Меню Рубрики

Рубенс союз земли и воды анализ

Союз Земли и Воды. В чём символика Рубенса?

«Размер полотна 223х181 см, холст, масло. Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу в руках. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Существует и другая интерпретация произведения: художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии. Рубенс написал эту картину около 1618 года. Между 1798 и 1800 годами она была приобретена для Эрмитажа у князя Киджи (Италия, Рим)».

Такой комментарий можно прочитать в Интернете. (По поводу золотой короны: на картине нет короны, есть венок. Возможно, было еще одно полотно, на котором была-таки золотая корона.)

Казалось бы, что нужно зрителю? Этого объяснения вполне достаточно, чтобы он согласно кивнул – и пошел дальше рассматривать полотна.

Но не все логично в тех версиях, которые дают искусствоведы. Первое – мифологической основы для этой картины просто нет. Нет ни одного мифа, в котором бы говорилось о заключении союза между Герой и Посейдоном (в греческой мифологии упоминается только о том, что «в союзе с Герой он оказывает помощь ахейцам, вызвав тем самым гнев Зевса») или Кибелы и Нептуна (в римской мифологии).

Что нарисовал художник? Цветущая девушка опирается на глиняный кувшин, из которого льется вода. Ее волосы уложены косами в виде короны, в которую вплетена нить жемчуга. В ушах – жемчужные сережки. Над ней витает крылатая богиня Виктория с венком в руке.

Выражение лица девушки как бы слегка равнодушное. Это что – реакция на какое-то предложение мужчины, который стоит напротив? Мол, меня это не волнует. Что бы это могло быть? Какое предложение? Может быть, он ей грозит уходом? А она ему: «Ну, и что? Все равно вернешься!»

Мощный старец стоит к зрителю спиной. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. На нем тоже венок победителя. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. О чем он ее спрашивает? Это не мольба, это именно вопрос. И даже с какой-то угрозой.

У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос).

И еще один персонаж – тигр. Почему именно тигр? Почему не лев? Или буйвол? Или бегемот?

Что-то странное в этой картине. Рубенс был художником, который не бросался символами, они для него составляли тайный смысл картин. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно.

Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини; некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба, ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей; так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия».)

Попробуем обратиться к историческим событиям того времени. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». (Рубенс жил в Антверпене.)

Рассмотрим эту версию. Если это союз города с рекой – то где город, а где река? Кто изображает реку – женская фигура или мужская? Если женская – то какая связь между плодами и рекой? Если мужская – то почему такая мощная фигура? Если наоборот – те же вопросы! И опять же – зачем тигр?

Попробуем подойти с другой стороны. Прежде всего: Антверпен был во Фландрии. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую).

Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. Войны истощали всех и вся. В конце концов стороны договорились и в 1617 году заключили между собой мирное соглашение – договор Оньяте. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь.

«Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Венки на головах главных персонажей – символы побед и мира, символы мудрости правителей воюющих стран. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. Текущая из амфоры вода, похоже, изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда).

Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно, и возможность процветания. Мало того, безразличное выражение ее лица свидетельствует о том, что ей все равно, с кем будет мирный договор – лишь бы не воевать. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Это зависит и от нее. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.

Питер Пауль Рубенс, Питер Пауль Рубенс,

Союз Земли и Воды (Фрагментs)
Похоже, что все фигуры на картине связались некоторой логикой. Остался только тигр. Что бы это значило? Может ли тигр быть символом какого-либо государства? Вряд ли: в гербах есть львы, тигров нет.

Возможно, что тигр – символ чумы и распрей. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир. Кто-то хотел быть в немецкой ветке Габсбургов, кто-то в испанской, кто-то хотел полной независимости, кто-то беспокоился о первенстве Амстердама, которому противостоял Антверпен. Что касается чумы – ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке. Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году.

Возможно, что в тигре соединились два этих фактора. Один из них – распри – изображен как левая лапа зверя, она подобралась к плодам изобилия очень близко. Второй фактор – чума — изображена как правая лапа тигра, она пониже и не так угрожающе выглядит.

Итак, девушка – Фландрия, мужчина – испанские Габсбурги, а все полотно «Союз земли и воды» – аллегория Фландрии в смутные времена Тридцатилетней войны.

Войны в 1617 году не закончились. И для Антверпена через некоторое время началась черная полоса: в 1648 году ему отрезали выход в море, он потерял свое торговое значение. Возрождение города началось только в 1863 году, с открытием устья Шельды.

1. Может быть, путти – это дети Рубенса: Клара Серена (родилась в 1611 году) и Альберт (родился в 1614 году). В момент написания картины Кларе было 7 лет, а Альберту — 4.

2. Посмотрите на эскиз к картине, его размер 35х30,5 см. Какая гигантская разница между эскизом и законченным полотном!


Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды (Эскиз)

источник

«Размер полотна 223×181 см, холст, масло. Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды — Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу в руках. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Существует и другая интерпретация произведения: художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог — залог и символ процветания Фландрии. Рубенс написал эту картину около 1618 года. Между 1798 и 1800 годами она была приобретена для Эрмитажа у князя Киджи (Италия, Рим)».

Такой комментарий можно прочитать в Интернете. (По поводу золотой короны: на картине нет короны, есть венок. Возможно, было еще одно полотно, на котором была-таки золотая корона.)

Казалось бы, что нужно зрителю? Этого объяснения вполне достаточно, чтобы он согласно кивнул — и пошел дальше рассматривать полотна.

Но не все логично в тех версиях, которые дают искусствоведы. Первое — мифологической основы для этой картины просто нет. Нет ни одного мифа, в котором бы говорилось о заключении союза между Герой и Посейдоном (в греческой мифологии упоминается только о том, что «в союзе с Герой он оказывает помощь ахейцам, вызвав тем самым гнев Зевса») или Кибелы и Нептуна (в римской мифологии).

Что нарисовал художник? Цветущая девушка опирается на глиняный кувшин, из которого льется вода. Ее волосы уложены косами в виде короны, в которую вплетена нить жемчуга. В ушах — жемчужные сережки. Над ней витает крылатая богиня Виктория с венком в руке.

Выражение лица девушки как бы слегка равнодушное. Это что — реакция на какое-то предложение мужчины, который стоит напротив? Мол, меня это не волнует. Что бы это могло быть? Какое предложение? Может быть, он ей грозит уходом? А она ему: «Ну, и что? Все равно вернешься!»

Мощный старец стоит к зрителю спиной. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. На нем тоже венок победителя. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. О чем он ее спрашивает? Это не мольба, это именно вопрос. И даже с какой-то угрозой.

У ног мужчины — тритон гудит в раковину. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. А рядом с ним плещутся путти (путти — декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос).

И еще один персонаж — тигр. Почему именно тигр? Почему не лев? Или буйвол? Или бегемот?

Что-то странное в этой картине. Рубенс был художником, который не бросался символами, они для него составляли тайный смысл картин. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно.

Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини; некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости — Победительнице. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба, ибо охранять граждан — такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей; так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия».)

Попробуем обратиться к историческим событиям того времени. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог — залог и символ процветания Фландрии». (Рубенс жил в Антверпене.)

Рассмотрим эту версию. Если это союз города с рекой — то где город, а где река? Кто изображает реку — женская фигура или мужская? Если женская — то какая связь между плодами и рекой? Если мужская — то почему такая мощная фигура? Если наоборот — те же вопросы! И опять же — зачем тигр?

Попробуем подойти с другой стороны. Прежде всего: Антверпен был во Фландрии. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую).

Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой — никак не могли поделить наследство. Войны истощали всех и вся. В конце концов стороны договорились и в 1617 году заключили между собой мирное соглашение — договор Оньяте. Для нас не суть важно, кто и что получил — установился мир, началась нормальная жизнь.

«Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. По объяснению самого Рубенса, дети — символ процветания. Венки на головах главных персонажей — символы побед и мира, символы мудрости правителей воюющих стран. Место, где плещутся дети и тритон, — очевидно, море. Текущая из амфоры вода, похоже, изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда).

Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны — жемчуг в косах и в ушах), а мужчина — испанских Габсбургов, то картина — аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно, и возможность процветания. Мало того, безразличное выражение ее лица свидетельствует о том, что ей все равно, с кем будет мирный договор — лишь бы не воевать. Вопрос на лице мужчины — не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Это зависит и от нее. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.

Похоже, что все фигуры на картине связались некоторой логикой. Остался только тигр. Что бы это значило? Может ли тигр быть символом какого-либо государства? Вряд ли: в гербах есть львы, тигров нет.

Возможно, что тигр — символ чумы и распрей. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир. Кто-то хотел быть в немецкой ветке Габсбургов, кто-то в испанской, кто-то хотел полной независимости, кто-то беспокоился о первенстве Амстердама, которому противостоял Антверпен. Что касается чумы — ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке. Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году.

Возможно, что в тигре соединились два этих фактора. Один из них — распри — изображен как левая лапа зверя, она подобралась к плодам изобилия очень близко. Второй фактор — чума — изображена как правая лапа тигра, она пониже и не так угрожающе выглядит.

Итак, девушка — Фландрия, мужчина — испанские Габсбурги, а все полотно «Союз земли и воды» — аллегория Фландрии в смутные времена Тридцатилетней войны.

Послесловие.

Войны в 1617 году не закончились. И для Антверпена через некоторое время началась черная полоса: в 1648 году ему отрезали выход в море, он потерял свое торговое значение. Возрождение города началось только в 1863 году, с открытием устья Шельды.

1. Может быть, путти — это дети Рубенса: Клара Серена (родилась в 1611 году) и Альберт (родился в 1614 году). В момент написания картины Кларе было 7 лет, а Альберту — 4.

2. Посмотрите на эскиз к картине, его размер 35×30,5 см. Какая гигантская разница между эскизом и законченным полотном!

источник

Соната для скрипки и клавира № 4

Самые яркие и осязаемые результаты в раскрытии «плотского» начала принесла живопись. Это могло выражаться в достаточно сдержанных формах. Такое художественное решение находим, например, в картине «Даня»(1636), где великий голландский живописец Хрменс ван Рейн Рмбрандт([Хармэнс ван Рэйн Рэмбрандт] 1606–1669) следует греческому мифу: царь, которому предсказана смерть от руки внука, заключил свою дочь Данаю в башню, куда не было доступа никому; от Зевса, проникшего к Данае в виде золотого дождя, она родила сына, и он во время игр случайно убил деда брошенным диском.

На полотне показан момент, когда Даная, лежащая на ложе, приподнимается навстречу золотому сиянию, которое предвещает появление Зевса. Художник любуется пластичностью форм, мягкостью и плавностью линий обнажённого женского тела. Но при этом наполняет образ целомудрием и одухотворённостью, передавая психологически сложное состояние порыва к неизведанному, желанному в соединении с внутренней насторожённостью.

Наряду с такими, сдержанными формами находим в живописи Барокко и открытое, едва ли не демонстративное воплощение чувственного начала. Его настоящим апофеозом стало творчество фламандского художника Птера Пуэла Рбенса([Питэр Рубэнс] 1577–1640).

Читайте также:  Задача анализ кислорода в воде

Здесь необходимо небольшое пояснение. В конце XVI века Нидерланды оказались разделёнными (вот почему государство, существовавшее до этого, именуют так: Нидерланды исторические). Их северная часть в ходе первой в истории буржуазной революции обрела независимость, возникли так называемые Нидерланды современные (неофициально их именуют Голландией, по названию ведущего региона). А южные области остались под владычеством Испании, и эту территорию по названию важнейшей, наиболее богатой провинции именовали Фландрией (её основная часть впоследствии вошла в современную Бельгию). На фундаменте прежнего нидерландского искусства сложились две художественные школы, которые соответственно называются голландской (во главе с Рембрандтом) и фламандской (во главе с Рубенсом).

Творчество великого фламандца – настоящее празднество плоти (наш Карл Брюллов сравнивал его искусство с роскошным пиром). Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить рубенсовских «Трёх граций» (1638–1640) с группой трёх граций в картине Сандро Боттичлли «Весна». У Боттичелли, мастера живописи Высокого Возрождения – целомудренно-созерцательная красота, хрупкая до невесомости утончённость. У Рубенса облик точно так же названных женских фигур не имеет ничего общего с идеалами Ренессанса. Главное для него – передать горячее биение жизни, живую и полновесную человеческую плоть. Поэтому он не боится впасть в «разгул чувственности», рисуя цветущие буйным цветом тела с их пышностью, бугристыми массами и складками.

Посредством всего этого Рубенс воспевал полноту жизненных сил, радость бытия, что у него нередко выливалось в мотивы изобилия земных благ. Символом этих мотивов воспринимается его картина-аллегория «Союз Земли и Воды»(между 1612 и 1615).

Богиня плодородия Кибла и бог морей Нептн поданы в типичном «репертуаре» великого фламандца: откровенная чувственность, переполняющая роскошь человеческих и природных форм, переданная сочными красками; энергичные контрасты цвета, фигур, поз, создающие ощущение театральной приподнятости. Обращает на себя внимание зычно трубящее в раковину морское божество – тритон с его стихийной силой, идущей от полной слитности с природным миром. От всего веет счастливым состоянием духа, что так противостояло противоречиям и диссонансам трагической эпохи, какой мы увидим Барокко несколько позже.

Мотивы жизненного изобилия и способность человека насладиться благами бытия широко передавались и в совершенно реальных изображениях. Одна из радостей человека эпохи Барокко состояла в музицировании, которое получило широкое распространение у самых разных сословий. Вот почему в живописи этого времени во множестве появляются соответствующие сюжеты. Один из них находим в полотне итальянского художника Микелнджело да Каравджо (1573–1610) «Лютнист»(1595), которое автор считал своим лучшим созданием.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8342 — | 7961 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Построенная на принципах симметрии и равновесия Пирамидальная форм, композиция, особенно венецианских художников, чувственная осязаемость обнаженных тел и теплый золотисто-коричневый колорит отмечены влиянием позднего итальянского Ренессанса. «КартинаРубенса «Союз Земли и Воды» изображаеталлегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяетчувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рогизобилия, наполненный плодами и Воды – морского богаНептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой.

Он застал этот богатый город в полном запустении, Когда после смерти в отца 1587 г. будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен. Картина был создана художником не по заказу и оставалась в доме мастера до его конца жизни. Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Живыми чувствами, Искусство Рубенса впечатляет всего прежде жизнеутверждающей силой, земной красотой.

Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. «Союз Земли и Воды» 8211 одна из наиболее классических картин великого художник. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир. Яркая красочность картины подчеркивает приподнятый, героический характер изображенной сцены.

Созданной еще по ренессансной схеме, в этой работе, Рубенс как мастер барокко разрушает замкнутость произведения, с уравновешенной композицией в виде треугольника, соединяя пространство картины с реальным, – детские фигурки не умещаются в пределах картины, поток воды устремляется на нас, трубит Тритон в сторону зрителя. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году. Круто изогнув шею, Могучий красавец конь Пегас, спускается богиня Славы, в волнении копытом бьет и косит глазом на раскрытую пасть агонизирующего дракона, венчающая Персея, хлопочут амуры. И стремление претворить жизнь в величественные образы, Здесь есть и навеянные искусством античности в персонажи, целом не свойственный Рубенсу идущий от Возрождения рационалистический подход. От ученического копирования итальянских мастеров и от подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному творчеству и, приковался к натуре, как к неиссякаемому источнику вдохновения, стал или воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в портретах, охотничьих сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве религиозного красоты, чувства и поэтического вымысла (в религиозных, мифологических и аллегорических картинах) – вместе с собственной любовью художника к действительности, Постоянно стремление к изучению натуры, следуя принципам художников эпохи Возрождения, было залогом его быстрых успехов.

Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Она олицетворение земной красоты и счастья, покоренный охватившим его чувством любви и герой-победитель останавливается ради – нее совершен подвиг, Но основной поток движения в картине направлен в сторону Андромеды. Взглянув на картину, Однако, не будь возле них атрибутов, не мы смогли бы распознать мифологических персонажей. Чтобы передать прозрачность кожи и живой блеск глаз, виртуозно Рубенс использует технику просвечивающих красочных мазков – лессировок, легкий румянец, бархатистую поверхность лица, проступающий на щеках. Взглянув на картину, Однако, не будь возле них атрибутов, не мы смогли бы распознать мифологических персонажей. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Богиня Гера и бог Посейдон не заключали никаких союзов, античной Согласно мифологии, но всё же изображены на картине вместе и под лавровым венцом в руках крылатой Ники – богини триумфа и победы, хотя и были братом и сестрой, под их ногами, в воде, мирно резвятся дети, трубит в раковину спутник Посейдона, Тритон. Постоянно стремление к изучению натуры, вместе с собственной любовью художника к действительности, было залогом его быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров и от подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения, приковался к натуре, как к неиссякаемому источнику вдохновения, стал или воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в портретах, охотничьих сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве красоты, религиозного чувства и поэтического вымысла (в религиозных, мифологических и аллегорических картинах).

В античном мифе об освобождении Персеем царевны Андромеды от дракона, в искупительную жертву которому она должна была быть принесена, Рубенс избирает момент, когда подвиг уже совершен. В немецком городе Зигене, Великий художник родился на чужбине, от спасаясь террора испанских поработителей, куда его родители эмигрировали. Однако весь динамический строй произведения позволяет нам ощутить бурный и драматический характер только что происшедшего. Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Это одна из поздних работ Рубенса.

Собственно, в греческоймифологии богиня фригийского происхождения Кибела (Цибела иногда Кибеба) является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Современники Рубенса считали, что художник изобразил союзгорода Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли иморских дорог – залог и символ процветания Фландрии. Живыми чувствами, Искусство Рубенса впечатляет прежде жизнеутверждающей всего силой, земной красотой. Кто-то в испанской, Кто-то хотел быть в немецкой ветке Габсбургов, кто-то беспокоился о первенстве Амстердама, кто-то полной хотел независимости, которому противостоял Антверпен. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Созданной еще по ренессансной схеме, в этой работе, Рубенс как мастер барокко разрушает замкнутость произведения, с уравновешенной композицией в виде треугольника, соединяя пространство картины реальным, – с детские фигурки не умещаются в пределах картины, поток воды устремляется на нас, Тритон трубит в сторону зрителя. Очевидно, Этот редкий в творчестве Рубенса психологический портрет, умершей в 1623 году идеализированное опоэтизированное и изображение дочери художника Клары Серены, за два года до создания картины. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды.

Возможно, что в тигре соединились два этих фактора. Но в годы учения Рубенса фламандское искусство ещё стремилось только обрести почву под ногами. Перед нами пышнотелая, рыжеволосая красавица Гера, богиня брака и плодородия, олицетворяющая Землю, с рогом изобилия в руке и бог морей Посейдон, олицетворяющий Воду.

Здесь она, Скучающий взгляд молодой девушки красноречиво о говорит её безразличии к собеседнику, заставляет так долго ждать своего решения, будучи королевой положения. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Возможно, что тигр – символ чумы и распрей. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета.

Фландрия, оставшаяся, в отличие от Голландии, под испанским владычеством, медленно восстанавливала свои силы. Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Как и в других произведениях великого живописца, Здесь, ее одухотворяющий, человек выступает центр как природы.

Что касается чумы – ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке. И стремление претворить жизнь в величественные образы, Здесь есть и навеянные искусством античности персонажи, в целом свойственный не Рубенсу идущий от Возрождения рационалистический подход. Изображенный художником внушительным, Античный бог Посейдон, полусидит на камне в неудобной позе, седобородым стариком, правой рукой опираясь на трезубец – символ морской власти, левой держит молодую красавицу за руку и с нетерпением и даже некоторым ждёт напряжением, от богини ответа. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу.

Она пониже и не так угрожающе выглядит, Второй фактор – чума 8211 изображена как лапа правая тигра. В образе молодой девушки, Цветущая Гера, с локонами волос, прекрасная в своей наготе ничуть и её не смущаясь, завитыми в виде короны и вплетёнными в них жемчужными нитями, опирается на изливающий воду кувшин. СоюзЗемли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагаетзолотую корону на голову богини.

Она подобралась к плодам изобилия очень близко, Один них из – распри – изображен как левая лапа зверя. В греческоймифологии богиня фригийского происхождения Кибела является (Цибела иногда Кибеба) олицетворением регулирующего, Собственно, что художник изобразил союзгорода Антверпена с рекой Шельдой, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Современники Рубенса считали, то есть союз торговли иморских дорог – залог и символ процветания Фландрии. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды.

под союзом Земли и Воды подразумевался союз Антверпена с рекой Шельдой, лишившими Фландрию выхода к морю. 160 Так в картине Рубенса органично соединились миф и реальность, античность и национальная история – Рубенс наполнил ее современным содержанием, Однако обратившись к традиционной для европейского искусства теме стихий, устье которой блокировано было тогда голландцами, связав с актуальными проблемами своей страны. Что могучий и грузный Вакх – бог и вина веселья – изображен как будто в статичной позе, Несмотря на то, его фигура, тяжело восседающим на бочке, а также расположенные рядом менада, сатир, два мальчика образуют композиционно динамическую группу.

источник

«Союз Земли и Воды» был написан между 1612 и 1615 годами, то есть в пору когда вернувшись в Антверпен после долгого пребывания в Италии, Рубенс создал лучшие из ранних своих вещей и властно заявил о себе как о первом живописце Фландрии.

Вкусы времени диктовали сюжеты: античность, сдобренная вполне земной фламандской жизнерадостностью, лукавые пышнотелые боги, богини, как две капли похожие на белокожих и дородных красавиц, что торговали рыбой и цветами на набережных Шельды.

«Союз Земли и Воды» написан с пьянящей радостной увлечённостью. Трудно найти картину более характерную и для эпохи, и для самого художника. Она множеством нитей связана со своим временем, с тогдашним понятием прекрасного, с наивными представлениями той поры об античном мире.

Правда, античности — особенно в современном её понимании — в полотне этом не так уж и много. Образы римских богов здесь — как маскарадные полумаски, как необходимая, но необременительная условность. Естественно, что сюжет аллегорический нуждался в античных именах и аксессуарах более, чем какой бы то ни было иной. «Союз Земли и Воды» — апофеоз плодородия, изобилия земного счастливого бытия — естественно и привычно реализовался в фигурах, известных Рубенсу, как и всякому получившему классическое образование фламандцу, ещё со школьной скамьи. Разумеется, представления о мифологии были не слишком точными у людей 17 века, и Рубенс, человек отлично образованный, читавший по-латыни и по-гречески, не следовал источникам с педантичной скрупулёзностью.

Розовая, пышная, хотя и грациозная фламандка, олицетворяющая Землю, изображает скорее всего Кибелу, богиню, чей культ зародился во Фригии. Кибела считалась «Великой матерью» богов и всего сущего на земле, она даровала плодородие и возрождала умирающую природу. Позднее культ Кибелы слился с культом греческой богини Реи, дочери Геи — богини земли. Рубенс создал образ Кибелы в соответствии с жизнерадостным духом картины (согласно с фригийскими верованиями, Кибела — мрачное божество, мистерии в её честь ни чем не напоминали безмятежную сцену, написанную Рубенсом).

Нептун тоже слишком не напоминает грозного бога морей, «колебателя земли», могущественного брата Юпитера, скорее он подобен могучему фавну, обитателю лесов, или просто фламандскому пастуху.

Нептун был у римлян божеством влаги и только потом объединился с греческим культом бога морей Посейдона. Посейдон считался богом подземных вод, оплодотворяющим землю, и даже имел прозвище Гееох — владыка земли.

Существует также предположение, что само имя Посейдон означает «супруг земли». Всё это даёт возможность глубже заглянуть в смысл представленной на холсте аллегории. Аллегория эта имела особое значение и для Фландрии и, в частности, для Антверпена. Трепетное отношение фламандцев к плодам земли и человеческого труда окрашивает всё искусство Южных Нидерландов ; море, приносившее стране богатство, — через Антверпен Европа торговала с Новым Светом — почиталось, естественно, как благодатная, доходная стихия. Всё это придаёт нехитрой аллегории «Союз Земли и Воды» характер глубоко национальный.

И в самом деле, сколько бы ни было в картине античных реминисценций, затейливых иносказаний, мифологических аксессуаров, она прежде всего наполнена истинно фламандским духом. Его герои полны мощи и духовной силы, его женщины — существа, исполненные морального и физического здоровья.

И лукавая, кокетливая Слава, венчающая лаврами Нептуна и Кибелу, и сами божества, с нарочитой томностью глядящие в глаза друг другу, словно актёры. Сентиментальной пантомимы, и тритон, весело трубящий в раковину, и ангело- подобные младенцы, резвящиеся в воде, — все эти образы откровенно условны, и художник не скрывает от зрителя, что героям куда милее доброе фламандское доббель-кноль — двойной крепости пиво, чем олимпийский нектар.

И если бы все значение картины сводилось к её сюжету и её персонажам, то она осталась бы произведением легковесным, даже наивным. Но в том-то и дело, что в этой почти банальной аллегории царствует столь литое единство линий и масс, столь благородное равновесие, что картина рождает в зрителе уверенность в высоком и серьёзном смысле происходящего.

Эта уверенность возникает сначала почти бессознательно, поскольку ничто в картине не поражает, в ней нет видимого действия, сильных характеров, запоминающихся лиц, она красива, она приятна для глаз, и только. И лишь постепенно проступает торжественная пластическая мелодия, объединяющая все детали картины одним всепроникающим движением. И тогда жесты персонажей, расположение фигур, их очертания, мельчайшие аксессуары картины начинают восприниматься как часть грандиозного целого, составляющий сложный, многозвучный аккорд.

Движения фигур при всём их разнообразии кажутся эхом друг друга, жест Кибелы как бы переливается в жест Нептуна. Словно единым движением кисти рождена плавная линия, очерчивающая тело Земли-Кибелы, естественно продолжённая рукой морского бога и устремляющаяся по его плечам ещё выше, к трезубцу, повторяющему своей диагональю наклон тела богини. А головы центральных персонажей окружены и выделены «венком» рук: от соединённых в нежном пожатии рук Нептуна и Кибелы — к лёгкому взмах у руки Славы и вновь — к держащей трезубец руке «повелителя морей».

Читайте также:  Зачем берут воду на анализ

Могучий ритм диагоналей — наклон тела Кибелы, трезубца, пятна света на спине Нептуна, движение тритона — наполняет холст размеренным, сдержанным, но напряжённым движением и мешает воспринимать пирамидально построенную группу статически. Отсюда то ощущение внутреннего трепета в картине, которое вторит звонкой струе воды, орошающей землю у ног богов.

И весь этот согласный, стройный и безмятежный мир рождается в сияние солнечных золотистых оттенков, в блеске открытых чистых красочных пятен может порой даже слишком ярких, придающих полотну какой-то языческий аромат. Картина кажется перенасыщенной светом, цветом, холст словно стонет от пылкой материальности плодов, человеческой плоти. И в этой чрезмерности, подчиненной точному композиционному расчёту и безошибочно найденной линии, угадывается секрет той удивительной власти, которую имеет картина над воображением зрителя.

Разумеется, проницательный взгляд различит в картине неопровержимые свидетельства молодости художника, его преданности неким определённым, несколько педантичным принципам. Годы, проведённые в Италии, привили Рубенсу вкус к учёной, тщательно выверенной композиционной схеме, и схема эта всё же проглядывает сквозь естественную непринужденность группировки.

Тщательная выписанность плодов выдаёт усердие неофита, чьё мастерство не приобрело ещё абсолютной лёгкости в каждой детали. Словом, это зрелая картина, в которой мелькает порой отдалённое эхо юношеской неуверенности.

И нужно видеть рядом с этим полотном позднюю картину мастера, чтобы полной мерой ощутить, как много ещё предстояло сделать Рубенсу после «Союза Земли и Воды».

источник

В стоимость заказа включено:

  • Подготовка файла репродукции к печати, ретушь (при необходимости);
  • Печать изображения на широкоформатном плоттере с использованием только оригинальных расходных материалов;
  • Создание подрамника из натурального дерево (высушенная сосна);
  • Натяжка холста на подрамник;
  • Покрытие холста лаком для защиты от внешних воздействий (УФ, влага);
  • Производство индивидуальной багетной рамы (если выбран багет);
  • Монтаж картины в багетную раму с изолированием щелей;
  • Монтаж крепления;
  • Упаковка репродукции для перевозки;

В стоимость не входит доставка репродукции до клиента.

Мы гордимся тем качеством репродукций, которые производим. Мы используем только самый качественный натуральный холст, только оригинальные краски, для подрамников используется настоящая древесина, а защитный лак, которым покрывается холст не имеет никакого постороннего запаха. Мы используем только самое современное багетное оборудование, которое вкупе с опытом и навыками наших багетных мастеров позволяет создавать по-настоящему КАЧЕСТВЕННЫЙ продукт!

Найти дешевле можно. Найти качественнее — вряд ли.

для картины Питера Пауля Рубенса Союз Земли и Воды размером на

В картине Рубенса «Союз земли и воды» написана в 1618 году. В ней скрыта непростая аллегорическая загадка.

Художником изображена Гера, богиня брака и плодородия и бог моря Посейдон. Они соответственно олицетворяют Землю и Воду. Молодая обнаженная девушка с короной на голове из завитых волос с вплетенными в них жемчужинами и старик с седой бородой, опирающийся на трезубец. Посейдон ждет ответа от рыжеволосой красавицы, а ее скучающий взгляд говорит о полном безразличии к собеседнику.

В легендах античной мифологии не говорится ни о каком союзе между Герой и Посейдоном, они брат и сестра. Но на картине Рубенса над ними крылатая Ника держит лавровый венец как символ триумфа и победы, рядом беззаботно играют дети, Тритон, всегда сопровождающий Посейдона, трубит в раковину.Вероятно, автор хотел в образе Геры указать на свой родной город Антверпен, а Посейдон – это Испания, властвующая на всех морях. Антверпен долго ждал выхода в море, и наконец-то будущее процветание города стало возможно.

Остается разгадать присутствие тигра, вцепившегося в рог изобилия, что держит в своих руках Гера.

Возможно, это предостережение от напастей. В то время наблюдались вспышки чумы и разногласия между жителями Фландрии, которые были не менее опасны, чем смертельная болезнь.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Союз Земли и Воды художника Питера Пауля Рубенса на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Питера Пауля Рубенса Союз Земли и Воды: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Питера Пауля Рубенса на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Питера Пауля Рубенса. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Питера Пауля Рубенса на натуральном холсте.

Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. После смерти мужа, в 1587 году, мать вновь приняла католичество и вернулась с детьми в Антверпен. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Старший брат Питера, действительно, получив юридическое образование, степень доктора обоих прав, стал секретарем Антверпена. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи, имея к этому непреодолимое желание. Занимался в мастерской Отто ван Веена, придворного художника, мастера исторической живописи.

В 1598 году Питер получил звание свободного художника антверпенской гильдии Святого Луки.

В 1600 году отправился в Италию оттачивать свое мастерство. Рубенс поступил на службу к герцогу Винченцо Гонзасу придворным живописцем. По поручению герцога, крупного коллекционера произведений искусства, Рубенс копировал картины в Риме, Генуе, Венеции, Флоренции. Первыми самостоятельными работами художника были портреты, которые пополняли галерею герцога «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных».

Но талант Рубенса требовал более широкого спектра деятельности.

Его дарование значительно раскрылось в больших алтарных композициях, созданных для итальянских церквей. Выполненные заказы позволили молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима.

В 1608 году Рубенсу пришлось внезапно вернуться в Антверпен, получив известие о смертельной болезни матери. Хотя успешное исполнение заказов для церквей открывало перед ним в Италии большую перспективу, он остался на родине. В 1609 году Рубенс женился на 18-летней дочери ученого-адвоката Яна Бранта Изабелле.

К 1611 году, исполнив заказ для зала антверпенской ратуши в виде картины «Поклонение волхвов» и двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста», он стал ведущим живописцем Антверпена, его называли «богом живописцев».

Желающих поступить в его мастерскую оказалось так много, что просьбы пришлось отклонять. Рубенс умел учить не только ремеслу, но и развивать способности каждого из своих учеников.

Зарисовки с памятников античного искусства, которые Рубенс привез из Италии, не раз впоследствии служили ему источником вдохновения. Античность для него всегда оставалась школой подлинного вкуса и истинного мастерства. Присущей художнику была и способность одухотворять, в ней заключалась суть рубенсовской эстетики. Яркое воплощение данная черта нашла в работах второй половины 1610-х годов. К их числу относится картина «Союз земли и воды», написанная им в 1618 году.

С начала 1620-х годов Рубенс начинает дипломатическую деятельность. После смерти Эрцгерцога Альберта в 1621 году в качестве доверенного лица инфанты Изабеллы он выполняет секретные поручения брюссельского двора. Богатство натуры Рубенса позволило ему также в эти годы руководить работой граверов и живописцев своей мастерской, оформлять книги самого разнообразного содержания для издательства Платена, делать картоны для шпалер, выполнять проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, выпустить двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами»

Столь разносторонняя деятельность художника стала возможна благодаря размеренному образу жизни, который он вел:

По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю мессу, уверяя, что такое начало дня помогало ему сосредоточиться и ощутить необходимое для работы спокойствие духа. Затем он садился за мольберт, работая всегда в присутствии чтеца, читавшего ему вслух Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. При всем разнообразии интересов художника, главной его страстью все же оставалась живопись.

В 1620-е годы Рубенс много и с равным успехом трудился как в области «кабинетной» живописи, так и над созданием крупных монументально-декоративных ансамблей. Рассчитанные на восприятие в пространстве больших помещений, они всегда задумывались живописцем в единстве с архитектурой, для которой предназначались. И здесь композиционное мастерство Рубенса, его изобретательность, неисчерпаемость фантазии не знали себе равных.

В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Вторая серия осталась неосуществленной. А первая, состоящая из двадцати четырех картин, ныне экспонируется в специальном зале Лувра.

В 1620- е годы Рубенс также переживает неоднократные удары судьбы:

в 1623 году — потерю дочери, а в 1626-м, вероятно от эпидемии чумы, свирепствовавшей тогда в Антверпене, умирает и его жена, Изабелла Брант.

Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров. В 1630 году многолетние усилия художника наконец венчает успех: мир между Испанией и Англией подписан, то есть окончена морская война, в которую Испанию втянула в 1625 году Англия и от которой страдали и Южные Нидерланды.

В декабре 1630 года художник в возрасте 53-х лет вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилетней Елене Фоурмент, младшей дочери богатого торговца шпалерами Даниеля Фоурмеита.

Итогом творчества Рубенса можно считать его картину «Вакх».

«Вакх» — настоящее чудо живописи. Вероятно, Рубенс писал ее для себя, а не на заказ и очень ею дорожил: эта картина оставалась в мастерской художника до самой его смерти. И тогда она не была продана, а перешла к его племяннику Филиппу Рубенсу, который лишь в 1676 году продал ее герцогу Ришелье.

Последние несколько лет Рубенс жил довольно уединенно, проводя большую часть года в купленном им в 1635 году поместье Стен с настоящим средневековым замком в живописной местности, расположенной между Малином и Антверпеном. Там он писал свои последние пейзажи, наблюдая жизнь окрестных сел, крестьянские праздники и гулянья. Но последние годы художника серьезно омрачала жестокая болезнь, приступы которой становились все сильнее и чаще и с 1638 года подолгу мешали работать. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Он продолжал руководить своими помощниками, заботился об учениках, а когда уже не смог держать в руках перо, диктовал письма.

Рубенс скончался от паралича сердца. По свидетельству Иоахима фон Зандрарта, художник «был похоронен самым торжественным образом. Перед гробом несли золотую корону на подушке из черного бархата, к месту вечного успокоения тело сопровождали в великом горе любители искусства».

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Питера Пауля Рубенса не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

источник

Монументальное полотно представляет собой одну из аллегорических композиций, раскрывающих гражданские и творческие позиции художника. В теме союза двух стихий воплотилась мечта фламандцев о снятии голландской блокады с устья Шельды, выходе к морю, а также связанные с этим событием надежды на возрождение страны. В наше время аллегория воспринимается более широко — как единение стихий Земли и Воды, женского и мужского начала. Богиня Земли, которую готова увенчать Виктория, предстаёт пышнотелой фламандкой с рогом изобилия в правой руке. Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм [1] . История и аллегория, жизнь и легенда, человек и природа предстают в картине в нерасторжимом единстве.

Картина экспонируется в зале Рубенса в Эрмитаже (зал 247). До этого она находилась в коллекции Киджи в Риме, была приобретена для Эрмитажа между 1798 и 1800 годами.

Повторение работы мастерской, кабинетного формата, находится в частной коллекции В. А. Логвиненко и передано на долгосрочное хранение также в Эрмитаж [2] .

«Союз Земли и Воды» на почтовой марке СССР (1977)

«Автопортрет с Изабеллой Брант» — картина Петера Пауля Рубенса.

«Битва греков с амазонками» или «Битва амазонок» — картина Питера Пауля Рубенса, написанная в 1618 году, является одним из самых драматических полотен эпохи барокко и всей европейской живописи в целом.

«Вакх» — картина Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображён в образе Вакха сидящий на бочке обрюзгший молодой парень с поднятой чашей в руках. Его обнимает женщина, наливающая ему в чашу вино; при этом пролившееся мимо вино пытается поймать ртом путти. С другой стороны Вакха, спиной к нему, запрокинув голову, из амфоры пьёт вино Пан. Справа на переднем плане изображён мочащийся путти.

Заведующая сектором живописи XIII—XVIII веков отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Н. И. Грицай, проводя детальный анализ картины, отмечала:

Его композиция построена на своеобразном динамическом сопоставлении сильно выдвинутой на первый план фигурной группы и бесконечной воздушной дали пейзажа в глубине. В значительной мере благодаря такому приёму зритель сразу же оказывается в плену созданных художником образов.

Прообразом головы Вакха послужил античный бюст римского императора Авла Вителлия, известный в шести старинных копиях; вероятнее всего, Рубенс использовал копию, ныне хранящуюся в Лувре. Рубенс был не первым, кто использовал бюст Вителлия для изображения Вакха: ранее он послужил для создания образа Вакха голландскому художнику Иоахиму Юттевалю.

Картина написана между 1638 и 1640 годами и некоторое время хранилась в семье, числясь во владении племянника П. П. Рубенса Филиппа Рубенса, который в 1676 году продал её герцогу Ришельё. Предположительно, с 1711 года картина находилась в собрании барона Кроза. В 1772 году в составе всей коллекции Кроза была приобретена для Эрмитажа императрицей Екатериной II. Первоначально картина была написана на деревянной доске, в 1891 году реставратором А. Сидоровым была переведена на холст.

Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 247 (зал Рубенса).

Вскоре после написания картины в мастерской Рубенса было сделано с неё две копии, одна из которых находится в галерее Уффици во Флоренции, другая — в Галерее старых мастеров в Дрездене. Кроме того, известен собственноручный рисунок Рубенса, изображающий путти слева от Вакха: он хранится в Род-Айлендской художественной галерее в Провиденсе.

«Венера и Адонис» — картина Питера Пауля Рубенса и его учеников из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина иллюстрирует сюжет из «Метаморфоз» Публия Овидия Назона: Венера влюбилась в юного охотника Адониса и объясняется ему в любви:

Молвит: «Скажу, подивись чудовищ провинности давней.

От непривычных трудов я, однако, устала, и кстати

Ласково тенью своей приглашает нас тополь соседний;

Ложе нам стелет трава. Прилечь хочу я с тобою

Здесь, на земле!» И легла, к траве и к нему прижимаясь.

И, прислонившись к нему, на груди головою покоясь,

Молвила так, — а слова поцелуями перемежала.

Картина написана около 1610—1611 годов. Ранняя история картины не установлена. Приобретена в 1768 году императрицей Екатериной II в составе собрания графа И. Ф. Кобенцля из Брюсселя.

При рентгеноскопическом исследовании картины в реставрационных мастерских Эрмитажа были выявлены исправления ступней ног Венеры и Адониса, а также заметно, что и профиль Венеры тоже претерпевал изменения.

Ряд исследователей отмечали, что Рубенс был не единственным автором картины. Вааген счёл, что кисти Рубенса принадлежат только головы персонажей и животные, Роозес (1886—1892) считал, что фигуры выполнены Рубенсом, а собак написал Ян Вильденс; в другой книге он добавил, что пейзаж написан Лукасом ван Юденом. Бенуа приписал пейзаж Яну Вильденсу. Варшавская также отмечала, что картина создана Рубенсом вместе с учениками.

В 1609 году Рубенс исполнил большую картину на этот же сюжет и с аналогичной композицией, которая хранится в Дюссельдорфском художественном музее; эрмитажная картина считается её уменьшенным «кабинетным» вариантом. Ещё один вариант картины (холст, масло, 114 × 111 см) находился в берлинском Музее кайзера Фридриха; считается, что он погиб во время Второй мировой войны.

Читайте также:  Заключение по анализу воды из скважины

Картина выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 247 (Зал Рубенса).

С эрмитажной картины известны три копии. Копия из Маурицхёйса (дерево, масло. 59 × 81 см) считается выполненной непосредственно в мастерской Рубенса, другая аналогичная копия находится в Дрезденской картинной галерее, и ещё одна копия — в частном собрании в Берлине.

Существует ещё одна картина Рубенса на этот же сюжет (холст, масло, 197,5 × 242,9 см), она написана около 1600 года и композиционно значительно отличается от эрмитажной работы; хранится картина в Метрополитен-музее.

«Де́ло Артамо́новых» — советский художественный фильм 1941 года, по одноимённому роману Максима Горького. Снят режиссёром Григорием Рошалем на киностудии Мосфильм.

Фильм восстановлен в 1968 году.

История Константина — серия гобеленов, эскизы для которых были выполнены фламандским художником Питером Паулем Рубенсом и итальянским живописцем Пьетро да Кортона, изображающая различные сцены из жизни римского императора Константина Великого (306 — 337). В 1622 году Рубенс нарисовал первые 12 эскизов, которые были использованы как образцы, а сами гобелены были изготовлены в мастерской ткачей Марка де Комана (фр. Marc de Comans (1563 — до 1650) и Франсуа де ла Планша (нидерл. Franz van den Planken, фр. François de La Planche) (1573 — 1627), расположенной в предместье Сен-Марсель Парижа в 1625 году. В процессе изготовления на основе небольших эскизов, длина стороны которых, вероятно, не превышала метра, были созданы роскошные изделия из шерстяных, шёлковых и серебряных нитей. В 1630 году Пьетро да Кортона нарисовал пять дополнительных эскизов, гобелены по которым были сотканы в мастерской кардинала Франческо Барберини в 1630-х годах.

Маркиза Бригитта Спинола Дориа — портрет кисти фламандского художника Питера Пауля Рубенса. Размер портрета 152 x 99 см, холст, масло. Это один из парадных аристократических портретов, написанный в Генуе в 1606 году. Картина оказала большое влияние на Ван Дейка в период работы художника в этом городе. На холсте изображена дочь полководца Джованни Андреа Дориа — Бригитта Спинола.

В этом же году Рубенс создал ещё одну известную в наши дни работу — «Портрет Марии Серра Паллависи». В обоих полотнах прослеживаются хорошо построенные композиции. Как и в остальных репрезентативных портретах Рубенса, на картинах присутствуют 3 отличительные черты:

ярко выраженная материальная среда,

необыкновенное чувство материи (этот стиль происходит от традиций нидерландской живописи XVI века),

масштабные постановки в полный рост в интерьере.В обоих портретах Рубенса подчёркивается репрезентативный характер, но это направление, начав своё развитие с первых произведений Тициана, стало уже классическим в ту эпоху. Рубенс же соединяет в своих портретах интерьер, пышный костюм и архитектурный фон — и, таким образом, не копирует стиль, а дополняет и импровизирует в нём. Во всех репрезентативных портретах мастера присутствует подчёркнутая роскошь.

Калининградский областной музе́й янтаря́ (ГБУК «Калининградский областной музей янтаря») находится в городе Калининграде. Решение о создании Музея янтаря было принято в 1969 г.. Тогда же под него было определено здание — «Башня Дона» вместе с Росгартенскими воротами.

«Отцелюбие римлянки» («Кимон и Перо») — картина Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина является иллюстрацией античной легенды о милосердии и преданности дочернему долгу. Вот как излагает её римский писатель Валерий Максим в сочинении «Достопамятные деяния и изречения»:

Давайте теперь рассмотрим в качестве примера для подражания случай с благочестием Перо. Ее отец Кимон, сраженный похожей судьбой, был также взят под стражу. И она его, совсем уже старого, будто ребенка, кормила своей грудью. С глубоким изумлением взирают глаза людей на картину, изображающую тот давнишний случай, и вспоминаются тогда его особенности, и кажется, что в этих молчаливых линиях просыпаются живые и дышащие тела.

Для исполнения фигуры Кимона Рубенс вдохновлялся античной статуей «Облокотившийся Геркулес», которую зарисовал во время пребывания в Италии в 1606—1608 годах, этот рисунок хранится в Амброзианской библиотеке в Милане; также заметно влияние фрески Микеланджело «Опьянение Ноя» из Сикстинской капеллы.

Картина была написана около 1612 года и впоследствии принадлежала епископу города Брюгге Карелу ван дер Босху, от которого она перешла в собрание графа И. Ф. Кобенцля в Брюсселе, где в 1768 году была выкуплена императрицей Екатериной II и таким образом стала одной из первых картин собрания Эрмитажа. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 247.

В 1630 году Рубенс написал картину «Кимон и Перо» на аналогичный сюжет (холст, масло, 155 × 190), которая хранится в Рейксмюсеуме в Амстердаме.

«Персей освобождает Андромеду» — картина Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина иллюстрирует античный миф об освобождении Персеем Андромеды, отданной на съедение морскому чудищу. Изображен момент, когда подвиг Персея уже совершён — морское чудовище застыло в камне, узрев лик Горгоны Медузы (голова которой видна на щите Персея), цепи с Андромеды спали и Персей берёт ее за руку. Одновременно богиня Ника возлагает на голову Персея лавровый венок. Сам Персей представлен в образе римского воина: его доспехи и одежда прямо напоминают древнеримскую статую Марса Пирруса из Капитолийского музея в Риме. Фигура Андромеды более всего напоминает статую Афродиты Книдской работы Праксителя, которая сохранилась в римской копии и известна под именем Венера Колонна (находится в музее Пио-Климентино в Ватикане).

Картина была написана в 1622 году; впоследствии Рубенс написал несколько близких по композиции работ на этот же сюжет, одна из них выставляется в Картинной галерее Государственных музеев Берлина, другая в Художественном музее Синебрюхова в Хельсинки, и третий вариант находится в частном собрании в Англии. Известен подготовительный рисунок с изображением Пегаса, который хранится в Галерее Альбертины в Вене.

Первоначально картина была приобретена бароном Шёнборном, по распродаже его коллекции в Амстердаме 16 апреля 1738 года ее с аукциона приобрёл граф Генрих фон Брюль, после смерти которого всё его собрание картин и рисунков в 1769 году было куплено Екатериной II и наряду с коллекцией Гоцковского положило начало собранию Эрмитажа.

В 1970 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 10 копеек (№ 3958 по каталогу ЦФА).

«Поклонение пастухов (Ночь)» — картина Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа.

«Похищение дочерей Левкиппа» — картина Питера Пауля Рубенса.

В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа — Гилайру и Фебу. В этом сюжете Рубенса увлёк сам драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений.

Сильными, мускулистыми руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. В отчаянии и испуге дочери царя обращают взоры к небу, как бы ища у богов спасения. На шеях взвившихся коней повисли маленькие весёлые амуры. Все восемь фигур искусно вписаны в круг, который в свою очередь красиво расположен в пределах почти квадратного поля. Низкий горизонт позволяет ясно читать сложный, прихотливый силуэт группы. Она построена на контрастах движений и цветовых пятен. Светлые, нежные тела обнажённых золотоволосых женщин искусно сопоставлены с загорелыми, крепкими фигурами тёмнокудрых мужчин. Красная, золотистая, белая и тёмно-зелёная ткани усиливают декоративный эффект цветовой композиции. Кажущаяся запутанность группировки рассчитана на то, чтобы производить впечатление напряжённости ситуации, но в то же время построение обладает строжайшей логической продуманностью. Клубок тел имеет три точки опоры, зафиксированные в упирающейся ноге коня, в месте упора правой ноги Диоскура и в точке опоры его левой ноги, которую как бы отталкивает рука Левкиппиды. Причём эти точки опоры расположены в разных удалениях от зрителя, тем самым как бы способствуя пространственной ориентации группы. Живо ощущается необыкновенная увлечённость великого художника нахождением разнообразнейших ракурсов, раскрытием богатства пластических состояний человеческого тела, в чём он вряд ли может иметь многих соперников. Движение в понимании Рубенса несёт в себе как эмоциональный порыв, так и ситуационный или сюжетный смысл. Но и в том и в другом случае оно, отталкиваясь от реальности, приобретает некую художественную условность, подчиняясь законам художественной организации форм на плоскости. Рубенс стремился сообщить композиции декоративный характер, доставить наслаждение многообразной красотой линий и форм в их переплетении, взаимопроникновении и сопоставлении. Своих смелых и дерзких героев Рубенс наделил красотой здоровой молодости, ловкостью, силой и кипучей жаждой жизни.

«Сад любви» — картина фламандского художника Петера Пауля Рубенса.

Эту картину Рубенс писал для себя, а не на заказ. Картина считается своеобразным признанием художника в любви к своей второй супруге Елене Фурман. В картине много личного, она отражает отношение художника к жизни, его душевный подъём. Овдовев, 53-летний Рубенс в 1630 г. женился на 16-летней девушке. Хотя разница в возрасте была существенной, супружеские отношения, как и в первом браке художника, складывались очень гармонично.

На картине бросается в глаза внешнее сходство изображённых женщин: прямой нос, слегка выпуклые глаза, светлые волосы, пышность форм. Они похожи на Елену Фурман, которая часто позировала своему мужу. Однако и у обоих мужчин наблюдается сходство в чертах лица, в частности, их бородки-эспаньолки. Они похожи на художника, несмотря на то, что ко времени создания картины он выглядел уже значительно старше. Создаётся впечатление, что от счастья, которое художник обрёл в своей новой любви, он помолодел и многократно увековечил на картине себя и свою спутницу жизни.

Картину стоит рассматривать как некую историю и не справа налево, как кажется с первого взгляда, а, напротив, слева направо. В левой части влюблённый мужчина обнимает молодую женщину, она же находится в нерешительности, его прикосновения осторожны, в его позе и нежном взгляде отражается просьба отбросить холодность. В центре картины сидят три женщины, они символизируют три разные формы любви: экстатическую — женщина смотрит прямо, рассудительную — женщина смотрит на зрителя и материнскую — женщина с маленьким амурчиком на коленях. Неслучайно молодая женщина, изображённая в левой части полотна, появляется в своём синем платье в центре картины снова. Её взгляд отражает любопытство и желание любви, под чары которой она попала. В финале истории, справа мужчина и женщина в роскошных одеждах спускаются по лестнице. Мужчина держит уверенную в себе и гордую даму под руку. Их вид говорит об одном: они поженились.

«Самсо́н и Дали́ла» — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, написанная около 1609 года.

На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на коленях у Далилы. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13-16). Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян. Будучи посвящёным Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. «И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.» (Суд. 16:19) Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

Рубенс использует библейских героев как исторических персонажей, не придавая им религиозного смысла. Основная сцена картины состоит из четырёх ярко освещённых лиц. Мускулистый Самсон уснул на коленях у Далилы, которая смотрит, как пришедший филистимлянин обрезает ему волосы — источник силы Самсона. Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте. Рубенс перенёс место действия в бордель. Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Помимо изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном дальше. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления.

В нише на заднем плане видна статуя римской богини любви Венеры с Купидоном, наклон головы которой повторяет позу Далилы.

«Статуя Цереры» — совместная картина Питера Пауля Рубенса и Франса Снейдерса из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина изображает статую древнеримской богини растительности и земного плодородия Цереры в стенной нише обрамлённой колоннами с фронтоном; ангелы-путти украшают её гирляндами фруктов и овощей, символизируя тем самым жертвоприношение.

Картина объединяет мотивы античного искусства (статуя языческой богини в стенной нише) и христианские элементы (ангелы в виде путти); на гравюре, выполненной Корнелисом Галле по мотивам этой картины, центральная фигура Цереры была совершенно органично заменена статуей Мадонны с Младенцем. Один из основных атрибутов богини — спелые плоды, наполняющие рог изобилия, — принадлежал к важнейшим элементам аллегорической фигуры мира, используемым как в Античности, так и в христианском мировосприятии.

Заведующая сектором живописи XIII–XVIII веков отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Н. И. Грицай, проводя детальный анализ картины, отмечала:

Передавая мраморную скульптуру средствами живописи, художник словно стремился ощутить в мёртвом камне биение жизни и увидеть живое человеческое тело, в чём, безусловно, следовал собственным теоретическим взглядам, высказанным им в сохранившемся лишь в отрывке трактате «О подражании статуям».

Картина выполнена около 1615 года, основной объём работы (сама статуя, архитектурное обрамление, путти) выполнен Рубенсом, а гирлянды плодов написал Франс Снейдерс, причем первоначально авторство гирлянд приписывалось Яну Брейгелю «Бархатному» (Старшему). Однако в 1949 году Н. М. Гершензон-Чегодаева определила что гирлянды были исполнены Снейдерсом, впоследствии эта точка зрения была подтверждена большинством исследователейИсточниками архитектурного убранства послужили стенные ниши для статуй и обрамляющие их полуколонны в собственном доме Рубенса в Антверпене; фронтон над нишей скорее всего является вольной импровизацией.

Картина была приобретена в 1768 году императрицей Екатериной II из собрания графа И. Ф. Кобенцля в Брюсселе и таким образом оказалась одной из первых работ в коллекции живописи Эрмитажа. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 247.

Собственноручное повторение картины, с незначительными изменениями, находится в собрании Бейелер в Люцерне. Известен также предварительный набросок пером и сангиной, он хранится в Королевском музее изящных искусств в Антверпене.

Та́ловский хребе́т (Большо́й Та́ловский хребе́т) — хребет на Южном Урале, в Челябинской области (Россия). Максимальная высота — 669 метров. Западнее Большого Таловского хребта расположен параллельный ему Ма́лый Та́ловский хребе́т (530 м).

«Тарквиний и Лукреция» — картина Питера Пауля Рубенса. Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима.

Принадлежит российскому предпринимателю Владимиру Логвиненко, однако экспонируется в Эрмитаже. Разбирательство о возможном возвращении этой картины в Германию входило в число самых громких арт-скандалов начала XXI века.

« Успе́ние Пресвято́й Де́вы Мари́и» или «Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы» — картина Питера Пауля Рубенса, написанная в 1626 году как запрестольный образ для высокого алтаря Собора Антверпенской Богоматери, Антверпен, где она и находится по сей день.

В соответствии с новозаветными апокрифами, мать Иисуса, Мария, была телесно принята (вознесена) на небеса после смерти. На картине Рубенса изображено Вознесение Девы Марии, хор ангелов поднимает её в спиралевидном вращении к взрыву божественного света. Вокруг её гробницы собрались Двенадцать апостолов — одни с поднятыми руками в печальном благоговении, другие простирают руки к небесам в надежде прикоснуться к её исчезающему савану. Женщины в картине, как считается, Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Находясь на коленях, одна из женщин держит цветок, символизируя этим, что цветы чудесным образом заполняют пустой гроб.

Собор Антверпенской Богоматери открыл конкурс на алтарь Успения в 1611 году. Всех прочих опередили модели Рубенса, представленные духовенству 16 февраля 1618 года. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он завершил работу.

Существует меньшая студийная версия картины (с некоторыми отличиями), хранящаяся в Национальной галерее искусств, Вашингтон.

Экспонаты Эрмитажа показывают развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия.

  • Маркиза Бригитта Спинола Дориа (1606)
  • Поклонение пастухов (1608)
  • Автопортрет с Изабеллой Брант (1609)
  • Самсон и Далила (1609)
  • Тарквиний и Лукреция (1609—1611)
  • Воздвижение Креста Господня (1610)
  • Венера и Адонис (1610—1611)
  • Христос в терновом венце (до 1612)
  • Отцелюбие римлянки (1612)
  • Снятие с креста (1612—1614)
  • Статуя Цереры (1615)
  • Похищение дочерей Левкиппа (1617—1618)
  • Снятие с креста (1617—1618)
  • Битва греков с амазонками (1618)
  • Охота на гиппопотама (1618)
  • Союз Земли и Воды (1618)
  • Пир у Симона фарисея (1618—1620)
  • Портрет Шарля де Лонгваля (1621)
  • Персей освобождает Андромеду (1622)
  • Образование Марии Медичи (1622—1625)
  • Собирание Манны (1625)
  • Встреча Абрахама и Мельчизедека (1625)
  • Портрет камеристки инфанты Изабеллы (1626)
  • Успение Пресвятой Девы Марии (1626)
  • Immaculate Conception (1628)
  • Сад любви (1632)
  • Три грации (1638)
  • Шубка (1638)
  • Вакх (1638—1640)
  • Суд Париса (1639)

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

источник