Меню Рубрики

Куда девается вода из моря анализ

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Цель урока: знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.

Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.

Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво.

Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.

Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, солнышки, тексты с описанием росы из энциклопедии, карточки с заданием для работы по группам..

1. Организационный момент (1-3 мин.).

Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

— Из глубокого колодца (руки «О»)

— Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

— Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)

— Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

— Новый день оно начнет (руки вниз широко)

— С наступлением нового дня!

— Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

— Сели девочки, сели мальчики.

2. Проверка домашнего задания (5 мин.).

Вспомнить произведения какого автора мы изучаем, какие жанры

А начнём урок с проверки домашнего задания. Сегодня вы работаете в группах. Задание каждой группе на парте.

1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (указать опрашиваемого ученика).

— О чем рассказывает Л.Н.Толстой в рассказе «Лев и собачка»? Выбрать правильный ответ.

(о доброте, о жестокости, о надежде, о верности, о преданности, о взаимопонимании, о любви)

— Какие общечеловеческие ценности открылись вам при чтении рассказа «Лев и собачка»?

— Что будет с нами, если исчезнут доброта, красота, любовь?

— Домашним заданием было найти значение слова «доброта». Кто нашел значение этого слова?

Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям,

стремление делать добро другим.

— Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л.Н.Толстого.»Лев и собачка»

Никакое искусство не достигнет природы.

— с вопросительной интонацией

— с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.

4. Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.)

— Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.

— Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения?

— Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?

( Выслушиваются ответы детей)

— Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в » Словаре русского языка». (Дети читают текст из словаря)

1. Роса — атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

2. Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

«Какая бывает роса на траве».

Постановка проблемы (работа в парах).

-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?

— Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

— Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру .

— Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

5. Первичное чтение учителем по презентации.

— С какой целью Толстой написал этот текст?

— Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

— Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру .

— Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

— Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

(как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

Повторное чтение текста по «цепочке».

— С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)

Алмазы (словарь в учебнике с.220) — прозрачные драгоценные камни.

— А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

— Какие еще сравнения вы нашли в тексте? Прочитайте.

-Определите тип этого текста.

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст — описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

— Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами;

Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры)

— Какие изобразительные средства использует автор ( Сравнения, метафоры)

— Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.

( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться

своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого

7. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.

— Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

— Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.

( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

— Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, но не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

— Какие названия вы бы могли дать этим текстам — описаниям, к каким стилям они относятся?

( текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а

статья в энциклопедии это научный текст.)

(10 мин.) Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»

Работа над содержанием текста.

— В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

(Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)

— О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

Повторное чтение со «стопами»

— Почему туча у всех морей в долгу

( с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи)

— Чем расплатилась туча с морем?

(из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря)

— Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею

— Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

— К какому типу. текста относится это произведение?

— Вспомните признаки текста-рассуждения

На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение — размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?». — К какому стилю вы отнесли бы этот текст?

(Дети приводят доказательства, что это научный стиль)

— Какой ещё тип текста вы знаете?

(Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

«Текст-повествование — сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»

2 прилагательных – утренняя, алмазная

3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами

-Сделаем вывод о прочитанных произведениях, заполнив предлагаемую таблицу.

С какой целью написано произведение?

«Какая бывает роса на траве»

«Куда девается вода из моря?»

источник

Татьяна Рыжова
Конспект НОД в старшей группе по пересказу рассуждения Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря»

Конспект НОД в старшей группе по пересказу рассуждения Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря».

Цель: пересказ рассуждения Л. Толстого «Куда девается вода из моря».

Образовательные цели: формировать навык пересказа по опорным вопросам связного и последовательного; восприятие и анализ рассуждение Л. Толстого «Куда девается вода из моря»; активизировать и обогащать словарь по теме «Водоемы».

Коррекционно-развивающие цели: развивать диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления (обобщение, анализ, внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища, приучать к трудолюбию.

Оборудование: схемы «Круговорот воды в природе», текст рассуждение Л. Толстого «Куда девается вода из моря».

Логопед. Ребята отгадайте загадки.

Логопед. Ребята расскажите, что общего у воды и моря?

Дети. Когда много воды получается море.

Логопед. Молодцы. А теперь внимательно слушайте рассуждение Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря».

Содержательный анализ текста

Логопед. Как называется текст?

Логопед. Ручьем вода течет из чего?

Логопед. Куда стекаются ручьи?

Логопед. Куда стекаются большие реки?

Логопед. От чего вода не течет через край?

Логопед. Вода из моря во что превращаются?

Логопед. Что делается из тумана?

Логопед. Куда ветер гонит тучи?

Логопед. Куда попадает вода из туч?

Логопед. Куда вода стекает с земли?

Логопед. Что происходит дальше?

Логопед. Ребята это круговорот воды в природе.

Закрепление навыков грамматически

правильного оформления высказывания.

Море – моря.

Родник – 2 родника, 5 родников;

Море – 2 моря, 5 морей;

Туман – 2 тумана, 5 туманов;

«Подбери родственное слово»

Родник – родничек, природный, природа;

Ключ – ключик, ключевой, ключница;

Море – морской, приморье, моря;

Река – речушка, речной, заречье;

Ветер – ветерок, ветреный, веет;

Земля – земелька, земляной, подземелье.

Развитие общей моторики, координации

речи, темпа и ритма движения

Повторное чтение с установкой на запоминание

Пересказ детьми с использованием схемы

Логопед. Ребята прошу вас пересказать текст по схеме.

Рассуждение пересказывают 2-4 ребенка по цепочке.

Логопед. О чем мы сегодня говорили?

Логопед. Ребята, что нового сегодня вы узнали?

Итоговое занятие в старшей группе «Вода, вода, кругом вода» Цель: уточнить и расширить представления детей о природном явлении – вода. Задачи: 1. Образовательные: — вспомнить с детьми о природном.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эта загадочная вода» Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эта загадочная вода» Задачи: Познакомить детей с образованием облаков,.

Конспект НОД в средней группе «Куда ушли снеговики? Пирожки, которые не тают» Познавательное и художественно-эстетическое развитие. Тема «Куда ушли снеговики? Пирожки,которые не тают». Цель:формировать познавательную.

Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» с использованием элементов ТРИЗ Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка Первомайского.

Конспект открытого НОД с экспериментированием «Как Кока-кола и вода поспорили» в старшей группе Цель. Научить детей готовить домашний лимонад — альтернативу вредному газированному напитку Задачи: Обучающие: -Закрепить полученные знания.

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Хаврошечка» А. Н. Толстого (с использованием технологии «синквейн» ) в старшей группе Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, социальная. Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Откуда берется и куда девается мусор» «Откуда берется и куда девается мусор» Цель: Способствовать формированию правильного природопользования, через игровую и экспериментальную.

Конспект НОД с детьми в старшей группе «Такая разная вода» Тема: «Такая разная вода» Цель. Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.

Экспериментальная деятельность детей «Куда делась вода?» Цель: — поддерживать у детей интерес к познавательному экспериментированию; — создавать условия для экспериментальной деятельности;.

источник

Круговорот воды в природе. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
план-конспект урока (3 класс)

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Хуторная Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 3 города Ставрополя.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Круговорот воды в природе. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Цель : приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению произведений Л.Н.Толстого.

Задачи урока: актуализировать знания учащихся о круговороте воды в природе, ознакомить детей с новыми для них рассказами Л.Н. Толстого, закреплять умение пользоваться различными приёмами выразительного чтения, обучать пересказу текста с помощью заранее составленного плана, учить видеть красоту природы, продолжить формирование элементов экологической культуры;

развивать внимание к эмоциональной окрашенности повествования, к слову в контексте литературного произведения, умения определять тему и главную мысль рассказа, расширить знания о круговороте воды в природе;

воспитывать гуманное отношение к живому.

1) формирование умения извлекать информацию из видеофрагментов, иллюстраций, текстов;

2) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

3) формирование умения находить ответы на вопросы по прочитанному тексту;

4) формирование мотивации к обучению;

5) формирование умения выражать свои эмоции.

1) формирование умения слушать и понимать других;

2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формирование умения работать в паре, в группе.

1) формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, с видеоматериалами;

2 формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  1. формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  2. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация , схема «Круговорот воды в природе», глобус, рисунки учащихся к прочитанным рассказам Л.Н.Толстого, папка «По страницам книги рекордов Гиннеса».

Технологическая карта урока

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Вот звонок нам дал сигнал:

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

(планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера)

В года страданий и гонений

Суровый совестливый гений Добро и мудрость излучал.

— Так писал об этом великом русском писателе белорусский поэт Петрусь Бровка.

— О ком идёт речь в стихотворении?

— Что знаете об этом писателе и о его биографии?

1. Ясная Поляна: детство Л. Н. Толстого.

4. Кавказская и Крымская войны.

5. Начало творческого пути.

6. Увлечения писателя: спорт, учительская деятельность, хозяйственные заботы.

7. Последние годы жизни Л. Н. Толстого.

— Сколько томов составляет полное собрание сочинений этого писателя?

Викторина по произведениям Л.Н. Толстого .

— Из каких произведений эти строки?

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились.

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его впустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку к льву на съеденье.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех.

Проверка домашнего задания.

— Этот рассказ вы читали дома. Понравился он вам?

— Какие чувства он у вас вызвал?

— Было ли вам кого – нибудь жалко?

— Как собачка оказалась в клетке у льва?

— Как жилось собачке со львом?

— Почему он разорвал другую собачку?

— Как вы думаете, почему лев умер?

— В скобках, под заглавием, написано слово «быль». Что означает это слово?

— Почему, на ваш взгляд, писатель решил рассказать об этом случае?

— Почему автор так печально закончил это произведение?

Читайте также:  Сдать анализ воды из колодца

источник

Литературное чтение, 3 класс

Урок 22. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Анализ произведений Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

2.Сопостовление научного и художественного стиля текста, текста рассуждения и описания.

Научный стиль – стиль научных сообщений. Его функция – сообщение информации и доказательство ее истинности. Чертами этого стиля являются логичность, доказательность, точность, чёткость, обобщённость.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Описание – это текст, который описывает признаки чего-либо.

Рассуждение — это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Типы текстов; описание; рассуждение; средства художественной выразительности; метафора; сравнение; эпитет; научно-познавательный текст; художественный текст.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.162 — 163
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 42-43
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://ypmuseum.ru/ru/muzey/virtualnye-ekskursii.html свободный. – Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о научном и художественном стилях текста.

Научимся различать описание и рассуждение. Сможем сами сочинить тексты разных типов.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи и учителя.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями описания и рассуждения, больше узнаем о научном и художественном стилях текста. Сейчас мы с вами прочитаем текст, который называется «Какая бывает роса на траве».

У: Обратите внимание на заголовок.

В: В заголовке звучит вопрос: «какая?», это вопрос имени прилагательного, которое обозначает признаки предмета. Видимо в тексте будет рассказываться о том, какая роса.

У: Прочитайте подзаголовок.

У: Описание – это тип текста, в котором описываются какие-либо предметы, явления.

У: Прочитайте текст «Какая бывает роса на траве» и подумайте, почему этот рассказ назван описанием. (Выразительное чтение текста)

У: Все ли слова вам понятны.

А: Слово «алмазы» выделено – значит его значение можно посмотреть в словарике учебника.«Алмаз – блестящий, прозрачный драгоценный камень».

У: Алмаз – это метафора. Что называет автор алмазами?

В: Капли росы. Лев Николаевич Толстой описывает росу, стараясь передать нам свои впечатления от этого необыкновенно красивого явления природы.

У: Какие средства выразительности он для этого использует.

А: Кроме метафоры, есть ещё сравнения. Росинка «как шарик светлый», «вкуснее напитка», поверхность листа «как бархат».

У: Бархат — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие ещё средства выразительности вы нашли?

В: Много эпитетов. Листок «мохнат и пушист», росинки алмазы переливаются «и желтым, и красным, и синим».

А: Олицетворения. Капли росы «собрались», «катаются по листку и не мочат его», капля «проскользнёт мимо стебля».

У: Давайте подведем итог. Почему этот текст является описанием?

А: В этом тексте описываются капельки росы Л.Н. Толстой передает восхищение, которое он испытывает при виде этой красоты.

В: Для этого он использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Перед нами встает яркая картина, которую можно нарисовать в своём воображении или на бумаге.

А: Этот текст напоминает стихотворение – описание природы. Это художественный стиль текста.

У: Молодцы, вы всё правильно поняли.

У: Теперь познакомимся с другим текстом. Он называется «Куда девается вода из моря?» Что вы можете сказать о заголовке.

А: Заголовок в виде вопроса, подзаголовок – «рассуждение».

В: Видимо в этом тексте автор даст ответ на вопрос, прозвучавший в заголовке.

У: Давайте прочитаем. (Выразительное чтение текста)

У: Что вы можете сказать об этом тексте?

В: Этот рассказ напоминает текст статьи из энциклопедии. Мне кажется, это научный стиль текста.

У: Какое явление природы в нём описывается?

А: Круговорот воды в природе. Только он написан более понятным языком, чем научная статья.

В: Я понял, почему этот текст называется рассуждением. Автор рассуждая, объясняет читателям как происходит это явление в природе.

У: Верно. Рассуждение – это тип текста, в котором содержится объяснение чего-либо.

У:В этом тексте обычно 3 части: мысль, требующая доказательства;

доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев); вывод.

А: Я заметила, что этот текст содержит все эти части, но композиция текста необычна. У него похожи начало и концовка. Как будто сам текст можно читать по кругу, как круговорот.

В: В этом тексте также используются средства художественной выразительности, но их не так много и они не такие яркие. В основном это олицетворения, которые описывают действия: туман «поднимается», ветер «гонит» и «разносит» по земле тучи, вода «падает». Для писателя главное – объяснить суть природного явления, а не нарисовать яркую картину. Думаю, текст можно назвать научно-познавательным.

У: Вы молодцы. Теперь вы можете попробовать создать свои тексты разных типов.

2. У: Мы прочитали два текста Льва Николаевича Толстого. Текст – описание «Какая бывает роса на траве» и текст-рассуждение «Куда девается вода из моря?». Оба рассказа писатель сочинил для учеников яснополянской школы.

Что вы можете сказать о стиле этих текстов?

А: Стиль текста «Какая бывает роса на траве» — художественный. В тексте преобладают образные слова и выражения.

В: Стиль рассказа «Куда девается вода из моря – научный. Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.

У: Верно, молодцы. Как вы поняли, чем описание отличается от рассуждения?

А: У каждого из этих типов текста свои задачи. В описании автор передает свои чувства, эмоции, старается наиболее точно нарисовать картину, которую должен «увидеть» читатель.

В: Задача рассуждения – что-то объяснить читателю или доказать свою точку зрения.

У: Есть ли различия в языковых средствах?

А: В описании автор использует множество средств художественной выразительности, эмоционально окрашенные слова.

В: В рассуждении минимум средств выразительности. Главное – четкость, ясность, точность подбора слов.

У: Что вы можете сказать о структуре текстов?

А: Мне кажется, в описании нет, и не может быть чёткой структуры. Иначе сложно передать эмоциональное состояние человека, его отношение к тому, что он описывает. В тексте «Какая бывает роса на траве» Толстой не рассказывает о том, что такое роса с научной точки зрения. Он рассказывает о своих впечатлениях, любуется красотой росы — это художественный текст. В нем представлена личная оценка автора и нет научных фактов.

В: В рассуждении присутствует четкая структура: в нём выделяются 3 части: мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод. В рассказе «Куда девается вода из моря?» Толстой объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.

А: Ещё можно сказать, что оба текста, которые мы прочитали, построены в форме монолога, написаны ясным, понятным языком. Видно, что Лев Николаевич Толстой старался сделать их как можно более доступными для читателей «Азбуки» — детей.

У: Кстати, рассказы Льва Николаевича Толстого из «Азбуки» можно встретить и в современных учебниках, и в сборниках рассказов этого великого писателя. Очень советую вам почитать его произведения.

Разбор типового тренировочного задания

Выберите правильный ответ.

Текст вопроса: Как называется текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

Правильный ответ: 2. Рассуждение

Разбор типового контрольного задания

Восстановите план рассказа.

Текст вопроса: Восстановите последовательность по рассказу Толстого

«Какая бывает роса на траве»

«Куда девается вода из моря?»

Вода испаряется, совершая круговорот

Отчего море не переполняется водой?

Вся вода с поверхности земли попадает в море

1. Вся вода с поверхности земли попадает в море

источник

Цель урока: ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.

Задачи: Расширить знания об отличиях разных типов текстов, развивать умение видеть изобразительные средства языка, развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов.

2. Проверка домашнего задания: чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого » Лев и собачка»

Никакое искусство не достигнет природы.

— с вопросительной интонацией

— с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.

4. Введение в тему. Новая тема.

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.( Демонстрация слайдов с изображением природы)

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:

— Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?( Капля воды или роса)

— Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей)

— Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в » Словаре русского языка». (Дети читают текст)

«Роса — атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.»

А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой ( Рассказ читает учитель)

— К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.( Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)

Учитель на доске вывешивает таблицу: » Текст — описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие.»

— Какой из этих текстов больше понравился и почему? ( Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)

Словарная работа.

Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова

Алмазы — прозрачные драгоценные камни;

Бархат — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Дети повторно читают текст по «цепочке».

— Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.( Да. Автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «:росинка эта вкуснее всякого напитка кажется»

— Прочитайте, как автор называет капли росы? ( Алмазы, как шарик светлый)

— С чем сравнивает листок? ( Листок, как бархат, чашечка.)

— Какие изобразительные средства использует автор? ( Сравнения, метафоры)

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

— Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

— Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся? ( После обсуждения дети приходят к выводу, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)

6. Продолжение изучения темы.

Чтение рассказа Л. Н. Толстого » Куда девается вода из моря» (Дети читают самостоятельно)

— О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

— Скажите, автор рассказал нам, как выглядит вода, любуется ли он ею?

— Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

— К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

— Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица: «Текст-рассуждение — размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так».

— К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль)

— Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица: «Текст-повествование — сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: кто, что, где, когда, как»

— С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)

— Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)

В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет вода.

Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования.

Подготовить чтение рассказов Л. Н. Толстого.

1. Родная речь. 3 класс. Л. Ф. Климанова.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. С. В. Кутявина.

3. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. Л. С. Саломатина.

источник

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

На краю моряСеверному полюсу было послано несколько кораблей отыскать крайнюю точку земли, на которую может ступить нога человеческая. Уже больше года плыли […].

Сплю у моряДень проработал, уработался, из сил выпал, пора пришла спать валиться. А куда? Ежели в лесу, то тесно: ни тебе растянуться, […].

Нерпа-владычица моряЖил в устье реки один старик. Он рыбу запасал. Воспитывал тот старик медведя. Берег он его, как своего сына. Пойдет […].

Куда девать деньгиБыло или не было, – может и было, как знать? – завелись однажды у бедняка Али Мухаммеда деньги. 500 афгани! […].

Вода бессмертияВ давние времена царь Искандер Двурогий завоевал весь мир. Но вот в одном из походов одолели его тяжкие раны, и […].

Вода и ветерВ городе Бристоле несколько лет назад случился интересный казус во время разбирательства в суде спора между двумя соседями. Защитник одной […].

Живая водаЖила когда-то в одном селе крестьянка-вдова с тремя малыми детьми. Трудилась она, не покладая рук, чтобы вскормить и вспоить своих […].

Райская водаБедуин Харрис и его жена Нафиса кочевали от стоянки к стоянке, разбивая свою потрепанную палатку в тех местах, где им […].

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю чтоВ некотором государстве жил-был царь, холост – не женат. Был у него на службе стрелок, по имени Андрей. Пошел раз […].

Сурок-сокол, где вода?Говорят, в древние времена была корова франтихой, хвастуньей, чересчур чванливой и очень быстроногой. Поспорили однажды корова и конь и решили […].

Читайте также:  Сдать анализ воды из пруда

Отчего в море вода солонаВ старину, в далекую старину, жили на свете два брата. Старший был богат, а младший беден. Вот как-то раз под […].

Вечные люди и живая водаВпрежнее время по краю нашей земли ходил один человек. Увидел большое болото, через которое зверь не переходил, птица не перелетала. […].

Почему в море вода соленаяРассказывают о том, что много лет тому назад жили два брата. Ван-старший был сильнее и всегда обижал младшего – Вана-второго. […].

Полая вода и ловля рыбы в водопольеОдно из любимых удовольствий русского народа – смотреть на разлив полой воды. “Река тронулась…” – передается из уст в уста, […].

Загадки про летоПокраснели, потемнели… Говорят, они созрели. Ест горстями детвора. Лето – сладкая пора! (Ягоды) Два братца в воду глядятся, Век не […].

Весне наперекорВот-вот ручьи задвижутся, На солнце тает лед, Но, как ни странно, лыжница Выходит из ворот. Ей говорят: – Да ты […].

Над нашей квартиройНад нашей квартирой Собака живет, Собака живет, Собака живет. Лает собака И спать не дает, Спать не дает Нам. А […].

Волга и ВазузаМеж болот из малого колодца Ручеек, не умолкая, льется. Неприметен чистый ручеек, Не широк, не звонок, не глубок. Перейдешь его […].

Людоед и богатырьДавным-давно кочевал по свету людоед верхом на синем быке. У лю­доеда семь голов, семь ртов, четырнадцать глаз. Как одолеть людоеда, […].

Девкалион и Пирра (потоп)Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же […].

Как старуха сделала мореНикто из людей не знал имени этой старой женщины. В доме с ней жили двое мальчиков, но никому не было […].

Самый сильныйОдин богатый и завистливый самурай отправился на прогулку. Стоял полдень и солнце жгло так сильно, что даже шелковый зонтик не […].

Рождение СахарыВ горах близ одной деревни на юге Алжира жил марабу(Марабу – отшельник, святой.). Все любили его и почитали за благочестие […].

Как у австралийцев появился бумерангМного-много лет назад земля была совсем плоской. Как блюдо. А над ней нависало небо, плоское, как крышка от блюда. Между […].

Четыре элементаКогда-то мир был целым и состоял из четырех элементов: это были вода, огонь, ветер и совесть. Но решили они как-то […].

На корабле через КарпатыЯ вот с дедушкой покойным (кабы был жив – поддакнул бы) на корабле через Карпаты ездил. Перва путина все в […].

Невеста ужаКак-то жаркой, летней порой, в самый полдень, три девицы купались в море. Одна спрашивает: – Которая из нас первой выйдет […].

Как аргонавты спаслись от буриДень за днем поднимался корабль аргонавтов против течения пустынного Истра. Мимо неслись берега, поросшие сумрачным лесом. Ни судов, ни людей […].

В горахТри брата шли в горах по дороге. Они шли вниз. Был вечер, и внизу они уже видели, как засветилось окно […].

Девочка и грибыДве девочки шли домой с грибами. Им надо было переходить через железную дорогу. Они думали, что машина далеко, влезли на […].

источник

Литературное чтение, 2 класс

Цель урока: знакомство с рассказом Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

  1. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.
  2. Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.
  3. Совершенствовать навыки чтения (его осознанность, правильность,
    выразительность, беглость) и основных видов речевой деятельности
    (говорения и слушания);
    – задействовать эмоциональные и интеллектуальные силы ребѐнка;
    – дать представление о круговороте воды в природе.
  4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, выставка книг Л.Н. Толстого, аппликация “Круговорот воды в природе”, капелька Капитошка.

Методы преподавания: информационно – сообщающий; объяснительный; инструктивный.

Методы учения: словесный, исполнительский, репродуктивный, частично-поисковый

-Отбросили в сторону все переживания, сомнения, страхи.

И на этом уроке опять поработаем на пять.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин.).

-А начнём урок с проверки домашнего задания

  1. Прочитайте по ролям эпизод знакомства Карлсона с Малышом (указать опрашиваемых учеников).

3.Речевая разминка. Игра «Попугайчики»

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

4.Сообщение темы и цели урока

У нас на уроке симпатичная гостья. Отгадайте загадку и скажите, кто она:

“Я и льдинка голубая,
я и капля дождевая,
я – снежинка вырезная,

Догадайся, кто же я?” (Вода).
-К нам на урок пришла капелька воды по имени Капитошка.
– Открою вам секрет: Капитошка очень любит путешествовать.
Как вы понимаете слово “путешествие”? (путешествие – передвижение
пешком или на каком-нибудь транспорте из одного места в другое).
Кому из вас приходилось когда-нибудь путешествовать?
– Того, кто путешествует, называют путешественником.
– Ребята, тема нашего необычного урока звучит так: “Куда девается вода из
моря?” по произведению Л.Н.Толстого.

-Дать полный ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока.
5.Актуализация опорных знаний.

1)Беседа о значении воды.
– Капитошка спрашивает, знаете ли вы, какое значение имеет вода в
жизни человека?
– Без воды нет жизни. Без воды люди не могут прожить и трех дней. Без
воды не могут жить животные, не растут растения. Без воды не могут работать
заводы и фабрики. Воду мы пьѐм, водой моемся, стираем. Вот что значит вода!
2) Работа в группах

Задание: составить кластер «Вода».

  • Вода составляет 71% всего земного шара, поэтому на фотографии Земля голубого цвета.
  • Вода есть даже на глубине 50 км, если подняться вверх на 10-15 км она тоже там есть. Она бывает в трёх состояниях. Назовите их.
  • (твёрдом, жидком, газообразном состояниях)
  • Большая часть тела человека состоит из воды. Чем старше человек, тем меньше в его теле воды. Мозг человека состоит на 90% из воды.

6.Работа над новым материалом.

  1. Биография писателя. Выставка книг.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна, в Тульской губернии в 1828 году.

Когда Льву Николаевичу исполнилось 23 года, он отправился на войну на Кавказе, где служил артиллерийским офицером. Там он написал трилогию “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. Во время Крымской войны Толстой воевал в Севастополе. После войны он написал “Севастопольские рассказы”, которые принесли ему известность.

Главное произведение Льва Николаевича Толстого – роман “Война и мир”. Также всемирно известны его романы “Анна Каренина” и “Воскресение”.

28 октября 1910 года Л. Н. Толстой тайно покинул дом, в дороге заболел и умер на железнодорожной станции Астапово. Теперь эта станция – город и носит он имя Льва Николаевича Толстого.

  1. Сказка Капитошки.
    – Послушайте рассказ об увлекательном путешествии
    Капитошки. Внимательно следите за движением воды.
    – Это было летом. День был прекрасный. Капля Капитошка со своими
    подругами решила искупаться в озере.
    В озере вода была такая синяя, как васильки, и прозрачная,
    как стекло. Солнце светило так, что им не раз приходилось
    нырять в воду, чтобы освежить свои пылающие лица.
    Капитошка была в восторге. Она вынырнула из воды в ту
    минуту, когда солнце подарило ей самый горячий луч.
    У Капитошки закружилась голова.
    Она стала легкой и невидимой. (Что произошло с Капитошкой?) Она медленно поплыла к солнцу, а за ней – еѐ подружки.
    – Небо стало как расплавленное золото. Пурпурные, фиолетовые,
    белые облака неслись по небу. Капитошка не растерялась, села на самое
    красивое облако, похожее на лошадку. В облаках было холодно. Капитошка переоделась в самое красивое платье. Она весело смеялась и пела. Тем временем снежинок набралось столько, что они, не удержавшись, начали падать вниз. Летя на землю, Капитошка увидела зеленые холмы, дома, окруженные густыми рощами. На душе Капитошки и еѐ подруг стало легко и радостно, и они от счастья заплакали. На землю пошѐл

дождь. С каплями дождя на мягкую траву упала и наша Капитошка. Так благополучно завершилось одно из путешествий Капитошки.
– Откуда и куда путешествовала наша Капитошка? (ответы детей)
– Вот такое путешествие воды в природе называют “круговорот”.
– Какую геометрическую фигуру напоминает путь Капитошки? (круг).
Круговорот – круг вращается (сложное слово). Круговорот – вечное движение
воды. Круговорот происходит постоянно.
Об этом явлении в природе Л.Толстой написал рассказ “Куда девается вода

из моря?” Сейчас мы прочитаем этот рассказ и вы ответите на вопрос:

“Почему вода не течет через край моря?” (вопрос на доске).

  1. Словарная работа.
    – В тексте встречаются слова: ключ, родник.
    Что они обозначают?

(Ключ, родник – водяные источники, текущие из глубины земли. Это схожие по значению слова.)
4. Чтение текста учителем.

Итак, ответьте на вопросы:
– “Почему вода не течѐт через край моря?”
“Куда девается вода из моря?”

– О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

Повторное чтение со «стопами»

-Почему туча у всех морей в долгу?

(с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана

-Чем расплатилась туча с морем?

(из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря)

-Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

-К какому типу, текста относится это произведение?

Признаки текста-рассуждения. (Чтение правила в книге)

На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение – размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?». (Записать правило себе в тетрадь)

  1. Существительное – вода
  2. 2 прилагательных – прозрачная, алмазная
  3. 3 глагола – течёт, замерзает, испаряется

Предложение из 4 слов – Вода- источник жизни.

-С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор рассказа?

К какому типу относится рассказ? Какова цель урока? (Ответить, куда девается вода из моря?) Ответили ли мы на этот вопрос?

– Скажите, пожалуйста, что нового и интересного вы узнали о воде на
уроке? Оценки за урок.

Своё отношение к уроку вы можете показать на карточках. Выберите смайлик.

  1. Было интересно, узнал много нового. Настроение отличное.
  2. Было интересно, узнал много нового, удивлён. Хочу новых открытий!
  3. Было не интересно. Пользы мало.

Домашнее задание (1-2 мин.) Чтение текста. Рисунок.

-Капитошка с вами прощается и просит вас стать друзьями природы.

источник

Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру — разделите всё пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле.

ЛЕВ, МЕДВЕДЬ И ЛИ 1000 СИЦА

Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала промеж них мясо, подхватила его и убежала.

КАК МАЛЬЧИК РАССКАЗЫВАЛ О ТОМ, КАК ОН ДЕДУШКЕ НАШЕЛ ПЧЕЛИНЫХ МАТОК

Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне меду.

Один раз я пришел на пчельник и стал ходить промеж ульев. Я не боялся пчел, потому что дед научил меня тихо ходить по осеку [Место, где ставят пчел. (Примеч. Л. Н. Толстого.)].

И пчелы привыкли ко мне и не кусали. В одном улье я услыхал, что-то квохчет. Я пришел к деду в избушку и рассказал ему.

Он пошел со мною, сам послушал и сказал: «Из этого улья уже вылетел один рой, первак, с старой маткой; а теперь молодые матки вывелись. Это они кричат. Они завтра с другим роем вылетать будут». Я спросил у дедушки, какие такие бывают матки? Он сказал: «А матка все равно, что царь в народе; без нее нельзя быть пчелам».

Я спрашивал: «А из себя они какие?»

Он сказал: «Приходи завтра; бог даст, отроится, — я тебе покажу и меду дам».

Когда я на другой день пришел к дедушке, у него в сенях висели две закрытые роевни с пчелами.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Куда девается вода из моря?

Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?

Читайте также:  Сдать анализ воды в минске

Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро».

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Педагогические задачи : создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст — рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.

Предметные : научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

познавательные : сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

регулятивные : оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные :распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей

Личностные : рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, таблица «Круговорот воды в природе», карточки.

Гости – учителя нашей школы, они пришли посмотреть, как вы учитесь, что знаете, как отвечаете. Давайте постараемся и хорошо поработаем .

Я предлагаю вам урок, но необычный!

Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!

А начнем мы с домашнего задания. Как вы понимаете строки:

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Как вы понимаете эти слова?

А какое отношение они имеют к домашнему заданию?

А люди способны на такой поступок?

1) — Но не только животные способны удивлять нас и радовать, природа тоже может и удивлять, и восхищать. И завораживать своей красотой, необычностью.

«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Вот сейчас вы посмотрите и скажите, мне потом, что вы чувствовали

2) — Вам понравилось! Наблюдали ли вы это явление природы! Отчего оно возникает?

3) – Как называются эти капельки? (росою)

С.И. Ожегов с «Словаре русского языка» дает такое определение:

Росамаленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.

Вы слыхали о воде? Мы привыкли, что вода —

Говорят она везде! Наша спутница всегда !

И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода – настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода.

Прозрачен, как стекло, Кто всю ночь по крыше бьет

А не вставишь в окно. (Лед) Да постукивает,

Седой дедушка у ворот Убаюкивает? (Дождь)

Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состояниях воды.

V . Изучение нового материала

1)Первичное чтение учителем

Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажите мне в конце урока.

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ на стр.162 прочитайте? (Какая бывает роса на траве)

А) – Что было непонятно? Какие слова?

Алмазы – прозрачные драгоценные камни.

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом.

Б) Повторное чтение учащимися

Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.

Какое настроение создает рассказ?

Определите тип текста? (текст-описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

Подумайте, с какой целью Толстой написал его? (Поделился с нами радостью. Восхищением от увиденного, привлечь наше внимание к красоте окружающего мира.

Как мы должны относится к природе, к цветочкам, деревцам?

— Росинка приглашает вас отдохнуть.

Звучит аудиозапись шума воды.

Учитель : — Как прекрасны звуки шума воды.

Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо [все показываем движениями]

Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.

Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.

Продолжение изучения темы

Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.

Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?

Ключ — бьющий из земли источник

3)Работа над содержанием текста

В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их.

Назовите тип текста: описание или рассуждение? (Вид текста – рассуждение)

Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем», «отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.

Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)

3) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)

Куда течет вода из родников?

Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен )

Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)

Чем расплатилась туча с морем? (Дождем )

Какому типу текста относится это произведение? (Это текст-рассуждения)

Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

2 прилагательных – утренняя, алмазная

3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами

А сейчас вы поработаем с текстом, мы будем составлять из предложений текст.

Придумайте свой рассказ описание или рассуждение, запишите его. Стр.162-163, читать.

С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?

О каких явлениях природы вы узнали?

Какие виды текстов вы вспомнили, узнали?

Что особенно вам запомнилось на этом уроке?

А сейчас послушайте стихотворение, которое нам прочитает Алена

В природе путешествует вода,

То в снег превратится, то в лед.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода

У каждого в конверте на парте лежат три капельки. Одна из них улыбающаяся, другая расстроенная, а третья не выражает никаких эмоций. Покажите мне ту капельку, которая отражает ваше настроение после этого урока

Обведите все правильные ответы.

2. В каких состояниях бывает вода?

в) газированное (газообразное).

3. О каком главном явлении природы вы узнали из рассказов Л.Н.Толстого.

Я знаю, какие причины дождя бывают! Это круговорот воды в природе, нам в школе рассказывали, вода из рек и морей испаряется, поднимается паром вверх, в небо, а в небе холодно, там пар становится водой и идёт дождь, снова в моря и реки попадает. А потом опять в небо! Всё вроде бы … А! Ещё причины дождя такие – если дождя не будет, то всё живое на земле засохнет и погибнет, вот поэтому дождь и идёт!

ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ТЕМОЙ УРОКА.

(Тема: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на трове, « Куда девается вода из моря?» Сопоставление художественного и научно –познавательного текста.)

2) Знакомство с главным вопросом урока.

(Формирование навыка чтения, Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. Учиться различать художественный текст от научно-познавательного.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРКА: Умею ли я различать художественный текст от научно –познавательного?

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ.

1) Упражнение на развитие поля зрения.

Смотрим на зелёную точку, которая находится в середине квадрата. Находим все числа по порядку. Кто соберёт числа поднимите руку.

Поморгайте. Зажмурьте сильно глаза, затем широко их распахните.

3) Упражнения на артикуляцию «Часики», «Вкусное варенье»

4) Упражнение на развитие внимания к слову и его частям. Задача прочитать без ошибок.

5) Развитие чёткого произношения. Работа со скороговоркой.

ТОЛЬКО ТОТ, ТОВАРИЩИ,
ТОВАРИЩ…

В каких значениях употреблено слово товарищ?

Как называется произведение Л.Н.Толстого в котором рассказывается о привязанности животных друг к другу? («Лев и собачка»)

4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1) Составление плана текста «Лев и собачка»

Расставьте пункты плана по порядку.

4. Просьба хозяина собачки.

3) Зачитайте отрывок, соответствующий 3 пункту плана. Оцените чтение.

Упоминание названия текста

Беглость чтения (чтение целыми словами с соблюдением авторских пауз)

Выразительность чтения (Изменение окраски голоса и расстановка логического ударения)

Критерии оценки пересказа:

Упоминание о названии произведения.

Соблюдение последовательности повествования.

Отсутствие речевых ошибок при пересказе.

К какому виду текста относится произведение «Лев и собачка»

Л. Н. Толстой. «Какой бывает роса на траве».

Прочитайте название текста. О чём будет текст?

По названию, определите, к какому типу текста относится данное произведение? (Описание)

Прочитайте текст самостоятельно.

Подтвердилось ли ваше предположение?

3) Проверка внимания при чтении.

Подчеркните изменения в тексте.

Когда поздним вечером летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, на листьях видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и зелёными. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что капли росы собрались в треугольник листа травы и блестят на солнце.

4 ) Проверка выполнения задания карточки №1.

Сопоставление текста–оригинала и текста на карточке №1. Взаимопроверка.

Прочитайте строчку, которая особенно передаёт авторское отношение.

Почему этот рассказ можно назвать описанием?

Какая картина создалась в вашем воображении?

С чем ещё можно сравнить росу? (Искры, каменья, слёзы, жемчуг, хрусталики, разноцветные стекляшки, слезинки)

Л. Н. Толстой. «Куда девается вода из моря?»

Ключ — бьющий из земли источник.

Куда девается вода из моря?

Как это явление называется в природе?

Как вы считаете, это текст рассуждение или описание? Почему?

(Если в тексте ставится вопрос и даётся на него ответ – это текст рассуждение)

Есть ли слова эмоционально окрашенные?

Чем отличается второй текст от первого?

Не употребляет слова в переносном значении.

Излагаются достоверные факты.)

4) Сообщение о характерных признаках стилей текстов.

Художественный стиль текста:

Используется в художественных произведениях.

Его задача – изобразить предмет или событие, передать читателю мысли, чувства автора.

Высказывание обычно бывает образным, наглядно представляемым, эмоциональным.

Для художественного стиля характерны сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения т.д.

Научно-познавательный текст – текст, который передаёт научные сведения в доступной для широкого круга читателей форме.

Какой из текстов Л. Н. Толстого, прочитанных сегодня, можно отнести к научно-познавательному?

8. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

К какому типу текста относится текст Л. Н. Толстого: «Отчего деревья трещат от мороза?» Ответ запишите на листочке. Х – художественный, Н – научно-познавательный

(Чтение учителем текста Л. Н. Толстого: «Отчего деревья трещат от мороза?»)

В каком учебнике мы читаем научно-познавательные тексты? (Окружающий мир)

Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Головина Галина Эдуардовна , учитель начальных классов

Цель урока : ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.

Задачи : Расширить знания об отличиях разных типов текстов, развивать умение видеть изобразительные средства языка, развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению.

Оборудование : учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов.

2. Проверка домашнего задания : чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого » Лев и собачка»

Никакое искусство не достигнет природы.

С вопросительной интонацией

С утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.

4. Введение в тему. Новая тема.

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.(Демонстрация слайдов с изображением природы)

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:

Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?(Капля воды или роса)

Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? (Выслушиваются ответы детей)

Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в » Словаре русского языка». (Дети читают текст)

«Роса — атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.»

А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой (Рассказ читает учитель)

К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.(Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)

Учитель на доске вывешивает таблицу: » Текст — описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие.»

Какой из этих текстов больше понравился и почему? (Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)

Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова

Алмазы — прозрачные драгоценные камни;

Бархат — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Дети повторно читают текст по «цепочке».

С чем сравнивает листок? (Листок, как бархат, чашечка.)

Какие изобразительные средства использует автор? (Сравнения, метафоры)

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся? (После обсуждения дети приходят к выводу, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)

6. Продолжение изучения темы .

Чтение рассказа Л. Н. Толстого » Куда девается вода из моря» (Дети читают самостоятельно)

О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица: «Текст-рассуждение — размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так».

К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль)

Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица: «Текст-повествование — сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: кто, что, где, когда, как»

С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)

Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)

В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет вода.

Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования.

Подготовить чтение рассказов Л. Н. Толстого.

1. Родная речь. 3 класс. Л. Ф. Климанова.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. С. В. Кутявина.

3. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. Л. С. Саломатина.

источник