Меню Рубрики

Родник в анциферово анализ воды

Уважаемые читатели, мы вместе с вами продолжаем отыскивать самые интересные и необычные места и архитектурные сооружения района. Сегодня рассказ пойдет о «голубой крови» земли – источниках или родниках чистейшей природной воды.

Напоминаем, что конкурс продлится до 1 ноября. По его результатам в начале юбилейного для района 2009 года телевидением «Аист» будет снят фильм, а еженедельником «Своя газета» выпущен альбом «13 ЧУДЕС РАЙОНА», в которые войдут жемчужины архитектурного, культурного, природного и исторического наследия нашей малой родины.

Не вся питьевая вода на деле оказывается пригодной для питья. По данным Всемирной организации здравоохранения, вода может содержать до 13 тысяч потенциально токсичных элементов, а 80 процентов всех заболеваний передаются через воду. Поэтому чистая питьевая вода давно вошла в список продуктов первой необходимости, причем весьма дорогих.

В то время как жители мегаполиса устанавливают фильтры и скупают канистры с питьевой водой, жители Подмосковья садятся в машины и едут к родникам. Благо водных источников на территории Орехово-Зуевского района достаточно – более семидесяти. Среди них есть целебные, серебряные, поющие и даже сероводородные, и у каждого – своя легенда. Самый большой и полноводный из них Петропавловский родник, который находится вблизи деревни Красное. За шумный характер этот источник прозвали бушующим. Прозрачная вода в нем насыщена железом, а потому имеет привкус и легкий запах металла. За сутки из родника вытекает до 350 тонн воды, и при этом он не собирается иссякать. По мнению местного краеведа Анатолия Александрова, родником эти люди пользуются уже сотни лет.
На южной границе Орехово-Зуевского района, близ деревни Иванищи, расположен родник Казанской иконы Божией Матери. Его история восходит к 17 веку. По преданию земля здесь была пропитана кровью мучеников-воинов, погибших за веру и Отечество в сражениях с поляками. Позже на месте сражений явилась верующим Казанская икона Божией Матери, и начали бить три родника.

В начале семидесятых годов прошлого века эти родники попытались засыпать. Но по дороге к святому месту техника увязла, и советским энтузиастам пришлось отказаться от своей идеи. Родник до сих пор обретает все новых и новых паломников: к нему едут не только местные, но и жители отдаленных районов Подмосковья.

Пожалуй, самый посещаемый родник нашего района находится в деревне Анциферово . Он был освящен в честь Георгия Победоносца. Впрочем, местные жители чаще называют этот источник серебряным.
Ради чудесной воды люди готовы приезжать из самых отдаленных городов и стоять в очередях не только днем, но и ночью. Даже жители соседней деревни в очереди стоят наравне с приезжими и воспринимают мелкие неудобства по-философски, заявляя, что ради такой воды можно и постоять, ведь она лучше, чем магазинная.

Пока нам воды хватает, и ее не нужно покупать. Но это только пока. По данным ООН, уже сейчас треть населения Земли живет в районах, где «источник жизни» в дефиците, а больше миллиарда человек вообще не имеет доступа к безопасной для здоровья воде. Ожидается, что в ближайшие десятилетия положение резко ухудшится.

Анна КУДРЯШОВА
16.09.2008
(Источник «Своя газета»)

Автор: IIIII [ 08-10, 14:56 ]
Заголовок сообщения:
Интерестная статья про родники. пасиб
Автор: anciferovo [ 08-10, 21:47 ]
Заголовок сообщения:
Не за что. Стараюсь для Вас..
Автор: anciferovo [ 08-10, 23:24 ]
Заголовок сообщения:
«По обе стороны ЦКАД».

О центральной кольцевой автомобильной дороге, которая возможно пройдет и через деревню Анциферово.

У Центральной кольцевой автомобильной дороги определились начало и конец. Правительство Подмосковья обнародовало постановление № 1251/51, описывающее границы резервируемых территорий, предназначенных для строительства и реконструкции дороги.

СРАЗУ после публикации документа в редакцию начали звонить владельцы земельных участков, оказавшихся неподалёку от оси строящейся трассы. Согласно постановлению, строительство может затронуть интересы десятков тысяч собственников. Вопреки декабрьскому заявлению Петра Кацыва, подмосковного министра транспорта, что «при реализации проекта земельный коридор может гулять в пределах 20–30 м», в итоговом документе резервируемые территории могут простираться до 3 км в каждую сторону от проектируемой дороги.

«Что с нами будет? — пишет Владимир Шамшуков, владелец участка в дачном товариществе «Квант» Пушкинского р-на. — Никто из высших чиновников по этому поводу не спросил нашего мнения. Всё делается втайне. Какова дальнейшая судьба моих шести соток?» Товарищество находится на расстоянии 350 м от оси трассы, но сказать наверняка, уцелеет оно или нет, никто не может. В ГУ архитектуры и градостроительства МО так прокомментировали ситуацию: «Столь широкие полосы нужны, чтобы обеспечить инженерам максимум свободы для прокладки дороги по местности. Например, если на пути встретится овраг, будет выбор: строить мост или обойти препятствие. Кроме того, территории резервируются для строительства объектов инфраструктуры». Первыми жертвами магистрали могут стать жители с. Петровское Раменского р-на. Кстати, этот населённый пункт имеет 300-летнюю историю. О сносе части села жители узнали из выпуска… новостей местного ТВ.

«О размере и характере компенсаций можно говорить после проведения землеустроительных работ», — отвечает Андрей Журавлёв, представитель ФГУ «Дороги России», руководитель проекта ЦКАД. Однако подмосковные власти уже бодро рапортуют о готовности к выкупу участков — на эти цели предлагается выделить 41 млрд. руб. Отказаться от сделки с властями нельзя! «Согласно действующему закону, правительство области может принять решение о принудительном изъятии земель для госнужд, — говорит юрист Галина Иванова. — Всем, кто имеет право собственности, должна быть выплачена компенсация. Для этого необходимо представить оформленные в установленном порядке документы на участки, дома, хозблоки и т. п. Только после этого люди получат возможность претендовать либо на возмещение рыночной стоимости, либо на предоставление аналогичного по цене участка в равнозначном районе региона. Стоимость рассчитывает независимая экспертиза. Но, если гражданин не может предоставить весь комплект документов, это называется самозахватом». Получается, что всем, кто ещё не успел полностью оформить бумаги (а таких немало), годами придётся отстаивать права в суде. Особенно не повезло тем, кто уже строит дом, а документы оформляет в процессе; по слухам, чиновникам запретили выдавать какие-либо разрешения всем, чья земля может оказаться под ЦКАД. Зато авторы проекта хитро решили проблему с сильными мира сего — в районе знаменитой Рублёвки, на отрезке от Ленинградского до Можайского шоссе, магистраль делает резкий крюк.

Но даже полный комплект документов вряд ли сможет защитить собственников от финансовых потерь. Возникают сомнения, что земли будут изыматься именно таким образом — методом равноправного обмена с независимой оценкой. Именно цена может стать камнем преткновения в спорах владельцев и администрации. В престижных районах Подмосковья (например, по Калужскому, Новорижскому или Минскому шоссе) цена за сотку земли на оси строительства ЦКАД может достигать 10 тыс. евро.

Список населённых пунктов, находящихся в резервируемых границах:
Раменский р-н: д. Лубнинка, д. Владимировка (Рыболовский с/о); д. Фоминское (Ульянинский с/о); с. Петровское (Тимонинский с/о), д. Меткомелино, д. Сидорово (Новохаритоновский с/о), д. Жуково (Чулковский с/о). Воскресенский р-н: Д. Свистягино, д. Степанщино (Степанщинский с/о). Коломенский р-н: с. Непецино (Непецинский с/о); с. Никульское (Никульский с/о). Луховицкий р-н: д. Зекзюлино (Астаповский с/о); д. Старокошелёво (Кончаковский с/о); д. Лисьи Норы (Дединовский с/о).

Клинский р-н: д. Михайловское (Малеевский с/о); д. Ильино, д. Папивино, д. Борисово (Ямуговский с/о). Орехово-Зуевский р-н: д. Асташково (Соболевский с/о); д. Анциферово, д. Запонорье, д. Давыдово (Давыдовский с/о); д. Степановка (Ильинский с/о); д. Рудне-Никитское, д. Заполицы, д. Деревнищи (Дороховский с/о); д. Малиново, д. Малое Кишнево (Горский с/о). Шатурский р-н: д. Новосидориха, с. Кривандино (Кривандинский с/о), д. Поздняки (Петровский с/о), п. Струи (Пустошинский с/о); д. Кузнецы (Середниковский с/о).

Ступинский р-н: д. Кабужское (Городищенский с/о). Озёрский р-н: д. Кобяково (Тарбушевский с/о), д. Липитино (Бояркинский с/о). Коломенский р-н: с. Дмитровцы, д. Рождественка (Хорошовский с/о); с. Городец (Макшеевский с/о).

Егорьевский р-н: д. Михали (Колычевский с/о); д. Бережки, д. Захарово (Селиваниховский с/о); д. Василенцево, д. Коробята (Саввинский с/о); д. Кочемы, п. Павлова (Раменский с/о). Серебряно-Прудский р-н: с. Подхожее (Мочильский с/о); с. Красное (Совхозный с/о). Зарайский р-н: д. Татины (Алферьевский с/о); д. Мишино (Гололобовский с/о)

Можайский р-н: д. Липовка, д. Киселёво (Замошинский с/о), д. Преснецово (Губинский с/о), с. Тропарёво (Ваулинский с/о); д. Телятьево (Борисовский с/о). Наро-Фоминский р-н: д. Самород (Афанасьевский с/о); д. Чеблоково (Назарьевский с/о); д. Плесенское, д. Редькино, д. Новоникольское (Ташировский с/о); д. Мачихино (Новофёдоровский с/о); д. Зинаевка (Каменский с/о). Подольский р-н: д. Кресты (Роговский с/о). Чеховский р-н: п. Луч, д. Манушкино (Стремиловский с/о), д. Карьково, д. Попово (Баранцевский с/о).

Постановление Правительства Московской области N1251/51 от 29 декабря 2006 г. (http://moskva.aif.ru/issues/716/28_02)

Приложение № 1 к постановлению Правительства Московской области от 29.12.2006 № 1251/51 (http://moskva.aif.ru/issues/716/28_03)

Приложение № 2 к постановлению Правительства Московской области от 29.12.2006 № 1251/51 (http://moskva.aif.ru/issues/716/28_04)

Ссылка на статью.
http://moskva.aif.ru/issues/716/28_01

Автор: anciferovo [ 18-10, 17:21 ]
Заголовок сообщения:
Репрессии местных жителей.

Расстрелянные на Бутовском полигоне жители южной половины Орехово-Зуевского района
На стрелковом полигоне НКВД «Бутово», согласно архивным данным ФСБ, только в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года были убиты 20 тысяч 765 человек. Имена и общее число погибших за все годы репрессий пока неизвестны. Учитывая, что массовые расстрелы продолжались здесь вплоть до начала 1950-х годов, можно предположить, что речь идет еще о десятках тысяч человеческих жизней.
В 1995 году территория братской могилы площадью около 6 гектаров была передана Церкви, и в 1996 году здесь возвели небольшой деревянный храм. Правительство Московской области в 2001 году объявило «Бутовский полигон» памятником истории. В мае 2004 года в Патриаршем богослужении в Бутово приняла участие первая официальная делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром. Считается, что именно здесь было восстановлено молитвенное общение двух частей Русской церкви. Тогда же Патриарх Алексий и митрополит Лавр совместно заложили основание нового, каменного храма Новомучеников и исповедников, который может вместить более тысячи молящихся. 19 мая 2007 года храм освятили архиереи уже единой Поместной Руской православной церкви. А уже 8 августа 2007 года (70-летие начала массовых расстрелов на Бутовском полигоне) у каменного храма был установлен резной деревянный 11-метровый поклонный крест.
По числу святых, чьи останки покоятся в одном месте, в России нет больше мест, подобных Бутово. Более 200 из пострадавших уже прославлены в лике святых и входят в Собор бутовских новомучеников. Первым из них в 1997 году был канонизирован митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов), известный также как талантливый медик, писатель, живописец и композитор.
В Бутовском мартирологе значатся также имена председателя второй Государственной Думы Головина, одного из первых русских летчиков Данилевского, искусствоведа, художника и иконописца Комаровского и многих других выдающихся наших соотечественников, а также иностранцев.
Ниже представлены фамилии людей, так или иначе связанных с нашим краем, а точнее с южной половиной Орехово-Зуевского района (это селения Беззубовской, Дорховской, Запонорской, Ильинской, Карповской волостей Богородского уезда; позднее — Куровского района Московской области).

ВАРЛАМОВ ГРИГОРИЙ НАЗАРОВИЧ (1890 – 20 марта 1938) – родился в дер. Анциферово, русский, из крестьян-кулаков, грамотный, уборщик Куровского комбината. Старообрядец. Проживал в д. Анциферово. Тройкой по обвинению в антиколхозной агитации назначен расстрел. Реабилитирован 26 декабря 1958 г.

ВАРЛАМОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ (1874 – 20 марта 1938) – родился в дер. Анциферово, русский, из крестьян-кулаков, грамотный, уставщик старообрядческой молельни. Проживал в дер. Анциферово. Тройкой по обвинению в высказывании повстанческих настроений и террористических намерений назначен расстрел. Реабилитирован 26 декабря 1958 г.

САМОШИН ПАНТЕЛЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1870 – 20 марта 1938) – родился в д. Анциферово, русский, из крестьян-кулаков, грамотный, иконописец, уставщик общины старообрядцев. Проживал в д. Анциферово. Тройкой по обвинению в антиколхозной агитации назначен расстрел. Реабилитирован 26 декабря 1958 г.

СЕМЕНОВ ЛЕВ ВАСИЛЬЕВИЧ (1886 – 20 марта 1938) – родился в дер. Анциферово, русский, из крестьян-кулаков, грамотный, начетчик и священник старообрядческой молельни. Проживал там же. Тройкой по обвинению в антиколхозной агитации назначен расстрел. Реабилитирован 26 декабря 1958 г .

Автор: anciferovo [ 28-10, 00:11 ]
Заголовок сообщения:
В Подмосковье в огне погиб ребенок
27.09.2008 03:46:52

В Орехово-Зуевском районе Московской области произошел крупный пожар. Погибли трое человек. Среди них один ребенок.
Сообщение о возгорании на пульт МЧС поступило около половины первого ночи в субботу. Звонивший рассказал, что горит жилой дом в деревне Анциферово .
На место тут же выехали 4 пожарных расчета. С пламенем огнеборцы справились около 2 часов утра. Однако при разборе завалов на пепелище нашли тела трех человек. Среди них — девочка на вид лет шести. Еще одного — 37-летнего Игоря Ч. — из огня удалось спасти. Его в тяжелом состоянии с ожогами третьей степени доставили в больницу.
Сейчас на месте ЧП работает оперативно-следственная группа. Ей предстоит установить личности погибших и причину пожара. Не исключено, что это был поджог.
Как стало известно позже, в огне погибли 37-летний местный житель Александр К., уроженец Молдавии, личность которого пока не установлена и 6-летняя Дарья Х. Мама девочки — Ирина — во время пожара успела схватить второго ребенка и выпрыгнула в окно. Сейчас женщина в шоке. Ее приютили у себя соседи.

(Ссылка на статью http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=ht . 5%E2%ED%FF )

Автор: anciferovo [ 11-11, 15:59 ]
Заголовок сообщения:
ВЫПИСКА ИЗ СТАТИСТИЧЕСКОГО ЕЖЕГОДНИКА МОСКОВСКОЙ Г У Б Е Р Н И И ЗА 1890 г.

КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ БОГОРОДСКОГО УЕЗДА МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ 1890г. ПО 3 А П О Н О Р С К О И ВОЛОСТИ.

Промыслы Запонорской волости крайне однообразны и не многочисленны: иконописный промысел, подбор декотных растений. Существовавшее в к. 70-х ГГ. медное заведение Запонорской волости, теперь закрылось, но зато в той же волости /д. Костино/ иконописцы начали переходить к литью медных образов и складней.
В д.Анциферово занимаются исключительно закупкой рогов на Мос¬ковских, Санкт-Петербургских, Киевских, Тамбовских, Харьковских, Одесских бойнях. Купленные рога либо продаются небольшими партия¬ми гребенщиками с надбавкой в цене, либо раздаются в кредит на сро¬ки от I до 6 мес. хотеическим гребенщикам.
К мелким промыслам по Богородскому уезду относится иконопись и декотный промысел. Иконописный промысел издавна существует в семи селениях Запонорской волости: в Анциферово, Яковлевской, Елизарове Костине, Давыдове, Ляхово, Горе. За последние 10 лет замечается, что эта волость стала отпускать иконописцев в Сибирь и Астраханс¬кую губернию, где они часто заводят себе мастерские, часть из них работают по найму у местных мастеров. Иконописцы в большинстве при¬надлежат к старообрядчеству и работают на старообрядцев. Писали яичной краской.
Декотный промысел существует тоже в Запонорской волости, состо¬ит в сортировке корешков декотных растений, употребляемых как потогонное средство. В настоящее время существует одно такое заведение в д.Давыдово с тремя рабочими, одно в д.Гора с 8 рабочими, одно в д.Смолево с 10 рабочими.

Декокт (от латин.) – лекарственная форма, устаревшее название отвара. В нашем случае – коренья для лекарственных отваров.

Автор: anciferovo [ 19-04, 16:46 ]
Заголовок сообщения:
РАСЧЕХЛЯЙТЕ РУЖЬЯ!

Совсем скоро в Подмосковье открывается весенний сезон охоты. Начнется он с середины апреля и продолжится шестнадцать дней. Правительство Московской области установило дату, начиная с которой, охотники смогут спокойно пострелять дичь.

В нынешнем году охота начнется раньше обычного, а именно с 11 апреля, и продолжится до 26 апреля включительно. Традиционно в эти дни идет отстрел пернатой дичи. Причем охотникам не позволено брать с собой нарезное оружие и пулевые патроны.

На гусей, самцов глухарей и токующих тетеревов можно охотиться с самой утренней зари из укрытий и под контролем лесников. На вальдшнепов — только вечером, с 20 часов до темноты. Уток и селезней можно приманивать подсадной уткой и звуком, имитирующим кряканье, а стрелять из заранее подготовленного укрытия.

За день охотнику разрешается добыть не более трех гусей, трех селезней и пяти вальдшнепов. Количество тетеревов и глухарей, как особо ценной дичи, будут определять на месте. Для поиска подранков охотникам рекомендуется брать с собой легавых и спаниелей.

Разрешение на охоту на гуся, утку обойдется в 400 рублей, вальдшнепа – 300 рублей. На тетерева и глухаря — 1000 и 2000 рублей соответственно. Как нам рассказал председатель районного общества охотников и рыболовов Е.З. Родионов, этой весной «под ружье» станут порядка 1500 охотников, тогда как всего в районе зарегистрировано около 3000 владельцев охотничьих ружей. Помимо местных любителей дичи в наших лесах планируют поохотиться гости из столицы и других городов.

В эти же дни будет проходить охота и в соседнем с нашим регионе — во Владимирской области. Правила ее не отличаются от тех, что действуют на территории Орехово-Зуевского района.

Требования к охотникам в Подмосковье те же, что и везде — иметь охотничий билет, получить в МВД разрешение и купить оружие, получить лицензию на его хранение, ношение и использование, знать правила охоты (закон Московской области «Об охоте»).

Дмитрий ЛЬВОВ
15.04.2009 Своя газета.

Автор: anciferovo [ 19-04, 16:49 ]
Заголовок сообщения:
Изучить историю – познать себя.

Знаете ли вы, что в свое время село Ильинский Погост было административным центром Гуслицкой волости, располагавшейся в южной части нашего района? Прославилась эта местность своими необычными событиями, старообрядческой верой и сильным духом народа. Два последних века привлекает она внимание ученых, исследователей, художников, журналистов и краеведов. Сведения о Гуслице, ее быте, хранятся в музее Ильинской средней школы под чутким надзором директора Ю.А. Карякина.

Экспозицию музея начали собирать после Великой Отечественной Войны. Предметы в музей передавали жители села Ильинский Погост и соседних деревень, но наибольшее число экспонатов собрано в последние несколько лет действующим педагогическим коллективом школы. По сути история музея началась с Павла Александровича Ныркова – бывшего директора школы, и Василия Ивановича Владимирова – учителя истории, именно они подключили к его созданию жителей села и других педагогов. В музее представлены предметы быта жителей Гуслицы, несколько экспозиций посвящено Великой Отечественной войне, истории школы.

Ильинский музей – один из самых красивых в восточном Подмосковье, он не раз по достоинству оценивался конкурсными комиссиями, за что имеет дипломы и грамоты. Его часто посещают гости из Москвы и краеведы района.

Конечно, главная тема музея – Гуслица: ее территория, обычаи жителей, ремесла. Если вам не безразлична история родного края, обязательно посетите экспозицию в Ильинской школе. Здесь вы узнаете для себя много важного и интересного.

Территория Гуслицы.

Гуслицкую волость времен Ивана Калиты, к сожалению, нельзя показать на карте, так как неизвестны ее границы. Затем, в конце 18-го столетия, волость была упразднена, а название, только уже во множественном числе, сохранилось благодаря местным старообрядцам и их самобытной культуре. Принято считать, что до раскола церкви середины XVII столетия Гуслицкий край был малонаселенным из-за песчаной и болотистой почвы, мало способствующей развитию земледелия. Активное заселение края приходится на вторую половину этого века, когда сюда бежали из Москвы верные старой религии стрельцы и представители знати. Хотя Ю.А. Карякин, считает, что приток населения после раскола был незначителен, и старообрядчество в Гуслицах удержалось исключительно благодаря местным силам.

Дело в том, что в конце XV века великий князь Московский Иван III, покорив Новгород, стал расселять свободолюбивых новгородцев по территории Московского государства. Многие из них были поселены в глухих и неудобных для земледелия гуслицких лесах. Почти все деревни здесь считаются новгородскими по происхождению, а жителей Анциферова и Соболева еще в начале ХХ столетия звали «новгородцами». Разумеется, обиженные покорением своего города и высылкой новгородцы долго сохраняли недобрую память о москвичах. А реформа патриарха Никона и последовавший за ней раскол Русской Церкви дал им повод отделиться от ненавистной Москвы и ее новой религии. Так и возникли знаменитые старообрядческие Гуслицы, которые со временем стали называться даже «Старообрядческой Палестиной».

Книгописание в Гуслице.

Гуслица являлась вторым по значимости, после Выголексинского общежительства, старообрядческим книгописным центром. В конце XVIII–XIX веков по всей России и в зарубежных старообрядческих общинах использовались гуслицкие певческие рукописные книги. Они отличаются ярким пышным орнаментом, совмещающим русские узоры и элементы европейского барокко. Орнамент книг был исполнен в многообразии оттенков синих, красных, зеленых и желтых тонов или с золотом. Известными центрами книгописи тогда являлись Беливо, Мисцево, Петрушино, Заполицы и Заволенье.

Наиболее ранние происходящие из Гуслицы рукописи датируются концом XVIII — началом ХIХ века. Почти все они, за редким исключением, певческие, находятся в крупных рукописных собраниях, во многих частных коллекциях и старообрядческих храмовых библиотеках, в фондах Государственного исторического музея.

Иконописание в Гуслице.

В Гуслице тоже был развит иконописный промысел, возникший, по свидетельствам местных жителей, около 1730 г. Его основателями были анциферовские крестьяне, обучавшиеся иконописи в Новгороде и в Москве.

Местом для изготовления икон служила, как правило, обычная крестьянская изба. Набор инструментов для работы прост: кисти, графия (вставленная в дерево игла для нанесения контура на доске), шпатель (четырехугольная дощечка) для грунтования, насечка в виде гвоздя с тонкими штрихами вдоль и поперек его (насечкой били по доске, когда она уже была покрыта золотом, для получения рябоватой поверхности). Необходимые для работы материалы — доски, мел, клей, краска, олифа, сусальное золото.

Доски изготавливались из липы, ольхи и, в исключительных случаях – по желанию богатого заказчика – из кипариса. Чаще всего применялись липовые доски, они мягче, лучше держат на себе грунтовку. Рисунки-эскизы иконных сюжетов или покупались в Москве или изготовлялись самими жителями. На более или менее плотной бумаге иконописцем на основе эскиза рисовался контур изображения, по нему иголкой пробивались мелкие дырочки – изготовлялась так называемая прорись-припорох, с помощью которой угольной пылью рисунок-контур переносился на загрунтованную доску. Зачастую иконописцы руководствовались святцами, а также сборником образцов для иконописи «Стоглавом», где имелось описание обличия каждого святого. Краски, которые употреблялись при иконописи, различны: охра, кармин, киноварь, берлинская лазурь, белила, умбра и другие.

1917 год положил конец гуслицкой иконописи как промыслу, жители же, скорее всего, продолжали «потихоньку» писать иконы, по частным заказам или для оставшихся, возможно, что и сокрытых от властей, старообрядческих молелен. Последний иконописец из села Костино – Евстигней Семенович Плешков, ушел из жизни в 90-х годах прошлого века, и в связи с тем, что мастерство передавать было уже некому, иконопись в крае сошла на нет.

Литье в Гуслице.

Старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции. Гусляки не были исключением. В гуслицких селениях лили медные образки, крестики, складни и другую церковную утварь. Около 200 гуслицких крестьян промышляло изготовлением медного культового литья, которое приобреталось перекупщиками на вес пудами и отправлялось на продажу в Москву. Причем этот подсобный крестьянский промысел никак не афишировался и тем более не отражался в официальных бумагах. Гуслицкое литье отличалось большим разнообразием и красотой, причем его технология была довольно проста. Все это говорит о массовом ремесленном производстве, навыки которого передавались из поколения в поколение.

источник

К Анциферовскому источнику ежедневно съезжаются люди из разных уголков Москвы и Подмосковья. Набирают воду сразу с запасом — литров по 200. Славу о роднике доносит сарафанное радио. Местные отправляли воду на экспертизу — нашли много полезного.

Вторую жизнь Анциферовскому источнику подарила программа «Родники Подмосковья». Местные жители выразили желание благоустроить территорию, инициативу поддержали священнослужители мужского монастыря и администрация района. Так был создан проект, который поддержало руководство области. За два месяца около источника появилась зона отдыха — удобный подход и место для набора воды, навес, мостки и лестницы, оборудован домик, где желающие смогут выпить чай и попробовать вкусную и свежую монастырскую выпечку.

Также было обустроено так называемое монастырское подворье, где планируется поселить сторожа, который будет следить за порядком источника, охранять источник и наводить порядок на прилегающей территории около источника

— игумен Серафим (Головин) — настоятель Гуслицкого мужского монастыря.

Программа «Родники Подмосковья» реализуется в регионе с 2016 года. В прошлом году были восстановлены два источника: в Сергиевом Посаде и Кашире. В 2017 году в программу вошли 16 родников Подмосковья. В качестве мецената выступил банк «Возрождение».

Я уверена в том, что и паломники и просто люди, которые ценят природу и те, кто хотят испить чистой природной воды, обязательно будут приходить на этот родник и поминать добрым словом всех тех людей, которые участвовали в его создании

— Наталья Макарова, региональный управляющий допофиса Ногинский ПАБ «Возрождение».

До конца года родники будут восстановлены еще в восьми районах области. Программа затронет почти каждое муниципальное образование. В будущем году обновленных источников станет на 25 больше.

У нас есть интерактивная карта, где люди могут направить свои обращения по восстановлению того или иного родника. Могут направить фотографии, геопозицию, обязательно нужно указать историю родника, предварительные характеристики. Понятно, что мы потом будем брать воду на анализ, потому что участвуем в восстановлении родников, там, где вода имеет определенную природную ценность

— Александр Коган министр экологии и природопользования Московской области.

На восстановление Анциферовского родника было потрачено свыше трех миллионов рублей. Помогли в том числе и меценаты. Один из них Евгений Салов — архитектор разработал проект. В этом году была реализована только первая его часть. Весной работы на роднике будут возобновлены.

Сюда приезжает огромное количество молодоженов у них даже есть ритуал, они здесь завязывают ленточки. Пока мы здесь благоустраиваем, мы это убрали. Мы перенесем за дорогу все, что касается этих ритуалов, но в этом месте мы найдем кусочек, где поставим небольшой храм Петра и Февронии для того, чтобы они могли приехать и зайти, может быть, даже провести обряд венчания

— Евгений Салов инвестор, автор проекта по восстановлению Анцифровского родника.

Вода в Анциферовском роднике уникальная. В ней содержится большое количество серебра. Поэтому не удивительно, что с каждым годом очередь из паломников к данному источнику только растет.

источник

Родник средней силы находится в лесу, в 2 км юго-восточнее платформы Подосинки, на левом берегу, в 10 м от реки Суржица, правого притока реки Нерская, в 300 м западнее асфальтированной дороги Куровское — Анциферово, идущей вдоль долины реки Нерская. Высота над уровнем моря 117 метров. Родник «Серебряный ключ» был облагорожен в 1983 году, ранее вода лилась в три струи. Источник был отделан мрамором который пришел в негодность к концу 90-х годов.

Анциферовский родник известен более 150 лет, освящен в честь великомученика Георгия Победоносца. Источник за это время трижды иссякал, но последние 50 лет постоянно дает воду. Ранее в этих краях был Спасо-Преображенский мужской монастырь, к которому источник и был приписан. Это один из самых посещаемых и благоустроенных источников района, число посетителей иногда достигает одновременно 30-50 человек. Родниковая вода отличного вкуса и очень мягкая. Молва о ней распространена далеко по Московской области. Местные жители считают воду целительной потому, что в воде содержатся ионы серебра. Святой источник — из­любленное место молодоженов.

Подъезд к роднику асфальтирован, имеется стоянка для автотранспорта. Подход к роднику удобен и осуществляется по специальным дорожкам с твёрдым покрытием. Построеная в 2003 г. часовня освящена во имя Царственных Страстотерпцев. Для отдыха у разворотного круга сделаны беседки, а напротив часовни столики с длинными скамейками.

Родник каптирован и заключен в бревенчатый колодец с четырехскатной крышей, сверху закреплена икона. Вход к источнику оформлен декоративной аркой. Слив родниковой воды из колодца по трубе. Дебет родника составляет примерно 40 л/мин.

Сток из родника направлен в маленькую купальню, изготовленную из досок со специальными ступенями для спуска. Далее вода стекает в ручей Суржица — правый приток реки Нерской.

В 120 м северо-западнее святого источника, в 10 м от русла ручья, есть другой родник, но не оборудованный. Дебет этого родника 20 л/мин. Вода уходит под корни дерева и появляется в середине крутого речного берега. Для набора воды есть узкий металлический желоб, спуск к роднику крутой и скользкий. Им пользуются преимущественно местное население и те посетители, что не желают стоять в очереди.

В заключении о качестве и составе воды Анциферовского родника на основании исследования от 14 июля 1995 года проведенное Российским научным центром реабилитации и физиотерапии, говорится:

В результате полного химического анализа установлено:

1. Вода источника относится к ультра — умеренно пресной (общая минерализация: М — 0,19 г/дм3; сухой остаток, СО — 0,178 г/дм3);
2. По основному ионному составу сульфатная кальциево-натриевая (SO4 76, Са 29; Na 51 мг.-экв.%) со слабокислой реакцией среды (рН 6,1);
3. Органолептические свойства исследуемой воды удовлетворяют нормативным требованиям: прозрачная, бесцветная, без запаха. Отмечен небольшой белый осадок;
4. Содержание токсичных и нормируемых элементов, в том числе тяжелых металлов, соединений группы азота — значительно ниже ПДК для питьевых вод. Жесткость воды составляет 1,26 мг.-экв./л;
5. В подкисленной пробе отмечено повышенное содержание Fe3+ — 21мг/л и Fe2+ — 0,19 мг/л, что предопределяет, в случае организации промышленного розлива воды, ее пропуск через фильтровальную установку. Учитывая, что исследуемая вода может быть подвержена техногенному загрязнению и за пределами зон санитарной охраны, необходимо также организовать постоянный контроль за микробиологическими показателями воды;
6. Загрязненность пробы радионуклидами также значительно ниже пределов, установленных нормами радиационной безопасности (НРБ 76/87).

В целом исследуемая вода отвечает всем требованиям ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».

Результаты анализа воды из родника у д. Анциферово рассмотрены в соответствии с рекомендациями Руководства по контролю качества питьевой воды — Всемирной организации здравоохранения (В03, Женева, 1986 и 1992 гг). .

По величине сухого остатка исследуемая вода относится к категории «отличной» (содержание СО должно быть менее 300 мг/л, в исследуемой пробе обнаружено 178 мг/л), что представляет собой достаточно редкое явление для территории Московской и пограничных областей.

Жесткость воды устанавливается ВОЗ по величине эквивалентных концентраций СаСО3 в ней и составляет в воде родника 0,37 мг/л, что определяет ее как «мягкую» (0-60 мг/л).

По остальным показателям вода из родника также отвечает рекомендациям В03.

Таким образом, вода из источника у д. Анциферово может применяться как природная столовая вода для питья и приготовления пищи без ограничений, а также использоваться при организации диетического питания, требующего ограничения употребления поваренной соли (NаСl), например, при болезни обмена (ожирение), заболеваниях почек.

— руководителем отдела курортных ресурсов и методов их охраны доктором геолого-минералогических наук В.Б. Адиловым
— руководителем отделения бальнеоклиматотерапии доктором медицинских наук профессором О.Б. Давыдовой.

на общественном транспорте деревня Анциферово находится в 2 км восточнее станции Подосинки на Казанском ж/д направлении, из Москвы электропоездом до платформы Подосинки, далее пешком 2 км. На платформе Подосинки выходим из первого вагона и двигаемся лесной грунтовкой справа от железной дороги. Через 500 м у двух будок входим в редкий хвойный лес, вскоре дорога приводит к заболоченной низине. Из нее поднимаемся влево на широкую просеку с грунтовой дорогой. По ней 1,3 км до разворотного круга асфальтированной дороги родника.

на личном транспорте из Москвы выезжаем по Егорьевскому шоссе, перед деревней Асташково, левый поворот на Р106, через деревню Анциферово и далее еще 2 км до левого поворота к святому источнику, расстояние от МКАД 72 км.

источник

Александров Анатолий Николаевич,
педагог-организатор МОУ ДОД ДДЮТ (г. Ликино-Дулёво).

СОХРАНИМ ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ.

Родники вы мои серебряные,
Золотые вы мои россыпи…
В. Высоцкий

Так уж сложилось в моей жизни, что ещё в детстве, в годы военного лихолетья, матушка отправляла нас со старшим братом на лето, а то и на целый год, во Владимирскую область к родственникам отца. Мой отец был призван в армию как кадровый военнослужащий за месяц до начала войны и пропал без вести в первый год.

Поскольку в это время всё взрослое население самоотверженно по 12 часов трудилось на заводах и фабриках, мы — дети были предоставлены сами себе. Так что деревня с родственниками была наилучшим решением в нашем устройстве. Деревня Поздняково Кольчугинского района оставила неизгладимый след в моей памяти. Я влился с головой в сельский уклад жизни, здесь и учился в сельской начальной школе, размещённой в Назарове в доме бывшего помещика. Здесь я научился даже говорить по-деревенски на букву «о», отчего в дальнейшем стал объектом насмешек сверстников в городе.

Несколько слов о деревенском укладе той поры, и о том, как народ приспособился к лихолетью, к жизненным невзгодам. В деревне в ту пору не было ни электричества, ни радио, а хлеб пекла бабушка в русской печи, в которой нередко и парились, и принимали баню.

Избы освещались семилинейными керосиновыми лампами, иногда их подвешивали к потолку над столом. А вот когда и с керосином было худо, было такое, тогда жгли лучину в зажиме над тазиком с водой. Я был свидетелем этого.

Во время войны мыло было страшным дефицитом, его даже присылали фронтовики с передовой. Мне давали для мытья «щёлок», после которого на теле появлялась пена, а затем тело даже скрипело. Я выяснил у тётушки следующее. Оказывается, после того, как печь истопили, из неё в особый чугунок или кадушку ссыпали золу, заливали водой и получали «щёлок» по-местному. А от щёлочи с жирами на теле появлялась мыльная пена, в результате народной мудрости тело было чистым.

Во время учёбы в сельской начальной школе учительница Евдокия Георгиевна ещё в августе просила принести ей «дубовые яблочки». Эти «яблочки» появляются на листьях дуба после повреждения ткани листьев насекомыми, в результате на листьях образуются шарообразные наросты, называемые галлы. Наша учительница знала, что, выжав сок из этих сочных наростов (галл) и погрузив в сок ржавые гвозди и т.п., можно получить чёрную жидкость — своеобразные чернила. Этими чернилами мы и писали с нажимом перьевой ручкой на обрывках газет и первых листов после обложки любой книги, сшивая их вручную в тетрадь.

Ещё в пору моего детства в деревне гнали дёготь из пней берёз. Дёготь был почти в каждой избе. Им смазывали петли дверей, ворот, оси телег, обувь, использовали и с лечебной целью.

Помню, как с наслаждением я вкушал изготовленный бабушкой мармелад из тушёной сахарной свёклы и подсушенной на противне в той же русской печи. С ним пили чай, заваренный цветами малины или липы.

В военное и послевоенное время в нашей деревне дома были покрыты дранкой, которую драли (изготавливали) из осиновых чурбаков.

Вспоминается почти регулярный утренний стук по оконному наличнику. Это давал наряды на работу колхозный бригадир. При этом он, например, кричал: «бабы сегодня пахать на Гармони» или «пора на сенокос в Камариху» или «возить лес из Чернухи». Так назывались урочища вокруг деревни. У каждого места было смысловое название:

«Гармони» — пахотные земли между двух оврагов на запад от деревни, «Теребо» — заболоченные и закустаренные луга на север от деревни,

«Комариха» — пойменные луга за рекой Пекша,

«Чернуха» — луга за Чёрной речкой на краю елового леса,

«Серково» — лес с глубокими оврагами на пути в село Караваево, где по рассказам часто встречали серого волка.

«Эстонкина гора» — место, где ещё до войны жила на хуторе семья эстонцев,

«Веденеев омут» — место на реке Пекша, где жил на хуторе литовец, на север 2 км от села Караваево,

«Барский лес» — старые посадки соснового и елового леса бывшего барина деревни Назарово, где, кстати, по рассказам обоих моих бабушек был смотрителем -лесником мой прадед Николай Александрович до 1890 года.

Я не назвал ещё около десятка урочищ, но помню их и их месторасположение до сих пор: «Десятины», «Сокольники», «Сухой дол», «Барсучья гора» и т.д.

Интересно, помнят ли читатели знакомые урочища вокруг своих населённых пунктов и передают ли названия детям. Это ведь тоже составные части нашей культуры, несущие смысловую нагрузку. Такие названия и есть поэзия родины.

Так вот, когда бригадир таким образом звал народ на работу, всем было ясно, что делать и где работать сегодня. А нередко эта работа тянулась допоздна, когда уже пригоняли скотину с пастбища.

Меня поражало в нашей местности следующее. Где бы не трудились селяне — на сенокосе, на пашне или на лесозаготовке, они знали, а может, находили и заводили поблизости родничок и утоляли жажду ключевой водой.

На краю деревни был «Святой колодчик», куда меня бабушка непременно посылала за водой, особенно, когда приезжала из города моя матушка или другие гости, чтобы поставить самовар на ключевой воде. Это было в те скудные времена как бы и угощением и знаком особого расположения.

Кстати этот «колодчик» с широким, как купол, срубом играл роль колхозного холодильника, куда ставили фляги со свеженадоенным молоком для дальнейшей транспортировки в город, в счёт госпоставки.

В летнюю пору, когда поспевала в лесу земляника и малина, я со своими сверстниками ходил за лесными дарами, и в обед мы непременно ели ягоды, точнее хлебали ягоды с молоком, из общей глиняной плошки.

Грибы — особенная достопримечательность нашей местности. Я уже с шести лет знал название всех грибов, собираемых в наших лесах. От челыша (подберёзовика), красовика (подосиновика), крапивника (чернушки), поддубовика, груздя до трюфеля. Да, я не оговорился — неоднократно с двоюродным старшим братом мы ходили в тот самый «Барский лес» и раскапывали клубни трюфелей, которые при разрезе напоминают структуру рисовой каши. К обеду мы, как правило, приходили домой, и бабушка жарила свежие грибы на углях в печи.

В настоящее время, когда я рассказываю, что в 50-х годах собирал по 10-15 штук трюфелей в сосновой посадке Барского леса, это вызывает недоверие. Но я могу и сегодня показать, где это было, и пока есть живые свидетели этому факту.

У меня есть лишь одно предположение, как появились редкостные для наших лесов трюфели. Возможно, в Барском лесу была высажена грибница трюфеля, завезённая господами из-за границы или из западных лесных угодий России. Я где-то читал, что этот гриб находят в беловежских лесах Белоруссии и в Польше. Возможно, на моей родине были особые условия, где сохранилась издревле благоприятная среда для их обитания. Учёные — микологи могли бы определить по расе гриба его ближайших географических родственников. Но, простите, это мы уже зашли в лесные дебри.

На сегодня я знаю две отличительные особенности нашего мещёрского края. Первое — данная местность находится по топографическим меркам на высоте 224 метра над уровнем моря, в отличие от 118 метров, на которой находятся города Орехово-Зуево, Куровское, Шатура. А второе — местность очень пересечённая, почвы суглинистые, экспозиция склонов южная. В лесах часто встречаются дикая яблоня, лещина и одичавшая клубника, ятрышник и костяника, на южных склонах зелёная земляника — полоница.

И вот что удивительно, когда мы ходили за ягодами или грибами, почему-то неизменно заходили попутно к лесным родничкам, один из которых тоже назывался «Святой колодчик». Он размещался в глубине оврага, куда серпантином шла еле заметная тропа до старого сруба родника, рядом была прикреплена икона святого Николая Угодника. Было сумрачно и жутко под пологом дубов на дне оврага, и мы быстро пили воду через трубочки, сделанные здесь же из стеблей дудника или борщевика, аж до боли в зубах.

2. Бережное отношение к дарам природы — показатель культуры человека.

С раннего детства меня удивляла невероятно бережная привязанность жизненного уклада наших предков к родникам. Родники одухотворённо почитались вплоть до освещения их церковью во имя святых угодников Божьих. «Пульсирующее чудо», как назвал это природное явление В.Мухин в своей одноимённой книге, и которое дарит нам природа – теснейшим образом связано с жизнедеятельностью людей. При разрыве этой связи мы, к сожалению, видим, что родник со своими ключами постепенно затухает, зарастает и пропадает, напоминая о себе лишь тёмной зелёной пышной растительностью на былом месте. Иногда он появляется вновь, но, как правило, в другом месте, поблизости, как бы привлекая внимание отдельных людей. Поэтому я преклоняюсь перед теми людьми, которые по собственной инициативе ухаживают за этими природными дарами, благоустраивая прилегающую территорию.

К сожалению, государственные учреждения и в прежние и в наши времена очень редко проявляют усердие в этом богоугодном занятии.

Вспоминаю, что ещё в начале 80-х годов прошлого столетия я по служебным делам обращался в организацию «Мосрыбвод», ранее размещавшуюся в районе Каланчёвки. С удивлением и, не скрою, с интересом услышал, что им вменили в обязанность произвести инвентаризацию всех известных родников в Подмосковье. Через год я узнал, что от этой затеи они быстро отказались. Как выяснилось при проведении химических анализов, в воде была выявлена большая концентрация пестицидов и минеральных химических веществ, бурно и небрежно применяемых в те годы в сельском хозяйстве. Особенно возмущало и настораживало их хранение. Я лично встречал целые мешки с белыми и розовыми гранулами на окраинах сельскохозяйственных угодий и вблизи рек и водоёмов, и в Московской области и в соседней Владимирской. Понятно, что говорить о качестве воды в соседних родниках не приходилось. Исключение, конечно, представляли родники в лесных массивах, вдали от населённых пунктов и сельхозугодий.

Работая в государственной лесной охране (лесхозе), я встречался с руководителями, которые поручали лесникам аккуратно обустраивать родники, находившиеся в их обходах. В те же 80-е годы я узнал, что в Шатурском районе администрация города решила облагородить родник и прилегающую территорию в деревне Новосидоровская, что в 6 км от города. В результате я видел возрождение традиции — посещение родника молодожёнами после регистрации в ЗАГСе с заездом на Белое озеро с прозрачной водой. Увы, таких примеров у меня, и особенно в нашем Орехово-Зуевском районе, мало. Но выражаю глубокую надежду на возрождение уважения, любви и преклонения перед великим даром природы — ключом, колодцем чистой родниковой воды для блага и здоровья человека и всего живого на земле.

3. Водопочитание — почитание жизни.

Крещение, водосвятие и омовение — основные таинства и события на всём протяжении нашей жизни подразумевают общение, взаимодействие и почитание чистой живительной воды — от самого начала жизни вплоть до смертного одра.

Признаюсь, идея познать, посетить, описать родники нашего района появилась у меня 6 лет назад после празднования памятного юбилея С. Есенина в селе Константинове. Ночевали на берегу реки Оки перед въездом в село, а затем посетили расположенный неподалёку Свято — Ивано — Богословский мужской монастырь, и купались в осеннюю пору в купели с родниковой водой. Ощущение было необычайное и непередаваемое, но радостное.

Я тогда задался мыслью, а есть ли нечто подобное в нашем Орехово-Зуевском районе, и стал собирать информацию. Могу даже похвастаться, что уже бывал к тому времени во многих уголках нашего района по роду своей деятельности – когда был главным лесничим Орехово-Зуевского сельского лесхоза, а до того — руководителем ассоциации Крестьянско — фермерских хозяйств, которых было зарегистрировано по району около 175. Да и сам себя я считаю коренным жителем, ибо живу здесь с годовалого возраста, более 70 лет.

Я был там, где находится «Сухова сторожка», озеро Острец, Сеньга озеро, «Натахина сторожка» и «Белая дорога» к «Убитому полю», где берут начало реки Нерская и Дрозна, где стоит Монашеский скит у деревни Беливо, и бьет родник у деревни Деревниши, был у деревни Мануйлово, стоявшей некогда на тракте Коломна – Покров, и, наконец, видел кедровую рощу у деревни Мисцево и заросли гигантского можжевельника у Казанского родника. Везде я был, дорогой читатель, а тебе предлагаю побывать там с благородной целью или же познакомиться с ними на этих страницах. Край наш на удивление очень богат природными памятниками, и сотрудники МГУ, обследовавшие наш район ещё в 1965 и 1968 годах, с удивлением писали, что жители района об этом не знают до сих пор.

На сегодня собраны материалы из разных источников по 65 родникам нашего района. При обследовании и описании родников я руководствуюсь специально составленной анкетой из 20 пунктов, где, по возможности, заносятся все данные на период обследования родника. Легенды, связанные с его возникновением, дебет родника и его качественная характеристика, степень благоустроенности. А самое главное — схема размещения и транспортные пути. К описанию каждого родника прикладываются фотоснимки и анкета обследования.

Я надеюсь, что жители района и читатели откликнуться и поделятся со мной данными о месте расположения неизвестных до сих пор родников. По итогам этой работы, возможно, выйдет книга, где будет дано описание большему количеству родников. Еще я надеюсь, что найдутся люди, которые не только будут регулярно ухаживать за родниками, но и помогут средствами для их благоустройства и анализа воды с тем, чтобы живительная влага служила на благо жителей и гостей нашего района.

А главное, такая работа должна стать примером для детей – примером бережного отношения к природным памятникам.

А сейчас мы приведем описание нескольких родников. Некоторые из них уникальны по качеству воды. У нас есть даже собственная «Мацеста». С нее и начнем.

Сероводородный минеральный источник.

Настоящий родник находится в числе особо охраняемых территорий в нашем районе за № 9. Данному источнику насчитывается 50 лет.

Впервые его описали сотрудницы Ботанического сада МГУ Куликова Г.Г., Яницкая Н.О., Судакова В.В. при участии студентов — ботаников Орехово-Зуевского Пединститута в 1988 году.

Добраться до источника можно от поселка Н.Снопок по дороге в сторону Шатуры 1,5 км. Проезжаем указатель на посёлок Майский до поворота на песчаный карьер. Поворачиваем и едем по песчаной, а затем бетонной дороге до ворот садового общества, около 4 км. Затем, не доезжая 200 метров до песчаного карьера, сворачиваем влево и едем по грунтовой дороге, затем по бывшей узкоколейке. Через 800 метров сворачиваем вправо и едем по лесной дороге 200 метров. Слева замечаем еле заметную тропу, и через 50 метров мы у источника. Чуть далее стоит квартальный столб. Источник находится на южной границе лесного квартала №9. Возможно дойти до источника по лесной дороге от деревни Губино или же по узкоколейке, что проходит чуть южнее 100 м от колодца.

Нам помогли его обследовать служащие Губинского лесничества. 12 октября 2007 года источник представлял собой колодец из свежего сруба глубиной 1,2 метра. Глубина воды в колодце составляла около 50 см. Ранее вода свободно вытекала в сторону тоже свежепостроенной купели по отчётливо заметному руслу длиной 3 метра. Купель на момент обследования была пустой. Уровень воды снизился на 60 — 80 см. Вода в колодце голубого цвета, с запахом сероводорода.

На снижение уровня воды в колодце несомненно повлияло изменение гидрологического режима в данной местности. В 800 метрах на северо-восток от источника за пределами лесного массива ведётся глубокая разработка песчаного карьера. Не хочется верить, но, увы, судьба нашей «Мацесты» — настоящего памятника и дара природы, в нашем крае предрешена.

Интересно было бы узнать от земляков о результатах лечения путём принятия ванн у источника, времени его обустройства и возникновения в этих местах.

Хочется верить, что источник не иссякнет и подарит ещё нашим землякам и гостям целебную благодать.

Данный родник расположен восточнее Орехово-Зуево на расстоянии 7,5 км от границы города, от больницы №8, или в 5 км от 7 участка, т.е. центральной усадьбы бывшего совхоза «Озерецкий».

Дорога от поворота на участок №7 представляет бетонку, через 5 км у второго поворота к озеру Горбатое идем влево от дороги на север 35 метров. Под четырёхметровым склоном в лесном массиве находится родник – это территория Городищенского лесничества Орехово-Зуевского лесхоза.

На момент обследования 28 декабря 2006 года родник благоустраивался – был изготовлен новый сруб, сверху лежал короб, укрытие без люка. Очевидно, что родник углубляли. Углублено и русло для слива, по которому идёт сток воды. В летний период 2006 года стока почти не было. Уклон направлен на юг в сторону поймы реки Клязьма.

Сруб 1,3 на 1,5 м, глубина воды 0,3 метра.

Вода имеет лёгкий запах сероводорода и прозрачная со слегка желтоватым цветом. На дне в пределах сруба белый песок и видно, как бьют 2 ключа.

По данным, поступившим от работников лесхоза, раньше недалеко от озера Горбатое была сторожка лесничего (Кордон). Возможно, в давние времена им пользовались лесники, охотники и приезжие люди.

Есть данные от жителей близлежащих поселений и дачников, что вода обладает мочегонным свойством, кстати, по вкусу она напоминает знаменитую лечебную воду «Нафтуся» из Трускавца.

Родник наиболее посещаем в летний период жителями города Орехово-Зуево и дачниками.

Родник так называется, потому что расположен поблизости (1 км) от бывшей деревни Житенино. Находится на севере Орехово — Зуевского района, в 6 км на север от деревни Малая Дубна. Добраться до родника можно на автобусе №49, который идет в Большую Дубну и заезжает в бывший военный городок, где в настоящее время размещёны дачные участки. От городка по бетонке идём ещё 1,5 км на северо-запад и справа от дороги видим восстанавливаемую церковь. Сворачиваем с бетонки на восток и идём по грунтовой дороге 1 км, оставляя справа церковь, далее проходим слева кладбище и потом вдоль реки Большая Дубна через три травяных поля, разделёнными перелесками, проходим ручей, впадающий в реку, а затем поворачиваем по еле заметной дороге вправо и видим пригорок высотой около двух метров на поляне яйцевидной формы 20 — 40 метров.

По периферии на ветках деревьев и кустарников висит масса тряпиц, оставленной посетителями. В противоположной стороне поляны находится колодец из железобетонных колец диаметром 1 метр с крышкой и навесом. Вода набирается с помощью ведра.

Глубина колодца не менее трёх метров, глубина (запас) воды не менее 1 метра. С западной стороны колодца виден сток в сторону речки. Вода прозрачная и приятная на вкус.

По рассказам жителей окрестных селений вода обладает целебной силой. Смоченной влагой обтирают больные места и глаза, оставляя тряпицы на ветках.

На восточной стороне колодца стоит поклонный крест и небольшой столик с иконками, кружками и воронкой. По преданию 500 лет назад на этом месте явилась икона святой Параскевы Пятницы, где позднее забил родник. Сама икона долгое время находилась в выстроенном деревянном храме, и родник был также освящён во имя этой святой. Позднее на месте деревянного храма был построен кирпичный храм во имя святой Параскевы Пятницы, Николая Чудотворца и Александра Невского. К сожалению, храм был разрушен, но в настоящее время постепенно приобретает былое величие, т.к. ведутся восстановительные работы. Ежегодно на месте родника в 9 пятницу после Великой Пасхи устраивается церковное богослужение и праздник День Родника.

Как сообщают жители и районная газета, в этот день сюда собираются много людей из окрестных сёл, из городов Орехово – Зуево и Дрезна. В 2006 году в службе приняли участие 9 священнослужителей из разных приходов района. В момент обследования 16 июня 2007 года стояла чудесная погода, воздух был наполнен запахом цветущего разнотравья, ведь травы здесь высотою с человеческий рост, и стоял гул от обилия насекомых.

Второе посещение произошло 28 апреля 2008 года. К сожалению, я не узнал этого святого и известного нашим предкам места. Во-первых, к роднику было невозможно подойти. На подступах образовалась огромная лужа, напоминающая болотце. Пришлось обходить левее и пробираться через заросли деревьев и кустарников. На поляне масса строительного мусора, плёнка, обрезки брёвен, справа от колодца вместо стока вырыта глубокая яма с отвалами земли. Из колодца вода с шумом вытекает, видна на дне ямы пластиковая труба, направленная в сторону недостроенной купели. Очевидно, что естественный сток воды нарушен. Вода на момент посещения была мутная с жёлтым оттенком, с запахом, с заметным привкусом железа. Пример не бережного отношения к природе.

Мною было обращено внимание служителей церкви в городе Орехово — Зуево на состояние родника в надежде, что в ближайшее время территория родника и сам родник будут облагорожены, а вода приобретёт первоначальное качество. И люди на День родника будут приезжать сюда как на традиционный праздник ещё в большем количестве.

Первый родник у д. Красная и д. Старая.

Родник расположен в 1 км севернее д. Красная и д. Старая слева от дороги Ликино-Дулево — Шатура. Добраться можно автобусом №54 Орехово – Шатура. Едем до садового общества «Вымпел», «Дубравушка», что в 1 км севернее д. Красная.

После остановки идем назад и сворачиваем по щебеночной дороге на запад 1 км до поворота к обществу «Вымпел». На южной окраине — границе общества идем в южном направлении через ольшаник через 2 канавы до поля. Затем поворачиваем по тропе в западном направлении и через 200-250 м спускаемся по склону 6 м к источнику.

Родник заключен в деревянный сруб 1 м на 1 м с крышкой. Имеются кружки и воронка для набора воды. Глубина воды 60 см. В нижней части сруба с южной стороны имеется сток. В северо-западном направлении так же идет тропа через ручей, есть настил из бревен. Тропа поднимается вверх на высоту 2 м. Вода чистая на вид, мягкого вкуса.

По северному склону имеются и другие родники, но они не посещаются и не благоустроены. Недостатком расположения родника является близость к сельскохозяйственным угодьям, в 6-10 м южнее распаханное поле, с которого может наблюдаться смыв вредных веществ. Родником в основном пользуются дачники обществ. До остановки пешком — 30 мин.

Второй родник у д. Красная (Петропавловский).

Добраться до родника можно на автобусе №54 Орехово-Зуево – Шатура. Не доезжая до деревни Красная одну остановку, выходим у садового общества и переходим на противоположную сторону дороги. Справа от остановки на восток идет дорога к садовому обществу «Рубин». Идем 120 м и сворачиваем направо, через 60 м видим три кучи песка, которые свалены поперек тропы, вероятно для того, чтобы воспрепятствовать проезду к роднику на автомашинах.

Видим деревянную часовую с крестом высотой 1,5м. Из-под часовни сильным потоком льется вода по деревянному желобу. Вода стекает широкой лентой с желоба в купель 2*2 м из бревен со спуском для купания. Вода исключительно холодная с заметным запахом и вкусом железа и слегка желтоватым оттенком.

По предварительным данным — это самый мощный родник в районе. Несколько десятков тонн в СУТКИ. Дебет родника – 5 т в час.

Родник освещен в честь св. Петра и Павла. Он посещается жителями Шатуры, и у него хорошая «исцеляющая» молва.

Родники у Старого Покрова (старое Село).

Первый источник освящен в честь иконы Ахтырской Божьей Матери.

Из города Орехово-Зуево можно доехать на автобусе №23 или №54 до остановки Савинская, далее на восток через д. Гречиха по асфальтовой дороге до д. Пашнево. Через 40 минут ходьбы слева видим величественный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором настоятелем служит отец Андрей, любезно согласившийся показать нам 2 источника.

Едем на север 2,5 км до Старого Покрова, останавливаемся у местного храма в честь Покрова. Мне не приводилось наблюдать в такой близости 2 храма, названных в честь одного и того же праздника. Как позже выяснилось, храм в Старом Покрове принадлежит мужскому монастырю. Он находился на тракте, связывающем некогда города Коломну и Покров. Проходил тракт с севера по следующим населенным пунктам: Покров — д. Марково — д. Богдарня — д. Борок — д. Чаща – озеро Сеньга – д. Мануйлово – Старый Покров — д. Красная — с. Красное — д. Запутное, далее на города Егорьевск и Коломна.

Первый родник расположен в 150 м на север от церкви. На подходе к роднику есть щит с обращением к братьям и сестрам от настоятеля местного храма отца Антония. Сам родник накрыт металлическим коробом конусообразной формы с крышкой. Внутри 2 ковша, лейка и иконки. Справа от родника скамейка, а слева – поклонный крест.

Вода в роднике прозрачная без запаха, приятная на вкус. Вода от родника стекает по ручейку к реке Сеньга.

Второй родник у деревни Старый Покров. Слева от храма идем по едва заметной тропе на север 400 м. Под уклоном в сторону поймы реки Сеньга видим углубление без сруба из которого идет заметный ручеек в северном направлении. Вода холодная, прозрачная без запаха и приятная на вкус.

У местных жителей этот родник носит двойное имя. Одно – «родник у кривой березы». Действительно при подходе к роднику видим наклоненную старую березу, кланяемся и проходим под ней. Второе название у родника – «у 3-х ручьев». Действительно у родника видим три ручейка. Один подходит с южной стороны, но за 20 см. до родника разворачивает резко на север, в этот же ручеек впадает и сток из самого родника.

Родник не благоустроен, но видны остатки старого сруба. Родник слабой мощности. Посещается редко, в основном местными жителями.

Если ехать вдоль слобод деревень Гора и Новая, то через 1 км от последнего дома на юго-востоке, справа от бывшей проселочной дороги на Губино, находится освящённый источник в честь Никиты Великомученика.

Родник ограждён резными столбами 4 на 4 с навесом над ним. Сруб размером 1 на 1 м с люком.

Вода в колодце расположена в 1 метре от поверхности сруба и имеет прозрачный цвет, приятна на вкус. В 100 метрах на восток расположена часовня из белого камня, но без кровли и с проломами по бокам. С восточной стороны взирает икона Божьей Матери и поклонный крест. Здесь проводится богослужение и водосвятие.

По преданиям, родник известен со времён татарского ига, периодически пропадал и снова возрождался. Вероятно, ранее был у часовни, а не в 100 метрах, как в настоящее время. В 60-х годах, в период «оттепели» в России, он вновь забил. От родника на запад виден слегка заметный сток, с севера расположена заболоченная пойма реки Дроздна.

Посещается как жителями соседних деревень, так и горожанами Орехово-Зуево и Ликино-Дулёво. На деревьях видны языческие тряпицы

Родник известен более 150 лет, освящён церковью в честь святого Георгия Победоносца. Он входил в сферу внимания расположенного ранее действующего Спасо — Преображенского мужского монастыря. Это наиболее посещаемый и благоустроенный родник в нашем районе.

Молва о качестве воды распространена далеко по области. Поэтому число посетителей одновременно достигает 30-50 человек. Как рассказывают местные жители, качество воды обязано небольшому присутствию в воде серебра.

Не хочется развенчивать эту легенду, но я располагаю заключением о качестве и составе воды данного родника на основании исследования от 14 июля 1995 года, выдержки из которого привожу ниже. Исследование было проведено Российским научным центром реабилитации и физиотерапии.

На момент нашего посещения дебет родника составил 40 л/мин. Вода прозрачная и приятная на вкус. Подъезд к роднику асфальтирован, имеется стоянка для автотранспорта. Подход к роднику так же удобен и осуществляется по специальным дорожкам с твёрдым покрытием. Имеется часовенка с иконами святых.

Сток из родника направлен в маленькую купальню, изготовленную из досок со специальными ступенями для спуска. Далее вода стекает в ручей Суржица — правый приток реки Нерской. Подход к источнику декорирован деревянной аркой.

На северо-запад 120 метров есть ещё один не оборудованный родник. Дебет этого родника 20 л/мин. Им пользуются преимущественно местное население и те посетители, что не желают стоять в очереди. Качество воды, надо полагать, аналогичное.

Заключение о составе и качестве воды родника у деревни Анциферово.

В результате полного химического анализа установлено:

1. Вода источника относится к ультра — умеренно пресной (общая минерализация: М — 0,19 г/дм3; сухой остаток, СО — 0,178 г/дм3);

2. По основному ионному составу сульфатная кальциево-натриевая (SO4 76, Са 29; Na 51 мг.-экв.%) со слабокислой реакцией среды (рН 6,1);

3. Органолептические свойства исследуемой воды удовлетворяют нормативным требованиям: прозрачная, бесцветная, без запаха. Отмечен небольшой белый осадок;

4. Содержание токсичных и нормируемых элементов, в том числе тяжелых металлов, соединений группы азота — значительно ниже ПДК для питьевых вод. Жесткость воды составляет 1,26 мг.-экв./л;

5. В подкисленной пробе отмечено повышенное содержание Fe3+ — 21мг/л и Fe2+ — 0,19 мг/л, что предопределяет, в случае организации промышленного розлива воды, ее пропуск через филь­тровальную установку. Учитывая, что исследуемая вода может быть подвержена техногенному загрязнению и за пределами зон санитар­ной охраны, необходимо также организовать постоянный контроль за микробиологическими показателями воды;

6. Загрязненность пробы радионуклидами также значительно ниже пределов, установленных нормами радиационной безопасности (НРБ 76/87).

В целом исследуемая вода отвечает всем требованиям ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».

Результаты анализа воды из родника у д. Анциферово рассмотрены в соответствии с рекомендациями Руководства по контролю качес­тва питьевой воды — Всемирной организации здравоохранения (В03, Женева, 1986 и 1992 гг). .

По величине сухого остатка исследуемая вода относится к категории «отличной» (содержание СО должно быть менее 300 мг/л, в исследуемой пробе обнаружено 178 мг/л), что представляет собой достаточно редкое явление для территории Московской и пограничных областей.

Жесткость воды устанавливается ВОЗ по величине эквивалентных концентраций СаСО3 в ней и составляет в воде родника 0,37 мг/л, что определяет ее как «мягкую» (0-60 мг/л).

По остальным показателям вода из родника также отвечает рекомендациям В03.

Таким образом, вода из источника у д. Анциферово может приме­няться как природная столовая вода для питья и приготовления пищи без ограничений, а также использоваться при организации дие­тического питания, требующего ограничения употребления поваренной соли (NаСl), например, при болезни обмена (ожирение), заболеваниях почек.

Заключение подписано руководителем отдела курортных ресурсов и методов их охраны доктором геолого-минералогических наук В.Б.Адиловым и руководителем отделения бальнеоклиматотерапии доктором медицинских наук профессором О.Б.Давыдовой.

Родники у села Ильинский Погост.

Митрохинский родник 1. Из городов Орехово-Зуево, Куровское, Егорьевск до станции Ильинский Погост можно доехать автобусом или электропоездом из Куровского.

От платформы идём на восток, переходим реку Десна и поднимаемся к Митрохинской слободке. В центре слободы на запад идёт тропа. В 40 метрах от хозпостроек видим хорошо оборудованный колодец из железобетонных колец с крышкой. Вода достаётся с помощью ворота. Ведро на цепи. Вокруг колодца отлично выполнена отмостка. Родник обустроен силами близрасположенной фабрики. Под руководством завхоза до 60-х годов родник был в деревянном срубе. Вода отличного качества, чистая, без запаха. Колодец полноводный, расположен среди деревьев ольшанника и высокого разнотравья в пойме реки Десна. Пользуются родником жители слободки Митрохино.

Митрохинский родник 2 – Поющий. Второй родник расположен на юг от последнего дома слободы Митрохинской в 350 м. Слева расположился сосновый бор, а справа ольховый лес в пойме левобережья реки Десна. Выходим на округлую поляну, где обнаруживается слабозаметная тропа на запад, около 20 м. Спускаемся под берег и в 4-х метрах от уреза воды на склоне видим и слышим поющий ручей, вытекающий из родника.

Родник представляет небольшое углубление, в котором размещён дощатый ящик 35×55 см. Наполняем 5-литровую ёмкость за 50 сек., т.е. мощность родника — 360 л/ч или 8,5 тонн в сутки.

Вода чистая, холодная, без запаха и заметного вкуса. Во время нашего посещения нам навстречу вышли супруги Бордачёвы — Геннадий Владимирович только что чистил родник, который ранее периодически чистил его отец.

Рядом с родником (справа) находится место для купания в реке Десна. Родник
слабопосещаемый и требует благоустройства.

К сожалению, на подходе к роднику, справа по ходу, в лесном массиве у реки, жители разместили свалку мусора. Наблюдается явная недоработка лесничества и сельской администрации.

Митрохинский Родник 3. Данный родник расположен в непосредственной близости от железнодорожной платформы, не более 200 метров на восток. От платформы тропа ведёт к Митрохинской слободе и через 150 метров поворачиваем с тропы направо к роднику.

Родник находится в железобетонных кольцах с покрытием. На незакреплённой цепи находится ведро. Колодец полноводный, вода чистая, без запаха и вкуса.

Как и родники 1 и 2, он также расположен в пойме реки Десна на левобережье среди густого разнотравья. Со стороны забора — вода, положены 2 листа железа, выполняющие роль отмостки.

Родник посещается жителями села Ильинский Погост и железнодорожниками. Требует благоустройства.

4 родник находится в окрестностях Ильинского Погоста выше по реке Десна от Митрохинской слободы на юг 1 км. Можно дойти от остановки деревни Беззубово на восток через луг, тропа приведет к деревянному мостику через реку Десна. За мостом поворачиваем налево и идем вдоль реки по молодому сосняку и через 500 м увидим футбольное поле с воротами, а правее на опушке леса навес.

Поравнявшись с футбольными воротами, замечаем тропу, уходящую влево к реке, и через 50 м останавливаемся у большой ямы с водой с остатками большого старого сруба. Родник не благоустроен и представляет большую лужу с заметным широким стоком в сторону реки. В основном, данным родником пользуются ребята из близлежащих деревень после занятий спортом.

Весной этого года я получил приятное известие от Карякина Ю.А., что родник начали благоустраивать. Бог вам в помощь!

Родник 1 расположен на северной окраине деревни Иванищево. Выходим из нее на север в сторону деревни Устьяново, от дома №12 проходим 40 м и справа от дороги идем по тропе в северном направлении к старой бане (топящейся по-черному), от нее 35 м до родника. Подход к роднику обкошен от высокой травы (дудник, таволга, крапива, лесной камыш). К роднику тропа подходит с юга.

Родник заключен в сруб 1*1м с приземистой лавочкой. Накрыт крышкой на петлях, крышка кладется на подпор (подставку). Удивительна глубина полноводного колодца — 1,3 м. Под вторым венцом предусмотрительно сделан выпил 2*15 см шириной для лучшего слива. А вот снаружи к отверстию стока прикреплена решетка из алюминиевой пластинки с отверстиями. В начале стока углубление входит в трубу. Все эти нехитрые поделки позволяют защитить родниковую воду от мусора и листьев и от заиливания русла. Само обустройство родника могло бы служить примером при замене сруба. Сруб находится в удовлетворительном состоянии, но слегка накренился на западную сторону.

Крышка на петлях и подставка под нее, решетка на внешней стороне стока и скамейка говорят о том, что человек, благоустраивавший родник, делал это с душой, предусмотрительностью и знанием дела.

Вода прозрачная, но со слегка заметным запахом и вкусом железа. Видно движение воды по стоку в сторону реки. Наполняемость родника 5л — за 3 минуты, т.е. 100 л/ч.

С южной стороны видна старая ива, как бы прижата к земле. Удивили размеры листьев на молодой ольхе, размер пластинки листа 10*15 (по ширине).

Родником в основном пользуются жители деревни Иванищево для питья и бань. Кстати, такое количество бань при небольшой деревеньке очень радует.

Родник 2 , так же как и первый, находится вблизи дороги, но слева от нее. Идем от деревни Иванищево, от дома №12 на север 100 м. Сворачиваем по тропе влево, через 25 м видим деревянный крест, высотой 2,5 м католического образца с обрезками крепкой веревки на перекладине и у основания. Удивительно, к чему бы это? Направлен крест с севера на юг, что по православным канонам не допустимо.

Направо через 12 м, еще правее на восток, стоит небольшая дощатая часовенка с нишей, где имеется небольшая чеканка-ковшик, деревянные подсвечники и в вазах цветы, а поодаль широкая скамья.

Перед часовенкой две подставки для текстов молитв. Сруб родника сравнительно свежий, размером 1*1 м. Глубина воды в колодце 1 м. Заметен сток воды из-под второго венца в сторону реки. Вода на вкус приятна, без запаха, прозрачна и свежа. Колодец накрыт не закрепленный крышкой в юго-западном направлении, к деревне идет едва заметная тропа. Родником пользуются жители деревни.

Родник №3 , как и первые два, расположен на северной окраине деревни Иванищево. При входе в деревню поворачиваем налево и, не доходя 2 дома до конца деревни, где находится фермерское хозяйство Лебедева Ю.Б., сворачиваем к реке за домом Колотовкина Б.М., идем на юг к реке, к построенной «на задах» бане. От бани левее по едва заметной тропе у самого берега видим углубление, укрепленное по периметру досками. Родник теряется среди высокой травы из-за отсутствия ухода за ним. Найти его можно с помощью местных жителей, которые рассказали, что всего существует около 8 родников по реке Шувоя, включая Казанский родник, что с юга от села Гридино.

Казанский родник у деревни Иванищи.

Данный родник известен с 17 века. По преданию, на берегах реки Шувойка князь Дмитрий Пожарский разбил войска поляков и Лжедмитрия. На месте битвы забили 3 источника, и наблюдалось явление иконы Казанской Божьей Матери. В деревне Гридино Егорьевского района, что в 500 метрах на север от родников, сначала была построена деревянная церковь в честь явления иконы, а затем был построен каменный храм.

Благоустройство родника, постройка крытой купели и часовенки произошло на средства егорьевцев. Они являются и основными посетителями этой природной святыни.

По утверждению старожила деревни Иванищи Лебедева Ю.Б., родники находятся все же в пределах административной территории нашего района.

Родник расположен в 1,5 км на восток от деревни Иванищи в пойме реки Шувойка. На подходе к роднику невозможно было не любоваться редким явленим природы — невероятно густыми зарослями можжевельника высотою до 2 метров. Это был редкостный подлесок в смешанном лесу из берёзы и сосны. Пройдя путь 1,5 км по лесной дороге, резко поворачиваем налево в сторону реки и видим добротную крытую купель с крестом на крыше, правее маленькую часовенку с иконами Казанской Божьей Матери. Около нее лежат кружка и черпаки. На расстоянии 1,5 м два родника, третий — восточнее около 10 метров. Везде деревянный настил и две лавочки. Перед купелью тротуарная плитка. Внутри спуск по лестнице в воду.

По благоустроенности этот родник можно отнести на первое место в нашем районе и выразить благодарность соседям — егорьевцам за богоугодное творение.

Испив чудесной воды и освежившись в купели, наша группа из 10 человек с благодарностью и неохотой покинула этот памятник природы.

Данный родник и подходы к нему послужили бы хорошим примером в организации школьных походов и экскурсий.

источник

Читайте также:  Требования по химическому анализу на вод