Меню Рубрики

Анализ сияет солнце воды блещут анализ

Урок литературы в 9-м классе по теме «Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»»

Цель урока: научить анализировать поэтическое произведение.

Образовательные задачи урока: обучение анализу поэтического произведения, изучение литературоведческих терминов, обучение самостоятельной работе со словарём;

Развивающие задачи урока: развитие речи учащихся;

Воспитательные задачи урока: эстетическое воспитание, воспитание читательских вкусов, интереса к поэзии.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, тетради, Краткий словарь литературоведческих терминов Л.И.Тимофеевой, С.В.Тураева.

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем изучению стихотворения Ф.И.Тютчева “Сияет солнце, воды блещут…”, на основе которого мы попытаемся научиться анализировать поэтическое произведение.

Итак, тема нашего урока: “Обучение анализу поэтического произведения” (Слайд “Тема урока”)

Цели урока: Развитие интереса к поэзии, творчеству Ф.И.Тютчева, развитие речи учащихся, обучение анализу поэтического произведения, умению находить в тексте языковые средства выразительности. (Слайд “Цели урока”)

Наш урок состоит из двух взаимосвязанных частей.

1-я часть урока – повторение изученного материала. Отвечая на мои вопросы, вы повторите и закрепите ранее изученный материал, связанный с личностью Ф.И.Тютчева.

Учитель: Ребята, как бы вы несколькими словами ответили на вопрос: Кто такой Фёдор Иванович Тютчев?

— Ф.И.Тютчев – выдающийся русский поэт первой половины 19 века. Многие годы проведший на дипломатической службе за границей, он стяжал себе славу поэта-мыслителя, родоначальника русской философской лирики.

(Слайд “Родители и маленький Тютчев”)

Учитель: Расскажите о родителях поэта и его детстве.

— Отец Тютчева, Иван Николаевич, был глубоко образованным человеком, он окончил Греческий корпус. Дом Тютчевых был всегда открыт для многочисленных гостей, которых встречал Иван Николаевич, радушный и щедрый хозяин, человек рассудительный, со спокойным, здравым взглядом на вещи. Особыми талантами он не обладал, но глубоко уважал людей, более одарённых, чем он.

Фёдор Иванович Тютчев был очень худым, маленького роста, и этим он не был похож на своего отца. Общего у них было одно благодушие. Зато он очень походил на мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого телосложения, с фантазией, развитой до болезненности.

В семье господствовал французский язык. Не только говорили по-французски, но и переписка родителей с детьми и детей между собой велась исключительно на французском языке. Но мать поэта хорошо знала русские обычаи, читала псалтырь и часослов.

Маленького Тютчева в семье все любили и баловали. С детства он невзлюбил принуждения, тяжёлый труд. Он был способным мальчиком и учился очень хорошо и легко. Это не было для него трудом, а было потребностью в знаниях.

В 1821 году Тютчев окончил словесное отделение Московского университета.

Учитель: Ребята, чтобы лучше понять творчество того или иного писателя или поэта, порой нужно познакомиться с его внутренним миром, его личной жизнью. Поступив на службу в коллегию иностранных дел, он с дипломатической миссией уезжает в Мюнхен.

Учитель: Ребята, кто эта женщина?

— Это немка Элеонора Петерсон, жена Ф.И.Тютчева. Она была старше поэта на 4 года, у неё было четверо детей от первого брака. Элеонора обожала Тютчева. А он говорил: “Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею,- в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”. У Тютчевых было уже 3 детей, когда Ф.И. влюбляется в жену барона Дернберга Эрнестину. Элеонора пытается покончить с собой, а он любит и ту, и другую.

В мае 1838 года Элеонора вместе с детьми ехала на пароходе к мужу. Случился пожар, и она, босая, полуодетая выносила детей из огня. Волнение и простуда сделали своё дело: через 3 месяца она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева, он поседел в одну ночь.

Учитель: А кто эта женщина?

— В 1839 году Тютчев женился на овдовевшей Эрнестине Фёдоровне, женщине деликатной и сдержанной. Она обожала своего Теодора.

(Слайд “Елена Александровна Денисьева”)

Учитель: Что вы знаете об этой женщине?

— Елена Александровна Денисьева родилась в Курске. Воспитывалась она в Смольном институте под присмотром тётушки Анны Дмитриевны Денисьевой, старшей инспектрисе института.

Старшие дочери Тютчева, Анна и Екатерина, учились вместе с Еленой, дружили, и на первых порах приглашали её на чашку чая.

Роман Тютчева с Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было 24 года, а ему 47 лет. Через 15 лет поэт напишет: (Прочитать стихи с экрана).

Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал, разгоревшийся в 1851 году перед самым выпуском Елены из института. Отец её проклял. Двери многих домов навсегда закрылись перед нею. От полного отчаяния её спасала только безмерная любовь к Тютчеву. Она прощала ему всё: жизнь на 2 семьи, его эгоистичность, вспыльчивость, невнимательность к ней и полухолодность и даже то, что приходилось лгать детям, отвечая на вопрос: “Почему папа обедает с нами только 1 раз в неделю?”- “Папа занят на службе” До конца дней Елена называла Ф.И. “мой Боженька”. Елена Александровна умерла в 1864 году, похоронена она на Волковом кладбище.

Учитель: Большой цикл стихотворений Тютчева получил название “денисьевский”, т.к. написан в пору любви поэта к Е.Денисьевой и посвящён ей. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…” — из этого цикла.

(Слайд “Стихотворение + деревья – стихотворение) (Музыка)

2. Чтение наизусть стихотворения “Сияет солнце, воды блещут…”

3. Беседа по вопросам и заданиям.

Учитель: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение, что вы представили, прочитав его?

— Представляю летний солнечный день, море света и красок, блеск воды, буйную зелень трав и деревьев – праздник природы. Но это настроение меняется к концу стихотворения, потому что в конце 3-ей строфы поэт говорит об измученной женской душе.

Учитель: Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

— Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие языковые средства выразительности использует поэт для создания этих образов.

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми буквами”)

Учитель: Из скольких строф состоит это стихотворение?

Учитель: Перечитаем 1-ю строфу, обратим внимание на выделенные буквы: др, р, д, тр. Что вносят в стихотворение слова с таким набором звуков?

— Благодаря этим словам достигается красота звучания стиха.

Учитель: Читаем 2-ю строфу. Что достигается использованием звуков о-е-е-у?

— Стихотворение становится более плавным, музыкальным.

Учитель: Читаем 3-ю строфу и обращаем внимание на звуковой состав слова “измученной”.

— Неблагозвучность подчёркивает страдание женской души.

Учитель: Какое изобразительно-выразительное средство мы сейчас исследовали?

Учитель: Дайте определение аллитерации.

(Работа со словарём литературоведческих терминов)

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми словами”)

Учитель: Ребята, обратите внимание на подчёркнутые слова. Какое языковое средство выразительности здесь использует автор?

— Автор использует метафоры “поют деревья”, “деревья радостно трепещут,/ купаясь в небе голубом”.

Учитель: Дайте определение метафоры.

Учитель: Ребята, что такое “размер стиха”?

3. Учитель: Ребята, откройте тетради, возьмите 1-ю строфу и исследуйте её, определяя размер данного стихотворения.

Учитель: Итак, двусложный размер стиха у вас получился или трёхсложный?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие двусложные размеры вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вы определяли размер стиха?

Учитель: Сравните свои записи с изображением на экране. Сделаем вывод: стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Ф.И.Тютчев написал около 230 стихотворений, из них 125 написаны четырёхстопным ямбом.

Ребята, какие слова вы не употребляете в своей повседневной речи, а в стихотворении они есть?

— “Умиленье”, “упоенье”, “трепещут”.

Учитель: Почему же автор их использует?

— Русский язык был для Тютчева языком творчества: все свои произведения он писал только на русском языке. Но русский язык не был для поэта языком повседневного употребления, поэтому ряд слов просто “прошли” мимо поэта, и в стихах он использует “высокую” книжную лексику.

(Слайд “Стихотворение + вода – стихотворение”) (Музыка)

Учитель: Посмотрим на синтаксические конструкции стихотворения. Какие языковые средства вы ещё заметили?

— Здесь встречается обратный порядок слов – инверсия: “в небе голубом”, “блещут воды”, “измученной души твоей”.

— В строке “На всём улыбка, жизнь на всём” встречается повтор слов – это анафора.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая их 3-х строф в этом стихотворении самая важная?

Учитель: Почему вы так считаете?

— Здесь красоте природы противопоставляется измученная женская душа. А для поэта перед ней меркнут все краски природы.

Итог урока: итак, ребята, мы рассмотрели с вами прекрасное стихотворение Ф.И.Тютчева. Какой же вывод из всего сказанного выше мы можем сделать?

Ученик: Проанализировав стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, мы увидели, что все элементы композиции этого поэтического произведения, все образы, лексика и синтаксис, языковые средства выразительности – всё направлено на то, чтобы передать переживания поэта, которые вызваны упоением природой и красотой женской души.

Учитель: Я советую вам, ребята, прочитать и другие стихотворения Ф.И.Тютчева. Думаю, что после сегодняшнего урока вам будет легче понять, как и с помощью чего поэту удаётся влиять не только на ум, но и на сердце читателя.

источник

Федор Иванович Тютчев – замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение “Сияет солнце…” – пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться, что акцент сделан на описании окружающего мира, а не на отношениях. Природе здесь действительно уделяется много внимания, выраженного в метафорах (“купаясь в небе голубом”. “любовью воздух растворен”) и в олицетворениях. Олицетворений в тексте встречается очень много: все у Тютчева улыбается, движется, упивается, хотя эти ощущения и создаются не напрямую, а частым использованием глаголов.

Прямой перенос разумного действия на неодушевленный объект один – “поют деревья”. Также нет упоминания о времени года, но чувство весны появляется само собой.

Говоря о глаголах, стоит отметить, что в первых двух строфах они используются особенно часто, создавая ощущение быстрого течения ручьев, сверкание весенней природы, динамичность пробудившегося ото сна мира. Эпитетов встречается мало, если учитывать, что перед нами описание природы (“цветущий мир”, “голубое небо”).

Прекрасный эффект дает выразительный повтор в строке “…И мир, цветущий мир природы…” – он предает особенной глубины после использования простых конструкций подлежащее-сказуемое.

Истинный смысл этого небольшого произведения открывается нам в последней, третьей, строфе, где мы видим, что расцветающая природа – лишь фон для чего-то большего, что зарождается между двумя людьми, что позволяет увидеть “измученную душу” в чужой улыбке. Третья строфа отличается от двух предыдущих еще и своей сравнительной сложностью построения.

Ритм стихотворения – четырехстопный ямб – идеально подходит под настроение весны и любви, которое с каждой строкой захватывает нас все больше. “Сияет солнце, воды блещут…” легко запоминается благодаря своей безупречной перекрестной рифме (первая-третья, вторая-четвертая строки), а небольшой объем и глубокий смысл, выраженный в нескольких простых словах, делают стихотворение прекрасным образцом поэзии о любви.

“Весенние воды” анализ стихотворения ТютчеваФ. Тютчев написал стихотворение “Весенние воды” в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской. Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда “еще в полях белеет снег”, поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения […].

Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние воды”Стихотворение “Весенние воды” можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу […].

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенние воды”Стихотворное наследие Ф. И. Тютчева совсем невелико. Это говорит о серьезном подходе поэта к своему творчеству. Одна из ведущих тем в лирике Тютчева – тема природы. Поэт очень трепетно относился к окружающему его миру. Он считал природу живой, существующей по своим вечным законам. К пейзажной лирике Тютчева можно отнести и стихотворение “Весенние воды”. Оно было […].

Анализ стихотворения Тютчева Весенние водыГлавный образ в стихотворении – красавица весна. Кругом весеннее оживление всех природных явлений и предметов, наконец, оживленных после долгого зимнего сна. Снег только начал подтаивать и сбегать ручьем с гор. В первой части говорится о морозных ночах и струящихся ручьях, пригревающих днем лучами весеннего ласкового солнца. Поэт сравнивает потоки вод с “гонцами”, звонящими по всем […].

Анализ стихотворения Северянина “Солнце и море”В 1913 году московское издательство “Гриф” выпустило сборник “Громокипящий кубок” Игоря Северянина. Книга стала первой, принесшей ему серьезный успех. До ее выхода поэт печатал только небольшие брошюры. Впрочем, в литературных кругах о нем узнали гораздо раньше. Например, Толстой с творчеством Северянина познакомился в 1910 году. Графу стихотворения молодого поэта не понравились. “Хабанеру II” Лев Николаевич […].

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природаСтихотворение Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром. Федор Иванович […].

Читайте также:  Реагенты для анализа воды в аквариуме

Анализ стихотворения Бальмонта “Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…”Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название “Четверогласие стихий”. В него вошло стихотворение “Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…”, в котором автор дает ответ на вопрос, что именно является для него важным и первостепенным. Конечно, молодой Бальмонт, увлекающийся символизмом и еще […].

Анализ стихотворения Тютчева “В душном воздуха молчанье…”Наблюдение за “раскатами молодыми” майских гроз и веселым “грохотом летних бурь” – излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение “избытка жизни”, формула которого смоделирована в произведении ” […].

Анализ стихотворения Фета “Еще вчера, на солнце млея…”Фет – приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения – не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств, ими порожденных. В лирике Афанасия Афанасиевича царили три темы: любовь, назначение поэта и поэзии, природа. Обо всем остальном он предпочитал посредством рифм не говорить. Фет […].

Анализ стихотворения Тютчева “Пожары”Пугающая красота стихии и ее противоречивые трансформации – излюбленный предмет наблюдения тютчевского лирического героя. Образ огня, возникающий в ранних творениях, встречается в панорамах горных вершин, ясного неба и закатного солнца. Используя богатую культурологическую символику, автор ассоциирует огненную тему с присутствием божественного начала. “В лазури пламенной и чистой”, “в непорочных снегах”, “огнецветно” сияющих на солнце, появляются […].

Анализ стихотворения “Фонтан” Тютчева“Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопос­тавления его с миром природы нашло выражение в этом стихо­творении философского характера. Произведение имеет двухча­стную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […].

Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние гроза”“Люблю грозу в начале мая…”- так начинается стихотворение Тютчева “Весенняя гроза”, написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное “весенняя” привносит определенный смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему все стихотворение наполнено дыханием “настоящего, счастливого” майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью […].

“Весенняя гроза” анализ стихотворения ТютчеваОтличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале “Галатея”. Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа. Основной темой стихотворения […].

Анализ стихотворения Тютчева “Весна”Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения. Примером этому является произведение “Весна”, написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки […].

“Неохотно и несмело” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Неохотно и несмело” написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга. Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, […].

Анализ стихотворения Ф. Тютчева “Еще земли печален вид”Федор Иванович Тютчев всем известен как поэт-философ, подтверждением чему служат многие его произведения. На примере стихотворения “Еще земли печален вид” можно продемонстрировать попытку поэта выразить человеческие взаимоотношения посредством описания различных событий, действий и моментов в природе. Изначально стихотворение “Еще земли печален вид” повествует о красоте природы. Первые весенние лучи солнца уже ласкают землю, но она […].

“Полдень” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Полдень”, написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале “Современник”. Стихотворение “Полдень” входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена […].

“День и ночь” анализ стихотворения ТютчеваОдно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение “День и ночь” было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике. Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – Противопоставление дня […].

Анализ стихотворения Тютчева Весенняя грозаРусский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […].

Сочинение Анализ стихотворения Тютчева Я встретил вас-4 Тютчев – очень прославленный русский поэт. Он жил в одно час со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на мой взгляд, ничем им не уступает. Он описывает в своих стихотворениях уникальные моменты, однажды произошедшие или периодически происходящие в жизни природы или человека, в своих стихотворениях он показывает гармонию в нашем мире. Одно из первых […].

“Осенний вечер” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Осенний вечер” относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях […].

Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален видФедор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год. Стоит сказать об особенности творчества Федора Тютчева-природа в его стихотворениях – это нечто живое, такое же, как человек. Поэтому во многих стихотворениях автора присутствует параллель или перекликание природы […].

Анализ стихотворения Тютчева “Чародейкою ЗимоюПейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, […].

Анализ стихотворения Бродского “То не Муза воды набирает в ротУ каждого поэта есть своя муза, и Иосиф Бродский в этом отношении не является исключением. Долгие годы он любил Марианну Басманову – питерскую художницу, с которой познакомился в далеком 1962 году. Судьба распорядилась так, что эта пара, которой друзья пророчили блистательное будущее, рассталась. Причем, по вине Марианны, которая предпочла Бродскому другого. Оказавшись в вынужденной эмиграции, […].

Анализ стихотворения Тютчева “Весна (Любовь земли и прелесть года…)”По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева “принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики”. Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период […].

“Видение” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Видение”, написанное в 1829 году, относится к Философской лирике Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1829 году в журнале “Галатея”, а спустя 25 лет – в журнале “Современник”. Стихотворение относится к “ночным” стихам Тютчева. Оно посвящено изображению огромного мира “сумеречного” состояния Вселенной. Для самого “ночного” русского поэта темное время суток всегда было соблазнительным […].

Анализ стихотворения Жуковского “Там небеса и воды ясны!…”Стихотворение “Там небеса и воды ясны. ”, датированное осенью 1816 года, представляет собой вольный перевод романса “Combien j’ai douce souvenance…”, принадлежащего перу французского писателя-романтика Франсуа Рене де Шатобриана и входящего в его новеллу “Приключения последнего Абенсерага”. При жизни Жуковского произведение напечатано не было. Первая публикация относится к 1853 году, когда текст появился на страницах журнала “Москвитянин”. […].

“Природа – сфинкс” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Природа – сфинкс” было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость – всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную Философскую проблему […].

Анализ стихотворения Тютчева “Безумие”“Безумие” считается одним из самых загадочных стихотворений Тютчева. По сей день среди литературоведов не существует общепринятого его толкования. По мнению некоторых исследователей творчества поэта, речь в произведении идет об искателях воды. Другие утверждают, что Федор Иванович в тексте выступил против натурфилософии Шеллинга и ее приверженцев. Также есть версия, что стихотворение представляет собой самокритическое высказывание, посредством […].

Анализ стихотворения Тютчева “Море и утес”Стихотворение “Море и утес” – образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой “весны народов”, серии европейских […].

Анализ стихотворения “Певучесть есть в морских волнах…” Тютчева Ф. ИВ стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках”. […].

“Чародейкою зимою” анализ стихотворения ТютчеваОдно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение “Чародейкою зимою” было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года. Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, “волшебного сна”. Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка […].

Анализ стихотворения Тютчева “Silentium”Стихотворение наиболее ярко иллюстрирует изменения в творческом мировоззрении поэта в связи с переломными событиями европейской истории начала 30-х годов XIX века – уходом эры романтизма и торжеством буржуазно-прагматической эпохи. Романтическая атмосфера – источник поэтического вдохновения Тютчева – была разрушена хаосом Июльской буржуазной революции. Мы видим, что лирический герой поэта не может расстаться с миром “безмолвных, […].

Анализ стихотворения Тютчева Летний вечерВ лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание очередного великого произведения. От волнений души, переживаний поэта тянется нить к созданию целостного образа природы и человека, наделенного качествами живого существа. Именно такое необыкновенное слияние […].

Анализ стихотворения Тютчева “Волна и дума”Небольшое стихотворение “Волна и дума” создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую миниатюру “Буря на небе вечернем…” (1842). В обоих текстах говорится о море. Оба отличаются маленьким количеством строк. У Федора Ивановича – шесть. У Афанасия Афанасиевича – восемь. И у Фета, и у Тютчева присутствует мотив […].

Пример сочинения: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный Пример сочинениятический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом. В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, […].

“Зима недаром злится” анализ стихотворения ТютчеваПейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий – все могло стать объектом изображения в стихотворении. Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение – троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски […].

Анализ стихотворения Тютчева “День вечереет, ночь близкаТютчев – певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну и заставляет забывать его о вечности. В лирике Тютчева ночь предстает перед читателями как явление грандиозное и вместе с тем страшное. В это время суток […].

Читайте также:  Расходные материалы для анализа воды

“Снежные горы” анализ стихотворения ТютчеваЛирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить “Весеннюю грозу” или “Зима недаром злится…”. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской. Но Философия поэта на самом […].

Анализ стихотворения Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…”В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимство­ванный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в при­брежных тростниках”. […].

источник

Образовательный журнал для школьников, воспитателей и учителей

1) История создания. Стихотворение написано 28 июля 1852 года, посвящено оно Елене Денисьевой, девушке, которую Тютчев безумно любил. Оно было опубликовано в журнале “Современник” в 1854 году.

2) Тема. В данном произведении переплетены две значимые для Тютчева темы — природа и любовь, хотя внимание больше уединено природе.

Почка несет ответственность за унаследованные черты, хранящие жизненно важный Цзин, и в сотрудничестве с мужчинами Мин охраняет Юань Ци. Почка хранит Цзин, сущность и через него поддерживает воспроизведение, передачу жизни и наследственное наследие, наблюдает за рождением, ростом и развитием личности. Он также является хранителем исконной энергии Юань Ци, сконцентрированной в человеках Мин или Дверь жизни, анатомоэнергетической функции, связанной с почкой, и которая должна быть тщательно сохранена, потому что от нее зависят качество и количество жизни.

Стихотворение состоит из трёх строф-четверостиший. В первом четверостишии автор показывает действия природы:

Деревья радостно трепещут…

Во второй строфе нам представляется эмоциональное состояние природы:

5) Ритм, рифма, лексика, синтаксис. Рифма, как и в пейзажных стихотворениях многих писателей, перекрестная. Размер — двустопный ямб. Данные рифма и размер делают это стихотворение мелодичным. Оно положено на музыку в форме романса.

Цзинг, заключенный в почку, имеет два типа: врожденный Цзин и приобретенный Цзин. Первое связано с понятием переднего Неба и приносит с собой все характеристики, связанные с наследственностью, а последние связаны с функциями сохранения и поддержания организма посредством питания и дыхания. Комбинация трех энергий составляет врожденную энергичную столицу человека, хранящуюся в почках. Эти три энергии действуют в момент зачатия, формируя врожденную часть Цзин Ци ребенка, известного как переднее небо.

Материнская Цзин Ци действует в течение девяти месяцев беременности, а период лактации и остатка продолжается до тех пор, пока период прорезывания зубов не станет частью приобретенной части врожденного цыплята ребенка. Ци оплодотворенного яйца очень богато, поскольку клетки Репродуктивные мужчины и женщины особенно изобилуют Цзин Ци. Любое изменение врожденной энергии, которое мы сказали, сопоставимо с нашей концепцией кода генетический, будет выражен как с врожденными заболеваниями, так и с дисфункциями, чей наследственный компонент чрезвычайно важен.

Стихотворение состоит лишь из трех предложений, что придает целостность стихотворению.

6) Анализ образов. В стихотворении представлено два образа — природы и возлюбленной. Природа в стихотворении динамична и наполнена жизнью. Природа — цветущий, прекрасный мир, наполненный гармонией и светом. Природа, подобно человеку, веселится и радуется:

Врожденный Цзин в течение жизни будет стремиться к уменьшению, для этого он должен быть адъювантным частью приобретенного Цзин, который нужно будет культивировать, чтобы стать обильным и качественно действительным, применяя, а также здоровое и богатое снабжение также практикой медитации и медицинской гимнастики. Полученный Цзин: разработанный Милзой и Стомако, начиная с еды, приобретенный Цзин переносится из Сердца в Пять Органов и Шесть Вискера, который питается, становясь конкретным Цзин. Избыточная часть Цзин хранится в почке, которая удерживает ее в случае неожиданного дефицита энергии.

Деревья радостно трепещут,

Тютчевская природа в этом стихотворении наполняет человека вдохновением, счастьем, пробуждает желание жить.

Образ возлюбленной поэта мы можем понять лишь по единственному словосочетанию, относящемуся к ней, — измученная душа. Да, Денисьева действительно много выстрадала из-за Тютчева, и, мне кажется, именно поэтому её кроткая улыбка приносит поэту больше удовольствия, чем все красоты этого жизнерадостного мира природы.

Это одна из причин, по которой необходимо тонизировать почку, особенно во время лечения хронических заболеваний. Древние тексты говорят о Почете как о корне жизни или даже о корне Ци или переднем Небе. Западная физиология заключается в том, что последний, помимо признания функции водного баланса, также связан с производством эритроцитов костным мозгом, на самом деле почка выделяет гормон, называемый эритропоэтин, который действует на механизм эритропоэза Период максимальной активности почек — это период между часами 17 и часами.

Их фундаментальная задача может быть обобщена на функцию хранения сущности Цзин и предков Ци контроль отверстий; контроль за водой, особенно слюной, действие на размножение и плодовитость, производство и контроль костей и кабачков; поддержка органов. Ткань, связанная с почками, представлена ​​волосами, орган чувств — это ухо, которое напоминает как форму почек, так и эмбрионов, неадекватный Цзин почки может привести к снижению слуха, на самом деле типичная пресфокусировка пожилых людей обусловлено физиологическим истощением Цзин Рене, связанная с ним эмоция — это страх, в то время как психологическая связь — это память.

7) Изобразительные средства и приемы. Невозможно описывать природу и ее состояние, не используя художественные средства, поэтому стихотворения Тютчева насыщены ими. Поэт использовал эпитеты “цветущий мир”, “измученная душа”, “улыбка умиленья”, чтобы точнее создать образы природы и возлюбленной, метафоры “на всем улыбка”, “жизнь во всем”. Олицетворения “воды блещут”, “деревья трепещут и поют” делают природу схожей с человеком. Аллитерация “в”, “с” помогает услышать дуновения ветерка.

Они красные, а их внешний вид напоминает внешний вид фасоли с весом около 140 грамм, расположены по бокам задней части живота, а левая почка немного выше правой. Меридиано-дель-Рене представляет около 27 точек акупунктуры, которые используются не только для патологий, которые влияют на его путь, но и для системы мочеполовой системы, также для болезней, которые касаются патологий пищеварительной и дыхательной системы. Максимальная активность мочевого пузыря находится между 15 часов и часов. Его функция заключается в получении нечистой части жидкости, уже отфильтрованной почками, то есть той, которая содержит отходы, и для выделения мочи.

8) Моё мнение. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, на мой взгляд, является одним из ярчайших и светлых стихотворений в лирике Тютчева, так как автор представляет природу в расцвете сил. Я считаю, что это стихотворение — очень красивое признание в любви, так как автор отказывается от прелестей природы ради упоительной улыбки любимой.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г., занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях — радости и восхищении.

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью — «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

источник

анализ стихотворения тютчева сияет солнце, воды блещут

  1. ссылка появится после проверки модератором туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце. воды блещут» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце. воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут…»
(28 июля 1852 года)

анализ стихотворения тютчева сияет солнце, воды блещут

  1. ссылка появится после проверки модератором туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце. воды блещут» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце. воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Читайте также:  Расширенный анализ воды из скважины

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут. »
(28 июля 1852 года)

^Аы^ Ученик (116), закрыт 4 года назад

Когда и где было написано?
По какому поводу история создания?
Тема и основнная мысль?
Какими худ. средствами она (мысль) расскрывается (особенности рифмы)
Насколько типично это стих для творчества Тютчева
Отличительные особеннсоти стихотворения помогите: *(«.

Катя Б Мастер (1265) 6 лет назад

[ссылка появится после проверки модератором] туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце. воды блещут…» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце. воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце…», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который помогает «увидеть» новые грани души человека, понять силу и глубину чувств.

«Сияет солнце, воды блещут. »
(28 июля 1852 года)

Сергей телиус Ученик (162) 3 недели назад

[ссылка появится после проверки модератором] туту все есть — интернет кишит анализом данного стихотворения

написано было 28 июля 1852 .Это стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой:

Это стихотворение было написано Тютчевым летом тысяча восемьсот пятьдесят второго года, в Петербурге. » Сияет солнце, воды блещут…» — одно из стихотворений посвященных Елене Александровне Денисьевой. Впервые оно было опубликовано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году.

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Буквально с первых строк стихотворения мы попадаем в особый мир, внешним проявлением которого выступает свет, эмоциональным — восторг, наслаждение. Каждая часть природы наполнена жизнью, источает ее: солнце светит, воды блещут, деревья трепещут и поют, воздух превратился в любовный раствор. Так как поэт видит «жизнь во всем», содержание многих образов можно объяснить с учетом не только прямых, но и переносных значений слов. Например, солнце «сияет»: в контексте стихотворения происходит смещение значения глагола от прямого — «излучать яркий свет» к переносному — «светиться радостью, счастьем, любовью». Многозначны также глаголы и глагольные формы, которыми характеризуются действия и состояние деревьев. Глагол «трепещут» можно понимать и как «колеблются», и как «испытывают сильное волнение».

Деепричастие «купаясь » в контексте данного стихотворения, помимо прямого значения — «погружаясь», приобретает и переносное — «упиваясь, наслаждаясь».

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Глагол «поют» употребляется в прямом значении, но и его можно толковать двояко: «производят голосом музыкальные звуки, исполняют вокальное произведение» и «издают заливистые щелкающие звуки, свист». Благодаря олицетворению «поют деревья» автор сближает читателя с «цветущим миром природы». Человек и природа создают единое гармоническое целое. В последней строке четверостишья можно уловить гиперболу. Она помогает поэту донести до читателя восторженное, трепетное отношение к природе лирического «я».

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

В небольшом стихотворении, состоящем из трех четверостиший, Тютчев дважды говорит об «упоении»: во второй строфе — «избытком жизни упоен», в третьей — «в избытке упоенья». В третьей строфе стихотворения на эмоциональные переживания поэта, вызванные созерцанием явлений внешнего мира, накладывается его впечатление от улыбки любимой женщины. Упоение, испытываемое «цветущим миром природы», и упоение, ощущаемое лирическим героем, выступают как категории одного порядка. Более того, в образе «избытка упоенья» происходит слияние природного и человеческого. В стихотворении улавливается метафора: «цветущий мир природы», которым так восхищается автор, сравнивается с «улыбкой умиленья» любимой женщины лирического героя. Эпитет «измученной» души, как мне кажется, нужен для того, чтобы провести параллель между «цветущим миром природы», который «избытком жизни упоен», и «измученной душой» любимой женщины поэта. Да, эта душа «измучена», но она так же, как и природа, по-прежнему наполнена жизнью. «Мир природы» у Тютчева прекрасен, но еще прекраснее ему представляется улыбка любимой.

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…» в художественной форме отразилась идея тождества природы и человека, которая во многом определила особенности поэтического мировоззрения Тютчева.

Я считаю, что одно из главных достоинств поэзии Тютчева — умение максимально сблизить человека и природу, создавая единое гармоническое целое. Читая стихотворение «Сияет солнце…», погружаешься в таинственный и загадочный мир природы, который пом

«Сияет солнце, воды блещут…» Фёдор Тютчев

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г. занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях — радости и восхищении.

Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.

В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью — «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.

Идейное содержание стихотворения соответствует проблематике «денисьевского цикла», организованного мотивами пронзительной любви-страдания, вины и покаяния. Глубинный смысл поэтического текста вступает в полемику с ранними творениями, герой которых погружен в мир одухотворенной природы.

Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора.

Тема урока. Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…» — презентация

8 Через полтора десятилетия после встречи с Еленой Денисьевой Тютчев напишет: Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня…

10 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

12 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

13 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

14 Провела: учитель русского языка и литературы МОУ Чукальская средняя общеобразовательная школа Краснослободского района Республики Мордовия Хрящикова Людмила Николаевна

источник