Меню Рубрики

Анализ занятия по экспериментированию с водой

Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со свойствами воды»

Романова Виталина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детского сада № 10 «Лазорик» города Донецка Ростовской области

опытно-экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы

«Знакомство со свойствами воды»

ООД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 7 детей. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слышать и слушать воспитателя. ООД осуществлялась в соответствии с конспектом, составляя который, я прежде всего учитывала возрастные, психологические индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание ООД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. ООД построила в форме опытно-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель ООД: активизировать умственные способности, логическое мышление, творчество детей, умение делать выводы.

Образовательные: развивать диалогическую, монологическую речь детей, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

Развивающие: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Логичность построения ООД позволила провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность ООД – 15 минут, что соответствует нормам САН ПиН.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Предлагаемые детям вопросы (задания), на которые они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации ООД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Эффективности ООД способствовала и предварительная работа (дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения на прогулке в разное время года за дождём, снегом, наблюдение за тем, как при активном солнечном свете после дождя идёт испарение, проведение опытов с водой, снегом, льдом, рассматривание снежинок, украшение ледяных построек цветными льдинками, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, использование в практике народных примет и т.п. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов ООД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись, восхищались, охотно делились своими открытиями с воспитателем и своими товарищами, и это давало возможность развитию своей положительной самооценки, самозначимости: «У меня получилось!», «Я знаю» и т. п . Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте ООД я старалась (находясь рядом) незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт, специфика работы с детьми отражалась в личностно-ориентированном, дифференцированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Смена видов деятельности (опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, чтение стихов, динамическая пауза) позволили предотвратить утомляемость. Пособия были достаточного размера, яркие, красочные, подобраны на доступном для детей уровне. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети порадовали тем, что постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно-следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений, склонны к волевым усилиям. Достаточно хорошо владеют устной речью , могут выражать свои мысли и желания, используя речь. Программные задачи были решены, ООД своей цели достигла.

источник

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие » в средней группе ( Познавательно -исследовательская деятельность.)

Тема : « Свойства воды »

Вашему вниманию было представлено итоговое интегрированное ОД по познавательному развитию ( познавательно -исследовательская деятельность в средней группе с интеграцией образовательных областей – социально-коммуникативное развитие , физическое развитие , речевое развитие , направленое на развитие исследовательских навыков, способствует накоплению у детей конкретных представлений об основных свойствах воды , воспитывает к ней бережное отношение. Использование в образовательном процессе детского экспериментирования позволяет мотивировать детей на познавательную активность .

На ОД присутствовало 10 детей ( девочек, мальчиков) . Уровень развития детей достаточный , взаимоотношения благоприятные, дети дружные.

Цель : Познакомить детей с основными свойствами воды .

• ознакомить детей со свойствами воды : прозрачность; безвкусная, не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни

Развивающие :

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• закреплять умение работать с прозрачной посудой : стаканчиками, трубочками.

развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать;

• активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь , умение рассуждать, делать выводы ;

• стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

• воспитывать бережное отношение к воде.

• воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Для проведения данной ОД были созданы комфортные условия для каждого из детей : организация пространства с учётом размещения и перемещения, подготовлен материал : халаты белые, проектор , трубочки для коктейля, стакан с соком, стакан с молоком, стакан с водой, дольки с лимоном.

При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ.

ОД осуществлялась в соответствии с конспектом . Конспект составлен самостоятельно , в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

Санитарные требования к проведению ОД соответствовали нормам Сан ПИН. В группе перед ОД была проведена влажная уборка и проветривание. Во время ОД соблюдалась техника безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (20 минут) . Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование деятельности.

Структура ОД выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно — образовательному процессу. Для достижения результатов я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. Применялись различные способы включение детей в образовательный процесс : интонирование речи, игровые ситуации,. Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера (Почему, Какая какие, и т. д.,) . В процессе образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложении. На протяжении всего времени проведения данной ОД прослеживалась интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие (эмоционально откликаться при восприятии музыки), физическое развитие (подвижная игра), социально-коммуникативное развитие (закрепить навыки поведения в общении, самостоятельно выражать доброжелательность) .

Во время ОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза» , а не доминировать над детьми. Я старалась быть в позиции «рядом» .

Таким образом, цели и задачи, поставленные на ОД – достигнуты.

Я удовлетворена участием детей в ОД. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.

источник

Ход занятия
Часть I. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель обращает внимание детей на то,что когда он пришел в детский сад. увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.
Люди ждут меня,зовут,А приду к ним – прочь бегут. (Дождь.)
Пушистая вата Плывёт куда-то.Чем вата ниже,Тем дождик ближе. (Облако.)
Течёт, течёт – не вытечет,Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф карточки с рисунками (ответы на загадки).
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п.), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской)? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Часть II. Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: “Какая вкусная вода!”, хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная.
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Опыт 4.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Воспитатель предлагает палить воду в резиновую перчатку.
Ответы детей.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.
Физкультминутка “Капельки и тучки”.
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая “капелька” должна занять любую “тучку”. “Капелька”, которой не хватило “Тучки”, испарилась. Игра проводится 2–3 раза.

Часть III.
Воспитатель: Ребята, вы хотите нарисовать море. Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками.
Дети рисуют море (волны). По ходу НОД воспитатель читает детям отрывок т стихотворения В. Орлова “Я рисую море”:
Я рисую море,Голубые дали.Вы такого моря Просто не видали!У меня такая Краска голубая,Что волна любая Просто как живая.
А пока наши рисунки подсыхают, мы поиграем. Игра называется “ Море волнуется” и ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали.
Далее организуем выставку рисунков, анализируем их.

  • 198200-itogovoe_integrirovannoe_nod_po_eksperimentirovaniyu_v_podgotovitelnoy
    Размер файла: 28 kB Загрузок: 6

источник

Лукманова Мумина
Самоанализ занятия по экспериментальной деятельности

(Организационная деятельность, подготовка к непосредственно – образовательной деятельности)

Занимательная деятельность проводилась с детьми старшей группы. В количестве 10 чел.

По теме: «Развитие у детей познавательной активности, через детское экспериментирование». «Шоу фокусников»

Цель: формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

— продолжать учить объяснять «волшебные явления» с точки зрения науки;

-формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о составе молока и свойстве моющего средства.

Конспект составлен самостоятельно в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту.

Для реализации каждой задачи мною были подобраны демонстрационные и наглядные пособия, которые отвечают методическим требованиям. Организационный прием был направлен для создания интереса у детей положительных взаимоотношений.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

Практический метод (эксперименты выполняли сами)

Словесный метод (вопросы и ответы)

Приём эмоциональной заинтересованности (помощь воспитателю и младшим детям)

Метод контроля и стимулирования (Д. Игра «Что сначала, что потом», похвала)

По итогам исследований отчитывались о проделанной работе, что позволило детям научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы.

Длительность непосредственно – образовательной деятельности соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста (30 минут)

Большую роль на качество усвоения материала оказало эффективное использование наглядности на непосредственно – образовательной деятельности. Эффективность приемов достигла за счет поставленных перед детьми заданий и носили поисковый характер, проблемный (создание проблемной ситуации, на каждом этапе старались найти то, чем можно заинтересовать малышей. Что обеспечивало эмоциональный интерес на протяжении всей образовательной деятельности.

Этапы образовательной деятельности по длительности были оптимальны, так как происходила быстрая сменяемость видов деятельности, что не позволяло детям утомляться.

Для меня важно было, чтобы каждый ребенок на образовательной деятельности добился положительного результата.

Форма организации детей на непосредственно – образовательной деятельности была – групповая. Элементы проблемности и вопросы поискового характера старалась включить в каждый момент занятия. Навыки поведения детей во время непосредственно организованной деятельности еще отрабатываются, но поведение детей на непосредственно – образовательной деятельности регулировала и направляла, поддерживала интерес у детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Дети в течении всей непосредственно образовательной деятельности были достаточно активны, внимательно слушали и отвечали на вопросы. Считаю, что поставленные программные задачи были выполнены.

Читайте также:  Перед какими анализами нельзя пить воду

Фотоотчет занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница — вода» Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Сказочное путешествие» МБДОУ Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный снег» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный снег» (младшая группа) Программное содержание: Цель: Вовлечение детей.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» Цели занятия: • развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. • познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный).

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Образовательные задачи: Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется);.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Семёнова Пелагея Конспект занятия по экспериментальной деятельности.

Экспериментирование с воздухом. Самоанализ занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Подарок Незнайки» Самоанализ организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема ООД: «Подарок.

Самоанализ занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей 4–5 лет «Детский дизайн. Подарок для мамы» Вашему вниманию была предоставлена непосредственная образовательная деятельность с детьми средней группы.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Воздух вокруг нас» Задачи: — Формировать представления о воздухе; с помощью экспериментов продемонстрировать такие свойства, как отсутствие цвета, легкость,.

источник

Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

Самоанализ образовательной деятельности. Можно использовать, как пример для написания самоанализа, по конспекту занятия.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)»

Самоанализ образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности

«Невероятные открытия утёнка Тима»

Цели и содержания образовательной деятельности определены федеральным образовательным стандартом дошкольного образования и примерной общеобразовательной программой дошкольного образования от рождения до школы. Содержание образовательной области в стандарте определено как развитие интересов детей, развитие любознательности, познавательной мотивации формирование первичных представлений о свойствах, объектах окружающего мира. Актуальным методом развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера направленное на познание свойств качеств предметов и материалов связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир. Используя разнообразные формы воздействия на него.

При планировании образовательной деятельности учитывалась предварительная работа это знакомство со свойством бумаги, песка, воды и магнита. В ходе этой работы был отмечен повышенный интерес к экспериментированию, к проведению простейших опытов с объектами окружающего мира. Полученные знания дети многократно повторяют и в самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования так и в совместной деятельности с родителями. Представленная образовательная деятельность является итоговой.

Исходя, из этого мной были поставлены следующие задачи:

— развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования;

— развитие умения детей приобретать знания посредством практических опытов и умения делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме;

— систематизация знаний детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, песок, вода, магнит);

— закрепление знаний детей о необходимости соблюдения мер предосторожности в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира.

Весь сюжет образовательной деятельности построен на игре – путешествии в процессе, которого дети практическим путём осваивают способы выявления свойств предметов окружающего мира.

В процессе образовательной деятельности были использованы следующие методы, и приёмы это наблюдение где дети смогли на примере бумажного цветка увидеть свойства бумаги. Наблюдение за таянием льда позволило увидеть три состояния воды. Экспериментирование с предметами это свойства песка дети закрепили путём игры с ним, и пришли к соответствующим выводам. Помощь сказочному герою ёжику помогла детям увидеть свойство магнита.

Чередование методов и разнообразие материалов, и оборудование использованных в ходе образовательной деятельности позволили удержать внимание и познавательный интерес на протяжении всей совместной деятельности с детьми. Наиболее яркие впечатления и интерес вызвали у детей опыты со льдом, песком. В ходе этих экспериментов мне удалось вызвать у детей не только высокий познавательный интерес, но и высокую речевую активность. Дети отвечали на поставленные вопросы, высказывали своё мнение об увиденном и делали выводы о свойствах воды и песка.

Во время проведения эксперимента с магнитами речевая активность была ниже, но сам процесс вызвал у детей интерес и помог достичь выполнения детской цели помочь герою достроить дом.

На протяжении всей образовательной деятельности я старалась учитывать мнение каждого ребёнка, выслушивать предложения и подводить детей к верному решению. При экспериментировании учитывалась и подготовка детей, и уровень знания каждого. В случае возникновения затруднительной ситуации, например, перемешать песок, собрать магнитом металлические гвоздики помогала ребёнку. При оказании помощи диалог с детьми происходил на уровне глаза, в глаза показывая тем самым принцип партнёрской позиции педагога и детей.

Образовательная деятельность соответствует принципу развивающего обучения. Мною создавались ситуации, которые находятся в зоне ближайшего развития это три состояния воды газообразная, жидкая и твёрдая. В итоговой части образовательной деятельности дети сформулировали свойства предметов окружающего мира полученные опытным путём. Таким образом, все задачи, поставленные мною были решены.

источник

Самоанализ опытно — экспериментальной деятельности с детьми средней группы » Волшебница вода.»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы » Волшебница вода.»

опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней

группы на тему: «Волшебница вода.»

Воспитатель МКДОУ » Шварцевский д/с»

Кирова Надежда Николаевна.

Цель НОД — формировать у детей интерес к занятиям, активизировать умственные способности, логическое мышление, умение делать выводы.

Образовательные: познакомить со значением воды для всего живого

( вода — источник жизни), закрепить свойства воды, представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое и наоборот, превращении воды в пар, о круговороте воды в природе.

Развивающие : способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

Воспитательные : прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях.

НОД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 10 человек. Дети умеют слышать и слушать воспитателя, они легко идут на контакт с воспитателем, у детей сформированы навыки образовательной деятельности. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы. Составляя конспект, я прежде всего учитывала возрастные , психологические индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построила в форме опытно — исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: » Речевое развитие», » Познавательное развитие», » Социально — коммуникативное».

Построение НОД позволило провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД — 20 минут, что соответствует нормам СаНПиН.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляют познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Дети сами находили ответ на предлагаемые вопросы ( задания), делали соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации НОД способствовала предварительная работа ( дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения на прогулке в разное время года за дождём, снегом, наблюдение за тем, как при активном

солнечном свете после дождя идёт испарение ( пар над землёй), проведение опытов с водой, снегом, рассматривание снежинок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Взаимосвязь элементов НОД , выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания по сложности, были доступны детям. Это способствовало решению поставленных задач. Дети радовались, удивлялись, восхищались, и это давало возможность развитию своей положительной самооценки: » У меня получилось!, » Я знаю.» Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт. Специфика работы с детьми отражалась в личностно- ориентированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний, и» зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, затрудняющимся при выполнении опытов, напоминания, дополнительные объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них уверенность в своих действиях. Чтобы предотвратить утомляемость, меняла виды деятельности ( опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, динамическая пауза.)

В ходе НОД использовала компьютерную презентацию ( загадки о состояниях воды )

На занятии использовала разнообразные материалы: наглядные пособия(глобус), пособия для опытов. Пособия были подобраны на доступном для детей уровне. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети проявляли любознательность, интересовались причинно- следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений. Владеют устной речью (кроме 3х детей), могут выражать свои мысли и желания, используя речь. Программные задачи были решены.

В заключительной части подводила итог деятельности. Детям для оценки их заинтересованности во время НОД предложила использовать карточки ( если было интересно- солнышко, а если не интересно — солнышко с тучей. )

источник

Самоанализ открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.

Самоанализ открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.

Воспитатель высшей категории Регушевская .Г.Н.

Самоанализ открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие на остров»

Воспитатель высшей категории Регушевская .Г.Н.

МДОАУ № 60 г Орска Оренбургской области.

Цели и задачи образовательной деятельности определены по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольного образования и Образовательной программе детского сада № 60.

С детьми данной группы была проведена предварительная работа в лаборатории: опыты с живой и неживой природой., с разнообразными материалами, жидкими веществами. Также проводилась беседа на тему: «Что такое лаборатория» Дидактические игры: «Магнитная азбука», «Рыболов»; « Где живет вода»,

« Из чего мы сделаны». « Кто и что?», «Составь схему посадки лука»

. Основная цель : Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

• Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.

• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.

• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Развитие свободного общении со взрослыми и детьми.

• Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (металл, бумага, ткань, резина)

• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.

• Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез.

• Вызвать радость от открытий, полученных от опытов.

• Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

• Создать у детей радостное настроение.

• Активизация словаря детей за счет слов: материал, свойства, исследование, карточки схемы, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Для своего показа я выбрала образовательную деятельность по опытно-экспериментальной деятельности, т. к. это один из лучших видов деятельности детей, потому что в детском дошкольном возрасте предметная наглядность стоит на первом месте для лучшего усвоения знаний детьми.

Опираясь на общеобразовательную программу, мы знаем, что к концу II квартала у детей в достаточной степени накапливаются знания о свойствах материалов и о том, что способствует их использованию. Этому способствует вся текущая педагогическая работа. Поэтому моё занятие логично вошло в систему планирования группы.

При планировании занятия были поставлены цели: образовательные, воспитательные и личные.

Реализуя образовательные цели, я чётко выполняла программные задачи занятия. На мой взгляд, все дети справились с предлагаемыми заданиями.

В организованной деятельности необходимо выдерживать чёткую структуру построения. Каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.

1Организационный момент • Пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов. Выброшенная морем бутылка с запиской. Вызвала желание узнать, что в записке.

2 Мотивационно -ориентировочный этап • Принятие детьми «проблемной ситуации», формулировка и постановка цели и задач. Помочь жителям острова исследовать свойства материалов.

3Поисковый этап • Организация совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; активизация мышления; монологическая и диалогическая формы общения. Обсуждение на чем можно добраться до острова

.Предположение и выводы детей, сделанные на основании своего личного опыта.

4Практический этап • Непосредственная продуктивная самостоятельная деятельность детей

Самостоятельное проведение опытов по схеме, фиксация результатов.

5 Рефлексивно-оценочный этап • Ситуация самоанализа и самооценка деятельности детей на занятии для достижения поставленной цели, или решения проблемной ситуации.

Дети самостоятельно пришли к выводу, какой материал качественнее и его использование в жизни человека.

Анализ занятия. Этапы занятия.

Я опиралась на личностные мотивы детей, такие как: стремление к общению, самореализации. Стимулирование познавательной деятельности детей (посещение острова) Оценка выбранных мною приемов (соответствие возрасту детей; эффективность; соответствие сюжету занятия, цели работы детей на занятии, программным задачам). Цель занятия соответствует возрастным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития. Цель занятия четко сформулирована

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование

Этапы занятия. Мотивационно — ориентировочный этап . Для формулировки цели использовала учебную задачу: обобщить и уточнить имеющиеся знания и овладеть новыми.. Детьми цель занятия была осознана и принята. Они согласились стать лаборантами и провести опыты. Целевая установка (стать лаборантами и провести опыты) соответствовала возрастным и индивидуальным потребностям детей. Дети проявили интерес к предстоящей работе.

Читайте также:  Перечень методик количественного химического анализа воды

Была создана мотивационная основа, у детей был вызван интерес к передаваемой информации (знакомство с новыми материалами). Опиралась на личностные мотивы детей, их стремлению к общению, самореализации, самоутверждению. У детей был вызван познавательный интерес. Дети смогли почувствовать свой успех (при проведении самостоятельно опыта).

Этапы занятия. Поисковый этап.

В ходе занятия использовала наглядные (демонстрация слайдов, показ тематических картинок, действия детей по схемам (поэтапное выполнение опыта)), словесные (рассказ, объяснение, элементы беседы) и практические методы и приемы (упражнения с дидактическим материалом (назови морских обитателей; игра «Веселые человечки», «Фантастические гипотезы»), способа действия (работа по карте) В ходе занятия дети проявляли самостоятельность в выборе материалов и форм работы (выбирали материал, работали в лаборатории по схемам, делали выводы).

Методы были выбраны рационально. С помощью наглядного метода направляла восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков, формировала знания о свойствах и качествах предметов ( Лаборатория). Словесные методы были доступны для детского понимания (слайды, музыка, рассказ воспитателя, рассказ детей). На занятии применялись методы контроля: самоконтроль (работа по схеме), взаимоконтроль (проверка выполнения задания (результаты опыта) Создавала условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Этапы занятия. Практический этап .

. На занятии решались задачи воспитательного характера: навыки взаимодействия, чувство товарищества, самостоятельность, умение понимать учебную задачу. Интеграция различных видов деятельности и форм работы с детьми позволила решить важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.

Предлагаемый материал был доступен, подкреплен наглядностью.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход, принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития). Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Сюжетная линия была выдержана на протяжении всего занятия, сохранена мотивация и интерес к работе. Фрагменты занятия логически связаны между собой. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, и ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На занятии использованы авторские дидактические пособия: схемы проведения опытов, карты отметки результатов, схемы безопасности. С помощью этих дидактических пособий можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а так же закреплять полученные знания.

Успешному проведению занятия способствовали оптимальные санитарно-гигиенические условия. Временные рамки были соблюдены, соответственно возрасту детей,

темп занятия был оптимален. На занятии была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Стиль общения обеспечивал ребенку чувство психологической защищенности, доверия. В данной деятельности и взрослый, и ребенок в равной мере являлись субъектами взаимодействия. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались с опытов к словесным играм. Следила за соблюдением детьми правильной рабочей позы, соответствием мебели росту ребенка. Объем работы был скорректирован в соответствии с физиологическими особенностями детей. Целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.

Этапы занятия. Рефлексивно-оценочный этап

В конце занятия подвела итог и рефлексию.

Анализируя деятельность детей на занятии, можно отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

источник

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

  • Образовательные:
    • ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
    • уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  • Развивающие:
    • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
    • закреплять умение работать с незнакомыми растворами.
    • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
    • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
    • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к воде.
    • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, рисунки на тему «Вода»;ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком; аудиозапись произведения «Золотые рыбки» – Р. Щедрин; листы белой бумаги, старые зубные щётки, акварель голубая.

Часть I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф карточки с рисунками (ответы на загадки).

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О воде!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п.), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской)? Пресная.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Часть II. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.
Ответы детей.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.

Часть III. Физкультминутка «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, вы хотите нарисовать море. Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками.

Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море»:

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая…

Воспитатель: Пока наши волны высыхают, повторим с вами, о чём сегодня мы говорили на занятии, с какими свойства воды познакомились, а для этого пройдём к зарисовкам.

источник

Авторы: воспитатели Закирова Ляюзя Мавлимовна, Савюк Раиса Викторовна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования г. Ноябрьск Тюменской области.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.).

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий — тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Читайте также:  Перед анализами выпила много воды

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». — Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

источник

Исследование-вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д.

Чем полезно детское экспериментирование в детском саду?

Во- первых, у детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества, свойства.

Во- вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок.

В- третьих, у детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы.

И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.

Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным. Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если ребенок уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.

Фронтальное наблюдение – вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они – в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск не соблюдения правил безопасности и т. д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько взрослых.

Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи: Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов.

Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Классификация детского экспериментирования:

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Особенности организации детского экспериментирования:

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).

В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.

Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Уточнение плана исследования.
  3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого)его размещение детьми в зоне исследования.
  4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  5. Организация исследования.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Нетрадиционное занятие по экспериментированию «Опыты с водой»

Экспериментальная деятельность в средней группе

22 Марта ежегодно отмечают — День воды.

Мы со своими воспитанниками провели занятие по опытно-экспериментальной деятельности (опыты с водой)

Более глубокому и осознанному познанию окружающего мира помогают опыты. Дети знакомятся с использованием их в бытовой деятельности. Дошкольники усваивают представления о состояниях воды, в которых она встречается в природе.

Чтобы вызвать интерес к занятиям, необходимо подавать информацию в интересной познавательной форме.

нетрадиционное занятие по экспериментированию (опыты с водой)

совершенствовать представления детей о воде, соблюдение правил по технике безопасности (охрана жизни и здоровья детей).

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность;

Воспитывать экологическую культуру;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность в работе.

прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло апельсина, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктельные, кувшин с водой.

Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования в лаборатории.

Звучит запись журчание воды. Воспитатель читает стихотворение

Мультимедийная презентация «Что такое вода?»

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите в нашу лабораторию.

Опыты на закрепление знаний о свойствах и качествах воды

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Контрольный вопрос: «Как спрятать воду в кармане?» (Отлить в бутылочку, закрыть пробкой и т. д.)

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, она принимает форму емкости, в которую она налита.

Задать детям вопрос: «Определите, какого цвета вода?» Если дети отвечают, что белая, предложить им рассмотреть налитую в стакан чистую воду и воду в другом стакане, окрашенную акварельной краской в белый цвет.

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода бесцветная, прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Звучит спокойная музыка, предложить детям «зарядить» воду своими добрыми мыслями. Каждый ребенок ведет разговор с водой в стаканчике, говорит приятные слова. Затем предлагается поблагодарить воду и выпить ее.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и апельсиновые капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.

Приведем пример: «Для растений вода – это…»

«Для людей вода – это…» варианты ответов.

Детям предлагается исследование на тему «Как дома расходуется вода» (советы родителям по экономии воды)

При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.

Уважаемые педагоги! Использование экспериментов, опытов и других форм в ДОУ является эффективной формой работы в воспитании экологической культуры.

Рассматривая детское экспериментирование как самоценную для ребенка, творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных мотивов деятельности, свою задачу я определяю следующим образом – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами.

источник