Меню Рубрики

Анализ почвы и воды опыты

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Механический анализ почвы

Сравним состав почвы нашего поселка с почвой с. Кужное Мордовского района.

В пробирку поместите почву нашего района (столбик почвы должен быть 2—3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.

Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Сначала будут оседать более крупные и тяжелые частички песка и глины, затем более мелкие, но раствор еще очень долго будет мутным — самые мелкие частички находятся во взвешенном состоянии.

Проделайте то же самое с образцом почвы с. Кужное.

Сделайте вывод о составе почв разных мест. Сделайте прогноз о плодородности данных почв.

В почве нашего поселка больше чернозема, а в почве с. Кужное чуть больше песка. Наша почва плодороднее, но она тяжелая. Например, чтобы выращивать комнатные растения, нужно добавить торф, песок, мелкие камешки, а то вода может застаиваться, почва станет «клеклой», а не рыхлой.

Как можно улучшить плодородность почв. Что для этого вы используете на своих огородах?

В почву можно добавлять удобрения, навоз, сажать растения, например бобовые. Они питают почву азотом. Он нужен, чтобы росли листья. Но нужно добавлять правильно, в меру.

Какие культуры можно выращивать на этих почвах?

Получение почвенного раствора и опыты с ним

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора поместите на стеклянную пластинку и с помощью пинцета подержите ее над горелкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите две лакмусовые бумажки (желтые), нанесите на них стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

1. После испарения воды на стекле останется белый налет, это смесь веществ, растворившихся в воде во время перемешивания. В состав почвы входят соли. Растворами этих вществ питаются растения.

2. Универсальная лакмусовая бумажка не изменит свой цвет если раствор нейтральный, станет красной, если он кислый, и синей если он щелочной.

Мы исследовали почву, взятую с пришкольного участка. Определили, что она имеет кислую среду(бумажка стала розовой). Это для растений вредно. Как помочь почве?

Можно добавить осенью в землю пушонку и перекопать, чтобы почва стала нейтральной. А также поливать в меру.

Определение прозрачности воды

Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2—2,5 см, высотой 30—35 см Можно использовать мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки.

Проведем опыт по определению прозрачности сначала с дистиллированной водой, потом с водой из крана в школе, а затем с водой из водоема и сравним результаты.

Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт.

Измерьте высоты столбов воды линейкой.

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%. Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Измеренная высота называется уровнем видимости.

Если уровень видимости мал, значит водоем сильно загрязнён.

Сравните, какая вода чище, где больше примесей, через которые не виден текст.

Отметьте, какова роль человека в сохранении чистоты водоемов или его загрязнении.

Определение интенсивности запаха воды

Выданные колбы наполните на 2/3 объема исследуемой водой ( из образцов №1 –водопроводная, №2- из пруда Утиного; № 3—из Заливного пруда), плотно закройте пробкой и сильно встряхните. Затем поочередно откройте колбы и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 8.

Сделайте вывод о пригодности каждого образца воды для питья. Предложите несколько способов очистки воды.

Воспользуйся таблицей 8 (стр. 183).

Интенсивность запаха (балл)

Отсутствие ощутимого запаха

Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами

Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание

Запах легко обнаруживается

Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья

Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья

Определение жесткости воды.

ВЫЯСНИТЬ, как влияет кипячение на жесткость воды.

Для этого – приготовленный мыльный раствор разлить на 2 пробирки по 10 мг.

В две колбы налить по 30 мл водопроводной и кипячёной воды. В каждую колбу к испытуемой воде прилить по 1 мл мыльного раствора.

В течении 5 сек хорошо встряхнуть сосуды.

Затем дать 10 сек отстояться.

Повторять эту процедуру до тех пор, пока после отстаивания в одной из колб не будет образовываться мыльная пена по краю сосуда.

Отметьте количество затраченного мыльного раствора.

С другой колбой продолжать эксперимент до аналогичного результата. По количеству мыльного раствора, затраченного на разные колбы, сделать вывод о влиянии кипячения на общую жесткость воды.

Сделать вывод. Как влияет жесткая вода на организм человека. Как воду можно смягчить?.

Повышенная жёсткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью и т. д. Повышенную жесткость можно определить «на глаз» по следующим признакам:

— плохое намыливание при стирке;

При кипячении воды соли оседают в виде накипи, осадка, вода становится мягче.

Можно использовать фильтры для жесткой воды, в которых эта соль также оседает.

Определение содержания ионов железа и серебра в питьевой воде.

1. Определение ионов железа.

К 10 мл пробы воды прибавить 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и ввести 0,5 мл тиоционата аммония.

При концентрации ионов железа более 2,0 мг|л появляется розовое окрашивание, при концентрации более 10 мг|л окрашивание становится красным:

2. Определение ионов серебра.

К 10 мл пробы воды из источника с. Павловка прибавить 5-6 капель раствора нитрата серебра. Встряхнуть пробирку. Наблюдать появление белого осадка. Если он образуется, значит в воде есть ионы серебра.

Сделать выводы о составе воды в образцах. Как влияют ионы на организм человека?

1.Ионы железа в воде вредны для здоровья

Высокое содержание ионов железа в питьевой воде может вызвать заболевания крови, аллергию, ишемическую болезнь сердца. Государственный стандарт допускает содержание железа в питьевой воде 1мг|л.

В воде, взятой из водопровода поселка, есть ионы железа. Их концентрация больше 2миллиграм на литр( окрасилась в розовый цвет).

Но воду, которую пьем мы, не исследуют уже 20 лет, как нам рассказали в сельсовете.

2. Ионы серебра убивают болезнетворные микробы в воде. В Воде из «святого колодца» есть такие ионы. Поэтому такая вода может храниться очень долго и не портиться. Люди хранят и оберегают источник, как святыню.

Определение наличия воды в почве.

Работа с ЦОР (виртуальные опыты)

Взвесить пустую чашку для почвы записать ее вес.

Взвесить чашку с почвой. Записать вес.

Поставить почву в шкаф, включить температуру 500 градусов.

После выпаривания, поставить чашку в эксикатор.

После охлаждения взвесить чашку с почвой, записать вес.

Записать последний вес чашки с почвой.

От веса чашки с почвой при 1 взвешивании, отнять вес чашки. Полученное число — вес почвы до выпаривания.

Отнять от веса последнего образца вес пустой чашки.

Полученное число — вес почвы после прокаливания.

От веса почвы до прокаливания отнять вес почвы после прокаливания. Полученное число — вес воды, которая содержалась в почве.

Определим ее долю в процентах.

Разделим вес воды на вес почвы до прокаливания, полученное число умножим на 100%. Это – массовая доля воды в почве.

Читайте также:  Унифицированные методы анализа вод 1971

источник

Практическая работа « Анализ почвы и воды» химия 8 класс

Тема урока : Анализ почвы и воды.

Тип урока : Практическая работа.

Цели урока : научить выполнять проектную работу

Обучающие: научить правилам и умениям при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие : воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать уверенность в себе, пути решения экологических проблем.

Почва с разных участков земли, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Цель: (выдвигают учащиеся)Исследовать состав почвы и воды

Задачи : (выдвигают учащиеся)1.Узнать из интернета о почве

2.Изучить механический состав почвы

3.Исследовать среду почвенного раствора

4.Изучить кислотность и прозрачность воды

Гипотеза: (выдвигают учащиеся)Почва и природная вода –это смесь веществ. Плодородие почвы зависит от кислотности.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Ответ –результат исследования

1.Состав почвы (презентация-выступления учащихся)

2.Какие бывают почвы (презентация-выступления учащихся)

3.Какие растения на каких почвах растут (презентация-выступления учащихся)

Опыт №1. Механический анализ почвы

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним .

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

1.Теоретические исследования (презентация-выступления учащихся)

Почва – поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

Какие бывают почвы? (презентация-выступления учащихся)

Кислые и щелочные почвы неплодородны

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки)

Какие растения на каких почвах растут? (презентация-выступления учащихся)

предпочитают бархатцы, гайлария, агератум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла , яблоня, морковь, огурцы, капуста, гладиолусы, свекла, лук, чеснок

-Растения, которые требуют слабокислой почвы

розы, примулы, левкои, хризантемы, василек, папоротник

-Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): картофель, томаты, редис, гортензии, вереск, азалии, рододендроны, люпин, малина, ирисы,примулы

-Кислая почва: хвощ полевой, щавель, кислица, голубика

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

Воды на Земле очень много- это океаны, ледники, реки, дожди. Но в то же время очень мало. Почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

Наша задача- исследовать воду, которую мы пьем.

Органолептические: изучение цвета , запаха, прозрачности

Практическая часть-экспериментальная (презентация-выступления учащихся)

Алгоритм проведения опыта:

1. Провести опыт в соответствии с инструктивной картой

5 Результаты записать в таблицу.

6.Рассказать о результатах своего исследования

Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой

2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа

Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя

-Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

-Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

-При работе со свечой пробирку держим не касаясь пламени

-Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

-В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы

-Цель: изучить механическую структуру почвы.

-В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните

-С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы

Вывод: убедились , что почва содержит песок, глину, перегной.

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

-Цель: исследовать среду почвенного раствора

-2)Несколько капель фильтрата поместите на

-предметное стекло и выпарите

-Что наблюдаете на стекле после выпаривания.

Сделайте вывод по результатам наблюдения

Почвенный раствор — это чистое вещество или смесь?

3)Проверьте почвенный раствор с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Вывод: Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли .
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая .

Опыт №3. Определение прозрачности воды

Цель: Исследовать прозрачность воды

Установите цилиндр на бумагу с текстом, приливайте воду до уровня 20см

На какой высоте печатный шрифт становится невидным?

Измерьте высоты столбов воды линейкой

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%.

Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Вывод: Исследуемая вода прозрачна

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды

Цель: Изучить характеристику запаха воды

Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните

Откройте пробку, отметьте характер запаха

Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Вывод: Запаха нет. Интенсивность запаха…(0) баллов.

Вывод : По органолептическим исследованиям вода пригодна для питья.

Вывод по результатам исследования:

Наша гипотеза подтвердилась.

Почва и природная вода –это смеси веществ. Плодородие зависит от кислотности. Плодородная почва –это нейтральная и слабокислая.

Сажать растения, изучив кислотность почвы.

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки), золы

Картофель дает хороший урожай при рН =5,0-5,5

(индикаторная бумага желтая)

Почва нашего огорода имеет рН=

Почву надо (не надо) известковать .

источник

Проект дизайна собственного загородного участка должен начинаться с анализа территории. Одним из первых этапов при его проведении является оценка почвенного плодородия и состава почвы. В своей книге «Красивые сады. Секреты ландшафтных дизайнеров» кандидат биологических наук, практикующий садовый мастер и консультант по вопросам почвенной экологии и почвенного плодородия Андрей Лысиков рассказывает о том, как эту оценку провести самостоятельно.


А вы знаете, какая почва на вашем участке?

Для начала надо отметить, сохранился ли почвенный покров: бывает, что после строительства значительная часть площади земельного надела занята глиной из котлована, строительным мусором, кучами песка и застывшего бетона. Это следует взять на заметку, чтобы потом рассчитать реальный объем земляных работ.

Следующий этап – постараться оценить почвенное плодородие участка. Даже если вы совсем не разбираетесь в почвах, большую помощь может оказать характер окружающей растительности. Приглядитесь к деревьям на участке или в близлежащем лесу: сосна обычно предпочитает легкие почвы, песчаные или супесчаные; ель поселяется на более тяжелых, суглинистых и глинистых почвах; ольха и ива распространены обычно вблизи рек и ручьев, часто – на переувлажненных почвах с близкими грунтовыми водами; липа, клен и дуб как довольно требовательные породы хорошо растут на богатых, достаточно увлажненных почвах.


Липа — довольно требовательная порода и растет обычно на богатых почвах

Многое может сказать о почве и состав травянистой растительности. Известно, что на кислом субстрате чаще обычного встречаются лютик, щавелек, хвощ, кислица и подорожник.


Хвощ предпочитает кислый субстрат

Показателями слабокислой и нейтральной реакции почвы служат пырей и многие луговые злаки, вьюнок, мать-и-мачеха, копытень и гравилат.

На богатые, гумусированные почвы с высоким содержанием азота указывают крапива, сныть, медуница, недотрога и ясменник.


Медуница встречается на богатых, гумусированных почвах

Индикаторами заболоченной почвы могут служить сфагновые мхи, осоки, ситник, рогоз, часто именуемый в народе камышом, и цветущая весной желтыми цветками калужница.


Ситник и рогоз — это растения-индикаторы заболоченной почвы

Важнейшим показателем почвы наряду с кислотностью, содержанием азота и других элементов питания является ее механический состав, отражающий содержание в почве частиц разных фракций: песка, глины и ила.

Многие садоводы знают, что механический состав можно ориентировочно определить, скатывая тонкую колбаску из увлажненной почвы. Если она, не трескаясь, сворачивается в колечко, то почва глинистая, если сильно растрескивается – средний суглинок, если не свертывается в кольцо – супесь, а если почва рассыпается, даже не успев скататься в колбаску, то это самая легкая, песчаная почва.


Определить механический состав почвы можно самостоятельно, скатав тонкую колбаску из увлажненного грунта

От того, какой по механическому составу окажется почва, часто зависит очень многое: дренированность участка, уровень грунтовых вод и наличие верховодки, запас в почве питательных элементов и ее плодородие, объем завозимого растительного грунта и сложность мелиоративных работ, перечень растений, которые удастся вырастить на участке, и многое другое. Это действительно важно, поэтому для получения информации по особенностям почвенного покрова на участке целесообразно отдать образцы почвы на анализ в агрохимическую лабораторию и получить грамотную консультацию.

Подробнее о том, как определить состав и реакцию почвы читайте в статье Как узнать тип почвы, и зачем это нужно.

Необходимость планирования дренажных работ на участке оценивается по уровню стояния почвенно-грунтовых вод. Для его приближенной оценки в почве выкапывают яму глубиной около 1 м. Если в летний недождливый период в этой яме, хотя бы и на дне, застаивается вода, дренаж придется проводить, иначе многие садовые радости (например, плодовый сад) станут недоступными.


Для приближенной оценки уровня грунтовых вод выкапывают яму глубиной около 1 м

Из книги Андрея Лысикова «Красивые сады. Секреты ландшафтных дизайнеров», которую можно приобрести в официальном магазине издательства, вы также узнаете о том, как самостоятельно составить проект своего участка, как оформить его границы и главные зоны, как подготовить почву к посадкам и много другой полезной информации о создании декоративного сада.

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Читайте также:  Тургенев анализ повести вешние воды

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник

Елена Горина
Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав»

ОПЫТ №1. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Опыт №2 «Загрязнение почвы»

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных, но есть «мертвая вода» — грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

ОПЫТ 3: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

обязательно, включить в деятельность детей зарисовку опытов

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать- и я пойму. Китайская народная пословица. Современные дети очень много времени.

НОД ОО «Познание» опытно-экспериментальная деятельность «Удивительный песок» Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Опытно-экспериментальная деятельность «Невидимка воздух» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» Программное содержание:.

Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно — исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.

Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками ДОУ Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой в День Нептуна. 26-го июня в детском саду №33 «Планета Детства» в средней группе я решила провести опыты и эксперименты с водой. Но как заинтересовать детей?.

Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте. Видео «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работы Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес,.

Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Природа дарит чудеса» Цели деятельности педагога : продолжать знакомить с родным краем, его климатическими и природными условиями ; учить.

источник

Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой зем­ли. (Верхний слой земли называют почвой.)

Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

— Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

— Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

— О чем это говорит? (В почве есть воздух.)

— Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

— Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверхуглина.)

Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)

— Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

Это горит перегной, который образовался из остатков расте­ний и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной — гумус.)

— Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

— Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необхо­димые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)

В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

— Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От коли­чества перегноя.)

Для активизации мышления детей и осознанности знаний, получаемых на уроке, закладывается вместе с учениками до урока опыт: «В большую банку поместить с почвой 5-7 дождевых червей, засыпать почву, и на поверхность почвы положить остатки листьев, травинки. Пронаблюдать, как черви «очистят» почву. Выяснить роль дождевых червей в почвообразовании.

На уроке, после того, как дети самостоятельно определят наличие в почве воздуха (надо дать им мелкие и крупные комочки, чтобы они пронаблюдали, где больше воздуха). Задаем вопросы: «Почему деревья чахнут, если под ними вытаптывают почву?», «Почему в засуху приходится хуже тем растениям, вокруг которых почва сильно уплотнена?» Демонстрируем опыт: «Берем две трубочки или пробирки разного диаметра — в первой почву сильно уплотнить, а во второй оставить рыхлой. Опускаем одним концом в стакан с водой, наблюдаем, где вода будет быстрее подниматься». Этот опыт не только объясняет, что в рыхлой почве вода быстрее поднимается к корням растений, но и позволяет понять такое свойство почвы как капиллярность.

Читайте также:  Унифицированные методы анализа вод лурье

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8926 — | 7218 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

I научная сессия обучающихся по предмету химия
Внеурочное занятие по химии

для разновозрастных групп

Провела: учитель химии и биологии

I научная сессия обучающихся по предмету химия
«Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Древняя мудрость
Учитель химии и биологии Соколова Е.Н.

Активизация знаний и житейских представлений по проблеме. Формирование и развитие ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, компетентности решения проблем, как основы качества образования.

Цель занятия:

  1. Обучающие: Создание условий для решения учебных проблем.
  2. Развивающие: Формирование системных знаний.
  3. Воспитывающие: Создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе при работе в разновозрастной группе.

Задачи:

  • Стимулировать у школьников умение выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности.
  • Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на занятии как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методом сравнения, анализа и обобщения.
  • Актуализировать имеющие знания по теме.
  • Развивать самостоятельность и практическую активность, навыки грамотно отстаивать свою точку зрения.
  • На основе межпредметных связей по химии, биологии и экологии познакомить учащихся со свойствами и составом почвы и воды.
  • Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту учеников и раскрытии практического значения материала.

Оборудование и реактивы: Мультимедийная установка, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода минеральная, вода для исследования, почва.

Средства обучения: инструктивные карточки, справочная литература, листы рефлексии, рисунки, карточки.

Метод: метод проблемного обучения, эксперимента, метод проекта.

Методика проведения: Группа разновозрастных учащихся (4 человека) проводит эксперимент, анализируя воду и почву. При подготовке к занятию формируется 5 групп. Распределяются роли консультантов и экспертов.
Ход занятия

    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний
      • Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе в группе, организация действий школьников, направленных на решение проблемы и цели занятия.
      • Деятельность учителя: Разъясняю этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж. Актуализация знаний через эвристическую беседу.

Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня вы не ученики, а исследователи. А класс – это наша лаборатория. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без… воды.
– Что мы будем исследовать? (воду)

    1. Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

    • Что такое почва? Для чего производят исследование почв?

    Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

    Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

      • Глядя на воду, о каких ее свойствах мы можем сказать?

      Определить её прозрачность и интенсивность запаха.

        • Каково значение воды на нашей планете?

        Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

        Вода – самое распространенное вещество на нашей планете, почти 3/4 земного шара покрыто водой.

        Человек в день потребляет примерно 2,5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

          • Можно ли пить воду из открытых водоемов?

          Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы – хлор и озон. В некоторых случаях используют химико-биологическую очистку воды.

          Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

            • Воды на Земле достаточно много и то же время очень мало. Почему много, понятно: океаны, ледники, реки, дожди. А вот почему мало?

            Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие очень вредные вещества.

              • Проблемные вопросы:
              • какой цвет имеет вода?
              • есть ли у неё запах?
              • имеет ли она форму?

              Какими методами мы воспользуемся (слайд). На все эти вопросы вы сможете ответить, поработав исследователями в лаборатории. Но прежде чем приступить к работе, нужно вспомнить правила техники безопасности .Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием.

              3. Практическая работа.

                • Дидактическая задача: организация деятельности в группах, погружение в проект.
                • Деятельность учителя: Группам выделяются инструктивные карты-задания и дополнительные материалы. У вас на столах есть все необходимое материалы и оборудование для исследования свойств почвы и воды. Каждая группа должна исследовать свойства почвы/воды, указанные в инструктивных картах и сделать вывод .
                • Деятельность учащихся: Распределяют роли в группе (теоретики, аналитики, оформители, докладчики). Планируют работу.
                • Метод: проблемный
                • Форма организации: групповая
                • Планируемый результат: активное включение в работу, формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в разновозрастной группе.
                • Деятельность учителя: Не участвую. Оказываю дифферецированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу проектных групп.
                • Деятельность учащихся: Оформляют таблицу, обсуждают выступление
                Наблюдение Выводы
                Опыт № 1

                После встряхивания пробирки с водой и почвы наблюдали осаждение частиц почвы, используя лупу

                Получение почвенного раствора и опыты с ним.

                Наблюдали фильтрацию смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане почвенный раствор – фильтрат

                После выпаривания на стекле обнаружили мутное пятно.

                Лакмусовая бумажка приобрела малиновую окраску после нанесения на неё капель почвенного раствора

                Определение прозрачности воды.

                Отметили, что на высоте столба воды… не видно печатного текста.

                Определение интенсивности запаха воды.

                После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8. Интенсивность запаха…баллов

                После механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной

                Почва содержит минеральные соли

                При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва имеет кислотную среду

                Исследуемая вода не прозрачна

                Исследуемая вода не пригодна для питья

                  1. Рефлексия собственной деятельности:
                    • Дидактическая задача: мобилизация на рефлексию.
                    • Деятельность учителя: Обобщаю, даю оценку работы групп. Предлагаю дать оценку работы своей группы.

                1. Что вы сегодня узнали нового?

                2. Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

                3.Что еще хотелось бы узнать?


                    Деятельность учащихся: оформляют и записывают в таблицу.
                    Наблюдение Выводы
                    Опыт № 1.

                    После встряхивания пробирки с ……… и …… наблюдали осаждение …. ………, используя ……

                    Наблюдали фильтрацию смеси …… и ……. Почва осталась на ……, а в стакане …. …….

                    После выпаривания на стекле обнаружили …. ….. Лакмусовая бумага стала …..
                    Опыт № 3

                    Отметили, что на высоте ….. не видно печатного текста

                    После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8 ……

                    Интенсивность запаха …… баллов

                    После механического анализа убедились, что почва содержит ……, …. ……

                    Почва содержит …… …… При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва….

                    Исследуемая вода ….. для питья

                  • Слушают оценку эксперта. Анализируют и оценивают свою работу.
                1. Работа со справочной литературой
                2. Метод: поисковый

                    • Дидактическая задача: заполнение мини-проекта, пользуясь справочной литературой.

                    Деятельность учащихся: Знакомство с химическим оборудованием. (Приложение). Подписывают названия химического оборудования.

                      • Деятельность учителя: организовать деятельность учащихся по воспроизведению ими новых знаний
                      • Показатель результатов: активная учебная деятельность
                    1. Игра «Кто быстрее»
                      • Дидактическая задача: На скорость составить предложение из данных букв.
                      • Метод: проблемный, эвристический.
                      • Деятельность учащихся: обсуждают текст головоломки.
                      • Показатель результатов: создание слогана: «Химия – страна чудес».
                    2. Вывод
                      1. Учащиеся в ходе практической деятельности познакомились с методами отстаивания, фильтрации и выпаривания раствора.
                      2. Научились работать со справочной литературой, оформлять мини-проект, делать выводы.
                      3. В ходе работы учащиеся самостоятельно учатся объяснять изменения, анализировать и прогнозировать.
                      4. В результате использования метода проекта на занятиях учащиеся реализовывают творческие идеи, развивают предметные, коммуникативные, информационные и проектные компетентности.

                      Цель работы: Научиться проводить простейший

                      Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

                      Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

                      Опыт № 1. Механический анализ.

                      Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

                      Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

                      Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

                      Вывод:

                      Практическая работа № 3

                      Цель работы: Научиться проводить простейший

                      Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

                      Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

                      Опыт № 1. Механический анализ.

                      Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

                      Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

                      Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

                      Вывод:

                      Практическая работа № 3

                      Цель работы: Научиться проводить простейший

                      Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

                      Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

                      Опыт № 1. Механический анализ.

                      Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

                      Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

                      Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

                      Вывод:

                      Практическая работа № 3

                      Цель работы: Научиться проводить простейший

                      Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

                      Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

                      Опыт №1. Механический анализ.

                      Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

                      Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

                      Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

                      Цель работы: Научиться проводить простейший

                      Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

                      Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

                      Опыт № 1. Механический анализ.

                      Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

                      Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

                      Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

                      Цель работы: Научиться проводить простейший

                      Оборудование: Пробирки, воронка, колба,

                      Реактивы: Водопроводная, речная вода, почва.

                      Опыт № 1. Механический анализ.

                      Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

                      Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

                      Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

                      Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
                      Отсутствие ощутимого запаха 0
                      Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
                      Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
                      Запах легко обнаруживается 3
                      Отчетливый запах – неприятный, и может быть причиной отказа от питья 4
                      Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5
                      Наблюдение Выводы
                      Опыт № 1.

                      После встряхивания пробирки с ……… и …… наблюдали осаждение …. ………, используя ……

                      Наблюдали фильтрацию смеси …… и ……. Почва осталась на ……, а в стакане …. …….

                      После выпаривания на стекле обнаружили …. ….. Лакмусовая бумага стала …..
                      Опыт № 3

                      Отметили, что на высоте ….. не видно печатного текста

                      После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8 ……

                      Интенсивность запаха …… баллов

                      После механического анализа убедились, что почва содержит ……, …. ……

                      Почва содержит …… …… При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва….

                      Исследуемая вода ….. для питья

                      На скорость составьте предложение из этих букв
                      Х И М И Я — С Т Р А Н А Ч У Д Е С

                      источник