Меню Рубрики

Анализ почвы и воды цель

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Практическая работа « Анализ почвы и воды» химия 8 класс

Тема урока : Анализ почвы и воды.

Тип урока : Практическая работа.

Цели урока : научить выполнять проектную работу

Обучающие: научить правилам и умениям при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие : воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать уверенность в себе, пути решения экологических проблем.

Почва с разных участков земли, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Цель: (выдвигают учащиеся)Исследовать состав почвы и воды

Задачи : (выдвигают учащиеся)1.Узнать из интернета о почве

2.Изучить механический состав почвы

3.Исследовать среду почвенного раствора

4.Изучить кислотность и прозрачность воды

Гипотеза: (выдвигают учащиеся)Почва и природная вода –это смесь веществ. Плодородие почвы зависит от кислотности.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Ответ –результат исследования

1.Состав почвы (презентация-выступления учащихся)

2.Какие бывают почвы (презентация-выступления учащихся)

3.Какие растения на каких почвах растут (презентация-выступления учащихся)

Опыт №1. Механический анализ почвы

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним .

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

1.Теоретические исследования (презентация-выступления учащихся)

Почва – поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

Какие бывают почвы? (презентация-выступления учащихся)

Кислые и щелочные почвы неплодородны

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки)

Какие растения на каких почвах растут? (презентация-выступления учащихся)

предпочитают бархатцы, гайлария, агератум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла , яблоня, морковь, огурцы, капуста, гладиолусы, свекла, лук, чеснок

-Растения, которые требуют слабокислой почвы

розы, примулы, левкои, хризантемы, василек, папоротник

-Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): картофель, томаты, редис, гортензии, вереск, азалии, рододендроны, люпин, малина, ирисы,примулы

-Кислая почва: хвощ полевой, щавель, кислица, голубика

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

Воды на Земле очень много- это океаны, ледники, реки, дожди. Но в то же время очень мало. Почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

Наша задача- исследовать воду, которую мы пьем.

Органолептические: изучение цвета , запаха, прозрачности

Практическая часть-экспериментальная (презентация-выступления учащихся)

Алгоритм проведения опыта:

1. Провести опыт в соответствии с инструктивной картой

5 Результаты записать в таблицу.

6.Рассказать о результатах своего исследования

Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой

2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа

Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя

-Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

-Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

-При работе со свечой пробирку держим не касаясь пламени

-Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

-В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы

-Цель: изучить механическую структуру почвы.

-В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните

-С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы

Вывод: убедились , что почва содержит песок, глину, перегной.

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

-Цель: исследовать среду почвенного раствора

-2)Несколько капель фильтрата поместите на

-предметное стекло и выпарите

-Что наблюдаете на стекле после выпаривания.

Сделайте вывод по результатам наблюдения

Почвенный раствор — это чистое вещество или смесь?

3)Проверьте почвенный раствор с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Вывод: Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли .
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая .

Опыт №3. Определение прозрачности воды

Цель: Исследовать прозрачность воды

Установите цилиндр на бумагу с текстом, приливайте воду до уровня 20см

На какой высоте печатный шрифт становится невидным?

Измерьте высоты столбов воды линейкой

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%.

Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Вывод: Исследуемая вода прозрачна

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды

Цель: Изучить характеристику запаха воды

Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните

Откройте пробку, отметьте характер запаха

Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Вывод: Запаха нет. Интенсивность запаха…(0) баллов.

Вывод : По органолептическим исследованиям вода пригодна для питья.

Вывод по результатам исследования:

Наша гипотеза подтвердилась.

Почва и природная вода –это смеси веществ. Плодородие зависит от кислотности. Плодородная почва –это нейтральная и слабокислая.

Сажать растения, изучив кислотность почвы.

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки), золы

Картофель дает хороший урожай при рН =5,0-5,5

(индикаторная бумага желтая)

Почва нашего огорода имеет рН=

Почву надо (не надо) известковать .

источник

Анализ почвы позволит оценить общее экологическое состояние, уровень безопасности грунта.

Комплексная токсикологическая оценка проводится для выявления загрязнения почвы вредными веществами.

Агрохимическое исследование почвы позволяет оценить уровень ее плодородия.

Анализ качества воды — точный и надежный способ определить ее пригодность для питья или купания.

Контроль качества лабораторных исследований, осуществляемый по международным стандартам, – гарантия точного результата.

Практически каждому владельцу садового участка или загородного дома с приусадебной территорией хочется наслаждаться шумом зеленой листвы и собирать хороший урожай с грядок. Но как быть, если растения не приживаются, несмотря на соблюдение всех правил посадки? Возможно, дело в состоянии почвы. Не стоит торопиться и заказывать дорогостоящую услугу по обновлению грунтового слоя — для начала можно сдать пробу почвы на специальный анализ, который покажет, насколько плодородной она является (а может, и вовсе отравленной теми или иными веществами) и какие удобрения рекомендуется использовать.

Исследование состава почвы может пригодиться не только состоявшимся землевладельцам, но и тем, кто только задумывается о покупке участка. Такой анализ позволяет оценить плодородность грунта, а также предпринять шаги по ее повышению. Кроме того, изучение характеристик почвы даст вам возможность убедиться в ее безопасности, ведь в связи с неблагоприятной экологической обстановкой (особенно вблизи больших городов) земля часто становится прибежищем ядов, токсинов, радиоактивных частиц, а также опасных бактерий и паразитов.

Читайте также:  Анализ и контроль качества воды

Кроме таких «бытовых» причин, существуют и другие, более серьезные, регламентируемые на законодательном уровне. Так, например, в рамках инженерно-изыскательных работ застройщик обязан провести анализ почвы. Однако это тема настолько сложная и серьезная, что заслуживает написания отдельного материала.

Что же становится причиной неблагоприятного состояния почвы? Оно может быть вызвано близостью промышленных предприятий, выбрасывающих в окружающую среду химические отходы (особенно если речь идет о тяжелых металлах и нефтепродуктах). Сельскохозяйственные удобрения (пестициды) также вредят состоянию грунта, приводя к его истощению и токсическому заражению. Кроме того, причиной ухудшения качества почвы могут стать близлежащие автомобильные магистрали со значительным потоком машин, ведь выхлопные газы портят не только воздух, но и землю, приводя к накоплению в ней тяжелых металлов, нефтепродуктов и полициклических ароматических углеводородов. Стоит ли говорить, что расположенные рядом с участком свалки бытовых и прочих отходов также являются источником загрязнения грунта?

Последствия ухудшения состояния почвы могут быть плачевными: независимо от того, насколько часто вы контактируете с землей, рано или поздно токсины, содержащиеся в ней, попадают к вам в организм.

Тип исследования грунта зависит от ожидаемого результата. То есть каждый анализ проводится с целью выявить определенные составляющие, негативно или позитивно влияющие на здоровье человека.

Этот тип исследования иногда называют гранулометрическим, ведь в его основе лежит подсчет механических частиц (гранул) собранной для анализа почвы и распределение их в группы по диаметру и весу. В результате исследования вы узнаете, сколько глины и песка содержит грунт, а также к какому виду относится почва.

Анализ на содержание различных элементов способен показать, насколько почва богата питательными веществами, позволяет выявить поглотительную способность почвы, наличие тяжелых металлов, уровень кислотности и необходимость использования каких-либо удобрений. Методы могут быть различны — фотометрический, хроматографический, гравиметрический и другие. Химический анализ почвы необходим для изменения целевого назначения участка земли (№ 172-ФЗ от 12.12.2004 г. «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую»).

Согласно СанПиН 2.1.7.1287–03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», стандартный перечень работ в рамках химического анализа включает определение:

  • концентрации тяжелых металлов: свинец, кадмий, цинк, медь, никель, мышьяк, ртуть;
  • содержания бензпирена и нефтепродуктов;
  • рН;
  • суммарного показателя загрязнения.

На основании химического исследования и сравнения данных с предельно-допустимыми концентрациями (ПДК) по каждому показателю делается вывод о степени химического загрязнения почвы (чистая, допустимая, умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная).

От предыдущего варианта этот тип исследования отличает лишь его направленность. Он служит для выяснения уровня концентрации различных химических веществ, которые способны повлиять на аграрные посевы, садовые посадки или состояние здоровья сельскохозяйственных животных.

С помощью такого анализа вы сможете получить данные о содержании в почве первичных и вторичных минералов, которые составляют большую часть всей массы земли (90–97%). Разделяют илистую, коллоидную и глинистую составляющие грунта, каждую из которых исследуют специальными методами, а в результате получают информацию о происхождении грунта и особенностях процессов выветривания.

Наличие и уровень радиоактивных загрязнений почвы определяют с помощью специального прибора — спектрометра. Этот вид анализа почвы особенно актуален, если участок земли находится вблизи АЭС или есть подозрения на близость захоронений радиационных отходов. Исследование проводится с учетом норм радиационной безопасности НРБ-99/2009.

Это исследование почвы служит для выявления содержания в почве таких вредных веществ, как мышьяк, свинец, ртуть, нефтепродукты и других. Одним из методов анализа почвы является следующий: пробу земли разбавляют водой, а в полученную жидкость подселяют рачков дафния и водоросли хлорелла, чтобы по их смертности определить уровень токсической опасности.

Этот тип анализа способен показать количество микроорганизмов, населяющих почву, — бактерий, грибов, почвенных водорослей, простейших. Определив их количество на 1 грамм сухой земли, можно сделать вывод о биологической активности грунта и наличии патогенных микроорганизмов, способных вызывать различные заболевания (кишечная палочка, яйца гельминтов, сальмонеллы и др.). Данный тип исследований также регламентируется упомянутым выше СанПиН 2.1.7.1287–03.

Для каждого из перечисленных методов изучения почвы существует определенный порядок проведения процедуры.

Каждый шаг, предшествующий получению результатов анализа грунта, должен быть выполнен максимально тщательно, с соблюдением всех рекомендаций специалистов. Это необходимо для того, чтобы избежать неточностей и ошибок в исследовании.

Одним из самых распространенных способов сбора грунта для последующего анализа является «метод конверта». По краям участка земли намечают четыре точки и пятую в центре, откуда с помощью совка, шпателя или даже обычной ложки отбирают отдельные пробы. Упаковывают полученный материал в полиэтиленовые (или бумажные) мешочки. Важно не трогать землю руками и не курить во время сбора образцов почвы — это может исказить результаты.

Основные требования к отбору проб почвы установлены в ГОСТ 17.4.4.02-84 «Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа».

Выбор лаборатории для исследования состава почвы должен быть основан на уровне ее оснащенности современным оборудованием и реагентами, а также наличии квалифицированных специалистов. Желательно, чтобы в одной лаборатории было все необходимое для проведения тех анализов, которые вам нужны. Например, для исследования почвы обычного садового участка необходим химический, радиологический и микробиологический анализы. А для садоводов и фермеров, помимо перечисленных, будет актуальной проверка земли на наличие пестицидов и агрохимический анализ.

Результат анализа почвы вы сможете получить в течение 8–20 дней после отправки образцов в лабораторию. Для решения юридических вопросов необходимо, чтобы протокол испытания был напечатан на бланке государственного образца. Такой документ выдают лишь аккредитованные лаборатории. Если же вы заказывали исследование в «частных» целях, то вид бланка не имеет особого значения. Он оформляется по образцу учреждения, где проводили анализ.

Стоимость исследования зависит от типа учреждения, где вы планируете провести анализ почвы. В государственных организациях она будет значительно ниже, чем в частных, но результатов анализа придется ждать дольше. Стоимость комплексного анализа почвы в Москве составляет около 20–30 тысяч рублей и включает в себя определение показателей в рамках различных групп исследований. Если необходимо провести дополнительные процедуры, то каждая из них может стоить около 5–10 тысяч рублей.

Анализ почвы способен рассказать о причинах неурожаев, участившихся инфекционных заболеваниях и даже об общем ухудшении самочувствия людей, проживающих на исследуемой территории. «Чистая» земля, лишенная вредных примесей, служит источником питательных веществ для садовых и сельскохозяйственных растений, употребляемых в пищу человеком, а патогенная почва неплодородна и является прибежищем для вредных микроорганизмов и ядов. Поэтому исследование состава грунта приобретает не только юридическое, но и бытовое, повседневное значение.

Исследование почвы вы можете заказать в региональных государственных агрохимических службах, а также в частных лабораториях, где проводят данный анализ. Если данные о состоянии грунта необходимы вам в юридических целях (при строительстве жилых домов, общественных зданий, детских площадок и т.д.), то следует выбирать учреждение, имеющее специальную аккредитацию, которая позволяет выдавать результат на бланке государственного образца. Во всех остальных случаях достаточно выбрать лабораторию с хорошей репутацией, подтвержденной положительными отзывами. Этот вариант обойдется вам значительно дешевле. Оценку состояния почвы могут сделать не только в специализированных компаниях, но в частных лабораториях широкого профиля. Например, исследование составляющих грунта проводят в известной сети лабораторий «ИНВИТРО». Здесь анализ почвы выполнят в самые короткие сроки (10–14 дней), к тому же «ИНВИТРО» принимает для анализа любые образцы, независимо от степени предполагаемого загрязнения. Стоимость комплексного токсикологического исследования составляет 18 000 рублей, радиологического контроля — 6300 рублей, а агрохимическая оценка обойдется вам в 8300 рублей. Кроме того, в «ИНВИТРО» есть дополнительная услуга — выезд специалиста прямо на участок для последующего сбора проб почвы. Воспользовавшись этим предложением, вы сможете быть уверены, что каждый этап анализа пройдет согласно требованиям ГОСТ 17.4.4.02-84 и покажет точный результат.

Сто­ит пом­нить, что кон­троль за са­ни­тар­но-био­ло­ги­чес­ким со­сто­я­ни­ем поч­вы осо­бен­но ва­жен для тех, кто про­жи­ва­ет за го­ро­дом и, сле­до­ва­тель­но, час­то кон­так­ти­ру­ет с зем­лей, да­же не бу­ду­чи за­яд­лым са­до­во­дом. Если вы за­ме­ти­ли, что пос­ле пе­ре­ез­да в част­ный дом у вас или ва­ших де­тей учас­ти­лись про­бле­мы с ки­шеч­ни­ком без ви­ди­мых при­чин, по­яви­лись не­объ­яс­ни­мые го­лов­ные бо­ли или на­сморк — это по­вод за­ду­мать­ся о про­ве­де­нии ана­ли­за поч­вы: ток­си­ко­ло­ги­чес­ко­го, бак­те­рио­ло­ги­чес­ко­го и па­ра­зи­то­ло­ги­чес­ко­го.

Лабораторные исследования почвы, которые выполняет лаборатория «Лаб24», являются острой необходимостью для многих сфер жизнедеятельности человека. Они могут выполняться с разными целями. Определение состава и типа грунтов делают перед началом любого серьезного строительства. Полный и комплексный анализ почвы требуется, если необходимо увеличить плодородность сельскохозяйственных земель.

В зависимости от отрасли и поставленной задачи, специалисты Лаб24 разработали индивидуальные программы анализа почв, включающие в себя как потребности изыскательских компаний так и агрохимическое направление анализа почв.

Лаб24 располагает исчерпывающим количеством видов исследования почвы и разнообразными методами проведения испытаний. Заказать исследования можно как на один, так и на перечень тех показателей, которые необходимы именно Вам в конкретной ситуации.

Лаборатория Лаб24 оказывает полный комплекс услуг, необходимых при исследовании качества почвы. Проводятся комплексные исследования, а также имеется возможность провести анализ почвы по отдельно взятым показателям.

Современная лабораторная база Лаб24 и многолетний практический работы в данной сфере позволяет в самые сжатые сроки провести полное радиологическое обследование почв и грунтов и установить наличие ограничений в использовании почв и грунтов.

Биотестирование почв и грунтов обеспечивает возможность оценки общей токсичности почвы с целью определения возможного ее последующего применения в строительных работах. В лаборатории Лаб24 это исследование может быть выполнено на ряде тест-объектов.

Отбор проб проводится специалистами Лаб24 в соответствии с действующей нормативной базой, отбирается необходимое для проведения всех заказанных показателей количество анализируемой пробы, по согласованию специалист приедет в удобное для Вас время.

Стоимость исследования не включает выезд специалиста и отбор проб. Посмотреть стоимость выезда специалиста и отбора проб.

Антропогенный фактор является главной причиной загрязнения земельных угодий. Они деградируют вследствие производственной деятельности человека и засорения им окружающей среды бытовыми отходами. При этом, вредные вещества, попадающие на поверхностный слой почвы, проникают вглубь нее, где концентрируются, смешиваются и оказывают токсическое воздействие на полезные микроорганизмы, необходимые для корневой системы растений.

В зависимости от поставленной цели, проведение анализов почвы может производиться различными методами. По желанию заказчика мы можем выполнить полный или элементный вариант исследования. После изучения нашими квалифицированными специалистами химического состава грунта, заказчику будет предоставлен протокол испытания, в котором указываются все типы загрязнений, выявленных в пробе. Ими могут быть:

  • Соли тяжелых металлов
  • Нефтепродукты различного происхождения
  • Бензапирен и другие канцерогенные вещества органического происхождения
  • Повышенный или пониженный уровень кислотности
  • Опасные бактерии

Обладая данной информацией, землевладелец сможет предпринять необходимые меры по улучшению плодородия земли, используя минеральные удобрения определенного химического состава, а застройщик, принять решение о возможности либо невозможности возведения жилых или общественных зданий на конкретном земельном участке.

Если вас заинтересовали наши услуги, необходимо провести отбор почвы для лабораторного исследования и доставить ее в офис «Лаб24» в этот же день. Условия хранения образцов зачастую играют немаловажную роль в точности проведенных испытаний, и случае правильного отбора и своевременной доставки мы сможем гарантировать полную достоверность результатов. Если участок, с которого отбираются пробы, находится на значительном удалении от Москвы, лучше связаться по телефону с нашими специалистами, которые дадут необходимые консультации относительно условий их хранения.

Лаборатория «Лаб24» является независимой и аккредитована в Федеральной службе по аккредитации. Наши клиенты имеют возможность заказать исследования грунтов на загрязнение отдельными элементами или оценку ее состояния по нескольким показателям. Стоимость работ будет зависеть от перечня выбранных показателей. Каждому заказчику мы гарантируем индивидуальный подход, а цена на наши услуги вас приятно удивит.

Анализ почвы осуществляется на современном техническом уровне.

Читайте также:  Анализ и улучшение качества воды

Срок исполнения заказа — от 3 до 7 рабочих дней.

Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является анализ почвы и воды. Наша лаборатория укомплектована современным оборудованием импортного и отечественного производства и использует в своей деятельности качественные реактивы. Благодаря большому опыту сотрудников и высокому качеству лабораторных приборов и реактивов вы можете достоверно определить в исследуемой среде все актуальные показатели химического состава, загрязняющие почвы, грунты, питьевые, природные и сточные воды.

Хотите узнать, какова пригодность к застройке участка, степень плодородия почв или общий химический состав почв и грунтов на анализируемой территории? Тогда проведите анализ почвы на соответствие требованиям современных санитарных норм и правил (СанПиН) и государственных стандартов (ГОСТ). Наши сотрудники квалифицированно проконсультируют Вас об особенностях отбора и условиях доставки проб в лабораторию.

Оцениваемые химические показатели загрязнения почв и грунтов могут быть стандартного или расширенного перечня:

  • Стандартный перечень – для проверки степени загрязненности почв и грунтов тяжелыми металлами, мышьяком, нефтепродуктами и 3,4-бенз(а)пиреном. Данные показатели являются наиболее важными индикаторами загрязненности почв и грунтов, если рядом находятся производственные объекты, трассы, свалки. Кроме того, данные показатели являются обязательными при оценке почв и грунтов для целей инженерных изысканий, проектирования и строительства.
  • Расширенный перечень наиболее актуален на объектах повышенного риска, либо если есть предпосылки к загрязнению почв и грунтов специфическими загрязнителями, такими как пестициды (сельскохозяйственные поля) и другие.

Оценка химического загрязнения воды требует более основательного подхода. Так как вода в процессе своего движения концентрирует в себе значительные количества загрязняющих веществ из различных источников. Например, вода из-под крана проходит через систему водоснабжения, трубы системы часто имеют большой возраст и поэтому сами по себе являются источником загрязнения различными химическими веществами. Вода из колодца может быть загрязнена веществами органической природы, такими как пестициды, нитраты, аммоний и другими, которые инфильтруются в воду с сельскохозяйственных полей и приусадебных участков. Поэтому, первым этапом оценки загрязненности питьевых, природных или сточных вод является всесторонний анализ источников загрязнения и составление программы выполнения лабораторных исследований.

Кроме того большую актуальность имеет бактериологический и паразитологический анализ почвы и воды. Бактериологические исследования почв, грунтов и вод выполняются для выявления наиболее распространенных патогенных и условно патогенных микроорганизмов, таких как сальмонеллы, энтерококки, кишечная палочка и другие виды. Паразитологические исследования выполняются для оценки зараженности почв и грунтов яйцами геогельминтов.

Для огородников, садоводов и фермерских хозяйств актуальна агрохимическая оценка для определения плодородия почв приусадебных и дачных участков и сельскохозяйственных полей. По результатам агрохимических исследований почв можно грамотно распределить площади участков для посадки тех или иных культур, наиболее для них подходящих для получения в дальнейшем высокого урожая, и организовать правильное и дозированное внесение удобрений.

Мы также можем выполнить анализ почвы по Вашему индивидуальному заданию, включающему специфические показатели. Определим качество питьевой воды из разных источников, составим рекомендации по результатам.

Загрязнение почв и грунтов фенолами, методы определения

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник

Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является анализ почвы и воды. Наша лаборатория укомплектована современным оборудованием импортного и отечественного производства и использует в своей деятельности качественные реактивы. Благодаря большому опыту сотрудников и высокому качеству лабораторных приборов и реактивов вы можете достоверно определить в исследуемой среде все актуальные показатели химического состава, загрязняющие почвы, грунты, питьевые, природные и сточные воды.

Хотите узнать, какова пригодность к застройке участка, степень плодородия почв или общий химический состав почв и грунтов на анализируемой территории? Тогда проведите анализ почвы на соответствие требованиям современных санитарных норм и правил (СанПиН) и государственных стандартов (ГОСТ). Наши сотрудники квалифицированно проконсультируют Вас об особенностях отбора и условиях доставки проб в лабораторию.

Оцениваемые химические показатели загрязнения почв и грунтов могут быть стандартного или расширенного перечня:

  • Стандартный перечень – для проверки степени загрязненности почв и грунтов тяжелыми металлами, мышьяком, нефтепродуктами и 3,4-бенз(а)пиреном. Данные показатели являются наиболее важными индикаторами загрязненности почв и грунтов, если рядом находятся производственные объекты, трассы, свалки. Кроме того, данные показатели являются обязательными при оценке почв и грунтов для целей инженерных изысканий, проектирования и строительства.
  • Расширенный перечень наиболее актуален на объектах повышенного риска, либо если есть предпосылки к загрязнению почв и грунтов специфическими загрязнителями, такими как пестициды (сельскохозяйственные поля) и другие.

Оценка химического загрязнения воды требует более основательного подхода. Так как вода в процессе своего движения концентрирует в себе значительные количества загрязняющих веществ из различных источников. Например, вода из-под крана проходит через систему водоснабжения, трубы системы часто имеют большой возраст и поэтому сами по себе являются источником загрязнения различными химическими веществами. Вода из колодца может быть загрязнена веществами органической природы, такими как пестициды, нитраты, аммоний и другими, которые инфильтруются в воду с сельскохозяйственных полей и приусадебных участков. Поэтому, первым этапом оценки загрязненности питьевых, природных или сточных вод является всесторонний анализ источников загрязнения и составление программы выполнения лабораторных исследований.

Читайте также:  Анализ и очистка сточных вод

Кроме того большую актуальность имеет бактериологический и паразитологический анализ почвы и воды. Бактериологические исследования почв, грунтов и вод выполняются для выявления наиболее распространенных патогенных и условно патогенных микроорганизмов, таких как сальмонеллы, энтерококки, кишечная палочка и другие виды. Паразитологические исследования выполняются для оценки зараженности почв и грунтов яйцами геогельминтов.

Для огородников, садоводов и фермерских хозяйств актуальна агрохимическая оценка для определения плодородия почв приусадебных и дачных участков и сельскохозяйственных полей. По результатам агрохимических исследований почв можно грамотно распределить площади участков для посадки тех или иных культур, наиболее для них подходящих для получения в дальнейшем высокого урожая, и организовать правильное и дозированное внесение удобрений.

Мы также можем выполнить анализ почвы по Вашему индивидуальному заданию, включающему специфические показатели. Определим качество питьевой воды из разных источников, составим рекомендации по результатам.

Загрязнение почв и грунтов фенолами, методы определения

источник

Выбор почвенных образцов в природных условиях и их подго­товка к лабораторному исследованию являются основным вопро­сом методики, от которого зависит результат всех последующих определений. Необходимо правильно наметить места для отбора проб почвы, которые позволили бы выявить участки, подвергаю­щиеся наибольшему загрязнению и, наоборот, благополучные по своему санитарному состоянию. Для этого один или несколько уча­стков выбирают вблизи имеющихся источников загрязнения, а дру­гой — в месте отдаленном от них. Глубину отбора проб почвы опре­деляют в зависимости от характера почвы, задачи и вида лабора­торного исследования.

Для определения механического и химического состава почвы отбор проб производят в 3- 5 точках по диагонали с участка площадью 25 кв.м. с глубины 0,25 м, а при необходимости — с глу­бины 0,75 — 1 м и ] ,75 — 2 м. Пробы берут буром или лопатой, тща­тельно перемешивают и из проб, взятых с каждого горизонта, со­ставляют единую для него среднюю пробу весом около 1 кг, кото­рую помещают в банку с пробкой, ставят номер на этикетке и от­сылают в лабораторию с сопроводительным документом и указани­ем места и времени взятия пробы, глубины, метеорологических особенностей в момент взятия пробы и того, что следует опреде­лить в почве.

В лаборатории почвы взвешивают, перемешивают, просеивают и, в зависимости от цели исследования, подвергают анализу в нату­ральном виде или в воздушно-сухом состоянии, для чего почву вы­сушивают на воздухе при комнатной температуре с последующим дополнительным просеиванием через сито с отверстиями диамет­ром 1 мм. К анализу натуральной свежевзятой почвы приступают как можно скорее, так как в силу продолжающихся биохимических процессов в почве могут произойти существенные измене­ния. При невозможности исследования почвы в тот же день, можно хранить ее несколько дней в холодильнике или же добавить кон­сервирующие вещества.

Для бактериологического анализа пробы почвы в количест­ве 200-300 г берут стерильными инструментами также в 3-5 точках участка площадью 25 кв.м, помещают в стерильные банки и со­ставляют из них среднюю пробу. Пробы берут с глубины, на кото­рой предполагается бактериальное загрязнение. В населенных пунктах рекомендуется исследовать прежде всего поверхностные слои почвы до глубины 20 см. С участков полей орошения пробы отбирают на глубине 20 см. При изучении влияний загрязнений почвы на подземные воды и открытые водоемы следует отбирать пробы на глубине 0,75 — 2 м. В последнем случае для этого пользу­ются буром Некрасова, а при отсутствии его вырывают яму и с ка­ждой ее стороны отбирают пробы стерильной лопаточкой или но­жом. При контроле за обеззараживанием хозяйственно-бытовых отбросов почвенным методом пробы почвы отбирают с глубины 25,100 и 150 см в зависимости от физических свойств почвы. Сте­рилизация инструментов для взятия проб почвы производится на каждом новом участке путем обмывания водой, обтирания спиртом и под конец обжигания.

Банки с пробами почвы закрывают ватными пробками, обвер­тывают бумагой и перевязывают. Банку номеруют, записывают не­обходимые данные ( температура воздуха и почвы и др.) и немед­ленно направляют в лабораторию. При отсутствии банок можно переносить пробы почвы в стерильных полиэтиленовых пакетах или в стерильной пергаментной бумаге. В лаборатории почву вы­сыпают на простерилизованную в сушильном шкафу бумагу, осво­бождают от корней, щебня, стекла и т.д., крупные комки почвы разминают, тщательно перемешивают и отсюда берут навеску поч­вы для исследования. Если по доставлении проб в лабораторию нельзя приступить к бактериологическому исследованию, допуска­ется хранение их в холодильнике при 1-5гр.С не более 18 часов, так как с течением времени происходят изменения в составе микро­флоры.

Для санитарно-вирусологического анализа в первую очередь отбирают образцы пахотного слоя, так как в природных условиях энтеровирусы адсорбируются главным образом верхними слоями почвы. По Г.А. Багдасарьян, пробы берут раздельно с гряд и борозд с глубины 0-20см, для выяснения же проникновения энтеровирусов в глубь почвы — на глубине 50 и 100 см. Методика отбора проб аналогична применяемой при взятии проб для бактериологического исследования; следовательно, можно использовать одни и те же пробы почвы для того и другого анализа.

Первичную обработку проб следует Производить В день взятия пробы сразу по доставлении в лабораторию. Допускается произ­водство анализа на другой день, не позднее чем срез 24 часа, при условии хранения проб в холодильнике при А гр.С. Более длитель­ное хранение влечет за собой падение титра энтеровирусов и воз­можность их выделения уменьшается.

Для гельминтологического анализа пробы почвы отбирают отдельно с поверхности и с глубины 2-10 см, так как в зависимо­сти от глубины яйца гельминтов выживают в течение различных сроков. С каждого участка площадью 50 кв.м. берут не менее 10 проб весом примерно по 100 гр в разных местах по диагонали и из них составляют средние пробы весом около 1 кг отдельно для каж­дого горизонта.

Пробы почвы с поверхностных слоев отбирают металлическим шпателем, столовой ложкой или совочком, а с глубины — буром или лопатой. Пробы отбирают и транспортируют в стеклянных банках с пробкой или в целлофановых пакетах, снабжая тару этикеткой и отмечая, как обычно, время и место взятия пробы, внешние условия и т.п. По доставлении в лабораторию, пробы почвы, если они нахо­дились не в стеклянных банках, пересыпают в таковые, тщательно перемешивают и удаляют крупные частицы. Анализ производят в течении ближайших дней; если же это невозможно, то взятые про­бы заливают 3 % раствором формалина на физиологическом рас­творе или 3 % раствором соляной кислоты и хранят в открытых банках при температуре 18-24 гр.С, часто перемешивая для улуч­шения аэрации. При подсыхании почвы подливают чистую воду.

Для радиометрического анализа отбор проб почвы произво­дится в соответствии с поставленной задачей. Для определения радиоактивного загрязнения почвы в данном районе выбирают несколько участков площадью примерно 50 кв.м. и в се­редине каждого из них на площади около 1 кв.м. удаляют травяной покров и вырезают почву на пробу в виде куска размером 10×10см, толщиной 5 см. Пробу упаковывают в клеенчатый или пластиковый материал и направляют в лабораторию с указанием места взятия пробы, даты и т.д. Растительность берут в количестве около 75 г и упаковывают отдельно.

Для химического анализа почвы применяется «Методика выполнения измерений массовой концентрации ртути в пробах почв методом беспламенной атомной абсорбции с термическим разложением проб» ПНД Ф 16.1.1-96. При этом устанавливается методика выполнения измерений массовой концентрации ртути в пробах почв атомно-абсорбционным анализом (метод беспламенной атомной абсорбции.)

Для оценки механического состава почвы используется сито Кноппа состоящие из набора отдельных сит с отверстиями различного размера – от 0,25мм до 10мм. Каждому размеру отверстий соответствует определенный размер сита. Навеска отобранной почвы (200-300гр.) пропускается через сита Кноппа, в результате чего на отдельных ситах остаются частицы разного размера. Взвесив содержимое каждого сита и определив их процентный состав по отношению к навеске всей пробы ориентировочно оценивают ее механический состав.

Согласно классификации Н.Качинского частицы, задерживающиеся на том или ином сите относят к определенному типу почвы:

На ситах с отверстиями 3-10мм — камни и гравий;

На ситах с отверстиями 1-3мм — крупный песок;

На ситах с отверстиями 1-0,25мм — средний песок;

источник

МБОУ СОШ № 14 г. Липецк

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ПОЧВЫ И ВОДЫ»»

Мохунова Елена Александровна

учитель химии

Тип урока: практическая работа.

Обучающие: учить овладевать элементарными приёмами и практическими умениями при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: создать условия для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие: создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.

Личностные: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной;

4) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Познавательные универсальные учебные действия:

1) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; Выделение необходимой информации с использованием источников информации;

2) структурирование знаний;

3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

4)самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

6)анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

7) синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

8)подведение под понятие, выведение следствий;

9)установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

10)построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

11)рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

12)поиск и выделение необходимой информации с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ;

-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

— планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

— оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Предметные результаты: 1) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

2) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.

3) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования.

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага, пипетка, лабораторный штатив с кольцом.

Вещества: образцы почвы с пришкольного участка, вода дистиллированная, водопроводная, талая со школьного двора.

источник