Меню Рубрики

Протоколы результатов анализов сточных вод

Ответов в этой теме: 100
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
«« назад || далее »»

[ Ответ на тему ]

Автор Тема: Помощь по анализам и протоколам по стокам
perlusha
Пользователь
Ранг: 36

19.09.2013 // 8:10:48 Редактировано 2 раз(а)

Добрый день. Решилась задать свои вопросы знающим людям, прошу вашей помощи и советов. Суть проблемы: Водоканал произвел отбор проб — показали ну очень значительные превышения, теперь мы с ними судимся. Разбирая бумаги возникло несколько вопросов.
1. Диапазон определения в ОА лаборатории ниже (причем прилично по некоторым показателям) чем результаты анализа. Правильно ли было включать данные показатели в протокол исследования за своей подписью и печатью. Либо есть какой то другой вариант оформления данных результатов??
2. Сопроводительные документы (акты отбора) водоканал на суд представил без печатей и подписей лаборатории о сохранности пломб — имеет ли это решающее значение в признании проб и анализов недействительными. Имеет ли смысл затребовать у лаборатории журнал регистрации проб. (есть мнение о фальсификации сопроводительных документов).
3. Имеет ли значение временной промежуток от времени отбора проб до времени поступления в лабораторию? В инструкции 85 года есть несколько веществ анализ по которым следует проводить не позднее чем через 2 часа после отбора проб, да и некоторые методики содержат такой пункт.
4. Ну и в заключение — у нас одна большая промплощадка, несколько цехов (у каждого свой собственник), но выпуск в канализацию один — т.е от нас начинается труба канализации, проходит через другие предприятия и только потом выходит в канализацию городскую. так вот Водоканал для всех предприятий берет одну пробу из последнего колодца, хотя колодцы есть у всех свои. Тех условия на отдельную канализацию — не выдают, из нашего колодца брать отказываются пробы ( получается что я плачу за загрязнения и других предприятий), изменять условия договора по определению КК — отказываются под угрозой отключения от водоснабжения вообще. Как смотрите на решение этого вопроса.
буду очень благодарна если кто-то проконсультирует по данным вопросам.
До этого превышения конечно были — но мизерные, вот взяли 2 пробы — ужас просто, после этого опять мизерные превышения, наше производство неизменно — даже отсутствие работы — можно сказать.

Реклама на ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
Размещение рекламы
biolight
Пользователь
Ранг: 500

21.09.2013 // 16:24:42 1. Считается, что включать данные, выходящие за область аккредитации, можно. Но должна быть приписка в протоколе (звёздочки рядом с цифрами), о том, что данные выходят за область аккредитации.
2. Любое нарушение — значимо. Первое, что Вы можете сделать — сказать водоканалу, что сообщите о всех этих нарушениях в Росаккредитацию, и потребуете внеплановую проверку.
Второе — это суд не должен принимать данные, выходящие за область аккредитации, по крайней мере, если Вы приложите свои данные, и они будут в области Вашей аккредитации и отличаться от значений Водоканала, то их данные будут признаны недействительными.
3. В большинстве методик разрешается пробы консервировать. И это можно сделать прямо на месте. И, после этого, они могут какое-то время храниться сохраняя неизменность концентрации определенного компонента.
4. Сейчас какие-то нововведения вышли в законодательстве по поводу контроля сточных вод в системах централизованного водоотведения. Попробуйте поискать обзоры этих новинок. В сентябрьском номере журнала «Экология производства» есть немного информации об этом, которая может быть Вам полезна.

Водоканалу нужно будет доказать, что в превышениях виновато именно Ваше производство. Иначе наказать Вас не получится. Хотя, нужно читать Ваш договор, как там ответственность определена.

Imhoff
Пользователь
Ранг: 536

21.09.2013 // 16:38:59

perlusha пишет:
Добрый день. Решилась задать свои вопросы знающим людям, прошу вашей помощи и советов. Суть проблемы: Водоканал произвел отбор проб — показали ну очень значительные превышения, теперь мы с ними судимся. Разбирая бумаги возникло несколько вопросов.
1. Диапазон определения в ОА лаборатории ниже (причем прилично по некоторым показателям) чем результаты анализа. Правильно ли было включать данные показатели в протокол исследования за своей подписью и печатью. Либо есть какой то другой вариант оформления данных результатов??

Хм. тут надо смотреть графу протокола, где указаны НД на МВИ. А потом смотреть сами МВИ. В некоторых из них есть приписка, что можно определять и бОльшие концентрации с учетом разбавления проб.

perlusha
Пользователь
Ранг: 36

23.09.2013 // 7:48:42

biolight пишет:
1. Но должна быть приписка в протоколе (звёздочки рядом с цифрами), о том, что данные выходят за область аккредитации.

biolight пишет:
Второе — это суд не должен принимать данные, выходящие за область аккредитации, по крайней мере, если Вы приложите свои данные, и они будут в области Вашей аккредитации и отличаться от значений Водоканала, то их данные будут признаны недействительными.

biolight пишет:

Хотя, нужно читать Ваш договор, как там ответственность определена.

В тот то и дело что в догворе неправильно был прописан пункт с определением контрольного колодца, и водоканал ни в какую не идет на уступки, уже даже отключали по этому поводу нам воду. Схема канализации очень сложная, переделать сложно с отдельным выпуском как это предписывают НА, но есть возможность брать из ближнего к нам колодца и это решит многие проблемы.

perlusha
Пользователь
Ранг: 36

23.09.2013 // 7:51:44

Imhoff пишет:
тут надо смотреть графу протокола, где указаны НД на МВИ. А потом смотреть сами МВИ. В некоторых из них есть приписка, что можно определять и бОльшие концентрации с учетом разбавления проб.

из 23 показателей только 5 методик ПНД Ф, все остальные личные лабораторные, зарегистрированные НД (ну или как это правильно), посмотрела по прайсу — минимум цена одной методики — 5 тысяч, максимум — 12. не уверенна что руководство пойдет на это у нас — покупать столь дорогие и ненужные нам в принципе методики. в свободном доступе их нет.

ekosam
Пользователь
Ранг: 352

23.09.2013 // 9:19:42 Выложите на форум скан протокола, посмотрим, посоветуем.
Реклама на ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
Размещение рекламы
Макролаб, ООО
«Macrolab» – компания, специализирующаяся на всестороннем оснащении научных и учебных организаций, лабораторий промышленных предприятий и служб экологического мониторинга. Компания «Macrolab» является официальным представителем оборудования торговых марок «Ulab» и «Эксперт» на территории РФ.
perlusha
Пользователь
Ранг: 36

23.09.2013 // 9:41:55 Редактировано 5 раз(а) [URL= radikal.ru/fp/5e9728e6285f41f598f3d882f8a8b273] IMG] s017.radikal.ru/i439/1309/70/0a8a38d2456c.jpg /IMG][/URL]Я извиняюсь так и не поняла до конца как правильно вставить картинку. вот это протокол по нашим пробам. нет никаких примечаний что какие то показатели — за областью аккредитации.
perlusha
Пользователь
Ранг: 36

23.09.2013 // 9:51:03 Редактировано 1 раз(а) [URL= radikal.ru/fp/7aee7123903c41f1920986f597f528f1] [IMG] s020.radikal.ru/i719/1309/c7/c24fece91524.jpg [/IMG][/URL]вот это акт отбора проб к предыдущему протоколу. Т.е отметки об опомбировании нет, отметки о сохранности пломбы — нет, время между отбором и поступлением проб в лабораторию — больше 2=х часов, пробы при этом без консервации. И вот всё подобное в 3 представленных водокналом протокалах и актах.
ekosam
Пользователь
Ранг: 352

23.09.2013 // 10:48:33 1. Из протокола отбора проб следует, что отобранная проба относится сразу к нескольким организациям-абонентам и поэтому невозможно определить кто конкретно является виновником превышений установленных норм и, следовательно, невозможно применить санкции.
2.Но особенно интересен протокол исследования воды.
В самой верхней строке однозначно написано, что срок действия аттестата аккредитации истёк год назад! Ни какой суд не примет этот протокол в качестве доказательной базы. В реестре Росаккредитации мне не удалось найти аттестат аккредитации для этой лаборатории. Может плохо искал? Затребуйте копию аттестата аккредитации лаборатории, которая проводила анализы.
perlusha
Пользователь
Ранг: 36

23.09.2013 // 11:25:04

ekosam пишет:
1. Из протокола отбора проб следует, что отобранная проба относится сразу к нескольким организациям-абонентам и поэтому невозможно определить кто конкретно является виновником превышений установленных норм и, следовательно, невозможно применить санкции.

Мы вынуждены были все подписать такое разграничение по канализации с одним контрольным колодцем для всех — на другие шаги водоканал не шел, хотя это и нарушает и условия приема и правила № 167. Хотя этими же правилами установлено — что контрольный колодец — последний перед врезкой в городскую систему канализации — для все предприятий нашей площадки — он один единственный и из него и брали для все сразу. Сейчас я так же готовлю документы и поэтому пункту договора — перенести контрольный колодец.

ekosam пишет:
2.Но особенно интересен протокол исследования воды.
В самой верхней строке однозначно написано, что срок действия аттестата аккредитации истёк год назад! Ни какой суд не примет этот протокол в качестве доказательной базы. В реестре Росаккредитации мне не удалось найти аттестат аккредитации для этой лаборатории. Может плохо искал? Затребуйте копию аттестата аккредитации лаборатории, которая проводила анализы.

сам протокол от октября 2011 года, тогда и брали пробы, поэтому то что аккредитация до 12 года — не проблема. на сегодняшний день у меня есть копия их аттестата с ОА (он до 2017г.) т.е. они его постоянно продляют.

всё таки я склоняюсь к неправльному оформлению актов, к отсутствию пломб, к неправильному оформлению протоколов (выход за область аккредитации). Временной промежуток конечно укажу — он по многим методиам (ПНД ф) он всё таки укладывается в 24 часа, а не в 2 без консервации. Хотя ещё важна я так понимаю температура — которая нигде в документах неуказана.

perlusha
Пользователь
Ранг: 36

23.09.2013 // 11:52:10 2011 год -почему всплыл.. сначала мы отказались платить бешенные суммы, пытались всё решить с водоканалом, бесполезно, готовились к суду с водоканалом. Потом водоканал благополучно передал наш непризнанный долг своим контрагентам и вот теперь с ними у нас суд а водоканал выступает просто третьим лицом.

Ответов в этой теме: 100
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
«« назад || далее »»

источник

Как читать акт анализа воды? Какая форма акта (описание, протокол) используется в нашей стране. Описание процесса проведения анализа, какие показатели исследуются. Регламентирующие документы на разные виды воды. Разновидности анализов воды и предельно-допустимые концентрации веществ. Чтобы правильно причитать акт анализа воды, нужно знать предельно-допустимые концентрации искомых веществ. Форма акта, описание и протокол также будут рассматриваться в нашей статье.

Поскольку в результатах проведённого анализа воды указывается найденное количество вещества, данный показатель необходимо сравнить с предельно-допустимой концентрацией (ПДК) этого вещества по нормативным документам. Для разных видов воды используются разные регламентирующие документы:

  • ГОСТ 6709-72 нужен для проверки качества дистиллированной воды;
  • ГОСТ 2874-82 отвечает за питьевую воду;
  • ГОСТ Р 52962-2008 регламентирует показатели деионизированной воды;
  • ГОСТ Р 54316-2011 нужен для оценки качества минеральной бутилированной воды;
  • СанПиН 2.1.4.1116-02 отвечает за питьевую воду из бутылок;
  • СанПиН 2.1.4.1074-01 регламентирует показатели питьевой воды.

Обычно в данных документах указывает ПДК искомого вещества. То есть речь идёт о максимально разрешённой концентрации компонента в воде, при которой человеческому организму не может быть причинён вред. При этом подразумевается, что человек будет пить такую воду на протяжении всей жизни. Также данные вещества в допустимой концентрации не должны ухудшать гигиеническую ситуацию водопотребления.

Кроме концентрации того или иного вещества в акте анализа воды указывается класс опасности. Вещества первого класса относятся к чрезвычайно опасным компонентам. Вещества второго класса называются высоко опасными. Элементы 3 класса относят к категории опасных, а элементы 4 класса называются компонентами умеренной опасности.

Также акт анализа воды может содержать следующие сокращения:

  • с-т – это сокращение говорит о том, что показатель относится к группе санитарно-токсикологических признаков;
  • зап – указывает на способность компонента менять запах жидкости;
  • окр – говорит о возможном изменении цветности воды;
  • пен – способность вещества вызывать повышенное пенообразование;
  • привк – говорит о том, что данный компонент изменяет вкусовые качества жидкости;
  • оп – указывает на элементы, вызывающие опалесценцию;
  • КОЕ – колониеобразующие единицы. Этот показатель используется при подсчёте количества единичных бактерий и микроорганизмов, которые в благоприятной среде могут создавать целые колонии.

Форма акта анализов воды зависит и от того какой вид анализа проводился:

  1. Расширенный анализ жидкости с рассмотрением 25 показателей.
  2. Сокращённый анализ, который подразумевает изучение 12 показателей водной среды.

Обычно полный анализ воды содержит показатели по многим составляющим. Чтобы вы могли сделать выводы о качестве воды, нужно сравнить их с предельно-допустимыми показателями из нормативных документов. Таблицу с нормируемыми показателями мы приводим ниже:

Показатель Предельно-допустимая норма Величина измерения
Вкус не больше 2 балл
Оценка запаха при t=60°С не больше 2 балл
Оценка запаха при t=20°С не больше 2 балл
Цветовые качества не более 20 градус
Мутность не более 1,5 мг/дм³
Наличие осадка не нормируется см. описание
рН водной среды 6,5-8,5 рН
Хлор мг/дм³
Способность окисляться не больше 5 мгО₂/дм³
Наличие аммиака не больше 0,5 мг/дм³
Частицы нитрата не более 0,5 мг/дм³
Частицы нитрита не больше 50 мг/дм³
Соли кальция и магния не более 7 мг-экв/дм³
Количество минералов 1000 мг/дм³
Хлориды не более 250 мг/дм³
Сульфаты не более 250 мг/дм³
Остаток железа не больше 0,2 мг/дм³
Содержание цинка не более 1,0 мг/дм³
Частицы марганца не больше 1,0 мг/дм³
Медь не нормируется мг/дм³
Щёлочность не нормируется мг/дм³
Содержание магния не нормируется мг/дм³
Наличие кальция не нормируется мг/дм³
Соли калия и натрия не нормируется мг/дм³

Проток анализа воды составляется в том случае, если по каким-то параметрам найдено превышение предельно-допустимых концентраций данного вещества. В данном документе помимо найденных элементов и их концентрации также будут указываться предельно-допустимые значения по данному показателю.

Образец оформления протокола анализов воды вы можете найти по ссылке: http://obrazec.org/50/protokol_issledovanija_obrazcov_prob_vody.htm

Если вы хотите заказать анализ воды, вы можете обратиться в нашу лабораторию. У нас есть всё необходимое оборудование для проведения анализа. Все результаты проведённых анализов будут занесены в соответствующие документы. Стоимость проводимых анализов зависит от искомых показателей для проверки. Цена услуг уточняется при заказе анализа у нашего менеджера. Для этого вам необходимо связаться с нами по одному из указанных телефонов.

источник

Несмотря на то что Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) и отдельные постановления Правительства Российской Федерации в области водоотведения уже вступили в силу и действуют на территории Российской Федерации, до сих пор у природопользователей возникают вопросы, касающиеся предусмотренных ими изменений. Так, например, по сей день остаются актуальными следующие вопросы: каким образом будет производиться контроль качества сточных вод, поступающих в централизованные системы водоотведения (далее — ЦСВ)? всем ли абонентам необходимо подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее — Декларация)? будут ли различия при контроле за качеством сточных вод, отводимых разными категориями абонентов?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация ВКХ) в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (далее — Программа) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информации о том, в отношении каких категорий абонентов должен осуществляться контроль, в данном Федеральном законе не содержится.

Согласно ст. 14 и 15 Федерального закона № 416-ФЗ одним из существенных условий договора водоотведения и единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является порядок контроля за соблюдением абонентами:

  • нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС), лимитов на сбросы и показателей Декларации (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются НДС или лимиты);
  • требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены в пп. 113 и 114 и приложениях № 2 и 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 30.12.2013; далее — ПХВиВ). Данные требования распространяются на все категории абонентов.

Таким образом, контроль качества сточных вод должен осуществляться как в отношении абонентов, которым до 2015 г. будут установлены НДС и лимиты на сбросы, так и в отношении ненормируемых абонентов.

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525. Правила устанавливают порядок осуществления организацией ВКХ контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены НДС в ЦСВ, в соответствии с Программой.

Программа разрабатывается и утверждается организацией ВКХ и согласовывается в течение 30 дней территориальным органом Росприроднадзора. Срок действия Программы составляет не менее 3 лет. Форма Программы приведена в Приложении 1 к Правилам.

Пунктом 12 Правил установлены конкретные основания для отказа территориального органа Росприроднадзора в согласовании Программы:

  • несоответствие Программы форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам;
  • несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пп. 6 и 7 Правил;
  • неуказанные места отбора проб сточных вод;
  • несоответствие срока действия Программы положениям, предусмотренным п. 4 Правил.

Территориальный орган Росприроднадзора в случае принятия решения об отказе в согласовании Программы направляет в организацию ВКХ письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в т.ч. с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в Программе, не соответствующих положениям Правил. При получении отказа в согласовании Программы организация ВКХ дорабатывает Программу и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения организации ВКХ. Согласование доработанной Программы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в порядке и сроки, которые предусмотрены для согласования Программы.

Пунктом 16 Правил предусмотрен порядок внесения организацией ВКХ изменений в Программу в течение срока ее действия, основаниями для которого являются:

  • изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом Росприроднадзора Программу;
  • изменение НДС.

Изменения в Программу представляются организацией ВКХ на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам. Территориальный орган Росприроднадзора рассматривает изменения в Программу в течение 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 5 Правил Программа включает:

  • перечень абонентов;
  • указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;
  • указание мест отбора проб сточных вод.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона № 416 конкретизирует, что в Программу включается перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС. Абоненты, которые не попадают под категорию нормируемых, в Программу, которая согласуется с Росприроднадзором, не включаются.

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

В случае если за последние 3 года, предшествующие году начала реализации Программы, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый сверх установленных НДС и лимитов на сбросы, с нарушением Декларации, плановый контроль сточных вод может проводиться чаще, но не более 1 раза в месяц.

Пунктом 9 Правил определены конкретные основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод, которыми являются:

  • возникновение аварий, повреждение или выход из строя ЦСВ или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
  • обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод показателям, указанным в Декларации, в т.ч. обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в ЦСВ;
  • обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
  • получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих НДС и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

Обратите внимание

Правилами регламентирован новый порядок отбора проб сточных вод, их анализа и обработки результатов.

Согласно пп. 18 и 19 Правил отбор проб сточных вод осуществляется организацией ВКХ в присутствии абонента. В случае если абонент не явился к месту отбора проб в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

В соответствии с п. 20 Правил абоненты обязаны:

  • обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
  • содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
  • обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
  • обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
  • обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

Организация ВКХ обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в Программе, при наличии такой возможности вне зон действия подпора со стороны ЦСВ из лотка канализационного колодца или падающей струи, либо (при отсутствии такой возможности) в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в ЦСВ.

Новые Правила предусматривают возможность фото- и видеофиксации процедуры отбора проб сточных вод организацией ВКХ и абонентом.

По результатам отбора проб организация ВКХ составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией ВКХ и абонентом (форма акта представлена в Приложении № 2 к Правилам). При несогласии абонента с содержанием акта абонент также обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. В случае отказа абонента от подписания акта он подписывается организацией ВКХ с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт подписывается организацией ВКХ с отметкой «Абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». В этом случае один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Обратите внимание

Правила предоставляют возможность абоненту одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При этом организация ВКХ осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией ВКХ на месте отбора проб сточных вод. Резервная проба хранится в организации ВКХ для разрешения возможных разногласий.

Правила обязывают организации ВКХ вести журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов (далее — Журнал) в бумажном и электронном виде. Ведение Журнала в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек). Типовая форма Журнала представлена в Приложении № 3 к Правилам.

Организация ВКХ в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из Журнала любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом. В случаях нарушения абонентом НДС или лимитов на сбросы организация ВКХ информирует об этом территориальный орган Росприроднадзора в течение 24 ч со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

На абонентов, которым не нужно разрабатывать НДС и лимиты на сбросы (ненормируемых абонентов), продолжают распространяться требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 29.07.2013).

В соответствии с п. 64 и 65 данных Правил ненормируемый абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением ненормируемым абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод ненормируемого абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Данные требования не распространяется на абонентов, которым установлены НДС и лимиты на сброс.

Ненормируемым абонентам нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод будет устанавливать организация ВКХ.

Контроль ненормируемых абонентов будет проводиться организацией ВКХ, но порядок контроля будет отличен от порядка контроля сточных вод нормируемых абонентов. Пока не будет утверждена Программа контроля сточных вод для таких абонентов, контроль их сточных вод будет осуществляться организацией ВКХ по такой же схеме, как и раньше — до вступления в силу Федерального закона № 416-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации в области водоотведения.

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация ВКХ проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие НДС и (или) лимитам на сбросы, указанным абонентами в Декларации.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены НДС, подают в организацию ВКХ Декларацию, в которой, в частности, указываются НДС, лимиты на сбросы. В случае если абонентом допущено нарушение Декларации, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию ВКХ.

Порядок подачи абонентами Декларации определяется в соответствии с гл. VIII ПХВиВ.

Декларация обязательна не для всех категорий абонентов — согласно п. 124 ПХВиВ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод подавать в организацию ВКХ Декларацию обязаны:

  • абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС;
  • абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам с промышленной площадки.

Декларация на очередной год подается в срок до 1 июля предшествующего года.

Абонент вправе внести изменения в Декларацию, сообщив о них в организацию ВКХ. В случае с нормируемыми абонентами организация ВКХ обязана в течение 3 рабочих дней после получения такой информации направить ее в территориальный орган Росприроднадзора.

Обратите внимание

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод внесение изменений в Декларацию не допускается.

В соответствии с п. 128 ПХВиВ Декларация содержит:

  • сведения об абоненте (официальное полное наименование абонента — юридического лица, реквизиты договора, на основании которого абонентом осуществляется отведение сточных вод, сведения об объектах абонента, для которых установлены НДС);
  • НДС и лимиты на сбросы (при их наличии);
  • требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ;
  • концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу ЦСВ, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, с указанием показателей, не отвечающих НДС, лимитам и другим установленным требованиям;
  • схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев.

Согласно п. 38 Типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, Декларация утрачивает силу в следующих случаях:

  • изменение состава и свойств сточных вод абонента при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых или реконструируемых объектов, перепрофилирование производства;
  • выявление организацией ВКХ в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, не отраженных абонентом в Декларации;
  • установление абоненту новых НДС.

В течение 2 месяцев со дня наступления хотя бы одного из перечисленных выше событий, которое повлекло изменение состава сточных вод абонента, абонент обязан разработать и направить организации ВКХ новую Декларацию, при этом ранее утвержденная Декларация утрачивает силу по истечении 2 месяцев со дня наступления указанных событий.

В.В. Севрюгина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

источник

№ исследования: 2.1.12
Срок выполнения: 7 рабочих дней
Тип исследования: Химический комплексный
Исследуемый материал: Вода

Испытательная лаборатория Лаб24 проводит исследования сточной воды на максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения) и состоит из 31 показателя, так же Вы можете дополнить данный комплекс любым показателем из Прайс-листа лаборатории, либо выбрать необходимые из списка.

Испытательная лаборатория ЛАБ 24 выполняет исследования сточной воды, в соответствии с ГОСТ и СанПиН, на современном аналитическом оборудовании, результатом является Протокол исследований, внесенный в Реестр протоколов испытаний ФГИС Росаккредитации. Протокол анализа имеет юридическую силу для предоставления в государственные органы и истребования доказательств в Суде .

11 вода приобретает характерную мылкость, неприятный запах, способна вызывать раздражение глаз и кожи. Низкий pH»>Водородный показатель (pН) в воде

Стоимость исследования не включает выезд специалиста и отбор проб.

Состав воды, наполняющей питьевой водопровод, и ее безопасность для здоровья, во многом зависит от качества стоков. Ведь они попадают на очистные сооружения, где важно правильно выбрать реактивы, эффективные для борьбы с именно теми веществами, концентрация которых превышает допустимые нормы. Анализ проб сточных вод, выполнить который можно в исследовательском центре «Лаб24», помогает успешно решать подобные проблемы.

Периодичность, с которой производятся анализы сточных вод, устанавливает принимающий их водоканал. Эта организация определяет и перечень показателей, на которые должна быть исследована проба. А вот ее отбор проводит уже предприятие, осуществляющее сбросы. Оно же заказывает анализ сточных вод в аккредитованной на это лаборатории.

Химический анализ сточных вод представляет собой комплекс испытаний предъявленных заказчиком образцов отбора по следующим показателям:

  • Концентрации неорганических веществ в свободной форме или соединениях
  • Уровню химического и биохимического потребления кислорода
  • Содержанию взвесей
  • Загрязненностью нефтепродуктами и жирами
  • Температуре

Сделать анализ сточных вод на современном оборудовании, гарантирующем минимальный уровень погрешности исследований, предлагает «Лаб24». Его стоимость можно уточнить на сайте. После проведения испытаний станет абсолютно ясен химический состав стоков в образце. Результаты анализа будут отражены в итоговом заключении, принимаемом государственными разрешительными органами.

Несмотря на достаточно высокую стоимость, анализ сточной воды является одной из самых востребованных услуг, предоставляемых нашим центром. При необходимости, за дополнительную плату, мы можем произвести и отбор проб с выездом на место.

Результаты исследований можно получить одним из представленных ниже вариантов:

  • в «личном кабинете» на сайте www.lab-24.ru;
  • по электронной почте, указанной в заявке при сдаче проб в лабораторию;
  • в офисе лаборатории;
  • доставка курьером (дополнительная оплата);
  • доставка курьерской службой (дополнительная оплата);
  • получить результат можно на английском языке (перевод оплачивается дополнительно).

Результаты анализов доступны для получения любым указанным способом только с момента полной готовности всех заказанных лабораторных исследований

Компания «Лаб24», аккредитованная в Федеральной службе по аккредитации «Росаккредитация» имеет широкую область компетенций, что позволяет комплексно решать задачи, связанные с оценкой и анализом исследуемых объектов. Современное оборудование, а так же использование передовых методик, способные обеспечивать низкие пределы обнаружения, выдающееся качество данных и беспрецедентное обслуживание клиентов, является основополагающими принципами работы нашей компании. Наша миссия — предоставить аналитические услуги высшего качества, чтобы удовлетворить потребностям наших клиентов. Наша работа направлена на улучшение экологии, здоровья человека и принятие точных решений.

источник

Промышленная деятельность зачастую не обходится без сброса сточных вод. Отработанная загрязненная жидкость попадает в окружающую среду, а значит, процесс ее сброса должен контролироваться. Для этого проводится специальное исследование — анализ сточных вод. Такая процедура выполняется по правилам и имеет свои особенности.

Сточными водами называют всю воду, загрязненную в быту или на производстве. Через канализацию или коллекторы она оказывается в водоносных слоях грунта. Другими словами, стоки могут в том числе стать причиной загрязнения питьевой воды. Стоки подразделяются на несколько групп, в зависимости от их происхождения. Они бывают:

Самыми опасными считаются именно промышленные стоки, поскольку в них могут находиться ядовитые, токсичные и радиоактивные элементы, а также тяжелые металлы, фосфаты, сульфиты. Чтобы избежать проникновения таких опасных веществ в окружающую среду, предприятия должны иметь надежные фильтры для сточных вод.

Анализ сточных вод предприятия позволяет с точностью определить содержание в них вредных элементов. Целью такого исследования является:

  • определение уровня загрязнения;
  • оценка результативности работы фильтров и очистных сооружений;
  • рекомендации по улучшению очистительных работ.

Кроме того, такая проверка должна выявить, соответствуют ли стоки установленным ГОСТам.

Для промышленных предприятий устанавливается частота проведения регулярных анализов в зависимости от рода деятельности. При обнаружении нарушений, проверка повторяется экстренно. Также проведение экспертизы потребуется в следующих случаях:

  • при исполнении программ производственной проверки;
  • для составления базы данных с последующим оформлением документации;
  • после проведения очистительных работ.

Исследование стоков проводится в лабораторных условиях либо на самом предприятии, либо в отделе СЭС. При этом проверка должна выполняться только специалистами, получившими лицензию. Лабораторные исследования сточных вод строго регламентированы и проводятся по инструкции, в которой в том числе описаны требования к оборудованию, задачи анализа, места отбора образцов и формулы подсчета сроков проведения регулярных проверок.

Экспертиза состоит из трех этапов:

  • отбор проб;
  • выполнение анализа в лаборатории сточных вод;
  • подведение итогов, составление рекомендаций (при необходимости).

Каждый этап имеет свои правила. Так, сбор образцов может производиться только в присутствии собственника (представителя) предприятия. Обязательно составляется акт. Местом сбора выбирается хорошо перемешанный поток, чтобы концентрация образца была максимально информативной. Исходя из поставленных задач, отбор может быть простым (берется единожды в подходящем месте) и смешанным (несколько простых проб, взятых в разное время, смешиваются между собой).

Химический анализ сточных вод — главный этап экспертизы. Проверка образца производится сразу по нескольким показателям качества.

  1. Физические показатели — уровень прозрачности, температура, цвет, запах. Эти признаки оцениваются визуально, поэтому считаются недостаточно информативными.
  2. Сухой остаток — определение степени загрязнения. По этому показателю стокам присваивается категория.
  3. Химические — позволяют определить щелочность и кислотность стоков. Измеряются путем наблюдения реакции взаимодействия с базовой pH.
  4. Азотсодержащие соединения и фосфор — показатель, помогающий определить качество фильтрации стоков.
  5. Токсины — коэффициент, показывающий наличие органических или неорганических токсических веществ.
  6. Синтетические поверхностно-активные вещества — большое количество СПАВ препятствует естественным процессам очистки воды, понижает содержание кислорода. Показатель не должен превышать 20 мг/л.
  7. Окисляемость — вычисляется при помощи биохимического и химического кислорода, позволяет оценить степень загрязнения стоков органическими и неорганическими веществами.
  8. Зольность — определяет количество осадка, которое остается после нагревания взвешенных примесей.

При невозможности проведения полноценного лабораторного анализа стоков может быть применен экспресс-анализ. Он требует оборудования и занимает несколько минут. Однако, несмотря на такие преимущества, экспресс-анализ намного уступает лабораторной экспертизе в достоверности и информативности результатов.

Экспресс-анализ состоит из нескольких процессов:

  • органолептического (изучение физических показателей);
  • колориметрического (определение кислотности и наличия вредных веществ);
  • титриметрического (определение щелочности и концентрации кислорода).

Экспертиза стоков — обязательная мера контроля. Своевременная проверка не только убережет предприятие от штрафа, но и поможет защитить окружающую среду от опасных веществ.

источник

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «___» _______ 2012 года N ___

Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации: 2011, N 50, ст.7358), Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__»___________ 2012 года N____

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения (далее — контроль состава и свойств сточных вод), регулируют отношения между абонентами и организациями, осуществляющими водоотведение, организациями, осуществляющими транспортировку сточных вод, возникающие при проведении контроля состава и свойств сточных вод, и устанавливают обязательные требования для абонентов и организаций, осуществляющих водоотведение, организаций, осуществляющих транспортировку сточных вод, при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод.

2. В настоящих Правилах применяются понятия, используемые в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении», иных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

3. Целью контроля состава и свойств сточных вод является оценка соответствия состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сброс сточных вод, декларации о составе и свойствах сточных вод, а также оценка соблюдения абонентами требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее — установленные требования).

4. Контроль состава и свойств сточных вод абонента производится организацией, осуществляющей водоотведение, или иным лицом по поручению организации, осуществляющей водоотведение, в том числе организациями, осуществляющими транспортировку сточных вод (далее — представитель организации, осуществляющей водоотведение).

5. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:

2) анализ отобранных проб сточных вод;

3) оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченные органы государственной власти.

6. Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, разрабатываемой организацией, осуществляющей водоотведение, и утверждаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего экологический надзор (далее — территориальный орган, осуществляющий экологический надзор), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также путем внепланового контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого в порядке, определенном настоящими Правилами. После определения гарантирующей организации программа контроля состава и свойств сточных вод утверждается исключительно в отношении гарантирующей организации.

7. Программа контроля состава и свойств сточных вод организации, осуществляющей водоотведение, утверждается на период действия тарифов на водоотведение, но не менее, чем на 3 года. Расходы на осуществление контроля состава и свойств сточных вод учитываются при формировании тарифов на водоотведение в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

8. Положения настоящих правил, применяемые в отношении абонентов, в равной степени распространяются на организации, осуществляющие транспортировку сточных вод.

II. Программа контроля состава и свойств сточных вод и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод

9. Программа контроля состава и свойств сточных вод включает в себя следующие разделы:

1) перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов с указанием таких нормативов, а также лимитов на сброс сточных вод абонента, в случае если такие лимиты установлены;

2) программу контроля состава и свойств сточных вод абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, с указанием адреса объекта, периодичности осуществления контроля, места отбора проб, типов проб и методов отбора проб, перечня контролируемых показателей и методов подготовки проб к хранению;

3) программу контроля состава и свойств сточных вод абонентов, в отношении которых не установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, категории абонентов, общего количества проб для такой категории абонентов, типов проб и методов отбора проб, перечня контролируемых показателей и методов подготовки проб к хранению.

10. При осуществлении контроля состав и свойств сточных вод абонентов, в отношении которых не установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, категории абонентов определяются путем группировки абонентов по типу негативного воздействия сточных вод на окружающую среду и работу централизованных систем водоотведения.

11. Периодичность планового отбора проб на объекте абонента, в отношении которого установлены нормативы допустимых сбросов абонента, не может превышать 1 раз в квартал, за исключением случаев, когда за последние два года при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод абонента были выявлены случаи сбросов, осуществляемых сверх установленных нормативов и лимитов, с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод и с нарушением Правил холодного водоснабжения и водоотведения. Периодичность планового отбора проб на объекте абонента в отношении которого установлены нормативы допустимых сбросов абонента, не может быть реже 1 раза в год.

12. Перечень показателей, по которым осуществляется контроль состава и свойств сточных вод, в каждом конкретном случае определяется исходя из вида деятельности, осуществляемого абонентом, а также исходя из результатов анализа состава и свойств сточных вод абонента за предшествующие годы.

13. В программе контроля состава и свойств сточных вод должны быть определены минимальное и максимальное количество проб, отбираемых в рамках планового контроля состава и свойств сточных вод. Количество отбираемых проб должно быть достаточным для проведения отбора проб у каждого абонента не менее, чем один раз в 5 лет.

14. Внеплановый контроль состава и свойств сточных вод абонентов осуществляется в случаях:

1) возникновения аварийных ситуаций и нарушений в работе централизованных систем водоотведения;

2) обнаружения несоответствия показателей состава сточных вод в централизованной системе водоотведения показателям, определенным исходя из деклараций абонентов о составе и свойствах сточных вод;

3) осуществления абонентами сбросов сточных вод без применения систем локальной очистки сточных вод либо в случае работы таких систем с нарушениями условий их эксплуатации;

4) предписаний органов, осуществляющих экологический надзор;

5) ухудшения качества воды водного объекта, в который осуществляется сброс сточных вод (в том числе, по показателям, не указанным в программе контроля состава и свойств сточных вод);

6) при заключении новых договоров водоотведения с абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов.

15. Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается по форме согласно Приложению N 1 к настоящим Правилам и представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, в срок до 1 сентября очередного года.

16. Территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, рассматривает программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 15 рабочих дней с даты ее представления организацией, осуществляющей водоотведение, принимает решение о её согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет организацию о принятом решении любым способом, позволяющим получить подтверждение получения организацией этой информации. В случае если организация в установленный срок не уведомлена об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод, такая программа считается согласованной.

17. Территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, принимает решение об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод в случаях:

1) в программе контроля состава и свойств сточных вод отсутствует хотя бы один из разделов, указанных в пункте 9 настоящих Правил;

2) не соблюдена форма представления программы контроля состава и свойств сточных вод, указанная в пункте 15 настоящих Правил;

3) периодичность отбора проб не соответствует требованиям пункта 11 настоящих Правил;

4) перечень анализируемых показателей не соответствует требованиям пункта 12 настоящих Правил;

5) количество проб сточных вод не отвечает требованиям пункта 13 настоящих Правил.

18. Территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, в случае принятия решения об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод, указывает основания на которых принято такое решение с указанием конкретных данных, разделов, содержащихся в программе контроля, не соответствующих требованиям настоящих Правил.

19. При получении отказа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, дорабатывает программу контроля состава и свойств сточных вод и не позднее чем через 15 рабочих дней представляет доработанную программу на повторное согласование.

20. Повторное рассмотрение и согласование доработанной программы контроля состава и свойств сточных вод осуществляется территориальным органом, осуществляющим экологический надзор, в порядке и в сроки, предусмотренные пунктами 16-18 настоящих Правил.

21. При согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод территориальным органом, осуществляющим экологический надзор, такая программа утверждается руководителем организации, осуществляющей водоотведение, или иным уполномоченным лицом такой организации в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения уведомления о согласовании программы.

22. Организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет корректировку программы контроля состава и свойств сточных вод, в частности, при изменении перечня организаций, в отношении которых применяются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также на основании обращения территориального органа, осуществляющего экологический надзор. Указанные изменения направляются на рассмотрение в территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, и рассматриваются им в течение 15 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктами 16-18 настоящих Правил. В случае, если этот орган в течение указанного срока не представил организации замечания к предлагаемым корректировкам, такие корректировки считаются согласованными.

23. Отбор и анализ проб сточных вод осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования в части, не противоречащей настоящим Правилам.

24. Отбор проб сточных вод осуществляется представителем организации, осуществляющей водоотведение. Отбор проб может производиться автоматическими пробоотборниками в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области технического регулирования и технической документацией на используемый пробоотборник.

25. Абоненты обязаны обеспечить представителям организации, осуществляющей водоотведение, возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток, в том числе обязаны:

1) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ и отбор проб сточных вод;

2) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод в порядке, установленном в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации;

3) обеспечить присутствие представителя абонента для участия в проведении отбора проб сточных вод, в сроки, указанные в уведомлении об отборе проб;

4) предоставлять необходимые для проведения отбора проб сточных вод технический персонал, устройства и приспособления;

5) обеспечивать идентификацию мест обора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющие определить их на местности).

26. Представитель организации, осуществляющей водоотведение, обязан уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Указанное уведомление передается абоненту в письменном виде, направляется факсом, телефонограммой или иным способом. При отсутствии подтверждения представителем абонента получения уведомления, абонент информируется о проведении отбора проб сточных вод по телефонной связи с использованием контактов, указанных в договоре водоотведения или транспортировки сточных вод, с обязательным ведением аудиозаписи разговора. В случае, если абонент не ответил на 3 вызова продолжительностью не менее 20 секунд каждый, процедура уведомления абонента об отборе проб сточных вод считается завершенной.

27. В случае неявки представителя абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о предстоящем отборе проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без представителей абонента.

28. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или в договоре водоотведения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре транспортировки сточных вод.

29. Отбор проб сточных вод, при наличии такой возможности, осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения, из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод производится в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

30. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязательств, указанных в пункте 25 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.

31. Объем пробы сточных вод определяется исходя из количества исследуемых показателей и объемов, необходимых для проведения исследований в соответствии с нормативной и технической документацией для избранных методов измерения конкретных показателей.

32. При отборе проб сточных вод, представители абонента и организации, осуществляющей водоотведение, вправе осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.

33. По результатам отбора проб на месте составляется акт отбора проб сточных вод в двух экземплярах по примерной форме согласно Приложению N 2 к настоящим Правилам. Указанный акт подписывается представителем абонента и представителем организации, осуществляющей водоотведение.

34. При несогласии представителя абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод, представитель абонента обязан подписать такой акт с указанием в нём своих возражений. В случае отказа представителя абонента от подписания акта отбора проб сточных вод такой акт подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой «представитель абонента от подписи отказался». В случае неявки представителя абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой «ответственный представитель абонента на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». Один экземпляр акта отбора проб сточных вод направляется абоненту любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения акта абонентом.

35. В случае выявления при визуальном наблюдении сброса загрязняющих веществ, материалов запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, организацией, осуществляющей водоотведение, составляется протокол нарушений по примерной форме в соответствии с Приложением N 3 к настоящим Правилам.

36. Протокол нарушений составляется в двух экземплярах и подписывается в порядке, действующем в отношении акта отбора проб сточных вод. Один экземпляр указанного протокола направляется абоненту любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения протокола абонентом.

37. При отборе проб сточных вод представителем организации, осуществляющей водоотведение, представитель абонента вправе одновременно в присутствии представителя указанной организации, произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Ответственность за соблюдение установленных условий транспортировки проб в лаборатории несет каждая из сторон.

38. При параллельном отборе проб сточных вод помимо проб, отбираемых представителями организации, осуществляющей водоотведение, и абонента, организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.

40. Разделение составной пробы на параллельные и резервную проводится на месте отбора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области технического регулирования. Все емкости с параллельными и резервной пробами должны быть промаркированы. Параллельные и резервная пробы должны быть опломбированы одноразовыми пломбами.

41. Последовательный отбор проб сточных вод не допускается.

42. Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которое изменяется при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также не смешивающихся с водой веществ (в частности, нефтепродукты, жиры, масла).

43. Резервная проба предназначена для хранения в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.

44. По результатам отбора параллельных и резервной проб сточных вод составляется акт в 3 экземплярах, которые подписываются представителями абонента и организации, осуществляющей водоотведение. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. При несогласии представителя абонента с содержанием акта отбора пробы сточных вод он обязан подписать его с изложением особого мнения.

45. Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также устройствами, осуществляющими анализ сточных вод по отдельным показателям в автоматическом режиме.

46. Пробы сточных вод, поступающие в лабораторию для исследований, должны быть зарегистрированы с указанием числа емкостей для каждой пробы.

47. Протоколы результатов анализов параллельной пробы в течение 24 часов с момента получения результатов анализов направляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются более чем на погрешность метода измерения по более чем 90% измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух лабораторий.

48. В случае, если результаты не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности, анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.

49. Анализ резервной пробы проводится при условии, что не истек срок хранения резервной пробы, определенный с учетом нормативной документации для применяемого метода измерений.

50. Результаты анализов сточных вод заносятся организацией в журнал контроля состава и свойств сточных вод, который ведется по форме, указанной в Приложении N 4 к настоящим Правилам, в электронном или бумажном виде или с использованием специализированной базы данных в формате, согласованном с территориальным органом, осуществляющим экологический надзор. Ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 года — с численностью более 10 тыс. человек).

51. Оформленные в установленном порядке результаты анализа сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом установленных требований.

52. Организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней с даты получения анализов сточных вод, в случае нарушения установленных требований направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения выписки адресатом.

53. Организация, осуществляющая водоотведение, уведомляет территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, о каждом анализе сточных вод, по результатам которого выявлено несоответствие состава и свойств сточных вод установленным требованиям, в течение 24 часов с момента получения результатов анализов сточных вод в порядке, согласованном с этим органом. Такая информация является основанием для доначисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за вред, причиненный водному объекту, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также для корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду организации, осуществляющей водоотведение, платы за вред, причиненный водному объекту, с учетом исключения из расчета объемов и масс загрязняющих веществ, поступивших от абонента. Такая информация также является основанием для проведения внеплановой проверки абонента органами, исполнительной власти, осуществляющими экологический надзор.

54. Организация, осуществляющая водоотведение, обеспечивает свободный и беспрепятственный доступ к журналу контроля состава и свойств сточных вод. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет органам исполнительной власти, осуществляющим экологический надзор, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в течение 2 рабочих дней после представления соответствующего запроса. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод иным лицам, направившим в организацию соответствующий запрос с указанием объекта абонента с которого осуществляется сброс сточных вод, в течение 5 рабочих дней после получения запроса.

Приложение N 1
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

источник

Читайте также:  Анализ на фториды в сточных водах