Меню Рубрики

Анализ сточных вод для расчет платы

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 сентября 2010 года N 337

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЫ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЯМИ-АБОНЕНТАМИ ПЛАТЫ ЗА СБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМУ КОММУНАЛЬНОЙ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 августа 2017 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 23.08.2017 N 356.
____________________________________________________________________

В связи с необходимостью упорядочения вопросов взимания платы с абонентов систем коммунальной канализации за сброс загрязняющих веществ Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить Порядок определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Орловской области согласно приложению 1.

2. Утвердить Методику расчета предприятиями-абонентами платы за сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации населенных пунктов Орловской области согласно приложению 2.

3. Разрешить предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ), с учетом специфики местных условий:

устанавливать для предприятий-абонентов временные условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов;

устанавливать временно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов области.

5. Юридическим лицам, предпринимателям без образования юридического лица — абонентам предприятий ВКХ, сбрасывающим сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов и не являющимся в этом случае природопользователями, вносить всю сумму платы (100%) за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на счета предприятий ВКХ.

6. Признать утратившими силу:

7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока инфраструктуры Н. В. Злобина.

Председатель Правительства
Орловской области
А.П.Козлов

Приложение 1. Порядок определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Орловской области

Приложение 1
к постановлению

Правительства Орловской области

от 27 сентября 2010 г. N 337

1. Настоящий Порядок распространяется на всех юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, являющихся абонентами предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (далее — предприятия ВКХ) независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности.

Настоящий Порядок предусматривает определение платы и ее предельные размеры, а также определяет процесс взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Орловской области.

2. Настоящий Порядок устанавливает экономический механизм определения и взимания платы на основании согласованных и утвержденных в установленном порядке нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, базовых нормативов платы и соответствующих коэффициентов к ним, установленных в приложении к настоящему Порядку.

2.1. Допустимые концентрации (далее — ДК) сброса загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области, компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты организации ВКХ по приему загрязняющих веществ, в том числе платежи за негативное воздействие на окружающую среду, утверждаются органами исполнительной власти местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

2.2. Временные условия приема (далее — ВУП), временно допустимые концентрации (далее — ВДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, могут разрабатываться и устанавливаться предприятиям — абонентам предприятиями ВКХ.

3. Сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы хозбытовой канализации населенных пунктов области допускается только при наличии у предприятия-абонента договора с предприятием ВКХ на прием сточных вод и загрязняющих веществ и действующего разрешения установленной формы на сброс сточных вод и загрязняющих веществ, выдаваемого предприятием ВКХ на основании типовой заявки предприятия-абонента.

3.1. Порядок выдачи разрешения на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области определяется органами исполнительной власти местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

3.2. Предприятия-абоненты, сбрасывающие сточные воды и загрязняющие вещества в сети канализации с превышением утвержденных допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрабатывают и представляют для согласования с предприятием ВКХ организационно-технические мероприятия по достижению утвержденных ДК. Срок предоставления мероприятий на следующий год предприятию ВКХ — до 20 декабря текущего года.

Мероприятия по достижению утвержденных ДК должны являться неотъемлемой частью плана социально-экономического развития предприятия и обеспечены финансовыми и материальными ресурсами.

4. Предприятия-абоненты обязаны:

4.1. Осуществлять постоянный контроль за качеством и составом сточных вод и загрязняющих веществ, сбрасываемых в системы канализации населенных пунктов, за выполнением в установленные сроки проектов и оргтехмероприятий, согласованных с предприятиями ВКХ и направленных на достижение утвержденных ДК сброса загрязняющих веществ.

4.1.1. Периодичность проведения предприятиями-абонентами лабораторного контроля состава своих сточных вод и загрязняющих веществ — не реже 1 раза в квартал. Для предприятий, объем сброса которых превышает 200 куб. м в сутки — не реже 1 раза в месяц.

4.1.2. Анализы сточных вод предприятий-абонентов производятся лабораториями предприятий ВКХ и другими лабораториями, имеющими аккредитацию на данный вид деятельности по заявкам и за счет средств предприятий-абонентов.

4.2. Представлять предприятиям ВКХ отчеты о ходе выполнения проектов и оргтехмероприятий по достижению утвержденных ДК сброса загрязняющих веществ: ежеквартально, не позднее 10-го числа следующего за отчетным кварталом месяца, за прошедший год не позднее 20 января следующего года.

5. Предприятия ВКХ осуществляют в течение года выборочный контроль за соответствием объемного и качественного состава сточных вод и загрязняющих веществ, сбрасываемых предприятиями-абонентами, действующим лимитам, утвержденным ДК и установленным ВДК сброса загрязняющих веществ.

6. Составление расчетов платы за сброс загрязняющих веществ, исчисление сумм платежей, внесение платежей за сбросы загрязняющих веществ на счета предприятий ВКХ возлагается на абонентов систем коммунальной канализации.

7. Выполнение расчетов платы за сброс загрязняющих веществ производится абонентами в соответствии с Методикой расчета предприятиями-абонентами платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации населенных пунктов Орловской области.

8. Расчет платы предприятия-абонента за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации, за подписью руководителя предприятия, главного бухгалтера и лица, ответственного за составление расчетов, заверенные печатью предприятия-абонента, представляются предприятию ВКХ в срок:

плановый расчет — до 1 февраля года, на который производится расчет; перерасчет по фактическим данным — до 20 января года, следующего за отчетным.

9. Обосновывающими документами для составления абонентами расчетов платы служат:

9.1. Для составления плановых расчетов на отчетный год:

действующий договор между абонентом и предприятием ВКХ на сброс

сточных вод и загрязняющих веществ;

водохозяйственный баланс (справка о водопотреблении и водоотведении) предприятия-абонента на планируемый год, согласованный предприятием ВКХ;

лимиты водопотребления и водоотведения;

действующее разрешение на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в коммунальную канализацию, выданное предприятием ВКХ;

утвержденные в установленном порядке действующие базовые нормативы платы и корректирующие коэффициенты к ним;

среднегодовые данные анализов сточных вод абонента за предыдущий год, выполненные лабораторией предприятия ВКХ и (или) природоохранных органов и выданные лабораторией предприятия ВКХ;

9.2. Для составления расчетов по фактическим сбросам за отчетный год:

отчет 2 — ТП «Водхоз» и справка предприятия о фактическом сбросе

сточных вод за отчетный год;

среднегодовые данные анализов сточных вод абонента за расчетный год, выполненные лабораторией предприятия ВКХ и (или) другой лабораторией, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности;

утвержденные в установленном порядке действующие базовые нормативы платы и корректирующие коэффициенты к ним;

действующее разрешение на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в коммунальную канализацию, выданное предприятием ВКХ.

10. Взимание предприятиями ВКХ в течение отчетного года платы с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации на основании заключенных договоров и выданных разрешений производится:

за сброс загрязняющих веществ в пределах ДК;

за прием сточных вод и загрязняющих веществ по временным условиям приема (ВУП) в пределах установленных предприятием ВКХ для абонентов ВДК на срок выполнения абонентами согласованных с предприятием ВКХ проектов природоохранных мероприятий, направленных на достижение ДК;

за прием сточных вод и загрязняющих веществ от абонентов с превышением утвержденных ДК и установленных предприятием ВКХ (в составе ВУП) ВДК сброса загрязняющих веществ;

за допущенные абонентами залповые, аварийные сбросы загрязняющих веществ и агрессивных сточных вод (залповым, аварийным сбросом считается сброс сточных вод с превышением более чем в 100 раз ДК по любому виду загрязнений, а также сброс агрессивного стока с рН менее 2 или более 12;

за сброс запрещенных и (или) несогласованных загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов;

в возмещение прямого ущерба, нанесенного канализационным сетям и сооружениям, обслуживаемым организациями ВКХ (разрушение, закупорка, заиливание, зажиривание, подтопление, загазованность и т.д.).

11. Оплата за сброс загрязняющих веществ в пределах ДК включается предприятиями ВКХ в состав цен (тарифов) за услуги по приему сточных вод.

12. Плата за сверхнормативный сброс абонентами загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации взимается предприятиями ВКХ независимо от оплаты за услуги по приему сточных вод.

13. Плановые платежи за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации перечисляются или вносятся предприятиями-абонентами на счета предприятий ВКХ в течение года в бесспорном порядке в размере 1/12 расчетной суммы платежей за год:

за январь — ноябрь — до 10 числа месяца, следующего за отчетным годом;

за декабрь — до 20 числа месяца, следующего за отчетным годом.

В платежном поручении в графе «Назначение платежа» указывают: «Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации ВКХ».

14. Взимание платы предприятиями ВКХ за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ с абонентов, имеющих объем сброса хозяйственно-бытовых сточных вод менее 50 куб. м в сутки, у которых невозможен отбор проб, производится на основании утверждаемой органами исполнительной власти местного самоуправления соответствующего муниципального образования дифференцированной ставки платы за сброс загрязняющих веществ в 1 куб. м сточных вод. Взимание платы производится на основании показаний водосчетчиков либо, при их отсутствии, на основании договора. Оплата производится ежемесячно, в соответствии с предъявляемыми предприятиями ВКХ счетами на оплату.

15. При нарушении абонентами договорных обязательств, ВУП сточных вод и загрязняющих веществ и условий выданного разрешения на сброс сточных вод и загрязняющих веществ, с абонентов взимается повышенная плата:

15.1. За отсутствие у предприятия-абонента действующего разрешения на сброс сточных вод и загрязняющих веществ — за весь срок отсутствия разрешения (месяц, квартал, год) — в размере двукратного действующего тарифа за услуги канализации за каждый куб. м фактически сброшенных сточных вод.

15.2. За превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения) — за расчетный период, в котором допущено превышение лимита в соответствии с договором на прием сточных вод и загрязняющих веществ — в размере двукратного действующего тарифа за услуги канализации за каждый куб. м фактически сброшенных сточных вод сверх установленного лимита водоотведения.

15.3. За сброс загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу и (или) несогласованных к сбросу в выданном абоненту разрешении, а также за установленный факт залпового, аварийного сброса любого вида загрязняющих веществ, с предприятия-абонента взимается повышенная плата в размере семикратного действующего тарифа за услуги по приему сточных вод за каждый кубический метр фактически сброшенных абонентом сточных вод в течение расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.

15.3.1. Основанием для взыскания с абонента повышенной платы за залповый, аварийный сброс служит акт отбора проб сточных вод предприятия-абонента, выполненного предприятием ВКХ, и анализы этих проб, подтверждающие факт залпового, аварийного сброса, выполненные лабораторией предприятия ВКХ или другой лабораторией, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности.

15.4. При невыполнении абонентами природоохранных мероприятий в составе ВУП по достижению ДК загрязняющих веществ за отчетный период (квартал, год), несоставлении и непредставлении предприятию ВКХ в установленный срок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в систему канализации, вся плата за сброс загрязняющих веществ за этот период взимается с абонента в размере двукратного действующего тарифа за услуги канализации за каждый куб. м фактически сброшенных сточных вод.

15.5. При одновременном нарушении абонентом установленных нормативов по объему и качеству сточных вод, повышенная плата взимается предприятиями ВКХ с абонента по каждому виду нарушений.

15.6. Общая величина платы, взимаемой предприятиями ВКХ с абонентов, согласно пункту 15.5 настоящего Порядка, в каждом расчетном периоде ограничивается семикратным тарифом за услуги по приему сточных вод и фактическим объемом сброса сточных вод за один расчетный период.

16. При отсутствии у абонентов приборов учета объем фактически сброшенных сточных вод определяется на основании согласованных предприятиями ВКХ водохозяйственных балансов абонентов по доле от фактически учтенных (в установленном порядке) объемов воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и др.) с разбивкой по отдельным выпускам.

17. При неоплате абонентом сверхнормативного сброса загрязняющих веществ за два расчетных периода, установленных договором, предприятия ВКХ:

письменно уведомляют абонента о введении ограничения подачи питьевой воды и приема сточных вод;

если задолженность не будет погашена в недельный срок после уведомления, предприятие ВКХ вводит ограничение подачи воды и (или) приема сточных вод с извещением абонента, органов местного самоуправления, местных служб Госсанэпиднадзора и противопожарной службы;

Читайте также:  Где сдать воду на анализ минск

если задолженность не будет погашена в 10-дневный срок со дня введения ограничения подачи воды и (или) приема сточных вод, предприятие ВКХ может полностью прекратить подачу питьевой воды и (или) прием сточных вод абонента до полного погашения задолженности с уведомлением, не менее чем за трое суток абонента, органов местного самоуправления, местных служб Госсанэпиднадзора и противопожарной службы о дне и часе прекращения подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод.

17.1. В указанный срок абонент обязан погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению техпроцесса, меры по обеспечению безопасности людей, по охране окружающей среды и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи воды и (или) приема сточных вод.

17.2. Ответственность за ущерб и другие последствия, которые могут быть вызваны прекращением подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод в связи с произведенным предприятием ВКХ отключением абонентных устройств и сооружений для присоединения к сетям канализации, несет абонент.

18. Внесение платы абонентами за сброс загрязняющих веществ в системы канализации не освобождает предприятия-абоненты от выполнения мероприятий по достижению установленных им нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в сети канализации, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного системам канализации.

19. Размер платы предприятий-абонентов за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации может быть откорректирован в счет освоенных капиталовложений на водоохранные мероприятия, выполненные в соответствии с согласованными организацией ВКХ планами водоохранных мероприятий. Корректировка платы производится на основании заявки предприятия-абонента.

19.1. Корректировка платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации может производиться по следующим водоохранным мероприятиям:

строительство локальных очистных сооружений для сточных вод;

внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения, повторного использования сточных вод, улучшения их качества;

создание и внедрение автоматизированных систем контроля за составом и объемом сброса сточных вод.

19.2. Корректировка платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации не производится абонентам:

осуществляющим капитальный ремонт сетей водопровода и канализации, промывку, прочистку сетей и прочие мероприятия, финансируемые по статье «себестоимость»;

имеющим дебиторскую задолженность по оплате услуг по отпуску воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с договорами, заключенными с предприятиями ВКХ.

20. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) осуществляют плату за сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за размещение осадка сточных вод в соответствии с данными государственной статистической отчетности, с учетом степени токсичности сбрасываемых стоков и размещаемых отходов, исключая массу загрязняющих веществ и массу осадка сточных вод, приходящиеся на долю населения.

Приложение. Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Орловской области

Приложение к Порядку
определения и взимания платы за сброс
сточных вод и загрязняющих веществ в
системы канализации населенных пунктов
Орловской области

источник

Любое предприятие, сбрасывающее сточные воды в городской коллектор на очистные сооружения Водоканалов, на локальные очистные сооружения, на рельеф (поверхностные сточные воды), обязано соблюдать правила приема сточных (ливневых) вод и не превышать ПДК.

Аналитический центр качества воды компании Экодар проводит химический анализ природных и сточных вод, отобранных Заказчиком, либо по желанию Заказчика специалист Аналитического центра выезжает самостоятельно на объект.

При анализе воды и почвы исследуются — физические, общесанитарные и специфические показатели (металлы и органические компоненты), в соответствии с областью аккредитации.

Аналитический центр качества воды компании Экодар аккредитован в соответствии с требованиями Международного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 1 7025-2006.

По результатам анализа природных и сточных вод специалисты отдела водоотведения дают рекомендации по усовершенствованию способов очистки сточной воды, кроме того на основании результатов анализа осуществляется разработка принципиальной технологической схемы очистки воды.

Анализ природных и сточных вод проводится максимум в течение 8 рабочих дней.

По результатам проведенного анализа сточных вод Заказчику выдается протокол результатов анализа.

При необходимости специалисты отдела водоотведения или Аналитического центра качества воды компании Экодар могут выехать на отбор проб, чтобы в дальнейшем провести анализ почвы и воды.

Цена
Отбор проб в одной точке 450 руб.
Индекс токсичности 3 750 руб.
Легионеллы 6 745 руб.
Бак.анализ в природной и сточной воде 4 195 руб.
Выезда на объект, км 30,00 руб.
Азот аммонийный 290,00 руб.
Азот общий 795,00 руб.
Аммоний ион 290,00
БПК5 795,00
Взвешенные вещества 330,00 руб.
Водородный показатель (pH) 125,00 руб.
Гидрокарбонат ион 250,00 руб.
Глюкозоположительные колиформ. бактерии 1 450,00 руб.
Жесткость 250,00 руб.
ЛГС 3 690,00 руб.
Литий 675,00 руб.
Удельная электропроводность 240,00 руб.
Запах 65,00 руб.
Мутность 205,00 руб.
Нитрат ион 300,00 руб.
Нитрит ион 275,00 руб.
Общее микробное число при 37 С 320,00 руб.
Общие колиформные бактерии 1 930,00 руб.
Окисляемость перманганатная 230,00 руб.
Радон 6 725,00 руб.
Растворенный кислород 275,00 руб.
Роданиды 520,00 руб.
Сальмонеллы 5 845,00 руб.
Стафилококки патогенные 3 045,00 руб.
Стрептококки фекальные (энтерококки) 2 030,00 руб.
Сульфат ион 330,00 руб.
Сульфиды и сероводород 480,00 руб.
Сульфитредуцирующие клостридии 1 450,00 руб.
Сульфиты 330,00 руб.
Сухой остаток 385,00 руб.
Таллий 1 120,00 руб.
Термотолерантные колиформные бактерии 2 030,00 руб.
Тиосульфаты 330,00 руб.
Титан 1 120,00 руб.
Фосфат ион 330,00 руб.
Фосфор общий 330,00 руб.
Фторид ион 300,00 руб.
Хлор остаточный общий 125,00 руб.
Хлор остаточный свободный 125,00 руб.
Хлорид ион 300,00 руб.
ХПК 980,00 руб.
Цисты лямблий 22 575,00 руб.
Шигеллы 5 845,00 руб.
Щелочность 250,00 руб.
Электропроводность 125,00 руб.
Яйца гельминтов 7 445,00 руб.
Цветность 195,00 руб.
Ацетон 3 130,00 руб.
Бензол 2 755,00 руб.
Жиры 1 355,00 руб.
Ионы алюминия 600,00 руб.
Ионы бария 1 060,00 руб.
Ионы бериллия 1 190,00 руб.
Ионы бора 1 120,00 руб.
Ионы железа 530,00 руб.
Ионы кадмия 630,00 руб.
Ионы калия 530,00 руб.
Ионы кальция 530,00 руб.
Ионы магния 60,00 руб.
Ионы марганца 610,00 руб.
Ионы меди 530,00 руб.
Ионы молибдена 1 190,00 руб.
Ионы мышьяка 685,00 руб.
Ионы натрия 530,00 руб.
Ионы никеля 720,00 руб.
Ионы олова 1 135,00 руб.
Ионы палладия 530,00 руб.
Ионы ртути 685,00 руб.
Ионы свинца 630,00 руб.
Ионы селена 1 190,00 руб.
Ионы серебра 980,00 руб.
Ионы стронция 1 120,00 руб.
Ионы хрома (+6) 530,00 руб.
Ионы хрома общего 530,00 руб.
Ионы цинка 530,00 руб.
Кобальт 720,00 руб.
Колифаги 3 480,00 руб.
Кремния окись 450,00 руб.
Летучие органические соединения 4 515,00 руб.
Метанол 2 865,00 руб.
Нефтепродукты 1 285,00 руб.
Полихлорированные бифенилы 5 295,00 руб.
Соотношение ХПК:БПК 5 60,00 руб.
СПАВ анионоактивные 600,00 руб.
СПАВ катионные 600,00 руб.
СПАВ неионогенные 600,00 руб.
Суммарная α-β радиоактивность 7 650,00 руб.
Толуол 2 755,00 руб.
Трилон Б 240,00 руб.
Фенолы 910,00 руб.
Формальдегид 550,00 руб.
Хлор и хлорамины 150,00 руб.
Цветность (кратность разбавления) 125,00 руб.
Эфироизвлекаемые 1 350,00 руб.
Прозрачность 170,00 руб.
Температура 30,00 руб.

Звоните! Мы работаем для Вас по будням с 8:00 до 19:00

источник

по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госстроя России от 06.04.2001 N 75

1.1. Методические рекомендации по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (Методические рекомендации) являются инструктивно-методическим документом, разработанным на основании «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167) и вводятся взамен действующих «Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов» (Изд.5, доп., 1989 год).

1.2. В методических рекомендациях приводятся методы расчетов количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ от абонентов в системы канализации населенных пунктов.

1.3. Методические рекомендации разработаны с учетом Водного кодекса, Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях:

— обеспечения безаварийной работы сооружений и систем канализации населенного пункта (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, нарушения технологического режима очистки), а также их защиты от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах;

— обеспечения безопасной эксплуатации сетей и сооружений канализации, охраны жизни и здоровья населения и обслуживающего персонала организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ);

— планомерной реализации мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ по каждому абонентскому присоединению к системам канализации населенного пункта;

— рационального использования и охраны водных объектов от загрязнения.

1.4. Сточные воды, допускаемые к приему в системы канализации населенных пунктов, должны по объему и качеству соответствовать установленным нормативам водоотведения.

1.5. Настоящими Методическими рекомендациями следует руководствоваться при:

— разработке и утверждении местных Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов (в дальнейшем — Условия);

— установлении лимитов водоотведения абонентам систем канализации населенных пунктов;

— контроле состава и свойств сточных вод абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов.

1.6. Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, разрабатывают организации ВКХ и/или другие организации, непосредственно эксплуатирующие системы канализации населенных пунктов, и/или по их поручению — подрядные организации, и утверждают органы местного самоуправления (для субъектов Российской Федерации городов Москвы, Санкт-Петербурга — органы исполнительной власти).

В настоящих Методических рекомендациях используются термины и определения, приведенные в составе Правил, а также следующие понятия:

водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;

предельно-допустимый сброс (ПДС) — максимальное количество загрязняющих веществ и общие свойства сточных вод, разрешенные организации ВКХ специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда к сбросу в водный объект;

общие свойства сточных вод — совокупность физических, химических, органолептических, биохимических и других свойств сточных вод;

предельно-допустимая концентрация (ПДК) — концентрация веществ, выше которой вода не пригодна для одного или нескольких видов водопользования ГОСТ 27065-86;

разрешение на сброс (PC) загрязняющих веществ — утвержденная организацией ВКХ абоненту разрешительная документация по качеству сточных вод, принимаемых в системы канализации населенного пункта;

допустимая концентрация (ДК) — предельное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод, разрешенное организацией ВКХ в составе PC загрязняющих веществ;

нормативный показатель (НП) общих свойств сточных вод — предельный показатель общих свойств сточных вод, разрешенный организацией ВКХ абоненту в составе PC загрязняющих веществ;

взвешенные вещества — основная масса нерастворимых в воде загрязнений, которые в зависимости от размеров отдельных частиц и их плотности могут выпадать в виде осадка, всплывать на поверхность воды или оставаться во взвешенном состоянии;

временно-согласованная концентрация (ВСК) — максимальное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод, временно разрешенное организации ВКХ специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда к сбросу в водный объект;

временно допустимая концентрация (ВДК) — максимальное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод абонента, временно разрешенное организацией ВКХ к сбросу в системы канализации населенного пункта в составе временных условий приема (ВУП) загрязняющих веществ;

временно допустимый показатель (ВДП) — показатель общих свойств сточных вод, временно разрешенный организацией ВКХ абоненту в составе ВУП загрязняющих веществ;

временные условия приема (ВУП) загрязняющих веществ содержат перечень, временно-допустимые концентрации (ВДК) загрязняющих веществ и временно-допустимые показатели (ВДП) общих свойств сточных вод абонентов;

залповый сброс — сброс сточных вод с превышением более чем в 100 раз ДК по любому виду загрязнений, а также сброс агрессивного стока с pH менее 2 или более 12;

несогласованный сброс — сброс абонентом загрязняющих веществ без утверждения организацией ВКХ разрешения на сброс (PC);

лимит водоотведения — предельный объем сточных вод, разрешенный абоненту к сбросу в системы канализации.

3. Рекомендации по установлению лимитов водоотведения абонентам

3.1. Основными целями лимитирования водоотведения являются:

— ликвидация перегрузки сетей и сооружений систем канализации за счет сокращения абонентами нерационального использования воды, необоснованного сброса сточных вод;

— сокращение эксплуатационных затрат на обслуживание систем канализации;

— обеспечение надежности, бесперебойной работы систем канализации.

3.2. Лимиты водоотведения устанавливаются всем категориям абонентов, отводящим сточные воды в системы канализации населенных пунктов, за исключением абонентов, освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с местными порядками;

Примечание: Отнесение абонента к числу освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ производится решением органов местного самоуправления (для субъектов Российской Федерации городов Москвы, Санкт-Петербурга — органом исполнительной власти) и должно быть оговорено в условиях договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенного между организацией ВКХ и абонентом.

Читайте также:  Где сдать питьевую воду на анализ

3.3. При наличии у абонентов субабонентов (в соответствии с заключенными договорами) устанавливаемый абоненту лимит водоотведения включает лимиты водоотведения субабонентов.

3.4. Лимитированию водоотведения подлежат объемы сточных вод абонента (с учетом субабонентов) после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, артезианского, горячего, технического водоснабжения, пара от теплоснабжающей организации и других) за вычетом фактического или нормативного объема сточных вод объектов абонентов (субабонентов), освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с местными порядками.

3.5. Лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами (субабонентами) воды из всех источников водоснабжения (питьевого, артезианского, горячего, технического водоснабжения, пара от теплоснабжающей организации и других) с учетом:

— технических возможностей приема сточных вод в системы канализации;

— выполнения абонентами (субабонентами) плановых мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

3.6. Рациональное использование абонентом (субабонентом) воды из всех источников водоснабжения должно обеспечивать отсутствие сброса в системы канализации:

— утечек из-за неисправности водозапорной арматуры, нарушения технологических регламентов работы оборудования, приборов, производственных процессов;

— сточных вод, пригодных к использованию в повторно-оборотных технологических циклах, в том числе с устройством очистных сооружений;

— сточных вод, которые могут быть исключены при переводе производственных технологий на маловодные и бессточные процессы.

3.7. С целью установления абонентам технически обоснованных лимитов водоотведения абонент производит разработку, представление и согласование с организациями ВКХ следующей технической документации на водоотведение:

— водохозяйственного балансового расчета, обосновывающего рациональное использование воды и сброса сточных вод в системы канализации населенного пункта с расчетом лимитов водоотведения (в дальнейшем — водохозяйственный балансовый расчет) по примерной форме согласно приложению 1;

— плана водоохранных мероприятий по сокращению нерационального использования воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ (в дальнейшем — план водоохранных мероприятий) по примерной форме согласно приложению 2.

3.8. Документация по п.3.7 разрабатывается абонентом самостоятельно либо по поручению абонента подрядной организацией, имеющей лицензии на выполнение проектных работ на водоснабжение и канализацию, либо специальных разделов по охране окружающей природной среды.

Организация ВКХ обязана проверить водохозяйственный баланс совместно с абонентом на месте производства и составить соответствующий акт.

3.9. Разработка водохозяйственного балансового расчета и плана водоохранных мероприятий производится следующим образом:

— Раздел I водохозяйственного балансового расчета заполняется абонентом при наличии у него или субабонента объектов, освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (см. примечание к п.3.2).

При этом в разделе I водохозяйственного балансового расчета указываются нормативные объемы водоотведения указанных объектов, определяемые по действующим нормам СНИП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» в зависимости от числа жителей и благоустройства жилой площади (для жилых домов, общежитий), от числа учащихся, работающих, от установленного сантехнического оборудования, по паспортам на установленное технологическое оборудование.

3.10. В случае полного освобождения субабонента от взимания платы за превышение лимита сброса сточных вод в системы канализации (в соответствии с условиями договора) лимит водоотведения устанавливается только абоненту систем канализации. При этом в разделе I водохозяйственного баланса расчета абонентом делается соответствующая ссылка на договор.

3.11. Раздел II водохозяйственного балансового расчета и раздел I плана водоохранных мероприятий заполняются абонентом при наличии у него субабонента (по согласованию с последним).

3.12. Раздел III водохозяйственного балансового расчета заполняется абонентом по использованию воды и сбросу сточных вод от собственных нужд.

3.13. План водоохранных мероприятий должен обеспечивать эффективность сокращения объемов водоотведения абонента за счет внедрения водоохранных мероприятий (с учетом субабонентов — при их наличии), с достижением рационального использования воды в соответствии с п.3.7.

3.14. Организация ВКХ, рассмотрев представленные водохозяйственные балансовые расчеты (по сверке с фактическим положением), а также планы водоохранных мероприятий и определив возможность их согласования, согласовывает в составе водохозяйственных балансовых расчетов лимит водоотведения (с поэтапной разбивкой по годам согласно срокам реализации водоохранных мерооприятий по плану).

3.15. При необходимости проверки достоверности представляемых материалов (вследствие расхождения с данными учета фактически сбрасываемых сточных вод, ранее согласованных водохозяйственных балансов, паспортов водного хозяйства, планов и т.п.) организация ВКХ производит обследование водохозяйственной деятельности абонента с составлением соответствующего акта обследования.

3.16. Организация ВКХ вправе отклонить от согласования документы по п.3.8 в случае несоответствия представленных абонентом данных водохозяйственного балансового расчета:

— действующим нормам водопотребления и водоотведения, показаниям средств измерения, оборудования;

— акту обследования водохозяйственной деятельности по п.3.15;

— ошибочности расчета лимитов водоотведения.

3.17. Срок рассмотрения представляемой документации по п.3.8 — 15 дней. Срок может быть продлен до 30 дней в случае необходимости дополнительного обследования и большого объема представленной на согласование в организацию ВКХ документации.

3.18. Срок действия согласования документов по п.3.8 — до изменения водохозяйственного баланса абонента (субабонента), но не более 3 лет. О сохранении водохозяйственного баланса абонент должен известить организацию ВКХ за две недели до срока установления лимита абоненту.

3.19. Абоненты, изменившие фактический объем сброса сточных вод, имеют право обратиться в организацию ВКХ в срок за 2 недели до установления лимита водоотведения за корректировкой с представлением обосновывающих документов и расчетов.

3.20. При непредставлении абонентом или истечении срока действия технической документации по п.3.18 (что предопределяет невозможность установления ему технически обоснованных лимитов водоотведения), лимиты первоначально устанавливаются на уровне 80-90% от общего объема фактически сброшенных абонентом (субабонентом) сточных вод за прошедший год, с дальнейшим их снижением в случае систематического непредставления абонентом технической документации, до расхода сточных вод от хозбытовых нужд.

3.21. Контроль за соблюдением абонентами установленных лимитов водоотведения производится организацией ВКХ в установленные сроки по сверке с общим объемом фактически сброшенных абонентом (с учетом субабонентов) сточных вод.

3.22. Контроль за рациональным водоотведением субабонентов и соблюдением субабонентами установленных лимитов водоотведения производит абонент.

4. Рекомендации по установлению нормативов водоотведения по качеству

4.1. Настоящие рекомендации имеют целью упорядочение вопросов нормирования качества сточных вод абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, исходя из условий:

— предотвращения загрязнения окружающей природной среды;

— обеспечения безаварийной и безопасной работы сетей и сооружений канализации;

— обеспечение установленных организациям ВКХ нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты.

4.2. Нормирование качества сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, базируется на следующих основополагающих принципах:

— необходимости соблюдения на выпуске(ах) систем канализации населенных пунктов величин допустимых концентраций загрязняющих веществ и общих свойств сточных вод, установленных специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда;

— учета фактических параметров очистки сточных вод на канализационных очистных сооружениях;

— учета требований к защите сетей и сооружений системы канализации, исходя из требований к регламенту их эксплуатации (предотвращение заиливания, зажиривания, закупорки труб, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, оборудования, а также обеспечения технологического режима очистки);

— учета фактического качества бытового стока абонентов, в собственности или оперативном управлении которых находится жилищный фонд (в дальнейшем -абоненты жилищного фонда);

— определения единых нормативных требований к качеству сточных вод, отводимых абонентами в систему канализации, дифференцированно:

— для абонентов, в собственности или оперативном управлении которых находится жилищный фонд;

4.3. Нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов разрабатываются для каждого населенного пункта в соответствии с утвержденными местными условиями.

4.4. Условия должны содержать:

— нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в системы канализации населенного пункта;

— общий перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов в системы канализации населенного пункта;

— перечень веществ, запрещенных к сбросу в системы канализации населенного пункта;

— порядок оформления (утверждения) разрешения на сброс загрязняющих веществ.

4.5. Нормативные показатели (НП) общих свойств сточных вод, принимаемых в системы канализации населенных пунктов, устанавливаются едиными для сточных вод всех категорий абонентов, исходя из требований к защите сетей и сооружений систем канализации, а именно:

температура сточных вод 40°;

4.6.4. Усредненной характеристики качества бытового стока, отводимого абонентами жилищного фонда (приложение 6);

4.6.5. Оценки местных условий водоотведения по соблюдению нормативов ПДС на выпусках систем канализации населенных пунктов в водные объекты.

4.7. Расчет нормативов ДК загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, имеющих очистные сооружения на выпусках в водный объект, рекомендуется производить следующим образом:

4.7.1. В первом приближении за ДК загрязняющего вещества для сточных вод абонентов жилищного фонда () принимается фактическая усредненная концентрация загрязняющего вещества в составе бытового стока сточных вод абонентов жилищного фонда, или

(1)

— усредненная фактическая концентрация загрязняющего вещества в бытовых сточных водах, отводимых абонентами жилищного фонда (мг/л). Устанавливается на основании усредненных данных измерений качественного состава и свойств сточных вод, принимаемых в систему канализации населенного пункта от абонентов жилищного фонда.

При отсутствии данных измерений качества состава бытового стока усредненные данные по концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах абонентов жилищного фонда могут быть приняты по приведенным в приложении 6.

4.7.2. Основной расчетной формулой для определения нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах прочих абонентов (ДКпр) является:

(2)

— расчетная величина допустимой концентрации загрязняющего вещества в сточных водах, отводимых прочими абонентами в систему канализации (мг/л);

— годовой расход сточных вод, поступающих на очистные сооружения, (тыс.м/год);

— годовой расход сточных вод прочих абонентов (в том числе расход поверхностных и дренажных сточных вод (тыс.м /год) при общесплавной системе);

— допустимая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах населенного пункта, поступающих на очистные сооружения (мг/л);

— допустимая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, установленная исходя из условия предупреждения заиливания и агрессивного воздействия на сети коммунальной канализации (мг/л). принимается по данным п.4.5 настоящих Методических рекомендаций, по показателям: температура, общая минерализация, взвешенные вещества и сульфиды.

Предельные значения иных загрязняющих веществ, оказывающих или могущих оказывать заиливающее, агрессивное воздействие на канализационную сеть (сульфаты, хлориды, жиры и др.), устанавливаются с учетом местной специфики на основании данных справочной литературы или научных исследований.

Расчет норматива производится в два этапа:

Первым этапом расчета является определение величины .

Величина назначается по наименьшему для конкретного загрязнения значению из сравниваемых , или:

(3)

— теоретически возможная концентрация загрязняющего вещества в составе сточных вод населенного пункта, не оказывающая отрицательного влияния на технологический режим работы сооружений биологической очистки (мг/л);

— расчетная допустимая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения канализации, исходя из условий обеспечения нормативного качества сточных вод на сбросе в водный объект (мг/л) (т.е. показателей, утвержденных в составе ПДС, утвержденных специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда).

, (4)

— нормативная величина концентрации загрязняющего вещества, утвержденная специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда в составе ПДС на выпуске системы канализации населенного пункта в водный объект (мг/л);

— эффективность очистки (задержания) загрязняющего вещества, удаляемого на очистных сооружениях населенного пункта (%). Принимается по данным приложения 3.

Для тех загрязняющих веществ, по которым ПДС в водный объект не установлен и отсутствуют нормативы ПДК в воде водоемов (например, жиры), но которые требуют нормирования с целью обеспечения нормальной эксплуатации сооружений и присутствуют в сточных водах абонентов, за величину принимается . При отсутствии данных по поступление таких веществ в систему канализации населенных пунктов запрещено.

В случаях присутствия в сточных водах абонентов загрязняющих веществ, не удаляемых на сооружениях биологической очистки (приложение 4), их допустимая концентрация () должна быть на уровне их ПДК в воде водного объекта соответствующего вида пользования. При отсутствии данных по ПДК поступление таких загрязнений в системы канализации населенных пунктов запрещено.

На втором этапе расчета вычисляются значения по каждому ингредиенту по формуле (2).

4.7.3. В тех случаях, когда при расчетах нормативов по формуле (2) получаются значения , нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах прочих абонентов на сбросе в систему канализации устанавливаются на уровне принятых в расчетах значений допустимых концентраций в сточных водах населенного пункта, поступающих на очистные сооружения, т.е.

если при этом получается меньше фактической максимальной концентрации в питьевой воде (), то принимается равной .

Соответственно, поскольку значения , одновременно по этому же показателю нормируется качество бытового стока абонентов жилищного фонда на том же уровне, что и , а именно:

(5)

В случае если организацией ВКХ при составлении госстатотчетности по форме 2 ТП-водхоз учитывается поправка на фоновое загрязнение объекта и если при расчете нормативов сброса ДКпр получается меньше фактической максимальной концентрации в питьевой воде (Спит.) в точках согласно рабочей программе производственного контроля качества питьевой воды (согласованной органами Госсанэпиднадзора), то ДКпр принимается равной Спит.

4.7.4. Полученные расчетным путем значения нормативов ДК должны быть проанализированы организацией ВКХ с точки зрения оценки соблюдения организацией ВКХ установленных ПДС (ПДК) на выпусках в водные объекты. В случае выявления резерва между фактическим сбросом и утвержденным ПДС на выпуске в водный объект организация ВКХ имеет право установить абонентам увеличенный норматив ДК, исходя из реальных условий водоотведения и обеспечения защиты сетей и сооружений канализации от отрицательного влияния на режим их работы.

Читайте также:  Где сдать анализ воды спб

4.7.5. Значения ДК принимаются с округлением при расчетном значении:

— в диапазоне 0,0001- 0,95 — до значащей цифры после запятой;
— в диапазоне 0,95-10 — до одного знака после запятой;
— в диапазоне 10-100 до целых;

4.7.6. Примеры расчетов нормативов ДК загрязняющих веществ для абонентов представлены в приложении 7.

4.8. В случае отсутствия очистных сооружений в системе канализации населенного пункта расчет нормативов ДК загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами, производится по формулам (1), (2) и (5), при этом величина определяется по формуле:

(6)

хозяйства осуществляется (по предписанию специально уполномоченных органов в области окружающей среды) токсикологический контроль качества сочных вод, и результаты этого контроля фиксируют токсичность сточных вод, поступающих на очистные сооружения системы коммунальной канализации (или на выпуске в водный объект) вышеустановленных предельных нормативов, — производится расчет нормативного уровня (категории) токсичности сточных вод абонентов. Расчет производится аналогично расчету нормативов ДК загрязняющих веществ (за исключением поправки на — см.п.4.7.3). Степень снижения токсичности сточных вод на городских канализационных сооружениях учитывается по данным мониторинга сточных вод до и после коммунальных сооружений.

4.9. Установление нормативов водоотведения по качеству сточных вод конкретному абоненту производится организацией ВКХ в составе допустимого сброса загрязняющих веществ.

Основаниями для установления абоненту разрешения на сброс (PC) загрязняющих веществ в сточных водах являются:

— утвержденные органами местного самоуправления (или исполнительной власти субъектов Российской Федерации) Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации населенного пункта;

— акт разграничения ответственности между абонентом и организацией ВКХ по сетям канализации;

— результаты аналитического измерения состава и свойств сточных вод абонента, выполненные по полному перечню загрязняющих веществ, нормируемых в составе Условий специализированной лабораторией (организацией), аккредитованной на техническую компетентность в области анализа сточных вод по правилам, установленным Госстандартом России.

4.10. PC загрязняющих веществ абонента должен содержать:

— нормативные показатели общих свойств сточных вод, отводимых абонентом (с учетом субабонентов);

— перечень допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом (с учетом субабонентов), дифференцированно по бассейнам канализования очистных сооружений и системам канализации;

— перечень веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации.

4.11. Проекты разрешений на сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, разрабатываются абонентом в соответствии с требованиями Условий по примерной форме согласно приложению 8 к настоящим Указаниям и представляются в организацию ВКХ на утверждение.

4.12. Срок действия PC загрязняющих веществ определяется организацией ВКХ.

4.13. Организациям ВКХ предоставляется право устанавливать абонентам, выполняющим водоохранные мероприятия по сокращению сбросов загрязняющих веществ, временные условия приема (ВУП) загрязняющих веществ, исходя из технической и технологической возможности систем канализации, а также лимитов временно согласованных сбросов (ВСС) для выпусков систем канализации населенного пункта в водные объекты.

4.14. Порядок установления абонентам ВУП загрязняющих веществ определяется организацией ВКХ.

4.15. Расчет платы за превышение установленных норм ДК производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Рекомендации по осуществлению контроля состава и свойств сточных вод,

отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов

5.1.1. Основной целью осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, является соблюдение абонентами установленных нормативов водоотведения по качеству, а также временных условий приема (ВУП) загрязняющих веществ.

5.1.2. Контроль состава и свойств сточных вод абонентов включает:

— доставку отобранных проб в аналитические лаборатории;

— аналитические измерения состава и свойств сточных вод;

— оформление необходимой документации.

5.2. Организация работ по контролю состава и свойств сточных вод абонентов

5.2.1. Организация ВКХ осуществляет контроль состава и свойств сточных вод абонента. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод абонента устанавливается организацией ВКХ индивидуально для каждого абонента в зависимости от результатов предыдущего химического контроля, выполнения планов водоохранного строительства, но не реже одного раза в год.

5.2.2. Перечень контролируемых показателей состава и свойств сточных вод абонента определяется организацией ВКХ в соответствии с утвержденным организацией ВКХ разрешением на сброс (PC) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и/или установленными временными условиями приема (ВУП) загрязняющих веществ.

5.2.3. Внеплановый контроль сточных вод абонентов осуществляется:

— при аварийных сбросах загрязняющих веществ через системы канализации населенных пунктов в водоемы;

— при аварийных (залповых) сбросах загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, зарегистрированных эксплуатационными службами организации ВКХ;

— с целью проверки устранения абонентом превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, зафиксированному при предыдущем контроле;

— при превышении фактического качества сточных вод на сбросе в водные объекты из систем канализации над установленными, специально уполномоченными государственными органами, лимитами на сброс сточных вод (с учетом согласованных этими органами отклонений от среднестатистических значений качества сточных вод на сбросе в водные объекты);

— с целью проверки достоверности декларируемых абонентом перечней загрязняющих веществ в составе ДС и/или ВУП, а также в иных документах, представляемых абонентом;

— утверждения специально уполномоченными государственными органами дополнительных показателей в составе лимитов на сброс в водные объекты и схем-графиков лабораторного контроля для объектов природопользования организации ВКХ;

— по просьбе абонента. В этом случае работы по контролю состава и свойств сточных вод оплачиваются абонентом в полном объеме.

5.2.4. В случае возникновения исключительных обстоятельств (стихийные бедствия, экологические катастрофы, аварийные сбросы и т.п.) организация ВКХ проводит, при необходимости, внеочередной контроль состава и свойств сточных вод в любых необходимых точках контроля и в любое время.

5.2.5. Анализ проб сточных вод абонента осуществляет лаборатория организации ВКХ или любая другая лаборатория (организация), аккредитованная на техническую компетентность и независимость в области анализа сточных вод по правилам, установленным Госстандартом России (в дальнейшем — аналитическая лаборатория), которая несет ответственность за сохранность проб (с момента регистрации доставленных опечатанных проб), качество проведения аналитических измерений, оформление результатов анализа и соблюдение правил техники безопасности.

5.2.6. Работы по контролю состава и свойств сточных вод абонентов осуществляются в соответствии с порядком, утвержденным органами местного самоуправления (для субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти), а при отсутствии вышеуказанного порядка — в соответствии с ГОСТ Р 51592-00, аттестованными методиками выполнения измерений и иными нормативными документами.

5.3. Производство работ по отбору проб

5.3.1. Местом отбора проб сточных вод абонента при плановом контроле состава и свойств сточных вод является контрольный колодец в системе канализации населенного пункта или иное место отбора проб сточных вод на выпуске абонента, определенное по согласованию абонента и организации ВКХ и позволяющее учесть влияние сточных вод субабонентов.

5.3.2. Отбор проб сточных вод абонента производится в любое время суток без предварительного извещения абонента.

5.3.3. В случае наличия у абонента автоматических пробоотборников при отборе проб для контроля состава и свойств сточных вод необходимо руководствоваться инструкцией по пользованию этими пробоотборниками. Следует удостовериться, что данный пробоотборник имеет соответствующий сертификат или свидетельство на использование для отбора проб сточных вод на контролируемые показатели загрязнения.

При отсутствии у абонента автоматических пробоотборников для контроля состава и свойств сточных вод абонента отбирается точечная (разовая) контрольная проба посредством отбора количества сточных вод, необходимого для производства химанализа.

5.3.4. Для отбора проб сточных вод применяют сосуды, которые должны обеспечивать сохранность химического состава исследуемой воды, а также исключать дополнительное загрязнение отобранной воды.

5.3.5. Объем отобранных проб должен быть достаточным для проведения необходимых аналитических измерений по контролируемым показателям загрязнения вод.

5.3.6. Пробу следует отбирать на прямолинейных участках водоотводящих устройств, из лотка канализационного колодца или падающей струи.

5.3.7. По результатам работ по отбору проб на месте составляется акт отбора проб (приложение 10). При невозможности отбора проб сточных вод из-за сброса загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации населенного пункта, на месте составляется протокол обнаружения сброса загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации (приложение 9). Протокол и акт должны быть подписаны представителями организации ВКХ и абонента с указанием должности и фамилии. Вторые экземпляры протокола и акта остаются у абонента.

При несогласии абонента с содержанием протокола и/или акта абонент обязан подписать их с указанием своих возражений по предъявленным претензиям. При отказе абонента от подписания этих документов они вступают в силу в одностороннем порядке с отметкой «от подписи отказался».

5.3.8. В случае проведения параллельного* отбора проб сточных вод факт параллельного отбора фиксируется в акте. Абонент предварительно оплачивает затраты организации ВКХ, связанные с параллельным отбором проб, по прейскуранту, утвержденному организацией ВКХ.

* Параллельным отбором проб следует считать отбор пробы сточных вод, произведенный одним пробоотборным устройством с дальнейшим разделением пробы для хранения и анализа в посуду организации ВКХ и абонента.

5.4. Производство работ по хранению и доставке отобранных проб

5.4.1. Посуда, в которой производится хранение и транспортировка проб, должна быть промаркирована способом, исключающим возможность нарушения маркировки.

Факт подготовки и передачи лабораторией чистой посуды для отбора проб регистрируется в специальном журнале. Ответственность за подготовку посуды несет лаборатория.

Отбор и хранение проб для выполнения измерений БПК, ХПК, ртути, нефтепродуктов, жиров, фенолов, углеводородов и других органических веществ, растворенных газов производится только в стеклянную посуду.

5.4.2. В акте отбора проб должно быть указано:

— наименование, код места отбора проб;

— дата и время начала и окончания отбора проб;

— перечень контролируемых показателей загрязняющих веществ в воде;

— принятые меры по сохранности отобранных проб;

— должность, фамилия и подпись ответственного лица организации ВКХ и абонента, участвовавших в отборе проб;

5.4.3. Время доставки проб в лабораторию указывается в акте отбора проб либо в специальном журнале регистрации приема проб сточных вод.

5.4.4. При хранении проб сточных вод необходимо строго соблюдать допустимые сроки хранения*, указанные в аттестованных методиках выполнения измерений, а при отсутствии таких сведений в методиках — указанные в ГОСТе Р 51592-2000.

* Без специального консервирования проб время их хранения зависит от температуры окружающей среды и составляет от 2-х часов при 20 °С до 24-х часов при 4 °С. Не допускается перегрев и переохлаждение проб, т.е. хранение проб более 0,5 часа при температуре ниже -15 °С и выше +30 °С.

5.4.5. В случае параллельного отбора проб сточной воды обязательно отражается также характеристика посуды для хранения проб, примененной абонентом.

Ответственность за подготовку и чистоту посуды для хранения и доставки проб, емкости для перемешивания пробы и перемешивающего устройства, предоставляемых абонентом при параллельном отборе проб, несет лаборатория, привлекаемая абонентом для химанализа «параллельной» пробы.

5.4.6. Организацией ВКХ и абонентом (в случае параллельного отбора проб) должны быть обеспечены условия сохранности проб при доставке их в лабораторию любым доступным способом (в том числе путем опечатывания и/или опломбирования проб).

5.4.7. Доставка проб сточных вод осуществляется любым разрешенным видом транспорта, обеспечивающим сохранность проб. Доставка должна быть организована таким образом, чтобы исключить перегрев пробы. Рекомендуется применять устройства, обеспечивающие хранение проб при температуре 2-5 °С.

5.5. Проведение аналитических работ

5.5.1. Аналитическая лаборатория производит учет (регистрацию) доставленных опечатанных проб.

С этого момента ответственность за сохранность проб и качество проведения аналитических измерений несет лаборатория.

5.5.2. Аналитическая лаборатория проводит необходимые работы в соответствии с нормативными документами и методиками выполнения измерений (МВИ) состава и свойств сточных вод. Определение содержания ионов металлов производится путем перевода их из натуральной пробы в растворимые формы.

5.6. Оформление результатов анализа

5.6.1. Результаты анализа выдаются на бланке аналитической лаборатории (организации), выполнившей аналитические измерения состава и свойств проб сточных вод за подписью руководителя лаборатории (организации) с указанием:

— названия и юридического адреса лаборатории (организации);

— даты и времени доставки проб и выдачи результатов анализа;

— наименования (кода) контролируемого объекта и номера акта отбора проб;

— перечня анализируемых показателей;

— измеренных значений этих показателей.

5.6.2. При оформлении протокола результатов анализа проб сточных вод (приложение 11) лаборатория производит округление значений этих результатов в соответствии с нормативными документами.

5.6.3. В случае если в протоколе результатов анализа лабораторией представлены данные по анализируемым показателям, значения которых меньше нижнего предела измерения применяемой методики анализа (

источник