Меню Рубрики

Анализ схемы круговорота воды в природе

Круговорот воды в природе – это непрерывное перемещение воды под воздействием солнечной энергии и силы тяжести. Значение круговорота воды велико, так как он не только объединяет все части гидросферы, но и связывает между собой все оболочки Земли (атмосферу, литосферу, биосферу и гидросферу).

Вода во время круговорота может быть в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Она переносит огромное количество веществ, необходимых для жизни на Земле.

Под действием солнечных лучей Мировой океан и суша нагреваются. В результате этого вода переходит из жидкого состояния в газообразное (пар) и поднимается вверх. Океан поставляет 86 % влаги в атмосферу, и лишь 14 % парообразной влаги образуется за счет испарений с суши. Вода, испаряющаяся с поверхности океана, является пресной. Таким образом, океан можно считать колоссальной фабрикой пресной воды, без которой невозможно существовать жизни на Земле. Известно, что с высотой температура в атмосфере понижается. Пары воды, встречаясь со всеми более холодными слоями воздуха, начинают остывать и образовывать облака. На суше испарение воды идет не только с поверхности ручьев, рек и озер. Пары воды попадают в атмосферу и в результате вулканической деятельности, и испаряются поверхностью растений.

Часто воды, испарившиеся с океана, возвращаются в него в виде осадков, которые выпадают из облаков, расположенных над морями и океанами. Так происходит малый круговорот воды в природе (рисунок 1).

Рис. 1. Схема малого круговорота воды

При большом круговороте воды в природе часть облаков под воздействием ветра переносится на материк (рисунок 2).

Там из них тоже могут выпадать осадки в жидком или твердом виде. Часть атмосферных осадков попадает в реки. Они, впадая друг в друга, в конечном счете, несут воды в моря Мирового океана или в замкнутые водоемы типа Каспийского или Аральского морей, восполняя их потери при испарении. Другая часть воды, выпавшая на землю в виде атмосферных осадков, просачивается вниз с поверхности суши и с подземными водами стекает опять в Мировой океан или реки. Это очень важный этап в круговороте воды, так как он регулирует речной сток во времени. Если бы его не было, вода в реках была бы лишь в кратковременные периоды выпадения осадков или таяния снегов.

Третья часть воды, выпавшая на землю в виде осадков, может проникать в почву, а оттуда подниматься по корням растения и испаряться через листья. Этот этап круговорота очень важен для растений, так как с водой из почвы через корни поступают растворенные минеральные вещества, необходимые для жизнедеятельности растений.

Рис. 2. Схема большого круговорота воды

На приведенных схемах (рис. 1, 2):

z – слой испарения (индекс «о» – относится к океану, индекс «с» – относится к суше), представляющий собой отношение полного объема испарившейся воды ( ) к площади земного шара ( ), мм.

, (1)

х, y – обозначают, соответственно, слои осадков и стока, которые рассчитываются также через отношение объемов к площади земного шара.

Уравнение водного баланса для океана:

Уравнение водного баланса для суши:

Решая совместно уравнения 2 и 3 можно получить уравнение мирового водного баланса:

При исследованиях гидрологических процессов на суше важно учитывать, что суша подразделяется на две области:

— область внешнего стока (80 % суши), откуда осадки поступают в Мировой океан и которая дренируется крупнейшими реками мира.

— область внутреннего стока (20 %), являющаяся бессточной, не дающей стока в Мировой океан, например: бассейны Каспия, Арала, Балхаша, пустыни Гоби, Сахара, Калахари, и т.д. Есть там и крупные реки: Волга, Амударья [1].

Главный водораздел земного шара делит всю сушу на два склона:

1) со стоком в Атлантический и Северный Ледовитый океаны (60% суши) и

2) со стоком в Тихий и Индийский океаны.

Водораздел проходит по Америке от мыса Горн по Андам до Берингова пролива, затем по восточному нагорью Азии в широтном направлении и продолжается вдоль восточной окраины Африки и её южной оконечности [1].

Не вся вода возвращается с суши в океан одновременно. В процессе круговорота воды в природе происходит постепенное обновление вод во всех частях географической оболочки:

— подземные воды обновляются за сотни, тысячи и миллионы лет;

— покровные ледники – за несколько тысяч лет (в Антарктиде – за десятки миллионов лет);

— воды Мирового океана – за 2,5-3 тыс. лет;

— замкнутые бессточные озера – за 200-300 лет;

— проточные озера – за несколько лет;

— водяной пар атмосферы – за 8 суток;

— вода в организмах – за несколько часов.

Существенную роль в круговороте воды в природе с недавних пор стала играть деятельность человека. Уничтожение лесов, осушение и орошение земель, создание водохранилищ и плотин, расходование воды на хозяйственные нужды – все это в значительной мере изменило гидрологические процессы на Земле. И хотя хозяйственная деятельность мало повлияла на общий объем гидросферы, она заметно влияет на отдельные ее части. Сток одних рек уменьшился, других – увеличился, изменилось внутригодовое распределение стока.

В результате изъятия воды из вод суши во многих районах мира возросло испарение, потому что именно на испарение идет значительная часть воды, изымаемой человеком из источников. Часть воды, которую потребляет человек и которая входит в состав производимой им продукции, надолго выпадает из всеобщего круговорота, поэтому ее называют «безвозвратно изъятой». Этот термин, конечно, достаточно условен, так как эта вода не исключается полностью, но ее возвращение может произойти с большой задержкой во времени и на совершенно другой территории.

Другой проблемой является загрязнение большого объема вод в результате хозяйственной деятельности человека. Именно угроза загрязнения водных масс представляет сейчас главную опасность, гораздо большую, чем угроза физической нехватки воды. Загрязненная вода, поступающая в ходе круговорота воды в Мировой океан ведет к гибели живых организмов и нарушению биологического равновесия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8718 — | 7129 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Земля на 70% покрыта водной оболочкой, которая составляет важнейшую часть биосферы – гидросферу. В нее входят все существующие на планете океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, искусственные водные бассейны, а также водяные пары и ледники.

Как известно, вода может пребывать в трех различных состояниях:

  • газообразном(облака, тучи);
  • жидком(реки, океаны и пр.);
  • твердом(ледники).

Гидросфера состоит из воды, которая находится на земном шаре во всех трех своих состояниях. Вода – это уникальный и единственный компонент в природе, который может иметь три различные формы. Больше ни одно вещество на планете на такое не способно.

Водообмен – это постоянный процесс, в ходе которого влага «путешествует» через Мировой океан, твердую земную оболочку и атмосферу. Кратко это выглядит так:

  • Поначалу влага испаряется с поверхности водных бассейнов и в виде пара попадает в воздушные массы, где начинает активно участвовать в различных реакциях.
  • Далее происходит формирование облаков и туч, благодаря которым на землю выпадают осадки в виде тумана, града, снега или дождя.
  • Достигнув земли, атмосферные осадки восполняют недостаток влаги в водных бассейнах. Также дожди увлажняют землю, которая питает все растения. В результате все живые существа на планете насыщаются кислородом.
  • Затем опять происходит испарение влаги в атмосферу, и процесс начинается по новому кругу.

Рис. 2. Схема круговорота воды в природе

Следует помнить, что основной двигатель водного обмена – это энергия Солнца.

Больше всего влаги испаряет Мировой океан. Как известно, вода в нем соленая, однако та влага, что испаряется с поверхности, является пресной. Таким образом, океанические воды являются самой настоящей фабрикой по производству пресной воды, без которой жизнь на земном шаре была бы невозможной.

Ученые установили, что на планете ежесекундно выпадает порядка 16 млн. тонн различных осадков, и в тот же миг такое же количество воды возвращается обратно в воздух. Масштабы водного обмена на Земле просто поражают!

Для детей можно провести интересный опыт, чтобы наглядно продемонстрировать испарение влаги под воздействием солнечных лучей. Необходимо взять стакан, наполнить его водой, плотно укрыть полиэтиленовым пакетом и поставить на подоконник в солнечную погоду. В результате получится простейшая имитация Мирового океана и атмосферы. Спустя некоторое время на стенке пакета появятся капельки – так происходит испарение влаги под воздействием солнечного тепла.

Различают большой и малый круговорот воды.

  • Большой круговорот. Испарения Мирового океана поднимаются в воздух, а затем ветрами переносятся на континент и выпадают в виде различных атмосферных осадков. Далее это же количество влаги обратно попадает в океанические воды вместе с реками и грунтовыми водами.

Рис. 3. Воды Мирового океана

  • Малый круговорот. Пар, образующийся над океаном, попадает обратно в его же воды в виде осадков.

Выделяют также континентальный круговорот влаги, который происходит на территории материка. Вода с местных водоемов и земной поверхности выветривается, а затем, спустя какое-то время, вновь возвращается из атмосферы в виде снега, тумана или дождя.

В результате многолетних исследований ученые пришли к выводу, что круговорот влаги в последнее время стал значительно ускоряться. Это негативно сказывается на климате во всем мире. Жаркие районы станут еще жарче и суше, а в дождливых местностях будет выпадать еще больше осадков.

Одной из важных тем окружающего мира за 3 класс является круговорот воды. Мы узнали, что из себя представляет этот процесс, как происходит круговорот воды в природе, от чего он зависит и какую роль играет на планете. Благодаря полученной информации, школьники без труда смогут написать доклад или составить сообщение к уроку.

источник

Круговорот воды – это важнейший процесс, происходящий на нашей планете, который обеспечивает жизнь всем живым существам, начиная от мелких животных и растений, заканчивая человеком. Вода необходима для существования всем без исключениям организмам. Она принимает участие во многих химических, физических, биологических процессах. Водой покрыто 70,8% поверхности Земли, и она составляет гидросферу – часть биосферы. Водную оболочку составляют моря и океаны, реки и озера, болота и грунтовые воды, искусственные водоемы, а также вечная мерзлота и ледники, газы и пары, то есть к гидросфере относятся все водные объекты, пребывающие во всех трех состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Значение круговорота воды в природе очень велико, так как благодаря данному процессу происходит взаимосвязь и полноценное функционирование атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы. Вода – источник жизни, дающий всему живому шанс на существование. Она переносит важнейшие элементы по всей Земле и обеспечивает полноценную жизнедеятельность всем организмам.

В теплое время года и под воздействием солнечного излучения вода начинает превращаться в пар, преобразовываясь во второе состояние (газообразное). Жидкость, поступающая в воздух в виде пара, является пресной, поэтому воды Мирового океана называют «фабрикой пресных вод». Поднимаясь выше, пар встречается с холодными потоками воздуха, от чего преобразуется в облака. Довольно часто испарившаяся жидкость возвращается в океан в виде осадков.

Ученые ввели понятие «Большого круговорота воды в природе», некоторые называют данный процесс Мировым. Суть заключается в следующем: жидкость собирается над водами океана в виде осадков, после чего часть перемещается на континенты. Там осадки выпадают на землю и с помощью сточных вод возвращаются в Мировой океан. Именно по такой схеме происходит преобразование воды из соленой в пресную и наоборот. Своеобразная «доставка» воды может осуществляться при наличии таких процессов, как испарение, конденсация, выпадение осадков, стоки воды. Рассмотрим подробнее каждый этап круговорота воды в природе:

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

  • Испарение – данный процесс заключается в преобразовании воды из жидкого состояния в газообразное. Это происходит при нагревании жидкости, после чего она поднимается в воздух в виде пара (испаряется). Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного. Вода испаряется постоянно, но увидеть это можно только, когда она теплая.
  • Конденсация – уникальный процесс, который заставляет пар вновь превращаться в жидкость. Соприкасаясь с потоками холодного воздуха, пар выделяет тепло, после чего преобразовывается в жидкость. Результат процесса можно увидеть в виде росы, тумана и облаков.
  • Выпадение осадков – сталкиваясь между собой и проходя процессы конденсации, капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее и падают на землю или в воду. Из-за большой скорости они не успевают испариться, поэтому часто мы видим осадки в виде дождя, снега или града.
  • Стоки воды – попадая на землю, некоторые осадки впитываются в почву, другие поступают в море, третьи питают растения и деревья. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.

В совокупности вышеуказанные этапы составляют круговорот воды в природе. Состояние жидкости постоянно меняется, при этом выделяется и поглощается тепловая энергия. Человек и животные также принимают участие в столь сложном процессе, поглощая воду. Негативное влияние со стороны человечества вызвано развитием разных сфер промышленности, создания плотин, водохранилищ, а также уничтожением лесов, осушением и орошением земель.

В природе также существуют малые круговороты воды: континентальный и океанический. Суть последнего процесса заключается в испарении, конденсации и выпадении осадков непосредственно в океан. Аналогичный процесс может происходить на поверхности земли, что принято называть континентальным малым круговоротом воды. Так или иначе, все осадки, независимо от того, где они выпали, непременно возвращаются в воды океана.

Так как вода может быть жидкой, твердой и газообразной, скорость передвижения зависит от её агрегатного состояния.

Условно можно назвать три вида круговорота воды:

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

  • Мировой круговорот. Над Мировым океаном образовывается большой пар. Он, подымаясь вверх, относится на континент воздушными потоками, где выпадает дождем или снегом. После этого реками и подземными водами снова возвращается в океан
  • Малый. В этом случае пар образовывается над океаном и прямо же в него выпадает осадками через некоторое время
  • Континентальный. Этот круговорот образовывается как раз внутри материка. Вода с земли и внутриконтинентальных водоемов испаряется в атмосферу, а после чего спустя время возвращается на землю дождем и снегом

Таким образом, круговорот воды – это процесс, в результате которого вода изменяет состояние, очищается, насыщается новыми веществами. Круговорот позволяет функционировать всем формам жизни. Из-за того, что вода постоянно пребывает в движении, она охватывает всю поверхность планеты.

Читайте также:  Анализ на качество воды инвитро

источник

В биосфере Земли водяные массы постоянно перемещаются, образуя замкнутый цикл. Данный процесс получил название круговорот воды в природе, схема которого часто встречается в учебниках по естествознанию. Если вам необходимо написать доклад на тему «Гидрологический цикл в природе», то данный материал будет вам полезен, поможет глубже познать природу и ее свойства.

Гидрологический цикл – это процесс регулярного перемещения жидкости в мировом пространстве, а его изучение позволило понять механизм действия: энергия Солнца воздействует на поверхность земли и океана, влага, нагреваясь, преобразуется в пар, молекулы которого поднимаются в атмосферу и концентрируются в виде облаков. Попадая в зоны с холодной температурой, молекулы конденсируются и выпадают вниз в виде осадков. Так под влиянием солнечной энергии и охлаждения процесс бесконечно повторяется.

Как происходит круговорот воды в природе? Полный гидрологический цикл включает в себя несколько важных этапов:

  • испарение;
  • конденсация пара в атмосферных слоях;
  • выпадение его же в виде осадков на землю;
  • фильтрация через почву;
  • попадание жидкости в подземные потоки;
  • всасывание растениями жидкости из почвы;
  • участие в биохимических реакциях живых организмов.

Этапы круговорота иногда сводятся к минимуму:

  • вода испаряется;
  • концентрируется в атмосферных слоях;
  • выпадает в виде жидкой, твердой или парообразной субстанции.

Такой круговорот часто бывает над поверхностью большого водоема, например, океана. Гидрологический цикл кругообразный – это означает, что все этапы постоянно повторяются, обеспечивая таким образом непрерывное движение жидкости в природе.

Для него также характерны следующие процессы:

  • осадки – это выпадение воды на землю в виде дождя, снега, града и тумана;
  • перехват осадков – это процесс выпадения осадков не в почву или водоемы, а на деревья и другие растения. Такая влага сразу испаряется, не попадая в почву;
  • сток – это способ, с помощью которого вода передвигается по земле;
  • инфильтрация – это попадание жидкости внутрь почвы и ее фильтрация;
  • подземные потоки — это потоки под землей, которые располагаются в зоне аэрации;
  • испарения воды – это переход молекул из жидкого состояния в парообразное;
  • сублимация — переход молекул из твердого состояния в парообразное;
  • отложение – переход молекул из парообразного состояния в твердое;
  • адвекция – это перемещение водяных молекул (в любом состоянии) сквозь атмосферу;
  • конденсация – формирование пара в тучи и облака;
  • испарение – перемещение паров под воздействием солнечной энергии из почвы и растений в атмосферу;
  • просачивание – перемещение воды сквозь почву под действием гравитации.

Гидрологический цикл – это сложный процесс, который занимает от нескольких суток до нескольких лет. Океан полностью обновляется за 3200 лет – это значит, что вся вода в нем испаряется и возвращается обратно за тот же срок.

Ученые разделяют гидрологический цикл на несколько типов, по их масштабу и территории. Существует 5 основных типов:

  1. Мировой круговорот воды – жидкость из океанов испаряется и выпадает в форме осадков над материковой сушей, а позже с помощью рек и стоков возвращается в океан;
  2. Малый – жидкость с поверхности моря, испарившаяся под действием солнца, возвращается обратно осадками;
  3. Внутриконтинентальный цикл — происходит только над сушей;
  4. Геологический цикл осуществляется внутри суши, когда океан сообщается с подземными потоками;
  5. Глобальный –открытый, включающий в себя все типы круговоротов.

Как происходит круговорот воды в природе и каковы особенности каждого цикла. Это уникальное природное явление, благодаря которому все живое на Земле имеет доступ к питательным веществам.

Почему знать гидрологический цикл и его принципы действия действительно важно? Значение круговорота воды в природе сложно недооценить, потому что он:

  • является связующим звеном для всей гидросферы;
  • жизненно важные вещества все время перемещаются по Земле, достигая нужных мест, питают почву, растения и микроорганизмы;
  • очищает и фильтрует мировой океан;
  • регулирует климат.

Нерациональное использование воды может привести к нарушению гидрологического цикла и стать причиной возникновения непоправимых последствий для всей Земли и ее жителей.

Круговорот воды в природе для детей объяснить несложно, используя простые понятия или преподнося все в виде сказки. Можно показать им простой схематический рисунок и рассказать в доступной форме о каждом изображенном процессе:

  1. Вода, которую мы пьем, употребляют также растения с животными, ведь она содержит в себе много полезных веществ;
  2. Вода живет в океане и реках, а также под землей;
  3. Солнце сильно греет океан, и он начинает сердиться. Когда вода в чайнике долго стоит на огне, она тоже сердится и выходит через носик. Так и часть жидкости в океане превращается в пар;
  4. В небе пар чувствует себя одиноко и сбивается в кучки. И получаются облака и тучи, которые летают над землей, гонимые ветром;
  5. Солнышко ночью не греет, поэтому пар перестает сердиться и снова превращается в жидкость, которая выпадает из тучи на землю, где пополняет реки, впадающие в океан;
  6. Все повторяется сначала.

Круговорот воды в природе

Круговорот воды в природе

Объясняя круговорот воды в природе для детей, не стоит забывать о наглядных пособиях и использовать кипящий чайник, кубики льда и пар. Самое важное – показать, что жидкость — важный ресурс, и к ней необходимо относится бережно. В итоге, чтобы понять, усвоили дети урок или нет, стоит задать им вопрос «Что такое круговорот воды в мире?» и послушать их ответы. Если вы все хорошо объяснили, то получите правильный ответ.

источник

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Точнее сказать, работают отдельные фрагменты этой «классической схемы»: имеет место испарение воды, в том числе и с поверхности океана, изредка имеет место и образование облаков из водяного конденсата, а облака относятся ветром,- но фрагменты эти занимают менее 5% общего круговорота воды в природе, в общей схеме круговорота эта частичная схема представлена.

Согласно определения понятий, поверхностное, неосновное свойство предмета, выдаваемое за главное, основное, называется ЛОЖЬ (то что сверху, на ЛОЖе, поЛОЖено)

Следовательно схема, признанная официальной наукой, является ложью в чистом виде.

— облака одинаковые и летом и зимой;

— появление облачных структур из «ниоткуда»;

— образование облаков в одном и том же месте;

— одинаковая влажность воздуха до и после грозы;

— выпадение дождевой воды – несоизмеримое с размерами тучи;

— затопления несоразмерные выпавшим осадкам;

— наводнения, окруженные кольцом засухи, в центре материков;

— засухи месяцами в Индонезии при высокой температуре и обилии воды;

— «поющие» скважины: вдох – солнечно, выдох – дождик;

— болота, проседающие за несколько часов;

— подъём грунтовых и подземных вод при циклонах;

— опускание грунтовых и подземных вод при антициклонах;

— метеоаномалии, сопровождающие землетрясения;

— родники, вытекающие с вершины горы;

— минеральные источники, бьющие на равнинах;

— термальные источники в глубинных океанических хребтах.

— в геосферах идёт круговорот превращения энергии в вещество (Н2О) и обратно;

— вода в литосфере поднимается потоками из недр Земли;

— вода в атмосфере образуется не только за счет испарений с поверхности земли;

— вода во многих видах облаков синтезируется излучением из глубинных недр Земли;

— дождевые облака – это не резервуары воды, а реакторы, производящие дождевую воду;

— водный баланс в атмосфере определяется бароцентрами, а не циклонами и ветрами.

Общепринятая схема «Круговорота воды» НЕ РАБОТАЕТ.

И это можно понять, если внимательнее посмотреть на красивые рекламные картинки турагенств.

Берег моря в теплую погоду – казалось бы хорошие условия для образования облаков – но нет их на небе целыми неделями.

Не видно облаков целыми днями на берегу теплого моря.

Не видно облаков целыми днями ни на культурном берегу, ни на диком берегу теплого моря.

Возьмите, к примеру, Индонезию. Острова на экваторе окружены океаном теплой воды, солнце греет до 40 градусов – идеальные условия для испарения влаги и конденсирования её в облака. Но нет на небе ни облачка целыми месяцами. И вместо дождей – засуха полгода.

Чтобы понять, как работает настоящая схема круговорота воды в природе, для начала надо понять что такое Эфир (в таблице он пеырвй, под названием Ньютоний)

– частицы вещества размером 10 в минус 50 степени метра и меньше;

– из этих частиц формируются электроны, нуклоны, ядра, атомы, молекулы, тела и т.д.

– материальная основа Вселенной.

Переходя с одного уровня размерности на другой вплоть до атомарного уровня, эфир обеспечивает энергетические проявления в природе.

Ниже схематично показан круговорот воды и эфира в природе, энергообмен: мировой эфир входит в Землю, внутри Земли он преобразуется в тяжёлые фракции эфира, выходит наружу.

При этом у поверхности Земли он частично превращается в вещество (разные химические элементы, образуются т.н. «полезные ископаемые»), в воду на поверхности Земли и на разных уровнях атмосферы; не материализовавшийся, неовеществлённый эфир уходит обратно в космос.

— нефть, газ и прочие ископаемые никогда не кончатся (если извлекать быстрее, чем Земля их воспроизводит из эфира- будут нарастать катаклизмы), но извлекать их для тех или иных нужд надо очень аккуратно;

— Человек может влиять на погоду техникой и мыслями;

— Человек, как и Земля, дышит не только воздухом, но и эфиром. Для дыхания эфиром не нужно делать вдох и выдох в обычном понимании этих слов, в обычном дыхании мы дышим эфиром в том числе. Из эфира могут синтезироваться все необходимые для жизнедеятельности человека вещества. Как бы только этому научиться- питаться «Святым Духом» чтобы избавиться от пищевой зависимости, назло «Пятерочкам», «Копеечкам» и прочим ритейлерам? 😉

источник

Круговорот воды в природе – сложный процесс, сопровождающийся изменением агрегатного состояния воды, перемещением ее между экосистемами. Каждый год с поверхности планеты испаряется объем воды, составляющий 500×10 в 3 степени км 3 . Этот же объем в виде жидких и твердых осадков возвращается на Землю. Такая непрерывная циркуляция обеспечивает существование жизни на планете.

Круговорот воды на Земле – природный процесс, представляющий собой беспрерывный водный обмен между атмосферой, литосферой и Мировым океаном. В процессе этого обмена водная масса меняет агрегатное состояние: из жидкой или твердой превращается в газообразную, и обратно. Она в ходе своего перемещения забирает и переносит огромное количество органических соединений и минеральных элементов, необходимых для поддержания жизни на планете.

Наибольший объем водной массы сосредоточен в океанах (97,5%), поэтому большая часть природной жидкости имеет в составе соли. Остальные 2,5% – пресные источники, из них:

  • ледники и вечные снега – 68,9%;
  • грунтовые воды (включая влагу в почвах болотистых местностей и зон вечной мерзлоты) – 30,8%;
  • реки и озера – 0,3%.

Вода пребывает в беспрерывном движении, причем ее объем на планете – величина постоянная. Однако нахождение ее в различных агрегатных состояниях меняется в течение истории Земли. Много веков назад водных источников на планете было гораздо меньше, поскольку основная водная масса была сосредоточена в ледниках. Еще 20 тысячелетий назад по ледниковому покрову, разделявшему Берингов пролив, из Аляски можно было свободно перебраться в Азию.

Процесс сложный, состоит из нескольких этапов. Движущий фактор – солнечное излучение.

В теплый сезон нагретая Солнцем вода принимает газообразное состояние – становится паром. Из испаряющейся водной массы отфильтровываются соли. То есть накапливающийся в атмосфере пар является пресным. По мере поднятия в атмосферные слои пар сталкивается с холодными воздушными потоками, в результате формируются облака. Выпадающие из них осадки наполняют океан.

То есть этапы круговорота воды, если говорить упрощенно, следующие:

  • испарение;
  • концентрирование в атмосфере;
  • выпадение в виде осадков.

Такой процесс наблюдается обычно над океанической поверхностью. Но он сложнее, если облака скапливаются над сушей, и осадки проливаются не в океан, а на земную поверхность. Сточные воды, наполняющие поверхностные и подземные источники, проходят длительный путь к океану. В процессе движения происходит процесс, обратный опреснению пара в атмосфере: реки и подземные водотоки забирают с грунта минеральные частицы, выносят их в моря и океаны. Там вода испаряется, а соли остаются. Так реки поддерживают соленость Мирового океана.

Планетарная циркуляция воды включает несколько процессов, являющихся ее звеньями. Следует подробнее рассмотреть схему мирового круговорота воды:

  1. Испарение – начальное звено круговорота. Нагреваемая солнечным излучением вода переходит из жидкого состояния в газообразное. Пар поднимается в атмосферные слои. Этот процесс происходит на планете непрерывно в разных масштабах: пар образуется над реками, озерами, морями, над всеми водными источниками, даже в результате выделения пота живыми организмами.
  2. Конденсация – 2 этап. Происходит в высоких атмосферных слоях, в результате пар снова обретает жидкое состояние. Частицы пара, столкнувшись с холодными воздушными потоками, рассеивают тепло, формируют водяные капли. Так образуются облака, а также туман.
  3. Осадки – 3 этап. Водяные капли, формирующие облака, постепенно сливаются друг с другом, тяжелеют. Когда достигают определенного размера, выпадают на землю твердыми или жидкими осадками. Из-за высокой скорости падения осадки, приближаясь к земной поверхности, не успевают испаряться. В результате становятся возможными снег, дождь, град.
  4. Стоки в океан – 4 этап. Выпавшие на землю осадки распределяются. Часть впитывается в почву, становится питанием для растительных организмов. Другая часть попадает реки и прочие природные стоки, устремляется обратно в океан.

Основными элементами круговорота воды являются:

  • осадки – выпадение атмосферной влаги на земную поверхность;
  • перехват осадков растительностью – испарение выпавшей влаги с растений, без насыщения почвы и пополнения водных источников;
  • стоки – объекты перемещения воды по земной поверхности;
  • инфильтрация – просачивание воды в почву с сопутствующей фильтрацией;
  • подземные стоки – потоки под землей, находящиеся в аэрационной зоне;
  • испарение – переход воды из жидкого в газообразное состояние;
  • сублимация – переход из твердого в газообразное состояние;
  • отложение – переход из газообразного в твердое состояние;
  • адвекция – горизонтальное движение молекул в любом агрегатном состоянии в атмосферных слоях;
  • конденсация – формирование облачности;
  • испарение – образование пара под влиянием солнечного тепла, движение его с земной поверхности в атмосферу;
  • просачивание – опускание влаги в почву под гравитационным воздействием.

Жидкость, постоянно меняясь, выделяет и поглощает энергию. Живые организмы, в том числе люди, тоже участвуют в круговороте воды, употребляя и выделяя ее, используя для своих нужд. Влияние человека на процесс усиливается, причем имеет преимущественно негативный характер. Круговорот нарушается промышленным использованием воды, сооружением водохранилищ и плотин, осушением болот, введением оросительных систем.

Читайте также:  Анализ на качество сточных вод

В верхних грунтовых слоях корневая система растений всасывает часть воды, необходимой для метаболизма. Незначительное количество накопившейся в растительных тканях жидкости переходит в организм растительноядных животных и человека. Но большая часть жидкости участвует в процессе транспирации: поступает из почвы в корни, перемещается по каналам в тканях растения, испаряется через листья.

Часть воды, не поглощенная растениями, поступает дальше в почвенные слои, становится частью системы грунтовых вод, протекающих сквозь песок, гравий и прочие слагающие породы. На грунтовые источники приходится значимая часть запасов пресных вод на планете. Грунтовый источник рано или поздно соединяется с реками, озерами, другими поверхностными водными объектами. Незначительная часть грунтовых вод опускается в глубоко лежащие минеральные породы, где замуровывается на тысячи лет.

Движется природная вода с неодинаковой скоростью. Поверхностные водные массы перемещаются быстро, а подземные, находящиеся в зоне вечной мерзлоты и в глубинных океанических слоях – медленно. Период полной смены воды в разных природных объектах следующий:

  • в живых организмах – около недели;
  • в атмосфере – полторы недели;
  • в реках – 2 недели;
  • в грунтовых слоях – от месяца до года;
  • в болотах – от года до 10 лет;
  • в озерах и прочих водоемах – около 10 лет;
  • в морях и океанах – 4 тысячи лет;
  • в пещерах и прочих подземных резервуарах – до 10 тысяч лет;
  • в ледниках и зонах вечной мерзлоты – несколько тысяч лет.

Различают следующие типы процесса:

  • Большой круговорот воды в природе. Испаряющаяся с океанической поверхности влага устремляется в атмосферу, с ветрами переносится к суше, выпадает осадками. Накопившаяся в реках и грунтовых слоях жидкость отправляется обратно в океаны.
  • Малый. Пар, поднимающийся над океаном, не переносится к суше, выпадает осадками над океанической поверхностью.
  • Внутриконтинентальный. Все звенья происходят над сушей. Испарившаяся с земной поверхности влага выпадает осадками на землю.
  • Геологический. Подразумевает беспрерывный взаимный обмен водами между океанами, сушей и литосферой. Отмечается обычно в области тектонических трещин, находящихся на стыке литосферных плит.
  • Глобальный круговорот воды – незамкнутый процесс. Через тектонические трещины из глубин планеты идет приток жидкости в гидросферу. Ежегодное прибавление составляет 0,25 км 3 . В то же время часть молекул водяного пара, скапливающегося в атмосфере, под влиянием солнечного излучения устремляется в космос, расщепившись на кислород и водород.

Круговорот воды – один из самых значимых природных процессов, он связывает все планетарные оболочки, позволяет им полноценно функционировать. Без распределения воды по земному шару невозможно было бы существование жизни. Благодаря круговороту воды в биосфере переносятся важные для живых организмов минеральные элементы и органические вещества, формируются оптимальные климатические условия.

Роль циркуляции воды на планете заключается в:

  • объединении в единую систему гидросферы, литосферы, биосферы, атмосферы;
  • делении объектов гидросферы на пресные и соленые, подходящие для жизнедеятельности разных видов живых организмов;
  • переносе на значительные расстояния большого объема веществ, необходимых для поддержания жизни;
  • очищении Мирового океана;
  • формировании определенных климатических условий в разных частях планеты;
  • обеспечении водой практически всех территорий земного шара;
  • регулировании уровня речного стока при климатических и погодных изменениях;
  • обеспечении через почву растительных организмов минеральными и органическими элементами.

Научные исследования показывают, что скорость круговорота с каждым годом увеличивается. Это ускорение отрицательно влияет на климатические условия на всей планете. Территории, находящиеся в жарком и сухом климате, становятся еще более засушливыми, а в регионах с влажным климатом растет количество осадков.

источник

Водой покрыта большая часть Земли. Она является важнейшим элементом для всех живых организмов и играет фундаментальную роль в их жизнедеятельности.

Вода наполняет моря, реки и океаны, находится в облаках или тумане, а при конденсации выводится из атмосферы в виде снега, дождя или росы. Она пребывает в постоянном движении и способна менять свое состояние из твердого в жидкое или газообразное.

Этот процесс называют круговоротом воды в природе и считают залогом существования жизни на нашей планете.

Круговорот воды в природе – это цикличное передвижение жидкости внутри биосферы Земли. Его суть заключается в испарении воды с земной поверхности и переноса воздушными массами в другие уголки планеты с последующей конденсацией и возвратом обратно на землю.

Общее количество воды на земном шаре всегда остается неизменным, но она непрерывно циркулирует и обеспечивает тем самым постоянный обмен влагой между поверхностью земли и атмосферой.

Впервые на подобный процесс обратили внимание китайские жители. Впоследствии связь между дождями и сточными водами в водоемах заметили в Индии, а примерно пять столетий назад о водообмене узнали в Европе.

Самые ранние соображения о круговороте высказывал Леонардо да Винчи, однако полноценное учение об этих процессах принадлежит французскому ученому Пьеру Перро, разработавшему в XVII веке концепцию гидрологического цикла.

Двигателем водообмена является Солнце. Оно нагревает воду в морях, океанах, в результате чего та испаряется, превращается в пар и поднимается в воздух. Аналогичные процессы происходят на земле – под воздействием повышенных температур вода на поверхности почвы преобразуется в паровые частицы либо испаряется из растений через их наружные органы.

Поднявшись в воздух, пар перемещается ветром до тех пор, пока не попадет в область с пониженной температурой. Здесь он превращается в капли воды либо льдинки и продолжает передвигаться в облаках, а затем падает на сушу и в моря в виде осадков.

Значительная часть жидкости при падении перехватывается растениями, оставшаяся попадает на грунт или в водоемы. В дальнейшем она снова нагревается, испаряется и поднимается в атмосферу, то есть круговорот имеет цикличность и происходит непрерывно.

В зависимости от изменений, происходящих с водой, выделяют несколько видов водообмена. Большой круговорот подразумевает испарение пара с поверхности океана, его перенос на материки и выпадение на сушу. Жидкость в океаны при таких процессах возвращается в виде стоков.

По мере движения она полностью меняет свои характеристики, то есть соленая вода становится пресной, а грязная – чистой. Малый круговорот представляет собой явление, при котором вода испаряется с океанов, конденсируется и снова попадает в океаны.

При внутриконтинентальном круговороте такие же процессы происходят на суше, то есть та вода, которая поднялась с земной поверхности, снова выпадает на суше.

Цикличность круговорота и полное обновление воды в разных регионах Земли имеет различную скорость. Считается, что океаны обновляются в среднем один раз за 3,2 тысячи лет, а ледники – за 5–10 лет. Круговорот на поверхности почвы происходит всего за 1–2 месяца, в пресных водоемах – за 15–17 лет, в реках – за 17–19 дней.

Быстрее всего водообмен осуществляется в атмосфере – на полное обновление в воздухе воде необходимо всего 10 суток. По мнению ученых, чтобы растения смогли полностью переработать всю массу воды, находящуюся в гидросфере, им потребуется 11 млн. лет.

Значение круговорота для нашей планеты сложно переоценить. Он объединяет между собой все земные оболочки и оказывает прямое влияние на формирование климата.

Благодаря перемещению воды, по земному шару переносится большое количество полезных веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности всех существ. Кроме того, за счет круговорота жидкость попадает практически во все уголки планеты, а воды Мирового океана хорошо очищаются от загрязнений.

источник

Министерство образования республики Башкортостан

МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Дополнительного образования детей Станция юных натуралистов г. Белорецк

ПДО МОБУ ДОД СЮН г. Белорецк

Круговорот воды в природе

(методическая разработка открытого занятия)

Галиастанова Зульфия Зайнетдиновна

ПДО МОБУ ДОД СЮН г. Белорецк

3.1Учебно методическая карта занятия………………………………………. ……5

Список использованной литературы…………………………………………….10

Данная тема занятия изучается в разделе «Голубой минерал планеты» календарно-тематического плана на второй год обучения. Основная цель направлена на изучения круговорота воды в природе и знакомство с новыми понятиями. Занятие включает в себя такие формы и методы как, разгадывание кроссворда, рассказ, вопрос-ответ, сказка, игра с мячом, путешествие в роли капелек по круговороту в природе.

Ребята работают в парах по карточкам и индивидуально по схеме круговорота воды. Используются на занятии интерактивные средства обучения и плакат «Круговорот воды в природе».

Актуальность занятия обусловлена в первую очередь необходимость формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся к изучению круговорота воды в природе, так как вода — это источник жизни на земле. Кроме этого научить работать в парах и индивидуально, развивать умения высказывать свои мысли и отстаивать их.

Тема занятия: «Круговорот воды в природе»

Тип занятия: Изучение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с понятием круговорот воды в природе.

обучающая: сформировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды. (переход из одного состояния в другое);
развивающая: развивать логическое мышление , воображение, восприятие , память, наблюдательность; умение обобщать и делать выводы;
воспитательная: формировать знания об экологической целостности природы; о бережном отношении к ней.

Методы: игровые, частично-поисковые, словесные.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, экран, задания для групповой работы, карточки для работы в паре, карточки для составления схемы «Круговорот воды в природе», капельки грустные и весёлые для рефлексии.

Подготовка к открытому занятию включала в себя изучение дополнительной литературы о воде в природе, о трех состояниях воды и о круговороте воды в природе ( Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- Москва: Издательский дом «Дрофа», Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org , sitewater.ru ).

Также был разработан конспект занятия и презентация «Круговорот воды в природе».

В ходе своего открытого занятия использовала одно из направлений личностно – ориентированной технологии – технологию сотрудничества, которая позволяет реализовать равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно определяют тему занятия, разгадывают кроссворд, отправляются в путешествие по круговороту воды в природе, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества.

3.1. Учебно-методическая карта занятия.

Объявление темы, цели занятия

Актуализация опорных знаний

Стихотворение, вопрос-ответ, игра с мячом.

Изучение нового материала

Сказка, беседа, иллюстрации.

Повторение и закрепление изученного материала

Изображение круговорота воды, работа в микрогруппах, работа по карточкам

Сочинить сказку о путешествии капельки.

-Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас, ваши улыбки. Давайте возьмемся за руки, передадим частичку доброты, тепла, хорошего настроения друг другу.

2. Актуализация знаний. На прошлом занятии мы с вами говорили об охране воды, что воду нужно беречь и экономить. Я, надеюсь, что вы и вся ваша семья теперь экономно используете воду и знаете, как правильно её беречь. Сегодня мы с вами продолжим изучение большого и очень важного раздела нашего курса «Голубой минерал планеты». Для начала давайте разгадаем кроссворд:

Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

Она заплачет и умрёт. (Сосулька)

Никто его не подберёт. (Град)

На улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз)

Ловит дворник его в кадку…

Очень трудная загадка! (Дождь)

-Какое ключевое слово получилось? (Круговорот)

А вот круговорот какого вещества, вы скажете, когда поймёте, о чём идёт речь в стихотворении.

3. Объявление темы и цели занятия.

-Кто сможет сказать, какова тема нашего занятия? (Круговорот воды в природе.)

Сегодня мы с вами узнаем, что такое круговорот воды, как он происходит в природе, для чего он нужен. И познакомимся с новыми понятиями как испарение, конденсация и взаимодействие. А также узнаем о некоторых приметах природы.

4. Актуализация опорных знаний.

Привыкли к воде мы и не удивляемся.

Заметить особенности и не стараемся.

Все нам привычно: и кубики льда,

И иней пушистый на проводах.

Вот чайник — из носика пар вырывается…

Кипит, а никто и не удивляется.

Туман над рекою, и ливень, и град,

И дождик – смотрите, как брызги летят!

Сосулька на крыше – что в ней необычное?

Всё нам такое родное, привычное.

Мальчишки! Хоккей все любят? Ну, вот!

Что под ногами? Конечно же, лед!

Дождинка, снежинка, каток изо льда…

Друзья, вам известно, что это – вода.

Уже вы узнали: водичка-то разная:

Твердая, жидкая, газообразная.

Узнаем сегодня, как из году в год

В природе идет круговорот.

-Удивительное вещество вода. Она может находиться в разных состояниях. Может переходить из одного состояния в другое.
-Посмотрите, у меня в стакане вода. Если поставим в холод, она превратится в твердое состояние, при интенсивном нагревании вода испаряется.

В каких состояниях может находиться вода? (Жидком, газообразном, твёрдом)

От чего зависит состояние воды? (От температуры.)

-Где встречается вода в жидком состоянии? ( В реках, озёрах, дождик, туман, облако…)

-В твёрдом состоянии?( Лёд, снег, град…)

— В газообразном? ( Невидимый пар в воздухе)

Можете ли вы привести примеры, когда вода переходит из одного

состояния в другое? (Чайник выкипел, реки замёрзли, град, иней…)

— Давайте теперь поиграем в игру с мячиком. Я называю вам состояние воды и кидаю мячик, а вы мне приводите пример и кидаете обратно.

5. Изучение нового материала.

Как называется процесс превращения жидкого состояния воды в газообразное? (Испарение) Молодцы!

— Знакомы ли вы с понятием конденсация? (Да. Это превращение пара в жидкость)

— А когда происходит этот процесс?

(Конденсация происходит в воздухе, насыщенном паром, при понижении температуры. Конденсация – это процесс, обратный испарению). Молодцы!

Вода – это удивительное вещество. Она способна превращаться из одного состояния в другое. Как в сказке!

-Но задумаемся, ведь сама вода не может перевоплощаться. Ей помогают в этом солнце, ветер и суша. В природе всё взаимосвязано.

-Сегодня нам предстоит выяснить, как они взаимодействуют? Как вы понимаете слово «взаимодействовать»? ( Сообща, дружно, все вместе)

-Как мы с вами сейчас работаем.

— А как вы думаете, такие процессы могут происходить только в комнатных условиях? Так происходит и в природе. Чтобы убедиться, предлагаю прослушать сказку. Будьте внимательны, прослушав сказку, нужно изобразить путешествие капельки в группе.

«Кругосветное путешествие Капельки».

Жила-была Капелька на цветке, а может быть, и в море, а может, в океане, а может быть, и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(Прикрепить на схему «Круговорот воды» каплю на поверхность земли.)

Пригрело как-то яркое солнышко.

(На схеме выдвинуть солнце из-за тучек.)

– Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей)

– Да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Читайте также:  Анализ на кальций в воде

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а сама она стала невидимой. Что случилась? (Она поменяла своё состояние. Из жидкого в газообразное.)

-Ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель-сестричек. Вскоре их стало целое облако. И снова капельки поменяли своё состояние из газообразного в жидкое. А тут ещё сильнее ветер подул. И отнёс он нашу капельку далеко от дома. Сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако. И пролилось на сушу, где дождём, а где и другими осадками.

Итак, полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит. (Показ на схеме)

Судьба выпавших с неба капель различна. Как вы думаете, куда могут попасть капельки?

-Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

– Можно ли сказать, что Капелька совершила путешествие по кругу?

Как называется этот процесс? (Круговорот воды в природе.)

Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.

6. Физкультминутка «Круговорот воды в природе»

Итак, с поверхности Мирового океана в воздух поднимаются капельки воды. Покажите, куда движется вода в газообразном состоянии? (Дети, потягиваясь, встают из-за парт)

Охлаждаясь, пары вновь превращаются в воду и падают на сушу. Уже вода в жидком состоянии скапливается в различных водоёмах. В них мы любим купаться. (Дети имитируют купание)

В твёрдом состоянии воду мы можем встретить зимой. Наши водоёмы покрываются льдом. Мы вооружаемся коньками и … (Дети «катаются» на коньках)

Ну а суша зимой укрыта снегом. Мы играем в снежки.(Дети «играют» в снежки)

С приходом весны снег и лёд растают, и вода рано или поздно опять окажется в океане.

7. Повторение и закрепление изученного материала.

-Ребята, давайте изобразим путешествие капельки. Все необходимое лежит на партах. А одна группа будет работать у доски.
— Давайте посмотрим на доску и послушаем ребят. Если есть что добавить, дополнить мы вас выслушаем.
— Давайте вернемся к путешествию капельки. Скажите, какое движение совершала капелька? Как двигалась капелька?
— Кто может сказать, какой процесс мы рассматривали? (Круговорот воды в природе)
Давайте еще раз посмотрим на слайд, где изображен круговорот воды. И проговорим, как происходит круговорот воды.
Вывод: Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, рек, океанов, из почвы. Воду испаряют все растения. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой. В воздухе образуется мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя. Снега. Судьба капель различна. Одни попадают в ручьи, реки, озера или сразу в моря. И снова испаряются.
— Ребята, а так ли важен круговорот воды в природе? Разберите в группах сложившиеся проблемы.

1проблема: Если комнатные растения не поливать, они погибнут. Как выживают растения в природе? За счет чего?

2проблема: Вода на Земле испарилась, но обратно не возвращается. Что произойдет?

Вывод: Круговорот воды в природе – важный необходимый процесс.

-О чем мы сегодня говорили на занятии?

-Какие новые понятия вы узнали?

Я вам раздаю капели. Если вам сегодня на уроке было неинтересно, не открыли для себя ничего нового, то нарисуйте грустную капельку.

Если вам понравился урок, вы узнали для себя много нового и интересного, нарисуйте тогда капельку весёлую. И пусть ваши капельки отправятся в кругосветное путешествие.

10. Домашнее задание: Сочините свою сказку о круговороте воды в природе. Или зарисуйте схему круговорота воды в природе.

Список использованной литературы.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Фёдоров» 2009 год.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- Москва: Издательский дом «Дрофа» 1995 год.

источник

Внешняя оболочка Земли представляет собой биосферу, включающую в себя воздушную часть (атмосферу), твердую (литосферу) и водную (гидросферу) части. В гидросферу входят все водные ресурсы планеты. Она занимает промежуточное положение между литосферой и атмосферой и постоянно взаимодействует с ними.

С точки зрения физики, чистая вода — это бесцветная и безвкусная жидкость, состоящая из водорода и кислорода. В гидросфере пребывает в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Она способна:

  • замерзать, переходя из жидкого состояния в твердое;
  • таять при переходе из твердого в жидкое;
  • испаряться при нагревании и переходить в газообразное состояние;
  • конденсироваться в капельки при охлаждении переходя при этом из газообразного состояния в жидкое.

Планета Земля на три четверти покрыта водой, из-за этого ее часто называют голубой. Вся ее совокупность составляет примерно полтора миллиарда кубических километров. Основная часть воды в жидком состоянии (более 96%) сосредоточена в морях и океанах и является горько-соленой. Общая площадь Мирового океана в 2,5 раза превышает территорию всей суши.

На долю пресной поверхностной жидкости озер, рек, болот и других водоемов приходится меньше 3%, что составляет 90 млн кубометров. Грунтовые воды и так называемых подземные моря в глубине земли могут быть как пресными, так и солеными (минеральными).

Хранилищами льда и снега являются ледники. Огромные запасы пресной воды в твердом состоянии находятся в труднодоступных местах. В основном они сосредоточены в Антарктиде и Гренландии в виде ледниковых природных образований и айсбергов в Арктике. Ледники содержат более 24 млн м3 воды. Для сравнения — это объем жидкости, который будет иметь сток всех рек Земли за 500 лет. Если этот лед в воображении распределить по всей поверхности планеты, то получится слой толщиной в 53 метра.

Распределение по объему гидросферы всех водных запасов (в кубических километрах):

  • Всемирный океан — 1 млрд 370 млн.
  • Подземные — 60 млн.
  • Зоны активного водообмена (т. е. зоны грунтовых вод, участвующих в обмене с атмосферой и питающих реки) — 4 млн.
  • Ледники — 24 млн.
  • Озера — 280 тыс.
  • Почвенная влага — 85 тыс.
  • Пары в атмосфере — 14 тыс.
  • Речные — 1,2 тыс.

В газообразном состоянии вода находится в виде облаков, имеющих разную форму в зависимости от высоты, на которой образовались. Облака образуются при охлаждении водяного пара, который растекается и формирует рыхлую массу, насыщенную капельками жидкости. В самых высоких облаках могут быть кристаллики льда.

Благодаря уникальной способности воды легко превращаться в любую форму (газообразную, твердую или жидкую) стало возможным непрерывное перемещение водных масс через атмосферу из океана на сушу и обратно. Этот процесс получил название мирового круговорота воды. Основная роль в его механизме отводится тепловой энергии Солнца и силе тяжести.

При нагревании океана под воздействием солнечного тепла со всей его поверхности испаряется и поднимается в атмосферу влага. Там происходит охлаждение и превращение ее в жидкость, капельки которой формируют облака и тучи. Под действием силы притяжения одна часть сконденсированных в атмосфере водяных паров возвращается в океан разными видами осадков.

Другая часть передвижением воздуха (ветрами) относится на сушу, пополняет запасы грунтовых жидкостей и увлажняет почву. Жидкость из почвы частично стекает в водоемы, а частично поглощается растениями, которые потом испаряют ее поверхностью листьев. Реки постепенно переносят полученную из атмосферы воду в Мировой океан. Это очень важный этап, регулирующий речной сток. Если бы его не было, то реки наполнялись бы только на короткое время выпадения дождей или при таянии горных снегов. В итоге процесс замыкается и повторяется, т. е. является цикличным.

Можно сказать, что круговорот воды в природе происходит как гидрологический цикл по схеме: океан — атмосфера — суша — океан. Он представляет собой замкнутую цепь, каждое из звеньев которой имеет свои особенности. Речное, озерное и океаническое характеризуется испарением жидкости с поверхности водоемов. Почвенному присуще не только испарение, но и перемещение водных пластов. Роль атмосферного звена сводится к накоплению и переносу водяных паров.

Доля биологического звена невелика, но оно отличается сложностью и многообразием происходящих в нем процессов. Вся жидкость, потребляемая людьми в процессе хозяйственной и бытовой деятельности, в итоге возвращается в общую схему круговорота воды в природе. Самым значительным звеном является океаническое, на его долю приходится ¾ всех осадков на планете.

Все составляющие водообмена на планете объединяются глобальным или большим кругооборотом воды. Он обеспечивает поступление воды буквально в каждую частичку земного шара и ее непрерывное обновление, т. е. полную смену за фиксированный отрезок времени. Этот параметр варьируется от 12 дней у рек до 10 тыс. лет у полярных ледников. Быстрее всего процесс происходит в живых организмах, например, в организме человека полный водообмен совершается за 8 часов.

Цикл большого круга не замкнут, так как часть жидкости теряется навсегда в верхних слоях атмосферы. Под воздействием солнечных лучей молекулы воды распадаются на водород и кислород и уходят в космос. В то же время объем гидросферы не уменьшается за счет дополнительного притока воды из недр земли через тектонические трещины.

Большой круг разделяется на два малых: океанический и континентальный. Океаны — основные поглотители солнечного тепла и поставщики водяного пара, именно над ними происходит океанический водообмен. На сегодня его объем сопоставим с шестью такими водоемами, как Каспийское море. Количество жидкости в океанах меняется в процессе развития планеты. Остается неизменным только тот факт, что не вся испарившаяся с их поверхности жидкость возвращается.

Часть ее переносится на континенты и выпадает в виде осадков на сушу. Так возникает континентальный круговорот. Его начальный объем зависит от характеристик материка, над которым он происходит. Чем больше размер территории и выше горные массивы, тем больше океанической влаги оседает на континенте. Максимальный размер у водооборота Евразии, минимальный — у Австралии. За время своего существования малый кругооборот менялся, иногда значительно и скачкообразно.

Отдельное явление — геологический круговорот. Он происходит при непрерывном водообмене между сушей, океаном и недрами планеты в зонах тектонических сдвигов, рифтовых трещин и желобов. В одной из таких трещин находится самое глубокое континентальное озеро на земном шаре — Байкал, в нем сосредоточено 50% всех мировых запасов пресной воды. Другая пересекает весь Атлантический океан.

Желоба располагаются в Тихом океане на всем протяжении от Камчатки до Индонезии. В них находится очень горячая жидкость из глубин земли, которая может вступать в реакции с холодными придонными слоями. В результате содержащиеся в воде примеси выпадают в осадок. Он образует конусы высотой в десятки метров. Сильно нагретая вода из глубоководных источников, вырываясь на поверхность, похожа на извержение маленьких вулканов с белым или черным дымом над ними. В итоге жидкость, ушедшая в глубину вместе с горными породами из-за различных геологических процессов, восполняется.

Откуда берутся дождевые тучи, почему реки не пересыхают, может ли человек прожить без воды — все эти вопросы рано или поздно возникают у любого ребенка. Дошкольникам такую сложную вещь, как водообмен, нужно объяснять кратко, лучше в игровой форме. Обязательно обратить внимание, что правильное название — именно круговорот, а не водоворот воды в природе. Чтобы было понятнее, сначала желательно рассказать о каждой стадии явления и познакомить с такими определениями: конденсация, испарение, перенос воды, осадки.

Форму подачи информации можно выбрать соответственно характеру и интересам ребенка. Например, придумать или найти в интернете сказку о приключениях принца Капитошки и его подружек капелек. Если ребенок хорошо воспринимает наглядную картинку, можно нарисовать или распечатать схематический лэпбук по этой теме или сделать своими руками макет из подручных материалов.

А еще лучше вместе поставить интересный эксперимент. Чтобы создать элементарную модель круговорота понадобятся: большой полиэтиленовый пакет на застежке или стеклянная банка, цветные водостойкие маркеры, скотч и собственно вода. Для красоты в нее можно добавить акварельной краски или пищевого красителя. Можно приступать к опыту:

  1. Насколько хватит фантазии, разрисовать маркерами сосуд. Изобразить солнышко, тучки, небо, линию моря.
  2. Предварительно подкрашенную воду нужно нагреть так, чтобы появился пар, но еще не началось кипение.
  3. Перелить воду в пакет или банку и хорошо закрыть.
  4. Помещаем сосуд в место с самой большой разницей температур. Например, можно прикрепить пакет скотчем на балконной двери или поставить банку на подоконник.
  5. Через некоторое время вода начнет испаряться, и на стенках сосуда появятся первые кружочки конденсата. Это будет символизировать испарение жидкости с поверхности моря в атмосферу.
  6. Затем капельки будут набухать, пока в итоге не поползут вниз. Получится символ выпадения осадков.

С банкой опыт можно продолжить, понаблюдав за изменением уровня воды в ней при закрытой или открытой крышке. Ребенку постарше можно рассказать, что мир в закрытой банке — простейшая модель замкнутой системы, каковой, собственно, и является наша планета.

Круговорот воды является исключительно важным свойством гидросферы, так как только благодаря ему общее количество этой жидкости на Земле почти не уменьшается, делая ее возобновимым ресурсом. За последние пару сотен лет существенно возросло значение хозяйственной деятельности человека в круговороте воды. Динамичное развитие промышленности, бесконтрольная вырубка лесов, орошение и осушение земель, освоение обширных участков земли для сельскохозяйственных нужд, возведение огромных плотин, затопление больших территорий водохранилищами — все это мало повлияло на общий объем гидросферы, но сильно затронуло отдельные гидрологические процессы.

Изменился сток рек, значительная часть воды надолго выпадает из общего круговорота. Даже появился термин — безвозвратно изъятая вода. Она, конечно, не исключается полностью из водообмена, но может возвращаться с большой задержкой и на совершенно другое место. Сбрасывание в водоемы даже небольшого количества сточных вод приводит к загрязнению огромных объемов. Поэтому сейчас самым важным является вопрос водной экологии, а не ее физической нехватки.

источник