Меню Рубрики

Анализы сточных вод для разработки ндс

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды», ст. 22, Проект нормативов допустимых сбросов (НДС), рассчитывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Однако, существует Приказ №246 от 02.06.2014 года «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования».

На основании этого приказа территориальное БВУ принимает проекты НДС на согласование и утверждение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ не зависимо от категории объекта НВОС.

Для начала работы необходимо выяснить, к какой категории относится предприятие:

  • Если сброс осуществляется в ЦСВ, и при этом абонент не относится к категориям, указанным в постановлении Правительства РФ от 18.03.2013 № 230, то НДС разрабатывать не нужно;
  • Если предприятие входит в данные категории, НДС нужно разрабатывать и утвердить к 01.01.2019;
  • Если предприятие осуществляет сброс непосредственно в водный объект, необходима полноценная разработка проекта НДС.

Для начала собираются исходные данные предприятия и запрашиваются сведения у государственных органов. Предлагаем ознакомиться с примерным перечнем необходимых данных предприятия:

  • Краткая характеристика деятельности предприятия, сведения и реквизиты;
  • Характеристика технологии производства с точки зрения водопользования и сброса сточных вод;
  • Описание схемы водопользования, водоотведения;
  • Картографический материал: ситуационная карта объекта сброса и водного объекта, мест сброса (выпусков), фонового створа, а также план территории водопользователя со схемами инженерных коммуникаций;
  • Характеристика объектов очистки сточных вод –состав, эффективность очистки, схема и описание водоподготовки и очистки стоков (при наличии данных объектов);
  • Баланс водопотребления и водоотведения;
  • Протоколы анализа и акты анализов качества воды в контрольном створе за последний год, выполненные аккредитованной лабораторией, с приложением аттестата аккредитации;
  • Данные о расходе сточных вод по каждому выпуску;
  • Список показателей, которые нормируются в сточных водах;
  • Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, земельные участки, лицензии на право пользования недрами или участками водных объектов;
  • Координаты точек сброса сточных вод;
  • План-график контроля за выпуском сточных вод;
  • План мероприятий по рациональному использованию и охране сточных вод;
  • Информация о фоновых концентрациях вредных веществ в водном объекте;
  • Гидрологическая характеристика водного объекта;
  • Решение о праве пользования водным объектом;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта.
  • Информация о водном объекте общего характера (запрашивается в территориальном бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов по установленной форме).

Нормативы допустимых сбросов рассчитываются согласно Приказу Минприроды России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Расчёт проводится с учётом объёма выпускаемых сточных вод и предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водоёме, при этом формулы расчёта различаются для водохозяйственного участка водотока, для отдельных выпусков в водохранилища и озера или в водотоки, для совокупности выпусков в водохранилища и озёра, расположенных в пределах водохозяйственного участка, для отдельных выпусков во внутренние морские воды и территориальное море и т.д.

Согласно Приказу от 31 июля 2018 года N 342 «О внесении изменений в «Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333»:

НДС разрабатываются и утверждаются на 5 лет. При том условии, если не изменяется технология производства или экологическая ситуация в водном объекте – приёмнике сбросов.

Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:

  • При изменении на 30 и более процентов годового объема сточных, в том числе дренажных, вод, в течение двух лет подряд;
  • При изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ;
  • При изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса;
  • При утверждении в установленном порядке** нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Отметим, что для проведения расчёта необходимо собрать все указанные ранее сведения.

Сроки разработки проекта НДС могут растянуться на годы, если указанные справки и сведения собирать с низкой оперативностью. Однако, при наличии всей нужной информации, сама разработка занимает всего несколько недель.

При наступлении указанных обстоятельств, утвержденные в установленном порядке НДС и выданные разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее — разрешения на сбросы), продолжают действовать до момента утверждения новых НДС и выдачи нового разрешения на сбросы, в пределах срока, указанного в утвержденных НДС и выданных разрешениях на сбросы, но не более 3-х месяцев.

КоАП РФ Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов:

1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

КоАП РФ Статья 8.14. Нарушение правил водопользования:

1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1500 до 2000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1500 до 2000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

КоАП РФ Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств:

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 тысячи рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Стоит отметить, что для разработки и утверждения проекта НДС необходимо получить Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Как показывает практика, исполнительный орган, выдающий решение, прописывает одно из условий: разработка и утверждение нормативов допустимых сбросов. Согласно ст. 7.6 КоАП РФ, предприятие обязано соблюдать условия пользования водным объектом. В противном случае это влечет административную ответственность со стороны природопользователя.

Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий — влечет наложение административного штрафа:

  • На граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
  • На должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • На юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вне зависимости от категории объекта НВОС, предприятия, осуществляющие сбросы в водные объекты обязаны иметь решение о предоставлении водного объекта в пользование.

источник

Проект норматив допустимых сбросов (НДС) выполняется во исполнение Закона Российской Федерации № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с целью оценки уровня воздействия деятельности предприятия на состояние поверхностных и подземных вод определяемого его режимом водопотребления и водоотведения,а также установления предельно допустимого количества химических и иных веществ, в том числе радиоактивных допустимых для поступления в водные объекты.

Нормативы допустимых сбросов ( НДС) – это масса загрязняющего вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в соответствии с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени, с целью обеспечения нормативного качества воды в контрольном створе.

Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты (Проект НДС) регламентируют отведение в водотоки и водоемы возвратных вод, а также различные виды хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние подземных и поверхностных вод.
Проект НДС является обязательным для разработки предприятиям, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект. Кроме того, норматив допустимого сброса должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом.

Разработка проекта нормативов допустимых концентраций является обязательной, так как нормативы допустимых сбросов используются при выдаче лицензий на водопользование индивидуальному предпринимателю. Государственные органы, контролирующие процесс использования водных объектов и их охрану, также используют разработанный проект НДС.

Размеры платежей за пользование водными ресурсами и штрафов в случае нарушения водного законодательства, устанавливаются в соответствии с проектом нормативов допустимых сбросов.

Проект НДС является обязательным документом для юридических и физических лиц, занимающихся сбросом сточных вод с территории предприятия, будь то дренажная система или очистные сооружения и их отводом в водные объекты окружающей среды.

Проект НДС содержит:

  • общие сведения о предприятии; характеристику систем водопотребления, водоотведения и очистных сооружений;
  • оценку фонового загрязнения водоема, в который отводятся сточные воды предприятия;
  • расчет количества сточных вод и анализ их соответствия нормативным требованиям в сфере природопользования;
  • план мероприятий по предупреждению истощения и загрязнения водных объектов.

Проект НДС состоит из следующих разделов:

  • введение;
  • общие сведения о предприятии, его роде деятельности, основных процессах и структуре;
  • характеристика современного состояния водного объекта;
  • характеристика предприятия как источника загрязнения;
  • расчет предельно допустимых сбросов;
  • обработка, складирование и использование осадков сточных вод (в случае наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица очистных сооружений на территории предприятия);
  • предложения по предупреждению аварийных сбросов сточных вод;
  • контроль соблюдения нормативов;
  • приложения, включающие схему водопотребления и водоотведения и расчет предельно допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами.

Разработанный проект НДС согласовывается в пяти инстанциях. На основании согласованного проекта выдается «Разрешение на сброс загрязняющих веществ в природную среду».

Для разработки проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) необходимы следующие документы:

  • Краткая информация о производственной деятельности предприятия, штате, структуре с описанием назначения и характеристик всех объектов.
  • Сведения об общей площади предприятия, площади застройки, дорог, площадок с усовершенствованным (твердым) и грунтовым покрытием, газонов и т.д.
  • Копия свидетельство о государственной регистрации, реквизиты.
  • Копия свидетельства на землю, здания и сооружения, помещения либо копия договора аренды.
  • Схема систем водоснабжения и канализации с указанием диаметров трубопроводов, марки водомеров, количеств санитарных приборов, противопожарного водопровода и др.
  • Схема сетей ливневой канализации и разрешение на сброс (при сбросе в городскую канализацию).
  • План-график аналитического контроля за соблюдением нормативов сброса загрязняющих веществ.
  • Копия документов на очистные сооружения поверхностного стока – марка очистных сооружений, паспорт, сертификат, производительность и т.п.
  • Копия договора на водоснабжение и сброс сточных вод.
  • Предыдущий проект НДС (при наличии).

Разработка проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) состоит из следующих этапов:

  • Выявление объекта, принимающего ливневые (сточные) воды, его категории водопользования.
  • Расчет и обоснование годового количества сточных вод.
  • Определение фактического сброса загрязняющих веществ.
  • Определение перечня загрязняющих веществ, по которым должны контролироваться сточные воды в зависимости от технологических схем и схем водопользования, очистных сооружений, и т.д.
  • Проведение количественных химических анализов (КХА) загрязненности сточных вод аккредитованной лабораторией.
  • Получение данных о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в контрольном створе водного объекта.
  • Расчет предельно допустимого сброса (временно согласованного сброса) загрязняющих веществ в окружающую среду.
  • Разработка мероприятий, направленных на снижение влияния ливневых стоков на состояние окружающей среды.
  • Составление плана мероприятий по поэтапному достижению НДС загрязняющих веществ со сточными водами.
  • Оформление проекта НДС в соответствии с нормативными требованиями.
  • Согласование НДС и его частей с контролирующими органами.
  • Оформление Разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными, ливневыми, дренажными, фильтрационными водами, согласование его с Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Срок действия НДС

Нормативы допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами, рассчитанный в проекте НДС устанавливаются на срок не более 5 лет, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия, в следующих случаях:

  • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
  • при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.).

Разработанный Проект «Норматив допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты» (Проект НДС) согласовывается в следующих органах:

  • МОБВУ (отдел водных ресурсов по Московской области);
  • ФГУ Мосрыбвод;
  • ГУ Московский ЦГМС-Р (отдел мониторинга поверхностных вод);
  • Роспотребнадзор;
  • Росприроднадзор.
Читайте также:  Бактериологический анализ на питьевую воду

Стоимость и сроки разработки Проекта нормативов допустимых сбросов определяются в зависимости от видов и количества выпусков сточных вод, а также от количества загрязняющих веществ в выпусках, характеристик водного объекта.

Данный порядок согласования действует при непосредственном выпуске стоков в водный объект, который может быть как организованным (с использованием технических устройств), так и неорганизованным (при расположении источника загрязнённых стоков на берегу, сбросе стоков на местность с ярко выраженным уклоном в сторону водного объекта).

На основании согласованного Проекта нормативов допустимых сбросов выдается Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект). Если лимиты на сбросы не установлены, то разрешение на сброс выдается на срок действия нормативов допустимых сбросов. В случае установления лимитов срок действия разрешения составляет один год.

Срок действия Проекта нормативов допустимых сбросов и Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) при условии неизменности производственного процесса – 5 лет.

источник

Нормативы допустимых сбросов (НДС)

— Согласование и утверждение НДС

— Исчерпывающий перечень документов для утверждения НДС

— Этапы внесения изменений в приказ об утверждении НДС

— Основания для отказа в утверждении НДС

Для соблюдения законодательства в области охраны водных ресурсов и для обеспечения норм качества воды разрабатывается природопользователями и утверждается госорганами в установленном порядке проект нормативов допустимых сбросов. Разработка и согласование проекта НДС представляют собой две процедуры, которые несут в себе определенные требования и нюансы.

Справка даст ответы на такие вопросы, как на чём основывается разработка проекта НДС, какие требования предъявляются к расчету нормативов, каковы сроки действия НДС, какие документы необходимо предоставить в госорганы и какова процедура согласования.

Информация в справке позволит разработать и согласовать проект НДС, учитывая все требования, при этом сэкономив временные и трудовые ресурсы.

Штраф! Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа (п.1 ст.8.14 КоАП РФ): — на граждан — от 500 до 1 000 руб.; — на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.; — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 20 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; — на юридических лиц — от 80 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нормативы допустимых сбросов — нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Нормативы допустимых сбросов используются при:

— осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;

— установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами;

— наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства;

— оценке эффективности водоохранных мероприятий.

Разработка проекта НДC

Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами выполняется в соответствии с:

— Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

— Указом Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»,

— Приказом Минприроды РФ от 17.12.2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (далее — Методика).

Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (Приложения 1 и 2 к Методике). Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по ее поручению проектной или научно-исследовательской организацией (п.12 Методики).

Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта (п.2 Методики).

Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.

Нормативы качества воды разрабатываются для условий (п.2 Методики):

Нормативы качества воды водного объекта включают (п.3 Методики):

— общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;

— перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;

— нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках — ниже по течению; на водоемах и морях — на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных, вод (п.4 Методики).

При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты рыбохозяйственного значениянормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках — ниже по течению; на водоемах и морях — на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных, вод (п.5 Методики).

Для сбросов сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения требований к качеству воды в водном объекте в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, установленных для видов водопользования, осуществляемых на водном объекте, к самим сточным водам независимо от типа выпуска сточных вод. При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты в границе населенного пункта контрольный створ должен быть расположен непосредственно у места сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

При сбросе сточных вод, в том числе дренажных, в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска (п.8 Методики).

Исходная информация для проекта НДС

Исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных (п.11 Методики).

Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализа данных о качестве исходной и сточной вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными, водами абонентов (п.19 Методики).

Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс, за исключением показателей, значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты). При этом фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия (абз.2 п.12 Методики).

Содержание проекта НДС

Проект НДС, за исключением случаев, предусмотренных п.14.2 и гл.X Методики, должен содержать:

— ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных, вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков)) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод;

— план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;

— данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные, воды;

— данные о составе очистных сооружений, об эффективности очистки;

— данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;

— водохозяйственный баланс водопользования;

— гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод по информации, полученной в соответствии с п.11 Методики;

— данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта после сброса сточных, в том числе дренажных, вод за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);

— данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с п.11 Методики;

— данные о расходе сточных, в том числе дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных, вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных, вод;

— перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных, вод;

— расчет НДС в соответствии с Методикой;

— результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с п.1-8 Приложения 1 к Методике.

Кроме того, должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый год из 5 лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к Методике.

Содержание проекта НДС при осуществлении строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства

На период осуществления строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства при наличии сбросов сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты проект НДС должен содержать (п.14.2 Методики):

— ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных, вод, с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков)) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод;

— данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные, воды;

— данные о составе очистных сооружений, об эффективности очистки;

— гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод по информации, полученной в соответствии с п.11 Методики;

— данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта после сброса сточных, в том числе дренажных, вод за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);

— данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с п.11 Методики;

— данные о расходе сточных, в том числе дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных, вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных, вод;

— перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных, вод;

— расчет НДС в соответствии с Методикой;

— результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с п.1-8 Приложения 1 к Методике.

НДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимых воздействий на водные объекты (НДВ). Разработка НДС для расчетного водохозяйственного участка приведена (п.20 Методики):

— для водотоков — в разд.IV Методики;

— для водохранилищ и озер — в разд.VI Методики;

— для внутренних морских вод и территориального моря РФ — в разд.VIII.

Внимание! Порядок разработки величин НДС абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленразд.X Методики.

В случае отсутствия утвержденных в установленном порядке НДВ величины НДС рассчитываются для отдельных водопользователей (п.22 Методики).

Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды выше сброса, то проводится расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке. До установления фоновых концентраций следует соблюдать нормативные требования к составу и свойствам сточных вод, обеспечивающие выполнение требований к качеству вод водного объекта (п.23 Методики).

Расчет величин НДС для отдельных выпусков сточных вод в водотоки

Величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод — q (м3/ч) и допустимой концентрации загрязняющего вещества Сндс (г/м(3)). При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение Сндс, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований Методики, а затем определяются НДС согласноформуле 3 Методики.

Расчет массы вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества (мг/дм(3)) на объем сточных, в том числе дренажных, вод за конкретный месяц (тыс. м(3)).

Если фоновая концентрация загрязняющего вещества в водном объекте превышает ПДК, то определяется в соответствии с п.1 и 9 Методики. В противном случае для определения Сндс в зависимости от типа водного объекта используются расчетные формулы, приведенные в разд.III Методики.

Створ, задаваемый для определения фоновой концентрации веществ, должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных, в том числе дренажных, вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных, в том числе дренажных, вод на качество вод водных объектов (для больших и средних рек это расстояние составляет 1 км, для малых рек — 500 м, выбор иного расстояния должен быть обоснован водопользователем) (п.25 Методики).

Читайте также:  Бактериальный анализ воды из колодца

Для водных объектов рыбохозяйственного значения. При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с фоновым содержанием более чем на 0,25 мг/дм (для высшей и первой категории водопользования) и более чем на 0,75 мг/дм (для второй категории водопользования). В водных объектах рыбохозяйственного значения при содержании в межень более 30 мг/дм природных взвешенных веществ допускается увеличение содержания их в воде в пределах 5% (абз.3 п.26 Методики).

Для водных объектов рыбохозяйственного значения температура воды не должна повышаться по сравнению с естественной температурой водного объекта более чем на 5 °С, с общим повышением температуры не более чем до 20 °С летом и 5 °С зимой для водных объектов, где обитают холодолюбивые рыбы (лососевые и сиговые), и не более чем до 28 °С летом и 8 °С зимой в остальных случаях. В местах нерестилищ налима запрещается повышать температуру воды зимой более чем на 2 °С (абз.7 п.26 Методики).

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в рекреационных целях. При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с фоновым содержанием более чем на 0,25 мг/дм (для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) и более чем на 0,75 мг/дм (для водных объектов, используемых в рекреационных целях и в границах населенных пунктов). Для водных объектов, содержащих в межень более 30 мг/дм природных взвешенных веществ, допускается увеличение содержания их в воде в пределах 5% (абз.5 п.26 Методики).

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 672 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Нормативы допустимых сбросов веществ (НДС), в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) — нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Разработка проекта НДС является неотъемлемой частью для:

  • Получения разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностный водный объект;
  • Получения решения на право пользования поверхностным водным объектом для сброса очищенных сточных вод;
  • Расчета платы за негативное воздействие на поверхностные водные объекты от сброса сточных вод;
  • Подготовки статистической отчетности 2тп (водхоз).

Водный кодекс РФ от №74-ФЗ от 3 июня 2006 г.;
Федеральный Закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Проект НДС разрабатывается на основании и с учетом действующих законодательных актов по охране окружающей среды в действующей редакции:

  1. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»;
  2. Постановления Правительства РФ от 23.07.2007г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
  3. Распоряжения правительства российской федерации от 8 июля 2015 г. n 1316-р «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»;
  4. Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (от 17.12.2007 г. №333);
  5. Приказа Минприроды России от 02.06.2014 N 246 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33659).

Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты: влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 8.14 КоАП РФ:

  • на должностных лиц – 10-20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность – от 20-30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – 80-100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кто может разрабатывать проект НДС?

Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

  • Общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
  • Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;
  • Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
  • Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
  • Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей.

  1. При установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на пять лет;
  2. При установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на три года.

Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:

  • При изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
  • При изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса;
  • При утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (от 17.12.2007 г. №333)

Проект НДС должен содержать:

  1. Ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  2. План территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  3. Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
  4. Данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  5. Данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
  6. Водохозяйственный баланс водопользования;
  7. Гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  8. Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
  9. Данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  10. Данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  11. Перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод;
  12. Расчет нормативов допустимых сбросов в соответствии с настоящей Методикой;
  13. Результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 — 8 приложения 1 к Методике.

Должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к Методике.

На период осуществления строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства при наличии сбросов сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, проект НДС должен содержать:

  1. Ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков)) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  2. Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
  3. Данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  4. Гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  5. Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
  6. Данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  7. Данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  8. Перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод;
  9. Расчет НДС в соответствии с Методикой;
  10. Результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 — 8 приложения 1 к Методике.

Исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.

Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.

  • Подписанная карта-схема с указанием точки сброса сточных вод в водный объект;
  • Решение на право пользования водным объектом;
  • Отчетность 2ТП (водхоз) за предыдущие 5 лет;
  • Протоколы КХА качества поверхностной воды в водном объекте (фоновый и контрольный створы), качества сточных вод, а также протоколы микробиологических и паразитологических исследований сточных вод за последние 5 лет;
  • Акты отбора проб поверхностных и сточных вод за последний календарный год;
  • Аттестат аккредитации лаборатории(й), осуществляющей(их) контроль;
  • Подписанный (утвержденный) расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных вод;
  • Письмо о согласовании данного объема в Территориальном органе Росводресурсов;
  • План территории организации с наложением сетей водопотребления и водоотведения;
  • План водоохранных мероприятий;
  • Согласованный с государственными органами график контроля качества поверхностных вод водного объекта и качества сбрасываемых сточных вод (с указанием периодичности контроля, списка нормируемых показателей, какой лабораторией планируется осуществлять контроль);
  • Письмо о подтверждении точки сброса в границах / вне границ населенного пункта;
  • Письмо о наличии / отсутствии зон санитарной охраны питьевых водозаборов, зон первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, мест туризма, спорта и массового отдыха населения в районе точки сброса;
  • Сведения о фоновом гидрохимическом состоянии используемого водного объекта;
  • Сведения о гидрологической характеристике водного объекта в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта, в который осуществляется сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • Справка о рыбохозяйственной категорий используемого водного объекта.

В соответствии со статьями 44, 60 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075).

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты:

  • Содержащие природные лечебные ресурсы;
  • Отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:

  • Зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • Первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • Рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Документы, необходимые при подаче Проекта НДС на согласование в Контролирующие органы:

  1. Заявление на утверждение НДС;
  2. Пять экземпляров проекта НДС (на бумажном носителе);
  3. Пять экземпляров проекта НДС (на электронном носителе);
  4. Пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 2 к Методике данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет.

Согласующие (контролирующие) органы:

  1. Территориальный орган Росводресурсов;
  2. Территориальный орган Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  3. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  4. Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству;
  5. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Рассылкой документов в согласующие (контролирующие) органы осуществляется соответствующим БВУ самостоятельно.

Территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов.

Территориальный орган Росводресурсов принимает решение о внесении изменений в Приказ об утверждении НДС либо об отказе во внесении изменений в приказ об утверждении НДС в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителей.

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать разработку проекта НДС пишите нам — наши Контакты.

От деятельности каждой организации, вне зависимости от величины, образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для субъектов малого и среднего предпринимательства).

Для многих организаций требуется разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять нужно ли это вам, переходите на страницу Проект ПДВ — что это?

Читайте также:  Атомно абсорбционный анализ питьевой воды

источник

До 2014 г. абоненты, сбрасывавшие сточные воды в ЦСВ (центральную систему водоотведения), не разрабатывали проекты на допустимые сбросы и не получали разрешений. Все вопросы за них решал Водоканал. Достаточно было заключить договор на водоотведение. Теперь крупным предприятиям вменили в обязанность оформление документов на стоки.

Согласно Пост. Правительства № 230 от 18.03.13, организации, сливающие в канализацию большие объемы отработанной воды, будут сами составлять проект на допустимые сбросы и получать нормативы. Правда, действие Постановления приостановлено введением Закона от 13.07.2015 N 221-ФЗ до 01.01.2019. Но, поскольку документ при утверждении должен пройти многоступенчатый процесс согласования, заняться его оформлением нужно заранее.

Пока для разработки проекта нет специальных методических указаний, согласно письму Росприроднадзора N ВК-08-02-36/1497 от 04.02.2014, он разрабатывается по указаниям Минприроды N 333 от 17.12.07 г. и Пост. Правительства № 469. от 23.07.2007. Его структура и расчеты соответствуют оформлению проекта на допустимые сбросы в водоем. В документе содержатся сведения об организации – ее реквизиты, ФИО руководителя и лица, ответственного за экологию. Перечисляются производственные объекты, осуществляющие сброс воды в канализацию, указывается количество персонала и другие факторы, влияющие на объем канализационных стоков.

Основная часть проекта посвящена расчету норматива сброса. Важно, чтобы количество вредных примесей, попадающих в городскую систему, не превышало ПДК (предельную концентрацию). Если в сбросе присутствует несколько веществ 1 и 2 группы опасности, обладающих сходными лимитирующими признаками вредности (ЛПВ), нужно, чтобы их общая концентрация не превышала предельную.

Чтобы оценить загрязнённость воды, к проекту прикладывают таблицу с указанием концентрации опасных примесей в сбрасываемых стоках. Критерии воды, сливаемой в канализацию, должны соответствовать показателям, определяемым Приложением 3 к приказу № 333 17.12.07 г.

В проекте также содержатся данные о количестве остающихся после водоочистки осадков и методе их утилизации. Это может быть вывоз на полигон в качестве ТБО, осуществляемый лицензированным перевозчиком, или вторичное использование, например, как биотопливо или сырье для получения удобрений.

К проекту НДС в канализацию прикладывается план производственной территории со схемой водоснабжения и водоотведения, на которой указывается расположение локальных очистных систем. На основании этих данных можно получить сведения о размере предприятия и объеме сточных вод.

К проекту прикладывается баланс водоснабжения и водоотведения (БВВ). Приложение составляется в форме таблицы, в которой указываются параметры водопотребления и водоотведения. Он нужен для определения водопотребления предприятия.

Для составления баланса ВВ предоставляются следующие данные:

  • затраты воды на определённые звенья производственного цикла;
  • количество персонала, душевых кабинок, туалетов;
  • состояние водопроводных и водоотводящих сетей.

Для расчета нужно предоставить:

  • документы о техпроцессе, в которых указывается объем воды, необходимый для производства;
  • список объектов, на которых происходит потребление воды;
  • документация на имеющиеся очистные сооружения;
  • справка о списочном составе работников, общей площади помещений и количестве транспорта;
  • копия договора с Водоканалом на подачу воды или на водоснабжение+водоотведение;
  • справка об источнике питьевой воды, месте ее сброса и установленных счетчиках, по показаниям которых определяется расход;
  • результаты анализов проб воды, выполненных сертифицированной лабораторией с приложением копии сертификата;
  • документы о квалификации сотрудника, ответственного на экологические мероприятия;
  • разработанный план контроля качества воды.

В проект включаются меры по снижению количества стоков в канализацию. Эти данные не только позволят сделать правильные расчёты, но и найти причины высокого водопотребления.

Ликвидировав их, можно снизить затраты на воду.

  • Организациям и предприятиям, заключившим с Водоканалом договор на водоотведение или водоснабжение с водоотведением. Хозяйствующие субъекты, имеющие свою канализационную систему, как и прежде, разрабатывают НДС на сбросы.
  • Компаниям, связанным с переработкой или производством и сбрасывающим в одну канализационную сеть более 200 м³/сут. Поэтому, например, организации ЖКХ, занимающиеся отведением сточных вод, под этот закон не попадают.

Под требования законодательства не попадают производства, имеющие несколько промплощадок, расположенных на удалении друг от друга и сливающих стоки в разные канализационные сети.

Изменения в законах позволят усилить контроль загрязнения окружающей среды, переложив часть ответственности с Водоканала на крупных абонентов. Теперь организациям ВКХ не придется отвечать за чужие проблемы и переплачивать за НВОС (негативное влияние на окружающую среду).

Норматив на сборы, устанавливаемый крупным предприятиям, позволит уменьшить и нормировать нагрузку на водоемы, куда в конечном счете сливается отработанная вода.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона №221-ФЗ 13.07.015 г., организации, входящие в категорию 200+, будут обязаны установить локальные очистные сооружения, позволяющие сливать в общую канализационную систему предварительно очищенные сточные воды. Учет поступающей и отведенной воды будет проводиться по показаниям счётчиков.

Отсутствие проекта, разрешения на сброс и утверждённых норм позволяет Водоканалу приостанавливать действие договоров и отключать подачу воды.

Предприятия, работающие без проекта и утвержденных норм, подпадают под действие ст. 8. Административного кодекса и наказываются штрафом до 200 тыс. руб. Деятельность нарушителей может быть приостановлена на срок до 90 дней.

Для разработки проекта организация предоставляет:

  • Реквизиты, коды деятельности, сведения о руководителе и лице, ответственном за экологический контроль.
  • Ситуационный план и предприятия в масштабе 1:2000 и карту-схему в масштабе 1:500 с указанием месторасположения производственных зданий, вспомогательных и хозяйственных строений. На карте и плане отмечаются места подачи и стока воды.
  • Сведения о площади предприятия с указанием кв. метров, которые приходятся на дороги и газоны.

Рассчитанный и оформленный проект сдается в Росприроднадзор. К нему прикладывается заявление с просьбой о выдаче разрешения на сброс. Предельный срок рассмотрения документа составляет 30 раб. дней. Если документ оформлен неправильно, Росприроднадзор выставит отказ с указанием причин. Чаще всего это:

  • Неправильное оформление и ошибки в расчетах.
  • Несоответствие разработанной методике. В настоящее время проект рассчитывается согласно Пр. от 17.12.07 г. N 333, принятой для проектирования допустимых стоков в водоемы. Но скоро появится методика, конкретно регламентирующая оформление НДС на ВКХ.
  • Превышение полученными нормативами допустимых концентраций.

Проект, составленный нашими специалистами, проходит утверждение с первого раза. Спустя чуть больше двух недель уже можно будет получить заверенный проект и разрешение с указанием годового сброса.

При превышении норм предприятие получит временное разрешение с установленными лимитами сроком на год. Но такой документ выдадут только после разработки и представления мер по снижению концентрации вредных веществ в сточных водах.

Через год, если компания выполнила мероприятия по улучшению качества сточных вод, Росприроднадзор выдает новое разрешение.

Точные сроки действия разрешений и норм неизвестны, но, скорее всего, они, как и другие проектные и разрешительные документы, будут действительны пять лет.

В течение этого времени предприятие должно будет подтверждать в Росприроднадзоре неизменность техпроцессов. Количество используемого сырья и материалов не должно будет превышать проектные более чем на 20%. Иначе документы придется оформлять заново.

Поскольку проектирование НДС для ВКХ — задача новая, его регламент, список документов и требования к оформлению могут поменяться. Возможно, в документе появятся новые разделы, таблицы или формы.

Поэтому разработку проекта и получение разрешений лучше поручить профессионалам, которые находятся в курсе изменений в законодательстве и требований Росприроднадзора.

источник

19.10.2014 вступил в силу Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росрыболовством и Росприроднадзором, утвержденный Приказом Минприроды России 02.06.2014 № 246 (далее — Административный регламент).

Важное нововведение содержится в п. 2 Административного регламента, согласно которому круг получателей вышеуказанной государственной услуги теперь ограничивается юридическими и физическими лицами (в т.ч. индивидуальными предпринимателями), осуществляющими водопользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод , выданного в установленном порядке, или на основании лицензий на водопользование, срок действия которых не истек.

Частью 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.06.2014) установлено, что для сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод в водные объекты должно быть в обязательном порядке оформлено соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно ст. 8 данного кодекса большинство водных объектов находится в собственности Российской Федерации. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также физическим и юридическим лицам.

Пунктом 7 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (в ред. от 15.05.2014; далее — Правила), определено, что организации, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование, предварительно должны обратиться в территориальный орган Росводресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.

Полномочие по предоставлению в пользование водных объектов, принадлежащих Российской Федерации, передано на региональный уровень и осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения водоема.

Таким образом, процесс разработки и согласования проектов нормативов допустимых сбросов в водные объекты (далее — НДС) для водопользователей с 19.10.2014 состоит из следующих основных этапов:

1) получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод;

2) разработка проекта НДС;

3) направление проекта НДС и сопроводительных документов к нему (в 5 экземплярах) в территориальный орган Росводресурсов (БВУ);

4) согласование НДС с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росприроднадзором (рассылка документов в согласующие органы осуществляется соответствующим БВУ самостоятельно);

5) утверждение НДС территориальным органом Росводресурсов (БВУ) и получение заверенной копии приказа об утверждении НДС;

6) получение разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в Росприроднадзоре[2].

Для утверждения НДС получатель государственной услуги должен представить заявление , оформленное согласно Приложению № 2 к Административному регламенту, и документы на бумажном носителе и CD-дисках:

а) 5 экземпляров проекта НДС, содержащего:

  • ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа;
  • план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  • данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в т.ч. дренажные, воды;
  • данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  • данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
  • водохозяйственный баланс водопользования;
  • гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод, полученную в соответствии с п. 11 Методики;
  • данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС в соответствии с п. 11 Методики;
  • данные о расходе сточных, в т.ч. дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в т.ч. дренажных, вод, с характеристикой типа выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;
  • перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в т.ч. дренажных, вод;
  • расчет НДС в соответствии с Методикой;
  • результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пп. 1–8 приложения 1 к Методике, для каждого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;

б) пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 3 к Методике данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет[3].

Таким образом, можно выделить следующие основные положения новых правил:

  • все документы Заявителя теперь представляются в один государственный орган — территориальный орган Росводресурсов (его структурное подразделение) по месту осуществления сбросов сточных, в т.ч. дренажных, вод в водный объект;
  • государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы;
  • территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов Заявителя.

Смогут ли Росводресурсы реализовать эти положения на практике в рамках утвержденной данному федеральному органу исполнительной власти штатной численности сотрудников? Время покажет.

[1] Если пруд или обводненный карьер находится в собственности муниципального образования (это достаточно редкий случай), право пользования им осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование соответствующего органа местного самоуправления. [2] Копии приказов об утверждении НДС ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца направляются в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (Росприроднадзор). [3] Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013), водопользователям предписано иметь схему систем водопотребления и водоотведения (п. 4 Порядка) и Программу проведения измерений качества сточных вод (п. 13 Порядка). По нашему опыту, эти документы также следует включать в проекты НДС, направляемые в территориальные органы Росводресурсов, с целью обоснования содержащейся в них информации.

Заявитель по собственной инициативе может представить сведения из ЕГРЮЛ — для юридических лиц / сведения из ЕГРИП — для индивидуальных предпринимателей.

А.Е. Малоголовко, ведущий специалист Департамента экологического проектирования и нормирования ООО «Тайм юнит»

источник