Меню Рубрики

Протокол результатов анализа сточных вод

Как читать акт анализа воды? Какая форма акта (описание, протокол) используется в нашей стране. Описание процесса проведения анализа, какие показатели исследуются. Регламентирующие документы на разные виды воды. Разновидности анализов воды и предельно-допустимые концентрации веществ. Чтобы правильно причитать акт анализа воды, нужно знать предельно-допустимые концентрации искомых веществ. Форма акта, описание и протокол также будут рассматриваться в нашей статье.

Поскольку в результатах проведённого анализа воды указывается найденное количество вещества, данный показатель необходимо сравнить с предельно-допустимой концентрацией (ПДК) этого вещества по нормативным документам. Для разных видов воды используются разные регламентирующие документы:

  • ГОСТ 6709-72 нужен для проверки качества дистиллированной воды;
  • ГОСТ 2874-82 отвечает за питьевую воду;
  • ГОСТ Р 52962-2008 регламентирует показатели деионизированной воды;
  • ГОСТ Р 54316-2011 нужен для оценки качества минеральной бутилированной воды;
  • СанПиН 2.1.4.1116-02 отвечает за питьевую воду из бутылок;
  • СанПиН 2.1.4.1074-01 регламентирует показатели питьевой воды.

Обычно в данных документах указывает ПДК искомого вещества. То есть речь идёт о максимально разрешённой концентрации компонента в воде, при которой человеческому организму не может быть причинён вред. При этом подразумевается, что человек будет пить такую воду на протяжении всей жизни. Также данные вещества в допустимой концентрации не должны ухудшать гигиеническую ситуацию водопотребления.

Кроме концентрации того или иного вещества в акте анализа воды указывается класс опасности. Вещества первого класса относятся к чрезвычайно опасным компонентам. Вещества второго класса называются высоко опасными. Элементы 3 класса относят к категории опасных, а элементы 4 класса называются компонентами умеренной опасности.

Также акт анализа воды может содержать следующие сокращения:

  • с-т – это сокращение говорит о том, что показатель относится к группе санитарно-токсикологических признаков;
  • зап – указывает на способность компонента менять запах жидкости;
  • окр – говорит о возможном изменении цветности воды;
  • пен – способность вещества вызывать повышенное пенообразование;
  • привк – говорит о том, что данный компонент изменяет вкусовые качества жидкости;
  • оп – указывает на элементы, вызывающие опалесценцию;
  • КОЕ – колониеобразующие единицы. Этот показатель используется при подсчёте количества единичных бактерий и микроорганизмов, которые в благоприятной среде могут создавать целые колонии.

Форма акта анализов воды зависит и от того какой вид анализа проводился:

  1. Расширенный анализ жидкости с рассмотрением 25 показателей.
  2. Сокращённый анализ, который подразумевает изучение 12 показателей водной среды.

Обычно полный анализ воды содержит показатели по многим составляющим. Чтобы вы могли сделать выводы о качестве воды, нужно сравнить их с предельно-допустимыми показателями из нормативных документов. Таблицу с нормируемыми показателями мы приводим ниже:

Показатель Предельно-допустимая норма Величина измерения
Вкус не больше 2 балл
Оценка запаха при t=60°С не больше 2 балл
Оценка запаха при t=20°С не больше 2 балл
Цветовые качества не более 20 градус
Мутность не более 1,5 мг/дм³
Наличие осадка не нормируется см. описание
рН водной среды 6,5-8,5 рН
Хлор мг/дм³
Способность окисляться не больше 5 мгО₂/дм³
Наличие аммиака не больше 0,5 мг/дм³
Частицы нитрата не более 0,5 мг/дм³
Частицы нитрита не больше 50 мг/дм³
Соли кальция и магния не более 7 мг-экв/дм³
Количество минералов 1000 мг/дм³
Хлориды не более 250 мг/дм³
Сульфаты не более 250 мг/дм³
Остаток железа не больше 0,2 мг/дм³
Содержание цинка не более 1,0 мг/дм³
Частицы марганца не больше 1,0 мг/дм³
Медь не нормируется мг/дм³
Щёлочность не нормируется мг/дм³
Содержание магния не нормируется мг/дм³
Наличие кальция не нормируется мг/дм³
Соли калия и натрия не нормируется мг/дм³

Проток анализа воды составляется в том случае, если по каким-то параметрам найдено превышение предельно-допустимых концентраций данного вещества. В данном документе помимо найденных элементов и их концентрации также будут указываться предельно-допустимые значения по данному показателю.

Образец оформления протокола анализов воды вы можете найти по ссылке: http://obrazec.org/50/protokol_issledovanija_obrazcov_prob_vody.htm

Если вы хотите заказать анализ воды, вы можете обратиться в нашу лабораторию. У нас есть всё необходимое оборудование для проведения анализа. Все результаты проведённых анализов будут занесены в соответствующие документы. Стоимость проводимых анализов зависит от искомых показателей для проверки. Цена услуг уточняется при заказе анализа у нашего менеджера. Для этого вам необходимо связаться с нами по одному из указанных телефонов.

источник

Несмотря на то что Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) и отдельные постановления Правительства Российской Федерации в области водоотведения уже вступили в силу и действуют на территории Российской Федерации, до сих пор у природопользователей возникают вопросы, касающиеся предусмотренных ими изменений. Так, например, по сей день остаются актуальными следующие вопросы: каким образом будет производиться контроль качества сточных вод, поступающих в централизованные системы водоотведения (далее — ЦСВ)? всем ли абонентам необходимо подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее — Декларация)? будут ли различия при контроле за качеством сточных вод, отводимых разными категориями абонентов?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация ВКХ) в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (далее — Программа) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информации о том, в отношении каких категорий абонентов должен осуществляться контроль, в данном Федеральном законе не содержится.

Согласно ст. 14 и 15 Федерального закона № 416-ФЗ одним из существенных условий договора водоотведения и единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является порядок контроля за соблюдением абонентами:

  • нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС), лимитов на сбросы и показателей Декларации (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются НДС или лимиты);
  • требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены в пп. 113 и 114 и приложениях № 2 и 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 30.12.2013; далее — ПХВиВ). Данные требования распространяются на все категории абонентов.

Таким образом, контроль качества сточных вод должен осуществляться как в отношении абонентов, которым до 2015 г. будут установлены НДС и лимиты на сбросы, так и в отношении ненормируемых абонентов.

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525. Правила устанавливают порядок осуществления организацией ВКХ контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены НДС в ЦСВ, в соответствии с Программой.

Программа разрабатывается и утверждается организацией ВКХ и согласовывается в течение 30 дней территориальным органом Росприроднадзора. Срок действия Программы составляет не менее 3 лет. Форма Программы приведена в Приложении 1 к Правилам.

Пунктом 12 Правил установлены конкретные основания для отказа территориального органа Росприроднадзора в согласовании Программы:

  • несоответствие Программы форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам;
  • несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пп. 6 и 7 Правил;
  • неуказанные места отбора проб сточных вод;
  • несоответствие срока действия Программы положениям, предусмотренным п. 4 Правил.

Территориальный орган Росприроднадзора в случае принятия решения об отказе в согласовании Программы направляет в организацию ВКХ письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в т.ч. с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в Программе, не соответствующих положениям Правил. При получении отказа в согласовании Программы организация ВКХ дорабатывает Программу и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения организации ВКХ. Согласование доработанной Программы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в порядке и сроки, которые предусмотрены для согласования Программы.

Пунктом 16 Правил предусмотрен порядок внесения организацией ВКХ изменений в Программу в течение срока ее действия, основаниями для которого являются:

  • изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом Росприроднадзора Программу;
  • изменение НДС.

Изменения в Программу представляются организацией ВКХ на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам. Территориальный орган Росприроднадзора рассматривает изменения в Программу в течение 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 5 Правил Программа включает:

  • перечень абонентов;
  • указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;
  • указание мест отбора проб сточных вод.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона № 416 конкретизирует, что в Программу включается перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС. Абоненты, которые не попадают под категорию нормируемых, в Программу, которая согласуется с Росприроднадзором, не включаются.

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

В случае если за последние 3 года, предшествующие году начала реализации Программы, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый сверх установленных НДС и лимитов на сбросы, с нарушением Декларации, плановый контроль сточных вод может проводиться чаще, но не более 1 раза в месяц.

Пунктом 9 Правил определены конкретные основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод, которыми являются:

  • возникновение аварий, повреждение или выход из строя ЦСВ или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
  • обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод показателям, указанным в Декларации, в т.ч. обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в ЦСВ;
  • обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
  • получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих НДС и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

Обратите внимание

Правилами регламентирован новый порядок отбора проб сточных вод, их анализа и обработки результатов.

Согласно пп. 18 и 19 Правил отбор проб сточных вод осуществляется организацией ВКХ в присутствии абонента. В случае если абонент не явился к месту отбора проб в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

В соответствии с п. 20 Правил абоненты обязаны:

  • обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
  • содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
  • обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
  • обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
  • обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

Организация ВКХ обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в Программе, при наличии такой возможности вне зон действия подпора со стороны ЦСВ из лотка канализационного колодца или падающей струи, либо (при отсутствии такой возможности) в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в ЦСВ.

Новые Правила предусматривают возможность фото- и видеофиксации процедуры отбора проб сточных вод организацией ВКХ и абонентом.

По результатам отбора проб организация ВКХ составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией ВКХ и абонентом (форма акта представлена в Приложении № 2 к Правилам). При несогласии абонента с содержанием акта абонент также обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. В случае отказа абонента от подписания акта он подписывается организацией ВКХ с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт подписывается организацией ВКХ с отметкой «Абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». В этом случае один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Обратите внимание

Правила предоставляют возможность абоненту одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При этом организация ВКХ осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией ВКХ на месте отбора проб сточных вод. Резервная проба хранится в организации ВКХ для разрешения возможных разногласий.

Правила обязывают организации ВКХ вести журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов (далее — Журнал) в бумажном и электронном виде. Ведение Журнала в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек). Типовая форма Журнала представлена в Приложении № 3 к Правилам.

Организация ВКХ в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из Журнала любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом. В случаях нарушения абонентом НДС или лимитов на сбросы организация ВКХ информирует об этом территориальный орган Росприроднадзора в течение 24 ч со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

На абонентов, которым не нужно разрабатывать НДС и лимиты на сбросы (ненормируемых абонентов), продолжают распространяться требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 29.07.2013).

В соответствии с п. 64 и 65 данных Правил ненормируемый абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением ненормируемым абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод ненормируемого абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Данные требования не распространяется на абонентов, которым установлены НДС и лимиты на сброс.

Ненормируемым абонентам нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод будет устанавливать организация ВКХ.

Контроль ненормируемых абонентов будет проводиться организацией ВКХ, но порядок контроля будет отличен от порядка контроля сточных вод нормируемых абонентов. Пока не будет утверждена Программа контроля сточных вод для таких абонентов, контроль их сточных вод будет осуществляться организацией ВКХ по такой же схеме, как и раньше — до вступления в силу Федерального закона № 416-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации в области водоотведения.

Читайте также:  Анализ химических веществ питьевой воды

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация ВКХ проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие НДС и (или) лимитам на сбросы, указанным абонентами в Декларации.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены НДС, подают в организацию ВКХ Декларацию, в которой, в частности, указываются НДС, лимиты на сбросы. В случае если абонентом допущено нарушение Декларации, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию ВКХ.

Порядок подачи абонентами Декларации определяется в соответствии с гл. VIII ПХВиВ.

Декларация обязательна не для всех категорий абонентов — согласно п. 124 ПХВиВ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод подавать в организацию ВКХ Декларацию обязаны:

  • абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС;
  • абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам с промышленной площадки.

Декларация на очередной год подается в срок до 1 июля предшествующего года.

Абонент вправе внести изменения в Декларацию, сообщив о них в организацию ВКХ. В случае с нормируемыми абонентами организация ВКХ обязана в течение 3 рабочих дней после получения такой информации направить ее в территориальный орган Росприроднадзора.

Обратите внимание

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод внесение изменений в Декларацию не допускается.

В соответствии с п. 128 ПХВиВ Декларация содержит:

  • сведения об абоненте (официальное полное наименование абонента — юридического лица, реквизиты договора, на основании которого абонентом осуществляется отведение сточных вод, сведения об объектах абонента, для которых установлены НДС);
  • НДС и лимиты на сбросы (при их наличии);
  • требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ;
  • концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу ЦСВ, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, с указанием показателей, не отвечающих НДС, лимитам и другим установленным требованиям;
  • схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев.

Согласно п. 38 Типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, Декларация утрачивает силу в следующих случаях:

  • изменение состава и свойств сточных вод абонента при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых или реконструируемых объектов, перепрофилирование производства;
  • выявление организацией ВКХ в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, не отраженных абонентом в Декларации;
  • установление абоненту новых НДС.

В течение 2 месяцев со дня наступления хотя бы одного из перечисленных выше событий, которое повлекло изменение состава сточных вод абонента, абонент обязан разработать и направить организации ВКХ новую Декларацию, при этом ранее утвержденная Декларация утрачивает силу по истечении 2 месяцев со дня наступления указанных событий.

В.В. Севрюгина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

источник

№ исследования: 2.1.12
Срок выполнения: 7 рабочих дней
Тип исследования: Химический комплексный
Исследуемый материал: Вода

Испытательная лаборатория Лаб24 проводит исследования сточной воды на максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения) и состоит из 31 показателя, так же Вы можете дополнить данный комплекс любым показателем из Прайс-листа лаборатории, либо выбрать необходимые из списка.

Испытательная лаборатория ЛАБ 24 выполняет исследования сточной воды, в соответствии с ГОСТ и СанПиН, на современном аналитическом оборудовании, результатом является Протокол исследований, внесенный в Реестр протоколов испытаний ФГИС Росаккредитации. Протокол анализа имеет юридическую силу для предоставления в государственные органы и истребования доказательств в Суде .

11 вода приобретает характерную мылкость, неприятный запах, способна вызывать раздражение глаз и кожи. Низкий pH»>Водородный показатель (pН) в воде

Стоимость исследования не включает выезд специалиста и отбор проб.

Состав воды, наполняющей питьевой водопровод, и ее безопасность для здоровья, во многом зависит от качества стоков. Ведь они попадают на очистные сооружения, где важно правильно выбрать реактивы, эффективные для борьбы с именно теми веществами, концентрация которых превышает допустимые нормы. Анализ проб сточных вод, выполнить который можно в исследовательском центре «Лаб24», помогает успешно решать подобные проблемы.

Периодичность, с которой производятся анализы сточных вод, устанавливает принимающий их водоканал. Эта организация определяет и перечень показателей, на которые должна быть исследована проба. А вот ее отбор проводит уже предприятие, осуществляющее сбросы. Оно же заказывает анализ сточных вод в аккредитованной на это лаборатории.

Химический анализ сточных вод представляет собой комплекс испытаний предъявленных заказчиком образцов отбора по следующим показателям:

  • Концентрации неорганических веществ в свободной форме или соединениях
  • Уровню химического и биохимического потребления кислорода
  • Содержанию взвесей
  • Загрязненностью нефтепродуктами и жирами
  • Температуре

Сделать анализ сточных вод на современном оборудовании, гарантирующем минимальный уровень погрешности исследований, предлагает «Лаб24». Его стоимость можно уточнить на сайте. После проведения испытаний станет абсолютно ясен химический состав стоков в образце. Результаты анализа будут отражены в итоговом заключении, принимаемом государственными разрешительными органами.

Несмотря на достаточно высокую стоимость, анализ сточной воды является одной из самых востребованных услуг, предоставляемых нашим центром. При необходимости, за дополнительную плату, мы можем произвести и отбор проб с выездом на место.

Результаты исследований можно получить одним из представленных ниже вариантов:

  • в «личном кабинете» на сайте www.lab-24.ru;
  • по электронной почте, указанной в заявке при сдаче проб в лабораторию;
  • в офисе лаборатории;
  • доставка курьером (дополнительная оплата);
  • доставка курьерской службой (дополнительная оплата);
  • получить результат можно на английском языке (перевод оплачивается дополнительно).

Результаты анализов доступны для получения любым указанным способом только с момента полной готовности всех заказанных лабораторных исследований

Компания «Лаб24», аккредитованная в Федеральной службе по аккредитации «Росаккредитация» имеет широкую область компетенций, что позволяет комплексно решать задачи, связанные с оценкой и анализом исследуемых объектов. Современное оборудование, а так же использование передовых методик, способные обеспечивать низкие пределы обнаружения, выдающееся качество данных и беспрецедентное обслуживание клиентов, является основополагающими принципами работы нашей компании. Наша миссия — предоставить аналитические услуги высшего качества, чтобы удовлетворить потребностям наших клиентов. Наша работа направлена на улучшение экологии, здоровья человека и принятие точных решений.

источник

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года .
В полном объёме постановление изготовлено 11 мая 2016 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии (до перерыва) от ответчика Галактионовой Ю.В. по доверенности от 30.12.2015 № 2015/84-ДдИсх, Ищенко М.Л. по доверенности от 30.12.2015 № 2015/80-ДдИсх,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 февраля 2016 года по делу № А66-10630/2015 (судья Куров О.Е.),

общество с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» (ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516; место нахождения: 170008, Тверская обл., г. Тверь, ул. 15 лет Октября, д. 7; далее — ООО «Тверь Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к открытому акционерному обществу «Сибур-ПЭТФ» (ОГРН 1026900569717, ИНН 6903038398; место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Гагарина, д. 1, копр. 77, оф. 1; далее — ОАО «Сибур-ПЭТФ») о взыскании 273 527 руб. 58 коп. задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ за период с 05.02.2014 по 02.12.2014.
Определением суда от 27.07.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
Определением от 28.09.2015 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании ответчик заявил о смене наименования ОАО «Сибур-ПЭТФ» на акционерное общество «Сибур-ПЭТФ» (далее -АО «Сибур-ПЭТФ») , в доказательство представил лист записи из ЕГРЮЛ от 24.08.2015, суд принял уточнение ответчика.
Решением суда от 01 февраля 2016 года с АО «Сибур-ПЭТФ» в пользу ООО «Тверь Водоканал» взыскано 962 руб. 59коп. задолженности и 29 руб. 65 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
ООО «Тверь Водоканал» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании задолженности в сумме 265 394 руб. 05 коп. и расходов по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления. Выражает несогласие с отказом в удовлетворении требований по актам отбора проб от 02.09.2014 и от 02.12.2014. Указывает, что ответчик в нарушение пункта 36 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее — Правила № 525) до начала разбирательства дела в суде анализы параллельно отобранных проб истцу не предоставлял. Кроме того, ссылается на то, что ответчиком не представлено суду данных о проведении аккредитации принадлежащей ему лаборатории, в то время как абонент анализ параллельно отобранных проб сточных вод должен проводить в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Истец о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представители, присутствовавшие в судебном заседании до перерыва, отклонили доводы, изложенные в жалобе, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции — подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО «Тверь Водоканал» оказывает акционерному обществу «Сибур-ПЭТФ» услуги водоснабжения и водоотведения при отсутствии заключенного в установленном законом порядке письменного договора.
В целях контроля за исполнением АО «Сибур-ПЭТФ» принятых на себя обязательств по обеспечению состава сточных вод, ООО«Тверь Водоканал» в присутствии представителя АО «Сибур-ПЭТФ» произвело отбор проб сточных вод из контрольных колодцев, согласованных сторонами, по результатам которых истцом составлены акты отбора проб от 16.04.2014 № 2207(4), от 13.05.2014 № 2207(5), от 04.06.2014 № 2207(6), от 02.09.2014 № 2207(9), от 02.12.2014 № 2207(12) и протоколы результатов анализов сточных вод.
Поскольку лабораторный анализ вод выявил превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, истцом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее — Постановление № 1310) и постановление администрации Тверской области от 02.08.2006 № 194-па «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее — Постановление № 194-па) произведены расчеты платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в канализацию города Твери, согласно которым общий размер платы за сверхнормативных сброс загрязняющих веществ составил 265 394 руб.05 коп.
Уклонение ответчика от внесения платежей за сверхнормативных сброс загрязняющих веществ в канализацию города Твери послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Статья 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила № 167).
В соответствии с пунктом 70 Правил № 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверхустановленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления № 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Соответствующий порядок на территории города Твери определен Постановлением № 194-па.
В соответствии с Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Твери (пункт 14), утвержденными решением Тверской городской Думы от 01 июня 2006 года № 128, плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах взимается по данным анализов предприятия ВКХ за период от предыдущего по отношению к моменту выявления нарушения анализа и до устранения нарушения и получения результатов нового контроля.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проверив расчет иска, доводы ответчика, пришел к выводу о наличии у ответчика задолженности по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации города Твери в сумме 962 руб. 59 коп., поскольку данная задолженность надлежаще подтверждена представленными в материалы дела документами, в том числе актами отбора проб (акты отбора проб от 16.04.2014 № 2207(4), от 13.05.2014 № 2207(5), от 04.06.2014 № 2207(6)), протоколами анализов, расчетами платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации города Твери.
По актам отбора проб от 02.09.2014 № 2207(9), от 02.12.2014 № 2207(12) суд первой инстанции оценил протоколы анализов и пришел к выводу о том, что выявлены несопоставимые результаты анализа отобранных проб, проведенные двумя аккредитованными лабораториями.
Поскольку отбор резервной пробы истцом не был произведен, ее анализ в соответствии с пунктом 37 Правил № 525, невозможен.
Так как истец не отобрал резервные пробы, суд признал, что ввиду наличия вины истца по указанным актам требования необоснованны.
Апелляционная инстанция с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 64, 65 Правил № 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод; контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Пунктом 68 Правил № 167 предусмотрено, что при отборе представителем организации ВКХ контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации ВКХ отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Если результаты анализов указанных проб с учетом метрологических характеристик методик анализа расходятся, за истинное значение принимаются результаты, полученные в независимой аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории).
В случае если обе лаборатории аттестованы и (или) аккредитованы, то абонент вправе обратиться в орган по аккредитации, который на основании соответствующей проверки результатов анализов этих лабораторий принимает окончательное решение по рассматриваемому вопросу.
То есть указанный пункт Правил № 167 предусматривал право абонента провести анализ параллельной пробы как в аккредитованной, так и в аттестованной организации (лаборатории).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» пункт 68 Правил № 167 признан утратившим силу с 14.08.2013, а с 05.07.2013 действуют Правила № 525).
Согласно пункту 2 Правил № 525 контроль состава и свойств сточных вод также возложен на организацию, осуществляющую водоотведение.
В пунктах 29 и 30 Правил № 525 предусмотрено, что при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.
Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий (пункт 36 Правил № 525).
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы (пункт 37 Правил № 525).
Таким образом, Правила № 525 предусматривают право абонента провести анализ параллельной пробы только в аккредитованной лаборатории. И только при наличии несопоставимых результатов анализа отобранных проб сточных вод, проведенных двумя аккредитованными лабораториями и отказе хотя бы одной из сторон принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, проводится анализ резервной пробы.
В спорной ситуации лаборатория истца является аккредитованной, а лаборатория ответчика не имеет аккредитации. Факт отсутствия аккредитации у своей лаборатории представители ответчика подтвердили в заседании апелляционной инстанции.
Следовательно, результаты анализов, проведенных лабораторией ответчика, не являются допустимыми доказательствами по делу и не могут быть сопоставлены с результатами анализов, проведенных лабораторией истца.
При отсутствии несопоставимых результатов анализа отобранных проб сточных вод, проведенных двумя аккредитованными лабораториями, анализ резервной пробы не проводится.
Таким образом, поскольку результаты анализов проб, отобранных по актам от 02.09.2014 № 2207(9), от 02.12.2014 № 2207(12), проведенных лабораторией истца, ответчиком надлежащим образом не опровергнуты, отсутствие резервной пробы в данной ситуации значения не имеет, у суда первой инстанции отсутствовали оснований для отказа во взыскании задолженности по оплате сброса загрязняющих веществ за период с 05.06.2014 по 02.12.2014 в сумме 264 258 руб.19 коп. (с налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) по актам отбора проб от 02.09.2014 № 2207(9), от 02.12.2014 № 2207(12).
Кроме того, у суда не имелось оснований для отказа во взыскании НДС в сумме 173 руб.27 коп. на взысканную сумму задолженности 962 руб. 59коп.
Поскольку размер долга в сумме 265 394 руб.05коп. документально подтвержден, а доказательств его погашения ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено, задолженность подлежит взысканию в указанном истцом размере.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца о взыскании неустойки.
Решение суда в данной части истец не обжалует.
Расходы истца по уплате государственной пошлины по иску относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

Читайте также:  Анализ хлора в воде бассейна

решение Арбитражного суда Тверской области от 01 февраля 2016 года по делу № А66-10630/2015 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
«Взыскать с акционерного общества «Сибур-ПЭТФ» (ОГРН 1026900569717, ИНН 6903038398) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» (ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516) 265 394 руб.05коп. задолженности и 8219 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать».
Взыскать с акционерного общества «Сибур-ПЭТФ» (ОГРН 1026900569717, ИНН 6903038398) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» (ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516) 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

источник

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2009 N Ф04-1807/2009(3330-А03-12) по делу N А03-10687/2008-24 Иск о взыскании платы за сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ удовлетворен, так как факт сброса ответчиком сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ подтвержден актом отбора сточных вод и протоколом результатов анализа сточных вод.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО — СИБИРСКОГО ОКРУГА

от 29 апреля 2009 г. N Ф04-1807/2009(3330-А03-12)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев 28.04.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Производственное объединение “Алтайский моторный завод“ на решение от 15.12.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10687/2008-24,

общество с ограниченной ответственностью “Барнаульский водоканал“ (далее — ООО “Барнаульский водоканал“) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу “Производственное объединение “Алтайский моторный завод“ (далее — ОАО “ПО

“Алтайский моторный завод“) о взыскании 2280585 руб. 04 коп. платы за сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ.

Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по договору на отпуск и прием сточных вод N 3005 от 01.07.2005.

Решением от 15.12.2008 Арбитражного суда Алтайского края требования удовлетворены в полном объеме как обоснованные.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В поданной на решение суда кассационной жалобе ОАО “ПО “Алтайский моторный завод“ просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, истцом не доказан факт оказания услуг в феврале 2008 года, поскольку сторонами не определен расчетный период. При этом заявитель считает, что протокол результатов анализа сточных вод N 87/02-08 не является надлежащим доказательством превышения ответчиком норм допустимой концентрации загрязняющих веществ, так как не соответствует требованиям к порядку оформления.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Барнаульский водоканал“, возражая против содержащихся в ней доводов, просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.

В судебном заседании представитель ОАО “ПО “Алтайский моторный завод“ поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ООО “Барнаульский водоканал“ высказался против удовлетворения жалобы.

Выслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не

находит оснований для его отмены.

Из материалов дела видно, что в соответствии с заключенным между ООО “Барнаульский водоканал“ (водоканалом) и ОАО “ПО “Алтайский моторный завод“ (абонентом) договором от 01.07.2005 N водоканал обязался оказывать абоненту услуги по подаче питьевой воды и отводу сточных вод, а абонент — оплачивать оказанные услуги и выполнять все обязательства, предусмотренные договором и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее — Правила N 167).

Согласно пункту 3.1.3 договора на водоканал возложена обязанность по осуществлению систематического контроля за качеством сточных вод, отводимых абонентом в городскую канализацию, путем отбора проб из контрольных колодцев. Отбор проб проводится в любое время суток и удостоверяется актом. Если абонент не присутствует при отборе проб либо отказывается подписывать указанный акт, в нем делается соответствующая запись, составленный в одностороннем порядке акт имеет юридическую силу. Результат отобранной пробы распространяется на все количество стоков, сброшенных абонентом через контрольный колодец, из которого произведен отбор проб за расчетный период.

Пунктом 4.5 договора предусмотрена обязанность абонента по внесению водоканалу дополнительной платы за сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в порядке, определенном пунктами 21 — 24 Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ

в системы канализации г. Барнаула, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 07.09.1999 N 634 (далее — Положение о порядке взимания платы N 634).

18 февраля 2008 года ООО “Барнаульский водоканал“ произвело отбор проб сточных вод из контрольных колодцев ответчика N N КК-1, КК-3, КК-5, КК-6, КК-7, КК-8, расположенных по адресу: г. Барнаул, пр. Космонавтов, 8, о чем составлен акт, подписанный представителями водоканала и абонента.

По результатам анализа проб, проведенных в лаборатории истца, обнаружено превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ (протокол результатов анализа сточных вод N 87/02-08), вследствие чего истец за период с 18 по 23 февраля 2008 года произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставил ответчику счет-фактуру от 05.03.2008 N 3005001 на сумму 2429012 руб. 85 коп.

Отказ ОАО “ПО “Алтайский моторный завод“ от оплаты указанной суммы послужил основанием для предъявления истцом настоящего иска.

Согласно пунктам 63, 64, 65 Правил N 167 в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.

Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд установил, что факт сброса ответчиком сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ подтвержден вышеупомянутым актом отбора сточных вод, в котором зафиксированы сведения о месте и времени отбора проб, виде проб, шифре емкости, перечне контролируемых показателей загрязняющих веществ в воде, о должностях, фамилиях ответственного лица водоканала и представителя абонента, участвующего в отборе проб и подписавшего акт без замечаний, а также протоколом результатов анализа сточных вод.

При этом суд посчитал, что отбор сточных вод и анализ контрольных проб произведены истцом в соответствии с Правилами N 167. Довод ответчика о несоблюдении истцом требований ГОСТа Р 51592-2000 при отборе проб суд счел несостоятельным.

Таким образом, доводы заявителя относительно состава сточных вод и нарушений истцом ГОСТа при отборе проб воды направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, установленных судом.

Решать вопрос о несоответствии выводов суда, являющихся результатом оценки доказательств, фактическим обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями не наделен.

Кроме того, правом параллельного отбора и анализа проб воды, которое закреплено в пункте 68 Правил N 167, ответчик не воспользовался, доказательств несоответствия анализа воды, осуществленного истцом, фактическому состоянию сточных вод не представил.

Что касается утверждения ОАО “ПО

“Алтайский моторный завод“ о недоказанности истцом оказания услуг водоотведения, то ответчик также не доказал, что данные услуги ему оказывались иной организацией.

Между тем в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

В Алтайском крае таковым является Положение о порядке взимания платы N 634, на основании которого истец произвел расчет платы за превышение ответчиком допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

Ссылаясь на нормы статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходил из правильно определенного истцом расчетного периода, составляющего один месяц, что соответствует пункту 4.6 договора, которым установлен период оплаты за оказанные истцом услуги водоснабжения и водоотведения,

В силу пункта 22 Положения о порядке взимания платы N 634 при начислении платы за сброс загрязняющих веществ сточных водах с превышением допустимой концентрации применяется тариф за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, установленный в законном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (далее — Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов — подлежат регулированию.

Подпунктом 7 пункта 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок. В частности, органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключения.

Решением комитета экономического анализа и ценового регулирования администрации г. Барнаула от 21.11.2007 N 15/В “Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО “Барнаульский водоканал“ на 2008 год был

установлен тариф на водоотведение в размере 6,73 руб./м3 с НДС и инвестиционная надбавка к тарифу (стоки) в размере 0,81 руб./м3 с НДС.

В связи с этим суд правильно указал на правомерность применения истцом утвержденного регулирующим органом тарифа в размере 7,54 руб./м3 с НДС, на основании которого истец рассчитал долг.

При таких обстоятельствах обоснованно удовлетворен иск ООО “Барнаульский водоканал“.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что судом первой инстанции дана оценка всем доводам, приведенным ответчиком по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, так как в ней, по существу, ответчик повторяет все то, что на что ссылался ранее, и это отражено в решении суда.

Поскольку при принятии обжалуемого судебного акта нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, то отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

решение от 15.12.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10687/2008-24 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

источник

Уважаемый пользователь!

В используемой вами версии браузера сайт может работать некоректно.

Для полнофункциональной работы сайта рекомендуем обновить версию Internet Explorer, либо установить любой из перечисленных ниже современных браузеров:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

от 03 апреля 2014 г. Дело № А53-2016/2013

[Суды оценили представленные доказательства (акты отбора проб, протоколы проверки сточных вод, расчеты) и пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку факт сброса сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ абонентом подтверждён документально]
(Извлечение)
Читайте также:  Анализ химических веществ сточной воды

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Рогальского С.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца — открытого акционерного общества «Производственное объединение Водоканал города Ростова-на-Дону» (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) — Пелипенко И.В. (доверенность от 13.01.2014), в отсутствие ответчика — открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2013 (судья Брагина О.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 (судьи Ковалева Н.В., Еремина О.А., Чотчаев Б.Т.) по делу № А53-2016/2013, установил следующее.

ОАО «Производственное объединение Водоканал города Ростова-на-Дону» (далее — водоканал) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ОАО «РЖД» о взыскании 1 279 545 рублей 19 копеек задолженности за сброс сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.

Решением суда от 12.08.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.11.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Судебные акты мотивированы тем, что ОАО «РЖД» допустило сброс сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ и не оплатило причиненный ущерб в соответствии с условиями договора.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:

— отбор проб производила организация (ЗАО «АБВК»), не являющаяся стороной договора водоснабжения;

— ЗАО «АБВК» не наделено правом контролировать колодцы ОАО «РЖД», поскольку в приложении № 1 к договору оказания услуг от 28.09.2007 № 672 колодцы ОАО «РЖД» не указаны;

— нарушен порядок отбора проб, их консервации и анализа;

— погрешность методики, определяющей концентрацию меди, составляет 25%, следовательно, превышение концентрации на 25% не является нарушением;

— в бланках актов нет графы для записи замечаний по отбору проб;

— в контрольный колодец сброс сточных вод осуществляет не только ОАО «РЖД», но и субабоненты;

— расчет штрафных санкций должен производиться без начисления НДС;

— в контрольный колодец происходит сброс сточных вод и от физических лиц, которые освобождены от оплаты сточных вод, сброшенных с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.

В судебном заседании представитель водоканала обосновал возражения по доводам жалобы.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя водоканала, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 15.02.2010 водоканал и ОАО «РЖД» (абонент) заключили договор № 11869 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в соответствии с условиями которого водоканал обязался оказывать абоненту услуги по водоснабжению и водоотведению.

Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что водоканал вправе осуществлять лабораторный контроль за составом сточных вод абонента.

Абонент обязан осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять водоканалу сведения о результатах такого контроля (пункт 2.3.4 договора).

Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется водоканалом путем анализа проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 5.1 договора).

Анализ отобранной пробы считается действительным до следующего отбора проб (пункт 5.3 договора). В пункте 4.2 договора сторонами согласовано, что сумма оплаты за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации определяется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами. Расчеты за воду и стоки, включая плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, осуществляются на основании платежных документов, выставленных водоканалом на расчетный счет абонента; оплата производится в течение пяти дней со дня поступления платежных документов в банк абонента (пункт 4.5 договора в редакции дополнительного соглашения от 15.02.2010).

В соответствии с пунктом 4.7 договора, если к абоненту присоединены субабоненты, расчет за отпуск им воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производится субабонентами с ОАО «РЖД» по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчетов не согласован с водоканалом.

Представитель водоканала произвел контрольные отборы проб, отводимых абонентом в системы канализации сточных вод, что зафиксировано в актах от 14.02.2012 № 77юв и 76юв, от 05.03.2012 № 119в и 118, составленных с участием уполномоченного представителя ОАО «РЖД». Лабораторный анализ отобранных проб установил превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, о чем свидетельствуют протоколы от 22.02.2012 КХА № 50, от 21.02.2012 № 9, от 21.02.2012 № 8, от 22.02.2012 № 49, от 11.03.2012 № 80, от 12.03.2012 № 82 и от 11.03.2012 № 79. На основании указанных протоколов составлены расчеты платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций (далее — ДК) и временно допустимых концентраций (далее — ВДК) в системы канализации г. Ростова-на-Дону.

Водоканал обратился к ОАО «РЖД» с претензией от 31.08.2012 об оплате задолженности за сброс сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, оставление претензии без ответа послужило основанием для обращения с исковым заявлением.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 № 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ростовской области (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка он регулирует механизм взимания платы организациями водно-канализационного хозяйства за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области. При этом фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующие установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ по временным условиям приема (льготным условиям, стимулирующим водоохранную деятельность абонентов); сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ. Согласно пункту 22.1 Порядка плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения (по объему и качеству сточных вод), а также за превышение ВУП загрязняющих веществ взимается организациями ВКХ с абонентов дополнительно к оплате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с приложением № 1 к Порядку.

В силу пункта 22.3 Порядка плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее — ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб. Расчет взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области, предусмотренный данным подпунктом, производится в соответствии с приложением № 1 к Порядку.

В пункте 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила № 167), определено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

В силу пункта 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Расчет платы за сброс сточных вод с превышением ПДК произведен исходя из действующих тарифов и повышающих коэффициентов, установленных постановлением главы администрации Ростовской области от 04.08.2011 № 486 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ростовской области».

Согласно пункту 64 Правил № 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). При отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств (пункты 65 — 68 Правил № 167).

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суды оценили представленные доказательства (акты отбора проб, протоколы проверки сточных вод, расчеты) и пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку факт сброса сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ абонентом подтверждён документально.

Доводы заявителя жалобы о том, что отбор проб производила организация (ЗАО «АБВК»), не являющаяся стороной договора водоснабжения и не наделенная правом контролировать колодцы ОАО «РЖД», поскольку в приложении № 1 к договору оказания услуг от 28.09.2007 № 672 колодцы ОАО «РЖД» не указаны, не обоснованы. Действующее законодательство не запрещает водоканалу на основании договора оказания услуг поручить осуществлять проверку количества и качества сброса сточных вод третьему лицу, в связи с чем действия третьего лица считаются действиями водоканала. При наличии доверенности у ЗАО «АБВК» на произведение контрольных замеров абонентов водоканала, полномочия третьего лица не ограничиваются приложением № 1 к договору оказания услуг от 28.09.2007 № 672, так как приложение служит согласованным объемом оказываемых ЗАО «АБВК» водоканалу услуг, а не перечнем объектов, в отношении которых третьему лицу выданы полномочия. Кроме того, договор оказания услуг заключен 28.09.2007, а договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод — 15.02.2010, то есть по истечении 2 лет, следовательно, ОАО «РЖД» не могло быть включено в приложение № 1 к договору оказания услуг.

Довод заявителя о том, что при определении концентрации меди не учтена погрешность методики, составляющая 25%, несостоятелен. Согласно представленным протоколам проверки сточных вод при определении загрязняющих веществ учтены погрешности, установленные методикой. Кроме того, в судах первой и апелляционной инстанций доводы о нарушении применения нормы погрешности методики ПНД Ф 14.1:2.48-96 не приводились.

Суды обоснованно отклонили указания заявителя на исключение НДС из платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ. Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 25.06.2001№ ГКПИ/00-1448, повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ. Таким образом, за превышение ПДК установлена повышенная плата, которая не является мерой юридической ответственности.

Поскольку в данном случае суммы повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ являются платежами за оказываемые услуги, они подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС, из чего следует правомерность включения истцом в расчет платы суммы НДС.

Довод о нарушении порядка отбора проб, их консервации и анализа надлежит отклонить, так как он противоречит фактическим обстоятельствам дела. Представитель ОАО «РЖД» не заявил возражений или замечаний ни при отборе проб, ни при их консервации, возражения не заявлены вплоть до подачи искового заявления. Кроме того, согласно актам представитель абонента произвел параллельный отбор проб и направил их в ДВЭК для анализа. Полагая, что водоканал нарушил порядок консервации проб или методику проведения анализа, ОАО «РЖД» не было лишено возможности представить результат анализа параллельных проб.

Указания заявителя жалобы о том, что в бланках актов отбора проб отсутствует графа для записи замечаний по отбору проб, не обоснованы. В актах имеется специальная графа «Замечания по отбору проб», в которой представитель абонента указал, что не имеет замечаний. В актах также имеется графа «особые отметки», в которую представитель абонента имел возможность записать любые замечания.

Суды первой и апелляционной инстанций на основании представленных доказательств и возражений сторон правомерно отклонили доводы ОАО «РЖД» о том, что не учтены сбросы субабонентов. Колодец, из которого производился отбор проб, является контрольным и согласован сторонами в паспорте водного хозяйства. Поскольку ОАО «РЖД» выбрало контрольный колодец и в силу пункта 2.3.4 договора вправе контролировать состав и свойства сточных вод субабонентов, для вывода о недостоверности анализа проб именно ОАО «РЖД» должно доказать, что сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водооотведения осуществляется не им, а субабонентами. Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного и определения контрольных колодцев как места отбора проб с участием абонента, неуказания другого места отбора проб, где его стоки не смешиваются со стоками иных лиц, суды обоснованно удовлетворили исковые требования в полном объеме.

Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 по делу № А53-2016/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

источник