Меню Рубрики

Человек склонился над водой анализ

Цели урока:

  1. систематизировать знания учащихся о лирическом произведении, продолжить обучение умению анализировать художественное произведение через знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу, освоение навыков анализа пейзажной лирики;
  2. помочь ученикам постичь “внутренний план” тютчевской пейзажной лирики, развивать эмоциональность старшеклассников;
  3. воспитание чувства восхищения перед творчеством великих мастеров слова.

Сведения по истории литературы:

  • романтические традиции в русской лирике;
  • мир природы и мир души.

Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий:

  • философская лирика;
  • антитеза;
  • природа и человек;

Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений:

  • анализ поэтического текста;
  • выявление “второго плана”;
  • литературный отзыв.

Оформление доски: иллюстрации с изображением пейзажных зарисовок.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. . . (Ф. И. Тютчев)

1. Организационный момент.

Тема и цель урока объявляется учителем, записи в тетради. Проверка готовности к уроку. Мотивационный момент.

Вступительное слово учителя. Тема урока “Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…” (Восприятие. Истолкование. Оценка. )

Далее предлагается осмыслить тему, выделить ключевое слово, дать его толкование.

Анализ – исследование текста стихотворения.

Учащиеся объясняют значение слов “восприятие”, “истолкование”, “оценка”. Учитель при необходимости уточняет: можно отразить не только личное восприятие стихотворения, но и отметить, какие мысли и чувства вызвало оно у современников поэта; анализировать стихотворение надо в единстве формы и содержания и в контексте всего творчества поэта, оценивая мастерство автора и художественную ценность произведения, не следует забывать, что личностная оценка факультативна, порой мы не готовы достойно, на нужном уровне оценить классическое произведение, поэтому надо быть корректными.

2. Работа по теме урока

2. 1. Задание №1. Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…” учителем. Ответьте на вопрос, какие ассоциации возникли у вас при чтении стихотворения?

Что ты клонишь над водами
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами
Словно жадными устами
Ловишь беглую струю?

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей,
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой …

(возможны поверхностные ответы, т. к. дети при первом знакомстве с произведением увидели только пейзажную зарисовку: склоненная над водой ива, многие представляют под словом “вода” ручей, реку, водопад Учащиеся обращаются к иллюстрациям, указывают на те, которые, по их мнению, отражают возникшие ассоциации. ) Восьмиклассники отмечают, что композиция стихотворения – двучастная; произведение небольшое по объему, состоит из двух восьмистиший; изображено состояние природы и состояние человека в определенный момент жизни)

Когда-то Тургенев уверял, что “о Тютчеве не спорят, — кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.

Вся жизнь Тютчева — в его стихах. С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Вспомните, какие вы знаете строки из стихотворений Тютчева (возможно, дети вспомнят самые известные строки поэта):

Зима недаром злится
прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора…

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом

Совсем не случайно то, что все эти стихи о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире.

1.3. Коллективная работа. Цель: при помощи детального анализа произведения выяснить его идейно-смысловое содержание. Подготовить рабочие записи для самостоятельной письменной работы.

Настроение стихотворения? Какие слова своим смыслом создают настроение? В стихотворении царит настроение грусти, печали, недоумения, иронии. Интонация стихотворения характеризуется сочетанием экспрессивной лексики и тона спокойных и серьезных размышлений.
Как выражается настроение в стихотворении?

— Как вы думаете, почему стихотворение разделено на две строфы? Какую роль играет вопрос в первой части и получаем ли мы на него ответ во второй?

— Как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы)

— Какие приемы использует автор?

— Как объяснить обращение к иве как к живому существу, очень похожее на традиционное для русского фольклора?

Настроение меняется на протяжении стихотворения Композиционно стихотворение делится на строфы. В 1-ой строфе говорится о “иве”, во 2-ой – о “струе”. Эти два лирических образа находятся во взаимодействии: ива склонилась над водой… Каждая строфа из себя представляет пятистишие (квинтет), в нем рифмуются строки в следующем порядке: первая, третья и четвертая строка рифмуются между собой, а вторая — с пятой.

Четырехстопный ямб, в каждой строке присутствует пиррихий. По расположению ударений наблюдается рифма мужская (2, 5 строка) и женская (1, 3, 4 строки). По расположению в строках перекрестная рифма сочетается с парной (3, 4 строка).

Из приемов звукописи активно используется аллитерация. Если принять во внимание наиболее часто повторяющиеся согласные, то обнаруживается следующая закономерность. Повтор Ш ( [ што], клонишь, макушку, ловишь) в первой строфе, во второй строфе звуков [щ] (трепещет, блещет, плещет), [ж] (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, в этой части воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. В строке “Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей…” слышен лепет ручейка в этом шепчущем повторе “хоть”. Эпитеты, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета: дрожащими листами или одно из впечатлений о предмете, беглая струя, жадными устами – используются только в 1–ой строфе при описании образа ивы. Там же мы видим и олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного: ива “ловит”, “устами”, струя “беглая”, “бежит”, “смеется”, лист “томится”. В первой строфе преобладают существительные и прилагательные, во второй – глаголы. Первая строфа состоит из двух вопросительных предложений, вторая – из одного сложного предложения с несколькими рядами однородных членов – сказуемых. В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. Такой прием часто называют одушевлением. Но здесь перед нами особый случай. Одушевление как художественный прием есть не что иное, как разновидность метафоры. У Тютчева одушевление природы происходит вне какого-либо метафорического основания. Одушевление у Тютчева — это не художественный прием, а философское убеждение.

Вывод: какова тема и идея стихотворения?

Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

— Откуда это непреходящее чувство грусти оттого, что так и не удается иве коснуться вечно бегущего куда-то потока? Откуда это непреходящее чувство грусти оттого, что так и не удается иве коснуться вечно бегущего куда-то потока?

— Почему струя смеется над ивой? Как антитеза помогает разграничить временное и вечное в стихотворении Ф. Тютчева?

“Ива” и “струя” расстаются с ролью детали пейзажа и приобретают статус знаков, за которыми стоит целое явление в создаваемом автором мире. В склонении ветвей , в данном случае “макушки” традиционно содержатся два смысла – стремление защитить и преклонение перед чужим горем. Следовательно, ива – знак страдания всеобщего, безмерного и сострадания. Образ ивы ассоциируется с жизнью человека: “белая” полоса чередуется с “черной”, невзгоды с радостями. Но человек не должен склонять голову (макушку) перед жизненными проблемами. В данном случае слово “макушка” с ударением на первом слоге является однородным со словами “маковка” (церкви), которая устремлена в небо, в вечность.

Второй образ “ над водами” (с ударением на первом слоге) представляет из себя символ “времени”, столь безжалостного над человеком: каждый день, каждая секунда приближает человека к единственно возможному концу – смерти. Как бы человек не пытался “словить жадными устами” бегущую струю, но она “смеется над тобой…”. Время- это категория вечная, постоянная, жизнь человека – категория непостоянная, частичка вечного.

Настоящее время глаголов, имеющих значение движения, активного действия, указывает на постоянство данного явления – течения времени.

2. 4. Подведение итогов коллективной работы. Итак, в чем же особенность тютчевского изображения природы, чем оно отличается от обыкновенного, нашего взгляда? Из чего для автора произведения складывается жизнь природы и почему ей никогда не суждено остановиться или замереть в своем движении?

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Везде автор показывает сходства природы и человека, их общность происхождения, значит, и общие проблемы и пути их решения, взаимное чувство поддержки (они всегда находятся вместе), общие проявления неидеальности – описывается схваченный с натуры образ и раскрываются некоторые философские истины. Ф. И. Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Ранней лирике Тютчева (стихотворение “Что ты клонишь над водами…” относится к раннему периоду творчества) свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки)

Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны.

Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают, конечно, всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление “вечного” и “мгновенного”, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая — лишь короткая вспышка.

Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном. . .
Час тоски невыразимой!. .
Все во мне, и я во всем!. .

Его поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

3. Домашнее задание.

Письменный анализ стихотворения “Что ты клонишь над водами…”

Письменная итоговая работа (работы учащихся)

1. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…”

Это стихотворение написано в ранний период творчества замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева. С момента встречи с его творчеством я поняла, что Тютчев – поэт для узкого круга читателей, тонких, думающих, смотрящих на мир под определенным углом зрения. Понять его поэзию дано не каждому. Вот так случилось и со мной. Читая стихотворение “Что ты клонишь над водами…”, я представляла себе пейзажную зарисовку: лето, теплый денек, берег небольшой речушки, заросший кустарником и тальником, иву, склоненную над бегущей и журчащей по камешкам струей воды. Играет легкий ветерок листьями. Но что-то настораживает в стихотворении. Почему автор говорит о иве как об одушевленном предмете? Почему становится грустно при чтении стихотворения? Да потому, что начинаешь догадываться, что это символическое изображение жизни человека во времени. Не случайно стихотворение состоит из двух строф, каждая состоит из пятистишия (квинтет). В первой строфе – образ “ивы-жизни”, во второй – образ “струи-времени”. Глаголы второй строфы передают непрестанное движение, вечное: бежит, плещет, блещет, и самое главное, смеется над тем, что пришло в этот “мир на время”. Дерево как будто склонилось под тяжестью проблем, неудач, потерь, как иногда бывает с человеком. Для описания такого состояния души автор пользуется существительными, как называющими предмет, и к ним эпитетами: уста жадные, струя беглая, листы дрожащие. Создается впечатление, что речь идет о предмете одушевленном, именно такую роль играет олицетворение. Выявить “второй план” помогает и антитеза “но”, и четырехстопный ямб с обязательным пиррихием в каждой строке, чередующиеся женская и мужская, перекрестная и смежная рифма. Вопросительные предложения как бы стараются вернуть нас к истине: да, жизнь коротка, но жить надо не склоняя “макушки”, достойно, не сдаваться ни перед какими жизненными проблемами, чтобы “умереть как человек”.

2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…”

В стихотворении Тютчева на первый взгляд говорится о иве и струе, но внимательно прочитав несколько раз, я поняла идейный смысл данного произведения так: в стихотворении говорится о жизни и беспощадном к ней времени. Преобладает грустное настроение, печальное, хотя во второй строфе есть слово “смеется”, но радости оно не вносит в текст. Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа – из пяти строк. В каждой строфе четырехстопный ямб, рифма перекрестная (1-3 и 2-5 строки), парная (3-4 строки), женская (1, 3, 4 строки) сочетается с мужской (2, 5 строки). Часто встречаются многосложные слова, поэтому использован пиррихий. Для создания картины природы более живой, “звучащей” автор использует аллитерацию, повторяя 11 раз шипящие звуки “щ”, “ш”, “ж”. Слово “хоть” употребляется в стихотворении два раза, создается впечатление легкого течения ручейка. В первой строфе 2 предложения, простые, вопросительные. Во второй строфе много глаголов 3 лица единственного числа, которые образуют ряд однородных сказуемых. Эти глаголы обозначают активное движение, как бы рисуя общую картину движения времени. Лирический герой этого стихотворения мне представляется жалким, беззащитным. Он не может справиться со своими проблемами и просто-напросто подчинился им. Жизнь коротка и этот герой пытается ухватиться за время, но и оно его не жале, а лишь смеется над ним. Наверное, автор пытался донести до нас чувство жалости и истину о смерти. Каждая минута приближает человека к смерти. Автор говорит нам, что жизнь не вечна, а вечно только время, которое никого не щадит, оно просто бежит вперед. Мне кажется, что стихотворение заставило нас задуматься о том, что нужно не “транжирить” зря время, а успеть в этой жизни многое.

Читайте также:  Что такое технический анализ воды

источник

На этой странице сайта представлена подборка коротких стихов о войне 1941 — 1945 г для детей начальной школы (1 — 4 классы)

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города.
Мир нужен на земле всегда!

Красоту, что дарит нам природа.
А. Сурков

Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам —

Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!

Человек склонился над водой.

Алексей Сурков

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?

«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их — солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас.

И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941г.

Куда б ни шёл, ни ехал ты.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

«Мир добыт немыслимой ценою»
Мир добыт немыслимой ценою,
И его, чтоб в пепле не погас,
Бережем мы так, как перед боем
Берегут в полку боезапас.

Цветами в мае
Край наш не богат,
Но расцвело их море
В одночасье.
Несут их к обелискам
Стар и млад.
Мы помним все,
И свято чтим солдат,
Отдавших жизнь за мир,
За наше счастье!

Отошли бои… И на пригорке,
Где мой брат в сражении уснул,
В праздничной зеленой гимнастерке
Тополь встал в почетный караул.

Мужество
Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам.
Что нас покориться никто не заставит

Анна Ахматова, Ленинград, Июль 1941

Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

Игорь Русских
Шли солдаты на войну

Шли солдаты на войну защищать свою страну,
Драться шли они с врагом ради матушки с отцом.
Ради жёнушек детей, ради золотых полей
Шли солдаты на войну, да пели песенку одну.

Пой, живи Россия, и под небом синим
Расцветай любимый край дорогой!
Нет на свете краше, чем Россия наша,
И другой сторонки нету такой.

Скинем грозного врага за родные берега,
Эти тоже будут знать, как с Россией воевать.
Ну ка, братцы, заряжай, и в ряды плотней вставай!
Выше знамя поднимай, громче песню запевай!

ЭТО НАША ПОБЕДА

Мы сделали это,
Живые и павшие.
Горела Планета,
От смерти уставшая.

Но мы — остальные,
Шагали в бессмертие.
На пули шальные
Плевали,поверьте мне.

За нами вставала,
Как счас это помню я,
От стара до мала
Страна Та Огромная.

И мы оправдали!
Сквозь слёзы и беды,
На купол взметнули
Наш Стяг — Стяг Победы!

Война — жесточе нету слова.

(А. Т. Твардовский)

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

Все в мире сущие награды
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигли нас.

Еще теплы стволы орудий
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните люди,
Переступив войны порог.. .

(Константин Симонов)

За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.
1942

Мальчики уходят на войну

Давид Самойлов

Мальчики уходят на войну,
Возвращаются с войны – мужчины.
Девочками были в ту весну,
А теперь на лбу у них – морщины.

Смотрят друг на друга, узнают,
Бродят вместе, рук не разнимая.
Соловьи вот только не поют,
И любовь у них уже другая.

Видно, мало – памяти сердец,
Знают оба – жить им врозь отныне.
Там начало было, здесь – конец,
А война была посередине.

Давид Самойлов

В тот тесный час перед сраженьем
Простуженные голоса
Угрюмым сходством выраженья
Страшны, как мертвые глаза.

И время не переиначишь.
И утешение одно:
Что ты узнаешь и заплачешь,
И что тебе не все равно.

источник

Это стихотворение написано в ранний период творчества замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева. С момента встречи с его творчеством я поняла, что Тютчев – поэт для узкого круга читателей, тонких, думающих, смотрящих на мир под определенным углом зрения. Понять его поэзию дано не каждому. Вот так случилось и со мной. Читая стихотворение “Что ты клонишь над водами… ”, я представляла себе пейзажную зарисовку: лето, теплый денек, берег небольшой речушки, заросший кустарником и тальником, иву, склоненную над бегущей и журчащей по камешкам струей воды. Играет легкий ветерок листьями. Но что-то настораживает в стихотворении. Почему автор говорит о иве как об одушевленном предмете? Почему становится грустно при чтении стихотворения? Да потому, что начинаешь догадываться, что это символическое изображение жизни человека во времени. Не случайно стихотворение состоит из двух строф, каждая состоит из пятистишия (квинтет) . В первой строфе – образ “ивы-жизни”, во второй – образ “струи-времени”. Глаголы второй строфы передают непрестанное движение, вечное: бежит, плещет, блещет, и самое главное, смеется над тем, что пришло в этот “мир на время”. Дерево как будто склонилось под тяжестью проблем, неудач, потерь, как иногда бывает с человеком. Для описания такого состояния души автор пользуется существительными, как называющими предмет, и к ним эпитетами: уста жадные, струя беглая, листы дрожащие. Создается впечатление, что речь идет о предмете одушевленном, именно такую роль играет олицетворение. Выявить “второй план” помогает и антитеза “но”, и четырехстопный ямб с обязательным пиррихием в каждой строке, чередующиеся женская и мужская, перекрестная и смежная рифма. Вопросительные предложения как бы стараются вернуть нас к истине: да, жизнь коротка, но жить надо не склоняя “макушки”, достойно, не сдаваться ни перед какими жизненными проблемами, чтобы “умереть как человек”.

2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами… ”

В стихотворении Тютчева на первый взгляд говорится о иве и струе, но внимательно прочитав несколько раз, я поняла идейный смысл данного произведения так: в стихотворении говорится о жизни и беспощадном к ней времени. Преобладает грустное настроение, печальное, хотя во второй строфе есть слово “смеется”, но радости оно не вносит в текст. Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа – из пяти строк. В каждой строфе четырехстопный ямб, рифма перекрестная (1-3 и 2-5 строки) , парная (3-4 строки) , женская (1, 3, 4 строки) сочетается с мужской (2, 5 строки) . Часто встречаются многосложные слова, поэтому использован пиррихий. Для создания картины природы более живой, “звучащей” автор использует аллитерацию, повторяя 11 раз шипящие звуки “щ”, “ш”, “ж”. Слово “хоть” употребляется в стихотворении два раза, создается впечатление легкого течения ручейка. В первой строфе 2 предложения, простые, вопросительные. Во второй строфе много глаголов 3 лица единственного числа, которые образуют ряд однородных сказуемых. Эти глаголы обозначают активное движение, как бы рисуя общую картину движения времени. Лирический герой этого стихотворения мне представляется жалким, беззащитным. Он не может справиться со своими проблемами и просто-напросто подчинился им. Жизнь коротка и этот герой пытается ухватиться за время, но и оно его не жале, а лишь смеется над ним. Наверное, автор пытался донести до нас чувство жалости и истину о смерти. Каждая минута приближает человека к смерти. Автор говорит нам, что жизнь не вечна, а вечно только время, которое никого не щадит, оно просто бежит вперед. Мне кажется, что стихотворение заставило нас задуматься о том, что нужно не “транжирить” зря время, а успеть в этой жизни многое

источник

Сурк о в Алексей Александрович [ 1 (13) октября 1899, деревня Середнево, ныне Рыбинского района Ярославской области — 14 июня 1983, Москва ], русский поэт, Герой Социалистического Труда (1969).

В лирике — героика Гражданской войны (сборник «Ровесники», 1934, и др.), чувства солдата Великой Отечественной войны, тема защиты мира (сборник «Миру — мир», 1950). Тексты популярных песен, в т. ч. «Конармейская» , «Бьётся в тесной печурке огонь…» . Государственная премия СССР (1946, 1951). В 1976 награждён золотой медалью им. А. А. Фадеева.

[Предлагаю посмотреть моё стихотворение: «Алексею Суркову» ]

Певец во стане русских воинов,
или краткий отчёт об очередной командировке
вашего собственного корреспондента
(Маленькая поэма)

[Предлагаю посмотреть моё стихотворение: «Алексею Суркову» ].

Под Москвой, 27 ноября 1941

Музыка — Константин Листов.

В первом четверостишии имеются в виду стихи Сельвинского , во втором — Багрицкого .

СУРКОВ, Алексей Александрович [р. 1(13). X. 1899, дер. Середнёво, ныне Рыбинского района Ярославской области] — русский советский поэт, общественный деятель.

Член Коммунистической партии с 1925. Избирался членом Центральной Ревизионной Комиссии КПСС (1952-56), кандидатом в члены ЦК КПСС (1956-66). Депутат Верховного Совета СССР 4-8-го созывов и РСФСР 2-3-го созывов. Член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира. Секретарь правления СП СССР (с 1949; в 1953-59 — первый секретарь). Герой Социалистического Труда (1969). С 12 лет Сурков служил «в людях» в Петербурге. Вскоре после Октябрьской революции ушёл на фронт Гражданской войны. Демобилизовавшись, возвратился в деревню: «Работал в волисполкоме, был избачом, волостным политпросветорганизатором, селькорствовал в уездной газете… и даже, вынужденный беспросветным хроническим безрепертуарьем, писал пьески для драматического кружка». Впоследствии был на партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал комсомольскую газету. Благотворно сказался на творчестве Суркова переезд в Москву, где его избрали в руководство РАППа (1928). Здесь он кончает факультет литературы Института красной профессуры (1934). В 1934-39 работает в журнале «Литературная учеба».

Первые стихи Суркова напечатаны в 1918 в петроградской «Красной газете», но подлинным началом своей поэтической деятельности он считает 1930, когда вышел первый сборник стихов «Запев». Наибольшие удачи этого и последующих сборников — «Стихи» и «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Ровесники» (1934), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1937), «Так мы росли» (1940) — относятся к изображению героев Гражданской воины. В 30-е гг. Сурков участвует в работе Локафа. Большую популярность приобрели его песни этих лет — «Конармейская песня» , «Терская походная» и др. В 1939-45 Сурков — военный корреспондент, участник освободительного похода в Западную Белоруссию, войны с белофиннами, затем — Великой Отечественной войны. Его «Декабрьский дневник» (1940), реалистически запечатлевший трудности суровой зимней кампании и «лица походных друзей», послужил как бы подступом к стихам, написанным в годы Великой Отечественной войны: сборники «Декабрь под Москвой» (1942), «Я пою победу» (1946), «Дороги ведут на Запад» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Россия карающая» (1944). Освободясь от некоторого недоверия к лирике, Сурков сумел проникновенно выразить общенародные чувства гнева, ненависти, горя, порыв к победе и солдатскую тоску по дому. Особенную популярность приобрели его песни «Бьётся в тесной печурке огонь…» , «Песня смелых» (1941) и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 Государственной премией СССР. Суровость тона, скупость красок сплавлены в них с высоким лиризмом. Сурков принимал также участие в создании стихотворных фельетонов о смелых, удачливых бойцах Васе Гранаткине (армейская газета «Героический поход», 1939-40) и Грише Танкине (газета Западного фронта «Красноармейская правда», 1941-42), написал книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле» (1944) и др.

Читайте также:  Что такое вода в сео анализе

Впечатлениями от многочисленных путешествий и встреч навеяны стихи, вошедшие в послевоенные сборники Суркова «Миру — мир!» (1950; Гос. премия СССР, 1951), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969). В 1965 вышел сборник литературно-критических статей и выступлений Суркова «Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934-1965». Сурков был ответственным редактором «Литературной газеты» (1944-46), журнала «Огонёк» (1945-53). С 1962 — главный редактор «Краткой Литературной Энциклопедии». Переводит стихи украинских, белорусских, болгарских, польских, чешских, словенских, сербских, венгерских, урду и других поэтов. Многие стихи Суркова переведены на иностранные языки.

Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. А. Туркова], т. 1-4, М., 1965-66; Эстафета дружбы. Стихи заруб. поэтов в пер. А. Суркова, М., 1968; После войны. Стихи 1945-1970 годов, М., 1972.

Лит.: Кулинич А. С., Алексей Сурков, К., 1953; Владимиров С. В. и Молдавский Д. М., Стихи Алексея Суркова, Л., 1956; Гринберг И., Поэзия Алексея Суркова, М., 1958; Резник О., Алексей Сурков. Путь поэта, 2 изд., М., 1969.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 7. — М.: Советская энциклопедия, 1972

СУРКОВ Алексей Александрович [1899-] — поэт. Происходит из крестьян. Член ВКП(б). Учился в ИКП. Орденоносец. Печататься начал с 1924 в «Правде». Поэзия Суркова, посвящённая главным образом гражданской войне, воспевающая интернациональную солидарность трудящихся, насыщена революционно-героическим пафосом. Тема защиты социалистической родины — главная тема поэта. На ранних произведениях Суркова сказывалось влияние поэтов революционного романтизма — скупой суровости Тихонова , мягкого лиризма Светлова . В стихах Суркова часто встречается описание гибели героя, гибели, которая приносит торжество и победу делу революции ( «Смерть минёра Синицы» , «О нежности» , «Рассказ фронтовика» и др.). Романтическая окраска его стихов сочетается со стремлением к жизненной правде. В «Стихах о герое» он подчёркивает реалистическую направленность своего творчества, отталкивание от ложноромантических штампов («Мой герой не ходил за Чукотку на котика и не целился в глаз полосатого тигра»). Опасаясь украшательской фальши и вычурности («плоской фальши и громкой фразы ты боялась пуще огня», — пишет он о характере своей поэзии), Сурков старается просто, подчёркнуто «буднично» рассказать о боевых днях «безымянных гвардейцев восставшего класса», о геройских поступках «рядовых революции» — путиловского слесаря, кронштадтского матроса, большевика-агитатора, «гордых соколов нашей родины» — лётчиков. Нередко ему удаётся в своих лирических стихах достичь неподдельной искренности и теплоты. Творчество Суркова пронизано большевистской страстностью, но поэту не хватает яркости и сочности изображения. Положительное стремление к безыскусственности и простоте порой превращается в упрощённость (особенно при обрисовке врагов), а взволнованная приподнятость, вопреки установкам авторам, оборачивается риторикой.

Ценен вклад Суркова в создание массовой революционной песни, особенно красноармейской. Ему принадлежит более десятка песенных текстов, некоторые их них, как например «Чапаевская» , пользуются популярностью.

Сурков выступает также в качестве критика и редактора. Он является автором ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Сурков был непосредственным помощником А. М. Горького по редактированию журнала «Литературная учеба».

Библиография: I. Запев, Первая книга стихов (1925-1929), М., ГИХЛ, 1930 (дополн.) изд., ГИХЛ, М. — Л., 1931); Стихи, изд. Б-ка «Огонёк», М., 1931; На подступах к песне, изд. «Молодая гвардия», М., 1931; Наступление, изд. Журн.-газ. объединения, М., 1932; Последняя война, ГИХЛ, М., 1933; Ровесники, 2-я кн. стихов (1930-1933), изд., «Советская литература», М., 1934;Слово о дружбе. Агитпоэма, Воронеж, 1934; Родина мужественных, третья книга стихов 1934-1935, Гослитиздат, М., 1935; Путём песни, четвёртая книга стихов 1935-1936, изд. «Советский писатель», Москва, 1937; Избранные стихи 1925-1935, Гослитиздат, Москва, 1936.

Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929-1939

источник

Тема: «Поэтические строки войны»

Цели урока: воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны и нашего края.

Задачи урока: 1. Формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся-умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли;

2.Совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; развивать навык выразительного чтения;

3.Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине, гордость за русский народ; показать нравственные истоки победы в ВОВ.

Тип урока: литературно-музыкальная композиция

Творчество фронтовиков покоряет. Это подлинное народное творчество,

единственное в своем роде,

солдатских сердец горит оно.

— выставка книг и сборников стихотворений о войне,

— запись сообщения о войне Совинформбюро,

— записи песен «Огонек», «Священная война», «Журавли», «Синий платочек».

Класс распределен на группы:

«Зеленая лампа» — готовят сообщения о поэтах, о роли поэзии в годы ВОВ

«Земляки» — готовят сообщение о поэте – земляке А. Сокерине, учат его стихотворения.

«Лира» — заучивают стихотворения поэтов- фронтовиков наизусть.

«Агитбригада» — готовят инсценировку стихотворения И. Уткина «Бабы»

«ВоенКорр» — в течение урока оформляют боевой листок, используя материалы урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Цель: подготовить учащихся к восприятию материала урока.

Тихо звучит песня «Священная Война» — один куплет с припевом.

В записи звучит сообщение Совинформбюро о начале войны. (Приложение1.Слайд 1)

2. Слово учителя (на фоне музыки «Священная война»)

Цель: погрузить учащихся в урок, заставить задуматься.

Вот уже 65 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Давно зачехлены пушки, заросли травой окопы и траншеи, но людская память трепетно хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военных лет, изменивших ход, истории не иссякает. Уже в первые дни войны многие писатели и поэты заняли место в этой решительной схватке. Многие сражались с оружием в руках, а многие –пером.

3. Участник группы «Лира» читает наизусть стихотворение «Вокзал» (Приложение 2)

Цель: показать трагичность начала ВОВ.

4 .Сообщение участников группы «Зеленая лампа»

Цель: дать историческую справку о ситуации в стране, познакомить с именами неизвестных поэтов. (приложение 3) , (Приложение 1. Слайд 2)

5.Участник группы «Лира» читает наизусть стихотворение А. Суркова «Человек склонился над водой» (Приложение 4)

Цель: представить творчество поэта.

6.Участники группы «Агитбригада» инсценируют стихотворение И. Уткина «Бабы» (Приложение 5)

Цель: развитие творческих способностей, показать, что и во время войны русский человек не потерял чувства юмора.

7. Участник группы «Зеленая лампа» рассказывает о женщинах на войне.

Цель: показать роль женщины на войне.

Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Они умели не только ждать, но и стояли за станками, растили детей, воевали. Говорят «у войны не женское лицо», но женщины шли на фронт, помогали раненым, подносили снаряды, воевали снайперами, летчицами, зенитчицами, ходили в разведку.

Слово женщин-поэтесс тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Юлия Друнина — их стихи знали, ждали.

8.Участник группы «Лира» выразительно читает стихотворение О. Берггольц «Февральский дневник». (Приложение 1. Слайд 2). ( Приложение 6).

Цель: познакомить с творчеством поэтессы О. Берггольц.

9. Участники группы «Лира» читают наизусть стихотворение Ю. Друниной «Зинка». (Приложение 1. Слайд 2). (Приложение 7).

Цель: познакомить с творчеством Ю. Друниной

10. Физминутка (инсценировка текста под руководством учителя) (Приложение 8)

11. Участник группы «Земляки» рассказывает о творчестве А. Сокерина

Александр Дмитриевич Сокерин – фронтовик, ветеран Тобольского нефтехимического
комбината. Его стихи плод многих лет жизни, переживаний и впечатлений. была опалена безжалостным дыханием войны, он один из тех, кто помог остановить фашистскую гидру и защитить нашу страну.

Не так давно Александр Дмитриевич вместе с советом ветеранов побывал в гостях у нашей школы. В нашей библиотеке имеется книга с автографом автора, подаренная им самим. Называется эта книга «Дорога жизни», можете увидеть её на нашей выставке.

Чтение стихотворения А. Сокерина «Я в семнадцать ушел…» (Приложение 9) участником группы «Земляки»

12. Слово учителя о воспоминаниях Сокерина

Чтение стихотворения «День Победы» участником группы «Земляки» (Приложение 1. Слайд 5), (Приложение 10).

13.Слово учителя о песнях войны. (Приложение 11)

Цель: рассказать о роли песни в годы ВОВ.

Задание. Ответьте на вопрос: почему многие стихи о войне стали песнями?

Цель: развитие монологической речи учащихся.

Ответ учащихся: песня помогала поддерживать боевой дух, устремляла к победе. Тексты многих песен были простыми, незамысловатыми, задевали за душу, ударяли по сердцу. С помощью песни люди делились радостью, им хотелось, чтобы радость от песен пережили и другие, близкие люди.

14.Сообщение учащегося о создании песни «Синий платочек». (Приложение 12)

Цель: познакомить с историей песни «Синий платочек»

15. Исполнение песни «Синий платочек» учащимися и учителем под «караоке».

Цель: развитие творческих способностей.

16. Работа с эпиграфом к уроку.

Цель: развитие монологической речи.

Вопрос учителя: Как вы понимаете слова Доронина?

Как они связаны с темой нашего урока?

17.Устное рисование: Каким вы представляете поэта-фронтовика?

18.Представление группой «Военкорры» боевого листка.

Цель: обобщить информацию, полученную на уроке.

На оценку «3» — иллюстрировать понравившееся стихотворение.

На оценку «4» — выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений.

На оценку «5» — сочинить «синквейн» о ВОВ.

20.Выводы по уроку. Рефлексия.

Свыше двух тысяч писателей и поэтов ушло на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.

Они писали стихи и поднимали боевой дух солдат.

Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров.

(На экране слайд с портретами поэтов ВОВ)

Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

Стихи Твардовского, Суркова, Берггольц, Тихонова, Ахматовой были рождены войной, заставившей каждого задуматься о Родине. О её прошлом, настоящем, будущем о самом себе.

Поэзия в годы войны занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в наши силы. Помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить. Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия.

Жевали с хрустом лошади овес.

Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,

И задрожали рельсы от колёс.

И к полустанку выплыли теплушки.

Березы у перрона встали в строй.

И запоздало охнула частушка,

Наполненная болью и тоской:

И лопнуло мгновенно напряжение,

Хлестнуло в сердце жарким и тугим,

И с дрожью взвился женский голос:

А он пошел уже солдат России,

К теплушкам, к погрустневшим землякам,

И сыновья с ним рядышком босые

По-взрослому шагали по бокам.

А женщина осталась небольшая,-

С неё печаль бы русскую писать!

Она в карманах суетливо шарит

И все платка не может отыскать.

И в толкотне ей удалось всмотреться-

Целует муж заплаканных ребят…

И сквозь поселок, словно через сердце,

Ушёл состав в пылающий закат.

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было двадцать лет.

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Если будет он в бою жесток?

Все в расходе …как мне быть

Вот такая штука, черт возьми!

Не плача, рассказала, что вчера

Единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?

Я тоже — ленинградская вдова.

В один платок закутались вдвоём,

И тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном…

И стыли ноги и томилась свечка.

Вокруг её слепого огонька

Образовалось лунное колечко,

Когда немного посветлело небо,

Мы вместе вышли за водой и хлебом

И услыхали дальней канонады

Рыдающий, тяжелый, мерный гул:

То Армия рвала кольцо блокады,

Вела огонь по нашему врагу.

А город был в дремучий убран иней.

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не даёт.

Нам ненависть залогом жизни стала:

О том, чтоб не прощала, не щадила,

Чтоб мстила, мстила, мстила как смогу,

Ко мне взывает братская могила

На Охтенском, на правом берегу.

Ждем. Когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей сырой земле.

-Знаешь, Юлька, я против грусти.

Дома, в яблочном захолустье,

У тебя есть друзья, любимый.

Пахнет в хате квашней и дымом,

Старой кажется : каждый кустик

Знаешь, Юлька я против грусти,

Вдруг нежданный приказ: «Вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Мы пробились по черной ржи,

Мы не ждали посмертной славы.

…Почему же в бантах кровавых

.. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Где-то в яблочном захолустье

У меня есть друзья, любимый,

Пахнет в хате квашней и дымом,

И старушка в цветастом платье

…Я не знаю, как написать ей,

Я в семнадцать ушел добровольцем сражаться,

Чтоб Отчизну свою защищать от врагов,

Не мечтал я на фронте за славой гоняться.

И закрыть амбразуру я не был готов.

Делал все, что на фронте положено делать,

Я командовал только лишь взводом тогда,

Не был трусом и не был безудержно смелым,

И забыть этих лет не смогу никогда.

Прижимался к родимой земле под бомбёжкой,

И земля придавала мне силы в боях,

И слагались, слагались стихи понемножку

В перерыв меж боев на газетных листах.

Я хотел, чтоб в стихах правда жизни звучала

Рядом с кровью и громом военных побед,

Чтоб поэзия громкою истиной стала

Читайте также:  Что такое спектральный анализ воды

Огневых, фронтовых, трудных, памятных лет.

Вдохновение — земли искалеченной соки,

Рифмы –дней фронтовых канонада и гром,

А стихи — на войне пережитые строки

И слова, закаленные в битве огне

В тот майский день весна звенела,

Нам было радостней вдвойне-

Кругом кричат: «Конец Войне!»

Как трудно выразить словами

Сияют светлым счастьем лица,

Разгромлен враг. В его столице

Ах! Сколько радости и света

Смеялись, прыгали, как дети,

И каждый был от счастья пьян.

Друг друга крепко обнимали

В честь павших в битвах и живых.

Многие стихи военных лет стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу в годину суровых испытаний. Песни эти много раз слышали и те, кто родился под мирным небом.

Песни войны… Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец… Каждый композитор и поэт, который вкладывал в свою работу все душевные силы, все свое стремление служить общему делу, ощущал и себя воином.

Сегодня на уроке звучат песни военных лет. Это известные, популярные песни в годы войны и не теряющие своей свежести и выразительной силы по сей день. Каждая из этих песен несет в себе неповторимую атмосферу тех далеких лет, каждая связана с теми чувствами высокого патриотического подъема, непреклонной решимости, устремленности к победе. «Священная война» В. Лебедева-Кумача и А. Александрова, «Соловьи» В. Соловьева-Седого и А. Фатьянова, «В лесу прифронтовом» М. Блантера и М. Исаковского, «В землянке» К. Листова и А. Суркова, «Темная ночь» Н. Богословского и А. Агатова, «Случайный вальс» М. Фрадкина и Е. Долматовского и многие-многие другие. Мелодия и слова какой из них не возникают сразу в памяти у любого русского человека?

У каждой из песен, как и у людей, своя судьба, свой жизненный путь, своя история. Может быть такая же романтическая, как у «Синего платочка», песни мелодия которой была создана еще в 1939 году польским композитором Ежи Петерсбургским, а подтекстована поэтом и драматургом , услышавшим ее в Москве во время гастролей польского «Голубого джаза». Песни, созданные в последние предвоенные годы, стали первыми военными, так произошло и с этой тихой лирической мелодией, которую пели солдаты в часы затишья, в короткие минуты отдыха в окопах и землянках, переиначивая слова незатейливой довоенной песенки в соответствии с новыми обстоятельствами.

Но самую широкую известность получил вариант, исполненный Клавдией Ивановной Шульженко, стихи которого создал литературный сотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта . Так песню словно бы усыновили многие и многие люди.

Левой, правой – шаг вперёд, (шагают на месте)

Смотрим мы по сторонам, (вращают головой)

Но не видно врага нам. (делают руки в виде бинокля, моргают глазами)

Мы склонились над землей (наклоны вниз вперед)

Слава Родине родной. (хлопают в ладони)

Вид урока: литературно-музыкальная композиция.

Цель урока: воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны и нашего края.

1. Формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся — умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли;

2. совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; развивать навыки выразительного чтения;

3. Воспитывать чувства патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине, гордость за русский народ; показать нравственные истоки победы в ВОВ.

Уровень заинтересованности учащихся в данном мероприятии – высокий; в процессе занятия все учащиеся были активны на протяжении всего урока.

Перед занятием была проведена предварительная работа. Класс был поделен на группы. По инициативе самих учащихся были сформированы следующие группы:

— «Зеленая лампа» — учащиеся подбирали материал о поэтах — фронтовиках, о песнях времен ВОВ.

— «Земляки» — учащиеся готовили материал и учили стихотворения нашего земляка .

— «Лира» — готовили выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть.

— «Агитбригада» — готовили инсценировку стихотворения И. Уткина «Бабы»

— «Военкорр» — заранее продумали рубрики газеты, так называемого «боевого листка», на протяжении урока, ребята заполняли газету, отражая в ней материал урока. В конце урока провели защиту «боевого листа».

Учащиеся смогли проявить свои творческие способности.

Уровень самостоятельности и степень эмоциональности, дисциплинированности и организованности был на высоком уровне.

Для урока был подобран доступный материал в соответствии с возрастом учащихся.

Урок носит актуальный характер в связи с 65-летием Победы в ВОВ.

Мероприятие рассчитано на 45 минут, временные рамки выдержаны.

Большую роль в заинтересованности учащихся сыграло эстетическое оформление мероприятия: презентация, выставка книг, фонограммы песен, аудиозапись сообщения о начале войны Совинормбюро, исполнение песни под «караоке».

Если учитывать критерии системного анализа мероприятия по Симонову, то можно отметить новизну и оригинальность содержания (информация о Сокерине, инсценировка стихотворения И. Уткина «Бабы»).

В мероприятие были вовлечены все учащиеся класса. Цели и задачи перед учащимися были поставлены четко и конкретно, носят социальную значимость.

Все задачи урока на определенных этапах выполнены, следовательно цель урока достигнута.

Урок имеет высокое эмоциональное воспитательное воздействие, обучающее (сообщения о поэтах, исторические факты, выразительное чтение стихов, чтение наизусть) и развивающее (развитие речи учащихся, навык выразительного чтения, умение правильно выражать свои мысли) значение.

Урок был проведен после темы «Уроки о ВОВ», что обусловлено календарно-тематическим планированием, но в 7 классе не предусмотрены темы о поэзии ВОВ. Поэтому урок прошел как воспитательное мероприятие.

На уроке были использованы такие формы работы, как:

· Прослушивание, обсуждение и исполнение песен

В подготовке к занятию мною учитывались технология встречных усилий (при беседе, анализе стихотворений), обучение через сотрудничество (изготовление боевого листка, подготовка сообщений), технология здоровьесбережения (физминутка напрямую связана с содержанием урока), а также использовала ИКТ (презентация).

Домашнее задание носит дифференцированный характер, направлено на развитие творческих способностей учащихся.

В целом ученики на уроке проявляли внимательность, активно работали, задавали вопросы, высказывали собственное суждения, отстаивали собственную точку зрения.

На протяжении всего урока проявлялась способность одновременного выполнения разных действий –слушание и ведение записей, особенно в группе «Военкорр».

В конце урока провели рефлексию собственной учебной деятельности, подвели итог работы.

источник

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?

Человек, запевающий песнюЧеловек, запевающий песню, ты рискуешь непонятым стать, если песня забыта и если не умеют ее подпевать. Человек, поднимающий знамя, ты рискуешь своей головой — прохрустит скорлупой под ногами, под бегущей.

Вознесся в космос человекВсе — Как он набирался сил, Как в небесах владел собой И невесомость выносил — Да пусть почувствует любой Из нас! Он делал все для нас с тобой, Он делал.

Иронический человекМне нравится иронический человек. И взгляд его, иронический, из-под век. И черточка эта тоненькая у рта — иронии отличительная черта. Мне нравится иронический человек. Он, в сущности,- героический человек. Мне.

Природа! Человек — твое твореньеПрирода! Человек — твое творенье, и этой чести у тебя не отберут, но на ноги поставил с четверенек и человеком предка сделал труд. Труд… Есть ли что упорней и крылатей.

Сильный человекТы переплыл сто рек, сто верст прошел по снегу. И — сильный человек — знал цену человеку. — Ну что там звездный плес! Ты в небе был, как в поле.

Человек стремится в простотуЧеловек стремится в простоту, как небесный камень — в пустоту, медленно сгорает и за предпоследнюю версту нехотя взирает. Но во глубине его очей будто бы — во глубине ночей что-то.

Человек с душойАх! человек он был с душой, Каких уж нынче нет! Носил он галстук голубой И клетчатый жилет. Он уважал отчизну, дом, Преданья старины; Сюртук просторный был на нем И узкие.

Из дома вышел человекИз дома вышел человек С дубинкой и мешком И в дальний путь, И в дальний путь Отправился пешком. Он шел все прямо и вперед И все вперед глядел. Не спал.

Скажи, человекСкажи, человек, чего же тебе не хватает? Зачем ты нахмурился? Или увидел врага? Зима, говоришь, надоела. Но завтра растает, И речка с восторгом затопит свои берега. Скажи, человек, почему ты.

Человек за бортомАнатолию Гарагуле Был шторм. Канаты рвали кожу с рук, И якорная цепь визжала чертом. Пел ветер песню дьявола, и вдруг Раздался голос: — Человек за бортом! И сразу: Полный назад.

ЧеловекКуда подует ветер, Туда и облака. По руслу протекает Послушная река. Но ты, человек, ты ведь сильный и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не.

ЧеловекКак хорошо, Что земля большая. Дождик прошел, В небе синь густая. Пролетел самолет, Белый след оставил. Нам бы тоже в полет За своей мечтой. Как хорошо Жить на белом свете.

Человек увидел сонБ. Р. Человека мучил трудный сон: Ситный хлеб пахучий видел он, Даже ртом касался иногда. Человек был голоден тогда. И в другую ночь он увидал: В три обхвата камень он.

Когда человек умираетКогда человек умирает, Изменяются его портреты. По-другому глаза глядят, и губы Улыбаются другой улыбкой. Я заметила это, вернувшись С похорон одного поэта. И с тех пор проверяла часто, И моя.

Жил в Ростове человек – мальчик ЮрочкаЖил в Ростове человек – мальчик Юрочка. Он от солнышка до подсолнушка все на свете превзошел, все до зернышка. Я хотел бы стать таким же, как Юрочка.

источник

  • Авиация (121)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (19)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1765)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (60)
  • Дальние страны (843)
  • ДИНАСТИИ (6)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (473)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (731)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (243)
  • Земля (99)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (463)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1622)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (905)
  • Книги для детей (235)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (179)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (175)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (389)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (41)
  • Москва (70)
  • Музеи (115)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (85)
  • НАУКА (415)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (229)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (178)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (705)
  • Праздники (31)
  • Притчи (33)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (76)
  • Птицы (181)
  • Растения (82)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (98)
  • Россия (932)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (104)
  • Символы (121)
  • Скульпторы (32)
  • СЛОВАРЬ (15)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1257)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (322)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (417)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (184)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (662)
  • ЦВЕТЫ (39)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (678)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (201)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю.

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки.

Образ дерева решен в духе тютчевских тенденций к антропоморфному изображению пейзажа: на это указывает обращение, оформленное по канонам лирической песни, а также выбор лексики и сравнение листвы с «жадными устами». По мере развития сюжета нарастают эмоции, которые приписываются основному образу. Поэт передает желание ивы дотянуться до быстрого водного потока. Так в контексте мечты персонажа появляется второй образ, также олицетворенный. «Беглая струя» воды оказывается на первом плане в финале произведения. Она словно дразнит иву своей динамичностью, изменчивостью и радостной игрой света в солнечных лучах. В описании образа водной струи задействованы четыре глагола и одно деепричастие, сконцентрированные в узких рамках трех стихотворных строк.

Простая образная система произведения допускает многовариантность аллегорических трактовок лирической ситуации. Стремление удержать любовь или продлить молодые годы, обрести счастье или вкусить наслаждение, постичь смысл природных явлений или ощутить себя в центре потока жизни — появление перечисленных позиций вполне оправдано. Разные толкования объединены образом героя: он стеснен, но не сломлен обстоятельствами и движим жаждой достичь невозможного.

В образе струи, символизирующей заветную цель, различаются интонации холодного безразличия, в финале переходящие в насмешку. В этом контексте также возможны разночтения: отрезвляющий тон должен образумить мечтателя, витающего в облаках, или призван продемонстрировать драматический исход лирической ситуации.

В тютчевском наследии имеется пример, когда образы деревьев символизируют человеческие чувства и мечты. В тексте поэтической миниатюры «С чужой стороны», вольной интерпретации творения Гейне, создаются романтические образы кедра и пальмы. Печальным, разобщенным, но близким духом персонажам суждено встретиться лишь во сне.

источник