Меню Рубрики

Анализ воды в улан удэ

Работаем на рынке
с 2010 года

Предельно понятное
ценообразование

Свыше 5 000 довольных
клиентов
по всей России

Нас рекомендуют! каждый третий клиент приходит по рекомендации

Индивидуальная ценовая политика при больших объемах

В состоянии найти комплексное решение даже для сложных задач

Согласно ГОСТ 30813-2002 термин «Питьевая вода» подразумевает под собой это воду, по качеству в естественном состоянии или после подготовки отвечающая гигиеническим нормативам и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека либо для производства продукции, потребляемой человеком.

Сточные воды — атмосферные воды и осадки, к которым относятся талые и дождевые воды, а также воды от полива зеленых насаждений и улиц, отводимые в водоёмы с территорий промышленных предприятий и населённых мест через систему канализации или самотёком, свойства которых оказались ухудшенными в результате деятельности человека.

Согласно ГОСТ 19179-73 термин «вода природная» подразумевает под собой воды Земли с содержащимися в них твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Согласно ГОСТ 30813-2002 термин «вода морская» подразумевает под собой воду, сосредоточенную в морях и океанах. Солёность Мирового океана составляет в среднем 3,47 % (34,7 ‰), с колебаниями от 3,4 до 3,6 % (34-36 ‰). Это значит, что в каждом литре морской воды растворено 35 граммов солей (в основном хлорида натрия).

При инженерно-экологических изысканиях производят опробование и оценку загрязненности поверхностных и подземных вод для:

  • оценки качества воды источников водоснабжения и выполнения требований к соблюдению зон санитарной охраны водозаборных сооружений;
  • оценки качества воды, не используемой для водоснабжения, но являющейся компонентом природной среды, подверженным загрязнению, а также агентом переноса и распространения загрязнений;
  • гидрологические исследования водного режима, гидрохимические и гидробиологические исследования водных объектов при комплексном проведении инженерных изысканий выполняют в составе гидрометеорологических изысканий;
  • Опробование и оценку качества поверхностных и подземных вод, используемых как источник водоснабжения для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд, рекреационных и других целей, осуществляют в соответствии с установленными санитарными нормами и государственными стандартами качества воды по ПДК применительно к видам водопользования.

К основным показателям относятся эпидемическая опасность воды (наличие патогенных микроорганизмов, коли-титр), содержание токсических веществ 1-го и 2-го классов опасности и наличие возбудителей паразитарных болезней и микозов человека. Показатели, характеризующие загрязнение водоисточников и питьевой воды веществами 3-го и 4-го классов опасности, а также физико-химические и органолептические характеристики воды относятся к дополнительным.

Заключение о степени санитарно-экологического неблагополучия может быть сделано на основе стабильного сохранения негативных значений основных показателей за период не менее одного года, при этом, как правило, отклонения от нормы должны наблюдаться по нескольким критериям, за исключением случаев загрязнения водоисточников питьевого назначения патогенными микроорганизмами и возбудителями паразитных заболеваний, а также особо токсичными веществами, когда заключение может быть сделано на основании одного критерия.

Геоэкологическое опробование грунтовых вод, не используемых для водоснабжения, производят преимущественно при оценке загрязненности территорий, предназначенных для жилищного строительства, и установлении необходимости их санирования, а также в зонах влияния хозяйственных объектов.

Отбор грунтовых вод производят из верховодки и первого от поверхности водоносного горизонта (либо, при соответствующем обосновании, из других водоносных горизонтов), после желонирования или прокачки скважины (шурфа) и восстановления уровня. Объем пробы должен составлять не менее 3 л.

Набор анализируемых компонентов устанавливается техническим заданием в зависимости от вида строительства, стадии изысканий и предполагаемого состава загрязнителей с учетом вида деятельности, вызывающей загрязнение.

В перечень определяемых химических элементов и соединений входят: тяжелые металлы, мышьяк, фтор, бром, сера, аммоний, цианиды, фосфаты, ароматические соединения, полициклические углеводороды (бенз(а)пирен), хлорированные углеводороды (алифатические, полихлорбифенилы, полиароматические), хлорорганические и фосфорорганические соединения (пестициды), нефть и нефтепродукты.

источник

Наш город один из немногих в России использует для употребления подземные источники. Мы задались вопросом, воду какого качества пьют жители столицы Бурятии и через что ей приходится пройти, прежде чем она попадёт в наши дома.

В большинстве регионов нашей страны о чистой питьевой воде только мечтают. Например, многие жители Якутска предпочитают покупать бутилированную воду, не рискуя употреблять её из-под крана. Другие тратятся на бытовые фильтры, чтобы не засорять организм ржавчиной и бактериями из старых водопроводных труб. Но, даже отфильтровав воду, якутяне кипятят ее перед употреблением.

В нашем городе жители квартир о таких проблемах пока не слышали. Вода добывается из подземных скважин глубиной до 70 метров с водоносного слоя подрусловых вод реки Селенги. За подъём, транспортировку и доставку воды питьевого качества отвечает МУП «Водоканал».

Общая протяженность сетей водоснабжения составляет 561,7 км. В городе пять головных сооружений водозабора, 12 водопроводных насосных станций, 44 канализационные насосные станции, 44 отдельно стоящие скважины, 34 водоналивные будки и 626 водоразборных колонок.

В правобережной части Улан-Удэ работают очистные сооружения производительностью 185 тысяч кубометров в сутки, в левобережной – 17 тысяч кубометров в сутки.

— Питьевая вода всех источников, за которые отвечает «Водоканал», регулярно проверяется на соответствие требованиям СанПиНа. На водозаборных сооружениях еженедельно и ежедневно контролируют качество воды по микробиологическим, органолептическим и обобщенным показателям, — сообщают в предприятии.

Благодаря своим природным компонентам, добываемая вода полностью соответствует требованиям СанПиНа. Однако на случай чрезвычайных ситуаций, период паводков и для профилактики в Улан-Удэ работает станция по обеззараживанию воды – её очищают на острове Спасском и водозаборах в посёлках Мясокомбинат и Поселье.

— Изначально воду для горожан очищали жидким хлором. Но средство это дорогостоящее и к тому же требующее особого хранения и применения. Два года назад была запущена хлораторная станция обеззараживания воды SME-50 стоимостью 5 млн рублей, — говорят в пресс-службе предприятия.

Такой вид дезинфекции безопасен для человека и окружающей среды и давно используется во многих городах России. Суть его в том, что вместо жидкого хлора применяется «хлорная вода», полученная из поваренной соли – нетоксичного, непожароопасного и невзрывоопасного сырья.

Как сообщают в Роспотребнадзоре республики, в прошлом году централизованным водоснабжением были обеспечены больше половины жителей Бурятии – 50,9% населения. Нецентрализованным пользуются 46,6%. Привозную воду пьют 2,4% жителей.

За последние пять лет на 5,5% выросло число людей, обеспеченных водой надлежащего качества. Их доля составляет 72,1%. Но немало среди жителей республики и тех, кто пользуется некачественной (10,8%) и неисследованной водой (17,1%). В основном это потребители воды из собственных скважин и колодцев, поясняют в «Водоканале».

Если с качеством питьевой воды, добываемой из-под земли, проблем пока нет, то с сетями, её поставляющими, они назрели давно. Общий износ сетей и оборудования на сегодня составляет не менее 70%, а на некоторых участках более 90% — эти цифры не могут не ужасать.

Показательным примером с последствиями стала авария в ноябре прошлого года, когда половина города осталась без воды – то ЧП улан-удэнцы забудут не скоро. Тогда на улице Лебедева из-за технологического сбоя на канализационном коллекторе провалился грунт.

В результате аварии была ограничена подача воды в 18, 19, 20, 20, 21, 46, 47 кварталах, а также в микрорайонах Мясокомбинат и Мелькомбинат. Кроме того, исчезло отопление 25 из 310 многоквартирных домов. В них проживают 25 тысяч человек. Без воды остались 37 социальных объектов, 9 школ, 10 детских садов, 11 учреждений здравоохранения (два из них круглосуточные) и 7 других социальных объектов. Люди вставали в очереди к водовозкам и не всегда уходили с полными ведрами. Нашлись и спекулянты, решившие обогатиться на всеобщей беде – предприимчивые молодые люди продавали отчаявшимся жителям воду неизвестного происхождения. Думается, именно в эти дни мы поняли всю ценность воды и её бесперебойной подачи.

Как отмечают эксперты, изношенность сетей может привести к катастрофе – получается, наш город стоит на «пороховых бочках». Неизвестно, когда и в каком месте произойдёт следующий «взрыв» и чем это обернётся для горожан. В следующих номерах «Информ Полиса» мы попытаемся узнать, на какой стадии находится решение этой проблемы.

источник

Центральная аналитическая лаборатория контроля качества МУП «Водоканал» Иркутска оказывает дополнительные услуги населению и юридическим лицам по проведению исследований:

  • питьевой воды (по химическим и микробиологическим показателям): централизованных систем и нецентрализованного водоснабжения;
  • воды поверхностных и подземных источников (по химическим и микробиологическим показателям);
  • очищенной сточной воды (по химическим и микробиологическим показателям), сточной воды (по химическим показателям).

Предлагаем услуги по отбору проб воды с выездом специалиста к месту отбора:Стоимость анализа определяется перечнем согласованных с заказчиком показателей.

Перед использованием новой скважины или колодца рекомендуем провести минимальный анализ воды на ее соответствие государственным стандартам качества по следующим наиболее важным химическим и микробиологическим показателям: жесткость общая, железо общее, аммиак, марганец, нитриты, кремний, общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, общее микробное число, сульфитредуцирующие клостридии, колифаги. Такой анализ позволит сделать заключение о пригодности или непригодности воды для ее употребления.

При отборе проб воды для различных целей первыми отбирают пробы для микробиологического анализа.

2. Спустить воду при полностью открытом кране в течение не менее 10 минут.

3. Непосредственно перед отбором аккуратно снять крышку стерильной склянки, набрать воду из-под крана, стараясь не смачивать горлышко склянки, и так же аккуратно ее закрыть. Во время отбора нужно избегать загрязнения горловины ёмкости и пробки.

4. При транспортировки пробы стараться не допускать смачивания пробки.

5. Как можно быстрее (не более 2 часов) доставить пробу в ЦАЛККВ.

6. Пробы на микробиологическое исследования принимаются до 15 часов.

1. Воду из-под крана предварительно слить в течение не менее 10 минут.

2. Отобрать воду в чистую пластиковую бутылку объёмом 2 л, не оставляя воздушного пузыря, герметично ее закрыть. Недопустимо использовать бутылки из-под пива, ароматизированных напитков.

3. Как можно быстрее (не более 2 часов) доставить пробу в ЦАЛККВ. При доставке исключить воздействие света и повышенных температур.

4. Пробы на химическое исследование принимаются до 15 часов.

Наименование анализа

Стоимость анализа в рублях с учётом НДС

(без выезда для отбора проб представителя МУП «Водоканала» Иркутска)

Ионы амония

Окисляемость перманганатная

Сухой остаток

Нефтепродукты

Остаточный хлор

Электропроводность

Наименование анализа

Стоимость анализа в рублях с учётом НДС (без выезда для отбора проб представителяМУП «Водоканала» Иркутска)

1.

Никель

2 419,90

2.

Свинец

2 688,85

3.

Железо

2 604,80

4.

Алюминий

2 352,67

5.

Медь

2 705,66

6.

Хром

2 436,70

7.

Цинк

2 604,80

Наименование анализа

Стоимость анализа, рублей с учётом НДС (без выезда для отбора проб представителя МУП «Водоканала» г. Иркутска)

ОМЧ (Общее микробное число)

ОКБ (Общие колиформные бактерии)

ТКБ (Термотолерантные колиформные бактерии)

Сульфитредуцирующие клостридии

Наименование анализа

Стоимость анализа, рублей с учётом НДС

(без выезда для отбора проб представителя МУП «Водоканала» г. Иркутска)

источник

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья, Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Левшукова Т.Л.,

при секретаре Анхеевой У.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Улан-Удэ гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ТГК-14» о признании действий по нарушению требований водного законодательства, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления незаконными, о понуждении устранить выявленные нарушения и возмещении ущерба, причиненного окружающей среде,

Обращаясь в суд, истец просил признать действия ОАО «ТГК-14» филиала «Генерация Бурятия» структурного подразделения Улан-Удэнской ТЭЦ-1 по нарушению водного законодательства, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления незаконными. Понудить ОАО «ТГК-14» устранить нарушения требований законодательства посредством совершения определенных действий, которые указаны в исковом заявлении.

В процессе рассмотрения дела, истцом исковые требования были изменены в части: — подпункта 1 пункта 2 в следующей редакции «2. Понудить ОАО «ТГК №14» устранить нарушения требований законодательства путём:

1) получения в установленном законом порядке в Министерствеприродных ресурсов Республики Бурятия решения о предоставление водногообъекта -реки Уда в пользование для сброса сточных и дренажных вод;

2) осуществления сброса сточных и дренажных вод в реку Уда безпревышения предельно допустимых концентраций веществ, утверждённыхПриказом Росрыболовства от 18.01.2010 №20: нефтепродуктам, сульфатам,хлоридам, взвешенным веществам, железу, фтору».

— подпункта 2 пункта 4 в следующей редакции «2. Понудить ОАО «ТГК №14» устранить нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха путём:

1) Проведения надлежащего ремонта установки очистки газа — скруббера марки МВ ИРО с трубами Вентури на котлоагрегате №2, устанавливающего расход воды на трубах Вентури равный 45,3 т/ч и давление воды на трубах 2А и Б равное 3-4 кгс/см2;

2) проведения надлежащего ремонта установки очистки газа — скруббера марки МВ ИРО с трубами Вентури горизонтального исполнения на котлоагрегате №6, устанавливающего давление воды на кольцах орошения 6А, 6Б, 6В, 6Г равное 0,2 кгс/см2».

— подпункта 3 пункта 2 в следующей редакции « 2. Понудить ОАО «ТГК №14» устранить нарушения требований законодательства путём:

3) организации и проведения мониторинга подземных вод в районе золоотвала, расположенного возле посёлка Тальцы Заиграевского района, путём бурения двух наблюдательных скважин:

а) первую наблюдательную скважину (фоновую) пробурить нарасстоянии 50 метров с восточной стороны от золоотвала на глубину залеганияподземных вод, с диаметром трубы не менее 108мм, имеющей фильтр;

б) вторую наблюдательную скважину (контрольную) пробурить нарасстоянии 50 метров с западной стороны от золоотвала на глубину залеганияподземных вод, с диаметром трубы не менее 108мм, имеющей фильтр;

в) проведения мониторинга подземных вод в районе золоотвала,расположенного возле посёлка Тальцы Заиграевского района путём сравненияконцентрации показателей из фоновой и контрольной скважин по нефтепродуктам, железу, марганцу, кадмию, никелю, меди, мышьяку, компонентам азотной группы».

В судебном заседании пом.прокурора Чистякова И.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, указывая на то, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РБ, Управления Роспотребнадзора по РБ, Забайкальского Управления Ростехнадзора проведена плановая проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере природопользования структурным подразделением ОАО «ТГК-14» филиала «Генерации Бурятия – Улан-Удэнской ТЭЦ-1. В результате производства электрической и тепловой энергии данным структурным подразделением образуются вредные вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух, складируются в отстойниках и сбрасываются в реку Уда. Проверкой выявлены многочисленные нарушения требований водного законодательства, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, охране окружающей среды в деятельности ТЭЦ. 16 апреля 2010 года Министерством природных ресурсов РБ выдано решение №65 о представление водного объекта в пользование ОАО «ТГК №14» со сроком действия до 01 октября 2011 года. В соответствии с пунктом 2.3 решения водопользователь должен осуществлять сброс фильтрационных вод с буферного золошлакоотвала Улан-Удэнской ТЭЦ-1 в реку Уда. Проверкой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзор по РБ установлено, что Улан-Удэнская ТЭЦ-1 осуществляет сброс сточных и дренажных вод в реку Уда в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, что подтверждается информацией Управления и объяснением представителя Улан-Удэнской ТЭЦ-1. Действие решения №65 от 16 апреля 2010 года прекращено 01 октября 2011 года. Вместе с тем, Улан-Удэнской ТЭЦ-1 продолжается сброс сточных и дренажных вод в реку Уда в нарушение перечисленных требований закона. Кроме того, в ходе проверки с привлечением специалистов Бурятского республиканского отдела лабораторного анализа и технических измерений ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону отбирались пробы сточных и дренажных вод, сбрасываемых с золоотвала ТЭЦ-1 в водный объект, впадающий в реку Уда в период с октября по декабрь 2011 года (Протоколы отбора проб №31,44 от 10.10.11г.; №35, 48 от 24.10.11г.; №65 от 20.12.11г.). Анализ проведённых лабораторных измерений показывает, что при сбросе в водный объект сточных вод из золоотвала ТЭЦ-1 концентрация загрязняющих веществ превышает фоновую концентрацию воды в реке Уда, а также нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждённых Приказом Росрыболовства от 18.01.2010г. №20 и Гигиеническими нормативами 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования». Сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах запрещается и является нарушением пункта 6 статьи 56, пункта 6 части 1 статьи 60 Водного Кодекса РФ. Загрязнение реки Уды является недопустимым, поскольку она, впадая в реку Селенга, уносит за собой в озеро Байкал все опасные вещества, создающие угрозу причинения вреда как фауне и флоре водных объектов, так и гражданам, использующих воду в целях питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Статья 78 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, по решению суда или арбитражного суда. Период несанкционированного сброса составил 76 дней начиная с 17 октября 2011 года. Размер вреда, причинённого водному объекту сбросом загрязнённых вод с золоотвала Улан-Удэнской ТЭЦ-1, составил 335 235 руб. Проверкой установлено, что Улан-Удэнская ТЭЦ-1 осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на основании лицензии от 10 ноября 2009 года № ОТ-69-000350, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждённым Забайкальским Управлением Ростехнадзора от 01.12.2009г.) в результате хозяйственной деятельности Улан-Удэнской ТЭЦ-1 образуется 75 видов отходов, из них 1 класса опасности 2 вида, 2 класса опасности 3 вида, 3 класса опасности 14 видов, 4 класса опасности 24 вида, 5 класса опасности 32 вида. Проверкой установлено, что на 20 видов отходов отсутствуют паспорта. Проверкой установлено, что ТЭЦ имеет два объекта хранения отходов — буферный золоотвал, расположенный в районе посёлка Кирзавод и золоотвал посёлка Тальцы. В нарушении требований части 3 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объект длительного хранения отходов — золоотвал в посёлке Тальцы эксплуатируется без проведения мониторинга подземных вод. Проверкой законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха установлено, что проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предусматривает 33 вида источников выбросов, из них 14 — организованных источников и 19 неорганизованных. Путём выбросов через указанные источники в атмосферный воздух поступает 37 видов загрязняющих веществ с 1 по 4 класс опасности. Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются котлоагрегаты в количестве 8 штук (№1, 2, 6, 7, 8, 9, 12, 13) ЧВД марки Е-220-9,8-540-КТ и ЧСД марки Е-75-40. В период проведения проверки в работе находились 3 котлоагрегата: №1, Хо2 №6, оборудованные установками очистки газа — скрубберами марки МВ ИРО с трубами Вентури. Скруббера, образуя водную плёнку, пропускают через неё загрязнённый дым перед выбросом в атмосферный воздух. При проверке соблюдения технологических режимов эксплуатации газоочистных установок У-У ТЭЦ-1 выявлено несоблюдение режимов эксплуатации установок по очистке газов на котлоагрегатах №2 и №6. В соответствии с информацией Управления Росприроднадзора по РБ на котлоагрегате №2 в установленных трубах Вентури не соблюдается расход воды — 40 т/час при норме, установленной в Режимной карте котла БКЗ-75-39 ст. №2 и равной — 45,3 т/час. Проверкой котлоагрегата №6 установлено, что в скруббере на кольцах орошения давление воды не соответствует норме, установленной Инструкцией по эксплуатации золоулавливающих установок и систем гидрозолоудаления И-П-КЦ-014-2008 и равной — 0,2 кгс/см2, в то время как кольцо 6А имеет давление 0,05 кгс/см2, 6Б — манометр неисправен, Давление не показывает, 6В — 0,1 кгс/см2, 6Г — вода в скруббере отсутствует. В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации к основным правам и свободам человека и гражданина относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Улан-Удэнской ТЭЦ-1 грубо нарушены все вышеперечисленные требования законодательства, что приводит к загрязнению реки Уда, подземных вод, недр, окружающей природной среды.

Читайте также:  Правила взятия на анализ воды

Представитель ответчика Донской А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указывая на то, что решение о предоставлении водного объекта в пользование ОАО «ТГК-14» от 16 апреля 2010 года было выдано до 01 октября 2011г на время действия Проекта нормативов предельно допустимых сбросов Улан — Удэнской ТЭЦ-1. Для продления срока действия Решения на пользование водным объектом необходимо было разработать новый проект нормативно-допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС). Объективными причинами отсутствия разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект являются возникшие сложности по заключению договора на разработку данного проекта. Первоначально были проведены торги, в которых определился подрядчик. Такой организацией выступило ГП «РАЦ» договор ГБ-10-1512 от 31.12.10 г, но после подписания всех необходимых документов ОАО «ТГК-14», данная организация отказалась работать, возникла необходимость поиска других проектировщиков. С этой целью ОАО «ТГК-14» был заключен договор ГБ -11-375 от 16.05.2011 с ООО «Региональный Эколого-Информационный Центр» г. Улан-Удэ. В настоящее время проект выполнен и проходит процедуру согласования. Получены положительные заключения в Бурятском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Ангаро-Байкальском территориальном управлении Федеральном Агенстве Рыболовства. Прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», возвращен на устранение выявленных замечаний. На Улан-Удэнской ТЭЦ-1 осуществляется производственный контроль за качеством сточных и природных вод в соответствии со схемой аналитического контроля: — организована лаборатория по сточным водам, которая осуществляет контроль за качеством сточных вод и качеством воды рек Уда и Селенга. Лаборатория аттестована, выдано Свидетельство о состоянии измерений в лаборатории зарегистрировано в ФГУ «Бурятский ЦСМ» 03 июля 2009 г за № 91-09 сроком действия до 03 июля 2012. По данным лаборатории превышений установленного предельно допустимого сброса не зафиксировано. Исследования качества воды в реках не выявили превышения предельно допустимой концентрации установленной Гигиеническими нормативами 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации ( ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого культурно-бытового водопользования», таблица прилагается. По договору с ГУ «Бурятский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ежегодно проводитсяотбор и анализ сточных вод на определение зообентоса по схемеаналитического контроля в трех точках: т.№2 — ручей с дренажными водами,т.№4 — Уда в месте поступления ручья с дренажными водами, т №5 — р.Уда вместе поступления ручья со сточными водами (створ). Всего за летние месяцыпроизводится отбор девяти проб. По результатам проведенных анализов за2010-2011 года (всего 18 проб) отмечается, что какого либо отрицательноговоздействия на р.Уда сточные воды ТЭЦ-1 не наблюдается. Зообентос — доннаяфауна, животный бентос, совокупность животных, обитающих на дневодоемов. Состав зообентоса зависит от качества воды в реке и поэтомупоказатели зообентоса можно использовать для оценки качества воды.

— по договору с ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» ежегодно проводится анализ сточных вод на токсикологию. На основании исследования воды установлено, что сточная вода ТЭЦ-1 не оказывает острого токсического действия (договор от 31 октября 2011 № 89/У-У/Э/П);

— по договору с ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» ежегодно проводится отбор проб на микробиологические и паразитические показатели. Исследованные образцы проб соответствуют требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».(Договор от 09 марта 2011г № 224/1)

За счет проведенных мероприятий по уменьшению сброса сточных вод объем за 2011 год составил 80,86 тыс.куб.м. против 128 тыс.куб.м. в 2005 году. Ежегодно разрабатывается план водоохранных мероприятий. За 2011 год затраты составили 15,59 млн.руб. Для достижения норматива качества сбросных вод в новый проект НДС включено мероприятие по организации вывода дренажных вод в чашу золоотвала, что позволит снизить объем исходной воды в системе ГЗУ, и соответственно, снизит поступление загрязняющих веществ в ручей Безымянный и реку Уду. Сезонный золоотвал используется в теплый период года (май-октябрь). Проектная площадь его 102га, объем заполнения — 8млн.куб.м. Золоотвал огражден песчаной дамбой, по всему ложу золоотвала и верховому откосу уложена полиэтиленовая пленка, выполняющая роль противофильтрационного экрана, в соответствии с проектом. Ложе бассейна осветленной воды также оборудовано противофильтрационным экраном на площади 12 га. Государственное предприятие РБ ТЦ «Бурятгеомонитроинг» в 2006 году провели изучение расположения золошлакоотвала в геолого-структурном плане, гидро-геологического картирования и выдали заключение о необходимости вести систематический контроль за фактическими потерями воды в районе сезонного золошлакоотвала. Анализ объемов потерь воды при его эксплуатации позволяет контролировать состояние пленочного противофильтрационного экрана. Таким образом, при нормальном состоянии пленочного экрана не требуется мониторинговых скважин. С уточненными исковыми требованиями не согласны по следующим основаниям: Пункт 4 Постановления Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» предписывает предприятиям, учреждениям и организациям природопользователям разрабатывать проекты нормативов на объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ. На основании п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 8.2 приказа Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 (ред. от 20.05.2010) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» для получения разрешения на сбросы необходимы материалы:

— сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляются сбросы сточных и (или) дренажных вод;

— карты-схемы расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;

— нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;

— данных о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод;

— установленных лимитов на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;

— согласованного плана снижения сбросов вредных (загрязняющих)веществ.

ОАО «ТГК-14» выполняет требования законодательства, так в рамках заключенного с ООО «Региональный Эколого-Информационный Центр» договора от 16.05.2011г. №ГБ-11-375, ООО «РЭИЦ» уже осуществил и разработал проект нормативно-допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС) и в данное время согласовывает его в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ; Федеральном агентстве водных ресурсов МПР России. Управление водных ресурсов озера Байкал; Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральном агентстве по рыболовству, Ангаро-Байкальском Территориальном Управлении. По окончании проект будет направлен в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия, для утверждения. В требовании о понуждении ОАО «ТГК-14» устранить нарушения требований законодательства путем «возместить размер вреда, причиненного водному объекту в сумме 335 235 рублей» просит суд отказать, так как данное требование не связанно с другими требованиями и не может подлежать рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В требовании об организации профессиональной подготовки в области обращения с отходами 1-4 классов опасности просит суд отказать, так как ОАО «ТГК-14» приказом от 02.03.2012г. №51п «О назначении ответственных лиц и организации работы в области обращения с опасными отходами» во исполнение ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» утвердило иной список должностей и лиц.

Представитель третьего лица Министерство природных ресурсов Республики Бурятия Панькова Т.А., Исаков А.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали, указывая на то, что в соответствии со ст.26 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ и постановлением Правительства РБ от 09.03.2007 г. № 65 Минприроды РБ осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования утверждены постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844. Приказом Минприроды РФ от 14 сентября 2011 г. № 763 утвержден соответствующий Административный регламент. Минприроды РБ с ОАО «ТГК-14» 19 марта 2010 года в установленном порядке заключен договор водопользования (о предоставлении участка р. Селенга в пользование, в целях забора (изъятия) водных ресурсов). Договор вступил в силу со дня регистрации его в государственном водном реестре, то есть с 01 апреля 2010 г. и действует в течение пяти лет (до 01 апреля 20.15 года). Минприроды РБ 16 апреля 2010 года в установленном порядке принято решение о предоставлении водного объекта в пользование ОАО«ТГК-14» (о предоставлении участка р. Уда в пользование, в целях сброса сточных вод>. Решение вступило в силу со дня регистрации его в государственном водном реестре, то есть 29 апреля 2010г. и действовало до 01 октября 2011 года (на период утверждения ПДС для Улан-Удэнской ТЭЦ-1 Управлением Ростехнадзора по РБ). В настоящее время срок действия решения о предоставлении водного объекта истек. Обращения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод в установленном порядке в Минприроды РБ от ОАО «ТГК-14» до настоящего времени не поступало. Информация о выполнении условий водопользования в договорах водопользования и решениях о предоставлении водных объектов в пользование предоставляется ежеквартально в соответствии с договором водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование сброс производственных вод в р. Уда осуществляется с бассейна осветленных вод буферного золошлакоотвала на расстоянии 6,5 км от устья р. Уда. Контроль за качеством сбрасываемых сточных вод по химическим показателям осуществляется лабораторией по анализам сточных вод Улан-Удэнской ТЭЦ-1, которая имеет Свидетельство о состоянии измерений в лаборатории, зарегистрированное в ФГУ «Бурятский ЦГСМ» от 03.07.2009 г. № 91-09 со сроком действия до 03.07.2012 г. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция потенциальной экологической опасности любой планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Читайте также:  По равнине вод лазурной анализ

16.04.2012 г. представители Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представители третьего лица Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия Барская З.В., Балданова В.В. исковые требования поддержали, указывая на следующее: ответчик обязан проводить мониторинг вод в районе золоотвала, поскольку золоотвал является источником сброса воды. Улан-Удэнской ТЭЦ-1 мониторинг состояния вод не проводится со ссылкой на то, что дно золоотвала покрыто пленкой. Согласно проекту ложе золоотвала выложено фильтрационной пленкой частями, сама пленка не соответствует проекту. Пленка была уложена в 1984 г., срок годности пленки той пленки, которая была уложена составляет 5 лет. Должна была быть уложена черная пленка, срок годностик. XXX лет. Но годность и этой пленки истекла, если бы она была действительно уложена. О том, что пленка не соответствует проекту указано в техническом отчете о вводе золоотвала в эксплуатацию. Улан-Удэнской ТЭЦ-1 обязана вести мониторинг грунтовых вод, должны пробурить скважины выше и ниже по потоку грунтовых вод, отбирать пробы воды, делать анализ и только после этого можно сделать вывод об отсутствии проникновения сточных вод в грунтовые воды. В соответствии с требованиями ч.6 ст. 10 Водного Кодекса РФ при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта. Однако, Улан-Удэнской ТЭЦ-1 несмотря па то, что действие решения № 65 от 16.04.2010 года прекращено 01 октября 2011 года, продолжается использование водного объекта для сброса сточных и дренажных вод. Указанное является нарушением перечисленных выше требований Водного Кодекса РФ. Таким образом, юридическое лицо ОАО «ТГК № 14» в лице структурного подразделения Улан-Удэнской ТЭЦ-1 филиала «Генерация Бурятии» осуществляет самовольное с 01.10.2011 года использование водного объекта-реки Уда или его части, для сброса сточных и дренажных вод. без решения о предоставлении водного объекта в пользование, на основании которого возникает право пользования водным объектом. ОАО «ТГК-14» заказала новый проект в декабре 2010 г. по договору с ГП Республиканский аналитический центр. Однако данная организация не приступила к выполнению обязательств по договору, в связи с чем, возникла необходимость заключения договора с другими организациями. Указанные обстоятельства явились причиной потери времени, что в дальнейшем привело в невозможности получения решения на сброс сточных вод в р.Уда в МПР РБ. В настоящее время разработка проекта предельно допустимых сбросов находится на стадии завершения, после чего нами будет получено данное решение. Сброс сточных вод в настоящее время продолжается, поскольку невозможно эти воды технологически накапливать при работающем оборудовании ТЭЦ-1. Сброс сточных вод можно прекратить только в случае остановки работы котельного оборудования ТЭЦ-1, что приведет к прекращению выработки тепловой энергии и остановки деятельности предприятия. Отнесение к классу опасности произведено в соответствии с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 и Гигиеническими нормативами 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 27.04.2004. Сброс сточных вод производится с Буферного золоотвала Улан-Удэнской ТЭЦ-1, который эксплуатируется в период осенне-зимнего отопительного сезона с октября по май. В ходе проверки установлено, что сброс сточных вод с золоотвала по данным «Журнала учета водоотведения средствами измерений» (по расходомеру — счетчик ультразвуковой марки «Взлет РСЛ») ведется с 17 октября 2011 года. Отвод дренажных вод с буферного золоотвала осуществляется по дренажным водовыпускам круглогодично и составляет по расчету 0,3 куб.м/час (4,152 тыс.куб.м/год). Отведение сточных вод с Буферного золоотвала Улан-Удэнской ТЭЦ-1 производится по водосбросному коллектору с водоприемными колодцами, дренажных вод по дренажным водовыпускам в ручей Безымянный и далее в реку Уда — приток первого порядка р.Селенга. Фоновый створ-контрольный пункт, расположенный выше по течению от сброса сточных вод загрязняющих веществ. ПДК-максимальная концентрация веществ в воде, когда вещество при ежедневном поступлении в организм в течение жизни не оказывает влияния на здоровье населения, не ухудшает гигиенические условия водопользования. Концентрации загрязняющих веществ на сбросе в водный объект превышают нормативы ПДК рыбохозяйственного водного объекта первой категории. Сброс сточных и дренажных вод с золоотвала оказывает влияние на водный объект р. Уда, т.е. концентрации в контрольном створе р. Уда в месте сброса повышаются по сравнению с фоновой концентрацией, в т.ч.: -по данным анализов, отобранных 06.10.2011 г. в дренажных водах отмечено превышение норм ПДК по нефтепродуктам в 2 раза, сульфатам в 1,2 раза, взвешенным веществам в 3 раза, фторидам в 2 раза. В контрольном створе водного объекта отмечено влияние по сравнению с фоном по нефтепродуктам (1,2 ПДК) и по фтору (1,2 ПДК). По данным анализов, отобранных 18.10.2011 г. в сточных водах отмечено превышение норм ПДК по взвешенным веществам в 8 раз. В контрольном створе водного объекта отмечено влияние по сравнению с фоном по взвешенным веществам (1,1 ПДК). По данным анализов, отобранных 20.12.2011 г. в дренажных водах отмечено превышение нормативов ПДК по содержанию сульфатов в 3 раза, взвешенным веществам в 4 раза, железу в 3 раза, фторидам в 4 раза. В сточных водах отмечено превышение по сульфатам в 3 раза, хлоридам в 1,2 раза, взвешенным веществам в 11 раз, железу в 5 раз, фторидам в 4 раза. В контрольном створе отмечено влияние в сравнении с фоном по взвешенным веществам (1,3 ПДК), по сульфатам и хлоридам, но в пределах ПДК. По усредненным данным (с октября по декабрь 2011) при сбросе дренажных и сточных вод с золоотвала ТЭЦ-1 в водный объект р.Уда отмечено превышение норм ПДК по содержанию сульфатов в 2 раза, взвешенным веществам в 6,5 раз, железу в 2 раза, фтору в 3 раза. В контрольном створе отмечено влияние сброса на состояние водного объекта по сравнению с фоном по взвешенным веществам (1,2 ПДК), по сульфатам, хлоридам и фтору в пределах ПДК. Сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах запрещается и является нарушением п.6 ст.56, ч.1 п.6 ст.60 Водного кодекса РФ.

16.04.2012 г. представители Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, выслушав мнение сторон, допросив свидетелей, изучив представленные доказательства, не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В статье 4 вышеназванного Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

В соответствии с частью 1 ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

В соответствии с требованиями части 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 ст.11, ст. 21 Водного кодекса РФ для сброса сточных вод и (или) дренажных вод водные объекты предоставляются в пользование на основании решений исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

16 апреля 2010 года Министерством природных ресурсов РБ выдано решение №65 о представление водного объекта в пользование ОАО «ТГК №14» со сроком действия до 01 октября 2011 года. В соответствии с пунктом 2.3 решения водопользователь должен осуществлять сброс фильтрационных вод с буферного золошлакоотвала Улан-Удэнской ТЭЦ-1 в реку Уда. Срок действия договора истек, Улан-Удэнская ТЭЦ-1 продолжает осуществлять сброс сточных и дренажных вод в реку Уда.

В соответствии с требованиями части 6 ст. 10 Водного кодекса РФ при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта; обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

В соответствии с пунктом 2.8 Устава ОАО «ТГК №14», утверждённого протоколом №12 от 24.06.2011г., общество несёт ответственность за деятельность своего филиала и представительства. Согласно Приложению №1 «Генерация Бурятии» является филиалом ОАО «ТГК №14».

Согласно пункту 2.2 Положения о «Генерации Бурятия» филиала ОАО «ТГК-14» Улан-Удэнская ТЭЦ-1 является структурным подразделением «Генерации Бурятии» филиала ОАО «ТГК-14».

30 декабря 2011 года постановлением Управления Росприроднадзора по РБ юридическое лицо привлечено к административной ответственности по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ (самовольное использование водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью).

Истцом представлены доказательства, подтверждающие сброс сточных вод из золоотвала ТЭЦ-1 с превышением концентрации загрязняющих веществ — протоколы отбора проб №31,44 от 10.10.11г.; №35, 48 от 24.10.11г.; №65 от 20.12.11г.

Анализ проведённых лабораторных измерений показывает, что при сбросе в водный объект сточных вод из золоотвала ТЭЦ-1 концентрация загрязняющих веществ превышает фоновую концентрацию воды в реке Уда, а также Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждённых Приказом Росрыболовства от 18.01.2010г. №20 и Гигиеническими нормативами 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

В соответствии с Протоколом количественного химического анализа Дренажной воды от 10.10.11г., отобранных 06.10.11г., в дренажных водах отмечено превышение норм ПДК по нефтепродуктам в 2 раза, по сульфатам в 1 2 раза, взвешенным веществам в 3 раза, фторидам в 2 раза. В контрольном створе водного объекта отмечено влияние по сравнению с фоном по нефтепродуктам в 1,2 ПДК и по фтору 1,2 ПДК.

В соответствии с Протоколом от 24 октября 2011 года в сточных водах отмечено превышение норм ПДК по взвешенным веществам в 8 раз. В контрольном створе водного объекта отмечено влияние по сравнению с фоном по взвешенным веществам 1,1 ПДК.

По данным анализов отбора проб от 20 декабря 2011 года в дренажных водах отмечено превышение нормативов ПДК по содержанию сульфатов в 3 раза, взвешенным веществам в 4 раза, железу в 3 раза, фторидам в 4 раза. В контрольном створе отмечено превышение ПДК по взвешенным веществам в 1,3 раза по сравнению с фоном.

Анализ отобранных проб дренажных и сточных вод золоотвала ТЭЦ-1, сбрасываемых в реку Уда с октября по декабрь 2011 года показывает, что отмечено превышение норм ПДК по содержанию сульфатов в 2 раза, взвешенным веществам в 6,5 раз, железу в 2 раза, фтору в 3 раза.

Сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах запрещается и является нарушением пункта 6 статьи 56, пункта 6 части 1 ст. 60 Водного кодекса РФ.

В соответствии с требованиями части 1 ст.77 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Часть 2 ст. 77 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Согласно части 3 вышеназванной статьи вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, по решению суда или арбитражного суда.

В соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой Приказом МПР РФ №87 от 13.04.2009 года Управлением Росприроднадзора по РБ произведён расчёт ущерба, нанесённого реке Уда за период сброса сточных и дренажных вод без разрешения на сброс и с превышением норм ПДК для данного водоёма.

Период несанкционированного сброса составил 76 дней, начиная с 17 октября 2011 года. Размер вреда, причинённого водному объекту сбросом загрязнённых вод с золоотвала Улан-Удэнской ТЭЦ-1, составил 335 235 руб.

Расчет вреда, причиненного водному объекту, судом проверен и принимается за основу при удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ответчика по возмещению ущерба.

Доводы ответчика о том, что превышений установленного предельно допустимого сброса лабораторией Улан-Удэнской ТЭЦ-1 по сточным водам, не зафиксировано, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются лабораторными исследованиями Бурятского республиканского отдела лабораторного анализа и технических измерений ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону. Кроме этого, лаборатория, которая организована на Улан-Удэнской ТЭЦ-1, не заинтересована в фиксации реальных показателей качества сбрасываемых сточных вод, поскольку является ведомственной лабораторией.

На основании лицензии от 10 ноября 2009 года № ОТ-69-000350, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Улан-Удэнская ТЭЦ-1 осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждённым Забайкальским Управлением Ростехнадзора от 01.12.2009г.) в результате хозяйственной деятельности Улан-Удэнской ТЭЦ-1 образуется 75 видов отходов, из них 1 класса опасности 2 вида, 2 класса опасности 3 вида, 3 класса опасности 14 видов, 4 класса опасности 24 вида, 5 класса опасности 32 вида.

Читайте также:  Практическая работа химии анализ почвы воды

В результате проверки выявлено, что на 20 видов отходов отсутствуют паспорта, в том числе 2 класса опасности 1 вид — «лабораторные отходы (отработанные химические реактивы)»; 3 класса опасности 4 вида — «лабораторные отходы (нефтеотходы от проведения химических анализов масел)», «отходы твёрдых производственных материалов, загрязнённые нефтяными и минеральными жировыми продуктами (фильтры масляные отработанные)», «шлам очистки трубопроводов и ёмкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов», «шламы минеральных масел (шлам от регенерации масел)»; 4 класса опасности 15 видов — «шлам минеральных масел (шлам от зачистки нефтеловушки)», «фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязнённые опасными веществами (силикагель отработанный, загрязнённый опасными веществами)», «отходы щелочей (отработанные щелочные растворы электорлизёров)», «минеральные шламы (шлам от зачистки аккумуляторных баков)», «лом и отходы чёрных металлов с примесями или загрязнённые опасными веществами (тара от лакокрасочных материалов)», «резиноасбестовые отходы (накладки тормозных колодок отработанные)», «отходы солей (осадок от нейтрализации кислоты аккумуляторной серной отработанной)», «отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс (картриджи, манипуляторы «мышь», клавиатура)», «резиноасбестовые отходы (отходы паронита)», «отходы полимерных материалов (отходы теплоизоляционных материалов)», «золы, шлаки и пыль от топочных установок и от термической обработки отходов (золосажевые отходы от сжигания мазута)», «прочие твёрдые минеральные отходы (отходы обмуровки котельной)», «мусор строительный», «медицинские отходы (шприцы одноразовые)», «медицинские отходы (тампоны ватные, материал перевязочный)».

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на отходы I — IV класса опасности должен быть оставлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Приказом МПР РФ №785 от 02 декабря 2002 года «Об утверждении паспорта опасного отхода» определена типовая форма паспорта, требующая согласования с руководителем территориального органа МПР РФ. Порядок согласования паспортов опасных отходов регламентирован Приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 570 от 15 августа 2007 года «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

В нарушение вышеперечисленных требований Улан-Удэнской ТЭЦ-1, являющейся структурным подразделением филиала «Генерации Бурятия» ОАО «ТГК-14» паспорта на 20 видов отходов не согласованы в установленном порядке.

Улан-Удэнская ТЭЦ-1 имеет два объекта хранения отходов — буферный золоотвал, расположенный в районе посёлка Кирзавод и золоотвал посёлка Тальцы.

В нарушении требований части 3 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объект длительного хранения отходов — золоотвал в посёлке Тальцы эксплуатируется без проведения мониторинга подземных вод.

В соответствии с указанной нормой закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно требованиям ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст.ст. 22, 51 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания, для окружающей среды и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения.

В соответствии с проектом строительства отстойника в посёлке Тальцы, площадь отстойника составляет 102 га, часть которой покрыта водонепроницаемой плёнкой, а часть непроектной плёнкой срок годности которой составляет 5 лет. Срок годности плёнки истёк.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Трофимов А.В., начальник технического гидроучастка Улан-Удэнской ТЭЦ-1, суду пояснил, что золоотвал возводился очередями в соответствии с проектом, которым занималось Бурятэнерго. Ложе золоотвала было уложено пленкой, емкости заполнялись не все сразу, поочередно. Фактически существует три емкости, общей площадью 102 га. Первая емкость была оборудована в 1984 г., последняя в 2000 г. Пленка уложена специальная гидроизоляционная черного цвета. Утечки отходов нет, установлены расходомеры.

К показаниям свидетеля суд относится критически по тем основаниям, что они опровергаются другими доказательствами. Так, в постановлении о привлечении ОАО «ТГК-14» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ от 26.12.2011 г. указано, что согласно Техническому отчету по работе «Ввод золошлакоотвала Улан-Удэнской ТЭЦ в эксплуатацию», выполненному «Южтехэнерго» в 1984 г., обнаружены отступления от проектных решений и строительных проектов, в частности ( стр.8 отчета): противофильтрационный экран золошлакоотвала частично (9,34% площади экранирования)выполнен из непроектной нестабилизационной (белой) полиэтиленовой пленки, срок годности которой составляет 5 лет, т.к. в 4 раза меньше срока годности проектной стабилизированной (черной) полиэтиленовой пленки; полиэтиленовая пленка уложена в золошлакоотвале в натянутом состоянии (без припусков), плохо пригружена песком и обнажена на отдельных участках. Согласно представленным ОАО «ТГК-14» документам по водному балансу системы гидрозолоудаления (ГЗУ) за пер д. XXX-10011 г., основные потери воды из системы ГЗУ происходят в буерном золошлакоотвале порядка 1200 тыс.куб.м ежегодно), в сезонном золошлакоотвале ежегодные потери воды составляют не более 125 тыс.куб.м.) Анализ представленных сведений показывает, что в 2011 г. произошло незначительное увеличение объема пульпы, сбрасываемого на сезонный ЗШО, а также увеличение потерь воды на сезонном шлакоотвале по сравнению с предыдущими годами. Из указанного следует вывод, что в сезонном золошлакоотвале Улан-Удэнской ТЭЦ-1 происходят потери воды, в том числе и за счет фильтрации, однако предприятием в нарушение требований ч.3 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не проводится мониторинг состояния грунтовых вод. Постановление о привлечении к административной ответственности от 26.12.2011 г. ответчиком не обжаловано. Указанные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеля Кислицыной Л.Б.

Несоблюдение требований вышеназванного Закона ведет к реальной угрозе причинения вреда как подземным водам, впадающим по водоносным горизонтам через реку Уда в озеро Байкал, так и произрастающим возле золоотвала лесам, окружающей природной среде.

Проверкой законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха установлено, что проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предусматривает 33 вида источников выбросов, из них 14 — организованных источников и 19 неорганизованных. Путём выбросов через указанные источники в атмосферный воздух поступает 37 видов загрязняющих веществ с 1 по 4 класс опасности. Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются котлоагрегаты в количестве 8 штук (№1, 2, 6, 7, 8, 9, 12, 13) ЧВД марки Е-220-9,8-540-КТ и ЧСД марки Е-75-40.

При проверке соблюдения технологических режимов эксплуатации газоочистных установок У-У ТЭЦ-1 выявлено несоблюдение режимов эксплуатации установок по очистке газов на котлоагрегатах №2 и №6.

В соответствии с информацией Управления Росприроднадзора по РБ на котлоагрегате №2 в установленных трубах Вентури не соблюдается расход воды — 40 т/час при норме, установленной в Режимной карте котла БКЗ-75-39 ст. №2 и равной — 45,3 т/час. Проверкой котлоагрегата №6 установлено, что в скруббере на кольцах орошения давление воды не соответствует норме, установленной Инструкцией по эксплуатации золоулавливающих установок и систем гидрозолоудаления И-П-КЦ-014-2008 и равной — 0,2 кгс/см2, в то время как кольцо 6А имеет давление 0,05 кгс/см2, 6Б — манометр неисправен, Давление не показывает, 6В — 0,1 кгс/см2, 6Г — вода в скруббере отсутствует. Несоблюдение правил эксплуатации установок по очистке газа приводит к загрязнению атмосферного воздуха, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

По указанным нарушениям законодательства об отходах производства 30 декабря 2011 года постановлением Управления Росприроднадзора по РБ юридическое лицо ОАО «ТГК-14» привлечено к административной ответственности по ч. 3 статьи 8.21. КоАП РФ, квалифицируемого как нарушение правил эксплуатации, Неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции Российской Федерации к основным правам и свободам человека и гражданина относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 6 Федерального Закона «Об охране озера Байкал» на байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, том числе химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов

производства и потребления.

Пунктом 2 ст. 51 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с требованиями ст. 23 Федерального Закона «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, в частности, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с требованиями ст. 209 Гражданского Кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих вблизи реки Уда и использующих эту воду для личных нужд, а также граждан проживающих вблизи ТЭЦ-1 и вдыхающих загрязнённый атмосферный воздух.

Согласно ст. 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Учитывая, что ответчиком не исполняются требования водного законодательства, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, действия ОАО «ТГК-14» являются незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования удовлетворить.

Признать действия ОАО «ТГК-14» филиала «Генерация Бурятия» структурного подразделения Улан-Удэнской ТЭЦ-1 по нарушению водного законодательства, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления незаконными.

Понудить ОАО «ТГК-14» устранить нарушения требований законодательства путем:

1. Получения в установленном законом порядке в Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия решения о предоставлении водного объекта – реки Уда в пользование для сброса сточных и дренажных вод;

2. Осуществления сброса сточных и дренажных вод в реку Уда без превышения предельно допустимых концентраций веществ, установленных приказом Росрыболовства от 18.01.2010 г. № 20 – нефтепродуктам, сульфатам, хлоридам, взвешенным веществам, железу, фтору;

3. Организации и проведения мониторинга подземных вод в районе золоотвала, расположенного возле п.Тальцы Заиграевского района, путем бурения двух наблюдательных скважин:

а) первую наблюдательную скважину (фоновую) пробурить на расстоянии 50 метров с восточной стороны от золоотвала на глубину залегания подземных вод с диаметром трубы не менее 108 мм., имеющей фильтр;

б) вторую наблюдательную скважину (контрольную) пробурить на расстоянии 50 метров с западной стороны от золоотвала на глубину залегания подземных вод, с диаметром трубы не менее 108 мм., имеющей фильтр;

в) проведения мониторинга подземных вод в районе золоотвала, расположенного возле п.Тальцы Заиграевского района путем сравнения концентрации показателей из фоновой и контрольной скважин по нефтепродуктам, железу, марганцу, кадмию, никелю, меди, мышьяку, компонентам азотной группы.

4. Возместить вред, причиненный водному объекту в размере 335235 руб.

Понудить ОАО «ТГК-14» устранить нарушения требований законодательства об отходах производства путем:

1. Согласования в установленном порядке паспортов на 20 видов отходов, в том числе: 2 класса опасности 1 вид – «лабораторные отходы ( отработанные химические реактивы)»; 3 класса опасности 4 вида – « лабораторные отходов (нефтеотходы от проведения химических анализов масел)»; «отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (фильтры масляные отработанные), «шлам очистки трубопроводов и ёмкостей ( бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов», « шламы минеральных масел (шлам от зачистки нефтеловушки)», «фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами (силикагель отработанный, загрязненный опасными веществами)», « отходы щелочей ( отработанные щёлочные растворы электрорлизёров)», «минеральные шламы ( шлам от зачистки аккумуляторных баков)», « лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами (тара от лакокрасочных материалов)», «резиноасбестовые отходы (накладки тормозных колодок отработанные)», «отходы солей (осадок от нейрализации кислоты аккумуляторной серной отработанной)» « отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс (катриджы, манипуляторы «мышь», клавиатура)», « резиноасбестовые отходы ( отходы паронита)», « отходы полимерных материалов (отходы теплоизоляционных материалов)», «золы, шлаки и пыль от топочных установок и от термической обработки отходов (золосажевые отходы от сжигания мазута)», « прочие твердые минеральные отходы (отходы обмуровки котельной)», «мусор строительный», « медицинские отходы (шприцы одноразовые)», « медицинские отходы (тампоны ватные, материал перевязочный)».

Понудить ОАО «ТГК-14» устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха путем:

1. Проведения надлежащего ремонта установки очистки газа – скруббера марки МВ ИРО с трубами Вентури на котлоагрегате № 2, устанавливающего расход воды на трубах Вентури равный 45,3 т/ч и давление воды на трубах 2А и Б равное 0,2 кгс/см2.

2. Проведения надлежащего ремонта установки очистки газа – скруббера марки МВ ИРО с трубами Вентури горизонтального исполнения на котлоагрегате № 6, устанавливающего давление воды на кольцах орошения 6А, 6Б, 6В, 6Г равное 0,2 кгс/см2.

3. Путем соблюдения режима эксплуатации установок очистки газа на котлоагрегатах ТЭЦ-1.

Взыскать с ОАО «ТГК-14» государственную пошлину в размере руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ

источник