Меню Рубрики

Федор иванович тютчев весенние воды анализ

Тютчев был гениальным поэтом и писателем. Одно из его произведений было написано в 1830 году. В это время он был в Германии. Его стихотворение написано о пробуждении весны. Первый снег давным-давно сошел с полей, только где-то виднеются белые комки не растаявшего снега.

Тютчеву очень нравилась весна, в его стихотворении можно увидеть радость и душевную доброту. Когда он писал первые строки, он находился на чужой земле. Поэт мог отметить, что приход весны за границей ничем не отличается от родной земли. В его строчках можно увидеть, как пробуждаться земля после долгой зимней спячки, как начинает зеленеть трава и по речке плывет первый лед. Все уже знают о приходе золотоволосой красавицы, но продолжают бить в колокола. Это можно увидеть в его строчках:

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!

Эти строчки наполнены весельем. Дух красавицы заполнил деревни и родную матушку Землю. Писатель владел поразительным талантом замечать всевозможные перемены природы. По этой причине его пейзажная чувствительность настолько изобильна метафорой, которая дает возможность воспроизвести поразительную в своей красоте и первозданности картину времен года. Его любимой порой года была зима. Белоснежное полотно, укрывающее землю, всегда его радовало. Поэтому поэт очень бережно относится к теме перехода, с грустью он пишет о пробуждении новой жизни.

Данное чувство писатель наиболее предпочитал, думая, что весна считается знаком юности. Она неугомонна и беспокойна согласно собственной сущности, и данное волнение постоянно побуждало у создателя простую печаль и понимание этого, что его юность осталась в прошлом, и ему остается только наслаждаться весною, которая торопится войти в собственные полномочия.

Анализируя стихотворение Тютчева «Весенние воды», можно увидеть творчество известного автора и писателя. Здесь присутствует сразу два мнения. Первое мнение, это радость о наступившей весне. Весна всегда приносит много ярких и радостных впечатлений. Первый звон прилетающих птиц, теплые и согревающие лучи солнца, первые цветы и многое другое. Как такое чудо природы может быть грустным? Второе мнение совсем отличается от первого.

Автор очень любил зиму, и если читатель этого не знал ему кажется все просто сказочным и удивительным. Но это не так, зима уходит и уступает свое место весне, это грустно для Тютчева. Зима его чарует своей красотой и белоснежностью. Все кругом усыпано белым полотном снега, с небес на землю падают маленькие снежинки, а сам человек может наблюдать за всем этим удивительным чудом сидя дома у камина. Тютчеву очень нравилось всматриваться в даль и писать свои шедевры.

Но все не вечно, даже времена года. За каждой зимой идет весна, а за осенью снова зима. Автор это понимал и старался как можно ярче описать данное событие.

Весна вдет, весна идет.
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед.

В этих строчках можно увидеть много радости и тепла, которое излучает само творчество поэта. Каждый сам для себя выбирает личное мнение и анализирует его по-своему.

Федор Иванович Тютчев – один из самых известных и величайших русских поэтов. В своем творчестве он раскрывал множество тем, одна из которых – мир природы. Автор видел в ней свет, божественную силу, жизнь. То, что для других поэтов выступало как художественное олицетворение, Тютчев видел в этом веру в загадочную жизнь. Природа в поэзии Федора Ивановича наполнена настоящей жизнью: она переживает, грустить, словно как человек. Автор также относится с непониманием к людям, которые не ценят такой невероятный дар.

К пейзажной лирике Тютчева относится и стихотворение «Весенние воды», которое автор написал в 1830 году. Мы видим прекрасную картину ранней весны. Мы чувствуем ту свежесть, тепло, которое дарит нам эта замечательная пора. Природа просыпается после долгой, холодной зимы. Быстрый поток весенних вод символизирует окончательное пробуждение, они являются предвестниками весны. Их появление изображается очень динамично и живо. Весенние воды весело протекают везде, звенят, шумят, наполняя жизнью и энергией все вокруг.

Как уже было сказано раннее, стихотворение относится к пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева. Произведение написано четырехстопным ямбом, а также с перекрестной рифмовкой. Автор использует различные средства выразительности, к примеру, эпитеты(«румяный», «светлый», «теплый»), олицетворения(«весна идет»), различные метафоры, повторы. Федор Иванович Тютчев также использовал аллитерацию, которая позволила ощутить читателю стремительные, бегущие весенние воды.

Сам Тютчев упоминал, что его любимое время – зима. Поэтому прощание с этим сезоном было достаточно грустным для него. Однако в стихотворении «Весенние воды» совсем не ощущаются мотивы грусти, напротив, произведение наполнено радостью, теплом и светом наступающей весны. Природа оживает и наполняется энергией, невероятный поток весенних вод пробуждает все вокруг. Весна символизирует что — то прекрасное и радостное. Федор Иванович смог ярко показать всю красоту этого времени года.

Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

На написание данного произведения, автора подтолкнули некоторые жизненные «сладости». Которые появились в жизни молодого поэта ещё в детстве, утрата родителей, и воспитание строгой бабушкой ещё с младенчества показали Лермонтову,

Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны.

Небольшое лирическое стихотворение «Вот опять окно. » написано Мариной Цветаевой в начале XX века. Впервые оно было опубликовано в 1916 году в сборнике стихов Цветаевой под называнием «Бессонница». Оно открывает читателю сердечные

Одним из лучших стихотворений, как признавался сам А.А. Блок, было его стихотворение «О, я хочу безумно жить». Это произведение открывает цикл под названием «Ямбы». Этот философский стих поднимает проблему предназначения поэта.

источник

Стихотворное наследие Ф.И. Тютчева совсем невелико. Это говорит о серьезном подходе поэта к своему творчеству. Одна из ведущих тем в лирике Тютчева – тема природы. Поэт очень трепетно относился к окружающему его миру. Он считал природу живой, существующей по своим вечным законам.
К пейзажной лирике Тютчева можно отнести и стихотворение «Весенние воды». Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны.
Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью. А бегущий поток весенних вод расшевеливает все живое, заставляя проснуться от тяжелого зимнего сна:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Весенние воды – первые предвестники приближающегося тепла. Вечерами еще бывает морозно, зима не отступает полностью, вокруг еще лежит снег. Но наступает день, и становится ясно, что солнце греет уже совсем по-весеннему жарко. И холодный, мрачный снег превращается в задорные ручейки, оповещающие о начале весны:
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Примечательно то, что в стихотворении воды Тютчев называет именно «гонцами» весны, а не посланниками. Думаю, это связано с тем, что гонцы – люди, разносящие вести. А воды как раз бегут, оповещая все на своем пути о приходе солнца и тепла. И восторженное восклицание автора сливается воедино с радостной песней весенних вод:
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Интересно то, что время действия Тютчев обозначает скорее иносказательно. В первых же двух строках идет противопоставление:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
Именно этот контраст и показывает, что речь идет о самом начале весны. Мы видим, что «брег» еще «сонный», не отошедший от зимней спячки. А весенние воды уже бегут, торопясь всем и каждому о скором приходе долгожданной весны. И читатель тут же видит перед собой картину постепенно просыпающейся природы, сбрасывающей с себя оковы сна.
Известно, что в первом варианте стихотворения вместо строки «А воды уж весной шумят» стояла другая строчка: «А воды с гор уже шумят». Для чего же это было сделано? Я думаю, что автор заменил простое выражение на метафору «воды весной шумят», чтобы лучше передать весеннее настроение. Кроме того, эта строчка обозначает тему, которая будет развиваться на протяжении всего стихотворения. Во второй строке произведения явно чувствуется аллитерация. Преобладание шумных согласных «ш», «ж», «с» создает ощущение бегущих потоков воды, растапливающих снег и сметающих все на своем пути. Эта строка передает неотвратимую силу весны.
Для передачи действия вод использованы глаголы «шумят», «бегут», «будят», «блещут», «гласят». Они подчеркивают стремительность весны, ее молодость, энергичность. Для этих же целей в 3 и 4 строках первой строфы автор использует аллитерацию: преобладают звонкие согласные «б», «бл», «гл».
Примечательно, что если в первой строфе преобладают глаголы, то в последней строфе гораздо больше прилагательных. Таким образом автор подводит итог и дает характеристику весны. Тютчев показывает, чего он ждет от этого удивительного времени года. Для описания весенних дней автор использует такие прилагательные, как «тихие», «теплые», «майские». Для хоровода Тютчев находит такие определения, как «румяный» и «светлый», «весело». Метафора «хоровод дней» подчеркивает, с одной стороны, настроение весенней поры, а с другой – восприятие этой поры людьми, то настроение, которое оно создают в человеческой душе. Кроме того, мне кажется, что эта метафора имеет еще одно значение – она дает представление о ритме жизни, который наступает с приходом весны.
Мне кажется, что это стихотворение Тютчева рассказывает не только о приходе весны как новой поры года. Как и все произведения этого поэта, «Весенние воды» — глубокое и многослойное произведение, имеющее философский подтекст. Это стихотворение и о Весне в жизни каждого человека. Это касается не только молодости – весенней поры жизни, когда все так ново, интересно, дышит энергией и силой. Еще это произведение и о надеждах, которые подобны весеннему ветру в человеческой жизни. Каждый раз они приносят обновление, ожидание нового счастья, любовь к жизни.

источник

Для творчества Ф.И.Тютчева характерно одушевленное изображение природы, её «очеловечивание». К пейзажной лирике относится и стихотворение «Весенние воды». В нём отражено особое видение мира, присущее автору, его ощущение неразрывной связи с окружающим миром. Разбор произведения от Многомудрого Литрекона познакомит вас с идейно-тематическими особенностями этого текста, которые помогут лучше понять замысел стихотворения.

Стихотворение было написано поэтом в 1830 году, однако опубликовано лишь в 1832г. в журнале «Телескоп». В момент создания произведения Тютчев находился за границей – в Германии. Поэт часто тосковал по Родине, особенно по природе России. Первые весенние дни Тютчев встретил в другой стране, однако он нашел утешение в том, что весна в Германии напоминает весну в России. Он с любовью описал предвосхищение приближающихся перемен в природе, всеобщее оживление.

Важно помнить, что творчество Тютчева было создано им для себя, ведь поэт занимался иным видом деятельности, далеким от литературы. Стихотворения он считал своим хобби и показывал только близким друзьям. Они-то и уговорили автора продемонстрировать свои старания публике. Поэтому каждая строчка из произведений Тютчева является интимным переживанием его души, которое чудом дошло до нас.

  • Лирике Ф.И.Тютчева свойственны черты романтизма. В произведении «Весенние воды» можно увидеть его черты: особое внимание к чувствам, переживаниям лирического героя, идеализация природы, мотив уединения.
  • Лирическое стихотворение Ф.Тютчева относится к пейзажной лирике. В центре произведения – описание природы. Лирический герой несмотря на то, что «ещё в полях белеет снег» чувствует приближение весны в самых незначительных деталях – в «весенних водах». В воздухе веет теплом, всё намекает на возрождение уснувшей природы.
  • Размер стихотворения «Весенние воды» — четырёхстопный ямб, рифма – перекрестная.

Произведение Ф.И.Тютчева стоит из трех строф, каждая из которых включает четыре строки.

  1. В самой первой строфе окружающий мир произведения оживает: ручьи становятся «глашатаями» весны, они, словно люди, «бегут», «гласят во все концы».
  2. Во второй строфе ручьи даже произносят монолог, называя себя «гонцами» весны.
  3. В третьей строфе появляется новый одушевленный образ – хоровод тёплых майских дней. Они «толпятся» за ручьями, ожидая «час своего выхода».

Лирический герой стихотворения – человек, тонко чувствующий любое изменение в природе, переживающий вместе с ней каждый важный момент. Он ощущает приближение теплых дней, обращает внимание на самые незначительные детали, сам оживает вместе с окружающим миром.

Поэт одушевляет образ весны в стихотворении: её «гонцы» доносят людям вести о скорых изменениях в природе. Ручьи «бегут», хоровод майских дней, «светлый, румяный», так же приближается к нам, будто одушевленный персонаж. Весна представляет собой символ возрождения души, пробуждения всех дремлющих в человеке сил.

  • Основная тема стихотворения – приближение весны. Поэту важно было показать, что лирический герой ощущает её наступление благодаря душевной чуткости, неравнодушию к окружающему миру. Весна ассоциируется с ренессансом человеческой души.
  • В произведении подчеркивается неразрывная связь человека с природой. Вместе с окружающим миром пробуждается и сам человек – он чувствует прилив сил, счастье. Поэтому стихотворение проникнуто радостным настроением, ощущениями грядущих перемен. Даже сама мысль о скором уходе зимы заставляет лирического героя чувствовать себя пробудившимся от долгого «зимнего» сна. Он с нетерпением ожидает прихода весны. Тема природы в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренним миром самого человека, ведь климатические изменения означают перемены в настроении героя.
  • В стихотворении «Весенние воды» читатель не увидит философских размышлений о жизни, времени, гражданского пафоса. Это произведение проникнуто тонкими чувствами, любовью к окружающему миру. Переживания, мысли героя из-за приближения весны – вся суть произведения.

Главная мысль стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» заключается в неразрывной связи природы и человека. У лирического героя сразу поднимается настроение после того, как он начинает чувствовать приближение теплых дней. Весна приносит в жизнь человека радость, вдохновение, любовь. Она не только преображает внешний мир, но и оживляет внутренний мир личности.

Размышления о природе приоткрывают завесу, отделяющую нас от других, не менее важных вопросов. Так, родство человека и окружающего мира может указать на смысл самой жизни: раз люди являются частью природы, то они подчиняются ее закономерностям и живут в унисон с нею. Значит, смысл бытия заключается в самом бытие, в сне и пробуждении, радости и грусти, эмоциях и мыслях. Каждым своим движением человек противостоит небытию и смерти, оживляя и обогащая вселенную каждым вздохом.

Читайте также:  Анализ воды сточных вод железо

Ф.И.Тютчев использовал различные тропы в стихотворении «Весенние воды».

  • Такой приём, как звукопись придает динамику произведению. Аллитерация на букву «б» в первой строфе создаёт ощущение подвижности, активности весенних ручьев, на букву «ш» — передаёт шум воды. Благодаря ассонансу во второй строфе на букву «о» мы слышим крик ручьев, их непрекращающийся говор.
  • К одним из самых важных тропов пейзажной лирики можно отнести эпитеты. Они создают удивительные картины природы в стихотворениях, поражают своей уникальностью. Ф.И.Тютчев использовал следующие эпитеты: «сонный брег», «тихих, тёплых майских дней», «румяный, светлый хоровод».
  • Также в стихотворении «Весенние воды» особое значение приобретает такой приём, как олицетворение. Образ весны оживает на страницах произведения: ручьи «гласят», майские дни «толпятся» хороводом.
  • В стихотворении присутствуют и метафоры: «воды уж весной шумят», ручьи становятся «гонцами» весны.

источник

Стихотворение “Весенние воды” Тютчев написал во время заграничной поездки. Он вспоминал о Родине, и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ “Весенние воды” по плану содержит всю необходимую информацию об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной материал.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.

История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как все похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.

Олицетворения“воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времен года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами все то, о чем шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Основная идея стиха – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется все. Описывая происходящие в окружающем мире процессы, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней. Так, несмотря на то, что снег в полях еще лежит, он стремительно превращается в воду, растекающуюся бурными ручьями. Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости. Очень скоро молодая весна придет и окончательно прогонит холода до следующей зимы.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления, вызывает в сердце человека радость.

Стихотворение состоит из трех строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первый признаком которого является таяние снега. Он еще лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Во второй строфе создается образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперед, чтобы все услышали благую весть о ее скором приходе. Лирический герой слышит их голоса и радуется тому, как громко они рассказывают о предстоящем времени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придет май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем легкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись сломя голову просто от счастья жить.

Определить жанр этого произведения несложно, поскольку это замечательный образец пейзажной лирики, которую так любил Тютчев.

Используя такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб, поэт передает ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально видают в воздухе. Перекрестная рифма способствует усилению этих ощущений.

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

источник

Фёдор Иванович Тютчев — великий русский лирик и один из самых ярких представителей золотого века поэзии. Произведения поэта находят отклик в сердцах современных читателей, ведь все они проникнуты глубокой духовностью. Главное в представлении творца — человек, природа и их взаимосвязь. Тютчевские пейзажи проникнуты особенной энергетикой, природа в них — это единый организм, живой и вечный. В этом организме происходят циклические процессы, постоянное движение, представленное сменой времен года, дня и ночи, солнца и луны – все это лишь мгновения его жизни. В стихотворении «Весенние воды» Ф. Тютчев описывает одно из таких мгновений.

Больше 20 лет своей жизни Фёдор Иванович Тютчев провел в Германии, и именно он впервые познакомил Россию с великим Генрихом Гейне, занимаясь переводом его произведений на русский язык. Наблюдая за природными пейзажами Баварии, поэт находил гармонию в себе, в них же черпал вдохновение.

Как известно, Ф. Тютчев с особым трепетом относился к весне и написал целый цикл лирических произведений про это время года. Стихотворение «Весенние воды» поэт создает в 1830 году в Мюнхене, вдохновившись пейзажами Баварии. В этом произведении он невероятно точно передает атмосферу прихода весны, радостного оживления природы в период оттепели.

Жанр стихотворения — пейзажная лирика. Размер, в котором оно написано – четырехстопный ямб. Это основной стихотворный размер, которым пользовался поэт. Данное произведение имеет перекрестную рифму.

«Весенние воды», как и вся тютчевская лирика, относятся к романтизму. В данном произведении весна преображает мысли лирического героя, и направляет силы всего живого на пробуждение ото сна после холодной зимы.

Центральным образом в данном стихотворении является весенняя пора. Она торопится сменить зиму, как наше детство сменяется юностью, а юность зрелостью и т.д. Снег, от которого еще не проснулись «сонные поля», символизирует начало марта – времени, когда природа находится в ожидании, что весна займет господствующее место.

Гонцы молодой весны — это реки и ручьи, они «кричат» о приходе новой поры, «бегут», символизируя стремительность, и приносят некую радость обновления:

Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Главной темой данного произведения можно назвать взаимоотношения человека и природы. Читая «Весенние воды», понимаешь, насколько тонко Ф. Тютчев чувствует красоту природных явлений. Еще одна тема, затрагиваемая в данном стихотворении – быстротечность жизни. Природа не стоит на месте. Как и в человеческом организме, в ней постоянно происходят изменения. В данном произведении весна сменяет зиму стремительно, на бегу; так же быстро проносятся мгновения нашего бытия.

Поэт указывает на непрерывную связь человеческой души с натурой, связывая эмоциональные изменения человека с имениями природы. В данном стихотворении автор передает настроение лирического героя через приход весны. Как природа просыпается после холодных снежных и, порой, мрачных зимних дней, так и в человеческой душе в трудные времена возникают надежда и силы на радостное и светлое будущее.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что в жизни каждого из нас есть этот весенний период. Бывает ситуации, после которых человека покидают жизненные силы, душа словно покрывается льдом и становится черствой. Но, несмотря на любые невзгоды, в сердцах людей рано или поздно наступает весна, приносящая за собой бодрящий «хоровод майских дней» и радостное ликование.

Идея произведения Ф. Тютчев связана со временем, связью прошлого и будущего. Ничто не может остановиться в пространстве, во вселенной всегда происходят изменения. Бегущие ручьи, глашатаи весны, олицетворяют наступление будущего, влекущего за собой много радостных событий.

Ф. Тютчев, с присущим ему талантом тонко чувствовать мир природы, мастерски создает образ весны через такие эпитеты, как «румяный» и «светлый», ведь именно в весенний период природа начинает играть яркими красками, появляется больше солнечных дней. «Тихие, теплые майские дни» обозначают гармонию. Последовательность метафор от «сонного брега» до «хоровода дней» описывает эмоциональное состояние человека, пробуждающегося от состояния апатии или грусти.

Для придания динамичности и ощущения постоянного движения, поэт использует олицетворения «весна идет», «воды бегут», «они гласят», для усиления используются повторы. В стихотворении также можно наблюдать аллитерацию звука ш, с, б, г, помогающую читателю воспроизвести картину потоков бегущей воды и господства теплых весенних дней. Скорый приход весны передают такие приемы, как нарастание интонации и восклицательные знаки.

источник

Анализ лирического стихотворения

средней школы № 4 г. Заинска

Александровой Елены Александровны

Цель анализа: Углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое.

Тема: Пробуждение природы от зимнего сна. Наступление радостных весенних дней.

Идея: Ф. Тютчев описывает самое начало весны, земля ещё покрыта снегом, но его радует, что воды уж весной шумят. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана (земля, вода).

Бегут и будят сонный брег,

В этой части слышим шум воды , быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт ещё хочет что–то сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.

И тихих, тёплых майских дней

Изобразительные средства языка. Метафора, олицетворение.

Метафоры по действию. Будят, гласят, идёт, выслала, толпится.

Олицетворение. Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

Звукопись. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды.

Цветопись. Присутствуют холодные и тёплые тона (белый снег), (румяный, т. е. розовый).

Словарная работа. Гласят, говорят, объявляют, возвещают.

Гонцы – тот, кто является вестником, приносит весть.

Вопросы и задания к тексту.

Самостоятельная работа учащихся с текстом.

  • Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
  • Запиши, о чём это стихотворение.
  • Сколько и каких частей в этом произведении?
  • Запиши, что ты представил, читая стихотворение.
  • Каким чувством пронизано всё стихотворение. Запиши.
  • Запиши, с каким настроением будешь его читать.

Анализ произведения с детьми.

  1. Работа с текстом до чтения.
  • Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль?
  1. Работа с текстом во время чтения.
  • Прочитай стихотворение.
  • О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтверди строчками из стихотворения.
  • Перечитай стихотворение. Разбей его на части.

Что вижу. Каким вижу. Что слышу.

воду бежит, гонец шумит, гласит

майские дни дети водят хоровод, толпятся

  • Какая картина кажется необычной? (вода будит, гласит), (дни румяные, водят хоровод, толпятся)
  • Понаблюдай, как рисует поэт.
  • Кого оживляет? (воду, весну, майские дни)
  • С кем сравнивает? (воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)
  • Какая часть речи – главная в стихотворении? (глагол)
  • Что они характеризуют? (движение воды, весны)
  • Есть ли особые звуки, краски в произведении?
  • Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (о том, что всё проснётся от зимнего сна)
  • Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней )
  • Определи, с каким настроением будешь читать стихотворение.
  1. Работа с текстом после чтения.
  • Самооценка.
  • Насколько глубоко ты понял стихотворение во время самостоятельного чтения?
  • Что сумел прочитать сам?
  • С чем не справился?
  1. Рефлексия.
  • Что вызвало затруднение и почему?
  • Какие выводы для себя ты сделал?

Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится. »Цель:знакомство учащихся со с.

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК «Перспективная начальная школа».

Разработка урока для 2 класса по теме » Лирические стихотворения Ф.Тютчева «.

Презентация к уроку литературного чтения «Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева «В небе тают облака», в сказке С.Козлова «Если меня совсем нет», 4 класс, система Л.В.Занкова.

источник

Наталия Острогина
«Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Знакомство с пейзажем в старшей группе

Интеграция образовательных областей ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, ПОЗНАНИЕ, МУЗЫКА.

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж , учить их воспринимать содержание картины пейзажной , понимать красоту природы.

Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцами, чтением стихов, поговорок, отгадыванием загадок.

Повышать роль устного народного творчества в интеллектуально – эстетическом воспитании детей.

Воспитывать любовь к народному творчеству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

Обогощать словарный запас детей, воспитывать грамотную речь.

Пейзаж , художник – пейзажист , грачевник.

Рассматривание картин художников – пейзажистов : И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж » , А. М. Грицай «Поснежник» , Родин «Март» , И. И. Левитан «Март» , «Весна – большая вода » .

Прослушивание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» .

Чтение и разучивание стихов.

Знакомство с пословицами , поговорками, приметами природы, народным творчеством.

Репродукции картин художников – пейзажистов . Тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, музыкальное сопровождение.

Воспитатель начинает занятие чтением стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды » :

Бегут и будят сонный берег,

Читайте также:  Анализ воды с дачного участка

И тихих, теплых, майских дней

Вы наверно, ребята, уже догадались, что это стихотворение о весне . А теперь, ребята, отгадайте загадку :

Снег на полях , лед на реках,

Каждый из вас мне отвечайте.

«Живет – поживает старик годовик . Пошел по земле – выше туч вырос. Стал он махать рукавом да пускать птиц. Вот махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые птицы. От их крыльев повеяло холодом, да морозом, с перьев белый снег посыпался ».

Вот теперь скажите, ребята, что за птиц старик – годовик выпускал из рукава?

Дети : Это зимние месяца – декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : А как в народе называют зимние месяца?

Дети : Декабрь – студеный, январь – просинец, февраль – бокогрей.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А кто из вас вспомнит и прочитает стихотворения о зиме?

Дети читают стихотворения – В. Фетисов «Зима пришла» , Т. Белозеров «Зимняя ночь» , С. Есенин «Пороша» .

Воспитатель : Почему эти произведения называют стихотворениями?

Дети : Они складные, похожие на песню.

Воспитатель : Не только поэты воспевают красоту зимней природы. Почувствовать ее красоту нам помогают произведения композиторов. Послушайте фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Февраль» (прослушивание записи) .

Мы узнали, как выражают свою любовь к русской природе поэты, композиторы. А теперь вспомним, какие художники дарили нам радость, изображая на своих картинах русскую природу, ее просторы, поля , реки.

Дети : И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж » , А. М. Грицай «Поснежник» , Родин «Март» , И. И. Левитан «Март» , «Весна – большая вода » .

Воспитатель : Как можно назвать одним словом то, что изображено на картинах?

Воспитатель : А как называют художника, который нарисовал такую картину?

Дети : Художник – пейзажист .

Сегодня мы будем рассматривать картину А. К. Саврасова. Как она называется, я пока не скажу. Попробуем догадаться. Показ картины.

Рассказ воспитателя : «Перед вами картина А. К. Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну . Выстроились в ряд белоствольные березы. На их ветвях множество грачиных гнезд, вокруг корорых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка» , оглушая окресности неумолкаемым гомоном.

На втром плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви , а дальше, до самого леса, узкой лентой, раскинулись поля , побуревшие от залежалого снега .

Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно – голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу . Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, на зернистом снегуясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избы. Кое – где меж облаков проглядывает ярко – голубое небо.

Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато – коричневые тона с бело – голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну , что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение обновление и запах весны . Картина очень жизненна и сежа, что кажется написанной непосредственно с натуры, хотя художник написал ее в мастерской, пользуясь этюдами. А. К. Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо ее любил. Это и помогло ему создать в картине незабываемый образ русской природы».

Какое время года изображено на картине?

Что изображено в центре картины?

О чем они заботятся, когда возвращаются к нам из теплых краев?

Почему хорошо видны следы птиц на снегу ?

Какими красками написал картину художник?

Что написано голубым цветом? Серым? Коричневым?

Что самое яркое в картине?

Какое настроение передает художник?

Как художнику удалось это показать?

А как художнику удалось передать движение в картине?

Как бы вы назвали эту картину?

Далее проводится физкультминутка – звучит музыка «ENIQMA» : дети оказываются в «лесу» и они превращаются в художников. На последних нотках музыкальной композиции появляется ВЕСНА . Весна прветствует ребят и предлагает вспомнить поговоки о весне , а так же прочитать стихи.

Весна : Каким можно назвать лес и где такие слова можно употребить : в рассказе, стихотворении, сказке?

желтый лес в рассказе про осень

белый лес и в рассказе, и в стихотворении

Воспитатель : А знаешь, Весна , девочки приготовили тебе в подарок танец.

Девочки исполняют танец «Веснянка » .

Весна : Спасибо большое ребята. А я хочу вам рассказать о деревце. (Весна рассказывает сказку ) . И предллагает нарисовать лесную полянку .

Пока работы подсыхают, воспитатель проводит дидактическую игру «Найди ошибку» . После того как проведена игра, детские работы помещаются на ширму. Весна радуется работам и совместно с воспитателем проводит анализ работам.

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег» ). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни» . Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике , состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят ) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят ). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!» ) для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов : эпитеты («румяный, светлый хоровод» , «молодой весны» , «тихих, теплых майских дней» ), метафоры (хоровод дней, сонный брег ), олицетворения («весна идет» , «они гласят» ), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Весенние воды» было создано Тютчевым в 1830 г. во время пребывания в Германии. Поэт утверждал, что наступление весны в Европе и в России очень схоже между собой.

Жанр стихотворения — пейзажная лирика.

Весеннее пробуждение природы. Тютчев описывает самые первые признаки наступающей весны. Поля еще покрывает снег, но он уже стремительно тает. Земля покрывается сетью бурных ручьев, которые выступают глашатаями нового времени года. В звонком движении талых вод ощущается ликование. Под эти звуки вся природа выходит из зимней спячки. Ручьи разносят «во все концы» счастливую весть о том, что весна уже близко. Она приближается и ведет за собой «хоровод майских дней», которые окончательно прогонят зиму.

Стихотворение состоит из трех строф — законченных четверостиший.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб, перекрестная рифма.

Произведение обладает очень большой динамикой. Автор достигает этого через описание стремительного бега весенних вод. Он применяет множество глаголов: «шумят», «бегут», «гласят». Ощущение безостановочного движения подкрепляется рефреном «Весна идет!». В центральной строфе расположен главный призыв «гонцов весны», усиленный восклицаниями.

Белеющему в полях снегу и «сонному брегу» противопоставляются яркие эпитеты: «теплых», «румяный», «светлый». Очень выразительны метафоры: «весны гонцы», «хоровод… дней». Также автор использует олицетворение: «воды… бегут и будят», «весна… выслала», «хоровод… толпится».

Главная мысль стихотворения — долгожданное наступление чудесного времени года. Зима еще не отступила, но во всей природе быстро распространяются первые приметы пробуждения. Самой значимой из них для автора являются стремительные весенние воды.

  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Тютчев был настоящим мастером пейзажной лирики. Особое место в его творчестве занимает смена времен года, ассоциирующаяся поэтом с обновлением. Каждый, кто будет внимательно читать стих “Весенние воды” Тютчева Фёдора Ивановича, сможет проникнуться радостным ожиданием автора.

Стихотворение было создано в 1830 г. Это время поэт проводит в Европе. Его мировоззрение претерпевает незначительную трансформацию. Путешествуя по Германии и Франции, он убеждается, что к русским здесь всегда будут относиться как к “холопам”. В поэзии Тютчева появляются нотки европейского романтизма. Будучи тонким знатоком природы, поэт полагает, что немецкая весна, которую он описал в этом произведении, почти ничем не отличается от русской. Текст стихотворения Тютчева “Весенние воды”, которое проходят на уроке литературы во 2 классе, очень легко учить. Условно оно делится на две части. Сначала лирический герой только чувствует приближение весны. Холодный зимний воздух становится сырым, снежные сугробы сдаются ярким и дерзким солнечным лучам. Слышится возбужденное пение птиц, а шумящие воды будят не только “сонный брег”, но и все живое, уставшее от холода и снега. Сам Тютчев из всех времен года больше всего любил зиму. Но устоять перед обаянием весны он не мог даже в пожилом возрасте. Она является для него символом новой молодой жизни.

Первую часть произведения можно назвать торжественной. Весенние воды ассоциируются поэтом с глашатаями юной, могущественной, властной и доброй волшебницы. Вслед за непредсказуемым мартом и шумным апрелем следует май, предтеча жаркого лета. Во второй части стихотворения лирический герой с теплой, немного грустной улыбкой, размышляет о тихих и ласковых деньках последнего месяца весны. Скачать это стихотворение полностью или учить его в режиме онлайн можно на нашем сайте.

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в семье дворян. Детство он провел в имении под названием Овстуг, которое находилось в Орловской губернии. В скором времени будущий поэт перебрался в Москву вместе с родителями и до юношеских лет обучался в домашних условиях под руководством поэта и переводчика Семена Рабича. Он обучал Федора знаниям латыни и античной лирики. К четырнадцати годам одаренный ребенок становится студентом в Московском университете.

После университета Тютчев решает развивать дипломатическую карьеру и отправляется на работу в Мюнхен, а потом и в Турин. Здесь же он встречает свою первую любовь и очень сильно скучает по своей родине. Несмотря на то что автор весьма далеко от России, он продолжает писать свои изысканные произведения.

Федор Иванович Тютчев относится к той категории поэтов, которые способны по-особенному чувствовать своеобразную связь человеческой сущности и натуральной природы. Автор замечает мельчайшие изменения в окружающей среде и максимально красочно отображает их в строках стихотворений.

Произведения Федора Ивановича переполнены изысканным шумом ветра, постоянным пением птиц, шелестящей листвы с деревьев, в строках переливается родниковая вода, а также завывают вьюги. Великий поэт весьма чуток к изменениям натуральной природы во время смены поры года, он способен без особенного труда отобразить словами то, что происходит вокруг него. Именно это показывает тщательный анализ произведений Ф. И. Тютчева.

Во многих произведениях, написанных ранее, Федор Иванович отмечал, что зимний период для него максимально близок и нравится больше всего. Это не помешало автору красочно описать смену поры года, описать изначальное весеннее время. Создано произведение «Весенние воды» во время нахождения поэта на территории Германии. В это время он был под впечатлением от окружающего его мира, но все же смог описать особенности природы именно своей родины. В стихотворении присутствует очаровывающее настроение весны, которое свойственно ассоциациям со всего мира.

Только проведя тщательный анализ произведения, можно понять, что в стихотворении «Весенние воды» максимально точно передается атмосфера весеннего периода года. С самых первых строк читателю становится ясно, что описывается первый весенний месяц – март. Здесь сомневаться не приходится – на поле еще лежит снег, в ночное время зима по-прежнему злится и показывает свои проказы, а в дневное время с каждым днем все теплее и теплее греет солнце. Под солнечными лучами снег постепенно тает и превращается в веселые и журчащие ручейки, которые оповещают всех о приходе весенней поры года.

В произведении «Весенние воды» Ф. И. Тютчев максимально удачно использовал приемы аллитерации, поэтому стихотворение получилось максимально живым и по-особенному насыщенным.

Автор прямым текстом указывает, что вот-вот весна возьмет господство. И ему весьма знакома данная пора года, которая отличается капризностью. Он прекрасно понимает, что настоящие теплые дни придут только в мае, именно об этом он и повествует читателю.

Первая часть стихотворения «Весенние воды» имеет большое количество глаголов, которые олицетворяют определенное действие и быструю смену окружающих событий. Во второй части произведения имеется множество прилагательных, которые максимально точно передают читателю особенности весенней поры года и ее смены.

Тщательный анализ произведения дает понять, что автором в сюжете используются специфические отождествления, которые связывают неживые объекты окружающей природы и человеческие особенности. К примеру, весеннее время сравнивается с молодой девушкой, а теплые деньки в мае – это ее дети.

Стихотворение имеет большое количество метафор, которые позволяют создать ассоциацию весны и исключительного человеческого настроения. Федор Иванович дает читателю понять, что постепенно приходит чистая и уже обновленная пора года, после долгой и мучительной спячки просыпается природа. Данные события сравнимы с особенностями жизнедеятельности человека – здесь зарождается надежда, что в скором времени начнется новая жизнь, возникнут счастливые события, радость, а также новые волнующие ощущения.

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев описывает наблюдения за окружающим его миром именно в данную пору года. Он сравнивает это время с уходящей молодостью, которая покинула лирического героя безвозмездно и обратно уже ничего не вернуть. Автору остается только наблюдать за тем, как постепенно обновляется молодая весна, в спешке сменяющая зиму, она желает стать полноправной хозяйкой всего окружающего пространства.

Читайте также:  Анализ воды сточных вод правила

Весеннее время способно практически полностью изменить мир, сделать его максимально красивым и чистым. Именно весна ассоциируется с ранней юностью, простой беспечностью, а также по-особенному чистой заново возникшей жизнью. В качестве гонцов, оповещающих о приходе тепла и уюта, выступают ручейки, которые указывают как на перемены в природе, так и на изменения в душе практически каждого человека.

Произведение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, состоит из трех отдельных строф, которые имеют четверостишия. Написано стихотворение с помощью четырехстопного ямба, имеющего перекрестную рифмовку.

В стихе присутствует определенная динамика – Тютчев старается передать читателю натуральную природу в виде постоянного и непрерывного движения. Такая своеобразная передача достигается благодаря использованию большого количества повторяющихся слов. Это и весна, и идет, и бежать… Здесь имеются насыщенные зарисовки, полные глаголов – шуметь, бегать, пестрить, блестеть. В произведении также сочетается прямая речь, совместно с изысканными повторениями, к примеру, «весна идет, весна идет». Чтобы одушевить весенние ручьи, используются отождествления природных явлений и сравнение их с человеческой сущностью.

Для создания по-особенному яркого образа весенней поры года, в произведении используется большое количество выразительных средств. Именно необычная художественная зоркость Федора Ивановича Тютчева и его четкость по отношению к природе позволили создать строки, которые понравились критикам того времени и современности.

Стоит рассмотреть основные использованные тропы:

В произведении «Весенние воды» присутствуют аллитерации, использованные с помощью согласных букв «ш» и «с». Такая особенность позволяет максимально живо понять и ощутить потоки бегущей весенней воды. Аллитерация с буквой «б» и сочетание ее с иными согласными подчеркивает изысканность наступления весеннего периода года. Скорая победа весеннего времени над зимним периодом года передается с помощью нарастающей интонации, в конце практически каждой строки присутствуют три восклицательных знака, причем во всех двенадцати строках.

Стихотворение обладает скрытым философским подтекстом. Автор старается объяснить читателю, что в душе у каждой человеческой личности есть своеобразная пора весны, где сердце способно ожить. Так, скорая победа весны над зимой, может случиться в душе у каждого, и для этого есть всё предпосылки.

источник

Стихотворное наследие Ф.И. Тютчева совсем невелико. Это говорит о серьезном подходе поэта к своему творчеству. Одна из ведущих тем в лирике Тютчева – тема природы. Поэт очень трепетно относился к окружающему его миру. Он считал природу живой, существующей по своим вечным законам.
К пейзажной лирике Тютчева можно отнести и стихотворение «Весенние воды». Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны.
Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью. А бегущий поток весенних вод расшевеливает все живое, заставляя проснуться от тяжелого зимнего сна:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Весенние воды – первые предвестники приближающегося тепла. Вечерами еще бывает морозно, зима не отступает полностью, вокруг еще лежит снег. Но наступает день, и становится ясно, что солнце греет уже совсем по-весеннему жарко. И холодный, мрачный снег превращается в задорные ручейки, оповещающие о начале весны:
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Примечательно то, что в стихотворении воды Тютчев называет именно «гонцами» весны, а не посланниками. Думаю, это связано с тем, что гонцы – люди, разносящие вести. А воды как раз бегут, оповещая все на своем пути о приходе солнца и тепла. И восторженное восклицание автора сливается воедино с радостной песней весенних вод:
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Интересно то, что время действия Тютчев обозначает скорее иносказательно. В первых же двух строках идет противопоставление:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
Именно этот контраст и показывает, что речь идет о самом начале весны. Мы видим, что «брег» еще «сонный», не отошедший от зимней спячки. А весенние воды уже бегут, торопясь всем и каждому о скором приходе долгожданной весны. И читатель тут же видит перед собой картину постепенно просыпающейся природы, сбрасывающей с себя оковы сна.
Известно, что в первом варианте стихотворения вместо строки «А воды уж весной шумят» стояла другая строчка: «А воды с гор уже шумят». Для чего же это было сделано? Я думаю, что автор заменил простое выражение на метафору «воды весной шумят», чтобы лучше передать весеннее настроение. Кроме того, эта строчка обозначает тему, которая будет развиваться на протяжении всего стихотворения. Во второй строке произведения явно чувствуется аллитерация. Преобладание шумных согласных «ш», «ж», «с» создает ощущение бегущих потоков воды, растапливающих снег и сметающих все на своем пути. Эта строка передает неотвратимую силу весны.
Для передачи действия вод использованы глаголы «шумят», «бегут», «будят», «блещут», «гласят». Они подчеркивают стремительность весны, ее молодость, энергичность. Для этих же целей в 3 и 4 строках первой строфы автор использует аллитерацию: преобладают звонкие согласные «б», «бл», «гл».
Примечательно, что если в первой строфе преобладают глаголы, то в последней строфе гораздо больше прилагательных. Таким образом автор подводит итог и дает характеристику весны. Тютчев показывает, чего он ждет от этого удивительного времени года. Для описания весенних дней автор использует такие прилагательные, как «тихие», «теплые», «майские». Для хоровода Тютчев находит такие определения, как «румяный» и «светлый», «весело». Метафора «хоровод дней» подчеркивает, с одной стороны, настроение весенней поры, а с другой – восприятие этой поры людьми, то настроение, которое оно создают в человеческой душе. Кроме того, мне кажется, что эта метафора имеет еще одно значение – она дает представление о ритме жизни, который наступает с приходом весны.
Мне кажется, что это стихотворение Тютчева рассказывает не только о приходе весны как новой поры года. Как и все произведения этого поэта, «Весенние воды» — глубокое и многослойное произведение, имеющее философский подтекст. Это стихотворение и о Весне в жизни каждого человека. Это касается не только молодости – весенней поры жизни, когда все так ново, интересно, дышит энергией и силой. Еще это произведение и о надеждах, которые подобны весеннему ветру в человеческой жизни. Каждый раз они приносят обновление, ожидание нового счастья, любовь к жизни.

источник

Кузьмина Елена Анатольевна

МБОУ «СОШ №1» г. Бородино Красноярского края

Программа: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы – М.: Просвещение 2011

Литературное чтение 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова] -М.: Просвещение, 2012 – (Школа России)

Номинация «Элементы проектной и исследовательской деятельности при обучении в начальной школе»

Тема урока. Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Цель: формирование и развитие исследовательских навыков учащихся через работу с поэтическим текстом.

Формирование читательских умений:

создание в воображении художественных картин, изображённых поэтом с помощью слова;

восприятие изобразительно-выразительных средств художественного языка.

Развитие исследовательских навыков учащихся:

умение самостоятельно сопоставлять понятия;

умение делать собственные выводы;

умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Поиск информации заданной в тексте.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

Монологические высказывания по предложенной теме и заданным вопросам.

Оборудование: мультимедийная презентация; таблица «картинный лан и партитура чувств»; информационный лист «Выразительные средства языка»; муз. запись романса Ю. Гуляева «Весенние воды», «Веснянка»; репродукция картины П. Караченцева «Весенние воды»; карточки с распределением ролей и советами для работы в группе, выставка книг со стихами о весне, рисунки детей к прочитанным произведениям.

Структура урока: Организационный момент, проверка домашнего задания, введение в тему урока, целеполагание урока, погружение в тему урока, рефлексия, домашнее задание.

I . Организационный момент

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Именно такое настроение нам понадобится сегодня на уроке. Мы будем работать в группе, распределите обязанности. (На каждом столе лежит список обязанностей внутри группы.)

II . Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, какое задание вы получили на предыдущем уроке внеклассного чтения?

Дети: Мы получили задание прочитать стихи поэтов о весне и к прочитанному стихотворению выполнить иллюстрацию.

Учитель: у нас получилась вот такая выставка книг и рисунков. На перемене вы рассмотрели рисунки своих товарищей, а теперь обсудите в группе и примите решение, чьи работы заслуживают особого внимания. Назовите авторов этих работ.

— Ребята, чьи фамилии были названы, выйдите пожалуйста к доске.

— Расскажите, какой рисуют весну поэты и что вы изобразили в своих рисунках. (Учащиеся зачитывают отрывки из стихотворения к своим иллюстрациям.)

— Ребята, как мы их поблагодарим? (Можно подарить аплодисменты.)

Учитель: Ребята, а вы знаете, как раньше зазывали весну наши прабабушки и прадедушки?

Учитель: Обратите внимание на колокольчики, которые лежат у вас на партах. Позвените ими.

— Что вам напоминает звук колокольчика?

Дети: Журчание ручейка, капель, щебет птиц.

Учитель: Давайте под музыку попытаемся передать эти звуки. (Звучит мелодия «Веснянка», дети звенят колокольчиками.)

III. Введение в тему урока

«Поэты всё увиденное и услышанное ими глубоко переживают и передают свои чувства в стихах, художники передают свои чувства при помощи кисти и красок. На стихи поэтов композиторы сочиняют музыку, а задача певца-исполнителя передать эти чувства при помощи голоса и интонации.

2. Прослушивание музыкального произведения

Учитель: А сейчас, внимательно послушайте музыкальное произведение- романс в исполнении певца Юрия Гуляева и постарайтесь запомнить, какие картины вы увидите в своём воображении.

(Прослушивание музыкальной записи – романса в исполнении Юрия Гуляева «Весенние воды» в сопровождении мультимедийной презентации на тему «Весна»)

3. Вопросы после прослушивания

Учитель: Какие чувства вы испытываете?

— Какие картины вы нарисовали в своём воображении7

— На стихи, какого поэта прозвучало это музыкальное произведение?

Учитель: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: Фёдор Тютчев о весне и т.д.

(Звучат высказывания детей, затем учитель корректирует тему урока. )

Тема урока: Образ весны в стихотворении Фёдора Тютчева «Весенние воды». (Учитель записывает тему урока на доске.)

Учитель: Определим задачи урока.

(дети высказывают свои мнения, учитель фиксирует задачи на доске.)

Прочитать стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».

Найти в тесте слова, при помощи которых поэт рисует весну.

V. Погружение в тему урока

Учитель: Ф. И. Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихи – это зарисовки различных времён года. Стихотворение «Весенние воды» было написанов Мюнхене в 1930 году.

1. Самостоятельное чтение стихотворения

Учитель: Приступаем к решению 1 задачи урока. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «весенние воды» самостоятельно.

Учитель: Какие слова вам непонятны?

Гонцы – первые приносят весть.

Хоровод – род массовой игры, обычно состоящей в круговом движении с пением и плясками.

Толпится — собираться, скапливаться.

3. Анализ текста стихотворения

Учитель: Приступаем к решению 2 задачи урока. Сейчас нам предстоит провести исследование текста и определить выразительные средства, при помощи которых поэт изображает весну. Вы можете пользоваться информационным листом «Выразительные средства языка».

— Прочитаем первое четверостишие (ученик читает вслух)

Бегут и будят сонный брег ,

Бегут , и блещут , и гласят

Учитель: Работаем в группе. Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?

Дети: метафора (сонный брег, весной шумят), повтор глагола «бегут»

Учитель: Какие выразительные средства использует поэт для описания событий действий весны.

Дети: Поэт использует глаголы. В одном только этом четверостишии 7 глаголов.

Учитель: прочитаем 2 четверостишие.

Учитель: Обсудите в группе вопросы:

— Как называется этот приём?

Дети: Сравнение (воды как гонцы).

Учитель: Как поэту удаётся передать впечатление нарастания победы весны?

Дети: Повтор слов («Весна идёт, весна идёт»). Олицетворение «весна идёт».

Учитель: Какую роль здесь играет прямая речь?

Дети: Прямая речь используется для того, чтобы одушевить, олицетворить ручьи.

Учитель: Прочитаем 3 четверостишие.

И тихих, тёплых майских дней

Учитель: От лица кого произносится «весна идёт, весна идёт!» в последнем четверостишии?

(Учащиеся обсуждают вопросы в группе)

Дети: Слова автора, он как бы слышит слова ручейков и повторяет за ними.

Учитель: Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?

Дети: Олицетворение (весна как живая, хоровод – дни). Эпитеты (тихих, тёплых, майских дней, румяный светлый хоровод, молодой весны).

Учитель: Определите, какое настроение передаёт поэт в каждом четверостишии.

— Организаторы групп получите задание.

4. Составление картинного плана и определение партитуры чувств

1) Работа с таблицей в группе

Перечитайте ещё раз стихотворение по четверостишиям.

Выразите словами чувства, какие вы испытываете при чтении.

Запишите эти слова в таблицу.

Бегут и будят сонный брег,

Радость, бодрое настроение

И тихих, тёплых майских дней

Словарь настроений: радость, удивление, восторг, бодрость, разочарование, веселье, грусть, тоска, печаль.

2) Фронтальная проверка определения партитуры чувств

Учащиеся зачитывают строки четверостишия и объясняют, какие чувства они испытывают.

Учитель: Найдите рифмующиеся слова в четверостишиях. Они находятся в соседних строчках или через строчку?

Дети: Они находятся через строчку.

Учитель: На какой слог в них падает ударение?

Дети: Ударение падает на последний слог

Учитель: Какое это создаёт настроение?

Дети: это создает настроение радости и нарастающей теплоты.

Соотнесение строчек стихотворения с репродукцией картины П. Караченцева «весенние воды»

Учитель: Внимательно рассмотрите репродукцию картины П. Караченцева «Весенние воды».

— Какое явление природы изобразил художник?

Дети: Художник изобразил половодье.

Учитель: Какие строки из стихотворения подходят к этой репродукции?

Учитель: Решены ли поставленные задачи урока.

(Учащиеся возвращаются к задачам урока и высказывают своё мнение)

Учитель: Молодцы! А хотите сами написать своё стихотворение?

— Попробуйте создать свой образ весны. Сочините синквейн.

2. Проверка творческих работ

Наступает, бурлит, резвится.

Наконец наступила долгожданная весна!

VII . Домашнее задание: Прочитайте стихи и рассказы о Великой Победе, выполните иллюстрации к прочитанному.

VIII. Эмоциональная рефлексия

Учитель: Ребята, вы молодцы! Здорово у вас получилось.

— Вам понравилось работать на уроке? Давайте поблагодарим друг друга словами.

— Напишите благодарственное письмо и отправьте его тому, с кем вам было интересно работать.

В. А. Лазарева. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. Лекции 1-4.- Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2006;

источник