Меню Рубрики

Анализ запасов воды в скважине

Компания Геолисс (ООО «РЭЛ МГРТ») занимается полным спектром гидрогеологических работ/услуг в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской и Ленинградской областях. Возможно проведение работ в другом регионе (зависит от объемов и вида работ).

Оценка запасов подземных вод является видом гидрогеологических изысканий, после выполнения которых в Государственную комиссию по запасам (ГКЗ) направляются материалы для государственной экспертизы, утверждения запасов подземных вод и постановки их на государственный баланс.

Оценка запасов подземных вод и проект водозабора — не требуется при уровне добычи воды до 100 м 3 /сут!

Оценка запасов подземных вод как правило включает:

  • Изучение материалов геологического изучения прошлых лет по району исследований;
  • Уточнение и обоснование пространственных границ района исследований;
  • Анализ геологических и гидрогеологических условий, построение концептуальной модели;
  • Обоснование видов, объемов и сроков геологоразведочных работ;
  • Поиск подземных вод до бурения с помощью приборов (когда Заказчику нужны большие объемы воды и территория поисков характеризуется сложной гидрогеологической обстановкой);
  • Опытно-фильтрационные работы;
  • Гидрогеохимическое опробование;
  • Эколого-гидрогеологическое обследование;
  • Обработка полевых материалов специальными расчетными методами;
  • Составление расчетной модели; решение задач прогноза;
  • Обобщение полученных результатов, предложения по категоризации запасов, их объему и срокам утверждения; подготовка материалов и их подача на государственную экспертизу запасов в ГКЗ;
  • Сопровождение и защита отчетных материалов на государственной комиссии.

Обработка данных по опытно-фильтрациолнным работам, расчёт поясов ЗСО осуществляется в программном комплексе ANSDIMAT «Программный комплекс для аналитической и численной обработки опытно-фильтрационных опробований прямыми и обратными методами» (Свидетельство о гос.регистрации №2009614366).

Кроме того, готовы выполнить такие работы как:

  • Восстановление паспорта существующей водозаборной скважины;
  • Оформление дополнения к паспорту скважины (при наличии паспорта старого образца).

При подсчете запасов подземных вод основное внимание уделяется следующим вопросам:

Охрана водоносных горизонтов/водообильных трещиноватых зон, которые содержат в себе пресные питьевые подземные воды, от осушения, истощения и деградации;

Контроль соответствия качества воды, добываемой из скважин и используемой для питьевого водоснабжения, санитарным правилам и нормам;

Падения качества подземных вод в процессе добычи в результате влияния как естественных, так и техногенных источников загрязнения.

Документация утверждается в Министерстве природных ресурсов при объеме добычи от 100 до 500 м 3 /сут;

Документация утверждается в территориальном органе Роснедра при объеме добычи более 500 м 3 /сут.

Таким образом, основной смысл подсчета запасов питьевых подземных вод заключается в том, чтобы хозяин водозаборной скважины, опираясь на материалы гидрогеологической изученности участка недр, смог убедить ГКЗ, что в результате эксплуатации скважины питьевой горизонт/водообильная трещиноватая зона не будет осушена, ему не будет причинен вред, качество подземных вод не ухудшится, никакого загрязнения не произойдет, а вода, которую будут подавать людям, будет соответствовать всем требованиям санитарно-эпидемиологической и радиологической безопасности.

Чрезмерная нагрузка на водоносный горизонт (в горных районах это водообильная трещиноватая зона), когда одновременно работает большое количество скважин, которые расположены близко друг к другу и имеют значительный суммарный дебит, может привести к частичному или полному осушению водоносного горизонта. Зачастую, это вызывает необратимые изменения гидрогеологических и гидрохимических условий участка недр. Иными словами, мы можем изменить баланс природной системы настолько, что даже в случае полного отключения всех скважин и прекращения добычи подземных вод, она уже не восстановиться до своего первоначального естественного состояния! В результате, мы можем навсегда потерять источник питьевого водоснабжения. В этом случае, абсолютно все владельцы водозаборных скважин останутся без воды.

Соответственно, количество скважин и суммарный расход водоотбора для каждой отдельно взятой территории – это ограниченная величина.

Поэтому, главное и основное, чем, на сегодняшний день, занимается Федеральное агентство по недропользованию совместно с Федеральным агентством водных ресурсов – это определение лимитов добычи воды для каждого отдельно взятого владельца водозаборной скважины.

Выполняя оценку запасов подземных вод, владелец скважины обосновывает свое право получить заявленный лимит на добычу подземных вод у распорядителя недр — государства. При этом, тот, кто заявляет свое право последним, всегда должен будет доказывать, что эксплуатация его скважины не причинит вреда природной системе, а также не повредит соседним водозаборам и не урежет их законную долю, выданную им ранее.

Сроки выполнения работ (без учета временных затрат на государственную экспертизу запасов подземных вод) зависят от следующих факторов: для одиночного водозабора (1 эксплуатационная скважина) приемлемы сроки от 2 до 6 месяцев в зависимости от количества исполнителей, их квалификации, доступности необходимой геологической информации и удаленности объекта от места базирования гидрогеологов.

Стоимость подсчета запасов подземных вод для 1 скважины — от 170 т.р.

источник

Необходимость оценки запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и постановки их на государственный учет установлены Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» в качестве основных требований по рациональному использованию и охране недр (раздел III). Подсчет запасов подземных вод является одним из обязательных требований лицензионного соглашения на право добычи питьевых, технических и минеральных подземных вод.

Основным нормативным документом при оценке запасов подземных вод является «Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30 июля 2007 г. N 195).

В соответствие с требованиями «Классификации…», запасы питьевых, технических и минеральных подземных вод подсчитываются по результатам геологоразведочных работ, выполненных в процессе геологического изучения и оценки предоставленных в пользование участков недр, а также по данным разведки таких участков недр или эксплуатации действующих водозаборных сооружений для добычи подземных вод.

Оценка запасов подземных вод выполняется за счет средств недропользователя. Для подсчета запасов подземных вод недропользователь может привлекать сторонние организации, имеющие необходимую специализацию.

Подсчет запасов подземных вод – достаточно трудоемкий процесс, требующий определенного опыта, специального образования и высокой квалификации специалистов. Любые геологоразведочные работы, как правило, требуют значительных финансовых и временных затрат. Эти работы никогда не могут повлечь за собой прямой прибыли, так как нацелены на длительную перспективу. Задача разведочных работ – определить, будет ли экономически выгодно добывать тот или иной вид полезного ископаемого на данном участке, либо следует свернуть работы на текущем этапе, избежав неоправданного капиталовложения. Как следствие, результат разведочных работ может быть как положительный (можно организовать добычу полезного ископаемого и получать прибыль), так и отрицательный (добыча полезного ископаемого нецелесообразна, при этом средства, потраченные на разведку вернуть невозможно).

При оценке запасов подземных вод указанный риск минимален. Чаще всего на балансе любого предприятия уже имеется несколько водозаборных скважин, позволяющих заранее предсказать возможность добычи подземных вод и постановки запасов на государственный учет в соответствие с требованиями лицензии. Тем не менее, несмотря на низкую вероятность отрицательного результата, работы по оценке запасов подземных вод сохраняют характерные черты геологоразведки: относительно высокую стоимость и значительную продолжительность.

Даже оценка запасов подземных вод по одиночной скважине с минимальным водоотбором (50–100 м3/сут) подразумевает выполнение значительного объема работ с последующим составлением полноценного отчета (как правило, талмуд не менее 100 страниц) и его защитой в Территориальной комиссии по запасам. Выполнение подсчета запасов силами недропользователя в отсутствие квалифицированных гидрогеологов в штате предприятия, чаще всего, оказывается невозможным. Усредненные сведения о длительности работ по подсчету запасов подземных вод (по этапам), указаны в таблице 1. Необходимо отметить, что в таблице не обозначены временные затраты на предварительные переговоры и заключение договора подряда со специализированной организацией, которые, по собственному опыту, занимают не менее месяца.

Кроме того, с 2011 года прекращена практика выдачи совмещенных лицензий, допускающих добычу подземных вод на неутвержденных запасах. Теперь владелец водозаборной скважины должен сначала оформить лицензию на право пользования участком недр в целях геологического изучения. Затем необходимо составить проект геологоразведочных работ и представить его на государственную экспертизу. И лишь затем, на основании утвержденного проекта, можно приступать к выполнению работ по оценке запасов подземных вод.

Этап работ Перечень работ Продолжительность
Предварительный — Регистрация геологоразведочных работ в территориальном отделении Федерального агентства по недропользованию
— Оценка геолого-гидрогеологической изученности территории
— Сбор и анализ архивных материалов
1-2 месяца
Полевой — Обследование подземного водозабора
— Контрольные замеры дебитов и уровней скважин
— Контрольное химическое опробование подземных вод
— Сбор сведений о техническом состоянии скважин, данных режимных наблюдений за дебитом и динамическими уровнями скважин
1 месяц
Камеральный — Анализ полученных данных
— Гидродинамические расчеты
— Подсчет запасов подземных вод
— Расчет границ трех поясов зоны санитарной охраны водозабора
— Составление отчета
3 месяца
Экспертиза — Представление отчета на рассмотрение Территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) или Государственной комиссии по запасам (ГКЗ). Ожидание заключения экспертов 3 месяца
Дополнительный — При наличии замечаний в заключениях экспертов – внесение изменений в отчет
— Повторное представление отчета в ТКЗ (ГКЗ)
2 нед. — 1 мес.
Заключительный — Получение протокола ТКЗ (ГКЗ) о постановке запасов подземных вод на государственный учет
— Отправка отчета в Росгеолфонд и территориальный фонд геологической информации
1 месяц

В соответствие с «Классификацией запасов и прогнозных ресурсов. » (приказ МПР РФ от 30 июля 2007 г. N 195), объектом подсчета запасов подземных вод является месторождение питьевых, технических и минеральных подземных вод. Запасы подземных вод могут быть подсчитаны только для существующей или заранее запланированной схемы водозаборного сооружения, т.е. зависят не только от гидрогеологических особенностей участка, количества подземных вод в недрах, но и от конструкции и количества эксплуатационных скважин, а также производительности и глубины установки водоподъемного оборудования.

Тем, кто озадачился подсчетом запасов подземных вод, следует знать, что запасы в зависимости от качества и целевого назначения, делятся на балансовые и забалансовые. Особенно актуален этот вопрос для подземных вод, используемых в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения.

Основным документом, определяющим требования, предъявляемые к качеству воды централизованных систем водоснабжения, является СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Санитарно гигиенические требования к нецентрализованному водоснабжению регламентируются СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

Ситуация с качеством подземных вод осложняется тем, что вопросы регулирования недропользования, подсчета и учета запасов питьевых подземных вод находятся в ведении Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), в то время как заключение о санитарном благополучии источников водоснабжения выдают органы санэпиднадзора, находящегося в ведении Роспотребнадзора. Недропользователь, осуществляющий добычу питьевых подземных вод, должен получить одобрение со стороны сразу двух надзорных органов.

Со стороны Роспотребнадзора недропользователь должен получить заключение о возможности использования подземных вод в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения и заключение о возможности организации зоны санитарной охраны.

Со стороны Государственной комиссии по запасам недропользользователь должен получить протокол ГКЗ (ТКЗ) с отнесением запасов к балансовым. Следует пояснить, что к балансовым могут быть отнесены запасы подземных вод, соответствующие по своему качеству требованиям, предъявляемым в действующих нормативных документах. Если речь идет о централизованном водоснабжении, то это – указанный выше СанПиН 2.1.4.1074-01. Если подземные воды не соответствуют требованиям нормативных документов, но существует возможность организации системы водоподготовки и доведения качества подземных вод до существующих стандартов, в пределах исследуемого участка могут быть выделены забалансовые запасы подземных вод.

С техническими водами все намного проще. Они должны соответствовать технологическим требованиям в зависимости от целевого использования и технологического процесса. В этом случае, заключение санитаров необходимо только при организации зоны санитарной охраны в случае, если скважины технического водоснабжения вскрывают водоносные горизонты, используемые также для питьевого водоснабжения на соседних участках.

Необходимо понимать, что природные подземные воды очень редко целиком и полностью соответствуют по качеству перечню СанПиН 2.1.4.1074-01. Очень часто некоторые показатели пресных подземных вод (например, содержание железа, марганца, кремния, аммония и др.) превышают предельно–допустимые концентрации (ПДК), указанные в СанПиН 2.1.4.1074-01. Это связано с природными особенностями и закономерностями формирования химического состава подземных вод и служит предметом многочисленных споров и конфликтов, возникающих между гидрогеологами–исполнителями, органами надзора за недрами и органами СЭС. Следует отметить, что ввязываться в эти споры с надеждой на положительный результат могут только профессионалы. Специалисты, далекие от гидрогеологии и подземных вод, вряд ли смогут пробиться через эту стену. Работники местного отделения ФГУ «Роснедра» и сотрудники СЭС долго будут гонять их по кругу, попеременно «отпинывая» друг к другу.

Аналогичная ситуация наблюдается не только с заключением СЭС о возможности использования подземных вод для хоз-питьевого водоснабжения, но и с заключением о возможности организации трех поясов зоны санитарной охраны (ЗСО). Требования по ЗСО изложены в СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения». Наиболее важным моментом здесь является то, что земля под водозаборными скважинами должна быть Ваша. Т.е., либо находится в собственности предприятия, либо в долгосрочной аренде на срок эксплуатации водозабора. Если земля Вам не принадлежит – получить заключение СЭС будет невозможно.

Есть еще один немаловажный вопрос, который необходимо знать недропользователю: запасы подземных вод выделяются по категориям. Категоризация запасов подземных вод выполняется по степени геолого–гидрогеологической изученности месторождений и участков недр. Как правило, запасы подземных вод оцениваются на 25-летний срок эксплуатации водозабора. Однако, указанный срок может зависеть от того, к какой категории были отнесены запасы.

Запасы питьевых, технических и минеральных подземных вод по степени геолого-гидрогеологической изученности подразделяются на категории A, B, С_1 и С_2. Не вдаваясь в подробности, следует пояснить, что осуществлять эксплуатацию месторождения подземных вод возможно только в случае, если на участке выделены запасы по категории А, В и С_1. При этом, если по участку недр выделены запасы только по низкой категории С_1, то через 3-5 лет недропользователь должен будет выполнить повторную оценку запасов с отнесением их к более высоким категориям (А и В). Во всяком случае, такие требования нередко выдвигаются сотрудниками Роснедра. Как следствие, при проведении работ по оценке запасов подземных вод недропользователю выгодно, чтобы на его участке были выделены запасы по высоким категориям А и В. В этом случае не понадобится проводить повторной оценки запасов и платить деньги заново.

Перед началом работ по оценке запасов подземных вод недропользователь должен провести ряд мероприятий, без которых подсчет запасов будет невозможен.

В первую очередь, на устья скважин необходимо установить счетчики расхода для учета объемов добываемых подземных вод. На каждую эксплуатационную скважину – свой счетчик. Поверьте, без опломбированных счетчиков на скважинах утвердить запасы подземных вод не удастся! Записывать дебит в соответствии с паспортной производительностью насоса – крайне не верно, т.к. он может быть отрегулирован на увеличение или уменьшение при помощи простой задвижки на трубопроводе. Учет производительности скважин должен выполняться по данным фактических наблюдений!

Во-вторых, наравне с наблюдениями за дебитом эксплуатационных скважин, должны выполняться наблюдения за уровнем подземных вод. Замеры уровней, как правило, проводят при помощи электроуровнемеров. Принцип действия данных приборов предельно прост: в скважину опускается провод с наконечником, который подсоединен к источнику питания (батарейке) и индикатору (лампочке и зуммеру). При контакте наконечника с водой лампочка загорается, зуммер – издает звук. По размеченному проводу оператор замеряет глубину до воды.

Необходимо отметить, что эксперты ТКЗ и ГКЗ чаще всего требуют, чтобы замеры динамических и статических уровней в скважинах проводили уровнемерами заводского производства, на которые имеется технический паспорт. Хотя, в принципе, изготовить нормальный уровнемер в кустарных условиях можно за один час.

Необходимо помнить, что замеры уровней в скважинах следует проводить с точностью до одного сантиметра. Т.е. значения замеров: 6,0 м; 5,0 м и т.п. – не годятся! Следует измерять более точно: 6,51 м; 5,02 м. Желательно, без «халтуры»! Это в Ваших же интересах.

Читайте также:  Анализы для определения качества воды

Для выполнения замеров в оголовке скважины должно быть предусмотрено отверстие. Желательно, чтобы скважины были оборудованы пьезометрическими трубками. Это позволит избежать зацепов уровнемера за водоподъемные трубы и питающий кабель в скважине.

Замеры уровней выполняются как в работающих скважинах, так и во временно остановленных с периодичностью не реже одного раза в месяц. Если водозабор достаточно крупный, на нем в обязательном порядке должны присутствовать наблюдательные скважины. В качестве наблюдательных можно использовать и водозаборные скважины, выведенные из эксплуатации. Впрочем, вопрос наблюдений и мониторинга подземных вод – отдельная тема!

Помимо наблюдений за уровнем и дебитом скважин, лучше всего сразу на начальном этапе озаботится вопросом качества подземных вод. Если Вам необходимо использовать воды в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения, лучше с ходу обратиться в местное отделение службы санэпиднадзора. Помните, что Вам нужно от них не просто выполнение бактериологического анализа, а получения заключения на возможность использования подземных вод для хоз–питьевого водоснабжения. Это заключение делается на специальном государственном бланке, имеющем защитную голограмму.

Также, перед началом работ, недропользователю нужно определиться – а сколько же воды ему все-таки нужно? Т.е. должны быть выполнены расчеты текущей потребности в воде и расчеты перспективной потребности на несколько лет вперед. Оценка запасов подземных вод всегда производится на основании рассчитанной потребности предприятия–заказчика в воде. Если запасы будут подсчитаны на одну потребность, а затем эта потребность вдруг резко увеличиться – придется проводить переоценку запасов подземных вод, читай – снова платить деньги!

При подсчете запасов подземных вод, в идеальном случае, период наблюдений за количеством добываемой воды, уровнями подземных вод и их химическим составом должен быть более 3-х месяцев (чем больше, тем лучше). Положительным моментом является то, что если этих наблюдений нет – их можно начать в процессе работ по оценке запасов. Поскольку подсчет запасов, как уже упоминалось выше, выполняется в течение 10 месяцев, к концу этапа по формированию отчета можно получить необходимый ряд наблюдений, при условии, что они были начаты сразу же после заключения договора с гидрогеологами–подрядчиками.

И еще один немаловажный момент! Недропользователи должны дружить с соседями! Недропользователь недропользователю – брат! Из добрососедских отношений вытекает множество плюсов.

Во-первых, при оценке запасов подземных вод необходимо учитывать влияние одного подземного водозабора на все близрасположенные и учитывать сработку запасов по соседним месторождениям подземных вод. Бояться этого не надо – подземных вод у нас на всех хватит! Обмен данными режимных наблюдений за дебитами и уровнями подземных вод позволит разграничить сферы влияния водозаборов быстро и безболезненно.

Во-вторых, обмен данными режимных наблюдений значительно повышает объем изученности геолого–гидрогеологических условий месторождения подземных вод, что позволяет всем соседним недропользователям за счет друг друга увеличить объем полезной информации и претендовать на оценку запасов подземных вод по более высоким категориям. А это, в свою очередь, позволяет избежать излишних затрат.

В-третьих, в случае попадания загрязнения в подземный водоносный горизонт, наличие большого числа собственных и соседских наблюдательных и эксплуатационных скважин позволит быстро определить источник этого загрязнения, локализовать его или устранить.

Чем больше точек наблюдения за подземным горизонтом – тем эффективнее и рациональнее можно организовать процесс недропользования. Хорошо от этого будет всем без исключения. Не бойтесь делиться информацией! Не надо играть в партизан!

источник

Компания «Агванд» вот уже более семи лет оказывает услуги оценки запасов подземных вод в области проведения гидрогеологических работ. Подсчет показателей исследования производится в соответствии с результатами геологического изучения недр, который необходим для поиска абсолютно новых источников водоснабжения под землей, а для предварительного изучения участков водозаборов, которые уже действуют.

— Оценка запасов подземных вод (Состоит из проекта на геологическое изучения недр и отчета по оценке запасов подземных вод)

— Переоценка запасов подземных вод (Состоит из проекта на геологическое изучения недр и отчета по оценке запасов подземных вод)

— 4-7 месяцев — подготовка документации, представляемой в государственные органы

— 3-6 месяцев — согласование с государственными органами

— при получении лицензии на право пользования участков недр для осуществления геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, прописано в лицензионном соглашении

— при получении лицензии на вид деятельности через 25 лет по окончанию срока лицензии , прописано в лицензионном соглашении

— при изменении водоотбора, либо бурении или передачи новых скважин и внесение изменений в лицензии

— 300 тыс.рублей (для одиночного водозабора 1-2 скважины)

— 400 тыс.рублей (для группового водозабора от 3 скважин)

— 10 тыс.рублей для водозабора состоящего из одной скважины

— 40 тыс.рублей для водозабора состоящего из двух и более скважин

— для должностных лиц — от 20 до 40 тыс.рублей.

— для юридических лиц — от 300 до 500 тыс.рублей

статья КоАП «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов»

Этапы работ — Заключение договора
ПРОЕКТ
— Разработка проекта на геологическое изучение
— Предоставление проекта на геологическую экспертизу в ФБУ «Росгеолэкспертиза»
-Получение положительного заключения ФБУ «Росгеолэкспертиза» заказчиком
ОТЧЕТ
— Регистрация работ
— Камеральные работы
— Разработка отчета по оценке запасов подземных вод
— Предоставление отчета на государственную экспертизу
— Получение протокола территориальной комисии по запасам Комплект предоставления документации

— Один экземпляр отчета и протокол ТКЗ в бумажном виде и один экземпляр в электронном виде в Центральные геологические фонды

— Один экземпляр отчета и протокол ТКЗ в бумажном виде и один экземпляр в электронном виде в территориальные геологические фонды

— Один экземпляр отчета и протокол ТКЗ в бумажном виде и один экземпляр в электронном виде заказчику

Описание ПРОЕКТ
— Основные сведения о водозаборе
— Географо- экономические условия района работ
— Обзор, анализ и оценка ранее проведенных работ
— Сведения о геологических, тектонических и гидрогеологических условиях участка недр
— Существующее водоснабжение
— Методика, объемы и условия проведения проектируемых работ

ОТЧЕТ
— Общие сведения о районе работ
— Виды, объемы и методика проведения геологоразведочных работ
— Технология проведения основных видов геологоразведочных работ и оценка их эффективности для решения геологических задач
— Характеристика качества подземных вод и оценка состояния площади участка недр для возможности создания зон санитарной охраны
— Природная гидрогеологическая модель участка недр
— Обоснование расчетных гидрогеологических параметров
— Подсчет запасов подземных вод

Ссылки на нормативные документы

— При водоотборе менее 100 м3/сут работы не производятся

Подсчет запасов подземных вод, которые уже ранее были оценены, нужно проводить, как правило, после того, как истекает первый расчетный срок эксплуатации водозаборов. Кроме того, оценка запасов проводится в случае изменения водохозяйственной и экологической обстановки района, изменения локации размещения подземного водозабора, и по многим другим причинам.

Наши специалисты имеют большой опыт в проведении данных видов работ, а потому вы можете рассчитывать на грамотную оценку и анализ любой области.

Как известно, подсчет запасов подземных вод и ее результаты подлежат государственной экспертизе. В соответствии с действующим законом о недрах, добыча подземных вод разрешена только после того, как проведена государственная экспертиза запасов. В перечне основных требований получения лицензии на право пользования подземными водами в геологических целях или добычи указаны конкретные требования.

Наши сотрудники имеют большой опыт работы по подсчету запасов подземных вод для технического и питьевого водоснабжения, как крупных потребителей воды, так и небольших предприятий, которые обеспечены небольшими водозаборами, состоящими из одной и нескольких скважин. Особенность нашей работы по подсчету запасов подземных вод заключается в широком использовании современных технологий, информационных систем и методов, позволяющих моделировать процессы в водных объектах. Именно этот факт повышает надежность показателей гидрогеологического прогноза, касающихся качества и количества подземных вод.

Мы готовы определить оптимальный состав и объем работы, которые необходимы для оценки эксплуатационных запасов, проведут исследования в скважинах, а затем подготовят геологический отчет, в котором будут указаны все результаты и рекомендации по эксплуатации водозабора.

Оценка запасов подземных вод: стоимость и сроки работ

Сегодня в отдельных странах-государствах мира, приближенных к экватору, все чаще стали фиксировать недостаток питьевой воды. Изменения в атмосфере и изменение климата на планете заставило более бережно и экономно использовать воду, с учетом запасов ее в подземных слоях. Оценка запасов подземных вод — острый вопрос современности, который требует особого внимания со стороны геологов и всех крупных недропользователей (предприятий, организаций и заводов), которые занимаются производственной деятельностью и имеют на территории собственные водозаборные скважины. Но мало иметь скважину! Очень важно иметь хоть какое-то представление о подземных запасах.

Оценка запасов является основным требованием для рационального их использования. Эта необходимость даже была отражена в одном из Законов Российской Федерации. Поэтому оценка запасов подземных вод — одно из обязательных требований для получения лицензии на добычу поземных, минеральных вод или технических (для нормального функционирования производственного процесса).

Этапы и сроки выполнения работ:

— Регистрация геологоразведочных работ в территориальном отделении Федерального агентства по недропользованию

— Оценка геолого-гидрогеологической изученности территории

— Сбор и анализ архивных материалов

— Обследование подземного водозабора

— Контрольные замеры дебитов и уровней скважин

— Контрольное химическое опробование подземных вод

— Сбор сведений о техническом состоянии скважин, данных режимных наблюдений за дебитом и динамическими уровнями скважин

— Подсчет запасов подземных вод

— Расчет границ трех поясов зоны санитарной охраны водозабора

— Представление отчета на рассмотрение Территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) или Государственной комиссии по запасам (ГКЗ).

-Ожидание заключения экспертов

— При наличии замечаний в заключениях экспертов – внесение изменений в отчет

-Повторное представление отчета в ТКЗ (ГКЗ)

— Получение протокола ТКЗ (ГКЗ) о постановке запасов подземных вод на государственный учет

— Отправка отчета в Росгеолфонд и территориальный фонд геологической информации

Стоимость услуг

Вся работа по подсчету запасов достаточно трудоемкая и сложная, требующая определенных временных затрат и многолетнего опыта людей, которые этим занимаются. Именно поэтому оценка запасов подземных вод, стоимость которой зависит от продолжительности, знаний и количества рабочей силы, должна проводиться высококвалифицированными специалистами.

Приведем простой пример. На вашем участке есть водозаборная скважина, но вам нужно сначала получить лицензию для того, чтобы законно пользоваться правом проведения на участке геологических работ. Далее составляется проект этих самых работ, который обязательно должен пройти государственную экспертизу. И лишь только после этого возможна оценка запасов, стоимость которых специалисты выбранной вами компании определят уже на месте.

Наша компания уже долгое время занимается подобной работой, и специалистам не составит труда рассчитать, сколько финансовых вливаний потребуется, чтобы выполнить реальную, точную оценку эксплуатационных подземных вод, подсчитать запасы для одиночной скважины с небольшим объемом добычи, или более глубокой — для работы крупного завода или другого производственного или перерабатывающего предприятия.

Оценка эксплуатационных запасов подземных вод: стоимость реальна и обоснована. Ведь чистая вода того стоит!

г. Нижний Новгород
ул. Богдановича, д. 6 к.1

тел.: 8 (831) 213 61 00
факс: 8 (831) 201 29 14
сот.: 8 920 073 55 52
e-mail: info@agvand.ru

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее fff Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт Агванд, (далее fff Сайт) расположенный на доменном имени agvand.ru (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта agvand.ru (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:

1.1.1. «Администрация сайта» (далее Администрация) уполномоченные сотрудники на управление сайтом Агванд, действующие от имени ООО «Агванд», которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

1.1.5. «Сайт Агванд» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): agvand.ru, а также его субдоменах.

1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту Агванд, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации

1.1.5. «Пользователь сайта Агванд » (далее Пользователь) лицо, имеющее доступ к сайту Агванд, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта Агванд.

1.1.7. «Cookies» небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.

1.1.8. «IP-адрес» уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт.

1.1.9. «Товар » — продукт, который Пользователь заказывает на сайте и оплачивает через платёжные системы.

2.1. Использование сайта Агванд Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.

2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта Агванд .

2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту Агванд. Сайт не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте Агванд.

2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте Агванд, при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.

3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте Агванд и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. фамилию, имя, отчество Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.2.4. место жительство Пользователя (при необходимости)
3.2.5. адрес доставки Товара (при необходимости) 3.2.6. фотографию (при необходимости).

3.3. Сайт защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
— IP адрес;
— информация из cookies;
— информация о браузере
— время доступа;
— реферер (адрес предыдущей страницы).

3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта , требующим авторизации.

3.3.2. Сайт осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.

3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте Агванд для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта Агванд.
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта Агванд, оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта Агванд, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта Агванд.
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта Агванд.
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.

5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте Агванд, включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.

5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.

5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.

5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

6.1. Пользователь вправе:

6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта Агванд, и давать согласие на их обработку.

6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.

6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

6.2. Администрация обязана:

6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.

6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.

6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.

6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.

7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.

7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.

7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта Агванд, несет лицо, предоставившее такую информацию.

7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта Агванд, может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте Агванд.
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.

7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте Агванд) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт.

7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте Агванд или передаваемых через него.

7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.

7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте Агванд, включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.

8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Нижний Новгород.

8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.

9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте Агванд, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

источник

Оценка или подсчет запасов подземных вод – является завершающим, итоговым этапом выполненного комплекса геологоразведочных работ на участке оцениваемого водозабора и заключается в составлении отчета, который представляется на Государственную комиссию по запасам (ГКЗ).

Одним из обязательных условий получения лицензии на недропользование, дающей право добывать воду из подземных горизонтов, является проведение комплекса мероприятий по оценке запасов подземных вод.

Подсчет запасов залегающих в земной толще вод должны выполнять профессиональные гидрогеологи. Многие недропользователи, которым нужно оценить запасы вод подземного залегания, не имеют в своем штате специалистов по гидрогеологии, и в большинстве случаев оценка запасов подземных вод ложится на плечи специализированной организации.

  • изучение архивных материалов геолого-гидрогеологических исследований района размещения объекта оценки;
  • определение пространственных границ территории, на которой будет проводиться изучение подземных вод;
  • анализ информации о породах присутствующих в разрезе и содержащихся в них подземных водах на исследуемой территории;
  • определение видов, объемов и сроков исследовательских работ;
  • опытно-фильтрационные работы;
  • исследование подземных вод методом гидрогеохимического опробования;
  • исследования эколого-гидрогеологического характера;
  • обработка материалов, полученных в ходе полевых работ;
  • составление схемы расчетов;
  • категоризация запасов подземных вод по степени геолого-гидрогеологической изученности;
  • обобщение всех полученных данных и составление отчета;
  • защиту отчета в ГКЗ.

Сроки выполнения работ по подсчету запасов подземных вод зависит от количества и квалификации исполнителей, а также от ряда других факторов.

В среднем временные затраты на оценку подземных вод варьируются от 3 месяцев до 1 года. В случае с одиночным водозабором на оценочные мероприятия уходит от 3 месяцев до полугода.


Стоимость оценки запасов подземных вод в Подмосковье
Для Московской области расценки на работы по оценке запасов подземных вод варьируются в пределах 15-20%. Цена на исследование одиночного водозабора начинается с 300 000 рублей, на групповые водозаборы может превысить 1 000 000 рублей.

  • Количество водозаборных скважин и расстояние между ними;
  • Среднесуточный объем водопотребления;
  • Число эксплуатируемых водоносных горизонтов.

На стоимость оценки запасов подземных вод может оказывать влияние район работ. Есть районы, в которых водоносные горизонты сильно истощены. Утверждать в ГКЗ запасы вод таких горизонтов довольно сложно – понадобятся дополнительные расчеты, увеличивающие стоимость оценочных работ.

К услугам по оценке запасов подземных вод, стоимость которых заметно ниже рыночной, относиться нужно настороженно. Обычно низкая цена указывает на низкое качество работ. И как показывает практика, у многих заказчиков, польстившихся на низкие цены, возникают проблемы при защите отчета в ГКЗ.

Оценка запасов подземных вод увеличивает стоимость системы водоснабжения. Но без проведения оценочных работ невозможно оформить лицензию на недропользование.

Добыча подземных вод без лицензии является незаконной и влечет за собой штраф. Сумма штрафа для юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 рублей.

источник

Одним из определяющих моментов в процедуре оценки запасов подземных вод является присвоение категории изученности. Категория изученности запасов подземных вод, выделенных на лицензионном участке, указывается в протоколе Территориальной комиссии по запасам – ключевом документе, ради получения которого, собственно, и затевается весь процесс подсчета запасов. Без протокола ТКЗ на сегодняшний день лицензия на право добычи подземных вод будет недоступна.

Давайте разберемся, что такое категории запасов В и С1? Чем они отличаются? И почему при присвоении категории запасов С1 сотрудники Департамента по недропользованию выдвигают требования повторного проведения работ по оценке запасов по истечение 3-5 лет эксплуатации водозабора. А также попытаемся понять, насколько законно требование переоценки запасов категории С1 через 3-5 лет.

Принципы категоризации запасов подземных вод рассмотрены в главе III «Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (утв. приказом МПР РФ от 30 июля2007 г. N 195) и в параграфе 6 «Методических рекомендаций по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (утв. распоряжением МПР России от 27 декабря 2007 № 69-р). Оба документа можно найти и скачать на страницах новостной рассылки «Гидрогеология. Владельцам водозаборных скважин и не только «

«Классификация запасов…» является основным документом, регламентирующим работы по оценке запасов подземных вод. Как и многие другие нормативные документы в нашей стране, «Классификации запасов…» страдает характерными недугами: отсутствием однозначности и строгой определенности.

Наиболее четко определены условия отнесения запасов подземных вод к категории А, отражающей наивысшую степень изученности геолого-гидрогеологических условий участка недр. Чтобы присвоить данную категорию запасов, по водозабору должны быть представлены данные режимных наблюдений за трехлетний период, включающие замеры дебита и продолжительности работы эксплуатационных скважин (журнал ПОД-11), ежемесячные замеры статического и динамического уровня подземных вод по всем имеющимся скважинам, результаты выполнения химических и бактериологических анализов с отбором проб раз в квартал (из каждой скважины) и результаты ежегодных радиологических исследований. Кроме того, на водозаборе должны быть выполнены опытные работы: одиночные и кустовые откачки, а также представлены необходимые гидродинамические расчеты, подтверждающие возможность эксплуатации сооружения в течение последующих 25 лет.

Откачки и гидродинамические расчеты – это работа гидрогеологов. От самого недропользователя здесь требуется наличие трехлетнего цикла режимных наблюдений.

Однако, на деле большинство недропользователей начинает выполнять эти наблюдения только в процессе работ по оценке запасов, что делает присвоение желанной категории А – невозможным.

Требования о трехлетнем цикле наблюдений за дебитами, уровнями и химическим составом подземных вод очень часто выдвигаются сотрудниками Департамента по недропользованию при оформлении лицензии на добычу подземных вод. Обращаю внимание дорогих владельцев водозаборных скважин, что трехлетний цикл наблюдений нужен именно для оценки запасов подземных вод по категории А. При этом, нигде в нормативных документах не указано, что запасы должны быть оценены именно по самой высокой категории.
Далее перейдем к наиболее интересным категориям В и С1.

Вся прелесть последней редакции «Классификации запасов…» от 2007 года в том, что разница между этими категориями практически не уловима.

Приведем некоторые выдержки из документа:

«…возможны достоверная оценка источников формирования эксплуатационных запасов» — это по категории В;

«…возможны ориентировочная оценка источников формирования запасов» — а это по С1;

«…качество подземных вод изучено в необходимых объемах с детальностью, позволяющей установить соответствие установленным требованиям» — это опять категория В;

«…качество подземных вод изучено в объемах и детальностью, позволяющих с удовлетворительной достоверностью установить соответствие установленным требованиям» — а это снова С1;

«…оценено возможное влияние водозаборных сооружений на окружающую среду» — категория В;

«…предварительно оценено возможное влияние отбора подземных вод на окружающую среду» — категория С1.

Как мы видим, вся разница заключается в том, что для категории С1 появляются слова «ориентировочно», «удовлетворительно» и «предварительно». Что они могут означать применительно к конкретным работам на лицензионном участке, авторы документа не поясняют. Сколько скважин нужно опробовать, чтобы оценить «достоверно», а сколько, чтобы только «предварительно». Вполне понятно, когда качество подземных вод изучено с детальностью, позволяющим установить соответствие установленным требованиям. А вот что такое «удовлетворительная достоверность» при оценке того же качества – понять сложно.

На недостатки новой «Классификации запасов…» неоднократно указывали специалисты–гидрогеологи еще до утверждения этого документа приказом Министерства природных ресурсов в 2007 году. Критика продолжает звучать практически на каждой научной конференции и совещаниях по подземным водам. К сожалению, сегодня чиновники к мнению ученых прислушиваются редко.
Чтобы внести некоторую ясность в вопрос разделения категорий запасов В и С1 следует обратится к старой редакции «Классификации запасов…», действовавшей с 1997 по 2007 гг., а также к практике гидрогеологических исследований и здравому смыслу.

Каждая категория запасов в прежней редакции «Классификации…» имела свое строгое определение: категория А – освоенные, категория В – разведанные, категория С1 – оцененные, категория С2 – выявленные. Названия категорий отражали общепринятую и понятную для всех геологов стадийность геологоразведочных работ: сначала поиск (С2), потом оценка (С1), потом разведка (В) и затем опытно-промышленная эксплуатация (А).

В новой классификации понятия «разведанные» и «оцененные» запасы выделены в обособленную группу. И совершенно неясно, как их относить к категориям изученности. Получается, что в пределах месторождения могут быть выделены одновременно разведанные запасы по категории С1 и оцененные запасы по категории С1. И это тоже стало одним из предметов торга. Внимательно следите, чтобы в протокол ТКЗ по вашему водозабору не затесалось слово «оцененные».

Если говорить проще, то ранее к высоким категориям А и В можно было относить запасы подземных вод, подготовленные к промышленной эксплуатации. Что это означает?

Это значит, что запасы категории А и В могли быть присвоены только по существующим водозаборным скважинам, либо проектируемым водозаборным скважинам, местоположение и конструкция которых заданы в утвержденном проекте водозаборного сооружения.

Запасы по категории С1 также можно задавать для несуществующих скважин, например, принимая их конструкцию по аналогии с уже эксплуатируемыми. Принципиальная разница состояла в том, что на эти скважины еще нет утвержденного проекта подземного водозабора.

Исходя из этого простого и вполне понятного принципа, запасы подземных вод по всем существующим одиночным водозаборам, эксплуатируемым в течение десятков лет, должны быть отнесены исключительно к категории В. Естественно, при условии выполнения по ним режимных наблюдений и комплекса опытных работ с последующим расчетом эксплуатации в течение 25 лет. Запасы по категории С1 должны выделятся только в том случае, если недропользователь запланировал бурение еще одной водозаборной скважины, не предусмотренной проектом (или, как оно чаще бывает, если проекта нет вообще). В этом случае по проектируемой скважине запасы проходят по категории С1, а по всем существующим – по категории В. И ничего не мешает установить срок эксплуатации всех скважин в 25 лет.

Однако, в реальности такое решение вопроса работает не всегда.

Потому-что эксперты Территориальных комиссий по запасам крайне заинтересованы, чтобы недропользователь проводил повторные работы снова и снова. Чем больше – тем лучше. Потому как эксперты ТКЗ сами являются сотрудниками организаций, выполняющих работы по оценке запасов подземных вод. Эти организации размещаются в том же здании, что и Департамент по недропользованию. Раньше они были государственными ФГУ, а сейчас массово переходят в частные руки и становятся ОАО и ООО. Но это не уменьшает их крепкую дружбу и привязанность к Департаменту по недропользованию.

Но, давайте разберемся, откуда взялась эта чудесная традиция – относить запасы по водозабору к категории С1 и затем требовать их переоценки по истечении 3-5 лет эксплуатации водозабора?

Вновь обратимся к прежней редакции «Классификации запасов…» от 1997 г. и внимательно прочитаем последний абзац пункта 3.4:
«В тех случаях, когда достижение детальности изученности запасов для выделения категории В связано с большими и неоправданными затратами, запасы категории С1 могут служить основанием для вовлечения месторождения (участка) в опытно-промышленную эксплуатацию без проведения разведочных работ. По результатам опытно-промышленной эксплуатации осуществляется оценка эксплуатационных запасов категорий А или В и при необходимости составляется проект реконструкции (расширения) водозабора.»
Опираясь именно на этот абзац эксперты ТКЗ в течение 10 лет принуждали недропользователей проводить повышение категории изученности запасов на основании опытно-промышленной эксплуатации водозабора. Отметим, что в действующей в настоящее время «Классификации запасов…» 2007 г. такого абзаца нет! А эксперты продолжают принуждать…

Обратим внимание, что в соответствие с требованиями старой редакции документа категория С1 присваивалась «…без проведения геологоразведочных работ». Т.е. никакой оценки запасов недропользователь не проводил, категорию С1 ему давали «за так». Через три года он предоставлял данные режимных наблюдений за дебитом, уровнями и химическим составом подземных вод, проводил необходимые опытные работы и получал категорию В сроком на 25 лет.

Отсюда вытекает логичный вывод, что если категорию С1 по существующим скважинам раньше можно было получить за просто так (и эта категория иногда указывается в старых лицензиях на добычу подземных вод, полученных 10-15 лет назад), то сегодня, когда мы изначально проводим работы по геологическому изучению недр, как того требует современное законодательство, вполне правильно было бы ожидать присвоения категории В. Почему же нам ее не присваивают?

Боюсь, что этот вопрос – из разряда риторических. Оставим его на совести сотрудников Роснедра и попытаемся обобщить все вышесказанное в виде нескольких основополагающих выводов:

1. Если опираться на разумные основания, то практически во всех случаях после годового цикла геологоразведочных работ на одиночном водозаборе, мы должны получать категорию изученности не ниже В. Если эксперты ТКЗ пытаются впаять нам С1 – это от лукавого.

2. В действующих документах нигде не сказано, что разведанные запасы категории С1 должны быть переоценены через 3-5 лет по результатам опытно-промышленной эксплуатации водозабора, а категория изученности должна быть повышена до В или А. Такого пункта нет! Следовательно, запасы категории С1 могут быть присвоены, но срок эксплуатации водозабора от этого не меняется – 25 лет и точка!

3. Действующие нормативные документы не дают однозначных формулировок относительно запасов по категории В и С1. Нет четких критериев, разграничивающих эти две категории. Как следствие, любая неоднозначность в нормативной базе приводит к произволу со стороны сотрудников надзорных органов. К этому надо быть готовым!

Какой выход из ситуации здесь можно предложить?

Как вариант, можно обратиться за разъяснениями в Государственную комиссию по запасам. Написать письмо на имя Генерального директора ГКЗ Подтуркина Юрия Александровича с примерно следующим содержанием:

Уважаемый Юрий Александрович!

Просим дать разъяснения по вопросу оценки запасов подземных вод одиночного водозабора.
Планируется провести работы по геологическому изучению участка недр одиночного водозабора ООО (ваше наименование) на основании лицензии (номер лицензии). Сотрудники Департамента по недропользованию по (указать ваш округ) федеральному округу, выдавшие лицензию, указывают, что запасы подземных вод могут быть разведаны только по категории С1, что потребует повторной оценки запасов после 3-5 лет опытно-промышленной эксплуатации водозабора.
Однако, в действующей «Классификации запасов. » (2007 г.) такого требования нет. В соответствие с «Методическими рекомендациями по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (Приказ МПР РФ № 69-р от 27.12.07) запасы подземных вод оцениваются на срок 25 лет.
Известно, что требование о переоценке запасов подземных вод, разведанных по категории С1, выдвигалось в пункте 3.4 прежней редакции «Классификации запасов…» (приказ МПР РФ от 07.03.97), где указано, что «…запасы категории С1 могут служить основанием для вовлечения месторождения (участка) в опытно-промышленную эксплуатацию без проведения разведочных работ в тех случаях, когда достижение детальности изученности запасов для выделения категории В связано с большими и неоправданными затратами».
Таким образом, категория С1 ранее могла быть присвоена без выполнения геологоразведочных работ, что и требовало переоценки запасов по опыту эксплуатации через 3-5 лет.
В нашем случае геологоразведочные работы проводятся. Объемы работ обеспечивают степень изученности, соответствующей категории В. Однако, эксперты ТКЗ стремятся незаконно присвоить категорию С1 по нашему лицензионному участку. Таким образом, присвоение данной категории не позволяет вовлекать скважину в промышленную эксплуатацию.
Считаем, что повторное проведение работ по переоценки запасов и повышению категории изученности С1 до категории В связано с большими и неоправданными затратами.
Просим разрешить эксплуатацию скважины на категории С1 без проведения работ по переоценке, либо присвоить категорию В запасов подземных вод в соответствие с представленными материалами по геологической изученности. Т.к. ранее категория С1 присваивалась по скважинам вообще без проведения каких-либо работ.

Приведенный пример может несколько изменяться по форме, но смысл письма должен оставаться тем же. Администрация ГКЗ обязана ответить на ваше письмо.
Могу сообщить, что с моей стороны такое письмо было направлено и получен официальный ответ.

На Ваш запрос сообщаем следующее. В соответствии с ранее действовавшей «Классификацией эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод» на запасах категории С1 для месторождений 1-й и 2-й групп сложности в отдельных случаях по решению государственной экспертизы могла быть разрешена опытно-промышленная эксплуатация месторождения (участка) подземных вод продолжительностью до 5 лет. Поэтому и запасы подземных вод в этих случаях утверждались на указанный срок. В ныне действующей «Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных вод» возможность опытно-промышленной эксплуатации предусмотрена только на запасах категории С2 для месторождений 4-й группы сложности, а на запасах категории С1 разрешается их промышленное освоение, поскольку выделение более высоких категорий для них признано нецелесообразным. Для остальных групп месторождений по степени сложности запасы категории С1 предполагают их отнесение по степени изученности к оцененным, что, в свою очередь, определяет необходимость постановки разведочных работ и возможность оформления лицензии на право пользования недрами на разведку и добычу подземных вод. Таким образом, действующие нормативные документы не допускают эксплуатации месторождений 1-3 групп сложности на запасах категории С1 без постановки разведочных работ и перевода запасов в категорию В, а оцененных месторождений по степени изученности в группу разведанных. При этом расчетный срок эксплуатации, на который утверждаются запасы, как Вы и указали, не может превышать 25 лет, а его конкретная продолжительность может определяться как геолого-техническим заданием недропользователя, так и конкретными гидродинамическими и миграционными расчетами. Ограничение же расчетного срока эксплуатации волевым путем считаем неприемлемым.

Зам. Генерального директора ФБУ «ГКЗ», Есипов А.В.

Таким образом, указанное письмо отражает следующий взгляд руководства Государственной комиссии по запасам на проблему оценки запасов подземных вод:

1. Все запасы подземных вод категории С1 должны быть переоценены до категории В. Запасы категории С1 являются оцененными и не могут быть вовлечены в промышленную эксплуатацию. Лицензия на право добычи подземных вод по определению может быть выдана только на разведанные запасы категории В.

Соответственно, тем недропользователям, кому экспертиза ТКЗ ранее «впаяла» категорию С1 вряд ли удастся избежать переоценки.

2. Срок оценки запасов подземных вод не может превышать 25 лет, но может быть меньшим.
Должен отметить, что фраза «конкретная продолжительность (эксплуатации водозабора) может определяться как геолого-техническим заданием недропользователя, так и конкретными гидродинамическими и миграционными расчетами» свидетельствует о том, что срок, на который подсчитываются запасы, определяется исключительно экспертами ГКЗ и ТКЗ.

В отдельных случаях действительно разумно оценивать запасы подземных вод на срок меньше 25 лет, если прогнозируется существенное изменение качества подземных вод в ходе эксплуатации. Однако, эта проблема сама по себе возникает не часто и, как правило, наиболее актуальна для крупных водозаборов с объемом водоотбора в несколько десятков тысяч кубометров в сутки.
Ну а в случае с одиночными водозаборами эта фраза создает обширное поле деятельности для предприимчивых специалистов Роснедра, которые в свободное от гос. службы время подрабатывают в геологоразведочных организациях.

Следует обратить внимание на парадоксальность ситуации. Само по себе данное письмо не несет негатива для владельцев водозаборных скважин. Что ж такого, что эксплуатировать скважины можно только с оцененными запасами по категории В? Собственно, для того и проводятся геологоразведочные работы, чтобы обеспечить необходимую изученность участка.

Однако, резко негативные моменты проявляются при наложении предложенных пояснений на существующую действительность. В условиях отсутствия независимой геологической экспертизы и весьма ограниченных возможностей по обжалованию ее результатов, указанные предложения зам. директора ГКЗ фактически ставят недропользователей в безвыходную ситуацию, когда работы по оценке и переоценке запасов подземных вод могут навязать снова и снова, ссылаясь на те или иные «объективные» причины.

Остается констатировать факт, что ситуация в сфере регулирования вопросов недропользования в нашей стране мало отличается от ситуации во всех прочих сферах. А лозунг борьбы с коррупцией пока что остается не более чем лозунгом.

Тем не менее, призываю законопослушных владельцев водозаборных скважин отстаивать свои права. Не надо стесняться по каждому отдельному вопросу и спорной ситуации просить пояснений напрямую в ФБУ «ГКЗ». А в особо тяжелых случаях, обращаться в прокуратуру и судебные инстанции.

Не стоит забывать, что необходимость оценки запасов подземных вод, как и любых других видов полезных ископаемых, вытекает из раздела III закона «О недрах», который носит наименование «Рациональное использование и охрана недр».

Вообще, требование о рациональности – одно из основных требований законодательства по недропользованию.

Оценка запасов полезных ископаемых – процедура в чистом виде экономическая, которая, как правило (в случае с любыми другими видами полезных ископаемых), выполняется в рамках отчета с технико-экономическим обоснованием временных или постоянных кондиций.

Вопрос объемов содержания полезных ископаемых в недрах (т.е. запасов), способов и темпов их отработки рассматривается одновременно с вопросом экономической выгоды и целесообразности его извлечения. Т.е., если вы, скажем, оцениваете запасы золота, то в первую очередь ориентируетесь на современную стоимость золота на мировом рынке, после чего определяете, насколько вам выгодно добывать, обогащать и транспортировать золотую руду с этого конкретного участка.

Вся процедура оценки запасов, по сути, направлена на решение одного простого вопроса: сколько полезного ископаемого содержится в недрах и выгодно ли его добывать на сегодняшний день?

Теперь, давайте посмотрим действующую «Классификацию запасов подземных вод…» и в особенности тот пункт, на который ссылается в своем письме зам. ген. директора ФБУ «ГКЗ»:

«…для месторождений 4-й группы сложности на запасах категории С1 разрешается их промышленное освоение, поскольку выделение более высоких категорий для них признано нецелесообразным».

Сейчас вы поймете, куда я клоню.

Опираясь на нормативные документы, мы видим, что в некоторых случаях выполнять работы по геологическому изучению недр по достижении определенного предела становится «нецелесообразно». Т.е., изучать любой огород, конечно, можно до бесконечности. Но когда затраты на геологическое изучение значительно превышают стоимость самого полезного ископаемого, то зачем его изучать? Это – нерационально!

И эта ситуация целиком и полностью относится к одиночным водозаборам.

Плата за добычу подземных вод – копейки! Гос. пошлина за оформление лицензий – тоже сумма не существенная. Более того, бурение водозаборной скважины, как основного сооружения, обеспечивающего добычу полезного ископаемого, обойдется в 100-200 тысяч рублей. А вот работы по геологическому изучению стоят миллион! А иногда и больше!

Скажите-ка какому-нибудь инвестору, что на геологический отчет по золоторудному месторождению он должен потратить в 5 раз больше, чем на разведочное бурение. С учетом того, что на бурение в подобных случаях уходят десятки и сотни миллионов рублей, инвестор очень быстро скажет, куда вам надо идти.

Однако, с подземными водами такая ситуация реализуется в полной мере. И никого из сотрудников Департамента по недропользованию она почему-то не удивляет.

Могу сказать, что некоторыми специалистами–гидрогеологами уже поднимался вопрос по одиночным водозаборам. Высказывались предложения, что на одиночных скважинах должен выполнятся только мониторинг объектного уровня, т.е. замеры уровня, дебита и исследования химического состава подземных вод. А постановка запасов на учет производится на основании небольшого письменного заключения на 10 листов без проведения специальных работ на водозаборе. Однако, к этому мнению никто из чиновников Департамента по недропользованию пока не прислушался.

Наконец, уж если Роснедра обязали владельцев водозаборных скважин проводить полноценные работы по оценке запасов подземных вод, то более чем достаточно проводить эти работы один раз. Постановка запасов по одиночным скважинам сначала по категории С1, а затем требование о повторной оценке запасов с повышением изученности до категории В является вопиющим фактом нарушения принципа рациональности.

Если работы по геологическому изучению в несколько раз превышают стоимость подземного водозабора, разве это рационально?
Увы, это еще один вопрос, который останется без ответа.

В этой ситуации остается еще раз порекомендовать всем законопослушным недропользователям направлять официальные письма и запросы в ФБУ «ГКЗ». Возможно, это не повлечет напрямую положительного решения вашего вопроса, однако, как минимум покажет чиновникам, что «ситуация назрела».

Бывает, что из ответного письма можно выхватить одну-две фразы, чтобы, размахивая письмом как флагом, показать местным сотрудникам ТКЗ или Департамента по недропользованию свою решительность, подкованность и осведомленность.

источник

Этап работ Перечень работ