Меню Рубрики

Анализ сточных вод для декларации

В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении», «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее-«Правила №644»), в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также иные абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых сточных вод с объектов которых составляет более 30 м3/сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в АО «Мосводоканал» Декларацию о составе и свойствах сточных вод.

С 01 января 2017 года постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (далее — ППРФ №1134) внесены изменения в «Правила № 644», в том числе изменен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.

Обращаем Ваше внимание, что изменена форма Декларации о составе и свойствах сточных вод и порядок подачи ее в организацию, осуществляющую водоотведение.

Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года и содержит сведения указанные в п.п. 128-129 «Правил».

Декларацию на 2017 год по новой форме (согласно п. 2 ППРФ № 1134) абонент обязан представить в АО «Мосводоканал» в срок до 1 марта 2017 года.

Декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющей не менее одного года. Декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, однако, не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ и микроорганизмов, запрещенных к применению и (или) сбросу.

В соответствии с п. 130 «Правил №644» АО «Мосводоканал» вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в следующих случаях:

  • отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;
  • несоответствие сведений, указанных в пунктах 1 — 5 формы декларации, действительности таких сведений;
  • указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод или значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с «Правилами» осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
  • указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении N 5 к «Правилам №644», а также для тех, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов абонента.

В соответствии с п. 35 (и) «Правил №644» Абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на ее работу, принимать меры по соблюдению данных требований.

В соответствии с п. 34 (е) «Правил №644» обязанность контроля за составом и свойствами сточных вод, в том числе за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов (приложение № 5 к «Правилам №644»), возложена на АО «Мосводоканал».

Сведения по водопотреблению и водоотведению оформляются по прилагаемой форме:

источник

Декларация о составе и свойствах сточных требуется только тем абонентам сетей централизованного водоснабжения (в Санкт-Петербурге это ГУП Водоканал СПБ), у которых в расчете на каждую площадку суммарный сброс через организованные выпуски в центральную систему водоотведения составляет от 30 м куб./сутки (ПП РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения …»).

1.01. 2017 по постановлению РФ N 1134 от 3.11.2016 вступили изменения в вышеупомянутые правила №644:

  • снижены максимальные нормативные значения общих свойств сточных вод и концентраций ЗВ в них
  • изменилась форма и порядок подачи декларации в Водоканал
  • до 1 марта 2017 года — срок подачи декларации за 2017 год (по новой форме)
  • до 1 ноября 2017 года — срок продачи декларации за 2018 год

Данная работа по своей структуре очень похожа на разработку проекта Допустимых сбросов. Необходимо также проводит замеры аттестованной аккредитованной лабораторией: для хоз-быт. стоков на 37 показателей, для ливневки на 22 показателя.

Целью декларации о составе сточных вод является определение степени отрицательного воздействия на а) водные объекты, б) на инфраструктуру центральной системы водоотведения.

Если выпусков несколько, и нет приборов учета сточных вод, для составления декларации потребуются усредненные показатели фактической концентрации загрязняющих вещество (ФКi), которые должны рассчитываться только по выпускам с превышением концентраций ЗВ. Обоснование — п. 123 Правил № 644. В противном случае может получиться, что усредненное значение ФК будет соответствовать требованиям, в то время как фактически требования нарушались.

В официальном ответе от 28.02.2017 ГУП Водоканал СПб сообщает о двух случаях, когда Декларация о составе сточных вод прекращает свое действие (пп. 130 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», ФЗ-644 от 29.07.13):

  1. В случае 2-кратного (в течение календарного года) выявления в контрольной пробе сточных вод превышения значения ФKi (фактической концентрации ЗВ) — по одному и тому же показателю более чем в 2 раза, Декларация аннулируется.
  2. В случае заключения нового договора с Водоканалом.

Подтверждением (ответом) Водоканала служит такое письмо с пометкой об утверждении декларации о составе сточных вод в Водоканал:

  • Ваше обращение по вопросу декларации сточных вод в Водоканал
  • Коммерческое предложение с подробным описанием работы, сроками, стоимостью, гарантией
  • Заключение Договора, оплата, почле чего мы начинаем работу

Порядок работы после заключения договора:

  • мы приезжаем к Вам на площадку, производим замеры сточных вод (не меньше шести проб на каждом выпуске)
  • мы забираем у Вас Договор на водоотведение
  • мы систематизируем имеющую у Вас информацию, необходимую для выполнения работы
  • мы разрабатываем декларацию
  • мы предоставляем декларацию в Водоканал, занимаемся авторским сопровождением при согласовании

Если Ваша деятельность связанна с производством или переработкой продукции; в собственности имеются канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения; сбросы суммарно по всем выпускам в одну систему водоотведения превышают 200 метров кубических в сутки, то Вам необходимо разрабатывать и согласовывать проект НДС в Водоканал.

источник

Декларация о составе и свойствах сточных вод (проект ДС отменен с 1 января 2014 года)

С начала 2014 года у предприятий отпала необходимость разрабатывать проект допустимых сбросов (проект ДС) загрязняющих веществ в сточных водах и согласовывать его в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Напомним, что проект ДС разрабатывали юридические лица, у которых в процессе хозяйственной деятельности имеются сбросы загрязняющих веществ в канализационную систему г. Санкт-Петербурга.

В соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 1134 от 03.11.2016г. «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» , № 644 от 29.07.2013 в редакции от 26.07.2018г. » Правила холодного водоснабжения и водоотведения» с января 2017 года изменились содержание и срок подачи Декларации о составе и свойствах сточных вод .

Составляется Декларация по воде на 2020 год и подается в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в срок до 1 ноября 2019 года.

Срок разработки — от 15 дней.

Стоимость разработки Декларации о составе и свойствах сточных вод — от 19000 руб.

Цель разработки и согласования Декларации сточных вод — обеспечение государственного контроля за составом и свойствами сточных вод природопользователей, снижение рисков административной ответственности , оцениваемые КоАП РФ:

— ст. 8.5 «Сокрытие, искажение или несвоевременное сообщение информации о воздействии на окружающую среду» от 20 000 до 80 000 на юридическое лицо, от 3 000 до 6 000 на должностное лицо;

— ст. 8.14 «Нарушение правил водопользования» от 80 000 до 100 000 на юридическое лицо, от 10 000 до 20 000 на должностное лицо.

Декларация о составе и свойствах сточных вод – это, условно говоря, характеристика объема, состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему водоотведения. Предприятие-абонент обязуется соблюдать задекларированные параметры в течение срока действия Декларации. Период действия Декларации о сточных водах — от одного года и должен совпадать со сроком действия Договора на водоотведение.

Юридические лица, чья хозяйствено-производственная деятельность подразумевает наличие выпусков в централизованную систему водоотведения условно можно разделить на две категории.

1. Абоненты с объемом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки в сумме по всем выпускам производственной площадки и абоненты — управляющие многоквартирными домами, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, собственники жилья.

— Декларация о составе и свойствах сточных вод не требуется.

2. Абоненты с объемом сточных вод более 30 куб. метров в сутки в сумме по всем выпускам производственной площадки

— Декларация о составе и свойствах сточных вод требуется и сдается в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обязательно.

Кроме этого, если объем сточных вод Абонента составляет более 200 куб. метров в сутки в сумме по всем выпускам производственной площадки, то предприятиям этой категории вменяется в обязанность разработка и согласование пакета документов:

Для оформления Декларации по сточной воде необходимы следующие данные:

1. Краткое описание производственной структуры и деятельности предприятия, с указанием назначения и характеристик всех объектов.

2. Свидетельство о гос. регистрации, реквизиты юридического лица заказчика.

3. Договор на водоснабжение и сброс сточных вод с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

4. Извещения от ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по результатам проведенных анализов контрольных проб сточных вод.

5. Акт о разграничении ответственности сторон по сетям канализации.

6. Схема канализации и выпусков, присоединенных к системе коммунальной канализации, с указанием точек контрольных колодцев и выпусков (на основе съёмки Треста геодезических работ и инженерных изысканий).

7. При наличии очистных сооружений — сертификат, паспорт, производительность и т.п.

8. Протоколы отбора проб сточных вод на каждом выпуске давность не более 3 лет.

9. Протоколы химического анализа проб от ливневых стоков по 9 показателям, от хозяйственно-бытовых стоков по 31 показателю в аккредитованной в области анализа сточных вод лаборатории.

Процесс разработки Декларации о составе и свойствах сточных вод включает:

— разработка и оформление Декларации о составе и свойствах сточных вод исходя из полученных данных;

— представление Декларации о составе и свойствах сточных вод на рассмотрение в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с получением уведомления о приеме и утверждении Декларации Водоканалом.

Отсутствие у Абонента Декларации о сточных водах, действующей на дату отбора Водоканалом контрольных проб сточной воды увеличивает плату за негативное воздествие в 2 раза.

Срок разработки Декларация о составе и свойствах сточных вод может составлять от 15 рабочих дней в зависимости от сложности, типа и расположения объекта, наличия протоколов анализов проб.

источник

(наименование организации, осуществляющей водоотведение)

(Ф.И.О., должность работника организации, осуществляющей
водоотведение, подпись)

Вид документа (нужное отметить):

о составе и свойствах сточных вод на 20

(с приложениями на

1. Полное и сокращенное наименование абонента

2. Фактический адрес объекта

3. Реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение: договор №

4. Ф.И.О. (полностью) и должность руководителя абонента

Ф.И.О. (полностью), должность, доверенность лица, уполномоченного на подписание по доверенности

5. Код организации по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности

Виды деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности

6. Фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента согласно таблице

Фактические концентрации загрязняющих веществ
и фактические показатели свойств сточных вод

Наименование вещества или показателя

Фактическая концентрация
i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента

Выпуск № 1 (бассейн канализования)

Выпуск № . (бассейн канализования)

3. Наличие локальных очистных сооружений

4. Год постройки локальных очистных сооружений

5. Состав локальных очистных сооружений

6. Среднесуточный фактический объем отводимых сточных вод за истекший календарный год м 3 /сут.

копия приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении нормативов допустимых сбросов абонентов, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 1);

схема внутриплощадочных канализационных сетей объекта абонента с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 2);

копия доверенности лица, уполномоченного на подписание декларации по доверенности (приложение № 3).

(заполняется по заявке абонента на срок не менее одного года)

Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю:

1. Значение фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя сточных вод абонента определяется по валовому содержанию в натуральной пробе сточных вод.

2. Фактические концентрации загрязняющих веществ и фактические показатели свойств сточных вод характеризуют состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и значения которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации. Фактические концентрации могут содержать превышения максимально допустимых значений показателей и концентраций по перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 “Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”. Указанный перечень загрязняющих веществ не может предусматривать вещества и микроорганизмы, запрещенные к применению и (или) сбросу в централизованную систему водоотведения.

Выдержки из постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесен6ии изменений в некоторые акты Правительства РФ»

п.124. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иные абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.

п. 129. При наличии нескольких выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких выпусков.

Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску абонента, выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке:

— учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

— исключаются значения запрещенного сброса;

— не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

Загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, для выявления которых выполняются определения состава и свойств сточных вод и по которым в декларации указываются фактические концентрации загрязняющих веществ и показатели свойств сточных вод, определяются в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 5 к настоящим Правилам, а также нормативами допустимых сбросов абонента, в отношении которого установлены такие нормативы.

п. 111. Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

п. 112. Запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения:

а) повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин:

разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование;

образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей;

Читайте также:  Анализ на фосфаты в котловой воде

нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке;

б) нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды;

в) создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения;

г) невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.

п. 113. Сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее — максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

п. 114. Организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 113 настоящих Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.

п. 118. В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

п. 120. В случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:

П — размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, без учета налога на добавленную стоимость (рублей). Плата вносится абонентом организации, осуществляющей водоотведение, в сроки и порядке, которые установлены договорами, на основании которых абонентом осуществляется водоотведение;

Кк — коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение года с момента совершения предыдущего нарушения по тому же показателю — 10, при последующих нарушениях в течение года по тому же показателю — 25;

Т — тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб/куб. м);

Q — объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях — общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксирован сброс веществ с нарушением запрета, установленного подпунктом «а» пункта 113 настоящих Правил (куб. метров).

к Правилам холодного водоснабжения

МАКСИМАЛЬНЫХ ДОПУСТИМЫХ ЗНАЧЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ОБЩИХ СВОЙСТВ СТОЧНЫХ ВОД И КОНЦЕНТРАЦИЙ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ

ВЕЩЕСТВ В СТОЧНЫХ ВОДАХ, УСТАНОВЛЕННЫХ В ЦЕЛЯХ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАБОТУ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

Наименование вещества (показателя)

Максимальное допустимое значение показателя и (или) концентрации (по валовому содержанию в натуральной пробе сточных вод)

Коэффициент воздействия загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод на централизованные системы водоотведения

Отношение ФКi к ДКi или значение показателя, при котором превышение является грубым

I. Максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения)

Летучие органические соединения (ЛОС) (в том числе толуол, бензол, ацетон, метанол, бутанол, пропанол, их изомеры и алкилпроизводные по сумме ЛОС)

Полихлорированные бифенилы (сумма ПХБ)

ФКi — фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, заявленные абонентом в декларации либо зафиксированные в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске (мг/куб. дм). При наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) за величину ФКi принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по выпускам, на которых было зафиксировано превышение максимальных допустимых значений.

ДКi — максимально допустимое значение концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод, предусмотренные настоящим приложением (мг/куб. дм).

Требования, установленные для сброса в централизованную общесплавную систему водоотведения.

Показатель соотношения ХПК:БПК5 применяется при условии превышения уровня ХПК 500 мг/дм 3 . Для сбросов в общесплавную централизованную систему водоотведения показатель соотношения ХПК:БПК5 применяется при условии превышения уровня ХПК 700 мг/дм 3 .

Требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети.

При применении организацией, осуществляющей водоотведение, термических методов обезвреживания осадка сточных вод.

Применяется до 31 декабря 2017 г., с 1 января 2018 г. до 31 декабря 2018 г. применяется коэффициент воздействия 0,9, с 1 января 2019 г. — 1,2.

к Правилам холодного водоснабжения

ВЕЩЕСТВ, МАТЕРИАЛОВ, ОТХОДОВ И СТОЧНЫХ ВОД, ЗАПРЕЩЕННЫХ

К СБРОСУ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ВОДООТВЕДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

1. Вещества, способные образовывать в централизованной системе водоотведения взрывоопасные, токсичные и (или) горючие газы, органические растворители, горючие и взрывоопасные вещества (нефть, бензин, керосин и др.), синтетические и натуральные смолы, масла, мазут, лакокрасочные материалы и отходы, продукты и отходы нефтепереработки, органического синтеза, смазочно-охлаждающие жидкости, содержимое средств и систем огнетушения (кроме использования для тушения возгораний)

2. Растворы кислот и щелочей, в результате сброса которых образуются сточные воды с показателем общих свойств сточных вод по водородному показателю (pH) менее 4,5 или более 12

3. Дурно пахнущие и другие летучие вещества в количестве, приводящем к загрязнению атмосферы рабочей зоны в канализационных насосных станциях, в других производственных помещениях централизованной системы водоотведения, на территории очистных сооружений, сверх установленных для атмосферы рабочей зоны предельно допустимых концентраций

4. Радиоактивные вещества свыше предельно допустимого уровня безопасного содержания в окружающей среде, утверждаемого специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, вещества, которые не могут быть задержаны в технологическом процессе очистки сточных вод очистными сооружениями централизованной системы водоотведения, обладающие повышенной токсичностью, способностью накапливаться в организме человека, обладающие отдаленными биологическими эффектами и (или) образующие опасные вещества при трансформации в воде и организмах человека и животных, в том числе моно- и полициклические, хлорорганические, фосфорорганические, азоторганические и сероорганические вещества, биологически жесткие поверхностно-активные вещества, ядохимикаты, сильнодействующие ядовитые вещества в концентрации, превышающей более чем в 4 раза минимальную предельно допустимую концентрацию, установленную для этих веществ для водных объектов (за исключением веществ по перечню, приведенному в приложении N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»), медицинские отходы классов Б, В, Г, эпидемиологически опасные бактериальные и вирусные загрязнения (за исключением веществ, сброс которых разрешен санитарно-эпидемиологическими требованиями), вещества, сброс которых в водные объекты запрещен (за исключением веществ по перечню, приведенному в указанном приложении N 5)

5. Маточные растворы и кубовые остатки, гальванические растворы (электролиты) как исходные, так и отработанные, осадки (шламы) локальных очистных сооружений, осадки отстойников, ловушек, фильтров, отходы очистки воздуха (пылегазоочистного оборудования), осадки станций технической водоподготовки, в том числе котельных, теплоэлектростанций, ионообменные смолы, активированный уголь, концентрированные растворы регенерации систем водоподготовки, химические реактивы и реагенты

6. Любые отходы скотобоен и переработки мяса, рыбы, ракообразных и моллюсков, каныга, цельная кровь, отходы обработки шкур и кож, отходы животноводства, звероводства и птицеводства, включая фекальные

7. Твердые коммунальные отходы, мусор, собираемый при сухой уборке помещений, строительные материалы, отходы и мусор, отработанный грунт и транспортирующие растворы от подземных проходочных работ, грунт, зола, шлак, окалина, известь, цемент и другие вяжущие вещества, стружка, стекло, пылевидные частицы обработки металлов, стекла, камня и другие минеральные материалы, бумага, растительные остатки и отходы (листва, трава, древесные отходы, плодоовощные отходы и др.), за исключением предварительно гомогенизированных плодоовощных отходов в быту

8. Волокнистые материалы (натуральные, искусственные или синтетические волокна, в том числе волос, шерсть, пряжа, ворс, перо) длиной волокна более 3 см, тара, упаковочные материалы и их элементы, любые металлические материалы, в том числе металлическая стружка, опилки, окалина, синтетические материалы (полимерные пленки, гранулы, пылевидные частицы, стружка и др.)

9. Биологическая масса пищевых производств, фармацевтических производств и других биотехнологических процессов, пищевая продукция как годная, так неликвидная, сырье для ее производства, сыворотка творожная и сырная, барда спиртовая и дрожжевая, глютен и замочная вода (на крахмалопаточных производствах), пивная хмелевая дробина

10. Минеральные включения гидравлической крупностью оседания более 2 мм/с, вещества (включения) гидравлической крупностью всплывания более 20 мм, любые неизмельченные предметы и материалы крупнее 2 см, любые сточные воды с цветностью более 150 единиц по хром-кобальтовой шкале

11. Сточные воды с температурой +80 °C и выше

источник

Добрый день уважаемые подписчики! Сегодня мы поднимем тему сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения. Уже сейчас подходит время отбора проб воды и специалисты Водоканала вновь и вновь каждый квартал идут со своими пробоотборниками в контрольные колодцы. Начисляют на работодателя непомерные платы за сброс сточных вод, но мы сами можем изменить эту ситуацию! Ведь у нас не так давно появился уникальный инструмент-декларация о составе сточных вод, но, к сожалению не каждый специалист может правильно использовать и составлять этот документ, собственно в этой заметке постараемся разъяснить возможности предоставленные законодателями в части этого документа.

В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении», «Правил холодного водоснабжения и водоотведения» (п.п. 124-127, далее «Правила»), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, Декларация о составе и свойствах сточных вод на очередной год подается в Водоканал в срок до 1 июля предшествующего года и содержит сведения, указанные в п. 128-129 «Правил».

Декларация о составе и свойствах сточных вод (далее Декларация) является самостоятельным документом, не является приложением к Договору холодного водоснабжения и водоотведения, т.к. обязательна не для всех категорий абонентов. В соответствии с п. 124 части VIII ППРФ № 644 декларацию о составе и свойстве сточных вод обязаны подавать все абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, объем сточных вод которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, в том числе и абоненты, для объектов которых с 1 января 2014 года устанавливаются нормативы допустимых сбросов.

Декларация признается утратившей силу, разрабатывается и подается абонентом заново в 2х месячный срок (п.п. 38,39 ППРФ от 29.07.2013 г. №645) в следующих случаях:

  1. при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых или реконструируемых объектов, перепрофилирование производства изменился состав и свойства сточных вод абонента;
  2. в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод Вами выявлен сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не отраженный абонентом в декларации;
  3. абоненту установление новых нормативов допустимого сброса.

Декларация характеризует фактическое качество сточных вод абонента, устанавливаемое в целях определения:

  • степени негативного воздействия сточных вод абонента на водные объекты;
  • степени негативного воздействия сточных вод абонента на работу централизованной системы водоотведения.

Значения заявленных фактических концентраций загрязняющих веществ (ФКi) и показателей свойств сточных вод определяются абонентом путем оценки результатов серии определений состава и свойств проб сточных вод на всех канализационных выпусках абонента (не менее 3-х на каждом выпуске), выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включая результаты контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, мг/куб. дм. При определении ФКi в обязательном порядке исключаются значения любого залпового сброса загрязняющих веществ. Данные виды анализов можно использовать за последние 5 лет.

При наличии у объекта нескольких выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации о составе и свойствах сточных вод указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких выпусков.

Перечень загрязняющих веществ, для которых проводятся анализ проб сточных вод формируется на основе перечней загрязняющих веществ, для которых установлены нормативы допустимого сброса или нормативы водоотведения по составу, а также нормативные требования в целях исключения негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Декларация позволяет предприятию установить на основании отобранных протоколов для себя те значения ФКi, мг/дм3 (Заявленная фактическая концентрация в сточных водах) которые наиболее близки к норме или же соответствуют нормам концентрации.
В случае использования прогрессивных методов очистки сточных вод негативное воздействие на центральную систему водоотведения можно постепенно уменьшать и улучшать декларацию посредством наработки новой статистики по качеству работы очистных сооружений. Форма декларации на 2017 год сдается не позднее 1 июля 2016 года.

Автор моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

источник

Приближается срок подачи декларации о составе и свойствах сточных вод (далее — декларация). В статье рассмотрим тонкости составления декларации и последствия ее непредставления в установленные сроки.

Декларация подается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) и предназначена для контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ).

Водоотведение осуществляется в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 26.07.2018; далее — Правила ХВиВ).

Порядок подачи абонентами декларации определен главой VIII Правил ХВиВ и охватывает:

• круг лиц, обязанных подавать декларацию;

• сроки действия декларации;

• требования к содержанию декларации и условия ее изменения;

• сроки рассмотрения декларации организацией ВКХ;

• причины отказа в рассмотрении декларации организацией ВКХ.

Декларация подается абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (далее — НДС), а также иными абонентами, имеющими самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м 3 в сутки суммарно по всем выпускам (п. 124 Правил ХВиВ).

Таким образом, нормируемые абоненты — абоненты, для которых устанавливаются НДС, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты), — автоматически принимают на себя обязанность по представлению декларации.

Читайте также:  Анализ на биохимию пить воду

Освобождены от подачи декларации абоненты:

• имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, при этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 30 м 3 в сутки суммарно по всем выпускам;

• являющиеся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию ВКХ (п. 127 Правил ХВиВ).

Следовательно, декларацию на 2019 г. необходимо подать до 01.11.2018. Срок действия декларации: минимум — один год, максимум — законодательно не установлено. При этом в течение срока действия декларации абонент обязан соблюдать указанные в ней параметры.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (т.е. до 01.01.2017) декларация на очередной год подавалась до 1 июля предшествующего года; после 01.01.2017 декларацию на 2017 г. абоненты были обязаны подать до 01.03.2017, а начиная с подачи декларации на 2018 г. — до 1 ноября предшествующего года. При обнаружении в договоре водоотведения сроков подачи декларации, не установленных законом, рекомендуем перезаключить договор или внести в него изменения — договор не должен противоречить действующему законодательству.

Как правило, в договоре водоотведения определяются сроки первой подачи декларации новыми абонентами, а именно «не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего договора»[1]. Далее абонент подает декларацию на очередной год до 1 ноября предшествующего года.

Порядок декларирования состава и свойств сточных вод, а также порядок контроля за соблюдением абонентами НДС, лимитов и показателей декларации, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, являются существенными условиями договора водоотведения.

Декларация содержит (п. 128 Правил ХВиВ):

а) сведения об абоненте (полное и сокращенное наименование абонента, реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение, сведения об объектах абонента);

б) фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ;

в) схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев;

г) иные сведения, указанные в форме декларации.

Форма декларации приводится в приложении № 1 к Правилам ХВиВ.

Обратите внимание: при несоблюдении требований к заполнению указанной формы организация ВКХ вправе отказать в принятии декларации.

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
130. […]
Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию[2] для осуществления контроля в следующих случаях:
отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;
несоответствие сведений, указанных в пунктах 1–5 формы декларации, действительности таких сведений;
указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод или значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к настоящим Правилам, а также для тех, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов абонента.
[…]

Пункты 1–5 декларации содержат сведения об организации — абоненте ЦСВ:

• полное и сокращенное наименование абонента;

• фактический адрес объекта;

• реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение;

• Ф.И.О. (полностью) и должность руководителя абонента (Ф.И.О., должность, доверенность лица, уполномоченного на подписание по доверенности), контактный телефон;

• код организации и виды деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В пункте 6 декларации указываются фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента в табличном виде. При наличии на одном объекте нескольких выпусков в ЦСВ абонент обязан указать состав и свойства сточных вод отдельно по каждому из таких выпусков.

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
125. […] Декларация может предусматривать сбросы[3] загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций[4], однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ и микроорганизмов, запрещенных к применению и (или) сбросу[5].
[…]

В примечании к декларации (в пп. 3–6) указываются:

• наличие локальных очистных сооружений (далее — ЛОС)[6];

• среднесуточный фактический объем отводимых сточных вод за истекший календарный год (м 3 /сут.).

Календарный год — это период с 1 января по 31 декабря. Следовательно, если декларацию на 2019 г. мы подаем до 01.11.2018, то истекшим календарным годом будет являться 2017 г.

После примечания перечисляются прилагаемые к декларации документы, а также указывается срок действия декларации (не менее одного года) — даты начала и окончания срока действия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При заполнении самой формы декларации будут исполнены подп. «а», «б» и «г» п. 128 Правил ХВиВ, однако без соответствующих приложений, включая подп. «в» п. 128 Правил ХВиВ, организация ВКХ вправе не принять декларацию.

• копия приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении НДС абонентов, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 1);

• схема внутриплощадочных канализационных сетей объекта абонента с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев, заверенная печатью абонента (при наличии) и подписью его представителя (приложение № 2);

• копия доверенности лица, уполномоченного на подписание декларации по доверенности (приложение № 3).

Если абонент является ненормируемым, то в приложении № 1 к декларации рекомендуется прописать следующее: «Приказ отсутствует в связи с тем, что абонент не попадает под категорию абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».

Организация ВКХ рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 10 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии (п. 130 Правил ХВиВ).

Согласно п. 129 Правил ХВиВ загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, по которым должен осуществляться контроль, определяются на основании перечня, приведенного в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, а также НДС абонента (последнее касается нормируемых абонентов). Значения фактических концентраций загрязняющих веществ и фактических показателей свойств сточных вод определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску, выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Значения фактических концентраций и показателей в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке:

• учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией ВКХ в соответствии с Правилами контроля (конечно же, «новые» абоненты для своей первой подачи декларации анализируют данные, полученные за 6 месяцев);

• исключаются значения запрещенного сброса;

• не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

Абонент проанализировал результаты анализа состава и свойств сточных вод за 2 предшествующих года — концентрация взвешенных веществ варьировалась от 81,5 до 300 мг/дм 3 . Таким образом, в декларации абонент должен указать концентрацию в интервале от 81,5 до 300 мг/дм 3 . Указание значения ниже выявленного интервала сразу же повлечет за собой отказ в принятии декларации организацией ВКХ.

Согласно приложению № 5 к Правилам ХВиВ максимальное допустимое значение концентрации взвешенных веществ составляет 300 мг/дм 3 . Учитывая, что за 2 предшествующих года у абонента в результатах присутствовало максимальное допустимое значение по данному параметру, при последующих контрольных пробах это максимальное значение может повториться. Поэтому в декларации абоненту следует указать фактическую концентрацию взвешенных частиц равную 300 мг/дм 3 .

В соответствии с п. 123(2) Правил ХВиВ в случае, если в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией ВКХ, значение ФКi по какому-либо показателю в 1,5 раза и более отличается от значения, заявленного абонентом в декларации, вместо указанного значения используются результаты анализа контрольных проб сточных вод.

При выявлении 2 раза и более в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией ВКХ, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации, коэффициент воздействия (КВ) согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам ХВиВ, по такому показателю увеличивается в 2 раза (в период с начала календарного месяца, в котором зафиксировано 2-е или последующее превышение, до следующего отбора проб организацией ВКХ, но не более чем за 3 календарных месяца). В течение этого срока абонент обязан внести изменения в декларацию с указанием нового значения ФКi по превышенному показателю с учетом анализов контрольных проб сточных вод, отобранных организацией ВКХ, выявивших превышение значения ФКi в 2 раза и более значения ФКi, заявленного абонентом в декларации.

После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию ВКХ любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией ВКХ и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию (п. 127 Правил ХВиВ).

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод и до окончания таких мероприятий внесение изменений в декларацию не допускается (п. 127 Правил ХВиВ).

Согласно п. 130(2) Правил ХВиВ абонент обязан внести изменения в декларацию в течение 3 месяцев со дня оповещения абонента организацией ВКХ о наступлении хотя бы одного из случаев, указанных в п. 130(1) Правил ХВиВ:

Извлечение
из Правил ХВиВ

[…]
130(1). Декларация прекращает действие в следующих случаях:
а) выявление организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения нормативов допустимых сбросов абонентов или максимальных допустимых значений показателей и концентраций по веществам (показателям), не указанным абонентами в декларации;
б) выявление 2 раза в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, значения ФКi по одному и тому же показателю, превышающего в 2 раза и более значение ФКi, заявленное абонентом в декларации.
[…]

Если изменения в декларацию не были внесены в установленные сроки, ее действие прекращается.

В случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2 (п. 123(2) Правил ХВиВ). Иных санкций за непредставление декларации законодательством не предусмотрено.

[1] Пункт 33 типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (в ред. от 29.06.2017). [2] Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила контроля) утверждены Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (в ред. от 05.01.2015). [3] Здесь и далее выделено автором. [4] См. Приложение № 5 к Правилам ХВиВ. [5] См. Приложение № 4 к Правилам ХВиВ. [6] Подробнее см.: Эндеко А.И. Строительство ЛОС при сбросе сточных вод в ЦСВ: обязанность или право? // Справочник эколога. 2018. № 8. С. 69–73.

источник

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525
«Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 30 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
осуществления контроля состава и свойств сточных вод
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525)

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 пункт 1 изложен в новой редакции

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно — абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 2 внесены изменения

2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее — декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

3. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:

б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.

II. Программа контроля состава и свойств сточных вод

4. Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — территориальный орган).

Срок действия программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.

5. Программа контроля состава и свойств сточных вод включает:

б) указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;

в) указание мест отбора проб сточных вод.

6. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 пункт 7 изложен в новой редакции

7. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, если за последние 3 года, предшествующие дате отбора проб, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, сверх установленных нормативов допустимых сбросов, и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

8. В случаях когда при применении в отношении абонента периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод, предусмотренной пунктом 7 настоящих Правил, в течение 6 месяцев не был установлен сброс сточных вод с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, в отношении абонента устанавливается периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

9. Основаниями для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод являются:

а) возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 подпункт «б» изложен в новой редакции

б) обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод нормативам допустимых сбросов, и (или) лимитам на сбросы, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, и (или) показателям, указанным в декларации о составе и свойствах сточных вод, в том числе обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения;

Читайте также:  Анализ на фтор в воде

в) обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;

г) получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих нормативам допустимых сбросов и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

III. Порядок разработки и согласования программы контроля состава и свойств сточных вод

10. Программа контроля состава и свойств сточных вод представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1.

11. Территориальный орган рассматривает программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в ее согласовании. Территориальный орган уведомляет организацию, осуществляющую водоотведение, о принятом решении любым способом, позволяющим подтвердить факт получения организацией, осуществляющей водоотведение, указанного решения.

12. Основаниями для отказа территориального органа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод являются:

а) несоответствие программы контроля состава и свойств сточных вод форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам;

б) несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящих Правил;

в) неуказанные места отбора проб сточных вод;

г) несоответствие срока действия программы контроля состава и свойств сточных вод положениям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.

13. Территориальный орган в случае принятия решения об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод направляет в организацию, осуществляющую водоотведение, письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в том числе с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в программе контроля состава и свойств сточных вод, не соответствующих положениям настоящих Правил.

14. При получении отказа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, дорабатывает программу контроля состава и свойств сточных вод и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган по месту нахождения организации, осуществляющей водоотведение.

15. Согласование доработанной программы контроля состава и свойств сточных вод осуществляется территориальным органом в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктами 11 и 13 настоящих Правил.

16. Основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия является изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов.

Указанные изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод представляются организацией, осуществляющей водоотведение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам.

17. Территориальный орган рассматривает изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 13 настоящих Правил.

IV. Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод

18. Отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.

19. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;

б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;

в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;

г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;

д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

21. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 22 внесены изменения

22. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

23. Отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

24. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.

25. Объем пробы сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, исходя из количества, необходимого для проведения исследований.

26. Организация, осуществляющая водоотведение, и абонент при отборе проб сточных вод вправе осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.

27. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.

28. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 29 внесены изменения

29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

30. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.

31. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод.

32. Емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.

Решением Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N АКПИ18-1037 пункт 33 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

33. Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой.

34. Резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.

35. Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 36 внесены изменения

36. Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.

37. В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 38 внесены изменения

38. Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

V. Результаты контроля состава и свойств сточных вод

39. Организация, осуществляющая водоотведение, ведет журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов по форме, приведенной в приложении N 3.

40. Результаты анализов отобранных проб сточных вод заносятся организацией, осуществляющей водоотведение, в журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном и бумажном виде. Ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек).

41. Организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.

42. В случаях нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

43. Организация, осуществляющая водоотведение, обеспечивает свободный и беспрепятственный доступ к журналу контроля состава и свойств сточных вод абонентов. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет органам, осуществляющим государственный контроль (надзор), и органам местного самоуправления выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в течение 2 рабочих дней после получения запроса. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет информацию о результатах контроля состава и свойств сточных вод абонентов иным лицам, направившим в организацию соответствующий запрос с указанием объекта абонента, с которого осуществляется сброс сточных вод, в течение 5 рабочих дней после получения запроса.

Приложение N 1
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Форма программы контроля состава и свойств сточных вод

(Ф.И.О. и должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор)

(Ф.И.О. и должность руководителя организации, осуществляющей водоотведение, или иного уполномоченного лица)

«__» _______________ 20__ г.

«__» _______________ 20__ г.

ПРОГРАММА
контроля состава и свойств сточных вод

для объектов которого установлены

нормативы допустимых сбросов

иных веществ и микроорганизмов,

Периодичность планового контроля

Основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод установлены пунктом 9 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525.

Приложение N 2
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Место отбора (номер выпуска, адрес, номер контрольного канализационного колодца)

Шифры (номера) канистр, бутылей

Время начала и конца отбора

Приложение N 3
к Правилам осуществления контроля
состава и свойств сточных вод

Типовая форма журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов

(Ф.И.О. и должность руководителя организации, осуществляющей водоотведение, или иного уполномоченного лица)

«__» _______________ 20__ г.

ЖУРНАЛ
контроля состава и свойств сточных вод абонентов

Организация, осуществляющая водоотведение _______________________________________________________________

Метод отбора проб __________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ
отбора проб сточных вод абонента

(, )*

Наименование загрязняющих веществ

Код загрязняющего вещества

Фактическая концентрация загрязняющего вещества

Фактический сброс загрязняющих веществ

Норматив допустимого сброса

Сведения декларации о составе и свойствах сточных вод**

* Указывается в кубических метрах в сутки (в месяц)

** Указывается концентрация (миллиграмм на литр), количество (масса) (тонны)

Закреплено, как осуществляющая водоотведение (либо уполномоченная ею) организация контролирует состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами (для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов) в централизованную систему водоотведения.

Контроль осуществляется в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод. Она разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Росприроднадзора. Прописан соответствующий порядок.

Срок действия программы — не менее 3 лет. Приведена ее форма.

Контроль включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных образцов. Результаты анализов отобранных проб являются документальным подтверждением факта соблюдения/нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод.

Если нормативы допустимых сбросов или лимитов на сбросы абонентом нарушены, организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом факте территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

По общему правилу периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

Приведены основания для проведения внепланового контроля. Среди них — возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 июня 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 26 ст. 3347

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

источник