Меню Рубрики

Правила проведения анализа сточной воды

Сточные воды несут в себе потенциальную опасность загрязнения природных источников, из которых берут питьевую воду. Чтобы качество питьевой воды было безопасным, стоки проходят очистку от вредных примесей. Анализ сточных вод делают для выбора оптимального метода обеззараживания и очистки.

Определение основных показателей проводится аккредитованной лабораторией. Пробы привозит заказчик, но по договору представители исполнителя сами сделают отбор проб. При проведении определяется санитарно-химические и биологические параметры стоков. Существует два метода анализа сточных вод: полный и сокращенный.

Химическое исследование определяет:

  • содержание вредных веществ;
  • уровень кислорода;
  • концентрацию взвеси;
  • температуру;
  • цвет, прозрачность;

При сокращенном методе исследуются конкретные показатели. Полученные результаты должны входить в предельно допустимую величину согласно ГоСТу. Если предельная концентрация выше допустимой, то проводится обработка стоков.

Проверку на соответствие ПДК обязаны делать промышленные предприятия, автозаправочные станции, автомойки. Периодичность зависит от вида деятельности организации. Под контролем находятся следующие предприятия:

  • лакокрасочные;
  • пищевые;
  • полиграфические;
  • металлургические;
  • химические.

Определение состава природных сточных вод рекомендуется проводить владельцам загородных усадьб при установке септика залпового сброса. Данные исследований используют для составления экологической декларации, разработки допустимых нормативов.

При лабораторном анализе сточных вод исследуют бактериальные, химические и биологические показатели. Определяется токсичность, содержание меди, ртути, сульфидов. Проверяются стоки на запах, окраску, плотность. Важным показателем является нейтральность. Их исследуют на содержание тяжелых металлов, поверхностно-активных веществ.

Согласно методическим указаниям по отбору проб для анализа сточных вод, образцы берут пробоотборником. Тип прибора зависит от исследуемых показателей. Пробоотборники бывают стационарные и мобильные. При отборе на определение взвешенных веществ забор делают однократно без перелива.

На открытых водоемах забор проводится выше и ниже точек сброса. Для забора глубинных природных водных образцов используют батометр, но также разрешен сбор непосредственно в герметично закрывающиеся емкости.

Ответственность за анализ сточных вод возлагается на собственника. Чтобы результаты были достоверны, соблюдают правила отбора проб.

  1. Объем емкости для образцов не менее литра.
  2. Емкость для образца должна быть стерильной, плотно закрываться.
  3. Емкость заполняют полностью.
  4. Тару защищают от воздействия ультрафиолета.
  5. Образец доставляют в лабораторию в течение двух часов.

В лаборатории образцы исследуются на заданные параметры при помощи анализаторов сточных вод. Затем составляется заключение, на основании которого выдается протокол. Если находят превышения, даются рекомендации по устранению нарушений.

Забор образцов проводится либо самостоятельно, либо представителями лаборатории или водоканала. Анализ сточных вод для предприятия разрешено выполнять лабораториям, имеющим сертификат.

При изучении проб определяют показатели, которые не должны превышать ПДК сточных вод.

  • Значение кислотности и щелочности в пределах рН 6,5-9.
  • Температура от +35 до +45 С.
  • Содержание фосфора 12 мг/дм3, а азотосодержащих соединений 50 мг/дм3.
  • Содержание нефтепродуктов 10 мг/дм3.

В ходе работы определяют сухой остаток, количественный состав бактерий. По уровню окисляемости определяют степень загрязнения стоков органикой и не органикой. Визуально определяют физические характеристики такие, как цвет и запах.

В зависимости от происхождения канализационные стоки бывают:

  • промышленные;
  • хозяйственно-бытовые;
  • атмосферные.

Промышленные отводят через производственную канализацию, бытовые — через хозяйственно-бытовую, а поверхностные — через ливневку. К тому же, независимо от видов, они могут сбрасываться в общесплавную.

Хозяйственно-бытовые содержат минеральные, органические, биологические вещества. Промышленные классифицируют:

  • по составу загрязнителя;
  • концентрации вредных веществ;
  • по свойствам загрязнения;
  • кислотности;
  • токсичности.

Ливневые стоки загрязнены минеральными веществами и имеют постоянный состав. Поэтому анализ ливневых сточных вод делают для выявления степени воздействия загрязнения на экологию.

Для определения качества канализационных стоков используют различные виды исследований, которые помогают определить состав загрязняющих веществ, их концентрацию. Результаты исследования помогают правильно оценить санитарно-экологическую обстановку, выбрать систему очисток.

Канализационные сбросы анализируются с использованием следующих методов:

  • химический;
  • микробиологический;
  • токсикологический;
  • санитарно-гигиенический;
  • радиологический.

Исследованию подлежат не только производственные, но и сточные приусадебных хозяйств. Для быстрого определения химического состава применяют экспресс-методику.

При микробиологическом исследовании используют АТФ-метод, титрацию, чашечный подсчет, мембранную фильтрацию. С помощью БАК-анализа определяют количество патогенных микроорганизмов, колиформных бактерий, стафилококков. Результаты исследования используют для определения метода очистки.

При химическом исследовании используют весовой и объемный метод. С помощью химического анализа определяют:

  • кислотность;
  • токсичность;
  • прозрачность;
  • взвешенный остаток.

Данные ХПК, БПК применяются для определения потребности кислорода. В ходе химического исследования определяют соответствие нормам ПДК.

Химический анализ сточных вод

Стоки приусадебного хозяйства становятся причиной загрязнения почвы. Они несут потенциальную опасность не только данному участку, но и соседним. Поэтому владельцам приусадебных участков рекомендуется делать полный химический метод.

Результаты помогут избежать загрязнения, выбрать и оборудовать подходящий септик. Это позволяет устранить неприятные запахи.

Если необходимо срочно определить химический состав, то делают экспресс-исследование. Для этого используют прибор для анализа сточной воды. С помощью экспресс-метода определяют уровень щелочности, содержание хлорных, фосфорных соединений.

Экспресс-методика позволяет определить органолептические показатели. Недостатком метода считается низкая точность.

источник

Вода является основой жизни и необходимым биологическим веществом, которое обеспечивает здоровую жизнедеятельность и функционирование человеческого организма. От качества и чистоты воды зависит слаженная работа желудочно-кишечного тракта, репродуктивное здоровье и функционирование многих других систем в теле человека. Прогрессирование общества и тотальная урбанизация влияют на качество воды и ее состав. Сегодня найти кристально чистую воду в промышленных зонах становится все сложнее. Загрязнение окружающей среды и постоянные выбросы токсичных материалов и отходов в природные источники делают необходимым проведение постоянных аналитических работ. Контроль качества жидкостей сегодня актуален как никогда.

Современные очистительные и фильтрующие установки помогают регулировать качество и состав воды. Однако очистительные работы невозможно проводить без предварительного анализа сточных вод, изучения состава и характеристик жидкости. На сегодняшний день еще не существует универсальных способов очищения воды. Каждая фильтрующая установка работает на устранение отдельного набора химических или биологических примесей. Ввиду этого фактора специалисты микробиологических и химических лабораторий постоянно проводят исследовательские работы на тему соответствия качества жидкости требованиям ГОСТ сточных вод и СанПиН сточных вод.

Анализ сточных вод, цена на который хоть и зависит от ряда факторов, но все же приемлема, является необходимостью и основополагающим мероприятием в процессе обустройства и проектирования нового жилого дома или промышленного помещения. Сточные воды постоянно находятся в движении и рано или поздно попадают во внутренние потоки и источники, из которых в дальнейшем производится выкачка воды для бытового использования. То есть от качества и состава сточных вод напрямую зависит качество воды, которая попадает в дом и употребляется человеком в пище или бытовых целях. Если застройщик или хозяин дома беспокоится о своем здоровье и здоровье своих близких, он должен ответственно подходить не только к вопросу проектирования и качественного строительства дома, но и к вопросу очищения и определения взвешенных веществ в сточных водах, которые в будущем будут поступать через водопроводы для дальнейшего использования.

Сточные воды имеют множество научных объяснений и терминов. В общем и распространенном понимании этого слова, сточные воды являются жидкостью, которая проникает в грунт в результате человеческого выброса отходов или осадочных выпадений. Вместе отходы человеческого производства и атмосферные осадки проникают в грунт, оседают в его поверхностных слоях и постепенно проникают в подземные источники и озера, где, смешиваясь с чистой водой, попадают обратно в водопроводы и скважины для бытовой и промышленной выкачки.

Стоит отметить, что сточные воды могут значительным образом влиять на качество и состав поступающей в дома воды из подземных источников и хранилищ. Загрязненная и неочищенная жидкость после осадков или утилизации человеком изменяет состав чистых подземных вод, влияет на их качество и пригодность. Из-за этого подземные воды могут видоизменять не только свой запах, но и цвет, могут становиться местом размножения и патогенного воздействия бактерий и вирусов, приобретать вредоносные химические вещества, которые при попадании в организм человека могут провоцировать множество инфекционных и бактериальных заболеваний и недугов.

Подземные воды и источники могут быть загрязненными следующими группами веществ:

  • Механическая группа загрязнений. Анализ сточных вод в лаборатории показывает, что в их составе по причине отходов производства или промышленного действия может содержаться большое количество металлических элементов и примесей, которые при попадании в грунтовые воды могут губительно сказываться на здоровье человека.
  • Химическая группа загрязняющих веществ. Анализ сточных вод канализации показывает, что примеси и элементы химического характера могут попадать в воду в результате органических процессов или промышленных выборов. Из-за этого подземные воды могут содержать токсичные элементы и вредоносные вещества, которые при попадании в бытовую воду могут влиять на здоровое функционирование человеческого организма.
  • Загрязнения группы биологических и бактериальных веществ. Такой тип патогенных элементов, как показывает лабораторный анализ сточных вод, может проникать в жидкость и грунтовые воды в результате биологических процессов, разложения частиц бытового использования или при промышленных выбросах отходов. В результате биологические примеси и патогенные вещества могут значительным образом сказываться на качестве бытовой жидкости и провоцировать появление многих бактериальных заболеваний и инфекций в человеческом организме.
  • Загрязнение радиоактивными веществами. Анализ сточных вод предприятия показывает, что это наиболее губительный и опасный тип загрязнений, который может присутствовать в грунтовых или сточных водах по причине несанкционированного производства и промышленной деятельности. Такой тип загрязнений в очень редких случаях касается бытовых построек и жилых домов, однако его не стоит исключать в процессе проверки и аналитической экспертизы. Согласно гигиеническим требованиям СанПиН к сточным водам, попадание в организм человека радиоактивных веществ может стать причиной появления многих патогенных симптомов, раковых заболеваний, опухолей доброкачественного типа и деформаций внутренних органов.

Проверка и контроль качества сточных вод и грунтовых источников на месте новой застройки является первостепенным действием, которое должен проводить каждый владелец или застройщик территории. Количество и тип загрязнения сточных вод прямым образом влияет на здоровье проживающих, их хорошее самочувствие и слаженное функционирование их организмов.

Сегодня лаборатории и специализированные компании по аналитике и очистке воды помогают не только произвести количественный химический анализ сточных вод и изучить их состав, но и предпринять меры по дальнейшей защите и очистке воды в целях сохранения здоровья жильцов и окружающей среды.

Перед тем, как начинать проектировать водопровод и планировать водоснабжение в новом доме или постройке, стоит позаботиться о тщательной проверке и аналитике состава сточных и подземных вод. Экспертиза и отбор проб сточной воды по ГОСТ проводятся специалистами микробиологической и химической лабораторий, как правило, в два этапа и направлены на максимально качественное выявление всех побочных примесей и частиц патогенного характера, определение никеля в сточных водах, которые при попадании в жидкость бытового использования могут повлиять на самочувствие и здоровье человека.
Существует два основных метода анализа сточных вод:

  1. Химическая экспертиза сточных вод. Этот тип анализа сточной воды осуществляется с целью выбора максимально эффективной водоочистительной установки, дабы устранить все побочные примеси и патогенные частицы и обезопасить жильцов дома от вероятности заболеваний и отравления. Важно помнить, что независимо от качества проверяющих установок и количества проверок максимально точно определить состав и наличие примесей в сточных водах невозможно, поскольку этот слой жидкостей всегда находится в движении и постоянно изменяет свой состав в результате взаимодействия с грунтом или чистыми подземными источниками. Идеальным вариантом будет использование профилактических методов анализа сточных вод раз в год или дважды в год, для пересмотра очистительного оборудования и совершенствования процесса фильтрации. Однако, максимально чистую и лишенную патогенных примесей воду получить невозможно ни при каких условиях и проверках.
  2. Биологическая проверка сточных вод. Согласно правилам отбора проб сточных вод для анализа, биологическая аналитика проводится, как правило, раз в несколько лет и направлена на определение наличия в жидкости бактерий и вирусов, которые при попадании в бытовое использование или промышленное производство могут провоцировать заболевания бактериального типа, инфекции и эпидемии. Отбор проб сточных вод для биологической экспертизы должен производиться с учетом некоторых правил и строгих предписаний, дабы уменьшить вероятность погрешностей и ошибок в результатах проверки.

Специалисты лаборатории ЭкоТестЭкспресс придерживаются правил отбора проб сточной воды и предоставляют современные услуги по проверке качества и состава жидкости, дабы вы могли с полной уверенностью и чувством безопасности использовать жидкость в бытовых или промышленных нуждах. Мы используем только современное оборудование от лучших производителей, которое позволяет провести химическую и биологическую экспертизу с минимальными погрешностями и ошибками в расчётах.

источник

Промышленная деятельность зачастую не обходится без сброса сточных вод. Отработанная загрязненная жидкость попадает в окружающую среду, а значит, процесс ее сброса должен контролироваться. Для этого проводится специальное исследование — анализ сточных вод. Такая процедура выполняется по правилам и имеет свои особенности.

Сточными водами называют всю воду, загрязненную в быту или на производстве. Через канализацию или коллекторы она оказывается в водоносных слоях грунта. Другими словами, стоки могут в том числе стать причиной загрязнения питьевой воды. Стоки подразделяются на несколько групп, в зависимости от их происхождения. Они бывают:

Самыми опасными считаются именно промышленные стоки, поскольку в них могут находиться ядовитые, токсичные и радиоактивные элементы, а также тяжелые металлы, фосфаты, сульфиты. Чтобы избежать проникновения таких опасных веществ в окружающую среду, предприятия должны иметь надежные фильтры для сточных вод.

Анализ сточных вод предприятия позволяет с точностью определить содержание в них вредных элементов. Целью такого исследования является:

  • определение уровня загрязнения;
  • оценка результативности работы фильтров и очистных сооружений;
  • рекомендации по улучшению очистительных работ.

Кроме того, такая проверка должна выявить, соответствуют ли стоки установленным ГОСТам.

Для промышленных предприятий устанавливается частота проведения регулярных анализов в зависимости от рода деятельности. При обнаружении нарушений, проверка повторяется экстренно. Также проведение экспертизы потребуется в следующих случаях:

  • при исполнении программ производственной проверки;
  • для составления базы данных с последующим оформлением документации;
  • после проведения очистительных работ.

Исследование стоков проводится в лабораторных условиях либо на самом предприятии, либо в отделе СЭС. При этом проверка должна выполняться только специалистами, получившими лицензию. Лабораторные исследования сточных вод строго регламентированы и проводятся по инструкции, в которой в том числе описаны требования к оборудованию, задачи анализа, места отбора образцов и формулы подсчета сроков проведения регулярных проверок.

Читайте также:  Расширенный анализ воды из скважины

Экспертиза состоит из трех этапов:

  • отбор проб;
  • выполнение анализа в лаборатории сточных вод;
  • подведение итогов, составление рекомендаций (при необходимости).

Каждый этап имеет свои правила. Так, сбор образцов может производиться только в присутствии собственника (представителя) предприятия. Обязательно составляется акт. Местом сбора выбирается хорошо перемешанный поток, чтобы концентрация образца была максимально информативной. Исходя из поставленных задач, отбор может быть простым (берется единожды в подходящем месте) и смешанным (несколько простых проб, взятых в разное время, смешиваются между собой).

Химический анализ сточных вод — главный этап экспертизы. Проверка образца производится сразу по нескольким показателям качества.

  1. Физические показатели — уровень прозрачности, температура, цвет, запах. Эти признаки оцениваются визуально, поэтому считаются недостаточно информативными.
  2. Сухой остаток — определение степени загрязнения. По этому показателю стокам присваивается категория.
  3. Химические — позволяют определить щелочность и кислотность стоков. Измеряются путем наблюдения реакции взаимодействия с базовой pH.
  4. Азотсодержащие соединения и фосфор — показатель, помогающий определить качество фильтрации стоков.
  5. Токсины — коэффициент, показывающий наличие органических или неорганических токсических веществ.
  6. Синтетические поверхностно-активные вещества — большое количество СПАВ препятствует естественным процессам очистки воды, понижает содержание кислорода. Показатель не должен превышать 20 мг/л.
  7. Окисляемость — вычисляется при помощи биохимического и химического кислорода, позволяет оценить степень загрязнения стоков органическими и неорганическими веществами.
  8. Зольность — определяет количество осадка, которое остается после нагревания взвешенных примесей.

При невозможности проведения полноценного лабораторного анализа стоков может быть применен экспресс-анализ. Он требует оборудования и занимает несколько минут. Однако, несмотря на такие преимущества, экспресс-анализ намного уступает лабораторной экспертизе в достоверности и информативности результатов.

Экспресс-анализ состоит из нескольких процессов:

  • органолептического (изучение физических показателей);
  • колориметрического (определение кислотности и наличия вредных веществ);
  • титриметрического (определение щелочности и концентрации кислорода).

Экспертиза стоков — обязательная мера контроля. Своевременная проверка не только убережет предприятие от штрафа, но и поможет защитить окружающую среду от опасных веществ.

источник

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «___» _______ 2012 года N ___

Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации: 2011, N 50, ст.7358), Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от «__»___________ 2012 года N____

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения (далее — контроль состава и свойств сточных вод), регулируют отношения между абонентами и организациями, осуществляющими водоотведение, организациями, осуществляющими транспортировку сточных вод, возникающие при проведении контроля состава и свойств сточных вод, и устанавливают обязательные требования для абонентов и организаций, осуществляющих водоотведение, организаций, осуществляющих транспортировку сточных вод, при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод.

2. В настоящих Правилах применяются понятия, используемые в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении», иных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

3. Целью контроля состава и свойств сточных вод является оценка соответствия состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сброс сточных вод, декларации о составе и свойствах сточных вод, а также оценка соблюдения абонентами требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее — установленные требования).

4. Контроль состава и свойств сточных вод абонента производится организацией, осуществляющей водоотведение, или иным лицом по поручению организации, осуществляющей водоотведение, в том числе организациями, осуществляющими транспортировку сточных вод (далее — представитель организации, осуществляющей водоотведение).

5. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:

2) анализ отобранных проб сточных вод;

3) оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченные органы государственной власти.

6. Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, разрабатываемой организацией, осуществляющей водоотведение, и утверждаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего экологический надзор (далее — территориальный орган, осуществляющий экологический надзор), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также путем внепланового контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого в порядке, определенном настоящими Правилами. После определения гарантирующей организации программа контроля состава и свойств сточных вод утверждается исключительно в отношении гарантирующей организации.

7. Программа контроля состава и свойств сточных вод организации, осуществляющей водоотведение, утверждается на период действия тарифов на водоотведение, но не менее, чем на 3 года. Расходы на осуществление контроля состава и свойств сточных вод учитываются при формировании тарифов на водоотведение в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

8. Положения настоящих правил, применяемые в отношении абонентов, в равной степени распространяются на организации, осуществляющие транспортировку сточных вод.

II. Программа контроля состава и свойств сточных вод и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод

9. Программа контроля состава и свойств сточных вод включает в себя следующие разделы:

1) перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов с указанием таких нормативов, а также лимитов на сброс сточных вод абонента, в случае если такие лимиты установлены;

2) программу контроля состава и свойств сточных вод абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, с указанием адреса объекта, периодичности осуществления контроля, места отбора проб, типов проб и методов отбора проб, перечня контролируемых показателей и методов подготовки проб к хранению;

3) программу контроля состава и свойств сточных вод абонентов, в отношении которых не установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, категории абонентов, общего количества проб для такой категории абонентов, типов проб и методов отбора проб, перечня контролируемых показателей и методов подготовки проб к хранению.

10. При осуществлении контроля состав и свойств сточных вод абонентов, в отношении которых не установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, категории абонентов определяются путем группировки абонентов по типу негативного воздействия сточных вод на окружающую среду и работу централизованных систем водоотведения.

11. Периодичность планового отбора проб на объекте абонента, в отношении которого установлены нормативы допустимых сбросов абонента, не может превышать 1 раз в квартал, за исключением случаев, когда за последние два года при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод абонента были выявлены случаи сбросов, осуществляемых сверх установленных нормативов и лимитов, с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод и с нарушением Правил холодного водоснабжения и водоотведения. Периодичность планового отбора проб на объекте абонента в отношении которого установлены нормативы допустимых сбросов абонента, не может быть реже 1 раза в год.

12. Перечень показателей, по которым осуществляется контроль состава и свойств сточных вод, в каждом конкретном случае определяется исходя из вида деятельности, осуществляемого абонентом, а также исходя из результатов анализа состава и свойств сточных вод абонента за предшествующие годы.

13. В программе контроля состава и свойств сточных вод должны быть определены минимальное и максимальное количество проб, отбираемых в рамках планового контроля состава и свойств сточных вод. Количество отбираемых проб должно быть достаточным для проведения отбора проб у каждого абонента не менее, чем один раз в 5 лет.

14. Внеплановый контроль состава и свойств сточных вод абонентов осуществляется в случаях:

1) возникновения аварийных ситуаций и нарушений в работе централизованных систем водоотведения;

2) обнаружения несоответствия показателей состава сточных вод в централизованной системе водоотведения показателям, определенным исходя из деклараций абонентов о составе и свойствах сточных вод;

3) осуществления абонентами сбросов сточных вод без применения систем локальной очистки сточных вод либо в случае работы таких систем с нарушениями условий их эксплуатации;

4) предписаний органов, осуществляющих экологический надзор;

5) ухудшения качества воды водного объекта, в который осуществляется сброс сточных вод (в том числе, по показателям, не указанным в программе контроля состава и свойств сточных вод);

6) при заключении новых договоров водоотведения с абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов.

15. Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается по форме согласно Приложению N 1 к настоящим Правилам и представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, в срок до 1 сентября очередного года.

16. Территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, рассматривает программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 15 рабочих дней с даты ее представления организацией, осуществляющей водоотведение, принимает решение о её согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет организацию о принятом решении любым способом, позволяющим получить подтверждение получения организацией этой информации. В случае если организация в установленный срок не уведомлена об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод, такая программа считается согласованной.

17. Территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, принимает решение об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод в случаях:

1) в программе контроля состава и свойств сточных вод отсутствует хотя бы один из разделов, указанных в пункте 9 настоящих Правил;

2) не соблюдена форма представления программы контроля состава и свойств сточных вод, указанная в пункте 15 настоящих Правил;

3) периодичность отбора проб не соответствует требованиям пункта 11 настоящих Правил;

4) перечень анализируемых показателей не соответствует требованиям пункта 12 настоящих Правил;

5) количество проб сточных вод не отвечает требованиям пункта 13 настоящих Правил.

18. Территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, в случае принятия решения об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод, указывает основания на которых принято такое решение с указанием конкретных данных, разделов, содержащихся в программе контроля, не соответствующих требованиям настоящих Правил.

19. При получении отказа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, дорабатывает программу контроля состава и свойств сточных вод и не позднее чем через 15 рабочих дней представляет доработанную программу на повторное согласование.

20. Повторное рассмотрение и согласование доработанной программы контроля состава и свойств сточных вод осуществляется территориальным органом, осуществляющим экологический надзор, в порядке и в сроки, предусмотренные пунктами 16-18 настоящих Правил.

21. При согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод территориальным органом, осуществляющим экологический надзор, такая программа утверждается руководителем организации, осуществляющей водоотведение, или иным уполномоченным лицом такой организации в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения уведомления о согласовании программы.

22. Организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет корректировку программы контроля состава и свойств сточных вод, в частности, при изменении перечня организаций, в отношении которых применяются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также на основании обращения территориального органа, осуществляющего экологический надзор. Указанные изменения направляются на рассмотрение в территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, и рассматриваются им в течение 15 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктами 16-18 настоящих Правил. В случае, если этот орган в течение указанного срока не представил организации замечания к предлагаемым корректировкам, такие корректировки считаются согласованными.

23. Отбор и анализ проб сточных вод осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования в части, не противоречащей настоящим Правилам.

24. Отбор проб сточных вод осуществляется представителем организации, осуществляющей водоотведение. Отбор проб может производиться автоматическими пробоотборниками в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области технического регулирования и технической документацией на используемый пробоотборник.

25. Абоненты обязаны обеспечить представителям организации, осуществляющей водоотведение, возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток, в том числе обязаны:

1) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ и отбор проб сточных вод;

2) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод в порядке, установленном в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации;

3) обеспечить присутствие представителя абонента для участия в проведении отбора проб сточных вод, в сроки, указанные в уведомлении об отборе проб;

4) предоставлять необходимые для проведения отбора проб сточных вод технический персонал, устройства и приспособления;

5) обеспечивать идентификацию мест обора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющие определить их на местности).

26. Представитель организации, осуществляющей водоотведение, обязан уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Указанное уведомление передается абоненту в письменном виде, направляется факсом, телефонограммой или иным способом. При отсутствии подтверждения представителем абонента получения уведомления, абонент информируется о проведении отбора проб сточных вод по телефонной связи с использованием контактов, указанных в договоре водоотведения или транспортировки сточных вод, с обязательным ведением аудиозаписи разговора. В случае, если абонент не ответил на 3 вызова продолжительностью не менее 20 секунд каждый, процедура уведомления абонента об отборе проб сточных вод считается завершенной.

27. В случае неявки представителя абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о предстоящем отборе проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без представителей абонента.

28. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или в договоре водоотведения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре транспортировки сточных вод.

29. Отбор проб сточных вод, при наличии такой возможности, осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения, из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод производится в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

30. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязательств, указанных в пункте 25 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.

Читайте также:  Расход спирта на анализ воды

31. Объем пробы сточных вод определяется исходя из количества исследуемых показателей и объемов, необходимых для проведения исследований в соответствии с нормативной и технической документацией для избранных методов измерения конкретных показателей.

32. При отборе проб сточных вод, представители абонента и организации, осуществляющей водоотведение, вправе осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.

33. По результатам отбора проб на месте составляется акт отбора проб сточных вод в двух экземплярах по примерной форме согласно Приложению N 2 к настоящим Правилам. Указанный акт подписывается представителем абонента и представителем организации, осуществляющей водоотведение.

34. При несогласии представителя абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод, представитель абонента обязан подписать такой акт с указанием в нём своих возражений. В случае отказа представителя абонента от подписания акта отбора проб сточных вод такой акт подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой «представитель абонента от подписи отказался». В случае неявки представителя абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой «ответственный представитель абонента на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». Один экземпляр акта отбора проб сточных вод направляется абоненту любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения акта абонентом.

35. В случае выявления при визуальном наблюдении сброса загрязняющих веществ, материалов запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, организацией, осуществляющей водоотведение, составляется протокол нарушений по примерной форме в соответствии с Приложением N 3 к настоящим Правилам.

36. Протокол нарушений составляется в двух экземплярах и подписывается в порядке, действующем в отношении акта отбора проб сточных вод. Один экземпляр указанного протокола направляется абоненту любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения протокола абонентом.

37. При отборе проб сточных вод представителем организации, осуществляющей водоотведение, представитель абонента вправе одновременно в присутствии представителя указанной организации, произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Ответственность за соблюдение установленных условий транспортировки проб в лаборатории несет каждая из сторон.

38. При параллельном отборе проб сточных вод помимо проб, отбираемых представителями организации, осуществляющей водоотведение, и абонента, организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.

40. Разделение составной пробы на параллельные и резервную проводится на месте отбора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области технического регулирования. Все емкости с параллельными и резервной пробами должны быть промаркированы. Параллельные и резервная пробы должны быть опломбированы одноразовыми пломбами.

41. Последовательный отбор проб сточных вод не допускается.

42. Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которое изменяется при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также не смешивающихся с водой веществ (в частности, нефтепродукты, жиры, масла).

43. Резервная проба предназначена для хранения в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.

44. По результатам отбора параллельных и резервной проб сточных вод составляется акт в 3 экземплярах, которые подписываются представителями абонента и организации, осуществляющей водоотведение. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. При несогласии представителя абонента с содержанием акта отбора пробы сточных вод он обязан подписать его с изложением особого мнения.

45. Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также устройствами, осуществляющими анализ сточных вод по отдельным показателям в автоматическом режиме.

46. Пробы сточных вод, поступающие в лабораторию для исследований, должны быть зарегистрированы с указанием числа емкостей для каждой пробы.

47. Протоколы результатов анализов параллельной пробы в течение 24 часов с момента получения результатов анализов направляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются более чем на погрешность метода измерения по более чем 90% измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух лабораторий.

48. В случае, если результаты не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности, анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.

49. Анализ резервной пробы проводится при условии, что не истек срок хранения резервной пробы, определенный с учетом нормативной документации для применяемого метода измерений.

50. Результаты анализов сточных вод заносятся организацией в журнал контроля состава и свойств сточных вод, который ведется по форме, указанной в Приложении N 4 к настоящим Правилам, в электронном или бумажном виде или с использованием специализированной базы данных в формате, согласованном с территориальным органом, осуществляющим экологический надзор. Ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 года — с численностью более 10 тыс. человек).

51. Оформленные в установленном порядке результаты анализа сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом установленных требований.

52. Организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней с даты получения анализов сточных вод, в случае нарушения установленных требований направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения выписки адресатом.

53. Организация, осуществляющая водоотведение, уведомляет территориальный орган, осуществляющий экологический надзор, о каждом анализе сточных вод, по результатам которого выявлено несоответствие состава и свойств сточных вод установленным требованиям, в течение 24 часов с момента получения результатов анализов сточных вод в порядке, согласованном с этим органом. Такая информация является основанием для доначисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за вред, причиненный водному объекту, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также для корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду организации, осуществляющей водоотведение, платы за вред, причиненный водному объекту, с учетом исключения из расчета объемов и масс загрязняющих веществ, поступивших от абонента. Такая информация также является основанием для проведения внеплановой проверки абонента органами, исполнительной власти, осуществляющими экологический надзор.

54. Организация, осуществляющая водоотведение, обеспечивает свободный и беспрепятственный доступ к журналу контроля состава и свойств сточных вод. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет органам исполнительной власти, осуществляющим экологический надзор, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в течение 2 рабочих дней после представления соответствующего запроса. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод иным лицам, направившим в организацию соответствующий запрос с указанием объекта абонента с которого осуществляется сброс сточных вод, в течение 5 рабочих дней после получения запроса.

Приложение N 1
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

источник

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525
«Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 30 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
осуществления контроля состава и свойств сточных вод
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525)

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 пункт 1 изложен в новой редакции

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно — абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 2 внесены изменения

2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее — декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

3. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:

б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.

II. Программа контроля состава и свойств сточных вод

4. Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — территориальный орган).

Срок действия программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.

5. Программа контроля состава и свойств сточных вод включает:

б) указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;

в) указание мест отбора проб сточных вод.

6. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 пункт 7 изложен в новой редакции

7. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, если за последние 3 года, предшествующие дате отбора проб, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, сверх установленных нормативов допустимых сбросов, и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

8. В случаях когда при применении в отношении абонента периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод, предусмотренной пунктом 7 настоящих Правил, в течение 6 месяцев не был установлен сброс сточных вод с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, в отношении абонента устанавливается периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

9. Основаниями для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод являются:

а) возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 подпункт «б» изложен в новой редакции

б) обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод нормативам допустимых сбросов, и (или) лимитам на сбросы, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, и (или) показателям, указанным в декларации о составе и свойствах сточных вод, в том числе обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения;

в) обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;

г) получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих нормативам допустимых сбросов и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

III. Порядок разработки и согласования программы контроля состава и свойств сточных вод

10. Программа контроля состава и свойств сточных вод представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1.

11. Территориальный орган рассматривает программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в ее согласовании. Территориальный орган уведомляет организацию, осуществляющую водоотведение, о принятом решении любым способом, позволяющим подтвердить факт получения организацией, осуществляющей водоотведение, указанного решения.

12. Основаниями для отказа территориального органа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод являются:

а) несоответствие программы контроля состава и свойств сточных вод форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам;

б) несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящих Правил;

Читайте также:  Раз в год анализ сточных вод

в) неуказанные места отбора проб сточных вод;

г) несоответствие срока действия программы контроля состава и свойств сточных вод положениям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.

13. Территориальный орган в случае принятия решения об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод направляет в организацию, осуществляющую водоотведение, письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в том числе с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в программе контроля состава и свойств сточных вод, не соответствующих положениям настоящих Правил.

14. При получении отказа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, дорабатывает программу контроля состава и свойств сточных вод и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган по месту нахождения организации, осуществляющей водоотведение.

15. Согласование доработанной программы контроля состава и свойств сточных вод осуществляется территориальным органом в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктами 11 и 13 настоящих Правил.

16. Основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия является изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов.

Указанные изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод представляются организацией, осуществляющей водоотведение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам.

17. Территориальный орган рассматривает изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 13 настоящих Правил.

IV. Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод

18. Отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.

19. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;

б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;

в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;

г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;

д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

21. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 22 внесены изменения

22. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

23. Отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

24. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.

25. Объем пробы сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, исходя из количества, необходимого для проведения исследований.

26. Организация, осуществляющая водоотведение, и абонент при отборе проб сточных вод вправе осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.

27. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.

28. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 29 внесены изменения

29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

30. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.

31. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод.

32. Емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.

Решением Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N АКПИ18-1037 пункт 33 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

33. Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой.

34. Резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.

35. Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 36 внесены изменения

36. Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.

37. В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 38 внесены изменения

38. Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

V. Результаты контроля состава и свойств сточных вод

39. Организация, осуществляющая водоотведение, ведет журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов по форме, приведенной в приложении N 3.

40. Результаты анализов отобранных проб сточных вод заносятся организацией, осуществляющей водоотведение, в журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном и бумажном виде. Ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек).

41. Организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.

42. В случаях нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

43. Организация, осуществляющая водоотведение, обеспечивает свободный и беспрепятственный доступ к журналу контроля состава и свойств сточных вод абонентов. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет органам, осуществляющим государственный контроль (надзор), и органам местного самоуправления выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в течение 2 рабочих дней после получения запроса. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет информацию о результатах контроля состава и свойств сточных вод абонентов иным лицам, направившим в организацию соответствующий запрос с указанием объекта абонента, с которого осуществляется сброс сточных вод, в течение 5 рабочих дней после получения запроса.

Приложение N 1
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Форма программы контроля состава и свойств сточных вод

(Ф.И.О. и должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор)

(Ф.И.О. и должность руководителя организации, осуществляющей водоотведение, или иного уполномоченного лица)

«__» _______________ 20__ г.

«__» _______________ 20__ г.

ПРОГРАММА
контроля состава и свойств сточных вод

для объектов которого установлены

нормативы допустимых сбросов

иных веществ и микроорганизмов,

Периодичность планового контроля

Основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод установлены пунктом 9 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525.

Приложение N 2
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Место отбора (номер выпуска, адрес, номер контрольного канализационного колодца)

Шифры (номера) канистр, бутылей

Время начала и конца отбора

Приложение N 3
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Типовая форма журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов

(Ф.И.О. и должность руководителя организации, осуществляющей водоотведение, или иного уполномоченного лица)

«__» _______________ 20__ г.

ЖУРНАЛ
контроля состава и свойств сточных вод абонентов

Организация, осуществляющая водоотведение _______________________________________________________________

Метод отбора проб __________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ
отбора проб сточных вод абонента

(, )*

Наименование загрязняющих веществ

Код загрязняющего вещества

Фактическая концентрация загрязняющего вещества

Фактический сброс загрязняющих веществ

Норматив допустимого сброса

Сведения декларации о составе и свойствах сточных вод**

* Указывается в кубических метрах в сутки (в месяц)

** Указывается концентрация (миллиграмм на литр), количество (масса) (тонны)

Закреплено, как осуществляющая водоотведение (либо уполномоченная ею) организация контролирует состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами (для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов) в централизованную систему водоотведения.

Контроль осуществляется в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод. Она разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Росприроднадзора. Прописан соответствующий порядок.

Срок действия программы — не менее 3 лет. Приведена ее форма.

Контроль включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных образцов. Результаты анализов отобранных проб являются документальным подтверждением факта соблюдения/нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод.

Если нормативы допустимых сбросов или лимитов на сбросы абонентом нарушены, организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом факте территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

По общему правилу периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

Приведены основания для проведения внепланового контроля. Среди них — возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 июня 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 26 ст. 3347

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

источник