейзажным произведениям и представляет музыкальную картину русской весны.

Романс звучит в сопровождении фортепиано, которое неслучайно выбрано инструментом музыкального сопровождения. Этот инструмент позволяет создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути. Фортепианный аккомпанемент как бы позволяет расширить пространство, помогает испытать яркое, восторженное чувство, которое охватывает и природу, и людей, и весь окружающий мир.

Уже вступительная фраза фортепианной партии – в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия – создает картину весны, помогает представить образ бегущих весенних потоков.

В первой части слышится шум воды, наступающей весны. Начиная с 7-го такта («бегут и будят сонный брег») показывается подъем на новую высоту: piano — forte — fortissimo — три forte. В пунктирных группах подчеркивается не нота с точкой, а шестнадцатая длительность, совпадающая, например, с началом слова «гласят», что усиливает ликующую энергетику.

Благодаря мажорным тональностям (Ми-бемоль мажор – Си мажор – Ля-бемоль мажор – Ми-бемоль мажор – Фа-диез мажор) музыкальное развитие романса отличается яркими тональными контрастами. Эта сила и напряженность музыкального развития вызвали в романсе появление двух ярких и мощных кульминаций. Перед первой из них (13-14 такты «Они гласят во все концы») возникает речитатив на одном высоком звуке (ми второй октавы), это делается для того, чтобы подготовить слушателя к полету. И вот первая кульминация – «Весна идет!». Восходящая по мажорному секстаккорду она исполняется вокалистом высоко (соль второй октавы) и громко (три forte).

Ладотональная неустойчивость двутакта «Мы молодой весны гонцы!» отражает переменчивость мартовской погоды, для чего и используется мажорно-минорная окраска (Соль-бемоль – Фа-диез мажор). Далее звучит широкая, ликующая вокальная фраза, устремляющаяся вверх: «Она нас выслала вперёд!», поддержанная бурными аккордами фортепиано.

Затем, в эпизоде «Meno mosso» музыка приобретает мечтательный, сдержанный характер: звучность спадает, темп замедляется, и фраза «Весна идёт!» звучит более мягко. Призыв вокальной партии сопровождается «вибрирующим» аккомпанементом (повторяющимися триолями) и лавиной октав.

В заключительной части «Andante» («И тихих, теплых майских дней») начинается новая волна нарастания: темп ускоряется, ритмический пульс учащается – восьмые сменяются триолями, и это приводит ко второй, не менее впечатляющей кульминации, – на этот раз чисто инструментальной.

Мелодия романса построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего. Окончания почти всех фраз – восходящие, что позволяет сделать интонацию ещё более ликующей, восклицательной, чем в стихотворении.

Вокальная партия романса как бы «парит» над бурными пассажами в партии фортепиано, что создает ощущение грандиозного торжества, неизбывной радости и ликования. Для создания такого настроения вокалист исполняет свою партию в размере 2/2, в то время как пианист играет пассажи на 4/4.

Завершается романс партией фортепиано в темпе Allegro vivace (первоначальный темп), но уже не на динамике вступления, piano, а на три forte, что символизирует окончательное пробуждение природы после зимнего сна.

Таким образом, мы увидели полное художественное соответствие музыкального и поэтического образов, достигнутое единство слова и музыки.

источник

В есна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!».

Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Читайте также:  Системы контроля для анализа сточных вод

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.

Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.

В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.

Симфоническая картина «Весна»

Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому. Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом, который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного». И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.

Часть первая «Поцелуй Земли». «Вешние хороводы»

В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)

Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:


источник

«Я жду тебя» (слова М. А. Давидовой)
«Островок» (слова К. Д. Бальмонта)
«Давно в любви отрады мало» (слова А. А. Фета)
«Я был у ней» (слова А. В. Кольцова)
«Эти летние ночи» (слова Д. М. Ратгауза)
«Тебя так любят все» (слова А. К. Толстого)
«Не верь мне, друг» (слова А. К. Толстого)
«О, не грусти» (слова А. Н. Апухтина)
«Она, как полдень, хороша» (слова Н. М. Минского)
«В моей душе» (слова Н. М. Минского)
«Весенние воды» (слова Ф. И. Тютчева)
«Пора!» (слова С. Я. Надсона)

Цикл из двенадцати романсов ор. 14, отделенный от предыдущего вокального опуса трехлетним промежутком, свидетельствует о более высокой ступени творческой зрелости композитора. В нем получают отражение новые мотивы рахманиновского творчества, возникающие во второй половине 90-х годов. Правда, в целом этот цикл довольно разнороден по характеру образов и лишен внутреннего единства. Неравноценны в художественном отношении поэтические тексты, использованные Рахманиновым. Среди их авторов мы встречаем признанные в русской литературе имена Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. В. Кольцова, А. К. Толстого, С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина и менее значительные, хотя модные в свое время фигуры Д. М. Ратгауза, Н. М. Минского и К. Д. Бальмонта, недавно появившегося на литературном горизонте. Отсюда жанровая, а отчасти и стилистическая пестрота цикла, говорящая о разнообразии творческих исканий композитора.

Такие романсы, как «Тебя так любят все» на текст А. К. Толстого или «О, не грусти» на стихи А. Н. Апухтина, близки элегической романсной лирике Чайковского. Эта близость проявляется в задушевной мягкости вокальной мелодики, соединяющей плавную напевность и широту развития с декламационной заостренностью отдельных фраз, и в некоторых особенностях фортепианного сопровождения. В первом из этих романсов особенно выразителен «диалог» вокальной партии и фортепиано, образуемый контрапунктированием двух разных мелодических линий. Вместе с тем по некоторым типично рахманиновским оборотам сразу же можно узнать авторский «почерк». Такова начальная фраза романса «О, не грусти!», служащая его основным интонационным зерном. Подчеркнуто патетическую окраску придает ей знакомая нам «рахманиновская гармония»:

Своеобразное преломление ориентальной тематики мы находим в романсах на стихи Н. М. Минского — «Она, как полдень, хороша» и «В моей душе». В отличие от элегического «восточного романса» Рахманинова «Не пой, красавица», они проникнуты светлым созерцательным настроением. Если искать параллелей в классической вокальной литературе, то можно указать на такое произведение, как «Восточный романс» Даргомыжского на пушкинские слова («Ты рождена воспламенять»). По характеру изложения оба рахманиновских романса более или менее однотипны. Оцепенение блаженства передается в них медлительно-размеренным, неизменным характером ритмического движения, чувственной насыщенностью и статичностью гармонического колорита, густой звучностью низкого женского голоса в теплом контральтовом регистре (Романсы «Она, как полдень, хороша» и «В моей душе» посвящены Е. А. Лавровской. Вероятно, Рахманинов при их сочинении учитывал особенности голоса певицы, отличавшегося густотой и сочностью звучания низкого регистра.). В романсе «Она, как полдень, хороша» ощущение статики и застылости подчеркивается равномерным повторением в басу тонического звука es на всем его протяжении (за исключением двух тактов). Отсутствие модуляций возмещается богатством ладовых наклонений внутри единой тональности, постоянной сменой гармонического, натурального мажора и одноименного минора. В начале второй строфы, где образу загадочной красавицы с «нестрадавшей душой» противопоставляется жизнь, наполненная борьбой и горем, в вокальной партии появляются драматические интонации, а короткие «всплески» у фортепиано предвосхищают возникающий далее в тексте поэтический образ моря, влюбленного в безмолвный берег. Но эта вспышка драматизма быстро угасает, и музыка снова приобретает характер томной, страстной неги.

В сходном по фактуре романсе «В моей душе» «эмоциональная кривая» несколько иная. Она развивается по линии все большего нарастания страстного чувства, которое достигает кульминации в конце второй строфы, на словах: «Ах, если б я тем знойным солнцем зажечь твой взор холодный мог!» Замечательно выразителен контрапункт вокальной мелодии и широкой, длительно развивающейся мелодической линии у фортепиано, которая возникает сначала как слабое, отдаленное эхо, а затем звучит все ярче и напряженнее, приобретая значение, равноправное с партией голоса.

Пленяет своей тонкостью поэтичная вокальная миниатюра «Островок» на слова К. Д. Бальмонта. Романс этот, необычайно лаконичный и по размеру (всего 24 такта) и по использованию выразительных средств, производит впечатление прозрачной акварели. Сдержанная, плавно текущая вокальная мелодия напевно-декламационного характера с неизменным возвращением к одному звуку и такое же размеренно неторопливое, скупое по изложению фортепианное сопровождение создают настроение светлого, безмятежного покоя. Только на словах «Здесь еле дышит ветерок» движение несколько оживляется, ровные четверти в аккомпанементе сменяются тихо колышущимися триолями восьмых, звучащими как еле заметное дуновение легкого, ласкового ветерка. В отличие от изобразительной насыщенности некоторых более ранних рахманиновских романсов, здесь экономия средств доведена до предела, и композитор не допускает ни одного лишнего штриха.

Один из замечательнейших образцов камерного вокального творчества Рахманинова — романс «Весенние воды» на стихи Ф. И. Тютчева. Он весь словно залит солнечным светом и проникнут чувством радостного подъема и ликования. В этом романсе впервые у Рахманинова так ярко проявились те «весенние» настроения, которые начинали все отчетливее слышаться в русском искусстве с середины 90-х годов. Именно в эти годы Левитаном были созданы наиболее мажорные по звучанию из его пейзажей (например, «Март» или «Свежий ветер»). Подобно живописным полотнам Левитана, романс Рахманинова нес в себе более широкое содержание, чем просто картины природы. Современник композитора свидетельствует, что в пору нарастания революционного движения в 1900-х годах этот романс стал «символом общественного пробуждения». Как верно отмечает А. Д. Алексеев, в вокальной партии романса дан «органичный сплав мелодики песенно-лпрической с гимническо-героической». Интонации «кличей», «зовов», отмечавшиеся нами в ряде предыдущих рахманиновских сочинений, приобретают здесь особенно активный, волевой характер. Подвижные, бурлящие пассажи фортепианной партии и общий звенящий колорит музыки довершают образ, полный энергии и неудержимого стремления вперед.

Рост активных, жизнеутверждающих настроений в творчестве Рахманинова сказался и на некоторых других романсах этого цикла. Среди них можно назвать «Не верь мне, друг!» на стихи А. К. Толстого, неоднократно привлекавшие внимание русских композиторов. На этот текст Чайковским был написан один из романсов его первого вокального цикла, помеченного ор.6; уже после Рахманинова к тому же стихотворению обратился Римский-Корсаков (Романс Римского-Корсакова входит в состав его цикла «У моря», созданного в 1897 году.). Их произведения различны по своей эмоциональной окраске: у Чайковского преобладают элегические тона, у Римского-Корсакова колорит музыки спокойный, безмятежно светлый. Но в принципе оба композитора одинаково «прочли» поэтический текст, придав своим произведениям характер интимного, ласкового уверения. Иначе поступает Рахманинов. Основой его романса становится образ бурно стремящегося к берегам моря, служащий в стихотворении Толстого всего лишь поэтической метафорой: непрерывная линия нарастания ведет к патетически-восторженной кульминации на словах «И уж бегут с обратным шумом волны издалека к любимым берегам», усиливаемой большим фортепианным заключением.

Романс «Не верь мне, друг!» нельзя отнести к лучшим образцам вокального творчества Рахманинова. Чайковский несомненно более чутко уловил поэтическую интонацию Толстого и сумел найти более тонкие и разнообразные оттенки для ее музыкального воплощения. Но для характеристики новых настроений рахманиновского творчества 90-х годов этот романс очень показателен.

Ощущением полноты, радости жизни, бурного «кипения сил» проникнут и романс «Эти летние ночи» на слова Д. М. Ратгауза, в основе которого лежит одна интонация, впервые появляющаяся на последнем слове строки «Эти летние ночи прекрасные» и приобретающая в заключительной кульминации характер восторженного клича. Музыка значительно расширяет емкость поэтического образа, причем особую роль в этом плане играет фортепианная партия.

Завершает цикл страстно взволнованный, драматический романс «Пора!» на стихи С. Я. Надсона. В тексте надсоновского стихотворения, обличающего ничтожество и порочность окружающего мира, Рахманинов подчеркивает активное, зовущее начало. Лейтмотивом романса становится волевая, призывно-фанфарная фраза, которая мощно и грозно звучит в первых тактах, подчеркивая начальные слова текста: «Пора! Явись, пророк!»:

Общий приподнято-патетический тон этого романса, а отчасти и самый характер музыкального изложения напоминают знаменитый этюд dis-moll Скрябина. То, что Рахманинов непосредственно сопоставил такие два произведения, как «Весенние воды» и «Пора!», поместив их в конце цикла, было весьма знаменательно. Радостное чувство обновления, как и гневный протест против господствующей лжи и лицемерия, жажда действия и борьбы, рождались атмосферой начинающегося общественного подъема, веяния которого чутко улавливались композитором.

Читайте также:  Сияет солнце воды блещут анализ тютчев

источник

Цель урока: Формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки.

  1. Научить разбираться в музыкальных жанрах: инструментальных и вокальных.
  2. Показать, что музыкальные образы произведений С.Рахманинова – это воплощение в музыке части его жизни.
  1. Формировать эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере произведений С.Рахманинова.
  2. Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте.
  3. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.
  1. Способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
  2. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведения искусства.
  3. Способствовать развитию творческой активности учащихся.

Тип урока: Урок изучения, осмысления и применения знаний и способов деятельности.

Форма урока: Урок-беседа, урок-концерт.

Методы: Словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.

Технический ряд: компьютер, проектор.

Зрительный ряд: презентация.

  1. С.Рахманинова “Концерт №3 для фортепиано с оркестром”.
  2. С.Рахманинов “Вокализ”.
  3. С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой – романс “Сирень”.
  4. С.Рахманинов, сл.Ф.Тютчева – романс “Весенние воды”.
  5. Ю.Чичков, сл.М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.
  1. Ю.Нагибин рассказ “Сирень” – фрагмент.
  2. Е.Бекетова “Сирень” – стихотворение.
  3. Ф.Тютчев “Весенние воды” – стихотворение.
  1. Текст романса “Сирень”, сл.Е.Бекетовой.
  2. Текст романса “Весенние воды”, сл.Ф.Тютчева.

Урок музыки – урок искусства, и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного экспериментирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

“… Он пел Россию
От земли до неба,
Он пел Россию
Трепетом всех пальцев…”
(Майя Румянцева.)

Сегодня у нас с вами очередная встреча с искусством – миром чувств и раздумий, откровений и открытий. И я хочу начать нашу встречу с вопроса:

“Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!”

“Что такое музыка. ” для каждого из вас. Какое настроение вызывает у вас музыка, на какие чувства, размышления, эмоции наводит вас музыкальное произведение?

Д. Под музыку лучше думается, наводит на размышления, поднимает настроение, помогает успокоиться, без музыки нет жизни.

У. Для слушателей и музыкантов всего мира, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке не разговаривали, язык музыки близок и понятен.

Каждое музыкальное произведение – это письмо в будущее, потому что и через много лет люди, уже другие поколения, услышат музыку, почувствуют сердце автора.

В истории русской музыки было немало гениальных одаренных личностей. Но одно имя находится особняком от остальных. Это великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Слайд 2. (Ответ Рахманинова на вопрос “что такое музыка?”)

И вот какой ответ композитор дал на вопрос “что такое музыка?”:

“Что такое музыка?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!”

Ребята, вы уже поняли, что сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта.

У. Сергей Васильевич Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером, и прекрасным пианистом. В этом 2013 году знаменательная дата, связанная с именем композитора – 140-летие со дня рождения С.Рахманинова.

Мы уже знакомились с музыкой этого композитора в I четверти.

Вспомните, с какими произведениями мы с вами познакомились?

Слайд 4. (”Концерт для фортепиано с оркестром”.)

Слушание: “Концерт № 3 для фортепиано с оркестром”.

У. Вспомните, что такое “концерт для фортепиано с оркестром”.

Д. “Концерт” – состязание в переводе с латинского, состязание инструмента с оркестром.

Д. Вокализ – пение без слов.

У. Вспомните, кому он посвящен.

Д. “Вокализ” Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Неждановой.

У. Вспомните, что были сделаны переложения для скрипки, виолончели, а сам Рахманинов переложил его для оркестра струнных (самых певучих) инструментов. И почему Рахманинов написал свой “Вокализ” для голоса с оркестром и посвятил его Антонине Неждановой?

Обратимся к учебнику – стр. 12.

Д. Рахманинов говорил: “Вы голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами”.

У. Для какого голоса было написано произведение?

Д. Для сопрано – высокий женский голос.

У. Очень приятно, что вы так ярко вспомнили произведения великого композитора.

Картины родной природы всегда волновали композиторов. Какие удивительные музыкальные пейзажи подарили нам Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Григ, Моцарт.

И сегодня основную часть урока мы посвятим романсам С.В.Рахманинова о природе. Всего Сергеем Васильевичем написано около 80 романсов. Почти все романсы о природе посвящены двум временам года – весне и лету. И поэтому тема нашего урока звучит так:Весна идет! Весне дорогу!”

Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение в романсах С.Рахманинова.

Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера – и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой. В “музыкальных пейзажах” С.Рахманинова тонко и одухотворённо передано обаяние русской природы, скромной, неяркой, но бесконечно поэтичной.

Вот как о своем творчестве говорил С.Рахманинов: “В каждом русском есть тяга к земле, …какое-то стремление к покою, тишине, к любованию природой, среди которой он живет… Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется…”.

Откройте учебник на стр. 80.

Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е.Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.Рахманинова – “Сирень” – один из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики.

Мы знаем, что музыка – это сама жизнь. Но есть триединая связь, благодаря которой появляется музыка.

Д. Композитор – исполнитель – слушатель.

У. В роли слушателей мы уже были сегодня. И вот сейчас мы побываем с вами в роли композитора.

На партах у вас лежат листы со стихами. Прочитайте стихотворение Е.Бекетовой “Сирень” и подумайте, какую бы вы музыку сочинили на эти слова? Предложите ритм, темп, тембр голоса исполнителя (мужской или женский, высокий или низкий).

У. А теперь послушаем, какую музыку сочинил композитор.

У. Оправдались ли ваши ожидания?

У. Какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

У.Вспоминаем фортепианное сопровождение. Что хотел передать композитор в этих звуках?

Д. Шелест листьев, трепет ветра, журчание ручья.

Можно сделать вывод, что С.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Слайд 7. (С.Рахманинов объездил весь мир.)

Обратимся к учебнику, где есть текст: С.Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.

Д. Воспоминания детства, много сирени было там, где он родился.

У. Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, к прекрасному ароматному растению Сергей Васильевич Рахманинов пронес через всю свою жизнь. По словам композитора “скромная ветка сирени была “царицей” его души”.

Красота родной природы напоминала сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан романс “Сирень”.

Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь мне хорошо работалось”.

Слайд 8. (Ю.Нагибин рассказ “Сирень”.)

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина “Сирень”.

“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, ив парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад… она ахнула… поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой, холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку из маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

У. Как вы думаете, почему Сережа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Д. Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

У. Давайте еще раз послушаем романс “Сирень”.

У. Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса?

Д. Да, в мелодии было развитие.

У. В какой части романса звучит более напряженные интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Д. Во второй части романса звучит более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Слайд 9. (Главная мысль сочинения.)

У. Итак, прослушав и проанализировав романс “Сирень”, мы можем сформулировать главную мысль сочинения: единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворение состояния души.

Я предлагаю домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина “Сирень”, который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

У. Можно создать образ всего, что в мире существует: рождается, развивается. Музыка – это движение.

В романсах С.Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созидательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок.

Сейчас мы послушаем еще один романс С.Рахманинова. Я не буду его называть. Постарайтесь представить себе картину и дать название этому произведению.

У. Как бы вы назвали этот романс?

У. Какой образ раскрывается в этом произведении?

Д. Образ пробуждающейся природы, весны.

У.Какое общее настроение произведения?

Д. Радостное предчувствие скорой весны.

У. На что похож аккомпанемент?

Д.Воссоздает атмосферу весны. Рождает музыкальный образ весенних потоков.

У. Просыпается природа и душа человека наполняется ожиданием перемен к лучшему.

У. Романс С.Рахманинов написал на стихи Ф.Тютчева “Весенние воды”.

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас.
И радость в душу проливалась,
Как Бога животворный глас.

Эти строки из другого стихотворения Ф.Тютчева “Весна” звучит как эпиграф к романсу – может быть самому радостному и ликующему в истории русской вокальной музыки.

Этим произведением С.Рахманинов поет гимн приближающейся весне. Давайте еще раз послушаем романс.

Слушание романса “Весенние воды”.

Я предлагаю домашнее задание: Предлагаю вам побыть в роли художника-творца: изобразите в красках музыку, связанную с весной, с романсом “Весенние воды”.

Слайд 12. (Ответ на вопрос “что такое музыка?”)

У. Мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос?

Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!

Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
Я желаю вам увидеть музыку…
Я желаю вам услышать музыку…

Вывод: Композитор, художник, поэт, исполнитель создают каждый свой образ, выражая свое внутреннее состояние.

У. Мы говорили с вами сегодня о триединой связи, благодаря которой появляется музыка.

Д. Композитор – исполнитель – слушатель.

У. В какой роли мы еще не побывали?

У. Мы проводим с вами этот урок в прекрасное время года.

Д. Весна, недавно был праздник – 8-е Марта.

Поздравляю всех я с весной.
Пусть Весна только чудится.
Поздравляю всех я с весной.
От весны пусть сердце волнуется!

Пусть мир улыбнется сиянием солнца,
Пусть сбудутся теплые сны!
Желаю сердечно, пусть радует вечно
Прекрасный Восьмой день Весны!

Слайд 14. (“Я люблю тебя, мамочка!”)

Столько песен и стихов
Посвятили мамам!
Мне чужих не надо слов
Для любимой самой.

Я для мамочки своей
Их искать не стану:
Все они – в душе моей,
Так люблю я маму.

Ей не только в женский день
Дорого вниманье –
Но и каждый Божий день
Нужно пониманье.

Нету женщины святей,
Чем родная мама.
Чтобы старость скрасить ей –
Я луну достану!

Исполнение песни Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.

У. Сегодня на уроке мы работали достаточно активно, продуктивно.

Теперь выскажем свои мнения о проведенном уроке, продолжая начатые фразы:

источник